Меню
Бесплатно
Главная  /  Устройства  /  Почему черный цвет траура. Приличествует ли траур христианской смерти? Белый траурный цвет

Почему черный цвет траура. Приличествует ли траур христианской смерти? Белый траурный цвет

/ Почему у некоторых народов траур черный, а у других - белый?

Почему у некоторых народов траур черный, а у других - белый?

В скорби мы обычно одеваем черное. А что одевают еще? В Индии, например, во время траура одевают белую одежду, поскольку смерть там рассматривают как радостное событие, переход к предкам. В Японии самураи использовали белый цвет траура преднамеренно, чтобы указать на то, что владелец доспехов, скрепленных шнурами этого цвета, вступает в битву, из которой он не собирается выйти живым. Белый цвет означает в Японии печаль, горе, траур. Лишь в последние годы в Японии, под влиянием европейской традиции, в знак траура стали носить черное. А в некоторых районах Африки туземцы, в знак скорби, наносят красные рисунки на свое тело.

Одна из причин того, что мы одеваем черное, состоит в том, что это устоявшийся обычай выразить свою скорбь. И когда мы видим людей, одетых в черное, - это считается привычным: черный цвет - это цвет траура. Но задумывался ли кто-нибудь, почему мы так делаем? Конечно, этим мы выражаем любовь, уважение к умершему. Ученые же попытались рассмотреть историю развития этой традиции и получили интересные результаты. Когда мы одеваем черную одежду, они обычно делают наш костюм другим, отличающимся от повседневного, который мы носим каждый день. Другими словами, это маскировка. Некоторые считают, что древние люди применяли такие переодевания, чтобы спрятаться от духа смерти, который может вернуться, узнать их и найти!

Июн 15 2017

Приличествует ли траур христианской смерти?

В традиции Православной Церкви сложилось, что каждому празднику соответствует определенный цвет священнических облачений. В воскресные дни и дни памяти апостолов, пророков, святителей священники служат в ризах золотого (желтого) цвета, в Господские праздники надевают белые облачения, в Богородичные – голубые. Каждый цвет имеет свое символическое значение. Красный цвет выражает преимущественно представления о Боге Отце, золотой – Боге Сыне, голубой – о Боге Духе Святом. Праздник праздников – Пасха Христова начинается в белых ризах в знак Божественного света, воссиявшего из Гроба Воскресшего Спасителя, но пасхальная литургия служится в красных облачениях в знак пламенной любви Божией к роду человеческому, явленной в искупительном подвиге Сына Божия. Зеленый цвет на День Святой Троицы также неслучаен. Этот цвет образуется из сочетания голубого и желтого.
Но существуют богослужения, когда цвет риз, на взгляд современного человека, не соответствует моменту. В дни родительских суббот, во время поминовения усопших священники служат в белых облачениях. Казалось, такому моменту приличествуют темные цвета, и даже черный. Все-таки воспоминание об утрате близких и родных людей вызывает скорбные чувства, тут не до радости.
Подобное настроение в корне противоречит христианскому учению, которое утверждает, что земная кончина – это условие перехода человека в жизнь вечную, поэтому христиане первых веков так радостно встречали смерть, даже если она была сопряжена с мучениями. Известно, что праведная Нонна, мать святителя Григория Богослова, провожала одр своего другого сына в белом праздничном платье, как знавшая, что смерть для христианина есть не проклятие, а венец.

Традицию белых риз при отпевании и поминовении усопших Русская Церковь унаследовала от Греческой Церкви. Вообще белый цвет – не просто один из многих других цветов. В церковной символике он есть символ Божественного нетварного света, переливающегося всеми цветами радуги, как бы содержащего в себе все эти цвета. Как сказано в «Настольной книге настоятеля» (1983 г.), белый цвет ясно выражает смысл и содержание заупокойных молитв, в которых испрашивается для отшедших от земной жизни упокоение со святыми в селениях праведников, облеченных, согласно Откровению, в Царстве Небесном в белые ризы Божественного света.
Еще епископ Афанасий (Сахаров), прекрасно знавший церковные каноны, в своей книге «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви» (1995 г.) писал, что черный цвет, строго говоря, неизвестен Православной Церкви и не соответствует ее стремлению всегда, при всех обстоятельствах, поддерживать в своих чадах бодрое настроение. Черный цвет – цвет безнадежной и, следовательно, нехристианской грусти.

В связи с чем на Руси появились траурная одежда и черные платки?

