Меню
Бесплатно
Главная  /  Внутренняя отделка  /  Настенная лепнина из гипса. Лепнина на стенах – как способ декоративной отделки

Настенная лепнина из гипса. Лепнина на стенах – как способ декоративной отделки

Гипсовые украшения придадут индивидуальность дизайну интерьера. Кроме того, лепнина может быть использована довольно широко, в различных стилях оформления комнаты. В статье мы расскажем как сделать лепнину из гипса своими руками (в домашних условиях), дадим пошаговые инструкции по изготовлению.

Выбор фигуры

Разнообразие гипсовой лепнины сегодня не ограничивается созданием фигурок толстощеких амуров, изящных линий цветов и лепестков, комнатных карнизов. С помощью этого материала можно создать имитацию камина, «вырастить» дерево на вертикальной поверхности стены или на потолке. Фигура может быть классически белой или раскрашенной различными цветами. Выбор определяется пожеланием заказчика.

Прежде всего, требуется определиться с внешним видом будущего произведения искусства, его размерами, местоположением. Оптимальный вариант – изготовление трафарета натуральной величины или нанесение рисунка на поверхность, которую планируется украсить.

Вариантов бесконечное множество. Самое простое – звезды, цветы, снежинки, буквы. Можно украсить комнату оригинальными объемными картинами – пейзажи, натюрморты. «Резная» рама позволит добиться полной имитации.

Раствор

Для отливки крупных гипсовых изделий раствор приготовляется небольшими порциями. Густой раствор плохо льется и не заполняет полностью форму, имеющую тонкий рельеф.

Замедлить реакцию твердения может клеевой раствор – желатиновый, мездровый. Рекомендуется 25% концентрация «клеевой воды». Она должна быть использована в течение одного дня. Кроме того, применение клеевого раствора придает изделиям прочность.

Плоские изделия притирают к ровной поверхности, посыпанной тонкой гипсовой мукой и оставляют их там на сутки.

Изготовление

Изготовление лепнины из гипса может осуществляться несколькими способами.

  1. По трафаретам рисуются контуры будущей композиции. Гипсовая масса наносится на поверхность, разравнивается, затирается. Затем обрезается все лишнее. При необходимости процедура повторяется. Этот способ подходит для создания лепнины с достаточно простой конфигурацией поверхности.
  2. На место расположения лепнины наносится раствор. Затем высохший гипс обрабатывается согласно рисунку.
  3. Изделия сложных конфигураций изготавливаются при помощи форм. Они могут быть из дерева, пластика или бетона. Сначала форма обильно смазывается мыльной кашицей. Затем в нее слоями заливается гипсовый раствор. Максимальная толщина слоя – 1 см. Следующий слой заливается лишь после полного застывания предыдущего. Хорошо отвердевшее изделие аккуратно освобождается от формы.

Кроме того, можно изготовить модель полностью или ее фрагменты из пластилина. Этот материал может менять форму бесконечное количество раз. На готовое пластилиновое украшение гипсовый раствор наносится при помощи кисточки. Тщательное промазывание углублений является гарантией точности формы будущего изделия. Дальнейшие слои наносятся лопаточкой только по мере высыхания предыдущих.

Через час форма снимается с пластилиновой модели. При создании изделий крупных форм она армируется медной сеткой. С внутренней стороны готовая форма покрывается бесцветным мебельным лаком.

При заливке гипсового раствора в форму необходимо избегать появления в нем воздушных пузырьков. Легкое встряхивание обеспечит полное заполнение мелких рельефов. Сушка гипсовых изделий должна осуществляться при температуре минимум +16 0 С. После оттаивания они разрушаются. Не следует пытаться ускорить процесс высыхания с помощью вентилятора, отопительных приборов – гипс покоробится.

Недостатки устраняются ножом, затем изделие шлифуется мелкой наждачной бумагой.

Белая гипсовая поверхность может быть окрашена краской на водной основе. Перед этим она покрывается двумя слоями грунтовки. С помощью кусочков ткани, губки, синтетических материалов можно придать лепнине любую фактуру.

Подготовка поверхности

Место установки будущего изделия полностью тщательно очищается, отмывается от побелки. Насечка на тыльных и сопрягаемых поверхностях поможет прочнее удержать скрепляющий раствор.

Небольшие легкие детали можно закрепить при помощи жидкого гипса.

Крупные элементы монтируются с помощью специальных креплений. В них и в поверхности стены или потолка сверлятся отверстия, в которые при помощи дюбелей или деревянных вставок крепятся шурупы. Внутри гипсовых изделий закрепляются металлические петли. Во время монтажа они надеваются на головки шурупов. Лаковое покрытие предупредит появление ржавчины на металле крепежа.

Можно вмонтировать в стену металлические штырьки, затем они вдавливаются в отверстия лепнины, заполненные жидким раствором.

Прежде чем планировать крупные композиции лучше потренироваться, изготавливая небольшие фигурки. Также можно изготовить украшение из отдельных модулей.

Видео

Так, с использованием деревянной машинки, можно сделать простую гипсовую лепнину самостоятельно:

Фото

Когда-то украшение интерьера лепниной и барельефами было доступно только высшей знати, богачам и большим храмам. В наши дни сделать барельеф своими руками – вопрос только труда и терпения. Достижения современных технологий позволяют обойти технические трудности создания лепнины в домашних условиях людям, не имеющим художественного образования, но не лишенным художественного вкуса и фантазии. Создать барельефы наподобие тех, что на рис. ниже, вполне под силу терпеливому и внимательному любителю.

Новые материалы

Помимо традиционного материала для лепнины – гипса – лепнина своими руками может быть создана из современных строительных смесей с полимерными добавками; их часто объединяют под общим названием «акриловые штукатурки». Как набирать объем барельефа строительными шпаклевочным составами, можно узнать из видео:

Видео: лепка барельефа из шпаклевки

У любителей в ходу также базовый состав из архитектурного гипса, акриловой штукатурки и клея ПВА в пропорции 1:1:0,5 по объему . Гипс и штукатурную смесь смешивают сухими и затворяют водой, т.е. добавляют воду в смесь, а не наоборот. Доводят до консистенции от теста до йогурта или обезжиренного кефира и добавляют ПВА, тщательно размешивая. Густота смеси выбирается сообразно роду работы с ней, в каком случае какая смесь нужна, см. далее.

Барельеф на стену выполняется в технике низкого рельефа (вверху слева на рис.) или высоким, с выступающими фигурами (вверху справа). Высокий барельеф называется еще горельефом. Технически горельеф отличается от низкого барельефа тем, что фигуры лепятся как круглая скульптура (см. далее). Низкий барельеф хорошо смотрится в любом освещении, кроме совсем тусклого, а горельеф выигрышнее в рассеянном свете.

В жилых помещениях, освещенных чаще всего достаточно ярко и равномерно, имеет смысл использовать смешанную технику барельефа (слева внизу), не делая фигуры очень уж выпуклыми. Как вылепить барельеф «Дерево Климта», см. напр. видео мастер класса ниже:

Видео: мастер-класс барельеф “Дерево Климта”




Особенность этой работы в том, что в ней используются практически все приемы создания барельефов в домашних условиях. Познакомившись с ними наглядно, вам легче будет понять дальнейшее и применить их в любой технике из описанных далее.

Примечание: в свое время австрийский художник Густав Климт создал композицию «Дерево жизни». Стиль ее настолько своеобразен, что выражение «дерево Климта» стало крылатым.

