Меню
Бесплатно
Главная  /  Шторы и жалюзи  /  Библия по настройке ударной установки.

Библия по настройке ударной установки.

Библия по настройке ударной установки. Последовательность настройки ударной установки Опубликовано на веб-портале

Вам непременно нужно знать, где находится центр вашей «исполнительской вселенной» и/или какой барабан определяет основную окраску звучания.

  1. Самое низкое, самое жирное звучание: начинайте с самого низкого, самого грозного напольного тома и жирно настройте его, как описано в разделе «результаты. Их значение». Нет смысла начинать настройку с самого высокого барабана, так как, когда вы доберетесь до самого низкого, может оказаться, что последний том невозможно настроить в требуемый интервал. Другими словами, напольный том не сможет звучать настолько низко и интервал выйдет корявый. Так что начинайте снизу и двигайтесь вверх.
  2. Если требуется ударное, «роковое» и т.п. звучание, то оно в основном формируется альтами. Если у вас два или три альта, то начните с первого или со второго и настройте его так, как вам нужно. Он будет центральным ориентиром для всей настройки. При настройке от него все барабаны будут настроены правильно. Старайтесь, чтобы звучало мелодично, проверяйте, играя на них попарно. Если вы настроите барабаны через пять нот, то услышите, что все они зазвучат шире, полнее, а ответные звучания гармонируют. Если отстраивать барабаны друг от друга через три ноты, то звучать будет несколько уже и суше. Такое звучание вам может очень понадобиться при близко расположенных микрофонах. Совет: не настраивайте бочку слишком низко, сохраните тот же самый интервал в пять нот с самым низким томом.
  3. Фанковое звучание полностью зависит от бочки: начните с нее, затем переходите к малому и все отстраивайте вниз от него. Проверяйте звучание игрой рабочих рисунков и заполнений по высоким барабанам.

Интервалы и размеры барабанов

  1. Диаметр сильнее влияет на изменение высоты звука, чем высота обечайки.
  2. Высота обечайки равняется резонансу и громкости, она придает барабану его характерное звучание. Площадь обечайки 12«х10» (диаметр x высота) составит 370 кв. дюймов, а 12«х9» – 333 кв. дюйма. Так что, как посмотреть: или площадь (и резонансные возможности) обечайки высотой в 10« на 11% больше, или 9» – на 10% меньше. Звучит 10« обечайка чуть поглубже, но основная разница – в громкости звучания, которую можно получить от данного барабана. Независимо от диаметра, изменение высоты обечайки при одном и том же диаметре на 1 дюйм даст либо прирост площади на 11%, либо уменьшение на 10%. Соответственно, площадь обечайки барабана 12»х8« будет на 20% меньше, чем у 12»х10«. Проще говоря, »удар« будет более заметен у барабана 12»х10«, чем у барабана 12»х8«.
  3. Я считаю, что если у вас есть 12-дюймовый барабан, то не следует объединять его с 13-дюймовым, кроме тех случаев, когда у вас есть и 12, и 14-дюймовый, и вам очень нужен еще один, который был бы по высоте между ними. Точно так же, 11 барабан лучше объединять с 13-дюймовым, а 12-дюймовый использовать как промежуточный. Существует поверие, что барабаны «четных» размеров настраиваются лучше. Я не знаю, откуда оно взялось, я считаю, что их все можно настраивать в соответствии с их возможностями по диаметру и высоте обечайки. Если вы пытаетесь 13-дюймовый барабан заставить звучать как 14-дюймовый, объединяя его с 12- дюймовым, то вы напрашиваетесь на неприятности, за исключением тех случаев, когда вам требуется небольшой интервал.
  4. Более музыкально звучит сочетание барабанов с разницей в один-два размера. (См. раздел «Звуки для настройки»). Например, объединение 13-дюймового или 14-дюймового барабана с 16-дюймовым будет звучать приятнее, чем сочетание 15-дюймового с 16-дюймовым. Это не относится к тем случаям, когда у вас есть и 14-, и 16-дюймовый и вам требуется барабан, промежуточный по высоте звучания.
  5. Ставьте Power Tom"ы на место альтов, если от них зависит характер создаваемого вами звучания.
  6. Если играете на маленьких сценах, если для вас имеет значение размер или просто вам нужно поменьше «мощности», тогда играйте на Fundamentally Accurate Sized Toms («FAST») – «томы в высшей степени точных размеров».
  7. Маленькие барабаны относительно хорошо настраиваются «низко», а вот барабаны большого диаметра не всегда хорошо настраиваются «высоко».
  8. Я считаю, что барабаны из приведенной группы хорошо сочетаются в любых комбинациях, и всегда есть возможность что-то добавить. Размеры – диаметр х высота обечайки: 8х8, 10х9, 12х10, 14х12, 16х14, 18х16, 20х16, 20х18, 22х16, 22х18, 24х18.

Звуки для настройки

Чтобы облегчить понимание, я собираюсь описать все как можно проще. Если вы не знаете, что такое среднее «до» на фортепиано, возьмите любые клавиши (в 61, 76 или 88 нот), и следите по ней (впрочем, вы всегда можете срезать угол и спросить у клавишника). Прямо посередине всегда есть две черные клавиши, с каждой стороны которых находится по три черные клавиши. Из этих двух черных клавиш нажмите левую, потом дайте пальцу соскользнуть влево на белую. Вот это и есть средняя «до»! Теперь поясню, зачем же мы все-таки ее искали. Знаете вы или нет, но ваш 10- или 12-дюймовый барабан обычно настраивается в диапазоне трех-четырех нот в обе стороны от этого среднего «до». Ваша задача – найти ноту вашего самого главного барабана и настроить от него все остальные через интервал в 3 или 5 нот. Почему? Потому что если вы преодолеете все трудности на пути поиска средней «до», то попутно услышите, что с музыкальной точки зрения две соседние ноты вместе звучат отвратительно. Но сыграйте любую комбинацию звуков, отсчитав интервалы в три или пять нот и зазвучит весьма мелодично. Поэтому ваша установка будет звучать приятнее и звук будет «больше» за счет сопутствующих вибраций, которые будут дополнять звучание задействованного в данный момент барабана. Правило это не абсолютное. Но, в общем, следует пробовать барабаны попарно и пытаться сделать звучание мелодичным, так, чтобы оно напоминало созвучия, которые берутся на фортепиано двумя или тремя пальцами. Когда настраиваетесь под разные сцены, все записывайте.

Я должен подчеркнуть, что основная мысль здесь – не пытаться настроить установку на аккорды, которые используются в песнях. Задача в том, чтобы барабаны не конфликтовали между собой. Но, если при записи у вас есть время, попробуйте настроить установку под песню и результат превзойдет все ожидания. Где-то в процессе работы вы найдете набор звуков, который подходит вашей установке и стилю.

Например, я знаю, что мои барабаны лучше всего звучат, когда настроены на такие ноты:

  • 10«х9» альт: Ре-диез
  • 12«х10» альт: Ля-диез
  • 14«х12» напольный том: Фа
  • 16«х14» напольный том: До
  • 22«х16» бочка: ударный пластик – Фа (октавой ниже, чем напольный том), резонансный – Ми
  • Основной малый барабан 14«х6» Yamaha: Соль выше Ре-диез 10«х9» альта, оба пластика одинаково.

Как настраивать, когда вы усвоили основы

Операции, описанные в разных разделах, должны научить вас, чего ожидать в процессе настройки. Знать все это применительно к своему барабану, знать состояние краев обечайки и т.п. – самое основное, что требуется для того, чтобы день за днем перестраивать или подтягивать свой барабан.

Строй большинства барабанов сползает. Перемещение из холода в тепло и из тепла в холод вызывает расширение/сжатие, игровая поверхность становится жестче/мягче. Здесь имеет значение здравый смысл.

Окружающая среда имеет значение. Так что, если барабан холодный, не ожидайте ничего особенного и попробуйте воздержаться от настройки, до тех пор, пока температура пластиков, ободов и т.д. не сравняется с температурой окружающего воздуха.

Так как строй барабанов дрейфует вниз, существует необходимость настраивать их обратно. По какой-то неизвестной мне причине барабанщики полагают, что строй изменяется только с ударной стороны. Это не так.

Обратите внимание, что не имеет значения, находится барабан на стойке или нет, он только не должен лежать на полу или на ковре.

  1. Постучите по пластику у каждого винта и подтяните строй только в заниженных областях, до тех пор, пока пластик не будет строить сам с собой. В установке, которая у меня, перевернуть том, чтобы добраться до резонансной стороны, очень легко, и ее настройку нельзя игнорировать. Со временем она будет расстраиваться все ниже и ниже, настроить ее обратно будет все труднее и труднее, а строй ударной стороны совершенно не будет соответствовать строю резонансной. Что бы вы ни делали, не забывайте про нее.
  2. Ударьте по барабану. Если строй верный, остановитесь. Если нет, действуйте дальше.
  3. Очень осторожно подтягивайте каждый пластик, где-то по 1/16 - 1/8 оборота за один проход. Если строй стал верный, остановитесь. Если нет, действуйте дальше.
  4. Ударяя по резонансной стороне палочкой, медленно подтяните один из винтов, (не более чем на один оборот). Если после этого строй пластика восстановится, значит, причина в нем. Вам следует вернуть затянутый винт в исходное состояние и мало-помалу подтягивать все винты, пока не дойдете до нужной высоты. Если затягивание одного винта ничего не дает, значит нужно отпустить винт и повторить операцию с ударной стороны.
  5. Если предыдущие операции ничего не дали, это значит, что что-то случилось с посадкой пластика, сыграла свою роль температура, очень резко изменились внешние условия и вам следует либо прогреть пластик феном по окружности и начать заново или пересадить пластик и настроить с самого начала.

