Меню
Бесплатно
Главная  /  Растения  /  Чудеса иконы богородицы взыскание погибших. Десять чудес казанской иконы божией матери

Чудеса иконы богородицы взыскание погибших. Десять чудес казанской иконы божией матери

Возможность общецерковного почитания подольских чудотворных икон Божией Матери «Винницко-Рожецкой», «Зиновинской» и «Писаревской» будет рассматриваться Священным Синодом Украинской Православной Церкви. Уникальные материалы об этих святынях собраны историческим отделом Винницкой епархии и были представлены Комиссии по канонизации святых УПЦ.

PravLife публикует три рассказа об этих иконах и чудесах, явленных через них людям.

Чудеса подольских икон 1: «Спасенная из пожара Божья Матерь»

История Рожецкой иконы Богородицы удивительна и полна загадок. За пять веков много чудес и знамений ниспосланы людям через эту святыню.

Старинная литография иконы Божией Матери «Винницко-Рожецкая», по которой сделана реконструкция образа

А начало этой истории связано с двумя древними монастырями, Микулинским и Рожецким, существовавшими в XVI веке на полуострове, омываемом речкой Згар. Микулинская обитель включала три храма, владела обширными землями, имела свой лес, полевое хозяйство и поместье в Рожке, где также находилась церковь, скорее всего часовня. Такое количество храмов и владений свидетельствует о большом масштабе святыни и количестве насельников. Выполнял монастырь и оборонительную функцию, часто укрывая за своими стенами и простых крестьян от нападения татар.

Река Згар

Однако в XVII веке мужской монастырь перестал существовать и после некоторых драматических событий возродился почти через 100 лет как женская обитель, когда в Микулинско-Рожецких лесах поселились бежавшие сюда православные монахини, не желая принимать унию. Благодаря поддержке местного помещика монахини очень быстро отстроили в обители Крестовоздвиженскую церковь и кельи.

– К сожалению, недолго монастырь был православным. Уже в начале 30-х годов XVIII века монахини стали приглашать к себе на богослужение униатских священнослужителей, – рассказывает руководитель исторического отдела Винницкой епархии иерей Назарий Давидовский. – Примерно в это время в монастыре произошел пожар, во время которого сгорела церковь. На пепелище храма монахини нашли единственную икону, которая получила название «Спасенная из пожара Божья Матерь», или «Рожецкая икона Божией Матери».

«Икона не пожелала покидать свой любимый дом»

В 1748 году было принято решение о закрытии Рожецкой обители, передачи ее имущества и перехода монахинь в Винницкий женский монастырь. Однако фактически еще 40 лет монастырь существовал в полулегальном положении. Церковная власть его закрыла, помещик все делал для того, чтобы уничтожить, но монашеская жизнь тем не менее здесь не угасала.

После присоединения Подолья к Российской империи Рожецкий монастырь был признан неспособным к существованию из-за бедности и окончательно закрыт.

– О том, как все же попала Рожецкая икона в Винницу, существует народное предание и документальные факты, – рассказывает о. Назарий Давидовский. – В 1802 году благочинный Иоанн Басарский и депутат Иоанн Кульчицкий приехали в Рожок, чтобы выполнить поручение и перевезти имущество бывшего монастыря в Винницу. Крестьяне с грустью наблюдали за тем, как разбирали старую церковь, а иконы складывали на подводу. Но свою древнюю святыню – Рожецкую икону - не хотели отдавать. Люди поместили ее в бывшей монастырской трапезной. Однако через несколько дней священник вместе с депутатом снова приехали и тайком забрали икону. Когда же люди узнали об этом, то ринулись за исполнителями, чтобы вернуть святыню обратно. Но список Божьей Матери был доставлен в Винницкий монастырь.

Вид через Почтовую (Соборную), где кафедральный собор, на Монастырский переулок (ныне ул. Кропивницкого), нач. ХХ в.

Руководитель исторического отдела Винницкой епархии ссылается на исследование протоиерея Иоанна Шиповича, посвященное Рожецкому монастырю: «Существует в местном народе предание, что икона эта не пожелала покидать свой любимый дом: когда после взятия многих других священных предметов дошла очередь и до нее, то она оказалась настолько тяжелой, что многие люди не могли не только поднять ее, но даже сдвинуть с места, и только тогда оказалось возможным взять и перенести святыню, когда присутствующими был дан обет, что рано или поздно на этом месте будет построена церковь, куда и будет возвращена святая икона».

Большая загадка древней святыни

Более 40 лет Рожецкая икона Божьей Матери пребывала в Благовещенском винницком женском монастыре, и когда обитель перевели в Браилов, чудотворный образ вместе с другими святынями перенесли на новое место.

– Икона находилась в центральном храме Винницко-Браиловского женского монастыря до 1891 года, – рассказывает руководитель исторического отдела Винницкой епархии. – Когда же 17 октября 1888 царская семья спаслась от катастрофы на железной дороге, игуменья монастыря матушка Мелитина дала обет построить Александро-Мариинскую пустынь в селе Рожок. 30 августа 1891 преосвященным Димитрием было совершено освящение построенного храма, куда снова вернулась почитаемая Рожецкая икона.

Браиловский монастырь

Советская власть закрыла Рожецкую пустынь. Во время немецкой оккупации с 1941 по 1942 годы монашеская жизнь возобновилась на короткий срок. По народному преданию, однажды насельницы обнаружили, что Рожецкая чудотворная икона вся покрыта миром, словно плачет. Сестры почувствовали, что приближается беда и решили покинуть обитель, отправившись в Браилов.

Браиловский монастырь

После ухода монахинь в монастыре устроили засаду подпольщики, открыв с колокольни огонь по немецким солдатам. Фашисты сожгли обитель дотла. Больше Рожецкую икону Богородицы никто не видел.

– Дальнейшая судьба Рожецкой иконы - большая загадка, – говорит о. Назарий Давидовский. – Промыслом Божиим к нам дошло дореволюционное фото самой иконы и два ее списка. Именно на основе этих составляющих иконописцем Ростиславом Моцпаном и был реконструирован этот старинный и почитаемый на Подолье чудотворный образ.

