Меню
Бесплатно
Главная  /  Мебель  /  Конспект урока "смутное время". Смута в российском государстве

Конспект урока "смутное время". Смута в российском государстве

После смерти последнего Рюриковича Русское царство на долгие годы погрузилось в Смуту. В 1598 – 1613 годах страну сотрясали внутриполитические конфликты, иностранные вторжения и массовые народные выступления. Из-за отсутствия легитимного порядка передачи власти за годы Смутного времени на престоле сменилось пять царей, не связанных друг с другом родственными узами. Политическая нестабильность привела к ослаблению государственного аппарата и усугубила существовавшие со времен опричнины экономические проблемы.

Хотя в целом Смутное время было тяжелым этапом истории России, в этот период наблюдались и позитивные тенденции. Например, противостояние интервентам привело к сплочению разных сословий Московского царства и ускорило формирования национального сознания. Важные изменения произошли и в сознании монарха. Пришедшая к власти в конце Смуты династия Романовых, хотя и оставалась самодержавной, управляла своими подданными, не допуская той степени произвола, которая была присуща Ивану Грозному и его непосредственным преемникам.

Результат опричнины

Другие причины

Подрыв единства страны

Неурожаи 1601-1603гг., экономический кризис.

Усиленный приток крестьянского населения в южные районы.

Отсутствие социальных сил, способных дать отпор незаконным притязаниям самозванцев.

Религиозное сознание воспринимало бедствие как Божий гнев.

Патриотическая централизаторская политика проводилась деспотическими методами.

Позиция Речи Посполитой, раздувание конфликта.

Наличие интересов всех слоев населения, игнорировавшихся ранее.

Общество созрело для настоящей политической борьбы.

Конфликт правительства Годунова и казачества.

Глубокий кризис господствующего класса, дезорганизация и раздробленность.

Конфликт между центром и окраинами.

Обострение династических отношений.

Эпидемия холеры.

Запутанный земельный вопрос, формирование крепостнической системы.

Хроника Смутного времени и этапы

Погиб при загадочных обстоятельствах Дмитрий (сын Ивана IV)

Царствование Бориса Годунова.

1600г., осень

Романовы, обвиненные в заговоре с целью покушения на жизнь царя, были отправлены в ссылку.

1603г., лето

В Речи Посполитой появился самозванец, выдававший себя за чудесно спасшегося царевича Дмитрия (Григорий Отрепьев).

Вторжение Лжедмитрия I с польским войском в Северские земли.

Восстание в Москве, воцарение Лжедмитрия I.

Восстание в Москве против Лжедмитрия и поляков, убийство Лжедмитрия I.

Царствование Василия Шуйского.

Восстание под предводительством И. Болотникова.

Лжедмитрий II («Тушинский двор»)

Начало польско-литовской интервенции; осада Смоленска.

Договор о призвании на русский престол королевича Владислава; вступление польских войск в Москву; подчинение боярского правительства интервентам.

Формирование первого ополчения

Восстание в Москве против интервентов

Формирование второго ополчения во главе с К.Мининым и князем Д.М.Пожарским в Нижнем Новгороде.

Поражение войск гетмана Ходкевича под Москвой; объединение двух ополчений

Капитуляция польско-литовского гарнизона в Москве.

Земский Собор

Итоги смутного времени (смуты)

Дала толчок реформам XVII века (модернизационный взрыв)

Неразбериха и жестокость

Власть начала управлять обществом по-новому, принимая во внимание требования сословий.

Упадок сельского хозяйства.

Сплочение дворянства и рост политической активности.

Утрата территорий

Общество впервые действовало само по себе. Оно предприняло 4 неудачные попытки основать новую династию: Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, Шуйский, Владислав.

Экономическая разруха, подрыв торговли и ремесла.

Россия отстояла национальную независимость, окрепло самосознание.

Идея единства сформировалась на консервативной основе.

Причины выхода страны из кризиса смутного времени:

  • Возросла степень зрелости, повысился уровень осознания обществом своих целей.
  • В политическую борьбу вступили широкие слои населения.

Смутное время занимает в истории России серьезное место. Это время исторических альтернатив. В этой теме много нюансов, которые вообще важны для понимания и скорейшего усвоения. В рамках этой статьи мы кое какие из них разберем. Где взять остальные — смотри в конце статьи.

Причины смутного времени

Первая причина (и основная) в пресечении династии потомков Ивана Калиты, правящей ветви рюриковичей. Последний царь этой династии — Федор Иоаннович, сын — умер в 1598 году, и с этого же времени начинается период Смутного времени в истории России.

Вторая причина — больше причина интервенции в этот период — что по завершении Ливонской войны Московское государство заключило не мирные договоры а лишь перемирия: Ям-Запольское — с Польшей и Плюсское со Швецией. Отличия перемирия от мирного договора в том, что первое является лишь перерывом в войне, а не ее завершением.

Ход событий

Как вы видите, мы разбираем данное событие по рекомендуемой мной и другими коллегами схеме, о которой вы можете .

Смутное время началось непосредственно со смертью Федора Иоанновича. Потому что это период «бескоролевья», бесцарствия, когда правили самозванцы и люди в общем-то случайные. Однако в 1598 году был созван Земский собор и к власти пришел Борис Годунов — человек, который долго и упорно шел к власти.

Правление Бориса Годунова продолжалось с 1598 года по 1605 год. В это время произошли следующие события:

  1. Страшный голод 1601 — 1603 годов, следствием которого было восстание Хлопка Косолапа, и массовое бегство населения на юг. А также недовольство властью.
  2. Выступление Лжедмитрия первого: с осени 1604 года по июнь 1605 года.

Правление Лжедмитрия Первого продолжалось один год: с июня 1605 по май 1606 года. В его царствование продолжались следующие процессы:

Лжедмитрий Первый (он же Гришка Отрепьев)

Рост недовольства его правлением у боярства, так как Лжедмитрий не уважал русских обычаев, женился на католичке, стал раздавать русские земли в вотчины польскому дворянству.В мае 1606 года самозванца свергли бояре во главе с Василием Шуйским.

