Меню
Бесплатно
Главная  /  Декор и дизайн  /  Как настроить барабаны. Библия по настройке ударной установки

Как настроить барабаны. Библия по настройке ударной установки

1.1. Особенности строения барабана, влияющие на его звучание

1. Ударный пластик отвечает за атаку и звон, а резонансный - за послезвучие и состав обертонов. Во время игры барабанщик слышит ударную сторону, а слушатели (особенно, если сцена находится выше, чем публика), в основном, сочетание обоих пластиков, причем эта смесь звучит в разы хуже. Микрофоны, подзвучивающие ударную установку, немного помогают исправить данную ситуацию.

2. Самым главным в настройке барабанов является правильная "посадка" пластика. Для этого необходимо при первой установке пластика следить за тем, чтобы обруч сел на него, сформировав при этом нужную взаимосвязь между краем обечайки и пластиком (подробнее о посадке читайте в разделе ). В случае, когда пластик с одной из сторон натянут туже, или потерял круглую форму, происходит его децентрирование, следовательно, нарушается вибрация, и строй вдоль обода начинает распределяться неравномерно, то есть пластик сам по себе перестает строить.

3. Если с самого начала неверно настроить барабан или неправильно "посадить" пластик, то с очень большой вероятностью пластик будет испорчен и достойно звучать он уже не будет. Даже когда вы настраиваете барабаны строго по измерительным приборам (тюнерам), это еще не дает гарантий, что пластик «сядет» ровно. Если ободы и/или края обечайки помятые, то пластик может принять некруглую форму, а, следовательно, он испортиться и хорошо звучать уже не будет.

4. Есть отличие между такими понятиями, как тембр и нота настройки. Первый термин означает общую окраску звучания, а второй – основной тон, при котором барабан звучит открыто и плотно. При настройке строй можно менять, а резонанс обечайки – нет. Допустим, во время настройки барабан издает звук от «Соль» до «Ре-диез», несмотря на это, истинное звучание будет около «Ля-бемоль» (та самая нота настройки). Разница между такими характеристиками, как «яркое» или «теплое» звучание – это будет являться тембром.

5. На чистое и плотное звучание барабана, влияет край обечайки. Если он ровный, плоский и имеет правильный профиль, то звучание даже недорогих барабанов будет очень достойным. И, наоборот, если край обечайки имеет какие-то дефекты, повреждения или просто он сделан некачественно, то звучание дорогого барабана будет, мягко говоря, не очень хорошим.

7. Чем выше обечайка, тем громче и мощнее будет звучать барабан. Чем короче обечайка, тем звук барабана будет более взрывной и улучшится его артикуляция.

8. Различают литые и штампованные ободы, деревянные и металлические. Литые позволяют настраивать барабан более ровно. Штампованные поддаются настройке труднее (особенно тонкие), но их преимуществом является возможность извлекать «теплый» и «жирный» звук. Именно поэтому барабанщики любят ставить их на тома.

Алюминиевые ободы дают наиболее высокий тон, по сравнению со стальными, именно поэтому их, в основном, ставят на малый барабан, так как они дают четкий «щелчек». Медные ободы придают барабану больше музыкального звучания.

Преимуществом деревянных ободов является то, что, в зависимости от их толщины, они бывают жесткими или гибкими. Жесткие имеют схожие характеристики с литыми, а тонкие – со штампованными. Однако, так как обод является неким продолжением обечайки, звучание римшота будет иным: более резонансным и ярким.

9. Чем меньше ушек имеет обод, тем более жирным становится звучание барабана и усложняется состав обертонов. Если расстояние между ушками большое, то это затруднит ровную установку пластика.

1.2. Измерительные приборы (тюнеры)

Практически все тюнеры для барабанов измеряют натяжение или крутящий момент. Это действительно очень полезные приборы, которые появились в наше время технологий, но не стоит им слепо доверять, не забывайте про собственные уши, только они вам скажут хорошо настроены барабаны или нет. Приведу пару примеров. Если ваш тюнер замеряет крутящий момент, то его введут в заблуждение барабаны, у которых ушки на ободе являются упругими и пружинящими. Тюнеры, измеряющие натяжение пластика, могут давать неверные показания, если вы будете настраивать пластики разной толщины.

Иногда, настраивая барабаны на слух, может показаться, что некоторые винты ослаблены. При настройке пластика главным будет строй у каждого винта, а не натяжение и крутящий момент.

Тем не менее, тюнеры помогаю экономить время следующим образом: посадив пластик вручную на слух (сажать пластик всегда нужно вручную) и затем расстроив его, берем в руки тюнер и записываем цифры зависимости изменения строя от натяжения. Обязательно не забудьте добиться того, чтобы у каждого винта был одинаковый строй. При следующей настройке подобного пластика записанные ранее цифры сэкономят вам время. Лучше записать несколько вариантов замеров: для студийной и для концертной игры, так как на больших сценах строй предпочтительно делать выше.

Важно знать, что, когда вы меняете бренд барабанов, бренд пластика, толщину пластика, а также, если производитель изменил технологию производства пластиков, то необходимо будет заново посадить пластик вручную и потом записать цифры.

