Меню
Бесплатно
Главная  /  Подоконники, откосы и отливы  /  Описание летней грозы в произведениях художественной литературы. Нужно краткое и красивое описание настоящей грозы

Описание летней грозы в произведениях художественной литературы. Нужно краткое и красивое описание настоящей грозы

Нужно краткое и красивое описание настоящей грозы. Поможете? и получил лучший ответ

Ответ от ГАЛИНА[гуру]
Стремительно и напористо из-за горизонта надвинулась темная туча и как-то разом заволокла небо. Накрепко заточила яркое солнце в свою темницу. Стало хмуро. На какой-то миг все притихло, но только на миг. Словно спохватившись, задул резкий холодный ветер и поднял на реке злые черные волны. Ослепительная молния вспорола небо. И сейчас же, резко и пугающе, как выстрел, прогремел гром. На Дон с неба обрушилась лавина дождя. Он хлестал по волнам толстыми плетями. А волны, огрызаясь, били навстречу тугим дождевым нитям. И в борт теплохода волны колотили шумно и угрожающе.
Молнии вспыхивали почти непрерывно одна за другой. Не утихая, гремела в тучах гулкая небесная канонада. И от этого блистания и грохотания трепетно сжималось сердце… Гроза бушевала долго, по меньшей мере минут тридцать. И оборвалась она так же разом, как и началась. Тучи разбежались и исчезли за горизонтом. Еще ярче засияло солнце, переливаясь мириадами радуг в каплях, повисших на листьях деревьев. Постепенно успокаиваясь, как после отбитой атаки, угомонился и рассвирепевший было Дон.
Колесников Г. Гроза // Тайны степного леса /

Ответ от Roller. [гуру]
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые!
Вот дождик брызнул, пыль летит.. .
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.. .
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный -
Все вторит весело громам.. .
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила!


Ответ от Катюшка-милашка! [новичек]
Гроза словно камень, упавший с небес. А дальше не знаю.. . Продолжите в коментах.


Ответ от Алёна Мовчан [гуру]
Мне очень нравится описание грозы М. Ю. Лермонтова.
Гроза
Ревет гроза, дымятся тучи
Над темной бездною морской,
И хлещут пеною кипучей,
Толпяся, волны меж собой.
Вкруг скал огнистой лентой вьется
Печальной молнии змея,
Стихий тревожный рой мятется -
И здесь стою недвижим я.
Стою - ужель тому ужасно
Стремленье всех надземных сил,
Кто в жизни чувствовал напрасно
И жизнию обманут был?
Вокруг кого, сей яд сердечный,
Вились сужденья клеветы,
Как вкруг скалы остроконечной,
Губитель-пламень, вьешься ты?
О нет! - летай, огонь воздушный,
Свистите, ветры, над главой;
Я здесь, холодный, равнодушный,
И трепет не знаком со мной.
Под Ваше требование подходит первая часть данного стихотворения: краткое и красивое описание грозы. Надеюсь, я смогла Вам помочь.


Ответ от Ђатьяна [гуру]
Моё любимое:
Косым, стремительным углом
И ветром, режущим глаза,
Переломившейся ветлой
На землю падала гроза.
И, громом возвестив весну,
Она звенела по траве,
С размаху вышибая дверь
В стремительность и крутизну.
И вниз. К обрыву. Под уклон.
К воде. К беседке из надежд,
Где столько вымокло одежд,
Надежд и песен утекло.
Далёко, может быть, в края,
Где девушка живёт моя.
Но, сосен мирные ряды
Высокой силой раскачав,
Вдруг задохнулась и в кусты
Упала выводком галчат.
И люди вышли из квартир,
Устало высохла трава.
И снова тишь. И снова мир.
Как равнодушье, как овал.
Я с детства не любил овал!
Я с детства угол рисовал!

Задание №8 . Укажите особенности художественного стиля в следующих текстах.

а) Роняет листья тополиный сквер. Одни деревья стоят совершенно голые, другие ещё держат на плечах красоту. А там, вдали за городом, где облачное небо смыкается с землёю, еле различимы сады, перелески, и можно лишь силой воображения видеть, как срывается и падает листва, укрывая багряно- золотым ковром поляны, тронутые первыми морозами мглистых зорь.

