Меню
Бесплатно
Главная  /  Жалюзи  /  Бихевиоризм сильные и слабые стороны. Бихевиоризм: что это за направление в психологии и кто считается его основоположником

Бихевиоризм сильные и слабые стороны. Бихевиоризм: что это за направление в психологии и кто считается его основоположником

Бихевиоризм определил облик американской психологии ХХ века. Его основатель, Джон Уотсон (1878 - 1958) сформулировал кредо бихевиоризма: "Предметом психологии является поведение". Отсюда и название - от английского behavior - поведение (бихевиоризм можно перевести как поведенческая психология). Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями. Все, что происходит внутри человека, изучить невозможно, т.е. человек выступает как "черный ящик". Объективно изучить, регистрировать можно только реакции, внешние действия человека и те стимулы, ситуации, которые эти реакции обуславливают. И задача психологии заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию.

И личность человека, с точки зрения бихевиоризма, есть не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Формула "стимул - реакция" S -> R являлась ведущей в бихевиоризме. Закон эффекта Торндайка уточняет: связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Подкрепление может быть положительным (похвала, материальное вознаграждение и т.п.) либо отрицательным (боль, наказание и т.п.). Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает желание прежде всего избежать отрицательного подкрепления.

Таким образом, с позиции бихевиоризма личность - все то, чем обладает индивид, и его возможности в отношении реакций (навыки, социально регулируемые инстинкты, социализованные эмоции + способность пластичности, чтобы образовывать новые навыки + способность удержания, сохранения навыков) для приспособления к среде, т.е. личность - организованная и относительно устойчивая система навыков.

Человек в концепции бихевиоризма понимается прежде всего как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления можно программировать человека на требуемое поведение.

В недрах самого бихевиоризма психолог Толмен (1948 г.) подверг сомнению схему S -> R как cлишком упрощенную и ввел между этими членами важную переменную I - психические процессы данного индивида, зависящие от его наследственности, физиологического состояния, прошлого опыта и природы стимула, S -> I -> R .

Позднее один из последователей Уотсона, Скиннер, развивая концепцию бихевиоризма, доказал, что любое поведение определяется своими последствиями, сформулировал принцип оперантного обуслуживания - "поведение живых организмов полностью определяется последствиями, к которым оно приводит. В зависимости от того, будут ли эти последствия приятными, безразличными или неприятными, живой организм проявит тенденцию повторять данный поведенческий акт, не придавать ему никакого значения или же избегать его повторения в дальнейшем". Таким образом, получается, что человек полностью зависит от своей среды, и всякая свобода действия, которой, как ему кажется, он может пользоваться, - чистая иллюзия.

В 70-е годы бихевиоризм представил свои концепции в новом освещении - в теории социального научения. По мнению Бандуры (1965 г.) главная причина, сделавшая нас какие мы есть, связана с нашей склонностью подражать поведению других людей с учетом того, насколько благоприятны могут быть результаты такого подражания для нас. Таким образом, на человека влияют не только внешние условия: он также постоянно должен предвидеть последствия своего поведения путем его самостоятельной оценки.

Согласно теории социального научения Д. Роттера, социальное поведение можно описать с помощью следующих понятий:
1) поведенческий потенциал - каждый человек обладает определенным набором действий, поведенческих реакций, сформировавшихся в течение жизни;
2) на поведение человека влияет субъективная вероятность, с какой, по мнению человека, определенное подкрепление будет после определенного поведения в определенной ситуации;
3) на поведение человека влияет характер подкрепления, его ценность для человека (кто-то более ценит похвалу, кто-то - деньги, или более чувствителен к наказанию);
4) на поведение человека влияет его "локус" контроля: чувствует ли он себя "пешкой" либо считает, что достижение его целей зависит от собственных усилий.

Поведенческий потенциал, по мнению Роттера, включает 5 основных блоков поведенческих реакций:
1) поведенческие реакции, направленные на достижение успеха;
2) поведенческие реакции приспособления, адаптации;
3) защитные поведенческие реакции(это такие реакции, как отрицание, подавление желаний, обесценивание и т.п.);
4) техники избегания - уход, бегство, отдых и т.п.;
5) агрессивные поведенческие реакции - и реальная физическая агрессия, и символические формы агрессии: насмешка, направленная против интересов другого человека.

Согласно концепции американского психолога Макгвайра, классификация поведения и поступков человека должна проводиться в зависимости от целей, потребностей, ситуаций. Потребность - это переживаемое и осознаваемое состояние нужды человека в чем-либо. Цель показывает, к чему человек стремится, какой результат хочет получить. Одна и та же цель может быть поставлена, исходя из разных потребностей (например, три ученика поставили цель учиться на 5, но один - из потребности в новых знаниях, другой - из честолюбивых потребностей сделать карьеру, третий - из-за материальной потребности: отец пообещал ему в случае отличной учебы купить мотоцикл).

Исходя из такого подхода можно выделить 16 типов поведения.
1. Перцептивное поведение - стремление совладать с информационной перегрузкой за счет категоризации, в результате которой многообразие информации классифицируется, упрощается и может привести как к более ясному пониманию оцениваемого, так и к потере значимой информации.
2. Защитное поведение - любые реальные или воображаемые действия психологической защиты, которые позволяют сохранить позитивное мнение человека о самом себе. Защитное поведение позволяет человеку защититься от тех проблем, которые пока он не может решить. Но если время идет, а человек проблему не решает, то этот защитный механизм может являться препятствием личностного роста - настоящую свою проблему человек прячет, подменяя ее новыми "псевдопроблемами". Фрейд выделял 7 защитных механизмов:
1) подавление желаний - удаление желаний из сознания, т.к. его "нельзя" удовлетворить; подавление не бывает окончательным, оно часто является источником телесных заболеваний психогенной природы (головные боли, артриты, язва, астма, сердечные болезни, гипертония и т. п.);
2) отрицание - уход в фантазию, отрицание какого-либо события как "неправды";
3) рационализация - построение приемлемых моральных, логичных обоснований, аргументов для объяснения и оправдания неприемлемых форм поведения, желаний;
4) инверсия - подмена действия, мысли, отвечающих подлинному желанию, на диаметрально противоположное поведение, мысли (ребенок хочет получить любовь к себе матери, но, не получая этой любви, начинает испытывать прямо противоположное желание досадить, разозлить мать);
5) проекция - приписывание другому человеку своих собственных качеств, мыслей - "отдаление угрозы от себя";
6) изоляция - отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы, что может приводить к раздвоенности личности, к неполному "Я";
7) регрессия - возвращение на более ранний, примитивный способ реагирования, устойчивые регрессии проявляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мышления ребенка, не признает логику.
Проявление защитных механизмов время от времени присуще каждому человеку, но обилие устойчивых защитных механизмов, устойчивая изоляция от реальности наиболее типичны для невротичных личностей.
3. Индуктивное поведение - восприятие и оценка людьми самих себя на основе интерпретации значения собственных действий.
4. Привычное поведение - удовлетворение от положительного подкрепления создает большую вероятность воспроизведения знакомых вариантов поведения в соответствующих ситуациях.
5. Утилитарное поведение - стремление человека решить практическую проблему с максимальным достижением успеха.
6. Ролевое поведение в соответствии с ролевыми требованиями, обстоятельствами, которые вынуждают человека к каким-то действиям.
7. Сценарное поведение - человек является исполнителем множества правил допустимого "приличного" поведения, соответствующего его статусу в данной культуре, обществе.
8. Моделирующее поведение - варианты поведения людей в малых и больших группах (подражание, внушение), но трудно контролируемое как самим человеком, так и другими людьми.
9. Уравновешивающее поведение - когда человек имеет одновременно противоречащие друг другу мнения, оценки и пытается их "примирить", согласовать за счет изменения своих оценок, притязаний, воспоминаний.
10. Освобождающее поведение - человек стремится "обезопасить себя" от реальных или кажущихся "негативных условий существования" (избегать возможных неудач, отказ от среднепривлекательных целей, уступчивость).
11. Атрибутивное поведение - активное устранение противоречий между реальным поведением и субъективной системой мнений, устранение диссонанса между желаниями и реальными действиями, приведение их к взаимному соответствию.
12. Экспрессивное поведение - в тех сферах, где человек достиг высокого уровня мастерства и удовлетворения, при сохранении стабильно высокой самооценки, постоянное воспроизведение которой является основным регулятором повседневного социального поведения.
13. Автономное поведение - когда чувство свободы выбора (даже иллюзии такого выбора) создает готовность человека преодолевать любые барьеры на пути достижения цели (представление о себе как об активном "деятеле", а не исполнителе чьих-то приказов, чьей-то воли).
14. Утверждающее поведение - переживание своих действий как свершение своих планов при максимальном использовании внутренних условий.
15. Исследовательское поведение - стремление к новизне физического и социального окружения, готовность "терпеть" информационную неопределенность, к которой применимы освоенные ранее приемы ее обработки.
16. Эмпатическое поведение - учет, большой охват чувственной информации, лежащей в основе межличностного взаимодействия людей, способности понимать эмоциональное и душевное состояние другого человека.
Психоаналитические теории, опирающиеся на фрейдизм, описывают и прогнозируют поведение человека, относящееся к категориям 2,6,10. Бихевиористские теории описывают категории поведения 2,4,10,12. Когнитивные теории - категории 1,3,9,11. Гуманистические теории прогнозируют поведение 7,13,14. Все теории правы в пределах их применимости.