1.3. Когда нужно менять пластик

1. Когда сильно износилось покрытие пластика.

2. Если на пластике появились вмятины.

3. Если после предварительной посадки пластика, вы пытаетесь его настроить низко, а в итоге не выходит нужный строй и появился дребезжащий звук. Это свидетельствует о том, что пластик вытягивается и его контакт с обечайкой нарушается. Такому явлению чаще всего подвержены двухслойные пластики. В подобных случаях не стоит сразу избавляться от пластика, вы можете при помощи фена попробовать его пересадить или перестроить барабан выше.

4. Когда вы сменили помещение для игры на барабанах. Здесь имеется в виду, что ваша студия или концертная площадка стала по размерам больше или меньше. Все это будет влиять на звук, и, следовательно, пластики для разных площадок тоже желательно будет использовать разные.

5. Если вы просто хотите сравнить звучание разных пластиков.

2. НАСТРОЙКА ЛЮБОГО БАРАБАНА (ОБЩИЕ ПРАВИЛА)

2.1. Настройка ударного и резонансного пластика

Теперь приступим к непосредственной настройке. Данная процедура подходит для всех барабанов: для малого, томов и бас-бочки.

1. Снимите ударный и резонансный пластик. Для этого открутите все болты и снимите обручи с каждой стороны барабана. При настройке ударного пластика снимать резонансный не обязательно в том случае, если вы заранее знаете относительный диапазон настройки или, если вы не планируете менять резонансный пластик, то можете просто поставить барабан нижней стороной на колено или на что-нибудь мягкое, например, на ковер.

2. Установите новый пластик на барабан таким образом, чтобы он ровно и плотно прилегал к краю обечайки.

3. Затем с помощью болтов прикрутите обруч. Сначала делайте это руками, убедившись, что болты попадают в резьбу. Далее, используйте ключ для барабана. Причем очень важно закручивать болты, применяя перекрестную схему, изображенную ниже. Делайте это сначала по 1/4 оборота с каждой стороны, затем по 1/8. При наличии двух ключей можно ускорить данный процесс, закручивая одновременно противоположный болты. Во время этого процесса необходимо постукивать возле каждого болта пальцем, ключом или барабанной палочкой. Звук напротив каждого винта должен быть одинаковым. Если вы услышите треск при натяжении пластика, то не переживайте, это нормально.

4. Затягивайте пластик до тех пор, пока не исчезнут «морщины» и пока вы не добьетесь звучания, которое будет немного выше, чем вы хотите извлекать.

5. Теперь приступайте к важному моменту, описанному выше – к «посадке» пластика. Для этого ладонью давите в центр барабана. Возможно вы услышите очередное потрескивание, это тоже нормально. Здесь главное не переусердствовать, начинайте с легких нажатий, и потихоньку можете увеличивать силу, в противном случае, вы рискуете порвать пластик. «Посадка» способствует плотной установке обруча пластика в канал обода и помогает ему лучше прилегать к краю барабана. Возможно, после усадки высота звучания пластика снизиться. Это лишь подтвердит то, что ему нужна была усадка. В этом случае, необходимо будет перетянуть пластик и «посадить» его еще раз.

6. Для того, чтобы убрать лишние обертона, вы можете воспользоваться демпферным кольцом или специальными гелевыми «липучками» (moongel damper pads), расположив их рядом с краем ударного пластика.

2.2. Настройка пластиков относительно друг друга

Настроив отдельно каждую сторону барабана, пора приступать к настройке их гармоничного звучания. Для этот возможны 3 варианта:

1. Оба пластика настроены в унисон. В данном случае формируется чистый тон и относительно долгий сустейн (от англ. «sustain» - продолжительность звучания ноты ).

2. Ударный пластик настроен выше, чем резонансный. В таком варианте барабан будет звучать глубже с хорошим сустейном, и у палочек сформируется хороший отскок. Если играть по барабанам сильнее, то звук будет "падать" или "рычать".

3. Ударный пластик настроен ниже, чем резонансный. При такой настройке барабан будет звучать "мельче" и сформируется короткий сустейн.

2.3. Настройка барабанов по нотам

На рисунке ниже изображен идеальный диапазон основного тона для малого барабана и томов, благодаря которому вся ударная установка будет звучать гармонично и мелодично. Интервал между верхним и нижним пластиком - большая терция вверх, а между томами - малая терция, либо можно пробовать настраивать чистую кварту как между верхним и нижним пластиком, так и между томами.

Примечание: малый барабан следует настраивать, выключив пружины на резонансном пластике.

3. ОСОБЕННОСТИ НАСТРОЙКИ БАРАБАНОВ

3.1. Особенности настройка томов

1. Не имеет значения, в какой очередности настраивать тома. Важно отталкиваться от того факта, что у всех барабанов существует ограниченный диапазон звучания, то есть там, где у них формируется правильный звук. Выше или ниже этого диапазона выходить не рекомендуется. Следовательно, если низко настроить самый маленький (по диаметру) том, перейдя к большому, может оказаться, что для его размера звук будет слишком низкий. Тогда вам придется настраивать все остальные тома (включая большой) выше.

