Меню
Бесплатно
Главная  /  Цветы  /  Если не работает кондиционер дома. Что делать, если кондиционер не работает после долгого не использования? Почему капает вода из кондиционера внутри помещения квартиры

Если не работает кондиционер дома. Что делать, если кондиционер не работает после долгого не использования? Почему капает вода из кондиционера внутри помещения квартиры

Что делать, если мешает кондиционер соседа? С таким вопросом часто обращаются в сервисные центры. Разберем причины и алгоритм действия владельцев кондиционеров, мешающих соседям.

Почему кондиционер мешает соседям?

Основные причины того, что кондиционер мешает соседям:

Каковы причины шума кондиционера?

Если мешает кондиционер соседа, необходимо для начала поговорить с самим соседом. Возможно, он и не догадывается о проблеме.

Чаще всего беспокойство соседям доставляет наружный блок кондиционера. Монтируют его обычно как можно ближе к внутреннему модулю, а значит возле окон. Поэтому о том, что соседи установили кондиционер, можно догадаться о мерном гудении, иногда довольно громком.

Если недавно соседи установили кондиционер и он гудит, причина может скрываться в неграмотном монтаже:

  • Не поставлены резиновые прокладки, гасящие вибрацию. Монтируют их между ножками и кронштейнами. Если их нет, вибрация от наружного блока напрямую передается кронштейнам и стене;
  • Болты вкручены возле металлической арматуры. Если место для креплений выбрано неудачно, вибрация передается напрямую металлической арматуре, шум очень силен, кажется, что трясется стена. Изменить ситуацию, помирить соседей и кондиционер получится лишь переносом креплений;
  • Вибрирует крышка или решетка. Такое случается с дешевыми моделями климатической техники. Восстановить тишину можно, сняв лишние запчасти (некоторые из них нужны лишь для красоты) или установив прокладки. Декоративные и нерабочие элементы обычно бесполезны, но во время работы гудят и вибрируют.

Если оборудование работает не первый месяц и соседи стали жаловаться на кондиционер, возможные причины шума:

  • Компрессор изношен. Если он работает много лет, но не проводились профилактические меры, может появиться гул, вибрация;
  • Вентилятор тоже может издавать громкий треск, если лопасти его начинают задевать за решетку, намерзшие льдинки, попавшие внутрь веточки.

Проблема может заключаться и во внутреннем блоке. В панельных домах стены достаточно хорошо проводят звуки и соседи кондиционер могут слышать отлично.

Причины шума внутреннего блока.

Если кондиционер не работает, или работает не так, как обычно (то есть, например, включен на охлаждение, но помещение не охлаждает) — пугаться не стоит. А стоит делать вот что:

  • Прежде всего, прочитайте инструкцию по использованию кондиционера. Такая инструкция на русском языке обязательно прилагается к каждому кондиционеру и содержит раздел «Устранение неполадок». Возможно, кондиционер просто не включен в розетку, сели батарейки пульта ДУ или загрязнился воздушный фильтр.
  • Не пытайтесь разбирать и ремонтировать кондиционер сами — иначе на гарантийный ремонт можете не рассчитывать. Статья 18, пункт 6 закона РФ «О защите прав потребителей» гласит, что «Не подлежат бесплатному устранению дефекты, вызванные неправильным использованием товара». Если не удалось решить проблему с кондиционером, звоните в сервис-центр, телефон которого написан в гарантийном талоне. Во многих случаях опытный специалист сможет выяснить суть проблемы с кондиционером и помочь Вам решить ее по телефону.
  • Если консультации не помогли, вызовите специалиста на дом . .

Основные причины неисправностей кондиционера

Загрязнение воздушных фильтров внутреннего блока

Фильтры кондиционера — это мелкие сетки, расположенные под передней панелью, через которую засасывается воздух. Они задерживают пыль из воздуха, проходящего через внутренний блок кондиционера. Фильтр кондиционера защищает от пыли не только людей, пользующихся кондиционером, но и радиатор внутреннего блока. По сути, кондиционер работает как пылесос, а фильтры играют роль пылесборника. Обычный фильтр кондиционера нужно просто мыть в теплой воде 2-3 раза в месяц. Устанавливают в кондиционерах и более «продвинутые» фильтры (дезодорирующие, антибактериальные и т.п.) — с ними поступайте согласно инструкции.

Фильтры кондиционера всегда должны быть чистыми: если их долго не промывать, то произойдет следующее:

  1. уменьшится обдув радиатора внутреннего блока
  2. воздух в помещении будет хуже охлаждаться
  3. нарушится режим работы холодильной системы, что может привести к обмерзанию медных трубопроводов. При выключении кондиционера лед начнет таять, и из кондиционера будет капать вода.
  4. При сильно загрязненных фильтрах дренажная система может полностью забиться пылью, и конденсат начнет литься из внутреннего блока кондиционера.

Обратите внимание: очистка фильтров не входит в обычное гарантийное обслуживание и ее должен выполнять владелец кондиционера в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации.

Недостаток фреона в системе

Еще одна частая причина неисправности кондиционера — нормируемая утечка хладагента . Нормируемая утечка (около 5 — 7% общего количества фреона в год) происходит всегда, даже при вполне качественном монтаже - это неизбежное следствие соединения межблочного трубопровода путем развальцовки. Поэтому , иначе количество хладагента в системе недопустимо снизится, а это может иметь самые печальные последствия для кондиционера: компрессор при работе охлаждается фреоном и при его недостатке возможен перегрев и заклинивание компрессора. Ремонт компрессора обычно сводится к его замене и стоит всего вдвое меньше, чем новый кондиционер.
Признаки недостатка хладагента в системе такие:

  1. на штуцерных соединениях наружного блока кондиционера (место подсоединения труб к нему) образуется лед и иней
  2. воздух в помещении слабо охлаждается (обычно разность температур на входе и выходе внутреннего блока составляет не менее 8 — 10°С).

Если Вы подозреваете, что произошла и его количество недостаточно — выключите кондиционер и обратитесь в сервисную службу.

