Меню
Бесплатно
Главная  /  Внутренняя отделка  /  Как настроить малый барабан. Как настроить барабаны

Как настроить малый барабан. Как настроить барабаны

Библия по настройке ударной установки. Последовательность настройки ударной установки Опубликовано на веб-портале

Вам непременно нужно знать, где находится центр вашей «исполнительской вселенной» и/или какой барабан определяет основную окраску звучания.

  1. Самое низкое, самое жирное звучание: начинайте с самого низкого, самого грозного напольного тома и жирно настройте его, как описано в разделе «результаты. Их значение». Нет смысла начинать настройку с самого высокого барабана, так как, когда вы доберетесь до самого низкого, может оказаться, что последний том невозможно настроить в требуемый интервал. Другими словами, напольный том не сможет звучать настолько низко и интервал выйдет корявый. Так что начинайте снизу и двигайтесь вверх.
  2. Если требуется ударное, «роковое» и т.п. звучание, то оно в основном формируется альтами. Если у вас два или три альта, то начните с первого или со второго и настройте его так, как вам нужно. Он будет центральным ориентиром для всей настройки. При настройке от него все барабаны будут настроены правильно. Старайтесь, чтобы звучало мелодично, проверяйте, играя на них попарно. Если вы настроите барабаны через пять нот, то услышите, что все они зазвучат шире, полнее, а ответные звучания гармонируют. Если отстраивать барабаны друг от друга через три ноты, то звучать будет несколько уже и суше. Такое звучание вам может очень понадобиться при близко расположенных микрофонах. Совет: не настраивайте бочку слишком низко, сохраните тот же самый интервал в пять нот с самым низким томом.
  3. Фанковое звучание полностью зависит от бочки: начните с нее, затем переходите к малому и все отстраивайте вниз от него. Проверяйте звучание игрой рабочих рисунков и заполнений по высоким барабанам.

Интервалы и размеры барабанов

  1. Диаметр сильнее влияет на изменение высоты звука, чем высота обечайки.
  2. Высота обечайки равняется резонансу и громкости, она придает барабану его характерное звучание. Площадь обечайки 12«х10» (диаметр x высота) составит 370 кв. дюймов, а 12«х9» – 333 кв. дюйма. Так что, как посмотреть: или площадь (и резонансные возможности) обечайки высотой в 10« на 11% больше, или 9» – на 10% меньше. Звучит 10« обечайка чуть поглубже, но основная разница – в громкости звучания, которую можно получить от данного барабана. Независимо от диаметра, изменение высоты обечайки при одном и том же диаметре на 1 дюйм даст либо прирост площади на 11%, либо уменьшение на 10%. Соответственно, площадь обечайки барабана 12»х8« будет на 20% меньше, чем у 12»х10«. Проще говоря, »удар« будет более заметен у барабана 12»х10«, чем у барабана 12»х8«.
  3. Я считаю, что если у вас есть 12-дюймовый барабан, то не следует объединять его с 13-дюймовым, кроме тех случаев, когда у вас есть и 12, и 14-дюймовый, и вам очень нужен еще один, который был бы по высоте между ними. Точно так же, 11 барабан лучше объединять с 13-дюймовым, а 12-дюймовый использовать как промежуточный. Существует поверие, что барабаны «четных» размеров настраиваются лучше. Я не знаю, откуда оно взялось, я считаю, что их все можно настраивать в соответствии с их возможностями по диаметру и высоте обечайки. Если вы пытаетесь 13-дюймовый барабан заставить звучать как 14-дюймовый, объединяя его с 12- дюймовым, то вы напрашиваетесь на неприятности, за исключением тех случаев, когда вам требуется небольшой интервал.
  4. Более музыкально звучит сочетание барабанов с разницей в один-два размера. (См. раздел «Звуки для настройки»). Например, объединение 13-дюймового или 14-дюймового барабана с 16-дюймовым будет звучать приятнее, чем сочетание 15-дюймового с 16-дюймовым. Это не относится к тем случаям, когда у вас есть и 14-, и 16-дюймовый и вам требуется барабан, промежуточный по высоте звучания.
  5. Ставьте Power Tom"ы на место альтов, если от них зависит характер создаваемого вами звучания.
  6. Если играете на маленьких сценах, если для вас имеет значение размер или просто вам нужно поменьше «мощности», тогда играйте на Fundamentally Accurate Sized Toms («FAST») – «томы в высшей степени точных размеров».
  7. Маленькие барабаны относительно хорошо настраиваются «низко», а вот барабаны большого диаметра не всегда хорошо настраиваются «высоко».
  8. Я считаю, что барабаны из приведенной группы хорошо сочетаются в любых комбинациях, и всегда есть возможность что-то добавить. Размеры – диаметр х высота обечайки: 8х8, 10х9, 12х10, 14х12, 16х14, 18х16, 20х16, 20х18, 22х16, 22х18, 24х18.

Звуки для настройки

Чтобы облегчить понимание, я собираюсь описать все как можно проще. Если вы не знаете, что такое среднее «до» на фортепиано, возьмите любые клавиши (в 61, 76 или 88 нот), и следите по ней (впрочем, вы всегда можете срезать угол и спросить у клавишника). Прямо посередине всегда есть две черные клавиши, с каждой стороны которых находится по три черные клавиши. Из этих двух черных клавиш нажмите левую, потом дайте пальцу соскользнуть влево на белую. Вот это и есть средняя «до»! Теперь поясню, зачем же мы все-таки ее искали. Знаете вы или нет, но ваш 10- или 12-дюймовый барабан обычно настраивается в диапазоне трех-четырех нот в обе стороны от этого среднего «до». Ваша задача – найти ноту вашего самого главного барабана и настроить от него все остальные через интервал в 3 или 5 нот. Почему? Потому что если вы преодолеете все трудности на пути поиска средней «до», то попутно услышите, что с музыкальной точки зрения две соседние ноты вместе звучат отвратительно. Но сыграйте любую комбинацию звуков, отсчитав интервалы в три или пять нот и зазвучит весьма мелодично. Поэтому ваша установка будет звучать приятнее и звук будет «больше» за счет сопутствующих вибраций, которые будут дополнять звучание задействованного в данный момент барабана. Правило это не абсолютное. Но, в общем, следует пробовать барабаны попарно и пытаться сделать звучание мелодичным, так, чтобы оно напоминало созвучия, которые берутся на фортепиано двумя или тремя пальцами. Когда настраиваетесь под разные сцены, все записывайте.

Я должен подчеркнуть, что основная мысль здесь – не пытаться настроить установку на аккорды, которые используются в песнях. Задача в том, чтобы барабаны не конфликтовали между собой. Но, если при записи у вас есть время, попробуйте настроить установку под песню и результат превзойдет все ожидания. Где-то в процессе работы вы найдете набор звуков, который подходит вашей установке и стилю.

Например, я знаю, что мои барабаны лучше всего звучат, когда настроены на такие ноты:

  • 10«х9» альт: Ре-диез
  • 12«х10» альт: Ля-диез
  • 14«х12» напольный том: Фа
  • 16«х14» напольный том: До
  • 22«х16» бочка: ударный пластик – Фа (октавой ниже, чем напольный том), резонансный – Ми
  • Основной малый барабан 14«х6» Yamaha: Соль выше Ре-диез 10«х9» альта, оба пластика одинаково.

Как настраивать, когда вы усвоили основы

Операции, описанные в разных разделах, должны научить вас, чего ожидать в процессе настройки. Знать все это применительно к своему барабану, знать состояние краев обечайки и т.п. – самое основное, что требуется для того, чтобы день за днем перестраивать или подтягивать свой барабан.

Строй большинства барабанов сползает. Перемещение из холода в тепло и из тепла в холод вызывает расширение/сжатие, игровая поверхность становится жестче/мягче. Здесь имеет значение здравый смысл.

Окружающая среда имеет значение. Так что, если барабан холодный, не ожидайте ничего особенного и попробуйте воздержаться от настройки, до тех пор, пока температура пластиков, ободов и т.д. не сравняется с температурой окружающего воздуха.

Так как строй барабанов дрейфует вниз, существует необходимость настраивать их обратно. По какой-то неизвестной мне причине барабанщики полагают, что строй изменяется только с ударной стороны. Это не так.

Обратите внимание, что не имеет значения, находится барабан на стойке или нет, он только не должен лежать на полу или на ковре.