2. Для того, чтобы все тома звучали гармонично и мелодично, настройте их согласно пункту .

3. Чтобы том звучал «жирно», необходимо резонансный пластик настроить на самую низкую ноту и затем опустить все винты на 1/16-1/8 оборота.

3.2. Особенности настройки бас-бочки

1. Чтобы добиться упругого звучания бас-барабана, необходимо либо поднять резонансный пластик на одну-две ноты вверх, либо оба пластика перестроить выше.

2. Добиться «пластмассового» звучания вам поможет следующее: ударный пластик должен быть однослойный, настроенный на самую нижнюю ноту и слегка распустите все винты. Твердая войлочная колотушка отлично звучит без прокладки (подушки), а деревянные и пластмассовые – с прокладкой.

3. «Жирное» звучание бас-бочки достигается аналогичным образом, что и у томов (см. пункт ). Но следует помнить, что диапазон настройки в таком случае будет немного ограничен.

4. Для того, чтобы добиться лучшего резонанса, поднимите бас-бочку максимально высоко относительно пола, на сколько позволят упоры и конструкция педали .

3.3. Особенности настройки малого барабана

Так как малый барабана в отличие от других барабанов имеет в своем строении подструнник, в данном пункте я рассмотрю, что с ним делать во время настройки. Все остальное полностью совпадает с разделом .

При настройке обеих сторон пластика, подструнник следует выключить. При настройке резонансного пластика у вас будет 2 варианта: 1 – снять подструнник полностью, 2 – выключить и прижать его палочкой таким образом, чтобы пружины не касались резонансного пластика.

После того, как вы настроите оба пластика, установите подструнник обратно (в случае, если вы его снимали), включите его и по-тихоньку начните натягивать пружины, внимательно прислушиваясь к тому, как будет меняться звучание малого барабана.

Подструнник проходит 5 стадий:

    Дребезжит и звучит неаккуратно.

    Дребезжит меньше, появляется немного сухое звучание.

    Появляется теплое звучание и «шлепок» струн.

    Теплота пропадает, звучание становится более артикулированным.

    «Грязное» звучание: звук тугой, задушенный, исчезает тембр.

Третья и четвертая стадия являются самыми часто используемыми состояниями подструнника при игре на малом барабане. Первую и пятую стадию полностью исключайте.

Изучив данный материал приступайте к практике. Во время настройки экспериментируйте (как со звуком, так и с вариантами пластиков), прислушивайтесь и выбирайте лучшее для себя звучание. Знания, которые вы получите во время различных вариантов настройки, помогут вам сформировать у себя в голове «энциклопедию» звуков. Это повысит ваш уровень мастерства как барабанщика и поможет сэкономить вам время при последующих настройках барабанов.

Bob HENRIT

У многих, даже опытных барабанщиков возникают проблемы с настройкой барабанов, и стыдного в этом ничего нет. (Пианисты же не стесняются того, что им приходится время от времени вызывать настройщика. Хотя тоже могли бы, вооружившись ключом, забраться в рояль или пианино. Прим. переводчика.) В Америке, например, существуют целые компании, специализирующиеся на настройке барабанов. Эти компании предоставляют свои услуги студиям, производителям или музыкантам за очень приличные деньги.

Я же могу сказать, что настроить барабаны несложно, но для этого, конечно, требуется время и практика. Я предпочитаю "математический" способ, позволяющий избежать многих ошибок. О нем я расскажу несколько позднее, а сейчас перенесемся в глубину веков... Первый барабан был сделан из пустотелого бревна на один конец которого натягивалась кожа животного. (В настоящее время кожа уже почти не применяется. Мембраны изготовленные из специально разработанных пластмасс и называемые музыкантами просто "пластики" в звучании ничем не уступают натуральной коже. Более того они практически не меняют настройки при изменении температуры воздуха или его влажности. К слову сказать, барабанщики прошлых лет изрядно помучились с кожаными мембранами, постоянно их подстраивая в течении рабочего дня. Кроме того, сдирать кожу с животного для услады слуха! Прим. перев.) Первый барабан представлял из себя типичный "открытый" барабан, то есть барабан имеющий только одну мембрану. Конечно, в настоящее время мы чаще имеем дело с "закрытыми" барабанами, имеющими два пластика. Верхний пластик называют ударным, а нижний - резонансным. Назначение нижнего пластика состоит в том, чтобы создать внутри корпуса барабана сложные множественные отражения и резонансы. В результате вместо плоского, звука "открытого" барабана, барабан с двумя пластиками имеет более полный, завершенный звук. Практически качество звука закрытого барабана зависит от соотношения натяжений ударного и резонансного пластиков. Поэтому, как правило, настройка сводится к поиску соотношения, позволяющего получить звучание, устраивающее именно вас.

С верхним пластиком настроенным ниже резонансного, звук становится более длинным. Если же ударный пластик настроен выше, чем резонансный, звук имеет тенденцию к "уходу" тона вверх. Одинаковая по высоте настройка обоих пластиков дает чистый, ровный звук без "ухода" тона.

