Меню
Бесплатно
Главная  /  Мытье  /  Братия киево-печерской лавры ко дню петра и павла собрала досье на наместника. Киево-Печерская Лавра и её святые

Братия киево-печерской лавры ко дню петра и павла собрала досье на наместника. Киево-Печерская Лавра и её святые

Принадлежал к западнорус. правосл. шляхетскому роду, относившемуся к гербу Gozdawa. С детских лет жил в Киево-Печерском мон-ре, где получил образование. С 1640 г. (или с окт. 1646) являлся игуменом виленского Братского Свято-Духова мон-ря (см. Вильнюсский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-рь). В янв. 1647 г., после кончины Киевского митр. свт. Петра (Могилы ; † 1 янв. 1647), И. стал его преемником в должности настоятеля Киево-Печерского мон-ря. По мнению П. Пекарского, такова была предсмертная воля митр. Петра, по другой т. зр., И. был вызван из Вильно духовным собором Киево-Печерского мон-ря и «панами-обывателями» Киевского воеводства. В избрании киево-печерского архимандрита, состоявшемся 25 янв. 1647 г., сразу после похорон митр. Петра, приняли участие киево-печерская братия во главе с наместником Варлаамом (Детковским), Игнатий (Оксенович-Старушич) , игум. киевского Выдубицкого Всеволожа во имя арх. Михаила мон-ря , Софроний (Жеребило-Лабунский), игум. Кирилловского мон-ря, и представители правосл. дворянства Киевского воеводства. Спешка в избрании киево-печерского архимандрита объяснялась, по мнению прот. Ф. И. Титова , желанием устранить борьбу между конкурентами (Титов Ф., прот. Типография Киево-Печерской лавры. К., 2000. С. 315). Став киево-печерским архимандритом, И. сохранил за собой настоятельство в виленском Братском мон-ре: 27 февр. 1647 г. И. подписался под актом об избрании на митрополичью кафедру Сильвестра (Косова) как «архимандрит печерский киевский, старший монастыря братского виленского». 23 апр. того же года И., выполняя условия завещания митр. Петра (Могилы), передал Киевскому братству принадлежавшие ранее Киево-Печерскому монастырю села Вишенки и Гнедин. 28 сент. И. отказался от претензий на принадлежавшую Выдубицкому монастырю мельницу близ Киева, т. о. закончив имущественный конфликт между обителями.

Во время казацкого восстания под предводительством Б. М. Хмельницкого (1648-1654) Киево-Печерскому мон-рю и его имениям был нанесен большой урон. На протяжении всего периода военных действий И. не покидал обитель, защищал ее права в судах. 16 февр. 1652 г. И. подал в Житомирский гродский суд жалобу на пана Я. Домановского, ограбившего одно из монастырских имений - с. Вышевичи. В мон-ре благодаря И. во время восстания нашли убежище некоторые польск. и укр. шляхтичи, в частности, православный шляхтич Иоаким (Яким) Ерлич из с. Коломля Волынского воеводства, скрывавшийся в обители в 1648-1651 гг. и начавший здесь создавать записки о событиях 1620-1673 гг. В мемуарах Ерлича приводятся сведения об И. и о Киево-Печерском мон-ре сер. XVII в. В частности, указывается, что осенью 1649 г. И. послал Ерлича со своими письмами на сеймик, созванный в Житомире по инициативе киевского воеводы А. Киселя , выступавшего за переговоры с Хмельницким, которые прошли в кон. 1649 - нач. 1650 г. в Киеве при участии Ерлича. В июле 1651 г. И. вместе с митр. Сильвестром (Косовым) вел переговоры с польск. командованием, готовившимся к захвату Киева. Вместе с представителями киевского магистрата митрополит и печерский архимандрит встретились под Киевом с польск. гетманом Я. Радзивиллом и просили пощадить город, не разорять церкви и мон-ри, подчеркивая, что против Польши воюют только казаки, а не горожане. Киевские послы говорили о необходимости прекратить разграбление города казаками и просили гетмана не допустить мародерства со стороны военных, Радзивилл пообещал выполнить их просьбу. 25 июля (4 авг.) польские войска заняли Киев и оставались там до сент. 1651 г., когда городом снова овладели казаки. Несмотря на военное время, в Киево-Печерском монастыре продолжала работать типография. Почти за 10 лет управления И. монастырем вышли в свет 4 крупных издания, представлявшие собой перепечатку ранее выпущенных книг (в частности, в 1653 по благословению И. был издан сокращенный вариант Требника митр. Петра (Могилы)), а также несколько брошюр. В 1653 г. монастырь и типографию посетил Антиохийский патриарх Макарий III .

После принятия в Переяславе 8 янв. 1654 г. войска Запорожского в подданство рус. царя московские послы отправились в Киев. Узнав об этом, 15 янв. митр. Сильвестр (Косов) и И. послали в Луцк печерского мон. Макария (Крыницкого), к-рый должен был заявить в Луцком гродском суде о том, что рус. власти принуждают киевское духовенство к присяге царю, но духовенство считает своим государем короля. 16 янв. московских послов за неск. верст до Киева встречали митр. Сильвестр, Черниговский еп. Зосима , И., настоятели др. киевских мон-рей. 17 янв. киевляне признали власть царя, но митрополит и И. отказались отпустить своих слуг на принесение присяги. На повторное приглашение со стороны московских послов митр. Сильвестр ответил, что он не может послать своих людей к присяге, опасаясь мести польск. короля по отношению к правосл. духовенству в Речи Посполитой. Действия И. также были обусловлены страхом ответных шагов со стороны польск. властей, в частности, боязнью потерять обширные имения Киево-Печерского монастыря на польско-литовских землях и утратить привилегии и независимость, которыми И. пользовался в Польско-Литовском гос-ве как шляхтич и настоятель ставропигиального мон-ря. Под давлением живших на Печерске казаков 19 янв. 1654 г. митрополит и И. выслали своих людей к присяге, после чего московские послы отправили киевским духовным властям, в т. ч. И., жалованье от царя.

5 марта 1654 г. в связи с рождением царевича Алексея Алексеевича И. отправил грамоту царю Алексею Михайловичу с изъявлением радости о рождении наследника престола (АЮЗР. T. 10. № 6. 10. Стб. 325). В грамоте от 6 июля того же года И. желал царю успехов в борьбе с врагами, высказывая надежду, что царь вскоре получит возможность «весь православный народ» на землях Украины «восприяти, якоже орел птенца под криле, и осенити скипетром державы своей царской». И. сообщил об отправке из Киево-Печерского мон-ря в Москву уставщика иером. Герасима и казначея мон. Авксентия (Устрицкого), к-рые должны были передать царю ходатайство архимандрита о подтверждении за мон-рем имений, а также владельческие документы. Необходимость подтверждения владельческих прав мон-ря была обусловлена тем, что на его имения посягали местные дворяне. И. послал царю резной крест, Апостол, Апокалипсис и часть мощей прп. Марка Гробокопателя, Киево-Печерского. К грамоте И. гетман Хмельницкий присоединил сопроводительное письмо от 28 июля 1654 г., в котором просил царя удовлетворить ходатайство архимандрита и братии (Там же. № 16. 5. Стб. 719-723). Царь исполнил просьбу И., подтвердив за Киево-Печерским мон-рем все его имения и привилегии.

В янв. 1655 г. И. присутствовал на собрании духовенства и мирян Киевского воеводства, где была объявлена грамота о победах царя в Белоруссии, затем в Софийском соборе был отслужен благодарственный молебен. В янв. 1656 г. царь Алексей Михайлович повелел И. отправить в Москву жившего в Киево-Печерском монастыре певца мон. Иосифа (Загвойского), который должен был обучать москвичей партесному пению. 9 февр. 1656 г. киевский воевода кн. Ф. Ф. Волконский доложил царю, что мон. Иосиф (Загвойский) по благословению И. покинул Киево-Печерский монастырь и удалился в неизвестном направлении. Впосл. выяснилось, что Иосиф скрывался от властей, не желая ехать в Москву. Более поздние сведения об И. отсутствуют.

