Меню
Бесплатно
Главная  /  Декор и дизайн  /  Мозаики равенны. Описание Церкви св

Мозаики равенны. Описание Церкви св

Далеко не секрет, что каждый итальянский город обладает чем-то особенным и неповторимым, способным удивить, восхитить и даже вскружить голову! Равенна - это настоящий сундук с сокровищами , содержимое которого ослепляет своей необычайной красотой! Знающие путешественники и охотники за прекрасным стремятся попасть в этот город, дабы иметь возможность воочию увидеть непередаваемую красоту местных церквей и часовен.
Мозаики Равенны настолько прекрасны, что описать их словами просто невозможно. Никакие фотографии и видеоматериалы не смогут передать ту теплоту и свет, которые они излучают.



Многие раннехристианские храмы Равенны находятся в списке всемирного наследия ЮНЕСКО. Несмотря на внешнюю простоту, старинные церкви этого города просто восхищают своим внутренним убранством. Попадая внутрь каждой из них, взору открывается невероятная картина, залитая золотым божественным светом, озаряющим все вокруг. Мозаики Равенны настолько совершенны и прекрасны, что глядя на них, в буквальном смысле слова перехватывает дух!

Ниже мы расскажем вам о самых красивых церквях Равенны, мозаики которых обязательно стоит увидеть.

Базилика Сан Витале в Равенне и ее ослепительные мозаики

Базилика Сан Витале в Равенне, посвященная Святому Виталию Миланскому, была построена в середине VI века по воле епископа Экклесия. Здание представляет собой типичную равеннскую архитектуру, сочетающую в себе элементы римской (форма купола и порталов, башни) и византийской архитектуры (полигональная абсида, капители). Сегодня базилика Сан Витале находится под защитой ЮНЕСКО и это не удивительно. Красивейшие мозаики, украшающие ее интерьер, представляют собой ценнейший образец византийского искусства.


Базилика Сан Витале находится на Via Argentario, 22.

Мавзолей Галлы Плацидии и мозаики императорской усыпальницы

Мавзолей Галлы Плацидии (на ит. Mausoleo di Galla Placidia) располагается на территории комплекса Базилики Сан Витале. Усыпальница была построена в V веке для дочери Феодосия I Великого - римского императора, однако по своему прямому назначению так и не была никогда использована, поскольку сама Галла Плацидия была захоронена в Риме.

Скромное сооружение, построенное в форме латинского креста, хранит внутри настоящее сокровище. Великолепные мозаики, созданные, предположительно, византийскими мастерами, отлично сохранились.


Мавзолей Галлы Плацидии находится на Via Argentario, 22.

Базилика Сант Аполлинаре Нуово и мозаики Теодориха

Базилика Сант Аполлинаре Нуово (на ит. Sant Apollinare Nuovo) была возведена в начале VI века по заказу короля остготов Теодориха Великого в качестве собственного придворного храма и изначально являлась арианской. В 561 году византийским императором Юстинианом I храм был передан христианам.

Стены центрального нефа собора полностью покрыты мозаиками, излучающими приятный золотой свет. Создание мозаичного убранства относится к периоду Теодориха, однако после передачи религиозного сооружения последователям Христа, некоторые мозаики были переложены. Сюжеты, относящиеся к арианскому учению, заменили сценами из жизни христианских мучеников.





Базилика Сант Аполлинаре Нуово расположена на Via di Roma, 52

Баптистерий представляет собой небольшое помещение, предназначавшееся для проведения обряда крещения. Находящийся в Равенне раннехристианский баптистерий, называемый Ноенианским, был построен епископом Урсо в V веке. Внутреннее убранство здание приобрело при его приемнике – епископе Неоне, от имени которого и происходит название религиозного сооружения.

Красивейшие мозаики, реализованные византийскими мастерами, сделало это сооружение одним из самых значимых памятников византийского мозаичного искусства.





Неонианский баптистерий расположен на Piazza Duomo, 1.

Архиепископская капелла Святого Андрея

Капелла Святого Андрея (на ит. Cappella di Sant’Andrea) представляет собой уникальный образец раннехристианской архиепископской капеллы, сохранившейся до наших дней. Данное сооружение было возведено в конце V века епископом Петром II, в качестве молитвенного уголка, предназначавшегося для равеннских епископов, в период, когда в городе преобладало арианство.




Эта удивительная капелла, отличающаяся особой красотой своих мозаик, находится в комплексе музея Arcivescovile, располагающегося на площади Piazza Arcivescovado, 1.