И поскольку до наших дней Рожецкая обитель не сохранилась, а в кафедральном городе Винница святыня находилась более 40 лет, и здесь же она восстановлена, то исторический отдел Винницкой епархии предлагает именовать святыню как «Винницко-Рожецкая» и установить День ее чествования – 7 сентября (новый стиль), когда была основана Винницкая епархия.

Винницкий Кафедральный Спасо-Преображенский собор

Чудеса подольских икон 2: Богородица на святом образе открыла глаза

Зиновинская чудотворная икона Божьей Матери – один из наиболее древних подольских месточтимых образов Богородицы. Удивительна судьба этой святыни и чудеса, явленные через нее.

Комиссией по канонизации святых Украинской Православной Церкви Зиновинская икона представлена Священному Синоду УПЦ на рассмотрение возможности ее общецерковного почитания.

– Чудотворный образ села Зиновинцы предположительно можно отнести к началу XVII века. По своему изводу он относится к редкой и почти не встречающейся в украинских иконах иконографии Богоматери – «Воспитание», а также «Аравийская», – рассказывает сотрудник исторического отдела Винницкой епархии иконописец Ростислав Моцпан. – Икона написана простым благочестивым жителем села, и можно предположить, что это был искусный иконописец, т.к. образ исполнен на высоком художественном уровне. Редкая иконография и закрытые глаза Богоматери свидетельствуют, что Зиновинский образ написан по особому Божьему промышлению.

Исцеление отрока Даниила

Какое-то время икона находилась в сельском доме, источая по ночам свет. Осознавая особую благодатность святого образа, хозяйка дома отдала его в Зиновинский Иоанно-Богословский храм, построенный жителями села в 1758 году. Икону разместили в алтаре, и от неё происходили чудесные исцеления.

Известной по всему Подолью и за его пределами икона стала после исцеления по молитве к ней отрока Даниила – сына настоятеля Зиновинского храма о. Константина Стрельбицкого. Мальчика в пятилетнем возрасте разбил паралич, и отец-священник положил его перед образом Богородицы со словами: «Матерь Божия, исцели сына моего, если он выздоровеет, я отдам его Тебе на службу».

«Затем губой, которой отирается Чаша после потребления Святых даров, отер лик Богоматери, а после – лицо и голову своего сына. И – о неизреченное Владычицы милосердие – вечером того же дня отрок стал совершенно здоровым», – пишут «Подольские Епархиальные Ведомости» в №35 1893 года.

Православное издание отмечает, что «по горячим молитвам от сего образа совершались многие и великие чудеса… в былые дни около храма сего целый год стекались люди с разных сторон и много болящих, а еще более бесноватых здесь получали исцеления по молитве перед образом Богоматери и после окропления святой водой».

А жизнь Даниила после чудесного исцеления была посвящена Богу. Он принял монашеский постриг с именем Модест и, трудясь на благо Церкви, в возрасте 54 лет был хиротонизирован в епископа Екатеринбургского Александро-Невской Лавры.

Архиепископ Модест (Стрельбицкий)

Всю жизнь архиепископ Модест сохранял в сердце своем память о неизреченной милости Богоматери, даровавшей ему чудесное исцеление. И в 1895 году построил в родном селе величественный Свято-Троицкий храм, где в золоченом резном киоте установили чудотворный образ Зиновинской Божией Матери. Икону покрыли дорогой сребропозлащенной ризой, украшенной драгоценными каменьями.

Архиепископ Модест (Стрельбицкий) до конца своих дней хранил при себе список чудотворного образа и всегда возил его с собой.

После смерти владыки этот список передали в его родное селение и поместили в соборе рядом с чудотворным образом. В сохранившейся до нашего времени храмовой книге есть запись о чудотворном образе, где указано, что глаза на лике Богородицы были закрыты.

Список чудтворного образа Богородицы «Зиновинская»

Спасение святыни и 70 лет до нового чуда

– В 1935 году безбожная советская власть уничтожила Свято-Троицкий собор.

По свидетельству старожилов, в течение первых трех дней разрушения собора чудотворная икона светилась дивным светом, – рассказывает Ростислав Моцпан. – Как обычно, большевиками из храма были изъяты все церковные ценности. С иконы сняли дорогую ризу и вместе с другими иконами свалили в каплычку на кладбище. Одна из селянок взяла чудотворный образ в свой дом и использовала его в хозяйстве как крышку для погреба. Помня о главной святыне села, прихожанка храма Евдокия Дрийчук упросила женщину отдать ей икону и до конца своих дней тайно хранила её в своем доме.

Долгое время Зиновинская икона считалась безвозвратно утерянной. Даже само село Зиновинцы уже нельзя было найти на карте - оно переименовано в Шевченко. Только через 70 лет Пресвятая Богородица вновь явила Свой образ, сотворив новое чудо.

– В 2004 году в Рождественский пост в Винницу прибыл чудотворный кровоточивый образ Спасителя. В это же время хранительница Зиновинской иконы псаломщица Зинаида Серова (дочь Евдокии Дрийчук) увидела, что на иконе Богородица открыла глаза, – рассказывает Ростислав Моцпан. – Поговорив с настоятелем сельского храма, раба Божия Зинаида решила вернуть святыню церкви.

Зиновинская икона Божьей Матери

Когда икону переносили в храм, исцелилась пожилая женщина, страдавшая тяжелой болезнью ног. И это не единственное исцеление, происшедшее в наше время.

Сейчас чудотворная Зиновинская икона Божией Матери находится в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи села Шевченко. Храм обустроен в старой хате, стоящей на месте разрушенного большевиками собора.

– Рядом с чудотворным образом стоит его список, ранее принадлежавший архиепископу Модесту. Благодаря сохранившемуся списку мы видим действительно свершившееся чудо: открытые глаза Богоматери на чудотворном образе и закрытые на старинном списке – рассказывает Ростислав Моцпан. – В течение трехсот лет Богородица через Свою святыню являла в Подолии многие знамения и чудеса. И ныне Она призывает каждого обратиться к Ней в молитве и задуматься о самом главном в жизни - спасении бессмертной своей души.

