Меню
Бесплатно
Главная  /  Пластиковые панели  /  Учет номерных пластиковых пломб. Виды пломб

Учет номерных пластиковых пломб. Виды пломб

Е сть мнение, что коллекционирование - первый признак умственного помешательства. Согласитесь, странным кажется человек, тратящий всю свою зарплату на покупку солдатиков или разноцветных галстуков. Другое дело, например, СССР, где были распространены куда более привычные увлечения: собирание монет, значков, марок, бабочек. Но жизненные ценности давно изменились. Нумизматы, филателисты, ценители русской живописи сегодня в большинстве своем состоятельные люди, которые с горящими глазами носятся по лондонским аукционам. Мы же решили узнать, что и зачем коллекционируют совершенно обычные люди.

Филателия

Филателисты собирают все, что связано со знаками почтовой оплаты: марки, штемпели, штампы, этикетки, ярлыки, провизории, открытки и конверты со штампами. Изначально их называли маркоманами, но позже пришлось разграничить собственно фанатов марок и любителей их истории. В 1992 году был создан Союз филателистов России, насчитывающий более 20 тысяч членов.

Союз филателистов России
Тел. 650 3452, Тверская, 12, стр. 2

Городской клуб филателистов
ДС «Лужники», 10-й подъезд,
Чт. 17.30–19.30, сб. 9.30–13.30


Филокартия

Филокартисты собирают открытки. Это увлечение началось с момента массового выпуска открыток, являвшихся более дешевым видом почтового отправления, чем письма в конвертах. В XX веке стали выпускать тематические открытки по географии, истории, искусству. Филокартия долгое время была одним из самых популярных видов коллекционирования. Позже в стане филокартистов появились отдельные группы: например, те, кто собирает музыкальные открытки и стерео-открытки с объемным изображением.

Клуб филокартистов
Тел. 680 5037,
Б. Переяславская, 15,
Вс. 8.00–12.00


Милитария

Этим словом собиратели называют все, что относится к военному делу: знаки отличия, ордена, медали, детали одежды, предметы с военной символикой и, конечно же, оружие. Это модное ныне увлечение часто передается из поколения в поколение, к тому же собирать военную атрибутику крайне выгодно: ценность чрезвычайно редкой старины почти никогда не понижается.

Бирофилия

Бирофилы - это любители пива, которые тащат в дом все, что связано с их любимым напитком: этикетки, кружки, банки, подставки, бочки и даже анекдоты о пиве. Поразительно, насколько истинные бирофилы любят больше не содержимое, а форму.

В Москве с 1998 года действует Клуб коллекционеров пивной атрибутики (ККПА), главная задача которого - «сохранение истории пивоваренной отрасли и организация досуга граждан».

Крупнейшая коллекция советских пивных этикеток принадлежит вошедшему в Книгу рекордов Гиннесса Григорию Куранову в категории «Самая большая коллекция в мире пивных этикеток Советского Союза времен конца 50-х – начала 80-х».


Нумизматика

Ее ошибочно отождествляют с коллекционированием монет. На самом деле это частная наука, изучающая историю денег и денежного обращения. Современная нумизматика исследует монеты середины XVII – XXI-го столетия, периода машинной чеканки.

Нумизматический клуб
Гримау, 12, в здании к/т «Улан-Батор»
Вс. 9.30–13.00



Тарелки-суверниры

Жизнь во время путешествия - это мечта в чистом виде. Чтобы она осталась в памяти, недостаточно одних только фотографий. Супруги Мухины, например, запоминают свои путешествия через сувенирные тарелочки, привезенные из разных стран.

Константин Мухин , профессор, детский невропатолог
«В нашей коллекции представлена 91 тарелка из тех мест, в которых мы побывали. Все началось 15 лет назад с тарелочки из Беллефельда, где я находился в командировке. Почти все они у нас - керамические, но есть одна деревянная из Китая и мозаичная из Тиволи (Италия). Самая дорогая - японская. Мы ее купили в Токио впопыхах, когда летели в Австралию. А когда мы ее вывозили, нас задержали на таможне и сказали, что такую дорогую вещь необходимо декларировать, ведь она наполовину сделана из золота! Другая позолоченная тарелочка - из Нью-Йорка – тоже дорогая. Потом оказалось, что сделана она... в Украине! Каждый экземпляр нашей коллекции - это не столько ценное приобретение, сколько история путешествия и дорогие воспоминания».