По существу имеются два основных вида настройки барабанов: EVEN (равномерная) и ODD (неравномерная, разрозненная). Мы будем иметь дело сначала с "even" так как эта настройка более подходит для закрытых барабанов и, кроме того, является основой для последующего выполнения настройки "odd".

Прежде всего пластик необходимо натянуть равномерно. Соответственно каждый регулировочный болт должен притягивать пластик к корпусу барабана с такой же силой, как и все остальные болты. Я делаю это следующим образом: первым делом закручивая все 6, 8, 10, или 12 имеющихся болтов пальцами до упора. Затем я беру ключ и закручиваю на полоборота (на 90 градусов) ближайший болт, потом перехожу к диаметрально противоположному болту и повторяю действия. Далее я, двигаясь по часовой стрелке к следующему болту, закручиваю его на полоборота, перехожу к противоположному и так далее, пока все они не будут отрегулированы.

В результате этих действий пластик должен быть натянут равномерно, что проверяется, легким постукиванием по нему приблизительно в дюйме от края напротив каждого болта. Ноты должны быть одинаковыми. (При этом приглушайте противоположный пластик рукой.) Теперь если хотите можно изменить общую высоту барабана по схеме, изображенной на рисунке. Делать это надо, закручивая или ослабляя каждый болт на полоборота или на оборот. При этом следует иметь ввиду, что каков бы ни был диаметр барабана, всегда лучше его настроить несколько выше нежели ниже.

Я нахожу более удобным сначала установить и настроить нижний пластик, а уж затем верхний. Не существует никаких правил регламентирующих соотношение натяжений ударного и резонансного пластиков потому, что соотношение найденное вами и полностью вас удовлетворяющее, может быть с негодованием отвергнуто другим барабанщиком. Необходимо иметь ввиду, что с увеличением натяжения резонансного пластика улучшается отдача барабана, ускоряется его реакция на удар, так как достаточно сильно натянутый резонансный пластик способствует быстрому возвращению колебаний. Возможно, звук полученный в результате настраивания барабана с помощью метода "even", покажется вам слишком чистым и скучным, тогда используйте метод настройки "odd".

Смысл этого метода заключается во внесении некоторого беспорядка в настройку путем расстраивания одного из болтов. Это заставит пластик колебаться менее равномерно, несколько удлинит звук и добавит некоторое послезвучание к доминирующей ноте, эдакий звуковой "хвост". Не имеет значения, какой именно болт вы будете расстраивать, но для собственного удобства проще это проделывать всегда с одним и тем же болтом. Например, с тем, что расположен ближе всего к вам, когда вы играете. Этот метод настройки наиболее приемлим для настройки барабанов небольшого диаметра, так как на низких частотах эффект от расстройки практически незаметен. Я практикую такую расстройку на томах. Также я слегка расстраиваю и мой рабочий барабан, но уже несколько по другому. На рабочем барабане я чуть-чуть откручиваю два болта находящихся ближе всех к месту ударов палками. (настройка "even" необходима для бас-барабанов так как им противопоказан уход тона. При игре на барабане со свободно натянутым пластиком выражена атака и хорошо прослушивается звук удара палки о пластик. Если же натянуть пластик сильнее, станет более выраженным основной тон.)

Настройка рабочего барабана только слегка отличается от настройки тома, главным образом потому, что ударный и резонансный пластики рабочего барабана имеют разные толщины. Низкая настройка ударного пластика дает глубокий, но статичный звук. А высокая настройка ударного пластика дает звук сухой, живой и яркий. Низко настроенный резонансный пластик рабочего барабана дает звук с основным тоном, доминирующим над звуком пружины, И соответственно, чем выше вы настраиваете резонансный пластик, тем более резким становится звук вашего рабочего барабана. При настройке рабочего барабана рекомендуется, отключив пружину, понять, каким образом натяжение резонансного пластика воздействует на общий звук. Точная регулировка натяжения пружины производится уже после того, как пластики в основном настроены. Если звук вашей пружины получился "придушенным" - значит вы ее слишком сильно натянули. Немногo ослабьте натяжение. Это даст вам качественный, звук с минимумом призвуков. Также большое значение имеет толщина пластиков. Тонкие пластики имеют подчеркнутую атаку и долгое затухание, а звук более толстых и, тем более, двойных пластиков отличается быстрым затуханием.

Между прочим, если вы устанавливаете новые пластики, важно их сначала несколько растянуть подобно тому, как растягивают гитарные струны. Барабан с надетым и натянутым пластиком ставят на пол, надавливают коленом в центр пластика и выдерживают некоторое время. Порвать пластик вам вряд ли удастся, так как материал, из которого он делается выдерживает нагрузку по крайней мере 3,900 фунтов. Я даже видел людей стоящих на барабанах чтобы растянуть пластики. Если вы собираетесь последовать их примеру, то перед тем, как взгромоздиться на барабан, хотя бы снимите ботинки!

