Меню
Бесплатно
Главная  /  Декор и дизайн  /  Шпаклевание модели самолета. Анатомия шпатлевания

Шпаклевание модели самолета. Анатомия шпатлевания

Перед любым масштабным моделистом так или иначе встает задача по шпаклевке стыков склеиваемых деталей, заделке царапин и сколов. А иногда приходиться заниматься восстановлением утраченной в результате какой-либо «аварии» большой или мелкой детали.

В ОБЩЕМ, ШПАКЛЕВКА НЕИЗБЕЖНЫЙ И ВЕРНЫЙ ТОВАРИЩ МОДЕЛИСТА

Но для того, чтобы она стала вашим другом - её необходимо понять. Как, впрочем, и всё остальное на этом свете. Нужно обрести первоначальные знания о самом процессе шпаклевания, типах применяемых, для создания сборных масштабных моделей образцов продукции. И, конечно, обрести длительный практический опыт. Практика - единственный путь к знанию.

ШПАКЛЕВКА ДЛЯ СБОРНЫХ МАСШТАБНЫХ МОДЕЛЕЙ ЧТО ЭТО?

В масштабном моделировании применяется два вида шпаклевки

  1. Двух компонентные эпоксидные составы
  2. Одно компонентные «пластиковые» составы

Первый тип составов применяется для заделывания «больших дыр» - глубоких щелей, сколов, обрывов деталей. Их отличительной чертой является равномерное отвердевание по всему объему. Правда это возможно только при условии создания правильной пропорции. Так же они намного более прочные, чем «пластиковые» типы шпаклевки. Уступают в этой характеристике они только самому пластику модели.

Самые распространенные шпаклевки для масштабных сборных моделей этого вида - английский MultiPut и японская Tamiya Epoxy Putty.

Если вы хотите добиться эффекта сопоставимого с действием этих шпаклевок - можно заглянуть в магазины для автомобилистов. Спросите там «холодную сварку». Таких сейчас много в продаже.

НО У И НИХ ЕСТЬ СВОИ НЕДОСТАТКИ

  • Требуется уделять особое внимание составлению пропорции при замешивании. В случае ошибки, она либо «встанет» очень быстро, но будет сильно крошиться в процессе дальнейшей обработки; либо вообще не застынет. Тогда вам придется выковыривать её из углублений, и повторять весь процесс снова.
  • Зачастую они имеют длительный период засыхания. Что-то в размере суток. Хотя можно «замутить» и быстро сохнущий раствор - в обиходе называем его «пятиминуткой».
  • Для нанесения её тонким слоем требуется большой практический опыт. В этом варианте применения они плохо прилипают к пластику, и всё время норовят отколоться в самый неподходящий момент.

Шпаклевка для сборных масштабных моделей Tamiya

Второй тип составов шпаклевки для сборных масштабных моделей представляют из себя густую однородную массу. Застывая она превращается в некое подобие модельного пластика. Эти шпаклевки, по моему глубокому убеждению, - самые распространенные у производителей пластиковых моделей и химии. Это и японская Tamiya Basic Putty, итальянская Italeri, немецкая Revell, американские Red и Green Putty от Squadron и многие, многие другие. Многие известные специалисты в России советуют использовать японскую шпаклевку Mr. White Putty - высыхая, она образует хорошую, достаточно прочную белую массу. Она не слоится и прекрасно обрабатывается. Её не всегда можно найти в интернет-магазинах нашей Отчизны. Но этот вопрос вполне всегда решаем при помощи eBay. Из тех что практически всегда есть в наличии хороша Tamiya Basic Putty.

ГЛАВНЫЙ НЕДОСТАТОК ЭТОГО ТИПА СОСТАВОВ

Основным недостатком у этого вида составов является неравномерность высыхания. Бывает, что верхний слой уже «встал», а глубже ещё нет. Нужно ждать. Простая проверка практикой разрешит все ваши вопросы.

Так же проблемы бывают в виде хрупкости созданной шпаклевкой поверхности. Она может крошиться, и мешать дальнейшей обработке.


Шпаклевка для сборных масштабных моделей Revell
СТАРЫЕ НАРОДНЫЕ РЕЦЕПТЫ

Русский моделист сродни настоящему предпринимателю. Он всегда ищет возможности использовать то, что есть под рукой. Тогда, когда достать специализированные препараты нет возможности. Или они недостаточно эффективны. Тогда в ход идут разнообразные народные рецепты.

