Меню
Бесплатно
Главная  /  Остекление  /  Образ матери в художественной литературе. Образ матери-женщины в современной литературе

Образ матери в художественной литературе. Образ матери-женщины в современной литературе

Тема матери столь издавна и органично присуща русской поэзии, что

представляется возможным ее рассмотрение как особого литературного явления. Беря исток от самого зарождения русской словесности, эта тема последовательно проходит через все этапы ее развития, но даже в поэзии XX века сохраняет свои главные черты.

В русский фольклор образ матери переходит из общего для всех народов в эпоху матриархата культа Великой Богини, из славянских языческих верований, особого почитания на Руси матери-земли. В народных верованиях женское божество, ассоциируемое с «мать-сырой-землей», жило и в языческой, и в христианской форме вплоть до XX века, сочетаясь на Руси наряду с главным впоследствии поклонением Богородице .

Первые проявления образа матери мы можем наблюдать в фольклорных произведениях, изначально - в бытовом обрядовом фольклоре, в свадебных и похоронных песнях. Уже здесь заложены основные его черты, свойственные ему и впоследствии - в особых эпитетах при прощании с матерью: Как денной нашей заступушки,/ Ночной да богомольницы… .

Такая характеристика давалась обычно в народе Богородице, ее называли «скорая помощница, теплая заступница», «печальница наша», «заступница наша и молебница, защитница всему роду христианскому». Так образ матери каждого соотносился с небесным высшим материнским образом.

В похоронных заплачках выражалась также глубинная связь матери с

матерью-сырой-землей, а в девичьих свадебных причитаниях при разлуке с

«матушкой» и родным домом, так же, как и в рекрутских песнях, образ матери стоял в связи с образами родных мест, родины.

Итак, три главных ипостаси образа матери, которые сохраняются в поэзии вплоть до наших дней, существовали уже на заре словесного искусства Руси - Богоматерь, мать, родина: «В кругу небесных сил - Богородица, в кругу природного мира - земля, в родовой социальной жизни - мать, являются на разных ступенях космической божественной иерархии носителями одного материнского начала. «Первая мать - пресвятая Богородица,/ Вторая мать - сыра земля, / Третья мать - как скорбь приняла…» .

Образ Богоматери, особенно чтимой в народе, чаще всего воплощался в народных духовных стихах и апокрифах, где «страсти Христовы» переданы через страдания матери («Сон Богородицы», «Хождение Богородицы»). Г. П.

Федотов подчеркивает особенность русского образа Богородицы, которая отличает ее образ от западно-католического: «В образе Ее, не юном и не старом, словно безвременном, как на православной иконе, народ чтит небесную красоту материнства. Это красота матери, а не девы» . При этом образ божественной небесной Матери в народных стихах наделен чертами человечески-женскими. Ее плачи по Сыну совпадают по своему образному и лексическому составу с похоронными заплачками простых матерей. Этим также подтверждается сближенность в народном сознании образов Божьей Матери и земной матушки человека.

В фольклоре же находим еще одно существенное для развития темы матери явление: эта тема могла воплощаться от первого лица, когда образ матери раскрывался через ее речь о себе, через ее переживания и внутренний мир. Таков образ матери прежде всего в плачах матерей по детям, где мать непосредственно выражает свою скорбь, отчасти и в колыбельных, в которых заложена мысль одновременно о будущем ребенка и о судьбе самой матери. Этот способ воплощения образа матери - от лица самой матери - перейдет в поэзию XX века.

В древнерусской письменной литературе продолжается линия развития

образа Богоматери, идущая от духовных стихов - в апокрифах, в произведениях о чудотворной силе этого образа. Так, в «Задонщине» и «Сказании о Мамаевом побоище», Богоматерь спасает русский народ, но при этом образ Ее стоит здесь наравне с образом всей русской земли, за которую идет битва, а также сырой земли, почвы, к которой преклонил слух князь Дмитрий, чтобы она подсказала ему исход битвы.

Ближе к литературе нового времени, в XVII веке, в литературу вновь входит образ земной матери, в связи с возрастанием личностного начала, авторства, углубления психологизма, с таким понятием, которое Д. С. Лихачев определил как «индивидуализация быта». Эти тенденции особенно заметны в ключевом для развития образа матери произведении - «Повесть об Улиании Осорьиной», где «идеал матери изображен в лице Юлиании Лазаревской сыном ее Калистратом Осорьиным» . Мать автора предстает в этом почти агиографическом произведении святой, но идеализация ее образа идет уже «на сниженной почве», ее святость заключается в «хозяйственном служении домочадцам» (Д. С. Лихачев).

В литературе XIX века тема матери была продолжена в творчестве многих писателей и поэтов. Прежде всего - в творчестве М. Ю. Лермонтова и Н. А. Некрасова. В поэзии М. Ю. Лермонтова тема матери, только начинающаяся входить в классическую высокую поэзию, имеет автобиографическое начало (известна его запись о песне, которую «певала покойная мать» - с этой записью напрямую соотносятся стихи того же периода: «Кавказ», а также «Ангел», где не случайно именно песня несет некое прекрасное воспоминание). В поэзии М. Ю. Лермонтова был заложен сложный единый узел из романтического воспоминания о собственной матери, постепенного усложнения, психологизации и «снижения» женского образа в его лирике, а также из образов земной природы и молитв к Богоматери. Все нити этого узла тянутся от начала существования русской литературы - через поэзию М. Ю. Лермонтова и Н. А. Некрасова - дальше, вплоть до наших дней, и каждая из них имеет важное значение как составляющая темы матери в литературе. Приближение женского образа к реальности, тенденции реализма, постепенно усиливающиеся в поэзии М. Ю. Лермонтова, ведут к иному способу воплощения темы матери - объективному, когда образ матери в поэзии почти равен отдельному литературному персонажу. Так, его «Казачья колыбельная», связанная с бытом, с фольклорными традициями, отразила общий уклон литературного процесса по пути «демократизации» (Д.Е. Максимов) и представила первый образ простой матери из народа в последующей галерее подобных.

Следует также подчеркнуть особую роль Н.А. Некрасова в становлении

темы матери в русской поэзии - поэты XX века шли в создании образа матери именно от Некрасова. Его поэтическое наследие предоставляет богатый материал решения этого образа, как в романтическом, так и в реалистическом ключе. Так, все, что было связано с родной матерью поэта, составило в его поэзии область, как будто оставшуюся не тронутой общим уклоном его творческого пути к реализму («Родина», «Рыцарь на час»). Вершина развития подобного «идеального», даже обожествленного образа матери - предсмертное стихотворение Н. А. Некрасова «Баюшки-баю», где мать прямо наделена божественными чертами и возвышается до образа Богоматери и одновременно другой некрасовской святыни - родины. Но в поэзии Н. А. Некрасова как реалиста с самого начала присутствует и образ матери, воплощенный «на сниженной почве». Эта линия в его творчестве идет еще с пародии на лермонтовскую «Казачью колыбельную» 1840-х годов. Позже она приведет к народному образу матери («Орина, мать солдатская», поэмы «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо»), созданному по эпическим законам, на принципах объективной реальности. Это уже не мать поэта, которую он воспевает и увековечивает со своих субъективных позиций, а некий персонаж, возникающий в стихотворении со своей историей, личностными особенностями и речевой характеристикой.

Особенно трогательно писал о своей маме С. А. Есенин. Образ матери неразрывно связан в его стихах с образом деревенского дома с голубыми ставнями, берёзы у околицы, дороги, уходящей вдаль. Поэт как будто просит прощенья у старушки "в старомодном, ветхом шушуне". Во многих стихах он просит её не тревожиться за судьбу непутёвого сына. В образе матери для него как бы объединились все матери, ждущие возвращения домой своих сыновей. Возможно, в природе матери заложено стремление взять на себя заботы своих подрастающих детей, оградить их от жизненных невзгод, бед. Но часто в этом стремлении слишком заботливые мамы доходят до крайностей, лишая своих детей какой-либо инициативы, приучая жить под постоянной опекой.

Она стояла у его колыбели, она любила его как сына. «Мамка моя…»,- говорил он о ней. Ей посвящали стихи известные поэты, о ней в веках остались воспоминания. Арина Родионовна, няня великого поэта Александра Сергеевича Пушкина. Биографы А. С. Пушкина назовут её благороднейшим и типичнейшим лицом русского мира. Поэт любил её родственною, неизменною любовью и в годы возмужалости и славы беседовал с нею по целым часам. Весь сказочный русский мир был известен ей, и передавала она его чрезвычайно оригинально. В числе писем к А. С. Пушкину от всех знаменитостей русского общества находятся и записки от старой няни, которые он берег наравне с первыми, а о привязанности к ней поэта говорят стихотворения, ей посвященные, например: «Подруга дней моих суровых…»

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь;

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

То чудится тебе. . .