Существует школа настройки, основанная на том, что любой барабан уже имеет свою ноту или частоту, зависящую от размера корпуса барабана и материала из которого он изготовлен. Эта нота может быть установлена путем простукивания корпуса барабана (предпочтительно с надетыми, но не натянутыми пластиками.) Эту ноту непросто определить на слух, но, воспользовавшись электронным тюнером, установить ноту на которую барабан должен быть в конечном счете настроен, не составит большого труда. (Проще определить ноту корпуса барабана со снятыми пластиками.) Установив эту ноту, необходимо настраивать барабан как можно ближе к ней. (Настройка пластиков на ту же самую ноту, что и корпус барабана создает максимальный резонанс а, полученное в результате звучание может прийтись по вкусу далеко не всем барабанщикам. Кроме того, может оказаться, что, настроив таким образом все томы, вы не сможете получить между ними желаемые музыкальные интервалы. Звукоинженеры, как правило, тоже бывают не очень рады наличию дополнительных резонансов. Прим. редактора.)

Возможно вы уже заметили, что при ударах по разным местам пластика, барабан звучит по разному. Барабан, подобно теннисной ракетке имеет место (иногда два) при ударе палками по которому, он лучше всего звучит при данной настройке. Экспериментируя, вы можете это место найти, а найдя отметить его, поставив на пластике отметку. Я всегда отмечаю подобные места и стараюсь устанавливать барабаны таким образом, чтобы при игре попадать по этим местам палками.

РЕКЛАМА


Джин Окамото рассказывает, что нужно сделать, чтобы ваши барабаны звучали лучше.

Когда начинается настройка барабанов, нет правильных или неправильных методов. Если вы опросите 10 барабанщиков о том, как они настраивают свои барабаны, то получите 10 разных ответов. Для кого-то начинающего это может выглядеть запутанным и противоречивым. Для того чтобы вам было легче, я попробую описать, как я настраиваю барабаны.

Встречная настройка

Несколько лет тому назад я рассказал об этом методе моему другу-барабанщику, и он назвал этот метод «встречная настройка». Впервые я попробовал этот метод на своих барабанах и, эврика! — он сработал. В лучшей части моей барабанной карьеры, я использовал этот метод настройки с большим успехом. Вот он:

Шаг 1 (опционно)

Начните с нового пластика, или возьмите уже использующийся, с вашего барабана. Большими пальцами расплющьте закругленную часть пластика от себя по всему диаметру. Сделайте это со всеми пластиками, но только не с пластиком для рабочего барабана. Я не совсем понимаю, почему это работает, но особенно на двойных пластиках, это улучшает звук.

Шаг 2

Поставьте пластик на ваш барабан и пальцами затяните болты для натяжения.

Шаг 3


Используя поперечный метод, как на рисунке справа, поворачивайте ключом каждый болт на пол-оборота, пока с поверхности пластика не исчезнут морщины.

Шаг 4

Для того, чтобы усадить пластик, просто нажмите ладонью в его центр. Усадка помогает обручу пластика плотно встать в канал обода и способствует хорошему прилеганию к краю барабана. Когда вы усаживаете пластик, вы иногда слышите крякающий звук — не пугайтесь, это нормально. Иногда после того, как вы усадили пластик, вы заметите, что высота звучания пластика стала ниже. Это значит, что пластику опять нужна усадка. Перетяните пластик и усадите его снова. Если высота его звучания не изменилась, переходите к шагу 5.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Не нажимайте при усадке непосредственно на нижний пластик для рабочего барабана (2-3 mil), если вы не хотите видеть отпечаток вашей ладони, выгравированный на пластике. Даже с пластиками в 5 mil вы имеете такой шанс. Вы можете самозабвенно усаживать толстый пластик толщиной в 10 mil, и он вас не поранит, если вы начнете с небольшого давления и постепенно перейдете к более сильному. Это — хороший совет, чтобы предотвратить ущерб для ваших пластиков, барабанов, самих себя и других.

*1 mil = 0,001 дюйма. Типичный полиэтилен для упаковки продуктов имеет толщину 0,002 дюйма или 2 mil.

Шаг 5

Поставьте барабан на ровную поверхность, на ковёр или банное полотенце пластиком, который настраивается, вверх. Это делается для того, чтобы: 1) закрыть второй пластик, чтобы вы слышали только тот пластик, который настраивается, и 2) это позволит вам крутить барабан, не портя пол или стол.

Шаг 6

Постучите по барабану пальцем возле каждого болта натяжения и послушайте звук.

Конечно, барабанные палочки — очевидная принадлежность для игры по барабану, но большинство барабанщиков, чтобы лучше слышать* барабан при настройке, используют барабанный ключ, палочки для тимбалес и т.п. Я использую для этого палец.** Я играю по рим-шоту (легко***) пальцем в районе второго сустава, что позволяет мне лучше слышать обертона и ударять по пластику каждый раз на одном и том же расстоянии от обода.

*Некоторые барабанщики дополнительно слегка нажимают пальцем в центр пластика, чтобы лучше слышать.

**Если вы попробуете это сами, то убедитесь, что у ваших ободов не везде острые края.

***Сильно играть по рим-шоту — больно.

Шаг 7

Запомните, где звучание было выше, а где ниже. Обычно, если у какого-то болта звук был выше (или ниже), то у прямо противоположного болта звук будет ниже (или выше).