  1. Постучите по пластику у каждого винта и подтяните строй только в заниженных областях, до тех пор, пока пластик не будет строить сам с собой. В установке, которая у меня, перевернуть том, чтобы добраться до резонансной стороны, очень легко, и ее настройку нельзя игнорировать. Со временем она будет расстраиваться все ниже и ниже, настроить ее обратно будет все труднее и труднее, а строй ударной стороны совершенно не будет соответствовать строю резонансной. Что бы вы ни делали, не забывайте про нее.
  2. Ударьте по барабану. Если строй верный, остановитесь. Если нет, действуйте дальше.
  3. Очень осторожно подтягивайте каждый пластик, где-то по 1/16 - 1/8 оборота за один проход. Если строй стал верный, остановитесь. Если нет, действуйте дальше.
  4. Ударяя по резонансной стороне палочкой, медленно подтяните один из винтов, (не более чем на один оборот). Если после этого строй пластика восстановится, значит, причина в нем. Вам следует вернуть затянутый винт в исходное состояние и мало-помалу подтягивать все винты, пока не дойдете до нужной высоты. Если затягивание одного винта ничего не дает, значит нужно отпустить винт и повторить операцию с ударной стороны.
  5. Если предыдущие операции ничего не дали, это значит, что что-то случилось с посадкой пластика, сыграла свою роль температура, очень резко изменились внешние условия и вам следует либо прогреть пластик феном по окружности и начать заново или пересадить пластик и настроить с самого начала.

Чтобы просто поднять или опустить строй хорошо звучащего барабана: я обнаружил, что значительно эффективнее подстраивать вверх/вниз резонансный, а не ударный пластик. У такого способа есть одно большое преимущество –чувство ударной поверхности не меняется. Если вы действуете разумно и потихоньку подтягиваете пластик, вы моментально заметите, что вышли за пределы зоны настройки, и тут же можете подправить противоположную сторону.

Умение играть на барабанах - не синоним способности понимать их механику. Чтобы знать, как правильно настроить барабан, вовсе не обязательно уметь играть на нем. Если вы продвинуты музыкально, это не означает, что можете заставить барабан звучать, как вам нужно, или можете объяснить, как это делается. Я не всезнайка, но когда в поисках новой установки на рынке, получал дезинформацию на всех уровнях, понял, что могу помочь распространению точных знаний о механической стороне барабана, вопросам настройки и подбора пластиков.

Руководство в большей степени предназначено для профессионала или того, кто стремится стать им, и хочет знать, как управлять установкой и звучанием. Начинающий вы или у вас 20-летний стаж - все равно найдете здесь что-то новое для себя. Это руководство не похоже на инструкции типа "поверните два раза с одной стороны, а потом еще пару раз - с другой". Здесь все рассмотрено очень подробно, чтобы научить тех, кто на самом деле хочет постичь, какие возможности у ударной установки. Иначе, можно потерять годы в попытках самостоятельно разобраться, как и почему действуют те или иные приемы. На это требуется время, терпение, разум и работа.

Вот некоторые темы, освещенные в разных разделах библии::

  • чем отличаются пластики, и когда какие применяются.
  • как заставить барабан звучать: резонансно, жирно, жестко, открыто, с большим/меньшим количеством звона.
  • как микрофоны влияют на выбор пластика.
  • конфликты между основным тоном барабана, его настройкой и тембром.
  • как влияет на звук и настройку различные материалы и конструктивные особенности барабанов.
  • примеры подбора пластиков и их результаты.
  • стрекот подструнника или сопутствующие вибрации.
  • выбор, натяжение и замена подструнника.
  • как добиться улучшения артикуляции, большей громкости, щелчка, чувствительности и теплоты звучания малого барабана.
  • примеры последовательностей настройки и настраивания на определенные звуки.
  • глушение бочки и подбор пластиков.
  • обода или обручи
  • края обечайки
  1. Расстояния между барабанами важнее, чем многим кажется, а размер - ключевой фактор для получения ровного резонанса и распределения основных обертонов между барабанами. Диаметр сильнее влияет на настройку, чем высота обечайки. (см. раздел "Высота обечайки/диаметр").
  2. Малейшее движение настроечного винта может очень сильно изменить строй, особенно, если обод жесткий, например, литой. Более того, небольшая подтяжка с резонансной стороны сильнее поднимет строй, чем с ударной.
  3. Настройка по звучанию, которая хороша для маленьких сцен, на большой сцене хороша не будет. Вам придется принимать в расчет, какие составляющие звука долетят до публики. Например, подбор пластиков для игры с микрофонами будет иной, чем без них. Мощно резонирующая установка может стать невероятным кошмаром для вашего звукооператора. Самого барабанщика подобное звучание приводит в восторг, но на большой сцене или в большой студии это может привести к большой грязи: обертоны и блуждающее эхо от барабанов смешиваются со звуком остальных инструментов и самой студии. В крупных студиях, когда микрофоны ставят вплотную, используют двойные пластики, чтобы звучание стало тише и управлялось легче. Получается более короткий выплеск энергии, который за счет свойств сцены или зала долетает до публики с реверберацией или с задержкой. Похожим образом, большая сцена требует более "избирательной" игры с упрощенными рисунками и заполнениями, так как публика мелких деталей все равно не услышит.
  4. Если собираетесь использовать микрофоны, нужно хорошо знать, как они действуют. Даже самое незначительное смещение микрофона может привести к сильному изменению звучания. Так, если поместить микрофон рядом с внешним краем барабана, то можно собрать все высокие обертоны. Но сдвинь внутрь на долю дюйма - и высоких станет много меньше.
  5. Все барабаны с разных расстояний, будь то 0, 15, 50, 150 футов - звучат по-разному. То, что здорово звучит для самого барабанщика, может для публики звучать дико. Важно выйти и послушать звучание своей установки со стороны, когда играют остальные инструменты. Походите вокруг, послушайте, выберите пластики и настройте установку соответственно. Строй повыше – звук более полетный, пониже - более глухой.
  6. Звук барабанов, который мы слышим дома на компакт-дисках, крайне редко соответствует их реальному звучанию. Обычно вы слышите звучание, измененное в угоду продюсеру и исполнителю так, чтобы оно встраивалось в запись. Иногда повторить звучание барабанов ваших кумиров возможно только с помощью электроники.
  7. Данные методы настройки годятся для любых барабанов.
  8. В некоторых случаях "дешевле" не значит "хуже". Иногда с помощью вещей подешевле можно добиться значительно лучшего результата. Например, для малого барабана – дешевая березовая или буковая обечайка со штампованными ободами даст значительно лучшее чувство пластика и более пронзительный звук, чем дорогая кленовая обечайка с литыми ободами.
  9. Отверстие для воздуха предназначено для того, чтобы барабан мог "дышать" при изменениях атмосферного давления, когда на него надеты оба пластика, и помогает избегать накапливания влаги внутри обечайки. Это обычное явление при переходе с холода в тепло. Вентиляционные отверстия на звучание почти не влияют.
  10. Совершенно верно, вам следует (в разумных пределах) растягивать пластики на всех барабанах. Это называют "посадкой". Посадка -важнейшая операция для получения качественного, устойчивого звучания барабана, про которую чаще всего забывают.

Основы настройки::.