Обратный барельеф, или контррельеф (внизу в центре на верхнем рис.) это уже не лепнина, а резьба по камню (контуры прорезаются вглубь), которая технически много сложнее. Поэтому отметим только, что контррельефу нужен яркий и резкий косой свет, т.к. изображение рисует фактически тень. Есть еще особый вид барельефа – теневой, внизу справа, где весь рисунок образуется тенями от мелких и мельчайших выступов и впадин определенной формы. При перемене направления и угла падения света рисунок меняется, вплоть до изменения выражения лица в течение дня. Теневой барельеф – высочайшее искусство и, увы, недолговечное: выступы и впадины засоряются, а от чистки теряют форму. Рисунок блекнет, размывается, пропадает.

Техники барельефа

Лепнина на стене в домашних условиях может быть выполнена одним их следующих способов, в порядке возрастания технической сложности:

  1. Гипсованием свободных, т.е. изначально не закрепленных на опорной поверхности, не удаляемых моделей;
  2. Гипсованием не удаляемых моделей на опорной поверхности. Эти способы особенно хороши для начинающих, т.к. позволяют получать соотв. высокий и низкий рельеф, не рискуя в случае неудачи необходимостью переделывать всю работу заново;
  3. Обратным литьем из гипса по удаляемой модели. Способ несколько более трудоемкий, но также пригоден для новичков, т.к. над моделью можно корпеть сколько угодно, пока она не будет доведена до идеала. Кроме того, в одной изготовленной по модели изложнице (форме, молде) в домашних условиях можно отлить до 20-30 одинаковых изделий;
  4. Художественная гипсовая лепнина по месту, т.е. непосредственно на опорной поверхности. Требует основательных навыков, но дает возможность создавать большие рельефные панно во всю стену, с обводом углов, заходом на потолок, и полную свободу творческого самовыражения.

По месту или на листе?

Сделать барельеф способами 2-4 возможно как по месту, так и частями на столе или полу. Отличная основа для фрагментов сборного барельефа – гипсокартонный лист, ГКЛ. Его готовят, как базовую поверхность (см. далее), на отдельных листах или их кусках нужной формы выводят части общей картины или законченные композиции (см. рис.), и крепят на выровненную стену.

Головки крепежа и стыки фрагментов шпаклюют базовым составом, затем гипсуют и затирают под базовую фактуру. Еще хорошо в сборных барельефах то, что испорченный по неопытности кусок можно переделать, не трогая остальные. А плохо то, что вся композиция получается тяжелой; крепить сборный барельеф к слабым стенам (гипсокартонным, перегородкам из ПГБ и т.п.) нельзя. впрочем, нагружать слабые стены барельефами вообще не рекомендуется – несущая основа должна быть прочнее материала композиции.

Инструмент

Изготовление барельефа потребует обзавестись кое-каким специальным инструментом. Не очень дорогим, но рассчитывать на успех работы без него не приходится. Прежде всего, половина резинового мячика для замеса очередной порции рабочей смеси. Из него сразу все вываливается, если вывернуть наизнанку, и таким же способом слетают присохшие остатки. Барельеф будет тем прочнее и красивее, чем быстрее его сформировать, т.е. чем дальше будет рабочий раствор от начала схватывания. Мячик для замеса сводит потери времени на встряхивание, выскребание и т.п. к нулю. Набирать раствор мелкими порциями из мячика тоже удобнее, т.к. углов внутри нет. По этой же причине замес получается более гомогенным (однородным), а это один из важнейших факторов конечной художественности барельефа.

Далее, нужны будут шпатели для лепки – мастихины. Набора из 6 шт. (поз. 1 на рис.) для начала хватит. Для формирования гроздьев винограда, чешуи и т.п. нужны еще выпукло-вогнутые шпатели. Наборы с такими стоят дорого, до 30 тыс. руб. (!) за набор из 48 предметов, поэтому любители вместо них часто пользуются ложками разных размеров (кофейными, чайными, десертными, столовыми), с округлыми и приостренными кончиками. Однако вывести низкий рельеф ложками просто так нельзя, изгиб ручки мешает. Поэтому для каждого шпателя берут по 2 ложки из алюминия и др. пластичного металла. Одной пользуются как есть, это будет выпуклый шпатель. А ручку другой у самого черпака перекручивают на 180 градусов и отгибают обратно, получается вогнутый шпатель.

Примечание: неплохие выпукло-вогнутые мастихины выходят из одноразовых пластиковых ложек и вилок. Чтобы получить вогнутый шпатели, их ручки нагревают зажигалкой у самого черпачка, перекручивают и отгибают нагретыми.

Также понадобится другой мастихин – художественный нож, поз. 2. Живописцы им счищают старую краску с палитры, а скульпторы подравнивают края, срезают облой, наводят мелкую фактуру. Нож-мастихин прекрасно заменяется широким сапожным ножом.

Следующий необходимый инструмент – кондитерский шприц с насадками (поз. 3 и 4) и, возможно, медицинский на 20 мл без иглы. Кондитерский шприц весьма желательно брать с курковым приводом (поз. 4). Смеси для барельефов далеко не так текучи, как крем для тортов, и формировать шприцем веточки, розочки, листики (ну, чем торты разукрашивают, все видели) нужно, держа его 2-мя руками; левой придерживают инструмент у наконечника.

Наконец, понадобятся 2-3 плоских живописных кисти разного размера и столько же круглых, самых дешевых, из щетины с бычьего уха. Дорогие беличьи и колонковые покупать для барельефа «крутизны ради» смысла нет, они слишком мягкие. Также понадобится совсем жесткая и грубая детская капроновая кисточка для рисования. Кистями наводят фактуру (см. далее) и гипсуют мелкие участки барельефа.

Работа с инструментом и уход за ним

Мастихины и кисти перед набором очередной порции смеси обмакивают в воду. Остатки и потеки на рабочем органе – залог испорченной работы. После работы шприц разбирают и по частям опускают в воду; туда же кладут и мастихины с кистями. Когда инструмент откиснет, остатки рабочих материалов с него тщательно смывают чистой водой. Кстати, правильно ухаживаемый кондитерский шприц после работы по барельефу пригоден и для использования по прямому назначению. Храниться весь инструмент должен абсолютно чистым.

Технологии барельефа

Создание барельефа на стенах в квартире (или на листах ГКЛ, если барельеф будет сборным) поэтапно осуществляется следующим образом:

  • Базовая поверхность очищается от старой отделки, выравнивается с точностью не хуже 2 мм/м, грунтуется и покрывается базовым составом или любой декоративной штукатуркой (см. также ниже). ГКЛ под сборный барельеф выравнивания не требует;
  • По базовому покрытию наводится фоновая фактура: поролоновым или ворсистым валиком, «прошлепыванием» поролоном либо войлоком, и т.п. На этом же этапе производится тонирование основы, см. ниже. Если базовое покрытие – декоративная штукатурка, наведения фактуры и тонирования не требуется;
  • Тем или иным способом (из указанных выше и описанных ниже) формируется рельеф. Во время формирования рельефа возможно тонирование аналогично таковому для основы;
  • При необходимости рельеф по полном высыхании прокрашивается поверху. Удобно поверхностное окрашивание делать специальными красками для гипсовой лепнины – они тут же растушевываются в очень тонкие полутона влажной губкой. Более резкие цветовые переходы дадут акриловые краски;
  • Полностью высохший рельеф покрывается бутадиен-стирольным латексом (продается в строительных магазинах). Краски на высохшей гипсовой лепнине блекнут, как на фресках, а обработка латексом восстанавливает их колера;
  • Спустя 1-2 недели, чтобы излишки латекса полностью впитались и улетучились, готовый рельеф по потребности лакируется акриловым лаком.

