Меню
Бесплатно
Главная  /  Регулировка  /  Сад в регулярном стиле.

Сад в регулярном стиле.

Почти четыре сотни лет прошло с тех пор, как весь королевский двор во главе с Людовиком XIV восхищенно ахнул при виде Версаля – первого в мире образца французского регулярного парка. На сегодняшний день использование подобного стиля – довольно распространенный прием в искусстве ландшафтного дизайна. Невозможно себе представить ни одного замка в Европе, ни одной королевской резиденции без уникальной «визитной карточки» — аккуратно подстриженных кустов и деревьев, ярких партерных цветников, симметрично расположенных фонтанов и беседок. Изначально созданный для огромных площадей королевских дворцов, сад в регулярном стиле постепенно переместился и на более скромные пространства – на территории загородных домов.

Используя элементы регулярности, можно легко привнести немалую долю торжественности и величия в экстерьер частного дома. Ландшафтным дизайнерам современности удалось несколько смягчить данный стиль, лишив его ненужных для наших реалий помпезности и громоздкости. Однако, все равно, даже самая скромная и простая композиция, созданная в регулярном стиле, является предметом роскоши, так как ее составляющие элементы по определению не могут быть дешевыми и нет более тонкого и изящного способа намекнуть окружению на свой достаток, чем разбить возле своего дома маленький королевский садик.

Регулярный садв истории

Создателем регулярного стиля считается придворный садовод Людовика XIV Андре Ленотр, дизайнерские фантазии которого привели к возникновению выверенных геометрических форм многих садово-парковых ансамблей, первым из которых стал парк Версальского дворца. Именно Ленотр придумал главные правила создания регулярного сада: четкая осевая симметрия композиции, центром которой может быть здание, фонтан, необычная крупная клумба либо статуя; ровные садовые дорожки; живые изгороди; топиарные формы.

Снискав необычайную популярность среди французской знати, регулярный стиль в ландшафтном дизайнепостепенно сталзахватывать новые просторы, прочно обосновавшись во многих европейских парках, в том числе и в России. Русские регулярные сады и парки появились с легкой руки Петра I, который, побывав в Версале в 1717 году, решил и на своей родине создать нечто подобное. Петр несколько преобразовал французский стиль, увеличив количество цветочных клумб и водоемов, но при этом сохранил четкость линий и форм.

Главные характеристики регулярного стиля

1. Масштабность

Так как регулярные сады изначально использовались для оформления огромных территорий замков и дворцов, то традиционно они ассоциируются с масштабностью. Предназначенный для длинных пеших прогулок, такой сад за каждым поворотом живой изгороди таит в себе новые виды, разыгрывает разные «спектакли». Организовать подобную «театральность» на маленьком приусадебном участке сложно, да и различные декоративные элементы, присущие регулярному стилю, будут отягощать небольшое пространство. Кроме этого, для создания подобного сада обязательным требованием является идеально плоская, ровная поверхность рельефа, требующая проведения определенных земляных работ.

2. Геометричность

Для регулярного стиля характерна осевая симметрия, где осью чаще всего выступает дом, и четкие, прямые линии, позволяющие максимально упорядочить пространство. Любая хаотичность в подобном саду априори недопустима. Основным элементом сада в регулярном стиле является партер – открытая территория с клумбами, газонами, бордюрами, состоящая из нескольких участков правильной геометрической формы. В центре цветочных композиций нередко устанавливают замысловатые статуи или фонтаны.

3. Топиарные формы и живые изгороди

Для того, чтобы разбить регулярный сад на зоны, широко используются арки, перголы, различные живые изгороди. Одним из главных украшений территории в регулярном стиле являются топиарные фигуры, созданные путем стрижки деревьев и кустарников. С помощью этой техники создаются растения самых разных геометрических форм.

4. Водоемы

Обязательным элементом регулярного сада является водоем с четко очерченной береговой линией. Он может быть как в форме прямоугольника, так и круга или овала, обрамленного подходящей растительностью. Широко распространены также бассейны и разнообразные фонтаны.

Фонтаны и бассейны — часть стиля

5. Особые растения для регулярного сада

по возможности должен сохранять декоративность круглый год, поэтому для озеленения предпочтение отдается вечнозеленым растениям, например, широко распространены на подобных территориях самшит, падуб, тис.

Большое значение имеют для регулярного стиля и цветники, которые располагают на открытых, солнечных местах. Освещение растений должно быть равномерным, иначе не избежать асимметричности их роста и развития, что недопустимо для данного стиля. В основном для партерных цветников используют однолетние растения. Большинство многолетников для регулярных клумб не подходят, ввиду непродолжительности своего цветения.

Для декоративных элементов характерно использование мрамора, керамики, бронзы, художественной ковки. В регулярном саду все должно быть роскошно и изысканно, поэтому экономия для данного стиля неуместна.

В регулярном или формальном саду всему отведено свое место, все подчинено строгости и порядку, поэтому его по праву считают едва ли не самым консервативным стилем садово-паркового искусства.

