Гидравлические испытания теплосетей. Как проводят гидравлические испытания тепловых магистралей
ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
(ТТК)
ИСПЫТАНИЕ НА ПРОЧНОСТЬ И ГЕРМЕТИЧНОСТЬ НАРУЖНЫХ ТЕПЛОВЫХ СЕТЕЙ
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Типовая
технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) - комплексный
организационно-технологический документ, разработанный на основе
методов научной организации труда для выполнения технологического
процесса и определяющий состав производственных операций с
применением наиболее современных средств механизации и способов
выполнения работ по определённо заданной технологии. ТТК
предназначена для использования при разработке Проекта производства
работ (ППР) строительными подразделениями и является его составной
частью согласно МДС
12-81.2007 .
1.2. В настоящей ТТК
приведены указания по организации и технологии производства работ
по испытанию на прочность и герметичность наружных тепловых сетей,
определён состав производственных операций, требования к контролю
качества и приёмке работ, плановая трудоемкость работ, трудовые,
производственные и материальные ресурсы, мероприятия по
промышленной безопасности и охране труда.
1.3. Нормативной базой
для разработки технологических карт являются:
-
типовые чертежи;
-
строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);
-
заводские инструкции и технические условия (ТУ);
-
нормы и расценки на строительно-монтажных работы (ГЭСН-2001
ЕНиР);
-
производственные нормы расхода материалов (НПРМ);
-
местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы
расхода материально-технических ресурсов.
1.4. Цель создания ТК -
описание решений по организации и технологии производства работ по
испытанию на прочность и герметичность наружных тепловых сетей с
целью обеспечения их высокого качества, а также:
-
снижение себестоимости работ;
-
сокращение продолжительности строительства;
-
обеспечение безопасности выполняемых работ;
-
организации ритмичной работы;
-
рациональное использование трудовых ресурсов и машин;
-
унификации технологических решений.
1.5. На базе ТТК в
составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства
работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на
выполнение отдельных видов работ по испытанию на прочность и
герметичность наружных тепловых сетей.
Конструктивные
особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае
Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов,
разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной
строительной организацией, исходя из специфики и объёма выполняемых
работ.
РТК рассматриваются и
утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной
строительной организации.
1.6. ТТК можно привязать
к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс
состоит в уточнении объёмов работ, средств механизации, потребности
в трудовых и материально-технических ресурсах.
Порядок привязки ТТК к
местным условиям:
-
рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;
-
проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени,
марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов,
состава звена рабочих) принятому варианту;
-
корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом
производства работ и конкретным проектным решением;
-
пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей,
потребности в машинах, механизмах, инструментах и
материально-технических ресурсах применительно к избранному
варианту;
-
оформление графической части с конкретной привязкой механизмов,
оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими
габаритами.
1.7. Типовая
технологическая карта разработана для инженерно-технических
работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих,
выполняющих работы в III-й температурной зоне, с целью ознакомления
(обучения) их с правилами производства работ по испытанию на
прочность и герметичность наружных тепловых сетей с применением
наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций
и материалов, способов выполнения работ.
Технологическая
карта разработана на следующие объёмы работ:
Общая длина трубопровода |
- =1000 м.
|
Испытательное давление Р=1,25Р |
- Р =1,6 МПа. |
II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.1. Технологическая
карта разработана на комплекс работ по испытанию на прочность и
герметичность наружных тепловых сетей.
2.2. Работы по испытанию
на прочность и герметичность наружных тепловых сетей выполняются в
одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены
составляет:
2.3. В состав работ,
выполняемых при испытании на прочность и герметичность наружных
тепловых сетей, входят:
-
подготовка рабочей плети к предварительному испытанию;
-
обвязка наполнительного и опрессовочного агрегатов и испытание
их;
-
наполнение водой участка трубопровода, подлежащего испытанию;
-
подъем давления до испытательного;
-
испытание рабочей плети на прочность;
-
проверка рабочей плети на герметичность;
-
переключение запорной арматуры;
-
контроль давления и температуры воды;
-
окончательные (приёмочные) испытания трубопровода.
2.4. Технологической
картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным
звеном в составе: самовсасывающий центробежный насос
С-245
"Андижанец"
предназначен для
перекачивания воды производительность 100 м/час, высота самовсасывания h=5,0 м,
мощность дизельного двигателя Т-62-1 N=13 л.с, габаритные размеры
1800х930х1225 мм, вес Р=800 кг, диаметр всасывающего и напорного
рукавов 100 мм; передвижной дизельный
компрессор Atlas Copco XAS 97
(Р=7 бар производительность 5,3 м/мин).
