Меню
Бесплатно
Главная  /  Подоконники, откосы и отливы  /  Почему на Руси дома и любые другие строения строили из дерева, а не из камня, как в Западной Европе? Почему в России XXI века строят деревянные дома Почему в россии строили дома из дерева.

Почему на Руси дома и любые другие строения строили из дерева, а не из камня, как в Западной Европе? Почему в России XXI века строят деревянные дома Почему в россии строили дома из дерева.

В русских уездных городках доживают свой век такие купеческие дома о двух этажах - нижний кирпичный, а верхний деревянный. А между тем они являют собой ответ на вопрос - почему в Риге и Таллине есть "средневековые улочки", а в Новгороде и Пскове нет.

Рига и Таллин основаны на несколько веков позже Новгорода и Пскова, но в этих русских городах сохранились от Средневековья только церкви, монастыри и крепостные стены, в все мы знаем почему - жилые дома там строились из дерева - материала менее долговечного чем камень или кирпич.

Для сравнеия двух средневековых градостроительных традиций - западноевропейской и русской - Новгород и Псков подходят как нельзя лучше, потому что эти города в то время были более развиты и богаты чем ближайшие западные соседи и они не испытали на себе опустошения после монгольского нашествия. Известно, что мостить улицы в Новгороде начали на 400-500 лет раньше, чем в Лондоне и Париже. Все новгородские мужчины и многие женщины были грамотны, в то время как на Западе даже в высшем обществе того времени встречались неграмотные.


Вот, к примеру, подписи короля Франции Генриха I (1008 - 1060) и его супруги Анны, дочери Ярослава Мудрого под грамотой Суассонскому аббатству: король нарисовал кресты вместо подписи, а королева написала “Анна ръина” - так старалась она славянской кириллицей передать французское произношение латинского “Anna regina"

Средневековые Новгород и Псков в материальном и культурном развитии ничем не уступали тем же Риге и Ревелю (Таллину), но при всём при том их небедные жители строили себе жильё из дерева. Может быть причина тому была доступность и дешевизна леса? Однако Латвия и в наши дни является экспортёром древесины, а в XIII веке (Рига основана в 1201 г.) лесов там было в разы больше. Или, может быть, западные колонисты следовали своей градостроительной практике в основанных ими городах на Востоке? Тем не менее, в первые десятилетия своего существования в Риге было много деревянных домов, так что в конце XIII века был издан указ, запрещающий строительство зданий из дерева - так городские власти повышали пожарную безопасность.

А тем временем на Руси избы, терема, хоромы и даже дворцы (дворец Алексея Михайловича в Коломенском) вплоть до петровских реформ продолжали строить почти исключительно из дерева. Кроме храмов и монастырей и з кирпича и камня строили нежилые здания - "палаты" (Грановитая палата в Москве, Владычная палата в Новгороде). В то же время на Западе, там где леса становилось все меньше, нашли другой способ строительства дешёвого жилья - научились делать фахверки, основой конструкции у которых был каркас из деревянных балок, заполнявшийся чем придётся: кирпичом, глиной, досками...

Нельзя сказать, что на Руси вообще не жили в каменных здания. Пример - Боголюбовский замок Андрея Боголюбского (XII век).


Замок в Боголюбове. Реконструкция С.В. Заграевского

Тем не менее, такие каменные хоромы были исключением из правил. Всё изменилось с началом строительства новой столицы - Санкт-Петербурга, в котором, по замыслу основателя, не было места для изб. По иронии судьбы первым зданием города стал деревянный домик Петра I. Да и поначалу в Питербурге-городке продолжали, по привычке, ставить срубы. Поэтому 4 апреля 1714 царь издал указ, воспрещавший строить деревянные дома, но не во всё городе, а только на набережных Невы, на Петербургской стороне и на Адмиралтейском острове (между Невой и Мойкой).

Указ привёл к резкому сокращению строительства в новой столице, поэтому через полгода, 20 октября 1714 года, Пётр I издал новый указ. «Понеже здесь (в Петербурге - прим. авт.) каменное строение зело медленно строится от того, что каменщиков и прочих художников того дела трудно и за довольную цену, того ради запрещается во всём государстве на несколько лет (пока здесь удовольствуются строением) всякое каменное строение». "Несколько лет" продлились, по разным сведениям, то ли до 1741, то ли до 1728 года. При том, петербкржцы быстро нашли способ обойти запрет - ставили срубы, покрывали их глиной и раскрашивали "под кирпич".

Нельзя сказать, что Россия испытывала дефицит каменщиков. Князь Василий Голицын, фаворит царевны Софьи и фактически второе лицо государства поощрял строительство каменных домов в Москве - по оценкам историков, их было построено в то время около трёх тысяч. Проблема Петра I была в том, что каменщики были, в основном "вольными". Их надо было нанимать, а не принудительно направлять на работы в Петербург, как крепостных крестьян, трудившизся разнорабочими и плотниками на стройках столицы .

Новый указ также не смог переломить ситуацию. Каменные дома строились гораздо медленнее, чем деревянные. Поэтому Пётру пришлось пойти по тому же пути, что и изобретателям средневековых фахверков. Он распорядился строить «мазанки». Вначале строители возводили деревянные каркасы, а потом они обмазывались глиной, которая затем раскрашивалась "под кирпич" уже официально. Петр I распорядился построить несколько мазанок неподалеку от Петропавловский крепости, и назвал их "образцовыми".

Но сделать Санкт-Петербург каменным городом долго не удавалось. В< 1833 году из 7976 домов Петербурга только 2730 были каменные, а 5246 - деревянные. Несколько деревянных домов сохранились в центральных районах Петербурга до сего дня. Как, например, этот домик на Васильевском острове.