    Близкие по теме статьи:

Хотя в современных моделях кондиционеров и сплит-систем предусмотрен режим обогрева, всё же большинство пользователей используют технику только летом на холод. Поэтому у оборудования есть период простоя. Но вот началось жаркое время, вы включили кондиционер после зимы и обнаружили, что:

  • сплит-система не охлаждает, а дует тёплым воздухом;
  • климатизатор запустился, поработал и перестал охлаждать, теперь кондиционер дует теплом, и температура в помещении не понижается.

Мы подготовили статью о причинах, из-за которых кондиционер дует, но не охлаждает воздух, чтобы помочь вам разобраться в ситуации и решить, нужно ли вызывать мастера.

А действительно ли кондиционер не охлаждает? Проводим диагностику

Прежде чем выискивать в сплит-системе неполадки, проверьте внешние причины, не связанные с оборудованием. Помимо холодопроизводительности самого кондиционера на охлаждение помещения влияет:

  • Время работы климатической техники. Клиенты часто забывают, что когда кондиционер включается, то не охлаждает воздух в помещении мгновенно. Для ощутимого понижения температуры нужно 10, 15, 20 минут. В зависимости от размеров помещения, температуры на улице и внутри и мощности сплит-системы.
  • Соответствие мощности сплит-системы внешним параметрам. Кондиционер небольшой мощности естественно не сможет существенно охладить просторную комнату, когда на улице жарко, и помещение сильно прогрелось. При выборе оборудования часто упускают, что нагрузка может быть пиковой, а кондиционер надо брать с запасом «силы».
  • Изолированность помещения. Кондиционер в квартире будет плохо охлаждать, если есть «дыры в герметичности» помещения: открытые окна, двери, работающая вентиляционная система. Дополнительный приток тепла снаружи или принудительный отток холодного воздуха из комнаты - те причины, которые приводят к слабому охлаждению.
  • «Заблокированный» вход или выход воздуха , ещё одна причина. Препятствия в виде штор, жалюзи, мебели мешают нормальной циркуляции воздуха и, как следствие, охлаждению.

Если мощности хватает, вход и выход свободен, окна-двери прикрыты и прошло достаточно времени, но прохладнее не стало, значит, надо провести диагностику оборудования. Проще говоря, измерить температуру воздуха на входе в кондиционер и на выходе.

Входную температуру измеряют у воздухозаборных решёток. Положите термометр на корпус или подержите в руке. Выходную измеряют в струе снаружи или чуть просунув термометр вовнутрь через жалюзи.

Внимание! Не толкайте термометр глубоко в корпус. Он может попасть под лопасти вентилятора.

У исправного кондиционера перепад температур на «входе-выходе» находится в пределах 7-15 градусов. Если вы только включили кондиционер на максимальное охлаждение, а перепад получается меньше этих значений, значит, ваша сплит-система плохо холодит из-за каких-то внутренних причин.

Кроме того, можно сверить выходную температуру потока с паспортными значениями. Обычно в паспорте оборудования указывают температуру режима охлаждения на выходе, например, 6-14°C у неинверторных систем. Инверторы при включении выдают такие же параметры, а после достижения заданной температуры в комнате чуть поднимают значение на выходе - до 12-17°C градусов. Если температура выходного потока превышает паспортную, то следует искать неполадку внутри кондиционера.

Кондиционер дует тёплым воздухом, какие неполадки можно устранить самостоятельно

С частью причин плохого охлаждения вы можете справиться самостоятельно. В таблице собраны основные из них, и даны рекомендации по устранению сбоя в работе оборудования.

Признак Возможная причина Как исправить
Кондиционер плохо охлаждает помещение. Установлена высокая температура в настройках. Для быстрого охлаждения рекомендуется выбирать минимальную. А потом переключать на комфортную. Скорректируйте режим охлаждения.
Кондиционер включается, но не холодит. Выбран режим вентилятора. И воздух просто циркулирует без охлаждения. Выберите режим охлаждения.
Кондиционер дует теплом (для моделей с режимом обогрева) Включён режим обогрева по ошибке. Задайте режим охлаждения.
Охлаждение слабое. Может подтекать и / или обмерзать внутренний блок кондиционера. (грубой и тонкой очистки). Пыль, шерсть, волосы забивают фильтры и оседают на пластинах теплообменника. Из-за чего ухудшается теплосъём с испарителя: радиатор плохо отдаёт холод в воздух, что приводит к слабому охлаждению.
При сильной загрязнённости внутреннего блока трубки испарителя могут обмерзать. Пыль также может засорить дренажный шланг, тогда конденсат будет оставаться в поддоне, а затем капать из внутреннего блока.
Почистите фильтры. Чтобы их достать откройте крышку блока. Как это сделать, описано в инструкции. Затем вытащите фильтры и хорошо промойте под струёй холодной воды и установите чистые на место.
Внимание! Использовать горячую воду нельзя, фильтры могут деформироваться.
Если сами боитесь «лезть» во внутренний блок кондиционера, вызовите мастера.
Плохо охлаждает, замолкает компрессор во внешнем блоке. Загрязнён радиатор внешнего блока. На теплообменнике скопились пыль, пух от растений, налёт от «выхлопа» автотранспорта, может быть затруднено вращение вентилятора. Всё это ухудшает теплообмен конденсатора с окружающей средой и снижает холодопроизводительность кондиционера. Кроме того, компрессор может выключаться из-за перегрева. Нужно почистить внешний блок. Можно использовать парогенератор, мойку с давлением или механические средства (щётку, губку).
Если дом многоэтажный - могут потребоваться услуги промышленного альпиниста.
Дует тёплым воздухом.
Компрессор сплит-системы, находящийся во внешнем блоке, молчит или включается на короткое время (2-3 минуты) и снова отключается.
Низкое напряжение в сети.
Недостаток напряжения часто приводит к перегреву обмотки ротора и отключению мотора по тепловому реле.
Установите реле контроля напряжения. Его можно ставить отдельно или в пару к стабилизатору.

