Меню
Бесплатно
Главная  /  Утепление  /  Самые сильные боги смерти. Бог смерти в древней греции и египте

Самые сильные боги смерти. Бог смерти в древней греции и египте

Страх перед непродолжительностью бытия или утраченные нами ныне знания тому причиной, но абсолютное большинство народов, населяющих планету, свято верят в то, что жизнь вовсе не заканчивается со смертью, а продолжается в иных, загробных мирах. В каждой языческой религии царство мёртвых описывают по-своему, но в чём-то эти описания поразительно схожи.

Боги смерти

Во владениях Чёрной Погибели

Известный всем сказочный Кощей Бессмертный, оказывается, вовсе не был холостяком. Его законной супругой числилась владычица смерти и зимы, царица ночи, грозная славянская богиня Морана (она же Марена, Мара, Моржана, Тёмная Богородица, Чёрная Погибель). В преданиях она описывается по-разному: то черноволосой молодой красавицей в расшитом драгоценными камнями платье, то уродливой старухой в нищенских отрепьях. Наружность Мораны напрямую зависела от времени года. Когда богиня только вступала в мир людей, ведя за собой зиму, она была ещё в полной силе, а на исходе тёмного времени года дряхлела и не могла противостоять могучему Солнцу - Яриле, вместе с которым к людям приходила весна. Символами Тёмной Богородицы традиционно считались черепа, серп и ворон. Птица возвещала приближение своей госпожи, черепа напоминали о том, что все живое когда-нибудь обратится в прах, а серпом Морана собирала смертную жатву - перерезала нити жизни тех, кому приходило время умирать. Владения богини простирались от берега речки Смородины. Чтобы попасть гуда, следовало перейти Калинов мост, соединяющий Явь (мир живых) и Навь (царство мёртвых).
Постоянных капищ в честь Мораны не возводили, поскольку считалось, что лучше всего оказывать ей почести поблизости от мест, где человеческие души отправлялись в царство мёртвых, - возле крады (погребального костра) или рядом с поминальными курганами. В дар Чёрной Погибели несли цветы, солому, фрукты и овощи. Лишь иногда, в случае крайней нужды обрести её благосклонность, в жертву приносили животных, забивая их прямо у алтаря. По окончании требы полагалось разобрать капище Мораны, а её идола сжечь либо выбросить в реку, чтобы вода или огонь очистили округу от присутствия смерти. Прибегали к помощи богини и в случае эпидемий среди домашних животных или членов общины, а также при угрозе нападения врагов или начала войны. Тогда с идолом хозяйки Нави обходили селение, прося у неё защиты от болезней.
Хотя Морана и числилась самым мрачным и опасным для человека божеством, ей воздавали должное как участнице непрерывного круга бытия. Наши предки верили, что без увядания и смерти не может быть ни обретения свободы в ином мире, ни перехода к новой жизни, ведь за ледяной зимой всегда приходит весна, возрождающая все живое.

Холод девятого мира

Доблестные скандинавские воины, с честью павшие в бою, попадали в чертоги Вальхаллы, где их ждали нескончаемые пиры и новые подвиги в битвах. А что же происходило с прочими усопшими? Они отправлялись в самый нижний из девяти миров - Хельхейм, царство мрачной Хель, дочери хитроумного Локи и великанши Ангрбоды. Какое занятие предначертано их дочурке, родители узнали рано: однажды в детстве будущая хозяйка мёртвых предстала им в виде разлагающегося трупа. Родители сочли это знаком её судьбы.
Впоследствии Хель являлась людям либо в образе огромной бледнокожей красавицы с очень светлыми голубыми глазами, либо в виде полутрупа (одна её половина оставалась все так же прекрасна, а другая выглядела как скелет с клочьями сгнившей плоти). Скандинавы полагали, что её наружность зависит от того, как относился к смерти человек, которому она явилась. Если он считал смерть ужасной, не верил в потустороннюю жизнь, Хель оборачивалась к нему той стороной, что представляла собой скелет. Но если человек воспринимал смерть как часть естественного хода жизни, она показывала умирающему свой прекрасный облик.
Отношение к смерти как к логическому продолжению земного существования считалось в Скандинавских странах более правильным, ведь всё равно рано или поздно каждому придётся встретиться с ней лицом к лицу, так пусть же это лицо окажется прекрасным. Впрочем, в последний из девяти миров, как гласит легенда, Хель забирала умерших младенцев, а также тех, кто скончался «от хворей и старости», погибших в бою без славы и чести.

