Меню
Бесплатно
Главная  /  Шторы и жалюзи  /  Театр вахтангова безумный день или женитьба фигаро. Безумный день, или женитьба Фигаро

Театр вахтангова безумный день или женитьба фигаро. Безумный день, или женитьба Фигаро

Стоимость билетов:
Балкон 950-1300 рублей
Бельэтаж 1100-1400 рублей
Амфитеатр 1100-1600 рублей
Бенуар 1600-2600 рублей
Партер 1000-3700 рублей

Режиссер-постановщик - Владимир Мирзоев
Художник-сценограф - Анастасия Бугаева
Художник по костюмам - Алла Коженкова
Художник по свету - Майя Шавдатуашвили
Композитор - Фаустас Латенас
Музыкальный руководитель - Татьяна Агаева
Хореограф - Артур Ощепков
Художник-гример - Ольга Калявина
Звукорежиссеры - Анатолий Ибрагимов, Руслан Кнушевицкий
Помощник режиссера - Марина Марченко

Действующие лица и исполнители:
Граф Альмавива - Максим Суханов
Графиня, его жена - Марина Есипенко, Анна Антонова
Фигаро, графский камердинер - Леонид Бичевин, Дмитрий Соломыкин, Павел Попов
Сюзанна, камеристка графини - Полина Кузьминская, Лада Чуровская
Марселина - Марина Есипенко, Вера Новикова
Керубино, паж графа - Максим Севриновский
Базиль, учитель музыки - Эльдар Трамов
Бартоло, врач - Рубен Симонов, Олег Лопухов
Дон Гусман Бридуазон, судья - Александр Павлов
Дубльмен, секретарь суда - Эльдар Трамов
Антонио, садовник - Александр Галевский
Фаншетта, его дочь - Ася Домская, Полина Чернышова

В спектакле принимают участие артисты оркестра театра:
Михаил Айнетдинов
Валерия Дмитриева
Полина Евланова
Ольга Жевлакова
Владимир Свешников
Евгений Полтораков
Николай Мызико

Бессмертное творение Бомарше, не растерявшее со временем своего обаяния, энергетику, остроумия и остроты интриги, известно многим. Еще один из персонажей А. Пушкина говорил о том, что это произведение является прекрасным средством от мрачных мыслей и способно поднять настроение подобно шампанскому вину. С тех пор утекло немало воды, между тем, вряд ли сегодня кому-нибудь придет в голову оспорить мнение великого поэта. Безумный день или женитьба фигаро - отличный способ отключиться от повседневной суеты и поднять себе настроение.

И даже, несмотря на то, что Фигаро в современном восприятии вовсе не является символом грядущей революции, что собственно возмутило верхние сословия Парижа во время премьеры пьесы, этот герой привлекает к себе внимание независимостью, находчивостью и жаждой правды. Фигаро - умный человек нового времени, новых этических принципов конфликтует с изжившими себя традициями.

Почему «Безумный день…»? А как еще можно назвать день, в который все переплелось таким замысловатым образом, что разрешение этих хитросплетений потребовало невероятных усилий главного героя, благодаря которому, собственно все и разрешилось самым наилучшим образом.

Оформление спектакля не соответствуют эпохе создания произведения. Владимир Мирзоев представил эту историю через современные взгляды и раскрывает нравы современного общества.

Билеты в Театр Вахтангова - это всегда подарок себе и близким.

16+

Режиссер-постановщик - Владимир Мирзоев

Художник-сценограф - Анастасия Бугаева

Художник по костюмам - Алла Коженкова

Художник по свету - Майя Шавдатуашвили

Композитор - Фаустас Латенас

Музыкальный руководитель - Татьяна Агаева

Хореограф - Артур Ощепков

Художник-гример - Ольга Калявина

Звукорежиссеры - Анатолий Ибрагимов, Руслан Кнушевицкий

Помощник режиссера - Марина Марченко

Действующие лица и исполнители:

Граф Альмавива - Максим Суханов

Графиня, его жена - Марина Есипенко, Анна Антонова

Фигаро - графский камердинер - Леонид Бичевин, Павел Попов

Сюзанна - камеристка графини - Полина Кузьминская, Лада Чуровская

Марселина - Марина Есипенко, Вера Новикова

Керубино, паж графа - Максим Севриновский

Базиль, учитель музыки - Эльдар Трамов

Бартоло, врач - Рубен Симонов, Олег Лопухов

Дон Гусман Бридуазон, судья - Александр Павлов

Дубльмен, секретарь суда - Эльдар Трамов

Антонио, садовник - Александр Галевский

Фаншетта, его дочь - Ася Домская, Полина Чернышова

В спектакле принимают участие артисты оркестра театра:

Михаил Айнетдинов, Валерия Дмитриева, Полина Евланова, Ольга Жевлакова, Владимир Свешников, Евгений Полтораков, Николай Мызиков

В спектакле звучит музыка В. Моцарта, Дж. Россини, Л. Боккерини, И. Баха

«Коль мысли мрачные на ум тебе придут, - откупори шампанского бутылку, иль перечти «Женитьбу Фигаро», - советует один из персонажей «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина. Прошли годы, века, но и сегодня не грех воспользоваться советом великого поэта. Обаяние комедии Бомарше не увяло, ее энергетика, азарт, ирония, юмор, виртуозность интриги с годами как будто бы набрали еще большую остроту и блеск. И хотя Фигаро сегодня интересен для нас не как предвестник революции, что возмутило правящее сословие в Париже в эпоху премьеры спектакля, народный герой привлекает своей независимостью, находчивостью, неугомонным духом правдоискателя.