Самый распространенный вариант домашней однокомпонентной шпаклевки создается при помощи небольшого пузырька модельного клея, и большого количества пластиковой стружки, и измельчённого в стружку литника. Настаивается он подобно вину - очень долго и тщательно. Регулярно перемешивается для достижения однородной консистенции. При необходимости досыпается новая порция пластиковой стружки. В результате получается вязкая желеобразная субстанция. Она хорошо шпаклюет разнообразные дефекты. Не супер, конечно. Этот метод к нам пришел из далекого, советского прошлого. Когда нужно было все доставать . Сейчас он утратил былую популярность. Хотя моделисты со стажем зачастую пользуются, и рекомендуют именно его.

МИНУСЫ ЭТОГО МЕТОДА ШПАКЛЕВКИ СБОРНЫХ МОДЕЛЕЙ

Крайне долгое время приготовления состава. Засыхает он тоже долго. Дает сильную усадку по профилю. Вам придется шпаклевать ваш участок не на один раз. При высыхании на поверхности возможно появление пузырьков.



САМЫЙ ПРОСТОЙ РЕЦЕПТ ДОМАШНЕЙ ШПАКЛЕВКИ МОДЕЛЕЙ

На участок, который мы хотим привести в порядок, мы капаем немного циакрина. Затем берем соду или, на худой конец, тальк. И засыпаем их в клей. Желательно еще раз прокапать данный участок циакрином. Когда смесь высохнет - она станет плотной, твердой массой. Прекрасно привязывается к поверхности. Достаточно терпимо шлифуется. Терпимо потому, что она более твердая, чем пластик.

Ну и напоследок..

МАЛЕНЬКАЯ ШПАКЛЕВОЧНАЯ ХИТРОСТЬ

Сейчас, с развитием производственной и проектировочной базы производителей масштабных моделей, мы все чаще имеем пластик с прекрасной степенью стыкуемости деталей. Но при их соединении есть небольшая щель. А раз мы имеем поверхность с тщательно проработанной расшивкой - нам крайне нежелательно её шлифовать!

И тогда мы поступим так…

Достаем тюбик с серой Tamiya Basic Putty. Выпрашиваем у супруги (сестры/мамы/знакомой) жидкость для снятия лака с ногтей. На щель наносится маска по краям стыка. Затем она прошпаклевывается (например, с помощью зубочистки или стоматологического шпателя).Даем шпаклевке немного (но не полностью) подсохнуть. После чего окунаем ватную палочку в жидкость для снятия лака, и аккуратно стираем излишки шпаклевки с поверхности пластика. Раз жидкость не агрессивна для пластика, поверхность деталей остается неповрежденной. Немного растворенная шпаклевка сходит, правда, с некоторыми усилиями. В результате, мы получаем ровную поверхность стыка.

Думаю, я подробно поведал вам базовые знания о шпаклевке сборных масштабных моделей. Если есть вопросы - пишите. В комментариях. Добавляйтесь в наши группы в социальных сетях.

А на сегодня всё. Удачи вам. И прекрасных моделей!

Здравствуйте. Подготовка к праздникам успешно окончена, поэтому я решил нарушить молчание. Тем более, что в черновиках есть еще как минимум 11 статей.

Не так давно мы разбирали некоторые способы сборки модели, которые позволяют если не избежать, то хотя бы свести к минимуму шпатлевочные работы.
Наверное, не ошибусь, если назову эту работу самым нудным этапом.

Многим (но не всем) что-то покажется излишне просто и давно известно.

Попробуем немного срезать углы.

Начнем

Тут действует старые как мир правила:

1. Не торопитесь

2. Чем лучше (чаще и дороже) используемые материалы, тем быстрее и лучше результат.

Встречал много людей, высказывавшие какое-то особое мнение относительно той или иной модельной шпаклевки в виде пасты в тюбике. Испытывал в свое время Humbrol, Revell а также Tamiya, еще несколько более дешевых и малоизвестных аналогов. Меня не устроило качество ни одной из них.
В данный момент целиком и полностью перешел на:

В начале, постараемся избавиться от лишней работы с последующим восстановлением расшивки. Я защитил линии расшивки первой попавшейся качественной липкой лентой.


Далее, наносим слой жидкой шпаклевки тонкой и плоской кистью. Слой наносится с небольшой горкой, в расчете на усадку материала.


Необходимо выждать, когда шпаклевка начнет немного подсыхать, - сигналом будет являться матовая корочка. Затем ватной палочкой, смоченной в растворителе мы удаляем излишки химическим способом. Он не повреждает пластик, смывая лишнюю шпаклевку.


