Меню
Бесплатно
Главная  /  Мебель  /  Типы поддонов деревянных. Размеры поддонов и паллет

Типы поддонов деревянных. Размеры поддонов и паллет

Грузоперевозки - это неотъемлемая составляющая внутренних и внешних экономических отношений. Чем проще и быстрее они организованы, там больший оборот денег можно получить. Поэтому и получили такое распространение паллеты. Примечательно, что в мире размер паллет имеет неодинаковые стандарты. Каждая логистическая фирма должна знать эти особенности, чтобы не попасть впросак.

Понятие о паллетах

Паллета - это специальное приспособление, используемое для облегчения погрузочно-разгрузочных работ. В народе они чаще называются поддонами, поскольку имеют характерное строение и функции.

Впервые поддоны начали использовать в начале ХХ века. Их прообразом были сбитые доски с двумя балками снизу. Со временем погрузочная техника совершенствовалась, а вместе с ней и паллеты. Окончательный вид они получили после того, как под балками были прибиты нижние доски, создающие целостность конструкции.

Популярность паллеты получили в США во времена Второй мировой войны, когда нужно было максимально модернизировать погрузку без дополнительного привлечения рабочей силы. Немного позже американские паллеты распространились и на Европу.

Види поддонов

По своей конструкции паллеты делятся на несколько видов. Одноплощадочные поддоны имеют только один слой досок для погрузки груза. Двухплощадочные разрешают переворачивать паллеты и использовать их с обеих сторон. Но в то же время они немного тяжелее, что может влиять на общий груз перевозимых продуктов.

По типу крепления верхних и нижних площадок между собой выделяют балочные паллеты, в которых через всю длину проходит длинная толстая доска. Но такие поддоны имеют только две стороны для захвата Блочные паллеты имеют значительно меньшую массу и четыре стороны для захвата погрузчиком. Но они не такие прочные, как первый тип.

По длительности использования выделяют одноразовые и многоразовые. Производство паллет многоразового использования выдвигает большие требования к прочности и возможности чистки.

По типу материалов можно встретить деревянные, пластиковые и металлические поддоны. Их распространенность зависит от длительности службы и себестоимости самого вспомогательного инструмента для погрузки.

А вот размеры паллет имеют несколько стандартов, рассмотреть которые стоит отдельно.

Европаллеты

В Европе используется стандартный которого регулируются нормативными документами ISO3676, ISPM 15, ISO TK/22, UIC norms 435-2/ 435-4. Их габариты - 800*1200*145 мм. Соответствие стандартам качества подтверждается клеймом EUR в овальной рамке на передней несущей ножке. На остальных ножках выжигается другая информация: производитель, дата, срок службы, наличие санитарной обработки.

Конструктивно европаллеты состоят из 5 верхних досок, которые чередуются: широкая, узкая, широкая, узкая, широкая. На нижней части крепятся всего 3 доски: две широкие по краям и одна узкая посередине.

Обязательным условием конструкции, которое всегда выполняет производство паллет по европейскому стандарту - наличие фасок по углам.

Финпаллеты

Второй тип распространения в Европе поддонов - финские поддоны. Стандартная паллета этого типа имеет размеры 100*1200*145. О наличие сертификата свидетельствует клеймо на боковых передних ножках. Его форма - буквы FIN в прямоугольнике. На центральных ножках обязательно наличие цифровой информации о производителе, серии и дате производства.

Конструктивно они также отличаются. Верхняя площадка состоит из семи узких и широких досок. Чередуются они так: широкая, две узкие. Нижняя часть состоит из трех досок - узких боковых и широкой центральной. Хотя размеры паллет немного больше, но наличие угловых фасок также обязательно. Эта особенность обеспечивает соответствие нормам безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.

Другие типы паллет

В международных перевозках также используются неодноразовые паллеты. Они имеют размеры 800*1200 мм и 1000*1200 мм, что отвечает стандартам европейских и финских поддонов. При этом высота паллеты обязательно должна быть 145 мм. Отличие от одноразовых состоит в толщине верхних досок. Они должны быть минимум 22 мм. Хотя сами поддоны высоко стандартизированы, они не имеют фирменного клейма.

Последний тип - евробоксы. Это клети из металла, которые стоят на таком же металлическом основании в форме европаллеты. Размер евробокса - 800*1200*800 мм. Для этого типа поддонов также обязательно наличие клейма EUR в овале.

Остальные типы паллет не предназначены для грузоперевозок в Европе. Поэтому необходимо быть очень внимательными, иначе можно получить отказ на ввоз груза в европейские страны.

Стандарты паллет для внутренних перевозок

Во многих странах СНГ и до сегодня действует ГОСТ советских времен. Эти паллеты мало чем отличаются от финских или европейских, но не имеют сертификатов качества. Для их изготовления могут использоваться не винтовые, а обычные гвозди. Допускается отсутствие фасок. Толщина верхних досок варьируется от 15 до 25 мм. Во всем остальном размеры паллет не отличаются от принятых в мире стандартов.