Правление Василия Шуйского продолжалось с 1606 года по 1610 год. Шуйский даже не был избран на Земском соборе. Его имя просто «прокричали», так он «заручился» поддержкой народа. К тому же он дал так называемую крестоцеловальную клятву, что будет во всем советоваться с боярской думой. В его правление произошли следующие события:

  1. Крестьянская война под предводительством Ивана Исаевича Болотникова: с весны с 1606 года по конец 1607 года. Иван Болотников выступил как воевода «царевича Дмитрия», Второго Лжедмитрия.
  2. Поход Лжедмитрия Второго с осени 1607 года по 1609 год. В ходе похода самозванец не смог взять Москву, поэтому сел в Тушино. Появилось двоевластие в России. Ни одна сторона не имела средств, чтобы одолеть другу сторону. Поэтому Василий Шуский нанял шведских наёмников.
  3. Разгром «Тушинского вора» войсками шведских наемников во главе с Михаилом Васильевичем Скопиным-Шуйским.
  4. Интервенция Польши и Швеции в 1610 году. Польша и Швеция находились в это время в состоянии войны. Так как в Москве оказались шведские войска, пусть и наемников, Польша получила возможность начать открытую интервенцию, посчитав Московию союзницей Швеции.
  5. Свержение Василия Шуйского боярами, вследствие чего появилась так называемая «семибоярщина». Бояре де-факто признали в Москве власть польского короля Сигизмунда.

Итоги Смутного времени для истории России

Первым итогом Смуты стало избрание новой царствующей династии Романовых, которая правила с 1613 года по 1917 год, которая началась Михаилом и закончилась Михаилом.

Вторым итогом стало отмирание боярства. Весь 17 век оно теряло свое влияние, а вместе с ним и старое родовое начало.

Третий итог — разруха, хозяйственная, экономическая, социальная. Ее последствия были преодолены только к началу царствования Петра Великого.

Четвертый итог — вместо боярства, власть сделала опору на дворянство.

PS.: Разумеется, все что вы здесь прочитали, доступно и на миллионе других сайтов. Но цель поста сжато, вкратце рассказать о Смуте. К сожалению всего этого недостаточно, чтобы выполнить тест . Ведь за кадром осталось множество нюансов, без которых немыслимо выполнение второй части теста. Поэтому я вас приглашаю на курсы подготовки к ЕГЭ Андрея Пучкова .