Чтобы просто поднять или опустить строй хорошо звучащего барабана: я обнаружил, что значительно эффективнее подстраивать вверх/вниз резонансный, а не ударный пластик. У такого способа есть одно большое преимущество –чувство ударной поверхности не меняется. Если вы действуете разумно и потихоньку подтягиваете пластик, вы моментально заметите, что вышли за пределы зоны настройки, и тут же можете подправить противоположную сторону.

1.1. Особенности строения барабана, влияющие на его звучание

1. Ударный пластик отвечает за атаку и звон, а резонансный - за послезвучие и состав обертонов. Во время игры барабанщик слышит ударную сторону, а слушатели (особенно, если сцена находится выше, чем публика), в основном, сочетание обоих пластиков, причем эта смесь звучит в разы хуже. Микрофоны, подзвучивающие ударную установку, немного помогают исправить данную ситуацию.

2. Самым главным в настройке барабанов является правильная "посадка" пластика. Для этого необходимо при первой установке пластика следить за тем, чтобы обруч сел на него, сформировав при этом нужную взаимосвязь между краем обечайки и пластиком (подробнее о посадке читайте в разделе ). В случае, когда пластик с одной из сторон натянут туже, или потерял круглую форму, происходит его децентрирование, следовательно, нарушается вибрация, и строй вдоль обода начинает распределяться неравномерно, то есть пластик сам по себе перестает строить.

3. Если с самого начала неверно настроить барабан или неправильно "посадить" пластик, то с очень большой вероятностью пластик будет испорчен и достойно звучать он уже не будет. Даже когда вы настраиваете барабаны строго по измерительным приборам (тюнерам), это еще не дает гарантий, что пластик «сядет» ровно. Если ободы и/или края обечайки помятые, то пластик может принять некруглую форму, а, следовательно, он испортиться и хорошо звучать уже не будет.

4. Есть отличие между такими понятиями, как тембр и нота настройки. Первый термин означает общую окраску звучания, а второй – основной тон, при котором барабан звучит открыто и плотно. При настройке строй можно менять, а резонанс обечайки – нет. Допустим, во время настройки барабан издает звук от «Соль» до «Ре-диез», несмотря на это, истинное звучание будет около «Ля-бемоль» (та самая нота настройки). Разница между такими характеристиками, как «яркое» или «теплое» звучание – это будет являться тембром.

5. На чистое и плотное звучание барабана, влияет край обечайки. Если он ровный, плоский и имеет правильный профиль, то звучание даже недорогих барабанов будет очень достойным. И, наоборот, если край обечайки имеет какие-то дефекты, повреждения или просто он сделан некачественно, то звучание дорогого барабана будет, мягко говоря, не очень хорошим.

7. Чем выше обечайка, тем громче и мощнее будет звучать барабан. Чем короче обечайка, тем звук барабана будет более взрывной и улучшится его артикуляция.

8. Различают литые и штампованные ободы, деревянные и металлические. Литые позволяют настраивать барабан более ровно. Штампованные поддаются настройке труднее (особенно тонкие), но их преимуществом является возможность извлекать «теплый» и «жирный» звук. Именно поэтому барабанщики любят ставить их на тома.

Алюминиевые ободы дают наиболее высокий тон, по сравнению со стальными, именно поэтому их, в основном, ставят на малый барабан, так как они дают четкий «щелчек». Медные ободы придают барабану больше музыкального звучания.

Преимуществом деревянных ободов является то, что, в зависимости от их толщины, они бывают жесткими или гибкими. Жесткие имеют схожие характеристики с литыми, а тонкие – со штампованными. Однако, так как обод является неким продолжением обечайки, звучание римшота будет иным: более резонансным и ярким.

9. Чем меньше ушек имеет обод, тем более жирным становится звучание барабана и усложняется состав обертонов. Если расстояние между ушками большое, то это затруднит ровную установку пластика.

1.2. Измерительные приборы (тюнеры)

Практически все тюнеры для барабанов измеряют натяжение или крутящий момент. Это действительно очень полезные приборы, которые появились в наше время технологий, но не стоит им слепо доверять, не забывайте про собственные уши, только они вам скажут хорошо настроены барабаны или нет. Приведу пару примеров. Если ваш тюнер замеряет крутящий момент, то его введут в заблуждение барабаны, у которых ушки на ободе являются упругими и пружинящими. Тюнеры, измеряющие натяжение пластика, могут давать неверные показания, если вы будете настраивать пластики разной толщины.

Иногда, настраивая барабаны на слух, может показаться, что некоторые винты ослаблены. При настройке пластика главным будет строй у каждого винта, а не натяжение и крутящий момент.

Тем не менее, тюнеры помогаю экономить время следующим образом: посадив пластик вручную на слух (сажать пластик всегда нужно вручную) и затем расстроив его, берем в руки тюнер и записываем цифры зависимости изменения строя от натяжения. Обязательно не забудьте добиться того, чтобы у каждого винта был одинаковый строй. При следующей настройке подобного пластика записанные ранее цифры сэкономят вам время. Лучше записать несколько вариантов замеров: для студийной и для концертной игры, так как на больших сценах строй предпочтительно делать выше.

Важно знать, что, когда вы меняете бренд барабанов, бренд пластика, толщину пластика, а также, если производитель изменил технологию производства пластиков, то необходимо будет заново посадить пластик вручную и потом записать цифры.

1.3. Когда нужно менять пластик

1. Когда сильно износилось покрытие пластика.

2. Если на пластике появились вмятины.

3. Если после предварительной посадки пластика, вы пытаетесь его настроить низко, а в итоге не выходит нужный строй и появился дребезжащий звук. Это свидетельствует о том, что пластик вытягивается и его контакт с обечайкой нарушается. Такому явлению чаще всего подвержены двухслойные пластики. В подобных случаях не стоит сразу избавляться от пластика, вы можете при помощи фена попробовать его пересадить или перестроить барабан выше.

4. Когда вы сменили помещение для игры на барабанах. Здесь имеется в виду, что ваша студия или концертная площадка стала по размерам больше или меньше. Все это будет влиять на звук, и, следовательно, пластики для разных площадок тоже желательно будет использовать разные.

5. Если вы просто хотите сравнить звучание разных пластиков.

2. НАСТРОЙКА ЛЮБОГО БАРАБАНА (ОБЩИЕ ПРАВИЛА)

2.1. Настройка ударного и резонансного пластика

Теперь приступим к непосредственной настройке. Данная процедура подходит для всех барабанов: для малого, томов и бас-бочки.

1. Снимите ударный и резонансный пластик. Для этого открутите все болты и снимите обручи с каждой стороны барабана. При настройке ударного пластика снимать резонансный не обязательно в том случае, если вы заранее знаете относительный диапазон настройки или, если вы не планируете менять резонансный пластик, то можете просто поставить барабан нижней стороной на колено или на что-нибудь мягкое, например, на ковер.

2. Установите новый пластик на барабан таким образом, чтобы он ровно и плотно прилегал к краю обечайки.

3. Затем с помощью болтов прикрутите обруч. Сначала делайте это руками, убедившись, что болты попадают в резьбу. Далее, используйте ключ для барабана. Причем очень важно закручивать болты, применяя перекрестную схему, изображенную ниже. Делайте это сначала по 1/4 оборота с каждой стороны, затем по 1/8. При наличии двух ключей можно ускорить данный процесс, закручивая одновременно противоположный болты. Во время этого процесса необходимо постукивать возле каждого болта пальцем, ключом или барабанной палочкой. Звук напротив каждого винта должен быть одинаковым. Если вы услышите треск при натяжении пластика, то не переживайте, это нормально.

4. Затягивайте пластик до тех пор, пока не исчезнут «морщины» и пока вы не добьетесь звучания, которое будет немного выше, чем вы хотите извлекать.

5. Теперь приступайте к важному моменту, описанному выше – к «посадке» пластика. Для этого ладонью давите в центр барабана. Возможно вы услышите очередное потрескивание, это тоже нормально. Здесь главное не переусердствовать, начинайте с легких нажатий, и потихоньку можете увеличивать силу, в противном случае, вы рискуете порвать пластик. «Посадка» способствует плотной установке обруча пластика в канал обода и помогает ему лучше прилегать к краю барабана. Возможно, после усадки высота звучания пластика снизиться. Это лишь подтвердит то, что ему нужна была усадка. В этом случае, необходимо будет перетянуть пластик и «посадить» его еще раз.