А русские купцы до самого конца существования Российской Империи строили дома, в которых первый этаж с кирпичными стенами занимала лавка, а второй этаж - жильё. И это несмотря на то, что к XX веку и кирпич стал доступнее и каменщиков хватало. Купцы могли себе позволить строить более практичные двухэтажные кирпичные дома. Причина этого типично русского архитектурного изыска была той же, что и в наше время, когда в загородном строительстве вошли в моду дома из оцилиндрованного или ещё более дорогого клееного бруса вместо дешёвого и практичного пенобетона - в деревянном доме чувствуешь себя лучше, чем в "каменном мешке". Наши предки задолго до появления моды на всё эко- и био- знали толк в здоровом образе жизни.

Интересный вопрос!

Все просто - строить из дерева было экономически выгоднее, быстрее и проще. В условиях суровой зимы еще и теплее. Но такой ответ покажется слишком коротким, вам же интересно узнать причины причин?

1. Дерево в киевской Руси было почти везде, тогда как камень найти было труднее. Есть много пород камня - диабаз, гранит, известняки и песчаники, туфы и так далее. Они бывают осадочные (песчаник, ракушечник - на поверхности), магматические (лава излилась и застыла) и метаморфические (лава долго лежала и прессовалась, это сланцы, мрамор и прочие камни с разводами)

Но одни породы либо слишком твердые, другие слишком рассыпчатые. Прикол в том, что Киев, Великий Новгород, Псков и прочие города - стоят на равнинах. Откуда взяться разломам земной коры и твердым породам камня? Также нет вулканов и соответственно, "красивых" пород камня с разводами.

Даже единственная применявшаяся в постройке храмов порода известняка (белый камень) - экономилась. Делали два ряда из белого камня, а пространство между ними закладывали бутом - обычным камнем вперемешку с глиной и песком.

2. Холод. Да, банально холодно в каменном доме без соответствующей системы отопления. Дерево обладает меньшей теплопроводностью. Вообще чем пористей и волокнистей матриал - тем он "теплее". Чтобы не замерзнуть зимой, нужна или стена из бревен по 40см в диаметре, или 2-х метровой толщины каменная стена. (очень грубо)

Что экономнее - свалить пару деревьев и за одно лето срубить дом, или несколько лет вытесывать камень и класть толстые стены? Думаю это очевидно.

3. Развитие технологий и общественной жизни.

Многие не хотят в это верить, но мы были аутсайдерами в период 10-17 веков. Первые университеты появляются в Италии и Франции в 11 веке. Торговые маршруты в Китай и Америку прокладывают Португалия и Испания в 16 веке. Гигантские по высоте и мощи здания строят тоже на западе уже в 13-14 века.

Развитие на Руси каменного домостроения и архитектуры в целом сильно притормозили междоусобицы (11-12века), затем нашествия и захват Игом (12-15). потом были иностранные интервенции в Смутное время (16). Из огня да в полымя. Никаких школ - упаси боже университетов не было. Мастерство передавалось строго из уст в уста и по наследству.

Даже война с Наполеоном. Переломный момент произошел из-за суровых погодных условий и пары хитрых движений! Армия маленькой Франции была лучше организована и почти захватила почти всю Европу на тот момент! Так что наши войска храбро бросили гореть Москву. К справедливости, ее отстраивали по новому уставу "о каменном домостроении" и сильно улучшили. Может и хорошо, что сгорела.

4. Традиции. Это как спросить у японцев - "а чего это у вас дома из дерева и бумаги"? Целесообразность строений из дерева перевешивала минусы в то время. И мастерство строений из дерева накапливалось.

Вот чего я не понимаю - почему у нас не строили из кирпича. Очевидное же решение в условиях нехватки натурального камня. Из кирпича много строили в Северной Италии, Германии, Чехии. Даже в средние века. Может влом было зимой ковыряться в глине? Не пойму, когда упустили этот момент? Храм Софии в Киеве из кирпича же строился. А потом опять ушли к камню и дереву.

Про кирпич первым подумал и приглашенный из Италии "Алевиз Старый" - он же Aloisio da Caresano (или Алоизио - миланец). Он организовал в Москве производство кирпича, из которого строили стены нового Кремля. Потому что это проще, чем вырезать блоки и везти их издалека, а прочность кладки не уступает натуральному камню. Сейчас мы очень гордимся Красной площадью, а ведь это итальянская архитектура.

В целом, что я могу сказать. Строить из дерева было дешевле, быстрее и теплее. Общественное устройство не было достаточно развито для городской ратуши или торговых палат на то время. Собирались старейшины в крепости или торговали на рынке.

Действительно, почему сегодня люди, имеющие вполне достаточные средства для того, чтобы построить каменный (кирпичный) особняк в два-три этажа предпочитают дома из дерева? Что это - дань моде, воспоминания о кружевных теремках детства из книжек-сказок? Или практический расчет современного человека, которому надоела жизнь в «бетоне и стекле»? А может быть - деревянный дом - это нечто более живое, теплое, домашнее, в отличие от того, что нам предлагает современная строительная индустрия?

Каждый сам отвечает на эти вопросы, выбирая для жилья или отдыха деревянный дом. Конечно, дерево как строительный материал обладает своими особенностями, а значит, возведение здания, эксплуатация и уход за ним будут иметь иные требования, отличные от предъявляемых, например, к кирпичному зданию. Но в пользу деревянного дома говорят следующие факты:

1. Вес деревянных конструкций и дома в целом в 4-6 раз меньше, чем аналогичных из кирпича или камня, поэтому строительство деревянного дома не требует устройства массивного фундамента и привлечения тяжелой строительной техники. Таким образом, дом из дерева в среднем в 1,3-1,5 раза дешевле, чем кирпичный дом.

2. Бревенчатые стены и стены из бруса соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям, имеют хорошие теплоизоляционные свойства, т. к. дерево обладает низкой теплопроводностью. Слой дерева толщиной 15 см обладает такой же теплоизоляционной способностью как слой кирпичной кладки 60 см. Благодаря этому в деревянном доме тепло зимой и прохладно летом.
Толщина стен домов зависит от используемого материала, конструкции и расчетной зимней температуры, характерной для той местности, где строится дом. В качестве расчетной температуры для массивных стен, и правило, принимают среднюю температуру наиболее холодной пятидневки в течение года.

