Меню
Бесплатно
Главная  /  Жалюзи  /  Евгений Ямбург: биография и деятельность. Адаптивная школа Е

Евгений Ямбург: биография и деятельность. Адаптивная школа Е

Ведущей идеей является ориентация на личность школьника, на его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей занимает педагогическая концепция коллектива. Она опирается на идею системности, комплексности воспитания, интеграции педагогических воздействий, необходимости коллективного творчества. На педагогических советах именно эти идеи наиболее часто используются как фундамент для различных соображений, аргументации, для обобщений и выводов. Для всего общешкольного коллектива характерно отчетливое чувство «мы» по отношению к школе. Возникла идея общественной и личной ценности школы.

В воспитательной системе школы создан промежуточный тип деятельности, занимающий связующее положение между весенним сбором и будничной, рутинной жизнью школы. Это так называемые ключевые общешкольные дела (термин В.А. Караковского). С внешней стороны они, во многом напоминая коллективную творческую деятельность коммунарского сбора, явно ориентированы на те формы поведения, на те ценности, которые вырабатываются на сборах. Но в то же время ключевые дела тесно переплетаются с повседневными будничными ситуациями, будучи лишены элементов утопичности, присущих сбору. Общешкольные ключевые дела выполняют важные самостоятельные функции, они вносят в жизнь школы определенный ритм, организационную упорядоченность и тем самым создают важные структурные образования системы, каждое из которых решает и свои специфические задачи. Например, творческая учеба (ТУ) удовлетворяет потребности ребят в новых впечатлениях, в свободном общении; дидактический театр, как часть Праздника знаний, активизирует познавательные интересы, дает возможность самоутвердиться школьным интеллектуалам; Праздник песни удовлетворяет важную потребность в сценическом самовыражении.

Если на сборе деятельность подчинена главным образом отношениям, созданию определенного эмоционального настроя, то в ключевых делах гораздо большую роль играет собственно деятельность, ее продукты. Таким образом, общешкольные ключевые дела во многих отношениях как бы уравновешивают, дополняют коммунарские сборы, обогащают функциональные характеристики воспитательной системы.

32 . Школа А.Н. Тубельского

Школа самоопределения - комплексное образовательное учреждение, в котором обучение и воспитание детей с 3 до 17 лет сочетается с работой по созданию и апробации личностно-ориентированного содержания образования.

Особенностью учебного занятия в Школе самоопределения является его версионный характер, когда содержание курса или темы представлено в виде нескольких равноправных гипотез, различных способов работы, предлагаемых учителем учениками. Не требуется обязательно прийти к единственно правильному ответу или решению.

Целевые ориентации

Обретение ребенком своего «Я», самоопределение.

Обеспечение «пробы сил» ребенка в различных видах познавательной, трудовой, художественно-творческой, общественно-организаторской, физкультурно-спортивной деятельности.

Освоение круга обязательных в данной школе предметов.

Умение выражать себя в письменном и устном слове, в словесности.

Представление об обществе, в котором живет ребенок и его позиция в нем (Обществоведение).

Умение владеть своим телом (физическая культура).

Трудовая подготовка.

Учебно-воспитательный процесс организуется в виде «погружений», когда в течение нескольких дней изучается только один предмет, причем тема, виды работ, критерии оценки продвижения и форма зачета вырабатываются детьми вместе с учителем.

Другой формой учебного процесса является мастерская или студия, которой руководит учитель или приглашенный специалист. В них преимущественно осуществляется передача способов научной, трудовой, художественно-творческой и другой деятельности от мастера к ученику.

Балльной системы оценивания не существует, в конце учебного периода составляется качественно-содержательная характеристика, в которой отмечаются продвижения ребенка в освоении и выращивании способов работы, даются рекомендации как повысить эффективность, при этом успехи связываются не в сравнении с нормами оценок и не с успехами товарищей, а в сравнении с самим собой, совершается также переход от оценки к самооценке.

Учебный год завершается творческими экзаменами, на которых проводится защита самостоятельной работы, готовящейся в течение года. Такая защита, проводящаясяоткрыто в присутствии приглашенных самим учеником родителей и товарищей, является демонстрацией и показателем индивидуального продвижения.

Большое внимание в Школе самоопределения уделяется организации уклада школьной жизни, понимаемого как действующая модель демократического общества.

Учителями, учениками и родителями разработаны, приняты и постоянно изменяются и дополняются конституция школы и школьные законы, действуют избираемые демократическим путем совет школы и суд чести.

В дошкольном периоде главное внимание уделяется развитию органов чувств, осязания, обоняния, слуха, зрения, умения владеть собственным телом. В отличие от педагогики М.Монтессори условием такого развития признаетсядеятельность ребенка в естественной природной и социокультурной среде. В разновозрастных группах дети вместе с воспитателями «проживают» различные события индивидуальной и коллективой жизни, смену времен года, традиционные праздники, играют в ролевые игры, имитирующие занятия взрослых, сюжетные игры в театр, цирк, музей и т.п. Большое внимание уделяется выращиванию растений и наблюдениям за их ростом, приготовлению пищи, обустройству окружающей среды, изобразительному творчеству, музыкой, физкультурой.

В Школе самоопределения принципиально

отказываются от программирования деятельности детей, воспитатель должен угадать их сегодняшнюю потребность в той или иной деятельности, преобладающее настроение группы и отдельного ребенка, создать условия для взаимодействия, самовыражения и самодеятельности.

В начальной школе идет освоение

общекультурных навыков чтения, письма, счета в индивидуальном для каждого ребенка темпе, при этом особое внимание уделяется средствам самовыражения своего опыта, чувств, интересов. Создаются условия для развития процессов понимания и рефлексии, умения выстраивать собственную деятельность.

Важной задачей учителя является не передача общекультурных способов понимания, анализа, выстраивания различных деятельностей, а побуждение к выращиванию и осознанию собственных, индивидуальных способов работы. Содержание уроков, отбор учебного материала определяются учителем вместе с детьми в процессе коллективного обсуждения целей, смысла и хода предстоящей работы.

Каждому ребенку предоставляется возможность в любое время заняться любимым делом, столько, сколько ему необходимо, искать себя, пробовать в любом виде деятельности. Школа разворачивает перед ним сферу возможностей в виде создания отвечающих детским вопросам и заказам содержательных пространств: самообразовательного, учебного, творческого, трудового, досугового.

Один день в неделю посвящается трудовой

подготовке - учащиеся сами определяют виды деятельности, которыми хотят овладеть (изделия из дерева, шитье и конструирование одежды, кулинария, программирование). Через два месяца мастерскую можно сменить. Таким образом, в течение нескольких лет подросток может попробовать себя в разных видах труда.

В старшей школе за исключением

нескольких обязательных предметов обучение ведется поиндивидуальным учебнымпланам, которые составляет сам ученик.

Школа Е.А. Ямбурга

Ямбург Евгений Александрович - заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО (с 2000), академик РАО, директор Центра образования № 109 (Москва), больше известного как «Школа Ямбурга»

Адаптивная школа - школа, где должно быть место каждому вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей.

Т.е это когда школа приспосабливается к каждому ребёнку, а не наоборот.

При сохранении классно-урочной системы учебно-воспитательный процесс организуется в зависимости от: способностей детей,уровня их интеллекта,развития и подготовленности.

В школе обучаются дети всех возрастов и разных способностей, начиная с детского сада и до лицейских классов:физико-математических,гуманитарных,медицинских.

Цели данной воспитательной системы :

1.Формировать положительную «Я-концепцию» учащихся.

2.Создавать системы адаптированной педагогики.

3.Создавать системы разноуровневого, дифференцированного обучения.

Т.о. обеспечивается индивидуальность обучения, личностно-ориентированный подход к детям, медико-психологическая и педагогическая помощь дезадоптированным и ослабленным детям, удержание каждого трудного ребёнка в сфере воспитательного влияния школы.

Адаптированная школа – оказывает взаимодействие и взаимопомощь сильным и слабым и осуществляет компенсацию отставания слабым учащимся.