Как тонировать лепнину?

Из видео выше ясно, что формировать лепной барельеф нужно послойно. Для тонирования основы под рельеф и, если нужно, его деталей, слои накладывают тонкие, по 1-2 мм. Обычно слои замеса густоты нежирной сметаны наносят кистью и разглаживают ножом-мастихином. Замес для каждого слоя тонируют колером (пигментом) для гипса; чем глубже, тем темнее, или наоборот. Напр., для коры дерева берут коричневый пигмент все уменьшающейся концентрации, а для листьев зеленого по мере продвижения наружу добавляют. Следующий слой накладывают на схватившийся, но еще влажный предыдущий. Фактуру с оттенками можно навести тут же кистью или потом затереть наждачкой-нулевкой либо, грубую на больших площадях, металлической щеткой. Подробнее о тонировании гипсовой лепнины см. след видео.

Видео: чем покрывать барельеф на стене

«Свободное» гипсование

Этот способ используется для создания высоких цветочных барельефов или низких узорных накладок из одноразовых бумажных салфеток. Из последних, применив как модель перевернутую и смазанную ланолином тарелку или миску, можно получить гипсовую вазу, но практический смысл ее более чем сомнителен. Базовый раствор, описанный выше, не используется. Он прочен, хорошо держит форму, но цвет его не чисто белый. Также не применяется тонирование из-за чрезмерного расхода материала; готовые элементы красятся.

Для гипсования готовят жидкий, почти водянистый раствор архитектурного гипса. В него окунают модель (искусственный цветок, салфетку) и кладут на доску, покрытую пластиковой пленкой. Цветы кладут в том положении, в котором они будут в готовой композиции, см. рис. Когда раствор схватится, окунают еще раз, потом еще, пока модель не загипсуется слоем толщиной от 1-1,5 мм.

Цветы для сушки кладут каждый раз в одном и том же положении. Таким образом на них образуются плоские площадки, позволяющие прочно приклеить их к основе. Клеят акриловой штукатуркой густоты сметаны или акриловым клеем. Можно клеить и ПВА.

Гипсование на месте

Это, пожалуй, самый доступный способ сделать, скажем, лепной плафон под люстру (см. рис.) без опыта. Гипсование модели на месте отличается от предыдущего способа тем, что модель сначала клеят по месту, а гипсуют кистью. Гипсовочный раствор делают погуще, как сметана. Если лепнина на потолке, слои наносят очень тонкие, просвечивающие, чтобы не было потеков. Соответственно, слоев потребуется до 10-15 и более.

Главная загвоздка тут – материал модели. Обычно их делают из пенопласта, пенофола, полиуретана и др. мягких пластиков. Но со временем все они разлагаются. Происходит это очень медленно, но все равно, лет через 3-7 на лепнине начинают проступать грязно-серые или желто-коричневые неудаляемые пятна. Поэтому модели для гипсования на месте лучше всего лепить из соленого теста, того самого, из которого делают елочные игрушки своими руками. К штукатурке, камню и др. минеральным строительным материалам соленое тесто клеится акриловым клеем или любым монтажным. Лепнина по неудаляемым моделям из соленого теста сохраняет вид по 30-50 лет и более.

Обратное литье…

Это самый распространенный способ создания лепнины своими руками, позволяющий без чрезмерных трудов и умения получать результаты вполне профессионального облика и качества. Классическая процедура обратного литья из гипса показана пошагово слева на рис., поз. а-е. Модель 1 из гипса, пластилина, пластика и др., или образцовое изделие, которое желательно повторить/тиражировать, укладывается на плоский щит 2. Сейчас, чтобы облегчить съем изложницы с моделью, щит застилают пленкой.

Затем модель промазывается тонким слоем ланолина. Использовать медицинский вазелин нежелательно, модель может прилипнуть к изложнице. Гипсовую и любую другую пористую (деревянную, из соленого теста, каменную и т.п.) модель промазывают несколько раз, давая ланолину впитаться час-два, пока на поверхности не появится сплошной жирный блеск.

Далее модель обмазывают слоем гипсового или алебастрового раствора 3 густоты теста толщиной ок. 1 см, формируя сразу выступы-анкеры 4 и ребра жесткости 5. Схватившуюся и почти затвердевшую, но еще слегка податливую обмазку обвязывают каркасом из мягкой (отожженной) стальной проволоки 6. Ветви каркаса скрепляют связками 7 из тонкой медной проволоки.

Следующий шаг – обмазка 9 густым цементно-песчаным раствором от М150 слоем толщиной до 5 и несколько более см, это уже получается литейная изложница. Тут нужно не забыть сформировать опорную поверхность изложницы 8. Спустя время набора цементно-песчаным раствором 3/4 прочности (7-20 суток, смотря по внешним условиям) готовую изложницу 10 отделяют от щита с помощью клина 11. Ну, а если щит был застлан пленкой, изложницу просто снимают.

Наконец, внутреннюю поверхность изложницы зачищают медной щеткой 12 и, при необходимости, исправляют дефекты гипсовым либо алебастровым раствором. С борта изложницы 13 снимают облой и, с его внутреннего ребра, фаску ок. 0,7 мм. В изложнице без фаски отливка почти наверняка застрянет. Перед литьем внутреннюю поверхность изложницы промазывают ланолином, как модель. Литьевой массой изложницу заполняют послойно. Как только ее предпоследний слой начнет схватываться, в него вставляют проушины с усами (справа вверху на рис.), за которые отливку потом вытаскивают. Для мелких отливов проушины можно делать из канцелярских скрепок. Последний слой заливают, когда проушины уже сидят намертво в предпоследнем, т.е. когда он совсем твердый, но еще чуть влажный. Пробовать прочность посадки проушин покачиванием недопустимо!

В настоящее время для тиражей до 15-20 шт. по старинке из гипса не льют, изложницу на такие случаи отливают из силикона (справа внизу). Модель, подготовленную, как и в пред. случае, обливают силиконом послойно, слоями толщиной по 1-2 мм, пока не будет достигнута толщина изложницы ок. 1,5-2 см. Помимо технологической простоты, силиконовая изложница позволяет получать отливки с неглубокими выемками, т.к. она эластична и растягивается.

Также в силиконовые изложницы льют мелкие округлые гипсовые детали: ягоды (см. рис.), желуди, грибы и т.п., вплоть до мелких рыбок. В таком случае из пластилина лепят лоточек-опоку, модель лепят также из пластилина. Силикон наливают в опоку сразу весь; опоку и модель ничем не промазывают. По застывании силикона опоку просто отдирают, а модель выковыривают. Это т. наз. мини – обратное литье гипса.

…и не обратное

В гипсовом мини-литье уже используется удаляемая модель; в смысле, модель пропадает и для следующей партии отливок ее нужно делать заново. Силиконовую изложницу можно сделать и под гипсовое литье по выплавляемой модели, тогда из нее можно будет получить до 100-200 и более отливок, но уже выпуклых, без впадин. В таком случае опоку делают в виде ящика без дна из фанеры высотой на 2-3 см больше высоты модели и размера такого, чтобы зазор между опокой и моделью был не менее 1-1,5 см.

Модель формируют из воска на застеленном пленкой щите. Потом ставят опоку и пластилином замазывают зазор по низу. Далее модель послойно обливают силиконом, как в пред. случае, а когда застынет его последний слой, также послойно доливают силикона по контуру, пока опока не заполнится доверху. Как только будет залит последний слой, набивают фанерное днище. Модель выплавляют бытовым феном: самый паршивый силикон держит 140 градусов, которых фен для волос не дает.