Бихевиоризм – это психологическая доктрина, в точном переводе означающая ученье о поведенческом реагировании индивидов. Приверженцы данной доктрины утверждали, что изучению с позиции науки сознание доступно только исключительно через объективно отмечаемые поведенческие акты. Становление бихевиоризма вершилось под эгидой постулатов И. Павлова и его экспериментальных способов изучения поведенческих реакций зверей.

Концепция бихевиоризма была впервые выдвинута в 1913 году психологом, родом из США, Дж. Уотсоном. Перед собой он ставил целью переустройство психологии в достаточно точную науку, базирующуюся на основе свойств, наблюдаемых исключительно объективным путем и отмечаемых в характеристиках людской деятельности.

Ведущим приверженцем бихевиористической теории был Б.Скиннер, который разработал комплекс экспериментальных методов, позволяющих сопоставлять поведенческие акты с понятиями, используемыми обычно с целью обрисовки умственных состояний. Скиннер относил к научным терминам исключительно те, которые очерчивают лишь физические явления и предметы. А понятия умственного характера им интерпретировались в качестве «объяснительных фикций», от которых необходимо высвободить психологию как науку. Наряду с собственным психологическим ученьем о бихевиоризме Скиннер активно пропагандировал ее социальные стороны, культурные аспекты и результаты. Он отвергал моральную ответственность, свободу воли, личностную независимость и противопоставлял всем подобным менталистским «басням» структуры преобразования социума на базисе разработки разнообразных техник манипулирования и управления человеческим поведением.

Бихевиоризм в психологии

Бихевиоризм определил внешний характер американской психологии двадцатого столетия. Основатель бихевиористского учения Джон Уотсон сформулировал его основные принципы.

Бихевиоризм предмет исследования по Уотсону изучает поведение субъектов. Именно отсюда и произошло название данного течения психологии (behavior означает поведение).

Бихевиоризм в психологии кратко представляет собой ученье о поведении, анализ которого носит исключительно объективную направленность и ограничивается внешне отмечаемыми реакциями. Уотсон полагал, что все происходящее во внутреннем мире индивида изучить невозможно. А объективно подвергнуть изучению, а также фиксации можно лишь реакции, внешнюю активность личности и стимулы, которые обуславливаются такими реакциями. Задачей психологии он считал, определение по реакциям потенциального стимула, а по побуждению предсказание определенной реакции.

Бихевиоризм предмет исследования является человеческое поведение от его появления на свет и до естественного завершения жизненного пути. Поведенческие акты могут быть просматриваемы аналогично объектам исследования остальных естественных наук. В поведенческой психологии могут быть применимы такие же общие методики, которые используют в естественных науках. А так как при объективном исследовании личности сторонник бихевиористической теории не наблюдает ничего, что можно было соотнести с сознанием, ощущением, волей, воображением, то он больше не может считать, что перечисленные термины свидетельствуют о реальных феноменах психологии. Отсюда бихевиористы выдвинули гипотезу, что все вышеназванные понятия необходимо исключить из обрисовки деятельности личности. Данными понятиями продолжала пользоваться «старая» психология вследствие того, что она началась с Вундта и произросла из философской науки, которая, в свой черед, выросла из религии. Таким образом, данную терминологию использовали оттого, что вся психологическая наука ко времени появления бихевиоризма считалась виталистической.

Научение бихевиоризм имеет собственную задачу, которая лежит в накапливании наблюдений за человеческим поведением с целью того, чтобы бихевиорист в каждой конкретной ситуации при определенном стимуле мог предвосхитить реакцию индивида или, наоборот, определить ситуацию, если известна реакция на нее. Поэтому при таком широком спектре поставленной задачи бихевиоризм еще довольно далек от цели. Однако, хотя выполнение задачи довольно сложно, но реально. Хотя многими учеными эта задача считалась неразрешимой и даже абсурдной. Тем временем социум базируется на тотальной уверенности, что поведенческие акты индивидов могут быть предвосхищены заранее, вследствие чего можно создать такие обстоятельства, которые спровоцируют определенные типы поведенческих реакций.

Храм божий, школа, супружество – все это является социальными институтами, которые зародились в процессе эволюционно-исторического развития, однако они не смогли бы существовать в случае невозможности предвосхищения человеческого поведения человека. Общества бы не существовало, если бы оно было не в состоянии формировать такие обстоятельства, которые влияли бы на некоторых субъектов и устремляли их действия по строго установленным путям. До настоящего времени, обобщения бихевиористов опирались, главным образом, на бессистемно используемых способах общественного воздействия.

Сторонники бихевиоризма надеются покорить и эту сферу, а затем подвергнуть научно-экспериментальному, достоверному изучению отдельных индивидов и социальные группы.

Школа бихевиоризма, иными словами стремится стать лабораторией социума. Условия, затрудняющие исследования бихевиориста, состоят в том, что побуждения, изначально не провоцировавшие какого-либо реагирования, могут в дальнейшем вызвать его. Такой процесс называется обусловливанием (ранее данный процесс назывался образованием привычек). Вследствие таких сложностей бихевиористам пришлось прибегнуть к генетической методике. У новорожденного младенца отмечается так называемая физиологическая система врожденных реакций или рефлексов.