6. Для того, чтобы убрать лишние обертона, вы можете воспользоваться демпферным кольцом или специальными гелевыми «липучками» (moongel damper pads), расположив их рядом с краем ударного пластика.

2.2. Настройка пластиков относительно друг друга

Настроив отдельно каждую сторону барабана, пора приступать к настройке их гармоничного звучания. Для этот возможны 3 варианта:

1. Оба пластика настроены в унисон. В данном случае формируется чистый тон и относительно долгий сустейн (от англ. «sustain» - продолжительность звучания ноты ).

2. Ударный пластик настроен выше, чем резонансный. В таком варианте барабан будет звучать глубже с хорошим сустейном, и у палочек сформируется хороший отскок. Если играть по барабанам сильнее, то звук будет "падать" или "рычать".

3. Ударный пластик настроен ниже, чем резонансный. При такой настройке барабан будет звучать "мельче" и сформируется короткий сустейн.

2.3. Настройка барабанов по нотам

На рисунке ниже изображен идеальный диапазон основного тона для малого барабана и томов, благодаря которому вся ударная установка будет звучать гармонично и мелодично. Интервал между верхним и нижним пластиком - большая терция вверх, а между томами - малая терция, либо можно пробовать настраивать чистую кварту как между верхним и нижним пластиком, так и между томами.

Примечание: малый барабан следует настраивать, выключив пружины на резонансном пластике.

3. ОСОБЕННОСТИ НАСТРОЙКИ БАРАБАНОВ

3.1. Особенности настройка томов

1. Не имеет значения, в какой очередности настраивать тома. Важно отталкиваться от того факта, что у всех барабанов существует ограниченный диапазон звучания, то есть там, где у них формируется правильный звук. Выше или ниже этого диапазона выходить не рекомендуется. Следовательно, если низко настроить самый маленький (по диаметру) том, перейдя к большому, может оказаться, что для его размера звук будет слишком низкий. Тогда вам придется настраивать все остальные тома (включая большой) выше.

2. Для того, чтобы все тома звучали гармонично и мелодично, настройте их согласно пункту .

3. Чтобы том звучал «жирно», необходимо резонансный пластик настроить на самую низкую ноту и затем опустить все винты на 1/16-1/8 оборота.

3.2. Особенности настройки бас-бочки

1. Чтобы добиться упругого звучания бас-барабана, необходимо либо поднять резонансный пластик на одну-две ноты вверх, либо оба пластика перестроить выше.

2. Добиться «пластмассового» звучания вам поможет следующее: ударный пластик должен быть однослойный, настроенный на самую нижнюю ноту и слегка распустите все винты. Твердая войлочная колотушка отлично звучит без прокладки (подушки), а деревянные и пластмассовые – с прокладкой.

3. «Жирное» звучание бас-бочки достигается аналогичным образом, что и у томов (см. пункт ). Но следует помнить, что диапазон настройки в таком случае будет немного ограничен.

4. Для того, чтобы добиться лучшего резонанса, поднимите бас-бочку максимально высоко относительно пола, на сколько позволят упоры и конструкция педали .

3.3. Особенности настройки малого барабана

Так как малый барабана в отличие от других барабанов имеет в своем строении подструнник, в данном пункте я рассмотрю, что с ним делать во время настройки. Все остальное полностью совпадает с разделом .

При настройке обеих сторон пластика, подструнник следует выключить. При настройке резонансного пластика у вас будет 2 варианта: 1 – снять подструнник полностью, 2 – выключить и прижать его палочкой таким образом, чтобы пружины не касались резонансного пластика.

После того, как вы настроите оба пластика, установите подструнник обратно (в случае, если вы его снимали), включите его и по-тихоньку начните натягивать пружины, внимательно прислушиваясь к тому, как будет меняться звучание малого барабана.

Подструнник проходит 5 стадий:

    Дребезжит и звучит неаккуратно.

    Дребезжит меньше, появляется немного сухое звучание.

    Появляется теплое звучание и «шлепок» струн.

    Теплота пропадает, звучание становится более артикулированным.

    «Грязное» звучание: звук тугой, задушенный, исчезает тембр.

Третья и четвертая стадия являются самыми часто используемыми состояниями подструнника при игре на малом барабане. Первую и пятую стадию полностью исключайте.

Изучив данный материал приступайте к практике. Во время настройки экспериментируйте (как со звуком, так и с вариантами пластиков), прислушивайтесь и выбирайте лучшее для себя звучание. Знания, которые вы получите во время различных вариантов настройки, помогут вам сформировать у себя в голове «энциклопедию» звуков. Это повысит ваш уровень мастерства как барабанщика и поможет сэкономить вам время при последующих настройках барабанов.

Спросите десятерых барабанщиков о настройке барабанов , и вы получите 10 разных ответов. Причина в том, что на самом деле нет правильной или неправильной настройки барабанов , или вызвучивание их частот. Лучшее, что я могу вам посоветовать - это то, как Я настраиваю барабаны. Как менеджер по продажам барабанов Pearl Drums, я использую два метода: метод А - это быстрый способ настройки ударной установки , который я чаще всего использую на выставках и шоу, когда мне нужно настроить большое количество барабанов; и метод Б - для настройки собственных барабанов. Иногда я сочитаю два метода.

Оба метода основаны на четырех этапах: 1) подготовка, 2) утрамбовка пластика для барабанов , 3) настройка звучания барабанного пластика , 4) тонкая настройка звука. Первый, второй и четвертый этапы одинаковы для двух методов. Отличается только третий этап.

Обучение эффективной настройке требует практики, и я рекомендую практиковаться на барабанах, которые относительно легко настраивать, как 10" шестилаговые или 12" шестилагоые томы. Навыки, которые вы получите, настраивая эти ударные инструменты , помогут вам в настройке любых других.

Рис. 1: Открутите все болты с обруча для барабанов

1. Подготовка к настройке ударной установки . Начните с откручивания всех болтов с обруча для барабанов на одной стороне (Рис. 1), затем снимите барабанный пластик и обруч.

Рис. 2: Проверьте, как прилагает пластик для ударных инструментов

Проверьте, как прилагает пластик для ударных к обручу, особенно если пластик новый (Рис. 2). Пластик должен прилагать к обручу как перчатка на руку, или же с небольшим касанием руки. Если вы заставляете пластик держаться в обруче, то барабан будет сложно настроить и звук может быть задыхающимся.

Рис. 3: Закрутите барабанные винты, используя перекресную систему

Сначала закрутите болты для барабанов пальцами и убедитесь, что они попали в резьбу. Используйте перекресную систему (Рис. 4), чтобы убедиться, что пластик находится равномерно на барабане.

Рис. 4: Используйте ключ для барабанов, чтобы окончательно закрутить винты для барабанов на обруче

Когда вы поставили болты в резьбу обруча и барабана, воспользуйтесь вашим ключиком для барабанов , чтобы натянуть пластик , используя перекресную систему настройки барабана . Вы можете услышать треск, но не волнуйтесь, это нормально.

Рис. 5: Поднажмите на пластике возле каждого винта

Затягивая пластик, иногда постукивайте возле каждого болта, чтобы услышать ход вашей настройки. Я люблю нежно сыграть "римшот" пальцем, другие барабанщики используют барабанные палочки или ключ для этого. Как вам удобно. Пытайтесь играть в то же место возле каждого болта, для более правильного звучания.

Затягивайте пластик до исчезновения "морщин", затем затяните еще немного к моменту, когда уровень звучания будет немного выше, чем в котором вы обычно играете. Теперь вы можете приступить к утрамбовке пластика.

Рис. 6: Утрамбовка пластика

2. Утрамбовка барабанного пластика или как настроить барабанный пластик? Нажмите на пластик и запомните уровень звучания. Нажмите ладонью в центр барабана, как будто спасаете его от сердечного приступа (Рис. 6). Вы снова можете услышать потрескивание, но это нормально. Нажмите на пластик снова и сравните с уровнем звучания в первый раз. Заметно ли упал уровень звука? Появились ли "волны" на пластике? Если вы ответили "да", то пластик нуждался в "утрамбовке".

Разслабте пластик и удалите "морщины" если они есть. Нажмите по центру пластика и снова прислушайтесь к уровню звука. Повторяйте процесс, пока разница в уровнях звука будет минимальной и "морщины" не будут появляться. Когда вы получите нужный результат это означает, что пластик утрамбован. Переверните барабан и утрамбуйте пластик на той стороне.

Не переусердствуйте при утрамбовке пластика. Если вы нажмете слишком сильно, вы можете порвать пластик и даже повредить барабан. Начните с легкого нажатия и применяйте столько давления, сколько нужно, чтобы выполнить поставленную задачу.

Стоит также знать о силе ваших пластиков. Толщина барабанного пластика измеряется в mil (тысячная доля) - равная 1/1000 дюйма. Например, упаковка для сендвича толщиной в 1 мил. Толщина самого тонкого барабанного пластика Remo - 2 mil, но хотя этот пластик намного прочнее чем упаковка для сендвича, все равно он очень хрупкий. Я советую утрамбовывать пластики толщиной 2, 3, 5 и 7,5 mil нажимая на обруч, а не прямым воздействыем руки на пластик.