Н. В. Гоголь был одним из первых русских писателей, создавших образ русской матери в повести «Тарас Бульба». «Спало всё во дворе… одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом; она расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклокоченные кудри и смачивала их слезами; она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться. Она вскормила их собственной грудью, она взрастила, взлелеяла их. «Сыны мои, сыны мои милые! Что будет с вами? Что ждет вас?» - говорила она, и слезы остановились в морщинах, изменивших её когда-то прекрасное лицо. Молодость без наслаждения мелькнула перед нею, и её прекрасные свежие щеки без лобзаний отцвели и покрылись преждевременными морщинами. Вся любовь, все чувства, все, что есть нежного и страстного в женщине, все обратилось у ней в одно материнское чувство. Она с жаром, с страстью, с слезами, как степная чайка, вилась над детьми своими. За каждую каплю крови их она отдала бы всю себя.

Месяц с вышины неба давно уже озарял весь двор, … а она все сидела в головах милых сыновей своих, ни на минуту не сводила с них глаз и не думала о сне» .

Аннотация: Статья носит обзорный характер. На материале русской поэ — зии рассматривается такой органично присущий ей феномен как образ матери (тема матери) в историческом развитии и важнейших своих проявлениях. За всю историю существования темы матери в русской поэзии от начала возникно — вения до наших дней, можно выделить три главных ипостаси образа матери – реально-бытовой, связанный с личной матерью каждого, высший идеальный аспект, восходящий к образу Богоматери, и – особенно значимый в русской поэзии образ матери как родины, восходящий к святому на Руси образу мате — ри-земли.

Ключевые слова: тема, образ матери, русская поэзия, Богоматерь, роди — на, земля.

Тема матери столь издавна и органично присуща русской поэзии, что представляется возможным ее рассмотрение как особого литературного явле — ния. Беря исток от самого зарождения русской словесности, эта тема после — довательно проходит через все этапы ее развития, но даже в поэзии XX века сохраняет свои главные черты.

В русский фольклор образ матери переходит из общего для всех народов в эпоху матриархата культа Великой Богини, из славянских языческих веро — ваний, особого почитания на Руси матери-земли. В народных верованиях жен — ское божество, ассоциируемое с «мать-сырой-землей», жило и в языческой, и в христианской форме вплоть до XX века, сочетаясь на Руси наряду с главным впоследствии поклонением Богородице .

Первые проявления темы матери в литературе мы можем наблюдать в фольклорных произведениях, изначально – в бытовом обрядовом фольклоре, в свадебных и похоронных песнях. Уже здесь заложены основные черты образа матери, свойственные ему и впоследствии – в особых эпитетах при прощании с матерью: Как денной нашей заступушки,/ Ночной да богомольницы… . Такая характеристика давалась обычно в народе Богородице, ее называли

«скорая помощница, теплая заступница», «печальница наша», «заступница наша и молебница, защитница всему роду христианскому». Так образ личной матери каждого соотносился с небесным высшим материнским образом.

В похоронных заплачках выражалась также глубинная связь матери с матерью-сырой-землей, а в девичьих свадебных причитаниях при разлуке с

«матушкой» и родным домом, так же, как и в рекрутских песнях, образ матери стоял в связи с образами родных мест, родины.

Итак, три главных ипостаси образа матери, которые сохраняются в по — эзии вплоть до наших дней, существовали уже на заре словесного искусства Руси – Богоматерь, мать, родина: «В кругу небесных сил – Богородица, в кру — гу природного мира – земля, в родовой социальной жизни – мать, являются на разных ступенях космической божественной иерархии носителями одного

float:none;margin:10px 0 10px 0;text-align:center;">

Следует также подчеркнуть особую роль Н. А. Некрасова в становлении темы матери в русской поэзии – поэты XX века шли в создании образа матери именно от Некрасова. Его поэтическое наследие предоставляет богатый мате — риал решения этого образа как в романтическом, так и в реалистическом клю- че. Так, все, что было связано с родной матерью поэта, составило в его поэзии область, как будто оставшуюся не тронутой общим уклоном его творческого пути к реализму («Родина», «Рыцарь на час»). Вершина развития подобного

«идеального», даже обожествленного образа матери – предсмертное стихот — ворение Некрасова «Баюшки-баю», где мать прямо наделена божественными чертами и возвышается до образа Богоматери и одновременно другой некрасов — ской святыни – родины. Но в поэзии Некрасова как реалиста с самого начала присутствует и образ матери, воплощенный «на сниженной почве». Эта линия в его творчестве идет еще с пародии на лермонтовскую «Казачью колыбель — ную» 1840-х годов. Позже она приведет к народному образу матери («Орина, мать солдатская», поэмы «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хоро — шо»), созданному по эпическим законам, на принципах объективной реаль- ности. Это уже не мать поэта, которую он воспевает и увековечивает со своих субъективных позиций, а некий персонаж, возникающий в стихотворении со своей историей, личностными особенностями и речевой характеристикой.

В поэзии XX века воплощение темы матери можно разделить прежде все — го по типам отношений субъекта речи, лирического Я к образу матери, в связи с чем возникают три особых способа существования темы матери в поэзии: как особая направленность, обращенность поэзии к образу матери; как поэзия не — посредственно от лица матери; как «объективный» образ матери, приближен — ный к персонажу. Из всего поэтического наследия XX века тема матери наибо — лее полно и ярко отразилась в творчестве таких авторов, как А. Блок, А. Ах — матова, А. Твардовский. Романтические корни поэтики Блока, символизация как главный ее принцип, постепенное обращение к действительности, влияние реалистических (некрасовских) традиций, снижение лексики, прозаизация, вхождение темы города, бытовой сферы в поэзию, образов-персонажей из на — рода, (наряду с лирическим Я и Ты), приводят в итоге к лирике третьего тома с центральным образом родины-матери. Итог развития темы матери у Блока –

«Коршун». В нескольких строчках здесь переданы основные, знаковые темы и мотивы Блока – в образе одной, затерянной в полях простой русской матери, соотнесенной с образом Богородицы, и в женственном образе самой Руси, роди — ны: А ты все та ж, моя страна, в красе заплаканной и древней… .

Образ матери у Блока как национальный символ, соединяет религиозно-

Ахматовский образ матери, выраженный от первого лица, когда ее лири — ческая героиня равна образу матери, – это расширение личного, частного до всеобщего, национального, возвышение образа матери от реально-бытового в ранний период (Спи, мой тихий, спи, мой мальчик,/ Я дурная мать… ) до образа Богородицы («Реквием») и – родины в поздний период творчества, в стихах, обращенных к солдатам и «сиротам» Великой Отечественной войны.

У Твардовского образ матери возникает в стихах-посвящениях его собст — венной матери и развивается в соответствии с сильным эпическим началом его поэзии: он является персонажем его сюжетной, повествовательной лирики и всегда тесно связан с образом утраченной малой родины, а в войну олицетво — ряет собой родину вообще. Образ Анны из «Дома у дороги» – это образ матери в высшем аспекте матери-России – выстоявшей, спасшей детей и даже в плену сохранившей дом солдата: Тот дом без крыши, без угла,/ Согретый по-жило — му,/ Твоя хозяйка берегла/ За тыщи верст от дому , а значит, общую родину. Завершается тема матери у Твардовского вместе с жизнью матери поэ — та – циклом «Памяти матери».

Итак, мы убедились: главные материнские образы в русской культуре – земля, Богоматерь и мать – сохранились с древнейших времен до наших дней. Способы их выражения (романтически-возвышающий, открывающий мир ду — шевных переживаний матери от лица самой матери и объективный) также пе — реходят в поэзию наших дней из древней и классической поэзии.