Регулярный сад можно сразу узнать по симметричной посадке кустарников и деревьев, прямым аллеям и дорожкам, правильным геометричным контурам, размеренности и четкости композиций, сложным партерам, ярко выраженным осям, многоликим водным элементам и многочисленным классическим скульптурам. Все это придает формальному саду особую упорядоченность, изыск, возвышенность, величие и торжественность. Регулярный сад – полная противоположность природности английского или пейзажного сада.

Регулярный сад в истории

Регулярный или формальный стиль ландшафтного дизайна тесно связан с именем короля Людовика XIV и своего расцвета он достиг именно во Франции в XVII веке, в период апогея абсолютизма, поэтому не удивительно, что его также принято называть французским стилем. Продуманность, четкость, выверенность дизайна до мельчайших деталей стала своеобразным символом торжества красоты и упорядоченности над хаосом, гения человеческого разума над силами природы, покорения, превосходства и власти над окружающим миром. Регулярные сады и парки из-за своей композиционной сложности преимущественно использовались для оформления замков и дворцов, где должны были дополнительно подчеркнуть монументальность и пышность архитектурных ансамблей. Большой вклад в становление и развитие регулярного стиля сделал придворный садовник Людовика XIV Андре Ленотр, ставший автором уникальных ландшафтных творений в знаменитых парках Шантийи, Во-ле-Виконт, Фонтенбло, в парке Версальского дворца.

Современный регулярный сад

В наши дни встретить чистый регулярный стиль крайне сложно. Как правило, формальный стиль используют для оформления отдельного участка сада или заимствуют из него лишь самые яркие и интересные элементы, гармонично вписывая их в сады других стилей. Это связано не только с модой, но в первую очередь с трудоемким и затратным процессом создания регулярного сада. Формальный стиль – это торжество богатства, совершенства и величия, которое присуще классическому зодчеству, поэтому он станет лучшим украшением для особняков, выстроенных под старину, с балюстрадами, террасами, богатыми скульптурными элементами. В симметричной планировке регулярных садов четко прослеживаются правильные пропорции и формы величественных античных зданий.

Основные особенности регулярного стиля

Масштабность

Поскольку в основном регулярные сады использовались в оформлении территорий дворцов и замков, которые никак нельзя назвать скромными, их традиционно связывают с масштабностью. Формальный сад предназначен для длительных прогулок, где постоянно перед глазами предстают новые виды, разыгрываются новые «спектакли», чередуются живописные картины. Организовать эту «театральность» на небольшом участке довольно сложно, да и многочисленные декоративные элементы будут лишь отягощать и загромождать пространство. Кроме того, обязательное требование для создания регулярного сада – идеально плоская, ровная территория, без каких-либо рельефных неровностей, что требует проведения соответствующих земляных работ.

Геометричность

Регулярному стилю ландшафтного дизайна присуща осевая композиция, где осью симметрии выступает дом, и прямые линии, что позволяет упорядочить пространство, подчеркнуть рукотворность данного творения и воздействие человека на природу. Какая-либо хаотичность просто недопустима. Главным элементом регулярного сада выступает партер – открытая часть территории с газонами, бордюрами, клумбами и цветниками, состоящая из участков правильной формы. Основным фоном для цветников и солитеров выступает партерный газон, который требует особо тщательного ухода, поскольку это лицо сада. Характерная черта регулярного сада – партерные или орнаментальные цветники с замысловатыми композициями и узорами, отличающиеся особой сложностью в оформлении и уходе. Без профессионалов здесь не обойтись. Центр цветочной композиции нередко венчает вазон, фонтан или скульптура.

Живые изгороди и топиар

Для зонирования регулярного сада, а также для создания зеленых коридоров, комнат и лабиринтов широко используются живые изгороди , перголы, арки и трельяжи. Одно из лучших украшений формального сада – топиарные фигуры, которые создаются путем стрижки кустарников и деревьев для придания им самых разнообразных форм: пирамида, куб, шар, спираль, конус.

Водоемы

Обязательный элемент сада в формальном стиле – водоем с четкой береговой линией в форме квадрата, прямоугольника или круга, обрамленный высаженной в строгом порядке растительностью; всевозможные бассейны с фонтанами , пристенные фонтанчики, многочисленные каскады.

Растения и материалы

По возможности декоративность регулярного сада должна сохраняться круглый год, поэтому предпочтение отдают вечнозеленым породам. Для создания живописных зеленых сводов используются вечнозеленые растения и лианы. Очень хорошо вписываются в формальный стиль и моносады, состоящие из одного вида растений: сиренарии, розарии, иридарии.

Примеры дизайна сада в регулярном стиле

Регулярный сад – не тот стиль, где уместна экономия. Здесь все обязано быть изыскано, роскошно и богато: мрамор, бронза, керамика, художественная ковка, резьба по дереву. В декоре превалируют растительные мотивы и классические орнаменты. Разбавить строгость помогают зоны отдыха с уютными беседками и летними павильонами.

