Меню
Бесплатно
Главная  /  Цветы  /  Как просить прощение у умерших родителей. Молитва о прощении к умершей маме

Как просить прощение у умерших родителей. Молитва о прощении к умершей маме

Жизнь очень скоротечна и непредсказуема. На самом деле мы не можем быть на сто процентов уверены в том, что будет завтра или даже сегодня вечером. Об этом писал нам Булгаков. И это факт! К сожалению, зачастую самые тяжёлые страдания нам причиняет не сама смерть близкого нам человека, а то, что мы не успели с ними попрощаться или попросить прощения, не были рядом в последние минуты жизни близкого... И это сожаление долгие годы может жить в сердце и угнетать нас.

Стоит помнить о том, что у человека есть душа. И в отличие от тела, она живёт вечно, а это значит, что даже после смерти человека у нас есть шанс попросить у него прощения и рассказать ему всё, что накопилось внутри.

Как просить прощения у умершего человека? Искренне! По-настоящему. Осознавая свою вину. Душу не обманешь. Для этого не нужно даже находиться с умершим в близком контакте, трогать его, смотреть на него... Это можно делать даже на кладбище. Он услышит! Его душа примет Ваши слова и Вам станет легче!

Как просить прощения у умершего отца:

Достаточно часто мы сталкиваемся с тем, что при жизни общение с отцом очень нестабильно. Всегда кажется, что есть ещё время и можно будет приехать к нему на следующих выходных, но жизнь оборачивается к нам спиной и отец умирает. А столько всего осталось недосказанным...

Самое главное, что отец - это очень родной и близкий человек не только в духовном плане и связи душевной, но и по крови. И это позволяет нам оставаться с его душой в контакте.

Просить прощения у покойного отца можно даже внутри себя. Просто мыслями. Помнить его, навещать, поминать и быть искренним перед ним. Возможно, у вас при его жизни было какое-то запланированное дело, которое вы не успели сделать. В таком случае Вы можете сделать его самостоятельно в честь отца!

Как просить прощения у умершего мужа/жены:

Супруги - родные друг другу люди. Родные в духовном плане. Между ними возникает невидимая связь. Душевная, если можно так выразиться. Эти души близки друг для друга, поэтому люди решили связать свои жизни вместе. И если так произошло, что один из супругов погиб, то второй чувствует такую же боль, как при смерти родного по крови человека. Всё дело в связи. Связь духовная гораздо сильнее кровной и если умирает муж или жена, то любовь не умирает, а внутри будто что-то обрывается.

Связь душ супругов очень крепка и просить прощения у умершего мужа/жены можно так же "про себя". Нужно уважать память о своей половинке. Приходите на кладбище и разговаривайте с ним/с ней. Вы будете услышаны!

Как просить прощения у умершего ребенка:

Из вышесказанного уже наверное стало ясно, что всё дело в связи... Связи между душами людей. Связь со своим ребенком всегда непоколебимая. Он сильна как духовно, так и кровно!

Сильнее этой связи никакой больше не существует!

В случае смерти ребёнка связь не нарушается! И Вы не станете "бывшей мамой" или " бывшим папой". Вы всё та же мама или тот же папа, но Ваш ребёнок теперь живёт лишь внутри Вас. В Вашем сердце и душе.

Просить прощения перед ребёнком нужно так же, как и в вышеупомянутых случаях. Можно безмолвно, а можно приходить на кладбище и разговаривать с ним. Главное, чтоб Ваше сердце не забывало чувства, которые Вы испытываете к своему ребёнку.

В религиях говорится о том, что дети всегда ближе к Богу. Они чисты и их души невероятно нежны. Они словно ангелы. И кто знает, может, Ваш ребёнок всегда рядом с Вами, но просто Вы его не можете увидеть?!

Если Вы верующий человек, то не стоит забывать о том, что об усопших близких нужно молиться. Можно заказать панихиду в церкви и в момент, когда священник произносит молитвы, просить прощения и отпускать!

Наиболее распространённый вопрос, который интересует многих людей - это то, как же отпустить душу своего близкого, родного, любимого?!

Давайте для начала разберёмся в том, что значит "отпустить душу"?

Прежде всего - после смерти близкого нужно понять, что он не попал в какую-то беду и уже ничего не изменить. Его просто нет. Нет в этом мире и в данном пространстве. Поменялось лишь то, что он не может что-то сказать, сделать, обнять и так далее. Ну а душа жива. Остаётся только догадываться что происходит с ней и где она находится. Для нас, людей, это пока остаётся загадкой. Отпустить душу человека нужно внутри самого себя. Понять, что она уходит дальше в мир, неизведанный нами.

Как "отпустить душу" человека.

Здесь важно понимать, что это происходит больше на духовном уровне. Ведь физически мы не можем осязать душу. Духовно же мы зачастую "держим" других. Привязываемся друг к другу. Так же духовно, а не физически. Человек так устроен, что он всегда стремится к союзу. Ему необходимы связи с другими людьми. Мы зависимы друг от друга. А когда близкие "уходят" от нас, будь то в прямом смысле или в смысле смерти, мы продолжаем их "удерживать" рядом у себя в сердце, душе и в голове.

Чтобы дать душе близкого человека спокойно "уйти" в мир иной нужно провести именно работу над собой. Нужно понять, что душе уже не нужен наш физический мир и ей будет лучше не утопать в наших слезах и страданиях, а идти дальше, зная, что мы в порядке и что мы будем помнить по-хорошему. Всё, чем мы можем помочь душе близкого при переходе в другой мир - это молиться за него. В разных религиях есть свои правила и каноны, которые должны соблюдать люди, потерявшие близкого.

Если слегка коснуться мистической стороны, то первые 40 дней после смерти человека, его близкие должны накрывать все зеркала плотной тканью. Принято считать, что душа может заблудиться в зеркальном мире и не найти путь.

Как "отпустить душу" нерождённого ребёнка.

У каждого человека есть душа. И ребёнок, который был зачат и находился в утробе тоже уже имел свою душу. Это первое, что зарождается в человеке. И если случилась такая трагедия, что ребёнок не увидел мир - это огромное горе для родителей, которое не все могут пережить. Если же люди верующие, то они знают, что Господь забирает душу тогда, когда это нужно ему и, к сожалению, нам никак на это не повлиять. Такие несчастья случаются не просто так. Скорее всего это урок для несостоявшихся родителей. Или же Бог уберег так от чего-то ещё более страшного. За ребёнка нужно так же молиться. Нужно попрощаться с ним, дав ему жизнь "там" - в более совершенном мире. А когда придёт время - будет дан ещё один шанс стать родителями!

Отпустить душу абортированного ребёнка так же необходимо! Здесь очень важно просить прощение перед ним если этот выбор был сделан вами намеренно.

Возможно, станет немного легче если родители, потерявшие ребёнка, находящегося ещё в утробе, проведут что-то вроде обряда, который они сами себе могут придумать. Если срок беременности был мал и ребёнка не приходится хоронить, то можно это сделать самим для себя. Например, похоронить какую-то игрушку или то, что напоминает об этой трагедии. Часто женщины хранят тесты на беременность. Можно даже закопать его. Положить цветы, попрощаться. Это более психологический приём для того, чтобы хоть немножко облегчить своё душевное состояние.

Как "отпустить душу" умершего мужа или умершей жены.

Очень часто после смерти одного из супругов другой начинает впадать в настоящую затяжную депрессию, буквально делая из дома "склеп" или "алтари", где висит невероятное количество разных фотографий мужа или жены. Это очень мешает душе "уйти". Она мечется и везде видит себя. Она видит страдания и от этого ей очень тяжело уходить. Достаточно будет поставить одно фото с чёрной ленточкой и свечку рядом на 40 дней. После чего свечку можно отнести на могилу и зажечь там. Можно сохранить фото у себя на столе или на стене, но одно. Просто на память. И лучше всего, чтоб это фото было связано с каким-то приятным событием. Главное, чтоб, смотря на него, не возникало глубокого траура. Если возникает, то лучше убрать фото. Ведь поминать и помнить можно без всяких "атрибутов" и вспомогательных предметов.

Как "отпустить душу" умершего любимого человека.

Самое главное - любить! Здесь ситуации очень похожи с предыдущей, где мы говорили о супругах. Так же не стоит делать "алтари" из фотографий и подарков. Если есть какие-то памятные подарки, игрушки, то, конечно, их можно оставить и смотреть на них. Можно их хранить и вспоминать о любимом человеке, но если это причиняет больше боли, то лучше отнести их так же на могилу, сохранив что-то одно.

Как "отпускается душа" усопшего на 40 день.

На 40 день после смерти человека принято посетить церковь и заказать панихиду об усопшем. Можно так же заказать литургию. В церкви так же ставят свечки "за упокой", при этом читая молитву "об упокоении души".

40 день считается очень важным, как и 9. В эти дни душа проходит самые сложные испытания на пути в "новый мир". Все 40 дней родственники неустанно молятся об усопшем, помогая его душе. Затем принято делать поминальную трапезу, где за большим столом собираются близкие, читают молитву вначале трапезы, поминают и так же, завершая трапезу, читают молитву. И по-хорошему, алкоголя на столе должно быть или совсем мало, или не быть вообще.

У некоторых народов и религий принято на 40 день после смерти близкого человека устраивать какую-то благотворительную трапезу или помощь бездомным. Или просто делать какое-то доброе дело для нищего или бездомного человека.

Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 12 Степанова Наталья Ивановна

Как попросить прощения у покойника

Из письма:

«Поженились Оксана и Кирилл рано, сразу после школы. Встречаться они начали в старших классах, и все вокруг только и говорили об их любви.

Осложнения в молодой семье начались с рождением ребенка. Конфликты возникали по пустякам: кому мыть тарелки, кому стирать носки и пеленки, кому за хлебом идти…

Время шло, Кирилл и Ольга взрослели. Скандалов по поводу немытых тарелок больше не возникало, но проблем не убавилось. Кирилл все чаще убегал к друзьям, а от них возвращался пьяным. Однажды Оксана не открыла ему дверь: обиделась на мужа и со слезами на глазах крикнула, чтобы он шел обратно. Наутро Кирилла нашли во дворе мертвым: он замерз. На похоронах мать Кирилла обвиняла во всем Оксану, а она ни на что не реагировала и казалась спокойной, но, когда выносили гроб, упала без сознания. Потом Оксана утверждала, что якобы видела, как Кирилл ей улыбнулся.

Вот уже два с половиной года она лечится у психиатра. Ее проблема – чувство вины перед умершим мужем.

– Если бы я могла попросить у него прощения, я бы выздоровела, – говорит молодая женщина. – Я ведь не хотела, чтобы он умер. Я думала, что он снова постучит и я впущу его, но он ушел. Я не пошла его искать – боялась выходить ночью на улицу. Я надеялась, что он пойдет к своей маме. Дайте мне возможность попросить у него прощения!»

К просьбе Оксаны присоединилась и ее мать. Учитывая обстоятельства, я вызвала дух покойного Кирилла. Оксана попросила у него прощения и стала постепенно выздоравливать.

Однако существует и более простой способ испросить прощения у покойника. Знайте, что на Пасху никто не откажет в просьбе, если вы просите ради Христа, и вы можете попросить прощения у ваших умерших родных и близких, которых вы обидели при жизни. Для этого встаньте на колени у могилы покойного. Держа в руках крашеное освященное яйцо, поклонитесь и скажите:

Христос воскрес!

Прости меня, ради Христа, и ты.

Поверьте мне, в этот момент покойник прольет слезы и простит вас. А Господь, видя ваше искреннее раскаяние и зная о пережитых душевных муках, простит вас так же, как простил бы неразумного ребенка его добрый и мудрый отец.

Хочу напоследок сказать вам: не огорчайте друг друга, не заставляйте близких людей проливать слезы. Жизнь коротка, так давайте же ее проживем в любви и покое. Каждого из нас можно обидеть, можно унизить, но стоит ли?

Из книги Искусство психического исцеления автора Уоллис Эйми

Как попросить совета у своего наставника 1. Сядьте в позе медиума, сложив вместе руки. Сформулируйте в уме вопрос. Это могут быть вопросы типа: «Смогу ли я получить новую работу?», «Как сделать более интересным общение с моим приятелем?», «Поможет ли мне новая диета, о

Из книги Курс чудес автора Уопник Кеннет

IX. Сон прощения 1. Раб идолов - раб по своей охоте. Своим желанием он поклоняется безжизненному и обращается к бессильному за силой. Что сталось со святым Господним Сыном, как мог он возжелать подобного, позволить себе пасть ниже камня в канаве придорожной и ждать, что

Из книги Ритуалы денежной магии автора Золотухина Зоя

VI. Оправданность прощения 1. Нет оправданий гневу. Нет оснований для атаки. Именно здесь начнется избавление от страха и здесь оно закончится. И здесь - в обмен на леденящие душу сновидения - даруется реальный мир. Ибо только на этом и зиждется прощение и только это для

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 14 автора Степанова Наталья Ивановна

Ритуал прощения «Простите всех грешников, окружающих вас. Это добавит вам больше благ, в том числе и материальных». «Золотое правило» Порфирия Иванова Проси прощения за того, кто тебя обидел.Проси прощения, что обиделся сам.Проси прощения, что сам обидел кого-то.Проси

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 03 автора Степанова Наталья Ивановна

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 12 автора Степанова Наталья Ивановна

Заставить человека попросить прощения за его злодеяния Вот какое письмо я получила от одной женщины из Нижнего

Из книги 7000 заговоров сибирской целительницы автора Степанова Наталья Ивановна

Как попросить прощения у своего Ангела-хранителя за совершенные грехи Сделать вы это можете, регулярно обращаясь к своему Ангелу-хранителю с такой молитвой:Не оставь меня, Ангел-хранитель, не отвернись от меня за грехи мои. Не помяни заблуждений моих, а раскаяния мои

Из книги Главная книга о любви автора Виилма Лууле

Заставить виновного попросить прощения за свои злодеяния Мне пишет женщина из Горького: «Я знаю, что есть заклинания, чтобы заставить попросить прощения виновного. Я лично видела, как это было, но как это сделать, не знаю».Ставят свечки в стакан, наполовину наполненный

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 36 автора Степанова Наталья Ивановна

Как попросить прощения у покойника при захоронении Иногда возникает необходимость перезахоронить покойника. Но вряд ли тот, кто это задумал и исполнил, понимает, какой поступок он совершает. Люди привыкли думать о покойнике, как о каком-то предмете, который не видит, не

Из книги 1777 новых заговоров сибирской целительницы автора Степанова Наталья Ивановна

Формула прощения Прощение – единственная освобождающая сила во Вселенной. Прощение истинной причины освобождает человека от болезней, жизненных трудностей и прочего плохого.Как прощать? Это труднее, чем Вы предполагали? Ничего, научимся!1. Если кто-то сделал мне плохо,

Из книги Высший вкус жизни. Выход из материальной игры автора Усанин Александр

Как можно попросить прощенья у покойного Из письма:«Возможно, что Вы не дочитаете мое письмо и бросите его в корзину, но мне необходим Ваш совет, так сложилось, что у меня уже никого нет. Несколько месяцев назад у меня умерла мама – человек, который дал мне жизнь и которого

Из книги Наши скрытые возможности, или Как преуспеть в жизни автора Виилма Лууле

Из книги Белая магия. Обряды на деньги и везение от старца Захария! автора Захарий

Важность прощения До этого я не мог понять и в связи с этим принять рекомендации духовных психологов (психологов, руководствующихся духовным знанием) и учеников Джона Фей-ворса (ведического гуру, основателя Института прикладных духовных технологий) – они говорят, что

Из книги Практическая Книга Белой магии. Как управлять людьми и деньгами автора Захарий

С ПОМОЩЬЮ ПРОЩЕНИЯ! При освобождении стрессов путем прощения уходит проблема, проходит болезнь.Никто не сомневается в существовании жизни. И вместе с тем на вопрос «Что такое жизнь?» никто ответить не может. Независимо от вероисповедания, мы являемся детьми материализма,

Из книги автора

Заговор на подход к начальству, когда нужно получить разрешение или попросить деньги Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Стану я, раб Божий (имярек), благословясь, пойду, перекрестясь, войду в чистое поле, встану на восток лицом, к зоре ясной утренней, к солнцу красному,

Из книги автора

Заговор на подход к начальству, когда нужно получить разрешение или попросить деньги Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Стану я, раб Божий (имярек), благословясь, пойду перекрестясь, войду в чистое поле, встану на восток лицом, к зоре ясной утренней, к солнцу красному,

Данная статья содержит: молитва о прощении у умерших - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Православные христиане немало знают о чудодейственных свойствах молитв. Поминая покойного, они помогают его душе очиститься от грехов и спокойно отправиться в Царствие Небесное, где она обретет вечный покой.

Молитвы об усопших - это не только дань уважения, но и способ заручиться поддержкой рода для удачи в жизни. Таким образом живые просят у Бога милости, так как молитвы спасают и наши души, позволяя им очиститься через искреннюю веру и покаяние. Они настраивают на умиротворение, искореняя все нечестивое, что творится у нас в сердцах, способствуют духовному росту и развитию. Молитвы также помогают подготовиться к внезапной кончине, ведь, как ни прискорбно, никто не не знает, когда этот час наступит. Души усопших охраняют тех, кто не предает забвению память предков, а посещает кладбище и заказывает в церкви молебны по близким людям, оставившим нас. Для этого перед литургией христиане приносят записки с именами всех покойных крещеных родственников и близких людей.

Если вы не знаете, жив или нет ваш близкий человек, по прошествии определенного времени необходимо обратиться к священнику, чтобы тот отпел его, дабы душа не металась по нашему миру в поисках выхода. Часто предпосылками к отпеванию служат вещие сны, где пропавшие без вести родственники, погибшие при различных обстоятельствах, подают знаки живым. В таком сне вы можете увидеть его мучения, взгляд, полный мольбы, или даже прямое обращение покойного с просьбой предать земле его прах и помолиться за его душу.

Молитва об умершем

«Великий Господи, опора в жизнях наших. Каждый предстанет пред очами Твоими в назначенный час. Разными путями, но неизменно в положенный час все до единого предстаем пред судом Твоим. Молим Тебя, Отче, помилуй души усопших братьев наших, родителей, детей и близких. Даруй им милость свою, как прощаешь грехи раскаивавшимся искренне. Избавь их от мучений, прости и помилуй их невольные грехи, совершенные по незнанию. Как чада просят прощения у родителей своих, так и мы молим тебя о прощении. Господи Всемогущий, молим тебя с верою искренней и о покаянии всех умерших, чей прах не погребен, чьи помыслы неясны. Даруй им справедливый суд, но упаси от дьявольских терзаний. Избавь души их от вечного скитания по грешной Земле, забери под свой покров. Аминь».

