Меню
Бесплатно
Главная  /  Внутренняя отделка  /  Инструкция для тех, кто летит в первый раз: пошаговое руководство. Первый полет: что нужно знать пассажиру

Инструкция для тех, кто летит в первый раз: пошаговое руководство. Первый полет: что нужно знать пассажиру

Полет порой может стать настоящим испытанием, если не сохранять спокойствие и самообладание. Ведь перед полётом надо пройти такие этапы как регистрация и сдача багажа, таможенный и паспортный контроль, контроль безопасности, да магазины беспошлиной торговли вносят свой весомый вклад. Поэтому чтобы всё успеть без ненужной спешки надо добраться в аэропорт минимум за 3 часа до вылета самолета (за 40 минут до полёта заканчивается регистрация пассажиров).

Прежде всего, каждая поездка начинается с покупки билета. В наше время его легко можно приобрести на сайте авиакомпании, или найти подходящий вариант на поисковых сервисах, таких как aviasales , где можно найти самый дешевый вариант среди всех авиакомпаний. При покупке через сайт данные заносятся в электронную базу, но надо распечатать квитанцию, которая придет на электронную почту - это поможет значительно ускорить процесс регистрации. При самостоятельной покупке надо правильно вбить все данные паспорта, иначе будут проблемы при регистрации.

Регистрация на рейс

Во время регистрации на рейс багаж сдается в грузовой отсек самолёта. Пассажир может сдать 1 сумку в багажное место, но она должна весить 20-25 кг, зависит от правил авиаперевозчика. После этого пассажиру дают багажную бирку. Лучше не сдать в багаж ценные вещи, их лучше перевозить в ручной клади, которую можно взять на борт самолета. Каждая авиакомпания сама определяет максимальный вес и размер ручной клади. Во время регистрации на рейс пассажир может попросить посадить его в определённое место. Шансов занять желаемое место будет больше, если раньше приехать. После регистрации выдадут посадочной талон, который придется часто предъявлять. В талоне указывается вся нужная информация о рейсе.

Таможенный контроль в аэропорту

Прежде чем пассажир попадёт на борт ему надо пройти таможенный контроль. Человеку, провозящему большую сумму наличных, оружие, антиквариат и другие вещи, подлежащие облаганию пошлиной. Чтобы упростить досмотр предусмотрена "красная" и "зелённая" зона для досмотра. Люди, у которых нет вещей для декларирования, проходят сквозь зеленый коридор. Тем, кто впервые летит, стоит ознакомиться правилами перевозки вещей.

Досмотр и паспортный контроль

Перед посадкой надо также пройти личный осмотр и паспортный контроль. Осмотр зависит от правил аэропорта, но обычно надо скинуть головной убор, вынуть все из карманов, снять верхнюю одежду, порой надо снять обувь. В ходе досмотра ищут оружие, взрывчатку, легковоспламеняемые вещества и другие предметы, которые могут стать оружием в руках террористов. За границей могут попросить вытащить всю технику и включить её. Провозящим цветы надо пройти фитоконтроль, а животных - ветеринарный. Тут же проверяют жидкости, их надо провозить только вместе с багажом. Для лекарств есть правила провоза, которые можно узнать на сайте аэропорта. При вылете за границу надо пройти таможенный досмотр, поскольку пограничной службе надо убедиться в том, что пассажир может покинуть страну и у него имеется виза принимающего государства.

После всех досмотров пассажир может спокойно попасть в зону вылета. Там уже стоит вначале отыскать свой выход для посадки в самолёт, а позже уже, если есть время можно прогуляться по магазинам Duty Free. При посадке в самолет понадобится показать посадочный талон с паспортом. После пассажиру оставляют корешок талона, где указан ряд и место на борту.

Отказ в авиаперевозке

Бывают случаи, когда человека не пускают на самолёт по причине неправильно заполненных документов. К тому же пассажира не пустят на борт из-за нарушения им норм поведения в состоянии наркотического или алкогольного опьянения. Компенсаций от авиаперевозчика в этом случае ждать не стоит. Но бывают и исключительные случаи, такие как перебронирование, когда на борту не остается свободных мест. Надо обязательно чтобы представитель поставил штамп в авиабилет об отказе в перевозке. Потом уже требовать от авиакомпании компенсации стоимости билета, а также материальных и моральных потерь. В Евросоюзе перевозчик должен заплатить компенсацию 200-600 евро пассажиру, а так же сопутствующие траты.

Потеря багажа

Нет на Земле авиакомпаний и аэропортов где бы не терялся багаж. Если вдруг пассажир не обнаруживает багаж, то ему следует найти представителя авиаперевозчика (в справочном бюро скажут, где находится офис). В офисе представитель должен составить протокол о том, что багаж потерялся, а также выдать сумку с предметами первой необходимости. Если через 21 день багаж так и не найдётся, то надо обратиться в авиакомпанию с требованием компенсации за каждый килограмм веса. Бестолку убеждать авиакомпанию в том, что в чемодане были дорогие вещи, их стоит застраховать или же везти в ручной клади.

Если вы часто путешествуете на самолете, или вам просто предстоит долгий перелет - советуем запомнить эти правила. Они помогут вам с комфортом провести в самолете 5-10 часов. Конечно, не стоит кричать «Бомба!», пытаться угнать самолет и открывать иллюминатор. Кроме шуток, давайте поговорим о правилах менее очевидных. Спорим, вы не знали, что именно эти действия могут испортить вам перелет и часть отпуска. Итак, чего никогда не нужно делать в самолете.

1. Заснуть перед вылетом, проснуться после посадки

Это отличный способ скоротать время, особенно, если вылетаете ночью или рано утром. Но, не советуем вам старательно засыпать. Во время взлета и посадки у пассажиров закладывает уши. Все дело в перепаде давления. Оно меняется стремительно, и это очень неприятно. Жуйте жвачку, или рассасывайте конфетку. Так вам будет гораздо проще перенести взлет и посадку. Если же мы спим, то можем не заметить этого перепада давления. А вот наше тело очень даже заметит. Ваш «спокойный» сон чреват последствиями: головокружение, , ушные инфекции и даже кровотечения из носа.