Безумный день… Стилистику спектакля, наверное, следует искать в «безумном дне», свалившимся на голову участников этой истории, когда все переплелось, запуталось, и благодаря усилиям героя, счастливо разрешилось, и право первой ночи, прежде принадлежавшее Графу, сегодня сталкивается с непримиримостью Фигаро, человека нового времени, новых этических законов. Конфликт - в противоречии современной умной личности с обычаями и практиками, которые себя изжили.

Оформление и костюмы не соответствуют времени написания комедии. Режиссер пытается представить эту историю через призму современности, живописуя нравы общества, поучает, развлекая.

Режиссер спектакля Владимир Мирзоев:

Старые мастера любили давать два варианта названия одного текста. Рядом с магическим «если бы» часто возникает волшебное «или». Мне дорога эта вариативность театра и культуры вообще. Причем вторая часть названия шедевра Бомарше могла бы отвалиться, как хвост у нашего предка, за ненадобностью. Безумие – вот главная категория, с которой мы хотим сегодня поиграть. Я бы убрал с афиши и «женитьбу», и даже интригана «Фигаро», если бы это не сбивало зрителя с толку.

Стоишь, бывало, перед океаном классической драматургии и пытаешься почувствовать нечто, поймать свою волну. Но это не мода, нет, не вопрос, куда дует ветер. При выборе материала для меня главное – тема. В «Безумном дне» я увидел возможность очень важного разговора. О том, как современный человек вынужден подчиняться архаическим практикам, как элита ментально не поспевает за обществом, которое стремительно обновляется. Ведь вектор времени все равно направлен в будущее. Но антропология Бомарше не дидактична – это веселый витамин, спрятанный среди сладких ягод эротики, переодеваний, театральной игры. Мы, как дети, глотаем сочный, умный текст, не замечая его сложных смыслов.

Без труда вытащив наших героев из эпохи феодализма, мы, тем не менее, не стали помещать их в мир гаджетов и свободной любви. Наш спектакль не модернизация в строгом смысле слова. Но эклектика, динамика и, главное. Безумие здесь вполне в духе актуального постмодерна. Не правда ли, сама жизнь выглядит сегодня как странный коллаж – мифологий, обычаев, заблуждений. Поэтому Моцарт и Россини могут запросто заглянуть в гости к африканскому вождю, посидеть у костра, выпить чашечку кофе. Иногда трудно понять, в каком веке мы оказались: то ли в середине 20-го, то ли в 17-м, то ли в 21-м.

Как любил говорить Олег Николаевич Ефремов (в разных ситуациях): «А что вы хотите? – это жизнь». А иногда фраза звучала по-другому: «А что вы хотите? – это театр».

Продолжительность спектакля 3 часа с одним антрактом.

Фото Владимира Федоренко / РИА Новости

Роман Должанский. . "Безумный день, или Женитьба Фигаро" в Театре имени Вахтангова (Коммерсант, 15.09.2014 ).

Глеб Ситковский. . «Женитьба Фигаро» в Театре Вахтангова обошлась без женитьбы и почти без Фигаро (Ведомости, 15.09.2014 ).

Григорий Заславский. . Театр имени Вахтангова открыл сезон премьерой "Женитьбы Фигаро" (НГ, 15.09.2014 ).

Марина Райкина. . В театре Вахтангова сыграли первую премьеру сезона (МК, 12.09.2014 ).

Алена Карась. "Безумный день" в Театре им. Вахтангова не увенчается женитьбой Фигаро (РГ, 17.09.2014 ).

Елена Дьякова. . В Вахтанговском театре - Владимир Мирзоев и «Женитьба Фигаро» (Новая газета, 17.09.2014 ).

Безумный день, или Женитьба Фигаро. Постановка Владимира Мирзоева. Театр им. Вахтангова. Пресса о спектакле

Коммерсант , 15 сентября 2014 года

Безумие с нажимом

"Безумный день, или Женитьба Фигаро" в Театре имени Вахтангова

Театр имени Вахтангова открыл сезон премьерой - комедией Бомарше "Безумный день, или Женитьба Фигаро" в постановке Владимира Мирзоева. Рассказывает РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ.

Предуведомляя премьеру, режиссер сделал важное замечание, лишив рецензентов возможности высказать после спектакля простую, но важную догадку. Ставя Бомарше, Владимир Мирзоев настойчиво откидывал вторую, более известную часть названия великой комедии Бомарше - он делал спектакль не про женитьбу и не про Фигаро, а про безумный день. Точнее, просто про безумие. Которое настигло персонажей знаменитой пьесы неизвестно почему, неизвестно когда и неизвестно где - сценическое действие нового спектакля Театра имени Вахтангова лишено узнаваемых обстоятельств места и времени. Да и обстоятельство образа действия здесь по большому счету одно - именно то, которое навеяно названием пьесы.

Что и говорить, безумие - категория, родственная самому театральному сочинительству, и из его пугающих глубин фантазеры разных эпох не раз выталкивали на свет божий подлинные сценические шедевры. Но к спектаклю Театра имени Вахтангова это ни в коей мере не относится. Конечно, можно объяснить всеобщим безумием разрушение простых логических связей между событиями пьесы, беспорядочную, дробную динамику спектакля и случайность актерских реакций. Владимир Мирзоев, не раз работавший в Вахтанговском театре, не из тех режиссеров, кто заботится о достоверности сценического мира. Он как раз мастер причудливых головоломок и парадоксальных ходов, у него на сцене всегда творится некое сумасшествие, но обычно оно так устроено, что понимаешь: режиссер выворачивает мир наизнанку со знанием дела. Может, морочит нас, но, может быть, заглядывает за страшный край, одному ему и видный.