И. В. Жиленко, В. Г. Пидгайко

Труды в области книжности

Наиболее значительным лит. трудом И. является новая редакция Киево-Печерского патерика. Книжник опирался на труд Сильвестра (Косова) «Paterikon, abo Żywoty świętych oyców Pieczarskich» (Патерик, или Жития святых отцов Печерских) (К., 1635) и на более ранние редакции, содержавшие помимо агиографических повествований летописные сообщения. В результате работы И. древний патерик, существенно дополненный агиографическими материалами, вероятно из б-ки Киево-Печерского мон-ря, оказался частью обширного исторического сочинения. Единственный сохранившийся список труда И. принадлежал бывш. келарю Троице-Сергиева мон-ря Симону (Азарьину) , рукопись была создана, по-видимому, при жизни И.: «Патерикон Киево-Печерский. Жития и подвизи преподобных отец наших, в пещерах просиявших. Списан трудолюбием блаженнаго Нестора, рускаго летописца. По времени же паки приложи некоих жития св. отец Печерских боголюбивый епископ Симон Суждалский и Владимерский, последи же пространнее написа и в едино счини блаженный Поликарп, архимандрит печерский. Ныне же мало пространнее от Летописца русскаго, от начала в лета Ноева по потопе, откуду корень изыде преславнаго словенскаго языка и како израстоша в нем ветви богоугодныя, сочинен и в едино совокуплен тщанием и повелением боголюбиваго архимандрита св. великия пресветлыя царския лавры Печерския кир Иосифа Тризны» (РГБ. Ф. 304.I. № 714, 390 л.). На нижних полях первых листов имеются записи: «Лета 7173 года дал в дом Живоначалные Троицы в Сергиев монастырь сию книгу келарь старец Симон Азарьин во веки неотъемлемо никому. Лета 7164 мес. февраля сия книга Троицкаго Сергиева монастыря бывшаго келаря Симона Азарьина».

Памятник состоит из 3 частей: летописной (общеисторической), существенно отредактированного патерика с вкраплениями летописной информации и др. материалов. Исследователи излагали разные т. зр. на то, какими летописными сводами пользовался И. Наиболее обоснованная т. зр. была высказана В. А. Кучкиным . Историк определил, что летописные добавления в патерик, сделанные И., обнаруживают наибольшую близость к тексту т. н. Тверского сборника (составлен между сер. XVI и 1-й третью XVII в., содержит значительные фрагменты тверского летописания с кон. XIII по кон. XV в.), но не тождественны ему. Кроме того, по мнению Кучкина, в патерик вошли сообщения из Ипатьевской летописи и Никоновского свода (др. следы знакомства с Никоновской летописью на Украине в сер. XVII в. отсутствуют). Ипатьевская летопись использовалась редактором в виде неизвестного в наст. время текста, соединявшего особенности Ипатьевского, Хлебниковского и Погодинского списков. Кучкин также установил, что в патерике прослеживаются заимствования из Хронографа и какой-то белорусско-литов. летописи. Значительная часть приведенного И. исторического материала не имеет параллелей в летописных сводах. Особенностью патерика в редакции И. является наличие в нем церковно-юридических документов. Можно предположить, что И. пользовался не мн. летописными сводами, но одним источником, к-рый в заглавии патерика назван «Летописцем русским», созданным на западнорус. землях и объединившим черты указанных летописей.

И. является автором предисловия «Предмова до освященнаго клиру» к изданию «Литургиарион, си есть Служебник» (К., 1653). Не исключено, что киево-печерский архимандрит между 1651 и 1653 гг. составил основу для 1-го восточнославянского исторического соч. «Синопсис, или Краткое собрание от различных летописцев о начале славянороссийского народа и первоначалных князех богоспасаемаго града Киева», опубликованного Киево-Печерским монастырем в 1674 г. Патерик в редакции И. был использован при подготовке 2-й печатной редакции памятника (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661).

Ист.: АЮЗР. Т. 10. № 6. 10. Стб. 325; № 16. 5. Стб. 719-723; Latopisiec, albo Kroniczka, Joachima Jerlicza. Warsz.; St.-Pb., 1853; Донесение чернеца Печерского мон-ря Макария (Крыницкого), который отправился из Киева 15 янв. 1654 г. по старому календарю // ЧОИДР. 1861. Кн. 3. Смесь. С. 7-8; АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 4. С. 5-9; Ч. 2. Т. 1. С. 336-338.

Лит.: Самуил (Миславский), еп. Краткое ист. описание Киево-Печерской лавры. К., 1805. С. 132-133; Болховитинов Е. Описание Киево-Печерской лавры с присовокуплением разных грамот и выписок, объясняющих оное, также планов лавры и обеих пещер. К., 1831. С. 145; Ундольский В. М. Иосиф (Тризна), редактор патерика Печерского // ЧОИДР. 1846. Кн. 4. Отд. 4. Смесь. С. 5-10; он же. Замечания для истории церк. пения в России. М., 1846; Макарий (Булгаков), митр. Обзор редакций Киево-Печерского патерика, преимущественно древних // ИОРЯС. 1856. Т. 5. Вып. 3. Стб. 129-167; он же. История РЦ. Кн. 7. С. 22, 33, 41-45, 62, 438; Яковлев В. А. Древнекиевские религиозные сказания. Варшава, 1875. С. 56-64; Костомаров Н. И. Богдан Хмельницкий. СПб., 1884. Т. 3. С. 133, 135; Эйнгорн В. О. О сношениях малороссийского духовенства с московским правительством в царствование Алексея Михайловича // ЧОИДР. 1893. Кн. 2. Отд. 4. С. 1-370; Лебединцев П., прот. Киево-Печерская лавра в ее прошедшем и нынешнем состоянии, с фасадами великой лаврской церкви, планом ее и планом пещер. К., 1894. С. 126; Истомин М. И. К вопросу о древней иконописи Киево-Печерской лавры // ЧИОНЛ. 1898. Кн. 12. Отд. 2. С. 3-19; Отчеты о заседаниях имп. ОЛДрП // ПДП. 1901. Т. 141. С. 19-20; Абрамович Д. И. Исследование о Киево-Печерском патерике как историко-литературном памятнике. СПб., 1902. С. 98-109; он же. Патерик Києво-Печерський. К., 1930; Титов Ф. И. Иосиф (Тризна) // ПБЭ. 1906. Т. 7. Стб. 466-467; Щапов Я. Н. Туровские уставы XIV в. о десятине // АЕ за 1964 г. М., 1965. С. 252-273; Кучкин В. А. Фрагменты Ипатьевской летописи в Киево-Печерском патерике Иосифа (Тризны) // ТОДРЛ. 1969. Т. 24. С. 96-98; он же. Княжеский помянник в составе Киево-Печерского патерика Иосифа (Тризны) // ДГВЕ. 1995. С. 166-233; ДРКУ. 1976. С. 4-5, 72-74; Iсiченко Ю. А. Києво-Печерський патерик у лiтературному процесi кiн. XVI - початку XVIII ст. на Украïнi. К., 1990. С. 69-70; Жил єнко I. В. Синопсис Киïвський: (Текст пам"ятки в редакцiï 1674 р. i монографiчне дослiдження) // Лаврський альманах. 2002. Вип. 6. Спецвип. 2; она же. Висвiтлення давньоï iсторiï Украïни в Патерику Йосифа (Тризни) // Могилянськi читання: Мат-ли наук. конф., 2009 р. К., 2010. С. 27-38; Тесленко I. А. Родинний клан Єрличiв // Соцiум. 2004. Вип. 4. С. 172-173.

И. В. Жиленко

Иконография

Парадный ростовой портрет И. 1-й пол. XVIII в. (НХМУ; см.: Украïнський портрет ХVI-XVIII ст.: Кат.-альбом / Авт.-укл.: Г. Белiкова, Л. Членова. К., 2004. С. 171. № 151) первоначально находился на хорах Успенского собора Киево-Печерской лавры в ряду изображений настоятелей обители. Архимандрит представлен вполоборота влево, на нем мантия и черный клобук округлой формы, на груди - крест, в правой руке - посох, в левой - книга и четки. И. средних лет, с небольшой русой бородой; слева вверху помещен его герб с аббревиатурой титула, внизу - надпись: «Архимандритъ Iосифъ тризна». Слева - аналой с большим Распятием и книгой, справа - красный занавес. Портрет И. 60-х гг. XIX в. (НКПИКЗ), происходящий из конгрегационного зала КДА, является поясным повторением этого полотна из галереи лаврских архимандритов (Для посетителей портретной залы КДА: [Кат.]. К., 1874. С. 4. № 7; Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 293; Титов Ф. И., прот. Имп. КДА в ее 3-вековой жизни и деятельности (1615-1915): Ист. зап. К., 2003. С. 154).