Знаете ли вы что…

В 1907 году некий доктор из Массачусетса взвесил человека до и после смерти. После смерти тело потеряло в весе 21 грамм. Считается, что именно столько весит человеческая душа, уходящая из мёртвого тела.

В отличие от некоторых других загробных царств, во владениях северной богини не было ни адского огня, ни вечных мук. Ведь на севере смерть отождествлялась с холодом, и оказавшиеся в Хельхейме страдали от вечной тьмы и стужи. Попасть в нижний мир без приглашения хозяйки не могли не только смертные, но даже могущественные боги. Когда в Хельхейм попал бог весны и света прекрасный Бальдр, его великий отец - глава скандинавского пантеона Один - не смог вызволить юношу.
Согласно поверью, обращаться к Хель за советом и помощью людям следовало лишь в самом крайнем случае, если не оставалось другого выхода. Советы «матери мертвецов» часто были жёсткими, хотя и вели к благу вопрошающего, выполнять их следовало в точности, иначе ослушнику грозило наказание.
Летописи сообщают, что иногда Хель являлась к людям и начинала страшную жатву. Во время средневековой эпидемии чумы она бродила по селениям в чёрном плаще, с метлой и граблями в руках. Там, где она пускала в ход грабли, кое-кто оставался в живых, но в тех местах, где Хель пользовалась метлой, вымирали целые общины от мала до велика.

Аид, «гостеприимный и щедрый»

Самым известным из богов смерти, безусловно, следует считать Аида, или Гадеса, которому поклонялись обитатели Древней Эллады (Греции). После победы над титанами молодые боги Олимпа разделили между собой сферы влияния: Зевсу досталась земля, Посейдону - морская пучина, а Аид получил подземные чертоги царства мёртвых, названного по его имени. С той поры именно владыка загробного мира решал, обретёт покой душа усопшего или будет мучиться целую вечность. Изображали хозяина царства мёртвых обычно в облике зрелого мужчины, холодного и бесстрастного, словно сама смерть. Среди атрибутов Аида чаще всего упоминаются волшебный шлем, дарующий своему владельцу способность становиться невидимым, и рог изобилия, наполненный либо разными плодами, либо самоцветами и драгоценными металлами. Последнее неудивительно, ведь древнеримское имя Аида - Плутон (с латыни - «богатство», «изобилие»). Так что помимо страха обитатели Древнего мира испытывали к богу мёртвых почтение и даже любовь за его способность наградить богатством того, кого он считал достойным.
Подземное царство Аида находилось, по преданию, на крайнем западе, на самом берегу Океана. Чтобы попасть в него, следовало заплатить Харону, перевозящему души мёртвых через реку Стикс, из-за которой не было возврата к жизни. Вход в Аид охранял трёхголовый пёс Цербер, бдительно следящий, чтобы мимо него не пробрался ни один живой человек. Некоторым, однако, это удавалось. Мифы повествуют об отважном певце Орфее, отправившемся в загробные чертоги за своей возлюбленной Эв-ридикой. А царь Итаки Одиссей навещал Аид ради того, чтобы находившийся там прорицатель Тиресий указал ему дорогу на родной остров.
Самый же известный из мифов об Аиде повествует о том, как он влюбился в Персефону, дочь Зевса и богини плодородия Деметры, похитил девушку и унёс под землю, чтобы сделать своей женой. Де-метра так горевала по дочери, что земля перестала плодоносить, людям угрожала голодная смерть. Тогда Зевс договорился с Аидом, что тот станет отпускать супругу на две трети года наверх, к родителям, и лишь треть года будет проводить вместе с ней в подземном мире. В Древней Греции считали, что из-за этого и чередуются времена года.