Если устранение этих неполадок не улучшило ситуации и охлаждение, по-прежнему, слабое или отсутствует, значит, проблема в узлах и деталях климатического оборудования. В этом случае требуется полная диагностика специалистом и сервисный ремонт.

Не холодит кондиционер в квартире - причины, которые требуют профессионального обслуживания или ремонта

Признаки неисправностей схожи, но возникают они из-за износа или неисправности деталей, повреждения, внутренних загрязнений узлов и механизмов. По опыту ремонта кондиционеров мастера «РемБытТех» составили список основных поломок оборудования.

Признак Возможная причина Ремонт или замена Стоимость *
(только работа)
Кондиционер слабо дует и плохо охлаждает.
Из внутреннего блока кондиционера может капать вода, а трубки испарителя могут обмерзать.
Засорились фильтры внутреннего блока (грубой и тонкой очистки). Пыль, шерсть, волосы забивают фильтры и оседают на теплообменнике. Теплосъём с испарителя ухудшается, и радиатор плохо передаёт холод проходящему через него потоку воздуха. Помимо этого, сильное загрязнение внутреннего блока может препятствовать вращению вентилятора и привести к обмерзанию трубок испарителя.
При засорении дренажного шланга конденсат остаётся в поддоне, а затем вытекает из внутреннего блока.
Проводится чистка фильтров, после снятия.
При загрязнении испарителя и вентилятора разбирается весь внутренний блок, для очистки узлов.
от 1900 руб.
Кондиционер после зимы дует нормально, но плохо охлаждает. В кондиционере недостаточно фреона. Даже в герметичной системе может испаряться до 7% хладагента в год. Поэтому климатическому оборудованию требуется ежегодное обслуживание (чистка, дозаправка). Проводится дозаправка фреоном. от 2 300 руб.
Обдув есть, но охлаждение слабое или его нет.
Первое время компрессор во внешнем блоке работает без остановки, но кондиционер, тем не менее, плохо холодит. Затем, мотор перестаёт включаться, а сплит-система - холодить.
На моделях с индикацией ошибок появляется сообщение о пониженном давлении.
Произошла утечка фреона из системы. Поначалу, при небольшом объёме утечки компрессор кондиционера, находящийся во внешнем блоке, всё реже отключается на отдых, несмотря на слабое охлаждение. Затем, по мере испарения хладагента из системы, оборудование начинает дуть тёплым воздухом комнатной температуры, а мотор останавливается и не включается.
Обычно утечка происходит из-за развальцовки стыков межблочных трубок или разрушения монтажных швов.
Мастер ищет место утечки хладагента. Затем герметизирует течь, вакуумирует систему (для удаления влаги и воздуха) и заправляет систему фреоном. от 3400 руб.
Дует нормально, компрессор во внешнем блоке почти не отключается, но кондиционер не холодит совсем или охлаждение слабое.
Также может обмерзать трубка кондиционера до испарителя.
Засор капиллярного трубопровода . Из-за забитой капиллярной трубки перепад давлений на входе и выходе капиллярки возрастает, поэтому часть фреона кипит и отдаёт холод ещё до испарителя кондиционера. В результате, холодопроизводительность сплит-системы падает, и оборудование пытается компенсировать её недостаток постоянной работой компрессора.
При полном засоре трубопровода хладагент не циркулирует, компрессор работает вхолостую, воздух остаётся тёплым.
Частичный засор убирается продувкой воздухом под давлением. Эту операцию называют так же продавливанием засора.
Для удаления сильного засора используется гидравлическая чистка и растворители.
В особо сложных случаях, когда удалить засор не получается, капиллярную трубку выпаивают и впаивают новую.
от 3900 руб.
Сплит-система дует, но плохо охлаждает. Компрессор во внешнем блоке изредка отключается. Загрязнён внешний блок кондиционера. На теплообменнике скопились пыль, пух от растений, налёт от «выхлопа» автотранспорта. Кроме того, загрязняется вентилятор, и скорость его вращения снижается. Все эти факторы ухудшают нормальный теплосъём с конденсатора, он плохо отдаёт лишнее тепло уличному воздуху. Из-за чего качество охлаждения сплит-системы снижается. Недостаток охлаждения кондиционер пытается компенсировать постоянной работой мотора во внешнем блоке. Мастер промывает и чистит радиатор. В многоэтажных зданиях, при сложном доступе к внешнему блоку, необходимо дополнительно заказывать услугу промышленного альпинизма. от 2200 руб.
Кондиционер дует горячим воздухом, при включённом режиме охлаждения
(в моделях с обогревом).
Неисправен переключающий четырехходовой клапан. Он находится во внешнем блоке и отвечает за смену режимов обогрева и охлаждения. При поломке клапан «заклинивает» на режиме обогрева. Требуется ремонт или замена клапана.
В некоторых случаях, если режим обогрева не нужен, клапан просто выпаивают, и оборудование всегда работает на охлаждение. Обычно так делают для снижения стоимости ремонта или при отсутствии запчастей (клапана).
от 3500 руб.
Дует воздухом комнатной температуры.
Компрессор молчит или отключается сразу после пуска кондиционера.
Неисправен компрессор (во внешнем блоке). Основные поломки - заклинивание, пробой обмоток, межвитковое замыкание двигателя или обрыв. Необходима замена компрессора. В случае клина иногда возможен ремонт (можно расклинить).
В некоторых случаях целесообразней полностью заменить внешний блок на новый.
от 4200 руб.
Неисправен пусковой и/или рабочий конденсатор (во внешнем блоке). Пусковой конденсатор нужен для первоначального пуска двигателя компрессора.
Рабочий - поддерживает двигатель в рабочем режиме и повышает КПД.
При потере номинальной ёмкости конденсатора, разряде, пробое двигатель может не запускаться или отключаться вскоре после запуска.
Требуется замена неисправного конденсатора новым. от 1300 руб.
Поломка термореле компрессора (во внешнем блоке), которое отвечает за тепловую защиту мотора. Из-за этого питание на компрессор не поступает, и он не запускается. Нужно заменить термореле на новое. от 1500 руб.
Дует холодным, но плохо охлаждает.
Сплит-система включается ненадолго и быстро выключается при высокой температуре в помещении и минимальной температуре режима. охлаждения.
Современные модели выдают код ошибки.
Неисправен датчик температуры или термистор. Он «следит» за температурой в помещении и располагается во внутреннем блоке. При сбое может «считывать» заниженные показатели, из-за чего охлаждение отключается раньше времени. Необходима замена неисправных датчиков на новые. от 1400 руб.
Неисправны датчики температуры испарителя или конденсатора. По их показателям регулируется давление в системе под разные режимы охлаждения. Если какой-либо из датчиков ошибочно сигнализирует, что требуемые параметры охлаждения уже достигнуты, то кондиционер выключается раньше времени, так и не охладив помещение до требуемой температуры.
Дует, но охлаждение слабое. Компрессор во внешнем блоке может работать без остановки и отключаться по термореле из-за перегрева. Вентилятор наружного блока неисправен. Чаще всего горит двигатель, из-за попадания пыли. Это приводит к плохому теплосъёму с конденсатора и слабой холодопроизводительности, её недостаток кондиционер пытается компенсировать постоянной работой компрессора. Это приводит к перегреву мотора, и его отключению по термореле. Требуется полная замена вентилятора или только его мотора (если запчасти для вентиляторов продаются отдельно). от 1700 руб.
При включении кондиционер дует тёплым воздухом. Потеряна связь между блоками. В результате, внешний - не работает. Без циркуляции фреона внутренний блок превращается в вентиляционное устройство и «гоняет» воздух без охлаждения.
Связь чаще пропадает в устаревших моделях. Современные же сразу сигнализируют кодом ошибки при сбое соединения и работать не будут.
Восстановить питание внешнего блока (обычно проводка, контактные соединения). от 1500 руб.
Неисправна плата управления во внутреннем блоке. Причиной могут быть заклинившие, пробитые или сгоревшие элементы, которые запускают компрессор или вентилятор внешнего блока. Например, реле питания, усилительные микросхемы. Кроме того, из строя может выйти микропроцессор. Требуется ремонт или замена модуля управления. Реле можно зачистить, если залипли контакты.
Повреждённые элементы выпаивают и заменяют новыми.
При сильном повреждении блока, особенно из-за сгоревших микросхем, выходе из строя микропроцессора нужна полная замена управляющего модуля.
от 1800 руб.
Неисправен инверторный модуль (во внешнем блоке). Он присутствует только в инверторном кондиционере и отвечает за питание компрессора. При поломке модуля ток на компрессор не поступает. Необходимо заменить неисправный модуль новым. от 2300 руб.