Базилика Сант Аполлинаре ин Классе

Храм, расположенный в стороне от исторического центра Равенны, был возведен в первой половине VI века на деньги византийского банкира Юлиана Аргентария по просьбе архиепископа Урсичино на месте захоронения Святого Аполлинария. Церковь представляет собой один из крупнейших сооружений раннехристианской религиозной архитектуры.

Мы продолжаем очерки по истории христианского искусства. В этот раз речь пойдет о мозаиках храмов итальянского города Равенна.

Мавзолей Галлы Плацидии

Уникальный в своем роде ансамбль мозаик Равенны связан с тем периодом истории этого города, когда он был столицей сперва Западной Римской империи, а затем – королевства Остготов.
Ещё до разделения Римской империи на Западную и Восточную, в период т.н. «домината», государством управляло сразу несколько императоров. При этом, Рим (а позже – Константинополь) считался «общей столицей», а фактические резиденции римские государи имели в других городах. Выбор этих резиденций был обусловлен политической и военной целесообразностью. Как бы то ни было, но сам тот факт, что император живет не в Риме, в то время никого не удивлял. И после того, как император Феодосий Великий разделил Империю между двумя своими сыновьями (в 395 году) Аркадием и Гонорием, последний, став Западным императором, уже традиционно поселился не в Риме, а в Медиолане (современный Милан). Однако, в виду постоянных вторжений варваров, Медиолан перестал быть безопасным местом и даже подвергся осаде, потому императорский двор в 402 году переехал в более защищенную Равенну, которая с этого момента в течение более 70-ти лет до самого падения Западной Римской империи фактически оставалась столицей.
С переездом двора в Равенну потянулись не только вельможи и торговцы, но и лучшие художники западной части римского мира. Ими был воздвигнут ряд памятников, отличающийся изысканным убранством. Дворцовая базилика Святого Креста не сохранилась до наших дней, но сохранился находящийся при ней так называемый «мавзолей Галлы Плацидии», сестры императора Гонория, жены императора Констанция III и матери императора Валентиниана III, воздвигнутый в последней четверти V века. Достоверно неизвестно, была ли похоронена императрица Галла именно в этом месте, но находящиеся в нем саркофаги и характер некоторых изображений свидетельствуют в пользу того, что это была не просто дворцовая капелла, а скорее всего - усыпальница императорской семьи. Сама же капелла-мавзолей была посвящена святому Лаврентию.

Храм - сравнительно небольшой, выстроен в форме креста. Весьма скромный снаружи, внутри он обильно украшен. Нижняя зона капеллы облицована узорным мрамором, а верхняя сплошь покрыта роскошными мозаиками. По сравнению с римскими мозаиками того же периода (), равеннские выполнены на более высоком уровне. Скорее всего, над ними трудились мастера из Константинополя (стоит отметить, что к этому времени Западная Римская империя по сравнению с Восточной выглядела провинцией как в политическом и экономическом, так и в культурном смысле).

Центр купола капеллы украшен золотым крестом, который окружают восемьсот золотых звёзд, расположенных по окружности в несколько рядов. Все это выполнено на темно-синем фоне.

По углам этой композиции находятся символы Евангелистов: ангел, орел, вол и лев, - они выдержаны в тех же тонах, что и звезды. И все это вместе создает впечатление некого ночного видения.

Своды храма образуют арочные полукружия, т.н. «люнеты». В мавзолее Галлы Плацидии их восемь: четыре вверху, под звездным куполом, и четыре внизу, на концах рукавов креста, в форме которого выстроено это здание.

Мозаики верхних люнетов. Апостолы.

В верхних люнетах (в каждом попарно по сторонам окон) изображены апостолы. Эта симметричность не позволила иконописцам написать в люнетах всех 12-ти апостолов, поместилось только восемь. Остальных апостолов разместили на сводах двух из четырех арок, но так же симметрично – по сторонам от монограммы Христа.

Апостолы располагаются по сторонам от небольших окон, которые заложены тонкими пластинами желтой яшмы, благодаря чему создается особый эффект мягкого свечения при прохождении солнечных лучей через пластину. Вероятно, это должно символизировать Божественный свет, который «просвещает всех».

Каждый из апостолов имеет индивидуальные черты, впрочем, сейчас трудно без подписей понять, кто именно изображен, т.к. на то время каноническая иконография апостолов ещё не до конца сформировалась, и только фигуры Петра и Павла четко узнаваемы.