3. Внутренняя поверхность деревянной стены всегда имеет температуру очень близкую к температуре воздуха в помещении, что очень важно зимой для ощущения теплового комфорта. Стены, пол между этажами и кровлю можно дополнительно утеплить экологически чистым утеплителем, близким по структуре к дереву, но превосходящим дерево по теплоизоляционной способности. Толщина утеплителя рассчитывается исходя из климатических условий и предполагаемых затрат на отопление.
В доме из дерева легко поддерживать нормальный тепловой и влажностный режим. Деревянный дом протапливается за несколько часов, даже если он не отапливался всю зиму (в отличие от кирпичного или каменного дома, который необходимо периодически протапливать и вентилировать). Такая низкая теплопроводность позволяет обходиться не очень толстыми (20-28 см) стенами.

4. Дерево не накапливает электростатический потенциал, вредный как источник электромагнитного излучения и способствующий накапливанию пыли. Кроме того, дерево поддерживает оптимальный уровень влажности воздуха. Деревянные дома не требуют установки кондиционера, так как «дышат» сами.

5. Дерево имеет прекрасный цвет и текстуру, внутренние поверхности дома практически не требуют дорогостоящей отделки.

6. Деревянный дом органично вписывается в окружающий ландшафт, «сливается» с природой.

7. Дерево достаточно долговечный материал; правильно построенный и защищенный от атмосферных воздействий дом прослужит более двухсот лет.

Основные недостатки дерева - низкая огне- и биостойкость, но пропитка бревен и бруса специальными составами позволяет защитить их от неблагоприятных воздействий и увеличить срок жизни деревянного дома в несколько раз

Чаще всего причиной разрушения древесины становится ее повышенная влажность, и, как следствие, образование синевы, плесени и грибков. Но их существование можно затруднить или сделать невозможным, если лишить питательной среды. Главное здесь - удаление избыточной влаги из древесины. Не забывайте о водоотводящей системе - стоки для воды и талого снега не позволяют влаге проникнуть в древесину. Поперечные срезы между деревянными частями должны быть загерметизированы.

Но самая надежная защита - это обработка поверхности антисептическими средствами. В наше время существует немало высоко технологичных средств по защите древесины.

За домом нужно следить, а сегодня можно приобрести различные долговечные защитные материалы, краски и антисептики. Сохранение любого дома в хорошем состоянии - дело не сложное, но требующее от хозяина внимательности и методичности.

Какую же породу дерева выбрать для строительства? Современный рынок предлагает богатый выбор материалов: лиственницу, кедр, сосну, дерево лиственных пород. Дуб, например, славится прочностью, но материал это один из самых дорогих. А лиственница почти не гниет. Для наиболее оптимального баланса стоимости и качества первые несколько венцов сруба можно класть из лиственницы, а остальные из сосны. Подробнее на нашем сайте: http://spec-stroy.com/doma-i-bani-iz-brusa/

Также следует отметить, что дом из сухого материала практически не подвержен усадке, и в нем можно производить внутренние работы сразу после сборки, в то время как дом из сырой древесины должен «выстоять» год-полтора для естественной усадки стен.

Сегодня деревянные дома выглядят элегантно и современно благодаря новым проектным решениям и планировке прилегающего пространства, кроме тех случаев, когда хозяин намеренно желает стилизовать свой бревенчатый дом под старину.

Дерево легко обрабатывается, из него можно выполнить различные конструктивные элементы. «Фирменными» чертами современных деревянных домов являются сложные перекрытия с открытыми стропилами, многоуровневые интерьеры, галереи и террасы, открытые внутренние лестницы, освещение гостиных «вторым светом» через оконные проемы фронтона и многое другое.
Интерьеры деревянных домов сочетают современное удобство и традиционный уют. Наиболее эффектно выглядят сочетания материалов: дерева и камня, дерева и металла, дерева и керамики. В моде также использование больших застекленных поверхностей, устройство зимних садов, галерей и внутренних двориков.

Традиционное бревно, из которого в течение десятков веков возводили дома наши предки, постепенно уходит в прошлое. Сейчас в строительстве деревянных домов в основном применяют оцилиндрованные бревна или профилированный брус (цельный или клееный). Но наша компания специализируется на строительстве из бревен тесанных (рубленых), а именно вручную. Ручная работа всегда ценилась и продолжает цениться ныне, в век высоких технологий. Особенно если ее выполняет настоящий мастер. Профессиональный инструмент и мастерство позволяют экономить ваши средства. Зайдите на сайт http://www.spec-stroy.com в раздел типовые проекты - удивитесь нашим ценам.

Источник : Собственная информация
Учетная запись :

Традиции и современность русского деревянного зодчества

Русь издавна считалась страной дерева - обширных могучих лесов вокруг было предостаточно. Так уж сложилась русская жизнь, что почти все на Руси строили из дерева. Из мощных сосен, елей и лиственниц русские всех сословий - от крестьянина до государя возводили храмы и избы, бани и амбары, мосты и изгороди, ворота и колодцы. Как отмечают историки, русские столетиями жили в деревянном веке. Да и наиболее распространенное название русского поселения - деревня - говорило о том, что постройки здесь деревянные.

Дерево - один из самых древних, традиционных и любимых русским народом строительных материалов. А почему не камень? Ведь и камень у нас был!

На этот вопрос еще в XVI веке ответил Д. Флетчер в книге «О государстве Русском»:

«Деревянная постройка для русских удобнее, нежели каменная или кирпичная, потому что в тех много сырости, и они холоднее, чем деревянные дома, что важно в суровом климате Руси; дома из сухого соснового леса дают тепла больше всего» ...