Если ребёнок нуждается в помощи, то вокруг него создаётся реабилитирующее пространство, в котором компенсируются все недостатки школьного образования, компенсируется семейное воспитание, повышается работоспособность школьника.

К компенсирующим средствам реабилитирующего пространства относится:

1.Педагогическая любовь к ребёнку.

2.Понимание детских трудностей и проблем.

3.Принятие ребёнка таким, какой он есть.

4.Сострадание, сочувствие и необходимая помощь детям.

5.Обучение элементарнойсаморегуляции.

1.Опоры различного типа (плакаты, таблицы).

2. Алгоритмы решения задач или выполнения заданий.3. Разделение сложных задач на составляющие.4. Предупреждение о возможной ошибке.

Данный центр образования можно с полным правом назвать воспитательной системой, т.к присутствуют все компоненты при тесной их взаимосвязи и взаимодействии.

Это способствует рассмотрению видов педагогической поддержки в усвоении знаний:

Обучение без принуждения,

Урок, как система реабилитации,

Взаимообучение,

Оптимальный темп с позиции полного усвоения,

Одновременное подключение всех органов чувств, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала.

В центре образования № 109 под руководством Е. А. Ямбурга уже много лет реализуется идея интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии. Е. А. Ямбург называет свою воспитательную систему «адаптивной школой». В адаптивной школе должно быть место каждому, вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей, то есть школа приспосабливается к каждому ребёнку, а не наоборот. При сохранении классно-урочной системы образовательный процесс организуется в зависимости от способностей детей, уровня их интеллектуального развития и подготовленности.

В центре образования обучаются дети всех возрастов, начиная с детского сада, и различных способностей: от классов коррекционно-развивающего обучения до лицейских физико-математических, гуманитарных, медицинских. Цель образовательного процесса: формирование положительной Я-концепции учащихся, создание системы адаптирующей педагогики, системы разноуровневогодифференцирован-ного обучения. Реализация этой цели достигается следующим образом: формирование высоко-го образовательно-воспитательного фона гимназических и лицейских классов и качественная подготовка выпускников к обучению в вузах, самообразованию, творческому труду, осуществление личностно-ориентированного подхода, индивидуализация обучения, медико-психологическая и педагогическая помощь дезадаптированным и ослабленным детям, удержание каждого трудного ребёнка в сфере воспитательного влияния школы. Помощь сильным и слабым не затрагивает достоинства и личного статуса последних, не вносит разделения в школьном обществе. Обеспечивается переход из одной категории в другую, взаимодействие и взаимопомощь сильных и слабых, осуществляется система компенсации отставания.

Виды педагогической поддержки реализуются в следующих принципах: обучение без принуждения; понимание урока как системы реабилитации; одновременное подключение всех органов чувств, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала. В образовательном центре применяют. В образовательном процессе реализуется ГОСТ, используются как традиционные, так и инновационные программы, методики и технологии, в частности: программа экологического образования дошкольников «Наш дом - природа». Имеет место разнообразная совместная и индивидуальная внеурочная деятельность: театрализация, обучение игре на музыкальных инструментах, охрана и укрепление здоровья детей (бассейны, спортивный зал); разнообразные кружки.

Основными направлениями работы являются:

Обновление содержания образования с учётом неоднородного состава учащихся;

Современные педагогические технологии как фактор формирования образовательного пространства; разноуровневое и дифференцированное обучение. Реализация дифференцированного подхода к учащимся на основе комплексного медико-психолого-дефектологического и педагогического анализа при скоординированных усилиях специалистов разных областей; разработка управляющей системы адаптивной школы, выражающейся в комбинации различных образовательных моделей в рамках одного учреждения.

Ориентировочной основой, на которой строятся разнообразные программы преподавания, критериальной базой уровня требований к ЗУН учащихся являются ГОСТ.

Основную структуру комплекса определяет идея о дифференциации обучения по уровню развития детей. Организационно она реализуется в виде трех учебных потоков-траекторий, построенных по вертикали от первого класса начальной до последнего класса средней школы:

1)траектория базового стандарта;

2)траектория продвинутого

3)траектория компенсирующего обучения.

Каждая траектория имеет ряд разветвлений, подуровней и вариантов.

В адаптивном комплексе Е.А.Ямбурга детский сад существует в аффективно-эмоционально-волевой парадигме, что, разумеется, предполагает и когнитивное развитие детей, но оно не является доминирующим, самоценным. Учет личностных качеств ребенка ведется индивидуально.

Основной задачей обучения в классах базового стандарта является усвоение знаний, умений и навыков в рамках базисного учебного плана и образовательных стандартов по предметам.

Дополнительной задачей организации педагогического процесса на траектории базового стандарта является вариация содержания и методов обучения с целью их адаптации к конкретному контингенту детей.

Главными целями траектории повышенного уровня являются: воспитание интеллектуальной элиты; развитие творческих способностей детей; возрождение русской духовной культуры; обучение самоопределению, поиск области творческой самореализации учащихся.

Под компенсирующим обучением в широком смысле слова подразумевается система диагностических, коррекционных, методических, организационных мер, которые предпринимает школа для оказания дифференцированной помощи нуждающемуся в ней ребенку на протяжении всего периода обучения с целью построить индивидуальную траекторию развития, учитывая психофизиологические особенности, способности и склонности, обеспечивая максимально возможную самореализацию личности.

Компенсирующее обучение - это создание вокруг ребенка реабилитирующего пространства, в котором компенсируются недостатки школьного образования, семейного воспитания, устраняются нарушения работоспособности и произвольной регуляции деятельности, охраняется и укрепляется физическое и нервно-психическое здоровье.

34 особенности построения взаимодействия в школе "Саммерхилл"

Школа Саммерхилл - учебное заведение, развивающее личность. Девиз школы это слова ее главного основателя Александра Нилла: « Предназначение ребенка – прожить свою собственную жизнь». Именно этому изречению поддерживаются учителя и воспитанники в Саммерхилле.

На обучение в школу может попасть любой желающий от 5 до 12 лет. Александр Нилл Самерхилл, основывая заведение для детей, желал чтобы в нем все чувствовали себя на равных, независимо от возраста, положения в обществе, образования, мировоззрения.

Поэтому все решения в Саммерхилл принимаются на общем собрании, где каждый, начиная от пятилетнего ребенка и заканчивая директором, могут иметь право голоса. И в результате голосования примется тот закон для учебного заведения, который будет устраивать всех.

Всем детям в школе предоставлена полная свобода – они могут делать все, что посчитают нужным – учиться, развлекаться, лежать на кровати, не один из воспитателей не будет указывать, что им нужно сделать в данный момент.

Несмотря на такую вседозволенность со временем воспитанники приходят к выводу, что нужно посещать занятия и с этого момента могут выбрать себе тот предмет для изучения, который интересует их больше всего.

Расписание уроков в английской школе Саммерхилл дети для себя составляют сами, они могут посещать уроки понравившегося учителя на протяжении нескольких месяцев, могут встать и уйти, если их не устраивает объяснение материала.

Оценки как таковые детям не выставляются, но большинство из воспитанников школы по ее окончанию поступают в престижные высшие заведения – этот факт может говорить только о положительном влиянии методики.

На общих собраниях рассматриваются не только сами ученики и их отношение к занятиям и другим воспитанникам, но и учителя.

Некоторые сторонники жесткого воспитания считают, что наказания в школах Англии должны быть телесными, в Саммерхилле этого нет и никогда не будет.

На собраниях пансиона, общим решением, учеников наказывают другим способом – запрещают на несколько дней посещать любимые занятия и это может быть крайней мерой воздействия на хулигана. Этот метод приносит ощутимые плоды – провинившиеся часто просят заменить подобное решение другим.

Саммерхилл - воспитание свободой, начинался как экспериментальный проект, который со временем доказал право на свое использование в воспитании всесторонне развитой, творческой и свободной от навязываемых рамок личности.

Основатель заведения сам долгое время работал в обыкновенной школе и понял, что детям навязывают мнения окружающих, не давая разобраться в том, что он хочет сам.

В результате ребенок озлобляется, теряет собственную индивидуальность и не может раскрыть свой потенциал в дальнейшем.