Зажигалки

Сегодня многие производители зажигалок ориентируются на коллекционеров-любителей. Например, Zippo выпускала тематические зажигалки, посвященные NASA и космическим полетам, в стиле «милитари» и так далее. Знаменитая компания даже издала специальное руководство, в котором проиллюстрированы и описаны все серии изделий. США и Британия - чемпионы по количеству коллекционеров и клубов любителей зажигалок.

Ира Крылова , руководитель проекта в сфере разработки сайтов
«Я не курю, никогда даже не пробовала, поэтому мое увлечение многим кажется странным. Началось с того, что мой молодой человек постоянно забывал у меня зажигалки, а любил он исключительно зеленые. И так они у меня скапливались. Парень ушел, а у меня появилось хобби. Есть, например, зажигалка в виде пистолета, я ее ношу как средство самообороны, много привезено из разных стран, есть одна музыкальная из Сингапура. Имеются также веселые экземпляры - в виде бензоколонки и пальца. В моей коллекции нет дорогих вещей, выполненных, к примеру, из драгоценного металла, ведь для меня зажигалка - это не предмет роскоши, а память о каком-то событии, о человеке или стране».


Интересные факты из жизни коллекционеров:

  • В коллекции одного лондонского банкира около 5,5 тысяч оберток от жвачек. Необычные фантики он начал собирать еще в возрасте 10 лет. Когда стало не хватать места для их хранения, он освободил под них гардероб, выбросив все вещи своей жены, из-за чего та ушла от него.
  • Особой любовью и популярностью в Европепользуются садовые гномики. Очень часто эти милые глиняные изделия пропадают после праздников. А одна швейцарка собрала их более 2 тысяч. Вот у кого нужно искать украденные экземпляры!
  • На даче бывшего инженера из Вильнюса находится 56 памятников Ленину, Сталину, Брежневу и руководителям социалистических стран Восточной Европы, так называемых «падших идолов». Свою коллекцию он начал собирать более десяти лет назад.
  • Еще в детстве будущий финансовый воротила Дэвид Рокфеллер начал собирать насекомых. Сейчас миллионеру 93 года, его коллекция насчитывает 157 тыс. видов и оценивается в 2,7 млрд долл. Рокфеллер даже открыл три совершенно новых вида, два из которых названы в его честь.
  • Английский лорд Питер Палумбо еще с шестидесятых годов начал «собирать» архитектуру: модернистские дома малоизвестных тогда Корбюзье, Мис Ван Дер Роэ, Райта. Сейчас он владеет десятком шедевров архитектуры на разных континентах. Все свои покупки он реставрирует и нередко открывает как музеи.

Многие люди что-то коллекционируют. А знаете ли вы, что собираемые предметы могут многое поведать о личности и характере ее владельца? Экспонаты коллекции способны выдать наши тайные мечты и желания. Таким образом вы можете узнать неожиданные вещи и о себе, и, скажем, о мужчине, которого вы метите себе в партнеры. Это поможет вам лучше его узнать.

Марки любят собирать натуры интеллигентные и романтические. Если человек коллекционирует марки разных стран и городов, то он, вероятно, мечтает о дальних путешествиях, но сам не имеет возможности путешествовать или является по натуре домоседом.

Если человек коллекционирует марки с портретами знаменитых людей (а такие часто выпускаются), то он, скорее всего, не может реализовать себя в жизни. Заметьте, что люди, которые реально много путешествуют или добились серьезного успеха в жизни, редко занимаются собиранием марок.

Книги коллекционируют также люди, которым чего-то в жизни не хватает. Коллекционеры редких книг нуждаются в самоутверждении. Собирателям книг, скажем, по военной истории в реальной жизни недостает храбрости. Собиратели мемуаров знаменитых людей сами в душе лелеют надежду стать знаменитостями.

Картины или художественные альбомы часто собирают люди, вовсе не тяготеющие к искусству, но желающие прослыть эстетами. Человек, который собирает нестандартные произведения искусства - скажем, художников-модернистов или авангардистов, пытается казаться экстравагантным, хотя на самом деле может вовсе не быть таковым.

Те, кто собирает подлинники известных мастеров, обычно стремятся поднять или утвердить свой социальный статус. Часто такой человек даже не разбирается в живописи, но то, что у него дома висят дорогие полотна, греет ему душу.