Рис.1. Самовсасывающий насос С-245
Рис.2. Компрессор Atlas Copco XAS 97
2.5. Для испытания на
прочность и герметичность наружных тепловых сетей в качестве
основных материалов используются: стальные трубы
с
изоляцией из битумоперлита диаметром до 426 мм по ГОСТ 3262-75 *); электроды
покрытые
металлический для ручной дуговой сварки тип
Э42
отвечающие требованиям ГОСТ 9467-75 *.
2.6. Работы по
предварительному испытанию на прочность и герметичность наружных
тепловых сетей следует выполнять, руководствуясь требованиями
следующих нормативных документов:
-
СП 48.13330.2011. "СНиП 12-01-2004
Организация строительства. Актуализированная редакция" ;
-
СНиП 41-02-2003 Тепловые
сети;
-
СНиП 41-03-2003 . Тепловая
изоляция оборудования и трубопроводов;
-
СНиП 3.05.03-85 . Тепловые
сети;
-
СТО НОСТРОЙ 2.33.14-2011 .
Организация строительного производства. Общие положения;
-
СТО НОСТРОЙ 2.33.51-2011 .
Организация строительного производства. Подготовка и производство
строительно-монтажных работ;
-
СНиП 12-03-2001 . Безопасность
труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;
-
СНиП 12-04-2002 . Безопасность
труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство;
-
РД 11-02-2006 . Требования к
составу и порядку ведения исполнительной документации при
строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов
капитального строительства и требования, предъявляемые к актам
освидетельствования работ, конструкций, участков сетей
инженерно-технического обеспечения;
-
РД 11-05-2007 . Порядок ведения
общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при
строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов
капитального строительства.
III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ
3.1. В соответствии с
СП 48.13330.2001 "Организация
строительства" до начала выполнения строительно-монтажных работ
на объекте Подрядчик обязан в установленном порядке получить у
Заказчика проектную документацию и разрешение на выполнение
строительно-монтажных работ. Выполнение работ без разрешения
запрещается.
3.2. До начала
производства работ по предварительному испытанию на прочность и
герметичность наружных тепловых сетей необходимо провести комплекс
организационно-технических мероприятий, в том числе:
-
разработать РТК или ППР на испытание тепловых сетей;
-
назначить лиц, ответственных за безопасное производство работ, а
также их контроль и качество выполнения;
-
провести инструктаж членов бригады по технике безопасности;
-
установить временные инвентарные бытовые помещения для хранения
строительных материалов, инструмента, инвентаря, обогрева рабочих,
приёма пищи, сушки и хранения рабочей одежды, санузлов и т.п.;
-
обеспечить участок утвержденной к производству работ рабочей
документацией;
-
подготовить к производству работ машины, механизмы и оборудования и
доставить их на объект;
-
обеспечить рабочих ручными машинами, инструментами и средствами
индивидуальной защиты;
-
обеспечить строительную площадку противопожарным инвентарем и
средствами сигнализации;
-
подготовить места для складирования строительных материалов,
изделий и конструкций;
-
оградить строительную площадку и выставить предупредительные знаки,
освещенные в ночное время;
-
обеспечить связь для оперативно-диспетчерского управления
производством работ;
-
доставить в зону работ необходимые материалы, приспособления,
инвентарь, инструменты и средства для безопасного производства
работ;
-
опробовать строительные машины, средства механизации работ и
оборудование по номенклатуре, предусмотренные РТК или ППР;
-
составить акт готовности объекта к производству работ;
-
получить у технического надзора Заказчика разрешение на начало
производства работ (п.4.1.3.2
РД 08-296-99).
3.4. Общие
указания
3.4.1.