* Стоимость указана ТОЛЬКО за работу мастера . Запчасти и дополнительные услуги рассчитываются отдельно и включаются в общий счёт.

Кроме основных неисправностей бывают и другие. Чтобы определить точно, какая поломка произошла, проводится диагностика кондиционера. По её итогам мастер определяет объём ремонта и называет полную стоимость услуги.

Вы обнаружили, что кондиционер включается, но плохо холодит или вовсе не охлаждает воздух в комнате? Попытались устранить неполадку, но ситуация не изменилась? Обращайтесь к нам за профессиональной помощью!

Звоните в сервис-центр «РемБытТех»:

Мастер продиагностирует и отремонтирует кондиционер на дому. День и время ремонта вы выбираете сами.

После ремонта предоставляем гарантию на запчасти и выполненную работу. Гарантийный талон действует до 2-х лет (в зависимости от устранённой неисправности).

Что делать, если не работает кондиционер
Нет ничего удивительного в том, что приход лета помимо связанных с этим радостей для немалого числа автомобилистов знаменует собой и начало «холодной войны». Это зимой необходимость в прохладе, искусственно создаваемой в салоне автомобиля, отсутствует, но когда у водителя от летнего зноя мозги закипают, исправно работающий кондиционер превращается в предмет первой жизненной необходимости.

По какому бы из сценариев ни развивались «военные действия» по вразумлению переставшей работать как должно климатической установки, у всех их есть лишь четыре главных побудительных мотива. Во-первых, кондиционер может работать, но при этом дезодорирует воздух таким запахом, что из салона хоть святых выноси. Во-вторых, кондиционер опять-таки функционирует, но не холодит воздух. В-третьих, кондиционер работает с шумом. Наконец, в-четвертых, кондиционер не работает вовсе.

Неприятный душок

Первый мотив не самый распространенный, да и характерна проблема в основном для автомобилей, выпущенных до 1999 года, но не нужно ее недооценивать. В испарителе кондиционера, называемом также по месту расположения под передней панелью салонным радиатором, способна образовываться среда, благоприятная для развития гнилостных бактерий и грибков. Гниение и является причиной неприятного запаха, проникающего в салон после включения кондиционера.

Исключать риск того, что в салон попадут и бактерии, не будем, но и углубляться в медицинские аспекты этого дела тоже не станем. Скажем лишь, что существуют специальные препараты для антисептической обработки испарителя. Известны они под обобщенным названием «Освежители кондиционера» и стоят порядка 7-15 у.е. Препараты впрыскиваются внутрь испарителя, эта процедура несложная и может выполняться самостоятельно. Существуют СТО, предлагающие услугу дезинфекции кондиционера. В этом случае обработка производится с помощью профессиональной установки и обойдется в сумму, эквивалентную 25-30 у.е. Рекомендуемая периодичность применения антисептиков — раз в год.