Принципы жизни и развития в Саммерхилл позволяют ребенку почувствовать себя личностью с правом голоса, богатым внутренним миром, с собственными взглядами на проблемы, учебу, развлечения.

И все это дает толчок к высвобождению внутренних сил, которые помогут стать ребенку развитой личностью с собственным, неповторимым внутренним миром.

Средние школы в Англии, в отличие от Саммерхилл, следуют принципам традиционного воспитания, что для многих родителей является более приемлемым.

Принципы Саммерхилла

Саммерхилл – частная школа в Англии и ее работники придерживаются основных правил, которые помогают им понять и принять любого ребенка:

1- дети свободны для эмоционального роста;

2- они имеют власть над собственной жизнью;

3- дети должны развиваться естественно без давления со стороны взрослых.

Авторская английская школа учит детей путем собственных проб и ошибок принимать правильные решения, не вредить окружающим, уважать собственное мнение и с пониманием относиться к чужому, давая шанс на его существование.

Школьная форма в английских школах для многих является эталоном, но в Саммерхилл от нее естественно отказались – дети должны ходить только в том, что они хотят на себе видеть.

Общение детей друг с другом, с воспитателями и учителями с возможностью без опаски высказать свое мнение позволяет научиться сопереживанию, работе в команде людей. Не на последнем месте стоит и то, что в Саммерхилл дети разрабатывают свои собственные бизнес проекты и учатся управлять финансами. Летние каникулы в английских школах и Саммерхилле продолжаются два месяца и поэтому ученики с других стран могут в это время побывать дома.

В состав многопрофильной школы-комплекса входят детский сад, начальная школа, а также гимназические и лицейские классы разных профилей. 193 учителя обучают 2231 учащихся.

Практическая реализация модели адаптивной школы:

Одновременно выстраиваются линии лицейского, гимназического, коррекционно-развивающего и начального профессионального образования;

Осуществляются разноуровневые дифференцированные обучение и развитие учащихся с учётом их склонностей и способностей, состояния физического и психического здоровья.

Основные принципы построения модели адаптивной школы:

·системно-структурное целостное идеологическое и организационное единство её подсистем и отдельных объектов;

·полидисциплинарность;

·равноправное партнёрское сосуществование различных педагогических парадигм;

·постепенное преодоление противоречий когнитивной, личностной (эмоционально-волевой), культурологической и компетентностной парадигм образования;

·широкий оптимизационный подход.

Базовые черты модели адаптивной школы:

Наличие неоднородного состава учащихся («школа для всех»);

Ориентация на способности, склонности, жизненные планы;

Гибкость, открытость, своевременное адекватное реагирование на социокультурные и психолого-педагогические ситуации;

Создание необходимых условий для реализации вариативного образования в рамках одной школы;

Обеспечение содержательной и методической преемственности на всех этапах обучения;

Дифференцированное обучение;

Наличие диагностических, организационных и дидактических процедур, позволяющих осуществлять мягкие формы дифференциации, предлагающие перманентную перегруппировку учащихся на основе отслеживания динамики их развития;

Здоровье как интегральный показатель эффективности модели;

Оптимальная комбинация учебно-образовательных моделей.

Педагогический вестник. 2002, № 9. С. 7.

Ямбург Е.Ш. Школа для всех: Адаптивная модель. (Теоретические

основы и практическая реализация). – М.: Новая школа, 1996.

Гуманистическая школа В.А.Караковского (школа № 825 Москвы)

Школа № 825 была основана в 1970 г., в 1977 г. с приходом нового директора В.А.Караковского здесь началось создание гу­манистической воспитательной системы (ориентация на лич­ность), которая в своем становлении и развитии прошла несколь­ко этапов.

На первом этапе (1977-1981) была проведена диагности­ка педагогического и ученического коллективов, их деятельно­сти, взаимоотношений школы с социумом. Внедрялась и уточня­лась разработанная В.А. Караковским концепция воспитательной системы; были определены перспективы развития школы, созда­ны программные документы («Заповеди педагогического коллек­тива», «Нравственные принципы школьника образцового города» и др.); педагоги и учащиеся были включены в совместную твор­ческую деятельность, стали использовать коммунарскую методику. Итогом данного этапа явилось формирование нового педагогичес­кого мышления, переоценка ценностей и утверждение идеи о не­обходимости дальнейшего развития воспитательной системы.

Второй этап (1981 - 1986) характеризовался стабилизацией системы, четко оформлялись ее структурные компоненты, были созданы органы самоуправления. При этом главной ценностью считалась личность школьника, ее интересы и способности. По­высились качество успеваемости и уровень воспитанности уча­щихся. Внутри педагогического коллектива изменился стиль отно­шений, его стали определять демократизация, сотрудничество и сотворчество. Коллективная творческая деятельность приобрела господствующий характер. Однако в этот период появились про­тиворечия между учебной и внеучебной деятельностью, поставив­шие перед коллективом ряд новых задач, направленных на изме­нение ведущих видов деятельности, ее сущностных основ, - это и явилось основным содержанием третьего этапа развития ВС (1986-1988).

Следующим, четвертым, этапом формирования воспи­тательной системы стала отработка перспективных направлений дальнейшего ее развития. Вместе с тем широкомасштабные изме­нения в обществе, начавшиеся в 1991 г., привели к коренным преобразованиям в образовательной сфере. Провозглашенные принципы демократизации и гуманизации потребовали от педа­гогического коллектива внесения корректив во все структурные компоненты системы от цели до результата. В основу содержания воспитательной работы были положены общезначимые ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля. гуманные отношения стали главным механизмом воспитания личности. В воспитательной системе увеличилась степень свободы, возросла роль ситуации выбора и ситуации успеха. В методах воспитания стали преобладать диалог, групповая дискуссия, метод создания педагогической ситуации, условий для самореализации личности.

Методика воспитательной работы: Учебное пособие для студ. высш.пед. учеб. заведений / Л.А.Байкова, Л.К.Гребенкина, О.В.Еремкина и др.; под ред. В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – с. 25-26.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

«Адаптивная школа

Е.А. Ямбурга».

Троняева К.В.


Адаптивная школа – это школа, где каждый ребёнок независимо от своих способностей и индивидуальных особенностей УСПЕШЕН»

(Е. Ямбург)


Основные принципы системы образования в адаптивной модели

4. Принцип непрерывности и преемственности образования в системе “Школа-детский сад

3. Принцип

индивидуализации, дифференциации и

мобильности

образовательного

пространства

1. Гуманизация

2. Принцип единства культурного и образовательного пространства, основанного на исторических традициях

5. Принцип демократизации образования


Основным критерием деятельности педагогического коллектива новой модели образовательного учреждения является критерий развития личности детей, подростков.

Гуманизация образования направлена на поворот образования к целостной картине мира: мира культуры, мира человека; на очеловечивание знания;

на формирование гуманитарного

и системного мышления.


  • Принцип единства культурного и образовательного пространства, основанного на исторических традициях (как базы гармонизации национальных отношений).
  • Принцип индивидуализации, дифференциации и мобильности образовательного пространства. В основу принципа положен общедоступный характер образования в соответствии с индивидуально-возрастными особенностями ребенка, дифференциацией построения учебно-воспитательного процесса и разноуровневой образовательной подготовкой учащегося.
  • Принцип развивающего, деятельностного образования. Развитие личности ребенка, происходит в процессе специально организованной учебно-познавательной деятельности. В процессе этой деятельности ребенок осваивает не только знания, умения, навыки, но и приобретает опыт их самостоятельного добывания и применения как основного принципа жизнедеятельности. Знания, умения и навыки становятся средством развития личности каждого учащегося.

  • Принцип непрерывности и преемственности образования в системе “Школа-детский сад” означает такое построение социоэкологического пространства, когда ребенок, подросток учится, осознает жизненную необходимость постоянного обновления образования.
  • Принцип демократизации образования предполагает формирование иной, отличной от авторитарной культуры педагогических взаимоотношений, в основу которых положена система сотрудничества взрослого и ребенка, воспитателя, учителя и администрации образовательного учреждения.