  1. Ударный пластик "управляет" атакой и звоном, а резонансный – обеспечивает резонанс, помогает поддерживать послезвучие, очень сильно влияет на состав обертонов и улучшает тембр барабана. Барабанщик в первую очередь слышит ударную сторону, а публика слышит нечто совершенно иное, очень часто - значительно худшее. С помощью микрофонов проблема несколько уменьшается, так как их обычно ставят сверху. Но при игре без микрофонов публика слышит в основном отражение от резонансного пластика, особенно, если вы сидите выше уровня публики, например, на сцене.
  2. При ударе по барабану, ухо в первую очередь слышит атаку и основной тон барабана, остальные обертоны слышатся несколько позже. Обертоны играют важную роль в полетности звука, дают ему возможность пробиться сквозь звучание остальных инструментов и достичь публики. Барабанщик должен слышать создаваемое обертонами звучание так, как публика, а не так, как оно слышится в тихом тесном помещении. Чтобы тупо звучащий барабан на публике "ожил", нужны высокие обертоны.
  3. Если поставить барабан на мягкую поверхность типа ковра, и слегка постукать пальцами по пластику, то можно найти точку ясного звучания барабана и изолировать обертоны от точки резонанса.
  4. Врожденное" звучание данного пластика можно выявить лучше всего, если с резонансной стороны барабана поместить такой же. Это получается за счет того, что полимеры одинаковой толщины (спецификаций) вибрируют примерно одинаково и несовпадение фаз исключается. За счет гашения фаз туго натянутый пластик может зазвучать глухо или безжизненно.
  5. Так как вы настраиваете одну из сторон барабана выше, чем другую, вы проходите через «зоны», одна из которых дает чистый тон, другая – фазовое гашение, в третьей – звук пропадает, четвертая дает эффект Допплера, когда барабан при ударе от начала атаки глиссандирует к нижележащему звуку. Эффект становится еще более выраженным, если пластик другой по массе/толщине, и/или когда ударный пластик настроен выше/ниже резонансного.
  6. Если в самый первый раз барабан настроили неправильно, или неверно «посадили» пластик то, скорее всего, пластик уже никогда не будет хорошо звучать, или он будет вообще непоправимо испорчен. Неправильная посадка не обязательно означает неровную настройку (когда одна сторона натягивается выше другой). Причиной могут быть погнутые или помятые ободы, и/или посадка на неровные или помятые края обечайки. Иногда, даже если барабан и натянут ровно (например с помощью приборов, которые замеряют крутящий момент винтов или натяжение пластика), то из-за некачественных деталей пластик все равно может растянуться неровно и/или приобрести некруглую форму.
  7. Обычно с резонансной стороны ставят одинарные пластики, но бывают и исключения.
  8. Пластики с покрытием считаются «мягко звучащими» или «мелодичными». У них отсутствуют по-настоящему яркие обертоны, которые обычно присутствуют в звуке «ярких» пластиков тех же марок и похожих спецификаций. Пластики считаются «яркими» или «чисто звучащими», когда от удара палочкой и при резонансе дают много высоких обертонов. Считается, что среди пластиков с покрытием и без, черные, «эбеновые», звучат «толще» и «темнее», чем прозрачные пластики схожих параметров. Черные пластики обычно выбирают для красоты, но у них есть и преимущество: «теплые» обертоны и при этом яркая атака под палочкой. Для игры щетками нужны пластики с покрытием.
  9. Даже если вы знаете, как следует настраивать барабаны, у вас может не получиться нужный строй и/или резонанс из-за неправильно выбранного размера барабана и веса обечайки. У каждой данной обечайки есть свой основной тон и тембр, и изменить их вам без серьезных переделок не удастся. Подбор пластика может лишь проявить естественный характер звучания барабана. При настройке ваша задача заключается в том, чтобы найти этот основной тон обечайки, и выявить или убрать его характерные обертоны.
  10. Тембр и нота настройки - не одно и то же. Тембр относится к общей окраске звучания, а основной тон - нота, на которой барабан, вероятнее всего, будет звучать наиболее «открыто» и «полно». Знайте, что строй можно изменить, скажем по фортепиано, но резонанс обечайки на самом деле не изменится. Так, 12-дюймовый барабан из данного материала и такой-то высотой обечайки за счет настройки может издавать звуки от «Соль» до, скажем, «Ре диез», но его настоящее звучание проявится где-то около Ля-бемоль («основного» тона обечайки). А вот если мы слышим, что один барабан звучит «ярче», а другой «теплее», то это и есть тембр.
  11. Самый важный момент в настройке – посадка пластика. Когда пластик ставится в первый раз, самая главная задача – чтобы обруч сел на пластик и сформировалось самое наиважнейшее взаимодействие между краем обечайки и пластиком. Это и называется посадкой (ниже будет объяснено подробнее). Если пластик натянут с одной стороны туже, или стал некруглым, то он уже децентрирован, вибрировать правильно не сможет, и строй по окружности обода равномерным не будет (пластик не будет строить сам с собой).
  12. Края обечайки скрыты от глаза, и барабанщики обычно недопонимают их значение, а ведь именно от них зависит способность (или отсутствие) барабана звучать чисто и полно. Даже дешевые барабаны могут хорошо звучать, если край обечайки ровный, плоский и профиль его правильный. А если край обечайки был поврежден или сделан некачественно, то и самый дорогой барабан будет звучать плохо.

Конструктивные особенности, общие для всех барабанов::.

Чтобы правильно подобрать пластик и получить требуемый звук, следует понимать «врожденные» особенности вашего барабана. Все важные, на мой взгляд, конструктивные особенности будут детально рассмотрены дальше. Здесь приведены некоторые простые правила::

  1. Чем грубее внутренняя поверхность, тем менее звучен барабан. Неровности внутренней поверхности разрушают и поглощают отражения точно так же, как ковер на стене.
  2. Более тонкие обечайки резонируют лучше. Колебания в обечайках малой массы возбуждаются легче. (Тонкую планку согнуть значительно легче, чем толстый брусок).
  3. Острые края обечайки дают больше обертонов и резонанса.
  4. Если внутри барабана нет препятствий, например, дополнительных колец жесткости, то барабан будет вибрировать свободнее и более открыто. И наоборот, если в барабане кольца жесткости есть, то период затухания звука будет более короткий, а атака смещена в область средних частот, ниже, чем у барабана с гладкой обечайкой. Силовой контр-обруч внутри сильно уменьшает резонанс барабана на низших и высших частотах. Обечайка без внутренних препятствий обычно звучит ярче (с большим количеством высоких частот), а если она еще и тонкая, то больше резонанс на низких частотах.
  5. «Лучший» звук – это тот, который нужен именно вам, а не тот, который навязывает маркетинговая пропаганда. «Более дешевый барабан» не значит «плохой звук». Дешевые барабаны обычно звучат жестко из-за используемых сортов дерева. Это может быть как раз то, что вам нужно, если предстоит работа на записи.
  6. Как зависит характер звучания от основных применяемых материалов. Общие характеристики могут меняться в зависимости от толщины дерева. Так что, если вы примените вышеприведенные правила, плюс немного здравого смысла, то все сказанное здесь будет справедливо и поможет вам при выборе барабана. Клен сравним с африканским красным деревом: у обечайки красного дерева будет примерно на 20% больше низкочастотного резонанса, чем у кленовой и, с точки зрения воспроизведения, такие же середина и верх. Клен и береза: у березы низких на 10% меньше, чем у клена, но на 20% больше высоких частот. Средние – те же. Так что березовая установка определенно будет звучать «жестче» и «ярче» кленовой. Бук по звучанию находится между кленом и березой. Все остальные сорта дерева, похожие на клен по цвету, которые используются в фанерованных обечайках, обычно применяются из-за внешнего вида или из конструктивных соображений и не имеют желаемых качеств (плотности и текстуры) вышеназванных пород. У красного дерева – незаслуженно плохая репутация. Так получилось из-за низкосортного дерева вроде Луанн. Из-за внешнего вида его использовали в дешевых установках.

Край обечайки::.

По многим причинам, значение этой части барабана очень часто понимают неправильно. Кромка, с которой пластик должен постоянно находиться в контакте, и есть самый главный элемент обеспечивающий резонанс (или его отсутствие). Беда в том, что они почти всегда скрыты от глаз.

Если у вас «раритетная» ударная установка, (впрочем, как и любая другая), сначала установите время ее изготовления и учтите: она будет звучать так, как это было модно в те времена.

Невзирая на используемые пластики, можно быстро определить, получится ли настроить установку, чтобы она зазвучала очень полно («резонансно»). Если в дальнейшем обнаружится, что при конструировании в установку были «встроены» проблемы, откажитесь от желания сменить пластики в надежде добиться вашего внутреннего идеала звука. Скорее всего, простой заменой пластиков добиться этого будет невозможно. В остальных случаях - может сработать.

Снимите пластик с любого барабана, и ответ будет прямо перед вашими глазами. У многих старых установок угол фаски с внутренней стороны обечайки резали в пределах 35-60 градусов. С внешней стороны край обечайки часто делали закругленным к наружи. Сейчас так делать не принято. Добавьте к этому погнутый или деформированный обод, и какой бы пластик вы ни выбрали, звук все равно будет тупой. Чем более плоским будет край обечайки, чем ближе будет внутренний или внешний его угол к 35 градусам, или же фаска будет скруглена, тем глуше и тупее, как картонная коробка, будет звучать барабан. В барабанах поновее, с углом фаски 45" и очень маленьким – меньше 1/16 дюйма - радиусом закругления [вверху], нормального резонанса добиться легко, и мои рекомендации про пластики будут соответствовать действительности.