2. Не нужно все время сидеть

Ходить особо некуда, но все же. Советуем вам несколько раз прогуляться туда-сюда по салону, сходить помыть руки лишний раз (чуть ниже объясним почему), встать потянуться. В салоне давление низкое, это мешает крови правильно циркулировать в конечностях. Это повышает риск образования тромбов, особенно если у вас и так проблемы с сердцем или принимаете какие-то особенные препараты. Можно делать простую гимнастику даже сидя. Напрягайте икроножные мышцы, поднимайте стопу, перешагивая с пятки на носочек, поднимайте и опускайте руки. Сделайте себе небольшой массаж ног.

3. Готовьтесь заранее к смене времени (день на ночь)

Организму тяжело приспособиться к смене часовых поясов. Вроде как нужно спать, а в вашем пункте назначения день, время для прогулок или похода на пляж. Переведите часы сразу, как сядете в самолет. Если в вашем «пункте Б» сейчас ночь, постарайтесь уснуть хоть на 2-3 часа. Это поможет вам легче адаптироваться по прилету.

Не все авиакомпании предлагают в салоне самолета пледы и подушки. Чтобы с комфортом поспать рекомендую заранее приобрести подушку для путешествий . В салоне самолета часто можно купить такую подушку, но ценник там вырастает в разы.

4. Мало пить или не пить вовсе - вредно

Наверняка вы замечали, что воздух в самолете очень сухой. Через некоторое время может даже появиться сухость в носу и горле. Мы теряем много жидкости, но сами этого не замечаем. Необходимо пить достаточно простой чистой воды, иначе может случиться обезвоживание.

5. Пить чай или кофе

Мы советуем побольше пить, но уж точно не стоит заказывать чай и кофе. Для этих напитков воду кипятят, а берут ее из обыкновенной самолетной канализации. Можно подхватить кишечную палочку или вы просто получите не самую чистую воду. Берите воду из бутылки, отказывайте от льда. Как минимум, это поможет избежать кишечной инфекции, диареи, болей в животе.

6. Пить газированную воду

Газировка освежает, но из-за быстрой смены давления мы чувствуем себя еще хуже. Газ расширяется, а мы вместе с ним. Чтобы не чувствовать себя после посадки воздушным шариком, просто избегайте пить шипучие напитки.

7. Много алкоголя - плохая идея

Немного вина поможет вам расслабиться. Большое количество алкоголя - нет. Быстрое обезвоживание только усилится, а от похмелья и головной боли полет будет испорчен. Лучше подождать приземления.

8. Самолетная еда - не лучшая идея

Мы часто налегаем на самолетную еду и закуски от скуки. Дождитесь, пока проголодаетесь, тогда поешьте. От низкого давления вкусовые ощущения меняются. Нам хочется больше соли и сахара. Это вредно само по себе.

9. Подбирать упавшие кусочки еды

Откидные столики - довольно грязная поверхность. Его могли просто плохо протереть. Некоторые пассажиры на них меняют детям подгузники, а это может стать причиной кишечной инфекции. Столики трогают, на них кладут свои вещи, ставят сумки. Лучше их протирать антибактериальными салфетками самостоятельно.

10. Часто трогать ремень безопасности

Представьте, сколько человек его берет в руки каждый день? А как тщательно его протирают и дезинфицируют? Вот-вот. Лучше не прикасаться к нему лишний раз без необходимости.

11. Снимать обувь

Лучше возьмите с собой удобные тапочки, которые сможете потом выбросить. Даже в самом хорошем самолете никто не гарантирует вам идеальную чистоту. Уж не говоря о том, что ходить по полу голыми ногами - чревато грибком, и даже инфекциями.

12. Отказывать себе в посещении туалета

Да, это не самые уютные кабинки для размышлений. Там может быть грязно, тесно... Если вам нужно лететь 1,5-2 часа, то можно потерпеть. А если 5-10 часов? Долго терпеть - вредно. Вы много сидите, может развиться инфекция или просто испортите себе полет. Придется пересилить себя, прогуляться пару раз до туалета.

Дата публикации: 2013-05-17

Информация в статье периодически обновляется, сейчас она является актуальной по состоянию на август 2016

В этой статье ресурс ТыСамСебеГид.ру рассказывает о важных моментах и нюансах, которые связаны с первым полётом на самолёте, а также даёт ряд рекомендаций туристам-новичкам. О том, что можно и нужно делать в аэропорту, а чего делать не стоит, чтобы путешествие началось с приятного и комфортного вылета, читайте далее.

Прибыть в соответствующий терминал аэропорта необходимо за 3 часа до вылета - именно за столько времени начинается регистрация на рейс (заканчивается она за 40 минут до вылета). Важно усвоить простой факт: длительность прохождения всех видов контроля (из-за очередей) дело абсолютно не прогнозируемое. Временами может хватить и получаса, а иногда и двух часов будет мало. При этом все сотрудники аэропорта неукоснительно придерживаются установленного регламента - исключений ради вас никто делать не будет. Опоздав на регистрацию, пассажир автоматически опаздывает и на самолёт (даже если до вылета остаётся приличный отрезок времени). По статистике, цифра опоздавших на свой рейс пассажиров составляет 1-2%. Хотите ли вы променять свой первый полёт на поучительный урок, неприятный осадок от которого останется надолго?

В аэропорту все отлетающие пассажиры проходят следующие этапы:

  • регистрация на рейс и сдача багажа;
  • таможенный контроль;
  • паспортный контроль;
  • контроль безопасности, магазины Duty Free и посадка на рейс.