Пластики в 10 мил и толще можно утрамбовывать нажатием руки, но не переусердствуйте и найчинайте с легкого нажатия.

3. Настройте звучание пластика . Когда пластики утрамбованы, вы можете приступить к следующему шагу и настроить звучание каждого пластика в соответствии с собой. Цель - достичь того же уровня звучания по всему пластику, чтобы получить чистую тональность с наименьшим количеством ненужных обертонов.

Метод А : Нажмите на пластик возле каждого болта и пруслушайтес к уровню звука. Если уровень звука тот же, что и вокруг пластика - значит, пластик звучит гармонично, и вы закончили с настройкой этого барабанного пластика. Но возможно, что некоторые звуки будут высокими, а другие низкими по сравнению друг с другом. Если же это так, то выполните следующее.

В каждом месте где звук низкий, затяните болт где-то на 8 часть полного поворота ключа. Со временем у вас выработается чувство, насколько нужно проворачивать винт.

Закручивайте только те винты, где звучание низкое и не трогайте болтов, где звучание было высоким. Обычно я не утрамбовываю пластик, когда привожу его на уровень звучания выше; но можете делать по-другому. Я утрамбовываю пластик, если понижаю уровень звука.

Постучите по пластику возле болтов снова, и проверьте, звучит ли пластик гармонично. Уровень звука одинаковый? Если да, то пластик гармонично настроен. Если нет, повторите все шаги пока не получите одинаковое звучание по всему пластику.

Примечание: звучание будет всё выше при каждом повторе этих шагов, и конечное звучание может быть выше чем вы того хотели. Мы будем корректировать это позже.

Переверните барабан и настройте пластик вышеописанными шагами.

Метод Б : "настройка противоположностей". Я научился этому методу у барабанщика Джорджа Раттера и заключается он в понижении высокого звучания возле болтов, и поднятие низкого звучания пока они не встретятся где-то посередине.

Как представлено на рисунке выше - постучите по пластику возле каждого винта и прислушайтесь к звуку. Некоторые звуки будут выше, некоторые ниже. Затем вы ослабляете болт на восьмую часть поворота там, где они звучат высоко, и наоборот закручиваете настолько же там, где они звучат низко.

4. Тонкая настройка звучания барабана или как настроить барабанную установку . Это дает возможность настроить звучание пластика ниже или выше, и все равно сохранить общее звучание, закрепив болты тяжелее или вернув назад в предыдущую натяжку. Например, оптическая линза в камере: когда она в фокусе, вы можете приблизить или отдалить и все равно остаться в фокусе. Однако, затянуть болты практически невозможно со 100% точностью, поэтому время от времени стоит заниматься настройкой звучания пластика барабана.

Если у вас барабаны с двумя пластиками, то существует три способа убедиться, что верхний и нижний пластик настроены в гармонии друг с другом.

  1. Оба пластика могут быть настроены на одиноковое звучание.
  2. Верхний пластик может быть натянут сильнее, чем нижний
  3. Верхний пластик может быть настроен ниже, чем нижний пластик

Настройка верхнего и нижнего пластика в одном звучании создает чистый тон и относительно долгий састейн. Настройка нижнего пластика ниже, чем верхнего позволит вам настроить ваш барабан и барабанную установку в низком звучании и сохранить хороший отскок барабанной палочки от сильно затянутого верхнего пластика. Кроме того звук будет "падать" или "рычать" если по барабану играть сильнее. Закрепление нижнего пластика сильнее чем верхнего даст вам "мельче" звучание и короткий састейн.

Тонкая настройка томов или как настроить томы . Теперь у вас есть достаточно знаний, чтобы настроить все томы на вашей ударной установке . Вы можете настроить самый маленький том первым, а потом перейти к большим томам, или начать с большого и закончить малым, или со среднего - это не имеет значения. Только помните, что каждый барабан имеет ограниченый диапазон звучания , где он дает хороший звук. Если вы попытаетесь настроить барабан выше или ниже этого диапазона, то звук будет хуже, чем вы думаете. Например, если вы начнете с малого тома и настроите его слишком низко, когда вы перейдете к большому тому, та настройка звука может быть уже слишком низкой для того размера. И тогда вам предстоит настраивать большой и другие томы выше.

Возьмите том с утрамбоваными пластиками и настроеным звучанием. Настройте звучание верхнего тома к желаемому состоянию ослабив или закрутив болты как можно равноценно. Настройте нижний пластик в каком-то из трех вышеописаных соостношениях звучания пластиков. Утрамбуйте пластики при необходимости.

Самое сложное в этих трех пунктах соотношения пластиков это их настройка в одинаковом звучании. Настройка в противоположности очень поможет в данной ситуации. Если верхний пластик звучит выше, ослабте его и закрутите нижний. Если верхний пластик звучит ниже, то закрутите его, и ослабте нижний пластик. Утрамбуйте их и настройте их гармоническое звучание если необходимо. Повторяйте процесс, пока не добьетесь одинакового звучания обеих пластиков.

Прикрепите том к вашей барабанной установке . Вес тома на том-холдере может немного поменять звучание, так что подправьте его соответственно. Чтобы услышать звучание более четко, я слегка прикасаюсь пальцем к середине пластика, в то время когда бью палкой возле болтов.

Много барабанщиков любят настраивать свои томы в четвертном интервале. Если вы споете "Гимн молодоженов " (Bridal Chorus или Here comes the bride) - интервал между "here" и "comes" равен четверти. Как только вы получите свои интервалы, постарайтесь получить резонанс и састейн очень похожим друг к другу, так чтобы томы звучали "бум", "бум", "бум", а не "бум", "бум", "блаа", "бум".

Как только вы нашли звучание по душе, очень неплохая идея идентифицировать их с помощью пианино или других настраиваемых инструментов и записать результат. Таким образом, вы можете вызвучать ваши барабаны к предыдущей "славной" настройке, если возьметесь менять пластики.

Помните, что барабаны звучат ниже, как только вы отдаляетесь от них. Вы можете иметь убийственный звук в пределах вашего гаража, но в реальной ситуации - как, например, в клубе или на сцене, где есть больше пространства для звука - ваши барабаны могут звучать расплывчато и грязно. Если это возможно, то пускай кто-то поиграет на вашей барабанной установке , в то время как вы будете слушать звучание с аудитории и при необходимости настройте барабаны.

Цель настроить томы в гармонии заключается в устранении нежелаемых обертонов, чтобы вы могли играть по ним открыто без приглушивания. Конечно, если приглушивание необходимо, глушители "кольцевого типа" или демпфирующие кольца как Remo RemOs, Evans E-Rings, Noble & Cooley ZerOrings очень эффективны в снижении или ликвидации ненужных обертонов. Самприглушенные барабанные пластики Remo Pinstripes, Evans EC2 и Aquarian Performance II тоже отличный вариант.

Тонкая настройка бас бочки или как настроить бас бочку (бас барабан) . Бас бочка может быть настроена таким же образом, как и томы - с тем же соотношением настройки верхнего и нижнего пластика: оба пластика настраиваются одинаково, нижний - немного сильнее, чем верхний, или же наоборот.

Лично я настраиваю резонаторный пласт (нижний или лицевой) ниже, чем рабочий пластик (верхний или задний), чтобы получить глубину звучания с сохранением хорошего отскока от сильнее затянутого верхнего пластика. Бас бочки обычно требуют какого-то заглушивания (глушение бас бочки ), чтобы сохранять састейн и самые простые заглушки - это подушки и одеяла. Однако, если вы хотите вид поэстетичней, то зайдите на любимый сайт барабанного оборудования и выбирите себе приглушенные пластики и другие типы доступных заглушек для бас барабана.

Рис. 7: Размещение виреза в пластике бас бочки

Очень популярно делать вырез в лицевом пластике бас бочки (Рис. 7), чтобы уменьшить количество удара "бум" и/или добавить возможность прикреплять микрофон к бас барабану. Общее правило: чем меньше дырка (вырез в пластике бас бочки ) - тем жирнее звук; больше дырка - более плоский звук.

Тонкая настройка малого барабана или как настроить малый барабан . Положите ваш малый барабан (снейр - snare drum) на стойку. Настройте верхний пластик на желаемое звучание, затем настройте звучание возле болтов и утрамбуйте пластик еси это нужно. Вы можете так же настроить нижний пластик вышеуказанными тремя вариантами соотношений звука к верхнему пластику - вобщем как томы и бас бочку. Большинство барабанщиков натягивают нижний пластик сильнее, чем верхний, но можете поэксперементировать с двумя другими вариантами - как вам удобно.