Лепка

Лепка барельефа по месту позволяет, как сказано выше, добиться максимального художественного эффекта, но требует определенных навыков. Приобрести их можно, не записываясь на вечернее отделение художественного вуза или курсы. Достаточно попрактиковаться с пластилином; техника та же, только в работе с гипсом время ограничено – работу с очередным участком нужно закончить до начала его схватывания. Технически лепку гипса различают низкую (плоскую) и высокую (круглую).

Плоская

Техника плоской лепки из гипса показана на подборке фото ниже. Правила здесь такие. Первое, материал густоты теста или жирной сметаны наносится слоями. Второе, каждый слой сначала разглаживают, формируя заодно и рельеф, а затем подравнивают его контур. Третье, следующий слой, как и вообще в послойном заполнении гипсом, наносят на схватившийся, но еще влажный предыдущий. Четвертое, по мере наращивания слоев переходят на более мелкий инструмент. И пятое, в каждом слое работу ведут от самых тонких и мелких деталей к толстым и грубым. В данном случае – от зубчиков листа к его черешку.

О ветках

Ветки на барельефах лучше всего выводить кондитерским шприцем или, очень тонкие, медицинским. Толщину веток регулируют, сильнее и слабее надавливая на поршень (поз. 1 на рис.). Фактуру в таком случае наводят кистью, а изломы формируют кончиком мастихина. Заправляют шприц базовым раствором, а под покраску и для снежно-белого гипсуют, как не удаляемую модель на месте.

Сильно извилистые ветки (поз. 2) можно получить, замочив шнур или шпагат в гипсовом растворе густоты сметаны, выложив на щите, застеленном пленкой, по контуру, а по высыхании наклеив на стену. Если барельеф сборный, шнур выкладывают сразу же, присохнет он крепко. Чтобы получить ветки уменьшающейся толщины, часть прядей удаляют или, наоборот, скручивают у комля 3-5 ветвей шпагата, затем 2-3, потом оставляют одну. Если шнур просвечивает сквозь гипс, ветку догипсовывают на месте, нанося раствор кисточкой

Примечание: ветки для барельефа из гипсованного шнура можно замачивать несколько раз в тонированных замесах. Нужную расцветку получают затиркой шкуркой-нулевкой.

Острые ребра

На картинках с барельефами вы наверняка видали острые ребра. Формируются они сложенными большим и указательным пальцами, а большие – отогнутыми назад пальцами сложенных обеих ладоней. Высоту и толщину ребра меняют, плавно сдвигая/раздвигая пальцы (ладони) в движении по ходу формирования ребра. Пальцы, как и вообще для ручной лепки, должны быть слегка влажными.

Круглая

Основа круглой лепки – анатомически подобный объекту проволочный каркас, т.е. с пропорциями объекта и расположением ветвей там, где основные кости костяка. Каркас в круглой фигуре работает так же, как скелет живого существа. Сведения о скелетах можно почерпнуть из любого курса пластической анатомии человека, животных и птиц. Пластическая анатомия дисциплина не медицинского, а художественного образования. Материал там изложен с точки зрения, как лепить, а не как лечить, и рассчитан на слушателей, к тонкостям и строгостям науки не расположенным.

Фигура высотой прим. от 30-40 см лепится по каркасу так, как показано на поз. 1 рис. Для фигурок поменьше каркас делают упрощенным (поз. 2), но соблюдая принцип анатомического подобия. У человека он, кстати, не так уж сложен: рост делим на 8; 1/8 его часть и будет размерным модулем гармоничного человеческого тела, поз. 3.

Каркасы мелких фигурок животных делаются подобным образом (поз. 4а и 4б). Вес фигур покрупнее желательно уменьшить, чтобы меньше возни было с закреплением барельефа (см. ниже). В таком случае:

  • Базовый каркас (поз. 5а) делают объемным примерно по контурам тела минус 1-3 см на лепку, с помощью доп. ветвей из той же проволоки (поз. 5б). Вспомогательные ветви прикрепляют к основным и скрепляют между собой обмоткой тонкой медной проволокой, а еще лучше – пайкой.
  • В жидком, как обезжиренный кефир, гипсовом растворе замачивают рулончики медицинского бинта, как для гипсования переломов конечностей (см. напр. фильм «Бриллиантовая рука»), и обматывают гипсовочным бинтом каркас, поз. 5в. Замачивать нужно именно рулончики: как только бинт начнет плохо отдираться от мотка, значит, гипс начал твердеть и остаток рулона пошел в отход.
  • По полном высыхании загипсованного каркаса его послойно облепляют базовым раствором (можно применять тонирование), доводят по форме и фактуре инструментом и шкуркой, и гипсуют до чисто белого (если надо) раствором архитектурного гипса.

Примечание: для каркасов развернутых крыльев птиц, бабочек, эльфов, летучих мышей, упырей, драконов и т.п. удобно использовать тонкую и мелкую металлическую сетку. Еще вариант – ответвления основных ветвей, оклеенные бумагой или обрывками капроновых колготок.

Опора для фигур

Фигуры для самодельных горельефов лепятся отдельно; по месту слишком сложно. Поэтому у каждой фигуры должна быть плоская площадка, а на базовой поверхности – соотв. плоскость, чтобы фигуры можно было приклеить на места.

Как крепить барельефы

Горельеф с круглыми фигурами получается довольно тяжелым. Если на 1 кв. дм. его опорной площади приходится более 1,5-2 кг, барельеф нужно подкрепить. Лучше всего для этого годятся рифленые гвозди 80-120 мм, вбитые в пластиковые дюбеля. Точки крепления размечают заранее под наиболее толстыми местами, распределяя их как можно равномернее по площади. Гвоздь в дюбеле должен сидеть в стене не менее чем на глубину в 50-60 мм. Выступ над стеной – 1,5-2 см, для чего вбитый в дюбель гвоздь обкусывают. Массива барельефа над выступающим крепежным шпеньком должно быть не менее 1-1,5 см.

Супербарельеф

И в заключение – как попробовать себя в элитарной технике теневого барельефа. Потребуется для этого всего лишь кусок ГКЛ со слоем свежего базового раствора ок. 0,5 см и гвоздь 100-150 мм. С ребер острия гвоздя нужно аккуратно снять облой, чтобы получилась правильная 4-гранная пирамидка.

Украсить свой дом, сделать его необычным и оригинальным мечтают многие. За необычную отделку или предметы интерьера мы порой отдаем неоправданно большие суммы, не подозревая, что достигнуть нужного эффекта можно ценою гораздо меньших трат. Один из таких бюджетных способов украшения интерьера – лепнина на стене своими руками, мастер класс по которой мы и представляем Вашему вниманию.

Сегодня я покажу Вам, как выполнить вот такую изящную ветвь виноградной лозы.

Для работы нам потребуются:

  1. Гипс строительный или алебастр
  2. Пластилин
  3. Целлофановый пакет
  4. Картинка изображением листа винограда
  5. Строительный силиконовый герметик
  6. Шпаклевка типа Сатенгипс (KNAUF)
  7. Набор мастихинов
  8. Грунтовка
  9. Одноразовый шприц
  10. Водоэмульсионная краска нужного цвета

Лепнина на стене своими руками. Подготовка

Лепнина на стене своими руками, как и все строительные работы, начинается с поверхности. Ровнять ее особо не нужно, а вот обеспылить и прогрунтовать – обязательно.