На всех этапах развитие темы матери в поэзии шло от образа личной, собст — венной матери человека к возвышению и расширению частного до всеобщего. Высшее проявление образа матери, данное на самой начальной исторической стадии русской поэзии в образе Богоматери, в дальнейшем находит свое воп — лощение в идеальном образе матери, часто связанном с автобиографическим отношением автора к матери. Черты «демократизации» литературы и «сниже — ния» образа матери в XX веке еще усиливаются. Снижение идет засчет про — никновения в литературу бытовых реалий и социально-исторического фона. Так образ матери становится более конкретным, реально-бытовым. Следует от — метить, что начальному этапу литературы свойственны попытки очеловечения и заземления божественного (Богоматери, мать-сырой-земли), а последующие периоды характеризуются напротив тенденцией возвышения и обожения зем — ного (родной матери, родных мест, своей избы, образов детства).

В поэзии XX века постепенно высшим аспектом образа матери становится образ родины. Берущий истоки от образа матери-земли, теперь через память о малой родине, доме, через призму войн и социальных потрясений, земной образ личной матери начинает возвышаться именно до общезначимого уровня образа родины. Эволюция образа матери в этом направлении обнаруживается как при рассмотрении общего хода развития русской поэзии, так и в пределах творческого пути каждого из наиболее крупных представителей темы матери в поэзии XX века. Блок, связанный в начале века с поисками идеального жен — ственного начала и возвышающий в своем творчестве женский образ до божес — твенного, в конечном итоге через снижение (даже падение), конкретизацию и прозаизацию женского образа и всей своей поэтической манеры выходит к образу матери именно в значении родины (“На поле Куликовом”, “Коршун”).

Ахматовский образ матери, равный ее лирической героине, проделал путь от социально-бытового в раннем творчестве, социально-исторического в период “Реквиема” (с аллюзиями на образ Богоматери) до образа всеобщей матери-ро — дины во время Великой Отечественной войны, от лица которой она обращает — ся к “детонькам”. Творчество Твардовского целиком подтверждает подобный переход: женский образ как объект любовной лирики у него отсутствует вовсе, но при этом образ матери с самых ранних стихов и до конца связан с памятью о родных местах, а во время войны поднят на высоту образа родины.

Материал взят из: Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». – № 2. – 2009

Значение образа матери в русской поэзии

Образ матери издавна присущ русской поэзии и русской культуре в целом. Эта тема занимает важное место как в классической, так и в современной поэзии. Более того, русский образ матери является национальным культурным символом, не утратившим своего высокого значения с древнейших времен до наших дней. Характерно, что образ матери, вырастая из образа конкретного человека, матери поэта, становится символом Родины.

История развития образа матери в русской поэзии

Образ матери в русской поэзии преемственно связан с фольклорной традицией. Уже в фольклорных произведениях – в свадебных и похоронных песнях – возникает образ матери. В духовных стихах этот образ предстаёт через образ Богоматери, особо чтимый на Руси.

В поэзии XIX века тема матери в первую очередь связана с именами М. Ю. Лермонтова и Н. А. Некрасова. В творчестве этих поэтов образу матери придавалось большое значение. Можно утверждать, что именно с творчества М. Ю. Лермонтова изображение матери начинает входить в классическую поэзию. У А. С. Пушкина нет ни одного стихотворения, посвящённого матери, в творчестве М. Ю. Лермонтова их насчитывается несколько. Например, «Кавказ», «Ангел».

По-настоящему глубоко и полно представлена тема матери в творчестве Н. А. Некрасова. Многие стихотворения поэта посвящены нелёгкой судьбе его родной матери. Наряду с подобным конкретным воплощением данного образа в поэзии Н.А. Некрасова присутствует и обобщённый образ – народный образ матери.

В поэзии ХХ века тема матери получила своё дальнейшее развитие. В частности, в творчестве таких поэтов, как Н. Клюев, А. Блок, С. Есенин, А. Ахматова, М. Цветаева, А. Твардовский и др. Стоит отметить, что в поэзии второй половины ХХ века тема матери неразрывно связана с темой войны или с темой деревни.

Образ матери является вечной темой, которая не утратит своей значимости никогда. Отношение к матери, любовь к ней – это то мерило, которое точно определяет уровень культурного развития общества, его нравственные ценности и духовный мир каждого его члена.

Образ матери в поэзии Н. А. Некрасова (на примере стихотворения "Внимая ужасам войны...")

В мировой литературе образ матери является одним из наиболее почитаемых. Русские прозаики и поэты тоже неоднократно обращались к нему, но в литературе XIX века более полное и трогательное воплощение образ матери получил в творчестве Н. А. Некрасова.

До конца своих дней Н. А. Некрасов хранил в памяти светлый образ родной матери. Поэт посвятил ей стихотворения «Последние песни», «Рыцарь на час», поэму «Мать». Он очень тосковал по ней во время учебы в ярославской гимназии, а потом в Петербурге, в годы тяжелой самостоятельной жизни его согревало чувство глубокой привязанности и любви к матери.

Н.А. Некрасов сочувствовал трудной и непростой жизни своей матери с суровым мужем, малообразованным армейским офицером, ставшим деспотом семьи, и всегда вспоминал о ней с большой теплотой и нежностью. Тёплые воспоминания о матери проявились в творчестве поэта в виде произведений о нелегкой женской доле на Руси. Более масштабно идея материнства проявилась позднее в таких известных произведениях Н. А. Некрасова, как глава «Крестьянка» из поэмы «Кому на Руси жить хорошо», стихотворение «Орина, мать солдатская».

Так, образ матери становится одним из главных положительных героев творчества Н. А. Некрасова.

Более подробно рассмотрим образ матери в творчестве Н. А. Некрасова на примере стихотворения «Внимая ужасам войны…», посвящённого Крымской войне 1853 – 1856 гг. Это небольшое по размеру стихотворение, всего в 17 строчек, ёмко и глубоко передаёт всю бессмысленность кровавой и беспощадной войны:

Внимая ужасам войны, При каждой новой жертве боя…

Поэт размышляет о том, каким горем для близких людей обернётся гибель солдата, но сострадает он в первую очередь матери, потерявшей на войне сына:

Мне жаль не друга, не жены, Мне жаль не самого героя... Увы! утешится жена, И друга лучший друг забудет; Но где-то есть душа одна - Она до гроба помнить будет!

Для матери гибель сына – настоящая трагедия, ведь именно она любит своего ребёнка искренне и беззаветно, неисчерпаемой любовью к нему наполнена вся её жизнь, составляется смысл всей её жизни.

Средь лицемерных наших дел И всякой пошлости и прозы Одни я в мире подсмотрел Святые, искренние слезы - То слезы бедных матерей!

Когда со временем о погибшем «герое» позабудут все – друзья, жена, о нём вечно будет помнить и скорбеть его мать, которую поэт сравнивает с плакучей ивой.

Им не забыть своих детей, Погибших на кровавой ниве, Как не поднять плакучей иве Своих поникнувших ветвей...

С момента написания данного стихотворения прошло много времени, отгремели войны, погиб не один "герой", но, к сожалению, оно до сих пор не утратило своей актуальности. И не утратит до тех пор, пока матери будут терять своих сыновей на войне. Образ матери, представленный в данном произведении, стал собирательным образом всех матерей, что оплакивают сыновей, не вернувшихся с полей сражений.

Образ матери в поэзии С. А. Есенина (на примере стихотворения "Письмо матери")

В русской поэзии ХХ века тема матери получает свое продолжение в творчестве С. А. Есенина.

Обратимся к его стихотворению «Письмо матери». Оно было написано в 1924 году, в последний период творчества и почти в самом конце жизни поэта. Во многих его произведениях того времени звучит тема безвозвратно ушедшего прошлого, но наряду с ней возникает и тема матери. Одним из таких произведений стало стихотворение «Письмо матери», написанное в форме обращения к ней. Всё поэтическое послание пронизано нежностью и любовью к самому родному человеку:

Я по-прежнему такой же нежный И мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом.

Поэт восхищается любовью и заботой матери, которая беспокоится о своём сыне, волнуется за его жизнь и судьбу. Тоска и нерадостные предчувствия заставляют её всё больше грустить, нежели радоваться:

Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне, Что ты часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне.

Не удаётся лирическому герою в письме успокоить свою мать, многое упущено, потеряно или утрачено. Он понимает, что прошлого уже не вернуть, но мать для него – это та самая ниточка, которая связывает его с прошлым, беззаботным, светлым и чистым. Именно отсюда такая нежная и трогательная взаимная любовь.

И молиться не учи меня. Не надо! К старому возврата больше нет. Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет.

Завершается поэтическое послание, адресованное матери, призывом лирического героя, который звучит проникновенной просьбой, не грустить, не беспокоиться о своём непутёвом сыне. Примечательно то, что в финальных строках нет успокоения, обещания, надежды, что всё будет хорошо. Ведь, несмотря ни на что, мать не перестанет беспокоиться о своём сыне, любить его искренне и нежно.

Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне. Не ходи так часто на дорогу В старомодном ветхом шушуне.

Образ матери в поэзии А. Т. Твардовского (на примере цикла "Памяти матери")

Тема матери присутствует на протяжении всего творчества А. Т. Твардовского. Например, в таких стихотворениях разных лет, как "Матери", "Песня", "С одной красой пришла ты в мужний дом..." и др. Очень часто образ матери в произведениях поэта выходит за рамки посвящения одному конкретному человеку – родной матери - и становится образом Родины. Так, всеобщий образ матери-женщины рисуется в стихотворениях "Сын", "Мать и сын", "Ты робко его приподымешь...", особенно в творчестве, посвящённом войне (поэма "Дом у дороги").

В 1965 году А. Т. Твардовским создан цикл «Памяти матери». Цикл состоит из четырех стихотворений, посвященных матери, в которых представлены воспоминания о жизни матери, а также нашла своё отражение память поэта о ней. Поводом для его появления стала кончина в 1965 году матери поэта, Марии Митрофановны. Но в последнем стихотворении данного цикла смерть уступает жизни, она представляется поэтом неким переходом.

Перевозчик-водогребщик, Парень молодой, Перевези меня на ту сторону, Сторону - домой…

Упоминаемая в стихотворении песня матери, знакомая с самого детства, рассказывает всю её жизнь. Прощание с отчим домом после замужества, расставание с родным краем и ссылка в неприветливую чужую сторону и долгожданное возвращение на родину.

Давней молодости слёзы, Не до тех девичьих слёз, Как иные перевозы В жизни видеть привелось. Как с земли родного края Вдаль спровадила пора. Там текла река другая - Шире нашего Днепра.

В каждой строке этого стихотворения ощущается глубина переживаний, нежнейшие и в то же время грустные чувства поэта. Стихотворение завершает тему матери в творчестве А.Т. Твардовского, но в нём рисуется вечно живой образ матери - как собственной матери поэта, так и обобщенный образ материнства.

Моя работа посвящена самой, на мой взгляд, актуальной теме нашего времени – теме матерей и материнства. Я хотела бы в этой работе, проанализировать нынешнюю ситуацию в России через призму мифов, сказаний, памятников литературы и художественных произведений, которые как или иначе затрагивают проблемы материнства. Я постараюсь оценить изменения, произошедшие за века по отношению к материнству. Ведь ни для кого уже не новость, что сейчас даже к самому понятию «материнство» относятся совсем не так, как, скажем, в XIX веке или даже в 50-е годы 20 века. Смена приоритетов столь стремительна, что становится страшно, а что будет дальше? Поэтому я и выбрала эту тему среди многих и многих других по-своему интересных и глубоких тем.

Образ Матери в Православии. Иконы.

Образ женщины-матери воспет в многочисленных произведениях литературы и искусства, трепетно воплощен в дивных иконах. На последнем я и хотела бы остановиться поподробнее, так как для меня эта тема является более близкой, чем все остальные. История православия, христианства насчитывает уже более двух тысяч лет, поэтому и неудивительно, что его культурное наследие настолько богато. Можно очень долго перечислять памятники литературы, архитектуры и иконописи, но это не является сейчас необходимым.

Основываясь на специфике работы, я сразу выделила для себя определенную сферу исследования – иконы Богоматери. Верующие знают, как огромно количество изображений Богородицы, на некоторых Она одна, но на большинстве икон держит на руках Младенца-Христа. Православные знают такие иконы, как Державная, Иверская, Неупиваемая чаша, Почаевская, Всех скорбящих радость, Тихвинская, Казанская и многие-многие другие, чудотворные, со своей историей и списком чудес. Для примера можно вспомнить и католические изображения Девы Марии. Это Сикстинская Мадонна, Мадонна Рафаэля и другие шедевры великих мастеров Средневековья. Между паравославными иконами и католическими картинами существует одно существенное сходство – на всех Дева Мария изображена с Сыном.

Таким образом, Богородица становится для верующих одним из самых священных символов – символом высокого, жертвенного материнства. Ведь все матери знают, насколько тяжело и больно узнавать о любой неудаче или болезни детей. Но мало кто знает, насколько тяжело жить со знанием всей будущей страшной судьбы своего ребенка. А Матерь Божия знала всю судьбу своего Сына от самого его рождения. Поэтому, может быть, сам образ матери настолько священен для всех людей, что с давних времен ее труд по воспитанию детей приравнивался к подвигу.

Образ Матери в мифологии славян и других народов.

У всех народов мира в религиозной картине мира всегда было место для женских божеств, и они всегда стояли отдельно от богов-мужчин. Богини-покровительницы домашнего очага, земли, плодородия пользовались огромным уважением у всех древних народов.

Изначальный архетип рождения, начала жизни, творения Природы подсознательно приводил к поклонению Матери Земле, дающей все для жизни людей. Поэтому древние славяне выделяли не одного бога – Небо, как можно бы подумать, а двоих – Небо и Землю. Они вообще считали Землю и Небо двумя живыми существами, даже более того – супружеской парой, чья любовь и породила все живое на земле. Бога неба, Отца всего сущего, называют Сварогом. А как же называли славяне великую Богиню Земли? Некоторые ученые считают, что ее имя – Макошь. Другие, не менее авторитетные, спорят с ними. Но я буду исходить из того, что имя богини Земли все-таки Макошь. Очень интересно толкование самого имени Макошь. И если «ма» всем понятно – мама, мать, то что такое «кошь»? Не совсем ясно, если не вспомнить некоторые слова, это, например, кошелек, где хранится богатство, кошара, куда загоняют живое богатство крестьянина – овец, кошевым называется предводитель казаков, кошем еще называлась судьба, жребий, а еще – большая корзина для овощей и фруктов. И если сложить в смысловую цепочку все эти значения, то и получается: Макошь – Хозяйка Жизни, Дарительница Урожая, Всеобщая Мать. Одним словом – Земля.

Землю мы и до сих пор называем Матерью. Только вот обращаемся с ней далеко не так почтительно, как подобает хорошим детям. Язычники же относились к ней с величайшей любовью, и все сказания говорят, что Земля платила им тем же. Недаром и у славян, и у греков есть миф о богатыре, которого невозможно победить, так как ему помогает сама Земля. Десятого мая справляли «именины Земли»: в этот день ее нельзя было беспокоить – пахать, вскапывать. Земля была свидетельницей торжественных клятв; при этом ее касались ладонью, а то вынимали кусок дерна и возлагали себе на голову, мистическим образом делая ложь невозможной: считалось, Земля не станет носить обманщика. На Руси говорили: "Не лги - Земля слышит", "Люби, как Земля любит". И сейчас мы иногда, давая клятву, требуем: «Ешь землю!» А чего стоит обычай брать на чужбину горсть родной земли!

К эпохе верхнего палеолита - 40-50 тыс. лет до н. э. относят первые археологические находки в виде каменных статуэток женских божеств. В период неолита - 10-12 тыс. лет до н. э. уже появляются многочисленные образы Матери-Богини, как отражение различных сил природы. У древних шумеров - это богиня любви Иштар, связанная с утренней звездой Венерой, имеющая много эпитетов - Владычица Богов, Царица Царей, которой поклонялись по всему Средиземноморью, также считалась Матерью Богов, хранительницей сокровенных знаний. Такими же качествами была наделена и египетская богиня Изида. Древние персы, принявшие учение Зороастра, поклонялись Богине чистоты и непорочности Анахите.

В славянской и индийской мифологии единые индо-арийские корни, и это особенно заметно в культуре национального костюма, где часто встречаются изображения богини с вытянутыми вперед ладонями - жест защиты. Недаром на Украине одно из имен богини - Берегиня. На костюмах это изображение встречается в виде стилизованных орнаментов-вышивок и называется "Мокошь". Богиня Мокошь у славян - пряха, прядущая бесконечную пряжу - всепроникающую энергию мироздания. Архетипные представления о Богине-пряхе сохранились у саамов, финнов, литовцев, других народов Севера.

Одним из ранних изображений Мирового Древа на Руси времен Гипербореи, является петроглиф Онежского озера. Рисунок объединяет два вселенских символа - Мировое Древо и сидящего на нем Лебедя. Лебедь - это древний символ Богини, рождающей Космическое Яйцо - третий космический символ. Вспомним русские народные сказки или сказки Пушкина "На море-океане, острове Буяне растет дуб зеленый", "У Лукоморья дуб зеленый", Царевна-Лебедь, яйцо, где хранится источник жизни Кощея и т. д.