С уважением, Андрей Пучков

Уроки Смутного времени На мой взгляд, в нашу историю Смутное время врывалось трижды: на рубеже XVI - XVII , XIX - XX и XX - XXI ве-ков. Смута всегда захва-тывала Россию именно на стыке столетий, в конце одного и начале следующего. Я полагаю, что это не случайно. В конце каждого сто-летия, как правило, про-исходит глубокая пере-оценка ценностей пре-дыдущей эпохи, что, кстати, характерно не только для отече-ственной истории. Это первый урок смуты . Следует отличать смуту от кризиса. Кризис может быть по-литическим, экономическим, культурным и т.д. Смута же то-тальна, она проникает во все поры общества, ни одна его клетка не остается неповрежденной. Поражается государст-венность, экономика, церковь, армия... Смута -- это сокру-шительный удар по всему духовно-нравственному организму народа и, одновременно, по каждому отдельному человеку. Происходит как бы тяжелейший эпилептический припадок общества, после которого оно может и не выжить. Таким об-разом, тотальность Смуты -- ее второй урок. Третий урок заключается в том, что Смута всегда подогре-вается, а во многом и инспирируется латинским и протес-тантским Западом. Как только в нашем Отечестве начинает-ся какое-нибудь крупное нестроение, Запад, пользуясь слу-чаем, пытается уничтожить Россию до основания, сжечь ее до тла. В ход пускались и пускаются все средства: наглая ложь, двойной стандарт, клевета, шантаж, запугивание, духовная экспансия, а потом -- обязательно -- вооруженное вторжение. Вспомним слова священномученика Ермогена, обращенные к тогдашней ударной силе Запада против Руси -- польским захватчикам: "...наша Русь Святая была свободна и могуще-ственна, пока вы не протянули к ней алчные руки ваши. Об-маном, насилием и лестью захватили теперь вы Русь, невзи-рая на проклятия миллионов русских людей. Ложь, хитрость, измена -- вот орудия ваши". Только в период Смуты можно в полной мере ощутить степень ненависти Запада к России. Она настолько велика, что в нее подчас трудно поверить. Здесь уместно будет процитировать стихотворение Ф.И.Тют-чева о трагедии поражения России в Крымской войне: Ложь воплотилася в булат Каким-то Божьим попущеньем. Не целый мир, но целый ад Тебе грозит ниспроверженьем. Все богохульные умы, Все богомерзкие народы Со дна воздвиглись царства тьмы Во имя света и свободы! Четвертый урок Смуты - болезнь самозванства. В начале XVII века мы имеет дело с ее классической, если так можно выразиться, формой -- в лице Лжедмитрия I, Лжедмитрия II и т.д. На рубеже XIX-- XX столетий самозванство выразилось в оболгании и шельмовании Богом данной Самодержавной власти либеральными демократами и в замене ее бесчинным, беззаконным, самозванным февральским сборищем. Из сла-бых либеральных рук бразды правления затем вырвали жес-токие большевики (в большинстве своем самозванцы, носив-шие чужие имена), завершившие беззаконие цареубийством. И в наши дни черты самозванства легко узнаваемы. Взять, к примеру, возню нынешних либералов-демократов вокруг так называемых "царских останков" или попытку навязать Рос-сии в качестве законного наследника Романовых некоего Гогу. Пятый урок : Смута на Руси всегда начиналась в момент кризиса идеологии. Как заметил известный филолог и мыс-литель Н.С.Трубецкой: Россия -- страна идеократическая, она не может жить без руководящей идеи. При разрушении последней, у русского ч еловека наступает растерянность, ут-рачиваются внутренние ориентиры и отсюда -- "русский бунт, бессмысленный и беспощадный". Под идеологией я понимаю не сумму отвлеченных правил, написанных на бу-маге. Идеология -- это не немецкая железнодорожная инст-рукция, а совокупность идеалов, которые произрастают из народного сердца и соединяют людей общей целью, общим смыслом. Идеологию нельзя выдумать -- она мистична, она незаметно овладевает людьми и так же незаметно исчезает. И с ее исчезновением начинается Смута. Выход из Смуты воз-можен лишь тогда, когда идеология вновь обретается. Рус-ские люди к 1613 году поняли, что своеволие привело их к краю могилы, они стали молить Бога, чтобы Он даровал им Царя-отца, и были услышаны. Какой урок нам, живущим се-годня! Шестой урок Смуты парадоксален, на первый взгляд. Бла-годаря ей, в конечном итоге, в обществе наступает состояние полной политической и духовной определенности. Становит-ся окончательно ясно: кто предатель, а кто патриот, кто чу-жой, а кто свой. Все поляризуется до предела. С одной сто-роны священномученик Ермоген, с другой -- ничтожество Игнатий, с одной стороны Скопин-Шуйский, Минин и Пожарский, с другой -- Болотников, Салтыков, Тюфякин. На мой взгляд, наша сегодняшняя Смута подходит к концу. Очень скоро все разойдутся по своим позициям. Уже никто не сможет усидеть на двух стульях. Мы вступаем в фазу решительной битвы, битвы за Россию, в полном смысле этого слова. И бояться нам нечего. В Первопрестольном граде и других городах Рос-сии пролита невинная кровь. Но горем нас не запугаешь! Как говорил Ф.М.Достоевский, -- сильны не те, кто кровь про-ливает, а те, чью кровь проливают. Наконец вышла из оце-пенения наша армия. Русский солдат уже держит за горло ичкерийского волка. И не надо нам бояться Запада. Он сей-час слаб как никогда, слаб морально. Западные гуманисты готовы за свои идеалы убивать, но не готовы за них умирать. А у нас есть Женя Родионов -- русский православный сол-дат, отказавшийся снять с себя крест и принявший мучени-ческую кончину. Напрасно Олбрайт, Бжезинский и им по-добные надеются, что ракеты, лазерные прицелы и вакуум-ные бомбы позволят им одержать победу. В конце концов, все решится в очном поединке, в чистом поле, где сойдутся генерал Шаманов с генералом Кларком, наши братишки-морпехи с ковбоями из Техаса, рядовой Теркин с рядовым Райаном. И вот тогда посмотрим! Как говорил тот же Тер-кин: Не зарвемся, так прорвемся Будем живы -- не помрем, Срок придет, назад вернемся, Что отдали -- все вернем. Нашим внешим и внутренним врагам стоит прислушаться к словам священномученика Ермогена: "Но близок день, когда придет-ся вам собрать кровавую жатву с посеянных вами семян. Прямо и открыто проклинаю я ваше господство..." Но чтобы пришел этот долгожданный день, мы должны непоколебимо стоять в Православной вере, быть верными Матери-Церкви, хранить чистоту православного русского сердца. Пусть на-шим девизом будут слова замечательного русского поэта Ни-колая Рубцова: До конца, До тихого креста, Пусть душа Останется чиста. Вот-вот вспыхнет ярким пламенем свеча русского духа и, на удивление всему миру, рассеет липкий бесовский туман, окутывающий Родину. Россия, помни тютчевский наказ: О, в этом испытанье строгом, В последней роковой борьбе, Не измени же ты себе И оправдайся перед Богом.

План конспект открытого урока по истории России для учащихся 7 класса «Смутное время».

Римская Анна Георгиевна, учитель истории и права МОБУ СОШ № 10 имени атамана С. И. Белого, г. Сочи
Тип урока: комбинированный
Описание: Открытый урок по истории России для учеников 7 - ых классов, полученные знания направленны не систематизацию, анализ и обобщение ранее приобретенных знаний в процессе обучения истории.
Предмет: История России
Тема: Смутное время
Цель урока: Изучить события предшествующие Смутному времени, ход исторических событий и итоги, для систематизации и более полной картины по данному периоду.
Задачи:
I. Обучающая:
1. Раскрыть понятие Смуты, а так же выявить ряд причин способствующих наступлению Смутного времени на Руси.
2. Рассмотреть основные события и итоги Смутного времени.
3. Определись каковы были последствия Смутного времени.
II. Развивающая:
1. Развить у учащихся способность работать с историческими источниками (документами), с картой, учебником для более точного обобщения и анализа полученных знаний.
2. Способствовать развитию у учащихся умению самостоятельно или в группе анализировать исторические источники, давать развернутый ответ на поставленный вопрос.
3. Развивать у учащихся способность к систематизации полученных исторических знаний, и грамотно формировать выводы по предложенным темам.
III. Воспитательная:
1. Способствовать развитию у учащихся чувства патриотизма, уважения к истории своего государства.
2. Сформировать гражданскую и гуманистическую позицию у учащихся, не смотря на сложившиеся мировые конфликты.
3. Способствовать пониманию у учащихся роли личности в исторических событиях разного времени.
Основные понятия:
1. Смутное время
2. Гражданская война
3. Самозванство
4. Тушинский вор
5. Крестоцеловальная запись
6. "Семибоярщина"
7. Интервенция
8. Первое ополчение
9. Второе ополчение
Основные даты:
1. 1533 1584 гг. - Княжение и царствование Ивана IV Грозного
2. 1584 - 1589 гг. - Царствование Федора Ивановича
3. 1598 - 1605 гг. - Царствование Б. Годунова
4. 1601 - 1603 гг. - Голод и неурожай на Руси
5. 1603 -1604 гг. - Восстание казаков под руководством Х. Косолапа
6. 1605 - 1606 гг. - Царствование Лжедмитрия I
7. 1606 - 1610 гг. - Царствование В. Шуйского
8. 1606 - 1607 гг. - Восстание И. Болотникова
9. 1607 - 1610 гг. - Появление Лжедмитрия II на Руси
10. 1609 г. - Начало интервенции
11. 1611 г. - Первое ополчение
12. 1612 г. - Второе ополчение
13. 1613 г. - Земский собор. Избрание царем М. Ф. Романова. Начало правления новой династии.
Оборудование урока: Компьютер, карта «Смутное время в России начала XVII в.», учебник История России XVII–XVIII веков 7 класс. Пчелов Е.В. М.: 2012. - 240 с.
План урока:
1. Причины смуты.
2. Появление самозванство на Руси. Правление Б. Годунова
3. Приход В. Шуйского к власти. «Семибоярщина»
4. Формирование Первого ополчения. Итоги
5. Роль Второго ополчения в освобождении России от иностранной интервенции
6. Земский собор 1613 года
Ход урока
I.Организационный момент
II.Проверка домашнего задания (устная беседа по следующим вопросам)?
1.Основные направления внешней и внутренней политики Ивана Грозного?
2.Когда и по каким причинам прекратила существовать династия Рюриковичей?
3.Результаты политики Опричнины?
Обобщение: Таким образом, к началу XVII века в России накопилось множество противоречий. Смутное время стало для России периодом социальных конфликтов, политических и экономических кризисов и войн. В начале XVII века решался вопрос о существовании самой российской государственности.
III. Изучение нового материала
План
1.Причины Смуты