Создавать неповторимый звук барабана - задача конструктора.

Главное - даже не собственно форма фаски, а ее область, которая взаимодействует с натянутым пластиком. Это тонкая линия сразу же перед внутренней фаской. Она контактирует с пластиком по всей окружности и влияет на тембр звучания. Если приложить палец к пластику, то он приглушит звук. Если на кромке обечайки контактная область, скажем, 0.03125” или 1/32 дюйма, то общая площадь контакта у 12-дюймового барабана составит 1,17 квадратного дюйма – примерно столько же, как если бы вы приложили к пластику конец указательного пальца до первого сустава. Если теперь удвоить ширину до незначительных 1/16 дюйма (1/32*2), то можно себе представить, как это незначительное изменение контактной площади повлияет на звучание. В нашем примере, это будет как если приложить к пластику два пальца. Различия такого рода очень сильно изменяют тон пластика. И повторюсь: имеет значение не столько угол фаски или двойной фаски (хотя он определяет, где начинается контакт с пластиком), а та область, которая находится в контакте с натянутым пластиком, плюс способ обработки гребня обечайки. Фаска под углом 35" дает более сухой звук, под 45" - более полный. На многих малых барабанах фаска в 35" делается специально. Более острый угол не всегда лучше. Все зависит от того, какой звук нужен вам.

Кроме того, вам нужно рассмотреть ограничения, вносимые сортом дерева - как оно будет обрабатываться, на какие слои попадет фаска, и т.д. Я оставляю любую обработку края обечайки профессионалам, потому что без соответствующих инструментов и креплений можно легко нарезать плоских мест или не выдержать точный угол.

Итак, мой совет: перед тем как тратить, тратить, тратить деньги на новые пластики, найдите 10 минут и обследуйте, как там у вас обстоят дела с краем обечайки. И если увидите там два угла в 45" - это еще не все. Они должны быть ровными, очень ровными. Сам барабан должен быть очень, очень круглым. Профиль кромки по всей окружности должен быть одинаковым. Например, в одной части обода закругление в 1/16 дюйма, а в другой 1/8 – верный признак беды. Если одна из фасок волнистая, то край не будет ни круглым, ни равномерно закругленным сверху. Кроме всего прочего, барабан должен плотно становиться на плоскую поверхность. Положите черную бумагу на плоскую твердую поверхность и посветите изнутри барабана. Если все ровно, то это верный признак, что качественный звук получить можно. Если неровно, то, прежде чем тратить деньги на пластики, потратьте от $30 до $60 на барабан, и перенарежьте края. Это стоящее вложение средств.

Высота обечайки/диаметр::.

Высота обечайки в большей степени влияет на громкость и артикуляцию, в меньшей – на теплоту и полноту звучания. Диаметр значительно сильнее влияет на снижение тона. Увеличение высоты обечайки увеличивает громкость или мощь звука за счет увеличения резонанса основного тона барабана. Короткая обечайка даст более короткий взрыв звука и улучшит артикуляцию барабана за счет малой площади основного материала (т.е. обечайки), которая не может резонировать с той же силой, что и обечайка большой площади. За счет более короткого расстояния противоположный (резонансный) пластик скорее среагирует на удар, возбудится быстрее, и легче ответит при игре пиано. Например, площадь обечайки высотой 16 дюймов у 22” бочки составит примерно 1106 квадратных дюймов. У бочки такого же диаметра с высотой обечайки 18 дюймов площадь обечайки составит приблизительно 1244 кв. дюйма. Резонирующая площадь больше на 12,5%. Проделаем те же подсчеты для тома диаметром 10”, и глубиной 9 дюймов. Получится примерно 282 кв. дюйма, а у такого же тома с высотой обечайки 11 дюймов - 346 кв. дюймов. Увеличение высоты обечайки на два дюйма дает прирост площади в 22%. Чем выше обечайка, тем вероятнее, что звук будет теплее и глубже за счет большего резонанса. Однако не следует путать глубину звучания с заниженной настройкой.

Что касается выбора диаметра барабанов, следует подумать о вашем подходе к настройке и желаемом общем характере звучания. Более подробно это объясняется в разделах " Звуки для настройки" и "Интервалы и размеры барабанов".

  1. Литые ободы: толще и крепче, чем штампованные с отгибами. В конечном счете, они дают возможность настраивать более ровно, пластик лучше отвечает во всем звуковысотном диапазоне, а состав обертонов с изменением высоты разнится меньше. На барабанах малого размера с тонкими обечайками литые ободы могут создать несколько суховатое звучание. Масса ободов не дает обечайке возможности свободно вибрировать. Они могут изготавливаться из различных металлов, типа никеля или алюминия, и помогают изменять тембр барабана.
  2. Ободы, штампованные в три операции, делаются из различных металлов, что сказывается на звучании. Чем они тоньше, тем сложнее настроить барабан. Многие барабанщики предпочитают ставить их на томы - тогда их звучание возможно сделать "теплее", "жирнее", чем с литыми ободами. Алюминий дает более высокий тон, чем сталь, и поэтому его за отменный "щелчок" очень часто ставят на малый барабан. Медный обод дает барабану более музыкальное звучание, и помогает создать "презенс" или высокочастотные обертоны.
  3. У деревянных ободов преимущество в том, что они в зависимости от толщины могут быть жесткими или гибкими. Если жесткие, они могут обладать характеристиками литых, если тонкие – штампованных. Но звук римшота совершенно другой, за счет того, что обод в этом случае играет роль продолжения обечайки, и делает звучание барабана более резонансным и ярким.
  4. Меньшее количество ушек на ободе делает звук более жирным и дает более сложный состав обертонов. Чем больше расстояние между ушками, тем ниже вероятность, что вам удастся ровно натянуть пластик.
  5. Жесткий обод позволит ровнее натянуть пластик между ушками и подчеркнет непорядок в барабане – если барабан не круглый или край обечайки некачественный. Из-за плохих краев обечайки звук может получиться сухим или приглушенным.

Измерительные устройства. Приборы против ключей::.

Приборы, в основном, замеряют натяжение или крутящий момент. В обычной практике они занимают определенное место. Но самый лучший прибор, который есть на рынке, выпускается встроенным с обеих сторон вашей головы, это – уши.

Некоторые лучшие барабаны специально выпускаются с упругими пружинящими ушками на ободе. Это может ввести в заблуждение прибор, замеряющий крутящий момент. Приборы, измеряющие натяжение пластика, могут быть введены в заблуждение пластиками разной толщины, особенно если учесть, что пластики из-за несовершенства производственного оборудования бывают неравномерной толщины. И, наконец, если вы настраиваете барабаны по большей части на слух, то знаете, что не так уж и редко бывают случаи, когда некоторые винты кажутся ослабленными. Значение имеет строй у каждого винта, а не натяжение и не крутящий момент. Ну, и на что же годны эти приборы?

На самом деле, приборы могут сэкономить вам время, и вот каким образом. Посадку пластика с помощью приборов выполнить хорошо нельзя. Сажать пластик надо вручную. Это нужно делать на слух. Потом следует его расстроить. Затем воспользуйтесь прибором и запишите цифры зависимости изменения строя от натяжения. При замене пластика вы его сначала посадите вручную, потом расстроите, и, взяв свой прибор, очень быстро получите приблизительный строй, ориентируясь по цифрам. Подправьте вручную, и выровняйте натяжение пластика так, чтобы строй был одинаковым около каждого винта.

Знайте, что каждый раз, как вы меняете марку пластика, марку барабана, толщину пластика, или в том случае, если производитель изменит технологию производства пластиков, вам следует все снова проделать вручную с самого начала, а потом записать цифры. И помните, чем больше сцена, тем крупнее должны быть ритмические рисунки, а строй должен быть выше. Вам может понадобиться несколько вариантов замеров.

Умение настраивать барабаны однозначно необходимо, если вы желаете добиться хорошего звучания вашей барабанной установки. Даже если вы только начинающий барабанщик, хорошо настроенная барабанная установка поможет вам быть на голову выше остальных. Это инструкция по настройке малого барабана, однако, ее можно адаптировать и для других типов барабанов.

Шаги

    Отключите струны барабана специальным рычажком, который находится сбоку.