Последовательно, без сильного нажима "выглаживаем" стык.



На этом этапе требуется капитальная просушка часов 10 и ревизия проделанной работы. В большинстве случаев повторного шпаклевания не требуется, но в случае необходимости все можно повторить.
Шов зачищается вначале наждаком с зерном в 1000-1200, затем 1500-2000, исходя из обстоятельств. Обращаю ваше внимание, что шкурка ОБЯЗАТЕЛЬНО должна быть влажной и регулярно промываться. В противном случае, вместо шлифовки, вы просто наделаете еще больше царапин.

Как вы видите, можно подойти творчески даже к такой нудной работе, как шпаклевка.

С вами снова на связи Дмитрий Игнатычев — ваш проводник мире масштабного моделирования!

Перед любым масштабным моделистом так или иначе встает задача по шпаклевке стыков склеиваемых деталей, заделке царапин и сколов. А иногда приходиться заниматься восстановлением утраченной в результате какой-либо «аварии» большой или мелкой детали.

В ОБЩЕМ, ШПАКЛЕВКА НЕИЗБЕЖНЫЙ И ВЕРНЫЙ ТОВАРИЩ МОДЕЛИСТА

Но для того, чтобы она стала вашим другом — её необходимо понять. Как, впрочем, и всё остальное на этом свете. Нужно обрести первоначальные знания о самом процессе шпаклевания, типах применяемых, для создания сборных масштабных моделей образцов продукции. И, конечно, обрести длительный практический опыт. Практика — единственный путь к знанию.

ШПАКЛЕВКА ДЛЯ СБОРНЫХ МАСШТАБНЫХ МОДЕЛЕЙ ЧТО ЭТО?

В масштабном моделировании применяется два вида шпаклевки

  1. Двух компонентные эпоксидные составы
  2. Одно компонентные «пластиковые» составы

Первый тип составов применяется для заделывания «больших дыр» — глубоких щелей, сколов, обрывов деталей. Их отличительной чертой является равномерное отвердевание по всему объему. Правда это возможно только при условии создания правильной пропорции. Так же они намного более прочные, чем «пластиковые» типы шпаклевки. Уступают в этой характеристике они только самому пластику модели.

Самые распространенные шпаклевки для масштабных сборных моделей этого вида — английский MultiPut и японская Tamiya Epoxy Putty.

Если вы хотите добиться эффекта сопоставимого с действием этих шпаклевок — можно заглянуть в магазины для автомобилистов. Спросите там «холодную сварку». Таких сейчас много в продаже.

НО У И НИХ ЕСТЬ СВОИ НЕДОСТАТКИ

  • Требуется уделять особое внимание составлению пропорции при замешивании. В случае ошибки, она либо «встанет» очень быстро, но будет сильно крошиться в процессе дальнейшей обработки; либо вообще не застынет. Тогда вам придется выковыривать её из углублений, и повторять весь процесс снова.
  • Зачастую они имеют длительный период засыхания. Что-то в размере суток. Хотя можно «замутить» и быстро сохнущий раствор — в обиходе называем его «пятиминуткой».
  • Для нанесения её тонким слоем требуется большой практический опыт. В этом варианте применения они плохо прилипают к пластику, и всё время норовят отколоться в самый неподходящий момент.

Шпаклевка для сборных масштабных моделей Tamiya

Второй тип составов шпаклевки для сборных масштабных моделей представляют из себя густую однородную массу. Застывая она превращается в некое подобие модельного пластика. Эти шпаклевки, по моему глубокому убеждению, — самые распространенные у производителей пластиковых моделей и химии. Это и японская Tamiya Basic Putty, итальянская Italeri, немецкая Revell, американские Red и Green Putty от Squadron и многие, многие другие. Многие известные специалисты в России советуют использовать японскую шпаклевку Mr. White Putty - высыхая, она образует хорошую, достаточно прочную белую массу. Она не слоится и прекрасно обрабатывается. Её не всегда можно найти в интернет-магазинах нашей Отчизны. Но этот вопрос вполне всегда решаем при помощи . Из тех что практически всегда есть в наличии хороша Tamiya Basic Putty.

ГЛАВНЫЙ НЕДОСТАТОК ЭТОГО ТИПА СОСТАВОВ

Основным недостатком у этого вида составов является неравномерность высыхания. Бывает, что верхний слой уже «встал», а глубже ещё нет. Нужно ждать. Простая проверка практикой разрешит все ваши вопросы.