И манит ветер в поля, в зеленя, на простор осени, пронизанной для меня строгими строчками Ивана Бунина, пленительно причудливыми признаниями Фёдора Тютчева, вихревыми и страстными кликами Александра Блока, болью, тоской и нежностью Сергея Есенина, тревожными печалями Николая Рубцова: «Россия, Русь! Храни себя, храни!»

б) «В трактире Евдокимова уже собрались было гасить лампы, когда начался скандал. Скандал начался так. Сперва в зале все выглядело благообразно, и даже трактирный половой Потап сказал хозяину, что, мол, ныне бог миловал – ни единой битой бутылки, как вдруг в глубине, в полутьме, в самой сердцевине загудело, будто пчелиный рой.

    Батюшки светы, - лениво изумился хозяин, - вот, Потапка, сглаз твой, черт! Ну надо ж было каркать черт!»

в) «В истории же Милы далее все покатилось по нарастающей, муж Милы в новой двухкомнатной квартире теперь уже не защищал Милу от матери, мать жила отдельно, а телефона не было ни там, ни здесь – муж Милы стал сам себе и Яго и Отелло и с насмешкой из-за угла наблюдал за тем, как к Миле пристают на улице мужики его типа, строители, старатели, поэты, незнающие, как тяжела эта ноша, как неподъемна жизнь, если биться в одиночку, поскольку красота в жизни не помощница, так примерно можно было бы перевести те матерные, отчаянные монологи, которые бывший агроном, а ныне научный сотрудник, муж Милы, выкрикивал и на ночных улицах, и у себя в квартире, и напившись, так что Мила скрывалась с малолетней дочерью где-то, нашла себе приют, и несчастный муж бил мебель и швырял железные кастрюли».

Задание №9. Сопоставьте два художественных описания грозы. Определите, какими языковыми средствами реализуются в этих текстах такие качества художественной речи, как эмоциональность и экспрессивность.

а) Летняя гроза .

Синие чистые дали

Между зеленых ветвей

Бело-молочными стали…

Ветер играет смелей.

Говор негромкого грома

Глухо грохочет вдали …

Все еще веет истома

От неостывшей земли.

Птицы кричали и смолкли:

В небо выходит не полк ли

Сумрачных страшных теней.

Вновь громовые угрозы,

Молнии резкий зигзаг,

Неба тяжелые слезы

Клонят испуганный мак.

Ливень, и буря, и где-то

Солнца мелькнувшего луч…

Русское, бурное лето,

Месяцы зноя и туч!

(В. Брюсов)

б) Солнце все выше и выше. Быстро сохнет трава. Вот уже жарко стало. Проходит час, другой. Небо стало темнеть по краям, колючим зноем пышет неподвижный воздух.

Но что это? Ветер внезапно налетел и промчался; воздух дрогнул кругом: уж не гром ли?

Вы выходите из оврага. Что за свинцовая полоса на небосклоне? Зной ли густеет? Туча ли надвигается? Но вот слабо сверкнула молния. Э, да это гроза! Кругом еще ярко светит солнце. Но туча растет: передний край ее вытягивается рукавом, наклоняется сводом. Трава, кусты, все вокруг потемнело. Каков дождик! Каковы молнии! Но вот солнце опять заиграло. Гроза прошла. Боже мой, как весело сверкает все кругом, как воздух свеж, как пахнет земляникой и грибами.

И.С.Тургенев.

Приложение.

Тема: «Изобразительно-выразительные средства. Тропы».

Тропы – это слова, используемые писателем в переносном значении (от греч. «тропос» - образ, поворот, оборот). Тропы нужны художнику слова для наглядности изображения тех или иных предметов, явлений.

Эпитет (от греч. «эпитетон» - приложение) – слово, которое художественно определяет предмет или действие, например:Статные осины высоко лепечут над вами.

Для народного поэтического творчества характерны постоянные эпитеты. Например,добрый конь, травазелёная , солнцекрасное .

