Меню
Бесплатно
Главная  /  Мебель  /  Основные отрасли психологических знаний. Структура современной пси­хологии

Основные отрасли психологических знаний. Структура современной пси­хологии

В настоящее время психология представляет собой сложную и разветвленную систему направлений научных исследований, структуру которой составляет множество относительно самостоятельно развивающихся отраслей. Расширение и обогащение структуры психологии определено влиянием двух факторов:

  • Во-первых, усложняется социальная жизнь и деятельность современного человека, следовательно, перед психологией ставятся новые задачи и вопросы, ответы на которые требуют тщательного изучения новых психологических реалий;
  • Во-вторых, развитие самой науки, ее методов исследований позволяют постоянно расширять горизонты психологии- сегодня насчитывают до ста отраслей психологии, которые находятся на разных стадиях своего развития и становления в качестве самостоятельных научных дисциплин.

Особое положение среди всех направлений занимает общая психология, объединяющая различные отрасли в целостное научное знание. Изучая сущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики, она представляет собой методологическую и теоретическую основу всех психологических дисциплин. Важное место в структуре психологических знаний занимает история психологии, в центре внимания которой находятся процессы развития представлений о природе и сущности психики от древнейших времен до наших дней.

Отрасли психологии принято квалифицировать по разным критериям.

1. Отрасли психологии, изучающие психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности :

· психология труда исследует психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда;

· медицинская психология изучает психологические аспекты здоровья и болезни, психологические основы деятельности медицинского персонала;

· педагогическая психология рассматривает психологические закономерности процессов обучения и воспитания;

· юридическая психология подразделяется на судебную психологию, исследующую психические особенности поведения участников уголовного процесса, криминальную психологию, занимающуюся проблемами поведения и формирования личности преступника, мотивами преступления, а также пенитенциарную психологию, изучающую психологию заключенного в исправительных учреждениях;

· инженерная психология анализирует процессы информационного взаимодействия человека и технических устройств, решение проблем инженерно-психологического проектирования в системе «человек - машина»;

· спортивная психология рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки;

· отрасли, которые занимаются психологическими аспектами рекламы, бизнеса, управления, творчества и многих других видов деятельности человека.

2. Отрасли психологии, изучающие различные аспекты психического развития:

· возрастная психология прослеживает развитие психики в онтогенезе - ее разделами являются детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека, геронтопсихология;

· сравнительная психология изучает закономерности, происхождение и развитие психики животных и человека;

· психология аномального развития , или специальная психология, исследует нарушения психического развития ребенка.

3. Отрасли психологии, изучающие отношения личности и общества :

· социальная психология исследует психические явления в процессе взаимоотношения людей друг с другом;

· этнопсихология акцентирует внимание на этнических особенностях психики людей, этнических стереотипах и т.д.

Даже упоминание небольшой части развивающихся в настоящее время отраслей психологии позволяет судить о том, насколько многогранна эта наука. Вместе с тем психология представляет собой единую научную дисциплину, основанную на едином предмете исследования и едином методе и включенную в общенаучный контекст.

6.Связь психо­логии с другими науками .

Вопросы психологии долгое время рассматривались в рамках философии . Только в середине XIX века психология стала самостоятельной наукой. Но отделившись от философии, она продолжает сохранять тесную связь с ней. В настоящее время существуют научные проблемы, которые изучаются как психологией, так и философией. К числу таких проблем относятся понятия личностного смысла, цели жизни, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности и другое. Психология использует экспериментальные методы для проверки гипотез. Однако есть вопросы, которые невозможно решить экспериментальным путём. В таких случаях психологи могут обращаться к философии. К числу философско-психологических проблем относятся проблемы сущности и происхождения человеческого сознания, природы высших форм человеческого мышления, влияние общества на личность и личность на общество.

Хотя долгое время философия разделялась на материалистическую и идеалистическую, сейчас наметилось сближение этих течений философии, и можно говорить об одинаковой значимости для психологии обоих направлений. Материалистическая философия является основной при рассмотрении проблем деятельности и происхождения высших психических функций.

Психология тесно связана с общественными науками . Она имеет много общего с социологией. Социология заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих взаимоотношений. Психология широко использует такие методы сбора научной информации как опрос и анкетирование, которые традиционно считаются социологическими. Существуют различные концепции, которые психология и социология перенимают друг у друга. Множество проблем, такие как национальная психология, психология политики, проблемы социализации и социальных установок психологи и социологи решают совместно .

Важны для психологии также такие общественные науки как педагогика и история. Примером синтеза истории и психологии является теория культурно-исторического развития высших психических форм Л. С. Выготского. Использование в психологии исторического метода заключается в изучении фило- и онтогенетического развития психических явлений от элементарных к сложным формам. В основе сближения истории и психологии лежит концепция о том, что современный человек является продуктом развития человечества.

Психология и биология. Биология - это наука о живой природе, а человек - ее часть, поэтому естественно, что между психологией и биологией должны были возникнуть взаимно полезные связи и отношения. Знаменитый биолог Ч. Дарвин в свое время разработал эволюционную теорию, которая перекинула мост через пропасть, разделявшую человека и животных. Тем самым он как биолог сделал возможным превращение психологии из философской науки о душе в опытную науку, близкую естественным.

Для естественно-научно ориентированного психолога, начиная с XIX в., стало необходимым изучать биологию и физиологию человека для более глубокого понимания происхождения, развития и функционирования психики человека.

Красноречивым признанием важности соответствующих знаний для психолога является существование психофизиологии и нейропсихологии как наук, пограничных между психологией, анатомией и физиологией мозга.

Наконец, психологию и биологию объединяет еще одна область взаимных интересов. Это зоопсихология, т.е. наука о психологии животных. Исследования в данной области кроме психологии ориентированы также на этологию - науку о поведении животных.

Психология и медицина . Хотя формально психология как наука о душе дошла до нашего времени в виде письменных философских источников, фактически психологические знания первоначально зародились и развивались в рамках древней медицины. В Европу они пришли из Восточных стран (Древний Китай, Древняя Индия, страны Междуречья) именно как часть медицинских знаний.

Психология тесно связана с медицинскими и биологическими науками. Использование в психологии достижений этих наук основано на том, что большинство психических явлений и психических процессов физиологически обусловлены. Известны факты взаимного влияния психического и соматического друг на друга. Психическое состояние оказывает влияние на физиологическое. Особенности психики могут способствовать развитию определённых заболеваний. Обратная связь состоит в том, что хронические заболевания влияют на психическое состояние.

В современном мире медицинапродолжает играть весьма существенную рольвразработке психологических знаний, в развитии и поддержке психологической науки. Это в первую очередь касается таких областей медицины, как неврология, психотерапия и психиатрия.

Неврологи, изучая нервную систему человека, фиксируют и анализируют психологические реакции человека, связанные с активностью нервной системы и отдельных ее частей. Тем самым они способствуют развитию психофизиологии и нейропсихологии, обогащая научные знания о связях психических процессов с работой ЦНС.