Чтобы представить сад регулярного стиля, вспомните Петергоф, Версаль, Королевский сад в Ганновере и другие подобные ландшафтные сооружения с четкими, симметричными линиями и аккуратными формами, правильными геометрическими линиями и множеством беседок. В регулярном садовом стиле приветствуются фонтаны и тенистые аллеи и отрицаются всяческие новомодные элементы с экстравагантным дизайном.

Что такое регулярный стиль в ландшафтном дизайне и его фото

Регулярный стиль - порядок и изысканность, четкость и аккуратность линий, красота симметричного рисунка. Красотой пейзажного стиля лучше всего любоваться в больших парках, но и в малом саду возможна свободная планировка. О противопоставлении в европейской ландшафтной архитектуре пейзажного и регулярного стилей написано много. Теперь уже никто не увидит в подстриженном деревце «невольника с золотой цепью» (Карамзин), победу разума над природой или символ абсолютной монархии, мы будем любоваться правильной геометрией кроны и изысканным орнаментом партера. Мы применяем в своих садах элементы обоих стилей, стараясь так воздействовать на «принадлежащую» нам природу, чтобы превратить ее в произведение садового искусства.

Ухаживать за регулярным садом непросто, но, пожалуй, не намного сложнее, чем за садом ландшафтной планировки или природным, хотя методы работы у садовников разные. В регулярном саду нужно стричь живые изгороди и деревья, выстригать причудливые фигуры, выращивать и сажать однолетники в партеры, выпалывать сорняки, но если не ухаживать за миксбордерами или вольно растущими природными цветниками, они тоже быстро перестают создавать то впечатление, ради которого были посажены. Ощущение дикости и запущенности сада в природном стиле - это только иллюзия, он требует особого, но тоже тщательного ухода, никакой сад не может сам о себе заботиться, хотя в регулярном саду огрехи ухода особенно заметны и сразу бросаются в глаза.

Хорошо представить, такое регулярный стиль в ландшафтном дизайне, помогут фото, представленные ниже:

Образцом регулярного стиля в ландшафтном дизайне считается Версаль. Грандиозный по размаху, непревзойденный в своей помпезной красоте, он был достоин великого властителя. Многие венценосные особы пытались создать нечто подобное, наш знаменитый Петергоф, блестящий образец регулярного стиля в России, был задуман как великолепное произведение садового искусства, не уступающее Версалю. Нельзя не восхищаться его дворцами, фонтанами, сложным узором партеров.

Атрибуты регулярного стиля в ландшафтном дизайне

Каковы же атрибуты регулярного стиля и его отличительные особенности? Оформление такого сада невозможно без живых изгородей разной высоты и причудливых топиарных форм, созданных с помощью искусной стрижки, и, конечно, партеров. Тисовая живая изгородь невозможна в Петербурге и Москве, роль французского самшита в России играет липа, «липовый шпалерник».

Ещё один необходимый атрибут участка в регулярном стиле, его композиционный центр - это жилая постройка. Где-то это усадебный дом, а где – то и самый настоящий дворец. Перед ним располагается партер - плоская ровная часть сада (от французского par terre - на земле).

Как видно на фото, в регулярном стиле все дорожки сада - прямые, лучшая форма цветника - прямоугольник. Небольшие регулярные сады были в большинстве русских усадеб, к дому примыкал регулярный французский партер (парадная часть), который переходил в английский пейзажный парк. Может быть, это образ русского сада?

Такой чудо-сад в регулярном ландшафтном стиле посадил и вырастил в деревне Богданиха близ города Иваново Николай Павлович Дементьев. После завершения строительства дома он задумал благоустроить 60 соток вокруг него. Техническое образование приучило к самостоятельному обучению, он проштудировал литературу по ландшафтному дизайну и принял решение делать сад в регулярном стиле. К созданию сада именно в таком духе его подтолкнул и дом в стиле русской усадебной классики.

Чтобы создать гармоничный сад, надо обладать знаниями, фантазией и вкусом. Уход за ним - дело еще более сложное и трудоемкое, требующее ежедневного труда, знаний, терпения и, конечно, любви и таланта. Этим садом можно любоваться в любую погоду его облик меняется от сезона к сезону.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное агентство по образованию РФ

Московский Государственный Университет Леса

Факультет ландшафтной архитектуры

Кафедра ЛА и СПС

Реферат по дисциплине дизайн малого сада

«Французский регулярный стиль сада»

1.Введение

2.История

3.Основные черты стиля

4.2 Размер участка

4.3 Планировка

4.4 Партер

4.5 Партерный газон

4.6 Партерный цветник

4.7 Водоем

4.8 Живые изгороди

4.9 Топиары

4.10 Растения

4.11 Материалы

5.1 Подбор растений для сада

5.4 Партерные газоны

6.1Французский регулярный парк -- современные решения

6.3 …и в мире

6.3.1 Во - Ле - Виконт

6.3.2 Версаль

7. Заключение

1.Введение

Выражение «французский стиль сада» в настоящее время стало нарицательным. Так достаточно часто называют все регулярные сады, имеющие осевое построение. Но такое использование термина неверно, так как в разных странах сформировались совершенно особенные черты регулярного стиля.