Монеты собирают люди, у которых сложные отношения с деньгами. Нередко они декларируют, что не в деньгах счастье. Но в глубине души каждый из них осознает, что деньги ему нужны. Коллекция монет помогает им почувствовать себя увереннее, обрести почву под ногами.

Оружие - символ агрессии и защищенности. Мужчина, коллекционирующий оружие, стремится доказать себе и другим, что он - настоящий "мачо". Но на деле такие люди часто не уверены в себе.

Если оружие собирает женщина (что большая редкость), то она стремится выглядеть роковой и эксцентричной особой, скрыть свою женскую слабость.

Декоративную посуду чаще собирают женщины. Изящные чашки и вазочки могут свидетельствовать о вашем стремлении украсить свою жизнь. Это означает, что в реале вам не хватает красоты и гармонии.

Мужчина, собирающий декоративные кружки или другие подобные изделия - эстет по натуре. В его характере обязательно присутствует нечто женственное, в душе он романтик.

Многие собирают фигурки, изображающие различных животных . Взгляните, каких именно - и вы многое поймете о человеке.

Так, фигурки собак коллекционируют люди, которые в душе одиноки, но им трудно кому-либо довериться. А также те, кто чувствует себя незащищенными.

Статуэтки кошечек собирают те, кто стремится к независимости, но в то же время нуждается в чужом тепле и участии.

Птичек, рыбок и насекомых коллекционируют люди, которым в жизни не хватает "легкости", которым трудно расслабиться, которые вынуждены постоянно играть какую-то роль… Часто это те, кто занимается бизнесом, высоко стоит на карьерной лестнице. Коллекция "легких" существ является для них отдушиной, позволяет хоть недолго побыть самим собой.

Лошадок собирают те, кого не устраивает их нынешнее бытие. В глубине души они мечтают бросить все и "ускакать" куда-нибудь. Но не могут этого себе позволить.

Фигурки коров или свиней - символы благополучия. Их собиратели испытывают сильную неуверенность в себе.

Изображения диких и агрессивных животных - медведей, волков, львов, тигров, драконов, крокодилов, змей собирают люди, которым по жизни не хватает "озверина". Им очень трудно кого-нибудь "укусить" в реале, поэтому они вынуждены довольствоваться "виртуальными" символами агрессии.

Фигурки людей коллекционируют, как правило, те, кто, как им кажется, живет чужой жизнью. Например, если человек собирает бюсты или статуэтки знаменитостей, то он уверен, что достоин большего, чем имеет теперь. А коллекция статуэток, изображающих представителей разных народов и национальностей, указывает на то, что в душе ее владельца уживаются сразу несколько "личностей", но он не решается их проявить.

Некоторые люди собирают очень экзотичные коллекции -к примеру, медицинские инструменты или консервные банки . Но такой человек скорее стремится выглядеть нестандартным и эксцентричным, чем на самом деле является им.

Словом, узнайте, что собирает ваш новый знакомый, и делайте выводы.

Известного искусствоведа француза Пьера-Кристиана Броше бьюти-редактор «РБК Lifestyle» встретил на открытии обновленного корнера дома Guerlain в ГУМе. И, пользуясь случаем, узнал его мнение о коллегах — коллекционерах парфюмерии.

«Под коллекционированием духов я понимаю коллекционирование флаконов. Мне не встречался человек, который собирал бы парфюмерию из-за ее «сока». Тут привлекает не то, что внутри, а то, что снаружи. Корни этого увлечения берут свое начало в Европе ХVIII века. В то время там распространилась мода на так называемые snuff bottles. Их привозили из Китая, и они представляли собой крошечные пузырьки из янтаря, панциря черепахи, стекла, украшенные узорами или росписью, в которых хранили снафф - сухой нюхательный табак. Светский этикет предписывал чувствительным дамам (а позволить себе купить snuff bottles могли только состоятельные люди) иметь при себе такой пузырек и подносить к носу при первых признаках обморока - очутившись в душном помещении или получив тайную записку. Со временем больше всего коллекционеров snuff bottles стало в Англии - там они даже объединились в несколько ассоциаций. И до сих пор эти табачные пузырьки покупают на аукционах за десятки миллионов долларов - наполовину наполненные или совершенно пустые. Флаконы именно с парфюмерией начали коллекционировать во Франции, и произошло это сравнительно недавно. Интерес к ним объяснялся прежде всего тем, что над дизайном флаконов работали знаменитые художники - к примеру, Сальвадор Дали. Флаконы для первого аромата под брендом Salvador Dali он оформил в стиле картины «Явление лица Афродиты Книдской» и продал каждый экземпляр за 20 тыс. франков. Или флаконы от хрустального дома Lalique - они всегда считались произведением искусства. И сейчас, в современном мире тоже выпускаются необычные экземпляры. Так что не выбрасывайте флаконы, а еще лучше - храните их вместе с коробками: на рынке раритетов больше ценятся полные комплекты.