Однако, как ни крути, дезинфекция — полумера. Неприятный запах сигнализирует о том, что испаритель засорен. Охлаждение воздуха сопровождается конденсацией влаги поверх трубок испарителя, к влаге прилипает грязь, чем создается среда не только для гниения, но и для коррозии. По-хорошему испаритель нужно промыть, но хорошего в этом мало из-за трудности доступа к салонному радиатору на многих моделях автомобилей. Для демонтажа испарителя придется переднюю панель разобрать, систему кондиционирования разгерметизировать, а обратная сборка требует внимательности по вопросам электрики. В общем, трудоемко и дорого.

Отсюда вопрос: что делать, чтобы избежать появления затхлого запаха? Как о том говорилось, проблема была актуальной до конца 1990-х годов, пока автомобили в массовом порядке не стали оснащаться салонными фильтрами, защищающими испарители от засорения. Поэтому кондиционеры машин, выпущенных позже, досаждать запахами способны лишь при несвоевременной замене фильтра, из-за чего от старости он расслоился, при использовании некачественного фильтра или экономии на нем путем неустановки. Менять салонный фильтр рекомендуется не реже раза в год. Стоимость фильтров для большинства распространенных в Беларуси автомобилей укладывается в рамки 10-40 у.е.

Вполсилы

С несвоевременной заменой салонного фильтра может быть связан и второй побудительный мотив для войны с кондиционером — он работает, но недостаточно хорошо охлаждает воздух. Однако иначе и быть не может, ведь забитый пылью фильтр препятствует поступлению воздуха в салон, в результате чего появляется ощущение, что кондиционер не справляется с обязанностями. Под подозрением незамедлительно оказывается фреон, вернее — его недостаточное количество, но случается, что заправлять в систему кондиционирования новый хладагент рано — достаточно просто заменить фильтр, после чего работа климатической установки налаживается.

Тем не менее недостаточное количество фреона — самая частая причина неэффективной работы кондиционера. Даже при полной герметичности системы фреону свойственно убывать из кондиционера по естественным причинам, например из-за диффузии. Считается нормальным, когда эта потеря составляет 5-10% в год, но это же означает, что даже когда кондиционер работает как полагается, хладагента в нем, скорее всего, меньше нормы.

Естественная убыль фреона вынуждает обращаться к услуге заправки кондиционера после достаточно продолжительного периода эксплуатации, так что это еще не война. Военные действия начинаются, если заправленный фреон быстро улетучивается из системы. Причина — потеря герметичности из-за коррозии и механических повреждений, причем упомянутый выше испаритель находится далеко не на первом месте среди узлов, чаще всего оказывающихся на переднем крае.

Наиболее подвержены коррозии, которую вызывает воздействие грязи и рассолов, поднимаемых с дороги, алюминиевые трубопроводы системы и второй из радиаторов в системе кондиционирования, иначе называемый конденсором.

Конденсор, установленный сразу за радиаторной фальшрешеткой, также может пострадать от ударов камней или после кажущегося несущественным ДТП, трубки и шланги способны перетираться или опять-таки повреждаться от механического воздействия.

Пока появившиеся в системе прорехи не будут найдены, а детали, ставшие негерметичными, — отремонтированы или заменены, затраты на заправку фреона окажутся деньгами, выброшенными на ветер. Впрочем, это известно всем, кто профессионально занимается кондиционерами, поэтому заправке, как правило, предшествует диагностика.

Специалисты уверяют, что рано или поздно фреон все равно найдет выход наружу, а чтобы это произошло позже, рекомендуется покраска конденсора и алюминиевых трубок с помощью аэрозольного баллончика черной матовой нитроэмалью. Чтобы слой краски не стал работать как термоизоляция, он должен быть как можно тоньше. Желательно раз-два в год промывать радиатор струей проточной воды из шланга, что позволит избавиться от грязи и соли. Из-за возможности повредить сердцевину конденсора от мойки аппаратами высокого давления лучше отказаться.

Таким же способом соты радиатора очищаются от набившейся мошкары и тополиного пуха. Смысл этой процедуры — не допустить перегрева фреона, что возможно при ухудшении обдува сердцевины радиатора. Кроме того что при этом ухудшается эффективность работы кондиционера, перегрев ведет к росту давления в системе, что увеличивает риск прорыва фреона в местах, где коррозия истончила стенки системы до некой критической величины.

Шумит, рычит, еле холодит

Второе негативное последствие перегрева фреона — плохое охлаждение компрессора кондиционера. Таким образом мы по-пластунски подобрались к третьему побудительному мотиву «холодной войны» — шуму, сопровождающему работу кондиционера.

Шуметь, как известно, могут только узлы, в которых что-то движется. Таковых в кондиционере, если не принимать в расчет вентиляторы радиаторов, два — компрессор и шкив его привода. Шкив при заведенном двигателе вращается всегда независимо от того, включен кондиционер или нет. Поэтому источником шума в области приводного ремня и шкива компрессора при выключенном кондиционере, скорее всего, является изношенный подшипник шкива. Тянуть с его заменой себе дороже — при работе он сильно греется, чего может оказаться достаточно, чтобы выгорела электромагнитная муфта включения компрессора. Если же подшипник заклинит, тогда придется менять не только его и муфту, но и крышку с сальником. Случалось, что дело заканчивалось выходом из строя самого компрессора.

А вот шум, появляющийся только при включении кондиционера и исчезающий при выключении, свидетельствует о том, что не подшипнику шкива, а именно компрессору «воевать» осталось недолго. Вещь эта дорогостоящая, из-за чего в качестве «новобранцев» даже вполне состоятельные владельцы нередко используют «бэушные» или побывавшие в восстановительном ремонте компрессоры.

И все же не перегрев — главный враг компрессора. Есть более серьезный противник — механический износ по причине недостаточной смазки. И он снова возвращает нас к фреону. Это и есть тот самый боец невидимого фронта, который определяет исход битвы в зависимости от того, на чьей стороне находится. Именно фреон разносит по системе масло, обеспечивая смазку трущихся деталей компрессора, и отводит от них тепло. И от него же зависят нагрузки на детали компрессора, обусловленные давлением, из чего следует, что вредно не только недостаточное, но и избыточное количество фреона, заправленного в кондиционер.

