Меню
Бесплатно
Главная  /  Растения  /  Махараль из праги. Что означает «Ребе»

Махараль из праги. Что означает «Ребе»

Кварталу Праги . Приведение великана ищет могилу своего создателя, а может просто успокоение или хочет рассказать всю правду своего создания испуганным прохожим.

Местом обитания Голема называют Старо-Новую синагогу. По поверью, ее стены почернели в тот день, когда пал Иерусалим. Их чернота священна: у того, кто осмелится поцарапать стену, отсохнет рука. Стены вновь побелеют и засверкают в тот день, когда придет Мессия.

Мистическое и загадочное действо сопровождало появление на свет Голема: ночь , берег Влтавы , факела, чтение псалмов. Раввин при помощи двух помощников воссоздал три стихии – огонь, воду, воздух. А все вместе они из четвертой стихии – земли – создали, вылепив из глины, искусственного человека, кожа которого покрылась коричневатым оттенком, на ней возникли волоски, а на пальцах – ногти.

Ребе Лев вложил в его уста начертанное на пергаменте имя бога (шем). И ожил Голем. Так живо и красочно воспроизводится момент рождения будущего героя, предназначенного для выполнения прекрасной цели.

Интересно, что при своем появлении на свет он был небольшого роста, но при этом обладал необычайной силой. Одетое, как все люди, ничем не выделяемое из толпы, это рукотворное человеческое подобие не имело души, не говорило, но именно оно стало защитником евреев , избавив их от преследований. И все успокоилось в Праге , улеглись антисемитские волнения.

Долгие годы мирно и неспешно течет жизнь в еврейском городке. Она требует ежедневных, но совершенно других забот. И Голем готов выполнять любые приказания своего хозяина то ли потому, что еще при рождении был дан ему такой приказ, то ли просто ему некуда было деваться, то ли еще по каким-то неведомым никому причинам.

Предания описывают Голема как «человекоподобное существо выше животного, но ниже черта».

Как было на самом деле, никто не скажет теперь, но дошедшие до нас свидетельства гласят: забыл ребе Лев в один из дней перед шаббатом дать Голему очередное задание – стоять на страже, а может просто не вынул шем из его рта. И от того, что о нем забыли (а, может быть, был и какой-то другой повод), разгневался глиняный человек и начал крушить все на своем пути.

Взбунтовавшегося монстра раввин Лев легко усмирил, вытянувши изо рта шем. А многие исследователи считают, что именно этот эпизод послужил причиной, по которой создатели решили избавиться от Голема - слишком уж опасным стало для самих евреев это неуправляемое чудовище.

Расходятся сюжетные линии рассказов о Големе, когда повествование касается его последних мгновений жизни. Но весь процесс, казавшийся таким прекрасным и таинственным при оживлении Голема, повторился при его умерщвлении (с теми же участниками), но в обратной последовательности и не на берегу вольно бегущей реки, и не под звездным небесным шатром, а на чердаке Староновой синагоги.

Голем обладает сверхчеловеческой физической силой, не горит в огне, не тонет в воде, не подвержен ни мечу, ни болезням и, в случае необходимости, может стать невидимкой. На десять локтей над землей и на десять локтей под землей для него нет ничего ни сокрытого, ни невозможного для постижения.

Участники этих событий не только никогда больше не поднимались к месту «казни», но и другим запретили приближаться к нему. Насколько же был силен такой запрет, если до начала XX века никому даже в голову не пришла мысль его нарушить?! Хотя многие не верили в смерть глиняного человека. Когда же вездесущий чешский журналист Эрон Эрвин Киш в 1920 году добрались до чердака, его любопытство ничем не было вознаграждено, там он обнаружил только старый мусор.

Тем не менее, предание еще живет в народной памяти, люди верят в существование глиняного человека и рассказывают туристам, что каждые 33 года Голлема можно увидеть в еврейской части Праги . Внезапно появившись, он разгуливает по улицам и также же внезапно, затем исчезает прямо на глазах у прохожих. И сегодня бродят еще по пражским улочкам чудаки и романтики в надежде встретить Голема…

Был ли такой человек или это только миф, однако легенда о существовании монстра-защитника, который восстал против своего создателя, прочно вошла в пражскую мифологию, и Голему даже установили памятник на аллее Короля Марцинковского в Познани.

Иегуда Лива (Лёв) бен Бецале́ль (а ещё его называют Махаралем из Праги) (1512-1609) — знаменитый раввин и знаток еврейского Закона, мыслитель и учёный. Он изучал и светские науки, особенно был продвинут в математике. По преданию, именно он создал первого искусственного человека - .