Дереву на Руси издревле был почет. К нему, как к живому, обращались в самых разных случаях: «Свято дерево, помоги". И дерево, внимая просьбе-мольбе, помогало. Великая сила земли и неба сосредоточена в деревьях. А предки наши чистым своим сердцем чувствовали это и потому деревянные избы-хоромы, построенные: «как красота и мир скажут», так любили.

Дух дерева продолжал жить в бревнах сруба, в досках пола и потолка, в отполированной до блеска столешнице и в лавках. Поэтому и саму избу, свое жилище, крестьянин рассматривал как часть природы, ее одухотворенное продолжение.

Зайдя в такой дом, понимаешь, что его пространство наполнено мерным шумом леса и потоками свежего воздуха; это пространство дышит умиротворением и безмятежностью. В доме всегда витает тонкий «лесной» аромат сибирской сосны или лиственницы, кедра, ели. Солнце царит здесь с утра до вечера, мягкие пастельные тона выглядят естественно, смола солнечной слезой стекает по бревнам, и с темной иконы смотрит всепроникающим взглядом светлый лик Богоматери...

Дом выглядит неподдельно величественно, как и сама природа. Создается впечатление, что дом этот прижился, «пустил корни» в окружающую среду, стал неотъемлемой частью окружающих лесов и полей, всего того, что мы называем Россией.

Дом - то уникальное место на земле, где человек чувствует себя уверенно и спокойно, где ощущает себя полноправным хозяином. Отсюда отсчитывает он все свои перемещения во времени и пространстве, сюда возвращается, здесь ждет его семейный очаг, здесь он растит и воспитывает детей, здесь протекает его жизнь. «Дом - это там, где твое сердце», - писал римский ученый и историк Плиний старший.

При создании дома для себя и своей семьи наш предок вступал в теснейшие и весьма сложные связи и отношения с окружающей средой. Умело используя её особенности, он стремился вжиться в природу, гармонично и непротиворечиво слиться с нею, вписаться в ее живую и легкоранимую структуру. Существуя рядом и вместе с природой, развиваясь в постоянном контакте с нею, он, добивался, порой поразительных результатов в сложнейшем и ответственейшем деле формирования полноценного жилища, практичного и выразительного.

Природная наблюдательность, опыт предков, наработанные веками традиции, способность воспринимать и объективно оценить особенности естественного ландшафта пробуждали в русиче удивительное «чутьё» - он устраивался, обживался в действительно наилучшем месте, где было не только удобно, но и красиво - красота окружающей природы имела для него очень большое, а иногда и определяющее значение. Оно возвышало душу, давало ощущение свободы и простора.

Русская изба... Мудрым добром детских сказок обволакивает она, растворяя в сердце в покое. Для русского человека обычная деревенская изба является неким изначальным памятником его бытия, с ней связано начало Отечества - корневая основа его жизни.

Спокойной уверенностью веет от простых русских изб, добротно и обстоятельно обосновались они на родной земле. При взгляде на потемневшие от времени постройки старых русских селений не покидает ощущение, что они, однажды созванные человеком и для человека, живут вместе с тем какой-то своей, отдельной жизнью, тесно связанной с жизнью окружающей их природы - так сроднились они с тем местом, где появились на свет.

Древние северорусские избы повествуют нам о том, как жили наши предки времен Новгорода Великого и Московской Руси. Сделанное нашим предком - это практически сказанное им. Каждая изба - история.

| Строили в старину вольно, с удалым русским размахом. Земли было много, лес под рукой, да и рабочих рук не занимать: бездельникам на Руси почета не было, а к суровых северных краях они бы просто не выжили. Избы возводили большие, добротные и уютные. Иногда в один этаж, чаще в два со светелкой над ним, с большим крытым двором. Объем некоторых изб внушителен - до двух с половиной тысяч кубометров.

Основу каждой постройки составляет бревенчатый сруб - всегда мощный вне зависимости от своих размеров, пластичный, насыщенный светотенью, играющий множеством полутонов и оттенков натурального дерева. Естественная красота бревенчатого сруба - уникального в своей красоте и целесообразности предстает перед нами в каждом произведении подлинно народного деревянного зодчества.

Дом служил защитой, оберегал. Его орнаменты и детали - это просьбы и пожелания, обращенные к силам природы и символизирующие единение с ней человека. "Конь на крыше - в избе тише", - гласит народная пословица. Конь - аллегорическое напоминание о бесконечном движении человеческой жизни, о необходимости выбора в ней праведного пути. Там же, где царит дух нравственной силы, поселяется мудрость и тишина - вот и смысловая основа пословицы.

В защитно-заклинательной орнаментике русской избы большую роль играло символическое изображение солнца, которое показывалось трижды: восходящим, в зените и уходящим, - в местах соприкосновения кровли со срубом на (причалинах) и наверху под стыком кровельных скатов и причалин.

I Резные полотенца, на которых обычно вырезались символические солнца, олицетворяли чистоту человеческих помыслов, неразрывно связанную с солнечной радостью бытия, с победой света над тьмой.

Тот же символический смысл озарения, освещения придавался устройству красного (красивого, солнечного) угла внутри избы, где ставили иконы. Потолок в избе олицетворял небосвод, а поддерживающая его широкая балка - матица -Млечный путь. Все не случайно в жизни, - повествовала народная мудрость, надо лишь с вниманием смотреть, как бы прочитывая увиденное, призывая к глубинному осмыслению этой вроде бы и простой, но бесконечной в познании истины. I Для понимания архитектуры северной деревни нам нужно сделать ещё один шаг на пути осмысления природы и сущности древнерусского деревянного зодчества, сосредоточенных в его исходном принципе - в единстве конструктивно-технической и архитектурно-художественной форм.

Этот принцип, известный в древней архитектуре многих народов, в деревянном зодчестве России был выражен с наибольшей полнотой, если не сказать - с абсолютной и предельно возможной.