Сколько точно хладагента должно находиться в системе, указывается на табличках, размещаемых в автомобиле, в инструкциях по эксплуатации и ремонту. Однако если машина выпущена после 2005 года, то информация о потребном количестве фреона может отсутствовать, за что «благодарить» надо автопроизводителей, которые всеми силами тянут владельцев на обслуживание в дилерские сервисы и только эти сервисы снабжают необходимыми данными. Но а la guerre comme a la guerre — разведка не дремлет, тайное всегда становится явным. Стоимость заправки кондиционера опять же определяется количеством использованного фреона. Стоимость 100 г фреона составляет порядка 40-50 тыс. руб., предварительная диагностика системы на предмет определения в ней оставшегося старого фреона — 120-150 тысяч.

Последний повод для «холодной войны» — кондиционер не работает вовсе. Как правило, эту проблему вызывают неисправности в электрической части климатической установки: выход из строя электромагнитной катушки муфты включения, блока управления, электромагнитного клапана компрессора, датчика давления, обрывы в проводке, окисления контактов. От решения этих вопросов «кондиционерные» СТО обычно устраняются, отправляя клиентов к специалистам по автомобильному электрооборудованию.

Наш вердикт

Если отбросить военную лирику и проанализировать только причины проблем, выяснится, что эффективность работы и надежность кондиционера зависит от человеческого фактора даже в большей степени, чем от качества изготовления агрегатов системы. Рано или поздно кондиционер, как любой механизм, должен дать сбой, но когда это произойдет, во многом определяется отношением владельца к предмету, который в жару становится жизненно необходимым.


Будучи когда-то прерогативой только шикарных автомобилей, кондиционер ныне становится неотъемлемой частью все большего и большего числа "обычных" семейных машин.

Как работает кондиционер?

Пять основных принципов, на которых основана работа кондиционера: Охлаждение - это удаление тепла. Назначение кондиционера: удалять тепло из салона автомобиля быстрее, чем оно поступает в салон извне (прямые солнечные лучи, теплый ветер, жар от нагретого солнцем асфальта) и образуется внутри.
Тепло всегда перетекает от горячего к холодному и никогда обратно. Поскольку стопроцентной изоляции не бывает, тепло в принципе не может быть сохранено. Возможно лишь изменение скорости его оттока, на что влияет качество изоляции. Теплообмен происходит до тех пор, пока сохраняется разность температур.
Жидкости поглощают тепло при переходе в газообразное состояние (образование пара, в частности, при кипении).
Пар при конденсации и переходе в жидкое состояние отдает тепло, причем количество выделяемого тепла в точности равно тому, которое было затрачено на испарение жидкости.
Температура, при которой происходит кипение жидкости, зависит от давления. При снижении давления жидкость кипит при меньшей температуре, повышение давления приводит к смещению точки кипения вверх по шкале термометра.
Стандартная система кондиционирования состоит из нескольких рабочих узлов (испаритель, компрессор, конденсатор, ресивер-осушитель, расширительный клапан), соединенных между собой герметичной системой трубок. Система заполнена хладагентом, который переходит из жидкой формы в газообразную и обратно, перенося тепло из салона.
Самой важной деталью, от которой зависит эффективность работы кондиционера, является расширительный клапан иначе называемый терморегулирующим клапаном (ТРК). Он установлен на испарителе, размещенном в салоне автомобиля. Хладагент в виде жидкости под высоким давлением поступает через ТРК в испаритель, где разбрызгивается в виде газо-капельной смеси (тумана). ТРК может быть игольчатым или типа диафрагмы. Внутри игольчатого клапана есть маленькое отверстие, а расположенная в отверстии иголка способна больше или меньше перекрывать его, изменяя, таким образом, эффективное сечение. Игла приводится в действие от термодатчика, расположенного внутри испарителя.
Функция ТРК - резко понизить давление хладагента без изменения его состояния: на входе и внутри клапана - жидкость высокого давления, на выходе - жидкость низкого давления. Такой перепад давления в дальнейшем, в испарителе, заставит хладагент кипеть (он бы уже давно кипел, да точка кипения до этого была "повышена" высоким давлением; см. принцип №5 в начале статьи), т.е. превращаться в пар, а значит, поглощать тепло (принцип №3). Чем меньше отверстие, тем холоднее становится хладагент, то есть температуру в испарителе можно регулировать, вводя или выводя иглу из отверстия. Температура поверхности испарителя должна быть близка к точке замерзания воды, но не ниже ее, иначе на испарителе будет образовываться лед, что затруднит движение воздуха и передачу тепла хладагенту. Если ТРК выдает слишком много хладагента, происходит затопление испарителя и выкипание жидкости затрудняется, что снижает эффективность отбора тепла. Кроме того, невыкипевший жидкий хладагент, пройдя "без толку" через испаритель, попадает в следующий агрегат - компрессор и может вывести его из строя. Другая крайность: если на выходе ТРК хладагента слишком мало, то испаритель работает в режиме "истощения" и тоже не обеспечивает охлаждения, поскольку хладагент выкипает, не успевая дойти до испарителя.
Как уже говорилось, вместо игольчатого клапана иногда устанавливается диафрагма. В ней нет движущихся частей, поэтому расход хладагента в испаритель не регулируется, но подача его контролируется при помощи термореле или реле давления. На выходе из ТРК при низком давлении хладагент представляет собой жидкость. Дальше, сразу после входа в испаритель, начинается кипение, и по мере продвижения по трубкам испарителя хладагент превращается в пар. Процесс идет с поглощением тепла, ребра испарителя охлаждаются, холод "снимается" с ребер и вентиляторами гонится в салон. Воздух, пройдя через теплообменник, возвращается в салон более холодным и сухим, так как содержащаяся в нем влага конденсируется на внешней поверхности теплообменника и сливается вне салона.
Накопленное хладагентом тепло необходимо отдать в атмосферу, для чего хладагент, забравший тепло в испарителе, в виде пара с помощью компрессора (устройства, разделяющего части системы с низким и высоким давлением) сжимается и перекачивается в трубопровод, ведущий к конденсатору (это еще один теплообменник, расположенный обычно в передней части автомобиля).
Компрессор приводится в действие от автомобильного двигателя обычно посредством ременной передачи. Крутящий момент передается через электромагнитную муфту сцепления, которая включает-выключает привод компрессора по команде термостата - этим поддерживается нужный режим работы кондиционера, в частности строго определенный период размораживания испарителя.
Внутри компрессора давление хладагента повышается, и он поступает в конденсатор, но уже в виде перегретого пара под высоким давлением. В конденсаторе газ превращается снова в жидкость, при этом содержащееся в ней тепло рассеивается с поверхности конденсатора в атмосферу. Из конденсатора хладагент - уже в виде жидкости под давлением - снова подается на ТРК, и цикл повторяется.