Молитва об усопших родственниках

«Всемилостивый Отец наш небесный! Я, раб грешный (имя), молюсь тебе в смирении. Упокой души родственников моих, покинувших наш мир (имена). Рабы Божьи теперь во власти Твоей. Их тела преданы земле, а вечные души направились в Царствие Небесное. Прими их и прости всемилостью своей, отпусти им грехи их прижизненные, вольные и невольные, и допусти их к вечному причастию. Позволь им наблюдать за нами, в живых находящихся, и через Твою милость подсказывать путь единственно верный и праведный. Аминь».

Молитвы за всех умерших в веках

«Раб грешный (имя), узами грехов скованный, просит у Тебя, Создатель, прощения и очищения. Пред Твои очи со смирением пришел я со своими бедами, позволь же мне помолиться за души всех умерших. За грешников и праведников, воинов и детей, стариков и молодых. Во всех веках души к тебе стекаются-возносятся. Не оставь ни одной без внимания, да прости им все их вольные и невольные ошибки. Жизнью и смертью Тебе обязанный, я молюсь о наставлении, покое и мире в сердце. Огради меня от бесовских проявлений при жизни, а я буду помнить о всех, кто почил ныне, и воздавать им уважение через слова молитвы искренней и очищающей. Да будет так во веки веков, и все грешники праведниками окажутся, да наступит на земле благословенное Царствие Небесное. Аминь».

Не забывайте почитать память своего рода, ведь каждый преданный земле возносится на Небеса, где продолжает наблюдать за своими родственниками и оказывать посильную помощь. Посещайте могилы, отдавая уважение, зажигайте свечи, чтобы очищающий огонь через молитвы и раскаяние освободил и ваши души от всех прегрешений. Живите в мире и не забывайте нажимать на кнопки и

Журнал о звездах и астрологии

каждый день свежие статьи об астрологии и эзотерике

Почему в Пасху не ходят на кладбище

Пасха - это величайший христианский праздник. На нем, вокруг страстей Христовых и его воскрешения держатся основные.

Дмитриевская родительская суббота: что нужно делать и что нельзя

Любая церковная дата имеет свои особенности, которые следует знать каждому верующему. В день поминовения усопших очень.

Православный календарь родительских суббот в 2017 году

В церковном календаре отмечено множество праздников, почитаемых православными христианами. К ним относятся и родительские субботы. Большинство их них зависят.

Православная Радоница: что это за праздник

В православии существует большое количество праздников и важных дат. Сразу за Пасхальной неделей следует Радоница. Это не праздник, а один.

Можно ли посещать кладбище на Пасху

Известно, что у Бога все живы, однако многие считают, что посещение кладбища на Пасху приравнивается к греху. Мы расскажем, .

Стоит помнить о том, что у человека есть душа. И в отличие от тела, она живёт вечно, а это значит, что даже после смерти человека у нас есть шанс попросить у него прощения и рассказать ему всё, что накопилось внутри. Как просить прощения у умершего человека? Искренне! По-настоящему. Осознавая свою вину. Душу не обманешь. Для этого не нужно даже находиться с умершим в близком контакте, трогать его, смотреть на него. Это можно делать даже на кладбище. Он услышит! Его душа примет Ваши слова и Вам станет легче!

Как просить прощения у умершего отца.

Достаточно часто мы сталкиваемся с тем, что при жизни общение с отцом очень нестабильно. Всегда кажется, что есть ещё время и можно будет приехать к нему на следующих выходных, но жизнь оборачивается к нам спиной и отец умирает. А столько всего осталось недосказанным. Самое главное, что отец – это очень родной и близкий человек не только в духовном плане и связи душевной, но и по крови. И это позволяет нам оставаться с его душой в контакте.

Как просить прощения у умершего мужа/жены

Как просить прощения у умершего ребенка

Просить прощения перед ребёнком нужно так же, как и в вышеупомянутых случаях. Можно безмолвно, а можно приходить на кладбище и разговаривать с ним. Главное, чтоб Ваше сердце не забывало чувства, которые Вы испытываете к своему ребёнку. В религиях говорится о том, что дети всегда ближе к Богу. Они чисты и их души невероятно нежны. Они словно ангелы. И кто знает, может, Ваш ребёнок всегда рядом с Вами, но просто Вы его не можете увидеть?!

Как извиниться перед умершим?

Многие писали про извинение перед умершими, но это было больше для собственного пакоя, есть ли способ чтобы умерший услышал?

Умершие хорошо нас слышат. Они все равно имеют с нами невидимую тонкую связь. Вам просто нужно в спокойной обстановке обратиться к умершему человеку и искренне попросить у него прощения. Можно с помощью молитвы, а можно и своими словами. Главное сделать это от души. Попросите прощения и постарайтесь его от себя отпустить. Сделайте это с радостью и добром. Потому что когда Вы постоянно испытывает перед ним чувство вины, то Вы его держите возле себя, а ему от этого тяжело. Ему уже не нужна эта земная жизнь, ему хочется находиться в других материях. Поэтому лучшим для Вас будет искренне попросить у него прощения и отпустить его. Поверьте, он даст Вам знак, что Вы услышаны. Вы это сами поймете.

Такой гарантии вам не даст никто.Если только вызвать его дух

В Библии написано, что мертвые не могут контактировать с живыми.И наоборот.

Эзотерика утверждает, что это возможно.Если вы верите в то, что умерший вас слышит, специально ничего делать не надо.Просто придите на могилу, принесите цветов и то съестное, что покойник любил при жизни.Помяните его, а часть из того что принесли, оставьте на могиле.Попросите от сердца прощения и идите домой

Придите на кладбище, зажгите на могиле свечку и позовите несколько раз его по имени.Прислоните руки к свече и попытайтесь ощутить через нее, связь с ним.Закройте глаза и попробуйте максимально увидеть и ощутить его, каким вы знали его при жизни.Так как-будто он стоит перед вами, как раньше стоял.Попробуйте понять, в каком он настроении.Понять, рад ли он вас видеть.Хорошо ему или нет.Затем когда это удастся, попробуйте мысленно говорить с ним и пытаться мысленно услышать то, что он отвечает.Во время этого, обращайте внимания на то, что чувствуете вы.Когда удастся его так максимально представить, скажите что любите его и просите прощения.Если он вас простил, вам должно стать легче на душе.Затем пойдите в церковь помолитесь за него, поставьте свечку и подайте за упокой.Если вы не имеете опыта общения с умершими, то вам ничего не стоит делать.Достаточно будет просто придти на могилу и искренни с поклоном извинится.Вас и так услышат

Никаких премудростей не надо.Верите что слышит, придите на могилу, положите цветочки, сладости, поклонитесь и попросите прощения.Если человек при жизни любил, он все вам и так давно простил.Ваша задача, молится о его душе.Это самое лучшее, что вы теперь можете сделать.Ваше чувство вины, это ваше состояние.Это абсолютно не значит то, что покойный вас обвиняет.Тут надо разбираться со своей психологией

Сходите на исповедь и исповедуйте свои грехи перед этим человеком.К примеру: "Обижал близкого"."Не помог близкому."И так далее.То что терзает вам душу, об этом скажите.Главное что бы Бог простил.Через исповедь, умершие тоже могут слышать наше покаяние

Я считаю, что если Вы хотите извиниться перед умершим сделайте что-то доброе для его семьи, чтобы близкие поняли, что Вы раскаиваетесь в совершённом некрасивом поступке и пытаетесь искупить вину.

Если близкие умершего человека отказываются от Вашей помощи второй способ извинения – это заказать службу за упокой в Храме и третье можете купить венок и посетить могилу.

Если хотите извиниться перед умершим то молитесь за его душу перед богом, опять же следует исповедоваться и просить прощения за свои ошибки именно у бога в общем молится, за прощение своей души и души умершего это и будет вашим применением с ним, так же можно ставить свечки за упокоение его души и заказывать поминальную службу.

Я тоже хотела бы, чтобы меня услышал мой муж,чувство вины перед ним не покидает меня,не сумела помочь ему,умер от банальной язвы желудка,просто истек кровью в больнице,под наблюдением врачей,я не потребовала,чтобы лечили как положено,они позволили ему уйти,знаю что надо молиться за него,ходить в храм,ставить свечи,часто вижу его во сне.Сегодня написала стихотворенье ему почвященное,если верить в чудо,то они нас слышат.

Сходите к батюшке в храм, он даст верный ответ, не обывательский. Тем более туда обязательно нужно будет сходить, чтобы попросить прощение и очистить свою душу от вины.

Душа умершего услышит вас везде. Но если у человека есть желание, то лучше сходить на могилу(что то принести, посидеть и погорить как с живым). Это только в фильмах молния ударяет, как знак. А у вас просто будет вера, что вас услышали. А вообще, прощение надо просить у живых.

Не заниматься подобного рода эзотерикой, и жить себе полноценно дальше.

Как попросить прощения у умершего человека?

Отвечает священник Николай Гулейко:

Позвольте встречный вопрос: «А для чего?» В православии нет такой практики, как просить прощения у умершего. Это нужно делать во время земной жизни. После смерти возможна лишь молитва за него, если он был крещен.

Молиться о примирении с другим человеком можно своими словами.