Регистрация на рейс и сдача багажа

Оказавшись в здании терминала аэропорта, первым делом необходимо найти свой рейс на электронном табло и посмотреть номера стоек, где осуществляют регистрацию на него.

Регистрация на рейс (check-in) начинается за 3 часа и заканчивается за 40 минут до вылета. Если это ваш первый полёт на самолёте, то пользуйтесь стандартной процедурой регистрации у специальной стойки, так как в этом случае можно задать все интересующие вопросы сотруднику авиакомпании. Главное - не стесняйтесь уточнять детали или переспрашивать, если не поняли, что вам делать в аэропорту после регистрации.

Надо отметить, что это не единственный вариант регистрации на рейс . Существуют ещё два: онлайн–регистрация на сайте авиакомпании и автоматизированная регистрация с помощью электронного терминала самообслуживания в здании аэропорта. Конечно, большинству людей регистрироваться с их помощью удобнее (отводится намного больше времени, отсутствует очередь). Однако если это ваш первый полёт на самолёте, то для надёжности лучше остановиться именно на стандартной процедуре.

При регистрации на рейс происходит и сдача багажа в грузовой отсек самолёта. Каждый пассажир имеет право на одно багажное место, одну сумку весом от 20 до 25 кг (в зависимости от правил авиакомпании). После сдачи багажа пассажир получает багажную бирку (baggage tag), которую обычно приклеивают к корешку посадочного талона. Никогда не сдавайте в багаж ценности и предметы первой необходимости - их можно перевозить как ручную кладь (сумка, которую разрешается брать на борт самолёта). Ограничения на размер и вес ручной клади устанавливаются каждой авиакомпанией в отдельности.

После регистрации пассажир получает посадочный талон (boarding pass) - документ, подтверждающий право посадки на борт самолёта. В посадочном талоне указана полная информация о предстоящем рейсе.

Таможенный контроль в аэропорту

Таможенный контроль (customs control) - совокупность мер по контролю над соблюдением таможенных норм и правил. Если пассажир перевозит с собой оружие, крупную сумму денег, антиквариат или иные предметы, которые в обязательном порядке облагаются пошлиной, он должен внести их в таможенную декларацию.


Для упрощения таможенного контроля предусмотрены две специальные зоны - . Если отлетающий пассажир не имеет с собой вещей и предметов, обязательных для декларирования, он может проследовать «зелёным» коридором. Как правило, это относится к 95% всех пассажиров. Если же вы перевозите то, что облагается таможенной пошлиной, тогда необходимо пройти по «красному» коридору. Если это ваш первый полёт на самолёте, то вы, скорее всего, ещё не имели опыта подготовки соответствующих документов и «скоростного» оформления таможенной декларации, поэтому советуем заранее поинтересоваться о правилах перевозки облагаемых пошлиной вещей и предметов.

Паспортный контроль в аэропорту

Паспортный контроль (passport control) - проверка документа, удостоверяющего личность пассажира. Контроль наличия въездной визы не осуществляется, хотя в редких случаях, которые по большому счёту являются нарушением прав пассажира, могут потребовать показать.

Контроль безопасности, Duty Free и посадка на рейс

(security control) - досмотр пассажира, личных вещей и ручной клади . Именно в ходе этой процедуры происходит поиск огнестрельного оружия, взрывоопасных и легковоспламеняющихся предметов, которые, попав на борт самолёта, могут стать орудиями насилия в руках террористов. С каждым годом правила безопасности становятся всё более жёстче, а досмотр - тщательнее.

Контроль безопасности происходит следующим образом: пассажир проходит через рамку металлоискателя, а его личные вещи, предварительно сложенные в специальный контейнер, просвечиваются рентгеном. К подобным вещам относятся:

  • ручная кладь , верхняя одежда и головной убор;
  • обувь (всем приходится ненадолго её снимать; вместо неё выдают бахилы);
  • телефоны, аудио- и видеоплейеры, ноутбуки и другая электротехника;
  • металлосодержащие предметы из карманов или оставшейся на пассажире одежды (ключи, ремень).

Если пассажир отказывается снять верхнюю одежду или обувь, он может пройти досмотр методом сканирования с использованием системы рентгеновского контроля (напомним, что подобная процедура может быть опасна для здоровья). Как правило, для добропорядочных граждан контроль безопасности запоминается лишь неожиданностями, которые касаются правил провоза жидкостей в ручной клади (вода, кремы, лосьоны, масла, духи, одеколоны, гели, зубная паста, пена для бритья, дезодоранты и прочее). Пассажирам, которые перевозят цветы, необходимо пройти специальный фитоконтроль, а туристам с животными - ветеринарный.

Когда все процедуры пройдены, пассажир направляется в специальную зону на нейтральной территории для ожидания посадки (boarding) на самолёт. С юридической точки зрения он уже покинул пределы страны вылета, поэтому в этой зоне, помимо зала ожидания и кафе, находятся ещё и магазины Duty Free . Их количество и размеры напрямую зависят от значимости аэропорта. Оказавшись среди относительно дешёвых товаров, не забывайте, что необходимо внимательно следить за объявлениями по громкоговорителю, чтобы не пропустить начало посадки на свой рейс. Как только она началась, следуйте к одному из специальных выходов (GATE), номер которого указан на вашем посадочном талоне. Оттуда по телескопическому трапу пассажиров доставляют на борт самолёта. Если подобного новшества в аэропорту нет, то отлетающих подвозят к трапу воздушного судна по старинке - на автобусе.

Почему опоздание на регистрацию приводит к опозданию на рейс?

Многие пассажиры, опоздав на регистрацию буквально на 5–10 минут, недоумевают: почему авиакомпания не может сделать исключение, чтобы пропустить их на борт, ведь «самолёт ещё на земле». Дело в том, что существуют временные рамки обслуживания воздушного судна. Их нарушение приводит к задержке вылета, что, в свою очередь, чревато потерей очереди на взлёт и длительным ожиданием нового свободного «окна». В условиях, когда некоторым пассажирам предстоит пересадка, а другие уже успели запланировать важные дела и встречи, такое ожидание может обернуться серьёзными проблемами.