Оставляю стену сохнуть, и в это время готовлю необходимые формы и шаблоны. Форма понадобится для отливки виноградин. Можно их лепить по месту, но клеить готовые гораздо удобнее, к этому моменту они уже затвердевшие, поэтому не деформируются под нажимом.

Формирую из пластилина продолговатый шарик – виноградинку нужного размера. Затем изготавливаю небольшую пластилиновую «чашечку» в которую «виноградинка» помещается с зазором (Как сделать более сложную гипсовую лепнину, читайте ).

Заливаю «чашечку» герметиком, вдавливаю в силикон пластилиновую заготовку до середины. Оставляю силикон застывать.

Переходжу к изготовлению шаблона листьев. В Вашем варианте это могут быть и другие детали со сложной формой, которую сложно воспроизвести без шаблона. Я распечатал из Интернета резной виноградный лист, разорвал пакет так, чтобы пленка была в один слой, и перевел на него лист по образцу.

Когда силикон полностью застыл, извлекаю шаблон и снимаю «чашку».

Развожу гипс или алебастр. Раствор не должен быть слишком пластичным. Консистенция «сметаны» — самая подходящая. Заполняю форму. Твердеет «виноградина» не долго. Пары минут достаточно. Для этой лепнины виноградин я сделал 16 шт.

Лепнина на стене своими руками. Создание

Когда грунтовка просохла, пришло время создать поверхность под нашу лепнину на стене.

Развожу шпаклевку и покрываю ей стену. Рельеф я придал с помощью валика.

И сразу, пока шпаклевка не застыла, приступаю к созданию лепнины. Вдавливаю в шпаклевку виноградины, формируя кисти.

Намечаю листья. Аккуратно прикладываю трафарет, чтобы не испортить текстуру стены, продавливаю контур листа в шпаклевку. Убираю полиэтилен. На фото не очень четко видно, но на стене отпечаток хорошо заметен.

Оставляю стену до полного высыхания, затем еще раз покрываю грунтовкой и даю просохнуть.

Укладываю внутрь контура шпаклевку, создавая толщину элемента лепнины.

Затем подручным инструментом (шпатели, мастихины различной формы) (мои мастихины самодельные)
, придаю зубчатость края листа, формирую перегибы и складки. Для того, чтобы сформировать четкий край, используя мастихин, как строительный шпатель, наношу на край немного густой шпаклевки. Поправляю по месту и удаляю излишки.

Придаю фактурность поверхности полукруглым мастихином.

На некоторых листах делаю прожилки. Для этого заправляю шпаклевкой консистенции сметаны одноразовый шприц.

Осталось сделать собственно лозу. Утолщаю соединения листьев, формирую ветви. Придаю «натуральности» тонкими продольными линиями.

Ну вот, собственно лепнина на стене своими руками сделана.

После высыхания покрываю еще раз грунтовкой. Затем окрашиваю, и сразу же снимаю излишки краски влажной губкой. Вообще окраска выполняется по желанию, можно оставить белой.

Вот что получилось.

Еще один мастер — класс по созданию объемного декора на стене см. .

И мастер — класс по созданию барельефного панно для Вашего интерьера.

Лепнина в интерьере сегодня не считается чем-то необычным – это довольно распространенный декоративный элемент, удачно дополняющий дизайн квартир в классическом и неоклассическом стиле, а также очень уместный в таких направлениях, как и . Но чтобы не превратить эту изящную красоту во что-то громоздкое и безвкусное, нужно знать секрет правильной подборки элементов, который мы сейчас и раскроем.

Лепнина из полиуретана: современный вариант

В современных интерьерах необычайно популярной стала полиуретановая лепнина, у которой, бесспорно, есть свои преимущества.

  • Этот материал устойчив к повышенной влажности, а значит, может быть использован в интерьере ванной комнаты или кухни.
  • Полиуретановый декор прост в уходе, легко моется, на такой лепнине не оседает пыль, она не впитывает запахи.
  • Малый вес, значительно упрощающий монтаж. Такую лепнину можно своими руками посадить на промышленный клей типа «жидкие гвозди», не прибегая к помощи профессионалов.
  • Устойчивость к механическим воздействиям, высокая ударопрочность. Со временем лепнина не осыпается, не меняет изначальный цвет и даже не трескается. По желанию ее можно искусственно состарить или просто покрасить.
  • Полиуретановая лепнина в интерьере устойчива к перепадам температур.

Все эти свойства актуальны для высококачественного изделия, к коим не относится китайский ширпотреб. Поэтому при выборе лепнины обязательно стоит обратить внимание на производителя.

Из крупных недостатков полиуретановой лепнины можно выделить следующие:

  • синтетическое происхождение материала;
  • горючесть;
  • зернистость поверхности;
  • различные партии одной модели могут слегка отличаться при стыковке, поэтому нужно стараться приобретать изделия из одной партии.

Вечная классика

Полиуретановая лепнина – это веяние современности, классическая же лепнина в интерьере всегда делалась из гипса.

Основным преимуществом гипсовой лепнины в интерьере является натуральность материала. Гипс не токсичен и не содержит вредных примесей, не горюч, а значит пожаробезопасен. Из недостатков стоит отметить большой вес деталей и их хрупкость, своими руками произвести монтаж гипсовой лепнины крайне сложно.

Для чего и почему

Лепнина в интерьере может быть использована для:

  1. Украшения, придания индивидуальности помещению.
  2. Скрытия коммуникаций и служебных конструкций (стояков, вытяжек, труб).

Самой распространенной областью применения лепнины остается украшение стен. Лепнина на стенах – это классика. Следующее место – это потолок, в отдельных случаях лепнину можно использовать на лестницах и карнизах.

Виды декора

Существует множество различных видов лепнины, некоторые из них довольно популярны и могут использоваться в интерьере современных домов и квартир, другие больше подходят для дворцов, вилл и фешенебельных отелей.

Молдинг

Молдинги представляют собой декоративные планки различной ширины. Э то настенное украшение применяется в интерьере для деления помещения на зоны или для выделения какого-либо участка стены. Также изделия этого типа используют:

  • для обозначения границ;
  • выделения вставок;
  • маскировки стыков;
  • придания визуального объема помещению.

Стоит помнить, что при использовании молдинга из гипса лучше выбрать изделие не более 6 см шириной, иначе оно будет смотреться в интерьере громоздко и вычурно.

Молдинг можно пустить по периметру комнаты, на десяток сантиметров ниже уровня потолка. Это придаст интерьеру особую изюминку и законченный вид.

Карниз

Это декор, который располагается на стыке стены и потолка. Карнизы, имитирующие лепнину, бывают любой прочности и гибкости, различные по размерам, гладкие, выпуклые, с рисунком и без него. Если подобрать карниз правильно, можно:

  • визуально увеличить или уменьшить комнату;
  • скрыть различные неровности, а также края .

Широкий карниз или потолочный молдинг способны зрительно поднять потолок, а правильно подобранная тонировка усилит нужный эффект. Если комната совсем маленькая, лучше всего отказаться от классического белого, в тон потолку, карниза, и сделать его в одном цвете со стенами.

Напольный плинтус

Выполняет практически те же самые функции, что и карниз, только в отношении пола. При выборе плинтуса нужно учитывать особенности интерьера, фактуру и цвет напольного покрытия. Полиуретановый плинтус с имитацией лепнины можно своими руками окрасить практически в любой цветовой оттенок.