Е. В. Лопухина

Во второе воскресение Великого поста празднуется память всех преподобных Киево-Печерских. Не так давно Печерские святые явили великую милость - вернув спустя века древний трактат «Тератургима» с собранием совершенных ими чудес. Чудеса в Лавре не иссякают и в наши дни, что подтверждают свидетельства многих прихожан, паломников и священников. Сегодня мы публикуем одну из таких историй.

Много раз я летал в далекие страны, проехал много дорог, но этот случай не забуду никогда. По послушанию руководителя паломнического отдела Киево-Печерской Лавры мне приходиться по нескольку раз в год сопровождать желающих помолится в разные страны. В конце мая 2007 года мы должны были лететь в Турцию. Перед вылетом я спустился в пещеры, поклонился и приложился к мощам преподобных отцов. Просил их святых молитв, чтоб сохранили нас от искушений и неприятностей, управили нам путь. В пещеры я обязательно иду перед каждой поездкой и без благословения Печерских отцов не дерзаю отправляться в дорогу.

Программа нас ожидала насыщенная - знакомство с православными святынями древней Византии, посещение столицы империи Константинополя, нынешнего Стамбула. Много интересных памятников истории мы должны были увидеть на островах. Из Киевского аэропорта Борисполь мы вылетели в Стамбул. В группе было 12 человек, коллектив подготовленный, люди, видно воцерковленные. В общем, все шло своим чередом. Полет проходил нормально, как обычно. Внизу уже показались городские строения и магистрали, пассажиры пристегнули ремни, готовясь к посадке. Но когда самолет стал приземляться, и под нами показалась взлетная полоса, до которой оставалось метров 300, вдруг надсадно, с чрезвычайным усилием взревели моторы.

Салон судорожно завибрировал, по проходу в кабину пилотов встревожено убежали побледневшие стюардессы, оставив взволнованных пассажиров. Никто из них не понял в чем дело, но ясно было, что происходит нечто совершенно экстраординарное. Я горячо взмолился Господу и Богородице, мысленно возопил к преподобным отцам Печерским о помощи и спасении. Молились и другие паломники, как наверное и все пассажиры. Еще несколько безконечных секунд вибрация сотрясала зависший лайнер, как будто где-то решалась наша участь. Наконец, самолет с невероятным усилием вновь стал набирать высоту.

Пассажиры оставались одни, все бортпроводницы попрятались. Не у кого было спросить, что происходит. Мы только следили за происходящим. Самолет поднялся, сделал еще один круг и только тогда уже окончательно приземлился. Никто не сделал никаких объяснений, и, пережившие шок пассажиры, остались в неведении. Наконец вышли бортпроводницы. Они были, мягко говоря, взволнованные. На них просто не было лица. Думаю, они гораздо лучше нас понимали всю сложность момента. Если бы самолет опустился еще чуть ниже, то уже вряд ли смог подняться снова. От катастрофы нас отделяли буквально несколько метров. Может, не все поняли всю судьбоносность момента, но я понял. Понял и почувствовал, что судьба наша тогда зависела не от пилотов и людских усилий. Наш самолет спас Господь молитвами преподобных Печерских.

А когда мы возвращались обратно, с нами летела женщина из Киева, которая занимается торговлей и ездит в Турцию за вещами. Она подошла ко мне: «Я вас помню, мы летели вместе с вами в Стамбул. А вы знаете, что случилось, когда мы садились?» «Не знаю, - говорю. - Но думаю что-то серьезное, если самолет снова вынужден был подыматься». Женщина стиснула руки: «Тогда была аварийная ситуация: на взлетную полосу вдруг выехала машина, которая разгоняет птиц. Ее там не должно было быть, но она почему-то неожиданно там оказалась. И если бы самолет сел, то, скорее всего, зацепил ее. В таких катастрофических ситуациях самолет бывает, даже сгорает». Женщина рассказала, что в турецкой газете она потом увидела заголовок, кажется «В моменте от катастрофы» и прочла информацию о аварийной ситуации в аэропорту и нашей экстраординарной посадке.

Но нас спасли преподобные Печерские, и это было настоящее чудо. Все, слава Богу, обошлось и окончилось благополучно. Все паломники в те мгновения горячо молились, и Господь сохранил и уберег нас. Еще раз цену нашего спасения и критичность ситуации я заново осознал недавно, когда в конце 2014 года в аналогичной ситуации в аэропорту Внуково погиб известный французский бизнесмен, летевший в частном самолете. Тогда на полосу выехала снегоуборочная машина и самолет, зацепив ее, потерпел крушение - разорвался в воздухе.

Когда мы вернулись в Киев, и я переступил Святые врата Лавры, сразу же пошел в Ближние и Дальние пещеры благодарить преподобных отцов. Это нельзя объяснить никакими рациональными доводами, но я знал, что это они нас спасли. Ведь в опасные, критические моменты человек может чувствовать и внимать тому, что обычно остается от него скрытым. Враг постарался со своей стороны, создав все предпосылки для аварии, но святые Божии не допустили совершения их коварства.

Благоухание Горнего Иерусалима в Лаврских пещерах

Помню и еще одно чудо, которому мы стали свидетелями в 1992 году 31 июля в день памяти преподобного Иоанна Многострадального. Я тогда еще был иноком. Где-то около 11 часов, когда уже отслужили молебен у мощей святого, много пострадавшего от нападения бесов, мы вдвоем с другим братом пришли на свое послушание в Ближние пещеры. Каждый занял свое место, но вскоре брат подошел и сказал мне: «Иди скорей к Иоанну Многострадальному! Там такое благоухание!» Людей в пещерах оставалось очень мало, но все кто был, слышали это необыкновенное благоухание и сподобились великого утешения и радости.

Список чудотворной лаврской иконы Успения Пресвятой Богородицы

В подвесном киоте над Царскими вратами Крестовоздвиженской церкви

«Слово о создании церкви Печерской» свт. Симона (†1226), епископа Владимиро-Суздальского, постриженника Лавры, гласит, что в 1073 г. к прпп. Антонию и Феодосию пришли зодчие из Константинополя, столицы Византии, и спросили, где нужно строить новый храм обители? Подвижника ответили: «Где укажет Господь». Зодчие удивились: «Будучи предупреждены о кончине, почему не выбрали место, давая нам столько золота?» Преподобные попросили: «Объясните нам, что все это значит?» Гости рассказали, что однажды утром в их дома явились благообразные юноши с вестью: «Царица зовет во Влахерну!» (Влахерна – район Константинополя, где с V в. стоял храм с ризой Пресвятой Богородицы и один из царских дворцов). Царица молвила зодчим: «Хочу воздвигнуть в Киеве на Руси Свою церковь». И велела им взять золота на три года. На вопрос зодчих, к кому идти в чужой стране, были указаны двое у трона, внешне похожие на основателей Лавры: «К этим Антонию и Феодосию». Зодчие возразили: «Тогда зачем, Госпожа, даешь золото на три года? Прикажи им, чтобы они кормили нас и поили. А как наградить нас, рассудишь Сама». «Этот Антоний, благословив начало, перейдет отсюда в вечную жизнь, а тот Феодосий преставится после него на следующий год. Итак, возьмите с собою в избытке золота, а уж почту вас, как не сможет никто: дам вам, чего не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку (1 Кор 2:9) . И Сама приду, чтобы увидеть церковь, и буду в ней жить» – сказала Царица и вручила зодчим частицы мощей святых мучеников для закладки в основание. Затем добавила: «Выходите наружу, чтобы увидеть размеры». Увидев изображение храма в воздухе, зодчие вернулись и спросили о названии церкви. Царица сказала: «Будет церковью Богородицы». И дала им икону со словами: «Пускай она будет наместной». Выслушав все, прп. Антоний молвил, что Сама Пречистая явилась зодчим во Влахерне, а два мужа, похожие на него и прп. Феодосия – это тайна, ведомая одному Богу. Затем, по молитве прп. Антония, Господь указал место для храма рядом знамений. В первый день на этом месте не выпала роса, в другой выпала только здесь, а в третий сюда сошел огонь, сжег зелень и образовал углубление вроде канавы.