Все таинственные Элевсинские мистерии у Афинян были связаны с культом Земли, собиранием плодов, хранением семян, искусством земледелия и выращиванием урожая. Это сливалось в единое священное таинство, олицетворением которого являлась Мать-Роженица, дающая продолжение роду и сохраняющему его. У славян были также боги, ответственные за процветание и приплод всего живого в природе и преумножение рода людского. Это Род и Рожаницы, упоминаемые в древнерусской литературе. Род посылал на Землю с небес души людей, когда рождались дети. О Богинях Рожаницах говорят обычно во множественном числе. В древних рукописях о них сказано кратко, лишь упомянуты хлеб, мёд и «сыр» (раньше этим словом обозначали творог), которые приносили им в жертву. Из-за скудости этих сведений некоторые исследователи прошлых лет привыкли видеть в Рожаницах многочисленные, безликие Божества женского пола, помогавшие в различных женских заботах и работах, а также при рождении детей. Однако современные учёные, обработав большой археологический, этнографический, языковедческий материал, обратившись к сведениям, касающимся соседних народов, пришли к выводу, что Рожаниц было две: Мать и Дочь.

Рожаница-Мать связывалась славянами с периодом летнего плодородия, когда созревает, тяжелеет, наливается урожай. Этому вполне отвечает образ зрелого материнства: плодоносную Осень художники обычно изображают немолодой женщиной, доброй и полнотелой. Это почтенная хозяйка дома, мать многочисленного семейства. Древние славяне дали ей имя Лада, имеющее очень много значений. Все они имеют отношение к установлению порядка: «ЛАДить», «на-ЛАЖивать» и так далее. Порядок при этом мыслился в первую очередь семейный: «ЛАДа», «ЛАДо» - ласковое обращение к любимому супругу, мужу или жене. «ЛАДины» - свадебный сговор. Но сфера деятельности Лады отнюдь не ограничивается домом. Некоторые исследователи признают Великую Ладу матерью двенадцати месяцев, на которые делится год. А ведь месяцы, как мы знаем, связаны с двенадцатью созвездиями Зодиака, которые, согласно астрологической науке, оказывают влияние на человеческую судьбу!. Таким образом, к примеру, Скорпион и Стрелец - достояние не только зарубежной (неславянской) культуры, как мы привыкли считать. А Лада предстаёт перед нами не просто Богиней лета, домашнего уюта и материнства, она связана ещё и со всеобщим космическим законом! Так что славянский религиозный культ был не так уж примитивен.

У Лады была еще дочь, Богиня по имени Леля, младшая Рожаница. Вдумаемся: недаром детскую колыбель часто называют «люлькой», нежное, бережное отношение к ребёнку передают словом «лелеять». Аист, якобы приносящий детей, по-украински - «лелека». А само дитя и сейчас иногда называют ласково «лялечкой». Так родилась славянская Леля - Богиня трепетных весенних ростков, первых цветов, юной женственности. Славяне считали, что именно Леля заботится о едва проклюнувшихся всходах - будущем урожае. Лелю-Весну торжественно «закликали» - приглашали в гости, выходили встречать её с подарками и угощением. А прежде спрашивали разрешения у Матери Лады: отпустит ли дочь?

Праздник Рожаниц справляли весной - 22-23 апреля. В этот день приносили жертвы растительными и молочными продуктами, которые торжественно, с молитвами съедали на священном пиру, а потом ночь напролёт жгли костры: огромный, в честь Лады, и вокруг него ещё двенадцать поменьше - по числу месяцев года. Согласно традиции, это был женский и девичий праздник. Парни, мужчины смотрели на него издали. Вот так, рассмотрев языческие культы некоторых народов, я сделала вывод о том, что само понятие Женщины – Матери присутствовало у всех народов, притом в очень похожих формах и образах, что говорит еще и об общих корнях вообще всех верований и мифов.

Домострой. Отношение к женщине-матери в Средневековье.

На отношения полов в России большое влияние, конечно, оказала идеология христианства. Своеобразной регулирующей основой отношений между мужчиной и женщиной был “Домострой”, который приписывал женщине повиноваться во всем своему мужу (отцу, брату). В “Домострое” подробно перечисляются обязанности женщин, в основе которых труд в семье неустанный, и повиновение мужу, отцу, хозяину, и ответственность матерей за детей своих и ведение хозяйства. Но наряду с этим, есть и глава, которая указывает мужу почитать свою жену, наставлять ее и любить.

“Если дарует бог жену добрую, получше то камня драгоценного; такая из выгоды не оставит, всегда хорошую жизнь устроит своему мужу Если доброй женою муж благословен, число дней его жизни удвоится, хорошая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его; хорошая жена да будет наградой тем, кто убоится бога, ибо жена делает мужа своего добродетельней: во-первых, исполнив божью заповедь, благословиться богом, а во-вторых, славиться и людьми. Жена добрая, и трудолюбивая, и молчаливая – венец мужу своему, коли обрел муж жену свою добрую – только хорошее выносит из дома своего; благословен муж такой жены и года свои проживут они в добром мире. За хорошую жену похвала мужу и честь”.

Домострой провел более резкую границу между мужчиной и женщиной, изменилось, соответственно, и отношение к матерям. Но нельзя думать, что резко ухудшилось: оно стало немного другим, требующим более строгого выполнения определенных христианских норм и правил. Мать и жена должна была относиться к мужу с почтением, а к детям со строгостью, воспитывая их в благочестии. Некоторые люди думают, что с приходом христианства ухудшилось положение женщины, по сравнению с эпохой язычества. Я так не думаю: домашние тираны были всегда, их не останавливали никакие правила, так что с приходом эпохи «Домостроя» у таких мужей просто нашлось, так сказать, веское обоснование их поведения. И все же женщина всегда была хозяйкой дома, хранительницей очага и добродетели в семье, верной помощницей и другом своему мужу.

Такое отношение к женщине оставило свой след и в русском фольклоре: «Холостому помогай Боже, а женатому хозяйка поможет», «Семья воюет – одинокий горюет», «Муж да жена – одна душа». Существовало строгое разделение ролей мужчины и женщины, которое складывалось веками. Особенно это наглядно выглядит в труде. Деятельность жены не выходит за пределы семьи. Деятельность мужа, напротив, не ограничивается семьей: он - общественный деятель, и в его лице семья участвует в жизни общества. Женщина ведала, как говорится, ключами от всего дома, вела учет сену, соломе, муке. Весь скот и вся домашняя живность, кроме лошадей, находилась под присмотром женщины. Под ее неусыпным надзором находилось все, что было связано с питанием семьи, забота о белье и ремонте одежды, тканье, баня и т. д.

Хозяин, глава дома и семьи, был, прежде всего, посредником в отношениях подворья и земельного общества, в отношениях семьи с властью. Он же ведал главными сельхозработами, пахотой, севом, а также строительством, заготовкой леса, дров. Всю физическую тяжесть крестьянского труда он вместе со взрослыми сыновьями нес на своих плечах.

Только по большой нужде женщина, обычно вдова, бралась за топор, а мужчина (тоже чаще всего овдовевший) садился с подойником под корову.

С детства мальчиков учили мужским премудростям, а девочек – женским. В отношениях парней и девушек вовсе не существовало какого-то патриархального педантизма. С самого отрочества знакомства и увлечения менялись, молодые люди как бы «притирались» друг к другу, искали себе пару по душе и характеру. Свидетельством духовной свободы, душевной раскованности в отношениях молодежи является множество любовных песен и частушек, в которых женская сторона отнюдь не выглядит пассивной и зависимой. Родители и старшие не были строги к поведению молодых людей, но лишь до свадьбы. Но и до свадьбы свобода отношений вовсе не означали сексуальной свободы. Существовали вполне четкие границы дозволенного, и преступались они весьма редко. Обе стороны, и мужская и женская, старались соблюдать целомудрие.

Но все же женщина воспринималась как “дополнение” к мужчине, а не как самостоятельный, полноправный человек. Существовавшая семья была строго патриархальной.

Образ женщины-матери в русской литературе XIX века.