Чудеса подольских икон 3: образ Богородицы – из колодца

Много милостей и знамений явила Божия Матерь через Свой чудотворный Писаревский образ – одну из самых удивительных месточтимых подольских икон. Священный Синод УПЦ рассмотрит возможность общецерковного почитания этой святыни.

Чудесное явление иконы Божией Матери произошло в селе Писаревка в ХVІІІ веке.

– В день празднования Рождества Иоанна Предтечи, на рассвете, жительница села пришла к колодцу и увидела плавающую в воде икону, – рассказывает сотрудник исторического отдела Винницкой епархии иконописец Ростислав Моцпан. – Весть об этом разошлась по всему селу, но никто из местных жителей не мог вынуть святыню из колодца. Проезжавшие через Писаревку чумаки, после общей молитвы подняли икону и с пением перенесли в дом. Тогда же стало известно о первом чуде - во время поднятия иконы житель села с поврежденной рукой исцелился, прикоснувшись к ней.

Известие о чудесном обретении иконы быстро распространилось по всей округе, и многие болящие, жаждущие исцеления, стали приходить к колодцу за водой, которую почитали чудотворной. Хозяину колодца это не понравилось, и он его засыпал. Вскоре этот человек полностью ослеп и только через 40 лет, перед самой смертью, осознал свой грех и покаялся.

Крестный ход и исцеление болящих

Икона сначала находилась в доме женщины, которая первая ее увидела в колодце. Но вскоре заметили, что на лике Божией Матери появилась влага. Поверхность иконы тщательно вытерли, но влага появлялась вновь и вновь. В народе стали говорить, что икона плачет.

Тогда по благословению священника образ торжественно перенесли в храм Рождества Богородицы соседнего села Гулевцы, поскольку своего храма в Писаревке не было. Празднование иконы было установлено на Рождество Иоанна Предтечи.

В память о чудесном обретении иконы в колодце доске придали круглую форму и изготовили для иконы специальный круглый киот с резной рамой.

– Когда в 1885 году в Писаревке была построена деревянная Свято-Покровская церковь, икона крестным ходом была перенесена в новопостроенный храм и поставлена в иконостас, где для неё было отведено особое место над Царскими Вратами, – рассказывает Ростислав Моцпан. – Во время молебнов икона торжественно опускалась для поклонения верующих. Приходившие на молитву в храм получали исцеление, и поэтому икона почиталась в народе чудотворной.

Ростислав приводит пример, о котором рассказывали старожилы:

«Девица села Пикова, узнав о чудесных исцелениях, происходящих по молитвам перед иконой, надеясь на выздоровление от тяжкого недуга, попросила людей помочь ей добраться до церкви. После вечерней службы ей разрешили остаться в храме. Проведя ночь в молитве перед иконой, наутро девушка почувствовала себя здоровой и самостоятельно вернулась домой».

Безбожники соблазнились блеском меди

В начале ХХ века для Писаревской иконы Богородицы был сделан медный чеканный оклад. А когда вскоре после революции с чудотворным образом совершался крестный ход к Калиновскому кресту, комсомольцы, препятствующие религиозному шествию, прельстились блеском медного оклада, приняв его за золотой. Безбожники попытались отобрать икону у верующих, но людям удалось спрятать святыню и тайно вернуть ее в храм.

– В 1936 году местные активисты-безбожники разрушили храм и свалили все иконы во дворе для сожжения. Когда выбросили чудотворную икону Божией Матери, она скатилась вниз с холма к одному из домов, – рассказывает Ростислав Моцпан. – Безбожники забыли об иконе, а верующие спрятали её в специально сделанном помещении с нишей, в которую поместили образ. Здесь прихожане Писаревки и жители окрестных сел молились Царице Небесной и просили Её заступничества о прекращении гонений на Церковь и верующих.

Страх перед властями и безумие роженицы

Разрушенный храм послужил строительным материалом для клуба, который построили в центре Писаревки перед войной.

А во время фашистской оккупации некий представитель немецких властей, не найдя в селе церкви, приказал за сутки построить здание для богослужений. На клубе за ночь установили новые кресты и собрали сохранившиеся у жителей села иконы. Месточтимую святыню также принесли на новое место.

Но после освобождения Писаревки храм закрыли и перестроили под магазин.

– Из страха перед властями никто из верующих не решался забрать икону в свой дом, поэтому она сильно пострадала от сырости, – рассказывает Ростислав Моцпан. – Но это забвение продолжалось недолго. Икона стала являться во время сна одному из местных жителей, и он из страха Божия решил забрать образ в дом своей матери Матроны. В этом доме, в отдельной молельной комнате, икона пребывала до конца 60-х годов. По просьбе хозяйки монахиня, проживавшая в соседнем селе после закрытия Браиловского монастыря, сделала для иконы бархатный оклад с вышитой надписью.

Писаревская икона Божьей Матери до реставрации

Чудеса от иконы продолжались и все эти годы. Рассказы о дивных исцелениях передавались из уст в уста, становились преданием. Например, в дом, где хранилась икона, привезли молодую женщину, впавшую в безумие после родовой горячки и не признающую своего ребёнка. К чудотворному образу больную удалось подвести ценой огромных усилий. Но как только женщина приложилась к иконе, она тут же пришла в себя – успокоилась и стала ясно мыслить. Позже эта женщина часто молилась Богородице перед Её чудотворным образом.

Под спудом древности и праздник в Писаревке

Со временем икона потускнела – лики Богородицы и Младенца стали едва видны. И местный художник-самоучка вызвался поновить образ, написав поверх новое изображение.

– Изображение получилось грубым и далеким от первоначального образа – икону просто невозможно было узнать, – рассказывает Ростислав Моцпан. – Хранительница иконы, раба Божия Марфа, предпринимала попытки очистить икону от позднейшей записи, но, не имея навыков, не смогла этого сделать.