Сравнение – это сопоставление одного предмета с другим, придающее описанию особую наглядность, например:

Нахмуренное, с прозеленью, небо,

Во мгле, как декорации, дома,

Асфальт и воздух пахнут мокрым снегом,

И веет мокрым холодом зима.

Н. Рубцов.

Метафора – перенос названия предмета (действия, качества) на основании сходства, например: В саду горит костёр рябины красной, но никого не может он согреть. (С.Есенин).

Метонимия – перенос названия одного предмета на другой на основании их смежности, например:Все флаги будут в гости к нам, и запируем на просторе. (А.С.Пушкин).

К метонимии близка синекдоха, которая состоит в замене множественного числа единственным, в употреблении названия части вместо целого, частного вместо общего, и наоборот, например: На восток, сквозь быт и копоть, Из одной тюрьмы глухой По домам идётЕвропа , Пух перин над ней пургой. Ина русского солдата Брат-француз, британец-брат, Брат-поляк и все подряд С дружбой будто виноватой, но сердечною глядят (А.Твардовский).

Олицетворение – наделение неживых предметов человеческими чувствами, мыслями, поступками, речью, например: Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами (А. Фет).

Гипербола – образное выражение, преувеличивающее размеры, силу, красоту описываемого, например: Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива (В. Маяковский).

Перифраза (от греч. «пери» - вокруг, «фразо» - говорю) – это описательное выражение, употреблённое вместо того или иного слова, например: город на Неве, Страна восходящего солнца, Страна голубых озёр, зелёный друг, наши меньшие братья и т.д.

Задание №1. Укажите различные тропы (метафоры, метонимии, синекдохи, эпитеты, сравнения, олицетворения, гиперболы, перифразы). Какова их функция в речи?

1. Ненастный день потух; ненастной ночи мгла по небу стелется одеждою свинцовой (П.). 2. Осыпал лес свои вершины, сад обнажил своё чело, дохнул сентябрь, и георгины дыханьем ночи обожгло (Фет.).3. Туч вечерних червонный ковёр самоцветными нёсся шелками (Луг.). 4. И сбежались с уральской кручи горностаевым мехом тучи (Н.А.). 5. Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат. Всего, друзья, солдат простой без званий и наград (Орл.). 6. И руки обессилено повисли. Сломала зубы молодость, и вот рассудочность сомнительные мысли пластмассовою челюстью жуёт (Евт.). 7. Только разве кончики волос помнят, как ты гладил их когда-то (Евт.). 8. Целый день осыпаются с клёнов силуэты багряных сердец (Заб.). 9. Ягнёночек кудрявый – месяц гуляет в молодой траве (Ес.). 10. Зимы последние кусочки чуть всхлипывают под ногой, и так смущённо дышат кочки незащищенностью нагой (Евт.).

Задание №2. Укажите источники речевой экспрессии в заголовках журнальных и газетных статей; разграничьте тропы и фразеологизмы. Определите характер тропов.

«Свидание с Юпитером», «Поговорим о странностях Марса», «Эта вечно юная древняя флора», «Поющая глина», «Человек сегодня, завтра, послезавтра», «Сторожевая служба бактерий», «Цыплячья слепота», «Ультразвук защищает морские суда», «Осы обмениваются информацией», «С шуткой наперевес», «Много шума… и ничего», «Корова на колёсах», «Рождение жемчужного чуда», «И вновь, и вновь вселенная на кончике пера», «Долгий ящик», «Шаги истории», «Слово не воробей», «Бумага не всё терпит», «Белые слёзы черёмух», «Незаповедный лес», «Серебро»Владимира Ковалёва», «Как родился луноход», «Перо в рабочей руке», «Хорошие приметы заразительны», «Две стороны пластинки», «Немузыкальный номер», «Российские учёные выброшены на обочину реформ», «Обещанного Врубеля три года ждут», «Эмиссия: опиум для народа», «Белые мухи долетели до Москвы».

Задание №3. Укажите стилистические недочёты и речевые ошибки. Исправьте ошибки.