Не последнее значение для качества поддонов имеет и их чистота. Многоразовые поддоны для использования в Европе должны быть чистыми, для внутренних же перевозок допускаются незначительные загрязнения и потемнение древесины от длительного использования.

Для внутренних грузоперевозок главное - соответствие стандартам размеров. Это требование продиктовано удобством загрузки стандартных фургонов и контейнеров для водного транспорта.

Сорта многоразовых поддонов

В соответствии с европейскими стандартами, деревянные паллеты, цена которых (варьируется от 50 руб./шт. до 180 руб./шт., в зависимости от состояния) - самая доступная для массовых перевозок, необходимо делить на сорта качества. При этом следует отметить, что основные показатели остаются неизменными. Сортность зависит от внешнего вида и длительности использования.

К высшему сорту относятся новые чистые и белые паллеты. На них не должно быть видно сколов и трещин. Количество использования этих поддонов не превышает 3 раза.

Второй сорт - это такие же чистые и белые паллеты, бывшие в употреблении, но не ремонтированные и без других видов повреждений. Длительность использования их не ограничена, если состояние остается неизменным.

Третий сорт поддонов допускает небольшие загрязнения. Возможно также потемнение досок от длительного использования, наличие небольших трещин. Их размер ограничивается 30 мм в ширину и 300 мм в длину. Возможно использование поддонов после небольших ремонтных работ. Все остальные паллеты списываются, поскольку они уже не имеют тех показателей прочности и могут стать причиной аварий во время погрузочно-разгрузочных работ.

Другие материалы для изготовления поддонов

Логично, что дерево - самый дешевый материал для Но в мире есть паллеты и из других материалов. Металлические поддоны обладают высшей степенью прочности и длительным сроком эксплуатации. В то же время они значительно тяжелее, чем другие. Их использование экономически не выгодно. Единственным исключением служат евробоксы, прочность стенок которых важнее, чем их большая масса.

Хорошо зарекомендовали себя и пластиковые паллеты. Они легкие и относительно прочные. Существенным недостатком этого вида поддонов стоит назвать их высокую стоимость. Да и ремонту они поддаются значительно хуже, чем другие виды.

Остальные материалы, из которых пытались изготавливать поддоны, оказались абсолютно непригодными. Они либо очень дороги, либо ломкие, либо имеют существенный вес.

Особенности погрузки на паллеты

В грузоперевозках стандартный паллет, размеры которого разработаны под габариты транспорта, должен быть правильно упакован, чтобы перевозимый груз не повреждался. Если не соблюдать элементарные правила, последствия могут быть очень печальными.

Для начала стоит помнить, что у каждого поддона есть свой предел грузоподъемности. Для европаллет он составляет 600 кг, а для финпаллет - 750 кг. Превышение этого показателя чревато разрушением целостности поддона и повреждением груза.

Для удобства и компактности размещения коробки не должны выступать за края погрузочной платформы. Их не рекомендуется выкладывать в форме пирамиды, поскольку этот способ - самый ненадежный. Всю конструкцию необходимо прочно увязать, поскольку процесс перемещения на погрузчике связан с вибрациями. Незакрепленная конструкция быстро развалится.

Для бочек и другой непрямоугольной тары существуют свои особенные правила перевозок. Для удобства транспортировки они также должны быть максимально зафиксированными. Но в любом случае они не должны превышать размеры паллет по периметру.

Размещение в стандартном фургоне

Не последнее место в стандартизации размеров поддонов играет их способ погрузки в фургон. Логично, что от того, насколько плотно они могут занять всю полезную площадь, зависит стоимость перевозки одной единицы груза. Тут же необходимо учитывать и вес паллеты. В среднем он составляет 15-20 кг, но у некоторых производителей указан показатель и в 40 кг. Это сказывается на грузоподъемности фургона, поскольку часть нагрузки в нем составляют сами поддоны.

В международных фургонах, которые используются для перевозки грузов, вплотную можно расположить 30 поддонов 800*1200 мм. Это касается 20-тонных которых равен 82 метра кубических. Паллеты большего размера в такие фургоны помещаются в меньшем количестве, что говорит о нецелесообразности их использования для международных перевозок.

Техника безопасности

Сегодня на складах редко используется ручной труд для погрузки товаров в транспорт. В основном в этих целях применяют погрузчики и поддоны. Без них время заполнения фуры или контейнера увеличивается в несколько раз. Но без соблюдения можно получить серьезные травмы, которые иногда несовместимы с жизнью или становятся

При работе с погрузчиком никогда нельзя находиться в непосредственной близости к нему. Оператор может не заметить человека, которого скроет груз. В результате возможен наезд. Также не стоит стоять под вилами погрузчика. Каждый поддон рано или поздно сломается, причем вне зависимости от того, это деревянные, металлические или пластиковые паллеты.