С помощью молдингов, карнизов, плинтусов можно не только облагородить интерьер, но и скрыть провода.

Розетка

Один из наиболее распространенных видов лепнины.

  • Розетки помогают скрыть или замаскировать крепежные элементы люстр или потолочных светильников.
  • Они имеют различную конфигурацию и форму, разные типы орнаментов.
  • Можно подобрать лепнину в виде розетки под любой дизайн.

Остальные элементы менее популярны и достаточно редко используются в современном интерьере. К ним относятся:

  • фризы;
  • капители;
  • кронштейны;
  • пилястры.

Неповторимая индивидуальность: лепнина своими руками

Декорировать помещение лепниной, создав уникальный и неповторимый интерьер, может приглашенный мастер-профессионал. Если же охота самостоятельно окунуться в мир фантазий и творчества, то можно сделать оформление и декор своими руками.

Этапы самостоятельного изготовления лепнины:

  • Эскиз. Его можно для начала нарисовать, а затем сделать из пластилина или модифицировать полиуретановую модель.
  • Изготовление формы. В домашних условиях лучше всего сделать форму из силикона. Смешиваются жидкий силикон и силиконовое масло, полученный состав с помощью кисточки плавными мазками наносится на модель, предварительно смазанную разделяющим составом. После этого форма укрепляется, чаще всего для этого используется марля – она как бы впечатывается в силикон. После высыхания процедуру повторяют несколько раз, добиваясь толщины формы не менее 3 мм. Когда высохнет последний нанесенный слой, форму с модели снимают.
  • Приготовление гипсового раствора своими руками. При работе с гипсом следует помнить, что он быстро застывает. Состав гипсового раствора следующий: 10 частей сухого гипса (порошка), 7 частей воды и немного клея ПВА, разведенного водой (он предотвратит растрескивание готового изделия). Раствор быстро перемешивается, по своей консистенции должен напоминать жидкую сметану.
  • Изготовление изделия. Полученная гипсовая смесь заливается в смазанную разделяющим составом форму. Состав заливается плавно, форма периодически встряхивается. Встряхивание и вибрация помогают избежать образования воздушных пузырей. Затем поверхность выравнивается и дается время на высыхание.
  • Через полчаса его можно извлечь из формы и оставить еще на сутки для окончательной просушки.
  • При желании или необходимости можно сделать доводку будущего элемента интерьера, зашкурить, заполнить мелкие неровности.

Со временем дизайн интерьеров значительно упростился, так как в современном мире у людей не хватает времени, а иногда и средств для создания или монтажа готовых сложных декоративных элементов. Легче обойтись простым окрашиванием или наклеиванием Еще один фактор, который повлиял на отказ от лепных украшений интерьера - это небольшие площади жилых помещений, а также небольшая высота потолков.

Поэтому сегодня лепнину можно встретить чаще в богатых особняках, оформленных в определенных стилях. Однако если правильно подойти к выбору рельефа и его расположению на поверхностях комнаты, то и обычную квартиру вполне можно украсить подобным объемным

Коротко – об истории появления лепных украшений

Можно смело сказать, что история рельефных рисунков, используемых для декорирования стен жилища, началась еще на заре человеческой цивилизации. Со временем возникло архитектурное искусство, в котором активно использовались в качестве украшения стен и потолков объемные элементы. До сих пор сохранились древние дворцы и храмы, фасадные и внутренние стены которых украшены многочисленными стилизованными орнаментами растительной тематики, а также сценами из древней истории и мифологии.

Точное время появления первых лепных украшений неизвестно, но начало современному искусству лепного декора было положено древнеегипетскими архитекторами и художниками. Сначала рельефы вырезались в камне, но это долгий процесс, поэтому появился керамический декор, изготавливаемый из глины, которая затем подвергалась обжигу.

Несколько позднее теми же египетскими мастерами было обнаружено, что проще изготавливать рельефные украшения из алебастрового порошка, получаемого из гипсового камня, который при смешении с водой очень быстро застывает. Поэтому, изготовив смесь, ее стали заливать в каменные формы, что позволяло значительно ускорить процесс.

Однако, своего расцвета лепное искусство достигло в эпоху античности. Именно в этот период в Древней Греции и Древнем Риме были сформированы основы технологии и эстетические направления рельефного декора.


Поистине «второе рождение» получило это направление в Европе в эпоху Возрождения, когда античные мотивы стали вновь доминировать в искусстве и архитектуре. Они и по сей день остаются классикой и применяются в различных стилях.

Свои мотивы в искусство лепнины вносились разными эпохами и возникавшими стилями. По-своему они проявились в «готике», «ренессансе», «барокко», «рококо», «классицизме», «модерне», «ампире» и других направлениях.

История декоративной лепнины в России составляет около трехсот лет – такие украшения быстро вошли в моду в период европеизации, начатой Петром I. Сложно даже отыскать городское здание, построенное в XVIII÷XIX веках, в архитектуре которого не использовались бы лепные украшения.


В прошлом столетии использование лепнины пошло на спад – на смену приходили другие стили оформления жилья. Но, хотя прагматизм все же постепенно вытесняет «вычурность», лепнина и по сей день используется для эксклюзивных декоров интерьера. Многие владельцы домов и квартир ищут возможности украсить помещения подобными элементами.

Почему бы и нет? Главное – чтобы это было в меру и не выглядело китчем.

Материалы изготовления лепнины

Слово «лепнина» говорит само за себя. Рельефные украшения отливались из гипса и крепились к стенам или потолкам, а иногда даже лепились вручную непосредственно по месту.

Однако сегодня, с появлением новых технологий и материалов, декоративные элементы изготавливаются не только из гипса. И даже чаще всего – не из него, а и из некоторых полимеров. Это намного проще, а сами декоративные детали получаются значительно легче, то есть и проще в креплении.

Тем не менее, «классикой» все же остается именно гипс.

Гипсовая лепнина

Гипс - это традиционный натуральный материал для изготовления декоративных рельефов. Однако, он обладает не только достоинствами, но и недостатками, которые, пожалуй, способны перевесить положительные стороны.


Преимуществами гипса является отсутствие токсичных примесей, вредных для человека, устойчивость к перепадам температур, простота грунтования и окрашивания. Кроме того, гипс для помещений является очень неплохим естественным регулятором влажности. То есть при повышенной влажности он способен впитывать ее, а при снижении, наоборот, отдавать обратно в атмосферу помещения.

Недостатком готовых гипсовых лепных изделий является их немалая массивность, что затрудняет монтажные работы. Добавим сюда еще и хрупкость - декоративные детали легко повредить или разбить, случайно уронив на пол, или по неопытности - не обеспечив надежную фиксацию на стене. Поэтому монтаж лепнины из этого материала рекомендуется доверять профессиональным мастерам-отделочникам - только в этом случае можно гарантированно получить ожидаемый результат. Естественно, стоимость самого материала и работа специалиста обойдутся недешево, тем более что чаще всего все детали подобного гипсового декора изготавливаются под заказ.

Несмотря на всё это, натуральные гипсовые рельефы являются классическим вариантом декора, поэтому пользуются высоким спросом и в наше время.

Лепнина из полиуретана и пенополистирола

Новые технологии делают элементы лепнины более легкими, удобными для монтажа, а также доступными по цене. Из этих материалов методом литья изготавливаются капители колонн, пилястры, декоративные розетки, плинтуса и другие детали декора. Изделия из искусственных материалов применяется для зонирования комнаты, декорирования стен и потолка.
Чаще всего встречаются изделия, изготовленные из пенополиуретана или из пенополистирола.