5.IV, V этапы Смуты. Создание Первого и Второго ополчения.
6.Последствия и уроки Смуты.
1.Причины Смуты
Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока Смутное время в России, прежде чем начать изучения нового материала мы должны обозначить причины появления Смуты.
Запись в тетрадь с доски.
Причины смуты
1.Династический кризис (смерть Ивана Грозного и двух его сыновей Федора и Дмитрия привели к пресечению правящей династии Рюриковичей);
2.Экономическая (голод и неурожай 1601 – 1603 гг. привели);
3.Социальная (недовольство некоторых сословий своим тяжелым положением);
4.Кризис власти (стремление боярских группировок за управление страной)
Учитель: Таким образом, Россия в XVII веке оказалась на грани грандиозного социального взрыва. Нестабильной ситуацией в стране поспешили воспользоваться западные соседи - Речь Посполитая и Швеция. Они были заинтересованы в завоевании западных земель России.
2. I этап Смуты (1604 – 1605 гг.)
Учитель: В 1598 году умер Федор Иванович последний представитель династии Рюриковичей. Тем самым законная правящая династия пресеклась. Главным претендентом на престол был Борис Годунов (родной брат жены Федора Ивановича), который обладал реальной властью в период правления царя Федора.
Запись в тетрадь с доски
1598 – 1605 гг. – Правление Б. Годунова
Учитель: Годунов пытался привлечь на свою сторону как можно больше людей. Для простого народа проводились недельные застолья, боярам и дворянам в несколько раз повышались жалования. Из тютер освобождались заключенный, отменялась смертаная казнь.
Боясь за шаткое положение своей не законной власти Борис Годунов насильно постриг в монахи Федора Никитича Романова (в монашестве принял имя Филарет), родственника царя Федора по материнской линии, который мог претендовать на престол. Других Романовых ждала иная учесть (опала, ссылки).
В 1601 - 1603 гг. Россию поразили страшные стихийные бедствия: дожди и морозы, привели к массовым неурожаям. Царь распорядился открыть государственные житницы и бесплатно раздавать хлеб. В стране начали вспыхивать народные волнения и восстания. Одним из самых крупных было восстание под предводительством казака Х. Косолапа.
Запись в тетрадь с доски
1603 - 1604 гг. - Восстание под предводительством казака Х. Косолапа.
Учитель: Все внутренние события в стране порадили все большее недовольства царем Борисом Годуновым у народа.
3. II этап Смуты (1606 – 1607 гг.) Восстание И. И. Болотникова
Учитель: Сложившейся ситуацией ряшили воспользоваться иностранные государства, а прежде всего Речь Посполитая.
Здесь начали появляться слухи о спасшемся царе Дмитрии (младшем сыне Ивана Грозного). На самом деле это был беглый монах Чудова монастыря Григорий отрепьев. Который получил поддержку от магнатов (польско - литовской знати), короля и католической церкви.
Самозванец стал набирать войско похода на Русь. Осенью 1604 г. войско Лжедмитрия I перешло русскую границу. Народ хотел видеть в нем справедливого царя, который изменит их жизнь к лучшему. Один за другим русские города присягали самозваницу.
Смерть Б. Годунова 23 апреля 1605 г. ускорила приход Лжедмитрия I к власти. В 1605 году он торжественно вступил в столицу. Но вскоре народ видел, что ни их жизнь ни само положение в стране не изменилось.
Обстановка усложнилась и тем, что Лжежмитрий I женился на дочери польского магната Марине Мнишек, свадебные торжества проходили с полным нарушением принятого на Руси православного порядка.
Запись в тетрадь с доски: 1605 - 1606 гг. - Правление Лжежмитрий
19 мая 1606 г. на Красной площади в цари “выкрикнули” боярина князя Василия Ивановича Шуйского. Другие княжеско-боярские рода, заседавшие в Думе, хотели получить обещание от царя, что он не превратиться в такого же тирана, как Грозный. Поэтому при вступлении на престол дал крестоцеловальную запись, т.е. письменную клятву, скрепленную целованием креста.
Учитель: Работа с документом “отрывок из Крестоцеловальной записи царя Василия Шуйского” (1606 год).
«Божиею милостью мы, великий государь царь и великий князь Василий Иванович всея Русии, щедротами и человеколюбием славимаго бога и за молением всего освященного собора, и по челобитью и прошению всего православного христианства, учинилися есьмя во отчине прародителей наших, на Российском государстве царем и великим князем, егоже дарова бог прародителю нашему Рюрику, иже бе от Римскаго кесаря, и потом многими леты и до прародителя нашего Александра Ярославича Невского на сем Российском государстве быша прародители мои, и посем на суздалской удел разделишась, не отнятием и не от неволи, но по родству, якоже обыкли болшая братия на болшие места седати. И ныне мы, великий государь, будучи на престоле Российского царствия, хотим того, чтобы православное християнство было нашим царским доброопасным правительством и в тишине, и в покое и во благоденствии…»
Вопрос к документу: почему в своей крестоцеловальной записи В.Шуйский постоянно ссылался на кровное родство с Рюриком, А.Невским?
Учитель: Вновь в юго-западных уездах стали собираться повстанческие отряды против правительства Василия Шуйского. Верность ему сохраняли дворяне, горожане центра и севера России. Во главе же беглых холопов, казаков, крестьян и дворян южных уездов встал бывший военный холоп – Иван Исаевич Болотников.
Запись с доски в тертадь. 1606 - 1607 гг. - Восстание И.Болотникова