Психотерапевты , ставя диагноз и занимаясь лечением неврозов и душевных заболеваний, замечают и описывают психологические особенности, состояния больных, используют эти данные, как при постановке диагноза, так и в оценке успешности лечения соответствующих заболеваний.

Современная психотерапия вообще представляет собой область исследований и практику, которые относятся и к медицине, и к психологии. Поэтому психологи, обсуждая методы практической психологии, часто называют их психотерапевтическими, а в трудах медиков, посвященных психотерапии, можно встретить немалое число ссылок на психологическую науку и на методы, разработанные профессиональными психологами.

Между современной психологией и медициной сложились плодотворные связи и самое тесное сотрудничество.

Психология активно взаимодействует с большим числом наук и отраслей научного знания. Это взаимодействие проявляется, прежде всего, в создании отраслей психологии, являющихся смежными, прикладными отраслями научного знания, исследующими закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии. Например, связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией выражается в существовании таких отраслей, как патопсихология, клиническая психология, психосоматика, психология аномального развития; связь с нейробиологией, анатомией и физиологией центральной нервной системы обнаруживается реализуется через нейропсихологию,психофизиологию; связь с генетикой выражается в создании психогенетики; с дефектологией - в существовании специальной психологии; лингвистика, взаимодействуя с психологией, рождает психолингвистику; с юриспруденцией связь отчётливо проявляется в таких отраслях психологии, как судебная психология,психология жертвы, криминальная психология, психология расследования преступлений.

Существует, кроме того, немало наук, возникших и разрабатываемых на стыке психологии и медицины. Это клиническая психология , патопсихология, ряд отраслей специальной психологии, психофармакология и др. Клинические психологи вместе с врачами работают в современных медицинских учреждениях, помогая им в постановке диагноза, лечении заболеваний и реабилитации больных.

Психология и точные науки. Математика по праву считается самой точной из всех наук, а физика является образцом не только точной, но и экспериментальной науки. По образу и подобию физического эксперимента строились и проводились экспериментальные исследования во всех других науках, которые в свое время становились на путь экспериментирования.

Это касается и психологии. Когда в начале второй половины XIX в. она превратилась в экспериментальную науку и всерьез стала претендовать на точность своих знаний, понятий и законов, на признание среди других развитых наук, образцом для организации и проведения научных исследований для нее также явился физический эксперимент. Но даже гениальный физик А. Эйнштейн, в свое время лично беседуя со знаменитым психологом Ж. Пиаже, вполне искренне признал, что психология сложнее физики.

Интерес физиков к психологии возник намного раньше, чем интерес психологов к физике. В Лейпцигском университете произошло одно важное для сотрудничества физиков и психологов событие. В университете открылась первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория, которая оказалась оснащенной многими физическими приборами. Физика стала наукой, полезной для психологов, а в ряде отраслей психологии появилось немало терминов, напрямую заимствованных из физики. Это «стимул», «энергия», «поле», «пространство », а также физические единицы измерения световых и звуковых воли.

Процедуры точной количественной оценки и математического представления зависимостей, существующих между психологическими явлениями, становятся обязательными для научной экспериментальной психологии. Несколько позже появляется пограничная область научных исследований - математическая психология. Как отдельная психологическая наука математическая психология существует до сих пор , и в ней ставятся и решаются как психологические вопросы, связанные с разработкой и функционированием математического знания, так и вопросы, касающиеся применения математики в разных областях современной психологии.

Психология и история . Без знания истории человеческого общества трудно понять и психологию современного человека. Этим, в частности, определяется возникший примерно 150 лет назад интерес психологов к истории как науке (имеется в виду становление, начиная с середины XIX в., культурно-исторической психологии).

В свою очередь историки, размышляя над причинами и ходом исторических событий, пришли к выводу о том, что эти события в немалой степени зависят от психологии людей,живших в соответствующую историческую эпоху, а также от индивидуальных особенностей исторических личностей, которые повлияли на ход исторических событий. Поэтому и у историков в конце XIX в. возник интерес к психологическим знаниям.

Психология и педагогика . Психология и педагогика имеют давний интерес друг к другу и долгую историю сотрудничества, уступающую, пожалуй, только сотрудничеству психологии с медициной и философией. Многие известные педагоги прошлого, среди которых можно назвать Песталоцци, Дистервега, К.Д. Ушинского, отчетливо понимали и признавали необходимость широкого использования психологических знаний в педагогике, активно призывали педагогов к сотрудничеству с психологами.

В начале XX в. оформилась и вскоре получила признание и распространение в ряде стран мира особая наука, представляющая собой прямой синтез психологических, педагогических и других знаний о ребенке, - педология. Ее название произошло от названий двух наук: педагогики и психологии. Именно эти две науки играли в педологии ключевую роль, хотя в ней также активно использовалась информация из области медицины, физиологии, социологии и генетики. Педология просуществовала около сорока лет и внесла существенный вклад в оформление перспективного и постоянного сотрудничества педагогов и психологов.

Таким образом, область использования психологических знаний и сотрудничества психологов с представителями других наук достаточно широкая; трудно найти еще какую-либо науку или область знаний, которая была бы столь же широко востребована, как психология, в самых разных: точных, естественных, гуманитарных и общественных - науках. Из этого следует, что психология в настоящее время является одной из самых нужных и полезных для людей наук.


Похожая информация.


Введение


Психология изучает закономерности возникновения, развития и функционирования психических процессов, состояний, свойств личности, занимающейся той или иной деятельностью, закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Особенности психологии:

психология представляет собой науку о самом сложном понятии, что пока известно человечеству. Она имеет дело со свойством высокоорганизованной материи, называемым психикой;

психология является сравнительно молодой наукой. Условно ее научное оформление связывают с 1879 г., когда немецким психологом В. Вундтом в Лейпцигском университете была создана первая в мире Лаборатория экспериментальной психологии, организован выпуск психологического журнала, положено начало проведению международных психологических конгрессов, а также образована международная школа профессиональных психологов. Все это обеспечило возможность формирования структуры психологической науки;

психология имеет уникальное практическое значение для любого человека, так как она позволяет глубже познать самого себя, свои возможности, достоинства и недостатки, а значит, и изменять себя, управлять своими психическими функциями, действиями и своим поведением, лучше понимать других людей и взаимодействовать с ними; она необходима родителям и педагогам, а также каждому деловому человеку, чтобы принимать ответственные решения с учетом психологического состояния коллег и партнеров.

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин, научных направлений, отраслей, разделов.

Цель данной работы: изучить основные отрасли психологии.

1. Предмет, объект, задачи психологии. Место психологии в системе наук


Психология - наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.

Предметом психологии являются: психика, ее механизмы и закономерности как специфическая форма отражения действительности, формирование психологических особенностей личности человека как сознательного субъекта деятельности.