*Для барабанов с четным количеством болтов.

Шаг 8

Сейчас самое лучшее время! Ослабьте каждый болт (повернув против часовой стрелки на 1/8 оборота), у которого было высоко, и подтяните каждый болт (по часовой стрелке на 1/8 оборота), где было низко.

Это значит, что вы сделаете 6 установок, если у вашего барабана 6 натяжных болтов, и 8 установок, если болтов 8. Это и называется «встречная настройка»: вы опускаете высокие уровни и поднимаете низкие, пока они не встретятся посередине.

Шаг 9

Усадите пластик снова.

Шаг 10

Повторите шаги с 6 по 9 , пока пластик не будет иметь одинаковую высоту звучания по всему кругу, и будет «в строе с собой».

Пластик, который «в строе с собой», не имеет странных обертонов, которые делают звучание мутным, и, во многих случаях, его звучание широко открытое.

Шаг 11

Переверните барабан и повторите шаги с 1 по 10 для другого пластика, чтобы он звучал равномерно и «в строе с самим собой».

Шаг 12

Теперь вы можете настроить любой пластик выше или ниже, затягивая или ослабляя каждый болт на одинаковую величину.

Это очень похоже на «зум» в фотоаппарате или видеокамере — если есть фокус, вы можете изменить масштаб изображения, не меняя фокус. Но так как мы люди, не всегда получается быть точным, так что после этих установок, вам может понадобиться подстройка.

Шаг 13

Сделайте шаги с 1 по 11 с остальными вашими томами и бочкой. Но для рабочего барабана — другая методика.

МЫ ЕЩЕ НЕ ВСЕ СДЕЛАЛИ!

Настройка верхнего и нижнего пластика

Сейчас самое время настроить верхний и нижний пластики относительно друг друга.

Нижний пластик также называют «резонаторным», потому что он играет большую роль в контроле резонанса, сустейна и высоты звучания барабана.

Есть только три пути для настройки барабана с двумя пластиками:

  1. Настроить верхний и нижний пластики одинаково. Это дает чистый звук и длинный сустейн.
  2. Настроить нижний пластик ниже, чем верхний. Это сделает звук барабана глубже с хорошим сустейном и хорошим откликом от палки. Также такая настройка производит pitch drop, или «рычащий» звук.
  3. Настроить нижний пластик выше, чем верхний. Это также производит pitch drop, или «рычащий» звук, но более поверхностный и с коротким сустейном.

Шаг 1

Начните с самого маленького тома* и настройте верхний пластик очень максимально близко к тому, как вы его хотите слышать. Не настраивайте этот барабан очень низко, в противном случае ваш напольный том (или томы) будет «дозвуковым». Многие барабанщики любят настраивать эти барабаны в кварту.

*Конечно, вы можете начинать настройку с любого барабана. Просто я когда-то начал с самого маленького.

Шаг 2

Настройте нижний пластик, использую только один из методов, описанных выше. Не забывайте усаживать пластики после каждой установки. Если вы пробуете настроить пластики в одинаковом строе, то настраивайте «напротив». Пример: если верхний пластик выше, ослабьте его и подтяните нижний, и наоборот.

Шаг 3

«По щепотке» настраивайте верхний и нижний пластики, пока высота звучания, резонанс/сустейн не станут такими, как вам надо.

Шаг 4

Повторите шаги 2 и 3 на оставшихся томах.

Попробуйте получить интервал между барабанами в кварту (или какой-то другой). Также, попробуйте добиться от всех томов одинакового резонанса/сустейна, насколько это возможно. Вы же хотите, чтобы они звучали: бум, бум, бум, бум, а не буум, бум, бууух, бум.

Басовый барабан

Ваш басовый барабан подобен тому, положенному на бок, следовательно, к его настройке применима техника, описанная выше. Я настраиваю пластик «со стороны аудитории» ниже, чем рабочий пластик.

Тем не менее, в отличие от тома, басовый барабан часто требует демпфирования (глушения) и/или дырки в переднем пластике для достижения хорошего звука.

Демпфирование может быть проведено с помощью подушек, одеял, поролона, зажимающих устройств или самоглушащих пластиков. Какой тип глушения вы используете, зависит от вашего предпочтения или ситуации, например, живое выступление или запись.

Для дырки на переднем пластике нет каких-то совершенных размеров. Помните популярный в 70-х звук «картонная коробка», когда барабанщики играли без переднего пластика на бочке и снимали нижний пластик с томов? Эпоха диско! Вот один практический метод относительно дыры в переднем пластике на бочке: если дыра меньше, «бум» больше, если дыра больше, «бум» меньше. Экспериментируйте.

Рабочий барабан

Шаг 1

Настройте верхний пластик, следуя шагам с 1 по 10 главы Встречная настройка.

Шаг 2

Также, как и на других барабанах, вы можете настроить нижний (для рабочего барабана) пластик тремя способами: верх и низ одинаково; нижний ниже, чем верхний; и нижний выше, чем верхний.

Намек: Многие барабанщики настраивают нижний пластик сильнее, чем верхний, но это ваш барабан…экспериментируйте.