Рис. 8: "Морщины" на пластиках

Говоря о нижнем пластике, нижний край малого барабана имеет два "выреза", которые называют ложе барабана , что позволяет пружине для барабана лежать в плоском положении по отношению к пластику для оптимальной отдачи звука малого барабана . При настройке пластиков малого барабана, вы скорее всего обнаружите "морщины" на ложах (Рис. 8). Есть два варианта как с этим бороться. Первый вариант гласит: "Настройте пластик, и если вы получите "морщины", то все нормально". Я слышал о барабанщиках симфонических оркестров, которые использовали этот вариант настройки и потом сушили "морщины" феном, чтобы вывести их. Второй же вариант гласит: "Затяните пластик сильнее возле ложа, чтобы избавиться от "морщин" - даже если барабан не в гармоничном созвучии". Оба варианта верны, хотя я склоняюсь к второму методу - избавляться от "морщин". Попробуйте оба варианта - как вам больше нравится.

Я всегда настраиваю свой малый барабан на один уровень звучания: я настриваю пластик звучать в G (нота соль), сверху среднего C (нота до), а рабочий пластик звучать в Е (нота ми) или F (нота фа) ниже G (нота соль) - все зависит от моего настроения. Я научился это настройке звука у барабанщика Paul"я Yonemura - очень хорошего друга и отличного виртуоза, который имеет совершенный навык в настройке звучания барабанов. Когда он прослушивал барабанщиков Ed"a Shaughnessy (Еда Шоунесси) и Joe Morello (Джо Морелло) и то, как они настраивают свои барабаны, Пауль Йонемура обнаружил, что оба барабанщика настраивают свои пластики на малом барабане в ноту соль, и то, что Морелло настраивал свой рабочий пластик снейра в ноту ми, а Шаунесси - в ноту фа.

Попробуйте повторить эту настройку просто для удовольствия. Если они вам понравятся - то это же просто отлично! Если нет, то по крайней мере у вас будет отправная точка найти настройку получше.

При тщательной настройке вы сможете играть по малом барабане открыто. Конечно, если вы хотите заглушивания, вы можете воспользоваться заглушками в виде кругов (демпфирующих кольцах, о которых мы вспоминали выше), чтобы избавиться от ненужных обертонов.

Заключительные слова . Занимайтесь настройкой барабанов, чтобы получить знания и скорость использования навыка; эксперементируйте с разными пластиками, заглушками, и настройкой звука, чтобы создать ментальную "энциклопедию" звуков. Наступит день, когда музыкальный директор попросит вас создать определенное звучание и когда он это скажет вы будете готовы!

Возможно Вас также заинтересует:

  • Статьи о барабанах и игре на них: " "

Джин Окамото рассказывает, что нужно сделать, чтобы ваши барабаны звучали лучше.

Когда начинается настройка барабанов, нет правильных или неправильных методов. Если вы опросите 10 барабанщиков о том, как они настраивают свои барабаны, то получите 10 разных ответов. Для кого-то начинающего это может выглядеть запутанным и противоречивым. Для того чтобы вам было легче, я попробую описать, как я настраиваю барабаны.

Встречная настройка

Несколько лет тому назад я рассказал об этом методе моему другу-барабанщику, и он назвал этот метод «встречная настройка». Впервые я попробовал этот метод на своих барабанах и, эврика! — он сработал. В лучшей части моей барабанной карьеры, я использовал этот метод настройки с большим успехом. Вот он:

Шаг 1 (опционно)

Начните с нового пластика, или возьмите уже использующийся, с вашего барабана. Большими пальцами расплющьте закругленную часть пластика от себя по всему диаметру. Сделайте это со всеми пластиками, но только не с пластиком для рабочего барабана. Я не совсем понимаю, почему это работает, но особенно на двойных пластиках, это улучшает звук.

Шаг 2

Поставьте пластик на ваш барабан и пальцами затяните болты для натяжения.

Шаг 3


Используя поперечный метод, как на рисунке справа, поворачивайте ключом каждый болт на пол-оборота, пока с поверхности пластика не исчезнут морщины.

Шаг 4

Для того, чтобы усадить пластик, просто нажмите ладонью в его центр. Усадка помогает обручу пластика плотно встать в канал обода и способствует хорошему прилеганию к краю барабана. Когда вы усаживаете пластик, вы иногда слышите крякающий звук — не пугайтесь, это нормально. Иногда после того, как вы усадили пластик, вы заметите, что высота звучания пластика стала ниже. Это значит, что пластику опять нужна усадка. Перетяните пластик и усадите его снова. Если высота его звучания не изменилась, переходите к шагу 5.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Не нажимайте при усадке непосредственно на нижний пластик для рабочего барабана (2-3 mil), если вы не хотите видеть отпечаток вашей ладони, выгравированный на пластике. Даже с пластиками в 5 mil вы имеете такой шанс. Вы можете самозабвенно усаживать толстый пластик толщиной в 10 mil, и он вас не поранит, если вы начнете с небольшого давления и постепенно перейдете к более сильному. Это — хороший совет, чтобы предотвратить ущерб для ваших пластиков, барабанов, самих себя и других.

*1 mil = 0,001 дюйма. Типичный полиэтилен для упаковки продуктов имеет толщину 0,002 дюйма или 2 mil.

Шаг 5

Поставьте барабан на ровную поверхность, на ковёр или банное полотенце пластиком, который настраивается, вверх. Это делается для того, чтобы: 1) закрыть второй пластик, чтобы вы слышали только тот пластик, который настраивается, и 2) это позволит вам крутить барабан, не портя пол или стол.

Шаг 6

Постучите по барабану пальцем возле каждого болта натяжения и послушайте звук.

Конечно, барабанные палочки — очевидная принадлежность для игры по барабану, но большинство барабанщиков, чтобы лучше слышать* барабан при настройке, используют барабанный ключ, палочки для тимбалес и т.п. Я использую для этого палец.** Я играю по рим-шоту (легко***) пальцем в районе второго сустава, что позволяет мне лучше слышать обертона и ударять по пластику каждый раз на одном и том же расстоянии от обода.

*Некоторые барабанщики дополнительно слегка нажимают пальцем в центр пластика, чтобы лучше слышать.

**Если вы попробуете это сами, то убедитесь, что у ваших ободов не везде острые края.

***Сильно играть по рим-шоту — больно.

Шаг 7

Запомните, где звучание было выше, а где ниже. Обычно, если у какого-то болта звук был выше (или ниже), то у прямо противоположного болта звук будет ниже (или выше).

*Для барабанов с четным количеством болтов.

Шаг 8

Сейчас самое лучшее время! Ослабьте каждый болт (повернув против часовой стрелки на 1/8 оборота), у которого было высоко, и подтяните каждый болт (по часовой стрелке на 1/8 оборота), где было низко.

Это значит, что вы сделаете 6 установок, если у вашего барабана 6 натяжных болтов, и 8 установок, если болтов 8. Это и называется «встречная настройка»: вы опускаете высокие уровни и поднимаете низкие, пока они не встретятся посередине.

Шаг 9

Усадите пластик снова.

Шаг 10

Повторите шаги с 6 по 9 , пока пластик не будет иметь одинаковую высоту звучания по всему кругу, и будет «в строе с собой».

Пластик, который «в строе с собой», не имеет странных обертонов, которые делают звучание мутным, и, во многих случаях, его звучание широко открытое.

Шаг 11

Переверните барабан и повторите шаги с 1 по 10 для другого пластика, чтобы он звучал равномерно и «в строе с самим собой».

Шаг 12

Теперь вы можете настроить любой пластик выше или ниже, затягивая или ослабляя каждый болт на одинаковую величину.

Это очень похоже на «зум» в фотоаппарате или видеокамере — если есть фокус, вы можете изменить масштаб изображения, не меняя фокус. Но так как мы люди, не всегда получается быть точным, так что после этих установок, вам может понадобиться подстройка.

Шаг 13

Сделайте шаги с 1 по 11 с остальными вашими томами и бочкой. Но для рабочего барабана — другая методика.

МЫ ЕЩЕ НЕ ВСЕ СДЕЛАЛИ!

Настройка верхнего и нижнего пластика

Сейчас самое время настроить верхний и нижний пластики относительно друг друга.

Нижний пластик также называют «резонаторным», потому что он играет большую роль в контроле резонанса, сустейна и высоты звучания барабана.

Есть только три пути для настройки барабана с двумя пластиками:

  1. Настроить верхний и нижний пластики одинаково. Это дает чистый звук и длинный сустейн.
  2. Настроить нижний пластик ниже, чем верхний. Это сделает звук барабана глубже с хорошим сустейном и хорошим откликом от палки. Также такая настройка производит pitch drop, или «рычащий» звук.
  3. Настроить нижний пластик выше, чем верхний. Это также производит pitch drop, или «рычащий» звук, но более поверхностный и с коротким сустейном.

Шаг 1

Начните с самого маленького тома* и настройте верхний пластик очень максимально близко к тому, как вы его хотите слышать. Не настраивайте этот барабан очень низко, в противном случае ваш напольный том (или томы) будет «дозвуковым». Многие барабанщики любят настраивать эти барабаны в кварту.

*Конечно, вы можете начинать настройку с любого барабана. Просто я когда-то начал с самого маленького.