Стиль «французский сад», который также называют регулярным, геометрическим или формальным стилем ландшафтного дизайна, активно развивался с XVII по XVIII век. Такие сады были очень популярны во времена Людовика XIV, однако историческое название стиля не точно, так как идеи создания регулярных садов появились еще в эпоху Ренессанса в Италии. Своего апогея стиль достиг в XIX веке в Англии, где садовники научились выращивать растения в виде экзотических форм (таких как геометрические фигуры, животные, птицы и т.д.). Основная идея формирования французского сада в ландшафтном дизайне - четкий порядок и симметрия в одном.

2.История

Французский регулярный парк имеет свои корни в итальянских садах эпохи Ренессанса, принципы устройства которых были привнесены во Францию в начале XVI столетия. Типичными образцами итальянского сада эпохи Ренессанса являются Сады Боболи во Флоренции и Вилла Медичи во Фьезоле, которые характеризуются наличием партеров (рассадочных гряд) правильных геометрических форм, устроенных симметричным рисунком; использованием фонтанов и каскадных эффектов для одушевления сада; лестниц и уклонов для объединения разных уровней сада; гротов, лабиринтов и скульптурных групп на мотивы мифологий. Такие сады символизировали гармонию и порядок, главные идеалы эпохи Ренессанса, и олицетворяли добродетели Древнего Рима.

Король Карл VIII после своего похода в Италию в 1495 году, где он имел удовольствие видеть замки и сады Неаполя, привёз с собой во Францию итальянских ремесленников и садовых мастеров, в том числе Пачелло де Меркольяно, которые по его распоряжению приступили к устройству садов итальянского стиля в королевской резиденции в Амбуазе. Его наследник Генрих II, который также вёл итальянские войны и встречался в Италии с Леонардо да Винчи, устроил итальянский сад поблизости от королевского замка в Блуа. Начиная с 1528 года, король Франциск I занялся устройством нового сада во Дворце Фонтенбло, где были предусмотрены фонтаны, партеры, сосновая роща из привезенных из Прованса деревьев, а также был сооружён первый во Франции искусственный грот. В замке Шенонсо было устроено два сада в новом стиле - один в 1551 году для Дианы де Пуатье, а второй в 1560 году для Екатерины Медичи.

В 1536 году архитектор Филибер Делорм после своего возвращения из Рима занялся устройством садов замка Ане согласно итальянским принципам пропорциональности. Тщательно выверенная гармоничность садов Ане, отраженная в их партерах и водоёмах, объединенных с участками зелёных насаждений, стала одним из самых ранних и наиболее значительным образцом классического французского регулярного сада.

Несмотря на то, что сады французского Ренессанса уже существенно отличались по своему характеру и виду от садов эпохи средневековья, они по прежнему были отдельной от замка архитектурной композицией и, как правило, обрамлялись стеной. Отсутствовала гармоничная взаимосвязь между разными участками сада и сады зачастую устраивали на неподходящих земельных участках, которые соответствовали скорее целям обороны замка, чем целям создания прекрасного. Всё переменилось в середине XVII века после устройства первых настоящих французских регулярных садов.

Наибольший расцвет это искусство получило во времена Людовика Четырнадцатого. В этот период были созданы наиболее известные и типичные примеры регулярных французских садов - Во-ле-Виконт и Версаль. Более подробно они будут рассмотрены ниже.

3.Основные черты стиля

Основные черты классицистического французского парка:

1. наличие больших пространств и раскрытие далеких перспектив;

2. размещение на плоском рельефе;

3. симметричность композиции по отношению к центральной оси;

4. индивидуальность отдельного дерева теряется в массиве;

5. использование топиарного искусства: зеленые стены коридоров, беседок, залов и кабинетов, шаров, кубов, пирамид;

6. применение трельяжных конструкций, беседок, арок, оград;

7. интенсивное обводнение, в котором каналы и плоские водоемы имеют характер зеркал, расположены на одном уровне с поверхностью земли и отделены лишь небольшим бордюром;

8. центральную часть сада составляет партер, который обрамлен стрижеными стенами боскетов;

9. использование партеров - вышивок или «вырезного» газона с редким включением натуральных цветников;

10. умеренность в применении скульптуры, в отличие от итальянских регулярных садов;

11. основным украшением служила парковая аллея из 2-х или 4-х рядов деревьев, открывавшая далекие перспективы на окружающую местность;

4.1 Основные ландшафтные приемы

Сад во французском регулярном стиле требует постоянного тщательного и дорогостоящего ухода садовника. Необходимы, не только чуть ли не еженедельные стрижки кустов, живых изгородей и газона, но так же и тщательный уход за МАФ, садовой мебелью, дорожками, цветниками и деревьями. Об этом необходимо заранее уведомить заказчика, решившего организовать на своем участке сад именно такого стиля.