Не стоит превышать грузоподъемность техники. На складах неоднократно бывают случаи, когда погрузчики переворачиваются и придавливают людей или устраивают настоящий хаос из разбросанных ящиков и коробок. Последствия таких аварий ликвидировать намного дольше, чем лишний раз съездить за грузом.

Использование паллет на складах - это не прихоть, а жизненная необходимость, которая повышает производительность на любом из них. А всем известно, что время - это деньги. Паллеты помогают их зарабатывать более эффективно.

В наше время трудно представить предприятие оптовой или розничной торговли, которое в своей работе обходится без поддонов. Любые виды торговли связаны с перемещением товара от производителя к торговой точке или непосредственно к потребителю. Как же сохранить груз при перевозке? Казалось бы, ответ прост — груз нужно правильно уложить, надёжно закрепить и аккуратно довезти. Однако, избежать потерь при транспортировке грузов компаниям удаётся редко - часть товара, как правило, всё равно становится непригодной.

Не допустить потерь помогает стандартизация складских процедур и применение унифицированных поддонов. Аккуратно сложенный на поддон и надежно запечатанный груз - гарантия сохранности товара.

Поддоны (или как их ещё называют «паллеты») - это, во-первых, транспортная многооборотная тара, то есть самостоятельная транспортная единица, предназначенная для перевозки, комплектации, складирования и хранения продукции, во-вторых, одна из разновидностей непосредственно складского оборудования.

Поддоны используются для перевозки тяжелых, либо крупногабаритных грузов. С их помощью довольно легко перемещать товар по территории склада и осуществлять погрузочно-разгрузочные работы.

Виды поддонов

Существует 4 вида поддонов: деревянные, пластиковые, металлические, поддоны из картона. Рассмотрим каждый из видов подробнее.

Деревянные поддоны


При изготовлении деревянных паллетов берётся любая древесина, которая предварительно обрабатывается специальными средствами. Далее проводится термическая и технологическая обработка для того, чтобы уничтожить вредные микроорганизмы. Конструкция таких поддонов не занимает много времени и отличается от других своей дешевизной.

Паллеты из дерева подразделяются по прочности в зависимости от используемых пород деревьев, что очень важно при транспортировке большегрузных товаров. Готовые изделия, прошедшие специальную обработку, по нормам конвенции IPPC маркируются, тем самым подтверждая их санобработку.

Пластиковые поддоны

Пластмассовые паллеты намного легче деревянных. К тому же, поддоны из пластмассы удобнее и практичнее, так как они легко моются и их можно обрабатывать специальными средствами для дезинфекции.

При изготовлении используется смола различных типов, и в результате литья получаются ровные по всем параметрам изделия. Конструкция из пластмасс является самой безопасной при использовании во всех сферах деятельности. Однако, не все готовы покупать на сегодняшний день весьма недешевые конструкции из пластмассы.

Металлические поддоны

Металлические поддоны характеризуются высокой температурой плавления, поэтому используются в помещениях с повышенной температурой. Без сомнения, стальные и алюминиевые поддоны на порядок выше по прочности своих собратьев, поэтому могут транспортировать большегрузные товары.

Такими паллетами реже пользуются при перевозке грузов на длительные расстояния. Зачастую поддоны из металла используют для внутреннего перемещения на производстве.

Поддоны из картона


Поддоны из рифленого картона удобны при транспортировке грузов на длительные расстояния. Хотя у этих паллетов есть существенный недостаток — они влагопроницаемые. Поэтому срок службы и их утилизация выполняется фактически после каждого использования.

Основные стандарты паллет

1. Сертифицированный европаллет (EUR-паллет)


  • Размер. 800×1200×145мм.
  • Маркировка. Фирменное клеймо «EUR» в овале, выжженное на правых несущих ножках поддона. На остальных ножках наносится маркировка, с указанием производителя (FS, PKP, DB и т. п.), а также информация о серии и годе выпуска.
  • Конструкция. Верхняя часть европоддона состоит из пяти досок: широких (145 мм.) и узких (100 мм.). Доски чередуются в следующем порядке: широкая, узкая, широкая, узкая, широкая. Нижнаяя часть паллета состоит из трёх досок (узкая, широкая, узкая) со снятыми фасками. На углах европаллета обязательно наличие фасок.

2. Сертифицированный финпаллет (FIN-паллет, финский паллет)


  • Размер. 1000×1200×145мм.
  • Маркировка. Фирменное клеймо «FIN» в прямоугольнике на правых несущих ножках поддона. На центральных ножках наносится информация, указывающая дату выпуска и код производителя.
  • Конструкция. Верхняя часть финского паллета состоит из 7 досок: широких (120 мм.) и узких (100 мм.). Доски чередуются в следующем порядке: широкая, 2 узких, широкая, 2 узких, широкая. Нижняя часть, как у европаллета, из 3-х досок: узкая, широкая, узкая, со снятыми фасками. На углах финского паллета обязательно наличие фасок.