К преимуществам полиуретановой лепнины можно отнести такие качества материала, как долговечность, прочность, эластичность, легкость и возможность окрашивания элементов в различные оттенки.


Декоративные детали из полиуретана устойчивы к ультрафиолету, поэтому они со временем не желтеют и не растрескиваются. Кроме того, материал отлично переносит перепады температур. Благодаря небольшому весу подобной лепнины, ее монтаж производится без особых усилий - она легко клеится на монтажный клей или «жидкие гвозди».

После монтажа и грунтовки полиуретана, он может быть покрыт позолотой, которая окончательно скроет материал изготовления, придав помещению респектабельный внешний вид. Если для интерьера больше подходит «состарившаяся бронза», то, перед нанесением золочения, лепнина окрашивается краской цвета «хаки».


Делают лепные изделия и из пенополистирола. Они, на первый взгляд, внешне мало чем отличаются от пенополиуретана, и при этом обладают более доступной стоимостью. Однако, пенополистирол имеет ряд существенных недостатков, которые осложняют монтажные работы. Хотя декоративные элементы и имеют небольшой вес и легко закрепляются на поверхностях, они, в отличие от полиуретана, не обладают достаточной эластичностью, поэтому требуют идеально ровного основания. В случае если стена или потолок будут иметь даже незначительные искривления, изделия не смогут принять форму поверхности, а при сильном нажатии просто сломаются.

Окрашивать полистирол значительно сложнее, так как он имеет пористую поверхность. При нанесении краски может проявиться и фактура самого материала. Приходится наносить несколько слоев, чтобы тонировка стала совершенно ровной.

Лепнина в интерьерах различных стилей

Как известно, лепнина применяется для декора интерьера в разных дизайнерских стилях. Поэтому, решив использовать ее для оформления комнат, необходимо ознакомиться со стилевыми исполнениями предлагаемых в продаже изделий.

Несмотря на универсальность многих элементов, используемых в рельефах, каждый из них присущ определенному направлению. Необходимо отметить, что достаточно часто лепной рельеф становится завершающим штрихом оформления интерьера, который подчеркивает принадлежность его к тому или иному стилю. Поэтому чтобы создать именно тот вариант, который был задуман в проекте, стоит ознакомиться с тем, какие элементы к какому стилю в большей мере относятся.

Стиль «ампир»

Стиль «ампир» возник в последних десятилетиях XVIII века. Он является явным олицетворением торжественности, помпезности, парадности и блеска. Поэтому именно он использовался для оформления больших парадных залов дворцов и больших особняков. «Ампир» отличается классической строгостью, упорядоченностью элементов, их симметричным расположением, уравновешенностью рельефного рисунка.

При использовании «ампира» для оформления залов или кабинетов довольно часто используются элементы военной тематики - это щиты, мечи, перекрещенные копья, венки из лавровых листьев. Кроме этого, поддерживать это направление могут хищные звери или птицы - грифоны, львы, орлы и другие реальные или мифологические животные.

Естественно, обрамляющими для центральных деталей служат различные растительные стилизованные орнаменты. Подобные элементы могут быть использованы и как отдельные рельефы, например, при оформлении жилых помещений. Однако, поддерживают выбранный стиль и другие детали интерьера - портьеры, собранные в строгие складки, мебель с характерными для «ампира» ножками и подлокотниками в виде львиных лап.

Также этому направлению присущи колонны с капителями, карнизы, пилястры, имеющие упомянутые выше рельефы.


Часто элементы декора окрашиваются в пастельные цвета, покрываются позолотой или же имитируют бронзу.

«Ампир» активно использовался в оформлении зданий, возводимых в России, и пришелся по вкусу и настроению российскому дворянству. Поэтому очень быстро из роскошных столичных дворцов распространился по всей стране. Так, его активно стали применять в дворянских усадьбах как для оформления фасадов, так и внутри помещений. Немало подобных памятников архитектуры дожило и до наших дней.

Стиль «барокко»

«Барокко» возник в конце XVII - начале XVIII века, и изначально предназначался для того, чтобы показать богатство, могущество и высокий статус владельца дома. Поэтому стиль включает в себя не только лепнину, но и дорогостоящие натуральные материалы, а также такие элементы интерьера, как массивные парадные лестницы, колонны с лепными капителями, скульптуры, рельефные розетки и многое другое. Неотъемлемым признаком «барокко» является обязательное «золочение» лепнины, так как золото всегда являлось признаком высокого достатка и даже богатства. Поэтому - чем больше золота в интерьере, оформленном в стиле «барокко», тем лучше.


В лепном декоре, выполненном в этом стиле, активно используются стилизованные элементы флоры и фауны - это ветви, листья, плоды, цветы, раковины, а также птицы. Чаще всего объемные рисунки имеют асимметричное расположение, в них часто доминируют овалы, полуокружности, прямоугольники, а также эркеры, стилизованные башенки, причудливые крыши, балкончики, и, конечно же, одиночные скульптуры или целые композиции.


При этом все используемые в рельефе детали не являются самостоятельными - они обязательно подчинены общему стилевому направлению и перекликаются между собой по своему рисунку. Благодаря такой гармонии, результат поражает своей грациозностью, изысканностью, пышностью и роскошью.

Стиль «рококо»

Стиль «рококо» родился во Франции в начале XVIII века, но до сих пор используется для оформления интерьеров, так как отличается своей изысканностью и утонченностью.


Характерными отличиями этого стиля является обилие изящных элементов, сплетенных в причудливые орнаменты. Необходимо отметить, что это направление не всем придется по вкусу, так как интерьер, оформленный в «рококо», выглядит несколько перегруженным многочисленными рельефами разного формата. Некоторые дизайнеры, высказывая свое мнение об этом стиле, говорят, что он создает ассоциации с напудренными париками, которые были в моде именно в период его становления.


Свое название стиль получил благодаря главному элементу орнамента, называемому «рокайль» - мелкие ракушки, камни, кораллы. Он имеет форму завитков, из которых и складывается рисунок. В орнаментах «рококо» доминирующими являются изогнутые лекальные линии и практически отсутствуют прямые. Прямые могут применяться исключительно в качестве обрамления орнамента, превращая его в кайму.

Соединяющими завитки деталями являются цветочные гирлянды, состоящие из розовых бутонов, которые в других стилях обычно не используются. Кроме этого, завитки могут обрамлять лепные маски или щиты. Деталями рельефа также могут становиться некоторые мифологические или сказочные персонажи - сатиры, нимфы и амуры.

Стиль «классицизм»

«Классицизм» берет свое начало в XVII веке и применяется для оформления интерьеров и фасадов по сегодняшний день. Кстати говоря, специалистами он до сих пор считается образцом абсолютного совершенства и красоты. Это достигается тем, что в основу стиля положены такие принципы, как сдержанность, спокойствие, прямолинейность форм, симметрия, и, конечно, всеобщая гармония.


Каждая из архитектурных деталей этого стиля выполнена в строгой логике, основательности, ясности и монументальности. В «классицизме» просматриваются отзвуки многовековых культурных греческих и римских традиций, проявленных в формах орнаментов, а также в наличие таких элементов, как скульптуры и колонны.


Лепнина «классицизма» отличается имитацией витиеватых растительных орнаментов, в состав которых входят цветы, листья лавра и аканта. Кроме этого, рельеф может включать в себя парные фигурки птиц, лежащих львов и сфинксов. Любые детали этого направления подчеркивают благородную роскошь интерьера, а также стилевые предпочтения владельцев дома.