Десять фактов о Махарале из Праги


1. Иегуда родился в 1512 году в городе Познани, в семье прославленных раввинов. Его дядя Яков был главным раввином Священной Римской империи. Согласно семейному преданию, р. Иегуда был потомком самого царя Давида.
Бецалель, отец Иегуды, дал своим детям хорошее еврейское образование. Поэтому все его сыновья стали известными раввинами.

2. В те времена у европейских евреев было принято называть детей двумя именами: ивритским и соответствующим ему идишским или немецким. Например, многих евреев звали Дов-Бер - т.е. «медведь» на иврите и идише, или Цви-Гирш, «олень». Иегуда тоже получил второе имя Лёв, от немецкого Löwe (Лёв) - поскольку Лев был символом колена Иегуды, из которого, по преданию, происходит род Бецалелей.

3. Повзрослев, р. Иегуда задумался о женитьбе. Его невестой стала девушка по имени Перла, дочь богатого торговца Шмуэля Рейха. Незадолго до свадьбы он неожиданно разорился и не смог выплатить обещанного приданого. Это было законным поводом для разрыва помолвки. Однако р. Иегуда согласился подождать, пока Шмуэль поправит свои дела. И действительно, в скором времени фортуна переменилась, и тот вновь разбогател. После чего р. Лёв женился на Перле.

4. Когда в 1584 году скончался главный раввин Праги, Махараль стал одним из кандидатов на эту должность. Однако в последний момент был выбран другой человек. Возможно, это произошло из-за того, что Махараль нередко обличал городских богачей, которые притесняли бедняков, мало платили наёмным работникам и неравномерно распределяли бремя налогов.


5. Лишь в 1588 году р. Иегуда был приглашён возглавить общину Праги. В те времена этот город был одним из интеллектуальных и культурных центров Европы. Здесь находилась резиденция императора Священной Римской империи Рудольфа II, известного покровителя наук и искусств. Император был поражён мудростью пражского раввина и впоследствии нередко беседовал с ним. Кроме того, р. Иегуда подружился со многими учёными, жившими при дворе. Особенно близко он сошёлся со знаменитым астрономом Тихо Браге.

6. Ещё при жизни с именем р. Иегуды было связано множество легенд. Согласно одной из них, однажды во время парада конь, на котором ехал император Рудольф, неожиданно взбесился. Все были в ужасе, но вдруг из толпы вышел раввин и одним словом усмирил разбушевавшееся животное.

7. Самая известная легенда, связанная с именем р. Лёва, - это история о големе, глиняном человеке, которого р. Иегуда слепил и оживил, положив ему в рот записку с непроизносимым именем Всевышнего. Так раввин создал себе слугу, который помогал ему в течение недели. Каждую пятницу Бецалель вынимал записку, и голем «умирал» на всю субботу. Однажды р. Лёв забыл это сделать, и голем, необыкновенно выросший в размерах, начал бегать по городу, угрожая всему живому. Р. Иегуда догнал голема в момент наступления субботы, вырвал у него изо рта магическую записку, и голем превратился в огромную бесформенную массу глины, под которой, согласно одной из версий легенды, и погиб прославленный мудрец.

8. Рабби Лёв был раввином в Старо-новой синагоге. В годы Второй мировой войны практически весь еврейский квартал Праги был разрушен. А синагога уцелела. Среди пражских евреев, переживших Катастрофу, ходили легенды, что голем сам спас свою синагогу.


9. Р. Иегуда - один из немногих раввинов, ставших героями художественной литературы. Ваши родители, да и вы сами наверняка читали роман «Понедельник начинается в субботу», где упоминается средневековый алхимик и маг Лев Бен Бецалель. Как вы уже догадались, этот «волшебник» - р. Иегуда. Вы, должно быть, помните, что есть в этой истории и големы. А ещё - стихотворение «Голем» Хорхе Луис Борхес считал лучшим своим произведением.

10. Р. Иегуда скончался в Праге и был погребён на местном еврейском кладбище. Его могила сохранилась и по сей день. К ней приезжают многочисленные паломники и туристы. Говорят, что праведник спасает от зубной боли и совершает много других чудес. Если будете в Праге, зайдите в еврейский квартал. Там рабби Лёву, прославившему свой город, поставлен замечательный памятник.