3. Грузовой неодноразовый паллет 800×1200 мм

  • Размер. 800×1200×145 мм, толщина доски 20-22 мм.
  • Маркировка.
  • Конструкция. Аналогична конструкции европаллета.

4. Грузовой неодноразовый паллет 1000×1200 мм

  • Размер. 1000×1200×145 мм, толщина доски 20-22 мм.
  • Маркировка. Фирменное клеймо отсутствует.
  • Конструкция. Аналогична конструкции финпаллета.

Сорта паллет

Если у вас имеется необходимость отправлять производимые товары на границу или же на производстве установлены линии, имеющие жесткие требования к габаритам паллет, то, без сомнения, лучше остановить свой выбор на сертифицированных евро- или финпаллетах. Наличие клейма на каждом поддоне свидетельствует о том, что они изготовлены в соответствии с принятыми в странах Европы ГОСТами.

Как в России, так и за рубежом широко практикуется использование б/у паллет, по своему состоянию они делятся на три сорта.

Высший сорт

  • практически новые, крепкие, белые паллеты;
  • без трещин и сколов;
  • использованы не более трех раз.

Первый сорт

  • крепкие, белые паллеты;
  • без трещин и сколов;
  • не подвергались ремонту.

Второй сорт

  • допускаются небольшие загрязнения и потемнение древесины от времени;
  • допускаются небольшие сколы и трещины (не более 30см в длину и 3см в ширину);
  • часть паллет может быть после ремонта.

Чем отличаются поддоны от европоддонов?

В России производство поддонов регламентируется двумя основными документами: ГОСТ 9078- 84 и ГОСТ 9557-87.

  1. ГОСТ 9078- 84. Очень общий и описывает всего лишь тот факт, что поддоны существуют, и что они могут быть из дерева. В нем нет жёстких привязок ни к габаритам, ни к количеству гвоздей, ни к толщине досок. Есть лишь установленные размеры - 1200х800 и 1200х1000 мм. Согласно этому ГОСТу в рамках, обозначенных в двух габаритах, можно делать все что угодно.
  2. ГОСТ 9557- 87. Более жесткий: практически на 95% он идентичен европейскому стандарту UIC 435-2 по производству европоддонов. Основное отличие поддонов, изготовленных в России, от евростандарта - это отсутствие клейм EUR и EPAL. Клеймы отсутствую, поскольку наша страна пока не прошла сертификацию. Остальные параметры в палетах идентичны — допуски, припуски, толщина, количество гвоздей, фаски. В итоге появились так называемые поддоны БК («без клейма») — аналоги европоддона, только не сертифицированные.

Клейма европоддонов

Для контроля поддонов на них наносят определенные клейма. Если поддон произведен в Европе, то на нём всегда имеются два фиксированных клейма - EUR и EPAL.

Метка EUR означает его «европринадлежность». Другое клеймо - EPAL, говорит о том, что поддон произведен с соблюдением требований Европейской паллетной ассоциации (в паллетном бизнесе это что-то наподобие ISO 9001).

Эта организация проверяет европейские производства, формулирует требования, которым они должны соответствовать. Наличие на поддоне такой метки свидетельствует о том, что он собран с соблюдением всех технологий и отвечает стандартам качества, а само производство функционирует по нужному формату, вплоть до требования по наличию специальных зон курения для сотрудников. На территории России нет, к сожалению, ни одного представителя EPAL, но переговоры ведутся.

Фитосанитарная обработка паллет

На центральной «бобышке» поддона ставят еще одно клеймо, в просторечье называемое «колосок». Оно говорит о том, что поддон прошел фитосанитарную обработку согласно стандарту ISPM 15. На этом клейме печатают название партии, метод обработки, указывается страна-производитель. На поддоне, выпущенном в Европе, указывают также номер партии и год производства.

По этим клеймам, которые являются неотъемлемой частью европоддона, можно узнать, где и когда его собрали. Однако, поскольку клейма часто ставят поддельные, надёжный способ определить, откуда тот или иной поддон, пока не найден.

Карантинный пограничный контроль древесины в обязательном порядке подразумевает соответствующую фитосанитарную обработку поддонов, которую проводят разными способами.