В данном случае Владимир Мирзоев, кажется, досадно ошибся: стал искать края там, где их нет или не в них дело. Пусть сценическая обстановка (художник Анастасия Бугаева) похожа на многократно увеличенный детский конструктор из фанерок. Пусть в финале сверху опускается фаллической формы объект, похожий на экзотический фрукт. Пусть у людей нарушены социальные ритуалы: судебное заседание по тяжбе между Марселиной и Фигаро проходит в форме застолья, объяснение Альмавивы и Фигаро сопровождается кровавой разделкой убитого животного, а сам Фигаро запросто готов пытать лунатичную Фаншетту. Пусть в этом мирке все плохо работает: лесенка, по которой должен важно спускаться граф Альмавива, начинает приезжать то не туда, куда нужно, то вообще зря. Но все подмены остаются не более чем нелепостями, потому что от внятных мотивов, которые направляют героев Бомарше, не осталось и следа.

Главный герой этого спектакля не модельной внешности пустышка Фигаро (Дмитрий Соломыкин), а граф Альмавива. Ну просто потому, что его играет Максим Суханов, без участия которого спектакли Владимира Мирзоева трудно себе вообразить. Суханов показывает очередную вариацию странного персонажа, уже много лет кочующего из одной мирзоевской работы в другую, одновременно обаятельного и отталкивающего типа, капризного громилу, разболтанного и избалованного шутника с навсегда прищемленным голосом и опасными звериными повадками. Если говорить о других актерских работах (а больше и говорить-то по большому счету не о чем), запоминается молодой студиец Максим Севриновский, играющий Керубино, и если бы в его роли было поменьше "эстрадности", было бы совсем хорошо.

Впрочем, досадный антрепризный нажим, с которым в "Безумном дне" правят ремесло вахтанговцы разных поколений, включая Марину Есипенко и Александра Галевского, легко объясним: нужно же чем-то заполнять смысловые пустоты. И лучше уж беспредметное комикование в одних эпизодах, чем достойные дурного капустника шутки, которыми в других эпизодах пытаются добрать реакций зала: когда открывается, что настоящее имя Фигаро Эманюэль, звучит узнаваемая мелодия из эротического фильма "Эммануэль", а на реплику графа "Какое здесь сильное эхо" следует бьющий наповал ответ: "Это эхо Москвы".

Ведомости , 15 сентября 2014 года

Глеб Ситковский

Фигаро, не женись

«Женитьба Фигаро» в Театре Вахтангова обошлась без женитьбы и почти без Фигаро

В спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро», поставленном Владимиром Мирзоевым в Театре им. Вахтангова, главным стал не Фигаро, а граф Альмавива в исполнении Максима Суханова.

Это уже второй Бомарше за год, но между спектаклями Евгения Писарева в Театре Пушкина (вышел в мае) и Владимира Мирзоева в Театре Вахтангова так мало общего, что, кажется, перед нами две разные пьесы. Как там пела Сюзанна у Бомарше? «Здесь смешался глас рассудка с блеском легкой болтовни»? Так вот ничего не смешалось. За гласом рассудка пожалуйте в Театр Пушкина, за легкой и полубезумной болтовней - к вахтанговцам.

Разница бросится в глаза, даже если не глядеть на сцену, а просто сличить высказывания режиссеров. Писарев, например, поморщившись от слова «безумный», избавился от первой части названия, оставив на афише одну лишь «Женитьбу Фигаро». Оно и понятно: его спектакль - сама умеренность и аккуратность. Мирзоев же, напротив, признается: «Я бы убрал с афиши и “женитьбу”, и даже интригана Фигаро, если бы это не сбивало зрителя с толку».

Не знаю, чего уж там испугался Мирзоев. Сбивать зрителя с толку - его фирменная режиссерская особенность, и «Безумный день» не стал исключением из правила. Но то, что Мирзоев тихо замотает свадьбу Фигаро и Сюзанны, действительно выяснится не при первом взгляде на афишу, а лишь в финале спектакля. Не повезло и остальным персонажам: массовая матримониальная окольцовка просто-напросто отменена - ведь это бы обозначало торжество разума и конец всем безумствам. А режиссеру хочется, чтоб безумства не кончались, чтоб они за нами мчались. Поэтому он ограничится тем, что заставит пригорюнившегося Альмавиву виновато надуть губки в финале и сказать: «Я больше не буду». Чему, разумеется, никто не поверит.

Что касается «интригана Фигаро», которого Мирзоев собирался убрать с афиши, то он в спектакле, по сути, и так вычеркнут. Во-первых, перед нами никакой не интриган, а просто наивный и восторженный молодой человек, который в силу своей безголовости совсем бы пропал без хитромудрой Сюзанны (Лада Чуровская). А во-вторых, его роль сильно ужата и, как только на сцену выходит Альмавива - Суханов, Фигаро безнадежно тушуется на его фоне. Леонид Бичевин (в других представлениях графского камердинера могут сыграть и Дмитрий Соломыкин, и Павел Попов) играет не роль слуги, а служебную роль. В свою очередь, граф Альмавива - не просто хозяин дома, но и хозяин положения. В этом есть известная логика: Фигаро у Бомарше - воплощение народного здравого смысла, а графский произвол Альмавивы грозит сделать безумным не только один день, но и весь миропорядок. Если же режиссер ни в грош не ставит скучную рассудочность и хочет превратить свой спектакль в апологию театрального безумства, то что ж? Тогда да здравствует хаос, свободная любовь и граф Альмавива.