Рисунок 1 - Предмет изучения психологии


В качестве основного объекта психологии выступают социальные субъекты, их жизнедеятельностные связи и отношения, а также субъективные и объективные факторы, содействующие или препятствующие достижению ими вершин в жизни и творческой деятельности.

Основные задачи психологии:

изучение механизмов, закономерностей, качественных особенностей проявления и развития психических явлений;

изучение природы и условий формирования психических особенностей личности на разных этапах ее развития и в различных условиях;

использование полученных знаний в различных отраслях практической деятельности.

Психология как область гуманитарного, антропологического знания тесно связана со многими науками. Она занимает промежуточное положение между философскими, естественными, социальными и техническими науками.

Философия - в течении столетий явления, которые в данный момент изучает психология, обозначались общим термином «душа» и считались предметом одного из разделов философии, названного в ХVI веке психологией.

Педагогика - вместе с психологией изучают проблемы воспитания и обучения.

Медицина, физиология - поставляют психологии научные знания о психике, точнее о ее материальном субстрате: органах чувств и высших нервных центрах.

Нейрофизиология и биология - привели к развитию научного аппарата психологии, которая благодаря широко развернувшейся экспериментальной работе начала обособляться и от философии, и от физиологии, поскольку установленные в лабораториях закономерности психики не совпадали с анатомо-физиологическими. Так, например, было оказано, что психические процессы, будучи продуктом взаимодействия индивида с внешней средой, сами являются активным причинным фактором поведения.

Таким образом, современная психология тесно связана с различными областями науки и практики. Можно утверждать, что везде, где задействован человек, есть место и психологической науке. Поэтому бурное развитие психологии, ее внедрение в разные сферы научной и практической деятельности привели к возникновению разнообразных отраслей психологии.


2. Основные отрасли психологии


Современная психологическая наука представляет собой многоотраслевую сферу знаний и включает в себя более 40 относительно самостоятельных отраслей. Их возникновение обусловлено:

во-первых, широким внедрением психологии во все сферы научной и практической деятельности,

во-вторых, появлением новых психологических знаний.

Одни отрасли психологии отличаются от других, прежде всего, комплексом проблем и задач, которые решает то или иное научное направление. Вместе с тем все отрасли психологии условно можно разделить на фундаментальные (общие, или базовые) и прикладные (специальные).

) Фундаментальные отрасли психологической науки имеют общее значение для понимания и объяснения различных психических явлений. Это тот базис, который не только объединяет все отрасли психологической науки, но и служит основой для их развития. Фундаментальные отрасли, как правило, объединяют термином «общая психология».

Общая психология - отрасль психологической науки, включающая в себя теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категории.

Общая психология - изучает закономерности развития психики в максимально обобщенном и отвлеченном виде. Это психика взрослого (среднего возраста) нормального (не больного) человека (не важно мужчины или женщины), в постоянных условиях жизни и деятельности.

Основными понятиями общей психологии являются:

психические процессы;

психические свойства;

психические состояния.

Возникновение общей психологии как самостоятельной и фундаментальной отрасли психологической науки связано с именем С.Л. Рубинштейна, подготовившего и опубликовавшего в 1942 г. капитальный обобщающий труд «Основы общей психологии», в который вошли передовые достижения как отечественной, так и мировой науки.

) Прикладными называют отрасли психологии, достижения которых используют в практической деятельности. В большинстве случаев с помощью прикладных отраслей психологической науки решают конкретные задачи в рамках определенного направления.

Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, педагогическую, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию.

Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).

Педагогическая психология изучает психологические проблемы, закономерности развития психики и личности в процессе обучения и воспитания.

Возрастная психология изучает онтогенез психики, то есть ее развитие от зачатия человека до его смерти; закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду: от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронтопсихологию (психологию старости).

Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности.

Психология труда рассматривает психику в условиях трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.

Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники.

Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, происходящие во время болезней психические изменения, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии.

В рамки клинической психологии , изучающей проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время различных болезней психические изменения, как более частное входит патопсихология, которая изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.

Психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности, а дифференциальная психология - индивидуальные различия в психике людей.

Юридическая психология изучает психологические особенности юридической деятельности (например, особенности поведения участников уголовного процесса, психические проблемы формирования личности преступника, особенности его поведения и так далее).

Дифференциальная психология изучает различия между индивидами, между группами индивидов, а также причины и следствия этих различий.

Политическая психология изучает психологические компоненты политической жизни и деятельности людей, их настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и т.п.

Психология искусства изучает свойства и состояния личности или группы лиц, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей, а также влияние этих ценностей на жизнедеятельность как отдельной личности, так и общества в целом.

Помимо названных существуют и другие, не менее интересные для научных исследований и не менее значимые для практической деятельности человека отрасли психологии, в том числе: военная психология, психология рекламы, экологическая психология, зоопсихология, спортивная психология, космическая психология и др.

Военная психология изучает психологию личности воина, психологию воинского коллектива и психологические особенности их профессиональной деятельности в ее разных формах и видах.

Патопсихология уделяет основное внимание особенностям нарушений психики в связи с теми или другими недостатками в строении и функциях организма, в частности у детей.

Парапсихология исследует аномальные индивидуально- и социально-психологические явления.

Психология религии изучает психологические факторы религиозного сознания.

Экологическая психология изучает психологические аспекты взаимодействия человека и окружающей среды.

Зоопсихология (или сравнительная психология) раскрывает особенности и закономерности психики животных на разных этапах развития животного мира.

Психодиагностика нацелена на разработку методов выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Психология спорта занимается исследованием психологических особенностей спортивной деятельности.

Космическая психология включает в круг своих проблем изучение особенностей психических процессов, происходящих в организме человека в условиях космических полетов, в том числе влияния на его психику больших физических перегрузок, необычных условий среды, состояния невесомости. Кроме того, эта отрасль психологии выясняет особенности работоспособности во время полета, в частности при необходимости действовать в условиях крайнего недостатка времени и т.д.

В последние годы ускоряющий импульс получает виртуальная психология , изучающая психологические виртуальные реальности и строящаяся на специфическом философском базисе.

Каждое из этих направлений использует теоретико-методическое наследие общей психологии, но богато собственными методами, подходами и приемами.

Отметим, что прикладные отрасли не являются изолированными друг от друга. Чаще всего в одной отрасли психологии используются знания или методы других ее отраслей. Например, космическая психология, занимающаяся проблемами психологического обеспечения деятельности человека в космосе, тесно связана с инженерной психологией, медицинской и др.

Все отрасли психологической науки возникли и развивались как результат расширения сфер человеческой деятельности, ее рационализации и усовершенствования. Однако нельзя рассматривать различные отрасли психологии как простое практическое применение психологических закономерностей (полученных в результате исследований, например, по общей психологии или социальной психологии) к тем или другим случаям жизни. Только в процессе разрешения конкретных практических задач, выдвигаемых жизнью, практикой людей, могут быть правильно поставлены и осознаны теоретические проблемы психологии и раскрыты общие и частные психологические закономерности.