Так же проблемы бывают в виде хрупкости созданной шпаклевкой поверхности. Она может крошиться, и мешать дальнейшей обработке.


Шпаклевка для сборных масштабных моделей Revell

СТАРЫЕ НАРОДНЫЕ РЕЦЕПТЫ

Русский моделист сродни настоящему предпринимателю. Он всегда ищет возможности использовать то, что есть под рукой. Тогда, когда достать специализированные препараты нет возможности. Или они недостаточно эффективны. Тогда в ход идут разнообразные народные рецепты.

Самый распространенный вариант домашней однокомпонентной шпаклевки создается при помощи небольшого пузырька модельного клея, и большого количества пластиковой стружки, и измельчённого в стружку литника. Настаивается он подобно вину — очень долго и тщательно. Регулярно перемешивается для достижения однородной консистенции. При необходимости досыпается новая порция пластиковой стружки. В результате получается вязкая желеобразная субстанция. Она хорошо шпаклюет разнообразные дефекты. Не супер, конечно. Этот метод к нам пришел из далекого, советского прошлого. Когда нужно было все доставать . Сейчас он утратил былую популярность. Хотя моделисты со стажем зачастую пользуются, и рекомендуют именно его.

МИНУСЫ ЭТОГО МЕТОДА ШПАКЛЕВКИ СБОРНЫХ МОДЕЛЕЙ

Крайне долгое время приготовления состава. Засыхает он тоже долго. Дает сильную усадку по профилю. Вам придется шпаклевать ваш участок не на один раз. При высыхании на поверхности возможно появление пузырьков.


САМЫЙ ПРОСТОЙ РЕЦЕПТ ДОМАШНЕЙ ШПАКЛЕВКИ МОДЕЛЕЙ

На участок, который мы хотим привести в порядок, мы капаем немного циакрина. Затем берем соду или, на худой конец, тальк. И засыпаем их в клей. Желательно еще раз прокапать данный участок циакрином. Когда смесь высохнет — она станет плотной, твердой массой. Прекрасно привязывается к поверхности. Достаточно терпимо шлифуется. Терпимо потому, что она более твердая, чем пластик.

Ну и напоследок..

МАЛЕНЬКАЯ ШПАКЛЕВОЧНАЯ ХИТРОСТЬ

Сейчас, с развитием производственной и проектировочной базы производителей масштабных моделей, мы все чаще имеем пластик с прекрасной степенью стыкуемости деталей. Но при их соединении есть небольшая щель. Как при создании модели . А раз мы имеем поверхность с тщательно проработанной расшивкой — нам крайне нежелательно её шлифовать!

И тогда мы поступим так…

Достаем тюбик с серой Tamiya Basic Putty. Выпрашиваем у супруги (сестры/мамы/знакомой) жидкость для снятия лака с ногтей. На щель наносится маска по краям стыка. Затем она прошпаклевывается (например, с помощью зубочистки или стоматологического шпателя).Даем шпаклевке немного (но не полностью) подсохнуть. После чего окунаем ватную палочку в жидкость для снятия лака, и аккуратно стираем излишки шпаклевки с поверхности пластика. Раз жидкость не агрессивна для пластика, поверхность деталей остается неповрежденной. Немного растворенная шпаклевка сходит, правда, с некоторыми усилиями. В результате, мы получаем ровную поверхность стыка.

Думаю, я подробно поведал вам базовые знания о шпаклевке сборных масштабных моделей. Если есть вопросы — пишите. В комментариях. Добавляйтесь в наши группы в социальных сетях.

А на сегодня всё. Удачи вам. И прекрасных моделей!

P.S. А какими шпаклевками пользуетесь Вы? Пишите в комментариях!

Наверное, не существует на планете Земля моделей, при постройке которых моделисту не пришлось бы шпатлевать многочисленные щели… Процесс этот достаточно трудоемкий: сначала шпатлюем, ждем, пока шпатлевка высохнет, при этом обычно она еще и усыхает-приходится два-три раза повторять процесс, затем долго-долго шлифуем с водой (это для того чтобы шкурка не забивалась) или вонючим керосином (если шкурка не водостойкая), чем портим себе здоровье, а на заключительном этапе полируем шов. Стоит заметить, что на последних двух стадиях шпатлевка нередко крошится, это происходит и при восстановлении расшивки, испорченной на стадии шлифовки, понятно, что удовольствия это не добавляет. И тут, друзья, происходит самое страшное — моделизм из хобби, приносящего удовольствие, превращается в нудную работу, которой у каждого из нас и так хватает. Так вот, человечество на пути своего прогрессивного развития выработало несколько путей решения проблемы, но все они не лишены недостатков:

1.Обклеиваем участок модели вокруг шва скотчем, дабы сохранить расшивку, и шпатлюем, шлифуем, полируем. За исключением всего описанного выше, при использовании этого метода либо попросту стирается вместе с излишней шпатлевкой скотч, либо при снятии последнего образуется ступенька, выделяющаяся на гладкой поверхности модели. Шлифовать ее — значит стереть расшивку в области шва.