После 17 века отношение к женщине-матери в обществе постепенно меняется, на первый план выступают другие ценности и приоритеты. Это можно заметить по количеству и тематике произведений писателей того времени. Очень немногие пишут о матерях, именно воспевая их нелегкий труд, большинство из тех, кто пишет, говорят о тяжести и сложности жизни матери, о нелегкой ее судьбе. Это, например, Некрасов. Образы Арины, матери солдатской, Матрены Тимофеевны из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» воспели нелегкую судьбу русской крестьянки. Трогательные строки поэзии посвятил своей матери Сергей Есенин. В романе Максима Горького «Мать» Пелагея Ниловна становится помощницей сына-большевика, в ней просыпается сознание.

Но больше всех размышлял над этой темой Лев Толстой в своем романе «Война и мир». Его Наташа Ростова и является тем образом материнства, которого так долго не было в русской литературе. Наташа страстно мечтает о муже, о детях. Еще в ранней юности она почувствовала, как неравны права и возможности женщин ее круга по сравнению с возможностями и правами мужчин, какими узкими рамками стиснута жизнь женщины. Только в семье, принимая участие в деятельности мужа, воспитывая детей, может она найти приложение своим силам. Это ее призвание, в этом видит она свой жизненный долг, подвиг и всей душой стремится к его исполнению.

В лице Пьера Безухова судьба дала ей того человека, который единственный смог понять и оценить ее. В конце романа судьба дает ей то, для чего она всегда считала себя предназначенной, - мужа, семью, детей. Это - счастье, и оно, как и любовь к Пьеру, поглощает ее всю. Иначе быть не могло. Мне всегда кажется странным когда, прочитав "Войну и мир", кто-нибудь говорит, что Наташа в эпилоге романа, погруженная в заботы о детях, в пеленки и кормление, ревнующая мужа, забросившая пение,- это уже совсем другая Наташа. А ведь на самом-то деле Наташа всегда была одинаковой, вернее, одинаковой была ее сущность - нежная, честная, жаждущая подвига любви. Мы расстаемся с нашей любимой героиней в 1820 году в канун Николина дня, именин Николая Ростова. Вся семья в сборе, все живы, здоровы, счастливы и сравнительно молоды. Все хорошо, что хорошо кончается? Но ничего не кончается даже для этих людей - и, главное, с этими персонажами не кончается противоречие жизни, ее борьба. Противоречие и борьба разрешаются не итогом (любой из которых всегда лишь частный и временный), не фабульным концом, не развязкой романа. Хотя в эпилоге - браки и семьи, Толстой был все-таки прав, когда заявлял, что он не способен этой классической литературной развязкой поставить известные "границы" развитию действия и "вымышленным лицам" своим. Браки в финале "Войны и мира" если и определенный итог отношений лиц, то итог этот неокончательный и условный, им не уничтожился "интерес повествования" в книге Толстого. Тем самым подчеркнута относительность самого итога в процессе жизни и идеи итога как отношения к жизни, точки зрения на нее. Эпилог закругляет и тут же опровергает какое бы то ни было закругление жизни - отдельного человека или тем более жизни всеобщей.

Современное положение вещей.

Существенные изменения в положении женщин произошли во многих странах мира уже в XX веке, во многом под влиянием Великой Октябрьской революции. В числе первых декретов советской власти были и изданные в декабре 1917 г. Декрет о гражданском браке, о детях и о ведении книг, а также Декрет о расторжении брака. Этими декретами были отменены действовавшие до революции законы, ставившие женщину в неравноправное положение с мужчиной в семье, в отношении детей, в правах на имущество, при разводе и даже при выборе места жительства. После Октябрьской революции женщины России впервые приобрели право свободно выбирать профессию, получать образование. Равенство женщин с мужчинами в политических, гражданских правах было закреплено первой советской конституцией. И ныне, когда участие женщин в общественно-политической жизни развитых государств стало общим явлением, нелишне вспомнить, что Советская Россия оказалась в первой пятерке стран мира, предоставивших женщинам право избирать и быть избранными в представительные органы страны. На разных этапах развития Страны Советов специфические вопросы, связанные с участием женщин в государственной и общественной жизни, охраной материнства и детства, трудовой деятельностью женщин, повышением их общеобразовательного и профессионального уровня и другие решались в первую очередь как задачи государственные.

К1920 годам советская власть столкнулась со сложными социально-демографическими и социально-медицинским проблемами (дезорганизация семейно-брачных отношений, рост числа нежелательных беременностей и абортов, распространение проституции и т. д.). Не сумев справиться с ними цивилизованным путем, власть обратилась к репрессивным мерам (рекриминализация гомосексуальности, ограничение свободы развода, запрещение абортов). Идеологическим оправданием такой политики была большевистская сексофобия (“у нас секса нет”). Но цель - укрепление семьи и повышение рождаемости – не были достигнуты. Конституционное закрепление равноправия женщин и мужчин было социальным завоеванием социализма. К сожалению, и в данной области, как и в других сферах общественной, политической и социальной жизни, между провозглашенными в Конституции СССР правами человека и их претворением в жизнь, между словом и делом оказался весьма существенный и со временем все увеличивавшийся разрыв. Что касается вопроса равноправия мужчин и женщин, то застой и отсутствие движения вперед фактически обусловили даже известный откат назад.

Отношения полов оказались, как и другие сферы жизни человека, под контролем государства.

Сексуальная революция произошла в России гораздо позднее, чем в других странах – в начале 1990-х годов. В 90-е годы, да и сегодня в России существует "разительное неравенство шансов для женщин", "явный перекос" в социальных позициях и возможностях мужчин и женщин. Нельзя не заметить, что в конце 90-х также, как и в конце 80-х, считалось "дурным тоном" говорить об общественных нуждах женщин, об их политических запросах и карьерных притязаниях. Но, как мы видим, женщины все дальше и дальше продвигаются в «завоевании жизненного пространства». Таким образом, дальнейшее развитие отношений мужчин и женщин предполагает признание обществом их равенства, равноценности и равноправия.

Хотя нельзя не видеть, как низко упал авторитет Матери, как люди относятся к самой мысли о втором, не говоря уже о третьем, ребенке. Я, как и многие неравнодушные люди, надеюсь, что с изменением демографической политики изменится и само отношение к матерям. Сейчас уже заметен сдвиг, очень слабый, но сдвиг. С огромной надеждой я думаю о том времени, когда люди будут уважать матерей не меньше, чем, скажем, президента или известных актеров.

Исследовательская работа.

«Образ матери в лирике поэтов-классиков и поэтов-современности»

учитель начальных классов МБОУ

лицей №13 г.Ростов-на-Дону

Мама, имя твоё я несу через жизнь, как святыню.

Будут годы идти. Будут яблоки падать в траву.

Будет солнце всходить.

Будут реки врываться в пустыню.

Будут плыть корабли в белизну марсианских морей.

Будет жизнь бушевать.

Каждым атомом. Жилкою каждой.

Люди! Братья мои! Берегите своих матерей!

Настоящая мать – человеку дается однажды!

Сергей Остовой.

Кто учит ребенка делать первые шаги? Кто поет первую в его жизни колыбельную песню? Кто рассказывает сказку? Кто учит говорить на родном языке? И какое слово чаще всего первым произносит ребенок? Конечно, МАМА!

Да, именно МАМА открывает малышу дверь в большой мир, она неотступно находится с ним, первой встает на его плач… Он слышит ласковые слова матери, чувствует её тепло, защиту. Как его ручонки тянутся к МАМЕ! И даже когда люди становятся взрослыми и отрываются от родного дома, их связь с матерью не обрывается. И в минуты беды, опасности, отчаяния мы по-прежнему зовем на помощь, прежде всего, МАМУ…

Современный мир жесток, здесь правят власть, деньги, покровительство. А как же сила материнской любви, любви всепоглощающей, любви всепрощающей? Может, повернувшись к началу, к истоку жизни, общество сумеет вернуть мир, покой, благополучие? С молоком Матери каждый человек впитывает самые дорогие, нежные, искренние чувства. Почему со временем из такого малыша, а потом и взрослого человека появляется жестокость, стремление унизить, даже уничтожить подобного себе?

Эти вопросы волновали поэтов и писателей еще с библейских времен. Образ Матери – один из самых почитаемых, любимых в русской литературе.

Сердце матери

Сердце матери – самый милосердный судья, самый участливый друг, это солнце любви, свет которого согревает нас всю жизнь.