Фигуры выстроены с учетом, что на них будут смотреть снизу, и потому пропорции преднамеренно несколько искажены – они расширяются кверху, что компенсирует зрительные искажения. Этот прием в дальнейшем будет использован в классической византийской монументальной живописи.

В мозаиках мавзолея Галлы Плацидии, как и в других памятниках переходного периода от античности к средневековью, можно увидеть одновременное совмещение прямых изображений и аллегорических. Ниже апостолов, как раз под окнами, в каждом люнете изображены источники воды в виде чаш или фонтанов, вокруг которых располагаются голуби. Апостолы - вокруг источника Света, голуби (души) - вокруг источника Воды Живой. И тот, и другой образ дополняют друг друга по смыслу.

Мозаики нижних люнетов.

В северном нижнем люнете расположен довольно распространенный для раннего христианства символический образ Христа – Доброго Пастыря. Спаситель представлен в образе юного пастуха, и только одежды императорских цветов (пурпур и золото) и крест вместо пастушеского посоха явно говорят, Кто перед нами.

В противоположном люнете мы видим образ святого. Это изображение, как и образы апостолов, не подписано (подписи вообще не характерны для ранней иконописи), но большинство исследователей склонны видеть в нем мученика Лаврентия (на это указывает раскаленная решетка, на которой, согласно житию, и был замучен святой). Крест в его руках и раскрытый шкаф с евангельскими книгами говорит нам о том учении, ради которого пострадал Лаврентий.

Живопись здесь очень тонкая, исполненная нюансов, полутонов и игры света. Здесь каждая мелочь «говорит» о высоком мастерстве, например, золотой крест святого Лаврентия, проходя сквозь нимб, вспыхивает ярким светом.

В западном и восточном рукавах мавзолея расположены две символические сцены, также характерные для первохристианской эпохи: олени, пьющие из источника (Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» (Пс. 41:2)) и снова то же сочетание символов: источник Живой Воды и окно - источник Света.

Мозаики мавзолея Галлы Плацидии во многом ещё ориентируются на античность, но более одухотворенную - в ней мы видим отблеск зарождающегося высокого византийского искусства.

Продолжение следует.

Который трижды был столицей: Римской Западной империи (402-476), Королевства Остготов (493-553) и Византийского экзархата (568-751).
Трудно сказать, когда на месте современной Равенны появились первые поселения, возможно, это были этруски и умбры, позже здесь жили галлы сеноны.
Известно одно, что ключевую роль при создании Равенны играло море, которое привлекло и римлян. Октавиан Август разместил военный флот и создал гидросистему, состоящую из канала, который соединял реку По с водоемом на юге Равенны, здесь и был основан военный порт Класса, в котором могли разместиться 10 тысяч моряков и 250 трирем для контроля за восточным Средиземноморьем.
Это говорит о том, что Равенна играла важную роль в Римской империи. Со временем военный порт стал и коммерческим.
В 402 г. император Гонорий переместил свою резиденцию в Равенну, чтобы избежать угрозы Алариха. В этом время город расширяется и строится.
Но в это же время лагуну, в которой размещался порт, засыпает, и порт становится бесполезным.
В Равенне решаются судьбы и принимаются важные в Западной империи решения, пока в 476 г. последний римский император Ромул Август не был свергнут Одоакром, королем готов. Ромулу было разрешено удалиться на виллу, на юг и получать пенсию.
Но королевство Одоакра имело короткую жизнь, и уже в 493 г. Теодорих, король остготов, двинулся на Италию и, победив войска Одоакра, запер его в укрепленной Равенне. Одоакр, видя, что сопротивление бесполезно, сдался при условии сохранения жизни, но через несколько дней он был убит. Ходили слухи, что Одоакр готовил заговор против Теодориха, и, узнав об этом, король остготов был скор на расправу. Пригласив Одоакра на пир, Теодорих собственноручно убил соперника. Так было основано остготское королевство, столицей которого стала .
Теодорих преклонялся перед всем римским и поставил своей целью привить римскую культуру остготам.
Начался художественный рассвет Равенны. В это время были отстроены многие церкви и соборы.
Но существовало и большое противоречие между римлянами и остготами: остготы были ариане, а римляне в Равенне – православные. Сначала Теодорих терпимо относился к православию, но потом начались гонения и преследования. И, в конце концов, издали указ, который запрещал православную веру.
Но в это время в 526 г. Теодорих умер. После его смерти начались смуты, восстания и беспорядки. Этим воспользовался византийский император Юстиниан Великий, который решил подчинить себе Италию и уничтожить королевство остготов.
Война продолжалась около 20 лет. И в 544 г. остготы были изгнаны из Италии .
Для решения итальянских дел Юстиниан создал наместничество со столицей в Равенне . Равеннский наместник носил титул экзарха.
В 751 г. экзархат пал под напором лангобардов. По воле короля франков Пипина Короткого перешла под власть папы в 754 г. В эти годы в Равенне создавались многие произведения искусств – мозаики, статуи, возродился порт Класса.
В средние века находился под властью знатных фамилий.
В 1509 г. город вошел в состав папской области и оставался там 350 лет.
За это время был построен новый Кафедральный собор и многочисленные церкви, храмы, могила Данте.
После недолгого наполеонского завоевания, вернулась в состав папской области и находилась там вплоть до 1859 г., когда город присоединился к королевству Сардинии, а в 1861 г. Равенна вошла в состав объединенной Италии .