1. Отдалённые северные места, где льдины гложут валунные берега и только в узкие проёмы летних месяцев отступает холодная Арктика, пропуская корабли по свинцовой дорожке ледяной воды, тоже наша земля.2. Пирин неповторим красотой: его вершины точно мраморные рёбра. 3. Специалисты-вулканологи не трусят, а держат руку на пульсе стихии. 4. Ярым врагом природы является нарушитель охотничьих законов, он же – непримиримый враг и настоящих охотников, которых, к величайшему счастью человечества, преобладающее большинство. 5. Исключить потери картофеля – такая мысль должна неустанно пульсировать в сердце каждого селянина.

Задание №4. В отрывках из очерков укажите стилистические недочёты, речевые ошибки. Отредактируйте предложения.

1. Павел не раз прокручивал в памяти минувшие события и убеждал себя, что любовь в нём давно уже засохла. 2. Апрельское солнце потоками вливается в кабинет через окно. 3. События льются друг за другом таким потоком, в который, по выражению Геродота, нельзя вступить дважды. 4. Год трудов и надежд, вот он понёсся навстречу современнику, стуча колёсами на стыках дней. 5. Благодатен это край лишь одним: здесь много солнца. 6. Глянул на берёзу – и остановился в изумлении: берёза просторная, рослая. 7. Сосна бывает туманно-синей, как грозовая туча, а бывает и золотой, когда её корона наполнена солнцем. 8. Охрана природы – она как первая любовь: неотвратима и нужна. 9. Мне и теперь ещё снятся светлых глаз твоих синие лужицы.

Задание №5. Укажите стилистические недочёты и речевые ошибки в спортивном репортаже. Отредактируйте текст для газеты.

Встречи лидеров всегда украшают спорт, и знатоки и любители их ждут, как лакомое блюдо. Во второй день чемпионата страны по борьбе дзюдо таким магнитом служили ожидавшиеся поединки двукратного чемпиона страны в среднем весе москвича А.Цупаченко и чемпиона прошлогодней спартакиады А.Волосова из Элекростали, а также главных конкурентов в борьбе за золотую медаль в полусреднем весе – чемпиона мира В.Невзорова «Майкоп» и киевлянина В.Двойникова. Одолевая на её ступеньках одного борца за другим, они неуклонно двигались к своей встрече в финале. Чемпион мира в полуфинале довольно легко справился и с двадцатилетним И.Красновым, в чьей коллекции пока медали молодёжных турниров. Не задерживался подолгу на жёстком ковре и соперник чемпиона.

Силы финалистов были настолько равны, что они так и не позволили друг другу провести ни одного приёма в решающей схватке. Большинством в один голос судьи присудили победу В.Невзорову.

Можно поздравить с бронзой электростальца И.Краснова из Института стали и сплавов. Хоть и с трудом, но он выиграл решающую схватку у уставшего после серии утешительных встреч мастера спорта международного класса А.Спиридонова из Майкопа.

Когда я поздравил с такой же наградой А.Волосова, он понимающе глянул мне в глаза, - это, мол, только дань вежливости. Жребий свёл его с главным конкурентом уже в дневной части турнира. Схватка А.Волосова с А.Цупаченко была досрочным финалом, настолько оба борца превосходили в мастерстве остальных. Одного соперника электросталец чисто уложил броском, у другого выиграл на третьей минуте болевым приёмом. Так же разнообразно действовал и москвич.

Когда закончились шесть минут их досрочного финала, на табло значились нули – претенденты отразили все атаки друг друга. Голос арбитра решил в пользу москвича… Но за путёвку в Монреаль соперники поборются…


Поднимается сильный ветер. Тяжелые темные тучи надвигаются с востока. Уже слышен гром. На горизонте сверкают молнии и бьют, кажется, прямо в землю. Гроза наступает. Летом грозы особенно сильные и непредсказуемые. Вот уже ветер усилился. Гнутся деревья. Тучи закрывают солнце, на улице темнеет. Раскат грома, сверкают молнии, еще раскат грома, и полил дождь. Молнии начали сверкать еще больше со всех сторон.

Бах! Молния угодила в старый высоченный дуб. Он затрещал, но смог устоять. Не одно столетие приходится ему переживать такие грозы. Совсем молоденькие березки гнутся до самой земли. Ветер показывает свою власть над ними. Страшные черные тучи нависли над землей.