Дополнительные примочки

На практике в описанную базовую схему входят еще кое-какие узлы, в частности, "ресивер-осушитель", который часто (но не всегда) монтируется между конденсатором и ТРК. Ёто устройство (его иногда называют "аккумулятором") фильтрует, обезвоживает и накапливает жидкий хладагент. Иногда осушитель снабжается цветовым индикатором, который показывает, когда его пора заменить (это, значит, что он набрал максимум влаги) и смотровым окном, для наблюдения за состоянием хладагента (наличие ненужных пузырьков и т.д.).
Зачем копить хладагент? Во-первых, для стабилизации его потока. Компрессор, работая поршнями, выдает хладагент порциями, а следующим за ресивером агрегатам - терморегулирующему клапану и испарителю - нужно ровное течение жидкости - они очень чувствительны к колебаниям. Жидкость входит в ресивер толчками, эти толчки гасятся в большом объеме, и на выходе получается ровный поток без всплесков давления. Во-вторых, использование ресивера избавляет от необходимости точно отмерять количество хладагента, закачиваемого в систему. Не будь ресивера, пришлось бы считать миллиграммы. А так - сто грамм туда, сто грамм сюда от рекомендованной загрузки - не имеет значения. Хладагент в кондиционер обычно "кладут с избытком" для того, чтобы компенсировать потери от почти неизбежных мельчайших утечек - система должна быть абсолютно герметичной, но наличие большого количества соединений тому не способствует.
В систему кондиционирования входят также нагнетатель, прогоняющий воздух через испаритель, и вентилятор с термостатом, повышающий эффективность работы конденсатора. Обычно в систему входит также датчик давления с выключателем. Он расположен рядом с ресивером-осушителем и управляет работой компрессора и вентилятора конденсатора, а также поддерживает оптимальное давление в системе (разное для разных систем).
В большинстве систем над испарителем крепится еще и нагревательный элемент (радиатор обычной автомобильной печки). Поток воздуха с помощью "смесительной заслонки" распределяется между испарителем и нагревателем так, чтобы придать ему желаемую температуру.

Чем заправлять?

Лучшим хладагентом для парокомпрессорной холодильной машины является аммиак. По совокупности теплотехнических параметров ему нет равных. Однако в автомобильных кондиционерах (как и в домашних холодильниках) он не применяется - запрещено (потому что аммиаку нет равных и по совокупности других "достоинств" - он чрезвычайно ядовит и взрывоопасен). Сейчас аммиак как хладагент еще кое-где применяют в стационарных промышленных холодильниках (например, на мясокомбинатах), но все идет к тому, чтобы отказаться от него совсем.
Вещество, близкое аммиаку по свойствам и вместе с тем относительно безопасное, было синтезировано в начале XX века из четыреххлористого углерода путем отщепления от его молекулы двух атомов хлора и введения на их место двух атомов фтора. Научное название - дихлордифторметан. Ётот класс хладагентов был запатентован компанией Du Pont под торговой маркой Freon. Естественно, другие фирмы, производящие аналогичные хладагенты, не имеют права пользоваться этим названием без разрешения держателя патента.
До недавнего времени в автомобильных кондиционерах применялся хладагент R12. Потом было установлено, что содержащиеся в нем хлорфторуглероды губительно воздействуют на озоновый слой, поэтому сейчас выпускать R12 в атмосферу запрещено. К тому же, под воздействием открытого пламени R12 выделяет смертельный газ фосген. Пока еще разрешено заполнять им кондиционеры прежних выпусков, как разрешается и эксплуатация этих кондиционеров.
В современных системах используется более "экологичный" хладагент - R134А. По своим характеристикам он несколько уступает R12, поэтому при его использовании эффективность работы кондиционера cнизилась почти на 15%. Чтобы компенсировать потерю, он стал отбирать больше мощности у двигателя. Массово хладагент R134а начали использовать в автомобильных кондиционерах с 1992 года. Системы, рассчитанные на R134А, устроены так, чтобы при обслуживании и ремонте не было утечек. Для этого в нужных местах установлены специальныя клапаны и другие приспособления.
В дополнение к хладагенту в качестве рабочей жидкости в кондиционерах используется и специальное масло - высокочистое, не пенящееся, не содержащее парафины и серу, с минимальным содержанием влаги. Выполняет оно две функции: смазывает детали и является носителем хладагента. Его стоимость значительно выше обычных моторных или трансмиссионных масел, что наталкивает некоторых специалистов-самоучек на мысль использовать вместо специального масла моторное. Результат такой экономии - смертный приговор для любого кондиционера.
Как и моторные, масло для кондиционеров бывает синтетическим и минеральным. Применение того или иного масла зависит от типа хладагента - с R12 используется только минеральное масло, а с R134а - только синтетическое. Обусловлено это способностью хладагентов растворяться в масле. Так, R12 хорошо растворяется только в минеральном масле, а R134а - только в синтетическом. Если этим требованием пренебречь, хладагент "выгонит" все масло из системы и компрессор вместе с другими механизмами останется без смазки, что полностью выведет кондиционер из строя.
Еще одной немаловажной особенностью масла для кондиционеров является его высокая гигроскопичность, характеризующая способность вбирать в себя влагу. Ётот момент следует учитывать при покупке масла - его нужно брать ровно столько, сколько указал мастер, иначе остаток впитает влагу и станет непригодным для дальнейшего использования. R134А можно не стоит закачивать в старый кондиционер. Он просачивается через шланги и разъедает прокладки, сделанные из чистой резины. Для этого вещества необходимы специальные шланги с внутренней нейлоновой сплеткой. В то же время в старых системах применяются так называемые "заершенные" соединительные штуцеры, которые способны прорвать эту оплетку. Одним словом, на данный момент выгоднее пользоваться старым хладагентом.
Вообще-то, существуют так называемые "заместительные" хладагенты, предназначенные для замены R12 и не требующие дорогой переделки системы на R134А, но, как говорят специалисты, их нельзя и на пушечный выстрел подпускать к кондиционеру. Некоторые из этих веществ содержат бутан, который может воспламениться внутри системы, кроме того, он погубит тестовое оборудование.