Вечно живой хранитель Миктлана

Высадившиеся на берега Америки христианские миссионеры, услышав о девяти кругах смертного пути ацтеков, были совершенно убеждены, что речь идёт о языческом аде. Возможно, отчасти они были правы, но индейцы не боялись путешествия в царство мёртвых, поскольку знали, что для большинства из них оно неизбежно (ведь туда попадали все, кроме воинов, утопленников и женщин, скончавшихся в тяжёлых родах). Путь в главный загробный мир ацтеков - Миктлан - был необыкновенно труден и тернист. Он располагался под землёй где-то далеко на севере, а чтобы попасть туда, нужно было одолеть целых девять кругов испытаний - от горы, усеянной острыми, словно бритва, камнями, до ягуара, пожиравшего сердца тех, кто навсегда покинул мир живых. Путь в Миктлан длился целых четыре года, и за это время усопшие полностью забывали, что когда-то были людьми.
Хозяин Миктлана - бог Миктлантекутли - представал обычно в виде залитого кровью скелета, украшенного повязкой из совиных перьев и ожерельем из человеческих глаз. На рисунках его иногда можно увидеть с разинутым ртом: индейцы верили, что днём он пожирает звезды и луну, а затем возвращает их обратно на небосклон. Супруга Миктлантекутли - Миктлансиуатль - выглядела как скелет, облачённый в дорогие украшения и юбку из ядовитых змей. Сопровождали мрачную чету их посланницы совы, чей крик над домом означал неминуемую смерть кого-то из семьи.
Боги смерти у ацтеков были жестокими и требовали обильных кровавых жертв. Частью ритуала для хозяев Миктлана был даже каннибализм. Лучших пленников убивали на их алтарях и разделывали, затем часть мяса отдавали богам, а остальное раздавали в пищу самым уважаемым членам общины. Кости тоже шли в дело: из черепов в честь Миктлантекутли и его жены возводили целые стены и пирамиды.

В разных религиях мира есть божества, которые непосредственно связаны со смертью. В одном случае — это проводники душ в другой мир, в другом — подземные божества и правители загробного мира, а в третьем — тот, кто забирал душу человека в момент смерти. Интересно, что все эти существа управляли мертвыми, но никак не определяли, сколько же человеку жить.
Для человека смерть, как и рождение, является важнейшей составляющей жизни. Именно поэтому боги смерти являются важной составляющей религии и мифологии, могущественными и властными. В некоторых культах верующие даже поклоняются им. О самых известных богах смерти и пойдет речь.

Аид и Танатос

Древнегреческая мифология известна многим. Бог подземного царства в ней — Аид, являлся братом самого Зевса. Ему после разделения мира досталось подземное царство, которое он и стережет. Проводником сюда является Гермес, который вообще довольно многогранное божество. Существовал у греков еще и бог умирания — Танатос. Но его другие обитатели Олимпа не особенно уважали, считая равнодушным к жертвам человека. Танатос являлся братом бога сна, Гипноса. Греки часто изображали смерть и сон рядом, как черного и белого юношей. У Танатоса в руках был погасший факел, символизирующий конец жизни.

Анубис и Осирис


Анубис для древних египтян считался проводником в мир умерших. Его изображали в виде человека с головой шакала. До появления культа Осириса именно Анубис являлся главным божеством Западного Египта. Осирис же являлся отцом этого проводника и царем загробного мира. Вместе со своим сыном он судил умерших. Анубис держал в своих руках весы Истины, на одну из чаш которых клали сердце человека, а на другую — перо богини Маат, символизирующее справедливость. Если сердце оказывалось таким же легким, то умерший попадал на прекрасные и плодоносный райские поля. В противном случае его пожирал чудовищный монстр Амат — лев с головой крокодила.