Вопросы к карте:
1. Где и когда началось восстание И.Болотникова?
2. Назовите города, которые были заняты восставшими?
Учитель: В конце октября 1606 г. повстанческие армии осадили Москву. Продолжалась она 5 недель – до начала декабря. Постепенно перевес сил перешел к воеводам Шуйского. В битве у Коломенского 2 декабря они одержали победу над восставшими.
Работа с картой: “ Смутное время в России начала XVII в.” Используя карту в учебнике (стр. 16)
Покажите город, в который после поражения под Москвой переносится центр восстания?
Болотников в Калуге быстро организовал ее оборону и пополнил войско. Правительственные войска взяли город в осаду, но не полностью блокировали город, и Болотников получил помощь из соседних городов. В мае 1607 г. Болотников разгромил царскую армию под Калугой. Повстанцы ушли в Тулу.
Работа с картой: “ Смутное время в России начала XVII в.” Используя карту в учебнике (стр. 16)
Покажите, где закончилось восстание Болотникова?
4.III этап Смуты (1608 – 1610 гг.)
Учитель: На третьем этапе в события России вмешались войска Польши и Швеции.
Вопрос: По каким причинам иностранные войска вмешались в события в России?
Используя текст учебника (стр. 24 - 25)
17 июля 1610 г. – власть перешла в руки Семибоярщины. Был заключен договор с поляками об избрании на русский престол польского королевича Владислава.
5. IV, V этапы Смуты. Создание Первого и Второго ополчения.
Первым против польских захватчиков выступили Рязанцы. В Рязани было создано народное ополчение, которое возглавил Прокопий Ляпунов, присоединились Трубецкий, Заруцкий. Со временем сторонники Ляпунова стали покидать его ополчение. Летом 1611 года страна оказалась в ужасном и тяжёлом состояние. Центром освободительного движения с осени 1611 года стал Нижний Новгород. Торговый человек- Кузьма Минин обратился к народу с призывом помочь всеми силами и средствами в создание нового ополчения для освобождения России от иноземных захватчиков. В Нижний Новгород стали стягиваться вооруженные отряды ополченцов со всех земель. Сподвижником Кузьмы Минина стал Дмитрий Михайлович Пожарский. Именно эти люди освободили Россию от иностранных захватчиков.
Подробно про Первое и Второе ополчение мы поговорим на следующим уроке.
Учащиеся отвечают на вопросы:
1) Назовите исторические личности, характеризующие Смутное время?
2) Укажите основные причины Смутного времени?
3) Почему данный период русской истории получил название "Смута"?
6.Последствия и уроки Смуты.
Учитель: Для завершения Смуты стране нужен был законный, признанный всеми слоями общества монарх. С этой целью руководители Второго ополчения уже в конце 1612 года разослали по городам грамоты с требованием выслать представителей сословий на Земский собор.
В январе 1612 года на Земский собор в Москву съехались выборные представители всех сословий России - бояре, дворяне, деятели Церкви, посадские люди, казаки, черносошные и дворцовые крестьяне. Интересы крепостных крестьян и холопов на Соборе представляли собственники земель. Никогда еще в стране не было представительного органа столь широкого состава.
У Собора была одна задача - выборы монарха.
Претендентов на престол было несколько, начиная от иностранцев (шведский и польский принцы), сына Марины Мнишек и Лжедмитрия II, и заканчивая российскими претендентами: Ф.И. Мстиславский, В.В. Голицын, Д.М. Трубецкой, Д. Пожарский, М.Романов, Д.М. Черкасский, П.Н. Пронский и др.
Первоначально члены Собора решили не избирать на русский престол иноземного представителя, отклонили кандидатуру сына Марины Мнишек и Лжедмитрия II – Ивана.
В результате острых споров наиболее приемлемой оказалось кандидатура 16-летнего Михаила Федоровича Романова. Сын тушинского патриарха Филарета, за ним стоял ореол отца – мученика, который находился в польском плену. Возможно, сыграла свою роль и близость Михаила Романова к династии Рюриковичей, так как он приходился внучатым племенником первой жены Ивана Грозного Анастасии Романовой (Генеологическое дерево М.Романова).
Таким образом, избрание Романовых на царство обещало всеобщее согласие и успокоение, это произошло 21 февраля 1613года.
Земский сбор направил послов в Ипатьевский монастырь (под Костромой), где находились Михаил Романов и его мать. Инокиня Марфа, опасавшаяся за судьбу сына, дала согласие на его воцарение лишь после долгих уговоров. Россия обрела законно избранного монарха.
Оставшиеся на Русской земле польские отряды, узнав об избрании Михаила Романова на царство, попытались захватить его в родовых Костромских владениях, чтобы освободить русский престол для своего короля. Пробираясь в Кострому поляки попросили крестьянина села Домнино Ивана Сусанина показать дорогу. Согласно официальной версии, он отказался и был ими замучен, а по народной легенде, Сусанин согласился, но послал к царю предупреждение о грозящей опасности. А сам завел поляков в болото, из которого они не сумели выбраться. Осознав обман, они убили Сусанина, но и сами погибли в чаще от голода и стужи. Легенда о подвиге Сусанина послужила сюжетом для оперы М. Глинки «Жизнь за царя».
Подвиг Сусанина как бы увенчал общий патриотический порыв народа. Акт избрания царя, а потом венчания его на царство сначала в Костроме, а потом в Успенском соборе Московского Кремля означал прекращение Смуты.
Так закончилась Смута – тяжелейшее потрясение начала XVII века, которое по своему характеру, остроте социально - политического противостояния и способам разрешения противоречий многие исследователи приравнивают к гражданской войне.
Таким образом, в основном территориальное единство России было восстановлено, хотя часть русских земель осталось за Речью Посполитой и Швецией.
После Смутного времени был сделан выбор в пользу сохранения крупнейшей на востоке Европы державы.
Последствия Смуты:
1. Экономическая разруха: разорены были сельское хозяйство, ремесла, угасла торговая жизнь
2. Обнищание народа
3. Ухудшение международного положения и потеря ряда территорий
4. Воцарение новой династии
IV. Домашнее задание
§ 4 -5. Заполнит таблицу на стр. 29