Сад французского регулярного стиля является не просто садом, но и своеобразной демонстрацией достатка и статуса хозяев. Он предназначен для приема гостей и проведения мероприятий.

Этапы работы над таким садом не особо отличаются от работы над садами других стилей, разве что создание его является более трудоемким и долговременным.

4.2 Размер участка

Прежде всего, свою роль играет размер участка. По исторически сложившейся традиции, регулярный парк представляет собой достаточно большую территорию; весь сад воспринимается как чередование живописных, поражающих своим величием картин. Регулярный сад создан для длительных прогулок, где в конце каждой аллеи, уводящей в перспективу, открывается новый вид. Кроме того, все элементы на дачном участке должны быть основательными, приземистыми, мощными, внушительных размеров, что часто бывает трудно сделать на участке меньших размеров.

4.3 Планировка

Что же касается самой планировки, то она должна быть строго геометрической, где дом является осью симметрии. Основной чертой регулярного сада является его обособление от окружающей природы, поэтому хаотичность и случайное расположение садовых элементов недопустимо.

4.4 Партер

Главным элементом в регулярном парке является партер - открытая часть сада с газонами, водоемами, цветниками, бордюрами, разделенная на участки правильной формы.

4.5 Партерный газон

К посадке партерного газона предъявляются повышенные требования, в состав смеси семян входят, как правило, 1-2 вида трав. Трава партерного газона должна быть густой, однородной; за партерным газоном нужен тщательный уход. Линия газона должна быть ровной, четкой, не должна прерываться. Партерный газон - это фон для солитеров и для партерных цветников.

французский сад регулярный стиль

4.6 Партерный цветник

Партерный (орнаментальный) цветник - это цветник со сложным узором. Партерные цветники сложны в оформлении, цветы для них подбираются по цвету и срокам цветения. Партерные цветники требуют большого ухода. Центром партерного цветника может стать небольшая скульптура, вазон или фонтан.

4.7 Водоем

Ни один регулярный сад не обойдется без водоема. Зеркальная гладь воды прекрасно будет сочетаться с общей композицией. Водоем на участке делают в форме круга, овала, квадрата, прямоугольника. Береговая линия должна быть четкой; растения в прибрежной зоне высаживаются в строгом порядке, рядами. На больших по площади участках нередко создают каскады - многоступенчатые сооружения из камня или бетона, служащие для ниспадания струй воды. Также на участке устанавливают фонтаны, которые могут служить центром цветочных композиций, например.

4.8 Живые изгороди

Непременным элементом регулярного сада являются живые изгороди и бордюры. Кроме декоративных функций, у них есть и практические цели (они служат для зонирования сада). Создание зеленых комнат и коридоров - еще один из приемов французского парка. Очень красиво смотрятся берсо - живые стены, устремленные ввысь. Создание зеленых комнат и всевозможных лабиринтов потребует установки опорных конструкций; это могут быть арки, перголы, трельяжи.

4.9 Топиары

Трудно представить регулярный сад и без топиарных фигур. Топиарной стрижке поддаются многие деревья и кустарники (как лиственные, так и хвойные); топиарам придают самые разные формы (шар, куб, пирамида, конус, спираль).

4.10 Растения

Из растений для регулярных садов выбирают вечнозеленые породы, которые остаются декоративными в течение всего года. Арки часто увивают лианы и вьющиеся растения, которые образуют зеленые своды. Сад в формальном стиле нередко украшают моносады - участки, на которых культивируют растения одного вида (розарии, сиренгарии, иридарии и т.п.). В клумбах часто используют мульчирование; посадки растений оттеняют белым или цветным гравием.

4.11 Материалы

Материалы для регулярного сада выбирают дорогие, высокого качества - ценные породы дерева, мрамор, керамика, бронза. Аксессуары для регулярного сада также должны выглядеть богато, их не должно быть слишком много, но все они должны выгодно подчеркивать другие элементы сада, быть «к месту». При декорировании беседок обычно используют резьбу по дереву, художественную ковку. Ограждения в формальном саду - чугунные или литые с классическим рисунком решетки.

В регулярном саду предпочтение отдают спокойным тонам, классическим орнаментам, растительным мотивам.

5.1 Подбор растений для сада

В настоящее время стиль утратил популярность в России из - за всех сложностей создания и ухода, а также из - за того, что традиционные для такого стиля растения в климатических условиях России выживают с большим трудом, а подбор аналогов часто бывает очень сложен.

В садах французского регулярного стиля часто можно увидеть моносады -- участки, на которых культивируются растения одного вида, который и определяет название моносада. Невозможно представить себе «французский сад» и без топиариев -- фигурно подстриженных деревьев и кустарников. Также обязательными элементами для него являются партерные газоны и партерные цветники или, как их еще называют, цветники-арабески.