Бихевиористы, основываясь на множестве безусловных, незаученных реакций, пытаются трансформировать их в условные. Одновременно с этим обнаруживается, что количество сложных безусловных реакций, возникающих при появлении на свет либо вскоре после него, сравнительно невелико, что опровергает теорию инстинкта. Большинство сложных актов, которые психологи старой школы именовали инстинктами, например, лазание или драка, сегодня считается условными. Иначе говоря, бихевиористы не отыскивают больше сведений, подтверждающих существование наследственных видов поведенческих реакций, а также наличие наследственных особых способностей (например, музыкальных). Они полагают, что при существовании сравнительно малочисленных врожденных действий, которые примерно одинаковы у всех малышей, и в условиях постижения внешней и внутренней среды, становится возможным, направить развитие любой крохи по строго определенной стези.

Концепции бихевиоризма рассматривали личность индивидуумов в качестве набора поведенческих реакций, характерных для конкретного субъекта. Отсюда и ведущей в концепции бихевиоризма была схема «стимул S (побуждение) – реакция R». Торндайк даже вывел закон эффекта, состоящий в том, что между побуждением и ответным реагированием связь усиливается при наличии подкрепляющего стимула. Подкрепляющий стимул может нести позитивную направленность, например, похвала или денежная, премия, или негативную, например, наказание. Зачастую человеческое поведение обусловлено ожиданием положительного подкрепления, однако, иногда, может преобладать желание избежать воздействия отрицательного подкрепляющего стимула.

Концепции бихевиоризма, таким образом, утверждают, что личность является всем тем, чем обладает субъект, и его потенциалом в отношении реагирования с целью адаптации к среде. Другими словами личность является организованной структурой и относительно стабильной системой всевозможных навыков.

Бихевиоризм в психологии кратко можно изложить при помощи теории Толмена. в концепции бихевиоризма, прежде всего, рассматривается в качестве реагирующего, функционирующего, обучающегося создания, запрограммированного на произведение различного характера действий, реакций и поведение. Видоизменяя стимулы и подкрепляющие побуждения можно программировать индивидов на нужное поведение.

Психолог Толмен предложил когнитивный бихевиоризм, тем самым подвергнув критике формулу S->R. Он считал эту схему чересчур упрощенной, вследствие чего добавил в формулу между стимулом и реакцией важнейшую переменную – I, которая обозначает психические процессы конкретного субъекта, зависящие от его физического состояния, опыта, наследственности и природы стимула. Он представил схему следующим образом: S->I->R.

Позднее, Скиннер, продолжая развивать научение бихевиоризм, привел доказательства того, что любые поведенческие реакции индивида обусловливаются последствиями, вследствие чего вывел концепцию оперантного поведения, которое основывалось на том, что реакции живых организмов всецело предопределяются результатами, к которым они ведут. Живое существо проявляет тенденцию повторения определенного поведенческого акта или не присвоения ему абсолютно никакого значения либо вообще избегания его воспроизведения в дальнейшем в зависимости от приятного, неприятного или безразличного ощущения от последствий. Следовательно, индивид целиком зависит от обстоятельств, и любая свобода маневров, которой он может располагать, является чистейшей иллюзией.

Течение социальный бихевиоризм появилось в начале семидесятых. Бандура полагал, что ключевой фактор, повлиявший на индивида и сделавший его таким, каким он является сегодня, связан со склонностью субъектов к копированию поведения окружающих людей. При этом они оценивают и учитывают, насколько благоприятны будут последствия подобного подражания для них. Таким образом, на личность воздействуют не только исключительно внешние обстоятельства, но и последствия собственного поведения, которые она самостоятельно оценивает.

В соответствии с теорией Д. Роттера, социальные поведенческие реакции можно отобразить при помощи понятий:

— поведенческий потенциал, то есть каждый индивид имеет определенный набор функций, поведенческих актов, которые формировались на протяжении жизни;

— на поведение индивидов воздействует субъективная вероятность (другими словами, каким, по их мнению, будет определенный подкрепляющий стимул после определенного поведенческого акта в определенных обстоятельствах);

— на поведение индивидов воздействует характер подкрепляющего стимула, его значимость для человека (например, для кого-то более ценной является похвала, а для другого – материальное вознаграждение);

— на поведение индивидов воздействует его , то есть ощущает он себя так называемой «марионеткой» в чужом спектакле или считает, что достижение собственных целей имеет зависимость только от собственных стараний.

По мнению Роттера, поведенческий потенциал, содержит пять стержневых блоков поведенческого реагирования:

— поведенческие акты направлены на достижение успеха;

— приспособительные поведенческие акты;

— защитные поведенческие акты (например, отрицание, усмирение желаний, обесценивание);

— избегание (например, уход);

— агрессивные поведенческие акты – либо настоящая физическая , либо символические ее формы, такие как издевка, направленная против интересов собеседника.

Бихевиоризм, несмотря, на многие недочеты этой концепции, продолжает занимать существенное место в психологической науке.

Теория бихевиоризма

К конечному периоду девятнадцатого столетия обнаружилось множество изъянов у стержневого способа исследования человеческой психики интроспекции. Основным из таких недостатков являлось отсутствие измерений объективного характера, вследствие чего наблюдалась разрозненность получаемой информации. Поэтому на фоне сформировавшейся ситуации зарождается школа бихевиоризма, направленная на изучение поведенческих реакций в качестве объективного психического феномена.

Американские сторонники бихевиоризма выстраивали свои труды, основываясь на идеях исследования поведенческих актов рус­скими исследователями И.Павловым и В.Бехтеревым. Они восприняли их воззрения в качестве модели точной естествен­нонаучной информации. Такие основополагающие воззрения под влиянием представлений позитивизма были модифицированы в другую линию исследования поведенческих актов, которая выразилась в крайних концепциях бихевиоризма:

— редуцирующих поведенческие акты к строго детерминированной связи внешнего побуждения, фиксируемого на «входе», с ответной наблюдаемой реакцией, регистрируемой на «выходе»;

— доказывающих, что такое отно­шение является единым равнозначным объектом научной психологии;

— в добавочных промежуточных переменных не нуждающихся.

Особая заслуга в данном направлении принадлежит В.Бехтереву, который выдвинул концепцию «коллективной рефлексологии», включающую поведенческие акты групп, поведенческие реакции индивидуума в группе, условия зарождения социальных коллективов, специфика их деятельности и взаимоотношения их членов. Подобное понимание понятия коллективной рефлексологии изображалось им в качестве преодоления субъективной социальной психологии, так как все проблемы групп понимаются в качестве соотношения внешних воздействий с мимико-соматическими актами и двигательными реакциями их участников. Такой социально-психологический подход необходимо обеспечить сочетанием принципов рефлексологии (инструменты объединения индивидов в группы) и социологии (специфика групп и их взаимоотношения с социумом). Бехтерев настаивал именно на понятии «коллективная рефлексология» вместо привычно употребляемого понятия социальной психологии.