Я покупаю парфюмерию исключительно из-за запаха - не люблю слишком сладкие и спортивные ароматы с обилием цитрусовых. Сегодня нанесу Chanel, завтра — Guerlain, на деловую встречу выберу один аромат, на вечер - другой. Но вот серьезное коллекционирование ароматов — не мое. Не потому, что это неинтересно или неперспективно, просто я поддерживаю молодых и малоизвестных пока художников (в коллекции Пьера около 500 работ современных русских мастеров - Юлии Косульниковой, Кирилла Гаршина, Кирилла Макарова), а созданием флаконов, повторюсь еще раз, занимаются люди с большим именем и творческим опытом. И, в конце концов, коллекционирование - это такой огромный труд, что лучше сконцентрироваться на чем-то одном».


Все мы что-то собирали в детстве: фантики, открытки, игрушки из киндер-сюрпризов. Перед Новым годом раскроем секрет - некоторые наши преподаватели тоже коллекционируют.

Кружатся диски

Кирилл Владиславович АНИСИМОВ, доктор филологических наук, профессор, признаёт: коллекционировать оригинальные компакт-диски - довольно странное увлечение. С рациональной точки зрения - просто сумасшествие, причём дорогое, ведь всё доступно, взял и скачал из Интернета. Но в этом и есть фишка коллекционирования - находить сам оригинальный диск, покупать его через Интернет или подключая знакомых людей. Чаще всего выручает портал Discogs.com .

Собирать свою коллекцию Анисимов начал в 80-х, из любви к рок-музыке. Вскоре выяснил - чем менее известна группа, чем старше диск, тем цена выше. Для коллекции был сделан специальный шкаф под заказ. Сейчас в нём насчитывается порядка 800 альбомов. Странное в этом увлечении ещё и то, что у Кирилла Владиславовича нет и никогда не было любимой группы, разве что Black Sabbath, но ведь это классика. А главный критерий отбора - собственный вкус, в большинстве случаев нравятся авангардные прогрессивные ответвления. Мейнстриму здесь места нет. Перепродажей дисков Кирилл Владиславович тоже не занимается: бизнес убивает музыку.

Здесь важно особое отношение человека к вещи. Коллекционируются те вещи, которым сообщается статус искусства. Они перестают быть для вас просто утилитарными, становятся артефактами. Из материальной культуры выделяются те или иные направления, которые человек считает для себя важнейшими. В моём случае это не только музыка, но и сама пластмасска, которой 20 или 30 лет. В каждой коллекционной вещи есть то, что связывает нас с прошлым. Это момент истории.

Кирилл Владиславович подтверждает мою гипотезу о том, что, возможно, коллекционирование связано с детством. Когда-то в школьные годы он собирал марки, в 16 лет - кассеты и только потом - перешёл на диски.

«В коллекционировании есть и потребность человеческого разума к систематизации. С научными увлечениями музыкальное пристрастие соприкасается очень плотно».

Конечно, есть диски, которые Кирилл Владиславович мечтает купить. И есть вечный зуд коллекционера - упущенные возможности.

На листике тетрадном

Александр Владимирович МОЗЖЕРИН, старший преподаватель кафедры современного естествознания, кандидат физико-математических наук, читает курс безопасности жизнедеятельности. Знания эти нужны всем, независимо от того, на кого вы учитесь.

В середине семестра студентам предлагается написать контрольную по природным чрезвычайным ситуациям. Эти работы и коллекционирует Александр Владимирович уже около пяти лет. А когда студенты выпускаются, преподаватель вручает им их творения.