Хель


В мифологии древних скандинавов царством мертвых правила Хель. Она была дочерью хитрого бога Локи и огромной великанши Ангробды. В мифах рассказывается, что Хель унаследовала от своей матери высокий рост. Это была богиня наполовину темно-синей, а на половину — мертвенно бледной. Неслучайно ее еще называли Сине-белой Хель. Говорили, что бедра и ноги богини были покрыты трупными пятнами и оттого разлагались. Это было связано с тем, что смерть представлялась в виде скелета, на образ Хель переносились черты трупа. Ее царство является унылым местом, где холодно и темно. Считалось, что Хель получила власть над царством мертвых от Одина. Туда попадают все умершие, за исключением героев, забранных валькириями в Вальхаллу.

Идзанами

В синтоизме этой богине приписывают власть над творением и смертью. Вместе со своим мужем Идзанаги она создала землю и всех ее обитателей. После этого Идзанами родила нескольких других богов, которые смогли управлять миром. Вот только Кагуцути, бог огня, опалил свою мать, и та после тяжелой болезни отправилась в страну вечного мрака, Еми. Не помогли даже мольбы и слезы любимого. Но Идзанаги не смог жить без нее и отправился за любимой. Но во мраке он услышал голос жены, которая сказала ему, что уже поздно изменить что-либо. Тогда Идзанаги зажег факел, чтобы в последний раз посмотреть на любимую. Вместо нее он увидел чудовище, истекающее гнем и окруженное монстрами. Порождения тьма набросились на Идзанаги, тот еле успел бежать, закрыв проход в царство мертвых скалой.

Миктлантекутли

В Южной Америке царство мертвых и ее властелин изображались похожим в других культурах образом. У ацтеков богом загробного мира был Миктлантекутли, который выглядел, как окровавленный скелет или же просто человек с черепом на месте головы. Жуткий образ сопровождался стильными совиными перьями на голове и ожерельем из глаз людей на шее. Сопровождают бога летучая мышь, сова, паук и жена Миктлансиуатль. Ее изображали похожим образом, к тому же у нее была еще и юбка из гремучих змей. А живет пара в доме без окон, расположенном на дне Преисподней. Чтобы попасть к ним в гости, умершему приходилось проделывать четырехдневное путешествие. И путь был нелегким — между рушащимися горами, по пустыням, преодолевая ледяной ветер и спасаясь от змей и крокодилов. А на берегу подземной реки умерший встречал проводника в виде небольшой собачки с рубиновыми глазами. На своей спине она и перевозила души во владения Миктлантекутли. Покойник отдавал богу те дары, которые ему положили в могилу родные. По степени богатства подарков Миктлантекутли и определял, на какой уровень преисподней отправить новичка.

Эрешкигаль

Название этой богини дословно обозначает «великая подземная госпожа». У шумеров Эрешкигаль являлась хозяйкой подземного царства Иркаллы. Ее старшей сестрой была Инанна (Иштар), богиня любви и плодородия, а мужем — Нергал, бог подземного царства и солнца. У Эрешкигаль в подчинении было семь судей подземного мира. Существовал в Вавилоне и посвященный богине храм, в Куте. У шумеров Иштар олицетворяла весну и лето, а Эрешкигаль — осень и зиму, то есть смерть и увядание. Позднее ее наделили властью и над загробным миром и смертью.


Оркус и Плутон

У древних римлян первоначально богом смерти считался Оркус. Еще у этрусков он считался мелким демоном, но затем его влияние расширилось. Его изображали бородатым и крылатым веществом, который забирает человеческие души в свое царство. Ставший загробным правителем, Оркус вобрал в себя черты другого подобного божества, Дис Патера. А позже он сам стал частью образа бога Плутона. Плутон являлся римским вариантом Аида, вобрав многие его черты. Он считался братом Юпитера и Нептуна. Плутон считался гостеприимным богом, вот только никого обратно не отпускал. Сам бог появлялся на поверхности земли редко, исключительно для выбора очередной жертвы. Говорили, что Плутон ищет на земле трещины, чтобы лучи солнца не могли бы осветить его мрачное царство. А ездит он на колеснице, запряженной четверкой черных лошадей. Женой же его считается богиня растений Прозерпина, которая царит с ним в подземном мире.