Что они принесут с собою? Снова раскат грома и начался град. С неба начали падать крупные льдины. Под таким градом невозможно устоять.

Всего пару минут и град закончился, ветер утих, видимо, понял, что он здесь бессилен. Тучи рассеялись, будто нагулявшись, решили отдохнуть. Но они обязательно еще сюда вернутся.

Выглянуло солнышко, а на горизонте засветилась радуга. Она сообщила о том, что буря прошла, и теперь можно вдоволь набегаться по теплым лужам и по мокрой траве. Как легко и хорошо дышится после грозы! Умывшись, земля стала светлее и чище.

Обновлено: 2012-05-31

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Слайд 2

Словесное выражение образа грозы в произведениях поэтов XX века

  • Слайд 3

    Объект исследования:

    стихи о грозе поэтов второй половины XX века

    Слайд 4

    Предмет исследования:

    словесное выражение образа грозы в стихотворениях

    Слайд 5

    Цель исследования:

    выяснить, какими средствами художественной выразительности создается образ грозы поэтами XX века, что у них общее, что является особенностями индивидуального стиля каждого поэта

    Слайд 6

    ГРОZА

  • Слайд 7

    Материал для исследования:

    СТИХИ: «Гроза» Павла Когана, Василия Федорова, Николая Заболоцкого; «Гроза идет» Николая Заболоцкого, «Гроза в Новочеркасске» Анатолия Софронова, «Грянул гром нежданно, наобум…» С.Я.Маршака, «Перед дождем» А Твардовского.

    Слайд 8

    Фонетический уровень

    У Александра Твардовского: Добрый гром далеко где-то Прокатился краем неба…

    Слайд 9

    У Василия Федорова:

    Остерегись, когда гроза! Огни и громы Так неистовы…

    Слайд 10

    У Павла Когана:

    Косым, стремительным углом И ветром, режущим глаза … На землю падала гроза.

    Слайд 11

    У С.Я. Маршака:

    Грянул гром нежданно, наобум – Яростный удар и гул протяжный. А потом пронесся легкий шум, Торопливый, радостный и влажный. Дождь шумел негромко, нараспев, Поливая двори крышу дома, Шепотом смиряя буйный гнев С высоты сорвавшегося грома.

    Слайд 12

    СЛОВАРИК ТРОПОВ

  • Слайд 13

    Эпитеты

    Истомленная земля, долгожданный дождь, каляная листва («каляный - разг.- об одежде, ткани; ставший жестким, несгибаемым от холода, влаги» - Толковый словарь Ожегова), грозным подпором, добрый гром, полным летом, темная туча, земля похолоделая, дорога опустелая - А.Твардовский

    Слайд 14

    Сумрак восторга,краткая ночь вдохновенья, человеческий шорох травы, вещий холод, медлительное появленье, темная вода, светлоокая дева, над просторами круга земного, в дивном блеске своей наготы, белое облако, сияющий дождь, счастливые цветы; нахмуренная туча, огромна и тягуча (туча), сломанные молнии, каменный гром, робкие шаги, мертвая корона (о кедре), темный небосклон, живое сердце древесины, почерневшие иглы, дерево печали, лютый голод. - Н Заболоцкий

    Слайд 15

    Косым, стремительным углом (о молнии); ветер, режущий глаза; Яростный удар, протяжный гул, легкий, торопливый, радостный шум; буйный гнев, с высоты сорвавшийся гром; грянул нежданно, наобум; шумел негромко, нараспев; шепотом смиряя - С.Я.Маршак

    Слайд 16

    Метафоры, олицетворение:

    Громы неистовы; небесная коса (молния) – В.Федоров. Содрогаясь от мук, пробежала … зарница; молния мысли; стекает…замирая в восторге, вода; травы падают в обморок; счастливые цветы; нахмуренная туча; (туча) движется …с фонарем в приподнятой руке; (у клена): живое сердце древесины, рана от огня – Н.Заболоцкий

    Карманова Валерия

    Введение.