Достойный продолжатель дела Альмавивы - Керубино (Максим Севриновский; в другом составе эту роль играет Василиса Суханова), готовый переспать со всеми представительницами женского пола не только на сцене, но и в зале («Я люблю тебя, партерчик! Я люблю тебя, балкончик!» - кричит он в пароксизме всепобеждающего вожделения, пока его пытаются скрутить другие участники спектакля). В каком-то смысле «Безумный день» в постановке Мирзоева чем-то напоминает его старый спектакль «Дон Жуан и Сганарель» в Театре Вахтангова, где главного сладострастника всех времен и народов играл все тот же Максим Суханов. Похотливому хозяину вновь противостоит благоразумный слуга, но симпатии режиссера вновь на стороне первого.

Можно провести и другие параллели между мирзоевским Мольером и мирзоевским Бомарше: перед нами, как и девять лет назад, эклектичное музыкальное шоу, где веселая песенка всегда важнее скучных классических реплик. Тогда пели блюз, сейчас отдают предпочтение изысканному блатняку или песенкам на стихи Беранже, но суть одна: спектакль превращается в собрание разудалых гэгов и эстрадных номеров, которые напрочь забивают смысл происходящего. Но зачем Мирзоеву смысл, когда у него есть Суханов? Хаос рулит, безумие торжествует, веселье правит бал. Вот кто только объяснил бы, почему от этого всепобеждающего бездумного и безумного веселья в какой-то момент делается до ужаса скучно?

НГ , 15 сентября 2014 года

Григорий Заславский

Власть отвратительна, как руки Альмавивы

Театр имени Вахтангова открыл сезон премьерой "Женитьбы Фигаро"

Спектакль Владимира Мирзоева «Безумный день, или Женитьба Фигаро», которым Академический театр им. Вахтангова открыл новый сезон, – уже вторая за последнее время премьера в Москве этой комедии Бомарше. Только-только вышел спектакль в Театре им. Пушкина, поразивший даже видавших виды оперным размахом. Точно отталкиваясь от «однофамильцев», в Вахтанговском театре решили поразить скромностью, может быть, не расходов, но сценического оформления: фанеру, из которой состоит подвижная конструкция, даже не стали красить, оставив публике возможность радоваться естественной красоте.

Театральный критик привык происходящему на сцене придавать смысл, собственно говоря, в этом и состоит его работа. И если в спектакле, который называется «Безумный день, или Женитьба Фигаро», режиссер куда больше внимания и места оставляет графу Альмавиве, а вовсе не Фигаро, в этом, разумеется, заложен какой-то важный смысл. Осталось понять – какой.

Внимательное чтение программки способно навести на некоторые догадки: граф Альмавива в спектакле – один-единственный, Максим Суханов, а на роль графского камердинера Фигаро заявлено тут целых три актера, которые будут играть в очередь. Это дает основание предположить, что относительно Альмавивы у режиссера Владимира Мирзоева сомнений не было, а вот остановиться на одном-единственном Фигаро так и не получилось. Так что дело вовсе не в какой-то исключительной занятости в телевизионно-сериальном процессе Леонида Бичевина, который на премьере – в силу этой самой сегодняшней сериальной известности – получил цветов больше всех других исполнителей. Хотя играл – скромнее многих. Такова телевизионная слава.

Относительно сомнений постановщика – это, естественно, одна лишь догадка, предположение, опирающаяся в том числе и на некоторую неопределенность роли. С Альмавивой в спектакле все ясно, с Фигаро – не ясно ничего. К публике он выходит в стремительном танце, после которого обнажается по пояс, оставаясь в кожаных штанах. В другом спектакле кожаные штаны и обнаженный торс многое бы могли рассказать о герое, здесь – не рассказывают как будто ничего.

«Фигаро здесь, Фигаро – там» – это то, что знают все об этом персонаже комедии Бомарше. Кто-то вспомнит еще, что Пушкин полагал – не сам, а устами одного из героев одной из маленьких трагедий – эту комедию смешной настолько, что ее прочтение способно развеять грустные мысли.

В спектакле Владимира Мирзоева, во всяком случае пока, граф Альмавива в исполнении Максима Суханова и графиня, которую в первый вечер играла Марина Есипенко, существуют отдельно, все другие – отдельно, сами по себе. Очевидцы, которые имели возможность сравнить первые два спектакля, рассказывают, что во второй вечер Есипенко играла уже не графиню, а Марселину и была еще лучше, еще свободнее. Очевидцам можно верить. В роли графини, во всяком случае на премьере, Есипенко было тесновато, ей как будто недоставало воздуха для игры. И только одному Суханову было вольно, только он один дышал полной грудью, играл азартно, с привычным и простительным перебором.