Тема: Смутное время

Цель: Дать представление учащимся о периоде Смутного времени через анализ событий.

Задачи:

Образовательная - выявить причины, которые способствовали наступлению Смутному времени; рассмотреть основные события, этапы Смуты, социальный состав участников этих событий.

Развивающая - продолжить развитие у учащихся умения работать с учебником, технологической картой, контурной картой, умения выявлять главное, анализировать.

Воспитывающая - продолжить воспитание на гражданственности при изучение темы.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник,рабочая тетрадь, контурная карта.

Время: 2 часа

Основные понятия:

1. Смутное время.

2. Гражданская война.

3. Интервенция.

4. Семибоярщина.

5. Народное ополчение

План занятия

1. Причины Смуты.

2. Поход Лжедмитрия 1 и гражданская война.

3. Иноземная интервенция и народные ополчения.

Организационный момент:

Доведение до учащихся темы и цели урока, его патриотическую значимость.

Обеспечение мотивационного настроя учащихся.

Учитель:

«Ушли в историю года Цари менялись и народы, Но время смутное, невзгоды Русь не забудет никогда? Победой вписана строка, И славит стих былых героев, Поверг народ врагов-изгоев, Обрел свободу на века! И поднималась Русь с колен В руках с иконой перед битвой, Благословленная молитвой Под звон грядущих перемен. Деревни, села, города С поклоном русскому народу Сегодня празднуют свободу И День единства навсегда!

Вопрос: Ребята о чем мы сегодня с вами будем говорить, кто мне назовет тему нашего сегодняшнего занятия?

Ответы учащихся: Смутное время

Учитель: Правильно запишем тему в тетради.

Учитель: Как вы понимаете термин Смута?

Ответы учащихся: война, голод, нет законов

Учитель: Смутное время явилось для России периодом социальных конфликтов, политических

кризисов и изнурительных войн. В начале 17 века решался вопрос о существовании самой российской государственности.

Определение смутного времени (учащиеся записывают определение в тетрадь):

Смута - это период социальных конфликтов, политических кризисов и изнурительных войн.

1. Причины Смуты.

Учитель: После смерти в 1584 году Ивана Грозного остались два его сына: старший Федор

Иванович и младший Дмитрий Иванович. Его дети были от разных матерей. Царем стал старший сын Федор Иванович (1584-1598гг). Современники характеризовали царя Федора как болезненного и слабоумного правителя не способного руководить государством. Все бразды правления находились в руках брата его жены боярина Бориса Годунова.

Федор Иванович был бездетным и согласно русскому закону о престолонаследии вся власть, после его смерти, достанется Дмитрию. Честолюбивый, стремящийся к власти Борис Годунов не мог этого допустить и как считают многие историки решился на убийство молодого царевича.

Учащийся: Сообщение учащегося о гибели Дмитрия (опреж.поиск.задан. Казакова Наталья)

Учитель: После смерти царя Федора Ивановича, по инициативе патриарха Иова, Бориса Федоровича на Земском соборе венчали на царство 1 сентября 1598года. Положение нового царя было шатким: многие знатные бояре были недовольны его избранием, считая себя обойденными. Помнили о гонениях и опалах, от него исходивших. Ширились слухи о его причастности к гибели царевича в Дмитрия в Угличе. Ситуация сильно осложнилась в начале нового столетия, когда страну потрясли события, приведшие в ужас современников и сыгравшие трагическую роль в личной судьбе царя Бориса и всей России.

Учащийся: сообщение о голоде, восстании Хлопка и закрепощении крестьян. (опреж.поиск.задан.АтавинаТаня).

Учитель: Вы внимательно прослушали, а теперь вместе попытаемся определить причины смутного времени.

Учащиеся: называют причины смутного времени:

1. Пресечение династии Рюриковичей.

2. . Неурожай и голод в стране.

3. Закрепощение крестьян.

Учитель: запишем причины в тетрадь.

2. Поход Лжедмитрия 1 и гражданская война

Учитель : Следующий этап нашего урока «Поход Лжедмитрия 1 и гражданская война». У вас на столах имеются технологическая карточка № 1 и контурная карта. Внимательно прочитайте задание и выполните его. После того как вы его выполните мы его вместе обсудим. Время для выполнения___(мин).

Учащиеся: выполняют задания карточки

Учитель: Давайте обсудим задания, (обсуждение - ответы учащихся). Выступление учащегося с сообщение о Иване Исаевиче Болотникове (опреж.поиск.задан.Бузыкина Марина). А теперь проверим правильность выполнения задания в контурной карте(самопроверка). Учащиеся отмечают на общей контурной карте направление похода Лжедмитрия 1 и район восстания Ивана Болотникова.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

3. Иноземная интервенция и народные ополчения

Учитель: Следующий этап нашего урока «Иноземная интервенция и народные ополчения». У вас на столах имеются технологическая карточка № 1 и контурная карта. Внимательно прочитайте задание и выполните его. После того как вы его выполните мы его вместе обсудим. Время для выполнения___(мин).