Санта Муэрте

Если о большинстве религий мы говорим в прошедшем времени, то Санта Муэрте распространена и сегодня. Этот культ присутствует главным образом в Мексике, но встречается и в Америке. Люди поклоняются одноименному божеству, которое и является воплощением смерти. Этот культ родился на основе смешения мифов аборигенов Мексики и католицизма. Для местных жителей вполне естественно поклоняться подобным божества, что проявляется в праздновании «Дней Мертвых» даже среди католиков. Поклонники Санта Муэрта полагают, что обращенные к ней молитвы доходят, и она может исполнять желания. В честь божества строят часовни. Само оно представляется, как женский скелет в платье. Жертвоприношениями же являются сигареты, шоколад и алкогольные напитки. Наиболее фанатичные верующие даже совершают в честь богини ритуальные убийства.


Барон Самди

Это божество присутствует в религии вуду. Барон Самди связан не только с мертвыми и смертью, но и с сексом и появлением на свет детей. Изображают божество в виде стильного скелета, на котором красуется черные фрак и цилиндр. Он выглядит, как будто гробовщик. Да гроб к тому же является еще и его символом. На Гаити на каждом новом кладбище полагается посвящать первую могилу именно Барону Самди. Он может вселяться и в людей, делая их помешанными на еде, алкоголе и сексе. Барон Самди считается также покровителем бандитов. А празднование Дня мертвых на Гаити превращается по сути в бенефис божества. У его могилы собираются паломники. Они распевают в его честь песни, курят и пьют крепкий ром. Крест же на могиле Барона вовсе не христианский, а символ перекрестка дорог.

В буддистской традиции это божество отвечает за судьбу умерших и распоряжается адом. Мир Ямы именуется «небесами без сражений» — это первый уровень, который никак не связано с нашей жизнью и ее проблемами. В Китае считается, что Бог Смерти Яньло-ван живет в подземном мире Юду. В его руках щетка и книга с судьбами умерших. Сам правитель имеет лицо лошади и голову быка. Стражники приводят к Яньло-вану души людей, а он вершит суд. Добродетельные удачно перерождаются, а грешники попадают в ад или перерождаются в других мирах.

Боги смерти - божества различных религий, связанные со смертью : проводников душ , подземных божеств и богов загробных миров . Этот термин относится к божествам, которые либо собирают души умерших, либо господствуют над мёртвыми, а не тех богов, которые определяют момент смерти. Тем не менее, все эти виды будут включены в эту статью.

Во многих культурах Бог смерти включён в их мифологию и религию. Смерть , как и рождение, является одной из основных частей человеческой жизни, поэтому эти божества зачастую могут быть одними из самых важных божеств религии. В небольшом количестве религий с единственным сильным божеством, как источник вероисповедания, бог смерти - антагонистическое божество, против которого борется первичное божество. Соответствующий термин культа смерти чаще всего используется как унижающее слово, чтобы обвинить определённые группы в нравственно-отвратительных методах, которые не устанавливают ценности на человеческой жизни, или которые, кажется, прославляют смерть как нечто положительное само по себе. В отношении культов , содержащих элементы поклонения божествам смерти (преимущественно оккультного толка) иногда также применяется термин «танатолатрия ».

Происхождение

В политеистических религиях или мифологиях , в которых есть сложная система божеств, управляющих различными естественными явлениями и аспектами человеческой жизни, часто имеется божество, которому назначается функция осуществления контроля над смертью. Включение такого «ведомственного» божества смерти в пантеизме не обязательно. В богословии монотеистической религии один бог управляет и жизнью и смертью. Однако практически это проявляется в различных ритуалах и традициях и изменяется согласно многим факторам, включая географию, политику, традиции и влияние других религий.