Думается, стоит внимательнее присмотреться к бесценному богатству, которое было интуитивно найдено коллективным народным разумом, что хранится в памяти народа. Остановиться, оглянуться, чтобы увидеть, вспомнить, рассмотреть и понять, как же решались нашими предками важнейшие для самого существования проблемы связи с окружающим миром, с естественной природой.

Предпочтение отдано хвойным породам из-за красивой фактуры, прочности и высокой стойкости к достаточно сложным условиям Сибири. Сосна, за счет ее низкой теплопроводности, создает микроклимат внутри дома, поэтому летом в доме, выстроенном из сосны, прохладно, а зимой тепло. Стена, возведенная из дерева, позволяет в 7 раз снизить нагрузку на фундамент по сравнению со стеной из кирпича, а, значит, дом можно ставить на более легкий фундамент, и тем самым до минимума свести расходы на фундамент.

При этом на Севере для возведения дома использовали лиственницу. Лиственница - порода ядровая. Ядро красновато-бурого цвета, заболонь светлая узкая. Ее древесина имеет мелкие немногочисленные смоляные ходы, обладает высокой стойкостью против загнивания и грибковых заболеваний, поэтому особо ценится в гидротехнических сооружениях. Примером этому может служить Венеция, стоящая более тысячи лет на сваях из лиственницы. Обладая высокой твердостью и прочностью, лиственница по своим качествам примерно на 30% превосходит сосну. В ряде районов Сибири из прочной и плотной лиственницы собирали сруб, всю же внутреннюю отделку производили из сибирского кедра.

И всё же самым распространенным материалом для строительства жилья была сосна, в особенности, сосна боровая или, как её ещё называли, «кондовая». Бревно из неё тяжелое, прямое, почти без сучков и, по утверждениям мастеров-плотников, «сырости не держит». В одной из подрядных записей на постройку жилья, заключавшихся в старину между хозяином и плотниками (а слово «порядная» происходит от древнерусского «ряд» - договор), вполне определенно подчеркивалось: «...лесу высечь соснового, доброго, ядреного, гладкого, не суковатого»...

Различают рудовую сосну, которая растет на глубоких рыхлых супесчаниках и легких суглинистых почвах, на возвышенных местах, имеет мелкослойную плотную древесину, узкую заболонь, смолиста. Другая разновидность сосны - мяндовая - растет на низменных глинистых почвах, имеет менее плотную весеннюю древесину, широкослойную, менее смолистую, чем рудовая сосна.

Заготавливали строительный лес обычно зимой или в начале весны, пока «дерево спит, и лишняя вода в землю ушла», пока можно ещё вывезти брёвна санным путем. Тогда древесина меньше подвержена усушке, загниванию и короблению. Бревна для строительства дома подбирали обычно толщиной около восьми вершков в поперечнике (35 см.), а для нижних венцов сруба - и более толстые до десяти вершков (44 см.). Нередко в договоре указывалось: "а менши семи вершков не ставить". Возраст подобной красавицы - 100-200 лет, высота - до 20 метров.

Деревянный дом из бревен большого диаметра стоит сейчас очень дорого. Но и удовольствие жить в нем не сравнимо ни с чем. Владельцы такого дома подчеркивают, что тепло, исходящее от настоящих крупных бревен, ни с чем не сравнимо. Здесь необычно легко дышится, уходит прочь раздражение и оставляет извечная суета городской жизни: в таком доме и здоровье сохранится до глубокой старости, и мысли и чувства будут светлы. Древесина материал податливый, чистый и отзывчивый на красоту. Ее теплый блеск, рисунок, цвет и аромат неповторимы. Как материал дает необыкновенный простор для творчества. Она достаточно прочна, способна долго сохранять тепло, хорошо поддается обработке. А, оказавшись в руках мастера, словно обретает душу, оживает. Заметим попутно, что сегодня рекомендуемый диаметр брёвна для рубленой стены - 22 см... Бревна вывозили в селение и складывали в "костры", где они лежали до весны.

Начало возведения жилища на Руси связывалось с определенными, регламентируемыми специальными правилами, сроками. Лучшим считалось начинать строительство дома Великим прстом (ранней весной) и так, чтобы процесс строительства включал в себя по срокам праздник Троицы, - «Без Троицы дом не строится". Нельзя было начинать строительство в так называемые "тяжелые дни" - в понедельник, среду, пятницу, а также в воскресенье. Благоприятным для начала постройки считалось время, «когда наполняется месяц" - после новолуния...

Далеко не последнюю роль имело и то обстоятельство, что деревянные постройки можно было возводить в довольно короткие сроки. Скоростное строительство из дерева на Руси вообще было широко развито, что говорит о высоком уровне организации плотничьего дела. Известно, что даже церкви - наиболее крупные постройки русских сел - иногда возводились «во един день», почему и назывались «обыденными».

Кроме того, рубленые дома могли быть легко разобраны, перевезены на значительное расстояние и вновь поставлены на новом месте. В городах бытовали специальные рынки, где и продавались « на вывоз» заранее изготовленные срубы и целые дома из дерева со всей внутренней отделкой. Зимой такие дома отгружались прямо « с саней» в разобранном виде, а на их сборку и конопатку уходило не более двух дней.

Стремление наших далеких предков украшать свои жилища, окружать себя красивой утварью - древняя традиция, сформировавшаяся по зову внутренней природы русского человека, его генетического стремления к красоте, гармонии.

Декоративная резьба на старинных русских постройках, сохранившихся на Русском Севере, в Поволжье, на Урале и в Сибири, всегда привлекала внимание путешественников, исследователей, художников своей завораживающей красотой, мастерством исполнения и образной выразительностью.

В наше время современные методы обработки древесины позволяют обеспечить идеальную подгонку бревен и абсолютную плотность мест стыка. Дерево отвечает всем требованиям по уровню комфортности, а также как нельзя лучше вписывается в столь популярную в последнее десятилетие «экологическую» концепцию внутреннего пространства.