Учащиеся: выполняют задания карточки

Учитель: Давайте обсудим задания, (обсуждение - ответы учащихся). Выступление учащегося с

сообщение о Кузьме Минине и Дмитрии Пожарском (опреж.поиск задан. Пляскина Аня, Гурулева). А теперь проверим правильность выполнения задания в контурной карте(самопроверка). Учащиеся отмечают на общей контурной карте направление походов Лжедмитрия 11, шведский войск и направление войск народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и князя Пожарского.

4. Работа в группах (три группы)

Учащиеся: отвечают на задания карточек. Отвечают.

Рефлексия:

1. Назовите причины Смутного времени?

2. Какие слои населения участвовали в событиях Смутного времени? Какие они ставили цели перед собой?

3. Почему можно говорить о том, что период окончания Смуты стал важнейшей вехой в становлении национального самосознания русского народа?

Домашнее задание: п. 20 Задание 1. Написать письмо от имени очевидца Смутного времени. 2.

Учитель : В День единства будем рядом,

Будем вместе навсегда,

Все народности России

В дальних селах, городах!

Вместе жить, работать, строить,

Сеять хлеб, растить детей,

Созидать, любить и спорить,

Охранять покой людей,

Предков чтить, дела их помнить,

Войн, конфликтов избегать,

Чтобы счастьем жизнь наполнить,

Чтоб под мирным небом спать!

Приложения:

Приложение 1

Технологическая карта

тема «Кризис государства и общества: смутное время»

этап № 1 «Поход Лжедмитрия 1 и гражданская война»

1. Кто скрывался под именем царевича Дмитрия________

2. Кто поддержал в Польше Лжедмитрия

3. Почему польские магнаты поддержали самозванца

4. Какие слои общества подержали самозванца и почему

5. Укажите годы правления Лжедмитрия 1_____________________

6. Какие слои населения не поддержали воцарение Василия Шуйского

этап № 2 «Иноземная интервенция и народные ополчения»

1 . Укажите дату появления второго самозванца Лжедмитрия II______

2. Почему Лжедмитрий II получил прозвище «тушинский вор»

3. Что заставило Василия Шуйского обратиться за помощью к шведам

4. Что заставило бояр присягнуть королевичу

Владиславу______________________________________________________

5. Укажите имена героев Второго ополчения__________________________________

6. Какую задачу поставили перед собой Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский

7. Укажите дату созыва Земского собора ______________ кто был выбран новым

царем________________________________________________________

Приложение 2

Кроссворд

Кроссворд по предмету "истории" на тему "Смутное время"

По горизонтали

3. Как называлась историческая должность в России, руководитель крупной административно-территориальной единицы, существовавшая до старост

6. Князь, участник и руководитель первого и второго ополчения

9. Как называется свод законов, изданный Иваном iv в 1550 году

11. Гетман, командовавший польскими войсками в решающем сражении под Москвой

13. Польский королевич, претендовавший на российский трон

16. Полная самостоятельность и независимость Русской православной церкви от константинопольского патриархата

21. Насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого

23. Назовите пожалования великих и удельных князей своим должностным лицам, которые были отменены при Иване iv

По вертикали

1. В какие лета запрещался крестьянский выход в Юрьев день

2. Польский король, заявивший о присоединении России к Польше

4. Войско, создаваемое в помощь армии на добровольных началах

5. Город, в котором окончательно сформировалось ополченское правительство «совет всей Земли» в 1612-м году

7. Какое войско в 1550 году пришло на смену пищальникам-ополченцам

8. Как назывался Собор русской церкви, созванный в 1551 году по инициативе царя и митрополита

10. Как называют начало xvii века в России

12. Правительство в России, образовавшееся после свержения царя Василия Шуйского

14. Икона Богоматери, которую торжественно вынесли из Успенского собора Кремля, встречая освободителей Москвы в 1612 г

15. Город, где был казнен руководитель первой крестьянской войны в России в начале xvii в

17. Одно из ханств, присоединённых к России во время правления Иван iv

18. Основная черта смутного времени

19. Как назывался приказ, ведавший разбором просьб служилых людей

20. Какое имя получил самозванец Григорий Отрепьев, объявивший себя «чудесно спасшимся» сыном Ивана iv

22. Дьяк, руководивший Посольским приказом

24. Династия Ивана Грозного

25. Война, длившаяся в период 1558-1583, где Россия боролась за Прибалтику и выход в Балтийское море

Приложение 3

А.С. Пушкин

Приложение 4

Кузьма Минин (Кузьма Минич Анкундинов, Кузьма Сухорук) - деятель русского национально-освободительного движения в Смутное время, один из руководителей Второго ополчения, соратник князя Дмитрия Михайловича Пожарского ; один из наиболее популярных национальных героев русского народа.

Род Кузьмы Минина происходил из небольшого волжского города Балахны и владел соляным промыслом. Известно имя его отца - Мина Анкундинов. Сам Кузьма был нижегородским посадским человеком, в 1608-1610 годах в составе нижегородского ополчения под началом воеводы А.С. Алябьева он участвовал в боевых действиях против сторонников Лжедмитрия II .

1 сентября 1611 года Минин был избран земским старостой и возглавил движение за организацию Второго ополчения. В круг его обязанностей входили сбор денежных средств, выдача жалования ратникам, обеспечение хозяйственной части. Военное руководство по совету Минина было передано в руки князя Дмитрия Пожарского. До созыва Земского собора 1613 года Минин входил в «Совет всея земли», сформировавшийся в начале 1612 года в Ярославле и выполнявший функции правительства.