Шаг 2

Настройте нижний пластик, использую только один из методов, описанных выше. Не забывайте усаживать пластики после каждой установки. Если вы пробуете настроить пластики в одинаковом строе, то настраивайте «напротив». Пример: если верхний пластик выше, ослабьте его и подтяните нижний, и наоборот.

Шаг 3

«По щепотке» настраивайте верхний и нижний пластики, пока высота звучания, резонанс/сустейн не станут такими, как вам надо.

Шаг 4

Повторите шаги 2 и 3 на оставшихся томах.

Попробуйте получить интервал между барабанами в кварту (или какой-то другой). Также, попробуйте добиться от всех томов одинакового резонанса/сустейна, насколько это возможно. Вы же хотите, чтобы они звучали: бум, бум, бум, бум, а не буум, бум, бууух, бум.

Басовый барабан

Ваш басовый барабан подобен тому, положенному на бок, следовательно, к его настройке применима техника, описанная выше. Я настраиваю пластик «со стороны аудитории» ниже, чем рабочий пластик.

Тем не менее, в отличие от тома, басовый барабан часто требует демпфирования (глушения) и/или дырки в переднем пластике для достижения хорошего звука.

Демпфирование может быть проведено с помощью подушек, одеял, поролона, зажимающих устройств или самоглушащих пластиков. Какой тип глушения вы используете, зависит от вашего предпочтения или ситуации, например, живое выступление или запись.

Для дырки на переднем пластике нет каких-то совершенных размеров. Помните популярный в 70-х звук «картонная коробка», когда барабанщики играли без переднего пластика на бочке и снимали нижний пластик с томов? Эпоха диско! Вот один практический метод относительно дыры в переднем пластике на бочке: если дыра меньше, «бум» больше, если дыра больше, «бум» меньше. Экспериментируйте.

Рабочий барабан

Шаг 1

Настройте верхний пластик, следуя шагам с 1 по 10 главы Встречная настройка.

Шаг 2

Также, как и на других барабанах, вы можете настроить нижний (для рабочего барабана) пластик тремя способами: верх и низ одинаково; нижний ниже, чем верхний; и нижний выше, чем верхний.

Намек: Многие барабанщики настраивают нижний пластик сильнее, чем верхний, но это ваш барабан…экспериментируйте.

Настройка нижнего пластика рабочего барабана добавляет, в буквальном смысле — новую морщину. Вы обратили внимание, что нижний несущий край вашего рабочего барабана не совсем ровный? Он имеет два выреза, там, где его пересекают пружины. Они называются «ложе» и помогают пружинам лежать строго параллельно пластику, чтобы предотвратить дребезг.

Что же происходит, когда вы устанавливаете плоский пластик на не очень плоскую поверхность, подобную низу рабочего барабана? вы получаете морщины на ложе пружин. Есть две школы относительно этого. Одна школа говорит: «Настройте пластик сам по себе и если вы получили морщины, то так тому и быть». Вторая школа говорит: «Это неправильно, морщин быть не должно». Оба варианта имеют право на существование. Экспериментируйте, чтобы определить, какой путь для вас — лучший.

Если вы избираете последний метод и убираете морщины, то пластик будет настроен сильнее в области ложа пружин. Вы все еще можете настроить остальную часть пластика, чтобы он звучал «в строе с собой», используя технику, описанную выше в главе Встречная настройка .

Итак, как сильно есть «сильно»? Я настраиваю мой нижний пластик на «соль», выше среднего «до». Я настраиваю рабочий пластик на «ми» или «фа» ниже «соль» в зависимости от моего настроения. Мой хороший друг и классный барабанщик Paul Yonemura, который имеет отличный слух (он может услышать любой звук, например, визг тормозов, и сообщить вам ноту, которая прозвучала), считает, что я использую эти ноты уже много лет. Он сообщил, что слышал настройку рабочих барабанов Ed Shaughnessy и Joe Morello и с его совершенным слухом смог различить, что их рабочие барабаны (на тот момент) были настроены на «соль» внизу и «ми» наверху у Morello и «фа» наверху у Shaughnessy.

Просто для опыта, попробуйте эти ноты. Даже если они не для вас, они могут послужить вам отправной точкой.

*Высота звучания пластика лежит на полпути между ложами пружин.

Мы это сделали!.. Почти.

Я забыл одну важную вещь. Когда вы установите ваши тома на держатели, вероятнее всего, настройка чуть-чуть изменится. Просто методом «щипка» вернитесь к желаемой настройке.

Я надеюсь, это была полезная для вас информация.

Умение играть на барабанах - не синоним способности понимать их механику. Чтобы знать, как правильно настроить барабан, вовсе не обязательно уметь играть на нем. Если вы продвинуты музыкально, это не означает, что можете заставить барабан звучать, как вам нужно, или можете объяснить, как это делается. Я не всезнайка, но когда в поисках новой установки на рынке, получал дезинформацию на всех уровнях, понял, что могу помочь распространению точных знаний о механической стороне барабана, вопросам настройки и подбора пластиков.

Руководство в большей степени предназначено для профессионала или того, кто стремится стать им, и хочет знать, как управлять установкой и звучанием. Начинающий вы или у вас 20-летний стаж - все равно найдете здесь что-то новое для себя. Это руководство не похоже на инструкции типа "поверните два раза с одной стороны, а потом еще пару раз - с другой". Здесь все рассмотрено очень подробно, чтобы научить тех, кто на самом деле хочет постичь, какие возможности у ударной установки. Иначе, можно потерять годы в попытках самостоятельно разобраться, как и почему действуют те или иные приемы. На это требуется время, терпение, разум и работа.

Вот некоторые темы, освещенные в разных разделах библии::

  • чем отличаются пластики, и когда какие применяются.
  • как заставить барабан звучать: резонансно, жирно, жестко, открыто, с большим/меньшим количеством звона.
  • как микрофоны влияют на выбор пластика.
  • конфликты между основным тоном барабана, его настройкой и тембром.
  • как влияет на звук и настройку различные материалы и конструктивные особенности барабанов.
  • примеры подбора пластиков и их результаты.
  • стрекот подструнника или сопутствующие вибрации.
  • выбор, натяжение и замена подструнника.
  • как добиться улучшения артикуляции, большей громкости, щелчка, чувствительности и теплоты звучания малого барабана.
  • примеры последовательностей настройки и настраивания на определенные звуки.
  • глушение бочки и подбор пластиков.
  • обода или обручи
  • края обечайки
  1. Расстояния между барабанами важнее, чем многим кажется, а размер - ключевой фактор для получения ровного резонанса и распределения основных обертонов между барабанами. Диаметр сильнее влияет на настройку, чем высота обечайки. (см. раздел "Высота обечайки/диаметр").
  2. Малейшее движение настроечного винта может очень сильно изменить строй, особенно, если обод жесткий, например, литой. Более того, небольшая подтяжка с резонансной стороны сильнее поднимет строй, чем с ударной.
  3. Настройка по звучанию, которая хороша для маленьких сцен, на большой сцене хороша не будет. Вам придется принимать в расчет, какие составляющие звука долетят до публики. Например, подбор пластиков для игры с микрофонами будет иной, чем без них. Мощно резонирующая установка может стать невероятным кошмаром для вашего звукооператора. Самого барабанщика подобное звучание приводит в восторг, но на большой сцене или в большой студии это может привести к большой грязи: обертоны и блуждающее эхо от барабанов смешиваются со звуком остальных инструментов и самой студии. В крупных студиях, когда микрофоны ставят вплотную, используют двойные пластики, чтобы звучание стало тише и управлялось легче. Получается более короткий выплеск энергии, который за счет свойств сцены или зала долетает до публики с реверберацией или с задержкой. Похожим образом, большая сцена требует более "избирательной" игры с упрощенными рисунками и заполнениями, так как публика мелких деталей все равно не услышит.
  4. Если собираетесь использовать микрофоны, нужно хорошо знать, как они действуют. Даже самое незначительное смещение микрофона может привести к сильному изменению звучания. Так, если поместить микрофон рядом с внешним краем барабана, то можно собрать все высокие обертоны. Но сдвинь внутрь на долю дюйма - и высоких станет много меньше.
  5. Все барабаны с разных расстояний, будь то 0, 15, 50, 150 футов - звучат по-разному. То, что здорово звучит для самого барабанщика, может для публики звучать дико. Важно выйти и послушать звучание своей установки со стороны, когда играют остальные инструменты. Походите вокруг, послушайте, выберите пластики и настройте установку соответственно. Строй повыше – звук более полетный, пониже - более глухой.
  6. Звук барабанов, который мы слышим дома на компакт-дисках, крайне редко соответствует их реальному звучанию. Обычно вы слышите звучание, измененное в угоду продюсеру и исполнителю так, чтобы оно встраивалось в запись. Иногда повторить звучание барабанов ваших кумиров возможно только с помощью электроники.
  7. Данные методы настройки годятся для любых барабанов.
  8. В некоторых случаях "дешевле" не значит "хуже". Иногда с помощью вещей подешевле можно добиться значительно лучшего результата. Например, для малого барабана – дешевая березовая или буковая обечайка со штампованными ободами даст значительно лучшее чувство пластика и более пронзительный звук, чем дорогая кленовая обечайка с литыми ободами.
  9. Отверстие для воздуха предназначено для того, чтобы барабан мог "дышать" при изменениях атмосферного давления, когда на него надеты оба пластика, и помогает избегать накапливания влаги внутри обечайки. Это обычное явление при переходе с холода в тепло. Вентиляционные отверстия на звучание почти не влияют.
  10. Совершенно верно, вам следует (в разумных пределах) растягивать пластики на всех барабанах. Это называют "посадкой". Посадка -важнейшая операция для получения качественного, устойчивого звучания барабана, про которую чаще всего забывают.