В описаниях Лавры XIX-XX вв. говорится, что икона, принесенная зодчими из Константинополя, написана на кипарисной доске, находится в круглом подвесном киоте над Царскими вратами Успенского собора обители и периодически опускается на лентах для лобзания молящимися. Есть предание, что в 1718 г. российский царь Петр I, узнав о случившемся в Лавре пожаре, спросил, спасена ли эта икона, и, получив утвердительный ответ, молвил: «Спасена и Лавра!» В 1922 г. представители гражданских властей сняли с иконы ризу и направили ее в фонд помощи голодающим. В годы Великой Отечественной войны икона была утрачена.

В Крестовоздвиженской церкви на Ближних пещерах имелся список утраченной иконы, который тоже пользовался почитанием. Он датируется первой половиной XIX в. Ризу для него изготовили в 1877 г. Перед вторым закрытием в Лавре действующей обители, ее наместник епископ Нестор (Тугай) спрятал икону в доме знакомых, а позже передал митрополиту Киевскому Иоанну (Соколову), который держал святыню в своем кабинете. С 1977 г. икона помещалась над Царскими вратами собора св. князя Владимира Киеве, в 1988 возвращена в Лавру. Празднование в честь иконы совершается 3(16) мая в память о принесении из Константинополя и 15 (28) августа в день Успения.

Мощи Киево-Печерских святых

Лабиринты Ближних и Дальних пещер

Киево-Печерскими святыми называют, прежде всего, тех прославленных Церковью угодников Божиих, подвиги которых, как насельников Киево-Печерской Лавры, описаны в древних редакциях «Киево-Печерского Патерика», и мощи которых долго пребывали на территории обители в пещерах и Успенском соборе. При этом к сонму, или Собору Киево-Печерских относят и тех святых, кто в земной жизни не подвизался в Лавре, но чьи мощи, в полном или почти полном виде, перенесены сюда извне и в восприятии верующих образовали с мощами местных подвижников единое собрание святынь. На старых иконах Собора Киево-Печерских, сонм, обычно включает еще ряд святых, чтимых в Киеве столь же повсеместно: св. равноап. князь Владимир – Креститель Руси, свв. князья Борис и Глеб – первые прославленные Церковью на Руси подвижники, св. вмц. Варвара – единственная из самых известных по имени мучениц, мощи которой почивают в Киеве, будучи, по словам ряда церковных авторов XVII в., принесены в здешний Златоверхий монастырь св. Архангела Михаила из Византии. С недавнего времени к Собору Киево-Печерских стали относить и тех святых, кто подвизался в Лавре после древнерусской эпохи, независимо от места пребывания мощей. Мощи большинства Киево-Печерских святых, прославленных Церковью, лежат в пещерах Лавры. Сведения о месте пребывания некоторых мощей в пещерах на сегодня утрачены. Вблизи места пребывания под спудом мощей прп. Антония в Ближних пещерах установлен символический кенотаф. Подобный кенотаф установлен в Дальних пещерах в память пребывания в них в 1074-1091 гг. мощей прп. Феодосия до перенесения в Успенский собор (в 1240 скрыты под спудом). Остальные мощи в пещерах лежат в деревянных раках или «затворах», как именуют здесь древние погребальные ниши, и имеют при себе икону и табличку с именем святого. Иконы и таблички помещены при 121 раке и «затворе», из них 72 в Ближних пещерах и 49 в Дальних.

Мироточивые главы

Дальние пещеры

Кроме мест, где лежат мощи известных по имени святых, в Дальних пещерах есть помещение с главами безымянных угодников Божиих, издавна источающими целебное миро. Мироточение от мощей святых наблюдалось в истории Церкви не только в Лавре: другим известным примером можно назвать мощи свт. Николая Мирликийского в городе Бари (Италия). Самое раннее упоминание о мироточении в пещерах Лавры находим в записках Мартина Грюневега, львовского купца, посетившего обитель в 1584 г.: «Есть там и несколько глав, от которых из зубов источается миро в сосуды. Его считают весьма целебным». Судя по схеме подземелья, начертанной Грюневегом на полях рукописи, купец видел это в Ближних пещерах. В 1621 г. некто Александр Мозель, грек родом и врач по профессии, пожелал увидеть мироточивые главы, ибо верил слухам, будто иноки тайком подливают миро и обманывают паломников. По благословению священноначалия Лавры, Мозелю показали в Ближних пещерах две главы на стеклянных блюдах. Когда гость взял одну из них и стал поворачивать в руках, дабы проверить, нет ли в ней тайных приспособлений, неожиданно из сухой костной ткани в верхней части главы, в месте, где не было никакого отверстия, началось столь обильное мироточение, что вострепетали даже иноки. Врач раскаялся в своем неверии. В том же году от помазания миром, которое Мозелю подарили на память о чуде, исцелился вельможа Гавриил Хойский. В 1630 г. Мозель поведал про оба чуда настоятелю Лавры архимандриту Петру Могиле, будущему митрополиту Киевскому. Годом ранее у о. Петра попросила мира от глав и исцелилась ослепшая католичка Марина Пашковская. Взяв у Пашковской остатки мира, исцелилась и некая госпожа Щенютинская, тоже страдавшая болезнью глаз. Перечисленные чудеса свт. Петр Могила описал в своих заметках, опубликованных в XIX в. В них упомянуто также исцеление самого Мозеля при помазании миром от лаврских глав. Издатели печатного «Киево-Печерского Патерика» 1635 г. поместили в книге особое слово «О главах святых Печерских, из которых миро святое источается» с упоминанием об исцелениях Мозеля и Пашковской. В пояснениях к плану Ближних пещер 1638 г. имеются строки: «глав пара, миро святое источающих», «снова пара глав, святое миро издавна источающих». Француз Гийом Левассер де Боплан, служивший тогда в Польше, писал о пещерах Лавры: «Три мироточивые главы заключаются в чашах. Исходящее из них миро исцеляет от многих болезней». Голландский художник Абрагам ван Вестерфельд посвятил в 1651 г. лаврским мироточивым главам один из своих киевских рисунков, изображая пещерную нишу со шкафом, где эти святыни покоились в сосудах. Архидиакон Павел Алеппский из Сирии посетил Лавру в 1654 г. и позже вспоминал о Ближних пещерах (1653): «Мы преклонили колена перед главами святых, целовали их и их чело, от которого исходила благодать. Они желты как золото. Они помещаются в отдельных стекляных сосудах. Но двенадцать глав других подвижников лежат вместе в одной пещере кучей одна на другой». В печатном «Патерике» 1661 г. редакторы сохранили измененное «Сказание о мироточивых главах», без исцелений Мозеля и Пашковской, так как издание вышло после перехода Украины от католической Польши к православной России. Описания второй половины XVII – начала XX вв. отмечают мироточивые главы в обоих лабиринтах. В 1876 г. академик живописи Федор Солнцев писал: «Мой знакомый доктор Савенко не верил, чтобы из глав могло истекать миро и притом безпрерывно… Поэтому, как только случилось быть ему в Киеве, не преминул относительно этого сделать опыт, разумеется, с разрешения монастырских властей. Опыт состоял в том, что Савенко взял одну из мироточивых глав, вытер ее насухо сукном внутри и снаружи, точно так же вытер и сосуд, обвязал все это протечною бумагою и запечатал. Дверь комнаты, где оставлены были мироточивые главы, тоже запечатали. На другой день Савенко пришел, сам распечатал главу и в сосуде оказалось миро». К концу ХХ в. из специально оборудованных мест для хранения мироточивых глав осталось только одно, в Дальних пещерах, против подземной церкви Рождества Христова. Когда в ХХ в. иноки вынуждены были временно оставить Лавру, мироточение от глав иссякло, но при возрождении обители в 1988 г. чудо возобновилось. В том же 1988 г. миро исследовали в лаборатории кафедры биохимии Киевского медицинского института и констатировали, во-первых, отсутствие в жидкости следов распада органических веществ, во-вторых – наличие белка при показателях, присущих лишь живому организму.