МирТесен

О чём мы думаем то и свершится,…что в мир пошлём, то к нам и вернётся…

Как просить прощения у умершего.

Жизнь очень скоротечна и непредсказуема. На самом деле мы не можем быть на сто процентов уверены в том, что будет завтра или даже сегодня вечером. Об этом писал нам Булгаков. И это факт! К сожалению, зачастую самые тяжёлые страдания нам причиняет не сама смерть близкого нам человека, а то, что мы не успели с ними попрощаться или попросить прощения, не были рядом в последние минуты жизни близкого. И это сожаление долгие годы может жить в сердце и угнетать нас.

Стоит помнить о том, что у человека есть душа. И в отличие от тела, она живёт вечно, а это значит, что даже после смерти человека у нас есть шанс попросить у него прощения и рассказать ему всё, что накопилось внутри.

Как просить прощения у умершего человека? Искренне! По-настоящему. Осознавая свою вину. Душу не обманешь. Для этого не нужно даже находиться с умершим в близком контакте, трогать его, смотреть на него. Это можно делать даже на кладбище. Он услышит! Его душа примет Ваши слова и Вам станет легче!

Как просить прощения у умершего отца:

Достаточно часто мы сталкиваемся с тем, что при жизни общение с отцом очень нестабильно. Всегда кажется, что есть ещё время и можно будет приехать к нему на следующих выходных, но жизнь оборачивается к нам спиной и отец умирает. А столько всего осталось недосказанным.

Самое главное, что отец – это очень родной и близкий человек не только в духовном плане и связи душевной, но и по крови. И это позволяет нам оставаться с его душой в контакте.

Просить прощения у покойного отца можно даже внутри себя. Просто мыслями. Помнить его, навещать, поминать и быть искренним перед ним. Возможно, у вас при его жизни было какое-то запланированное дело, которое вы не успели сделать. В таком случае Вы можете сделать его самостоятельно в честь отца!

Как просить прощения у умершего мужа/жены:

Супруги – родные друг другу люди. Родные в духовном плане. Между ними возникает невидимая связь. Душевная, если можно так выразиться. Эти души близки друг для друга, поэтому люди решили связать свои жизни вместе. И если так произошло, что один из супругов погиб, то второй чувствует такую же боль, как при смерти родного по крови человека. Всё дело в связи. Связь духовная гораздо сильнее кровной и если умирает муж или жена, то любовь не умирает, а внутри будто что-то обрывается.

Связь душ супругов очень крепка и просить прощения у умершего мужа/жены можно так же “про себя”. Нужно уважать память о своей половинке. Приходите на кладбище и разговаривайте с ним/с ней. Вы будете услышаны!

Как просить прощения у умершего ребенка:

Из вышесказанного уже наверное стало ясно, что всё дело в связи. Связи между душами людей. Связь со своим ребенком всегда непоколебимая. Он сильна как духовно, так и кровно!

Сильнее этой связи никакой больше не существует!

В случае смерти ребёнка связь не нарушается! И Вы не станете “бывшей мамой” или ” бывшим папой”. Вы всё та же мама или тот же папа, но Ваш ребёнок теперь живёт лишь внутри Вас. В Вашем сердце и душе.

Просить прощения перед ребёнком нужно так же, как и в вышеупомянутых случаях. Можно безмолвно, а можно приходить на кладбище и разговаривать с ним. Главное, чтоб Ваше сердце не забывало чувства, которые Вы испытываете к своему ребёнку.

В религиях говорится о том, что дети всегда ближе к Богу. Они чисты и их души невероятно нежны. Они словно ангелы. И кто знает, может, Ваш ребёнок всегда рядом с Вами, но просто Вы его не можете увидеть?!

Если Вы верующий человек, то не стоит забывать о том, что об усопших близких нужно молиться. Можно заказать панихиду в церкви и в момент, когда священник произносит молитвы, просить прощения и отпускать!

Наиболее распространённый вопрос, который интересует многих людей – это то, как же отпустить душу своего близкого, родного, любимого?!

Давайте для начала разберёмся в том, что значит “отпустить душу”?

Прежде всего – после смерти близкого нужно понять, что он не попал в какую-то беду и уже ничего не изменить. Его просто нет. Нет в этом мире и в данном пространстве. Поменялось лишь то, что он не может что-то сказать, сделать, обнять и так далее. Ну а душа жива. Остаётся только догадываться что происходит с ней и где она находится. Для нас, людей, это пока остаётся загадкой. Отпустить душу человека нужно внутри самого себя. Понять, что она уходит дальше в мир, неизведанный нами.

Здесь важно понимать, что это происходит больше на духовном уровне. Ведь физически мы не можем осязать душу. Духовно же мы зачастую “держим” других. Привязываемся друг к другу. Так же духовно, а не физически. Человек так устроен, что он всегда стремится к союзу. Ему необходимы связи с другими людьми. Мы зависимы друг от друга. А когда близкие “уходят” от нас, будь то в прямом смысле или в смысле смерти, мы продолжаем их “удерживать” рядом у себя в сердце, душе и в голове.

Чтобы дать душе близкого человека спокойно “уйти” в мир иной нужно провести именно работу над собой. Нужно понять, что душе уже не нужен наш физический мир и ей будет лучше не утопать в наших слезах и страданиях, а идти дальше, зная, что мы в порядке и что мы будем помнить по-хорошему. Всё, чем мы можем помочь душе близкого при переходе в другой мир – это молиться за него. В разных религиях есть свои правила и каноны, которые должны соблюдать люди, потерявшие близкого.

Если слегка коснуться мистической стороны, то первые 40 дней после смерти человека, его близкие должны накрывать все зеркала плотной тканью. Принято считать, что душа может заблудиться в зеркальном мире и не найти путь.

Как “отпустить душу” нерождённого ребёнка.

У каждого человека есть душа. И ребёнок, который был зачат и находился в утробе тоже уже имел свою душу. Это первое, что зарождается в человеке. И если случилась такая трагедия, что ребёнок не увидел мир – это огромное горе для родителей, которое не все могут пережить. Если же люди верующие, то они знают, что Господь забирает душу тогда, когда это нужно ему и, к сожалению, нам никак на это не повлиять. Такие несчастья случаются не просто так. Скорее всего это урок для несостоявшихся родителей. Или же Бог уберег так от чего-то ещё более страшного. За ребёнка нужно так же молиться. Нужно попрощаться с ним, дав ему жизнь “там” – в более совершенном мире. А когда придёт время – будет дан ещё один шанс стать родителями!

Отпустить душу абортированного ребёнка так же необходимо! Здесь очень важно просить прощение перед ним если этот выбор был сделан вами намеренно.

Возможно, станет немного легче если родители, потерявшие ребёнка, находящегося ещё в утробе, проведут что-то вроде обряда, который они сами себе могут придумать. Если срок беременности был мал и ребёнка не приходится хоронить, то можно это сделать самим для себя. Например, похоронить какую-то игрушку или то, что напоминает об этой трагедии. Часто женщины хранят тесты на беременность. Можно даже закопать его. Положить цветы, попрощаться. Это более психологический приём для того, чтобы хоть немножко облегчить своё душевное состояние.

Как “отпустить душу” умершего мужа или умершей жены.

Очень часто после смерти одного из супругов другой начинает впадать в настоящую затяжную депрессию, буквально делая из дома “склеп” или “алтари”, где висит невероятное количество разных фотографий мужа или жены. Это очень мешает душе “уйти”. Она мечется и везде видит себя. Она видит страдания и от этого ей очень тяжело уходить. Достаточно будет поставить одно фото с чёрной ленточкой и свечку рядом на 40 дней. После чего свечку можно отнести на могилу и зажечь там. Можно сохранить фото у себя на столе или на стене, но одно. Просто на память. И лучше всего, чтоб это фото было связано с каким-то приятным событием. Главное, чтоб, смотря на него, не возникало глубокого траура. Если возникает, то лучше убрать фото. Ведь поминать и помнить можно без всяких “атрибутов” и вспомогательных предметов.

Как “отпустить душу” умершего любимого человека.

Самое главное – любить! Здесь ситуации очень похожи с предыдущей, где мы говорили о супругах. Так же не стоит делать “алтари” из фотографий и подарков. Если есть какие-то памятные подарки, игрушки, то, конечно, их можно оставить и смотреть на них. Можно их хранить и вспоминать о любимом человеке, но если это причиняет больше боли, то лучше отнести их так же на могилу, сохранив что-то одно.

Как “отпускается душа” усопшего на 40 день.

На 40 день после смерти человека принято посетить церковь и заказать панихиду об усопшем. Можно так же заказать литургию. В церкви так же ставят свечки “за упокой”, при этом читая молитву “об упокоении души”.

40 день считается очень важным, как и 9. В эти дни душа проходит самые сложные испытания на пути в “новый мир”. Все 40 дней родственники неустанно молятся об усопшем, помогая его душе. Затем принято делать поминальную трапезу, где за большим столом собираются близкие, читают молитву вначале трапезы, поминают и так же, завершая трапезу, читают молитву. И по-хорошему, алкоголя на столе должно быть или совсем мало, или не быть вообще.

У некоторых народов и религий принято на 40 день после смерти близкого человека устраивать какую-то благотворительную трапезу или помощь бездомным. Или просто делать какое-то доброе дело для нищего или бездомного человека.

Реакции на статью

Многие задаются вопросом как можно попросить прощенья у покойного . Отвечаем на примере вопроса из сообщения.