Основы настройки::.

  1. Ударный пластик "управляет" атакой и звоном, а резонансный – обеспечивает резонанс, помогает поддерживать послезвучие, очень сильно влияет на состав обертонов и улучшает тембр барабана. Барабанщик в первую очередь слышит ударную сторону, а публика слышит нечто совершенно иное, очень часто - значительно худшее. С помощью микрофонов проблема несколько уменьшается, так как их обычно ставят сверху. Но при игре без микрофонов публика слышит в основном отражение от резонансного пластика, особенно, если вы сидите выше уровня публики, например, на сцене.
  2. При ударе по барабану, ухо в первую очередь слышит атаку и основной тон барабана, остальные обертоны слышатся несколько позже. Обертоны играют важную роль в полетности звука, дают ему возможность пробиться сквозь звучание остальных инструментов и достичь публики. Барабанщик должен слышать создаваемое обертонами звучание так, как публика, а не так, как оно слышится в тихом тесном помещении. Чтобы тупо звучащий барабан на публике "ожил", нужны высокие обертоны.
  3. Если поставить барабан на мягкую поверхность типа ковра, и слегка постукать пальцами по пластику, то можно найти точку ясного звучания барабана и изолировать обертоны от точки резонанса.
  4. Врожденное" звучание данного пластика можно выявить лучше всего, если с резонансной стороны барабана поместить такой же. Это получается за счет того, что полимеры одинаковой толщины (спецификаций) вибрируют примерно одинаково и несовпадение фаз исключается. За счет гашения фаз туго натянутый пластик может зазвучать глухо или безжизненно.
  5. Так как вы настраиваете одну из сторон барабана выше, чем другую, вы проходите через «зоны», одна из которых дает чистый тон, другая – фазовое гашение, в третьей – звук пропадает, четвертая дает эффект Допплера, когда барабан при ударе от начала атаки глиссандирует к нижележащему звуку. Эффект становится еще более выраженным, если пластик другой по массе/толщине, и/или когда ударный пластик настроен выше/ниже резонансного.
  6. Если в самый первый раз барабан настроили неправильно, или неверно «посадили» пластик то, скорее всего, пластик уже никогда не будет хорошо звучать, или он будет вообще непоправимо испорчен. Неправильная посадка не обязательно означает неровную настройку (когда одна сторона натягивается выше другой). Причиной могут быть погнутые или помятые ободы, и/или посадка на неровные или помятые края обечайки. Иногда, даже если барабан и натянут ровно (например с помощью приборов, которые замеряют крутящий момент винтов или натяжение пластика), то из-за некачественных деталей пластик все равно может растянуться неровно и/или приобрести некруглую форму.
  7. Обычно с резонансной стороны ставят одинарные пластики, но бывают и исключения.
  8. Пластики с покрытием считаются «мягко звучащими» или «мелодичными». У них отсутствуют по-настоящему яркие обертоны, которые обычно присутствуют в звуке «ярких» пластиков тех же марок и похожих спецификаций. Пластики считаются «яркими» или «чисто звучащими», когда от удара палочкой и при резонансе дают много высоких обертонов. Считается, что среди пластиков с покрытием и без, черные, «эбеновые», звучат «толще» и «темнее», чем прозрачные пластики схожих параметров. Черные пластики обычно выбирают для красоты, но у них есть и преимущество: «теплые» обертоны и при этом яркая атака под палочкой. Для игры щетками нужны пластики с покрытием.
  9. Даже если вы знаете, как следует настраивать барабаны, у вас может не получиться нужный строй и/или резонанс из-за неправильно выбранного размера барабана и веса обечайки. У каждой данной обечайки есть свой основной тон и тембр, и изменить их вам без серьезных переделок не удастся. Подбор пластика может лишь проявить естественный характер звучания барабана. При настройке ваша задача заключается в том, чтобы найти этот основной тон обечайки, и выявить или убрать его характерные обертоны.
  10. Тембр и нота настройки - не одно и то же. Тембр относится к общей окраске звучания, а основной тон - нота, на которой барабан, вероятнее всего, будет звучать наиболее «открыто» и «полно». Знайте, что строй можно изменить, скажем по фортепиано, но резонанс обечайки на самом деле не изменится. Так, 12-дюймовый барабан из данного материала и такой-то высотой обечайки за счет настройки может издавать звуки от «Соль» до, скажем, «Ре диез», но его настоящее звучание проявится где-то около Ля-бемоль («основного» тона обечайки). А вот если мы слышим, что один барабан звучит «ярче», а другой «теплее», то это и есть тембр.
  11. Самый важный момент в настройке – посадка пластика. Когда пластик ставится в первый раз, самая главная задача – чтобы обруч сел на пластик и сформировалось самое наиважнейшее взаимодействие между краем обечайки и пластиком. Это и называется посадкой (ниже будет объяснено подробнее). Если пластик натянут с одной стороны туже, или стал некруглым, то он уже децентрирован, вибрировать правильно не сможет, и строй по окружности обода равномерным не будет (пластик не будет строить сам с собой).
  12. Края обечайки скрыты от глаза, и барабанщики обычно недопонимают их значение, а ведь именно от них зависит способность (или отсутствие) барабана звучать чисто и полно. Даже дешевые барабаны могут хорошо звучать, если край обечайки ровный, плоский и профиль его правильный. А если край обечайки был поврежден или сделан некачественно, то и самый дорогой барабан будет звучать плохо.

Конструктивные особенности, общие для всех барабанов::.

Чтобы правильно подобрать пластик и получить требуемый звук, следует понимать «врожденные» особенности вашего барабана. Все важные, на мой взгляд, конструктивные особенности будут детально рассмотрены дальше. Здесь приведены некоторые простые правила::

  1. Чем грубее внутренняя поверхность, тем менее звучен барабан. Неровности внутренней поверхности разрушают и поглощают отражения точно так же, как ковер на стене.
  2. Более тонкие обечайки резонируют лучше. Колебания в обечайках малой массы возбуждаются легче. (Тонкую планку согнуть значительно легче, чем толстый брусок).
  3. Острые края обечайки дают больше обертонов и резонанса.
  4. Если внутри барабана нет препятствий, например, дополнительных колец жесткости, то барабан будет вибрировать свободнее и более открыто. И наоборот, если в барабане кольца жесткости есть, то период затухания звука будет более короткий, а атака смещена в область средних частот, ниже, чем у барабана с гладкой обечайкой. Силовой контр-обруч внутри сильно уменьшает резонанс барабана на низших и высших частотах. Обечайка без внутренних препятствий обычно звучит ярче (с большим количеством высоких частот), а если она еще и тонкая, то больше резонанс на низких частотах.
  5. «Лучший» звук – это тот, который нужен именно вам, а не тот, который навязывает маркетинговая пропаганда. «Более дешевый барабан» не значит «плохой звук». Дешевые барабаны обычно звучат жестко из-за используемых сортов дерева. Это может быть как раз то, что вам нужно, если предстоит работа на записи.
  6. Как зависит характер звучания от основных применяемых материалов. Общие характеристики могут меняться в зависимости от толщины дерева. Так что, если вы примените вышеприведенные правила, плюс немного здравого смысла, то все сказанное здесь будет справедливо и поможет вам при выборе барабана. Клен сравним с африканским красным деревом: у обечайки красного дерева будет примерно на 20% больше низкочастотного резонанса, чем у кленовой и, с точки зрения воспроизведения, такие же середина и верх. Клен и береза: у березы низких на 10% меньше, чем у клена, но на 20% больше высоких частот. Средние – те же. Так что березовая установка определенно будет звучать «жестче» и «ярче» кленовой. Бук по звучанию находится между кленом и березой. Все остальные сорта дерева, похожие на клен по цвету, которые используются в фанерованных обечайках, обычно применяются из-за внешнего вида или из конструктивных соображений и не имеют желаемых качеств (плотности и текстуры) вышеназванных пород. У красного дерева – незаслуженно плохая репутация. Так получилось из-за низкосортного дерева вроде Луанн. Из-за внешнего вида его использовали в дешевых установках.

Край обечайки::.

По многим причинам, значение этой части барабана очень часто понимают неправильно. Кромка, с которой пластик должен постоянно находиться в контакте, и есть самый главный элемент обеспечивающий резонанс (или его отсутствие). Беда в том, что они почти всегда скрыты от глаз.

Если у вас «раритетная» ударная установка, (впрочем, как и любая другая), сначала установите время ее изготовления и учтите: она будет звучать так, как это было модно в те времена.