Настройка нижнего пластика рабочего барабана добавляет, в буквальном смысле — новую морщину. Вы обратили внимание, что нижний несущий край вашего рабочего барабана не совсем ровный? Он имеет два выреза, там, где его пересекают пружины. Они называются «ложе» и помогают пружинам лежать строго параллельно пластику, чтобы предотвратить дребезг.

Что же происходит, когда вы устанавливаете плоский пластик на не очень плоскую поверхность, подобную низу рабочего барабана? вы получаете морщины на ложе пружин. Есть две школы относительно этого. Одна школа говорит: «Настройте пластик сам по себе и если вы получили морщины, то так тому и быть». Вторая школа говорит: «Это неправильно, морщин быть не должно». Оба варианта имеют право на существование. Экспериментируйте, чтобы определить, какой путь для вас — лучший.

Если вы избираете последний метод и убираете морщины, то пластик будет настроен сильнее в области ложа пружин. Вы все еще можете настроить остальную часть пластика, чтобы он звучал «в строе с собой», используя технику, описанную выше в главе Встречная настройка .

Итак, как сильно есть «сильно»? Я настраиваю мой нижний пластик на «соль», выше среднего «до». Я настраиваю рабочий пластик на «ми» или «фа» ниже «соль» в зависимости от моего настроения. Мой хороший друг и классный барабанщик Paul Yonemura, который имеет отличный слух (он может услышать любой звук, например, визг тормозов, и сообщить вам ноту, которая прозвучала), считает, что я использую эти ноты уже много лет. Он сообщил, что слышал настройку рабочих барабанов Ed Shaughnessy и Joe Morello и с его совершенным слухом смог различить, что их рабочие барабаны (на тот момент) были настроены на «соль» внизу и «ми» наверху у Morello и «фа» наверху у Shaughnessy.

Просто для опыта, попробуйте эти ноты. Даже если они не для вас, они могут послужить вам отправной точкой.

*Высота звучания пластика лежит на полпути между ложами пружин.

Мы это сделали!.. Почти.

Я забыл одну важную вещь. Когда вы установите ваши тома на держатели, вероятнее всего, настройка чуть-чуть изменится. Просто методом «щипка» вернитесь к желаемой настройке.

Я надеюсь, это была полезная для вас информация.

Настройка ваших барабанов очень важна для того, чтобы получить максимально качественный звук. Без правильной настройки вы не сможете получить то звучание, на которое по настоящему способна ваша барабанная установка. Также, если вы не будете долгое время подтягивать пластики на барабанах, то заметите, что со временем они будут становиться более растянутыми и будут быстрее выходить из строя. Поэтому, если вы не будете следить за пластиками, то вас нужно будет чаще покупать новые пластики для ваших барабанов. В этой статье вы найдете несколько советов по настройке ваших барабанных пластиков, чтобы получить хорошее звучание. Есть много способов настройки барабанов и это достаточно персональное занятие. Тем не менее, в этой статье вы ознакомитесь с одним из доступных способов настройки барабанов.

Итак, начнем с пустой мензуры вашего барабана. Подготовьте кусов материи для того, чтобы протереть ваш барабан и новый пластик, который вы будете одевать. Когда барабаны чистые и сухие, они будут служить вам дольше, чем если вы будете держать их в сыром помещении и не протирать периодически от пыли. Да и чисто эстетически грязные барабаны смотрятся не очень 🙂 После того, как вы вытрете ваши барабаны и пластик можно приступать к установке нового пластика на ваш барабан.

Установка пластика на барабан

Установите пластик на барабан. Конечно, прежде убедитесь, что у вас подходящий размер пластика, который соответствует размеру барабана. Пластик должен легко “садится” на барабан и свободно на нем лежать. Дальше возьмите обод и положите сверху на пластик. Обод должен быть размещен таким образом, чтобы отверстия для лагов находились в соответствующем месте. Затем вкрутите руками все лаги без приложения каких-то усилий. Сначала вам нужно просто прикрутить обод не зажимая его сильно. На первом этапе вас не нужно прибегать к помощи барабанного ключа. После того как вы одели пластик и закрепили его, вам нужно немного растянуть пластики. Не все барабанщики об этом знают и, соответственное, делают это, но это нужно делать, чтобы ваши барабаны звучали как можно лучше. Чтобы растянуть пластик, просто сложите руку в кулак и надавите в центр пластика. Вы сможете услышать, как пластик немного поскрипывает, но не переживайте, это абсолютно нормально. Говоря по правде, как сильно вы бы не давили на пластик, вы не сможете его порвать. Если же это случилось, то ваш пластик оказался испорченным и вы смело можете вернуть его в магазин, в котором купили его. После того как вы растянули ваш пластик, можно опять вернуться к лагам и докрутить их. Об этом читайте далее.