Теория В.Бехтерева в бихевиоризме содержала крайне полезную мысль – группа является целым, в котором зарождаются новые свойства, возможные исключительно при взаимодействии индивидов. Однако такие взаимодействия истолковывались достаточно механистически, то есть личность провозглашалась продуктом социума, но в стержень ее формирования были положены биологические характеристики и, главным образом, социальные инстинкты, а для толкования общественных связей индивидуумов привлекались нормы неорганического мира (например, закон тяготения). Однако при этом само представление о биологической редукции подвергалось критике. Несмотря на это, заслуга В. Бехтерева была огромна перед дальнейшим формированием социальной психологии.

Британский психолог Айзенк в бихевиоризме является создателем факторной личностной теории. Он начал исследования базовых свойств личности с изучения итогов психиатрического обследования контингента здоровых индивидов и признанных невротиками, которые включают обрисовки психиатрических симптомов. Вследствие данного анализа Айзенк выделил 39 переменных величин, по которым эти группы отличались разительно, и факторное исследование которых сделало возможным получить четыре критерия, включающие критерий стабильности, экстраверсии-интроверсии и нейротизма. Айзенк придал иное значение терминам интроверт и экстраверт, предложенным К. Юнгом.

Результатом дальнейшего изучения посредством факторного анализа Айзенком стала разработка «трех факторной концепции личности».

Эта концепция базируется на установление личностной черты как инструмента поведения в определенных сферах жизни. Изолированные поступки в неординарных ситуациях рассматриваются на низшем уровне разбора, на следующем уровне – часто воспроизводимые, привычные поведенческие реакции в содержательно сходных ситуациях жизни, это типичные реакции, диагностируемые в качестве поверхностных черт. На следующем третьем уровне разбора обнаруживается, что часто воспроизводимые формы поведенческого реагирования могут соединяться в некие богатые содержанием однозначно определяемые совокупности, факторы первого порядка. На следующем уровне разбора содержательно определенные совокупности сами соединяются во второго порядка факторы, или типы, которые не имеют явной поведенческой экспрессии, но базируются на биологических параметрах. На ступени второго порядка факторов Айзенк выделил три измерения личностных свойств: экстраверсию, психотизм и нейротизм, которые рассматривает в качестве генетически обусловленных активностью нервной системы, что демонстрирует их в качестве черт .

Направления бихевиоризма

Классический бихевиоризм представляет собой бихевиоризм Д.Уотсона, исследующий исключительно внешне проявляемые поведенческие реакции и не видящий различия между поведенческими актами индивидов и других живых созданий. В классическом бихевиоризме все явления психики сводятся к реагированию организма, главным образом, двигательному. Таким образом, мышление в бихевиоризме отождествлялось с речедвигательными действиями, эмоции – с трансформациями внутри организма. Сознание в данной концепции принципиально не изучалось, вследствие того, что оно не обладает поведенческими показателями. Основным инструментом поведенческих реакций в концепции принимается взаимосвязь побудительного стимула и реакции.

Основные методы бихевиоризма – это наблюдение и опытное изучение ответного реагирования организма на воздействия окружающих обстоятельств для обнаружения доступных математическому отображению корреляций между данными переменными. Миссией бихевиоризма считалось переведение абстрактных фантазий последователей гуманитарных теорий на слог научного наблюдения.

Бихевиористическое направление родилось вследствие протеста его сторонников против произвольных абстрактных спекуляций ученых, не обуславливающих термины четким образом, и истолковывающих поведенческие акты исключительно метафорически, не переводя красочные объяснения на слог четких предписаний – что конкретно необходимо произвести, чтобы получить от остальных или себя нужную модификацию в поведении.

В практической психологии бихевиористическое направление стало основоположником поведенческого подхода, в котором в центре внимания специалиста находятся поведенческие акты индивидов. Говоря более конкретно – «что есть в поведении», «что индивид желает изменить в поведении» и «что с этой целью конкретно необходимо сделать». По прошествии некоторого количества времени появилась необходимость отграничить поведенческий подход и бихевиоральное направление.

В практической психологии бихевиоральное направление является подходом, реализующим идеи классического бихевиоризма, другими словами работающий, в первый черед, с внешне проявляемыми, наблюдаемыми поведенческими реакциями индивида и рассматривающий личность только в качестве объекта воздействий в совершенной аналогии с научно-естественным подходом. Но все-таки поведенческий подход имеет гораздо более широкий диапазон. Он охватывает не только бихевиоральное направление, но и когнитивный бихевиоризм, и личностно-поведенческое направление, где специалист рассматривает личность как автора внешних и внутренних поведенческих актов (мыслей, эмоций, избрания жизненной роли или выбора определенной позиции), то есть любых поступков, производителем которых является она и за которые она будет в ответе. Слабость бихевиоризма заключается в сведении многоаспектных процессов и явлений к деятельности людей.

Кризис бихевиоризма разрешился посредством введения в классическую схему дополнительной переменной величины. Благодаря этому сторонники концепции стали считать, что не все можно зафиксировать объективистскими методиками. Побуждение функционирует только вместе с промежуточной переменной величиной.

Как и любые теории, бихевиоризм, подвергался модификациям в процессе собственного развития. Таким образом, появились новые направления: необихевиоризм и социальный бихевиоризм. Последний изучает агрессию индивидов. Сторонники соцбихевиоризма считают, что личность прикладывает множество усилий с целью добиться определенного статуса в социуме. Понятие бихевиоризм в этом направлении является механизмом социализации, предусматривающим не только лишь приобретение опыта, основанного на собственных промахах, но и на ошибках других. Фундаменты кооперативных и агрессивных поведенческих актов сформированы на данном механизме.

Необихевиоризм не ставит перед собой задачу личностного воспитания, но устремляет усилия на «программирование» поведенческих актов индивидуума с целью достижения максимально действенного результата для клиента. Важность положительного стимула была подтверждена в исследованиях практикой «метода пряника». При воздействии позитивного побуждающего стимула можно достигнуть наибольших результатов. Проводя собственные исследования, Скиннер, многократно попадал впросак, однако при этом он полагал, что если бихевиористическое ученье не может отыскать ответ на какой-нибудь вопрос, то попросту такого ответа не существует вообще.

Бихевиоризм поведение человека Скиннер считал детерминировано внешними условиями влияния ( , опыт, наблюдение), вследствие чего он исключал способность к самоуправлению.

Центральные ошибки последователей бихевиористического научения заключаются в совершенном игнорировании личности. Они не понимали того, что исследование всякого действия без привязки к определенной личности невозможно. Также они не учитывали, что у разных личностей в равных условиях могут зародиться несколько реакций, а выбор оптимальной всегда будет оставаться за личностью.

Сторонники бихевиоризма утверждали, что в психологии любое «уважение» выстраивается только на страхе, что очень далеко от истины.

Вопреки тому, что на протяжении последних 60 лет произошло серьезное видоизменение идей бихевиоризма, предложенных Уотсоном, основные принципы этой школы все же остались неизменными. К ним относят представление о преимущественно неврожденном характере психики (однако сегодня признается наличие врожденных компонентов), идею о необходимости изучать, главным образом, доступные анализу и наблюдению поведенческие реакции (невзирая на то, что смысл внутренних переменных и их содержание не отрицается) и уверенность в наличии возможности влиять на ход развития психики целым рядом разработанных технологий. Убежденность в надобности и возможности целенаправленного обучения, образующего определенный личностный тип и методы, осуществляющие процесс обучения, считаются одними из самых значимых преимуществ данного направления. Различные теории научения и тренинги, позволяющие корректировать поведенческие реакции, обеспечили жизненность бихевиоризма не только в США, но и распространение его в остальном мире, однако в Европе широкого признания данная школа не получила.