Зная о либеральных взглядах постановщика, можно предположить, что его грела эта мысль – представить власть в образе Альмавивы, развращенного, похотливого, глупого, в конце концов. Чего стоит его подарок Сюзанне – золотистые металлические подвески, которые он прячет под длиннополым камзолом, надев на себя подобно поясу с гульфиком. Зная о протестных настроениях режиссера, не сомневаешься, что шумная барабанная дробь, которой актеры завершают первое действие спектакля, – это тот самый «колокол», который звонит по нам всем. Нет, эти барабаны бьют не просто так! А когда второе действие начинается с ковыряния Альмавивы в освежевываемой им туше косули или оленя, когда у него руки по локоть в крови, то и тут понятно – о ком это и о чем. Нет, тут нет никаких намеков на кого-то конкретного, тут речь о том, как власть в лице Альмавивы равнодушно разбирается с подданными. Нет сомнений, что так же бесстрастно, ведя попутно посторонний разговор, он бы мог разделать и Фигаро, попадись он под нож... Вот это сочетание двух состояний – равнодушия и похотливой страсти, проявляющую себя в череде сразу множества мелких физических действий, Суханов играет бесподобно, доводя публику до хохота. Как всегда, в его игре поражает соединение какой-то особой физической свободы и одновременной рассчитанности всех движений, всех мышечных сокращений и запоминающихся гримас.

Театральный критик существует как будто затем, чтобы портить людям настроение. Зрители сидят, смеются, радуются, и тут появляется он, который сообщает, что радоваться тут нечему: режиссер повторяется, в спектакле – очевидный перекос в сторону одного актера, а самой яркой в итоге становится сцена, которой в пьесе вовсе нет. Чему же радоваться?! Фанерной декорации (художник – Анастасия Бугаева), простота которой вступает в резкое противоречие с особенной щедростью и яркостью существования Суханова и Есипенко, но очень гармонирует с органичной «растушевкой» (пока!) – игры многих остальных занятых в спектакле актеров? Она не радует – зрители, которые знают и любят Мирзоева, успели привыкнуть к каким-то оригинальным, иногда невероятным и даже совершенно неподъемным конструкциям, которые придумывала обычно для Мирзоева Алла Коженкова. В «Фигаро» ей оставили только костюмы, но, глядя на сцену, кажется, и те не все придуманы ею.

Премьерная публика радовалась отсебятине, которую позволял себе Альмавива – Суханов. Ругаясь на жену, например, он обещал ее лишить всего – воды, еды и – в этом списке жизненно необходимого – пармезана. Другие, менее изощренные зрители, к происходящему на сцене относились как к урокам жизни: сидевшая за моей спиной компания – две пары – весь спектакль живо обсуждала события пьесы. «Прикольно!» – женский голос радовался тому, как ловко в спальне графини прятали от графа пажа Керубино. «Нет!» – сухо отвечал на это мужской. «Тебе не нравится?» – с легким оттенком горечи. – «Нет, просто мотаю на ус».

МК , 12 сентября 2014 года

Марина Райкина

Безумный день мясника Альмавива

В театре Вахтангова сыграли первую премьеру сезона

«Фигаро тут, Фигаро - там». Где только не ставят теперь «Безумный день, или Женитьбу Фигаро»! Казалось, только что сдали в Пушкинском; через полтора месяца он же грядет в Образцовском. Ну а сегодня на первый план уже вышел «Фигаро» Вахтанговского - премьеру сыграли в день открытия сезона. Этот «Фигаро» в постановке Владимира Мирзоева войдет в историю как фанерный. В Вахтанговском весьма удивлялся обозреватель «МК».

При первом же упоминании бессмертной комедии Бомарше вырастает ряд синонимов: роскошный, шикарный, искрометный, фееричный. В первую очередь они применительны к декорациям, коих, живьем и в записи, специалистами и любителями видено множество. Роскошные, изобретательные декорации у Левенталя были в Сатире и у Шейнциса - в «Ленкоме», где «Фигаро» до сих пор идет на одних аншлагах. Буквально с оперным размахом выступил в Пушкинском Зиновий Марголин, ну а про иностранные постановки я вообще не говорю. Очевидно, утомившись от избыточности сценографической эмоции, Владимир Мирзоев вместе с художником Анастасией Бугаевой решили пойти против течения, и следует признать, это им удалось на все сто. «Фигаро» в Вахтанговском… как бы это поточнее сказать… доведен до тонкого слоя фанеры.

И это не фигура речи, призванная подчеркнуть утонченность и изысканность работы для гурманов, - налицо минимализм, граничащий со скромностью загородной недвижимости в поселке класса «шанхай». Ничего дурного в фанере как материале нет (какие только миры на сценах из нее не возводились!), но тут как нигде понимаешь роль декорации в успехе и судьбе спектакля. Декорация - это рама, контекст, который поддерживает, подпитывает, развивает, углубляет и дополняет режиссуру, работу художника по костюмам… В «Безумном дне…» декорация Бугаевой делает все то же самое, только с частицей «не». Ну никак «шампанское» от Бомарше не вяжется с ее фанеркой. Даже если это действительно безумный день как зеркальное отражение любого дня российской действительности.