«Черный цвет нам проник с сентиментального Запада с его обмирщленным христианством. В допетровской Руси и в мирском обиходе редко употреблялся черный цвет. Тогда и мужчины носили по большей части цветное платье», – указывает епископ Афанасий.
В России похоронный ритуал реформировал Петр I. Он не упускал случая участвовать в похоронах иностранцев, все более проникаясь духом западноевропейских, в основном протестантских церемоний. При похоронах ближайшего друга и сподвижника Ф.Я. Лефорта Петр I шел во время погребальной процессии к реформаторской церкви в глубоком трауре. Офицеры были в черных шарфах и лентах. Знамена с долгими черными кистями, барабаны были обиты черным сукном. За полками ехал черный рыцарь с обнаженным мечом острием вниз, символизирующий смерть, за ним вели двух коней в богатом убранстве и одного коня под черной попоной.
В 1730 г. для участия в похоронах Петра II петербургскому духовенству впервые было предложено облачиться по возможности в черные ризы. Дочь Петра I Елизавета Петровна, вступив на престол в 1741 году, повела настоящую борьбу с черным цветом и запретила дворянам и чиновникам обивать кареты и дома черной тканью по случаю умерших близких. Зато ее племянник Петр III,будучи приверженцем немецких традиций, став императором, приказал максимально использовать во время траура черный цвет.
Так черные облачения священнослужителей постепенно входят в обиход погребальных и великопостных служб. Хотя в древности в Греческой и Русской Церквях по Уставу Великим постом облачались в «багряны ризы» – в облачения темно-красного цвета, сказано в «Настольной книге настоятеля». Изначально в Православной Церкви не было черных богослужебных облачений, хотя повседневные одежды духовенства (особенно монашества) имели черный цвет. «При заупокойных богослужениях в древней Руси употреблялись обычно облачения «смирных» цветов, то есть не ярких, не кричащих, более или менее темных, но отнюдь не черных», – поясняет в своей книге епископ Афанасий (Сахаров). Черный цвет означал отсутствие света, нечто, принадлежащее к «темным силам», «сонмищу бесов», или отречение от мирской суеты и богатства, что отразилось в монашеских одеждах. Монахов так и называли – «черноризцы». В иконописи черной краской изображались бесы, пещеры – символы могилы и адская бездна. Когда же требовалось написать на иконах предметы, имеющие в земной жизни черный цвет, выбирались другие цвета. К примеру, черные кони изображались синими.
В дореволюционной России траурные ритуалы высшей знати в крестьянской среде не приживались. Простой народ придерживался допетровской традиции, на отпевании не надевали черных одежд, женщины покрывали головы белыми платочками.
– Еще в середине прошлого века такого безобразия не было, чтобы люди на церковное отпевание приходили одетыми в траур, – говорит настоятель Ильинского храма протоиерей Василий Истомин. – Вот посмотрите, фотография похорон архиерея, 80-е годы XX века. Женщины-певчие в белых или светлых платочках. Еще одна фотография: похороны в селе, 60-е годы. Черных головных покровов практически нет. Традиция одеваться на похороны в черное – это традиция Запада, не православная. Черный цвет как внешний маркер, как этикет, который говорит о внешнем участие в горе. Но люди потеряли понимание смерти. Для атеиста смерть – это полное уничтожение, конец света. У человека есть три дня рождения: день рождения физического тела, духовное рождение – крещение, и день смерти – это тоже рождение. Советская власть постаралась, чтобы люди об этом забыли и думали, что смерть – это конец, и никакой загробной жизни нет. Во время отпевания или поминания усопших священник просит, чтобы Господь упокоил их со святыми в месте светлом, в месте блаженном, где нет мук и скорби. По православной традиции умершего полагается облачить в белые одежды. В иконописи этот момент хорошо выражен: четырехдневный Лазарь выходит из гроба, обвитый белыми пеленами. Но вот живые, близкие родственники, наоборот, сегодня одевают черные одежды. Видите, какое несоответствие: люди просят одного, а делают другое. Посмотрите, на Пасху женщины стараются покрыть головы красным платочком, на богородичные праздники прийти в голубых, на господские – в белых. В цвет священнического облачения. А на похороны или панихиды, несмотря на то, что батюшки выходят в белых ризах, у всех траурные одежды. Полагаю, что даже в Великий пост не следует женщинам покрываться черными платками, выберите для себя синие, темно-зеленые, коричневые цвета.
Эпоха почти столетнего насильственного отлучения русского человека от Церкви трагически сказалась на взглядах наших современников, в обустройстве его быта и жизни в целом. Мы все пытаемся соединить несоединяемое, свести веру в Христа к обрядам и внешним действиям. Мы не очень-то прислушиваемся к голосу Церкви, потому что следовать своим привычкам и собственным представлениям гораздо приятнее и удобнее для нас. Дорастем ли мы когда-нибудь до истинного понимания жизни и смерти? Ибо только тогда мы вместе с апостолом Павлом можем смело сказать, что жизнь для нас – Христос, а смерть – приобретение.

