Меню
Бесплатно
Главная  /  Растения  /  Почему рыцарем мог быть только богатый человек. В рыцарском замке

Почему рыцарем мог быть только богатый человек. В рыцарском замке

Данная работа предназначена для 6 класса. Учащиеся познакомятся с жизнью и бытом рыцарей, выяснят, как проходило их воспитание. Презентация поможет учащимся наглядно представить жизнь рыцарей. На уроке рассматривается понятие рыцарь, отличительные особенности рыцарства. Иллюстрации, исполmзованные в презентации, помогут ученикам представить жизнь в средневековом замке, рыцарские турниры и развлечения. Формируется понятие о рыцарской чести.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "В рыцарском замке"»


6 класс

Тема урока:

« В рыцарском замке»


План:

1.Замок феодала.

2.Снаряжение рыцарей.

3.Рыцари на досуге.

4.Рыцарская честь.




Запишем определение:

Замок – это жилище феодала и его крепость


Замок феодала

Сначала замки строились из дерева, позднее – из камня. Мощные зубчатые стены служили надёжной защитой.


Замок феодала

Замок часто возводился на холме или высокой скале, окружали рвом и водой. Иногда его строили на острове посреди реки или озера.




Замок феодала

Через ров или реку перекидывали подъёмный мост, на ночь или при нападении врагов он поднимался. Из башен наблюдали стражники. Заметив врага, они трубили сигнал тревоги.


Замок феодала

Чтобы проникнуть в замок, нужно было преодолеть много препятствий: засыпать ров, одолеть холм по открытому пространству, взять штурмом крепость.


Над всеми постройками замка возвышалась главная башня – донжон

В ней феодал со своими воинами и слугами мог выдержать долгую осаду, даже если другие укрепления были захвачены.



Замок феодала

Единственная железная дверь, ведущая в башню, была расположена высоко над землёй. Если удавалось её разбить, то приходилось сражаться за каждый этаж.


Снаряжение рыцаря

Военное дело стало занятием исключительно феодалов на протяжении многих веков. Часто феодалы сражались всю жизнь.


Снаряжение рыцаря

Рыцарь был вооружён большим мечом, длинным копьём, боевым топором и палицей. Большим щитом он мог прикрыться с ног до головы.


Снаряжение рыцаря

Тело рыцаря первоначально защищала кольчуга, доходившая до колен, позднее её заменили латы. На голову надевал шлем и в минуту опасности рыцарь на лицо опускал забрало.


Снаряжение рыцаря

Сражались рыцари на сильных и выносливых конях, которые также были защищены доспехами. Боевой конь, рыцарское снаряжение стоили очень дорого, поэтому только землевладелец мог нести службу.


Основное время феодалы отдавали войнам и военным упражнениям, охоте и пирам. Охота служила не только развлечением, но и помогала пополнять запасы пищи.


После охоты феодал устраивал пир, на котором присутствовало много гостей, столы ломились от угощений. Музыканты развлекали гостей.


Турниры – военные состязания рыцарей в силе и ловкости. Там собиралось много зрителей, порой даже из нескольких стран.




  • Во время торжеств нередко проходили посвящения в рыцари, раздавались почести и награды.

Только после длительной службы отличившихся посвящали в рыцари.

Во время большого праздника воин становился на колени перед самым знатным из гостей, и тот наносил удар ладонью по затылку или клинком меча по спине – это был единственный удар, который рыцарь мог получить, не отплатив за него.


Подведём итог урока.

Домашнее задание

  • Параграф 11, нарисовать герб своей семьи.





1. Замок феодала. Что бы попасть в замок, нужно было пройти по подвесному мосту через глубокий ров. В случае опасности мост поднимался и, словно дверь, закрывал вход. Взять замок приступом было очень сложно- нужно было преодолеть ров, выбить ворота, или забраться на стену по штурмовой лестнице.


В центре замка располагался донжон- главная башня, состоящая из 3-4 этажей. Из внутреннего двора в замок вела единственная дверь, расположенная высоко над землей. В подвале вырывали колодец, и хранили запас продовольствия. 1. Замок феодала. На верхнем этаже были по- кои владельца-что бы по- пасть туда нападавшие боролись за каждый этаж. Этажом выше располагались помещения для слуг- здесь они спали, ели и работали во время осады. В нижнем этаже находились кухня и трапезная, где во время осады питались защит-ники замка.