2.Разбавляем шпатлевку растворителем до консистенции кефира-ряженки и эту массу заливаем в шов. Плюс: не нужно шлифовать. Минусы: шпатлевка так и норовит затечь куда угодно, но только подальше из шва, а при высыхании дает усадку во столько раз, сколько вы добавили растворителя (в норме 4-6 раз).

3.Заклеиваем щели кусочками пластика. Но при этом опять остаются щели, хоть и маленькие, но тем не мнение, требующие шпатлевания. 4.Подгонка деталей на-сухую перед склейкой. Этот способ я использую всегда и везде, так как он позволяет увидеть и устранить все недостатки пластика. Минус: нарушает геометрию модели относительно прототипа. После таких мук уже не испытываешь духовного отдыха, получаемого от хобби. А показывая модели друзьям-моделистам приходится оправдываться, дескать, такой уж пластик был убогий… Со мной происходило тоже самое до недавнего времени, пока опытные коллеги не вывели меня на путь истины. Михаил Нердаков, Will Hendriks, огромное человеческое спасибо Вам!!! Итак, хватит «лить воду» на сущность шпатлевания — перейдем к делу!
Этап первый, фундаментальный: Заключается в маскировке области шва скотчем (дабы по неосторожности не заляпать модель шпатлевкой) и нанесении самой шпатлевки. Особое внимание (!!!) следует уделить выбору шпатлевки. Я предлагаю довольно распространенную Tamiya Putty. Заметьте, не эпоксидную! Эпоксидная для этих целей не подходит! Шпатлевка наносится обычно, как и всегда, ни чем разбавлять ее не нужно! Для нанесения шпатлевки я использую набор китайских часовых отверточек – очень удобно и дешево.
Этап второй, химический: Подождав пока шпатлевка окончательно высохнет, (я оставляю сохнуть на ночь), удаляем излишки жидкостью для снятия лака с ногтей (не стоит удивляться). Здесь, как и при выборе шпатлевки, стоит уделить внимание выбору жидкости. Главный критерий — ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ БЕЗ АЦЕТОНА! Дело в том, что ацетон губителен для пластика! Для этой операции используем ушную палочку («уховертку») или спичку с намотанным кусочком ватки. Не стоит сильно нажимать на спичку. Следует аккуратно, плавно проводить спичкой, не задерживаясь на одном месте. Это позволит добиться максимально гладкого и качественного шва. Не забывайте также периодически менять ватку, смоченную жидкостью для снятия лака.
Этап третий, заключительный: Теперь остается только иглой убрать ненужную шпатлевку из линий расшивки, если таковая имеется и отполировать шов (необязательно) мягкой тряпочкой для придания ему схожей с пластиком фактуры
Ну, вот и все! Постскриптум: Не всегда удается купить Tamiya Putty. С равным успехом можно использовать автомобильную нитрошпатлевку Nitrosoft фирмы Body. Ее недостаток лишь в том, что она имеет плохую адгезию к пластику. Его можно устранить, добавив в нее бутилацетат (модельный клей) в пропорции 1-2 мл клея на 10-15 мл шпатлевки. Но из-за клея в шпатлевке образуются волокна, трудноудалимые с помощью жидкости для снятия лака. К тому же волокна влияют на консистенцию шпатлевки, и она становится «тягучей», что добавляет хлопот. Удалять катышки волокон приходится наждачкой (самой мелкой) или куском сукна. И еще. Если выбранная вами жидкость для снятия лака не растворяет шпатлевку можно добавить в нее пару капель (не более!!!) ацетона, предварительно убедившись, что ацетон не растворяет пластик конкретно выбранной вами модели (на кусочке литника). Я советую пользоваться ацетоном фирмы Welltex (продается в автомагазинах) он нейтрален к пластику ICM, ВЭ, Звезда (это не полный список, только то что оказалось у меня под рукой). Кстати все растворители фирмы Welltex отличаются высоким качеством и низкой ценой.