Бихевиоризм представители

Если говорить простым языком, то бихевиоризм поведение человека рассматривает в качестве центральной движущей силы развития личности. Таким образом, научение бихевиоризм является наукой о поведенческом реагировании индивидов и их приведенных рефлексах. Отличие его от прочих направлений психологии заключается в предмете изучения. В бихевиористическом направлении изучается не сознание личности, а ее поведение или поведенческие реакции животных.

Бихевиоризм представители и основные идеи.

Д. Уотсон – основоположник принципов бихевиоризма, выделил в собственных исследованиях четыре класса поведенческих актов:

— эксперецит либо видимые реакции (например, чтение книги или игра в футбол);

— импилицит либо скрытые реакции (например, внутреннее мышление или разговор с собой);

— инстинктивные и эмоциональные акты либо видимые наследственные реакции (например, чихание или зевание);

— скрытые наследственные акты (например, жизнедеятельность организма).

В соответствии с убеждениями Уотсона реально только лишь то, что можно держать под наблюдением. Основной его схемой, которой он руководствовался в своих трудах, было равенство между побудительным стимулом и реакцией.

Э. Торндайк формировал поведение в сетях из спаянных между собой простых компонентов. Впервые именно благодаря опытам Торндайка было продемонстрировано, что суть и функции его могут быть постигнуты и подвергнуты оценке без обращения к принципам или иным явлениям сознания. Он предположил, что в случае осмысления индивидом чего-либо или произнесения им «про себя» любого слова, лицевые мышцы (то есть мышцы речевого аппарата) бессознательно производят еле заметные движения, которые, в основном, остаются невидимыми окружающими. Торндайк выдвинул идею, что поведенческие реакции любого живого создания обусловливаются тремя компонентами:

— условиями, которые охватывают внешние процессы и внутренние явления, оказывающие влияние на субъекта;

— реакцией или внутренними актами, проистекающими вследствие такого воздействия;

— тонким сцеплением между условиями и реакциями, то есть ассоциацией.

Основываясь на собственных исследованиях, Торндайк разработал несколько законов концепции бихевиоризма:

— закон упражнения, представляющий собой пропорциональную связь между условиями и ответными актами на них относительно числа их воспроизведений;

— закон готовности, заключающийся в трансформации готовности организма к проводке нервных импульсов;

— закон ассоциативного сдвига, проявляющийся при реагировании на один конкретный раздражитель из комплекса, действующего одновременно, а остальные раздражители, которые участвовали в данном событии, в дальнейшем будут вызывать аналогичную реакцию;

— закон эффекта.

Четвертый закон спровоцировал множество дискуссий, так как содержал в себе мотивационный фактор (то есть, фактор, имеющий психологическую направленность). Четвертый закон гласит о том, что всякое действие, провоцирующее появление удовольствия при определенных условиях, соотносится с ними и в последующем увеличивает вероятность воспроизведения данного действия в схожих условиях, неудовольствие или дискомфорт в действиях, соотносимых с определенными условиями, приводит к уменьшению вероятности повторения такого акта в сходных обстоятельствах. Данный принцип подразумевает, что основой научения являются также отдельные противоположные состояния внутри организма.

Говоря о бихевиоризме нельзя не отметить существенный вклад в данное направление И.Павлова. Так как изначально все принципы бихевиоризма в психологической науке основываются на его исследованиях. Он выявил, что у животных на фундаменте безусловных рефлексов складываются соответствующие поведенческие реакции. Однако у них при помощи внешних раздражителей можно сформировать приобретенные, то есть условные рефлексы, и тем самым выработать новые поведенческие модели.

У. Хантер в 1914 году разработал схему с целью изучения поведенческих актов. Он назвал эту схему отсроченной. Хантер показывал обезьяне банан, который потом прятал в один из ящиков, после чего закрывал от нее их ширмой и через пару секунд убирал ширму. Обезьяна безошибочно после этого находила банан. Это доказывает, что звери способны изначально не только исключительно на непосредственную реакцию на импульс, но и на отсроченную.

Л. Карл решил пойти еще дальше. Он при помощи экспериментальных опытов вырабатывал у разных животных навык, после чего удалял им различные доли мозга, для выяснения существует или нет зависимость от удаленных частей мозга выработанного рефлекса. Он сделал вывод, что абсолютно все части мозга равнозначны и успешно могут взаимно заменять друг друга.

Однако попытки свести сознание до комплекса стандартных поведенческих актов не увенчались успехом. Сторонникам бихевиоризма требовалось расширить границы понимания психологии и ввести в него понятия побуждения (мотива) и редукцию образа. Вследствие чего в 60-е годы образовалось несколько новых направлений. Одним из них является когнитивный бихевиоризм, предложенный Э. Толменом. Данное течение базируется на том, что процессы психики при научении не могут ограничиваться исключительно связью между побуждающим стимулом и реакцией. Поэтому Толмен нашел промежуточное составляющее, находящееся между этими событиями, и назвал когнитивным представлением. Свои идеи Толмен аргументировал при помощи различных экспериментов. Он вынуждал животных отыскивать корм в лабиринте. Животные находили пищу не зависимо от того, к какому пути они были ранее приучены. Поэтому стало очевидным, что для зверей цель важнее, чем модель поведения. Отсюда система взглядов Толмена и получила свое название – «целевой бихевиоризм».

Таким образом, основные методы бихевиоризма заключались в проведении лабораторного эксперимента, который становился фундаментом психологического исследования и на котором основывались все выведенные принципы сторонников бихевиоризма, но при этом они не замечали качественную разницу между поведенческим реагированием человека и животных. Также при определении механизма формирования навыков ими были отметены важнейшие составляющие, такие как и психическая модель действия как фундамента его реализации.

Серьезным минусом теории бихевиоризма можно считать ее уверенность в том, что человеческим поведением можно манипулировать в зависимости от практических потребностей исследователей, однако вследствие механического подхода к изучению поведенческого реагирования индивидуума сводилось к комплексу простейших реакций. При этом вся активная деятельная суть личности игнорировалась.

Бихевиоризм (от англ. behaviour - поведение) - направление в американской психологии конца XIX - начала XXв., разрабатывающее ее как науку о поведении. Отличительная черта данного направления - отрицание роли сознания как предмета научного исследования, а также социальных явлений как факторов, влияющих на поведение индивида. На первый план выдвигается изучение психики как совокупности стимулов (любых внешних раздражителей) и реакций, а также обусловленных ими поведенческих актов. Основная задача - установление связи между стимулами и реакциями в поведении людей и животных .

История возникновения бихевиоризма

В 1898 Эдвард Торндайк защищает докторскую диссертацию «Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных», в которой описывает свои опыты, главным результатом которых он считал возможность изучения и оценки интеллектуальных возможностей индивида без учета его сознания в каких-либо проявлениях. Торндайк первым предложил рассматривать ассоциацию не как связующее звено между идеями или между идеей и движением, а как связь движения и ситуации.