Полезные ресурсы для туриста

roomguru.ru и hotellook.ru - поисковики отелей, выполняют поиск по разным системам бронирования и сравнивают результаты, помогая найти лучшее предложение

aviasales.ru и skyscanner.ru - поисковики авиабилетов, освобождают от необходимости просматривать сайт каждой авиакомпании отдельно

tripadvisor.ru - ресурс с наибольшим количеством полезных и актуальных отзывов про туристические объекты

booking.com - мировой лидер в сфере бронирования отелей, отличается высоким качеством услуг, прозрачными ценами и оперативной службой поддержки

Сравнение цен на туристические туры

Итак, пришло время оторвать свою пятую точку от стула и совершить что-нибудь в реальном мире.

Допустим, что вам нужно куда-то долететь самолётом. Предположим также, что вы до этого ни разу не летали воздушным транспортом. Ничего страшного. Всё когда-то бывает впервые. Не имеет значения, сколько вам лет. Пусть вам будет 20 лет, 30 лет, 40 или 50, ничего страшного в том, что вы ещё ни разу не летали самолётами. Что же нам делать? Как лететь на самолёте? Для начала нужно понять, что нам собственно нужно делать.

Аэропорты обычно расположены за пределами городов, поэтому сначала посмотрите, каким транспортом можно до него добраться. Для Москвы это будет аэроэкспресс. Билеты на поезда аэроэкспресс можно приобрести на их сайте . Там же вы можете найти инструкцию по его использованию и способы оплаты. Самым сложным будет сориентироваться на месте, куда идти и в какой поезд садиться. Тут очень сильно поможет ваш навык красноречия. Ищите стойку с надписью «Информация». Там сидит живой человек. Скажите ему, что летите в первый раз, поэтому не знаете, куда идти. Он вам без проблем всё расскажет, главное будьте предельно вежливы и доброжелательны, тогда проблем возникнуть не должно.

На сами же самолёты билеты обычно покупаются на сайтах самих авиакомпаний. Узнать, какая авиакомпания занимается перелётами в нужном вам направлении можно, например, на Яндекс Авиабилеты . Находите нужную компанию, покупаете билет. Тут ничего особо сложно нет. Не забудьте прочитать правила авиакомпании, они могут иногда отличаться.

В аэропорт лучше прибыть заранее. Особенно для вашего первого полёта. Лучше прибыть даже за три-четыре часа до вылета, тогда будет больше времени, чтобы сориентироваться, осмотреть аэропорт и понять, что тут происходит.

И вот вы стоите перед зданием аэропорта. Размер аэропорта может отличаться в зависимости от статуса и города, но в целом нам предстоит пройти четыре этапа:

В аэропортах обычно бывает две очень полезные вещи: стойка информации и табло с рейсами и состоянием.

Стойка с надписью «Информация» полезна тем, что там сидит живой человек, у которого можно спросить, что вам дальше делать, чтобы всё-таки полететь. Не стесняйтесь спрашивать у него. Каким бы глупым не был вопрос, человек у стойки вам, скорее всего, сможет помочь. Можете даже в начале разговора после приветствия сказать, что летите в первый раз.

Табло с рейсами и их состоянием тоже полезно. Найдите на нём строчку с номером вашего рейса. Там могут быть следующие состояния:

  • check in - идёт регистрация на рейс
  • delayed - задерживается
  • go to gate <число> - идите к воротам/гейту с указанным числом
  • gate changed to <число> - ворота/гейт изменены на …
  • boarding - идёт посадка

Регистрация на рейс

Регистрироваться на рейс можно и по интернету на сайте авиакомпании. Обычно онлайн регистрация начинается за 24 часа.

Однако если вы летите впервые, то регистрация в аэропорту может показаться вам проще. Регистрация в аэропорту начинается обычно за 2 часа до вылета. На табло напротив вашего рейса будет надпись “check in” с указанием стойки, к которой нужно идти. Если совсем ничего не понятно, то идём к стойке, где написано «Информация», и просим помочь сориентироваться, что вам сейчас делать, куда идти.

Подходим к нужной стойке регистрации, даём паспорт и бумажку, которую распечатали при покупке билета на сайте авиакомпании.

Во время регистрации вам взвесят багаж. В салон самолёта можно обычно брать небольшой рюкзак до 10 кг и строго определённых размеров. Остальное придётся сдавать в багаж. Чемоданы и сумки, которые сдаёте в багаж лучше обернуть плёнкой и закрепить её изолентой. Подобная упаковка багажа защитит сумки от грязи, а также затруднит кражу, или хотя бы затруднит заметание следов после кражи. Обёртывать можно самому, или это можно сделать платно с помощью специальных устройств. Если будете обёртывать сами, то не жалейте плёнку, так как при погрузке багаж будут просто закидывать в самолёт, ибо задача погрузчиков состоит в том, чтобы сделать это быстро. На ручную кладь сделают специальную бирку с пометкой, что это ручная кладь.

Имейте в виду, что для ручной клади имеются довольно сильные ограничения, что в ней можно проносить на борт, да и для остального багажа тоже. Лучше ознакомиться с ними на сайте авиакомпании.

Когда всё закончится с регистрацией, вам дадут посадочный талон, после чего спросите у человека, который проводил регистрацию, куда дальше идти. Поверьте, он вам подскажет, а не пошлёт. Навык красноречия и тут вам поможет.

Досмотр

Ну, тут стоят такие рамки, через которые нужно пройти. А ещё там есть лента и специальные пластмассовые коробки.

Ручную кладь кладём на ленту, туда же все металлические предметы. И ремень с металлической пряжкой тоже туда. Потом проходим через рамку.

Возможно, вас попросят включить телефоны и ноутбук и показать экран. Я не понял, чем им может помочь меню выбора операционной системы в моём ноутбуке, но этого оказалось достаточно.