Основные задачи адаптивной модели

Обеспечить научно-практическое построение процесса и содержания учебно-воспитательной деятельности в рамках непрерывного образования и преемственности в работе детского сада и школы.

Разработать и включить комплексную программу социолого-медико-психолого-педагогического обеспечения развития детей и подростков.

На основе опытных данных науки и результатов исследований по всестороннему развитию личности обеспечить индивидуальную траекторию развития детей и подростков.

Объединить внеклассное и внешкольное пространства образования в единую систему социоэкологического образовательного пространства модели.


Разработать программы по оказанию детям, учащимся и их семьям дополнительных услуг.

Разработать системы мер по повышению профессионального потенциала педколлектива в основании содержания образования, новых психолого-педагогических технологий и способности работать в экспериментальном и инновационном режиме.

Строить социоэкологическое пространство образования модели на основе новых требований к содержанию образования и новых психолого-педагогических технологий.

Осуществлять управление образовательным учреждением на основе современных управленческих технологий и их освоения педколлективом.

Сформулированные задачи конкретизируются на каждой ступени образования.


Структура адаптивной модели

В основу реализации задач “Школа-детский сад” положено ступенчатое построение системы образования.

II ступень:

Начальное обще образование:

1 - 4 классы (дети с 6 до 9 лет)

I ступень:

Дошкольное образование в детском саду

(дети от 4 до 5 лет);

школа раннего развития

(дети, проживающие на закрепленном микроучастке, не посещающие детский сад, от 4 до 5 лет).

На этой ступени образования предусмотрены классы возрастной нормы, развивающего обучения (система А.В. Занкова) и классы компенсирующего обучения.


IV ступень:

Среднее (полное) образование:

10-11 классы.

III ступень:

Основное общее образование:

5 - 9 классы (подростки с 10 до 14-15 лет).

В зависимости от готовности и выявленных индивидуальных особенностей учащихся, с учетом условий экспериментальной модели выделяются классы:

На этой ступени предусмотрены

следующие виды классов:

классы опережающего обучения;

возрастные нормы для детей, способных усвоить учебные программы без особых затруднений;

общеобразовательного уровня;

классы педагогической поддержки, в которых учатся дети, требующие коррекции режима учебно-воспитательного процесса и компенсации физического и психического здоровья.

опережающего развития;

индивидуальное обучение.


Вся деятельность внешкольных образовательных учреждений строится в соответствии с принципами социологической образовательной системы и направлена на решение основных задач модели.

В структуру модели включены:

1. Социолого-медико-психолого-педагогическая служба по оказанию образовательных услуг детям, подросткам и их родителям, педколлективу.

2. Научно-исследовательские лаборатории дидактики и психологии по разработке экспериментальных программ и оценки результатов экспериментальной и инновационной деятельности.


  • адаптация образовательного процесса к ученику и его индивидуальным особенностям;
  • небольшой коллектив учащихся , позволяющий эффективно реализовывать индивидуальный и дифференцированный подходы, индивидуально-групповое расписание;
  • «полный день» взаимодействия учителя и учащегося (9.00 – 16.00);
  • обеспечение комфортных условий для школьника (двухразовое питание, прогулки, обширная система дополнительного образования, психолого-медицинское обслуживание и др.);
  • здоровьесберегающая среда для участников УВП;
  • участие родителей через попечительский совет в софинансировании УВП и материально - технической базы школы


Самореализация

Исследовательская деятельность

Самоуправление

Обучение

Образование


  • небольшой педагогический коллектив, позволяющий педагогу занимать различные управленческие позиции – учителя, воспитателя, администратора;
  • работа школы одновременно в двух режимах – функционирования и развития;
  • привлечение к управлению школой родителей как обязательное и необходимое условия деятельности школы;
  • создание системы детского самоуправления школы как реализация демократического принципа управления и самоорганизация обучающимися своей жизни в школе.

ШКОЛА ЯМБУРГА

Официальное название этого государственного

среднего учебного заведения - Центр образования N 109 г. Москвы. А

неофициальное, на котором лежит печать личности, укладывается в два слова.

За прошедшие годы ее директор стал доктором педагогических наук, заслуженным учителем РФ, членом-корреспондентом Российской академии

образования и вообще сделался знаменит.

Сама же школа из экспериментальной площадки,

где обкатывалась адаптивная модель

(приспособление учебной системы к возможностям и потребностям учеников, а не

наоборот), превратилась в многопрофильный центр образования: детский сад, начальные классы,

гимназия, лицей, классы

педагогической коррекции...


ЦО N 109 знаменит в первую очередь как колыбель адаптационной модели школы (самому заведению уже 27 лет). То есть школы, где методы работы с учениками, формы обучения и подходы к организации учебного процесса подбираются в зависимости от того, какие дети учатся в том или ином конкретном классе. Не ребенок адаптируется в школе, а школа готова подстраиваться под него, исходя из его особенностей. Как результат - разноуровневая система обучения, дающая возможность каждому ученику реализоваться. Сегодня в центре образования 237 педагогов и 2020 учеников. При нем действуют театральная студия, школа художественных ремесел и даже парикмахерская (персонал - сами учащиеся). Однако директор Ямбург говорит: "Я совсем не считаю, что мы схватили бога за бороду. Нам еще работать и работать".


Главные принципы адаптивной школы - ориентация в первую очередь на особенности ребенка (как психические, так и физические), гибкий подход к обучению и отсутствие жесткого отбора на входе. Теоретически сюда принимают независимо от материального положения семьи. И независимо от определенных отклонений (кроме особо тяжелых случаев, так называемого контингента спецшкол-интернатов), которые где-то посчитали бы недопустимыми. "Чем раньше мы выявим нарушения (например, дисграфию или дислексию), тем вероятнее, что к школе мы ребенку поможем прийти в норму", - объясняет Евгений Ямбург. Поэтому собеседования, в том числе и с психологом, здесь проводят не для того, чтобы не взять, а для того, чтобы определить объем предстоящей работы.

На практике предпочтение отдают

все же жителям

Школа Ямбурга. Родители даже разменивают квартиры, чтобы переселиться ближе к легендарной школе и отправить ребенка туда учиться. Евгений Александрович Ямбург - заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, директор московского Центра образования № 109. Разработчик и автор адаптивной модели школы., книг «Школа для всех», «Педагогический ­декамерон» и др.

Евгению Ямбургу пришлось стать не только педагогом, но и менеджером от образования. Как ему в этом помогает чтение Корчака и Бонхеффера? Все ли учителя - неудачники? Что происходит сегодня с детьми и можно ли любить школу - об этом Евгений Ямбург рассказывает ПРАВМИРу.

Евгений Ямбург. Фото: culture-chel.ru

О выборе профессии и первых учениках

— Евгений Александрович, прежде всего, давайте вспомним, как Вы пришли работать в школу.

— Во-первых, я внук учительницы, сын учительницы, муж учительницы, а теперь уже и отец учительницы. Где-то чуть не с седьмого класса я давал уроки в классе у мамы и проверял тетрадки. И мне это всегда было интересно. Так что поступление в педагогический вуз было абсолютно осмысленным и нормальным – мне это нравилось всегда.

Ну, а дальше всякие были пути. Я должен сказать, что эта профессия, конечно, – каторга, но, если ты её любишь, то это – сладкая каторга. И при всём при этом – учитель – одна из немногих профессий, где не происходит смыслоутраты, - то, что называется, социальный вакуум.

Представьте себе, со мной за одной партой сидел очень способный человек, которого я до сих пор уважаю. Он всю жизнь потратил на то, чтобы создать «Буран». А потом его создание выставили в Парке культуры и отдыха имени Горького, и по нему ползали экскурсанты. Не знаю, пережил бы ли я подобное.

Так вот, профессия учителя и врача – это те, что остаются актуальными при любой власти и при любых погодах. Потому что детей надо учить, а больных надо лечить – смыслоутраты не грозит. И при всех трудностях и сложностях, материальных, моральных и других, это, конечно, - очень вдохновляющая профессия.

— Вы помните из своих первых учеников?