Гидравлические испытания
3.4.1.1. Гидравлические
испытания трубопроводов следует выполнять с соблюдением следующих
основных требований:
-
испытательное давление должно быть обеспечено в верхней точке
(отметке) трубопроводов;
-
температура воды при испытаниях должна быть не ниже 5°С;
-
при отрицательной температуре наружного воздуха трубопровод
необходимо заполнить водой с температурой не выше 70°С и обеспечить
возможность заполнения и опорожнения его в течение 1 ч;
-
при постепенном заполнении водой из трубопроводов должен быть
полностью удален воздух через воздухоспускные краны;
-
в трубопроводе устанавливается пробное давление, равное рабочему, и
выдерживается в течение времени, необходимого для осмотра стыков,
но не менее 10 мин и затем снижено до рабочего;
-
при рабочем давлении должен быть произведен осмотр трубопровода по
всей его длине;
-
если во время испытания пробным давлением не будет обнаружено
каких-либо дефектов или утечки, оно доводится до испытательного
(1,25Р) и выдерживается в течение времени,
необходимого для тщательного осмотра, но не менее чем 10 мин.
3.4.1.2. Результаты
гидравлических испытаний трубопровода на прочность и герметичность
считаются удовлетворительными, если во время их проведения:
-
не произошло падения давления;
-
не обнаружены признаки разрыва, течи или запотевания в сварных
швах, а также течи в основном металле, фланцевых соединениях,
арматуре и других элементах трубопроводов;
-
отсутствуют признаки сдвига или деформаций трубопровода и
неподвижных опор.
3.4.1.3. Дефекты
трубопровода следует устранять после снижения давления до
атмосферного.
3.4.1.4. Технология
исправления дефектов и порядок контроля должны быть определены в
Рабочей технологической карте.
3.4.2.
Пневматические испытания
3.4.2.1. Пневматические
испытания следует производить для стальных трубопроводов с рабочим
давлением не выше 1,6 МПа (16 кгс/см) и температурой до 250°С, монтируемых из
труб и деталей, испытанных на прочность и герметичность (плотность)
заводами-изготовителями в соответствии с ГОСТ 3845-75 * (при этом заводское
испытательное давление для труб, арматурного оборудования и других
изделий и деталей трубопроводов должно быть на 20% выше
испытательного давления, принятого для смонтированного
трубопровода).
3.4.2.2. Установка
чугунной арматуры (кроме вентилей из ковкого чугуна) на время
испытаний не допускается.
3.4.2.3. Пневматическое
испытание проводят в такой последовательности:
-
очищают и продувают трубопровод;
-
устанавливают заглушки и манометры;
-
присоединяют к трубопроводу компрессор;
-
плавно со скоростью не более 0,3 МПа (3 кгс/см) в 1 час заполняют трубопровод
воздухом;
-
при величине давления, равной 0,3 испытательного, но не более 0,3
МПа (3 кгс/см), визуально осматривают трассу [вход в
охранную (опасную) зону, но без спуска в траншею]. На период
осмотра трассы подъем давления должен быть прекращен;
-
при достижении величины испытательного давления трубопровод
выдерживается для выравнивания температуры по длине
трубопровода;
-
после выравнивания температуры воздуха испытательное давление
выдерживается в течение 30 мин - собственно испытание;
Испытания тепловых сетей . Построенные трубопроводы тепловых сетей перед сдачей их в эксплуатацию испытывают на прочность и плотность давлением воды (гидравлическое испытание) или воздуха (пневматическое испытание).
При испытании проверяется герметичность и плотность сварных швов, труб, фланцевых соединений, арматуры и линейного оборудования (сальниковых компенсаторов, грязевиков и пр.). Теплопровод испытывают дважды: предварительно и окончательно.
При предварительном испытании проверяют прочность и плотность сварных швов и стенок трубопровода до установки арматуры и линейного оборудования. Если теплопровод выполнен из труб с продольным или спиральным швом, то испытание проводят до устройства на трубопроводе тепловой изоляции.
Если же теплопровод выполнен из цельнотянутых бесшовных труб, то при испытании он может быть изолированным, при этом открытыми остаются лишь сварные стыки. До предварительного испытания теплопровод нельзя закрывать строительными конструкциями и засыпать.
Длина участка при предварительном испытании определяется в зависимости от местных условий, принятой организации работ, наличия испытательных средств (гидравлических прессов, поршневых насосов), сроков строительства на отдельных участках, мощности источника воды для наполнения теплопровода, наличия средств наполнения, рельефа местности и пр.
При окончательном испытании строительство теплопровода должно быть полностью закончено в соответствии с проектом. При испытании проверяют места соединения отдельных участков (если предварительно теплопровод испытывался частями), сварные швы, арматуры и линейного оборудования, плотность и прочность фланцевых соединений, корпусов линейного оборудования и пр.