Писаревская икона Божьей Матери

Пройдет еще более 20 лет, и иконописец Ростислав Моцпан собственноручно отреставрирует Писаревский чудотворный образ Божией Матери. Работа по восстановлению старинной иконы заняла у мастера около полугода.

Сейчас святыня находится в новом каменном Покровском храме села Писаревка. На месте старой сельской церкви установлен памятный Крест. И хотя колодец, где была обретена икона, не сохранился, жители села не забыли это место. Теперь там установлен поклонный Крест и выкопан новый колодец, вода которого почитается местными жителями целебной и благодатной. Возле колодца ежегодно в день обретения иконы совершается водосвятный молебен, и этот день в Писаревке считают праздником.

Казанская икона Богоматери участвует во всех значимых событиях России и ее людей. Этот образ - сокровище России, её надежда и сила.

Чудо первое: обретение на пепелище

Само обретение этой удивительной иконы является чудом - первым чудом, совершенным этой иконой. Это случилось в Казани в 1579 году, в один из самых тяжелых периодов для Руси – последнее время царствования Ивана Грозного. После страшного пожара, обратившего город в пепел, девятилетней девочке Матроне явилась во сне эта икона - еще никому ни в Казани, ни на Руси не известная. Потом той же девочке приснилась Сама Богородица и сказала передать архиепископу и воеводам, что на месте сгоревшего дома Матроны находится эта икона. Трижды девочка рассказывала о своих снах матери, и трижды мать не верила ей. Тогда во время дневного сна Матрона была чудесным образом перенесена на пепелище и оставлена там. И только после этого чуда мать прислушалась к ней. Многие люди пришли помогать в раскопках, и наконец на месте старой печи дома Матрона нашла кусок сукна, а в ней чудесную икону. Таких икон раньше никто не видел. Она была совершенно новая, будто только что написана, и вся сияла. Стоит ли говорить, что архиепископ и воеводы с плачем падали перед чудотворным образом и молились Богоматери о прощении своего неверия.

Чудо второе: изменение ветра и помощь казаков

В Смутное время, в начале XVII века, когда к Москве двинулись силы Второго ополчения, ведомого Мининым и Пожарским, они несли с собой образ Казанской Богоматери. Так распорядился святейший патриарх Гермоген, священномученик и чудотворец. Минин и Пожарский и их войско молились перед этой иконой, а 18 августа 1612 года, в день выступления ополчения к Москве, был отслужен молебен, тотчас по окончании которого вдруг, без всякой причины переменился ветер: из сильного встречного стал сильнейшим попутным. Летопись сообщает, что от ветра в спину всадники еле держались в седлах, но лица у всех были радостные, а губы славили Богородицу. 22 августа развернулось сражение у стен Новодевичьего монастыря. Знаменитые «крылатые гусары», лучшая панцирная кавалерия Европы с помощью защиты пресвятой Богородицы (благодаря которой и казаки, выбиравшие, на чьей стороне выступать, одумались) были разбиты и далеко отброшены от Москвы.

Чудо третье: покров Петербурга

Следующее чудо "государственного" масштаба произошло во время правления Петра І и служения святителя Митрофана Воронежского. Этот епископ был деятельным патриотом Российской империи - например, он пожертвовал все свои деньги на строительство флота. Пастырь был призван Петром освящать его свежепостроенный дворец - и святитель преподал Петру урок, трижды проигнорировав приглашение. «Скажите этому черноризцу, что если он немедленно не приедет ко мне, то я прикажу привезти его голову на блюде, как главу Иоанна Предтечи», - разгневался император. Святой Митрофан ответил на это так: «Передайте этому безбожному царю, что моя голова останется цела, а свою голову государь скоро сложит, если не возьмет себе в помощницы заступницу усердную – Матерь Божию. А дворец я приеду освятить только после того, как из него удалят статуи языческих богов». Что произошло в итоге? Император стоял на коленях перед святителем (он приехал к нему сам), просил прощения и святых молитв о себе и о стране... Именно святитель Митрофан сказал Петру взять икону Казанской Божьей Матери и закладывать с ее помощью северную столицу, ибо Бог благословляет его на это. "До тех пор, пока Казанская икона будет в столице и перед нею будут молиться православные, в город не ступит вражеская нога". А петербургский Казанский собор известен ныне каждому.

Чудо четвертое: победа над Наполеоном

Обращался к Казанской иконе и М.И. Кутузов - в 1812 году, после назначения его главнокомандующим, он сразу поехал в Казанский собор и молился у чудотворного образа. В своей молитве великий полководец просил благословения у Божией Матери на борьбу с врагами, так уверенно шедшими на Россию. Именно 22 октября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери по старому стилю, русские войска под предводительством Милорадовича и Платона разбили арьергард Даву. Эта победа была первой победой русского оружия в Отечественной войне. Потери французов были огромными - около 7 тысяч человек. Ко всему, в этот день выпал первый снег и начались наши известные крепкие морозы, прогнавшие французов. С этого дня армия неприятеля стала таять. Сам же Кутузов завещал похоронить себя в этом храме, ставшем памятником войны 1812 года. Интересно, что иконостас его алтаря изготовлен из серебра, отбитого у французов. Скульптуры Кутузова и Барклая де Толли стоят у его фасада.

Чудо пятое: спасение императора и оживление веры

Взрыв в Зимнем дворце 5 февраля 1880 года известен всем. Там в солдатной караульной находилась, заведенная на деньги, пожертвованные нижними чинами гвардейских частей, икона Казанской Божией Матери. Она была богата украшена, покрыта стеклом и увешана образками. Разумеется, во время взрыва все это разлетелось вдребезги. Однако когда из-под обломков и мусора были добыты трупы погибших и оставшиеся в живых раненые, под этой же грудой мусора нашли всю икону без следов повреждения. Это событие произвело сильнейшее впечатление на солдат, и вера многих из них ожила. Каждый день в свободные минуты они стали прикладываться к чудодейственному образу, "своим могущественным покровом предотвратившей выполнение адского замысла, направленного против священной особы Государя Императора и членов его Августейшей семьи".