, Австро-Венгрия

Лев Михайлович Ребет (псевдоним Кил ; родился 3 марта 1912 года в городе Стрый - убит 12 октября 1957 года , Мюнхен) - украинский публицист и адвокат, один из лидеров Организации украинских националистов .

Биография

Учился в общеобразовательной украинской польской школе, где в 15 лет в 1928 году стал членом УВО и ещё ранее был активистом украинской скаутской организации «Пласт» .

После окончания гимназии окончил факультет права Львовского университета .

В 9.30 на третье утро после прибытия в Мюнхен Сташинский выследил свою жертву. Лев Ребет выходил из трамвая поблизости от места работы. Сташинский с завернутым в газету цилиндром, предохранитель которого был спущен, быстро опередил Ребета. Он стал подниматься по винтовой лестнице. На втором этаже Богдан услышал шаги внизу. Он повернулся и начал спускаться, держась правой стороны, чтобы Ребет прошёл слева. Когда Ребет был на пару ступенек ниже, Сташинский выбросил вперед правую руку и нажал спуск, выпустив струю прямо в лицо писателю. Не замедляя шаг, он продолжал спускаться. Он услышал, как Ребет упал, но не обернулся. Выйдя на улицу, он зашагал в сторону Кёгльмюльбах-канала и выбросил пустой цилиндр в воду.

By John L. Steele, Life , September 7, 1962

См. также

Напишите отзыв о статье "Ребет, Лев Михайлович"

Примечания

Литература

  • Roman Wysocki . Organizacja Ukraińskich Nacjonalistów w Polsce w latach 1929-1939. - Lublin, 2003.
  • Ryszard Torzecki . Polacy i Ukraińcy: Sprawa ukraińska w czasie II wojny światowej na terenie II Rzeczypospolitej. - Warsz. : PWN, 1993.
  • Ryszard Torzecki . Kwestia ukraińska w polityce III Rzeszy, 1933-1945. - Warsz. : KiW, 1972.
  • Ryszard Torzecki . Kwestia ukraińska w Polsce w latach 1923-1929. - Kraków: Wydawnictwo Literackie, 1989.