Надеваем ремень, распихиваем ключи и мелочь обратно по карманам и идём дальше.

Посадка на самолёт

Мы оказываемся в какой-то зоне с сиденьками, скамейками, магазинами, кафешками, торговыми автоматами и прочей ерундой с довольно высокими ценами.

Нам ничего из этого не нужно, поверьте. Просто обойдите всё и найдите свой gate. Он у вас написан на посадочном талоне, который вам выдали при регистрации на рейс. Если не можете понять, что написано на посадочном талоне, то найдите какого-нибудь сотрудника аэропорта и спросите у него. Он вам обязательно поможет.

Ждём посадки. Время посадки написано у вас в билете, а также текущее состояние рейса можно посмотреть на электронном табло в зале.

Не пропустите время посадки. К назначенному времени подойдите к гейту (ох уж эти англицизмы). Убедитесь, на на гейте написан именно ваш рейс. Становитесь в очередь. Здесь вам нужен будет только посадочный талон. Даёте его человеку, он отрывает его часть, а другую возвращает вам. Проходите в самолёт и ищите своё место. Садитесь.

Сам полёт

Если вы не провалили ни один из предыдущих квестов, то вы оказываетесь в салоне самолёта. Дальше всё гораздо проще. Просто будьте внимательны. Перед посадкой будет очень подробный инструктаж, как пристёгиваться и т. д.

Просто летим до места назначения.

По прибытии выходим из самолёта вместе со всеми и садимся в автобус, который стоит рядом с трапом (туда все зайдут, так что не ошибётесь). Этот автобус подвезёт вас от посадочной полосы к зданию аэропорта.

Некоторые люди не летают на самолетах только потому, что они ни разу этого не делали. Это не страх опасности, не боязнь высоты, а просто паника перед чем-то неизвестным. И многие не понимают, какого удовольствия они себя лишают, ведь летать очень приятно и интересно, а главное - быстро. И во многих случаях это единственный способ добраться в нужное место. Не стоит пренебрегать техническим прогрессом, ведь уже далеко в прошлом лошади и кареты, недели и месяцы пути.

Лично меня поначалу пугали не самолеты, а аэропорт. Как в него попасть, куда бежать, как ничего не перепутать и вообще... Давайте представим, что вы оказались в аэропорту впервые. Порядок действий будет примерно одинаков, разве что досмотр и паспортный контроль в некоторых случаях меняются местами.

Первый раз в аэропорту

Во сколько нужно приехать? Регистрация на рейс начинается за два часа до вылета. Почему так рано? Нужно успеть пройти большое количество процедур, требующих времени. Можно приехать еще раньше на всякий случай. Но лучше не позже, особенно, если вы летите в первый раз.

Вход

В нашей стране, в отличие от многих других, усилена антитеррористическая безопасность. Поэтому старайтесь закладывать время, которое вы потратите на то… чтобы зайти внутрь аэропорта. Часто там возникают очереди. Вас уже там осмотрят и просканируют ваши вещи, даже если вы просто пришли в качестве провожатого. Выйти обратно можно, но попасть обратно в аэропорт получится только снова через досмотр.

Табло и зона регистрации

Табло вылета и прилета - это, пожалуй, самый романтичный объект в аэропорту, причем даже не раз воспетый. На табло указываются номер, пункт назначения, время вылета рейса. Обязательно сверяйте номер рейса. Однажды мы чуть не запутались с рейсами - , которые отправлялись с разницей в 15 минут.

Иногда в одно и то же время могут отправляться несколько рейсов, тоже следите. Еще путаницу вносит то, что часто авиакомпании отправляют совместные рейсы. Не ориентируйтесь на название авиакомпании, и даже иногда время не показатель. Направление и номер - вот то, что вам нужно увидеть. Также на табло обозначается, на какую стойку регистрации нужно идти и в каком состоянии регистрация: открыта ли она или, не дай бог, закончилась. Регистрация на рейс, как я уже говорила, начинается за 2 часа до вылета и заканчивается за 40 минут до него.

Подготовка багажа

Ни на одном «добром» портале я не нашла полезной инфы о подготовке багажа.

Обычно про запрещенные предметы и вес багажа «умные» лайфхакеры пишут где-то в абзацах про досмотр, не учитывая то, что с багажом мы расстаемся значительно раньше, и это подразумевает совсем другую последовательность действий.

Багаж летит отдельно от вас

Вы можете лететь и без багажа, а положить все вещи в ручную кладь, если это позволяет авиакомпания. Так обычно делаю я, это значительно ускоряет расставание с аэропортом по прилете. В таком случае ваш чемоданчик или рюкзак должен подходить по определенным габаритам и не превышать норму по весу.

Габаритный и негабаритный багаж

Габаритный - подходящий по стандартным размерам. Выражаясь русским языком, стандартный чемодан или сумка. Негабаритный подходит по весу, но не по размеру, и оформляется отдельно. Кстати, теряется чаще всего именно негабаритный багаж.

Если вас волнует эта тема, то смело заходите на сайт авиакомпании и проверяйте, что у них можно, а что нельзя. Иначе никак. Ибо разные авиакомпании по-разному относятся к багажу. Понятное дело, что такие предметы, как гитара, огромная коробка или плазменный телевизор сложно назвать габаритным багажом. За оформление негабаритного багажа отдельных денег не попросят.

Дополнительное место

Вы можете докупить дополнительное место для багажа, это стоит отдельных денег. Но читерство никто не отменял, к примеру, золотая карта «Аэрофлота» позволяет провозить бесплатно два багажа одновременно, ну и в принципе такая карта - это труЪ и зависть.

Упаковка

Чемоданы обычно забрасывают в самолет достаточно варварским образом, поэтому если вам хочется продлить жизнь своему походному другу, вы можете его упаковать за отдельную плату. Багаж обмотают специальной пленкой специально обученные люди в специальных местах. Найти их несложно.