Чудо шестое: помощь во Второй Мировой

Известнейшее чудо Казанской иконы Божьей Матери - ее помощь русским в Великой Отечественной войне в ХХ веке. Многие знают, что этот образ проносили крестным ходом вокруг Ленинграда, осада которого продолжалась так долго и который так и не удалось взять врагам. Но немногим известно, что это сама Богоматерь повелела совершить этот крестный ход, и не только его - она указала пути спасения России. Илия Салиб, митрополит гор Ливанских, горячо, всем сердцем (и в полном воздержании от еды и сна) молился о спасении России перед иконой Казанской Божией Матери. И вот через трое суток бдения потолок кельи растворился и воссиял столп огненный, в котором явилась Сама Матерь Божия. "Сын Мой, встань, не плачь, молитва твоя услышана", - троекратно произнесла Пресвятая Дева. - "Успеха в войне не будет, доколе не отворят все закрытые по стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии; не выпустят из тюрем и не возвратят с фронтов священство – для богослужения..." Известно, многое из этого было исполнено. Сталин вызвал в те дни к себе митрополита Ленинградского Алексия, митрополита Сергия и обещал исполнить все, что передал Илия Салиб, ибо не видел другой возможности спасти положение.

Чудо седьмое: о простых людях

Множество, если не большинство свидетельств об исцелениях у Казанской иконы, связаны с исцелениями глаз. С давних времен у чудотворного образа и его списков исцелялись незрячие - младенцы, взрослые, старцы - и вот одно из таких свидетельств:
"Некая Елена, жена священника Григория, пришедшего из Полоцка и жившего на месте, прозванном село Тагашево, три года страдала болезнью глаз, так что ничего не видела. Прослышав о многих и преславных чудесах Иконы Пречистой Богородицы во граде Казани, пошла Елена в тот град к чудотворному Образу просить милости. Еще не дойдя града Казани и семи поприщ, внезапно увидела она свет своими очами, как будто никогда и не болела. Придя в монастырь к чудотворному Образу, воздала она хвалу Богу и Пречистой Богородице".
В этой истории хорошо видно, что паломничество - это путь к святому месту или образу, а не только сам этот образ. Во время духовного пути, который проделывает человек, он получает спасение.

Чудотворная икона Богородицы Взыскание Погибших – это божественное изображение заступницы, которая утешает людей во всех скорбях. Данную икону также называют «Избавлением от бед страждущих». Празднование в честь лика Девы Марии проводится ежегодно 18 февраля (по старому стилю – 5 февраля).

Почему этот образ так называют?

Верующих интересует, почему этот лик Пресвятой Богородицы называется «Взыскание погибших»? На самом деле речь идет не о мертвых людях. Погибшими принято называть тех, кто перестал видеть что-либо хорошее в своей жизни, утратил надежду, потерял опору, именно эти люди и об этих людях молятся данной иконе.

Богородица дает силы просящему и тому, за кого просят. Пресвятая Дева готова удостоить прощения, то есть взыскать, каждого, кто находится на краю гибели в прямом или переносном смысле. Основное значение иконы – возвращение к вере тех людей, которые утонули в пороках или нищете, страдают от болезней. Образ «Взыскание погибших» – это последняя надежда для тех, кто впал в отчаяние и не может помочь себе. Также этот лик – опора для родителей, молящихся о своих детях. Пресвятая Богородица считается покровительницей и заступницей малолетних.

Иконографические особенности образа

На этой иконе Божья Матерь изображена сидящей. На ее коленях стоит маленький Иисус и обнимает мать руками за шею, левой щекой прижимается к ее щеке. Руки Святой Девы образуют кольцо вокруг фигуры младенца Христа, пальцы ее сцеплены в замок. Хотя изображение не нарушает каноны иконографии, такой вид святыни является одним из самых редких.

Существует несколько вариантов этого изображения: с покрытой и непокрытой головой Богородицы, со сцепленными или не сцепленными руками. Иногда композиция включает дополнительные элементы, например, изображение святых или окно с пейзажем. Так, на Московской иконе Дева Мария изображена в окружении святых и с непокрытой головой.

На Борской иконе, в верхней части, изображено крещение Христово. Это связано с тем, что крестьянин Обухов, согласно поверьям, был спасён от смерти чудодейственным образом именно в праздник Крещения. Необычны и размеры данного изображения: его высота превышает 200 см, а ширина составляет 125 см.

Сейчас святыню можно увидеть во многих храмах. Она присутствует в таких обителях, как:

  1. Собор Воскресения Словущего (Москва)
  2. Храм Положения Ризы Господней (Москва).
  3. Храм Воскресения Христова (Тарус).
  4. Высоцкий мужской монастырь (Серпухов).
  5. Никольский собор (Серпухов).
  6. Покровский кафедральный собор (Самара).
  7. Храм Покрова Божией Матери (Мариенбург).

Следует помнить, что чудотворной силой обладает не только оригинал образа, но и многие списки с него.

В чем помогает Святой лик?

Главный вопрос, которым задаются православные христиане, узнав о существовании данного образа: о чем молятся иконе Взыскание Погибших? К изображению Божьей Матери обращаются, если молящиеся или их близкие:

  • отвернулись от Господа, потеряли Веру во всё хорошее и надежду на счастливое будущее;
  • хотят получить защиту для себя или своих близких в период боевых действий;
  • желают избавиться от различных недугов: головных болей, лихорадки, болезней глаз, различных тяжёлых заболеваний;
  • надеются освободиться от пагубных зависимостей (алкогольной, наркотической);
  • надеются удачно создать семью, обрести счастье в отношениях, научиться мудрости и терпению (чаще всего с такими просьбами обращаются молодые девушки);
  • хотят, чтобы их брак был крепким и счастливым;
  • желают раскаяться и получить прощение за совершенные грехи;
  • хотят, чтобы их дети росли здоровыми и счастливыми;
  • надеются облегчить состояние безнадежных больных.