В эпоху Средневековья и Возрождения в Европе носили цвет скорби как отличительный знак. При этом причина траура могла быть как личной, так и относиться к какому-либо общему событию. Когда произошло массовое убийство гугенотов во Франции - знаменитая Варфоломеевская ночь - и французский посол приехал в Англию, то английская королева Елизавета и ее придворные оделись в черный цвет. Таким образом они отдали дань печальному событию.

Не во всех странах Европы цветом траура был черный. Так, в средневековой Франции и Испании долгое время носили белый в качестве цвета скорби. Примеру англичан последовали американцы.

Англия - родина современного траура

К 19 веку траур и окружающие его в Англии превратились в сложный набор правил. Особенно это касалось высших общества. Вся тяжесть этой традиции легла на плечи женщин. Они должны были носить тяжелую, скрывающую тело одежду черного цвета и черную вуаль из крепа. Наряд завершала специальная шапочка или шляпа. Скорбящие женщины также должны были носить специальные украшения из гагата.

При этом считалось , если вдовы носят траур в течение четырех лет. Снять с себя черное считалось оскорблением , а если вдова была молода и красива, еще и сексуально вызывающим поведением. Друзья, знакомые и родственники носили траур так долго, как это позволяла степень родства.

Обычай носить черное в период траура достиг своей кульминации при правлении королевы Виктории. Она носила траур до последних дней своей жизни. Это связано с тем, что монаршая особа сильно скорбила о смерти своего рано ушедшего из жизни супруга, принца Альберта. Примеру королевы последовало все население страны.

Со временем правила стали менее жесткими, и срок ношения траура сократился до года. Черные платья стали украшать кружевами и рюшами.

Символизм черного цвета

Помимо королевы Виктории свою лепту в ношение черного цвета внесла кутюрье Коко Шанель. Она обессмертила черное платье как стандарт респектабельности и подходящую почти для всех случаев одежду, в том числе и для похорон.

В настоящее время в европейских странах сохраняется традиция ношения черного или темного цвета в качестве траура. Многие считают неприличным носить на похоронах одежду какого-либо другого цвета. Также очень часто женщины надевают солнцезащитные очки, чтобы скрыть слезы и припухшие глаза. Мужчины тоже надевают костюмы черного цвета.

Основное значение черного цвета во время траура – подчеркнуть горе, связанное с потерей близкого человека или смертью значимых людей.

Цвет траура и похоронных одежд

В связи с уже упоминавшимся христианским представлением о смерти как переходе в жизнь вечную складывалась и определенная гамма цветов, используемых в траурных мероприятиях. Сам покойник рассматривался как главный герой своеобразного спектакля, которым являются похороны, и всегда был одет в праздничное платье. Традиционные цвета одежды усопшего в России, как и любой праздничной, – белый, красный, зеленый. Отличием похоронной одежды членов правящей семьи являлось использование более дорогих материалов и определенных «торжественных» цветов; кроме традиционных белого и красного активно применялись цвета власти – пурпур, золото и серебро.

Если на покойника надевали специальную похоронную одежду – саван, то для савана использовался белый цвет. По поводу использования термина «саван» у специалистов нет полного взаимопонимания, и разные словари дают разные толкования. Иногда под саваном понимается само одеяние, т. е. платье (как, например, у В. И. Даля), либо подобие мантии или покрова, надеваемого сверху. Саван и сегодня воспринимается как длинная, закрывающая ноги рубашка из белой ткани, собранная под шею, с длинными рукавами, оставляющими только кисти рук открытыми. Судя по находкам специалистов, проводивших исследования в захоронениях Вознесенского монастыря, под саваном в данном случае следует понимать не платье покойника, а подобие мантии, надеваемой на платье. Впоследствии от подобного одеяния при похоронах членов правящего дома отказались. Единственное, что соединяет различную интерпретацию понятия «саван», это белый цвет.

Сходное похоронное одеяние описано иностранцами в XVII в.: на тело надевают «чистую сорочку, полотняные штаны, новые красные сапоги и обвивают в белое полотно, покрывающее все тело и сделанное вроде рубашки с рукавами, складывают ему крестообразно руки на груди, сшивают полотно у изголовья, также на руках и ногах, и кладут в гроб».