— Разумеется. Во-первых, мы с ними постоянно встречаемся. Им уже, мягко говоря, немало лет. Во-вторых, детей многих из них я уже выпустил из школы. Я только в этой школе работаю тридцать восьмой год.

Тут недавно произошла такая довольно комическая история. Были выборы мэра, они происходят на территории школы. Ну, естественно, я не отвечаю за сами выборы, я ходил там по территории, честно говоря, покуривал, потому что в школе курить нельзя. И шли родители моих первых учеников – представьте, если в 1977-ом им было сорок, то сколько им сейчас. С палочками. И каждая проходящая дама считала своим долгом сказать: «Евгений-Саныч, как вы постарели». На что я отвечал: «А вы – всё такая же».

Так что, дети моих учеников уже окончили школу – это несколько поколений. Я знаю о многих судьбах – и удачных, и неудачных – это жизнь.

Все ли учителя неудачники?

— А вот что касается учителей. У нас в массовом сознании в последние двадцать лет почему-то закрепилась идея про то, что «в школу идут одни неудачники»…

— Давайте не будем лукавить – это не двадцать лет. Вообще это было почти всегда. Уже когда я учился – а это, как вы догадываетесь, было сильно в прошлом веке – бытовала частушка: «Ума нет – иду в пед».

Потому что профессия, конечно, во-первых, тяжёлая, а во-вторых, не самая престижная и достаточно мало оплачиваемая. И поэтому действительно такое мнение существовало.

Это профессия массовая. Но я вам хочу сказать, что в этой профессии, как и в любой другой, есть люди, которые к ней призваны. Есть такие, что пошли в неё потому, что никуда больше не годились – для них это – каторга, потому что это надо любить и понимать.

Кастинга, даже сейчас, когда несколько повышена зарплата, мы не проводим. А это значит, что в этой массовой профессии на три-четыре суперодарённых человека, есть три средних, два – никуда не годных. И так было, есть и будет.

Что же касается последних двадцати лет, да, определённый слом происходил. Потому что, когда ввели Единый государственный экзамен и появилась возможность поступать одновременно в пять-шесть мест, получилось так, что педагогические вузы, в значительной степени, не отбирали лучшее, а подбирали то, что осталось после МГИМО, Высшей школы экономики, МГУ и так далее. В процессе обучения более сильные студенты там ещё шли в аспирантуру. То есть, определённый противоестественный отбор был – это тоже правда.

Но, с другой стороны, поверьте: вечная профессия. Всё равно всегда находились люди, которые к ней призваны.
Вот последний пример. У меня много молодых специалистов, сейчас их по школе 23. Ну, правда, и школа огромная, но всё равно это сильно. Так вот, не буду называть фамилий… Но есть довольно одарённый учитель, который несколько лет у нас поработал, ушёл в бизнес, а потом вернулся. Потому что бизнес – это тоже не для всех – там жёсткая конкуренция, он там пару раз прогорел… И я, откровенно говоря, рад этому обстоятельству, потому что он - педагог милостью Божией: он интересно объясняет, дети к нему хорошо относятся…

Или, например, у меня есть большое количество педагогов дополнительного образования – ну, потому что шлюпки, пароходы (на балансе школы находится 2 теплохода и 6 шестивесельных ботов – прим. ред.)… И я смотрю на всех этих достаточно молодых людей такого, я б сказал, «окуджавского розлива» - они тоже никуда не делись. И про себя думаю: ещё неизвестно, кто кого спасает - они спасают детей или дети их. Потому что есть люди, которые могут встроиться в эту жёсткую конкурентную борьбу, а есть люди, по-другому заточенные.

— А что должен сделать учитель, чтобы Вы с ним расстались? Были такие случаи?

— Да, такие случаи были, не очень часто, но… Я не говорю о каких-то примерах унижения или нарушения этики – это бывает достаточно редко.

Чаще - понимаете, какая вещь? – сами они уходят. По той простой причине, что сегодня детей надо удивлять. Детям всё равно, кто я – доктор наук, академик, профессор и так далее. Образно говоря, каждый раз в класс ты входишь голым и должен доказывать, что ты не медведь. И поскольку учитель давно перестал быть единственным источником информации, то – должна быть харизма. Или тебя будут выносить из класса.

Или же ты будешь ощущать такую тоску! Но с такой тоской в школе работать нельзя, понимаете, глаз не горит.
Поэтому бывает по-всякому: кто-то, конечно, дорабатывает, потому что деваться некуда. Но в принципе современная школа предъявляет огромные, может быть, временами даже завышенные, но объективные требования к учителю. И здесь крутиться надо.

Как он умел казаться новым,
Шутя невинность изумлять…

Понимаете, это очень сложно. Но возможно.

Как изменились дети и родители

— А насколько дети изменились, и изменились ли за последние двадцать лет?

— Понимаете, и да, и нет. Если судить о современных детях по контенту телевидения, то это вообще «тушите свет». По той простой причине, что средства массовой информации интересует драматургия. А драматургия всегда основана на скандале. И мало кого интересуют вполне вменяемые нормальные дети, которым хочется нормально учиться. Я думаю, что процент добра и зла нисколько не изменился за последние сорок лет. И в этом смысле всякие были тогда дети – подлые, мерзкие, страшные, и были прекрасные. И сегодня то же самое.

Другое дело, что есть такие неуловимые изменения, которые больше всего бросаются в глаза. Потому что сегодня, когда маленькой четырёх с половиной летней девочке показываешь книжку – а у нас тут детский сад в центре образования, - она делает на книге характерное движение пальчиками и удивляется, почему изображение не расширяется. Конечно, это уже цифровое поколение, и есть некоторые способы восприятия, которые меняются.

Конечно, и к счастью, эти дети уже не такие пуганые, как мы, и в этом смысле это – иное поколение. Внутренне они намного свободнее, чем мы, что мне, например, очень нравится. С другой стороны, они часто – более бесцеремонные, что не может не ранить душу старого учителя.

Кстати говоря, понятие возраста очень относительно. Я знаю семидесятилетних учительниц, у которых горят глаза, и двадцатипятилетних с тухлыми глазами – это не возрастная категория.

И, конечно, многое изменилось с точки зрения самого мира – потому что школа, как писал Корчак, находится не на Луне. Изменилось многое, и в этой связи я даже доволен, что они более недоверчивые. Во всяком случае, ими сложнее манипулировать, чем было нами и их отцами.

Но есть, конечно, и другая сторона. Потому что избыточный прагматизм имеет место быть – кстати, как у родителей, так и у детей. И в этом смысле «это нужно – это сдавать, это не сдавать». И «зачем мне вообще ваша «мировая и художественная культура», если она не сдаётся в вузах?» - такое тоже есть. Нормально – жизнь продолжается.

— А что происходит с родителями? Подход «сдаю ребёнка – учите» - это не вариант авторской школы?

— Ну, почему? «Сдать ребёнка на сохранение» - это такой тренд. И потом – школу сегодня превратили в продавца образовательных услуг, что на самом деле несовместимо с творчеством – ни с художественным, ни с педагогическим. И в этом смысле позиция, что «клиент всегда прав» меня тоже не устраивает. Хотя есть и такая категория родителей: «Мы вам привели – вот, учите».

Есть другие родители – они оканчивали эту школу, знают её традиции, сами прошли через эти вещи. Родители разные.

Но в целом от жизни не уйдёшь, и господствующий прагматизм захлёстывает. И, помимо прочего, прекрасно, когда школа развивает, прекрасно, когда школа даёт какие-то нравственные ценности, но им же жить дальше, делать карьеру. И вообще многие вещи изменились.

Например, здорово изменилась даже коннотация некоторых русских слов. Когда я учился, в прошлом веке, слово «амбициозный», «карьерный» было отрицательным – сегодня это доблесть. И когда я читаю объявление в газете: «самодостаточный мужчина ищет спутницу жизни», то думаю: «Зачем тебе спутница, раз ты такой самодостаточный?» А оно просто разлито в атмосфере.

Поэтому идеализм приходится отстаивать. И я часто встаю с детьми против родителей.

Вот есть у нас клуб путешественников «Зюйд-Вест», они из года в год изучают Волгу – экологию, географию, записывают устные рассказы бабушек. Это тяжёлая работа, потому что они идут на вёслах.