Если вы везете что-то ценное, желательно обмотать багаж. В аэропорту обычно бывает несколько паковален с разной ценой. Естественно, самые дорогие расположены ближе всего к центральному входу. Вас обмотают примерно за 700 рублей, или 10–15 EUR. Помимо официальных упаковщиков есть еще «человеки-пауки», которые предложат такую же услугу в 2–3 раза дешевле. Немного побродите по аэропорту, многозначительно взирая на паковальни, и эти предприимчивые хитрецы найдут вас сами.

Перевес

Если у вас (о ужас!) перевес, то готовьте денежку. Ну и времени на оформление дополнительного багажа и перевеса понадобится от 20 до 40 минут точно.

Ваш багаж должен проходить по габаритам и весу, как я уже говорила, допустимым в определенной авиакомпании, а также в него желательно положить все, что нельзя брать на борт, то есть жидкости, аэрозоли, и острые предметы.

Ощупайте себя. Деньги, паспорт, прочие документы и посадочный талон необходимо буквально приклеить к себе. Ни в коем случае не оставляйте деньги в багаже (есть и такие случаи), а без паспорта вы в принципе далеко не улетите. Лучше всего хранить такие необходимые предметы в маленькой сумке или кармане, в общем, при себе.

Регистрация

Можно зарегистрироваться на рейс из дома заранее. Это дает определенные преимущества. Например, можно выбрать лучшие места в самолете.


Регистрация - это элементарно, Ватсон. При регистрации на регулярный рейс обычно не просят ничего, кроме паспорта: у сотрудников уже есть все данные, ибо Большой Брат давно следит за тобой... Один единственный раз испанцы попросили распечатку моего электронного билета, потому что в их базе мое имя написали не с той буквы. Но это скорее исключение, чем правило. На регистрации вы временно прощаетесь с вашим багажом. Багаж ставится на ленту и взвешивается. После всего этого вам выдается посадочный талон с указанием вашего гейта (выхода), вашего места в самолете и бирка для получения багажа. Ни в коем случае не теряйте посадочный. Теперь он ваш царь и бог.

Возможно, вас спросят, что вы берете в самолет. Вносимые вами на борт пожитки именуются ручной кладью. Вот чего не должно быть в ручной клади:

  • Жидкостей . Некоторые думают, что на борт в принципе нельзя пронести ничего жидкого, но это не так. До 100 миллилитров любого жидкого вещества спокойно можно провозить с собой.
  • Острых, колющих и режущих предметов . Если в вашей ручной клади оказались ножнички, штопоры и ножи, то скорее всего вас попросят расстаться с ними на досмотре. Про диабетиков узнавали. Шприцы можно. Но при наличии (цитата) «справки от врача в свободной форме».
  • Аэрозолей . Все лаки, пшикалки и брызгалки должны лететь в багажном отделении.

Ручная кладь может весить до 10 килограммов. Требования к габаритам у всех авиакомпаний примерно одинаковые. Есть даже специальные чемоданы, подходящие под размеры ручной клади. На самом деле, если вы летите регулярным рейсом, на борт можно пронести почти все. Однажды мы везли огромную корзинку, гигантские пяльца, размером с хулахуп и… соломенные снопы. Они были легкие, но объемные, за ними нас почти не было видно. Однако сотрудники «Аэрофлота» отнеслись к снопам лояльно, даже пожелали нам хорошо провести мероприятие.


Помимо специального чемодана на борт можно взять достаточно большую сумку или рюкзак. Так как в командировки мы везем на себе кучу реквизита, то все личные вещи обычно помещаются в небольшую сумочку.

Досмотр

На досмотре можно потерять достаточно много времени, так как там будут люди, спешащие не только на ваш рейс. Вы берете специальный лоток и укладываете на него все: ручную кладь, вещи, гаджеты, ноутбук (в Европе его просят доставать из сумки и называют его лэптоп, на минуточку!), все металлические предметы и обувь, если она на толстой подошве или каблуке. Здесь легко расстаться с жидкостями или аэрозолями, если их объем превышает норму. Например, вы пытаетесь протащить литр шампуня - скорее всего его изымут. Крема, гели, токсичные вещества, острые предметы - скажите им «адьос», если не переложили в чемодан. Так мы расстались с «Энтеросгелем» в аэропорту Хитроу, там было очень строго.


Вся эта история связана, опять же, с антитеррористической безопасностью, подобные правила были введены в 2007 году. На борт (еще раз) - не больше 100 миллилитров жидкости в совокупности, то есть можно взять с собой маленький крем, спрей от насморка, пробник духов и жидкость для линз, в общем, кучу жидкостей, но главное, чтобы в сумме их было не больше сотни мл. Да, и желательно забыть про шутки о наркотиках и оружии. В аэропорту шуток не понимают.

Если вы не хотите терять кучу времени и делать себе нервы, а также смущать тетенек с грустными лицами и сканерами в руках, то в принципе не стоит навешивать на себя все железные украшения, оставшиеся от бабушки-цыганки, ремни с массивными пряжками и надевать обувь на толстой подошве или каблуке: разденут и разуют как нечего делать. А это, согласитесь, не самая приятная процедура. Вот, кстати, ссылка на дико смешное видео , где товарищ не понял, что от него хотят, и просканировался вместе со своим багажом.

Паспортный контроль

Паспорт и посадочный талон держите при себе, лучше в руке. На паспортном контроле также лучше избежать глупых шуток. Фотографировать зону паспортного контроля запрещено. Поэтому, если что-то вдруг показалось вам забавным (например, ваше собственное лицо, и вы запилили себяшку), вас попросят удалить фотографии.