Перст св. ап. первомученика архидиакона Стефана (†I в.)

Крестовоздвиженская церковь

Святыню принес в Лавру в 1717 г. из Нямецкого монастыря в румынской части Молдавии свт. Пахомий, архепископ Романский (†1724), который следующие семь лет, до самой кончины, жил на покое в подчиненной лаврскому ведению Китаевской пустыни под Киевом (ныне в черте города). В 1830 г. для перста св. Стефана изготовили кипарисную раку, чей верх был украшен серебряным рельефным изображением угодника Божия во весь рост. Рака стояла в посвященном св. Стефану приделе Успенского собора. Придел этот упоминается с 1638 г. Позже для перста св. Стефана сделали серебряную раку. Еще одна рака, тоже серебряная, была изготовлена в 1912 г. После взрыва собора в 1941 г. ее нашли в завалах в 1952 и поместили в фондах Киево-Печерского заповедника. В 1989 г. заповедник не раз предоставлял раку монастырю для молитвенного поклонения. В 1990 г. отделенный от раки ковчежец с перстом св. Стефана был оставлен в обители. Тогда же для святыни вырезали деревянную раку и поставили ее в Крестовоздвиженском храме. Память св. Стефана празднуется 2(15) августа, 15(28) сентября и 27 декабря (9 января).

Киевская-Барская икона Пресвятой Богородицы

Крестовоздвиженская церковь

В 1970 г. киевский священник Тимофей Шайдуров купил у двух православных пожилых женщин дом, где на чердаке оказалось много старых церковных вещей, ставших от времени непригодными. Прежние хозева разрешили о. Тимофею удалить из дома все непригодное, кроме куска мешковины, который, по их словам, был стершейся иконой. Священник не обнаружил на мешковине следов иконы, но отвез ткань к проживавшей в Киеве схимнице Анании. По православной традиции, ветхие иконы не сжигают, а пускают по реке. То же велела сделать и мать Анания своей послушнице Таисии. У реки Таисию заметил милиционер, и она не решилась отпустить ткань. Через полтора года Таисия, по просьбе м. Анании, натянула ткань на подрамник. В 1972 г. Таисия приняла монашество с именем Гавриила, и в том же году на ткани стали проступать изображения Пресвятой Богородицы и Младенца Спасителя. Дом матушки Гавриилы стали посещать многие верующие. Священники назвали чудесно обновляющуюся икону «Избавительницей», но позже стало ясно, что она похожа на так называемый Барский образ Божией Матери. На закате земной жизни матушка Гавриила, по совету многих, передала в 1992 г. святыню Лавре. Празднование в честь Барской иконы совершается 1(14) октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы.

Крест прп. Марка Пещерника, Гробокопателя (†рубеж XI- XII вв.)

Фонды Киево-Печерского заповедника

«Послание» инока Лавры Поликарпа (†после 1226) к ее настоятелю архимандриту Акиндину, входящее в «Киево-Печерский Патерик», говорит о прп. Марке: «Известно, что упомянутый муж проводил житие в пещере. При нем святой Феодосий был вынесен из пещеры в святую и Великую церковь. Тот блаженный своими руками выкопал много пещерных могил, и на своих плечах выносил землю». Мощи прп. Марка лежат в Ближних пещерах, где их еще в 1594 г. видел немецкий посол Эрих Лясота. В 1629 г. настоятель Лавры архимандрит Петр Могила, будущий митрополит Киевский, записал услышанные из первых уст слова князя Павла Курцевича о том, как в 1621 этот вельможа католической веры, теряя зрение и вняв совету лаврской братии, помолился за Божественной Литургией в Ближних пещерах, омыл глаза водой из желоба в кресте прп. Марка, лежавшем на мощах святого, и обрел исцеление. Посетивший Лавру в 1701 г. старообрядческий священник Иоанн Лукьянов из Москвы писал: «И ходихом по пещере, и дивляхомся, и пихом воду с Маркова креста, что на себе нашивал преподобный, железный великой крест; желоват он сделан». «Описание» Лавры митрополита Евгения (Болховитинова) 1831 г. гласит: «При мощах его сохраняется медный крест длиною 6, а в поперечной линии 6/1 дюймов, с изображением Распятия Спасителева, на поперечной линии коего с правой стороны Божия Матерь, а с левой Иоанн Креститель, а вверху над Распятием преподобный Марк. На обороте, в средине Спаситель, по сторонам Коего по 6 апостолов, вверху Св. Феодор, а под ногами Св. Георгий. Крест сей внутри пустой, как предание гласит, служил преподобному Марку сосудом для пития. Богомольцы и ныне с верою из него пьют святую воду». Во второй половине XIX в. крест уже находился в ризнице Успенского собора Лавры, в конце столетия его вновь предлагали для целования, только на выходе из подземной Введенской церкви, дабы паломники не теснили друг друга при мощах прп. Марка. С советского времени крест пребывает в фондах Киево-Печерского заповедника. Ученые датируют крест второй половиной XI в. и полагают, что он изготовлен в Византии.

16:04, 12 липня 2014

1064 0

WebRep currentVote noRating noWeight

Для братии Киево-Печерской лавры день Петра и Павла праздник особенный. В день святых первоверховных апостолов именины у наместника обители. В день небесных покровителей митрополита Павла насельники лавры вспомнили яркие моменты из жизни обители, рассказали истории, связанные с наместником и поздравили владыку с днем тезоименитства. "УНИАН-Религии" присоединяется к поздравлениям и желает наместнику Киево-Печерской лавры митрополиту Павлу многая и благая лета!

Архимандрит Антоний, благочинный Киево-Печерской лавры

"НА СВОИ ИМЕНИНЫ ВЛАДЫКА ОБЫЧНО НИКОГО НЕ ПРИГЛАШАЕТ"

С владыкой Павлом я познакомился на Волыни в 1991 году, когда он служил на приходе. Я тогда еще не был монахом – играл в духовом оркестре и ездил на похороны. Старшие друзья-музыканты отправляли меня вперед, посмотреть кто будет совершать таинство отпевания. Если Монах, как мы звали тогда владыку Павла, то оставались в автобусе. Потому что его строгости боялись все. Он мог накричать, рассказать нам, как правильно. В тот раз я посмотрел, вернулся и говорю: «Будет отпевать Монах…» Все: «Эх! Ну значит все, сидим в автобусе…» Это было мое первое знакомство с будущим наместником лавры.

Еще одно знакомство было, когда мы впервые ставили в городе вертеп, и Монах пригласил нас к себе в храм. На приходе его любили и уважали. Люди ценили его советы, труд, проповеди. Он все доступно рассказывал и умел создать хорошую атмосферу. Я увидел это, стал приходить в храм. И он меня заприметил. У владыки Павла есть дар видеть способности людей и умение дать им толчок для развития. Он пригласил помогать ему на богослужениях. Так мы пошли по жизни вместе.

Будущий наместник вставал тогда в полчетвертого утра, замешивал тесто на хлеб, смотрел за хозяйством, вычитывал молитвенные правила и уже в полседьмого был на службе в храме.

Владыка очень любит животных, дает им интересные прозвища. Помню на Волыни была у него любимая корова – Марисабель. Назвал он ее в честь героини популярного тогда сериала "Богатые тоже плачут". Настолько у нее была удивительная натура: умела рогом открывать калитку, нюхала розы… Она была очень умной, но могла и учудить. Как-то нам привезли целый воз дынь. Она увидела, оценила, и… взяла самую нижнюю. Дыни собирали по всей дороге. А она одарила взглядом, взмахнула хвостом и ушла. Когда владыку забрали в лавру и он уже уезжал, Марисабель это поняла и заплакала, из ее глаз катились большие слезы…

Перед тем, как владыка узнал, что его переводят в лавру, он сказал, что хочет меня рекомендовать в священники, чтобы я ему помогал. Я тогда очень не хотел идти в монахи. Но мне запомнились его слова: «Этим Великим постом, на Лазареву субботу, я тебя постригу». И вот прошли месяц-полтора, нас переводят в Киев, в лавру, и в Великий Понедельник я принимаю постриг. Лазарева Суббота была накануне. Владыка говорит: «Ну вот… На один день ошибся». Да, тогда он сказал пророческие для меня слова: я никогда не думал, что это когда-нибудь будет в моей жизни.