Список богов смерти


Имя божества Культура / Религия
Грох Армянская мифология
Миктлантекутли Мифология ацтеков
Эрешкигаль Вавилонская мифология
Нергал Вавилонская мифология
Бабалу Айе (также известный как Омолу, Сонпонно, Обалую, Сакпана, Сакпата) Йоруба , афро-бразильские религиозные системы, такие как Умбанда , Сантерия и Кандомбле
Яма (индуизм) , Яма (буддизм) Буддизм , индуизм , китайская мифология , Буддизм в Японии
Мара Буддизм
Мот Ханаан
Морриган Кельтская мифология
Анубис Древний Египет
Осирис Древний Египет
Туони Карело-финская мифология
Танатос Древняя Греция
Аид Древняя Греция
Гхид (также известная как Гуед), также Барон Самди (Барон суббота) Вуду
Огбунабали Мифология Игбо
Азраил Ислам
Идзанами Японская мифология (Синтоизм)
Эмма Японская мифология
Синигами Фантастические произведения японского искусства
Хине-нуи-те-по Мифология маори
Апух Мифология майя
Санта Муэрте Мексика
Грим Рипер Северная Америка
Маржана (также известная как Морана, Морена, Мара) Славянская религия
Морс Древнеримская религия
Плутон Древнеримская религия
Оркус Древнеримская религия
Диспатер Древнеримская религия
Хель Германо-скандинавская мифология
ангелы смерти Иудаизм и христианство
ангел Азраил Иудаизм и ислам

Напишите отзыв о статье "Бог смерти"

Примечания

См. также

Отрывок, характеризующий Бог смерти

Война 1812 го года, кроме своего дорогого русскому сердцу народного значения, должна была иметь другое – европейское.
За движением народов с запада на восток должно было последовать движение народов с востока на запад, и для этой новой войны нужен был новый деятель, имеющий другие, чем Кутузов, свойства, взгляды, движимый другими побуждениями.
Александр Первый для движения народов с востока на запад и для восстановления границ народов был так же необходим, как необходим был Кутузов для спасения и славы России.
Кутузов не понимал того, что значило Европа, равновесие, Наполеон. Он не мог понимать этого. Представителю русского народа, после того как враг был уничтожен, Россия освобождена и поставлена на высшую степень своей славы, русскому человеку, как русскому, делать больше было нечего. Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер.