«Когда выпускники видят свои работы - воодушевляются, ведь они писали это на 1 курсе. Прилив эмоций. Перед глазами пробегает процесс обучения, одногруппники. И каждый понимает, что всё заканчивается, а это было золотое время. Хотя, когда писали, наверняка меня не любили. Они пришли, допустим, изучать языки, а я заставляю писать про землетрясения».

Недавно отдал старую контрольную восстановившейся студентке Ольге. «Было заметно, что она очень рада такому незначительному событию, ведь на самом деле хорошее настроение складывается из мелочей. И такая маленькая частица может дать заряд бодрости на много недель вперёд».

Почему, всё-таки, студенческие работы не выбрасываются? «Контрольная работа - это труд. Бывает, порываюсь выкинуть, но что-то не даёт, не получается».

- Почему люди коллекционируют?

Обычно это связано всё-таки с эмоциями. Могут коллекционировать материальные вещи - марки, магниты и прочее. Тогда понятно: бывают в разных странах или хотят побывать, и каждая такая вещь - это эмоция либо воспоминание. Когда я перечитываю работу, вспоминаю тот период. Что тогда было, какие были студенты, ведь из года в год они меняются, а у меня формируется опыт. Вспоминаю ошибки, понимаю, что не так оценил, а тогда это вопросов не вызывало.

Из последних наблюдений: Александр Владимирович заметил, что студенты всецело соглашаются с преподавателем: «Впервые обнаружил это недавно. Считаю, что это не совсем правильно. Задаю вопрос и специально допускаю в нём ошибку в надежде, что исправят. Но увы... Думаю, студенты рассчитывают, что если согласятся с преподавателем, то проще будет сдать. Такая политика огорчает».

В ЮИ, в Центре медиации, в анонимных анкетах студенты выставляют оценки преподавателям. В адрес Мозжерина написано много и хвалебного, и саркастичного. Вот что оценил Александр Владимирович: «Спустись с небес на землю». Отмечает, что это отличная
обратная связь.

Для тех, кто совсем скоро будет писать контрольную: «Сильно не беспокойтесь, поскольку это не реальная чрезвычайная ситуация. Но в то же время не стоит надеяться на халяву и удачу, они помогают, но очень переменчивы и могут оставить вас в самый нужный момент».

Розовый слон

Наталья Александровна НИКИТИНА, заведующая отделением социальной работы, старший преподаватель кафедры деликтологии и криминологии ЮИ, коллекционировать слоников начала с 12 лет. Возможно, послужил этому доброму началу всем известный мультик про Мамонтёнка.

Сейчас слоны - уже осознанный выбор. В каждом возрасте для этого животного находились свои смыслы. Милые, верные, бережные животные, высокий уровень интеллекта, сильно развита память. А система заботы о детёнышах достойна восхищения: долго вынашивают, аккуратно ухаживают, а главное, для слонов нет чужих детей. Вообще это шедевральное животное: травоядность не мешает ему быть мощным, внушающим и страх, и доверие. Вывод: чтобы быть сильным, не обязательно кусать, рвать, есть себе подобных. А ещё слоны любят людей и приручаемы.

Наталья Александровна коллекционирует всё со слонами: кружки, пижамы, мягкие игрушки, статуэтки. А поскольку про её любовь многие знают, 99% коллекции - это подарки. Отказывается только от тех, что сделаны из слоновой кости, ведь для этого сувенира, вероятнее всего, убили животное.

У каждого слона есть имя. Самый любимый - большущий розовый слон Гера из Одессы, который покорил сердце Натальи Александровны своей несуразностью. Есть Стёпа № 1 и № 2 (нумерация обычно объясняется последовательностью подарков от одного человека). Но сейчас коллекция уже настолько большая, что практически выселяет преподавательницу с жилплощади. Так что некоторые экземпляры передаривает - чаще всего детям мягкие игрушки. «Для меня это всё равно что подарить часть себя, силу - ребёнку, который нуждается в этот момент в игрушке».

Слоны даже стали символом ювенальной службы. А самая яркая история, связанная с темой её коллекции, произошла с Натальей Александровной, когда она была студенткой второго курса. Её пригласили провести тренинг для несовершеннолетних в колонии. Это был отряд из 100 человек, сидящих на стульчиках, прибитых к полу. Тренинга не получилось - была лекция и общение. И вот когда мальчишки задали ей вопрос «А что ты любишь больше всего?», на автомате выдала: «Слонов».