Поэтому в каждой из указанных отраслей психологии большое место отводится теоретическим исследованиям.

Научное психологическое исследование может быть успешным лишь тогда, когда оно строится не абстрактно, а с учетом практических задач. Изучая закономерности психики человека, психология делает это не в отрыве от тех или иных видов человеческой деятельности, а в связи с ними и со специальной целью: использовать результаты исследований для совершенствования этих видов деятельности.

В Приложении представлены некоторые отрасли современной психологии, в настоящее время их насчитывается свыше 40.

Из всего сказанного выше можно представить, насколько широк спектр практического применения психологии. Психология является одной из фундаментальных, системообразующих научных дисциплин, будущее которой лежит на стыке наук, на первый взгляд кажущихся далекими от нее.


Заключение


Таким образом, психология - научная дисциплина, которая изучает закономерности функционирования и развития психики. Психологи - наука разветвленная, многочисленные разделы которой объединены одним предметом - психикой. В настоящее время психология представляет собой сложную, разветвленную систему научных и практических знаний. В ней выделяется много отраслей, являющихся относительно самостоятельными направлениями научных и прикладных исследований. Психологические науки можно разделить на две большие группы: фундаментальные и прикладные. Выделяются эти разделы в зависимости от того, чью психику исследуют, какой ее аспект, в каких условиях.

Фундаментальные науки представляют основную систему явлений, методов их исследования и законов. Знания, содержащиеся в фундаментальных науках, имеют общее значение для понимания и объяснения психологии людей независимо от того, кто эти люди и какой конкретной деятельностью они занимаются. К фундаментальным наукам в первую очередь относится общая психология. Кроме нее в число фундаментальных наук можно включить социальную психологию, дифференциальную психологию, психологию развития, а также ряд областей научных исследований, занимающих пограничное положение между психологией и другими науками, в том числе психофизику, психогенетику и психофизиологию.

Прикладными называют отрасли науки, в которых изучаются психика и поведение человека в различных видах деятельности и достижения которых могут быть использованы в практике (результаты фундаментальных исследований не рассчитаны на их прямое практическое использование). Фундаментальные отрасли науки ставят и решают вопросы, одинаково важные для всех без исключения наук, а прикладные - вопросы, представляющие интерес в основном для познания и понимания психологии человека в специальных видах деятельности человека.

Наиболее известные отрасли психологии: Социальная, Педагогическая, Возрастная, Труда, Инженерная, Управления, Юридическая, Политическая, Медицинская, Искусства, Спорта, Аномальных явлений, Религии, Семьи и брака, Психодиагностика, Экологическая, Психолингвистика, Виртуальная и др.


Список используемой литературы

психология сознание наука

1.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: АСТ, 2010. - 352 с.

2.Горбунова М.Ю. Шпаргалка по психологии / М.Ю. Горбунова, Т.В. Ножкина. - М: Аллел, 2011. - 64 с.

Луковцева А.Л. Психология и педагогика. Курс лекций / А.Л. Луковцева. - М.: КДУ, 2008. - 192 с.

Немов С.Р. Общая психология. Краткий курс / С.Р. Немов. - СПб.: Питер, 2007. - 304 с.

Общая психология. Учебник для вузов / Под ред. Р.Х. Тугушева. - М.: Эксмо, 2006. - 560 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Выражение задач науки является делом непростым и кропотливым, так как существуют задачи общие и частные, теоретические и практические, широкие и узкие и т.д. Основная задача — это изучение законов психической деятельности в ее развитии.

Кроме нее психология решает ряд и других задач:
  • Вначале необходимо обнаружить факты , т.е. максимально подробно описать психологические феномены, отметив их разнообразие и многочисленные проявления. Факты — это начало, предыстория, эмпирический базис любого знания. Однако факты сами по себе науку не делают. Одни из них повторяемы и как бы понятны исследователю. Другие представляются сначала менее важными, но со временем, по мере накопления требуют упорядочивания и истолкования.
  • Из знания фактов вытекает более сложная задачаустановление закономерностей или законов обнаруженных явлений. Это означает переход от описания к объяснению добытой фактологии, к нахождению причинно-следственных связей. Возникает возможность предсказания того или иного факта, события, при условии, что наукой доказаны меры воздействия на это событие.
  • Далее выделяемой задачей становится выявление механизмов реализации установленного закона . Найти механизм, следовательно, понять, смоделировать теоретическую сущность, движущую силу, связи явлений и сущности. Знание законов и механизмов — это уже законченная научная концепция. Применительно к психологии задача выявления механизмов является довольно сложной. Например, можно говорить о биохимических механизмах памяти, но при всей их материальной значимости они не объясняют непосредственно психологические закономерности памяти.
  • Завершающей задачей является практическое использование , грамотное внедрение ее знаний и результатов в реальную жизнь. Но при этом поднимается большое количество сопутствующих этому проблем: социальных, экономических, методических, организационных. Помимо того, психолог соприкасается с проблемными аспектами, такими как: моральный, этический, нравственный. Допустим, что ученый доказал свое умение сформировать то или иное психологическое качество, считавшееся ранее невозможным. Однако, какая уверенность в том, что такое формирование надо производить у всех? Ведь реальная безвредность, значимость вмешательства далеко не всегда научно обоснованы.

Отрасли психологии можно различать по нескольким критериям: 1) по сферам деятельности, нужды которых обслуживаются, т.е. по тому, что делает человек (психология труда, педагогическая психология); 2) по тому, кто именно эту деятельность выполняет, т.е. является ее субъектом и вместе с тем объектом психологического анализа (субъект: человек определенного возраста – возрастная психология); 3) по конкретным научным проблемам, например, проблемам связи, нарушением психики с мозговыми поражениями (нейропсихология).
Общая психология:

1. методология психологи (что и как изучается)

2. психические процессы, функции (познавательные, ощущение, память, эмоциональные, регуляорные)

3. исследование личности (персоналогия)

Психология развития. изучает развит. психики на протяж. всей жизни человека. Выделяют 2 линии:

1. описательная

2. выявление закономерностей развития.

Педагогическая (психологич. аспекты учебы, вопитания)

1. психология обучения

2. психология воспитания

3. психология учителя

Социальная (многообразные явления социальной пси человека Þособенности психического состояния и поведения во взаимодействии с другими). Изучает закономерную психическую жизнедеятельность человека в социуме

Медицинская (изучает психологические факторы возникновения, лечения и профилактики заболеваний, направленных на укрепление здоровья, диагностику и профилактику психических расстройств, психологическая помощь больным)

включает 3 осн. раздела:

1. патопсихология (психол. деят. у людей с психологич. заболев.)

2. нейропсихология (взаимод. психики и мозга)

3. психосоматика (изуч. психолог. факторы возник. соматич. забол.)
косметическая

экономическая

политическая

10. естественно-научная и гуманитарная парадигма в психологии В психологии существует 2 парадигмы: естественно-научная и гуманитарная. Данные парадигмы не исключают друг друга, т.к. каждая из них обладает специфическими способами взаимодействия с психическими феноменами, и проблема заключается лишь в ограничении сферы их применении.