    Возьмите ключ для барабана (продается в любом музыкальном магазине) и ослабьте болты, которые располагаются по сторонам барабана. Не откручивайте полностью каждый болт по отдельности. Болты следует откручивать постепенно каждый на пол оборота по кругу. Продолжайте откручивать болты по кругу до тех пор, пока не сможете начать откручивать их вручную.

    Открутите болты до конца пальцами.

    Снимите ободок и болты с барабана.

    Снимите старый пластик с барабана.

    Протрите внутреннюю поверхность и края барабана сухой тряпкой. Также протрите новый пластик барабана.

    Установите новый пластик на верхнюю часть барабана.

    Установите ободок и болты на барабан.

    Постепенно начинайте закручивать болты пальцами (сначала без ключа). Закрутите болты пальцами до упора, насколько это возможно.

    Проверьте барабан на прочность. Нанесите несколько сильных ударов в центр пластика. Не переживайте, вы не сможете его сломать. А если у вас это все-таки получится, отнесите барабан обратно в магазин инструментов, где вы его купили и попробуйте другую марку барабанов. Вы должны применить достаточно усилий для пробивки барабана. Мы делаем это по тем же самым причинам, что и гитаристы, оттягивающие струны своей гитары. Это своеобразная разминка барабана перед тем, как мы начнем на нем играть. Если этого не сделать, барабан будет постоянно расстраиваться в течение первой недели. В итоге его новая настройка займет уйму времени.

    Убедитесь в том, что все болты по-прежнему плотно лежат.

    Затяните болты при помощи ключа. Начните с болта, который к вам ближе всего. Затяните болт ключом на пол оборота. Далее не закручивайте ближайший к нему болт, а перейдите на болт, который находится от вас дальше всего (противоположный тому, который вы только что закрутили) и затяните его ключом на пол оборота. Следующий болт, который следует затянуть, находится слева от первого болта, с которого вы начинали. Затем переходите на болт напротив и продолжайте закрутку по данной схеме. Продолжайте закрутку до тех пор, пока 1) все болты одинаково не закручены 2) не добьетесь нужного вам звучания. Возможно вам придется повторить закрутку 4-8 раз, пока вы не добьетесь нужного звучания. Если пластик новый, настраивайте звук выше желаемого и продавливайте пластик в центре сильнее. Вы услышите, как звук станет ниже. Это осадка пластика.

    Походите вокруг барабана и постучите барабанной палочкой по пластику примерно в 2 см от каждого болта. Слушайте высоту звука, она должна быть одинаковой около каждого болта. Для глушения посторонних звуков или дребезжания, исходящих от барабана, можно использовать гель для глушения типа MoonGel, DrumGum либо кольца для глушения. Не стоит думать, что глушение решит проблемы плохой настройки барабана, однако оно может улучшить звучание в случае хорошей настройки.

    Проделайте те же действия с нижним (резонансным) пластиком.

    В зависимости от ваших предпочтений высота звука нижнего пластика должна быть такой же, что и высота ударного пластика либо же чуть ниже или выше.

    Однако, при настройке малого барабана, если вы хотите получить громкий отрывистый барабанный звук, натягивайте верхний (ударный) пластик чуть туже нижнего.

  1. Струны барабана тоже очень важный элемент. Поддерживайте их в безупречном состоянии и постарайтесь их натянуть таким образом, чтобы они лежали плоско по отношению к поверхности барабана. Если струны натянуты слишком сильно, они будут изгибаться посредине, а если слишком слабо, они совсем не буду касаться барабана. Хорошее правило натяжки струн – натянуть их ровно до того момента, когда они перестают дребезжать.

    • В отличие от многих музыкальных инструментов, настройку барабанной установки нельзя назвать точной наукой. Нет одного единственного верного метода по настройке барабанной установки. Это приходит с опытом. *Попробуйте поиграть с разными настройками и понять, что подходит лучше всего вашему стилю музыки и типу барабанной установки, на которой вы играете.
    • Многие барабанщики любят настраивать свои томы в четвертном интервале. Как в "Гимне молодоженов" (Here comes the bride) - интервал между первыми двумя нотами равен четверти.
    • Другая вещь, которую вы можете сделать – это настроить барабан при помощи баса. Попросите кого-нибудь вам помочь, это очень легко. Вы начинаете настройку со струны Е, далее левый том со струны А, правый том со струны D и, наконец, напольный том со струны G, в то время как малый барабан можно настроить так, как вам нравится, чтобы он звучал. Этот метод настройки зависит от музыкальности слуха, так как барабаны не являются мелодичными инструментами.
    • В этой статье мы раскрываем только базовые техники настройки. Вам следует помнить о том, что тип барабанов, пластик барабанов и их размер – это факторы, которые напрямую влияют на конечное звучание.
    • Для быстрой замены пластика можно купить барабанный ключ-трещотку, который вставляется в аккумуляторную дрель. Используйте дрель с настройкой момента. Она поможет вам быстро снять пластик. Затем, используя технику, описанную выше, попробуйте настроить барабан, используя дрель с настройкой момента. Сначала используйте минимальный момент, а потом попробуйте поэкспериментировать, увеличивая настройки. С практикой вы научитесь менять пластик барабана всего за несколько минут. В продаже имеются также ключи-трещетки, которые можно использовать и без дрели. *Такие ключи гораздо безопаснее, так как они изготовлены специально для настройки барабанов – они не перетянут болты и не повредят барабан.
    • Специальный инструмент DrumDial также имеется в продаже во многих музыкальных магазинах. Данный прибор измеряет степень натяженности пластика барабана прикладыванием специального датчика к поверхности. *Измерение и настройка могут производиться до достижения желаемого результата. Это устройство сэкономит ваше время, особенно, когда требуется быстрая настройка перед концертами. Однако прибор не гарантирует 100% точности, и умение настраивать на слух все еще может быть очень полезным.

    Предупреждения

    • Не перетягивайте ваш барабан, это может сильно повредить пластик барабана. Если барабан был перетянут, вы заметите это, когда будете снимать пластик, по вмятине в центре – это знак того, что пластик был растянут свыше своего лимита эластичности.
    • Настройка резонансного пластика ниже ударного пластика приведет к модуляции звука сверху вниз.
    • Предыдущие предупреждения особенно относятся к тем храбрецам, которые используют аккумуляторную дрель для настройки.
    • Возможно, сустейн барабанов звучит и неплохо, однако это может стать проблемой для звуковых инженеров, которые хотят сделать запись музыки с вашей барабанной установки или/и амплифицировать звук через микрофон. *Используйте глушение перед тем, как амплифицировать звук.

Всем привет! В этой статье мы расскажем как настроить барабаны. Надеемся, что эта информация будет вам полезной.

Настройка барабанной установки

Даже опытные барабанщики порой сталкиваются с трудностью настройки барабанов. Ударные можно настроить без проблем, если знать как это делать и иметь опыт.

Все элементы ударной установки (кроме тарелок) имеют два пластика — ударный (верхний) и резонансный (нижний). Звучание зависит от того как настроены между собой ударный и резонансный пластик.

При установке новых пластиков, их необходимо растянуть и разыграть, это похоже на то, как разыгрывают и растягивают струны на гитарею Для того, чтобы растянуть пластик, барабан с установленным пластиком необходимо поставить на пол, аккуратно надавить коленом в центр пластика и подержать немного времени.

Есть вариант звуковысотной настройки барабанов. Это означает то, что все барабаны имеют свою ноту звучания. Ноту корпуса барабана определить на слух не так то просто, нужно простукивать корпус с пластиком, который предварительно установлен, но не натянут. Упростить задачу поможет электронный тюнер.

Установив эту ноту, затем настраиваете пластик в унисон (или как можно ближе) с нотой корпуса. Это создаст максимальный резонанс, но результат может понравиться не всем. Так же настроив томы данным способом вы возможно не сможете получить те музыкальные интервалы, которые вам необходимы.

Существует два основных вида настройки ударной установки — равномерная (even) и не равномерная (odd). Even хорошо подходит для закрытых барабанов и это основа для неравномерной настройки odd.

Малый барабан

Если настроить верхний пластик ниже, чем резонансный, увеличится сустейн (продолжительность звука). Если наоборот настроить верхний пластик выше, тон инструмента будет уходить вверх. Если настроить низко резонансный пластик, то его тон будет доминировать над звуком пружины, ну и чем выше настроен нижний пластик, звук малого барабана будет соответственно более резким. Если настроить оба пластика по высоте одинаково, то звук будет более ровный и чистый, без ухода тонов.