Гидравлическое испытание выполняют в такой последовательности : монтируют испытательную установку; очищают теплопровод изнутри от окалины, грунта и прочих предметов; устанавливают заглушки, манометры и краны; присоединяют водопровод и пресс; наполняют трубопровод водой до заданного давления; осматривают трубопровод и отмечают дефектные места; устраняют обнаруженные дефекты; проводят повторное испытание; отсоединяют водопровод и спускают воду из теплопровода; снимают заглушки и манометры.
Чтобы вытеснить воздух из труб, водопровод подводят к нижней точке трубопровода, открывают все воздушные краны, а спускные - закрывают. Возле воздушных кранов должны находиться дежурные, которые перекрывают их при появлении воды.
Пружинные манометры, используемые при испытании, должны быть проверены и опломбированы организациями Госстандарта; заглушки должны соответствовать техническим требованиям. Использовать задвижки для отключения испытываемого участка от действующих сетей не разрешается.
Пробное давление выдерживают в течение 5 мин . По манометру проверяют, нет ли падения давления, после чего давление снижают до рабочего. При рабочем давлении трубопровод осматривают и обстукивают сварные швы молотком с рукояткой длиной не более 0,5 м. Масса молотка не должна превышать 1,5 кг. Удары наносят не по шву, а по трубе (не ближе 100 мм от шва).
Результаты испытания считают удовлетворительными, если нет падения давления по манометру и не обнаружено течи или потения стыков.
При окончательном гидравлическом испытании с установленной арматурой и оборудованием пробное давление выдерживают в течение 15 мин. Затем осматривают сварные и фланцевые соединения, арматуру и линейное оборудование и далее давление снижают до рабочего. Если при этом падение давления в течение 2 ч не превышает 10%, то теплопровод считается выдержавшим испытание.
В зимнее время гидравлические испытания теплопроводов следует проводить на коротких участках, при этом для испытания необходимо использовать воду, подогретую до температуры 60° С. Кроме того, устанавливают опускные устройства, обеспечивающие спуск воды из труб в течение 1 ч.
Пневматическое испытание теплопроводов проводят лишь в тех случаях, когда гидравлическое испытание применить невозможно. Длину испытываемого участка принимают не более 1000 м.
Пневматическое испытание проводят в такой последовательности : очищают и продувают трубопровод; устанавливают заглушки и манометры; присоединяют к трубопроводу компрессор; наполняют трубопровод воздухом до заданного давления; приготовляют мыльный раствор; осматривают трубопровод, промазывая места соединения мыльным раствором, и отмечают дефектные места; устраняют обнаруженные дефекты; вторично испытывают трубопровод; отсоединяют компрессор и спускают воздух из трубопровода; снимают заглушки и манометры.
Неплотности на трубопроводе определяют несколькими способами : по звуку просачивающегося воздуха; по пузырям, образующимся в месте утечки, когда стыки и другие сварные соединения покрыты мыльным раствором; по запаху, если к воздуху, подаваемому от компрессора в трубопровод, добавляются аммиак, этил и другие газы с резким запахом. Наиболее распространен способ с использованием мыльного раствора, в который входят вода -1 л и хозяйственное мыло - 100 г. Если при испытании температура наружного воздуха ниже 0°С, то в мыльном растворе воду частично (до 60%) заменяют спиртом или другой незамерзающей жидкостью, растворяющей мыло.
При предварительном испытании трубопровод выдерживают под пробным давлением в течение 30 мин, затем давление снижают до 3 кгс/см2 и трубопровод осматривают. Если при осмотре не обнаружены утечки, дефекты в сварных швах, нарушение целостности трубопровода, а также пет сдвига или деформаций конструкций неподвижных опор, то трубопровод считается выдержавшим предварительное пневматическое испытание.
Выявленные при осмотре трубопровода дефекты устраняют после того, как избыточное давление в нем снизится до нуля .
При окончательном пневматическом испытании давление в трубопроводе доводят до пробного и выдерживают в течение 30 мин. Если при этом целостность трубопровода не нарушается, то давление снижают до 0,5 кгс/см2 и выдерживают трубопровод при этом давлении в течение 24 ч. Затем устанавливают давление 3000 мм вод. ст. и отмечают время начала испытания и барометрическое давление.
Гидропневматическая промывка более эффективна, чем гидравлическая . В этом случае в трубопровод, сечение которого не полностью заполнено водой, подается компрессором воздух. В трубах создается турбулентное движение воды, что способствует хорошей промывке.