Отрывок, характеризующий Ребет, Лев Михайлович

Чем далее подвигался он вперед, ближе к неприятелю, тем порядочнее и веселее становился вид войск. Самый сильный беспорядок и уныние были в том обозе перед Цнаймом, который объезжал утром князь Андрей и который был в десяти верстах от французов. В Грунте тоже чувствовалась некоторая тревога и страх чего то. Но чем ближе подъезжал князь Андрей к цепи французов, тем самоувереннее становился вид наших войск. Выстроенные в ряд, стояли в шинелях солдаты, и фельдфебель и ротный рассчитывали людей, тыкая пальцем в грудь крайнему по отделению солдату и приказывая ему поднимать руку; рассыпанные по всему пространству, солдаты тащили дрова и хворост и строили балаганчики, весело смеясь и переговариваясь; у костров сидели одетые и голые, суша рубахи, подвертки или починивая сапоги и шинели, толпились около котлов и кашеваров. В одной роте обед был готов, и солдаты с жадными лицами смотрели на дымившиеся котлы и ждали пробы, которую в деревянной чашке подносил каптенармус офицеру, сидевшему на бревне против своего балагана. В другой, более счастливой роте, так как не у всех была водка, солдаты, толпясь, стояли около рябого широкоплечего фельдфебеля, который, нагибая бочонок, лил в подставляемые поочередно крышки манерок. Солдаты с набожными лицами подносили ко рту манерки, опрокидывали их и, полоща рот и утираясь рукавами шинелей, с повеселевшими лицами отходили от фельдфебеля. Все лица были такие спокойные, как будто всё происходило не в виду неприятеля, перед делом, где должна была остаться на месте, по крайней мере, половина отряда, а как будто где нибудь на родине в ожидании спокойной стоянки. Проехав егерский полк, в рядах киевских гренадеров, молодцоватых людей, занятых теми же мирными делами, князь Андрей недалеко от высокого, отличавшегося от других балагана полкового командира, наехал на фронт взвода гренадер, перед которыми лежал обнаженный человек. Двое солдат держали его, а двое взмахивали гибкие прутья и мерно ударяли по обнаженной спине. Наказываемый неестественно кричал. Толстый майор ходил перед фронтом и, не переставая и не обращая внимания на крик, говорил:
– Солдату позорно красть, солдат должен быть честен, благороден и храбр; а коли у своего брата украл, так в нем чести нет; это мерзавец. Еще, еще!
И всё слышались гибкие удары и отчаянный, но притворный крик.
– Еще, еще, – приговаривал майор.
Молодой офицер, с выражением недоумения и страдания в лице, отошел от наказываемого, оглядываясь вопросительно на проезжавшего адъютанта.
Князь Андрей, выехав в переднюю линию, поехал по фронту. Цепь наша и неприятельская стояли на левом и на правом фланге далеко друг от друга, но в средине, в том месте, где утром проезжали парламентеры, цепи сошлись так близко, что могли видеть лица друг друга и переговариваться между собой. Кроме солдат, занимавших цепь в этом месте, с той и с другой стороны стояло много любопытных, которые, посмеиваясь, разглядывали странных и чуждых для них неприятелей.
С раннего утра, несмотря на запрещение подходить к цепи, начальники не могли отбиться от любопытных. Солдаты, стоявшие в цепи, как люди, показывающие что нибудь редкое, уж не смотрели на французов, а делали свои наблюдения над приходящими и, скучая, дожидались смены. Князь Андрей остановился рассматривать французов.
– Глянь ка, глянь, – говорил один солдат товарищу, указывая на русского мушкатера солдата, который с офицером подошел к цепи и что то часто и горячо говорил с французским гренадером. – Вишь, лопочет как ловко! Аж хранцуз то за ним не поспевает. Ну ка ты, Сидоров!
– Погоди, послушай. Ишь, ловко! – отвечал Сидоров, считавшийся мастером говорить по французски.
Солдат, на которого указывали смеявшиеся, был Долохов. Князь Андрей узнал его и прислушался к его разговору. Долохов, вместе с своим ротным, пришел в цепь с левого фланга, на котором стоял их полк.
– Ну, еще, еще! – подстрекал ротный командир, нагибаясь вперед и стараясь не проронить ни одного непонятного для него слова. – Пожалуйста, почаще. Что он?
Долохов не отвечал ротному; он был вовлечен в горячий спор с французским гренадером. Они говорили, как и должно было быть, о кампании. Француз доказывал, смешивая австрийцев с русскими, что русские сдались и бежали от самого Ульма; Долохов доказывал, что русские не сдавались, а били французов.
– Здесь велят прогнать вас и прогоним, – говорил Долохов.
– Только старайтесь, чтобы вас не забрали со всеми вашими казаками, – сказал гренадер француз.
Зрители и слушатели французы засмеялись.
– Вас заставят плясать, как при Суворове вы плясали (on vous fera danser [вас заставят плясать]), – сказал Долохов.
– Qu"est ce qu"il chante? [Что он там поет?] – сказал один француз.
– De l"histoire ancienne, [Древняя история,] – сказал другой, догадавшись, что дело шло о прежних войнах. – L"Empereur va lui faire voir a votre Souvara, comme aux autres… [Император покажет вашему Сувара, как и другим…]
– Бонапарте… – начал было Долохов, но француз перебил его.
– Нет Бонапарте. Есть император! Sacre nom… [Чорт возьми…] – сердито крикнул он.
– Чорт его дери вашего императора!
И Долохов по русски, грубо, по солдатски обругался и, вскинув ружье, отошел прочь.
– Пойдемте, Иван Лукич, – сказал он ротному.
– Вот так по хранцузски, – заговорили солдаты в цепи. – Ну ка ты, Сидоров!
Сидоров подмигнул и, обращаясь к французам, начал часто, часто лепетать непонятные слова:
– Кари, мала, тафа, сафи, мутер, каска, – лопотал он, стараясь придавать выразительные интонации своему голосу.
– Го, го, го! ха ха, ха, ха! Ух! Ух! – раздался между солдатами грохот такого здорового и веселого хохота, невольно через цепь сообщившегося и французам, что после этого нужно было, казалось, разрядить ружья, взорвать заряды и разойтись поскорее всем по домам.
Но ружья остались заряжены, бойницы в домах и укреплениях так же грозно смотрели вперед и так же, как прежде, остались друг против друга обращенные, снятые с передков пушки.

Объехав всю линию войск от правого до левого фланга, князь Андрей поднялся на ту батарею, с которой, по словам штаб офицера, всё поле было видно. Здесь он слез с лошади и остановился у крайнего из четырех снятых с передков орудий. Впереди орудий ходил часовой артиллерист, вытянувшийся было перед офицером, но по сделанному ему знаку возобновивший свое равномерное, скучливое хождение. Сзади орудий стояли передки, еще сзади коновязь и костры артиллеристов. Налево, недалеко от крайнего орудия, был новый плетеный шалашик, из которого слышались оживленные офицерские голоса.