Владыка Павел очень почитает своих небесных покровителей Петра и Павла. На свои именины обычно никого не приглашает. Говорит: «Друзей не зовут - сами придут». На праздник Петра и Павла в лавре всегда очень много гостей. Приезжают епископы, с которыми владыка учился в семинарии. Дарят иконы, цветы. Подарки он передает в храмы.

Владыку радует, когда у близких все хорошо, когда рождаются дети или кто-то собирается жениться. Он до сих пор помнит имена своих прихожан с Волыни. Молится за живых и умерших.

Митрополит Павел любит шутить, ценит добродушие. Он не бывает за столом один, у него всегда гости. Владыка одинаково относится к людям разных кругов. Для него нет разницы, кто перед ним – мы все одинаковы перед Богом. Главное, чтобы человек был хороший.

Владыка любит и умеет готовить. В командировках он варит борщ. Сам составляет меню в лавре. Очень любит домашний хлеб. Родные об этом знают и когда едут в лавру, всегда привозят.

Наместник человек искренний, ничего в себе не таит, выскажет - и забыл. Те, кто его не знает, могут и обидеться.

Братия владыку знает хорошо и уважает, он прекрасно сумел нас всех объединить. Для нас большой болью были его последние болезни – мы все усердно молились, чтобы он поскорее выздоровел. На нем лежит большая ответственность. От лица всей братии пожелаю митрополиту Павлу здоровья, чтобы он еще много лет был наместником лавры.

Архимардрит Иеремия, блюститель Ближних пещер Киево-Печерской лавры

"БРАТИЯ ВЕРНУЛА СВОИ КОРПУСА, ТОЛЬКО БЛАГОДАРЯ СМЕЛОСТИ НАМЕСТНИКА"

В Киево-Печерской лавре я 26 лет. Как-то меня очень звали перейти в один из монастырей и я уж чуть было не согласился. Но в то время к нам как раз пришел владыка Павел. Он узнал об этом и говорит мне: “Куда ты пойдешь? Здесь же лавра!” И я остался. За эти вовремя сказанные простые слова, я ему благодарен на всю жизнь. Дай ему Бог много лет и еще два раза по стольку!

Укаждого из нас свои недостатки, они есть даже у святых. Но о владыке Павле скажу только хорошее: знаю его как молитвенника и простого труженика. До его прихода за один только год у нас поменялось три наместника. Лавру нужно было восстанавливать. Мы вместе делали любую работу. Владыка Павел – трудяга. Погрузочные работы, покраска... Он закатывал рукава и становился рядом.

Братия вернула территорию Нижней лавры, только благодаря смелости наместника. До этого у нас ничего не получалось, а он не побоялся никого. “Откуда пришли – туда и идите”, - говорил он арендаторам, когда мы возвращали свои корпуса. И сегодня скажу: без владыки Павла такого рассвета лавра бы не достигла.

Архимандрит Дамиан, руководитель орготдела Киево-Печерской лавры

"ДЛЯ МЕНЯ ПАМЯТНО, КАК ВЛАДЫКА ВЫБРАЛ ДЛЯ МЕНЯ МОНАШЕСКОЕ ИМЯ"

Десять лет я был на послушании у Блаженнейшего митрополита Владимира, нес обязанности иподьякона и референта, поэтому владыку Павла знаю давно. Он личность яркая и многогранная. За время его наместничества был собран лаврский костяк. Всех нас ему удалость соединить в одну дружную семью - а все мы со своим характером. Живем мирно и не ссоримся.

Когда владыку Павла перевели в лавру, ныне покойный епископ Волынский и Ровенский Варлаам, который его постригал, написал ему в письме: “Отец Павел, если бы мне здесь хотя бы пять человек таких, как вы, я бы такой порядок навел!”

Для меня очень памятен момент, как владыка Павел выбрал для меня монашеское имя - преподобного Дамиана Целебника. По традиции, до пострига я об этом не знал. Как потом мне рассказали, его отговаривали, мол не подходит мне это имя. Тогда владыка предложил, чтобы перед постригом я сам вытянул жребий – свое имя в монашестве. Он написал на трех листках имена преподобных: Никона, Даниила и Даминана Печерских. Согласно лаврской традиции, братию постригают, нарекая именами преподобных отцов.

Мы пришли в Ближние пещеры, положили имена на гроб преподобного Антония, отслужили молебен. И владыка сказал: “Вытягивай!” Я вынул одно из имен и владыка показал его отцу Иеремие, блюстителю Ближних Пещер. Когда во время пострига объявили мое имя - меня назвали в честь преподобного Дамиана! Это было имя, которое вытянул я сам, и которое изначально выбрал для меня владыка.

Подобных примеров могу привести много. Все они говорят о том, что наместник водим Духом Святым. В его жизни бывают ситуации, когда все складывается против него, но владыка молится, полагается на промысел Божий – и все происходит так, как угодно Богу, а не так, как хочется людям.

Владыка очень много помогает нуждающимся, никому об этом не объявляя. Из тех, кто нему обращается за помощью, многих он видит впервые, но никому не отказывает.

Совет, который он дает многим - и братии, и прихожанам: не забывать молиться Божией Матери, ведь Киево-Печерская лавра - Ее дом. “Какие бы у вас ни были проблемы – молитесь Божией Матери, Она никогда не оставит”, - говорит владыка.

Архимандрит Поликарп, уставщик Киево-Печерской лавры

"Я СЕЙЧАС, НАВЕРНОЕ, УДИВЛЮ, ЗНАЮ ВЛАДЫКУ КАК ЧЕЛОВЕКА МЯГКОГО И ДАЖЕ КРОТКОГО"

Здесь я один из немногих монахов, который может сказать: владыка Павел при мне в лавру пришел. Скажу, что меня в нем удивляет.

Митрополит Владимир был священноархимандритом Киево-Печерской лавры с 1992 года. Владыку Павла поставили наместником в 1994 году. Напрямую с Блаженнейшим братия общалась редко. Но душевный и духовный настрой митрополита Владимира передавался братии монастыря.

Владыка Павел был преданным послушником почившего Предстоятеля. При Блаженнейшем владыка Павел, можно сказать, был за келейника - он очень много ездил с ним в командировки. Бывало, если три месяца за год мы его видели в лавре – это было даже хорошо. При этом во всем был полный порядок и велись работы по восстановлению обители. Мы все выполняли наставления наместника по совести.

Одно время у владыки Павла были поездка за поездкой, некогда было и отдохнуть. И вот как-то он вернулся с очередной командировки прямо на богослужение, заходит в алтарь садится, и, видно, сил хватает только спросить: «Как тут?» Говорю: «Все хорошо, владыка». Он услышал – успокоился, но был очень уставший, и чуть не уснул. И сейчас, я смотрю как проходит его день, получается, что наибольший послушник из нас – владыка Павел.

За эти годы в лавре мы с братией так сжились, что я желаю, чтобы не только в монастырях, но и в семьях, в обществе, в государстве - везде были такие теплые и добрые взаимоотношения. У нас все живут и выполняют послушания по совести, нас никто не контролирует.

За эти годы было, временами, между нами и непонимание. Потом вечером думаю: ну кто я такой, что высказываю что-то самому наместнику. И иду извиняться. А у него – ни тучки злопамятства. «Бог простит», - говорит, и будто ничего и не было. Многие думают, что он гневливый, гордый, со всеми ссорится. Я сейчас, наверное, удивлю, такое скажу - знаю владыку давно как человека мягкого и даже кроткого.

Когда его обвиняют, что у него много денег и имущества, я представляю себе те финансы, которые нужны на содержание лавры. И сколько лавра помогает другим монастырям – в Украине и за границей. А сколько владыка Павел помогает людям…

Ну и в конце, расскажу о его хобби. Под Киевом он завел «небольшое» хозяйство, для души… где-то тысячу голов. И какой бы уставший он не был, какой бы высокий у него не был сахар – а вы знаете, у него диабет – быстро меняется подрясник и он едет на ферму. В этом деле он тоже большой специалист.