Начались громкие аплодисменты - даже странным показалось такое разделение моей любви. Позже узнала, что «слон» на языке криминальной субкультуры расшифровывается как «смерть легавым от ножа».

Однако установить общий язык с трудными подростками удалось - хобби, выходит, помогло. И работа с Канской колонией продолжается уже 15 лет.

- Почему люди коллекционируют?

У каждого своя история. Для кого-то коллекция позволяет быть членом клуба. Например, если вы собираете марки, то можете быть участником сообщества филателистов. А у кого-то личные причины. У меня всё-таки, наверное, Мамонтёнок. Он не может оставить равнодушным.

Записала откровения Зейнаб КУЛИЕВА

Социальные мотивы коллекционирования.

  • потребность в принадлежности к социальной группе, причастности, поддержке. Коллекционирование объединяет людей по интересам, задавая общение по данному поводу. Это особенно ярко выражено в новомодных течениях и субкультуре, богеме и околобогеме, в предпочитаемых стилях поведения и общения и других социальных критериях. В данном смысле коллекционирование подразумевает определенную культуру досуга. Увлечение коллекционированием может являться своего рода маркером социального статуса, общественного положения, часто принадлежности к интеллектуальной или финансовой элите, даже если увлекающийся человек реально этому статусу не соответствует. Так приобретение дорогостоящих объектов может быть расценено, как следование социальным кодам, присущим миру роскоши.;
  • потребностей в уважении и признании . Данная потребность во многом вытекает из предыдущей. Это подразумевает придачу ценности самому себе, обусловленную обладанием вещами, этими ценностями наделенными. Увлечение коллекционированием привлекает тщеславным стремлением к констатации собственной интеллектуальности, эрудированности и глубины. В некотором роде противопоставляется обыденности и заурядности.

Итак, до определенного момента коллекционирование представляет человеку возможность выгодного представления себя в обществе . Действительно, в Древнем Риме знание искусства и способность критически судить о нем считались признаками образованности и высокой культуры, что послужило поводом для создания целых частных коллекций произведений искусства. В Новое время, выявившее конфликты аристократии и буржуазии, коллекционирование давало возможность финансово окрепшим буржуа показать, что в своих привычках и обычаях они ни чем не хуже знатной по происхождению аристократии. Сегодня, в условиях общества потребления коллекционированию импонирует принцип “Я есть то, что я покупаю”.

Тем не менее, становится ясно, что в рамках этих уровней потребностей, мотивы коллекционирования не связанны с истиной его природой. Почему одни с увлечением, граничащим с дуростью, скупают по нереальным ценам произведения искусства, взвинчивая рынок, другие собирают коллекции пчел, третьи носятся по миру в поисках редких антикварных книг на тему, скажем, коневодства? Весь остальной мир обычно смотрит на них как на сумасшедших. В данной связи, становится понятно, что истинные мотивы коллекционирования лежат гораздо глубже, нежели стремление выгодно выставить себя в обществе.

Личностные мотивы коллекционирования:

Они находятся на высшем уровне человеческих потребностей, связанном:

  • с самореализацией, потребностью в самовыражении. Здесь заложены такие потребности, как эстетическое удовольствие, эмоции, переживания, духовный опыт, потребность в познании и т.д.

В основе коллекционирования лежит собирательство того, что имеет некую ценность. Но, что есть ценность? Ценность можно определить как некое значение, представляемое известным предметом или духовным явлением для удовлетворения той или иной потребности человека. Существуют предметные и субъективные ценности. Предметные ценности - это все, что имеет овеществленное качество, материальная вещь является в определенном смысле ценностью, которая характеризуется общественной функцией данной вещи. Итак, предметная ценность - это материальная ценность. Но, существует также понятие субъективной ценности, присущей предмету не от природы, а потому что он стал носителем неких других смыслов, абстрагированных от внутренней структуры объекта самого по себе. В своей книге «Система вещей» французский культуролог Жан Бодрийяр пишет: «В этом смысле в определенный момент вещи, помимо своего практического использования, становятся еще и чем-то иным, глубинно соотнесенным с субъектом; это не просто неподатливое материальное тело, но и некая психическая оболочка, в которой я царю, вещь, которую я наполняю своим смыслом, своей собственностью, своей страстью».