    На уроках физики и литературы я сталкиваюсь с понятием «гроза». С одной стороны, я изучаю данное понятие как физическое явление, с другой стороны как фоновый пейзаж, на котором развёртывается сюжет произведения. Мне стало интересно, используют ли писатели физические знания о грозе при её изображении в художественном произведении.

    Цель исследования:

    Определить, в каких произведениях и с какой целью встречается описание грозы, узнать подробнее об этом явлении в физике и выяснить, используют ли писатели знания по физике при изображении данного природного явления. Кроме того, выяснить, что ощущают литературные герои во время грозы.

    Задачи:

    · познакомиться с информацией о грозе;

    · изучить произведения, содержащие описание грозы;

    · сопоставить изображение данного явления в физике и художественной литературе.

    Методы исследования:

    · анализ художественной литературы.

    · работа с интернетом.

    · изучение научной литературы

    · систематизация и обобщение.

    · сравнительный анализ.

    · наблюдение

    · социологический опрос.

    Перед началом работы я провела социологический опрос среди моих одноклассников и людей старше 60 лет. Был предложен один вопрос: как вы относитесь к грозе? После обработки данных получилось:

    Равнодушно - 29%,

    Страшно – 56%

    красивое зрелище – 15%

    Актуальность исследования

    Состоит в том, что в последнее время в природе наблюдаются сильные грозы, сопровождающиеся шквалистым ветром, несущим разрушения и гибель людей, поэтому гроза страшна. Пожилые люди (51 % из 56%) , считают, раньше таких страшных гроз не было.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Валерия Карманова , 7 кл.

    МКОУ СОШ № 2 с УИОП г. Котельнича

    Руководители С.В.Шубёнкина, Т.Б.Патрушева

    Гроза в художественной литературе и физике

    На уроках физики и литературы мы сталкиваюсь с понятием «гроза». С одной стороны, мы изучаем данное понятие как физическое явление, с другой стороны как фоновый пейзаж, на котором развёртывается сюжет произведения. Актуальность исследования состоит в том, что в последнее время в природе наблюдаются сильные грозы, сопровождающиеся шквалистым ветром, несущим разрушения и гибель людей, поэтому гроза страшна. Пожилые люди (51 % из 56%) , считают, раньше таких страшных гроз не было.

    Грозовые облака, яркие вспышки молнии, громкие раскаты грома – все эти атмосферные явления знакомы каждому человеку. Однако мало кто задумывался над вопросом о происхождении этих громких раскатов. Из школьных уроков физики известно, что облака накапливают электрический заряд. Постепенно облако растет, поднимаясь к высоким слоям атмосферы с отрицательной температурой, так начинается образование тяжелых кристалликов льда. Облако темнеет, окрашиваясь в «свинцовый» оттенок. Капли воды и кристаллы льда электризуются внутри облака при столкновении с частицами воздуха. В итоге, падая, капли воды и льдинки переносят отрицательный заряд на нижнюю часть тучи. Происходит притяжение отрицательно заряженной – нижней части тучи и положительно заряженной – верхней части тучи. Возникает огромное напряжение в десятки и сотни миллионов Вольт. Появляется молния – огромная искра протяженностью в несколько километров между землей и грозовым облаком. Эта вспышка нагревает воздух, вследствие чего он «взрывается». Этот взрыв и называется громом. Но это не просто одиночный взрыв, он гремит раскатами, отзываясь эхом. Объясняется это явление просто – скорость света намного выше скорости звука, поэтому молния видна сразу, а гром как бы догоняет и доходит до ушей не сразу, поэтому он звучит раскатами.

    Гроза в художественном произведении является частью пейзажа, на фоне которого разворачивается сюжет, а пейзаж является средством характеристики героев произведения. Обратимся к автобиографической повести Л.Н. Толстого «Детство», к главе, которая так и называется «Гроза». Сравним, как изображается гроза в художественном произведении с физическим объяснением данного явления. В научной литературе понятие грозы как природного явления даётся с помощью физических терминов, а в художественной литературе гроза описывается с использованием изобразительно-выразительных средств: гиперболы : «кажется, весь свод небес рушится над нами», «дождь лил как из ведра»; эпитеты : «мрачный характер», «величественный гул», «зловещие, черные тени» олицетворения : «большая темно-лиловая туча быстро подвигалась к нам.» сравнения : «Стрижи и белогрудые ласточки, как будто с намерением остановить нас, реют вокруг брички» метафоры : «гул, который, как будто поднимаясь все выше и выше, шире и шире, по огромной спиральной линии, постепенно усиливается и переходит в оглушительный треск».