Богоматерь поможет всем, кто к ней обращается. Главное, чтобы молитва шла от чистого сердца и исполнялась с абсолютной верой в Бога. Чем сильнее вера человека, тем быстрее он получит помощь и заступничество от Девы Марии.

Как обращаться к образу Пресвятой Девы?

Молиться Матери Божьей можно, используя канон или своими словами. Бывает так, что человек начинает обращение к образу, используя текст канона, но по ходу молитвы у него начинают вырываться свои слова, идущие от сердца. В этом случае нужно сказать всё, чего хочет душа, а потом продолжить читать канон. Лучше всего обращаться к Пресвятой Богородице перед иконой в храме.

Мы, православные христиане, чаще всего молимся Деве Марии с помощью двух молитвенных текстов. Также существует акафист (хвалебное церковное пение) образу Богородицы. В акафисте содержится 13 кондаков и икосов. Там освещаются некоторые события, связанные с появлением данной иконы и с ее восхвалением. Канон также содержит просьбы к Богоматери о помощи и защите, в конце обращения читается заключительная молитва об избавлении всех людей от бед.

История образа и легенды, связанные с ним

Первые упоминания об иконе Богоматери «Взыскание погибших» относятся к VI веку, именно тогда люди впервые увидели чудеса, сотворенные Святым образом. Согласно легендам, инок Феофил, исполнявший обязанности церковного эконома в Адане, был оклеветан, а затем изгнан из дома архиерея. Он затаил в душе сильную обиду на тех, кто так поступил с ним, отвернулся от Бога и Девы Марии. Затем заключил союз с дьяволом.

Но оказавшись на пороге духовной гибели, Феофил очень испугался всего того, что успел совершить. Он искренне, горячо попросил Деву Марию спасти его. Он молился образу Богоматери, который называл «Взыскание погибших». Божья Матерь, услышав искреннюю молитву, приняла раскаяние Феофила. Она подарила ему прощение, освободила от обязательств перед дьяволом. После этого инок посвятил свою жизнь служению Богу.

Первые чудеса, сотворенные Святым Ликом на Руси

Первое упоминание об иконе «Взыскание погибших» на территории Руси присутствует в церковных записях 1548 года. Данный образ находился в Московском храме Воскресения Словущего, принадлежал предположительно кисти итальянского художника.

Согласно легендам, в 1666 году воевода города Саратова Кадышев был ранен, но исцелился после того как увидел в Волге чудотворный образ Девы Марии. Спустя 200 лет его потомок Кадышева основала в селе Раковка женский монастырь и стала его первой настоятельницей. Главной ценностью этого монастыря была икона «Взыскание погибших», которая исцелила много верующих. Граф Шереметьев заказал для этого образа золоченый киот, украшенный драгоценностями. Он это сделал из благодарности за исцеление своего сына.

Деяния Борского (Тарусского) образа

Наиболее известным чудом, сотворенным Борскою иконою Божьей Матери, является спасение крестьянина Федота Обухова. Он выехал из дома в сильный мороз и заблудился по пути, к вечеру крестьянин обессилел и сильно замерз, после чего с чувством безнадежности лег в сани и начал молиться Деве Марии.

Он пообещал Святой Заступнице, что если останется жив, то закажет список с иконы Божией Матери «Взыскание погибших» и передаст его приходской церкви. Чудесным образом сани Обухова оказались у одной из крестьянских изб. Хозяин этой избы услышал женский голос, который сказал: «Возьмите!». Он вышел на улицу, увидел замерзающего в санях Федота.

После выздоровления Обухов не забыл о своем обете и обратился к иконописцу Гурову с просьбой нарисовать икону. Но иконописец потребовал у крестьянина такую сумму денег, которой у того не было. Как только Обухов вышел за дверь, иконописец ослеп. Тогда он осознал, что получил наказание за свою жадность. После этого Гуров пообещал Федоту написать извод за любую цену, и зрение к нему вернулась.

Икона, написанная по заказу Федота Обухова, была пожертвована церкви села Бор. Многие люди приходили поклоняться этому образу и просить о его заступничестве. На пожертвования прихожан затем был возведен новый храм. И снова случилось чудо. Церковный староста во сне увидел, где будет располагаться данная икона, а потом из Синода пришёл указ о строительстве храма именно в этом месте.

В 1871 году святой образ спас город Серпухов от эпидемии холеры. Также икона помогла излечить немого и парализованного мальчика. В благодарность за совершенные чудеса жители города подарили борскому храму Евангелие, на котором была изображена икона и сделана запись о свершившихся чудесах.

Данное изображение было утрачено в советский период, но в 1985 году церкви Воскресения Христова Тарусского района был передан список с этой иконы. О том, что это копия почитаемого Лика, свидетельствует надпись на изображении.

Чудеса образа из храма Воскресения Словущего

Согласно преданию, Лик Божией Матери, находящийся сейчас в храме Воскресения Словущего, был перенесен из Храма Рождества Христова в Палашевском переулке.

Последний собственник иконы стал вдовцом и оказался на пороге нищеты. Он усердно молился Пресвятой Богородице, прося ее спасти его от отчаяния и устроить судьбу трёх его дочерей. Дева Мария откликнулась на мольбы мужчины и помогла его дочерям удачно выйти замуж. Собственник счел себя недостойным держать этот чудотворный образ дома и передал его храму.

В 1812 году французы разграбили Палашевский храм. Верующие после этого нашли икону среди хлама, она была расколота на три части. Но даже в таком виде чудотворный лик совершил множество исцелений. К нему обращались невесты накануне свадьбы с просьбой о счастливом браке, а также люди, погибающие от нищеты, пьянства, болезней. К иконе приходили матери, просившие о заступничестве для своих детей.

Восстановленный храм работал до 1934 года, а потом его закрыли. Иконы и утварь из храма передавались различным монастырям, церквям. Образ «Взыскание погибших» сам для себя выбрал новый дом. Когда икону пытались перевезти в Пименовскую церковь, повозка не сдвинулась с места.