Торндайк полагал, что принцип «проб, ошибок и случайного успеха» обуславливает приобретение живыми существами новых форм поведения на всех уровнях развития.

Торндайк принимал за исходный момент действия не внешний импульс, на который уже определена реакция организма, а проблемную ситуацию, т.е. такие внешние условия, для приспособления к которым организм не имеет готовой формулы двигательного ответа, и вынужден решить ее самостоятельно.

Торндайк утверждал, что связь «ситуация – реакция» в отличие от рефлекса (в то время рефлекс рассматривался исключительно как механическое явление) выглядела следующим образом:

1) возникновение проблемной ситуации, с которой организм ранее не сталкивался;

2) мобилизация сил организма для решения данной проблемы;

3) активный поиск решения;

4) выучивание решения для аналогичных ситуаций путем упражнения .

Позднее принятую «манифестом» нового направления.

1) психологи должны изучать исключительно поведение, а не интеллект или психическую деятельность, так как реально только то, что можно наблюдать, т.е. телесные реакции. Основной задачей психологии признавалась необходимость предугадывать поведение человека и управлять им;

2) единственный метод исследования - объективное наблюдение. Поведение необходимо исследовать как мышечные и гормональные реакций, как очевидные, так и скрытые;

3)необходимо изучить взаимосвязь между стимулами и реакциями, особенно в ситуации изменения стимула;

4)главная цель исследований - объяснение механизмов зависимости поведения человека от внешних факторов, а также в выявлении методов его целенаправленного формирования.

Основной формулой человеческого поведения бихевиористы полагали простейшую взаимосвязь стимула (S) и реакции (R). Так, с помощью простейшей формулы S-R они пытались объяснить все действия человека, отрицая при этом сознание, мотив, образ действия. Уотсон считал, что, управляя внешними раздражителями, можно сформировать любого человека, определив за него его стремления, убеждения, поведенческие привычки. Свои взгляды ученый описал в трудах «Поведение: Введение в сравнительную психологию» («Behavior: An Introduction to Comparative Psychology», 1914) и «Психологиясточкизрениябихевиориста» («Psychology from the Standpoint of a Behaviorist», 1919).

Развитие направления и причины перехода к необихевиоризму

Позднее бихевиоризм как направление психологии развивали М. Ф. Мейер, стремившийся приблизить психологию к физиологии, ученик Мейера А. П. Вейсс, который считал своей главной целью преобразование психологии в естественнонаучную дисциплину. Немалый вклад также внесли работы последователя Уотсона К. С. Лешли, который проводил опыты по изучению мозговых механизмов поведения. Исследования проходили по такому сценарию: у животного формировался рефлекс, а за тем ученый удалял какой-либо участок головного мозга и проверял - зависит ли от него действие выработанного ранее рефлекса. По результатам данных экспериментов Лешли пришел к выводу, что мозг функционирует как целое и его различные участки эквипотенциальны, т. е. равноценны, и потому с успехом могут заменять друг друга. У. С. Хантер известен тем, что в 1914 году открыл экспериментальную схему для изучения реакции, которую он назвал отсроченной. Один из опытов проходил так: обезьяне показывали в какой из двух ящиков положен банан. Затем между ней и ящиками ставили ширму. Через несколько секунд ширму убирали. Обезьяна безошибочно открывала нужный ей ящик, доказав, что уже животные способны к отсроченной, а не только непосредственной реакции на стимул.

Тем не менее, уже в 30-е годы система взглядов Уотсона уже подвергалась критике и основные положения бихевиоризма стали претерпевать существенные изменения. Причиной данного явления стала слабость категориального аппарата направления. В частности, категория действия, ограниченно исследуемая в данной программе, не могла успешно изучаться при условии отрицания образа и мотива, обуславливающих сам смысл действия. Попытки ввести понятия образа, мотива и психосоциального отношения в систему понятий бихевиоризма привели к формированию нового психологического направления - необихевиоризма.

Необихевиоризм

В 1932г. Эдвард Томлен публикует книгу «Целевое поведение у животных и человека». В этой работе он первым предложил усложнить формулу S-R и добавить в нее промежуточные звенья, т.е. дополнительные факторы, влияющие на реакцию. Также он настаивал на том, что на поведение стоит смотреть не в конкретной ситуации, а целостно. Один из самых важных выводов из его экспериментов заключается в том, что поведение не сводится к выработке двигательных навыков. Своими опытами он доказал, что в течение всей жизни индивид формирует когнитивную карту пути для решения различных задач.

Выводы Томлена принудили бихевиористов к пересмотру прежних воззрений на поведение.

Однако лидером необихевиоризма считается Берхауз Фредерик Скиннер. Как и Уотсон он считал главной задачей психологии анализ причин человеческого поведения и выработку методов управления им. Тем не менее в историю психологии Скиннер вошел как теоретик обучения, разработавший методы работы с детьми, нуждающимися в коррекции поведения, а также достиг определенных успехов в коррекционном обучении.

Кроме того, Скиннер является первооткрывателем такого понятия как оперантное поведение - система активных действий для достижения индивидуумом желаемой целей. В своих работах он также основывался на знаниях о рефлексах, но всегда подчеркивал разницу между своим подходом и подходом Павлова: условные рефлексы, формируемые Павловым в ходе исследований Скиннер определял как стимульное поведение, определяемое ассоциацией с конкретным стимулом и не зависящее от собственной активности субъекта.

Подход Скиннера к формированию желаемой реакции имел большие преимущества по сравнению с традиционным:

Устойчивость;

Долговременность;

Стремление индивида повторить успех даже при отсутствии стимула.

В настоящее время бихевиоризм, определивший облик американской психологии в первой половине ХХ века уже не применяется в чистом виде. Тем не менее, многие выводы бихевиористов до сих пор являются основными постулатами американской социологии и политологии, а прикладной анализ поведения, предложенный Скиннером, является наиболее рекомендуемым в работе как с обычными детьми, так и с детьми, имеющими отклонения в развитии или поведении.

Список литературы:

1. Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. М.: МОДЕК, 1995. 640с.
2. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины ХХ века. Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Издательский центр "Академия",1996. 416с.

Бихевиоризм – одно из ведущих направлений, получившее широкое распространение в разных странах и в первую очередь в США. Родоначальники бихевиоризма – Э. Торндайк (1874–1949) и Дж. Уотсен (1878–1958). В данном направлении психологии изучение предмета сводится, прежде всего, к анализу поведения, которое широко трактуется как все виды реакций организма на стимулы внешней среды. При этом из предмета исследования исключается сама психика, сознание. Основное положение бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание и психику, которые невозможно наблюдать непосредственно. В качестве основных задач ставились следующие: научиться по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по характеру реакции определить или описать вызвавший ее стимул. Согласно бихевиоризму человеку присуще относительно небольшое число врожденных поведенческих феноменов (дыхание, глотание и т. п.), над которыми надстраиваются более сложные реакции, вплоть до сложнейших «сценариев» поведения. Выработка новых приспособительных реакций происходит с помощью проб, осуществляемых до тех пор, пока одна их них не даст положительный результат (принцип «проб и ошибок»). Удачный вариант закрепляется и в дальнейшем воспроизводится.