    Иногда искрящиеся вспышки молний и громкие звуки грома могут напугать. Давайте проследим, что чувствует во время грозы главный герой повести Николенька Иртеньев: « Я не знал, куда деваться... Всё это усиливало моё нетерпение скорей приехать на постоялый двор.» «Гроза наводила на меня невыразимо тяжёлое чувство тоски и страха». «Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах». «… треск, заставляющий трепетать и сдерживать дыхание. Гнев Божий!» «Мальчик боится пошевелиться и с минуты на минуту ожидает своей погибели. Он безнадёжно следит за происходящим».

    А кто-то может бесконечно любоваться переливающимся небом, воочию наблюдая за борьбой стихий.

    Люблю грозу в начале мая,

    Когда весенний, первый гром,

    Как бы резвяся и играя,

    Грохочет в небе голубом.

    Гремят раскаты молодые,

    Вот дождик брызнул, пыль летит,

    Повисли перлы дождевые,

    И солнце нити золотит.

    С горы бежит поток проворный,

    В лесу не молкнет птичий гам,

    И гам лесной, и шум нагорный-

    Все вторит весело громам.

    Ф.И. Тютчев

    Автор не показывает начало и последовательное продолжение грозы. Но уже в первой строфе он выражает чувство любви к весенней майской грозе. Описывая это природное явление, он использует яркое сравнение: гром «…как бы резвяся и играя грохочет в небе голубом. Чтобы мы слышали весенний гром, Тютчев использует приём звукописи. Употребление звука «р» в каждой строфе передаёт ощущение раскатов грома. Любование дождём передано использованием метафор: капли – «перлы дождевые», струи дождя – «нити золотые». Использование слова возвышенной лексики «перлы» вместо «жемчужины» придаёт метафоре особую поэтическую окраску. В третьей строфе также рисуется не страшная, не пугающая, не тревожащая душу, а радующая человека гроза. При этом Тютчев подчёркивает всеобщую радость, гармонию всех сил природы, в едином настроении: «всё вторит весело громам».

    Грозы бывают летние, весенние. В художественной литературе мы прослеживаем изображение обоих видов гроз. По происхождению грозы делятся на внутримассовые и фронтальные. Внутримассовые грозы наблюдаются двух типов: в холодных воздушных массах, перемещающихся на тёплую земную поверхность, над прогретой сушей летом (их ещё называют местные или тепловые).

    В отрывке из повести Толстого «Детство» изображена местная (тепловая) гроза. Такие грозы возникают летом в полуденное или послеполуденное время. Прогревание воздуха от земной поверхности приводит к развитию в нём восходящих токов местной конвекции и к образованию мощных кучево-дождевых облаков. В больших по размеру грозовых облаках постоянно витают кристаллики льда и капельки воды. В результате их дробления и трения между собой образуются положительные и отрицательные заряды, возникает сильное электростатическое поле (около 100000 в/м) Разница потенциалов между отдельными частями облака и землёй достигает огромных величин и приводит к искровому разряду молнии.

    Данное исследование позволило, во-первых, с научной точки выяснить, что такое гроза, причины возникновения грозы, во-вторых, анализируя произведения писателей 19 века, оказывается, что и двести лет назад случались сильные грозы, и люди так же их боялись. Каждому человеку важно знать простые правила поведения, чтобы избежать трагедий во время этого природного явления.

    Библиография.

    1. Г.П.Лазаренко. Тютчев в школе. Дрофа. М.2007
    2. Л.И.Толстой. Отрочество. Юность. Дрофа. М.2007
    3. Русская литература XIX века. Дрофа, М.2007
    4. http://lib.rus.ec/b/271986/read
    5. http://festival.1september.ru/articles/559919/