Трубопроводы промывают до полного осветления воды.
Промывка трубопровода . В трубопроводе после монтажа могут остаться различного рода загрязнения: окалина, камни, грунт и пр. Чтобы их удалить, трубопровод следует промыть водой (гидравлическая промывка) или смесью воды и воздуха (гидропневматическая промывка).
Теплопровод обычно промывают два раза : первая промывка черновая, вторая - чистовая.
Возможно, Вас так же заинтересует:
Пользовательского поиска
Тематические и околотематические публикации статей сайта.
В настоящем разделе сайта представлены публикации тематических статей по теплоснабжению и
теплоэнергетике, а также, околотематических статей по строительству, производству и
промышленному оборудованию.
Гидравлическое испытание трубопроводов.
Гидравлическое испытание тепловых сетей производят дважды: сначала проверяют прочность и плотность теплопровода без оборудования и арматуры, после весь теплопровод, который готов к эксплуатации, с установленными грязевиками, задвижками, компенсаторами и остальным оборудованием. Повторная проверка нужна потому, что при смонтированном оборудовании и арматуре тяжелее проверить плотность и прочность сварных швов.
В случаях, когда при испытании теплопроводов без оборудования и арматуры имеет место падение давления по приборам, значит, имеющиеся сварные швы неплотные (естественно, если в самих трубах нет свищей, трещин и пр.). Падение давления при испытании трубопроводов с установленным оборудованием и арматурой, возможно, свидетельствует, что помимо стыков выполнены с дефектами еще сальниковые уплотнения или фланцевые соединения.
При предварительном испытании проверяется на плотность и прочность не только сварные швы, но и стенки трубопроводов, т.к. бывает, что трубы имеют трещины, свищи и прочие заводские дефекты. Испытания смонтированного трубопровода должны выполняться до монтажа теплоизоляции. Помимо этого трубопровод не должен быть засыпан или закрыт инженерными конструкциями. Когда трубопровод сварен из бесшовных цельнотянутых труб, он может предъявляться к испытанию уже изолированным, но только с открытыми сварными стыками.
При окончательном испытании подлежат проверке места соединения отдельных участков (в случаях испытания теплопровода частями), сварные швы грязевиков и сальниковых компенсаторов, корпуса оборудования, фланцевые соединения. Во время проверки сальники должны быть уплотнены, а секционные задвижки полностью открыты.
Необходимость в двух испытаниях теплотрасс вызвана и тем, что на участках большой протяженности проверить весь теплопровод за один раз не возможно. Пришлось бы долго оставлять открытой траншею. В связи с этим отдельные участки тепловых сетей испытывают до засыпки, по мере их подготовки. Протяженность испытываемого участка зависит от сроков строительства на отдельных участках трассы, от наличия ручных, гидравлических или механизированных прессов, наполнительных агрегатов, поршневых насосов, мощности источника воды (река, пруд, озеро, водопровод), условий производства работ, рельефа местности и т.д.
При гидравлическом испытании тепловых сетей последовательность проведения работ такая:
- проводят очистку теплопроводов;
- устанавливают манометры, заглушки и краны;
- подключают воду и гидравлический пресс;
- заполняют трубопроводы водой до необходимого давления;
- проводят осмотр теплопроводов и помечают места, где обнаружены дефекты;
- устраняют дефекты;
- производят второе испытание;
- отключают от водопровода и производят спуск воды из труб;
- снимают манометры и заглушки.
Для заполнения трубопроводов водой и хорошего удаления из труб воздуха водопровод присоединяют к нижней части теплопровода. Возле каждого воздушного крана необходимо выставить дежурного. Сначала через воздушники поступает только воздух, потом воздушно-водяная смесь и, наконец, только вода. По достижении выхода только воды кран перекрывается. Далее кран еще два-три раза периодически открывают для полного выпуска оставшейся части воздуха с верхних точек. Перед началом наполнения тепловой сети все воздушники необходимо открыть, а дренажи закрыть.
Испытание проводят давлением, равном рабочему с коэффициентом 1,25. Под рабочим понимают максимальное давление, которое может возникнуть на данном участке в процессе эксплуатации.
При случаях испытания теплопровода без оборудования и арматуры давление поднимают до расчетного и выдерживают его на протяжении 10 мин, контролируя при этом падение давления, после снижают его до рабочего, проводят осмотр сварных соединений и обстукивают стыки. Испытания считают удовлетворительными, если отсутствует падение давления, нет течи и потения стыков.