Иеромонах Иларион, руководитель информационного отдела лавры

"ВЛАДЫКА ПОРАЖАЕТ СВОЕЙ ГЛУБОКОЙ ВЕРОЙ И СИЛЬНОЙ МОЛИТВОЙ"

До того, как я стал насельником лавры, четыре года был иподьяконом у владыки Павла. Еще во времена моей учебы в Почаевской духовной семинарии, наместник приезжал к нам в лавру с Блаженнейшим. Владыка Павел попросил меня прочесть молитвы и спросил, что я планирую. Я сказал, что собираюсь поступать в Киевскую академию. Он говорит: «Как поступишь, заходи ко мне». Я к нему пришел 1 сентября и он взял меня иподьяконом. До этого мы виделись всего один раз.

Чем меня поражает владыка – своей глубокой верой и сильной молитвой. Мне не раз приходилось видеть то, как он совершает Божественную литургию, его внутренние переживания и сокровенное отношение к Богу. В наиболее отчетливые моменты осознания того, что Господь с тобой, это происходило в слезах.

Что удивительно, когда во время Херувимской песни владыка поминает живых и усопших, он не читает записок. Всех, за кого молится, он помнит по именам. У него очень хорошая память. Мне не один раз приходилось видеть, как владыка вынимает частички из просфоры и называет имена. Усопших больше, он поминает многих земляков с Волыни. Молиться за них уже давно стало неотъемлемой частью его души.

У владыки хорошее чувство юмора, он человек доброй души. За советом к нему приходят разные люди. Бывало, скажет: «У тебя точно все будет хорошо» – так потом и происходит. Будто перед ним открывается человеческая судьба. Потом люди вспоминают: «Вот вы, владыка так сказали, вы знаете, так все и было». Но всегда и всем он не говорит – только если точно знает. Я всегда удивлялся этому его дару.

Каждый священнослужитель – продолжатель дел апостолов. Владыка Павел носит имена великих апостолов Петра – это его имя до монашества, и Павла – в монашеском постриге. Ему присущи ревность и горячность духа апостола Петра, который первым исповедовал Христа как сына Божьего. Апостол Павел изначально не был учеником Спасителя. Но он потрудился больше всех апостолов. Если посмотреть на 20 лет служения владыки как наместника лавры, обитель преобразилась до неузнаваемости именно при нем.

Якщо ви знайшли помилку, видiлiть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter

Быстро летит время. Кажется, не так давно еще советский Киев облетела весть: Лавру возвращают Церкви!

Старшее поколение киевлян помнит, как 10 марта 1961 года в период хрущевской «антирелигиозной кампании» Лавра была закрыта, а 13 марта в Бабьем Яру на Куреневке прорвало дамбу, огораживавшую место, куда в течение десяти лет сливали строительную пульпу. Грязевой вал высотой 14 метров понесся вниз на Подол, покрывая жилые дома, транспорт, погребая заживо людей и животных. Куреневская трагедия унесла жизни порядка 1,5 тыс. человек. Власти умалчивали о количестве погибших и о причинах аварии, а верующим было ясно, что она напрямую связана с закрытием Лавры. Неслучайно известный киевский священник Георгий Едлинский, служивший много лет в Макариевском храме на Татарке, в тот трагический день напомнил прихожанам слова Христа о Силоамской башне: «Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?» (Лк. 13: 4). И, призывая к покаянию, обратил внимание на разгул воинственного атеизма, закрытие храмов и монастырей.

И вот через 27 лет - в июне 1988 года - Церкви была передана нижняя часть древней обители. Первая Литургия состоялась на площади перед Аннозачатиевским храмом на Дальних Пещерах. Возрождалась монашеская жизнь.

Автору этих строк, тогда начинающему журналисту светской военно-патриотической газеты, удалось побывать у первого наместника Лавры - не менее молодого в то время архимандрита Ионафана (Елецких). Это было мое первое интервью с представителем Церкви: перестроечное горбачевское время позволило такое «ноу-хау» на полосах советских газет. Мое далеко не церковное воображение рисовало встречу с «отсталым церковником», однако, к моему удивлению, наместник оказался очень интеллигентным, образованным, приветливым собеседником. Мы разместились в его уютной скромной келье с иконами, горящей лампадой, стеллажом таинственных книг. В окно заглядывала реликтовая липа, по преданию посаженная еще преподобным Феодосием, было видно Аннозачатиевский храм, полоску седого Днепра. Казалось, мы перенеслись в далекую старину. Я узнал, что отец Ионафан приехал из Петербурга, где учился в академии, а затем преподавал церковное пение; о том, что он - церковный композитор и к 1000-летию Крещения Руси выпустил диск церковной авторской музыки.

Рассказывал, что Лавра пребывает в «мерзости запустения», что из храма, где предполагалось служить, братия вынесли горы мусора, идет ремонт и Литургия пока совершается на втором этаже 50-го корпуса, где должна разместиться братская трапеза. О том, что мощи преподобных, томившиеся многие годы в каких-то старых простынях, обрядили в новые облачения и что в пещерах, изуродованных безбожным временем, также идут ремонтные работы. Что в Лавру вернулись старые насельники, принимавшие постриг еще в 1950-х годах, а также пришло много молодежи, желающей монашества, и что нужно возрождать лаврский песенный обиход… Что сухие главы, покоящиеся в одной из старинных келий Дальних Пещер, вдруг покрылись маслянистой влагой - замироточили! - и это указывает на помощь Божию и покровительство Пресвятой Богородицы и угодников Печерских.

А еще молодой архимандрит тогда сказал о сокровенной мечте - возрождении из руин главной святыни Лавры - Великого Успенского собора, «богосозданного прообраза всех монастырских храмов Древней Руси», отстроенного греческими мастерами по велению Божией Матери стараниями преподобного Феодосия и взорванного немецкими оккупантами в 1941 году…

Помню, как главный редактор-фронтовик молча читал этот материал, качал головой и после раздумий сказал: «Моя покійна мати ходила в Лавру на прощу і мене благословляла перед мобілізацією на фронт… Будемо друкувати, мабуть час прийшов…»

С тех пор минуло почти 30 лет. Киево-Печерская Лавра готовится к празднованию в следующем году 30-летия ее возвращения Церкви. За это время святая древняя обитель, родоначальница русского монашества, превратилась в цветущий оазис Православия, стала духовным центром Украинской Православной Церкви. Здесь находится резиденция Предстоятеля - митрополита Онуфрия - священноархимандрита Лавры; Киевские духовные школы; корпус синодальных отделов, издательство, типография, редакции газет и журналов, паломнический центр, многочисленные мастерские. В отстроенном Успенском соборе (2000) и других храмах, в том числе и пещерных, возносится молитва. Со всех уголков Украины и из-за рубежа, как и в далекие времена, сюда ежедневно устремляются паломники. Неслучайно Киев был назван «вторым Иерусалимом», «матерью городов русских». Здесь нашел упокоение первомученик безбожного гонения ХХ века митрополит Владимир (Богоявленский; † 1918), прославленный Церковью в 1992 году. И Лавра сегодня, как и встарь, остается «кузницей кадров»: многие ее современные насельники стали настоятелями возрожденных и вновь открывшихся обителей, известными иерархами на Украине и за ее пределами.

И вот наша новая беседа с ее первым наместником - владыкой Ионафаном, ныне митрополитом Тульчинским и Брацлавским.

- Владыка, когда вы впервые познакомились с Лаврой?

Моя первая встреча с произошла заочно, еще в раннем детстве, когда я отдыхал в тамбовской деревне у бабушки. На стене ее избы висела старинная цветная литография с изображением обители на берегу реки. Над храмами стояла Богородица с преподобными Антонием и Феодосием, внизу на берегу, под горой, были видны фигурки монахов, по Днепру плыл пароход, и из его трубы шел дым… Я прочел: «Святыя Ближния и Дальния Пещеры». Эта картина почему-то поразила мое воображение, и я стал расспрашивать у бабушки, что это за пещеры и кто изображен на литографии.

Та пояснила мне, что это Киевская Лавра - удел Божией Матери - и что туда ходили ее родители в паломничество, шли пешком много дней и ночей, питались лишь просфорами да черным хлебом, оттуда и привезли эту литографию. А дорогу узнавали, расспрашивая людей по городам и весям. Отсюда и поговорка: «Язык до Киева доведет». Считалось, кто в Лавре побывал, тому Бог и Матерь Божия поможет. Слушая бабушку, подумал тогда: «Вот бы побывать в этой чудесной Лавре!»