Для формирования ровных и аккуратных бордюров обычно используются тис и самшит. В центральных и северных регионах России их сложно вырастить, а вот на юге они чувствуют себя очень даже неплохо.

5.2 Лиственные породы: подбор растений

В северных широтах России для самшита и тиса приходится искать замену из числа более холодостойких лиственных пород. Здесь основным критерием при подборе также остается их податливость частым обрезкам и способность долго «держать форму». Из кустарников прежде всего следует обратить внимание на бирючину, которая представлена как листопадными, так и вечнозелеными кустарниками.

Второе место по популярности среди растений для садов французского регулярного стиля, адаптированных к российским реалиям, занимает липа мелколистная (или липа сердцевидная) -- самый жизнестойкий представитель широколиственных пород, и ареал ее распространения в России включает почти всю европейскую часть и достигает Западной Сибири.

Вполне уместно будут смотреться в саду французского регулярного стиля и такие неколючие кустарники, как кизильник. В ландшафтном дизайне для формирования живых изгородей традиционно используется более восьмидесяти его видов. Останавливаться подробно на каждом в формате обзорной статьи не представляется возможным, поэтому ограничимся общей характеристикой. Кизильники, также как бирючина, могут быть и листопадными, и вечнозелеными. Растут они достаточно медленно.

Нельзя не упомянуть и барбарис обыкновенный. На формирование живой изгороди из барбариса может уйти достаточно много времени -- не меньше шести лет, но все усилия в итоге будут оправданы.

Издавна как декоративное растение была известна в Европе, в том числе и в России, таволга или спирея. В лесостепной, степной и полупустынной климатических зонах, а также в субальпийском поясе Северного полушария встречается до 90 видов спирей.

5.3 Хвойные породы: подбор растений

Растения хвойных пород в садах, оформленных в традициях французского регулярного стиля, -- скорее исключение из правил, но в тех случаях, когда климатические условия не позволяют засадить его необходимыми лиственными породами, а иметь такой садик уж очень хочется, эксперименты с хвойными не возбраняются. Наиболее подходящими считаются декоративные формы ели сизой (их всего насчитывается около 20), ель колючая, туи и кипарисовики.

Неприхотливая и податливая к любым дизайнерским экспериментам туя западная получила известность как универсальное средство озеленения. Канонам французского регулярного стиля она также не противоречит.

5.3 Партерные газоны

Партерные газоны (ссылка на статью) в садах французского регулярного стиля должны быть покрыты ровным, шелковистым и густым травяным покровом, напоминающим мягкий ворсистый ковер. Такую поверхность создают низкие узколистный злаки -- овсяница красная, мятлик луговой, полевица.

При обустройстве партерных цветников и регулярных клумб-арабесок цветы необходимо подбирать так, чтобы обеспечить непрерывное цветение в течение всего сезона. Ранней весной на них будут уместны луковичные -- нарцисс, тюльпан, крокус, сцилла, а также раннецветущие многолетники -- например, печеночница и анемон. Цветы для лета: виола, маргаритка, аквилегия, ирис, алиссум, бархатцы, календула, петуния, сальвия, и многие другие. Осенью великолепие регулярных клумб и цветников подчеркнут розы, гелениум, астры и георгины.

6. Примеры парков французского регулярного стиля

6.1 Французский регулярный парк -- современные решения

Устройство регулярных садов основано на геометрически правильных линиях, а также придании кустарниках нужной строго геометрической формы. Регулярные парки дали толчок в развитии художественной подрезки растений. Несмотря на то, что французские парки требовательны к уходу, их элементы часто встречаются в частных ландшафтных проектах. Действительно, такое зрительное великолепие, которое тебя захватывает во французском парке, сложно постичь на уровне логики. Эти парки впитали в себя веками формировавшееся европейской мировоззрение, основа которого состоит в жесткой системе и упорядоченности всех процессов. Можно по праву считать французский сад символом превосходства человека над великолепием природы.

Благодаря усилиям миссис Нонг Нуч в Таиланде появился уникальный современный французский сад, ничуть не уступающий европейским дворцовым паркам.На выращивание этого сада ушло, по меньшей мере, десять лет, но французский сад в роскошном тропическом убранстве превзошел все мыслимые ожидания.

Казалось бы, что французская практика садоводства не может настолько органично влиться в совершенно другую культуру, но при виде этого сада понимаешь, что нет никакого «культурного» конфликта между элементами, а французский сад все также актуален в современности.

6.2 Французский регулярный стиль в России

Основанный в самом начале XVIII века Петергоф, по замыслу Петра I, должен был стать самой роскошной царской летней резиденцией неподалеку от Санкт-Петербурга. Раскинулся он на огромной территории в 800 га, включая Дворцовый парк и парк Александрия.