Способы фитосанитарной обработки

  1. Фумигация — обработка бромистым метилом. Поддон, либо древесину, которая используется для его производства, опрыскивают составом, убивающим всех вредителей и бактерии. Недостаток этого метода в том, что древесина после фумигации несколько меняет свойства, на ней остается какое-то количество раствора, что не всегда хорошо. По этой причине некоторые предприятия, особенно по производству или хранению пищевой продукции, вообще не принимают поддоны, прошедшие фумигацию. Производители поддонов постепенно переходят на более прогрессивные карантинные методы.
  2. Тепловая обработка — достаточно длительное выдерживание поддонов в камере с повышенной температурой, после чего микроорганизмы и вредители погибают. Тепловая обработка не очень популярна, поскольку метод этот дорогой, и с его помощью тяжело наладить обработку большого потока пиломатериалов. Кроме того, невозможно обеспечить равномерную температуру в термокамере, а потому продукция сохнет неравномерно.
  3. Камерная сушка. Является наиболее привлекательным на сегодняшний день методом фитосанитарной обработки. В камеру загружают пиломатериал, используемый затем для производства поддонов, выдерживают нужное время при температуре более 60 °С и соответствующей влажности. Весь процесс автоматизирован, камера оснащена специальной системой, обеспечивающей циркуляцию воздуха. В древесину вворачивают датчики, которые измеряют влажность и температуру, и как только она доходит до требуемой стандартом, процесс завершается.

Все поддоны, на которых продукция экспортируется, должны пройти фитообработку и иметь на себе соответствующее клеймо. Если же поддон будет использоваться в России, жесткие правила по обработке поддонов не действуют.

Российские организации, которые действительно обладают такими технологиями сушки, можно пересчитать по пальцам. Нередко, чтобы фальсифицировать продукцию, поддельное клеймо ставят недобросовестные компании.

1. Сертифицированный европаллет (EUR-паллет).

Размер 800х1200х145мм. Обязательно наличие фирменного клейма EUR в овале, выжженного на правых несущих ножках паллета. На остальных ножках также нанесена маркировка, указывающая производителя (PKP, FS, DB и т. п.) и цифровая информация (серия, год выпуска). Верхняя часть европаллета состоит из пяти досок, чередующихся по порядку: широкая (145мм), узкая (100мм), широкая, узкая, широкая. Нижняя часть состоит из трех досок (узкая, широкая, узкая) со снятыми фасками. Обязательно наличие фасок на углах европаллета.

2. Сертифицированный финпаллет (FIN-паллет, финский паллет).


Размер 1000х1200х145мм. Обязательно наличие фирменного клейма FIN в прямоугольнике, выжженого на правых несущих ножках паллета. На центральных ножках также нанесена цифровая информация, указывающая код производителя и дату выпуска. Верхняя часть финпаллета состоит из семи досок, чередующихся по порядку: широкая (120мм), две узких (100мм), широкая, две узких, широкая. Нижняя часть состоит из трех досок (узкая, широкая, узкая) со снятыми фасками. Обязательно наличие фасок на углах финпаллета.

3. Грузовой неодноразовый паллет 800х1200мм.

Размер 800х1200х145мм, толщина доски 20-22мм. Фирменное клеймо отсутствует, конструкция идентична конструкции европаллета.

4. Грузовой неодноразовый паллет 1000х1200мм.

Размер 1000х1200х145мм, толщина доски 20-22мм. Фирменное клеймо отсутствует, конструкция идентична конструкции финпаллета.

5. Евробокс (EUR-бокс)


Металлическая клеть с металлическим основанием в виде европаллета, размер 800х1200х800мм. Имеет табличку с выдавленным клеймом EUR в овале.

Сорта паллет

Если Вы отправляете производимые товары за рубеж или используете производственные линии с жесткими требованиями к используемым паллетам, то, вполне вероятно, Вам понадобятся сертифицированные европейские или финские паллеты. Они изготовлены в соответствии с принятыми в странах Европы ГОСТами, о чем свидетельствует наличие клейма на каждом паллете. По состоянию эти паллеты делятся на три сорта:

1. Высший сорт

  • практически новые, белые, крепкие паллеты;
  • без сколов и трещин;
  • были использованы не более трех раз.

2. Первый сорт

  • белые, крепкие паллеты;
  • без сколов и трещин;
  • не были подвергнуты ремонту.

3. Второй сорт

  • допускаются небольшие загрязнения, и потемнение древесины от времени;
  • допускаются небольшие трещины и сколы (но не более 3см в ширину и 30см в длину);
  • часть из них может быть после ремонта.

Для работы на внутреннем рынке

Для работы на внутреннем рынке обычно подходят любые паллеты - выбор определенного типа и сорта зависит целиком от производителя. Кроме сертифицированных евро и финпаллетов существуют грузовые неодноразовые паллеты следующих сортов:

1. Не сертифицированный европаллет 800х1200х145мм<

  • по размерам и конструкции абсолютно идентичны сертифицированным европаллетам, включая все допуски и фаски;
  • использованы винтовые гвозди;
  • толщина доски 22мм;
  • от сертифицированного европаллета отличается отсутствием фирменного клейма.