А всего-то - какая-то фанерная стенка по заднику сцены с прикрепленными к ней, наподобие створок, другими фанерками, да одна деревянная лестница, выезжающая из кулис, - а стиль никак не идет, как платья палевого цвета к лицу Городничихи в пьесе Гоголя. Возможно ли такое, чтобы работа сценографа расшатала конструкцию опытного мастера? Оказывается, талант надо иметь, чтобы спектакль шатался, как палуба корабля при качке: на фанерном фоне теряются все его составляющие - костюмы (художник Алла Коженкова), актерская игра, хотя если рассматривать все и всех по отдельности, то особых претензий нет. И тем не менее…

По жанру «Безумный день» - фарс, во многом построенный на актерской импровизации. Но импровизацией как хорошо отрепетированным действием не все артисты владеют: тут лучше всех преуспел исполнитель роли графа Альмавивы Максим Суханов. Собственно, он благодаря своей харизматичности, особой фактуре, юмору и дару импровизатора стал (хотел того режиссер или нет - неясно) живым центром фанерной конструкции. Вот он выезжает на лестнице - стар, лохмат, похотлив. Интонации, паузы, реакции на партнеров, расслабленность в мышцах, хитрая улыбочка… И с первых же минут зал - в плену его необъяснимого обаяния. Любимцу прощаются даже пошловатости, которые стараются не замечать, как муху, зачем-то севшую на шикарное блюдо. И само собой выходит, что про главного героя, чье имя впечатано в название комедии, как-то забывают: он всего лишь повод смотреть на графа. Как тот невозможно обаятельно поет шансон, липнет к служанке жены, потрошит силиконовую косулю - тесак и руки в кровище, как у мясника. Неотразим!

А вот с Фигаро незадача вышла. Режиссер при одном Суханове назначил на эту роль сразу трех исполнителей. С учетом плотности репертуара Вахтанговского спектакль будет идти не чаще, чем раз в месяц. То есть у студийца Павла Попова, молодых актеров Леонида Бечевина и Дмитрия Соломыкина шанс выйти в «Фигаро» - два-три раза в сезон. Шанс незавидный во всех смыслах слова: и себя не покажут, и в роли не вырастут.

И еще одна загадка: зачем милый небольшой оркестрик, который скрасит живым звуком недостатки любой постановки, нужно прятать за фанеру? Понятно, что о музыкантах никто не подумал, ну а про звуковую волну с фанерным препятствием на пути даже неспециалисту в акустике рассказывать не надо.

РГ , 17 сентября 2014 года

Алена Карась

Свадьбы не будет!

"Безумный день" в Театре им. Вахтангова не увенчается женитьбой Фигаро

Владимира Мирзоева часто принимали за театрального затейника, который смотрел на произведение искусства сквозь такую диковинную призму, точно у него калейдоскоп перед глазами. Те, кто видел его "Ревизора", никогда не забудут, как Хлестаков-Суханов превращался в пахана и мага, заворожившего своими мантрами и пассами весь свет. Длить этот список диковинных мирзоевских метаморфоз не будем. Вы уже догадались, что и "Женитьба Фигаро" не стала исключением.

Более того, Мирзоев лишил пьесу самой свадьбы, его бы воля - он бы и от самого названия оставил лишь "Безумный день", лишив его второй части - "Женитьба Фигаро". Об этом сам режиссер милостиво уведомил зрителей и пишущую братию, дав подсказку к своему видению. Но если (из соображений кассы) название он сохранил, то из действия женитьбу вовсе убрал, да и самого Фигаро лишил присущей ему у Бомарше роли. Здесь он - сияющий, обаятельный красавец-плейбой (Дмитрий Соломыкин) - вовсе не ведет интригу, а напротив, становится объектом чужих манипуляций. У Мирзоева, сочинившего новый спектакль для Максима Суханова, центр в пьесе иной - сыгранный его главным актером граф Альмавива. Это он устанавливает правила в своем безумном зазеркалье, и не только на один день, но на все времена.

В полном соответствии с духом вахтанговской сцены Мирзоев с художником Анастасией Бугаевой превращает пространство в "бедный" конструктор из фанеры, главным элементом которого становится обезумевшая лестница, выезжающая не к месту и не ко времени - символ бессмысленной, но по-прежнему нерушимой власти синьора. Слуга, посмевший на равных спорить и даже перечить суверену, то оказывая ему пикантные услуги, то требуя для себя новых прав, вызвал в XVIII веке гнев короля и революционный всплеск публики.

Теперь он возвращен Мирзоевым на свое прежнее место - демократией здесь и не пахнет, хотя слуга и его хитроумная подружка ведут себя на вид дерзко, даже вольнолюбиво. Но какие бы права они ни отвоевывали себе и своим друзьям, юный Керубино (эксцентричный и зажигательный Максим Севриновский) пойдет на войну, энергичная Сюзанна (Лада Чуровская) будет совершенствовать свое хитроумие, чтобы избежать ночи с графом, а сам Фигаро - дипломатично и смиренно прикрывать в Лондоне неблаговидные поступки своего сюзерена. "Право первой ночи", право превратить жизнь своих подданных в нескончаемый безумный день навсегда закреплено одним персонажем - героем Максима Суханова.

Капризный, исполненный детской непосредственности и садистских наклонностей, наивный и обидчивый, его граф Альмавива имеет знакомые по прежним работам актера очертания лагерного пахана и площадного шута. В кого бы он ни рядился, кем бы ни казался самому себе и окружающим, его роль неизменна - он знает, что все здесь подчинено его уже совсем сорвавшейся с катушек неограниченной воле, а потому так зверино, так простодушно и коварно балуется, почти с влюбленной нежностью разглядывая очередную жертву.

Мирзоев, часто гораздо более элегантный в своих решениях, здесь неудержимо срывается в разнузданную стихию капустника, точно его подстегивает соседняя по календарю премьера "Бориса Годунова" в постановке Константина Богомолова. В его "черном капустнике" мясник Альмавива сладострастно разделывает тушу убитого зверя, передавая потроха слуге, вздыхает о пармезане, а в сцене свидания с мнимой Сюзанной везде слышит эхо Москвы.