В день, когда воскрес Иисус Христос, то есть в Светлую Пасху, пойдите на кладбище , на могилку к своей маме. Господь даровал людям величайшую милость один раз в году слышать усопшим то, что им говорят живые. Но прежде чем вы обратитесь к своей маме, нужно громко сказать: «Христос воскрес!» Это отверзает слух спящим мертвым сном людям и, хоть и ненадолго, но убирает невидимую грань, разделяющую миры мертвых и живых. Предки утверждают, что когда человек похристосуется с покойником и приложит ухо к могиле, то может даже услышать ответ.

Из письма :

«Возможно, что Вы не дочитаете мое письмо и бросите его в корзину, но мне необходим Ваш совет, так сложилось, что у меня уже никого нет. Несколько месяцев назад у меня умерла мама – человек, который дал мне жизнь и которого я погубил. Мама жила для меня, заботилась обо мне и опекала меня, а я повзрослел и начал пить. Сперва я пил пиво, затем все подряд, а потом спился.

Мать уговаривала меня бросить пить, плакала и как-то даже встала на колени, умоляя закодироваться, но я не хотел. Теперь-то я уже понимаю, что все, кто нас любит, перед нами беспомощны, как дети, особенно матери. Жена помучилась, да и бросила меня, уехала на Украину, а вот мама за эти годы сносила и мои маты, и грубость, и даже побои. Я творил сам не зная что. Нигде не работал, пропивал не только свою одежду и вещи, но и то, что было ценное у нее. Последнее время она еле ноги таскала, а я все требовал бутылку и денег, угрожая, что что-нибудь с собой сотворю. Пил неделями, беспробудно, и ее схоронили чужие люди, соседи, без меня.

Пойло кончилось, и я, мучительно страдая, постепенно, с большим трудом протрезвел. Я лежал и злился на мать, что ее нет, что она не приходит и не приносит мне еду и деньги. Звонил ей на телефон, но она не брала трубку. Матерясь от злости, я поплелся к ней домой, а там опечатана дверь. Находясь в послезапойном состоянии, мое сознание не принимало факта того, что ее больше нет. Я пинал дверь в ее квартиру, даже тогда, когда мамина соседка, приоткрыв свою дверь, пояснила ее отсутствие. Мне было необходимо выпить, а мамы не было, и я злился. Все как сговорились, никто мне не давал денег взаймы, и только благодаря этому мой организм полностью вышел из запоя. Первые дни я очень мучился, корчился на кровати, а потом все прошло. И вот тут, когда мне никто ни разу не позвонил ни в дверь и ни на телефон, я осознал, что остался один, мамы больше нет. Память подсовывала мне различные воспоминания. Я ясно вспомнил, какая веселая и красивая всегда была моя мама до тех пор, пока я, ее сын, не начал пить. Вспоминал, как она стирала и гладила мою школьную форму, старалась повкуснее меня накормить. С гордостью хвалилась соседке моими оценками, говорила, что я самый лучший сын и что она не считает себя матерью-одиночкой, так как безумно счастлива, что у нее есть я. Много чего вспоминал и плакал и почувствовал себя такой сволочью, что нельзя отыскать слов. Чужие люди ее схоронили, а я до сих пор не знал, где она лежит.
Однажды после таких терзаний я задремал сидя в кресле и увидел сон. Мама прибиралась в доме, мыла окна, пол и говорила: „Сыночка мой любимый, что же ты с собой делаешь, опомнись. Иди работать. Будь человеком, а то совсем пропадешь". Это было так ясно сказано, и она была такая живая, что когда я проснулся, то и в правду решил, что ее видел. На другой день я пошел и устроился на работу, а в выходной день выдраил всю квартиру, выбросил кучу бутылок и решил – ради маминой памяти я вернусь к нормальной жизни. Ни за что не буду больше пить, может, хоть таким образом искуплю свою вину перед ней. С тех пор я не пью, но тоска в душе не проходит, мне так хочется попросить у нее прощения, но так, чтобы она меня услышала.

О Вас мне рассказал мужчина, которого Вы вылечили от рака. У него есть Ваши книги, и он давал мне их почитать. После этого я стал покупать всю Вашу литературу, выписал газету и „Сны Богородицы". Я стал ближе к Богу благодаря Вам. И я прошу ответить в Вашей следующей книге, как можно попросить прощения у того, кто оставил уже этот свет».

— У людей, переживающих горе, существует одна важная проблема – чувство вины. Как правильно ее решить и нужно ли?

— Конечно, решать ее нужно. После смерти человека у его близких часто возникает много «бы»: если БЫ я этого не делал, то он БЫ не погиб… Вспоминаются далекие события, которые, как кажется, тоже повлияли на итог. Люди думают, что если бы в прошлом повели себя другим образом, то все было бы иначе. Многие жалеют о том, что недодали любви, несправедливо обижались, упрекали, ссорились, не сделали чего-то хорошего для человека, которому теперь это сделать уже нельзя…

Приведу пример. Недавно я консультировал женщину, которая очень переживала и винила себя в смерти мужа. Она осенью попросила мужа съездить к своей матери за картошкой в другую область. До этого в течение многих лет каждую осень он ездил к теще за картошкой, и никаких проблем не возникало. Но в этом году случилась трагедия. Недалеко от областного центра произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого мужчина погиб.

Бедная женщина стала винить себя в случившемся. Она была уверена: трагедия произошла из-за того, что она попросила мужа поехать к матери. «А если бы я не настаивала на этой картошке, муж бы не погиб»,- рассуждала она.

И таких примеров очень много. Практически любую смерть человека сопровождает чувство вины у тех, кто остался жить. Если человек умер, например, от заболевания – чувство вины представляется так: «Я виновата, что не увидела симптомов этой болезни раньше», «Я виноват — не настоял на том, чтобы жена пошла к врачу. А ведь если бы мы вовремя обратились к врачу за помощью, то, возможно, она была бы сейчас жива».

И вроде, на первый взгляд, эти умозаключения представляются логичными. Одно действие, казалось бы, вытекает из другого: просила поехать в деревню – муж погиб, не настоял на госпитализации – жена умерла. Но это логично только на первый взгляд. На самом деле вопрос о причинно-следственной связи так «в лоб» поставлен быть не может. Конкретный поступок человека – например, та же просьба съездить за картошкой – это всего лишь один из факторов формирования той ситуации, которая оказалась роковой. И не более того. Это не определяющий фактор, и не единственный, а всего лишь один из множества .

Чтобы реально оценивать свою вину, надо понять, что ни один человек не может предвидеть, рассчитать, оценить все факторы, предусмотреть все нюансы, которые могут спасти или, наоборот, привести к смерти другого человека. Люди не могут отвечать за все. Почему? Ответ прост – потому что, как я сказал, каждый человек – это всего лишь человек, он несовершенен и не имеет возможностей для расчетов подобного уровня.

Скажем честно: в жизни мы со многими людьми поступаем плохо, не просим за это прощения и быстро забываем о случившемся. И мы обычно не виним себя за все сотни тысяч обид (осознанных и неосознанных), которые наносим людям в течении жизни…

Но если человек умер, то тут мы все вспоминаем и нас «накрывает» чувство вины. Причем оно неадекватно реальности, гипертрофировано. Мы виним себя за то, что не смогли предвидеть чего-либо, не могли сказать хорошее, не могли простить раньше и.т.п. В таких случаях мы часто считаем, что наши действия могли бы спасти человека от смерти. Происходит это во многом потому, что мы искренне убеждены, хотя и не признаемся себе в этом – мы можем контролировать вопросы жизни и смерти другого человека. Это говорит в нас наша гордость…

Мы не понимаем, или не хотим понимать, что вопрос смерти не в нашей, а в Божией компетенции. Мы же можем нести ответственность только за свой выбор , который делается исходя из имеющейся у нас на этот момент информации, а также существующих возможностей.

Проиллюстрируем это метафорой. Представим себе такую ситуацию: мы с вами играем в футбол в одной команде. Один из игроков нашей команды получив мяч, ошибся, и передал неверно пас. Мяч попал к противнику, и… он забил в наши ворота гол.

Будем ли мы обвинять игрока нашей команды, которому дали пас? Если бы он не тренировался до этого и намеренно отдал пас другой команде – тогда, да, можно было бы его обвинять… Но это не так, и его неточный пас был непреднамеренной ошибкой, ведь все мы иногда ошибаемся. И никому не придет в голову ругаться с ним, выяснять, «как же он мог так поступить».

Или, например, наш вратарь. Он же тоже пропустил мяч в наши ворота! Может и его обвинить? Нет, мы понимаем, что он сделал в тот момент то, что мог. Мы понимаем, что он не может поймать все мячи, летящие в сторону наших ворот! Это невозможно, потому что он не футбольное совершенство, а такой же человек, как и мы. Он не имеет сверхъестественной возможности влиять на исход всего матча… И если искать виновного, то не он один в этом голе виноват. Он как может, так и ловит. Если вратарь пропустил гол, то можно сказать, что и команда плохо играла, плохо защищала ворота. Этот гол зависел от огромной массы факторов: сила и подготовленность команды противника, степень подготовленности нашей команды в целом, наша воля к победе, командный дух, состояние поля и.т.п., а не только от игры конкретного футболиста.

А теперь представьте, что вы были этим вратарем. Стали бы вы в этой ситуации винить себя, считая, что несете персональную ответственность за этот гол? Нет, конечно. И нападающий, который забил гол в чужие ворота, в свою очередь, не может полностью приписать этот гол только своей хорошей игре. Это заслуга всей его команды .