Лев Ребет (* 3 марта 1912, Стрый, Львовская область – † 1957, Мюнхен) – украинский политический деятель, публицист и адвокат еврейского происхождения, один из лидеров ОУН.
Родился в семье почтового чиновника. С детских лет отличался глубокой религиозностью и преданностью украинской национальной идее. Принимал участие в юношеском движении пластунов. В 15-летнем возрасте, учась в украинской гимназии, стал членом Украинской Военной Организации (УВО) после основания Организации украинских националистов в 1929 г. вступил в ее ряды.
Окончил юридический факультет Львовского университета.
Узник польских тюрем за принадлежность к ОУН.
1934-1938 – проводник краевой экзекутивы ОУН в Западной Украине. После раздела Польши между нацистской Германией и Советским Союзом в сентябре 1939 года Ребет уехал в Краков, там он входил в состав Центральной экзекутивы ОУН и руководил разведкой.
1940-1941 – после раскола ОУН на мельниковскую и бандеровскую фракции поддерживает Степана Бандеру.
С апреля 1941 г. – член ОУНР.
Когда 22 июня 1941 разразился советско-германская война, Ребет в составе бандеровской походной группы отправился во Львов. Вечером 30 июня 1941 в освобожденном от Красной армии Львове было провозглашено восстановление Украинского государства. 5 июля Лев Ребет назначается заместителем Председателя Украинского государственного правления (т.е. Западноукраинского правительства), которое возглавлял Ярослав Стецько, а после ареста последнего одно время исполнял функции Премьера Правления. В тот же день Гитлер приказал Гиммлеру принять репрессий против Украинского государственного правления. Следовательно, 6 июля гестапо арестовало в Кракове Степана Бандеру, 9 июля во Львове – председателя Украинского государственного правления Ярослава Стецько, а 12 июля – членов Правления Дмитрия Яцива, Романа Ильницкого, Владимира Стахова и Льва Ребета. Всех их перевезли в Берлин, и там нацисты течение 2 месяцев следствия требовали от них отозвать Акт восстановления Украинского государства. Поскольку же Бандера, Ребет, Стецько и другие руководители Украинского государственного правления отказались это сделать, нацисты отправили их в концентрационные лагеря – гестаповцы арестовали Ребета в сентябре 1941 года и доставили в краковской тюрьмы, а затем и в концлагерь Аушвиц, где он сидел в заточении до декабря 1944.
Летом 1944 года была образована Украинский Главный Освободительный Совет (УГВР), взявшая руководство повстанческим движением. В состав Президиума Совета была избрана жена Ребета Дария. Тогда же был сформирован и Генеральный Секретариат, есть украинская подпольное правительство. Когда в октябре 1944 года нацисты наконец выпустили Ребета из концлагеря, он по поручению Украинского Главного Освободительного Совета уехал в Мюнхен, чтобы представлять ее в отношениях с западными союзниками.
С 1945 г. в Мюнхене, возглавлял организации ОУНР.
1945-1948 – главный судья Заграничных частей ОУН.
С 1948 г. – становится вместе с Николаем Лебедем, Иваном Бутковский и Мирославом Прокопием одним из руководителей ОУНР, а вскоре – ее председателем.
В 1948 году в бандеровском отломов ОУН произошел первый раскол, когда Лев Ребет и ряд других лидеров выступили против тоталитарных и авторитарных идей, исповедуемых Бандерой, Стецько и другими лидерами. В 1953 году была предпринята попытка примирения, но в феврале 1954 года этот раскол стал окончательным. Бандера и Стецько предложили вернуться к идеологии действующего национализма с его лозунгом «Украина для украинском», а Лев Ребет считал это глупостью. Бандера и Стецько пропагандировала авторитарный стиль, вместо Лев Ребет и его единомышленники отстаивал принятую 1943 новую программу ОУН, главным лозунгом которой было «Свободу народам, свободу человеку!»,
Вследствие многочисленных партийных конфликтов Лев Ребет с декабря 1956 перестает быть членом ОУНР, и вместе со своим соратником и единомышленником Зеновием Матло создает новые руководящие органы Заграничных частей ОУН. Учитывая наличие двух проводников сторонников этого крыла ОУН – так называемого ОУНЗ – назвали "двийкари".
Находясь в эмиграции, Ребет занимается научной и публицистической деятельностью. Он был сотрудником газет «Украинская трибуна», «Время» и «Современная Украина».
1949 – защитил докторскую диссертацию на тему «Государство и нация».
С 1952 г. – доцент, а с 1954 г. – профессор государственного права Украинского свободного университета.
С 1955 г. – главный редактор общественно-политического журнала «Украинская самостийник».