Представители бихевиоризма:

Джон Уотсон являлся лидером бихевиористического направления. Он предложил схему, разъясняющую поведение всех живых существ на земле: стимул вызывает реакцию. Уотсон придерживался мнения, что при верном подходе появится возможность полностью предсказывать поведение, формировать и контролировать с помощью изменения окружающей действительности поведение людей разных профессий. Механизмом данного влияния было объявлено обучение путем классического обуславливания, которое подробно изучил на животных академик Иван Петрович Павлов . Он обнаружил, что на базе безусловных рефлексов у животных складывается соответствующее реактивное поведение. Однако с помощью внешних воздействий у них можно выработать и приобретенные, условные рефлексы и формировать тем самым новые модели поведения.

Джон Уотсон стал проводить эксперименты над младенцами и выявил у них три основополагающих инстинктивных реакции – страх, гнев и любовь. Психолог сделал вывод, что все остальные поведенческие отклики наслаиваются на первичные (эксперимент с крошкой Альбертом).

Ученый Хантер Уильям создал в 1914 году схему для изучения поведенческих реакций, которую назвал отсроченной. Он показывал обезьяне банан в одном из двух ящиков, затем закрывал от нее это зрелище ширмой, которую через несколько секунд убирал. Обезьяна после этого успешно находила банан, что доказывало, что животные изначально способны не только на непосредственную, но и отсроченную реакцию на импульс.

Другой ученый – Лешли Карл с помощью экспериментов вырабатывал у какого-нибудь животного навык, а затем удалял ему различные части мозга, чтобы выяснить зависит от них выработанный рефлекс или нет. Психолог пришел к выводу, что все части мозга равноценны и с успехом могут заменить друг друга.

Другие течения бихевиоризма:

Теория связей Торндайка

Основатель теории научения Э.Торндайк рассматривал сознание как систему связей, объединяющую идеи по ассоциации. Чем выше интеллект, тем большее число связей он может установить. В качестве двух основных законов научения Торндайк предложил закон упражнения и закон эффекта. Согласно первому, чем чаще какое-то действие повторяется, тем глубже оно отпечатывается в сознании. Закон эффекта гласит, что связи в сознании устанавливаются более успешно, если реакция на стимул сопровождается поощрением. Для описания значимых ассоциаций Торндайк использовал термин «принадлежность»: связи легче устанавливаются, когда объекты как бы принадлежат друг другу, т.е. взаимозависимы. Научение облегчается, если заучиваемый материал осмыслен. Торндайк сформулировал также концепцию «распространения эффекта» – готовности усвоить сведения из областей, смежных с теми областями, которые уже знакомы. Торндайк экспериментально изучал распространение эффекта с целью определить, влияет ли обучение какому-то предмету на усвоение другого – например, помогает ли знание древнегреческой классики при подготовке будущих инженеров. Оказалось, что положительный перенос наблюдается лишь в случаях, когда области знания соприкасаются. Научение одному виду деятельности может даже препятствовать овладению другим («проактивное торможение»), а вновь освоенный материал способен иногда разрушать что-то уже выученное («ретроактивное торможение»). Эти два вида торможения являются предметом теории интерференции при запоминании. Забывание какого-то материала связано не только с течением времени, но и с влиянием иных видов деятельности.

Оперантный бихевиоризм Скиннера

Следуя тому же направлению, американский бихевиорист Б.Скиннер выделил в дополнение к классическому обусловливанию, которое он обозначил как респондентное, второй тип обусловливания – оперантное обусловливание. Оперантное научение имеет в своей основе активные действия («операции») организма в окружающей среде. Если какое-то спонтанное действие оказывается полезным для достижения цели, оно подкрепляется достигнутым результатом. Голубя, например, можно научить играть в пинг-понг, если игра становится средством получения пищи. Поощрение называется подкреплением, поскольку оно подкрепляет желаемое поведение.

Голуби не сумеют играть в пинг-понг, если не сформировать у них это поведение методом «дискриминационного научения», т.е. последовательным избирательным поощрением отдельных действий, ведущих к желаемому результату. Подкрепление может быть распределенным случайно либо следовать через определенные интервалы времени или в определенной пропорции. Случайно распределенное подкрепление – периодические выигрыши – заставляет людей играть в азартные игры. Появляющееся через определенные интервалы поощрение – заработная плата – удерживает человека на службе. Пропорциональное поощрение – настолько сильное подкрепление, что экспериментальные животные в опытах Скиннера буквально загоняли себя до смерти, стараясь заработать, например, побольше вкусной еды. Наказание, в отличие от поощрения, является отрицательным подкреплением. С его помощью нельзя научить новому типу поведения – оно лишь заставляет избегать уже известных действий, за которыми следует наказание. Скиннер стал инициатором программированного обучения, разработки обучающих машин и поведенческой терапии.

Когнитивный бихевиоризм Толмена

В отличие от Скиннера и других сторонников главенствующей роли связи «стимул – реакция», Э.Толмен предложил когнитивную теорию научения, считая, что психические процессы, участвующие в научении, не ограничиваются связью С-Р. Фундаментальным законом научения он считал овладение «знаком-гештальтом», т.е. когнитивным представлением, занимающим промежуточное положение между стимулом и реакцией. В то время как связь «стимул – реакция» носит механический характер, познание играет активную посредническую роль, и результат имеет вид: стимул – познавательная деятельность (знак-гештальт) – реакция. Знаки-гештальты состоят из «когнитивных карт» (умственных образов знакомой местности), ожиданий и прочих промежуточных переменных. Крысы, с которыми проводил опыты Толмен, не нуждались в выработке условного рефлекса, чтобы найти в лабиринте дорогу, ведущую к пище. Они направлялись прямо к кормушке, потому что знали, где она находится и как ее найти. Толмен доказывал свою теорию экспериментами по нахождению подопытными животными нужного места: крысы направлялись к одной и той же цели независимо от того, каким путем были приучены перемещаться. Желая подчеркнуть определяющую роль цели в поведении, Толмен назвал свою систему «целевым бихевиоризмом»

Бихевиоризм – это направление в психологии и философии, основанное на понятии, что сознание не является отдельной психологической структурой, его приравнивают к реакциям на различные раздражители. Если объяснить суть понятия бихевиоризм кратко, то теория сводится к тому, что все чувства, эмоции и мыслительные процессы человека – не что иное, как двигательные рефлексы, которые продолжают вырабатываться на протяжении всей жизни. Теория о поведении произвела фурор в психологии с самого ее зарождения, но в последнее время российские ученые не очень часто применяют ее в своей практике.

Что такое бихевиоризм и как произошло данное понятие? Происходит оно от слова behavior, что переводится как поведение, именно на основе поведенческих реакций основатели течения строят все свои теории. Американская психология претерпела значительные изменения благодаря открытию бихевиористского подхода, поскольку он преобразовал все существующие до этого понятия о том, как устроена психика человека.

Основоположник бихевиоризма – Джон Уотсон, американский ученый, который занимался рассмотрением поведенческих реакций и пришел к выводу, что все поступки и двигательные действия человека совершаются в результате определенного стимула. Уотсон склонялся к мнению, что человек поступает так или иначе под влиянием определенных раздражителей, при этом эмоциональная сфера и сознание не играют никакой роли.