Александр Сергеевич Пушкин

«Солнце русской поэзии» - знаменитый во всем мире классик – А.С.Пушкин в детстве был обделен материнской любовью. Надежда Осиповна характер имела неровный, с резкими сменами настроений: то гневалась, то впадала в черную меланхолию, то вдруг снова становилась ласковой и оживленной. Александр чаще всего раздражал её и призывался обычно после очередной шалости на расправу. Мать раздражало все: упрямство мальчика, его непохожесть на других детей, его непонятная сложность.

Но все-таки были две женщины в доме Пушкиных, которые дали Александру так не достававшую ему материнскую любовь и ласку. Няня - Арина Родионовна, крепостная крестьянка, отпущенная на волю, но не пожелавшая уйти от господ, вынянчившая их детей, а потом и внуков. Бабушка - Мария Александровна Ганнибал, которая, по свидетельству сестры поэта, Ольги Сергеевны, «была ума светлого и по своему времени образованная, говаривала и писала прекрасным русским языком…» Это они рассказывали ему сказки, легенды, знакомили с миром народного вымысла.

Ах! умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы...
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы.

1816 год

С огромной любовью и нежностью поэт часто говорил о своей няне – Арине Родионовне. Она постоянно была рядом не только, когда поэт был ребенком, но и будучи знаменитым поэтом, другом и соратником участников декабристского движения. Она сопровождала его и в ссылках, и в изоляции в их родовом имении с.Михайловском.

Няне

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.

Мадонна – в католицизме означает Богородица, «мать» божественного создания, сына Божьего. Воплощением идеала материнства стала жена Александра Сергеевича - Наталья Николаевна Гончарова.

Мадонна

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель -

Она с величием, он с разумом в очах -
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Образ Матери в творчестве А.С.Пушкина прошел все этапы поэтизированного эволюционного развития: от неприязни к собственной родной матери, через добрые нежные чувства к няне и бабушке, к высшему поклонению Святой Богородице.

Михаил Юрьевич Лермонтов.

Мать М.Ю.Лермонтова – Мария Михайловна – была очень добрым человеком, лечила крепостных крестьян, помогала бедным. Она нередко брала на колени маленького Мишу, играла на фортепиано и пела.

« Когда я был мальчиком лет трех , - вспоминал Лермонтов, - то была песня, от которой я плакал…Её певала мне покойная мать…» Нежность к матери и тоска по ней нашли отражение во многих произведениях поэта.

Ангел

По небу полуночи ангел летел

И тихую песню он пел;

И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов

Под кущами райских садов;

О Боге великом он пел, и хвала

Его непритворна была.

Он душу младую в младую в объятиях нес

Для мира печали и слез,

И звук его песни в душе молодой,

Остался – без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,

Желанием чудным полна;

И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли.

1831 год

Мария Михайловна умерла от чахотки в феврале 1817 года в возрасте 21 год 11 месяцев 7 дней. Тема одиночества и грусти, сопровождающая поэта с раннего детства, пролегла красной нитью через все творчество М.Ю.Лермонтова.

Афанасий Афанасьевич Фет.

Детство А.А.Фета не было вполне счастливым. Но и печальным его не назовешь: «… все у него было как у многих помещичьих сыновей, живущих преимущественно на земле и землею. Была деревенская жизнь, обычный сельский обиход, и вокруг – среднерусская природа» - так вспоминала впоследствии о поэте его дочь.

Образ матери у поэта связан с корнями немецкими (мать – урожденная Шарлотта-Елизавета Фет), будущий поэт воспитывался в немецкой школе до 14 лет. Затем – Орловская губерния с её безграничными полями, равнинами и совсем иные воспоминания о той поре, о близком и родном человеке – о матери. В стихотворениях, связанных с тем временем, мы находим тесно переплетенный фольклор:

Колыбельная песня сердцу

Сердце – ты малютка!

Угомон возьми…

Хоть на миг рассудка

Рада я принять душою

Всю болезнь твою!

Спи, Господь с тобою,

Баюшки-баю!..

1843 год

Серенада

Тихо вечер догорает,

Горы золотя;

Знойный воздух холодает,-

Спи, мое дитя.

Соловьи давно запели,

Сумрак возвестя;

Струны робко зазвенели,-

Спи, мое дитя.

Смотрят ангельские очи,

Трепетно светя;

Так легко дыханье ночи,-

Спи, мое дитя.

1845 год

В более позднем периоде своего творчества поэт обращает свое внимание на образ матери как Богородицы. Это связано с внутренним разногласием на поэтическом поприще, и непонимание со стороны близких, любовью которых был обделен А.Фет в детстве. И стихотворения превращаются в молитву:

AVE MARIA

AVE MARIA - лампада тиха,

В сердце готовы четыре стиха:

Чистая дева, скорбящего мать,

Душу проникла твоя благодать.

Неба царица, не блеске лучей,

В тихом предстань сновидении ей!

AVE MARIA - лампада тиха,

В сердце готовы четыре стиха.

1842 год

Назначение женщины поэт представлял как материнство, а саму женщину славил Мадонной, несущей своего сына людям во имя спасения.

Николай Алексеевич Некрасов.

Детство Н.А.Некрасова прошло в селе Грешнево, что находится на берегу великой русской реки Волги в семье зажиточных помещиков. Мало в окружающей его жизни было приятного, горестных минут в достаточной мере пришлось испытать будущему поэту. Стихотворение «Родина» - биографическая сага о родных краях, где прошло его детство, воспоминания о трагичных минутах из детства. Его мать – Елена Андреевна – добрая, мягкая женщина, которая покорилась судьбе, жила с человеком, тиранящим не только крепостных крестьян, слуг, но и всех домочадцев.

Чей лик мелькает в аллее дальной

Мелькает меж ветвей, болезненно – печальный?

Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя!

Навеки отдана угрюмому невежде,

Не предавалась ты несбыточной надежде –

Тебя пугала мысль восстать против судьбы,

Ты жребий свой несла в молчании рабы…

Но знаю: не была душа твоя бесстрастна;

Она была горда, упорна и прекрасна,

И все, что вынести в тебе достало сил,

Предсмертный шепот твой губителю простил?..

Горечь, боль, тоска слышатся и в других стихотворениях- воспоминаниях о родных и близких:

Повидайся со мною, родимая!

Появись легкой тенью на миг!

Всю ты жизнь прожила нелюбимая,

Всю ты жизнь прожила для других,

С головой, бурям жизни открытою,

Весь свой век под грозою сердитою

Простояла ты – грудью своей

Защищала любимых детей…

(«Рыцарь на час»)

Поэт «мести и печали» в своих произведениях часто затрагивал трагическую судьбу русской женщины, женщины –матери. Это и поэма «Русские женщины», и поэма «Кому на Руси жить хорошо», «Мороз, Красный нос» и многие другие.

В полном разгаре страда деревенская…

Доля ты! – русская долюшка женская,

Вряд ли труднее сыскать.

Немудрено, что ты вянешь до времени,

Всевыносящего русского племени

Многострадальная мать!

И опять встречаются строки из молитвы, обращенной к Богородице, в защиту и прощение, в милосердие:

День-деньской моя печальница,

В ночь- ночная богомолица,

Векова моя сухотница…

(«Орина, мать солдатская»)

Ни один поэт до Н.А.Некрасова не воспел с такой силой образ женщины, женщины-матери. Насколько потрясающие идеальные образы создает мастер. Как прекрасны образы, созданные Некрасовым, находящиеся в постоянном труде, радостях и скорбях материнства и борьбе за семью.

Поэзия 20 века. Новая волна

Век двадцатый ворвался в литературу и, в частности, в поэзию, новизной форм, стихосложения, размера, лексических оборотов. Появилась масса различных течений со своими идейными взглядами, новыми темами. Но тема материнства не только осталась одной из самых важных, но и зазвучала с новой силой. К этой теме не раз обращались А.Блок, И.Северянин, О.Мандельштам, М.Цветаева, Б.Ахмадулина, Е.Евтушенко и многие другие.

Сергей Есенин

Но, пожалуй, самый емкий, выразительный, общенародный образ матери принадлежит Сергею Есенину. В русском сознании образу матери всегда отводилась особая роль: она и подательница жизни, и кормилица, и защитница, и печальница за невзгоды детей, она и олицетворение родной земли, она и «мати зеленая дубравушка», и «Волга-матушка», и «Родина-мать», и наконец, «мать – сыра земля» - последний приют и прибежище каждого человека.