Особенности познания
Е-Н (различные формы проявления душевной жизни: поведение, взаимоотношение, общение) Г. (душевная жизнь человека в ее целостности, несводимая к сумме ее отдельных проявлений)
Принципы
детерминизм Индетерминизм
Цель
Познания объективных законов психического, подведение единичных фактов под общую зависимость Понимание внутреннего мира отдельного человека в его индивидуальности и ценности, изучение жизненного пути личности
Методы
Объективные методы исследования: наблюдение, эксперимент и др. Субъективистские методы исследования: интуиция, герменевтика и др.
Позиция исследователя
Беспристрастная, отстраненная Эмоциональная, эмпатическая, включенная
Способ построения знаний
Гипотеза теоретич.конструкт Беспредпосылочность


11. методы наблюдения и эксперимента в психологии Специфика эксперимента - в нем целенаправленно и продуманно создается искусст ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента - позволяет надежно делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими фено-менами, научно объяснять происхождение явления и развитие. Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный . Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они развора-чиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить. Основным и наиболее распространенным методом психологии является метод наблюдения - это такой способ, где явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни. На основе наблюд делаются выводы о тех или иных психических процессах. Различают два вида наблюдения - сплошное и выборочное. Сплошным называют наблюдение, когда фиксируются все особенности и проявления психической деятельности человека в течение какого-то определенного периода. В отличие от этого при выборочном наблюдении обращается внимание только на те факты в поведении человека, которые имеют прямое или косвенное отношение к изучаемому вопросу. Результаты наблюдений фиксируются в спец протоколах. Хорошо, когда наблюде-ние ведет не 1 человек, а несколько, и данные сопоставляются и обобщаются. При использовании метода наблюд - следующие требования: 1. Предварительно намечать программу наблюд. с выделением наиболее важных объектов и этапов наблюдения. 2. Проводимые наблюд не должны влиять на естественный ход изучаемого явления. 3. Наблюд одного и того же псих явления целесообразно проводить на различных лицах. Даже если объектом изучения является конкретный человек, его лучше и глубже можно познать, сравнивая с другими. 4. Наблюд должно быть повторным, а при изучении личности - систематичным.



12. тестирование как метод исследования в психологии. Виды тестов. Тесты являются спец методами психо-диагностического обследования, применяя их можно получить точную кол-в или кач характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются: предполагают четкую процедуру сбора и обработки первич-ных данных, а также своеобразие их последующей интерпре-тации. Виды тестов: вербальные и невербальные, представлен или нет в тесте речевой компонент. Тест на словарный запас - верб, неверб - тест, требующий определенных действий в кач-ве ответа. Груп и индивид тесты отличаются - при групповом тестировании исследуется группа испыту-емых. Тесты достижений и личностн тесты различаются на основе того, какие из свойств личности подвергаются тести-рованию. Тесты достиж - это тесты успеваемости, тесты творческих возможностей, тесты способностей, сенсорно-моторные тесты и, конечно, тесты интеллекта. Личн тесты - это тесты на установки, интересы, темперамент и мотивационные тесты. Объективные тесты включают в себя большинство тестов достижений и психофизиологич тестов. Проективные тесты дают ответ, который не может быть расценен как "правильный" или "не правильный", а должен быть дан свободный ответ, т.е. должен быть такой способ построения тестового задания, при котором испыту-емый должен получить ответ «из головы». Прост и сложн тесты различ тем, что последние состоят из нескольких самостоятельных подтестов, по каждому из которых должен быть получен ответ, при этом высчитывается общая оценка. Опросники также могут быть отнесены к тестам. Критериально -ориентированные тесты , позволяющие оценивать испытуемого по отношению к заранее заданной норме, не сравнивая со среднестатистическими данными.


13 методы познания в гуманитарной психологической традиции Основные методологические принципы и положения ГП сводятся к след.: а) человек целостен и должен изучаться в его целостности; б) каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаевне менее оправдан, чем статистические обобщения ;в) человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире - главная психологическая реальность; г) человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; д) человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; е) человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе; ж) человек есть активное, интенциональное, творческое существо. Общая методологическая платформа ГП реализуется в широком спектре различных подходов. Проблема движущих сил становления и развития личности, потребностей и ценностей человека получила раскрытие в работах Маслоу , Франкла , Бюлер и др. Основной областью практики ГП выступает психотерапевтическая практика . Недирективная психотерапия Роджерсаи логотерапия Франкла относятся к числу наиболее популярных и распространенных психотерапевтических систем. 2область практического приложения ГП - гуманистическая педагогика,основаная на принципах недирективного взаимодействия учителя с учеником, направлена на формирование творческих способностей личности. 3 область ГП - социально-психологический тренинг ,одним из зачинателей которого был Роджерс.Успехи ГП в этих областях во многом определили соц платформу ГП, основанную на утопической идее улучшения общества путем усовершенствования индивидов и межличностных отношений (Маслоу). Сегодня ГП занимает важное и устойчивое место в западной психологии; наметились тенденции частичной интеграции ее с др. школами и направлениями, в т. ч. с психоанализом и необихевиоризмом.

14 понятие практической психологии и ее методы. Психология делиться на: академическую (цель – исслед. псих. реальности) и практическую (задача – изменение псих. реальности)Практическая:

4 формы психологических практики:

1 психологическое консультирование(нацелено на определение психологического запроса, стратегия психологической помощи)

2 психотерапия (псих. помощь направлена на изменение личности и разрешение работы личностных конфликтов): -врачебная (отдельное лечение отдельных видов псих заболев.) и неврачебная

3 психологич. корреляция (исправление отклонен. в психологич. развитии)

4 психологич. тренинг (направл. на формиров. развития каких-либо способностей или навыков)

Методы имитирования психологич. практики

психоанализ

бихевиоральный

гештальттерапия

рационально-эмотивная терапия

гуманитарная психология

Федеральное агентство по образованию РФ

по дисциплине «Психология и педагогика»

Основные отрасли психологии и связь с другими науками

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвлённую систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Имея в виду этот факт, а также то обстоятельство, что в настоящее время система психологических наук продолжает активно развиваться, правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук.

Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные, или базовые, отрасли психологических наук имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются. Эти области призваны давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересует психология и поведение людей. В силу такой универсальности эти знания иногда объединяют термином «общая психология».

Прикладными называются отрасли науки, достижения которых используются на практике. Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково важные для развития всех без исключения научных направлений, а специальные – выделяют вопросы, представляющие особый интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений.

Рассмотрим некоторые фундаментальные и прикладные, общие и специальные отрасли психологии.

Общая психология исследуетиндивида , выделяя в нем познавательные процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний. Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это – эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация, темперамент, характер и воля.