И именно эти потайные смыслы и страсти в действительности сподвигают человека к коллекционированию. Существует несколько научных теорий, так или иначе объясняющих этот феномен:

По авторитетному мнению Йохана Хейзинги «человеческая культура возникает и развертывается в игре», и коллекционирование, в том числе тоже - есть игра , в которой «как и в спорте, ставятся цели достижения превосходства над другими (собрать больше и лучше). Возникает форма внутренней иерархии: владелец самой богатой коллекции занимает место на вершине с такой же гордостью, как обладатель олимпийской медали». В данной связи, став частью коллекции предмет частично теряет свою функцию, по крайней мере, в сознании коллекционера он становится еще одним самородком его коллекции. Коллекционирование подразумевает потерю предметом своего функционального назначения, так как его ценность заключается уже не в нем самом, а как в составном элементе коллекции. Соответственно, одной вещи становится мало - коллекция тем лучше, чем она больше . Значит, приобретение новой вещи несет в себе лишь временное удовлетворение, поскольку остаются еще другие предметы, не входящие в конкретную коллекцию. В идеале необходимо собрать все, сделав свою коллекцию наиболее полной. А поскольку коллекционирование само по себе обычно подразумевает собирательство редких или дорогостоящих вещей, а чаще и то и другое, а охоту за вещью обычно ведут еще и другие коллекционеры, то каждое новое приобретение воспринимается как настоящий трофей. Здесь есть момент соперничества, азарта, следовательно - это игра. Так коллекционирование - это страсть быть первым . Согласитесь, удовлетворив свои приоритетные потребности, человек теряет чувство возбуждения от их осуществления, это объясняет, почему многие состоявшиеся личности, были страстными коллекционерами - им необходимо было ставить себе новые задачи для достижения. Академик Павлов еще в 1916 году, в своем докладе, посвященном рефлексу цели, называет коллекционирование самым типичным его примером. У Павлова коллек-ционерская страсть — это «стремление собрать части или единицы большого целого или огромного собрания, обыкновенно остаю-щиеся недостижимыми ». Согласитесь, людям, всего добившимся в жизни, и в тоже время, получающим удовольствие от самого процесса следования своей цели, такая возможность недостижимости цели может показаться весьма заманчивой. Так, Петр I собирал все, что было диковинно, и впоследствии это послужило созданию Кунсткамеры; Сталин и Наполеон собирали наручные часы; Черчилль - оловянных солдатиков; Гагарин начал коллекционировать кактусы; в то время как Армстронг - предсмертные записки самоубийц; Бисмарк увлекался собиранием градусников, а у Гетте была крупнейшая коллекция минералов. Этот список можно продолжать до бесконечности, как ни странно, но все выдающиеся люди что-нибудь да собирали. Павлов пришел к заключению, что коллекционирование:“…есть темное, нервное, неодолимое влечение, инстинкт или рефлекс. Всякий коллекционер, захваченный его влечением и вместе с тем не потерявший способности наблюдать за собой, сознает отчетливо, что его также непосредственно влечет к следующему номеру его коллекции, как после известного промежутка в еде, влечет к новому приему пищи...». Итак, еще один мотив коллекционирования - это недостижимость цели.

В теории психоанализа Зигмунда Фрейда центральное место занимает теория смещенной энергии, а именно сублимации. “Сублимация — это эффективная защитная реакция организма, направленная на высвобождение излишков сексуальной энергии и перенаправление её в более мирное русло, такое как коллекционирование или любое другое искусство и творчество”. Это объясняет, почему одни более склонны к коллекционированию, чем другие, потому что у одних накопленной невымещенной энергии значительно больше. В данной связи, коллекционирование как бесконечный процесс, подходит здесь как нельзя лучше. Итак, коллекционирование - это сублимация, вымещение сексуальной энергии .