В течение многих веков мастера - плотники для «бережения» дерева прибегали к исконным природным компонентам. Использование этих компонентов сохраняло экологическую чистоту и природную красоту дерева. Поскольку дерево - элемент живой природы, то его декоративную обработку осуществляли натуральными материалами, на основе натуральных масел, воска, разнообразных растительных вытяжек, способными оставлять поры открытыми, несмотря на глубокую обработку древесины. Таким образом, дерево «дышит», лишняя влага из него испаряется, износостойкость значительно повышается.

Натуральная глазурь, придающая дереву легкий шелковистый блеск, сохраняет и подчеркивает естественную красоту и текстуру дерева, обеспечивает защиту от вредного воздействия ультрафиолетового излучения, насекомых, влаги и ветра. Стены дома - усадьбы при этом сохраняют натуральный тон сосны и выглядят всегда свежими.

Многовековые поиски и эксперименты народных мастеров прошлого оказали Огромное влияние на внешний облик нынешнего деревянного дома. ! Удобный, теплый, уютный и красивый усадебный дом способен предоставить своим обитателям высокий уровень комфорта, обеспечить гармоничное развитие всех жизненных процессов, создать необходимые удобства для ведения хозяйства. Именно усадебный дом может полноценно и органично связать человека с окружающей природой, с ландшафтом, с землей.

Многочисленные проекты и постройки, осуществленные на основе дерева в России и за рубежом, неоспоримо доказывают его современность и безусловную перспективность использования в сегодняшней практике усадебного строительства.

Деревянные дома в Европе очень дороги и считаются элитными.

Новости Партнеров


Традиции народа древней Руси в первую очередь связаны с домом, с тем, как строились отношения в семье, как велось хозяйство, с обычаями, обрядами и праздниками. Строительство дома - акт творения, созидания. А плотники на Руси уподоблялись творцам, считались причастными к сакральной сфере и наделенными сверхъестественной силой и особым знанием о внешнем мире. Чтобы узаконить новую модель мира, мира, преобразованного совершившимся творением, строительство сопровождалось определенными таинствами…

Главным, и часто единственным орудием древнерусского зодчего был топор. Пилы, хотя и известны с X века, но применялись исключительно в столярном деле для внутренних работ. Дело в том, что пила при работе рвет древесные волокна, оставляя их открытыми для воды. Топор же, сминая волокна, как бы запечатывает торцы бревен. Недаром, до сих пор говорят: "срубить избу". И, хорошо нам сейчас знакомые, гвозди старались не использовать. Ведь вокруг гвоздя дерево гнить быстрее начинает. В крайнем случае применяли деревянные костыли.

Русь издавна считалась страной дерева - обширных могучих лесов вокруг было предостаточно. Так уж сложилась русская жизнь, что почти все на Руси строили из дерева. Из мощных сосен, елей и лиственниц русские всех сословий - от крестьянина до государя возводили храмы и избы, бани и амбары, мосты и изгороди, ворота и колодцы. Как отмечают историки, русские столетиями жили в деревянном веке. Да и наиболее распространенное название русского поселения - деревня - говорило о том, что постройки здесь деревянные.

Конец 1940-х. Постройка сруба в селе Буховое Чаплыгинского района Рязанской области, улица Центральный порядок, домовладение Торопчина Алексея Макаровича. Два плотника устанавливают оконную коробку: у хозяина дома в руках уровень (слева- А.М.Торопчин), третий член бригады конопатит зазоры между брёвнами.

Дерево - один из самых древних, традиционных и любимых русским народом строительных материалов. А почему не камень? Ведь и камень у нас был!

На этот вопрос еще в XVI веке ответил Д. Флетчер в книге «О государстве Русском»:

«Деревянная постройка для русских удобнее, нежели каменная или кирпичная, потому что в тех много сырости, и они холоднее, чем деревянные дома, что важно в суровом климате Руси; дома из сухого соснового леса дают тепла больше всего» ...

Дереву на Руси издревле был почет. К нему, как к живому, обращались в самых разных случаях: «Свято дерево, помоги". И дерево, внимая просьбе-мольбе, помогало. Великая сила земли и неба сосредоточена в деревьях. А предки наши чистым своим сердцем чувствовали это и потому деревянные избы-хоромы, построенные: «как красота и мир скажут», так любили.

Дух дерева продолжал жить в бревнах сруба, в досках пола и потолка, в отполированной до блеска столешнице и в лавках. Поэтому и саму избу, свое жилище, крестьянин рассматривал как часть природы, ее одухотворенное продолжение.

Зайдя в такой дом, понимаешь, что его пространство наполнено мерным шумом леса и потоками свежего воздуха; это пространство дышит умиротворением и безмятежностью. В доме всегда витает тонкий «лесной» аромат сибирской сосны или лиственницы, кедра, ели. Солнце царит здесь с утра до вечера, мягкие пастельные тона выглядят естественно, смола солнечной слезой стекает по бревнам, и с темной иконы смотрит всепроникающим взглядом светлый лик Богоматери...

Дом выглядит неподдельно величественно, как и сама природа. Создается впечатление, что дом этот прижился, «пустил корни» в окружающую среду, стал неотъемлемой частью окружающих лесов и полей, всего того, что мы называем Россией.

Дом - то уникальное место на земле, где человек чувствует себя уверенно и спокойно, где ощущает себя полноправным хозяином. Отсюда отсчитывает он все свои перемещения во времени и пространстве, сюда возвращается, здесь ждет его семейный очаг, здесь он растит и воспитывает детей, здесь протекает его жизнь. «Дом - это там, где твое сердце», - писал римский ученый и историк Плиний старший.

При создании дома для себя и своей семьи наш предок вступал в теснейшие и весьма сложные связи и отношения с окружающей средой. Умело используя её особенности, он стремился вжиться в природу, гармонично и непротиворечиво слиться с нею, вписаться в ее живую и легкоранимую структуру. Существуя рядом и вместе с природой, развиваясь в постоянном контакте с нею, он, добивался, порой поразительных результатов в сложнейшем и ответственейшем деле формирования полноценного жилища, практичного и выразительного.