Стиль «модерн»

«Модерн» - это стиль, появившийся в начале XX века. Он уже заметно отличается ото всех более ранних направлений сокращением количества лепных элементов и других декоративных деталей. Его можно назвать первым шагом к современным стилям «минимализма», которые характеризуются демократичностью, смелостью сочетаний аксессуаров интерьера и стремлению к экспериментам.

Однако, «модерн» еще не лишен полностью изящества и красоты, но уже при явном веянии практичности и простоты оформления помещений.


В интерьере в основном царит асимметрия, и даже лепные элементы имеют хаотичный, на первый взгляд, рельеф. Чаще всего он состоит из лент или причудливых «морских водорослей», из которых складываются определенные формы.


В некоторых вариантах оформления из тех же лент формируются и симметричные орнаменты, обрамляющие потолочные поверхности. Однако, рельефы «модерна» значительно отличаются от описанных выше стилей простотой и незамысловатостью элементов.

Достаточно часто в комплексе с лепниной используются кованые ажурные решетки, которые устанавливаются в качестве балясин на лестницы, ведущие на второй этаж, в качестве декоративных аксессуаров возле каминов и даже на оконные проемы. Решетки также состоят из элементов, повторяющих форму лент лепнины.

Кроме вьющихся «морских водорослей», в орнаментах «модерна» могут присутствовать такие цветы, как ирисы и маки, которые характерны исключительно для этого стиля. Еще одним элементом, который часто является центральным - это рельеф женской головы с вьющимися длинными волосами. Вокруг цветочных и других объемных рисунков могут быть расположены пышные складки, имитирующие тонкие струящиеся ткани.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что основными элементами, формирующими орнаменты, в этом стиле являются плавные линии, при отсутствии прямых и острых углов.

Стиль «романтизм»

Архитектурный стиль «романтизм» появился в XIX веке, и до сих пор применяется в оформлении современных интерьеров. Это направление можно назвать как возвышенным, так и противоречивым. Дело в том, что в нем часто сочетаются различные мебельные и декоративные аксессуары.


«Романтизм», с одной стороны, позиционируется, как патриархальный стиль, созданный для обеспечения комфортной атмосферы для приятного препровождения в кругу семьи, которая в вечерние часы собирается около камина, непременно декорированного лепным рельефом. С другой же стороны, «романтизм» - это индивидуализм и свобода творческих идей, а значит, может иметь непредсказуемый характер.

Как это ни парадоксально, такие противоречивые настроения отлично гармонируют друг с другом. Благодаря таким «единству и борьбе противоположностей» интерьер приобретает индивидуальность. «Романтизм» - это элегантность и утонченность, пластика и изыск, и при этом - сдержанность и благородная красота. В нем превалируют пастельные спокойные тона, как правило, светлых оттенков, которые могут поддерживаться более темными, но также мягкими цветами, придающими интерьеру некоторую «весомость».


«Романтизм» характеризуется отсутствием угловатых элементов. Ему присущи неброские геометрические или цветочные рельефные рисунки, растительный орнамент в виде извивающихся побегов, стилизованных листьев, а также другие природные мотивы.

Стиль «эклектика»

Сегодня в дизайнерском искусстве появилось много стилей, объединяющих в себе классику и современность. Одним из них является «эклектика». Однако, это не просто набор различных элементов, взятых из разных направлений и помещенных в одно пространство. Непременным условием должно быть тщательное продуманное сочетание предметов, относящихся к различным эпохам.

Это направление интерьерного дизайна включает в себя лучшие решения и детали разных стилей, в результате чего создается целостная, очень органичная картина. Достаточно часто дизайнеры называют «эклектику» диалогом различных направлений и культур. В нем практически нет строгих архитектурных канонов, но присутствует все, что всегда считалось комфортным и эстетичным в ранее сформировавшихся стилях.

Однако, несмотря на относительную свободу дизайна и отсутствия «штампов», «эклектика» тоже имеет некоторые правила. Так, в этом архитектурном направлении никогда не используется более трех близких друг к другу стилей, например, «ампира», «барокко» и «классицизма». Зато в лепных рельефах «эклектики» отлично уживаются элементы, характерные для «рококо» и монументального «ампира», которые вносят в интерьер атмосферу гармонии и уюта.

Стиль «арт-деко»

«Арт-деко» - это стиль французского происхождения, как и многие другие, так как Франция во все времена являлась законодательницей архитектурной моды.


Название стиля в переводе с французского языка, кстати, дословно обозначает декоративное искусство. Он появился после Первой мировой войны и стал естественным продолжением стиля «модерн», но с более упрощенными и четкими формами. Поэтому лепнина в «арт-деко» - это строгие угловатые орнаменты или ровные рельефные линии. В основном в качестве лепнины используются потолочные плинтусы и другие разной ширины.

Кроме них, потолки в интерьере «арт-деко» могут быть декорированы крупными геометрическими фигурами - окружностями, треугольниками, стилизованными «солнцами» и другими подобными деталями.

Еще одной отличительной чертой этого стиля является использование дорогостоящих материалов, которые призваны показать роскошь и богатство интерьера. Часто в «арт-деко» используются яркие цветовые акценты, а также применение металлических элементов. Иногда дополнять интерьерное оформление могут скульптурные композиции, а также мозаики с современной тематикой.

Барельефы в интерьерах

Еще одно направление в искусстве, которое тоже можно отнести к лепнине - это создание барельефов. Подобной отделкой можно украсить любой интерьер, сделав его оформление эксклюзивным.

Существует много техник нанесения объемных рисунков на поверхности стен и даже потолка. Однако, прежде чем браться за такую работу, необходимо проверить свои творческие способности, создав небольшую объемную картину, например, на листе фанеры. И для начала свои таланты можно попробовать, использовав обычный пластилин.


Если эксперимент пройдет успешно, можно переходить к более сложным материалам, которые применяются для создания рельефных картин на поверхностях стен. Чаще всего для этой цели опять же используется гипс. Правда, работать с ним непросто, так как он быстро густеет и застывает, поэтому процесс создания барельефа должен выполняться очень быстро. Однако, существует и другая техника изготовления барельефов из гипса. Она состоит в том, что на первом этапе на стену наносится гипсовая масса, с помощью которой определяются общие формы объемных элементов. После застывания гипса, его поверхности обрабатываются режущими инструментами до получения нужных форм отдельных деталей картины.

При выполнении барельефа редко в полной мере учитывается выбранный стиль. Основными критериями его гармонии с остальным интерьером является хорошо подобранная тематика и цветовая гармония.

Самыми частыми элементами, которые выбираются для декоративных рельефов, являются стилизованные растения, птицы, животные, небольшие аккуратные пейзажи с домиками и т.п.

Сложно ли выполнить барельеф самостоятельно?

Да, подобную работу простой никак не назовешь. И кроме умения работать с инструментами здесь никак не обойтись без выраженной «художественной жилки». Подробнее о некоторых техниках читайте в специальной публикации нашего портала.

* * * * * * *

Если для оформления современных интерьеров выбираются готовые элементы лепнины, то они могут быть выполнены в любом стиле. Однако, их не стоит делать основополагающими элементами декора - они должны как бы дополнять общее направление дизайна. Можно сказать, что детали лепнины определенного стиля обязательна к применению, если весь интерьер планируется оформить в этом направлении.

Завершим публикацию небольшим видеообзором, в котором показаны примеры использования лепнины для декорирования помещений в различных стилях.

Видео: Интересные примеры использования лепнины в интерьере