Но это футбол. А жизнь?… Жизнь гораздо сложнее. И в ней тем более никто не может предусмотреть все нюансы, которые могут возникнуть. Любой случай — это задача со слишком многими неизвестными. И если жена попросила мужа съездить за картошкой, и по дороге произошла авария, то это совсем не значит, что здесь есть ее непосредственная вина. Потому что он мог и не поехать за картошкой, а выйти во двор, и случилось бы то же самое, но только в другом виде… Мы все сильны задним умом в поисках собственной вины. И это нам мешает смотреть на вещи трезво.

— Часто люди начинают винить в смерти близких и других людей, а не только себя…

— Да, это бывает еще чаще, чем самообвинения. Мы можем обвинять в смерти людей, которые тоже не хотели того, что случилось, но их поступки, по нашему мнению, привели к смерти, прямо или косвенно. Обычно в категорию таких виновных попадают близкие родственники, друзья покойного, врачи, сослуживцы.

С такими обвинениями тоже надо быть крайне осторожными. А еще лучше их оставить вовсе (конечно, это не относится к случаю умышленного убийства).

Не стоит судить. Ведь в этом случае, по сравнению с ситуацией самообвинения, мы знаем еще меньше тех деталей, которые просто необходимо достоверно знать, чтобы выдвигать какие-то обвинения против этих людей. Или даже просто подозревать их причастность. Возвращаясь к нашей метафоре с футболом, можно провести аналогию: обвинять других — все равно, что обвинять того же вратаря в том, что гол пропущен (факт налицо), но при этом не учитывать того многообразия факторов, благодаря которым он стал возможен. Даже когда связь между действиями другого человека и смертью близкого представляется нам вполне прямой и очевидной, мы не должны никого обвинять. Мы же не можем знать точно, насколько этот другой человек хотел того, что случилось, насколько он мог просчитать последствия своих шагов, которые, на наш взгляд, привели к печальному итогу.

— А что вы можете сказать о ситуации, когда родственники видели, что их близкому плохо морально, но по собственному невежеству не предприняли никаких действий, не сводили к врачу, психологу не привели в церковь? И потом уже, после случившегося, люди начинают себя винить в том, что допустили самоубийство близкого человека…

— Они допустили это потому, что не знали, как себя вести в данной ситуации, не до конца понимали, к чему может привести эта ситуация. Если бы точно знали и не помогли – это другой вопрос. Но когда человек не знает, что делать, не знает что может случиться, не знает, по каким именно причинам это произойдет, то неправомерно обвинять его в бездействии. Разумеется, когда потом все вскрывается и становится ясна причина, то начинают думать: «Ах, как же я до этого не додумался. Это же элементарно!» А потому и не додумался, что ты несовершенен. Возможно, Бог не дал тебе додуматься до этого в данном случае, потому что это был Его промысел…

Человек не может отвечать за трагическое происшествие, оказавшееся последним в некоторой цепочке событий, только потому, что некий его поступок в этой цепочке предшествовал трагедии. То, что он предшествовал – не значит, что он был определяющим фактором.

— А за что же мы тогда должны отвечать?

— Бог каждому из нас дал право выбора . Прежде, чем совершить любой поступок, мы делаем выбор: пойти или не пойти, решиться или отложить и т.п. И выбор, естественно, определяется нашими жизненными принципами и той информацией, которая доступна на момент принятия решения. Если мы знаем, что у человека больное сердце – у нас есть выбор: вызывать скорую или нет. Если мы достоверно знаем о болезни, можем точно сделать прогноз, то, скорее всего, позвоним. А если мы не знаем, что с ним такое, то можем растеряться, можем не придать этому необходимого значения и не позвонить. Конечно, потом все выяснится. После чего, если человек останется жить, а мы вызывали ему врача, то мы будем приписывать заслугу спасения жизни себе; если же человек умрет, а мы врача не вызывали, потому что не знали, что делать – то будем брать на себя вину. И то и другое неправильно. Мы должны понимать, что несем ответственность только за наш сознательный выбор, с учетом имеющейся на момент принятия решения информации.

— А в чем заключается этот выбор? Могли бы вы привести пример такого выбора?

— Например, мы знаем, что посылаем человека на верную смерть. У нас есть выбор : посылать или нет. Причем мы обладаем информацией, достаточной, чтобы сделать вывод о почти неизбежном смертельном исходе. Вот именно за этот выбор мы и должны отвечать.

Если же на момент выбора у нас не было информации о том, что наше действие может привести к такому финалу, то мы не можем нести за этот финал полную ответственность. Это не должно довлеть над нами непомерным грузом…

Мы сами простим трехлетнего ребенка, который, заигравшись в огороде с собакой, случайно забежал на грядку и потоптал клубнику. Мы понимаем, что он маленький, не мог предвидеть последствий, да еще и заигрался. Но мы точно накажем трехлетнего ребенка, если после предупреждения о том, что ходить по грядкам нельзя, он сделает осознанный выбор и потопчет клубнику. Кажется, результат одинаков: клубника потоптана ребенком. Но ситуации совершенно различны. Одна ситуация – пример осознанного выбора, осознанного непослушания. Другая – пример непредвиденных последствий вполне допустимых поступков.

Возвращаясь к вышеупомянутому случаю с картошкой. Понятно, чего хотела жена — чтобы муж поехал за картошкой. И в этом нет ничего плохого . Муж уже много раз ездил за этой картошкой. Выбор жены – попросить мужа съездить за картошкой – вполне понятен, и мы не можем дать ему негативную оценку.

Все, что случилось дальше – промысел Божий. Человек не может так далеко прогнозировать. Конечно, если бы она знала, что посылает мужа за картошкой, а по дороге в его машину въедет КАМАЗ, но при этом не отменила бы своей просьбы, то да, она была бы виновата… Но она не могла этого знать. Это гораздо выше человеческих сил.

Еще раз скажу, что мы все крепки задним умом. И все виним себя за то, что не смогли чего-либо предвидеть. Надо в таком случае подумать о том, что человек — не суперкомпьютер, который может настолько далеко все просчитать. Да, ты должен сделать выводы на будущее. И должен знать, что в будущем такое может повториться. И возможно, ты уже будешь знать, как поступить. А возможно и нет – как в ситуации с картошкой. Автокатастрофа может произойти еще раз, и мы опять будем бессильны что-либо изменить.

Четко сказать, что будет, никто не может, так как будущее нам неизвестно, и все мироздание, сложнейшие взаимодействия людских судеб, цепочки событий, которые мы не в силах прогнозировать, понять невозможно. Все – в руках Божьих. Есть такой принцип: «Делай, что должен, и будь, что будет». Первая часть этого высказывания («Делай, что должен») говорит о том, что в наших силах принимать верные решения, с учетом имеющейся информации, и нести ответственность за них и за их прямые последствия. Вторая часть («Будь что будет») напоминает: то, что будет происходить дальше, то, как отреагируют другие люди на наши поступки, и какая ситуация сложится в итоге – результат сложного взаимодействия многих факторов, и это не в нашей власти. Поэтому нести полную ответственность за этот результат мы не можем. Нам остается принять его со смирением , как волю Божию.

— Часто приходится слышать про волю Божию, но как понять, в чем она проявляется и как действует?

— На эти вопросы есть подробные объяснения у Святых отцов Церкви. Их нетрудно найти.

Мне очень понравилось рассуждение на эту тему одного мудрого игумена (доктора физико-математических наук). Он привел такую метафору: Мы толкаем по полу один шарик. При этом зная трение, силу толчка, инерцию, можем очень точно рассчитать, в каком месте он остановится. Это описывается довольно несложной формулой. Рядом с нами другой человек может взять еще один шарик и, имея те же данные, тоже толкнуть его. И он тоже будет точно знать, где его шарик остановится… И вот мы толкаем каждый свой шар, и ждем когда они остановятся в рассчитанном нами месте…. Но они столкнулись! Оказывается, мы не учли угол, под которым может произойти столкновение. До него мы могли точно прогнозировать результат. Но столкновение разбило в пух и прах все наши расчеты. Потому что углы, под которыми шарики наталкиваются или не наталкиваются друг на друга, не в нашей власти, а во власти случая.

Хотя говорить о власти случая не вполне правомерно. Ведь все так называемые случайности – неслучайны, в них проявляется непостижимый для нас Промысел Божий . Именно от Бога зависят все «случайности». Мы не можем рассчитать углы столкновения шаров; кто, когда и где внесет коррективы в наши планы в дальнейшем, мы тоже не можем знать. И мы не можем за это нести ответственность.

— Получается, что все зависит от Бога?

— Да, конечно. Все зависит от Него, кроме нашего выбора . Как писал святитель Феофан Затворник, наставляя свою духовную дочь: «Всесовершенно возложите себя на руки Божии, ни о чем не заботясь, а всякий случай принимая спокойно, как Богом нарочито для вас устрояемый, приятен ли он или неприятен. Забота ваша должна состоять только в том, чтобы во всяком случае поступать по заповеди Божией». То есть те обстоятельства жизни, которые от нас не зависят, мы принимаем – с мудростью, без уныния; а все свои силы мы должны обратить на то, чтобы в этих обстоятельствах и с учетом имеющейся информации сделать верный выбор.