Актеры Вахтанговского театра жмут изо всех сил, то и дело срываясь в площадную комедию, а Мирзоеву, кажется, того и надо. Ходульные интонации, фанерные стены, тут не до тонкостей - так жалко прикрыты "зады" демократии, так смешны ее иллюзии по поводу возможностей социального равенства.

И бьют барабаны, и главный барабанщик Альмавива стучит по натянутой коже истово и вдохновенно, и так же слаженно (давно сработались) бьет вслед за ним его вассальский ансамбль. Захватывающее шоу - ведь сработались давно.

Новая газета, 17 сентября2014 года

Елена Дьякова

Альмавива не из графьев

В Вахтанговском театре - Владимир Мирзоев и «Женитьба Фигаро»

Премьера открыла сезон. Граф Альмавива - Максим Суханов. Он вновь восхищает не только уровнем, но и диапазоном игры: от безумцев русской Гражданской войны в фильме Лопушанского «Роль» - к этому вот… позолоченному и распухшему, как диван от Версаче.

Но, собственно, каков «старый режим» - таков и его символ, граф Альмавива.

Фигаро & Сюзанна (Дмитрий Соломыкин и Лада Чуровская) сияют здоровьем и здравомыслием. Ловкие, легкие, одетые с продуманным shabby шиком в лавочках Берлина и Копенгагена, - вчерашние стажеры европейских университетов и бэкпекеры европейских столиц, сегодняшние 30-летние креаклы, деловитые люди новых времен, - явно готовы взять судьбу в свои руки.

Как и другие персонажи их поколения: очкастый хипстер Керубино (Максим Севриновский), слегка косящий под персонажей Вуди Аллена; прожженный шпион и клеветник Базиль (Эльдар Трамов) с выходной арией из Беранже «Господин Искариотов, патриот из патриотов» (и всеми соответствующими ассоциациями). Как ни странно: в «Женитьбе Фигаро» Владимира Мирзоева все они, включая непримиримых антагонистов, составляют - в известном смысле - единый круг.

А граф Альмавива Суханова похож на целую стаю поп-звезд, столпов Думы и знаменитых художников. Южный говорок, отечные щеки, задушевность богатого бандита «у своем доме», патриархальность советского образца, где рука руку моет, - потому что как же иначе? - полная неприменимость в сколь-нибудь цивилизованном мире… и явная дряхлость. И скорый распад.

Но и круг людей нового времени все никак не родится - потому что с потрохами зависит от старого. Крохами, соками, личным обслуживанием графа Альмавивы - новое время и живет.

И в этом продвинутый золотой мальчик Керубино, продвинутый топ-менеджер графского поместья Фигаро и продвинутый бьюти-стилист Сюзанна едины.

Социальные смыслы намечены внятно. Мучительно и постыдно видны уже в физическом контрасте между графом и его цивилизованным птичьим двором. Но прелесть спектакля в том, что все вышеупомянутое не выкрикнуто залу в лицо с плакатной злостью политического кабаре. Точно (в отличие от ряда современников) режиссер и вахтанговцы сказали себе: шут бы с ними со всеми, в конце концов… У нас тут театр, дело более важное. И тогда пьеса заиграла!

Все-таки и именно - поставлена прежде всего комедия Бомарше. Легкая, точная, с шампанским вдохновением сыгранная всеми, кто занят в больших и малых ролях. (Иногда от этого же шампанского настроения труппу ведет в сторону: чуть ли не каждый рвется к рампе для 45 секунд бенефиса… но праздничная суета мне милей, чем унылая отработка «эпизодов».) И эффекты здесь театральные: вот граф свежует рогатого оленя, с незабытой ухваткой молодости играя ножами, выбрасывая окровавленные кишки и пузыри в тазик, почтительно подставленный Фигаро, угрожая и провоцируя, выбивая из ловкого цирюльника информацию… Руки у графа по запястье в крови…

А над их головами висит главный артефакт лаконичной декорации: огромный тюк, составленный из массы больших и маленьких тючков, мешочков, запасцев, сбереженьиц, планов, приданых… Из праведно и неправедно нажитого. Из достояний и достояньиц, из надежд всех, кто живет в доме.

Жалостная, смешная, беличья и ежиная общая книга судеб висит над темечком графа.

И если этот тюк грохнется когда-нибудь - разрушит все чаяния. Да и пришибет всех.

Но нет в «Женитьбе Фигаро» такого эпизода. Мудрая, циничная, земная комедия летит к финалу, блеща то вполне сегодняшними гэгами, то кокетством графини (Анна Антонова), очень точно играющей гранд-даму Москвы-2014, то сарказмом Суханова. Зал хохочет. Вахтанговский сезон открыт.

Обаятельная комедия Бомарше, действие которой Владимир Мирзоев перенес в современность.

Безумный день… Стилистику спектакля, наверное, следует искать в «безумном дне», свалившимся на голову участников этой истории, когда все переплелось, запуталось, и благодаря усилиям героя, счастливо разрешилось, и право первой ночи, прежде принадлежавшее Графу, сегодня сталкивается с непримиримостью Фигаро, человека нового времени, новых этических законов. Конфликт - в противоречии современной умной личности с обычаями и практиками, которые себя изжили.

Оформление и костюмы не соответствуют времени написания комедии. Режиссер пытается представить эту историю через призму современности, живописуя нравы общества, поучает, развлекая.