Ну, и представьте себе – там занимаются, в основном, дети родителей среднего и небольшого достатка. И им начинают завидовать дети состоятельных. Потому что, представьте, Вы приехали в отель all-inclusive в Турции или где-то ещё, и на третий день дети просто шизеют от того, что они лежат на море животом кверху или катаются на этих бананах. Оказывается, что их товарищи работают в более интересном ключе. Это всё -гримасы нашей жизни.

О положительном значении стрессов

— То есть, ребёнку надо, в том числе, создать активность?

— Ну, а как же! Это самое главное. Как иначе он будет развиваться? Это мне напоминает одну историю. Я всегда считаю, что богатые тоже заплачут и уже плачут.

Вот есть здесь детский сад. Я иду по детскому саду, там песочница. Один четырёхлетний товарищ толкнул другого, тот упал и лежит. Я его спрашиваю: «Ты чего лежишь?» Он отвечает: «Жду, когда меня поднимут».

Потому что он воспитывался с нянькой, которая за него отвечает головой. Причём если в строительство у нас идут люди из Таджикистана, Узбекистана, то няньки – это, как правило, украинки – очень добросовестные люди.

Но у ребёнка в итоге уже проблемы. Во-первых, она говорит с некоторым акцентом – потом этот русско-украинский суржик из него, как из актрисы Гурченко, придётся выбивать десять лет. Во-вторых, если она на работе и, как коршун, бросалась его поднимать, - значит, он уже эмоционально недоразвит. Даже в песочнице он уже неконкурентен – в общем, тут есть проблемы.

— Только что мы говорили, что амбициозность – это плохое качество, и теперь сожалеем о недостатке конкурентности?

— Знаете, когда я занимался моржеванием, там на проруби висел такой лозунг: «Без стрессу нет прогрессу». На самом деле бывают стрессы деструктивные – разрушающие личность – и бывают конструктивные. Это как два плеча коромысла, которые всё время надо держать в равновесии.

Вот у нас все до сих пор помешаны на докторе Споке: детей любить, гладить, ни в коем случае не перечить, только в любви воспитывать. И мало кто знает, что в конце жизни Спок отказался от этой теории. Потому что Америка вздрогнула от двух поколений истериков, которые он воспитал.

Эти дети, заласканные, выходя в жёсткую конкурентную жизни, оказались беспомощны – начались стрессы, фрустрации, самоубийства. То есть, на самом деле воспитывать надо не так и не так, истина – она посередине.

Дифференция, интеграция и индифия

— Кстати, о конкурентности. У нас школа много лет развивалась под флагом общедоступности. 109-ая – одна из немногих школ, где детей открыто делят на классы по уровням…

— А здесь опять всё не так и не так.

Вообще и дифференциация, и интеграция имеет и плюсы, и минусы. Нет ни одного явления в мире, которое было бы сугубо положительным – совершенен только Бог, остальное – извините. Всякая Луна имеет оборотную сторону.

В чём сильная сторона дифференциации? Можно оказать помощь ребёнку – предметную, реальную, с учётом его развития во всех сферах – интеллектуальной и эмоциональной. В чём отрицательная сторона? Это ощущение неполноценности, второсортности и всё такое.

В чём сильная сторона интеграции? Это толерантно, это политкорректно, это не создаёт ощущение второсортности у одних и завышенной самооценки у других. Но реальную помощь оказать нельзя.

Поэтому сегодня в мире – и я – один из тех, кто это продвигает, - есть понятие «индифия». Это гибкое сочетание интеграции и дифференциации – не «или - или», а «и - и». Даже один и тот же ребёнок на разных стадиях развития и обучения требует то дифференциации, то интеграции. То есть, здесь так же, как с конкурентностью – это два плеча коромысла.

Поэтому дифференциация бывает разной. Она иногда заключается во внутреннем подборе методик обучения детей – это внутренняя дифференциация. Потому что есть, например, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Говорить такому ребёнку: «будь внимателен», - это всё равно, что сказать слепому: «присмотрись», - там нужны специальные технологии. И лучше маленькие классы. Хотя интеллект у него сохранен.

Есть внешняя дифференциация – деление по потокам обучения. То есть, есть, скажем, коррекционные классы, классы компенсирующего обучения, обычные классы и классы повышенного типа. Потому что одних детей нельзя держать на манной каше. Сильный интеллект, память хорошая – их тормозить нельзя. А другим надо очень помогать. И, когда они все в куче, - это красивый разговор, что их можно так учить.

В чём особенность нашей дифференциации? Она не на всю жизнь. Что такое адаптивная школа – та модель, которую мы уже тридцать лет делаем? Вот у нас есть классы поддержки: мы тебя в таком классе подержали – марш в общеобразовательный! Вытянул головку в общеобразовательном – пойдёшь в гимназический. Не тянешь – пойдёшь обратно. Иными словами, эта система всё время дышит. В зависимости от динамики развития ребёнка выбирается технология обучения, уровень программ и так далее.

Иными словами, это – не такое грубое деление, нежели просто «на дураков, средних и умных». Но для того, чтобы это работало, должна быть служба сопровождения – психологи, дефектологи, логопеды. А с этим в стране очень плохо. Потому что сейчас, когда повысили зарплату учителям…

Это надо было делать, потому что не зря ещё Чехов говорил, что «нищий учитель – позор для страны». Но, поскольку сумма средств на образование в большинстве регионов осталась та же, то повысили часто за счёт того, что из школы убирали так называемых «лишних» людей – дефектологов, психологов, логопедов. А это большая беда. Потому что помогать нужно всем детям, но очень прицельно понимая, в чём их проблемы.
Поэтому опять – и дифференциация, и интеграция – это два полюса, два рукава, два плеча коромысла. И дальше начинается уже профессиональный разговор о том, как это делать.

Про аристократию духа

— В одном из интервью Вы сказали, что «школе нужен аристократизм». Каким Вы видите в нашей сложной жизни будущее своих учеников?

— Насчёт «аристократизма» мы, наверное, на разных языках говорим.

Был такой Дитрих Бонхоффер. Это был выдающийся теолог, философ, антифашист, он был расстрелян в сорок пятом году, когда ему было всего тридцать четыре года. Он участвовал в заговоре полковника Штауфенберга против Гитлера. Есть изумительные письма Бонхоффера из тюрьмы.

У меня была ещё одна работа. Я как главный редактор сделал серию «Онтология выстаивания и преображения» - о тех людях, которые не сломались ни в фашистских лагерях, ни в сталинских. И там в одном из томов есть как раз письма Бонхоффера. Под аристократизмом он понимает не то, что мы с Вами – «комильфо», прекрасная одежда и так далее. Он под аристократизмом подразумевал сопротивление омассовлению, вестернизации культуры, разнообразной попсе…

— Аристократия духа?

— Только аристократия духа! Например, он пишет: уйти от чтения газет и читать глубокие книжки… И ещё Бонхоффер говорил о том, что аристократизм не противоречит демократизму. Только это не потакание плебсу и толпе, а сохранение вертикали, духоной вертикали. Вот об этом идёт речь, а не о том, чтобы книксен делать и монокль носить в левом глазу.

И я Вам должен сказать как историк по базовому образованию… Обратите внимание: признаком истинных аристократов всегда была органичность и естественность. И когда декабрист Муравьёв с женой в ссылке торговал хлебом и говорил по-французски, с крестьянами тут же переходя на русский, он был органичней и естественней, чем потом народники, которые такого органичного воспитания не получили. Им куда сложнее было найти общий язык с народом. Вот о чём идёт речь.

И, конечно, это очень сложно. Потому что мы живём в эпоху разбегающуюся. Это такой совершенно страшный цивилизационный кризис. Омассовление имеет разный характер – тоталитарный, фашистский, экономический и так далее. И вот у Антуана де Сент-Экзюпери, помимо «Маленького принца», есть такой роман «Цитадель». И там один из героев говорит: «Жизнь представляется мне прутиками разбросанного веника. И не хватает этого божественного узла, который скрепит её воедино».