2. Паллет 800х1200х145мм, первый сорт

  • по конструкции выполнены аналогично европаллетам, но могут варьироваться размеры досок и брусков;
  • использованы винтовые гвозди;
  • толщина доски 20-25мм;
  • сняты фаски на углах паллета;
  • не имеет значительных загрязнений и потемнений древесины от времени.

3. Паллет 800х1200х145мм, второй сорт

  • по конструкции выполнены аналогично европаллетам;
  • могут быть использованы как винтовые, так и строительные гвозди;
  • толщина доски 20-25мм;
  • расстояние между досками настила не более 50 мм;
  • допускаются небольшие загрязнения, и потемнение древесины от времени.

4. Паллет 800х1200х145мм, третий сорт

  • выдержаны основные размеры паллета 800х1200 мм, остальные размеры могут варьироваться и не имеют единого стандарта;
  • толщина доски 15-25мм;
  • отсутствуют фаски на углах паллета;
  • использованы строительные гвозди;
  • допускаются загрязнения и потемнение древесины от времени.

5. Паллет 1000х1200х145мм

  • по размерам и конструкции выполнены аналогично сертифицированным финпаллетам;
  • могут отсутствовать фаски;
  • могут быть использованы обычные гвозди вместо винтовых;
  • толщина доски 15-25мм.

6. Специальные виды паллетов

  • пластиковые стандарта EUR;
  • деревянные стандарта СР;
  • Triplett;
  • металлические EUR-боксы.

Использование паллет

Паллеты широко используются во многих странах. При использовании паллет рекомендуем обратить внимание на следующее:

  • Существует два основных типа паллет: "европаллета" и стандартная паллета. Размер "европаллеты" 800mm x 1,200mm, а стандартной паллеты 1,000mm x 1,200mm.
  • В 20-футовый контейнер может быть загружено 11 "европаллет" или 9-10 стандартных паллет в один ярус (см. рис.).
  • В 40-футовый контейнер может быть загружено 23 - 24 "европаллет" или 20-21 стандартных паллет в один ярус (см. рис.).
  • Деревянные паллеты должны быть достаточно прочными, чтобы выдержать вес трех ярусов.
  • Картонные коробки не должны выступать за края паллеты.

Паллета или поддон (паллет) представляет собой подставку под груз прямоугольной формы. Она имеет полости для того, чтобы удобно было погрузчику захватывать паллету с грузом во время его перевозки.

Также паллета имеет выступы для фиксирования груза при его перемещении по воздуху (при помощи крана, например).

Поддоны делятся на несколько видов, в зависимости от материала, из которого они изготовлены:

  • деревянные;
  • пластмассовые;
  • металлические;

Используют их для перевозки грузов водным путем, железнодорожным и автомобильным транспортом. Поддоны удобно транспортировать, снимая или подавая их на транспорт различными видами грузоподъемных устройств. Их перемещают грузоподъемниками (электропогрузчиками или электроштабелерами), оснащенными специальными вилами, при помощи которых они осуществляют захват поддона.

Также перемещают товар на поддонах и ручными гидравлическими устройствами, применение которых удобно в складских помещениях. Они очень мобильны и удобны в применении.

Для чего применяются паллеты?


Использование паллет экономит время при погрузочно-разгрузочных работах. Поскольку мелкий груз (мешки, коробки) укладывается в несколько рядов на поддоны строго друг на друга, не допуская его зависания за контуры паллет.

В результате на поддон помещается не один десяток перемещаемого товара.

Благодаря такой укладке, товар не деформируется и не повреждается. Для большей сохранности от повреждений и падений товара с поддонов при транспортировке, груз (например, легкие по весу коробки) закрепляют, обвязывая его со всех сторон.

Кроме того, благодаря плотной установке паллет друг к другу и друг на друга, можно сэкономить полезную площадь в транспорте, которым он перевозится.

Классификация и виды паллет

Что касается сроков службы поддонов, то они бывают одноразовыми и многоразовыми:


Классифицируются паллеты и по количеству их захвата грузоподъемными устройствами:

Применяются паллеты, которые могут захватываться вилами грузоподъемных устройств только с противоположных сторон. А есть поддоны, захватываемые вилами подъемников с четырех сторон. Подобное преимущество обеспечивает безопасность груза при погрузочно-разгрузочных работах, когда поддон можно поднять подъемным устройством с любого положения.

Кроме того, различаются поддоны и количеством площадок, на которых размещается груз:

В большинстве своем применяются паллеты, груз на которых размещается только на одной стороне.

Однако, для перевозки грузов особого назначения (ценные, хрупкие или нестандартные товары), используют паллеты, имеющие две площадки для размещения груза, расположенные одна над другой.

Как правило, такие поддоны оснащены специальными перегородками, предотвращающими повреждение, выпадение и перемещение груза по поверхности паллета. Такое расположение площадок способствует экономии полезной площади.