Когда хоронили представителей правящей семьи, то обычно под саваном подразумевалось подобие накидки, а не само траурное одеяние. Тела усопших лиц из верхушки общества клали в могилу в дорогих парадных платьях. Так, при вскрытии могилы матери Петра I царицы Натальи Кирилловны оказалось, что она похоронена в платье зеленого цвета. Также в зеленом платье похоронили сестру царя Алексея Михайловича царевну Татьяну Михайловну, скончавшуюся 24 августа 1706 г.

В царских похоронах для большей торжественности использовались дорогие ткани – серебряные и золотые. При похоронах царевича Алексея Алексеевича 18 января 1670 г. гроб и тело покрыли «объярью серебряною», «сани обиты бархатом червчатым», покров серебряный, «сверх того прежнего покрова, тело и гроб и сани покрыты оксамитом золотым». Червчатые сани упомянуты и при похоронах четырехлетнего царевича Симеона Алексеевича, умершего в 1669 г. При похоронах царя Алексея Михайловича 30 января 1676 г. также использовались дорогие ткани: бархат, шелк, оксамит; цвета – золотой, зеленый, червчатый, алый, серебро. Эти же цвета ткани указаны при похоронах практически всех членов царской семьи.

Обувь для покойника также была особой. Свидетельства указывают на красные, черные, белые погребальные башмаки. О красных погребальных башмаках пишут К. Буссов и П. Петрей, о черных – С. Коллинс. В настоящее время тема погребальной обуви служит предметом исследования археолога Д. О. Осипова.

Скорбь по ушедшему человеку выражалась в использовании черного цвета траура, принятого в христианстве, в одежде окружения, иногда в обивке гроба. В выписке из расходных дворцовых книг под 18 августа 1644 г. говорится о присылке камки белой на саван усопшей царице Евдокии Лукьянишне и черного бархата на «выносные сани, на покрышку». Для провожающих всегда использовался черный цвет одежды, так как, в отличие от главного героя своеобразного праздника, которым являлись похороны, окружение демонстрировало горе по покойному через ритуальные действа, такие, как плач и стенания, и ритуальные цвета одежды, такие, как «смирное» темное одеяние. В указанном сочинении Н. И. Костомарова говорится о том, что бояре думные и ближние люди, узнав о смерти правителя, являлись во дворец в черных платьях. Семейные люди носили скорбное платье черного или синего цветов, «худое и изодранное». Опрятность воспринималась как неуважение к покойному, человек, оплакивавший близкого, не должен был показывать заботу о собственной одежде. При похоронах царевича Алексея Алексеевича его отец царь Алексей Михайлович шел в «печальном, смирном платье», остальные участники процессии – в черном.

Иногда умершего одевали в черные одежды, но черная одежда для покойника всегда говорила о его собственном особом состоянии траура. Так, в черное платье были облачены при похоронах усопшие монахи и монахини, но это означало, что они уже носили символический траур по своей земной жизни. В описании похорон великого князя Василия III, принявшего перед смертью схиму, указан черный цвет одеяния и покрова на одр, на котором лежало тело. При вскрытии гроба его сына Ивана Грозного оказалось, что он также одет в черное одеяние схимника. Черные одежды для покойников, бывших при жизни вдовами и вдовцами, символизировали их собственную скорбь по ушедшему прежде их самих супругу или супруге, т. е. сами покойные были в трауре на момент погребения. Например, при похоронах царицы Натальи Кирилловны, вдовы царя Алексея Михайловича, использовались черное сукно и черный бархат для обивки гроба, выносных саней, покровов и пр.

Тема траурного одеяния не вполне разработана до настоящего времени. Некоторые исследователи и сегодня пишут о том, что черное платье впервые было введено в обиход во времена Петра I. В брошюре, посвященной Петропавловскому собору – усыпальнице российских императоров, сказано о похоронах самого Петра I: «…черный цвет как знак траура был употреблен в России впервые». Данное утверждение не соответствует истине. Еще со времени крещения Руси в X в. сложилась традиция использования цвета в различных ритуалах в соответствии с христианской символикой, согласно которой черный цвет ассоциировался со скорбью и активно применялся во внешних признаках траура задолго до XVIII в. На похоронах, особенно людей из высшего эшелона власти, ничто не было случайным. Каждый элемент действа был знаковым. Цвета, используемые при этом мероприятии, входили в состав языка символов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Кицур Шульхан Арух автора Ганцфрид Шломо

Глава 212 ЧТО ЗАПРЕЩЕНО КАК РАДОСТНОЕ ПОСЛЕ СЕМИ ДНЕЙ ТРАУРА 1. Запрещено участвовать в трапезе по случаю обрезания, выкупа первенца или завершения изучения трактата Талмуда, а тем более - в свадебной трапезе, все тридцать дней тому, кто соблюдает траур по родственникам, и