Природная наблюдательность, опыт предков, наработанные веками традиции, способность воспринимать и объективно оценить особенности естественного ландшафта пробуждали в русиче удивительное «чутьё» - он устраивался, обживался в действительно наилучшем месте, где было не только удобно, но и красиво - красота окружающей природы имела для него очень большое, а иногда и определяющее значение. Оно возвышало душу, давало ощущение свободы и простора.

Русская изба... Мудрым добром детских сказок обволакивает она, растворяя в сердце в покое. Для русского человека обычная деревенская изба является неким изначальным памятником его бытия, с ней связано начало Отечества - корневая основа его жизни.

Спокойной уверенностью веет от простых русских изб, добротно и обстоятельно обосновались они на родной земле. При взгляде на потемневшие от времени постройки старых русских селений не покидает ощущение, что они, однажды созванные человеком и для человека, живут вместе с тем какой-то своей, отдельной жизнью, тесно связанной с жизнью окружающей их природы - так сроднились они с тем местом, где появились на свет.

Древние северорусские избы повествуют нам о том, как жили наши предки времен Новгорода Великого и Московской Руси. Сделанное нашим предком - это практически сказанное им. Каждая изба - история.

Мы много знаем о том, как строятся современные деревянные дома, какой строительный материал, инструмент, средства защиты используется для этого. Также мы знакомы с другой информацией, благодаря которой легко сможем построить дом своими руками. Все это хорошо, да вот только, чтобы построить будущее, нужно хорошо знать наше прошлое, собственно, чем мы сегодня и займемся. В этой статье мы заполним информативную пустоту в нашей памяти и узнаем, как строили деревянные избы на Руси.

Инструмент для строительства

Итак, прежде чем говорить о самом строительстве, давайте разберемся в том, какой инструмент использовали наши предки. Здесь, особенно рассказывать не о чем, так как у наших предков был один-единственный, надежный и безотказный инструмент – топор, который использовался на любых этапах строительства. С его помощью руби деревья, снимали с них кору, очищали от сучков, подгоняли бревна друг к другу. Одним словом, делали все, что могло потребоваться в момент строительства дома. Из-за повсеместного использования топора при строительстве, в то время широко использовалось выражение – «срубить дом».

Именно поэтому сегодня, по привычке, называем деревянные дома срубами, хотя топор, почти не используем.

Заготовка материалов

Итак, вооружившись топором, наши недалекие предки шли в лес и рубили деревья. Стоит отметить, что приоритетным строительным материалом того времени, были хвойные деревья, в основном сосны и ели. Это объяснимо тем, что данные породы имеют ровную структуру, благодаря чему они просты в обработке и укладке. Кроме того, эти деревья, в большинстве, имеют подходящий уровень влажности, что делало дом устойчивее к усадке. Конечно, в то время про влажность дерева не знали, но зато заметили, что при использовании той же сосны, стены дома реже давали деформацию и трескались, как это происходило с другими породами.

Деревья старались рубить зимой. Прежде всего, это было обусловлено тем, что зимой было больше свободного времени, так как работы по хозяйству почти не было. Кроме того, наши предки считали, что дерево зимой спит, поэтому боли от ударов топора оно просто не ощущает. Удивительно, но они были правы, так как дерево в зимнее время прекращает жизненные процессы, связанные с обменом веществ, в результате чего, внутренняя влажность дерева уменьшается в несколько раз, что, в свою очередь, благоприятно отражается на строительстве. Конечно, ничего этого люди не знали, а лишь пользовались тем, что подсказывало им сердце.

Срубленные деревья притаскивали домой на лошадях. Далее, при помощи того же топора с дерева счищали кору и производили сортировку, где больные деревья, на которых была замечена гниль или насекомые, выбраковывали на распил. После чего, дерево некоторое время сушили, перекладывая с места на место, а затем, непосредственно, приступали к строительству, в котором участвовали мужчины с улицы города или со всего села.

Строительство деревянного сруба

Итак, приступая к строительству сруба, наши предки использовали все тот же инструмент – топор, с помощью которого, предварительно отступив от края бревна определенное расстояние, они вырубали специальные лунки, в которых и закреплялись другие бревна. Никакого бетона, щебня, прочного камня, в то время не было, поэтому фундамент никто не оборудовал. Первые бревна, которые укладывались в венец, клали на уплотненный грунт. Для уплотнения грунта, снимали некоторый слой земли. Таким же способом выравнивали поверхность относительно горизонта. Положив первый венец, плотники того времени приступали к укладке следующего, потом еще один и так далее, пока стены дома будут полностью не готовы. Стоит отметить, что при укладке, плотники подписывали каждые бревна, независимо от ряда. Это делалось для того, чтобы обезопасить себя от лишней работы, если вдруг, что-то пойдет не так и придется разбирать весь дом до бревнышка.

В строительстве сруба прошлого времени, поражает тот факт, что строители не использовали ни одного гвоздя, и это никак не влияло на прочность дома. Кроме того, раньше не было никаких утеплителей, средств защиты, лакокрасочных материалов, но деревянные дома, при должном уходе, всегда были теплыми и могли простоять 50 и более лет. Оказывается, дело было вот в чем.

С целью того, чтобы сделать дом теплым, закрыть все щели и уплотнить бревна, плотники того времени шли на хитрость. На поверхность каждого следующего бревна клали обыкновенный лесной мох, который, при усадке деревянного дома, прижимался так сильно, что вовсе закрывал все сквозные отверстия. Кроме того, эти дома были небольших размеров, поэтому отапливать их было очень просто.

Строили дом не так быстро, как в былую современность. Как правило, начинали строить ранней весной, а заканчивали уже осенью. Ждать год или два, пока дом даст усадку, у хозяев просто не было времени, поэтому к строительству крыши приступали сразу после окончания строительства стен дома.