Чтобы все работало

Для того, чтобы система кондиционирования хорошо работала, нужно уметь с ней обращаться. Например, многие не понимают, что кондиционер только тогда будет работать эффективно, когда в машине закрыты все окна, а также люк (если есть). Чтобы быстрее охладить салон в очень жаркий день, нужно на минуту-другую открыть все двери, чтобы машину продуло, затем все закрыть и включить кондиционер (при работающем двигателе).
Осушающее воздействие кондиционера снижает запотевание ветрового и боковых стекол салона, поэтому иногда кондиционер полезно включать одновременно с печкой. Правда, многие климатические системы не предусматривают одновременной работы кондиционера и печки.
В системе кондиционирования есть масло, которое циркулирует вместе с хладагентом. Если система долго бездействует, некоторые ее детали, в частности неопреновые прокладки, пересыхают и разрушаются, давая течь. Поэтому желательно раз в неделю включать кондиционер не меньше, чем на десять минут, в том числе и зимой, чтобы масло смазало все узлы системы.

Что можно починить

Кондиционеры не подлежат "домашнему" любительскому ремонту. Ётот номер не пройдет. Хладагент - вещество капризное, для его полной откачки и закачки нового требуется профессиональное оборудование, а чтобы обеспечить полную герметичность, нужны специальные высокочувствительные приборы для выявления утечек.
Если кондиционер сломался, значит, как минимум, какие-то детали нужно заменить, в том числе специальные трубки и фитинги, но существует множество их типоразмеров. А для крепления трубок к фитингам применяются специальные обжимные приспособления.
Так что, если у вас возникли проблемы с кондиционером, полагайтесь только на специалистов. Обращайтесь в фирмы, которые производят сложный ремонт, а не только закачивают улетучившийся хладагент. Если хладагент "ушел" из системы, то вначале нужно найти причину, иначе новый хладагент улетучится точно так же!
Аналогично, если у вас заклинило компрессор, то просто заменить его недостаточно - через несколько месяцев его снова заклинит. Нужно вначале удалить из системы стружку и другой мусор, а затем промыть ее специальным растворителем или азотом. Придется также заменить ресивер-осушитель (в нем осталась стружка) и закачать свежий хладагент.
Чаще всего получает повреждение конденсатор. Он расположен перед автомобильным радиатором и защищен только радиаторной решеткой. Второй проблемой является отказ игольчатого вентиля (он забивается грязью). Прочищая вентиль, необходимо удалить из него грязь, а не проталкивать ее внутрь!
Возникают и другие проблемы - например, шумит компрессор. Обычно это говорит о его близком конце. Легко проверить состояние приводного ремня. В некоторых машинах компрессор приводится отдельным ремнем. Ёто удачный вариант. Однако, современные автомобили часто оборудованы длинным "многофункциональным" ремнем, который приводит в движение сразу несколько устройств, часто, в том числе, и водяной насос. Так что, если подшипник ведущего шкива компрессора кондиционера вдруг заклинит, вы никуда не уедете, пока не найдете ремень меньшего размера, чтобы "обойти" компрессор!

Другие аспекты

Если все-таки произошла утечка хладагента через резиновые шланги, то их замена довольно проблематична, так как трудно надежно загерметизировать новые шланги на старых алюминиевых фитингах. Имейте в виду, что кондиционер может не включиться, если окружающая температура ниже заданной, или если давление в системе намного ниже (утечка хладагента) или выше оптимального.
К нарушениям в работе кондиционера приводят также избыток масла, избыток хладагента, попадание в систему воздуха или влаги, сильное загрязнение ребер конденсатора или испарителя, неисправность системы охлаждения автомобиля (перегрев), а также проскальзывание муфты компрессора.

Диагностика

Единственное требование по эксплуатации - регулярно поглядывать в смотровое окно ресивера-осушителя. Там все видно: есть ли повод для беспокойства или нет.
Чистое смотровое стекло и сплошной прозрачный поток хладагента свидетельствуют о том, что кондиционер правильно заряжен и отрегулирован.
Изредка проскакивающие пузырьки указывают на то, что система немного недогружена хладагентом либо ресивер-осушитель насыщен влагой и выпускает ее в магистраль.
Большое количество пузырьков и уж тем более вспенивание жидкости - хладагента очень мало.
Масляные потеки на смотровом стекле - хладагента нет вообще. Мутное, совершенно грязное изнутри смотровое стекло - ресивер-осушитель разрушен и осушающее вещество циркулирует в системе вместе с хладагентом.
Если картина, наблюдаемая в смотровом окне, соответствует пункту 1 - поздравляем, тратиться не придется долго. Пункту 2 - не беспокойтесь, пользование кондиционером допустимо, но все-таки советуем в несрочном порядке заехать на сервис. Предупредить болезнь дешевле, чем лечить.
Ну а уж если индикация соответствует пунктам 3, 4 и 5... Бегом к доктору. И чем скорее, тем лучше.
https://www.geocities.com/tim_rav4