В условиях разбегающейся цивилизации речь идёт о том, чтобы всеми способами тащить детей на глубину. Это очень тяжело сегодня, но это надо делать. Понимая, в каком мире мы живём… И это – трудная работа, она должна идти каждый день. И я не уверен, что мы её делаем успешно, потому что этот поток жизни, конечно, захлёстывает, и этому очень трудно сопротивляться.

Но, тем не менее, разные способы существуют. Это и театральные постановки, и факультатив по кино, и эти походы, экспедиции.

Школа как театр

— Ну, педагогика – девушка своеобразная… Во-первых, педагогика – это наука, во-вторых, это технология и, в-третьих, это искусство. И противопоставлять это нельзя.

Если в школе Иванова, Петрова, Сидорова, Ямбурга разработаны некие технологии – это предполагает возможность их тиражирования. Это медицинский факт. И некоторые разработки, которые мы сейчас публикуем – например, технологии сопровождения – будут использоваться и когда нас не будет.

Но, с другой стороны, школа – это, конечно, живой организм, это ещё и искусство. Это как театр: уходит главный режиссёр – это не значит, что театр пропадёт; просто будет другой театр. И это я вижу по многим школам.
Уже многих коллег, с которыми я когда-то начинал, нет в живых. А школы были мощные. И они остались очень интересные, но это уже другие школы.

Это я никогда не забуду: ещё был жив мой большой друг Леонид Исидорович Мильграм – ветеран войны, фронтовик, директор школы. Но он уже был на пенсии, а директором работал человек, которого я тоже очень уважаю, - Михаил Шнейдер. И на одном из юбилеев я сказал: «Всё, как в Библии: Ветхий Завет – это Мильграм, а Новый Завет – это Шнейдер. Весь вопрос о связи». (Извините за это неполиткорректное сравнение, но чтоб было понятно).

Школа – это, конечно, личностная вещь. Вот не стало Товстоногова – другой же театр…

Адаптивная модель школы Ямбурга

4.Школа Ямбурга

Официальное название этого государственного среднего учебного заведения - Центр образования N 109 г. Москвы. А неофициальное, на котором лежит печать личности, укладывается в два слова.

За прошедшие годы ее директор стал доктором педагогических наук, заслуженным учителем РФ, членом-корреспондентом Российской академии образования и вообще сделался знаменит. Сама же школа из экспериментальной площадки, где обкатывалась "адаптивная модель" (приспособление учебной системы к возможностям и потребностям учеников, а не наоборот), превратилась в многопрофильный центр образования: детский сад, начальные классы, гимназия, лицей, классы педагогической коррекции... Школа Ямбурга - это еще и собственный театр, конюшня, флотилия с двумя пароходами и несколькими морскими ботами, мастерская художественных ремесел, кафе, парикмахерская, медицинские кабинеты... Это, если угодно, Ямбург-Сити, где чего только нет.

Директор столичного Центра образования № 109, заслуженный учитель РФ Евгений Александрович Ямбург еще и веселый человек. В коридорах на стенах в рамках не классики, а карикатуры на учителей. В приемной директора - раскрашенное скульптурное изображение самого Ямбурга, уменьшенного раза в полтора. Наверное, чтобы каждый, даже первоклашка, смог почувствовать себя с ним на равных.

ЦО N 109 знаменит в первую очередь как колыбель адаптационной модели школы (самому заведению уже 27 лет). То есть школы, где методы работы с учениками, формы обучения и подходы к организации учебного процесса подбираются в зависимости от того, какие дети учатся в том или ином конкретном классе. Не ребенок адаптируется в школе, а школа готова подстраиваться под него, исходя из его особенностей. Как результат - разноуровневая система обучения, дающая возможность каждому ученику реализоваться. Сегодня в центре образования 237 педагогов и 2020 учеников. При нем действуют театральная студия, школа художественных ремесел и даже парикмахерская (персонал - сами учащиеся). Однако директор Ямбург говорит: "Я совсем не считаю, что мы схватили бога за бороду. Нам еще работать и работать".

В советские времена эксперимент по созданию учебного заведения, способного подстроить стандартизованную и прямолинейную систему школьного обучения под ребенка, проводился фактически тайно. Нужны были разные методики обучения, рассчитанные на разные категории учеников. Опыт зарубежных коллег изучался подпольно и так же подпольно внедрялся в практику.

Сегодня адаптивные школы работают в 60 регионах России, в ближнем и дальнем зарубежье. Сам автор системы Евгений Ямбург подсчетом своих последователей не занимается и подчеркивает, что прочие адаптивные школы не являются копиями ЦО N 109 - педагоги там могут применять другие методики. Главное - сохранение основных принципов.

Каждая школа в идеале должна иметь свое лицо. В этой - никаких серо-зелено-голубых стен, атмосфера, в которой проводят время дети, не должна отдавать казенщиной. Другой принципиальный момент - есть все, что нужно для учебного процесса. Однако в ЦО о количестве компьютеров и прочего оборудования упоминать не принято, главное - техника обучения. Между тем недавно центр приобрел партию ноутбуков для учеников коррекционных классов. Достаточно показательно. Если речь идет о частной школе, тот тут уж сам бог велел организовать "удобства" на уровне выше среднего. А вот государственные учебные заведения, как правило, в этом отношении не блещут. В прямом и переносном смысле. Евгений Александрович говорит, что сам, приезжая с инспекциями в другие школы, в первую очередь обращает внимание на состояние сантехнических помещений, и специально показывает мне туалеты и умывальники - светлые кафельные полы, цветы, рыбки в аквариуме...

Школа обзаводится фирменными "фишками". Например, не так давно появился кусочек Старого Арбата - в него превратили один из холлов: почти настоящие фонари, макет фасада здания, где жил Окуджава, скамейки и небольшая площадка, которую можно превратить в импровизированную сцену.

На стенах - шаржи на учителей, видимо, для создания неформальной атмосферы. Естественно, никто не обижается - так принято. Уменьшенная копия директора школы, изготовленная из папье-маше, - прямо перед его кабинетом.

Несмотря на внешнюю и внутреннюю презентабельность, эта школа, говоря языком персонажей книги Чуковского "От двух до пяти", самая что ни на есть "всехняя". В том смысле, что "резать" вашего ребенка при поступлении никто не будет. Главные принципы адаптивной школы - ориентация в первую очередь на особенности ребенка (как психические, так и физические), гибкий подход к обучению и отсутствие жесткого отбора на входе. Теоретически сюда принимают независимо от материального положения семьи. И независимо от определенных отклонений (кроме особо тяжелых случаев, так называемого контингента спецшкол-интернатов), которые где-то посчитали бы недопустимыми. "Чем раньше мы выявим нарушения (например, дисграфию или дислексию), тем вероятнее, что к школе мы ребенку поможем прийти в норму", - объясняет Евгений Ямбург. Поэтому собеседования, в том числе и с психологом, здесь проводят не для того, чтобы не взять, а для того, чтобы определить объем предстоящей работы. На практике предпочтение отдают все же жителям близлежащих районов.

Гибкий подход, декларируемый адаптивной школой, - это возможность постоянно выбирать. В том числе и приемы обучения. Скажем, в вальдорфских школах учатся только по вальдорфским канонам, в школе Амонашвили - в соответствии с одноименной методикой. А здесь педагогический инструментарий может быть любым. Главное - чтобы он подходил детскому коллективу.

В детском саду ЦО N 109 есть группы, работающие по методике развития Монтессори, традиционные группы, были группы, использовавшие элементы вальдорфской педагогики, и т. д. Как будут учить вашего ребенка и в какой группе, зависит от его знаний, навыков и способностей.

Вопрос, волнующий родителей сразу после поступления, - в какой класс попадет ребенок? Система на первый взгляд сложная - обычные, коррекционные, гимназические, лицейные классы... Но она как раз и нужна для того, чтобы детям с разным уровнем развития нашлось место в школе и чтобы при этом они чувствовали себя комфортно.