Тогда люди решили, что сама Богородица не хочет там находиться, и выбрали для святыни новое место – Воскресную церковь, которая располагалась на Малой Бронной. Повозка буквально летела к месту назначения. После того, как церковь была снесена, образ переместили в храм Воскресения Словущего.

История святого лика из Высоцкого монастыря

Чудотворная икона ежегодно, начиная с 1892 года, доставлялась в город Серпухов для осуществления торжественного Крестного Хода. Каждый православный христианин имел возможность поклониться этой святыне и попросить Богоматерь о помощи. Особой удачей считалась возможность принять этот образ для молитвы у себя дома.

Прекратился обычай после Октябрьской революции, а храм, где хранилась икона, был уничтожен. Но верующие продолжали поклоняться святыне и бережно хранили ее списки. Одна из таких копий находилась в Троицком храме, но он был закрыт в 1961 году, а икона перестала быть доступной для верующих, 35 лет она находилась в хранилищах историко-художественного музея Серпухова.

Святой образ вновь появился в городе в 1996 году, его поместили в Ильинский храм для осуществления молитв. Этот день стал настоящим праздником для жителей города. Окончательное возвращение «Взыскания погибших» произошло 18 мая 1997 года, когда икона была передана историко-художественным музеем Высоцкому монастырю. Сейчас Святой лик доступен верующим и продолжает совершать чудеса.

Легенда о чудесах образа из Псковского монастыря

Легендами овеяно появление Божественного образа в Псковском монастыре. Согласно преданию, блаженная Матрона Московская сообщила своей матери о том, что ей всё время снится, будто к ним в церковь просится Царица Небесная. После этого Матрона благословила женщин на сбор денег по всем деревням для изготовления святыни.

Одни верующие приносили щедрые пожертвования, а другие скупились. Так, один мужчина нехотя отдал один рубль, а его брат посмеялся и дал всего одну копейку. Когда пожертвования принесли Матроне, она их перебрала, нашла те самые рубль и копейку, и попросила вернуть их обратно, потому что они портили все остальные деньги.

Когда была собрана необходимая сумма, Матрона обратилась к художнику и спросила, сможет ли тот изготовить образ. Он ответил, что это для него привычное дело. Матрона повелела ему исповедаться и причаститься у Святых Христовых Тайн, и только после этого приступать к работе. Художник так и сделал, но через время вернулся к Матроне и сказал, что у него не получается написать образ.

Блаженная почувствовала, что у иконописца остался один не исповеданный грех. Она сообщила ему об этом. Художник был потрясён и снова отправился на покаяние и причастие. Также он попросил прощения у Святой Матроны. После этого проповедница сказала ему, что теперь он сможет написать икону. Он действительно смог ее изготовить. Матрона не расставалась с этим Святым ликом до самой смерти. Сейчас изображение хранится рядом с мощами блаженной.

Другие известные образы

Чудесные события связаны не только с вышеперечисленными иконами, но и с другими изображениями «Взыскание погибших». Так, Лик, который хранится в церкви Покрова Божьей Матери города Мариенбурга, был написан в 1888 году монахинями из Раковской женской обители.

После Октябрьской революции Святой образ был утрачен, но чудом найден в 50-е годы прошлого века. Долгое время он использовался как доска на пешеходном мосту. Затем его поместили в храм Покрова Божией Матери, после чего стали происходить чудеса. Лик начал мироточить накануне празднования Дня памяти этой иконы в феврале 1994 года.

Согласно сохранившимся старинным рукописям, икона из Раковского монастыря несколько раз образом меняла свой вид: обычно она была темной, с едва различимыми изображениями, но иногда образ просветлялся, начинал светиться изнутри. Верующие считали это Божьим посланием о предстоящих радостных событиях. Также описан случай появления на руках Богородицы и Иисуса капель миро. Это происходило с мая по октябрь 1895 года, то есть, в первые месяцы после освящения нового Свято-Троицкого монастыря.

А чудотворный образ «Взыскание погибших» из села Малижина Харьковской губернии, появившийся в 1770 году, три раза избавлял местных жителей от холеры.

В христианстве известны подлинные случаи, когда иконописное изображение сотворяло чудо и приносило людям спасение или исцеление. Узнайте, какие иконы признаны чудотворными и как они могут вам помочь.

Церковь о чудотворных иконах

Церковь объясняет явление чуда, Божьей благодатью, которую Господь передает через икону. В православии, чаще всего чудотворными становятся изображения Богородицы , а в мире чудотворных икон насчитывается около тысячи.

Первым чудотворным изображением считается Спас Нерукотворный. На белой ткани, которой Иисус Христос вытер лицо, отразился лик Спасителя. Эта икона, называемая плат, достоверно исцеляла больных людей.

Чудотворной считается не только обретенная икона, которая сотворила чудо и уберегла верующих от бед и недугов, но и все образа, списанные с нее. Главное, чтобы мастер вкладывал в свою работу нужный смысл и вел праведный образ жизни. Иконописец должен соблюдать строгий пост и проводить время уединенно, посвящая себя молитвам. Только после этого он может приступить к написанию Святого лика.

Признанные чудотворные иконы

Одной из самых известных чудотворных икон является образ Владимирской Божьей Матери. Икона особо почитаема в православии и считается крепкой защитой для всех верующих. Образ не один раз спасал Русь от пришествия врагов. В частности помог избавиться от Татаро-монгольского Ига.

Также особо ценной считается икона Казанской Божьей Матери . Святой лик был обретен в 1579 году на месте страшного пожара, который почти уничтожил Казань. Образ Божьей Матери помог всем нуждающимся и исцелил пострадавших от страшного пламени. Когда обретенную икону несли через город, прозрели два слепца. До наши дней дошли их имена: Никита и Иосиф.

Икона Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость» появилась в Москве в 1688 году, при неизвестных до сих пор обстоятельствах. В том же году смертельно больной вдове привиделось что Царица Небесная направляет ее к своему образу. Отстояв службу перед иконой «Всех Скорбящих Радость» женщина мгновенно обрела здоровье и исцелилась от смертельного недуга.

Перечислять изображения через которые Господь послал чудо на Землю можно очень долго, почти каждый известный образ написан по примеру чудотворной иконы.