Официальное лицо в будке может задавать вопросы. Например, о цели путешествия. Будет листать ваш паспорт в поисках виз и штампов. Мне несколько раз делали замечания, что, дескать, я все время не смотрю на пограничника, а ковыряюсь в телефоне (лучше ни на что постороннее не отвлекаться от этого важного процесса), и про то, что паспорт подмочен (да, я однажды уронила его в Куру в , и несколько печатей расплылись). Да и просто вы можете не понравиться. Кстати, если у вас биометрический паспорт или виза, возможно, вас попросят приложить палец к инфракрасному считывателю.

Зона ожидания

При повторном прочтении собственного текста я живо заменила слово «желательно» на «обязательно». Вам строго обязательно нужно сразу же найти ваш гейт (выход). Иногда это бывает непросто. Иногда между гейтами ездят специальные поезда, как в мадридском Барахасе или лондонском Хитроу. Иногда пишут страшные цифры: сколько к выходам идти. Иногда это бывает цифра 15, то есть минут. Но выдыхайте: в российских аэропортах такого не встречалось. На вашем билете будет указан номер выхода и бординг тайм, то есть время начала посадки. Лучше не уходить от греха подальше от нужного выхода далеко, иначе можно пропустить важную информацию. Выход может поменяться, рейс может задержаться, да мало ли что еще. Контролируйте ситуацию.


Обычно в зоне ожидания что-то есть. Например, «Дьюти-фри». Что такое «Дьюти-фри» не нужно объяснять русскому туристу, который как правило начинает готовиться к отпуску, распивая спиртные напитки из этого блестящего, вкусно пахнущего и сияющего маркета. Поверье, что в «Дьюти-фри» дешевле, является лишь поверьем. Например, алкоголь и вкусняшки зачастую дороже, чем в супермаркетах, сигареты продают только блоками, косметика соответствует рыночной стоимости. Однако в чем не стоит сомневаться, так это в качестве продукции. Покупать хороший парфюм, профессиональную косметику, подарочные упаковки конфет лучше в «Дьюти-фри». Кстати, при покупке вас попросят предъявить ваш посадочный, поэтому не убирайте его далеко.


Ну и, конечно же, в зоне ожидания есть всякие кафешки. Если только вы не в берлинском Тегеле, например, который больше похож на место, где в «Икее» пакуют покупки. Недешевое удовольствие кушать там, но обычно я беру воду в автомате. В самолете сухой воздух и хочется пить. Купленное в этой зоне что-либо годно для проноса на борт.

Посадка в самолет

В зависимости от аэропорта ваш путь от гейта на борт может быть таким:

  • телескопический трап,
  • автобус,
  • пешком.

Если аэропорт маленький, то вы можете пойти пешком, обычно небольшое расстояние. Автобус иногда приходится ждать, в них жарко и тесно. Идеально, если вы идете по телескопическому трапу - это такой воздушный мост из аэропорта в самолет.


Если у вас много ручной клади, лучше вставайте в очередь на гейт пораньше, чтобы успеть занять багажные полки. Иногда рядом с вами может не быть свободных мест, поэтому придется искать пустую полку вдали от своего кресла. В умных аэропортах существует разделение по группам, чтобы не создавались очереди на гейт. В таком случае номер вашей группы также указан на посадочном талоне. Но лично я любитель ждать до последнего: вскакиваю на гейт, когда основная масса людей уже зашла в самолет.

Первый раз в самолете

И вот вы такой счастливый сидите в самолете и, возможно, трясетесь от страха, что вот-вот эта махина взмоет в воздух. Мгновенно это не произойдет. Какое-то время вы будете упаковываться. Какое-то время экипаж будет готовиться. Потом красивые стюардессы начнут показывать, как и что нужно делать в экстренной ситуации. В это время самолет начнет двигаться к взлетной полосе. Раньше я всегда любила момент взлета, когда железная птица разгоняется так, что вас вжимает в кресло, и потом отрывается от земли, а теперь я часто засыпаю еще до взлета. Главное, если страшно, примите удобную позу. Удача, если у вас есть с собой подушка под голову, потому что внешний комфорт и внутренний неотделимы.

Места

Что касается мест внутри самолета, то здесь действует простой закон: чем ближе вы к голове, тем меньше вас будет трясти в турбулентности. Турбулентность, или болтанка - это колебания самолета, вызванные вихревыми потоками ветра, нисходящим и исходящим. Это нестрашно. Обычная болтанка, возникающая при пролете через некоторые виды облаков, ничем не опасна. Самолет спроектирован так, чтобы выдерживать возникающие при этом перегрузки. В общем, когда трясет самолет - это не техническая поломка, и не пилот сошел с ума, это просто временное явление, которое нужно принять и простить. И не стоит настраивать себя на ужас: много раз летала так, что не трясло вовсе. Поскольку в начале самолета тряска ощущается меньше, бизнес-класс расположен именно там.

Что касается «у окна или не у окна», то здесь момент спорный. Если вы ни разу не летали, то вам, возможно, кажется, что увлекательная картинка в иллюминаторе творится на протяжении всего перелета. Однако это не так. Самое интересное - это взлет и посадка, когда вы видите город, превратившийся в игрушечный. А далее самолет набирает высоту и поднимается выше облаков. За окошечком будут однообразные слепящие белые облака, если летите днем, или бесконечная темь, если ночью. Если вы не являетесь большим любителем воткнуться лбом в стену и захрапеть, то окно незачем. Нет ничего плохого в том, чтобы выбрать место у прохода, - удобно ходить в туалет, не перешагивая через спящих соседей.

Отлично, если вы летите в полупустом самолете. После взлета, когда разрешено бродить по салону, загляните в хвостовую часть: там могут оказаться три свободных кресла. Я называю это «плацкарт». На них можно растянуться, накрыться пледом и поспать. Никто вам слова дурного не скажет - проверено.


Особый шик при регистрации - получить места у аварийного выхода. Просите, и дадут, если они еще свободные. В большинстве самолетов расстояние до следующего кресла очень дальнее, а столик выдвигается из подлокотника. Конечно, на вас будет большая ответственность - спасать пассажиров в случае экстренной эвакуации, поскольку вы там будете самый первый к выходу. Но зато вы можете вытянуть ноги и балдеть.