Невзирая на используемые пластики, можно быстро определить, получится ли настроить установку, чтобы она зазвучала очень полно («резонансно»). Если в дальнейшем обнаружится, что при конструировании в установку были «встроены» проблемы, откажитесь от желания сменить пластики в надежде добиться вашего внутреннего идеала звука. Скорее всего, простой заменой пластиков добиться этого будет невозможно. В остальных случаях - может сработать.

Снимите пластик с любого барабана, и ответ будет прямо перед вашими глазами. У многих старых установок угол фаски с внутренней стороны обечайки резали в пределах 35-60 градусов. С внешней стороны край обечайки часто делали закругленным к наружи. Сейчас так делать не принято. Добавьте к этому погнутый или деформированный обод, и какой бы пластик вы ни выбрали, звук все равно будет тупой. Чем более плоским будет край обечайки, чем ближе будет внутренний или внешний его угол к 35 градусам, или же фаска будет скруглена, тем глуше и тупее, как картонная коробка, будет звучать барабан. В барабанах поновее, с углом фаски 45" и очень маленьким – меньше 1/16 дюйма - радиусом закругления [вверху], нормального резонанса добиться легко, и мои рекомендации про пластики будут соответствовать действительности.

Создавать неповторимый звук барабана - задача конструктора.

Главное - даже не собственно форма фаски, а ее область, которая взаимодействует с натянутым пластиком. Это тонкая линия сразу же перед внутренней фаской. Она контактирует с пластиком по всей окружности и влияет на тембр звучания. Если приложить палец к пластику, то он приглушит звук. Если на кромке обечайки контактная область, скажем, 0.03125” или 1/32 дюйма, то общая площадь контакта у 12-дюймового барабана составит 1,17 квадратного дюйма – примерно столько же, как если бы вы приложили к пластику конец указательного пальца до первого сустава. Если теперь удвоить ширину до незначительных 1/16 дюйма (1/32*2), то можно себе представить, как это незначительное изменение контактной площади повлияет на звучание. В нашем примере, это будет как если приложить к пластику два пальца. Различия такого рода очень сильно изменяют тон пластика. И повторюсь: имеет значение не столько угол фаски или двойной фаски (хотя он определяет, где начинается контакт с пластиком), а та область, которая находится в контакте с натянутым пластиком, плюс способ обработки гребня обечайки. Фаска под углом 35" дает более сухой звук, под 45" - более полный. На многих малых барабанах фаска в 35" делается специально. Более острый угол не всегда лучше. Все зависит от того, какой звук нужен вам.

Кроме того, вам нужно рассмотреть ограничения, вносимые сортом дерева - как оно будет обрабатываться, на какие слои попадет фаска, и т.д. Я оставляю любую обработку края обечайки профессионалам, потому что без соответствующих инструментов и креплений можно легко нарезать плоских мест или не выдержать точный угол.

Итак, мой совет: перед тем как тратить, тратить, тратить деньги на новые пластики, найдите 10 минут и обследуйте, как там у вас обстоят дела с краем обечайки. И если увидите там два угла в 45" - это еще не все. Они должны быть ровными, очень ровными. Сам барабан должен быть очень, очень круглым. Профиль кромки по всей окружности должен быть одинаковым. Например, в одной части обода закругление в 1/16 дюйма, а в другой 1/8 – верный признак беды. Если одна из фасок волнистая, то край не будет ни круглым, ни равномерно закругленным сверху. Кроме всего прочего, барабан должен плотно становиться на плоскую поверхность. Положите черную бумагу на плоскую твердую поверхность и посветите изнутри барабана. Если все ровно, то это верный признак, что качественный звук получить можно. Если неровно, то, прежде чем тратить деньги на пластики, потратьте от $30 до $60 на барабан, и перенарежьте края. Это стоящее вложение средств.

Высота обечайки/диаметр::.

Высота обечайки в большей степени влияет на громкость и артикуляцию, в меньшей – на теплоту и полноту звучания. Диаметр значительно сильнее влияет на снижение тона. Увеличение высоты обечайки увеличивает громкость или мощь звука за счет увеличения резонанса основного тона барабана. Короткая обечайка даст более короткий взрыв звука и улучшит артикуляцию барабана за счет малой площади основного материала (т.е. обечайки), которая не может резонировать с той же силой, что и обечайка большой площади. За счет более короткого расстояния противоположный (резонансный) пластик скорее среагирует на удар, возбудится быстрее, и легче ответит при игре пиано. Например, площадь обечайки высотой 16 дюймов у 22” бочки составит примерно 1106 квадратных дюймов. У бочки такого же диаметра с высотой обечайки 18 дюймов площадь обечайки составит приблизительно 1244 кв. дюйма. Резонирующая площадь больше на 12,5%. Проделаем те же подсчеты для тома диаметром 10”, и глубиной 9 дюймов. Получится примерно 282 кв. дюйма, а у такого же тома с высотой обечайки 11 дюймов - 346 кв. дюймов. Увеличение высоты обечайки на два дюйма дает прирост площади в 22%. Чем выше обечайка, тем вероятнее, что звук будет теплее и глубже за счет большего резонанса. Однако не следует путать глубину звучания с заниженной настройкой.

Что касается выбора диаметра барабанов, следует подумать о вашем подходе к настройке и желаемом общем характере звучания. Более подробно это объясняется в разделах " Звуки для настройки" и "Интервалы и размеры барабанов".

  1. Литые ободы: толще и крепче, чем штампованные с отгибами. В конечном счете, они дают возможность настраивать более ровно, пластик лучше отвечает во всем звуковысотном диапазоне, а состав обертонов с изменением высоты разнится меньше. На барабанах малого размера с тонкими обечайками литые ободы могут создать несколько суховатое звучание. Масса ободов не дает обечайке возможности свободно вибрировать. Они могут изготавливаться из различных металлов, типа никеля или алюминия, и помогают изменять тембр барабана.
  2. Ободы, штампованные в три операции, делаются из различных металлов, что сказывается на звучании. Чем они тоньше, тем сложнее настроить барабан. Многие барабанщики предпочитают ставить их на томы - тогда их звучание возможно сделать "теплее", "жирнее", чем с литыми ободами. Алюминий дает более высокий тон, чем сталь, и поэтому его за отменный "щелчок" очень часто ставят на малый барабан. Медный обод дает барабану более музыкальное звучание, и помогает создать "презенс" или высокочастотные обертоны.
  3. У деревянных ободов преимущество в том, что они в зависимости от толщины могут быть жесткими или гибкими. Если жесткие, они могут обладать характеристиками литых, если тонкие – штампованных. Но звук римшота совершенно другой, за счет того, что обод в этом случае играет роль продолжения обечайки, и делает звучание барабана более резонансным и ярким.
  4. Меньшее количество ушек на ободе делает звук более жирным и дает более сложный состав обертонов. Чем больше расстояние между ушками, тем ниже вероятность, что вам удастся ровно натянуть пластик.
  5. Жесткий обод позволит ровнее натянуть пластик между ушками и подчеркнет непорядок в барабане – если барабан не круглый или край обечайки некачественный. Из-за плохих краев обечайки звук может получиться сухим или приглушенным.

Измерительные устройства. Приборы против ключей::.

Приборы, в основном, замеряют натяжение или крутящий момент. В обычной практике они занимают определенное место. Но самый лучший прибор, который есть на рынке, выпускается встроенным с обеих сторон вашей головы, это – уши.

Некоторые лучшие барабаны специально выпускаются с упругими пружинящими ушками на ободе. Это может ввести в заблуждение прибор, замеряющий крутящий момент. Приборы, измеряющие натяжение пластика, могут быть введены в заблуждение пластиками разной толщины, особенно если учесть, что пластики из-за несовершенства производственного оборудования бывают неравномерной толщины. И, наконец, если вы настраиваете барабаны по большей части на слух, то знаете, что не так уж и редко бывают случаи, когда некоторые винты кажутся ослабленными. Значение имеет строй у каждого винта, а не натяжение и не крутящий момент. Ну, и на что же годны эти приборы?

На самом деле, приборы могут сэкономить вам время, и вот каким образом. Посадку пластика с помощью приборов выполнить хорошо нельзя. Сажать пластик надо вручную. Это нужно делать на слух. Потом следует его расстроить. Затем воспользуйтесь прибором и запишите цифры зависимости изменения строя от натяжения. При замене пластика вы его сначала посадите вручную, потом расстроите, и, взяв свой прибор, очень быстро получите приблизительный строй, ориентируясь по цифрам. Подправьте вручную, и выровняйте натяжение пластика так, чтобы строй был одинаковым около каждого винта.

Знайте, что каждый раз, как вы меняете марку пластика, марку барабана, толщину пластика, или в том случае, если производитель изменит технологию производства пластиков, вам следует все снова проделать вручную с самого начала, а потом записать цифры. И помните, чем больше сцена, тем крупнее должны быть ритмические рисунки, а строй должен быть выше. Вам может понадобиться несколько вариантов замеров.