Кульма Минин активно участвовал в боях за Москву 22- 24 августа 1612 года и проявил личную храбрость. Во главе одного из отрядов он переправился через Москву-реку и нанес по противнику фланговый удар, благодаря чему войска гетмана Яна Кароля Ходкевича были разгромлены. Минин участвовал в Земском соборе 1613 года, призвавшего царствовать династию Романовых. На следующий день после своего венчания на царство царь Михаил Федорович пожаловал Минину звание думного дворянина, а в 1615 году пожаловал вотчину под Нижним Новгородом.

Минин остался служить в Москве, ведал сбором налога - «пятинных денег» с купцов Гостиной и Суконной сотен. В 1615 году он занимался сыском по делу восставших татар и черемисов в Казани.

Умер Минин в середине 1616 года, похоронен в Нижегородском кремле. В конце 17 века его прах был перенесен в нижегородский Преображенский собор и после его сноса (1962) в Михайлово-Архангельский собор. В 1818 году на Красной площади в Москве установлен памятник Минину и Пожарскому, скульптора Ивана Петровича Мартоса

Приложение 5

Сообщение статиста: о голоде начала 17 века.

Три года, с по , были неурожайными, даже в летние месяцы не прекращались заморозки, а в сентябре выпадал снег. Разразился страшный голод , жертвами которого стало до полумиллиона человек. Массы народа стекались в Москву , где правительство раздавало деньги и хлеб нуждающимся. Однако эти меры лишь усилили хозяйственную дезорганизацию. Помещики не могли прокормить своих холопов и слуг и выгоняли их из усадеб. Оставшиеся без средств к существованию люди обращались к грабежу и разбою, усиливая общий хаос. Отдельные банды разрастались до нескольких сотен человек. Самый крупный отряд крестьян был отряд атамана Хлопка и насчитывал до 600 человек. Помещики усиливали эксплуатацию крестьян закрепощая их царскими указами срок сыска беглых увеличился до 15 лет. В первую зиму в Москве от голода умерло более 100 тысяч человек, а по стране жертвами неурожая были 500 тысяч человек. Среди людей поползли слухи о божьем наказании за то что венчали на царство царя убийцу. Страна стояла на пороге хаоса.

Приложение 6

Болотников Иван Исаевич (?-1608), предводитель восстания 1606-1607 гг. в России.

Иван Болотников был холопом князя Телятевского. Сбежав в степь к казакам, он был захвачен в плен татарами и продан в рабство на галеры в Турцию. Освобождённый из неволи немцами, оказался в Венеции в Италии.

Возвращаясь на родину, познакомился в Польше с авантюристом Молчановым, выдававшим себя за спасшегося царевича Дмитрия. Молчанов отправил Болотникова с письмом к путивльскому воеводе князю Шаховскому, и тот поручил Болотникову отряд в 12 тыс. человек, который стал быстро увеличиваться из-за обещанных от имени Дмитрия прощения и льгот.

Состав войска был пёстрым: холопы, крестьяне, мелкие посадские люди, казаки, стрельцы, служилые дворяне, бояре и князья. Болотников в своих грамотах выступал не только против царя Василия IV, но и против феодального гнёта.

Он направился к столице и 22 октября 1606 г. остановился в селе Коломенском в семи верстах от Первопрестольной. Здесь он построил острог и стал рассылать по Москве и другим городам грамоты, настраивая народ против богатых и знатных и призывая всех целовать крест «законному государю Дмитрию Ивановичу». Но постепенно в войске Болотникова стали обостряться социальные конфликты, в результате которых дворяне перешли на сторону Шуйского.

2 декабря 1606 г. отряд Болотникова отступил в Калугу. В это время среди терских и волжских казаков появился новый самозванец, выдававший себя за царевича Петра, сына Фёдора Ивановича. Шаховской воспользовался этим для поддержания восстания и вместе с новоявленным царевичем направился в Тулу, куда в 1607 г. прибыл Болотников.

30 июня царь Василий Шуйский с большим войском подступил к Туле. После трёхмесячной осады город был взят (10 октября 1607 г.), а Болотникова и других предводителей мятежа после допроса заключили в каргопольскую тюрьму.

Болотников обещал верно служить Шуйскому, если тот сохранит ему жизнь, но был ослеплён и утоплен в феврале 1608 г. в северном городе Каргополе.

ИВАН БОЛОТНИКОВ

Приложение 7

Дмитрий Пожарский родился в ноябре 1578 г. в семье князя Михаила Федоровича Пожарского.

При Василии Шуйском Пожарского назначили воеводой. За исправную службу царь пожаловал ему в Суздальском уезде село Нижний Ландех с двадцатью деревнями. В 1610 г. царь назначил Пожарского воеводой в Зарайск.

Пожарский отправился в захваченную поляками Москву, где начал готовить народное восстание. В завязавшемся бою Пожарский был тяжело ранен. Его вывезли из Москвы в Троице-Сергиеву обитель.

Нижегородцы избрали героя московского восстания князя Пожарского воеводой ополчения, которое организовал в Новгороде земской староста. Кузьма Минин. Большую помощь оказали ему богатые купцы и предприниматели. На собранные деньги нижегородцы стали нанимать служилых людей. У ополчения стало два вождя. Имена Минина и Пожарского слились в одно нерасторжимое целое. Нижний стал центром патриотических сил всей России. На его призывы откликнулось не только Поволжье и старые города Московской Руси, но также Предуралье и Сибирь. Пожарский и Минин добивались, чтобы ополчение превратилось в хорошо вооруженное и сильное войско. В феврале 1612 г. был образован «Совет всея земли». 4 ноября народное ополчение под руководством князя Пожарского освободили Кремль.

Пожарский получил от царя чин боярина, а Минин стал думным дворянином. По окончании Смуты Пожарский некоторое время ведал Ямским приказом, был воеводой в Новгороде, потом был переведен в Москву в Поместный приказ, руководил строительством укреплений вокруг Москвы, а потом возглавлял Судный приказ.

Умер Пожарский в апреле 1642 г.