Автор многих трудов по теории и истории украинской нации, в частности, «Теория нации», «Государство и нация», «Формирование украинской нации», «Света и тени ОУН», «Происхождение украинский, русских и белорусов в свете современных советских теорий».
Ребет категорически отвергал тезис «Украина для украинском», утверждая, что «украинский народ, будучи в Восточной Европе народом с старейшей земледельческой культурой, имеет данные быть также глашатаем передовых идей человечества на тех пространствах. Украина может и должна стать образцом политической культуры для всего окружения и вместо тирании, столетиями на Востоке представляла российская – белая и красная – империя, показать образец современного демократического государства, где свобода и достоинство человека не пустой звук ».
Ребет был убежден в создании независимого демократического Украинского государства, что никак не вписывалось в видение советских коммунистических идеологов. Исследуя процессы формирования украинской нации, Ребет настаивал, что она может быть сформирована только в независимой Украине. Только «самостоятельное государство является наиболее подходящей для развития этнической общности».
Концепция Ребета, по которой «теория народного суверенитета породила насквозь стихийное движение, много народов, а также этнических групп, поднял до уровня наций», и проектирование ее на украинский народ, выбивалась из советской идеологии и была признана коммунистической верхушкой опасной, поэтому и был отдан приказ на его уничтожение.
Власти СССР неоднократно требовала выдачи деятелей ОУН и УПА, в том числе и Ребета, за якобы сотрудничество с фашистами. Именно как ведущий теоретик и идеолог национализма Ребет и привлек к себе внимание советской госбезопасности и КГБ выделило его в число одного из наиболее опасных деятелей, об этом свидетельствует то, что против него был устроен атентат. В первой половине 1950-х годов его несколько раз безуспешно пытались похитить, но в конце концов было принято решение его уничтожить.
Лев Ребет был убит агентом КГБ Б. Сташинским 12 октября 1957 на лестнице в доме на Карлплатц в Мюнхене, где тогда находилась редакция «Украинская Самостiйника», с завернутого в газету устройства, выстреливал струей синильной кислоты. Он был изготовлен в московской лаборатории, в сутки ЧК называлась «специальным кабинетом», в сутки НКВД – «камерой», а во времена КГБ – «спецлаборатории № 12». Сейчас в структурах ФСБ она называется "лабораторией Х".
В момент встречи убийца Сташинский, он же Йозеф Леман, он же Зигфрид Дрегер, он же Ганс-Йоахим Будайт, он же Александр Крылов – направил устройство прямо в лицо "я Ребета и нажал на спусковую пружину. Как и было задумано в Москве, при вдыхании паров яда быстро попадали в кровь жертвы и вызывали закупорку сосудов ее головного мозга. Смерть Ребета наступила за полторы минуты, но никаких следов вмешательства на его теле не осталось, так что врачебная экспертиза, состоявшейся в 10:50, причиной смерти назвала сердечную недостаточность.
Украинская эмигрантская пресса сообщила о смерти Льва Ребета «от сердечного приступа», о том что он был убит специальным ядом стало известно позже. Уже позже, на суде, Сташинский объяснял свое решение расправиться с Ребетом тем, что, как он узнал, перед ним был «теоретический голова (т.е. ведущий теоретик) украинский в изгнании», потому Ребет «прорабатывал для своих газет не столько хроники событий дня, сколько, в первую очередь, идеологические вопросы ».
Об убийстве Сташинский рассказывал так: «Я ждал перед домом. После 10 часов я его увидел, как он шел от остановки трамвая, я повернулся и пошел в направлении дома. Я поднялся на одну лестницу в гору, до первого этажа. Я видбезпечив оружие – подождал в коридоре на первом этаже и скоро услышал, что входная дверь открылась. Я вышел из малого коридора и пошел по лестнице, с левой стороны вни, с Ребетом на встречу. Ребет держался правой стороны лестницы. Проходя мимо, я вдруг поднял руку и нажал на спусковой крючок пистолета, выстрелил из оружия в его направлении и тогда пошел дальше. Я заметил, что Ребет пошатнулся вперед ».
Был похоронен на кладбище «Вальдфридгоф» (нем. Waldfriedhof) в Мюнхене.
30 октября 2010года в Храме Святой Троицы УГКЦ состоялась праздники литургия и чин погребения, после чего его бренные останки перезахоронены во Львове на Лычаковском кладбище. Отдать дань выдающемуся политической, общественной и научной деятелю пришли первые лица города во главе с мэром Андреем Садовым.