Можно сказать, что Бог, как заботливый и обучающий нас Отец, постоянно ставит нас перед выбором, постоянно дает нам решать эту задачу. А вот насколько правильно мы ее решаем, зависит от нас. И Он с уважением относится к нашему сознательному решению. Но и ответственность за наши сознательные решения Он полностью передает нам.

— Но бывает сознательно сделанный неправильный выбор…

— Да, такое часто бывает. От злости, например. Человек вместо того, чтобы простить, выплескивает свою злость на близкого… Например, пришел муж домой сильно нетрезвым. По-человечески его надо бы простить, отношения не выяснять, пока он в таком состоянии, а наутро поговорить спокойно. Нет, жена говорит: «Езжай к своей матери, видеть тебя не хочу!». А по дороге его убивают…

Конечно, нельзя было предвидеть, что так все обернется. Но поступок жены – не пустить мужа домой – сам по себе нехороший по отношению к мужу. А попросить прощения, чем-то загладить свой поступок уже нельзя, так как человек погиб. Да, в таком случае начинается самоедство. Нередко люди винят себя всю оставшуюся жизнь.

Но тут возникает принципиальный вопрос : верим ли мы в существование души и ее бессмертие?

Предположим, не верим. А если души нет, значит и винить себя нечего. Ну, нет человека и нет. Ему уже совершенно все равно, так как его уже просто нет. Не все равно нам, так как мы в лице этого человека лишились, возможно, друга, помощника, какой-то поддержки в жизни. Нам одиноко, а ему-то уже никак. Поэтому чувства вины перед ним у нас и быть не должно.

А если мы понимаем, что душа есть (а она, конечно, есть), то вместо этих самообвинений, самокопаний и бесконечных сожалений (теперь-то что говорить, как надо было поступить?) – стоит пойти и покаяться , попросить прощения у Бога за свой проступок! Да, можно кидаться на крышку гроба, посыпать голову пеплом, говорить всем, «как же подло я поступил». Но этот путь не принесет утешения. А есть путь, который действительно приносит утешение: покаяние . Через покаяние мы станем ближе к Богу. Молитва об усопшем станет сильнее, и этим мы окажем ему реальную помощь, сможем хоть как-то исправить то зло, которое мы ему причинили. И душе усопшего, и нашей душе станет спокойнее.

Вот адаптивный механизм переживания ситуации . Не сожалеть бесконечно о том, что ситуация изменилась, и прежнего не вернуть (человека не воскресить), а принять новую ситуацию и адаптироваться к ней, найти наилучший как для себя, так и для души усопшего вариант поведения.

— А если человек желал близкому добра, а обернулось все злом? И вот он поневоле начинает думать: не зря говорят люди: «Не делай добра - не получишь зла»…

– Например, я подарил другу ценную вещь, он меня очень просил об этом. Доброе дело? Доброе. Я своим благом пожертвовал, другу дал. А его за эту вещь убили. И я начинаю себя винить: если бы я не дал другу этой вещи, то он был бы жив. И в данном случае, может быть, так и было бы…

Но возьмем другой пример: человек попросил у меня эту вещь, а я ему ее не дал. И по идее его должны были убить, но не убили, потому что вещи этой у него не было. А не было, потому что Я ему НЕ дал.

Должен ли я в этом случае награду получить? Я же человека спас , я ему не дал той вещи, за которую его могли убить!

А в первом случае я виню себя в том, что человека убил , потому что дал ему вещь, хотя мог не дать, пожадничать, и спасти его.

Это же совершенно дикий подход. Все с ног на голову перевернуто. Мы виним себя за то, что сделали доброе дело, по любви к другу, и хвалим себя за то, что поступили плохо, не проявили любовь.

А почему мы, казалось бы, рассуждали логично, а вывод получили абсолютно неверный, и даже противоположный верному? А потому, что в наших рассуждениях мы делали акцент не на наш осознанный выбор, а на ту итоговую ситуацию, которая явилась результатом огромного количества факторов и зависела на самом деле не от нас.

И для нашей души в призме вечности имеет значение не итоговый результат в целом, а именно наш сознательный выбор в сторону добра или зла. Это и только это отражает способность нашей души любить . А Бог есть Любовь, и быть причастным Ему может только человек, умеющий любить. И на суде Божием сами наши поступки будут свидетельствовать или за нас, или против нас, именно на наш выбор будет смотреть Бог…

Да, кажется, что какой-то наш выбор привел в итоге к смерти человека. Но мы опять забываем, что все в руках Божьих. Мы хотели добро сделать? Конечно! И мы приложили все усилия, чтобы поступить с человеком по любви. А то, что произошло потом – зависело совершенно не от нас.

А если мы могли добро сделать, но не сделали, то это, безусловно, чисто негативный поступок, потому что именно мы не помогли этому человеку. Мы отвечаем только за свой выбор. Причем, как мы уже говорили, за выбор в условиях ограниченной информации (мы не можем знать всех обстоятельств). Вот зона той ответственности , которую мы несем.

Большой грех брать на себя ответственность за то, над чем мы не властны – таким образом мы пытаемся взять на себя функции Бога. То есть мы думаем, что могли бы что-то глобально изменить, предвидеть результат! Но как мы могли предвидеть? Столько факторов влияют на конечный результат!

Это все равно, что я сяду с чемпионом мира по шахматам играть в шахматы. Он мне раз – и мат почти сразу поставил. А в конце проигранной игры я буду себя обвинять: а вот мог бы и предвидеть, что он это сделает! Мог бы предвидеть, как дальше игра пойдет, как он будет ходить. Может быть, и можно выиграть игру у чемпиона мира, если прокрутить все назад и расставить шахматы по своим местам заново. И вот, зная, как он пойдет, я мог бы все поменять… Но дело в том, что я – не чемпион мира. И я не могу предвидеть, как он будет ходить, потому что он гораздо лучше меня играет в шахматы. На то он и чемпион мира.

И вот эту нашу ограниченность, наше несовершенство надо понимать, чтобы не жить прошлым, не винить себя за то, над чем ты не властен, и не заниматься самоедством.

— А что делать той женщине, которая выгнала своего пьяного мужа, и потом он погиб? Как поступить в подобной ситуации?

— Ей нужно покаяться. Но она должна ясно понять: отвечает она не за то, что ее мужа убили (она же его не убивала!), а за то, что она поступила с ним немилосердно, жестоко, не по любви. Вот именно в том, что она так поступила, не по-христиански, она и должна покаяться перед Богом.

Необходимо понимать, что в первую очередь душе этой женщины, а не душе умершего важно покаяние. Ведь проступок очевиден, и тяжесть на душе – от этого поступка. И именно ей важно получить прощение за этот жестокий шаг. И хотя муж уже не может простить ее, потому что он ушел в иной мир, получения прощения от Бога в данной ситуации вполне достаточно. Поэтому не стоить месяцами лить слезы и впадать в депрессию, нужно пойти к Богу и принести покаяние в тех поступках, совершая которые, мы сделали неверный выбор (об этом мы говорили выше) по отношению к умершему.

А душе мужа теперь важно не то, плачет жена или нет, а то, будет ли жена за него молиться, будет ли творить дела милосердия ради спасения его души. Это самое главное , чем мы можем и должны помочь нашим умершим близким.

— А что людям мешает простить себя? Ведь многим очень сложно простить себя за тот или иной поступок…

– Простить себя… это было бы слишком просто. Человек сам себя простить, сам себя оправдать не может. Конечно, мы часто так пытаемся делать, но это не приносит облегчения. Мы сто раз в день можем сказать себе, что мы себя прощаем, но результата не достигнем. И все это знают по себе. Почему? Потому что совесть, которая является голосом нашей души, продолжает нас обличать. Мы сами не можем простить себя потому, что душа наша не примет этого прощения, все равно будет мучить, напоминать. Мы можем, конечно, заглушить голос совести на некоторое время – вином, загулом, делами. Мы можем оттеснить этот голос совести в глубины подсознания, но потом этот голос все равно прорвется. По-настоящему простить и успокоить нашу душу может только Бог… Именно для этого и существует покаяние!

— А что такое совесть? Почему она может заставлять нас так страдать?

— Святые отцы говорили: совесть – голос Божий. Как пишет святитель Феофан, «У нас есть неусыпный страж – совесть. Что худо сделано, она никак не пропустит; и как вы ей не толкуйте, что то ничего, а это сойдет, она не перестанет твердить свое: что худо, то худо… Совесть всегда есть наш нравственный рычаг».

Поэтому она нас постоянно и будит, постоянно дает какие-то сигналы. Только мы ее чаще всего воспринимаем как нечто, мешающее нам. «Вот что-то душу гложет, мучает, никак не перестанет…. Сколько можно!», — думаем мы. А в критические моменты совесть прямо говорит: «Иди покайся, ты совершил грех». И грех не в том, что, как в нашем примере, жена попросила мужа съездить за картошкой. Нет, есть конкретные грехи перед этим человеком: когда-то мы потребительски отнеслись к нему, немилосердно с ним поступили, слово грубое сказали, унизили, не поддержали в трудный момент. Это у всех бывает, к сожалению, в большей или меньшей степени, и с этим нужно бороться. Как? Покаянием, исправлением своей жизни.