С точки зрения ваше сказанного, может показаться, что главное в коллекционировании - сам процесс, а что коллекционировать не важно. Это, конечно же, не так. Коллекционирование начинается со страсти человека к тому или иному предмету, явлению. По Бодрийяру у каждой вещи имеются две основных функции — быть используемой или быть обладаемой. Большинство людей стремится к обретению в вещах, прежде всего, функциональности. Даже покупая люксовые товары, человек стремится получить за счет бренда, возможность идентификации своего социального статуса, то есть тоже использует вещь по назначению. Но тогда это всего лишь вещь, которую не жалко и выкинуть, вещь, которую не оставишь в наследство потомкам. Когда вещь особенно дорога, когда в ней есть душа, человек начинает стремится сделать ее только своей, обладать ей. Не стоит путать коллекционирование с фетишизмом, в данном случае оно не несет столь очевидного сексуального контекста. Тем не менее, может выступать как “мощный компенсаторный фактор в критические фазы сексуальной эволюции”. Имеется ввиду, что в моменты латентных периодов сексуального инстинкта, в детстве или, наоборот, зрелом возрасте, сексуальная энергия направляется на обладание вещами. Неслучайно, дети часто стремятся иметь не одну, а все игрушки данной серии. Вообще детское коллекционирование достаточно обычное для психологии явление. А в зрелом возрасте, когда эмоции и страсти окружающего мира становятся менее занятными, более обыденными, человек начинает создавать свой мир, наделять его своими страстями и эмоциями. «Вещь для человека, — пишет Морис Реймс, — это что-то вроде неживой собаки, принимающей его ласки и на свой лад умеющей их возвращать, что-то вроде зеркала, верно являющего ему не реальный, а желанный образ».

Более того, коллекция как собрание уникальных вещей, подразумевает одновременно соотношение количества и качества. Каждый предмет в коллекции ценен, с каждым коллекционер имеет некую интимную, лишь ему одному понятную связь, которая подчас равносильна общению с живым человеком, и в тоже время коллекция во всей своей полноте подразумевает целый ряд таких вещей, которые находятся в безграничной власти обладателя. Отношения между людьми никогда не позволят соединить в себе одновременно неповторимую уникальность и приравнивание к остальным, это неизбежно вызовет конфликт. Коллекционирование же способно дать беспрепятственное упорядочивание, распределение и контролирование вещей по собственному усмотрению -“Аромат гарема, вся прелесть которого во взаимопроникновении серийности и интимности”. Итак, коллекционирование - это страсть обладания.

Феномен коллекционирования сопровождает человечество на протяжении всей его многотысячелетней истории, еще и потому что несет в себе экзистенциональные стремления индивида жить и существовать даже после своей смерти. Дело в том, что коллекция, неся в себе художественную, научную, историческую, религиозную и т.д. ценность вовлекается в сферу общественного бытия человека и становится носителем определенных духовно-культурных ценностей для всего человечества, часто определяя национальное богатство страны и тем самым, занося имя ее создателя в мировую историю. Создание обширной и ценной коллекции - реальный шанс увековечить свое имя в памяти потомков. Так, П.М. Третьяков был далеко не единственным русским предпринимателем, однако имена других широкой общественности неизвестны, в то время как его имя как обладателя самой большой коллекции русского искусства, и впоследствии основателя музея, останется в памяти потомков на многие столетия вперед.

Историческая динамика коллекционирования:

В разные культурно-исторические эпохи феномен коллекционирования занимал разные позиции в интегрированном поле духовных ценностей, имел разные формы своего воплощения. Соотношение побудительных мотивов также различалось. Коллекционирование, являясь важной характеристикой развития человеческого общества, во многом транслирует в своих формах ключевые смыслы культурно-исторических эпох. Так в Древнем Риме, собирались коллекции военных трофеев, оружия, доспехов, различных военных знаков отличия. В Средневековье коллекционирование представляло собой главным образом собрания предметов культа и священных реликвий. В Возрождение коллекционирование подразумевало в основном собрание предметов искусства - живописи и скульптуры. В Новое время формируются крупные собрания отражающие приоритеты развития науки и т.д.

Коллекции могут собираться по этническому национальному признакам, различаться по объекту коллекционирования - нумизматика, фалеристика, библиофилия, филателия и т.д. И, тем не менее, всегда присутствуют в жизни человека. Именно частные собрания впоследствии легли в основу большинства европейских музеев, послужили стимулом для научных открытий, содействовали дружественным дипломатическим отношениям между странами и т.д.

Очарование коллекционирования кроется в том, что оно, с одной стороны, связанное с интимным внутренним миром человека, удовлетворяет его, по большей части, эгоистичным страстям - тщеславия, обладания, азарта, доминирования, превосходства, самолюбования. Тем не менее, для всего человечества зачастую становится олицетворением ценностей совсем иного порядка, способствуя содействию и приумножению наследия всего человечества, поднятия национального самосознания соотечественников на многие поколения вперед.

Текст: Долганова Екатерина

кандидат культурологии