Расположенный на южном берегу Финского залива Дворцовый парк условно делится на 2 части: Верхний сад и Нижний сад, а между ними --выстроенный в стиле «зрелого барокко» Большой дворец.
Верхний сад устроен в строгом регулярном стиле: с четкой симметрией плана, фигурной стрижкой деревьев, многочисленными трельяжными беседками, партерами со сложным рисунком, скульптурой. Украшают его 5 фонтанов, объединенных общим принципом: установленная в центре статуя окружена венком дугообразных струй, льющихся их пастей дельфинов.

Нижний сад - именно он вызывает особое восхищение. Анфилада каскадов и фонтанов, золоченые скульптуры и веером разбегающиеся аллеи, спокойная гладь канала и цветники с причудливыми узорами- все это создает парадное, торжественное настроение. Регулярный стиль здесь гармонично соседствует с пейзажным, превращая Петергоф в истинный шедевр садово-паркового искусства.

6.3 …и в мире

6.3.1 Во - Ле - Виконт

Замок Во ле Виконт расположен приблизительно в 50 км от Парижа. Он был построен по желанию суперинтенданта Людовика XIV Николя Фуке. Для создания дворца Фуке пригласил лучших творцов своего времени - архитектора Луи Лево, живописца Шарля Лебрена и садовника Андре Ленотра. Созданные им сады не только прославили замок, но и положили основу принципиально новому направлению в паркостроении.

Гармоничные пропорции замка и парадного двора создают редчайшее ощущение единства природы и архитектуры и ставят ансамбль Во ле Виконт на одно из важных мест в ряду европейской архитектуры.

Все чудеса исправленной рукой человека природы, все удовольствия и всю роскошь, сочетаемые с таким расчетом, чтобы воздействовали одновременно и на ум и на чувства, - все это Фуке преподнес своему королю в этом волшебном приюте, равным которому не мог бы похвастаться ни один из тогдашних монархов Европы.

6.3.2 Версаль

Версамль -- дворцово-парковый ансамбль во Франции (фр. Parc et chвteau de Versailles), бывшая резиденция французских королей в городе Версаль, ныне являющемся пригородом Парижа; центр туризма мирового значения.

Версаль сооружался под руководством Людовика XIV с 1661 года, и стал своеобразным памятником эпохи «короля-солнца», художественно-архитектурным выражением идеи абсолютизма. Ведущие архитекторы -- Луи Лево и Жюль Ардуэн-Мансар, создатель парка -- Андре Ленотр. Ансамбль Версаля, крупнейший в Европе, отличается уникальной целостностью замысла и гармонией архитектурных форм и преобразованного ландшафта. С конца XVII века Версаль служил образцом для парадных загородных резиденций европейских монархов и аристократии, однако прямых подражаний ему не имеется.

С 1666 по 1789 годы, до Великой французской революции, Версаль являлся официальной королевской резиденцией. В 1801 году получил статус музея и открыт для публики; с 1830 года музеем стал весь архитектурный комплекс Версаля; в 1837 году в королевском дворце открылся Музей истории Франции. В 1979 году Версальский дворец и парк включены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

7. Заключение

Регулярные сады и парки создавались при дворцах и замках и были неотъемлемой частью садово-паркового ансамбля. Регулярные сады были призваны подчеркнуть пышность и монументальность архитектуры дворца.

Кому-то может показаться, что регулярные сады - это пережиток прошлого, все они скучны и лишены фантазии. Однако эти не так. Прямые дорожки и аллеи сочетаются с водными элементами, чарующими своими мелодичными переливами, вечнозеленые посадки контрастируют в ковровыми цветниками, в строгой, геометрической планировке есть место уютным беседкам, зонам отдыха. Грамотный подход к планировке сада и чувство меры - важные составляющие в создании садов, и, пожалуй, наиболее актуально это для регулярного сада.

В наши дни регулярные сады встречаются не так уж часто, многие ограничиваются лишь несколькими элементами регулярного стиля или оформляют в формальном стиле какой-либо отдельный участок сада. Вообще, создание регулярного сада - процесс достаточно затратный, требующий проведения большого количества работ и осуществления ухода за каждым элементом.

Считается, что французский регулярный сад - выбор людей, отдающих предпочтение классической архитектуре прошлого. Регулярный сад станет прекрасным дополнением особнякам старинного типа с террасами, балюстрадами, скульптурными группами. Главная эмоциональная особенность стиля - торжественность, богатство, величие.

Список использованной литературы

www.wikipedia.org

Боговая И.О., Фурсова Л.М. Ландшафтное искусство: Учебник для вузов. М.: Агропромиздат, 1988. - 223с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Геометрически распланированные аллеи и симметричные партеры. Основные идеи и композиционные особенности устройства голландского сада. Симметричная планировка, разделяющая сад на отдельные кабинеты, скрытые за боскетами. Сады голландского барокко.