Испытания с установленным оборудованием и арматурой проводят с выдержкой в течение 15 мин, проводят осмотр фланцевых и сварных соединений, арматуры и оборудования, сальниковых уплотнений, после давление снижают до рабочего. Испытания считают удовлетворительными, если в течение 2 ч падение давления не превышает 10%. Испытательное давление проверяет не только герметичность, но и прочность оборудования и трубопровода.
После испытания воду необходимо удалять из труб полностью. Как правило, вода для испытаний не проходит специальную подготовку и может снизить качество сетевой воды и быть причиной коррозии внутренних поверхностей труб.
Кого интересует приобретение жилья, поможет риэлтор элитной недвижимости
Существует 4 вида испытаний тепловых сетей:
- На прочность и герметичность (опрессовка ). Выполняется на этапе изготовления до нанесения изоляции. При эксплуатации ежегодно.
- На расчётную температуру . Проводится: с целью проверки работы компенсаторов и фиксации их рабочем положении, для определения целостности неподвижных опор (1р. в 2 года). Испытания проводятся при изготовлении сетей до нанесения изоляции.
- Гидравлические . Проводятся с целью определения: фактических расходов воды у потребителей, фактических гидравлических характеристик трубопровода и выявления участков с повышенным гидравлическим сопротивлением (1 раз в 3-4 года).
- Тепловые испытания . Для определения фактических тепловых потерь (1 раз в 3-4 года). Испытания проводятся по следующей зависимости:
Q = cG(t 1 - t 2) £ Q норм = q l *l,
где q l - тепловые потери 1м трубопровода, определяются по СНиП “Тепловая изоляция трубопроводов и оборудования”.
Тепловые потери определяются по температуре в конце участка.
Испытания на прочность и герметичность.
Существует 2 вида испытаний:
- Гидравлические .
- Пневматические . Проверяется при t н <0 и невозможности подогрева воды и при её отсутствии.
Гидравлические испытания.
Приборы: 2 манометра (рабочий и контрольный) класс выше 1,5%, диаметр манометра не ниже 160мм, шкала 4/3 от давления испытания.
Порядок проведения:
- Отключить испытуемый участок заглушками. Сальниковые компенсаторы заменить заглушками или вставками. Открыть все байпасные линии и задвижки, если их нельзя заменить заглушками.
- Устанавливается пробное давление =1,25Р раб, но не более рабочего давления трубопровода Р у. Выдержка 10 минут.
- Давление уменьшается до рабочего, при этом давлении осуществляется осмотр. Утечки контролируются по: падение давления на манометре, явные утечки, характерный шум, запотевание трубы. Одновременно контролируется положение трубопроводов на опорах.
Пневматические испытания запрещается проводить для: Надземных трубопроводов; При совмещённой прокладке с другими коммуникациями.
При испытании запрещается испытывать чугунную арматуру. Допускается при низких давлениях испытывать арматуру из ковкого чугуна.
Приборы: 2 манометра, источник давления - компрессор.
- Заполнение со скоростью 0,3 МПа/час.
- Визуальный осмотр при давлении Р ≤ 0,3Р испытан. , но не более 0,3 МПа. Р исп = 1,25Р раб.
- Давление повышается до Р испытан, но не более 0,3 МПа. Выдержка 30мин.
- Снижение давления до Р раб, осмотр. Утечки определяются по признакам: уменьшение давления на манометрах, шум, пузырение мыльного раствора.
Техника безопасности:
- во время осмотра запрещается спускаться в траншею;
- не попадать под струю воздуха.
Испытания на расчётную температуру
Испытываются тепловые сети с d ≥100мм. При этом в подающем трубопроводе должна быть расчётная температура и в обратке не д/б бошльше 100 0 С. Расчётная температура выдерживается в течении 30 минут, при этом увеличение и снижение температуры не должна быть больше 30 0 С/час. Этот вид испытаний проводится после проведения опрессовки сетей и устранения порывов.
Испытания для определения тепловых и гидравлических потерь
Это испытание проводится на циркуляционном контуре состоящем из подающей и обратной линий и перемычки между ними, все абоненты ответвления отсоединяются. В этом случае уменьшение температуры по движению по кольцу обуславливается только тепловыми потерями трубопроводов. Время испытания составляет 2t к + (10-12ч.), t к - время пробега температурной волны по кольцу. Температурная волна - увеличение температуры на 10-20 0 С выше испытательной по всей длине температурного кольца, устанавливается наблюдателями и фиксируется изменение температуры.