Режиссер спектакля Владимир Мирзоев: Старые мастера любили давать два варианта названия одного текста. Рядом с магическим «если бы» часто возникает волшебное «или». Мне дорога эта вариативность театра и культуры вообще. Причем вторая часть названия шедевра Бомарше могла бы отвалиться, как хвост у нашего предка, за ненадобностью. Безумие - вот главная категория, с которой мы хотим сегодня поиграть. Я бы убрал с афиши и «женитьбу», и даже интригана «Фигаро», если бы это не сбивало зрителя с толку. Стоишь, бывало, перед океаном классической драматургии и пытаешься почувствовать нечто, поймать свою волну. Но это не мода, нет, не вопрос, куда дует ветер. При выборе материала для меня главное - тема. В «Безумном дне» я увидел возможность очень важного разговора. О том, как современный человек вынужден подчиняться архаическим практикам, как элита ментально не поспевает за обществом, которое стремительно обновляется. Ведь вектор времени все равно направлен в будущее. Но антропология Бомарше не дидактична - это веселый витамин, спрятанный среди сладких ягод эротики, переодеваний, театральной игры. Мы, как дети, глотаем сочный, умный текст, не замечая его сложных смыслов. Без труда вытащив наших героев из эпохи феодализма, мы, тем не менее, не стали помещать их в мир гаджетов и свободной любви. Наш спектакль не модернизация в строгом смысле слова. Но эклектика, динамика и, главное. Безумие здесь вполне в духе актуального постмодерна. Не правда ли, сама жизнь выглядит сегодня как странный коллаж - мифологий, обычаев, заблуждений. Поэтому Моцарт и Россини могут запросто заглянуть в гости к африканскому вождю, посидеть у костра, выпить чашечку кофе. Иногда трудно понять, в каком веке мы оказались: то ли в середине 20-го , то ли в 17-м , то ли в 21-м .

Фотография обложки Спектакль Безумный день, или женитьба Фигаро: Безумный день, или женитьба Фигаро, источник: vakhtangov.ru.

Отправить другу

Отзывы о «Безумный день, или женитьба Фигаро»

Рецензии

Читайте про другие
события

10 видео самых занимательных детских спектаклей театров Москвы

Неделя выходных с «Большими гастролями - онлайн»

«Наконец интернет заработал так, как должен»: российские режиссеры и художники об изоляции

«Пир во время чумы»: на время карантина лучшие спектакли покажут онлайн

Лучшие спектакли для всей семьи


Выбирая спектакль, я перестраховалась - хотелось чего-то гарантированно смешного, а настолько знакомое было гарантией того, что я не прыгну с закрытыми глазами в какой-нибудь неизвестный жанр и не буду мучиться три часа в свой законный выходной.

Я обожаю смотреть "Безумный день или женитьба Фигаро" в постановке театра Сатиры по каналу "Культура". Его показывают примерно раза два в год, и я смотрела его примерно раз двести уже. Я знаю там каждую фразу. Он снят в 1974 году, уже выцвел, но я верю, что когда-нибудь его раскрасят, как старые мультики, потому что это бессмертная постановка. Многих актеров нет уже с нами, но... но... они с нами. Представьте только, что в роли графа Альмавивы Александр Ширвиндт, а в роли Фигаро - ни много ни мало Андрей Миронов!

Поэтому как возможно переплюнуть эту постановку?! Конечно, никак. Но не совсем.

В театре Вахтангова роль графа Альмавивы играет Максим Суханов (что-то знакомое!?, да? вот я тоже так подумала). Весь спектакль держится на нем. Каждое его слово и фраза неожиданные, смешные и оригинальные. При этом пьесу играют довольно близко к тексту, не считая новомодных нововведений, типа "тут такое странное эхо..." - "это Эхо Москвы". Даже зная наизусть эту пьесу, сидишь в напряжении, ЧТО именно Суханов скажет, либо КАК он это скажет! Словом, я в восторге от него, какой же он великий! Он гениален.

На самом деле он вот такой:

И тот, кто придумал ему прическу-одуван для этого спектакля, тоже гениален.

Играл в таких фильмах как: "Утомленные солнцем", "Страна глухих", "Дети Арбата", "Женщин обижать не рекомендуется", "Обитаемый остров", и еще куче других. В театре Вахтангова играет в спектаклях "Амфитрион", "Сирано де Бержерак" и "Лир", в театре имени Станиславского прославил свое имя ролью Хлестакова.

Конечно, актеру, играющему Фигаро, довольно сложно. Сравниться с Мироновым нереально, более того, роль романтического любовника всегда не очень выгодна, она как бы плоская и однобокая. Ну любит он и страдает, ничего интересного в этом нет. Миронов привносил в эту роль нотку порченности, видно было, что его Фигаро - вовсе не Ромео, не идеалистический Дон Кихот, а вполне себе на уме, видавший виды хрен мужчина, готовый по головам пройти, если нужно. Поэтому, наверное, и интересно смотреть на такого Фигаро. В постановке Вахтанговской труппы такого нет.

Зато можно отметить игру актера, исполняющего роль Керубино, Максима Севриновского. Есть в нем что-то этакое... Не просто трепещущий молодой паж, а трепещущий молодой паж, с которым может быть интересно, гхм-гхм.

Удивила графиня Альмавива. В моей любимой постановке от 74 года выпуска она просто добрая женушка (в исполнении Веры Васильевой), вся из себя такая правильная (хотя и мутит с Керубино), а в Вахтанговском варианте Альмавива (А.Антонова) как будто "на веществах", вся такая осовремененная мигренями и бессонницами. Забавно, словом.

Короче говоря, я в полном восторге! Так что рекомендую, очень рекомендую!