- И когда осуществилась эта детская мечта - побывать в Лавре?

Богу угодно было, чтобы мой отец, советский офицер, получил вскоре назначение в Киев. Мне было тогда лет 10-11. Мы поселились на левом берегу Днепра в Дарнице. Название Дарница, кстати, идет из седой истории: в этом районе когда-то находилась слобода, где встречали гостей Киевского князя - с ценными подарками, с особым почетом.

И вот я подростком направился на правый берег через мост, поднялся на лесистые холмы Лавры, пошел вдоль монастырской стены с бойницами в ней. Заглянув в одну из них, увидал какое-то помещение или храм: дверь была закрыта, заметно было, что ее давно никто не отворял: порог зарос густой травой. И вдруг я услышал пение… Да-да, церковное пение удивительной красоты! Я подумал тогда: кто там может так красиво петь?.. Может, хор какой-то… Возвращался обратно, а чудесное пение звучало во мне, я испытал неземную радость. Не понимал я тогда, что это было маленькое чудо, указывающее мне на дальнейший жизненный путь, на мое многолетнее послушание - писать церковные песнопения…

Промысл Божий о каждой душе есть величайшее чудо, только люди не хотят замечать его

- Поразительно! Настоящее чудо!

Для верующего человека вся жизнь - настоящее чудо. И то, что мы с вами сейчас трудимся в Церкви, - разве не чудо, не милость Божия? Промысл Божий о каждой живой душе есть величайшее чудо, только люди в большинстве своем не хотят замечать этого, не ищут Господа и не благодарят Его. От этого все человеческие беды…

Расскажите, пожалуйста, как открывалась Лавра, как вы, такой молодой священнослужитель, стали ее наместником.

Я покинул Петербург, где преподавал в семинарии, из-за преследования КГБ. У меня нашли самиздатовскую литературу, а в то время это грозило арестом. Ректор духовной академии посоветовал мне вернуться в Киев. Митрополит Филарет, тогда законный экзарх Украины, принял меня во Владимирский собор клириком. Я относился к нему с большим уважением, не зная всей подноготной. Он тогда говорил исключительно по-русски, всячески обличал раскольников-автокефалистов, возвращающихся из-за океана, униатов - на Украине уже поднималась волна националистического движения. И откуда было знать, что Филарет в будущем встанет на путь раскола, а я уже в епископском сане подвергнусь от него настоящему гонению…

Помню, в начале лета 1988 года в митрополии на Пушкинской, 36 зашел разговор об открытии Лавры. Филарет пригласил меня в кабинет и с ходу сообщил, что часть Лавры (Дальние Пещеры) возвращается Православной Церкви и что он решил назначить архимандрита Иакова (Пинчука) ее наместником, а мне благословляется быть там регентом хора.

Составили список из пяти монахов Киевской епархии, которым суждено было положить начало монастырской братии. Но что-то не получалось. Филарет нервничал. Через несколько дней меня опять неожиданно позвали к Филарету. Я ждал приема в большой гостиной митрополии. Мимо меня в кабинет Филарета прошел митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) - он тогда был дружен с Филаретом. Владыка Ювеналий знал меня по Петербургу. Через минут двадцать он вышел, подошел ко мне и, улыбаясь, пожал мне руку. Когда меня пригласили войти, Филарет объявил: «Я решил вас, отец Ионафан, временно назначить наместником Лавры. Сейчас выезжаем в Совет по делам религий, и вы подпишете Акт о приеме монастырских корпусов». «Нет! Такое назначение выше моих сил!» - подумал я и готов был молить Филарета об отмене этого решения, столь неожиданным и неприемлемым для меня было это известие. И только обет монашеского послушания остановил готовый сорваться из уст отказ… И я промолчал, утешаясь словом «временно».

- Как встретила вас администрация лаврского музея?

Директор музея-заповедника «Киево-Печерская Лавра» Юрий Кибальник встретил меня не очень радушно, с кислым выражением. Шутка ли: в атеистический музей, увешанный богоборческими плакатами и стендами, возвращаются монахи! Вместе прошлись по корпусам, осматривая врученное мне хозяйство. Всё было в крайне запущенном состоянии: стены поедал грибок, штукатурка сыпалась, половицы ходили ходуном. В одном из корпусов были выставлены напоказ святые мироточивые главы. Они должны были наглядно опровергать сам факт мироточения, иллюстрируя очередной «обман церковников». Но атеисты были посрамлены, когда главы замироточили.

Видели в это время Богородицу над Лаврой: так Матерь Божия утешала нас

В пещерах ожидала не менее жуткая картина. Все стены были без штукатурки, почерневшие. Корпус наместника, где позднее расположилась резиденция , был, словно после бомбежки, подобен раскрошенной яичной скорлупе. Колодцы преподобных Антония и Феодосия засыпаны, их удалось найти с большим трудом. Сверху разбитого основания колодца преподобного Антония была проложена канализационная труба. Думаю, это сделали специально - по наущению диавола, чтобы как можно страшнее осквернить святыню. Мы с братией только руками разводили, понимая, что лишь Господь по молитвам преподобных Печерских может помочь нам. И мы молились и трудились.

Служили сперва в беседке на площади Дальних Пещер, потом - в нижней открытой галерее церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Пищу привозили матушки из Покровского монастыря. Спали в первый месяц без кроватей, на полу. Но подъем духовный был огромный! Приходили люди со всего Киева, многие пожилые со слезами приносили пожертвования - последнее, скопленное на старость.

И вот однажды шла Божественная Литургия. Мы причастились. Слышу: шум в народе, люди смотрят куда-то вверх. Вышел на площадь - а над церковью Рождества Богородицы сияет солнце, а вокруг него геометрически правильный черный круг. Больше я ничего не увидел. Но пришедшие с левого берега люди рассказали, что видели в это время очертания Богородицы над Лаврой… Так Матерь Божия утешала нас.

- Владыка, известно, что вам удалось восстановить старинный лаврский песенный обиход, который был утерян.

В этом неоценимую помощь оказал покойный архимандрит Спиридон, лаврский регент, живший в то время в Житомире. Я неоднократно ездил к нему с нотной тетрадью и записывал всё подробно. Впоследствии отец Спиридон переехал умирать в Лавру. Он принял схиму, после кончины был похоронен на лаврском кладбище. Много, много чудесной помощи получили мы в то время от нашей Покровительницы - Пресвятой Богородицы.

Открываю - а оттуда неземное благоухание! Сухая глава потемнела, покрылась маслянистой росой. Это было миро!

- Мироточивые главы в это же время «ожили»?

Было, кажется, это летом 1989-го, через год после открытия Лавры. Прибегает ко мне послушник из пещер и плачет: «Отец наместник, виноват, недосмотрел! Убирал в пещерке с главами и недоглядел, как в сосуды попала вода!»

Я сразу насторожился: откуда в закрытых колбах вода? Пошли посмотреть. Заходим в пещерку, где в шкафах в специальных сосудах находились мироточивые главы. Открываю крышечку - а оттуда неземное благоухание! Сухая белая глава потемнела, покрылась маслянистой росой. Это было миро! Открываю еще два сосуда, уже металлических, а там благоухающей жидкости на два пальца! Меня сразу же окутал сильнейший аромат. Очень специфический, его даже трудно описать. Какая-то комбинация запахов, похоже на грушевый и яблоневый цвет и еще что-то такое, присущее только мощам. Признаться, растерялся даже. Велел позвать архимандрита Игоря (Воронкова), жившего в Лавре до закрытия. Тот пришел, перекрестился. Взглянул на сосуды и заплакал: «Это миро, отец наместник!.. Когда-то старшая братия говорила мне: откроют Лавру - замироточат главы. И вот дожили!..»

Старшая братия уже в мире ином. Фронтовики, исповедники, многие прошли тюрьмы и лагеря. Но остались верными Православию, святой Киево-Печерской Лавре. Да и наше поколение уже в летах (улыбается) , на первом рубеже к Вечному пути… А Лавра стоит и расцветает. Дай Бог, чтобы по молитвам преподобных отцов Киево-Печерских на многострадальной Украине воцарился мир. Будем молиться и верить.