Мироточение

Одной из распространенной форм чуда является мироточение. Плачущие иконы способны предупредить людей о большой беде или принести большую радость, исцеление или спасение души.

Икона — священное изображение, на протяжение многих веков, верующие обращаются к ликам Святых и находят в них поддержку и защиту. Икона способна не только молчаливо выслушать человека, но и сотворить настоящие чудо для истинно верующего. Берегите себя и своих близких и не забывайте нажимать на кнопки и

17.08.2015 00:10

Матрона Московская - одна из любимых и почитаемых православными верующими святых. С самого рождения она...

Богородице посвящено огромное количество образов, и каждый из них несет нечто особенное и важное. Узнайте, когда обращаться к одной...

О мироточении (истечении маслянистой благоухающей жидкости) икон известно давно. Раньше подобные случаи происходили крайне редко. За две тысячи лет зафиксировано не больше 18 случаев мироточения икон Пресвятой Богородицы. Мироточение икон происходило не больше двух-трех раз в столетие. В конце же двадцатого века и начале двадцать первого, буквально хлынул поток сообщений о мироточащих иконах.

Количество сообщений о мироточащих иконах в наше время стали появляться чуть ли не еженедельно. Например, в расположенном в г. Иваново Свято-Веденском монастыре в период с декабря 1998 по март 1999 года мироточили, если верить сообщениям, 1047 икон.(!)

Широкую известность приобрел случай, когда в военном городке Клин-2 у пожилой женщины стали мироточить почти все имеющиеся в доме иконы. После публикаций в СМИ к женщине устремились многочисленные паломники, привозившие с собой свои иконы. И привезенные иконы тоже начинали мироточить. Женщина перестала ходить в церковь, совершая самостоятельные молебны дома. К ней стали приезжать сомнительного вида «старцы», к которым она водила на «лечение» всех знакомых. Возникает резонный вопрос: от Бога ли было чудо мироточения?

Как это ни покажется странным, но мироточат не только иконы святых. Известны случаи мироточения изображений Григория Распутина и даже царя Ивана Грозного.

Служители церкви считают мироточение икон знаком милости и поддержки свыше, но к сообщениям об очередном мироточении относятся с большой осторожностью – уж слишком часты случаи фальсификаций. По каждому случаю мироточения епархиальным управлением назначается специальная комиссия, в функции которой входят осмотр иконы и опрос свидетелей. Если комиссия выносит положительное решение, создается новая комиссия для проведения более тщательного расследования.

Один из случаев фальсификации был разоблачен еще царем Петром Первым. Оторвав оклад от доски, на которой была изображена «плачущая» икона, Петр обнаружил на противоположной стороне сделанные напротив глаз углубления, в которые было заложено густое деревянное масло. Когда икона нагревалась от пламени свеч, масло начинало вытекать через проделанные в глазах небольшие дырочки. После этого царь в жесткой форме приказал церковнослужителям, «чтобы Богородицы отныне не плакали».

Не так давно, в ходе визита Папы Римского в Грецию, служители греческой православной церкви объявили, что одна из икон стала источать кровавые слезы, будто свидетельствуя о богопротивной сущности визита главы католической церкви. Анализ «слез» показал, что они являются соком дикой вишни. Оказывается, что шарлатаны есть не только среди простых людей, а и среди самих священнослужителей.

Руководитель ростовского Научно-исследовательского центра «Энио» Виктор Рогожкин считает мироточение проявлением полтергейста. И пвозникает оно после того, как молящийся человек, стоя перед иконой, вспоминает умерших людей. При этом происходит пересечение границ нашего мира и мира, где обитают после смерти души умерших. Но это только гипотеза.

Иногда происходят встречи людей с изображенными на иконах святыми.

В шестидесятых годах прошлого века двух океанологов, бравших ночью пробы воды в Белом море, унесло в открытое море. Дрейфуя в море, они заметили огонек и, работая веслами, причалили к незнакомому берегу. На суше им повстречался старик с седой бородой, одетый в широкий светлый плащ. Несмотря на холодную погоду, головного убора на нем не было.

На вопрос, где можно найти жилье, старик пояснил, что недалеко живет рыбак, и указал океанологам направление, в котором надо идти. Пройдя шагов десять, один из океанологов оглянулся. Старика не было. Он словно растворился в воздухе.

Найдя жилище рыбака, приятели пояснили хозяевам, что дорогу к их дому им указал старик. И рыбак, и его жена сильно удивились, сказав, что они находятся на острове. И, кроме них, на нем людей нет.

Один из океанологов всмотрелся в лики, изображенные на висевших в доме иконах. И похолодел. На одной из икон был изображен старик, встретившийся им на берегу, одетый в широкий светлый плащ. Океанолог спросил хозяйку, кто изображен на иконе, и она пояснила, что это образ святого Николая Чудотворца. Узнал в Николае Чудотворце старика и его товарищ.

Студент Павел Д. жил в небольшом, старом и ветхом домике, доставшемся в наследство от покойной бабушки. Однажды, неожиданно проснувшись среди ночи, он увидел, что возле кровати стоит бородатый человек в необычном одеянии. Он властно потребовал, чтобы Павел пошел с ним. И Павел сразу понял, что обязательно должен идти с незнакомцем. Как только они вышли из дома, рухнула крыша. А затем ветхий домишко развалился в считанные секунды. Уцелела только одна стена. Незнакомец исчез.

Позже, разгребая завалы в поисках своих вещей, Павел нашел принадлежавшую бабушке старую икону.

Через несколько лет один из знакомых Павла предложил икону отреставрировать. Когда реставратор снял верхний слой, под ним открылось изображение бородатого святого. И Павел узнал в нем того, кто спас его от смерти, заставив выйти из обреченного на разрушение дома.

Огульно отрицать то, что чудеса с иконами действительно происходят, конечно, нельзя. Вполне возможно, что они случаются. Только сообщения об этих реальных чудесах подчас тонут в потоке сообщений шарлатанов и мистификаторов о чудесах мнимых.