Еда

Все зависит, конечно же, от авиакомпании и особенности рейса. Если у вас есть возможность зарегистрироваться заранее, то, возможно, вам было также предложено выбрать меню. Крупные международные авикомпании предлагают специальное меню: кошерное или вегетарианское. Не пробовала заказывать меню заранее, но знаю, что так можно.

Однажды брала вегетарианский обед на борту British Airways. Салат с киноа, авокадо и тофу были гораздо вкуснее, чем обычный обед, в который входила черствая булочка с майонезом. Впрочем, в любом случае не ждите от эконом-класса кулинарных изысков. К сожалению, бизнес-классом лететь не довелось, но посвященные знают, что там вкусно, особенно если это «Аэрофлот». К счастью, у последних вкусно даже в экономе, иногда перепадала и красная рыбка.


Самая смешная самолетная еда в моей жизни была организована «дочкой» немцев Lufthansa, компанией Air Berlin. К сожалению, они перестали летать из Москвы. Я на всю жизнь запомнила прекрасный сухой паек, состоящий из очень острых чипсов и стакана сока. А самый ужасный обед был у Air Moldova: какой-то невнятный сэндвич.

Если вы летите днем или вечером, шансов поесть получше гораздо больше: ночью и ранним утром можно максимум рассчитывать на булочку. Конечно, и от времени перелета многое зависит. Обыкновенная пропорция - это чем дольше лететь, тем больше еды дадут. В любом случае, самолетная еда не претендует на что-то невероятное, поэтому, если у вас есть возможность что-то захватить в самолет, захватите. К шоколаду и печенькам обычно нет претензий.


И, конечно, стоит сказать, что на высоте нам естся и пьется совсем не так, как на земле, еда кажется вкуснее. Кстати, есть целый стереотип о том, что чаще всего в самолете пьют томатный сок. Мол, он кажется нам вкуснее, чем на земле, и лучше утоляет жажду. В самолете хочется пить постоянно, так как, повторюсь, воздух в салоне очень сухой. К тому же, сытный томатный сок имеет более насыщенный вкус, который нам нравится. Лучше всегда запастись бутылочкой воды, главное, не перед зоной досмотра, а после: купленную в зоне ожидания воду можно пронести на борт. А что касается алкоголя, почти на всех международных рейсах есть и вино, и шампанское, и пиво. Бортпроводники могут просто вам не предложить сие. Но если есть острое желание подвыпить, спросите, и вам организуют баночку неплохого пива - проверено на себе у British Airways.

Взлет и посадка

Если ваш самолет поднялся в воздух, и все прошло успешно, можете расслабиться до момента посадки. По статистике, 90 % неисправностей самолета происходят именно при взлете и посадке. Именно поэтому певица Елка страстно желает, чтобы пилот «хорошо взлетел и крайне удачно сел». При взлете и посадке просят пристегнуть ремни, привести кресло в вертикальное положение, убрать столики и открыть шторки. Все это делается для того, чтобы при экстренной ситуации было меньше препятствий для осуществления программы по спасению.


Когда со мной первый раз летел знакомый, ему очень сильно не нравились маневры самолета, когда борт поворачивает и оказывается одним крылом ниже, а другим выше. Если вы это увидели и испугались, знайте, что ничего страшного в этот момент не происходит, просто самолетик поворачивает.

Если вы летите на курорт, то скорее всего вы начнете снижаться прямо над синью вод. Опять же, паника в таком случае излишня, аэропорты курортов действительно находятся прямо на берегу. Суша появится, не переживайте!


Некоторые считают, что мягкость посадки зависит от авиакомпании или типа самолета. Ничегошеньки подобного, всем рулит пилот, вернее пилоты, так как обычно управление делится между ними поровну. Лучше всего меня посадила в черногорский недолюбленная, разоренная и всячески печально известная авиакомпания «Когалымавиа», когда у них был контракт с оператором TUI.

Важная деталька: рассчитывайте время правильно. Как только самолет приземлится, какое-то время он будет ехать по взлетной, кружить по аэропорту, пока не остановится. Еще какое-то время пройдет, прежде чем вас выпустят из самолета. Еще примерно полчаса (или больше) займет паспортный контроль на международном рейсе и получение багажа на любом. Поэтому не стоит заказывать такси ко времени прилета.


Не стоит тут же вскакивать и бежать из самолета. Даже можно не вставать. Какое-то время вы будете ждать, когда откроются «двери в новую страну».

В аэропорту страны прибытия

Далее вас ждет почти все то же самое, что и при вылете: трап или автобус, паспортный контроль и получение багажа. Вставайте в очередь, где написано All Passports, и вам поставят печать (наконец-то!) с названием аэропорта. Далее идем по стрелочкам к багажу, который уже наверняка соскучился по вам так же, как и вы по нему. Над багажной лентой обычно пишут номер рейса и откуда прилетел самолет, так что ошибиться сложно. К тому же, очень редко бывает, что два и больше самолета прилетают минута в минуту, поэтому наверняка вам туда, где стоит больше всего людей. Если аэропорт уж очень большой, то есть и табло, на котором указано, где искать багаж.


Если лента прокрутилась уже стопятьсот раз, а ваш чемодан так и не появился, да еще и все пассажиры ушли, то здесь что-то не так. Тогда вы идете к представителям своей авиакомпании с корешком посадочного (именно на нем бирка с номером вашего багажа) и скорее всего все решается благополучно. Ну и далее вы, заштампованные, обагаженные и счастливые можете направляться к выходу (по стрелочкам) и начинать покорять новые земли!

Надеюсь, вы смогли узнать об авиаперелетах что-то новое и теперь с наслаждением предвкушаете тот момент, когда бортпроводник объявит, что ваш самолет готов к взлету.