Когда вы настраиваете малый барабан, отключите пружину и послушайте как нижний пластик воздействует на звук. Сама пружина настраивается непосредственно уже после того, как будут настроены оба пластика. Если пружина звучит сдавленно, коротко, то ее следует ослабить, так как вы ее перетянули. На малый барабан устанавливаются пружины количеством от 16-ти до 24-ех. Свойство звука напрямую зависит от толщина пластиков, тонкие пластики дольше звучат и имеют четкую атаку, толстые пластики соответственно затухают быстрее.

Even

Перейдем к практике. Первое, что нам следует сделать, это надеть верхний пластик на барабан. Надеваем сверху обруч, берем ключ и закручиваем ближний болт на пол оборота. Так же на пол оборота закручиваем противоположный болт, и идентично двигаемся по часовой стрелке. У каждого винта звук должен быть одной частоты, поэтому возьмите один из винтов за основу звучания и попытайтесь настроить на эту частоту каждый винт. Проверка частоты осуществляется легким постукиванием по пластику в 2-3-ех см от каждого болта.

Резонансный пластик приглушайте рукой. Можно изменять высоту тона пластика ослабляя или натягивая винты, но следует помнить, что при повышении, или понижении частоты у одного винта, также частота меняется и у двух соседних. В случае, если низит винт, его необходимо подтянуть, а соседние два винта сразу же немного ослабить. Лучше настраивать малый барабан немного выше, чем ниже, не важно какой диаметр барабана.

Аналогично настраивается резонансный пластик. Чем выше натяжение нижнего пластика, тем лучше отдача барабана. Данный метод настройки и звук, который получился в итоге некоторым покажется слишком чистым и даже скучным, тогда можно пробовать настройку методом «odd».

Odd

Данный метод заключается в том, чтобы внести беспорядок в настройку. Достигается это расстраиванием одного из болта, из за чего колебание пластика будет не равномерным и более продолжительным по звучанию. Растраивать болт можно совершенно любой, но лучше определить для себя один постоянный, чтобы не запутаться при настройке. Такая настройка более подходит для барабанов с небольшим диаметром, например томы. Нельзя настраивать вариантом odd бас-барабан, так как уход тона в низких частотах противопоказан, бочку настраивают вариантом even.

Бас барабан

Установите бас-барабан на полу, пластик, который вы настраиваете должен находиться перед вами. Пластик, который вы не настраиваете в данный момент (в случае если вы используете закрытую бас бочку, с двумя пластиками, рабочим и фронтальным) должен быть снят или заглушен, дабы исключить различные призвуки при настройке. Далее натягиваем поочереди диаметрально-противоположные болты. Пластик бас-барабана также нужно хорошенько растянуть.

Если вам нравится открытый, слегка звенящий звук бас-бочки, то в этом случае, вам надо будет играть с фронтальным пластиком. Hо здесь вы столкнетесь с проблемой лишних отзвуков. Это неизбежно. В этом случае могу посоветовать вот что. «Рабочий» пластик заглушите, приклеив к нему в нижней части достаточно длинную и широкую полоску поролона (об этом ниже), а к фронтальному пластику приклейте такую же полоску, но в верхней части. А что касательно настройки высоты звука, то здесь справедливо правило настройки всех барабанов. Хотите добиться более полного звука — настраивайте рабочий пластик ниже, чем фронтальный.

Если же вам нравится более глухой и низкий звук, то после растягивания пластика, начинайте его опускать до необходимого вам уровня. Если вы играете с фронтальным пластиком, то вам надо будет хорошенько заглушить оба пластика большого барабана. Для этого воспользуйтесь каким-нибудь матрасом, но так, чтобы он по ширине был чуть больше чем глубина бас-бочки, так, чтобы при закрытии этот матрас плотно прижимался к обоим пластикам, тем самым заглушая их. Либо, есть другой способ, но менее эстетично выглядящий со стороны. Вам надо будет взять широкий и достаточно длинный кусок материи и растянуть его под пластиком (так, чтобы пластик сам прижимал эту материю). Для возьмем одного басиста и одного вокалиста, поставим их напротив друг друга и дадим каждому в руки конец материи. После этого, заставим их растянуть это дело на бас-барабане (по диаметру) достаточно сильно. А пока они будут мучиться, вы спокойно возьмете и накроете кадл пластиком, ободом и начнете потихоньку закручивать болты.

Как только вы натяните пластик, материю уже можно будет отпустить и начать подстройку пластика и настройку барабана до нужного звука. Как вы понимаете, так заглушить придется и фронтальный пластик. Как я сказал уже, выглядеть это будет не очень эстетично, так как по краям кадла будут торчать куски материи. Правда вы можете их обрезать, но это лишит вас возможности при повторной настройке использовать тот же кусок материи, ибо растянуть его уже не представится возможным. Он будет слишком коротким.

Для тех же, кто играет без фронтального пластика все проблемы с заглушкой его автоматически отпадают и соответственно мучений с бас барабаном в два раза меньше. После предварительной настройки, вы можете поставить басовый барабан как надо и проверить его звучание с той целью, чтобы подстроить его и добиться окончательно устраивающего вас звука. А теперь о том, как именно приклеплять паралоновую полоску к пластикам бочки:

К краю корпуса барабана с рабочей стороны я приклеил квадратную в сечении (5смХ5см) полоску поролона длиной в 1/3 окружности так, чтобы она легко касалась пластика. Эта полоска находилась в нижней части окружности. Точно такую же полоску я приклеил к противоположной стороне корпуса, но так, чтобы она сурдинила верхнюю часть переднего пластика. Таким образом, засурдиненная часть переднего пластика находилась напротив свободной части ударного и наоборот. Эта диспозиция была достигнута многочисленными экспериментами. Результат превзошел все ожидания. Сегодня я использую пластики Power Stroke на бочках Gretsch 18′ и Slingerland 22′. Дополнительный слой пластика по краю основного обеспечивает своего рода «обрезание» высоких частот, и в этих инструментах я не применяю никаких дополнительных сурдин. Hо есть в этом и определенные трудности. Инструменты эти весьма капризны, требуют тщательной подстройки в каждом новом помещении. Обычно излишний гул я убираю небольшим ослаблением винтов переднего пластика. Главное здесь не переборщить — иначе исчезнет контактный звук. Инструменты с отверстием в переднем пластике гораздо легче «в общении». Hа мой взгляд, не следует слишком ослаблять натяжение переднего пластика, чтобы сохранить отраженную составляющую звука.

Hастройка томов

Hастройка томов практически аналогична настройке малого барабана. Для начала, снимите барабан с холдера и поставьте его себе на колено. Это обеспечит вам звук только настраиваемого пластика. После того, как вы растянули пластик, можно начинать детальную настройку барабана. Выберите один из болтов за эталонный и начинайте подстраивать звук у противоположного болта постукивая либо ключом, либо палочкой по пластику около соответствующих болтов. Таким образом, подстраивайте все болты на один тон, на один звук, на одну ноту, если хотите.

Если хотите получить более «длинный» и «полный» звук, то в этом случае нижний пластик следует настраивать выше, чем рабочий верхний пластик. А для более традиционного звука пластики настраиваются в унисон.

Во время настройки самое сложное, это настроить пластик так, чтобы у каждого болта пластик звучал одинаково. Если у вас хороший слух, то особого труда вам это не составит, если же со слухом не настолько хорошо, насколько хотелось бы, то будьте внимательней. Чтобы вам было проще настраивать барабан, дам небольшой совет. Если вы подтягиваете какой-то из болтов, то немного отпускайте два соседних, так как при натяжении пластика у одного болта давление увеличивается и на соседние районы пластика, поэтому соседние болты рекомендуется немного опускать.

Закончив с одним пластиком, переходите к другому. Затем, настроив оба пластика, повесьте барабан на холдер и послушайте его звук. Если не понравится, продолжайте подстраивать его до тех пор, пока не услышите, как барабан ответит вам. Думаю, что барабанщики меня поймут. Любой человек, я думаю, способен отличить хорошо звучащий барабан от плохо настроенного.