Из книги Фольклор в Ветхом завете автора Фрезер Джеймс Джордж

Глава 217 ЗАКОНЫ О ТОМ, КТО НЕ СОБЛЮДАЛ ТРАУРА 1. Если скорбящий не соблюдал законов семи дней траура, не важно, по ошибке или нарочно, он должен неделю соблюдать эти законы в течение первых тридцати дней траура, кроме разрывания одежд, то есть если он не разорвал своих одежд в

Из книги Бафомет автора Клоссовски Пьер

Глава 219 ЗАКОНЫ ТРАУРА В ШАББАТ И ЙОМ-ТОВ 1. В Шаббат, выпавший на первые семь дней траура, соблюдаются те законы траура, которые выполняются скрытно, не у всех на виду, то есть соблюдающему траур запрещены мытье и супружеская близость; однако те законы траура, которые

Из книги Миссионерские письма автора Сербский Николай Велимирович

Из книги Литургика автора (Таушев) Аверкий

Из книги Сочинения автора Кавасила Николай

Письмо 33 профессору М., который не празднует Крестную Славу из-за траура Я получил твое письмо. Ты подтверждаешь опубликованное в газетах объявление, что не будешь праздновать Крестную Славу, потому что в твоем доме траур. Я сердечно разделяю с тобой твою скорбь. И снова

Из книги Мировые культы и ритуалы. Могущество и сила древних автора Матюхина Юлия Алексеевна

Значение священных одежд, их украшение и цвет Священные одежды символизируют, большей частью, уничиженное состояние Христа Спасителя, но, тем не менее, Св. Церковь украшает их серебром, золотом и драгоценными каменьями. Этим она показывает, что для нее нет ничего

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

Изъяснение священных одежд Диаконское облачение и священническая фелоньОдежда диакона имеет рукава, так как он служитель и ему необходимо иметь руки, хорошо приспособленные для дела. [Одежда] же священника, именуемая фелонью - без рукавов, что обозначает непригодность

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

Ритуал похоронных убийств У многих племен Западной, Восточной и Центральной Африки были распространены обычаи убийств людей на похоронах вождей или знатных воинов. У племени вадо вместе с умершим вождем, по обычаю захороненным в сидячем положении, хоронят живыми

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

21. Так и сделали сыны Израилевы. И дал им Иосиф колесницы по приказанию фараона, и дал им путевой запас, 22. каждому из них он дал перемену одежд, а Вениамину дал триста сребренников и пять перемен одежд; Отправляя братьев за отцом, Иосиф наделяет всех их подарками и

Из книги Печальные ритуалы императорской России автора Логунова Марина Олеговна

6. Голос говорит: возвещай! И сказал: что мне возвещать? Всякая плоть - трава, и вся красота ее - как цвет полевой. 7. Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет на него дуновение Господа: так и народ - трава. 8. Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет

Из книги Повседневная жизнь отцов-пустынников IV века автора Ренье Люсьен

Приготовление одежд для священников Из голубой, пурпурной и алой пряжи соткали с великим искусством достойные одежды для служения во Святилище, священные одежды для Аарона приготовили точно так, как Господь повелел Моисею.2 И эфод сделал Бецалел со своими помощниками из

Из книги Великая сила молитвы автора Иженякова Ольга Петровна

Наложение траура Особым указом объявлялось о наложении и ношении траура, при этом оговаривались все мельчайшие детали одежды: цвет, покрой, подкладка, туфли, серьги, использование косметики. Высочайше расписывалось, когда, кому, какую одежду носить, когда и как можно

Из книги Православный календарь. Праздники, посты, именины. Календарь почитания икон Богородицы. Православные основы и молитвы автора Мудрова Анна Юрьевна

Количество и качество одежд Даже тогда, когда одеяния отшельников приобрели свой законченный вид, различие в их качестве еще могло сильно сказываться. Некоторые Отцы выделялись своими намеренно убогими одеяниями, например, бывший разбойник авва Моисей или бывший

Из книги автора

«Неувядаемый цвет» Больше тысячи цветов выращивает пенсионерка Анна. У нее розы, астры, георгины, гладиолусы, анютины глазки, львиный зев, фиалки, пионы, рябчики императорские, хризантемы, черно-белый клематис, платикодон, королевские колокольчики…Даже знатные цветоводы

Из книги автора

«Неувядаемый цвет» На иконе Пресвятая Богородица держит Своего Божественного Сына на правой руке, а в левой руке у Нее – цветок белой лилии. Этот цветок символически знаменует неувядаемый цвет девства и непорочности Пречистой Девы, к Которой так и обращается Святая