Пьер, как это большею частью бывает, почувствовал всю тяжесть физических лишений и напряжений, испытанных в плену, только тогда, когда эти напряжения и лишения кончились. После своего освобождения из плена он приехал в Орел и на третий день своего приезда, в то время как он собрался в Киев, заболел и пролежал больным в Орле три месяца; с ним сделалась, как говорили доктора, желчная горячка. Несмотря на то, что доктора лечили его, пускали кровь и давали пить лекарства, он все таки выздоровел.
Все, что было с Пьером со времени освобождения и до болезни, не оставило в нем почти никакого впечатления. Он помнил только серую, мрачную, то дождливую, то снежную погоду, внутреннюю физическую тоску, боль в ногах, в боку; помнил общее впечатление несчастий, страданий людей; помнил тревожившее его любопытство офицеров, генералов, расспрашивавших его, свои хлопоты о том, чтобы найти экипаж и лошадей, и, главное, помнил свою неспособность мысли и чувства в то время. В день своего освобождения он видел труп Пети Ростова. В тот же день он узнал, что князь Андрей был жив более месяца после Бородинского сражения и только недавно умер в Ярославле, в доме Ростовых. И в тот же день Денисов, сообщивший эту новость Пьеру, между разговором упомянул о смерти Элен, предполагая, что Пьеру это уже давно известно. Все это Пьеру казалось тогда только странно. Он чувствовал, что не может понять значения всех этих известий. Он тогда торопился только поскорее, поскорее уехать из этих мест, где люди убивали друг друга, в какое нибудь тихое убежище и там опомниться, отдохнуть и обдумать все то странное и новое, что он узнал за это время. Но как только он приехал в Орел, он заболел. Проснувшись от своей болезни, Пьер увидал вокруг себя своих двух людей, приехавших из Москвы, – Терентия и Ваську, и старшую княжну, которая, живя в Ельце, в имении Пьера, и узнав о его освобождении и болезни, приехала к нему, чтобы ходить за ним.
Во время своего выздоровления Пьер только понемногу отвыкал от сделавшихся привычными ему впечатлений последних месяцев и привыкал к тому, что его никто никуда не погонит завтра, что теплую постель его никто не отнимет и что у него наверное будет обед, и чай, и ужин. Но во сне он еще долго видел себя все в тех же условиях плена. Так же понемногу Пьер понимал те новости, которые он узнал после своего выхода из плена: смерть князя Андрея, смерть жены, уничтожение французов.
Радостное чувство свободы – той полной, неотъемлемой, присущей человеку свободы, сознание которой он в первый раз испытал на первом привале, при выходе из Москвы, наполняло душу Пьера во время его выздоровления. Он удивлялся тому, что эта внутренняя свобода, независимая от внешних обстоятельств, теперь как будто с излишком, с роскошью обставлялась и внешней свободой. Он был один в чужом городе, без знакомых. Никто от него ничего не требовал; никуда его не посылали. Все, что ему хотелось, было у него; вечно мучившей его прежде мысли о жене больше не было, так как и ее уже не было.
– Ах, как хорошо! Как славно! – говорил он себе, когда ему подвигали чисто накрытый стол с душистым бульоном, или когда он на ночь ложился на мягкую чистую постель, или когда ему вспоминалось, что жены и французов нет больше. – Ах, как хорошо, как славно! – И по старой привычке он делал себе вопрос: ну, а потом что? что я буду делать? И тотчас же он отвечал себе: ничего. Буду жить. Ах, как славно!

Потусторонний мир в древности у людей вызывал разные чувства. В одно время его считали продолжением жизни, а в другое боялись. Подобное отношение вызывают и богини смерти. Практически в каждой культуре была своя покровительница потустороннего мира. Они отличались не только именами и внешностью, но и своими обязанностями.

Богиня смерти Морена

Называли ее также богиней увядания жизни. Еще одно распространенное имя – Мара. Славяне считали, что жизнь и смерть – единое целое, и они просто не могут существовать друг без друга. Мара объединяла в себе несколько образов: рождение, плодородие и смерть. Согласно существующей информации богиня смерти Мара также отвечала за зиму, поскольку морозы уничтожали природу. Считали ее покровительницей плодородия и справедливости. Есть несколько версий происхождения Морены. Наиболее распространенная информация – Мара, Лада и Жива были первыми богинями, появившимися, из искр от молота Сварога. Представляли Морену молодой девушкой со светлой кожей, темными волосами и черными глазами. Ее одежды всегда были лазурного цвета с красивыми кружевами. Славяне считали, что у нее были близкие с Ягой, которая приходилась женой Велесу. Согласно легендам именно ей Мара отдавала души людей за возможность пройти в Нави.

Богиня смерти Кали

В индуизме ее также считали богиней разрушения, страха и невежества. При этом она дарила благословение тем, кто хотел познать Бога. В Ведах ее имя имеет непосредственную связь с богом огня. Внешность Кали достаточно устрашающая. Представляли ее худощавой девушкой с четырьмя руками и кожей голубого цвета. Длинные волосы всегда взъерошены, и они формируют тайный занавес смерти. В каждой руке у нее находился важный предмет:

Богиня смерти Хель

Ее отцом считался Локи, а матерью Ангрбода. Образ Хель был очень устрашающим. Рост у нее огромный, одна половина тела была белой, а другая полностью черной. Есть и другое описание, согласно которому верхняя часть тела Хель была как у человека, а нижняя как у мертвеца. Богиню смерти также считали разрушительницей женского начала и тайной четвертой ипостасью Луны.