    реферат , добавлен 10.11.2012

    Общее определение регулярного парка. Описание Версальского парка, его особенностей и концепции построения. Современный регулярный сад: приемы, оформление. Разметка регулярных цветников. Топиарные растения для создания регулярного сада, живая изгородь.

    реферат , добавлен 09.12.2010

    Сад в китайском, голландском, сельском или утилитарном стилях. Стили оформления сада: русская усадьба, японский сад - шин и джио. Сад в стилях модерн и кантри, пруд в европейском стиле. Французский сад и сад ароматов, создание участка в пейзажном стиле.

    реферат , добавлен 03.03.2011

    Специфика и особенности сада в японском стиле. Роль воды в арабском саду. Изгороди, калитки и ограды. Традиционный китайский сад. Императорские, сады при гробницах, храмовые, частные, чайный сад. Архитектурные формы и растения. Русские сады и огороды.

    реферат , добавлен 22.04.2014

    Проект строительства сада "Венеция" жилого микрорайона в г. Бийске Алтайского края. Функциональное зонирование сада и рекреационная нагрузка. Садово-парковый стиль и композиция дорожной сети. Рекомендации по использования отдельных видов растений.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2012

    Роль малых архитектурных форм в создании украшении сада. Виды садовых беседок и павильонов, садовая мебель, ограды, мостики, скульптуры, вазоны, перголы, арки, берсо, трельяж (треллис) и шпалеры. Декоративное освещение фонтанов, каскадов и водопадов.

    реферат , добавлен 06.11.2012

    Планирование общегородского сада, его функциональное значение. Общая характеристика озеленения сада. Характеристика проектируемого участка. Малые архитектурные формы, расположенные на территории сада, их значение. Территория для проектирования сада.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2010

    История создания садов и парков Санкт-Петербурга. Планировка и строение парков Царского Села, парков Петергофа, садов Каменного острова и Стрельны, Гатчинских парков. Особенности Нижнего сада Меншиковского дворца в Ораниенбауме. План Каменного острова.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2014

    Классификация и виды наиболее распространенных малых архитектурных форм. Садово-парковая мебель, ограды, мостики, вазоны и оборудование. Роль малых архитектурных форм в создании и украшении сада. Декоративное освещение фонтанов, каскадов и водопадов.

    реферат , добавлен 04.06.2015

    Назначение и функции зеленых растений в саду. Приемы для видимого увеличения (расширения) площади участка и придания ему большей глубины. Особенности выбора цветовой гаммы кустарников и других растений. Способы составления клумб и композиций из цветов.

История создания разного рода садово-парковых ансамблей уходил далеко в прошлое. Во все времена было принято украшать и озеленять приусадебные территории, облагораживая местность в соответствии со своими вкусами.

Однако каноны садово-паркового искусства были определены не так давно, а именно, в середине XVII века. В это время были созданы первые парки, получившие название французских регулярных парков. История говорит о том, что первый французский ландшафтный парк, положивший начало его победному шествию по Европе, был создан для министра финансов Фуке при строительстве замка Во-Ле-Викомт. Вслед за этим по указанию короля-солнца Людовика XIV ландшафтным архитектором Андре Ленотром был построен шедевр мировой архитектуры – загородная резиденция французских королей Версальский дворец, а на территории перед ним обустроен регулярный французский ландшафтный парк. До нашего времени парк сохранился и поддерживается в идеальном порядке, несмотря на исторические катаклизмы прошедших веков.


Что же отличает французский парковый стиль от других?

Основной признак французского парка – его строгая геометрическая, симметричная планировка, где существует основная линия (перспектива), расположенная перпендикулярно к фасаду здания, относительно которой строится общая планировка парка. Перспектива пересекается второстепенными аллеями. В центре парка, на основной оси, как правило, располагается обширный водоем с фонтаном, являющийся украшением и обязательным условием полноты оформления парка. На водной глади бассейнов посетители могут наблюдать за декоративными водоплавающими птицами, которые оригинально вписываются в пейзаж.

В парке, в соответствии с планировкой, располагаются отдельные группы деревьев, кустов, постриженных согласно общей идее строительства парка. Группа растений, расположенных вблизи друг друга и составляющих единую композицию, получила название боскетов. Прямо перед жилым домом располагаются партеры – площадки с высаженными на них низкорослыми декоративными кустами (ближе к дому), а также площадки с газонной травой, образуя замысловатые геометрические фигуры, что выглядит очень живописно, особенно при виде сверху.

Деревья приводятся к одной высоте, кроны деревьев – к шаровидной, конусообразной другим формам. Более высокорослым рядам кустов также придается самая разнообразная форма. Часто в парках можно наблюдать кусты и деревья, постриженные в виде птиц, животных, сказочных фигур, в зависимости от вкусов садоводов, создающих эти шедевры. Подросшие подстриженные кусты могут образовывать лабиринты, аллеи, могут также обрамлять отдельные участки парка, располагаться по периметру.

Французские ландшафтные парки популярны и в наши дни, являясь подлинным украшением многих современных городов.