Различают несколько видов паллет, в зависимости от материала, из которого они изготовлены:

Деревянные


Дерево – это материал, который легко ремонтируется и утилизируется, является экологически безопасным, достаточно дешевым, а потому и самым распространенным. Однако деревянные поддоны, для того, чтобы они дольше служили, в обязательном порядке должны обрабатываться от поражения их вредителями.

Гофрокартонные


Для изготовления таких поддонов используют плотный картон и гофрокартон, состоящий из нескольких слоев. Такие паллеты уступают остальным видам поддонов, поскольку их грузоподъемность несколько ограничена. Однако они отвечают установленным международным стандартам, легко транспортируются и полностью утилизируются.

Пластиковые


Пластиковые паллеты имеют хорошее качество, стандартные размеры, устойчивостью к различным климатическим условиям. Они великолепно складируются, обладают способностью вкладываться друг в друга, достаточно легко ремонтируются и окрашиваются.

Металлические


Металлические паллеты применяются не очень часто из-за их тяжести. Однако, несмотря на большой вес, металлические паллеты имеют ряд преимуществ. Они достаточно прочные, не изнашиваются, имеют большой срок эксплуатации. Такие поддоны легко мыть, они устойчивы к различным климатическим условиям.

Типы и сорт паллет

Различают несколько типов паллет:

Европаллеты (EUR- поддон)


Эти поддоны имеют следующие размеры: 80х120х14,5 см. Сверху поддона набиты доски разной ширины. Чередуются доски по ширине в 10 и 14,5 см. Снизу паллета всего три досточки: две из них узенькие, а третья – широкая. В уголках подобных паллет фаски необходимы. Необходимо и клеймо фирмы EUR, заключенное в овал. Еще необходима маркировка, где указан производитель и года выпуска.

Неодноразовый поддон (грузовой) 80х120 см

Габариты его соответствуют габаритам европейского паллета, т.е. 80х120х14,5 см. Толщина досок равна 2 – 2,2 см. Клеймо фирмы на них не указывается, а конструкция поддона точно такая, как у EUR – поддона.

Финские поддоны (FIN-паллет)


Габаритные размеры этих поддонов – 100х120х14,5 см. Сверху поддона также набиваются доски различной ширины. Их всего семь. Три доски широкие, их ширина составляет 12 см, а четыре – узенькие. Ширина узеньких досок равна 10 см. На основание поддона набивают три доски: две узеньких и одну широкую, чередующихся друг с другом. Фаски на уголках снимаются.

Фаски расположены в районе угла финпаллета, где выжигается клеймо фирмы FIN, заключенное в прямоугольник. Указывается дата выпуска и производитель.

Неодноразовый поддон (грузовой) 100х120 см

Габариты такого паллета – 100х120х14,5 см. Доска набивается толщиной, равной 2 – 2,2 см. Клеймо фирмы на них не указывается, конструкция поддона соответствует конструкции финского поддона.

Евробокс (EUR – бокс)


Евробокс

Евробокс представляет собой металлическую клетку, основание которой выполнено из металла, в виде европейского поддона габаритом 80х120х80 см. На него наносят клеймо EUR, заключенное в овал.

Поддоны (финские и европейские) изготавливают, соблюдая ГОСТы, существующие в странах Европы. Клеймо свидетельствует об этом.

Поддоны бывают трех сортов:

  1. К высшему сорту относятся паллеты, являющиеся почти новыми, крепкими, белыми, не имеющими каких-либо повреждений в виде трещин или сколов, бывшие в употреблении, максимум, три раза.
  2. К первому сорту относятся паллеты, являющиеся крепкими, белыми, без каких-либо повреждений, не подвергавшимися ремонту.
  3. Ко второму сорту относятся паллеты, с небольшими загрязнениями на досках, потемневшими от времени; с повреждениями, не превышающими 3х3 см; с частичным ремонтом.

Кроме сертифицированных поддонов внутренний рынок использует еще и неодноразовые грузовые поддоны.

Такие паллеты бывают следующих сортов:

  1. Европаллет не сертифицированный 80х120х14,5 см. Габариты и конструкция этих паллет аналогичны поддонам, соответствующим европейским стандартам. В них используются доски, толщиной 2,2 см, с винтовыми гвоздями. Отличаются они от европейских поддонов тем, что фирменное клеймо на них не ставят.
  2. Первый сорт паллет 80х120х14,5 см. Конструкция их соответствует европейским паллетам, однако доски по ширине и высоте могут отличаться. Здесь используются доски, толщиной 2 – 2,5 см, прибитые на расстояние, не более 5 см. В углах поддонов нет фасок, крепятся они винтовыми гвоздиками. Помарки и потемнения на древесине отсутствуют.
  3. Второй сорт паллет 80х120х14,5 см. Конструкция этих паллет идентична европейским поддонам, однако гвозди здесь применяются как обыкновенные, так и винтовые. Доски применяются толщиной 2 – 2,5 см, расстояние между ними не должно превышать 5 см. Углы поддона свободны от фасок, а загрязнения и потемнения на древесине допускаются.
  4. Третий сорт поддона 80х120х14,5 см. Размеры этих поддонов соответствуют основным, 80х120х14,5 см, а в остальном они меняются, поскольку не отвечают единым требованиям. Доски набиваются при помощи обыкновенных гвоздей, и имеют толщину от 1,5 до 2,5 см. Углы поддонов свободны от фасок, а их поверхность может быть загрязнена. Темная от времени древесина также допускается.
  5. Поддон 100х120х14,5 см. Размеры и конструкция поддонов соответствует стандартным сертифицированным финским паллетам. Фаски на них отсутствуют, доски используются толщиной от 1,5 до 2,5 см, прибитые обычными, а не винтовыми гвоздями.