Вряд ли найдется человек, не знающий есенинских строк «Письма к матери». И даже самое загрубевшее в жизненных бурях сердце сжимается при воспоминании о матери при чтении его стихов или пении песен, пусть чужой, но так похожей на его своею любовью, тревогой, терпением.

Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет… <…>
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть. <…>
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом. <…>
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет<… >

1924 год

Друг С.Есенина Иван Евдокимов вспоминает о чтении письма поэтом: «…зажало мне крепко жестко горло, таясь и прячась, я плакал, в глуби огромного нелепого кресла, на котором сидел в темнеющем простенке между окнами».

Такой пронзительно волнующий образ матери сложился у поэта только в конце жизненного пути. Мать в стихах Есенина – символ детства, родного дома, очага, родной земли, Родины. Она делается похожей на всех матерей Русской земли, терпеливо ожидающих возвращения своих сыновей и горюющих об их бедах и неудачах.

Слова в стихах поэта часто переплетаются со словами многих молитв, обращенных к Богородице:

«Богороде Дево, не презри меня, грешнаго, требующа Твоея помощи и твоего заступления, на тя бо упова душа моя, и помилуй мя…»

Есенин, посвящая стихи матери, творил молитву сына о Матери. И молитва его доходила до сердца, врывалась в память навсегда и становилась народной песней.

Анна Ахматова

С матерью у упрямой и своенравной девочки отношения были ровно-холодные и поэтому теплых слов, посвященных беззаботному детству, мы не находим. Однако тема материнства у А.Ахматовой прослеживается с раннего творчества. И через все стихи – образ Матери-мученицы, заступницы, Богоматери.

Доля матери- светлая пытка,

Я достойна её не была.

В белый рай растворилась калитка,

Магдалина сыночка взяла.

Каждый день мой – веселый, хороший,

Заблудилась я в длинной весне,

Только руки тоскуют по ноше,

Только плач его слышу во сне.

1914 год

Трагическая судьба Ахматовой повторила тысячи женских долей, выпавших на плечи матерей репрессированных. Боль всех матерей слилась в одну темную, всепоглощающую и вылилась в поэму «Реквием»

Перед этим горем гнутся горы,
Не течет великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними "каторжные норы"
И смертельная тоска.
Для кого-то веет ветер свежий,
Для кого-то нежится закат -
Мы не знаем, мы повсюду те же,
Слышим лишь ключей постылый скрежет
Да шаги тяжелые солдат.
Подымались как к обедне ранней.
По столице одичалой шли,

Там встречались, мертвых бездыханней,

Солнце ниже и Нева туманней,
А надежда все поет вдали.
Приговор… И сразу слезы хлынут,
Ото всех уже отделена,
Словно с болью жизнь из сердца вынут,
Словно грубо навзничь опрокинут,
Но идет... Шатается... Одна...
Где теперь невольные подруги
Двух моих осатанелых лет?.. <…>

Тихо льется тихий Дон,
Желтый месяц входит в дом.
Входит в шапке набекрень -
Видит желтый месяц тень.

Эта женщина больна,
Эта женщина одна,
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне. <…>

И опять звучит имя Богородицы, имя страдалицы, великой мученицы – имя Матери.

Распятие
"Не рыдай Мене, Мати,
во гробе зрящи".

1

Хор ангелов великий час восславил,
И небеса расплавились в огне.
Отцу сказал: "Почто Меня оставил?"
А Матери: "О, не рыдай Мене..."

2
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.

Марина Ивановна Цветаева

Поэзия Марины Цветаевой – это поток бурных воспоминаний о далеком беззаботном детстве, где мама – Мария Александровна Мейн – любила играть на рояле, прививая любовь к музыке и искусству своим дочерям.

Мы, как ты, приветствуем закаты,
Упиваясь близостью конца.
Все, чем в лучший вечер мы богаты,
Нам тобою вложено в сердца.

К детским снам клонясь неутомимо

(Без тебя лишь месяц в них глядел!),
Ты вела своих малюток мимо
Горькой жизни помыслов и дел.

С ранних лет нам близок, кто печален,
Скучен смех и чужд домашний кров...
Наш корабль не в добрый миг отчален
И плывет по воле всех ветров!

Все бледней лазурный остров - детство,
Мы одни на палубе стоим.
Видно, грусть оставила в наследство
Ты, о мама, девочкам своим!

1908 год

В цикле « В первых стихотворениях о маме» мы видим и чувствуем всю нежность и трогательность Цветаевой по отношению к близким людям, особенно к матери.

Впоследствии, после долгих лет скитаний, бед, непринятости, разлук, в её лирике мы видим обращение к богу, стихи-молитвы.


За Отрока - за Голубя - за Сына,
За царевича младого Алексия
Помолись, церковная Россия!
Очи ангельские вытри,

Вспомяни, как пал на плиты
Голубь углицкий - Димитрий.
Ласковая ты, Россия, матерь!
Ах, ужели у тебя не хватит
На него - любовной благодати? …

Страдания матери, которая отдает свое чадо людям, вечное терпение, любовь, ожидание, надежда – чувства, которые пронизывают стихи Марины Цветаевой, воспевающие нелегкую материнскую долю.

Современность и стихи о матери

Любовь к матери – одна из сокровеннейших тем не только русской , но и мировой поэзии.

Мама… это чистейший родник, из которого черпает силы каждый человек. Это наша надежда, наша опора, наша защита, наша любовь.

В стихотворениях о Великой Отечественной войне мы видим всепрощающее сердце матери, которые провожают своих сыновей на войну – на защиту Родины.

Первой пулей на войне любой

Поражают сердце материнское.

Кто б ни выиграл последний бой,

А страдает сердце материнское!..

(К.Кулиев)

И опять с новой силой звучат молитвы в стихах современников.

Ой, зачем ты, солнце красное,

Все уходишь – не прощаешься?

Ой, зачем с войны безрадостной,

Сын, не возвращаешься?

Из беды тебя я выручу,

Прилечу орлицей быстрою…

Отзовись, моя кровиночка!

Маленький, единственный…

Белый свет не мил.

Изболелась я.

Возвратись, моя надежда!

Зернышко моё,

Зорюшка моя,

Горюшко моё, -

Где же ты?

«Реквием» Р.Рождественский

Современная поэзия продолжает традиции классиков, воспевая образ матери – простой крестьянской женщины, матери-Родины, матери-солдатки, отдавшей своего сыны войне, матери – Богородице, несущей миру часть себя, своей души, свою жизнь – своего ребенка.

Чаще звучит тема разлук, встреч, прощаний…

Нас, как причалы, ждут края родные…

И, обожженный ветрами путей,

Ты, отчий дом вернувшись, как впервые,

Увидишь руки матери своей …

Что в них слилось все доброе, святое,

И свет окна, и спелой нивы дрожь,

Что им, бессонным, больше бы покоя,

А ты им все покоя не даешь!

И.Волобуева.

Метафорично и образно представлена мать в произведении, написанном белым стихом, немецкого поэта Збигнева Херберта «Мать»:

Упал он с ее колен как клубок шерсти.

Развивался поспешно и убегал вслепую.

Она держала начало жизни,

о бвив вокруг пальца,

Как тонкое кольцо. Уберечь хотела.

А он катился с крутизны и взбирался в гору.

И приходил к ней, запутавшийся, и молчал.

Вовек уж не вернется на сладкий

трон ее коленей.

Вытянутые руки светят во тьме

как старый город.

Мама – самый близкий и дорогой человек на земле. Рядом с ней, будь ли нам пять, двадцать или пятьдесят лет, мы всегда дети, и у нас есть, как сказал С.Есенин – «помощь и отрада» в лице наших матерей. Не сразу приходит понимание этого, но чем старше мы становимся, тем острее ощущаем трагизм неизбежной потери и свою вину за то, что не всегда достаточно благодарны, внимательны, нежны. Прошлого не вернешь, так надо беречь настоящее.

Список использованной литературы.

    Ахматова А.А. Стихотворения. Поэмы. Цветаева М.И. Стихотворения. Поэма. Драматургия. Эссе. – М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.

    Некрасов Н.Н. Стихотворения. Поэмы. Статьи. – М.: Олимп; Издательство АСТ, 1996.

    Поэзия Серебряного века в школе: Книга для учителя/ авт.-сост. Е.М.Болдырева, А.В. Леденев. – М.: Дрофа, 2001.

    Серебряный век. Поэзия. (Школа классики) – М.: АСТ, Олимп, 1996.

    А.А.Фет. . Ленинград, Советский писатель, 1959.