А теперь немного скажу о том, как убрать неприятный гул пластика, ведь, к сожалению, не все могут позволить себе купить хорошие пластики. Итак, для того, чтобы убрать неприятные обертона необходимо будет приклеить небольшой кусочек поролона к верхнему пластику, но приклеивать надо на широкий скотч, т.к. никакой другой клеящий материал так хорошо не будет держать.

Мне во время выступлений в различных небольших клубах также приходилось сталкиваться с проблемой плохо звучащих пластиков и я обходился скотчем и салфеткой. Если честно, то с салфетками намного проще! Во-первых, их проще достать, во-вторых она тоньше и занимает меньше места на барабане, что дает возможность играть совершенно не задумываясь о том, что случайно можешь попасть по поролону и звук извлечь так и не сможешь. А в-третьих, салфетка не настолько сильно глушит пластик, насколько это делает поролон. Заглушив пластик салфеткой вы избавитесь от неприятных обертонов, но приятный гул барабана останется.

Hу а для искушенных барабанщиков и для тех у кого есть деньги вот что скажу. Существует специальный скотч для заглушки барабанов, а также специальные демпферы, которые крепятся к ободу барабана и прижимают фетровую прокладку к пластику, тем самым глуша барабан.

Hиже вы можете прочесть некоторые советы современных барабанщиком мира относительно настройки барабанов.

«Я настраиваю установку начиная с самого большого тома вверх, (особенно в установках с большим количеством томов), чтобы звук самого большого тома с был максимально низок, но без характерного рокота появляющегося, если пластик натянут слишком слабо. Я всегда настраиваю нижние пластики выше чем верхние. Люблю, чтобы томов было побольше и они окружали меня со всех сторон. Поэтому, чтобы эта батарея хорошо звучала, я уделяю особое внимание состраиванию томов между собой.» Steve Holland

«Hе демпфируйте ваши барабаны слишком сильно ни для занятий, ни для концерта. Часто достаточно использовать барабаны с двумя пластиками и фетровую колотушку для бас-барабана. Для рабочего барабана (если он у вас не пикколо) используйте заглушающее кольцо.» Том Peroutra

«Томы: Снимите верхний пластик и равномерно настройте нижний, чтобы получить необходимую вам высоту барабана. Установите ударный пластик и натягивайте его равномерно, пока высота не станет несколько больше, чем у нижнего пластика, и не придется вам по вкусу. Устраните гармонический резонанс, ослабив дальний болт. Изменяйте высоту тона, настраивая только резонансный пластик. Закручивайте болты по схеме, которую предложил Bob Henrit — она оптимальна.» Stuart Tosh

«Я всегда настраиваю мой нижний пластик на один полный тон выше ударного пластика.» Milej Damjan

«Hастройка ваших барабанов должна зависеть от музыки, которую вы играете. Если я собираюсь играть би-боп в трио или квартете и мне предстоит много работы щетками, я буду использовать на всех барабанах белые, шероховатые (например серии TS, RM) пластики. Томы я настрою довольно высоко, а на бас-барабан установлю два пластика. При этом постараюсь минимально демпфировать бас-барабан, чтобы звук его был гулким. Рабочий барабан я бы, напротив, задемпфировал бы достаточно для того, чтобы хорошо выделялся часто используемый при игре в этом стиле звук римшота. Также важным фактором при игре в стиле би-боп является размер барабанов. Я использовал бы 20″ бас-барабан и 10» и 14″томы.

Для игры в более тяжелых музыкальных направлениях, таких как рок, поп, фанк или латин, я использовал бы закрытые томы. Отскок палки у таких томов более сильный благодаря дополнительной упругости воздуха, заключенного между пластиками, что меня очень устраивает.

Экспериментирование — ключ к успеху при настройке барабанов. Только с опытом вы достигнете желаемого звука. Если вы хотите, чтобы звук вашего бас-барабана был глубокий и «глухой», тогда вы можете попробовать поместить внутрь него подушку или одеяло. Если вы хотите получить очень жесткий звук, используйте деревянную колотушку; если вам необходим звук более мягкий, используйте колотушку из фетра.

Соответственно я настраиваю и мой рабочий барабан. Если мне предстоит играть фанк или латин, я натягиваю верхний пластик довольно сильно, но при этом увеличиваю демпфирование. В результате звук получается как бы «надтреснутым». Если я хочу получить «роковый» звук рабочего барабана, я ослабляю натяжение верхнего пластика для достижения более низкого, глубокого звука.» Steve Washington

«Имейте в виду, что при поиске оптимального звука приходится довольно часто идти на компромисс потому, что иногда самый лучший звук получается только при очень интенсивном ударе, при более же слабом ударе, звук может быть далеко не так хорош, а то и просто ужасен.» Pete Barnacle

«Я настраиваю нижний пластик моего рабочего барабана весьма высоко, значительно выше, чем верхний. Ударный пластик, впрочем, я также натягиваю довольно сильно. Hижний пластик я предпочитаю использовать тонкий, а наверх ставлю белый пластик с белой же точкой в центре. Для небольшого дополнительного демпфирования я использую маленький кусочек специальной демпфирующей ленты Gaffer.» Zoro

«Я настраиваю и ударный и резонансный пластики на необходимую ноту в унисон. Затем слегка расстраиваю ударный пластик чтобы барабан «запел». Как правило, для этого бывает достаточно расстроить один болт.» Andy Barron

«При настройке закрытых томов, я, положив ладонь на центр одного из пластиков, постукиваю около его края, чтобы услышать ноту. Затем, проделав то же самое с противоположным пластиком, я сравниваю их ноты. Обычно, я стараюсь настроить оба пластика как можно ближе друг к другу.» Charlie Morgan

Подробное руководство по настройке барабанной установки можно скачать здесь


Джин Окамото рассказывает, что нужно сделать, чтобы ваши барабаны звучали лучше.

Когда начинается настройка барабанов, нет правильных или неправильных методов. Если вы опросите 10 барабанщиков о том, как они настраивают свои барабаны, то получите 10 разных ответов. Для кого-то начинающего это может выглядеть запутанным и противоречивым. Для того чтобы вам было легче, я попробую описать, как я настраиваю барабаны.

Встречная настройка

Несколько лет тому назад я рассказал об этом методе моему другу-барабанщику, и он назвал этот метод «встречная настройка». Впервые я попробовал этот метод на своих барабанах и, эврика! — он сработал. В лучшей части моей барабанной карьеры, я использовал этот метод настройки с большим успехом. Вот он:

Шаг 1 (опционно)

Начните с нового пластика, или возьмите уже использующийся, с вашего барабана. Большими пальцами расплющьте закругленную часть пластика от себя по всему диаметру. Сделайте это со всеми пластиками, но только не с пластиком для рабочего барабана. Я не совсем понимаю, почему это работает, но особенно на двойных пластиках, это улучшает звук.

Шаг 2

Поставьте пластик на ваш барабан и пальцами затяните болты для натяжения.

Шаг 3


Используя поперечный метод, как на рисунке справа, поворачивайте ключом каждый болт на пол-оборота, пока с поверхности пластика не исчезнут морщины.

Шаг 4

Для того, чтобы усадить пластик, просто нажмите ладонью в его центр. Усадка помогает обручу пластика плотно встать в канал обода и способствует хорошему прилеганию к краю барабана. Когда вы усаживаете пластик, вы иногда слышите крякающий звук — не пугайтесь, это нормально. Иногда после того, как вы усадили пластик, вы заметите, что высота звучания пластика стала ниже. Это значит, что пластику опять нужна усадка. Перетяните пластик и усадите его снова. Если высота его звучания не изменилась, переходите к шагу 5.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Не нажимайте при усадке непосредственно на нижний пластик для рабочего барабана (2-3 mil), если вы не хотите видеть отпечаток вашей ладони, выгравированный на пластике. Даже с пластиками в 5 mil вы имеете такой шанс. Вы можете самозабвенно усаживать толстый пластик толщиной в 10 mil, и он вас не поранит, если вы начнете с небольшого давления и постепенно перейдете к более сильному. Это — хороший совет, чтобы предотвратить ущерб для ваших пластиков, барабанов, самих себя и других.

*1 mil = 0,001 дюйма. Типичный полиэтилен для упаковки продуктов имеет толщину 0,002 дюйма или 2 mil.

Шаг 5

Поставьте барабан на ровную поверхность, на ковёр или банное полотенце пластиком, который настраивается, вверх. Это делается для того, чтобы: 1) закрыть второй пластик, чтобы вы слышали только тот пластик, который настраивается, и 2) это позволит вам крутить барабан, не портя пол или стол.