2. Снаряжение рыцарей. Во время походов рыцари надежно защищались доспехами. В начале это были кольчуги, сплетенные из колец. Затем на кольчуги стали приделывать пластины и вскоре появились латы. Голова защищалась шлемом, на котором со временем появилось забрало Вес снаряжения доходил до кг.


3. Рыцари на досуге. Другой любимой забавой была охота.Многие феодалы держали специально обученных собак, или соколов. Во время травли зверя участники охоты выскакивали на земли крестьян, соседей, и наносили им огромный ущерб, вы- таптывая посевы. Охота была опасным занятием-нередко её участники погибали. Травля зверя. Средневековая миниатюра.


3. Рыцари на досуге. В свободное от походов время, рыцари старались под- держать свою славу участвуя в рыцарских турнирах. Турниры назначались королями и проводились под контролем герольдов. На турнир рыцарь являлся в полном боевом облачении Турнир продолжался в течение 2 дней.


3. Рыцари на досуге. В 1-ый день рыцари участвовали в личных соревнованиях.На полном ска- ку нужно было выбить противника из седла специальным копьем.Побе- дитель выбирал королеву турнира.Во 2 день рыцари участвовали в командных соревнованиях-раз- бившись на две группы во главе с двумя сильнейшим и по итогам 1 дня.


4. Кодекс рыцарской чести. Рыцари болезненно относились к сохранению своей чести,и считали себя благородными.Каждый рыцарь имел свой герб. Чтобы выделится,феодалы тратили огромные деньги на виду у всех. Другой чертой рыцарской чести было сохранение верности своему сеньору.

«В рыцарском замке»

Цель урока:

Создать условия для формирования образного представления о замке феодала, снаряжении рыцаря, их развлечениях;

Познакомить с моральными ценностями, нормами и установками феодалов, умения работать с текстами по алгоритму, составлять план, находить в тексте определения, высказывать собственные суждения, что будет способствовать воспитанию положительные личных качеств, уважение к людям.

Задачи

Обучающие:

Создать условия для формирования представлений учащихся об условиях жизни феодалов, о снаряжениях рыцаря, турнирах, моральных нормах и установках;

Развивающие:

Способствовать продолжению формирование умений работать с текстами по алгоритму, анализировать исторические источники, составлять план, находить в тексте определения, высказывать собственные суждения.

Воспитательные:

Способствовать воспитанию культуры делового общения;

Формирование этических норм и ценностей через усвоение понятий: «честь», «слава», «благородство».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока : Урок с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР)

Формы организации учебной деятельности:

  1. фронтальная

Оборудование урока и ресурсное обеспечение :

  1. Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска
  2. Программные средства Smart Notebook 10.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Мотивационный настрой (переход от игровой деятельности к учебной )

а) создание проблемной ситуации через побуждающий диалог (столкнуть мнения учащихся практическим заданием), открытие темы урока.

Обратите внимание на доску (слайд № 1): Кто здесь изображен?

(Рыцарь, так как рыцарь - конный воин).

На экране появляется слайд № 2.

Слово «рыцарь» происходит от немецкого «риттер», что означает всадник.

Где из предложенных зданий мог бы жить рыцарь? Обоснуйте своё мнение. Здания под номерами. В течение 2 мин. ребята думают, а затем выбирают тот вариант, который, по их мнению, соответствует номеру жилища рыцаря на слайде.

Почему был сделан такой выбор?

(Ребята объясняют, описывают, как, по их мнению, должен был выглядеть дом рыцаря.)

Давайте проверим ваши предположения. (На экране слайд № 3 изображение замка). Если кто-то ошибся, то почему произошла ошибка.

Учащиеся говорят, что данную тему ещё не изучали.

Учитель обращает внимание учеников на изображение рыцаря на доске и рыцарский замок на слайде № 3 и просит сформулировать тему урока.

Дети называют тему урока: “В рыцарском замке” или “Рыцарский замок”, “Замок рыцаря” (учитель формулирует тему урока, т. к. смысл одинаков)

Учитель задает учащимся вопрос: Что бы они хотели узнать на уроке? (таким образом, происходит целеполагание, учащиеся сами формулируют цели своей работы), на основе ответов: занятия рыцарей, условия жизни, их жилище и т.д. строится план изучения темы. (Слайд № 5)

Учитель просит учеников описать дом рыцаря, изображенный на слайде (дети говорят, что дом рыцаря похож на крепость, построен из камня, имеет прочные стены, хорошо укреплен и т.д.) и ставит перед учащимися проблему: С чем было связано то, что у рыцаря был именно такой дом, а не другой?