Настройка барабанов

Теперь пришло время настраивать барабаны, используя барабанный ключ. Настройка барабана чем-то напоминает закручивание болтов на автомобильном колесе. Вы закручиваете один болт, затем закручиваете болт, который находится напротив, а не рядом. И так делаете пока, не закрутите все болты. Похожая ситуация и с настройкой барабанов. Когда вы закручиваете лаги, то начинайте закручивать их постепенно, переходя от одного лага к другому. Следите за тем, чтобы пластик был без складок и регулируйте это с помощью затягивания и отпускания лагов. Делайте настройку барабанов по часовой стрелке, как указано на рисунке ниже. Начинайте с лага А, затем B и так далее…

Когда вы закрепили пластик, пришло время его непосредственно “настроить”. Возьмите и ударьте 1-2 раза по пластику в место 2-4 сантиметра от лага. Какой звук у вас получается? Если вам нравится этот звук, то используйте его, как “эталон” звучания для вашего барабана. Вам нужно будет делать удары возле других лагов на таком же расстоянии и добиваться такого же звучания. Для настройки звука возле лага вам нужно подтягивать или отпускать лаг с помощью барабанного ключа.

Настройка резонаторного пластика

Резонаторный пластик находится внизу барабана. По нему вы не играете палочками. Для того, чтобы подучить лучшее звучание от ваших и=барабанов, вам нужно настроить резонаторный пластик на несколько тонов ниже, чем верхний пластик. Этот подход вы можете использовать для всех барабанов: малый, большой, том томы.

Как найти нужный звук?

Есть много разных видов пластиков, которые вы можете использовать в зависимости от того, какую музыку вы играете. Есть пластики для игры в стиле джаз, рок, кантри и так далее. Поэтому, когда вы будете покупать себе новые пластики, обратите внимание на то, какие пластики вам подойдут оптимально.

Наиболее распространенные производители пластиков для барабанов – это REMO и EVANS.

А вы как настраиваете барабанную установку?

В этой статье речь пойдет о настройке такого музыкального инструмента, как барабаны. Я расскажу, как правильно усадить новый пластик и некоторые тонкости настройки.

Прежде чем начать настраивать барабан, его нужно снять со стойки. Лучше всего поставить его на колено или что-нибудь мягкое вроде ковра.

Начнем с нижнего пластика.

Установите пластик на барабан и пальцами затяните болты.

Если у вас новый пластик, то нужно, чтобы он как следует "сел".
Для того, чтобы усадить пластик, нажмите на его центр.

Усадка помогает обручу пластика плотно встать в канал обода и способствует хорошему прилеганию к краю барабана. При усадке пластика, иногда можно услышать крякающий звук – не пугайтесь, это нормально. Бывает, что после того, как вы усадили пластик, высота звучания пластика стала ниже. Это значит, что пластику действительно нужна усадка. Перетяните пластик и усадите его снова.


Если у вас есть второй ключ, то можно закручивать одновременно противоположные болты.
Этот пластик "морщит"

Теперь нужно подтянуть каждый болт так, чтобы пластик вблизи всех болтов звучал одинаково. Для этого постукивайте ключом по пластику и прислушивайтесь к высоте ноты. Запомните, где звучание было выше, а где – ниже. Обычно, если у какого-то болта звук был "выше" (или "ниже"), то у прямо противоположного болта звук будет "ниже" (или "выше").
Чтобы лучше "слышать" можно легонько надавить на середину пластика пальцем. Это не даст звучать остальным местам пластика.

Итак резонансную сторону барабана мы настроили. Ударная сторона настраивается точно таким же способом.

Настройка верхнего и нижнего пластика

Теперь нужно настроить верхний и нижний пластики относительно друг друга.

Есть только три способа настройки барабана с двумя пластиками:
1. Настроить верхний и нижний пластики одинаково. Это дает чистый звук и длинный сустейн.
2. Настроить нижний пластик ниже, чем верхний. Это сделает звук барабана глубже с хорошим сустейном и хорошим откликом от палки. Также такая настройка производит "pitch drop" или "воющий" звук.
3. Настроить нижний пластик выше, чем верхний. Это также производит "pitch drop" или "воющий" звук, но более "поверхностный" и с коротким сустейном.

Басовый барабан ("бочка")

Ваш басовый барабан – это тот же том, только положенный на бок; следовательно, к его настройке применима техника, описанная выше. Я настраиваю резонансный пластик ниже, чем ударный.

Тем не менее, в отличие от тома, басовый барабан часто требует глушения и/или дырки в переднем пластике для достижения хорошего звука.

Глушение может быть произведено с помощью подушек, одеял, поролона, зажимающих устройств или самоглушащих пластиков. Какой тип глушения вы используете, зависит от вашего предпочтения или ситуации, например, живое выступление или запись.

Что касается дырки на переднем пластике, то для нее нет каких-то "идеальных" размеров. Помните популярный в 70-х звук "картонная коробка", когда барабанщики играли без переднего пластика на барабанах и снимали нижний пластик с томов? Эпоха диско! Вот вам практический метод насчет дыры в переднем пластике на бочке: если дыра меньше, "бум" больше, если дыра больше, "бум" меньше. Экспериментируйте.

Малый барабан ("рабочий")

Так же как и на других барабанах, вы можете настроить нижний (для малого барабана) пластик тремя способами: верх и низ одинаково; нижний ниже, чем верхний; и нижний выше, чем верхний.