Евреи в составе ОУН-УПА часть 2: Лев Ребет

Лев Ребет (псевдоним Кил; родился 3 марта 1912 года, г. Стрый - 12 октября 1957 года, Мюнхен) - украинский публицист и адвокат еврейского происхождения, один из лидеров Организации украинских националистов ОУН.

После окончания гимназии, закончил факультет права Львовского университета. С 1928 года член Украинской войсковой организации УВО. С 1934 года руководитель Организации украинских националистов ОУН в г. Стрый. В период с 1935 по 1938 региональный руководитель ОУН.

После провозглашения восстановления независимости Украинского государства во Львове 30 июня 1941, был заместителем руководителя украинского правительства во главе с Ярославом Стецько, а после его ареста немецкими властями - исполняющим обязанности главы правительства. После ареста осенью 1941 года и до декабря 1944 года, узник концлагеря Освенцим.

С 1945 г. в Мюнхене, руководитель организаций ОУНР. 1945-1948 - головной судья ОУН за границей. З 1948 р. - вместе с Миколой Лебедем, Иваном Бутковским и Мирославом Прокопом становится одним из руководителей ОУНР, а впоследствии - ее председателем.

Научная деятельность

1949 г. - защитил докторскую диссертацию на тему «Государство и нация». З 1952 г. – доцент, а с 1954 г. - профессор государственного права Украинского свободного университета г. Мюнхен. З 1955 г. - главный редактор общественно-политического журнала «Український самостійник». Автор многочисленных работ по теории и истории украинской нации, в частности, «Теория нации», «Государство и нация», «Формирование украинской нации», «Свет и тени ОУН», «Происхождение украинцев, россиян и белорусов в свете современных советских теорий».

Убийство

Как и С.Бандера (15.10.1959), Лев Ребет был убит 12.10.1957 агентом КГБ Б. Сташинским. За ходом операции следил Никита Хрущёв. Украинская эмигрантская пресса сообщила о смерти Льва Ребета «от сердечного приступа», то что он был убит специальным ядом стало известно позже.

Был похоронен на кладбище «Вальдфридгоф» (нем. Waldfriedhof) в Мюнхене.

30 октября 2010 г. перезахоронен во Львове на Лычаковском кладбище. Отдать дань выдающемуся политическому, общественному и научному деятелю пришли первые лица города во главе с мэром Андреем Садовым.

Роль в Истории


Лев Ребет был сыном почтового должностного лица, родился в 1912 году в городе Стрый на Львовщине. С детских лет отличался глубокой религиозностью и преданностью украинской национальной идее. Участвовал в юношеском движении пластунов, уже в 15 лет, учась в украинской гимназии Стрыя, стал членом Украинской Военной Организации (УВО), впоследствии - членом ОУН. Позже, вспоминая те годы, Ребет писал, очевидно, относя эти слова к самому себе: «Главной базой ОУН была молодежь, в первую очередь, студенческая. Эта молодежь выросла уже в традиции украинской государственности, она помнила существование, пусть и кратковременное, самостоятельного государства, она собственными глазами видела украинское войско, - одним словом, уже раз пережила то положение украинского государства, за которое собиралась бороться. Государственная независимость не была для нее несбыточной фантазией; молодежь эту самостоятельность уже видела, и она перед ее воображением стояла реально - нужно было только обрести ее».

Именно этой цели посвятил свою жизнь Лев Ребет, человек, который, подобно тысячам своих ровесников - участников национального движения, еще с детства ощущал « голод чина », хотел активных действий, а не только красивых, но абстрактных слов о воле. Практически с момента учреждения Организации Украинских Националистов (1929 г.) юный Лев вступает в ее ряды. Именно принадлежность к ОУН инкриминировала Ребету польская оккупационная власть и именно за это он был ею арестован. Организационная способность и преданность общему делу были должным образом оценены руководством украинских националистов: с 1934 по 1938 год он - проводник Краевой Экзекутивы ОУН в Западной Украине. Характерно, что после раскола ОУН (1940 г.). Ребет поддерживает Степана Бандеру, а не Андрея Мельника.