Вместимость стандартного европаллета

Груз на поддон укладывается таким образом, чтобы его габариты не выходили за края паллеты больше, чем на 2 см, а высота не превышала 180 см вместе с поддоном. Это значит, что габариты поддонов размером в 80х120х14,5 см будут равны 84х124х180 см. А габариты паллет размером в 100х120х14,5 см – 104х124х180 см.

Европаллеты не имеют стандартного веса, поскольку поддоны выпускаются из разного материала. Однако деревянные поддоны могут весить от 15 до 20 кг. Если же поддоны имеют два настила, то их вес может быть равен 40 кг.

Паллет (поддон, палета) – это специальная тара плоской прямоугольной конструкции, предназначенная для упрощения и рационализации погрузочно-разгрузочных работ с помощью специализированной техники, также может применяться для хранения грузов. Отличается явной практичностью в применении, несмотря на простоту, а так же безопасностью при эксплуатации.



Применение паллетов позволило упростить и стандартизировать акт погрузки. Грузы, расположенные на паллетах, могут быть закреплены несколькими способами:

Крепление ремнями или крепежными лентами;

Оборачивание термоусадочными или стретч-пленками.

По возможности захвата погрузочными механизмами паллеты могут быть двухзаходными и четырехзаходными. Двухзаходные поддоны позволяют использовать ввод вилочного захвата с двух сторон (противоположных); четырехзаходные, соответственно, со всех четырех сторон.

Также паллеты могут быть однонастильными либо двухнастильными. У первых платформа для расположения грузов предусмотрена лишь с одной стороны, у вторых имеется возможность использования обеих сторон настила поддона.


Материал изготовления – в основном дерево и пластик, также могут быть использованы металл либо комбинированные материалы. Деревянные паллеты плохо переносят влажную среду и высокие температуры, пластиковым же влага не страшна, но при высокой температуре возможна плавка и деформация. В настоящее время на рынке преобладают деревянные паллеты. Некоторые производители пропитывают их специальными . Причины этого кроются, вероятно, в цене и процессе изготовления – деревянный поддон дешевле своих пластиковых и др. аналогов и прост в изготовлении, в то время как для создания пластмассового или металлического поддона необходима прессформа или специализированное технологическое оборудование. Преимущества использования тех или иных паллетов определяется непосредственно из условий эксплуатации и ценовых предпочтений.

Паллеты бывают одноразовые и многоразовые. Одноразовые, как правило, подвергаются утилизации после единоразового использования. Многоразовые (многооборотные) имеют свой срок службы, по истечении которого их также можно утилизировать либо сдать на переработку.


Габариты, требования к прочности и к нанесенным на многооборотные паллеты обозначениям имеют свою стандартизацию. В частности, в Европе используется стандартный паллет EUR (в народе именуемый «европоддон» или «европаллет»), он имеет габариты 800×1200×144 мм. Бывшие в употреблении европаллеты делятся по состоянию на три сорта:

Высший сорт – почти не использовавшиеся, чистые, крепкие паллеты, использованы по назначению не более трех раз;

Первый сорт – белые, крепкие поддоны; отсутствие трещин; не были в ремонте;

Второй сорт – могут быть после ремонта; наличие небольших трещин/сколов; могут быть потемнения материала изготовления от времени.

Пустые паллеты могут весить от 15 до 21 кг, большинство их них легко может нести массу более тонны. Конструкция их, в основном, приблизительно одинакова: при изготовлении поддонов используются элементы, общие для всех видов, вне зависимости от размеров. Это «лыжи» - нижние несущие доски ; поперечные доски – на них крепится настил, на поверхности которого размещаются грузы; «кубики» - куски бруса, дающие возможность ввода вилочного захвата погрузочной техники.

В условиях современной рыночной экономики перемещение и хранение товаров – важная составляющая процесса доставки товара от изготовителя к потребителю. Применение паллетов в качестве специальных платформ, к которым различными способами закрепляются грузы, напрямую связано с обеспечением их сохранности. При правильном использовании качественных паллетов порча товаров сводится к минимуму.