Изучение психологических наук начинается с общей психологии, так как без достаточно глубокого знания основных понятий, вводимых в курсе общей психологии, невозможно будет разобраться в том материале, который содержится в специальных разделах.

Общая психология включает в себя следующие разделы:

    Теоретический – содержит основные понятия, категории о процессах, свойствах и явлениях;

    Психология личности – патопсихология, нейропсихология.

Рис.1. Структура общей психологии

Специальные отрасли психологии , тесно связанные с теорией и практикой обучения и воспитания детей, включает генетическую психологию, психофизиологию, дифференциальную психологию, возрастную психологию, социальную психологию, педагогическую психологию, медицинскую психологию, патопсихологию, юридическую психологию, психодиагностику и психотерапию.

Рис.3. Отрасли психологической науки, имеющие отношение к обучению и воспитанию

Генетическая психология (от греч. происхождение) – отрасль психологии, изучающая происхождение и развитие психики животных и человека, изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа. Она прослеживает изменение различных психических процессов в онтогенезе и филогенезе, исследует психику различных видов животных, развитие психики ребенка, условия возникновения сознания человека. Методы генетической психологии направляются на выявление стадий и этапов в развитии психики, переходов от низших ее форм к высшим, что позволяет получать знания о психических феноменах в их динамике. До недавнего времени основное внимание исследователи уделяли детству и отрочеству. Но постепенно в сфере интересов ученых перемещаются на аспекты жизни, связанные со зрелостью, старостью и приближением смерти, что составляет примерно 3/4 жизненного пути человека. Одним из наиболее известных ученых, чьи работы составили важный этап в развитии генетической психологии, является швейцарский психолог Ж.Пиаже (1896-1980).

Психофизиология - область междисциплинарных исследований на стыке психологии и нейрофизиологии. Изучает психику в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом - рассматривает соотношениемозгаи психики,рольбиологических факторов, в том числе свойств системы нервной, в выполнении деятельности психической. В сущности,познаниефункций структур мозга головного и системы нервной только начинается. Термин "психофизиология" был предложен в начале XIX века французским философом Н.Массиасом и первоначально использовался для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы (определение сенсорных порогов, времени реакции и т.д.).

Психофизиология изучает также физиологические и биохимические изменения, происходящие в нервной системе. Она пытается установить их связь с различными аспектами активности: функционированием памяти, регуляцией эмоций, сном и сновидениями. Методы исследований весьма разнообразны - от вживления в мозг электродов до использования специальных приборов для регистрации физиологических проявлений.

В этих исследованиях выяснена важнейшая роль "примитивных" мозговых структур, наличных у животных и человека, служащих центрами эмоциональных процессов, проявления инстинктов, сна и пр.

Главная задача психофизиологии - причинное объяснение явлений психических путем раскрытия лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов. Успехи современной психофизиологии связаны с тем, что наряду с традиционными методами - регистрацией сенсорных, моторных, вегетативных реакций, анализом последствий повреждения и стимуляции мозга головного - в исследованиях широко распространились электрофизиологические методы - энцефалография и прочие, а также математические способы обработки экспериментальных данных.

В рамках психофизиологии выделяются отдельные направления, связанные с разработкой особенно важных проблем:

1) психофизиология сенсорная - психофизиология органов чувств, ощущений и восприятий;

2) психофизиология организации движений;

3) психофизиология активности;

4) психофизиология действий произвольных;

5) психофизиология внимания, памяти и обучения;

6) психофизиология речи и мышления;

7) психофизиология мотивации и эмоций;

8) психофизиология сна, психофизиология стресса;

9) психофизиология состояний функциональных, и пр.

Особое направление являет психофизиология дифференциальная, изучающая физиологические основы различий индивидуально-психологических.

Достижения психофизиологии широко применяются в клинической практике, в построении кибернетических моделей психофизиологических процессов, а также в таких прикладных областях психофизиологии, как психофизиология труда, психофизиология спорта, и пр.

В отличие от многих западных исследований, не преодолевших принцип психофизического дуализма (психофизическая проблема) и ограничивающихся установлением корреляций между определенными психологическими и физиологическими параметрами, отечественная психофизиология рассматривала психическое как продукт деятельности мозга головного.

Дифференциальная психология - раздел психологии, занимающийся изучением индивидуально–психологических различий.Предпосылкой возникновения "дифференциальной психологии" на рубеже 19 и 20 веков явилось введение в психологию эксперимента, а также генетических и математических методов. Пионером разработки дифференциальной психологии былФ. Гальтон(Великобритания), который изобрёл ряд приёмов и приборов для изучения индивидуальных различий.В. Штерн(Германия) ввёл самый термин "дифференциальная психология" (1900). Первыми крупными представителями дифференциальной психологии былиА. Бине(Франция), А. Ф. Лазурский (Россия), Дж. Кеттел (США) и другие.

В качестве объекта изучения могут выступать как конкретные индивиды, так и разные социальные, классовые, этнические, возрастные группы. Чаще всего в центре исследования стоят личностные и интеллектуальные особенности индивида, соотносимые с нейрофизиологическими.

В дифференциальной психологии широко применяются тесты- как индивидуальные, так и групповые; они используются для определения умственных различий, а с изобретением так называемых проективных тестов - для определения интересов, установок, эмоциональных реакций. С помощью тестов методами факторного анализа выявляются факторы, характеризующие общие свойства (параметры, измерения) интеллекта или личности. На этом основании определяются количественные вариации в психологических свойствах отдельных индивидов.Факты и выводы дифференциальной психологии важны для решения многих практических задач (отбор и обучение персонала, диагностика и прогностика развития отдельных свойств, склонностей, способностей индивидов и др.).

В возрастной психологии эти различия представлены по возрастам. Эта отрасль психологии изучает также. Генетическая, дифференциальная и возрастная психология вместе взятые являются основой для понимания законов психического развития ребёнка.

Возрастная психология - отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжениионтогенеза человека от рождения до старости (т.е. изменения, происходящие при переходе из одного возраста в другой). Возрастная психологияоформилась в качестве самостоятельной области знания к концу XIX в. Возникнув как детская психология, В. п. долго ограничивалась изучением закономерностей психического развития ребенка, однако запросы современного общества и логика развития науки сделали очевидной необходимость целостного анализа онтогенетических процессов и междисциплинарных исследований. В настоящее время разделами В. п. являются: детская психология (см.Детство ), психология юности (см.Юность ), психология. зрелого возраста (см.Зрелость ); геронтопсихология (см.Старость ). В. п. стремится к раскрытию психологического содержания последовательных этапов онтогенеза, изучает возрастную динамику психических процессов, что невозможно без учета влияния на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий. Для В. п. весьма существенны дифференциально-психологические различия, к которым относятся половозрастные и типологические свойства индивида. Значительное число исследований строится на основе метода возрастных (поперечных) срезов: путем сравнения свойств выборок, отличающихся друг от друга по хронологическому возрасту. Определенными преимуществами перед сравнительно-возрастным методом обладают лонгитюдные (продольные) исследования, в которых развитие тех или иных психологических свойств прослеживается на одной и той же выборке на протяжении более или менее длительного периода онтогенеза. Особое место в современной В. п. занимает группа генетико-моделирующих методов, основанных на каузально-генетическом методеЛ.С.Выготского . Изучение развития с помощью метода активного формирующего эксперимента (П.Я.Гальперин ) и других обучающих методов ведется в процессе направленного воздействия на определенные свойства или стороны психического развития субъекта. К числу важнейших практических задач, стоящих перед В. п., относится создание методической базы для контроля за ходом, полноценностью содержания и условиями психического развития ребенка, организация оптимальных форм детской деятельности и общения,психологической помощи в периоды возрастных кризисов, в зрелом возрасте и старости. Возрастная психология составляет научное основаниепедагогической психологии .

Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в разного рода группах, в частности в семье, школе, в ученическом и педагогическом коллективах. Такие знания необходимы для психологически правильной организации воспитания.Эта отрасль психологического знания, имеет короткую, но насыщенную историю своего развития. Как самостоятельное направление психологической науки, она существует менее 100 лет. Официально годом рождения социальной психологии считается 1908 год, когда одновременно вышли две книги с аналогичным названием, заявившие себя как первые учебники по новой гуманитарной дисциплине. Возникнув на стыке наук - психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус, который приводит к тому, что каждая из "родительских" дисциплин довольно охотно включает её в себя в качестве составной части.

В процессе развития социальная психология прошла нелёгкий путь поиска своего предмета исследования. Если в начале века интерес исследователей в основном концентрировался на изучении общественной психологии, массовых социальных явлений (толпа, заражение в массах, нация и её психический склад и др.), то в середине века всё внимание было отдано исследованию малых групп, социальных установок людей, способов влияния на микроклимат группы и отношения между различными людьми. В настоящее время перед социальной психологией остро стоит проблема построения общей теории социального поведения человека. Поскольку психологическая наука в нашей стране в определении своего предмета исходит из принципа деятельности, можно условно обозначить специфику социальной психологии как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Особое внимание здесь обращается на обоснование и разработку методов обучения и воспитания людей разного возраста.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от греч. pais (paidos) - дитя и ago - веду, воспитываю) - отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания. П. п. исследует психологические вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности и общественно значимых качеств личности; условия, обеспечивающие оптимальный развивающий эффект обучения; возможности учета индивидуальных психологических особенностей учащихся; взаимоотношения между педагогом и учащимися, а также внутри учебного коллектива; психологические вопросы самой педагогической деятельности (психология учителя). Зарождение П. п. как самостоятельной отрасли психологической науки связано с проникновением в психологию идей развития во второй половине XIX в. Первые успехиэкспериментальной психологии позволяли надеяться, что учет данных, полученных в психологических лабораториях, и их применение в процессе обучения существенно оптимизируют педагогический процесс. Это представление нашло отражение в первых трудах по П. п., ориентированных на практику. Однако знания законовпсихофизики , некоторых характеристикзапоминания изабывания , показателейвремени реакции оказалось явно недостаточно. Выносимые П. п. рекомендации носили туманный и схоластический характер. Помимо бедности экспериментальных фактов причиной этого явилась ограниченность теоретических воззрений представителей П. п. того времени. Применениебиогенетического закона в психологии (наряду с другими теориями спонтанного развития), подведя теоретическую базу под теорию и практику “свободного воспитания”, фактически закрывало дорогу разработке вопросов целенаправленного формирования личности человека. Бихевиористская (см.Бихевиоризм ) психолого-педагогическая концепция (ее современный вариант - теорияБ.Ф.Скиннера ) предлагала ориентироваться на жесткую“модификацию поведения” : без должных оснований предполагалось, что достаточно организовать соответствующую систему внешних воздействий - и все вопросы обучения и воспитания будут решены. Теория “двух факторов”, отыскивая компромисс между биологизаторским и социологизаторским подходами, не могла создать адекватную концептуальную основу для П. п. и в 20-е гг. оказала заметное влияние напедологию , которое было успешно преодолено ею в начале 30-х гг. В основе современной советской П. п. лежит фундаментальное положение о том, что сущностью индивидуального психического развития человека является усвоение им общественно-исторического опыта, зафиксированного в предметах материальной и духовной культуры; усвоение это осуществляется посредством активной деятельности человека, средства и способы которой актуализируются в общении с другими людьми. Тем самым резко перестраивается направленность исследований по П. п.: основой ее стратегии становится не регистрация достигнутого уровня психического развития, а активное формирование психических процессов и свойств личности. В соответствии с этой общей стратегией разрабатываются и другие вопросы П. п. Так, пути и возможности целенаправленного формированиядействий ,образов ипонятий , лежащих в основе знаний и умений, исследуются теориейпоэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин , Н.Ф.Талызина и др.). Изучаются средства и методы развивающего обучения, анализируются взаимосвязи организации обучения с ходом умственного развития (В.В.Давыдов), роль дифференцированного подхода к проблемеобучаемости , средства и методы контроля и оценки учебной деятельности. Особое место занимают разработки по целенаправленному формированию требуемых свойств личности. С известной мерой условности, связанной с реальным единством обучения и воспитания, П. п. можно разделить на психологию обучения (исследующую закономерности усвоения знаний, умений инавыков ) и психологию воспитания (изучающую закономерности активного, целенаправленного формирования личности). В последние годы выделились психология учителя и исследования взаимоотношений в учебно-воспитательном коллективе. По сферам применения П. п. можно выделить психологию дошкольного воспитания, психологию обучения и воспитания в школьном возрасте с разделением на младший, средний и старший школьный возрасты, имеющие свою существенную специфику (см.Возрастная психология ), психологию профессионально-технического образования, психологию высшей школы.

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от лат. medicus - врачебный, лечебный) - отрасль психологии, изучающая психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных. В область исследования М. п. входит широкий комплекс психологических закономерностей, связанных с возникновением и течением болезней, влияние тех или иных заболеваний на психику человека, обеспечением оптимальной системы оздоровительных воздействий, характером отношений больного человека с микросоциальным окружением. Структура М. п. включает ряд разделов, ориентированных на исследования в конкретных областях медицинской науки и практического здравоохранения. Наиболее общим из них является клиническая психология, включающаяпатопсихологию ,нейропсихологию и соматопсихологию. Интенсивно развиваются отрасли М. п., связанные с психокоррекционной работой: психогигиена, психофармакология,психотерапия ,психическая реабилитация . Среди важнейших проблем М. п. - взаимодействие психических и соматических (телесных, физиологических) процессов при возникновении и развитии болезней, закономерности формирования представления о своем заболевании у больного, изучение динамики осознания болезни, формирования адекватных личностных установок, связанных с лечением, использование компенсаторных и защитных механизмов личности в терапевтических целях, изучение психологического воздействия лечебных методов и средств (медикаментов, процедур, клинических и аппаратурных исследований, хирургических вмешательств и др.) в целях обеспечения их максимального положительного влияния на физическое и психическое состояние пациента. Существенное место среди исследуемых М. п. вопросов занимают психологические аспекты организации лечебной среды (стационара, санатория, поликлиник и т. д.), изучение отношений больных с родственниками, персоналом и друг с другом. В комплексе проблем организации лечебных мероприятий особое значение имеет изучение закономерностей психологического воздействия врача в ходе проведения им диагностической, лечебной, профилактической работы, рационального построения взаимоотношений участников лечебного процесса предупреждениеятрогений .