Шаг 6

Постучите по барабану пальцем возле каждого болта натяжения и послушайте звук.

Конечно, барабанные палочки — очевидная принадлежность для игры по барабану, но большинство барабанщиков, чтобы лучше слышать* барабан при настройке, используют барабанный ключ, палочки для тимбалес и т.п. Я использую для этого палец.** Я играю по рим-шоту (легко***) пальцем в районе второго сустава, что позволяет мне лучше слышать обертона и ударять по пластику каждый раз на одном и том же расстоянии от обода.

*Некоторые барабанщики дополнительно слегка нажимают пальцем в центр пластика, чтобы лучше слышать.

**Если вы попробуете это сами, то убедитесь, что у ваших ободов не везде острые края.

***Сильно играть по рим-шоту — больно.

Шаг 7

Запомните, где звучание было выше, а где ниже. Обычно, если у какого-то болта звук был выше (или ниже), то у прямо противоположного болта звук будет ниже (или выше).

*Для барабанов с четным количеством болтов.

Шаг 8

Сейчас самое лучшее время! Ослабьте каждый болт (повернув против часовой стрелки на 1/8 оборота), у которого было высоко, и подтяните каждый болт (по часовой стрелке на 1/8 оборота), где было низко.

Это значит, что вы сделаете 6 установок, если у вашего барабана 6 натяжных болтов, и 8 установок, если болтов 8. Это и называется «встречная настройка»: вы опускаете высокие уровни и поднимаете низкие, пока они не встретятся посередине.

Шаг 9

Усадите пластик снова.

Шаг 10

Повторите шаги с 6 по 9 , пока пластик не будет иметь одинаковую высоту звучания по всему кругу, и будет «в строе с собой».

Пластик, который «в строе с собой», не имеет странных обертонов, которые делают звучание мутным, и, во многих случаях, его звучание широко открытое.

Шаг 11

Переверните барабан и повторите шаги с 1 по 10 для другого пластика, чтобы он звучал равномерно и «в строе с самим собой».

Шаг 12

Теперь вы можете настроить любой пластик выше или ниже, затягивая или ослабляя каждый болт на одинаковую величину.

Это очень похоже на «зум» в фотоаппарате или видеокамере — если есть фокус, вы можете изменить масштаб изображения, не меняя фокус. Но так как мы люди, не всегда получается быть точным, так что после этих установок, вам может понадобиться подстройка.

Шаг 13

Сделайте шаги с 1 по 11 с остальными вашими томами и бочкой. Но для рабочего барабана — другая методика.

МЫ ЕЩЕ НЕ ВСЕ СДЕЛАЛИ!

Настройка верхнего и нижнего пластика

Сейчас самое время настроить верхний и нижний пластики относительно друг друга.

Нижний пластик также называют «резонаторным», потому что он играет большую роль в контроле резонанса, сустейна и высоты звучания барабана.

Есть только три пути для настройки барабана с двумя пластиками:

  1. Настроить верхний и нижний пластики одинаково. Это дает чистый звук и длинный сустейн.
  2. Настроить нижний пластик ниже, чем верхний. Это сделает звук барабана глубже с хорошим сустейном и хорошим откликом от палки. Также такая настройка производит pitch drop, или «рычащий» звук.
  3. Настроить нижний пластик выше, чем верхний. Это также производит pitch drop, или «рычащий» звук, но более поверхностный и с коротким сустейном.

Шаг 1

Начните с самого маленького тома* и настройте верхний пластик очень максимально близко к тому, как вы его хотите слышать. Не настраивайте этот барабан очень низко, в противном случае ваш напольный том (или томы) будет «дозвуковым». Многие барабанщики любят настраивать эти барабаны в кварту.

*Конечно, вы можете начинать настройку с любого барабана. Просто я когда-то начал с самого маленького.

Шаг 2

Настройте нижний пластик, использую только один из методов, описанных выше. Не забывайте усаживать пластики после каждой установки. Если вы пробуете настроить пластики в одинаковом строе, то настраивайте «напротив». Пример: если верхний пластик выше, ослабьте его и подтяните нижний, и наоборот.

Шаг 3

«По щепотке» настраивайте верхний и нижний пластики, пока высота звучания, резонанс/сустейн не станут такими, как вам надо.

Шаг 4

Повторите шаги 2 и 3 на оставшихся томах.

Попробуйте получить интервал между барабанами в кварту (или какой-то другой). Также, попробуйте добиться от всех томов одинакового резонанса/сустейна, насколько это возможно. Вы же хотите, чтобы они звучали: бум, бум, бум, бум, а не буум, бум, бууух, бум.

Басовый барабан

Ваш басовый барабан подобен тому, положенному на бок, следовательно, к его настройке применима техника, описанная выше. Я настраиваю пластик «со стороны аудитории» ниже, чем рабочий пластик.

Тем не менее, в отличие от тома, басовый барабан часто требует демпфирования (глушения) и/или дырки в переднем пластике для достижения хорошего звука.

Демпфирование может быть проведено с помощью подушек, одеял, поролона, зажимающих устройств или самоглушащих пластиков. Какой тип глушения вы используете, зависит от вашего предпочтения или ситуации, например, живое выступление или запись.

Для дырки на переднем пластике нет каких-то совершенных размеров. Помните популярный в 70-х звук «картонная коробка», когда барабанщики играли без переднего пластика на бочке и снимали нижний пластик с томов? Эпоха диско! Вот один практический метод относительно дыры в переднем пластике на бочке: если дыра меньше, «бум» больше, если дыра больше, «бум» меньше. Экспериментируйте.

Рабочий барабан

Шаг 1

Настройте верхний пластик, следуя шагам с 1 по 10 главы Встречная настройка.

Шаг 2

Также, как и на других барабанах, вы можете настроить нижний (для рабочего барабана) пластик тремя способами: верх и низ одинаково; нижний ниже, чем верхний; и нижний выше, чем верхний.

Намек: Многие барабанщики настраивают нижний пластик сильнее, чем верхний, но это ваш барабан…экспериментируйте.

Настройка нижнего пластика рабочего барабана добавляет, в буквальном смысле — новую морщину. Вы обратили внимание, что нижний несущий край вашего рабочего барабана не совсем ровный? Он имеет два выреза, там, где его пересекают пружины. Они называются «ложе» и помогают пружинам лежать строго параллельно пластику, чтобы предотвратить дребезг.

Что же происходит, когда вы устанавливаете плоский пластик на не очень плоскую поверхность, подобную низу рабочего барабана? вы получаете морщины на ложе пружин. Есть две школы относительно этого. Одна школа говорит: «Настройте пластик сам по себе и если вы получили морщины, то так тому и быть». Вторая школа говорит: «Это неправильно, морщин быть не должно». Оба варианта имеют право на существование. Экспериментируйте, чтобы определить, какой путь для вас — лучший.

Если вы избираете последний метод и убираете морщины, то пластик будет настроен сильнее в области ложа пружин. Вы все еще можете настроить остальную часть пластика, чтобы он звучал «в строе с собой», используя технику, описанную выше в главе Встречная настройка .

Итак, как сильно есть «сильно»? Я настраиваю мой нижний пластик на «соль», выше среднего «до». Я настраиваю рабочий пластик на «ми» или «фа» ниже «соль» в зависимости от моего настроения. Мой хороший друг и классный барабанщик Paul Yonemura, который имеет отличный слух (он может услышать любой звук, например, визг тормозов, и сообщить вам ноту, которая прозвучала), считает, что я использую эти ноты уже много лет. Он сообщил, что слышал настройку рабочих барабанов Ed Shaughnessy и Joe Morello и с его совершенным слухом смог различить, что их рабочие барабаны (на тот момент) были настроены на «соль» внизу и «ми» наверху у Morello и «фа» наверху у Shaughnessy.

Просто для опыта, попробуйте эти ноты. Даже если они не для вас, они могут послужить вам отправной точкой.

*Высота звучания пластика лежит на полпути между ложами пружин.

Мы это сделали!.. Почти.

Я забыл одну важную вещь. Когда вы установите ваши тома на держатели, вероятнее всего, настройка чуть-чуть изменится. Просто методом «щипка» вернитесь к желаемой настройке.

Я надеюсь, это была полезная для вас информация.