б) поиск решения (через выдвижение и проверку гипотез)

(Ответы учащихся: для защиты от врагов, для хранения богатства,

для приёма гостей, для ведения воины и т.д.)

3. Решение учебно-практической задачи

Чтобы проверить гипотезы и решить проблему организуется работа со слайдами, где изображены замки.

1) «Мой дом – моя крепость».

Начиная с VIII века, для защиты от нападений норманнов и венгров в Европе было построено немало замков. Постепенно каждый господин старался соорудить себе замок: в зависимости от возможностей – огромный или скромный. (Слайд 6)

Замок – это жилище феодала и его крепость.

Сначала замки строили из дерева, позднее из камня.

Замок возводили на холме или высокой скале, (Слайд 7), окружали широким рвом с водой. (Слайд 8). Через ров перебрасывали подъемный мост. (Слайд 9). Вход в замок был только один. За рвом возвышались мощные укрепления: крепостных стен могло быть несколько. В случае опасности мост поднимался и, словно дверь, закрывал вход.

Взять замок приступом было очень сложно – нужно было преодолеть ров, выбить ворота, или забраться на стену по штурмовой лестнице.

а) рассказ учителя об устройстве замка .

Над стенами замка возвышался донжон (цитадель)– самая высокая и большая башня замка, в которой феодал укрывался во время осады, когда вся территория замка была захвачена врагом. (Слайд 10). Учащимся демонстрируется изображение донжона.

Внутри башни один над другим были расположены залы. (Слайд 11).

В подвальном помещении делали колодец и хранили запасы продуктов- это позволяло выдержать осаду замка. Рядом в сыром и темном подземелье томились узники.

На верхнем этаже находились покои владельца. Чтобы попасть туда нападавшие боролись за каждый этаж.

Этажом ниже располагались помещения для слуг – здесь они спали, ели и работали во время осады.

В нижнем этаже находились кухня и трапезная, где во время осады питались защитники замка.

На случай захвата башни в толще стены была сделана винтовая лестница; по ней хозяин замка вместе с семьей и воинами мог спуститься в подземный ход.

б) сравнительный анализ (схем замка на слайде 12 и в учебнике на с. 124.)

Откройте с. 124 учебника, посмотрите внимательно на схему «Устройство замка Гудрич в Англии».

Что ещё могло находиться в замке?

в) закрепление вопроса «Мой дом – моя крепость». (Слайд 13). (Работа с модулем «Средневековый замок» Сцена 2.

1. Что такое замок?

2. Зачем феодалам так необходимы были замки?

3. Что означает поговорка “Мой дом – моя крепость”.

2) «Снаряжение рыцаря»

а) Проблемное задание.

В Средние века люди сравнивали общество с живым организмом. Крестьян сравнивали с ногами. А как вы думаете, с какой частью тела ассоциировались рыцари?

(С руками, потому что они держали оружие.)

Первоначально рыцарем мог стать любой человек, способный купить себе доспехи и боевого коня (что по тем временам составляло стоимость 45 коров), но позднее это звание передавалось по наследству.

б) Давайте рассмотрим снаряжение рыцаря.

Рыцарь был вооружен большим мечом и длинным копьем; меч освещался священником у алтаря (Слайд 14). нередко он пользовался боевым топором и палицей – тяжелой дубиной с металлическим утолщенным концом. (Слайд 15).

Большим щитом рыцарь мог прикрыться с головы до ног. (Слайд 16).

Тело рыцаря защищала кольчуга – рубаха, сплетенная из колец и доходившая до колен. Позднее кольчугу сменили латы – доспехи из стальных пласти:ожерелье, кираса, наручи, рукавицы, набедренники, наколенники, тапочки. (Слайд 17).

На голову рыцарь надевал шлем, а в минуту опасности он опускал на лицо забрало – металлическую пластинку с прорезями для глаз. (Слайд 18).

Вес снаряжения доходил до 50-60 кг. (Слайд 19).

Рыцарь имел 2–3 коня: обычного и боевого, в доспехах. Такого коня можно было поразить только в брюхо. Голову лошади закрывали металлическим или кожаным наглавником, грудь – железными бляхами, бока – кожей. Кроме того, коня накрывали попоной или чепраком из бархата или другой дорогой материи с вышитыми гербами рыцарей. Лошади, “вооруженные” таким образом, назывались “латными”. (Слайд 20).

Итак, рыцарь обладал следующим снаряжением (Слайд 21).

в) Работа с новыми терминами.

Палица, кольчуга, латы, забрало.