Понятно, что коррекционные классы рассчитаны на детей, требующих повышенного внимания со стороны педагогов, на тех, кому учиться в обычном классе будет трудно. Учиться в гимназическом или лицейном классе более престижно, чем в общеобразовательном, но и гораздо сложнее. Например, в лицейном лингвистическом изучаются два иностранных языка, в медицинском серьезный акцент делается на химию и биологию и т. д.

Бывает, что в коррекционный класс идти не хочется. Причем сопротивляются родители. По словам директора школы, в таких случаях приходится долго доказывать, что коррекционный не значит плохой. Работа с родителями - удел не только дирекции, но и психолого-педагогической службы, без которой, по мнению Евгения Ямбурга, адаптивной школу сделать невозможно. Упрямцам разъясняют, что в коррекционном классе ребенку дадут те же знания - согласно государственному стандарту, но с применением других педагогических техник. Что в таком классе вдвое меньше учеников и потому педагог имеет возможность уделять каждому больше внимания. И что некоторым детям лучше на первых порах заниматься здесь и затем, подтянувшись, перейти в обычный класс, нежели изначально попасть в ситуацию постоянного неуспеха.

В гимназию поступают на конкурсной основе и по желанию: хочешь - сдавай туда экзамены, не хочешь - иди в общеобразовательный класс. Задачу поступления в лицей ЦО N 109 усложняет то, что туда принимают не только учеников центра - поступать может любой. Равно как и готовиться к поступлению на специальных курсах при центре. Обучение в лицее начинается с девятого класса.

Примечательно, что переходы от одного этапа школьной жизни к другому в адаптивной школе максимально щадящи. Так, часть первых классов находится на территории детского сада, то есть поступившие в них малыши пребывают в знакомой обстановке; часть пятых по той же схеме - на территории начальной школы.

Кстати, обучение в гимназических классах начинается не с пятого года обучения, как в других российских школах, а с шестого. На пятом же дети привыкают к новым педагогам, новой системе построения учебного процесса и т. п. Для учеников и это - достаточно серьезный стресс, подчеркивает Евгений Ямбург.

Занятия В ЦО N 109 продолжаются примерно до часа-двух дня. А после начинается самое интересное.

Например, у школы есть своя конюшня с 27 лошадями. Дело в том, что администрация ЦО решила ввести в школьный обиход иппотерапию. Показаний к ее применению множество. Так, даже у детей с ДЦП, которые регулярно ездят верхом, улучшается координация движений, появляется чувство уверенности в себе. Действенна иппотерапия и при менее серьезных проблемах со здоровьем.

Однако это не все. При ЦО функционирует клуб путешественников "Зюйд-Вест", члены которого зимой разрабатывают маршруты походов по Волге (эту реку ямбуржцы осваивают уже 15 лет), ищут информацию в интернете о каждом участке пути, шпаклюют плавсредства - школьный флот насчитывает 15 шестивесельных ялов (у ЦО есть еще и два собственных теплохода). В плавание по Волге отправляются летом. С одной стороны - это все интересно и, безусловно, познавательно. С другой - есть еще одна возможность перемешать самых разных детей и подростков. В походе ведь все в одной команде, кто, как и в каком классе учится, уже большого значения не имеет.

Речные путешествия, лошади - вещи уже привычные и для школьников, и для учителей. Но педагогика на марше: ЦО N 109 реализует новый проект - совместно с питомником собак. Ученики центра теперь там частые гости. "Статистика свидетельствует, что в большинстве случаев ребенок, у которого есть дома собака, учится лучше, - рассказывает Евгений Ямбург.- Причина проста: уход за собакой - кормление, выгуливание - дисциплинирует, вырабатывает ответственность. Кроме того, мы учим наших учеников общаться с разными детьми. В том числе и с инвалидами. Первая реакция наших ребят, впервые появившихся в интернате, - шок, они никогда не видели детей на колясках. Хозяева смущены, но мы пришли с собаками, и через них, как через посредников, дети все-таки начали общаться. В общем, это довольно серьезная научная работа, которую мы планируем продолжать".

Вопрос, сколько все это стоит, не может не возникнуть в голове современного, уже привыкшего всегда и за все платить родителя. ЦО N 109 - государственное учебное заведение. То есть базовое школьное образование здесь дается бесплатно.

Тем не менее часть услуг платная. Тем, кто выбрал более серьезный путь подготовки к поступлению в вуз - лицейские классы, часть предметов читают преподаватели из вузов - партнеров учебного центра. Например, из Высшей школы экономики. Эта статья расходов государством не финансируется. Также платным является изучение второго иностранного языка в лингвистическом классе и всевозможных углубленных учебных курсов. Например, изучение одного предмета на курсах подготовки к поступлению в лицей в месяц стоит в пределах 300 рублей.

Евгений Александрович признает, что периодически приходится прибегать к помощи родителей: содержание лошадей, плавсредств и прочей продвинутой школьной инфраструктуры - дело дорогое. Но, безусловно, стоящее.

адаптивный модель школа ямбург

Визнання на державному рівні доцільності запровадження іноземної мови у початковій школі змушує замислитись, над завданням раннього шкільного навчання цього предмета і можливостями їх реалізації. Як відомо...

Врахування вікових психологічних особливостей та інтересів у навчанні іноземної мови

Говорячи про учнів середньої школи, слід відмітити перш за все, що саме на основі знань, здобутих у початковій школі, вони мають оволодіти іншомовним мовленням у межах того мовного і мовленнєвого матеріалу...

История коррекционной педагогики

Проблема воспитания и обучения школьников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики...

Новые средства и методы образования

Среди новых педагогических течений второй половины XX в. можно отметить проект «Город как школа», который появился в 1972 г. в Нью-Йорке. Он задуман для старшеклассников, не сумевших получить сертификат об образовании...

Организационно-методические особенности уроков физической культуры с учащимися школьного возраста в малокомплектной школе

Малокомплектная школа - это школа, которая имеет маленькую комплектацию, то есть малое количество учащихся Малокомплектная школа имеет много отрицательных моментов, но в тоже время большие преимущества...

Освіта Румунії

Прийом в середні навчальні заклади: В кінці 8-го року навчання (у віці 14-15 років) всіма учнями здається загальнонаціональний тест. Починаючи з 2004 року цей тест носить назву Testarea Naюionalг і може бути зданий тільки один раз - у червні...

Представитель зарубежной реформаторской педагогики Вильгельм Август Лай

Лай считал что "школа действия" способна изменить социальную действительность Германии, а экспериментальная педагогика - синтезировать все педагогические искания начала ХХ века...

Проектная разработка программы непрерывного образования

Целью нашей проектной разработки является обеспечение высокого уровня поступления выпускников в высшие учебные заведения...

Развитие социальных способностей детей в педагогике С. Френе

Создавая школу, сориентированную на ребенка, С. Френе вовсе не склонен считать, что взрослые во всем должны полагаться на сиюминутные желания детей...

С пятилетнего возраста большинство американских дошкольников воспитываются в детских садах, по существу нулевых классах, в которых детей подготавливают к обучению в начальной школе, постепенно переходя от игры к чтению, письму...

Социально-педагогические особенности образовательной системы США

После окончания 5-го класса дети переходят в среднюю школу. Обучение в средней школе составляет 7 лет. Учащиеся 9-12 классов посещают high school, а более младшие - middle school. По окончании 12-го класса школьники получают сертификат...

Социально-педагогические особенности образовательной системы США

Американское образование в очередной раз подходит к заключительной фазе самооценки своих реформ. Это случается почти каждые десять лет. 18 апреля 2001 года президент выпустил программу "Стратегия образования". Это был смелый, комплексный...

Сравнительный анализ национальных систем образования Италии и Франции

В шесть лет дети поступают в начальную школу. Первые ее две ступени - 1 и 2 - бесплатны для всех. Все общеобразовательные предметы на этом этапе - чтение, письмо, рисование, арифметика, музыка и др. - являются обязательными...

Ян Коменский: педагогическое наследие

В своей книге "Материнская школа" Коменский пишет, что "дети бесценное сокровище." и как счастливы те, кому Бог даровал детей, "для родителей, дети должны быть милее и дороже, чем золото и серебро, жемчуг и драгоценные камни.". "Золото, серебро...