Испытание на гидравлические потери проводится на двух режимах: при максимальном расходе и 80% от максимального. По каждому из режимов должно быть снято не менее 15 показаний с интервалом в 5минут.
Гидравлическое испытание трубопроводов тепловых сетей (опрессовка) производится водой с температурой не ниже + 5° С. Трубопроводы и их детали должны подвергаться гидравлическому испытанию пробным давлением, равным 1,25 рабочего давления, но не меньше 1,57 МПа (16 кгс/см 2) для подающих труб и 1,18 МПа (12 кгс/см 2) для обратных.
По Правилам технической эксплуатации (ПТЭ) тепловых сетей и тепловых пунктов МЖКХ РСФСР водяные тепловые сети от котельных, оборудованных чугунными котлами, испытываются давлением, равным 1,25 рабочего давления в подающем коллекторе, но не менее 0,59 МПа (6 кгс/см 2). Давление должно измеряться по двум проверенным манометрам класса точности не ниже 1,5.
Гидравлические испытания тепловых сетей при канальной и бесканальной прокладках производятся за два этапа (предварительный и окончательный). Предварительное испытание делается на небольших участках — до 1 км, окончательное — при выполнении всех строительно-монтажных работ. То и другое производится после установки на место и приварки подвижных опор, монтажа и засыпки неподвижных опор, но до покрытия труб и фасонных частей тепловой изоляцией. При монтаже трубопроводов из бесшовных труб гидравлическое испытание трубопроводов может производиться и после изолирования труб, но при условии, чтобы сварные стыки были свободны от изоляции, не покрыты гидроизоляцией и находились в местах, доступных для осмотра.
Если во время испытаний пробным давлением не будет обнаружено падения давления, давление в испытуемом участке трубопровода снижается до рабочего и при этом давлении сварные стыки простукиваются молотком с закругленным бойком массой не более 1,5 кг при длине ручки не более 500 мм; удары должны наноситься на расстоянии не менее 150 мм от сварного шва с обеих сторон. Результаты испытаний считаются удовлетворительными, если во время их проведения не понизилось давление, а в сварных швах труб не были обнаружены признаки разрыва, течи или потения.
Спуск воды после испытаний или обнаружения дефектов должен производиться немедленно с окончательной продувкой воздухом опорожненных теплопроводов, причем следует проверить, не осталась ли вода в нижних точках трубопровода.
Гидравлическое испытание отдельных труб производится по ГОСТ 3845—75. Для гидравлических испытаний труб небольших диаметров и протяженности участков используются ручные гидравлические насосы, а для больших диаметров применяются поршневые насосы с механическим и электрическим приводом.
Пневматические испытания трубопроводов. Согласно СНиП III-30-74, испытание трубопроводов на прочность и герметичность взамен гидравлического может производиться пневматическим способом по усмотрению строящей организации (предприятия тепловых сетей) при затруднении проведения гидравлического испытания (зимнее время, отсутствие воды на месте испытания и др.). Пневматические испытания должны выполняться в соответствии с правилами СП 298-65 Госстроя СССР. По правилам пневматическое испытание трубопроводов тепловых сетей с температурой теплоносителя выше 120° С, паропроводов с давлением выше 0,098 МПа (1 кгс/см 2) должно производиться пробным давлением, равным рабочему с коэффициентом 1,25, но не менее 1,57 МПа (16 кгс/см 2) для подающих и 0,98 МПа (10 кгс/см 2) для обратных трубопроводов.
Учитывая, что в монтажных условиях создать такое испытательное давление практически невозможно, а также то, что при таком большом испытательном давлении воздухом создавалась бы большая опасность для персонала, а в городских условиях и для населения, замены гидравлического испытания пневматическим следует по возможности избегать. При отсутствии воды допускается производить предварительное испытание трубопроводов воздухом давлением 0,59 МПа (6 кгс/см 2). Под этим давлением трубопровод выдерживается в течение 30 мин, затем давление снижается до 0,29 МПа (3 кгс/см 2) и трубопроводы осматриваются. Утечка воздуха выявляется путем обмыливания стыков, по звуку, одоризацией или задымлением воздуха в трубопроводе. После предварительного пневматического испытания окончательное испытание производится гидравлическим способом.