г) Закрепление вопроса «Снаряжение рыцаря» . (Слайд 22).

(Работа с модулем «Снаряжение рыцаря»)

Итак, какого же было снаряжение рыцаря?

Учащиеся по очереди выходят к доске и выбирают соответствие элементам снаряжения и их названия.

3) Воспитание рыцаря. (Слайд 23).

А) Беседа с учащимися.

Как вы думаете, легко ли было стать рыцарем?

Нужно ли было для этого учиться и чему?

Почему рыцарем мог быть только богатый человек?

б) Рассказ учителя о воспитании рыцарей.

Посвящение знаменовало длительный переход к зрелости и самостоятельности. Оно завершало семилетний курс, когда юноша в качестве пажа (слуги) и оруженосца проходил обучение у опытного рыцаря, прислуживая ему за столом, чистя его коня и разделяя с несвободными слугами все заботы о своем наставнике.

Церемония посвящения в рыцари состояла из нескольких этапов. (Слайд 25). Прежде всего, ему надевали шпоры, и один из старейших рыцарей препоясывал его мечом – самым почетным оружием. Затем посвящающий наносил юноше удар ладонью по затылку или по щеке – единственную в жизни пощечину, которую рыцарь может получить не возвращая. Весь ритуал завершался показом ловкости нового рыцаря: вскочив на коня, он должен был пронзить копьем установленную мишень.

1. Как воспитывали рыцаря?

2. Зачем феодалам было необходимо специальное воспитание?

Знатные рыцари считали себя людьми “благородными”, гордились древностью своих родов и числом знаменитых предков.

Рыцарь имел свой герб – отличительный знак рода и свой девиз – краткое изречение, обычно объяснявшее смысл герба. (Слайд 26). Распространение гербов связано с расцветом боевой техники, прежде всего с появлением шлема, закрывающего лица воинов. Герб изображался яркими цветами на щите. Вместе с нашлемником выполнял важную задачу.

Распространение гербов связано с расцветом боевой техники, прежде всего с появлением шлема, закрывающего лица воинов. Герб изображался яркими цветами на щите. Вместе с нашлемником выполнял важную задачу.

в) Работа с новыми терминами. (герб, девиз)

Важным качеством рыцаря считалась верность королю и сеньору. Это была его главная обязанность. Измена налагала клеймо позора на весь род предателя.

В сказаниях о рыцарях воспевались смелость, удаль, презрение к смерти, благородство.

Кодекс рыцарской чести: (Слайд 27).

  1. Рыцарь должен искать подвиги;
  2. Бороться с врагами христианской веры;
  3. Защищать честь дам, а также слабых и обиженных, особенно вдов и сирот;
  4. Быть справедливым и галантным.

г) Закрепление вопроса «Воспитание рыцаря» . (Слайд 28). (Работа с модулем «Средневековый замок» Сцена 4-5. http://www.fcior.edu.ru/card/12941/srednevekovyy-zamok.html)

д) работа с иллюстрацией учебника на с.118

Кто изображён рисунке?

Что можно сказать об их отношении друг к другу?

Перед обучающимися ставится вопрос : какое поведение мы сейчас называем рыцарским? (выслушиваются мнения).

4 ) «Развлечения рыцарей». (Слайд 29).

а) Беседа с учащимися.

Как вы считаете чем занимался рыцарь?

Военное дело стало занятием исключительно феодалов, и так было на протяжении многих веков. Феодал зачастую сражался всю жизнь.

В свободное от походов время, рыцари старались поддержать свою славу участвуя в рыцарских турнирах. Место, где проходили турниры называлось ристалище.

Турниры назначались королями и проводились под контролем специальных глашатаев – герольдов . Они же объявляли имена и девизы рыцарей, вступавших в бой.

Турнир продолжался в течение 2 дней.

Турнир – боевое соревнование рыцарей в силе и ловкости. (Слайд 30).

В первый день рыцари участвовали в личных соревнованиях. Участники турнира надевали полное снаряжение, только копья были без острых наконечников. Тупым копьем рыцарь старался выбить противника из седла. Иногда состязания заканчивались серьезными увечьями или даже гибелью участников. Победитель получал в награду коня и доспехи побежденного. Изредка разыгрывались турниры 2 рыцарских отрядов.

б) просмотр фрагментов фильма «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» (Слайд 30).

Посмотрите отрывок из фильма «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» и назовите действующих лиц турнира.

Победитель выбирал королеву турнира. Посмотрите ещё один маленький фрагмент фильма и ответьте на вопрос: Как происходило награждение рыцаря? (Слайд 31).