Что касается строительства крыши, то, в своем большинстве, крыша была двухскатная. Это объяснялось тем, что на строительство данного типа крыши использовалось минимум строительного материала. В качестве кровельного материала люди выбирали солому, так как она была бесплатной и хорошо защищала дом от дождя и снега. Сама конструкция крыши, сильно напоминает современную крышу в два ската, несущие балки, «межэтажные балки перекрытия», примитивная обрешетка, конек и сама кровля. Чердачное помещение того времени люди использовали для того, чтобы сушить одежду, хранить некоторые запасы с огорода, а также для ненужных вещей. Это объяснялось тем, что в доме, из-за отсутствия свободного пространства, этим вещам просто не было места. В свою очередь, на пустом чердаке, воздух был гораздо теплее, чем на улице, что достигалось, благодаря дымоходу.

В качестве облицовки стен, но в большей мере с целью утепления, наши предки использовали солому, которую, как бы это странно ни звучало, они смешивали с коровьим пометом и глиной. Глину гладко затирали, придавая контуру дома идеально ровные грани стен и поверхности. Поверх глины наносили побелку, которую обновляли, как правило, несколько раз в год.

Определение центра

Строительство начиналось с определения ритуального центра. Такой точкой признавалась середина будущего жилища или его красный (передний, святой) угол. Сюда сажалось или втыкалось молодое деревце (березка, рябина, дубок, кедр, елка с иконой) или сделанный плотниками крест, который стоял до окончания строительства. Деревце или крест уподоблялись мировому древу, символизирующему миропорядок, космос. Так устанавливались отношения подобия между структурой будущего строения и структурой космоса, а сам акт строительства мифологизировался.

Жертва

В центре, обозначенном мировым древом, закладывалась так называемая строительная жертва. Подобно миру, который в мифологическом представлении был «развернут» из тела жертвы, дом также «выводился» из жертвы.

На ранних этапах истории у славян не исключались человеческие жертвоприношения при закладке строений, затем ритуальным эквивалентом человеческой жертвы стали домашний скот(чаще всего конь) и мелкие животные (петух, курица).

Отрывок из христианского номоканона гласит: «при постройке домов имеют обыкновение класть человеческое тело в качестве фундамента. Кто положит человека в фундамент - тому наказание - 12 лет церковного покаяния и 300 поклонов. Клади в фундамент кабана, или бычка, или козла». Позже строительная жертва стала бескровной. Устойчив набор из трех жертвенных символов: шерсть, зерно, деньги, которые соотносятся как с идеями богатства, плодородия, достатка, так и с олицетворением трех миров: животного, растительного и человеческого.

Укладка первого венца

Обряд жертвоприношения совмещался с укладкой первого венца. Этой операции уделялось особое внимание, ведь первый венец – это образец и остальным венцам, из которых состоит сруб.

С укладкой первого венца реализуется пространственная схема жилища, и теперь все пространство делится на домашнее и недомашнее, внутреннее и внешнее.

Обычно в этот день плотники кладут только один венец, после чего следует «окладное» («обложейное», «закладочное») угощение, во время которого мастера приговаривают: «Хозяевам доброе здоровье, а дому доле стоять, пока не сгниет». Если же плотники желают хозяевам будущего дома зла, то и в таком случае укладка первого венца - наиболее подходящий момент: ударяя крестообразно топором по бревну и держа в уме задуманную порчу, мастер говорит: «Гак! Нихай будиць так!» - и что он задумал, то и сбудется.

Укладка матицы

Центральный момент строительства – укладка матицы (бруса, служащего основанием для потолка) – сопровождался ритуальными действиями, целью которых было обеспечить тепло и достаток в доме.

Один из плотников обходил самое верхнее бревно («черепной венец»), рассеивал по сторонам хлебные зерна и хмель. Хозяева все это время молились богу.

Мастер-жрец переступал на матицу, где лыком была подвязана овчинная шуба, а в карманах ее положены хлеб, соль, кусок мяса, кочан капусты и в бутылке зеленое вино. Лыко перерубалось топором, шуба подхватывалась внизу, содержимое карманов поедалось и выпивалось. Могли поднимать матицу с привязанным к ней пирогом или караваем хлеба.После установки матицы и «матичного» угощения катались на лошадях с песнями, чтобы все селение видело, что матицу положили. И только через день продолжали достраивать дом.

Прорубание окон и дверей

Пристальное внимание уделялось процессу изготовления дверных и оконных проемов, дабы регламентировать, обезопасить связь внутреннего мира (дома) с внешним. Когда вставляли дверную раму, говорили: «Двери, двери! Будьте вы на заперти злому духови и ворови», - и делали топором знак креста. То же происходило, когда устанавливали притолоки и подоконники для окон, и так же обращались к окнам с просьбой не впускать в дом воров и злых духов.

Покрытие дома

Небо – крыша земли. Отсюда упорядоченность мира, гармония, ведь все, что имеет верхний предел, закончено, безусловно. Дом, подобно картине мира, становится «своим», жилым и безопасным, только будучи покрытым.

С укладкой крыши связано последнее, самое обильное угощение плотников, которое называлось «замочка» крыши.

На Севере устраивали«саламатник» - торжественный семейный обед для плотников и родственников. Основными блюдами была саламата нескольких сортов - густая затируха из муки (гречневой, ячменной, овсяной), замешанная на сметане и заправленная топленым маслом, а также каша из поджаренной на масле крупы.

Окончание строительства

Странными представляются обряды, завершающие строительство дома. В течение определенного срока (7 дней, год и т.п.) дом должен был оставаться незаконченным с той целью, чтобы избежать смерти кого-либо из членов семьи. Например, могли оставить непобеленным кусок стены над иконами или год не делали крышу над сенями, чтобы «всякие беды вылетали в это отверстие». Так незавершенность, незаконченность связывалась с идеями поддержания существующего порядка, вечности, бессмертия, продолжения жизни.