Когда 30 июня 1941 года во Львове было объявлено о восстановлении независимого украинского государства, Лев Ребет назначается заместителем Председателя Украинского государственного правления (его возглавлял Ярослав Стецько), а после ареста последнего некоторое время выполнял функции Премьера правления. Потом - арест гестапо, которое выследило его, и заключение в Освенциме вплоть до осени 1944 года. В 1945-1948 годах Ребет был главным судьей Заграничных частей ОУН (в это время он переезжает в Мюнхен), с 1948 года - становится вместе с Николаем Лебедем, Иваном Бутковским и Мирославом Прокопом одним из руководителей Политического Совета ОУН (заграничной), а вскоре - ее головой. Последние годы жизни (с 1954 по 1957 годы) Ребет был профессором Украинского Вольного Университета.

Сейчас мы поговорим не о Ребете - политическом деятеле (это, в частности, его непростые отношения со Степаном Бандерой - самостоятельная большая тема), а о его трудах по теории и истории украинской нации, например, такие, как «Теория нации» (1955), «Формирование украинской нации» (1951-1957), «Свет и тени ОУН» (книга историко-мемуарного плана, 1955-1956). Потому что изложенные Ребетом идеи и сейчас, через 50 лет, почти ни в чем не устарели и заслуживают надлежащего внимания нашей общественности. Задание, которое ставил перед собой автор во всех этих работах, одновременно и простое, и невероятно сложное: выяснить, что такое нация вообще (как феномен), а далее - что такое украинская нация, каким является исторический процесс ее формирования и развития, каковы ее перспективы.

Вот ключевой для Ребета тезис из работы «Теория нации»: «Взаимоотношения между внешними и внутренними видами национальной жизни определяются круговоротом между бытием, породившим идею, и идеей, творящей бытие. Человек рождается и живет в системе этих отношений одинаково по естественному принуждению (рождается в своей среде) и по собственному выбору (формирует в нем свою индивидуальность и осуществляет свои амбиции). Ибо нация как сообщество оказывает наиболее интенсивное влияние, и человек принадлежит ей всем своим естеством и всеми сторонами своей жизни». И далее, развивая мысль: « По этой причине нации - это прочные формы человеческой жизни, и исторически сложившаяся социальная и социально-психологическая структура каждой нации имеет непосредственное отношение к структуре государства, в которой отражается ее характер. Ибо государства существуют в основе своей как национальные государства, а государство и нация связаны между собой так, как связаны форма и содержание ».

Вопрос, волновавший Ребета-публициста: как, через какие этапы и благодаря чему происходило формирование украинской нации, каковы хронологические рамки этого процесса? Исследуя сложные исторические коллизии времен Хмельнитчины, он приходит к выводу (разумеется, далеко не все разделяют эту точку зрения), что «украинский народ в эпоху Хмельницкого еще не оформился в модерную нацию. И сам Хмельницкий - в конце концов, как шляхтич, полностью в плену шляхетского мировоззрения, и казацкая старшина, которая также происходила преимущественно из старых казацких или шляхетских родов, - вопреки «стихии» имели тенденцию строить государство на им самим понятных сословных принципах. Так что естественно, что привилегии и основа сословного строя были одним из главных требований казаков во всех антипольских восстаниях». А это, делает вывод Ребет, как раз является бесспорным признаком отсутствия современной нации, это - свидетельство архаичного подхода к созданию государства, который давно себя исчерпал.

Каким же видел исследователь будущее независимое украинское государство (а в том, что оно возникнет, у Ребета никогда не было никаких сомнений!)? В первую очередь, как государство демократическое; именно поэтому он однозначно отверг лозунг «Украина для украинцев» (об этом, кстати, весьма критически отозвались представители Степана Бандеры). Ведь, считал Ребет, «украинский народ, будучи в Восточной Европе народом со старейшей земледельческой культурой, имеет данные быть также глашатаем передовых идей человечества на тех просторах. Украина может и должна стать образцом политической культуры для всего окружения и вместо тирании, которую столетиями на Востоке представляла русская - белая и красная - империя, показать образец модерного демократического государства, где свобода и достоинство человека не пустой звук».

Очевидно, такие идеи советские «органы» расценили как слишком опасные в перспективе для «Союза нерушимого». Именно поэтому был отдан приказ убить Ребета (конкретные факты, вероятно, еще скрыты в архивах). Уничтожили же только выдающегося политика и ученого (кстати, доктора права), но отнюдь не его идеи. Сейчас мы являемся свидетелями национального демократического возрождения, которое было бы невозможным без таких людей, как Лев Ребет.


-->