Во второй день рыцари участвовали в командных соревнованиях – разбившись на две группы во главе с двумя сильнейшими по итогам первого дня. (Слайд 32).

(Работа с модулем «Рыцарский турнир» Сцена 1-3. (http://www.fcior.edu.ru/card/21503/rycarskiy-turnir.html ).

Другой любимой забавой была охота. (Слайд 32). Многие феодалы держали специально обученных собак или соколов. Во время травли зверя участники охоты выскакивали на земли крестьян, соседей и наносили им огромный ущерб, вытаптывая посевы. Охота была опасным занятием – нередко её участники погибали.

Еще одним из развлечений рыцарей являлись пиршества, которые они любили устраивать особенно зимой. (Слайд 33).

(Работа с модулем «Средневековый замок» Сцена 6. http://www.fcior.edu.ru/card/12941/srednevekovyy-zamok.html)

в) Работа с терминами.

Выпишите в тетрадь определения понятий: турнир, герольд.)

г) закрепление вопроса «Развлечения рыцарей».

Назовите любимые развлечения рыцарей.

Какое значение имели для феодалов турниры и охота?

Выпишите в тетрадь определения понятий: герб, девиз.)

Какие качества особенно высоко ценились среди феодалов?

Насколько образ “идеального рыцаря” соответствовал реальному облику и поведению господ? https://accounts.google.com

3. Что означает поговорка “Мой дом – моя крепость”.

2) «Снаряжение рыцаря»

а) Проблемное задание.

В Средние века люди сравнивали общество с живым организмом. Крестьян сравнивали с ногами. А как вы думаете, с какой частью тела ассоциировались рыцари?

(С руками, потому что они держали оружие.)

Первоначально рыцарем мог стать любой человек, способный купить себе доспехи и боевого коня (что по тем временам составляло стоимость 45 коров), но позднее это звание передавалось по наследству.

б) Давайте рассмотрим снаряжение рыцаря.

Рыцарь был вооружен большим мечом и длинным копьем; меч освещался священником у алтаря. нередко он пользовался боевым топором и палицей – тяжелой дубиной с металлическим утолщенным концом.

Большим щитом рыцарь мог прикрыться с головы до ног.

Тело рыцаря защищала кольчуга – рубаха, сплетенная из колец и доходившая до колен. Позднее кольчугу сменили латы – доспехи из стальных пласти: ожерелье, кираса, наручи, рукавицы, набедренники, наколенники, тапочки.

На голову рыцарь надевал шлем, а в минуту опасности он опускал на лицо забрало – металлическую пластинку с прорезями для глаз.

Вес снаряжения доходил до 50-60 кг.

Рыцарь имел 2–3 коня: обычного и боевого, в доспехах. Такого коня можно было поразить только в брюхо. Голову лошади закрывали металлическим или кожаным наглавником, грудь – железными бляхами, бока – кожей. Кроме того, коня накрывали попоной или чепраком из бархата или другой дорогой материи с вышитыми гербами рыцарей. Лошади, “вооруженные” таким образом, назывались “латными”.

Итак, рыцарь обладал следующим снаряжением.

в) Работа с новыми терминами.

Палица, кольчуга, латы, забрало.

г) Закрепление вопроса «Снаряжение рыцаря».

(Работа с модулем «Снаряжение рыцаря»)

Итак, какого же было снаряжение рыцаря?

Учащиеся по очереди выходят к доске и выбирают соответствие элементам снаряжения и их названия.

3) Воспитание рыцаря.

а) Беседа с учащимися.

Как вы думаете, легко ли было стать рыцарем?

Нужно ли было для этого учиться и чему?

Почему рыцарем мог быть только богатый человек?

б) Рассказ учителя о воспитании рыцарей.

Посвящение знаменовало длительный переход к зрелости и самостоятельности. Оно завершало семилетний курс, когда юноша в качестве пажа (слуги) и оруженосца проходил обучение у опытного рыцаря, прислуживая ему за столом, чистя его коня и разделяя с несвободными слугами все заботы о своем наставнике.

Церемония посвящения в рыцари состояла из нескольких этапов. Прежде всего, ему надевали шпоры, и один из старейших рыцарей препоясывал его мечом – самым почетным оружием. Затем посвящающий наносил юноше удар ладонью по затылку или по щеке – единственную в жизни пощечину, которую рыцарь может получить не возвращая. Весь ритуал завершался показом ловкости нового рыцаря: вскочив на коня, он должен был пронзить копьем установленную мишень.