ПАТОПСИХОЛОГИЯ (от греч pathos - страдание, болезнь) - раздел медицинской психологии, изучающий закономерности распада психической деятельности и свойств личности при болезни. Анализ патологических изменений осуществляется на основе сопоставления с характером формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме. В этом состоит основное отличие П., интерпретирующей данные исследования в категориях психологической теории, от психопатологии - области психиатрии, изучающей патологию психики на основе общеклинических категорий (возникновение и исход болезни как клинически закономерная смена симптомов и синдромов). При этом если клинические (психопатологические) исследования обнаруживаются, описывают и систематизируют проявления нарушенных психических процессов, то П. вскрывает характер протекания и особенности структуры психических процессов, приводящих к наблюдаемым в клинике симптомам. П. изучает психические расстройства в первую очередь экспериментально-психологическими методами. Прикладное значение П. в практике медицины проявляется в использовании полученных в эксперименте данных для дифференциальной диагностики расстройств пеихики, установления степени выраженности психического дефекта в интересах экспертизы (судебной, трудовой, военной и т. д.), оценки эффективности проводимого лечения по объективным характеристикам динамики психического состояния больных, анализа возможностей личности больного с точки зрения ее сохранных сторон и перспектив компенсации утраченных свойств в целях выбора оптимальных психотерапевтических мероприятий, проведения индивидуальной психической реабилитации. Значение П. исследований для психологии заключается в возможности более глубокого познания закономерностей функционирования и развития нормальной психики, изучения категорий “психической нормы”, “психического здоровья”, а также факторов, активизирующих или тормозящих развитие личности в ходе ее онто- и социогенеза. П. относится к числу наиболее интенсивно и плодотворно развиваемых областей отечественной медицинской психологии. Основы современной П. заложены в трудах советских психологовА.Р.Лурии ,Б.В.Зейгарник и др.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от лат. juris - право) - отрасль, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей в сфере регулируемых правом отношений. Под влиянием успеховэкспериментальной психологии в конце XIX - начале XX в. были проведены первые лабораторные исследования в области Ю. п. Основные усилия были направлены на изучение психологии свидетельских показаний и допроса (А.Бине , Г.Гросс, К.Марбе,В.Штерн и др.), “диагностики причастности” к преступлению (К.Юнг и др.), судебной и следственной работы, психологических основ профессионального отбора и обучения юристов (Г.Мюнстерберг ). Исследования по Ю. п. стали интенсивно проводиться в СССР в 20-х гг. Были выполнены многочисленные работы по изучению психологии преступников и заключенных, быта преступного мира, закономерностей формирования свидетельских показаний и причин возникновения в них ошибок, по теории и методике судебно-психологической экспертизы (А.Е.Брусиловский, М.Н.Гернет, М.М.Гродзинский, Я.А.Канторович, А.С.Тагер и др.), проведены оригинальные опыты по обнаружению психологическими методами следов преступления (А.Р.Лурия ). Значительно активизировались научные исследования в области Ю. п., уточнен ее предмет, сформулированы юридические принципы (А.В.Дулов, А.Р.Ратинов и др.). Систему современной отечественной Ю. п. образуюткриминальная психология , изучающая психологические механизмы преступного поведения и личность преступника;судебная психология , охватывающая широкий круг вопросов, связанных с судопроизводством (см. такжеСудебно-психологическая экспертиза ); исправительная психология, разрабатывающая проблемы исправления правонарушителей; правовая психология, изучающая правосознание, принципы его воспитания, причины его деформации. В Ю. п. применяются все основные методы психологии (эксперимент ,наблюдение ,беседа , анкетирование (см.Анкетный опрос ), тестирование и др.), разрабатываются и специфические для данной области знаний методы (например, психологический анализ материалов уголовного дела и др.).

ПСИХОДИАГНОСТИКА (от греч. psyche - душа и diagnostikos - способный распознавать) - область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Оформление П. в качестве самостоятельного направления исследований происходило в 20-е годы XX в. Значительный вклад в становление П. внесли трудыФ.Гальтона , Дж.Кэттелла,Г.Эббингауза , Э.Крепелина,А.Бине и др. Начавшись с попыток “охватить числом операции ума” (Ф.Гальтон) и с применениятестов интеллекта , П. для измерения индивидуально-психологических различий разрабатывала методы исследования личности, которые в дальнейшем послужили основанием для создания проективных методик и опросников. Вместе с тем на развитии П. сказывалось отставание теоретического уровня осмысления явлений от методического оснащения. Появление и совершенствование математико-статистического аппарата и прежде всего корреляционного ифакторного анализа , использование возможностейпсихометрии оказали влияние на практическую эффективность П. В советской психологии выделяют два периода развития Л. Первый относится к началу 20 - середине 30-х гг. XX в. Эти годы отмечены массовым применением тестов в народном образовании,профотборе ипрофориентации . Для тогдашнего уровня развития П. характерно достаточно широкое заимствование зарубежных тестов, поскольку собственным методикам, как правило, не хватало серьезного теоретического и экспериментального обоснования. Результаты тестовых обследований нередко рассматривались в качестве решающих, абсолютизировались. В то же время советскими учеными был выдвинут ряд прогрессивных идей, разработка которых была прервана постановлением ЦК ВКП(б) “О педологических извращениях в системе наркомпросов” (1936) (см.Педология ). В этот период плодотворно работали в П.М.С.Бернштейн ,М.Я.Басов ,П.П.Блонский ,С.Г.Геллерштейн , Н.Д.Левитов, А.М.Мандрыка,Г.И.Россолимо , М.Ю.Сыркин,И.Н.Шпильрейн , А.М.Шуберт и др. Значительный вклад в разработку учения о психологическом диагнозе был внесенЛ.С.Выготским. Второй период развития советской П. начался в конце 60-х гг. и отмечен дискуссиями о ее месте в системе психологического знания, о принципах и методах исследования, об отношении к зарубежному опыту. Разработкой проблематики П. занимаются В.М.Блейхер, Л.Ф.Бурлачук, Е.Т.Соколова, Л.А.Венгер, А.Е.Личко, К.М.Гуревич, Б.Д.Карвасарский, Н.И.Непомнящая, В.И.Лубовский и др. Одной из первостепенных задач советской П. является преодоление разрыва между теорией и практикой, между академическими концепциями личности и реальностью ее исследования.