Бихевиористская теория зародилась как противоположность интроспекции – методу изучения психики человека. Критики выразили мнение, что интроспективный метод не позволяет проводить объективные измерения, вследствие чего результаты исследований нелогичны и неправильны.

С философской точки зрения основатель бихевиоризма – это Джон Локк, он считал, что сразу после рождения и до смерти у человека вырабатываются стимулы и рефлексы, сформированные внешней средой. Джон Уотсон же полагал, что поведение человека и животного имеет одну и ту же структуру – внешний стимул вызывает реакцию, а вслед за ней идет определенный поступок. Цепочка событий была сформирована им в виде формулы S R (стимул – реакция). Социальные психологи-бихевиористы стали считать, что с помощью данной теории им удастся не только контролировать поведение человека, но даже предугадывать и формировать его.

Теории ученых

Основная теория бихевиоризма по Уотсону нашла свое подтверждение в экспериментах над животными, которые проводил советский ученый-физиолог Иван Павлов. Он доказал, что формирование рефлексов напрямую зависит от внешних стимулов (знаменитая «собака Павлова»). Исходя из материалов его работ, следовало, что нужное поведение животного и человека можно формировать, вырабатывая условные рефлексы.

Бихевиористический подход Уотсона основывался на результатах исследований, проводимых над младенцами. Им было установлено, что у младенцев есть только три основных вида инстинктов – это страх, гнев и любовь, а остальные рефлексы и стимулы являются вторичными. Основные сложные поведенческие конфигурации Уотсоном детально описаны не были, но его идеи получили широкое распространение в социологии, так же как и на сегодняшний день их используют в практических занятиях.

Джон Уотсон свою теорию бихевиоризма строил на следующих постулатах:

  • бихевиоризм в психологии – это изучение поведения живых существ;
  • психофизиология человека зависит от его поведенческих реакций;
  • проводимые исследования поведения основываются на реакции организма на внешние раздражители;
  • если известен характер внешнего раздражителя – можно предугадать реакцию в поведении и контролировать его в дальнейшем;
  • психология должна брать за основу условные и безусловные рефлексы человека;
  • теория личности – это комплекс реакций на различные виды раздражителей;
  • речь и способность логически мыслить должны восприниматься как навыки;
  • для удержания навыков существует память;
  • психика человека подвергается изменениям в течение жизни, поэтому и отношение к ситуации может прямо влиять на поступки;
  • социальная психология больше ориентирована на эмоциональную сферу, где положительные и отрицательные эмоции есть не что иное, как разные реакции на внешние раздражители.

Помимо этих представителей бихевиоризма, немаловажный вклад в данную теорию внес Э.Торндайк. Эксперименты он проводил над поведенческими реакциями птиц и грызунов, в результате чего он пришел к выводу, что изменения поступков заключаются в процессе проб и ошибок, причем связь между поведением и разными ситуациями была подробно прослежена исследователем. Теория Торндайка гласила, что исходный момент для двигательной активности любого существа – это проблемная ситуация, она заставляет приспособиться к ней и начать поиск выхода. О психологии человека он говорил, что она формируется в результате дискомфорта или удовольствия.

Бихевиорист – это продолжатель теории поведенческих реакций, который проводит дополнительные исследования и создает труды, основанные на их результатах. Таким бихевиористом был Беррес Ф. Скиннер. Он отвергал наличие мыслительных механизмов и считал, что все формы поведения и поступков человека можно объяснить выработкой условных рефлексов, связанных с наличием поощрения или наказания. Такая теория бихевиоризма Скиннера применялась им для объяснения разнообразных сложных поведенческих форм, начиная с обучения и вплоть до социального поведения.

Что говорят критики

Многие критики говорят, что бихевиористский подход достаточно однобок, поскольку человеческое поведение истолковывается без учета свободной воли и внутренних эмоций живого существа. Других видов научения данная теория не рассматривает, особенно таких, которые не предлагают использовать подкрепление и наказание в обучающем процессе. Критики уверены, что, несмотря на искусственно созданные рефлексы, полученные методом подкрепления, получение новой информации способно изменить поведение человека.

Сильными сторонами теории являются:

  • объективность собранных в ходе испытаний данных, поскольку поведенческие проявления легче оценить количественно;
  • многие терапевтические методы уходят корнями в бихевиористскую теорию – это анализ поведения, обучение способом дискретных проб, интенсивное поведенческое вмешательство и прочие;
  • основанные на бихевиористском подходе методики полезны в модификации поведения у пациентов всех возрастных групп.

В ходе исследований основатели теории пользовались двумя методами – это наблюдение за живыми существами в лабораторных и естественных условиях. Большинство экспериментов они проводили на животных, а затем переносили на человека установленные закономерности. Опыты над животными позволяли тщательно контролировать связь существа с внешней средой и поведенческую реакцию на эту связь, но чистоту эксперимента в ходе испытания людей теоретики обеспечить не могли. Позже критики активно выступали против такой исследовательской методики, в частности, по этическим и гуманистическим причинам.

Позже, во времена существования СССР, поведенческая теория была активно раскритикована А. Леонтьевым, который утверждал, что при таком подходе роль целей, мотивов, предубеждений и смысловых реакций человека просто сводится к нулю. Бихевиоризм называли буржуазным извращением психологической науки.

Разнообразие течений

В 60-е годы прошлого столетия теория подверглась распаду на несколько течений, наиболее популярным из них стал когнитивный бихевиоризм. Что это такое и кто разработал данную концепцию? Основоположником течения стал Э. Толмен, который отвергал теорию Уотсона о том, что поведение человека основывается на такой короткой цепочке как S-R. Он считал, что посередине этих процессов обязательно должен существовать еще один, промежуточный, который он назвал когнитивным представлением, или знаком гештальт. Исходя из теории Толмена, человек не может реагировать на стимул без определенной меры осознания и вспоминания своей предыдущей реакции на него.

Необихевиоризм – течение, возникшее после того, когда ученые и исследователи задумались о неоправданной простоте цепочки R-S, они ввели в обиход понятие «черного ящика», который играл роль явления, тормозящего или ускоряющего реакцию индивида на раздражитель. Необихевиористы утверждали, что поведение человека обусловлено стимулами, но, все же, оно является осознанным и целенаправленным.

Сторонники радикального бихевиоризма считали, что человек – не что иное, как биологическая машина, лишенная всяких чувств и эмоций, а поведение его можно запрограммировать на то, которое нужно исследователю или обществу в целом. То есть, психические реакции, сознание, цели и стремления – все эти аспекты не играют роли в формировании поведения, а оно является лишь реакцией на внешний стимул.

В итоге бихевиористский подход все же был признан несостоятельным, поскольку личность человека в нем рассматривалась лишь как биологический образец и инструмент для различных, порой неэтичных, экспериментов. Тщательное продуманные исследования так увлекали ученых, что они отождествляли человека с голубями и грызунами, забывая о первоначальной цели экспериментов. При этом результаты просто переносились на людей, без учета того, что в отличие от остальных живых существ, человек обладает тонкой и совершенной психикой и сознанием – а это гораздо большее, чем искусственно созданный у животного условный рефлекс. Основоположники теории считали, что проведение подобных экспериментов позволит осуществлять контроль и управление поведением человека, и это мнение имеет право существовать, но вот отождествление человека с животными вряд ли докажет состоятельность подобного подхода.