Причем если человек умер, это не значит, что исправляться, становиться добрее, терпимее – уже поздно. Ведь у нас есть и другие близкие люди. Мы можем извлечь урок из наших проступков, научиться проявлять больше любви к людям, а если виноваты перед ними – просить прощения, пока человек еще с нами, пока еще не ушел…

А что касается нашей вины перед умершим: если мы покаемся в своих неверных шагах, то будем прощены Богом, получим несказанное облегчение душевное, сможем жить дальше с очищенной совестью. (Но покаяние должно быть искренним…) Говоря проще, после искреннего покаяния совесть (голос Божий) успокаивается.

А если не покаемся, то этот груз постоянно будет с нами, груз наших ошибок, нашей вины. И к сожалению, несмотря на то, что есть вполне проверенные временем и людьми алгоритмы, как надо действовать в данных ситуациях, как облегчить душу – несмотря ни на что, люди большей частью ими не пользуются. Не идут к Богу, не приносят покаяние.

Большинство людей, не зная как заглушить этот голос Божий, пытается найти свой выход: начинают себя винить, занимаются самоедством, некоторые даже впадают в полное отчаяние и пытаются покончить с жизнью. Другие наоборот, «уходят в загул», начинают вести такой образ жизни, чтобы некогда было подумать, чтобы некогда было посмотреть на себя трезво… Заглушают голос совести чем угодно: водкой, наркотиками, необузданными развлечениями. Когда в редкие моменты совесть дает-таки о себе знать, она подсказывает: «Я был несправедлив к этому человеку, я должен хоть как-то это исправить. Пусть его уже нет, но ведь есть же, наверное, какой-то способ загладить свою вину перед ним, что-то сделать для него». И этот способ есть – это покаяние и молитва за душу усопшего, как мы говорили выше. Но идти в храм, к Богу – это же тяжело, нужно себя ломать, пересиливать. Легче «напиться и забыться»…

— Я сама потеряла близкого человека, поэтому хорошо понимаю, что это такое. Да, зачастую у людей отсутствует элементарное понимание, как себя вести в данной ситуации, куда бежать за помощью. Но что делать, если просто нет сил, нет сил даже подняться с кровати от боли? И это боль не только на душевном, но и на физическом уровне…

– Да, кажется, что сил нет ни на что, и кроме боли ничего не чувствуешь. Но на самом деле, это не есть отсутствие сил… Данную ситуацию можно сравнить с занятиями на велотренажере. Мы крутим педали, нам тяжело, но мы никуда не едем. Движения – ноль. Но силы уходят. Вот и все душевные переживания, когда они направлены не туда, можно уподобить работе вхолостую. И боль не проходит, и никакого движения вперед нет, и сил уже не остается. Просто прокручиваются колеса.

И так может проходить год за годом, пока человек не поймет, что велосипед не едет, и если ничего не изменить, то он не поедет никогда. То есть если мы не поймем чего-то важного, то мы никогда не сможем по-настоящему примириться со смертью близкого, не сможем жить (а не существовать).

Чаще всего нас беспокоит то, чего мы не успели сделать по отношению к близкому человеку, которого больше нет рядом. Недодали любви, не попросили прощения за свои обидные поступки. Все мы, как правило, чувствуем, что чем-то обязаны умершему. Но – кому же теперь отдавать?? Этот-то вопрос и приводит нас в шок, повергает в депрессию. Мы не понимаем, что же нам теперь делать. Мы не ориентируемся в ситуации, и поэтому начинаем паниковать и впадать в отчаяние. Раньше, когда человек был жив, мы понимали, как вести себя с ним; теперь же все изменилось, и мы себя чувствуем беспомощными, как слепые котята… Появляется масса чувств (агрессия, отчаяние, всепоглощающее чувство вины), которые изматывают человека и физически, и психологически, и духовно. Это как раз то, о чем Вы говорили.

— Что же нам необходимо понять, чтобы наша душевная работа не проходила вхолостую? На что надо направить свои силы?

А надо понять, что человек, которого с нами нет, теперь – с Богом. И любая связь с ушедшим может осуществляться только через Бога. Отдай Богу и таким образом получит этот человек; проси прощения у Бога и таким образом прощен будешь своим близким.

Молись за этого человека - и ты ему додашь то, что ему сейчас больше всего нужно. Ты ему должен денег? Но ему не нужны сейчас твои деньги! Ему гораздо важнее твоя молитва! Отдай его душе то, что ей необходимо, в чем она так нуждается.

Точно так же и в ситуации смерти: зачем душе умершего все наши причитания, слезы, роскошные венки на кладбище, мраморные памятники, дорогие поминки, трогательные речи и тому подобное? Все это нам, живым, нужно. А его душе важнее всего наши молитвы, милостыня и дела милосердия.

Мы не отдали денег, которые брали в долг у усопшего? Отдадим их бедным или потратим их на какие-то богоугодные дела. Этим самым мы действительно с пользой вернем их душе усопшего. Нет денег? Пожалуйста, есть милосердие. Если человек много для нас сделал, вкладывал время и силы – мы все можем отдать ему. Это обычно, кстати, бывает, когда родители умирают. Они много для нас сделали, и мы прекрасно это понимаем. Они много в нас вложили, а мы теперь не можем отдать. Пожалуйста – можно отдать детям, бедным, больным, старикам. Помочь им своим вниманием, уделить им часть своего личного времени. Можно проявлять бОльшую любовь и к своим детям, больше уделять внимания их духовному воспитанию.

Таким образом мы отдадим долг душе усопшего – именно той самой валютой, которую душа усопшего может принять. И вот тогда не будет этого состояния физического и душевного изнеможения и опустошения. Потому что будет реальное движение вперед, а не просто прокручивание колес на велотренажере.

— Я почти уверена, что у многих, кто теряет близких, элементарно не хватает знаний, куда обращаться, что делать.

— Ну, это же все от нашей культуры идет. На протяжении веков были такие знания, и ими успешно пользовались, а сейчас мы их все отшвыриваем, как грязное белье. Предпочитаем плыть по течению… и заливать горе алкоголем.

Но тут опять же надо определиться. Если душа есть – это один вопрос, а если души нет – совершенно другой. Если души нет, то не надо и переживать, как мы уже говорили. Бессмысленно переживать за кого-то, кого уже нет…

Другое дело, если душа есть. Раз она есть – то понятно, что нужно делать все для нее… А не для себя. Боль душевная, как и физическая – вообще нужна человеку. Боль души в психологии называется психалгией. Это сигнал, что что-то не в порядке с нашей душой.

— И что же с ней делать? Ведь это очень мучительно!

— А что мы делаем, когда у нас болит зуб? Ну, день мы можем терпеть боль, обезболивающее принять можем, чтобы ее заглушить. Но проходит время, и мы все-таки понимаем, что зуб-то надо лечить, ведь боль возникла неспроста!

И можно тоже сказать, что эта боль отняла у нас все силы, потому что как любая боль она изматывает. Но нам очевидно, что эта боль будет до тех пор, пока мы не обратимся к врачу. Вот когда мы пойдем все-таки к врачу, тогда нам, скорее всего, зуб вылечат. И боль пройдет, так как устранится причина боли.

Душевная боль – несколько иная боль. И врач в данном случае – не стоматолог, а Бог. (Иногда какая-то помощь приходит от психолога. Но это не основная помощь. Основная – от Бога.) Веками существовал правильный алгоритм: умер человек – в первую очередь надо идти в церковь, помогать душе умершего, а не накачивать себя отчаянием. В первую очередь надо думать не о себе, что нам плохо, а об усопшем – что ему нужны наши молитвы. И вот когда начинаем молиться, творить дела милосердия, то и у нас самих силы появляются, и боль наша действительно ослабевает. Это проверено тысячелетней практикой… Если же мы будем отвергать этот путь к выздоровлению, то мы так и будем вариться в этой боли год-два-три…

Зачем же нам это надо??? Душе усопшего мы при этом не поможем, а себе тем более не поможем, а даже и повредим.

Если сказать совсем кратко, то надо осознать потерю и начинать движение, лечение. И больше думать не о себе и своей потере, а о душе умершего.

— А как можно хоть чем-то помочь человеку, переживающему потерю близкого? Если это произошло не с нами – чем мы можем утешить, поддержать?

Друзья могут поддержать в житейском плане, взять на себя бремя каких-то расходов, трудов, организационную часть похорон, присмотреть за детьми (пока родители в тяжелом душевном состоянии), чтобы человек мог собственной душе больше внимания уделить, и через это хоть немного утешиться.

Можно просто слушать человека, дать ему выговориться. Нельзя оставлять человека один на один с бедой, особенно в первые дни. Один в своем горе – это законсервированное состояние, когда нет возможности ни с кем поговорить, посмотреть на ситуацию со стороны…

Надо просто сидеть и слушать человека. Это не очень приятно. Человек выплескивает свою боль, свое горе. И рядом при этом находиться – значит принимать в себя эти горе и боль, разделять их. И, конечно, большинству из нас, гедонистов, это неприятно. Нам же хочется весело жить, наслаждаться, не задумываться, а если и говорить о чем-то, так посплетничать, пообсуждать. А тут такая боль!!… Но если мы действительно хотим человеку помочь, то по любви к нему должны чем-то пожертвовать. В данном случае – состоянием собственной стабильности, своим душевным покоем. Недаром говорят: разделенное горе – это полгоря. То есть когда делят горе между тем, кто говорит, и тем, кто слушает, сопереживает, то боль немного уменьшается. Таким образом, друг берет часть горя на себя. Это тяжело, но если мы сильные люди, если мы искренне хотим помочь, то мы должны терпеливо слушать.