Сейчас - важный итальянский город, который посещают миллионы туристов, чтобы полюбоваться на ее достопримечательности, восемь из которых находятся под охраной ЮНЕСКО:

Мавзолей Галлы Плацидии (начало IV века)
- Баптистерий Неониана (конец IV в.)
- Архиепископская капелла (около 500 г.)
- Базилика Святого Апполинария Нового (начало VI века)
- Мавзолей Теодориха (около 520 г.)
- Арианский Баптистерий (начало VI века)
- Базилика Святого Виталиана (начало VI века)
- Базилика Святого Апполинария в Классе (освящена в 547 г.)

По дороге от ж/д станции к центру города, первой на пути встречается церковь Святого Иоанна Евангелиста (San Giovanni Evangelista) .

Церковь была построена в V в. Галлой Плацидией в память о ее спасении в 424 г. во время шторма по дороге из Константинополя . Ее спасение было приписано заступничеству Иоанна Евангелиста.
В X в. к церкви пристроили колокольню высотой 42 метра. В Средние века рядом с церковью образовался бенедиктинский монастырь. Позже церковь неоднократно перестраивалась и была сильно повреждена во время бомбардировок в 1944 г.
Стены церкви украшали мозаики, которые изображали чудесное спасении Галлы Плацидии и ее детей. Но мозаики не дошли до наших дней. Остались фрагменты мозаик XIII в., изображающие зверей и сцены из Четвертого крестового похода.


Повернув налево на via di Roma дойдем до базилики Святого Апполинария Нового (S. Apollinare Nuovo) .


Базилика была основана Теодорихом в 526 г., в то время это была арианская базилика, но после того, как готы осквернили церковь в 561 г., базилику освятили в католической вере. В IX в. храм обрел мощи Святого Аполлинария и стал называться именем святого. Но так как в Равенне уже была церковь, посвященная Святому Аполлинарию, то этот храм назвали Новым.
Фасад церкви украшен портиком, который появился в XVI в. Трехнефный храм украшен великолепными византийскими мозаиками.



Базилики Святого Апполинария Нового. Равенна. Италия.

Вернем по via di Roma обратно и повернем на via Angelo Mariani , пройдя мимо театра Алигьере, дойдем до гробницы Данте .


Гробница была построена в 1780-81 гг. по проекту архитектора Камилло Мориджа.
Но этому предшествовала целая череда невероятных событий, в которых был замешан Данте даже после своей смерти.
Уроженец Флоренции, Данте был не только поэтом, но и активным гражданином. Он участвовал в городском самоуправлении и препятствовал сторонника папы римского захватить власть во Флоренции . Когда противники победили, Данте был приговорен к смертной казни.
Он бежал, скитался по миру и последние 6 лет жизни провел в Равенне, где создал свою великую «Божественную комедию» - поэму о хождениях по кругам ада, пребывании в чистилище и раю.
Умер Данте в 1321 г. от болотной лихорадки.
Но борьба за кости великого поэта продолжалась несколько столетий. Флоренция претендовала на то, чтобы Данте был похоронен на своей родины. В 1519 г. саркофаг поэта был перевезен во Флоренцию, но, открыв его, обнаружили, что гроб оказался пустым. Предприимчивые монахи францисканцы из Равенны перепрятали останки, которые тайно были погребены во францисканском монастыре в Сиенцо.


В 1677 г. прах Данте был помещен в деревянную раку, а после 1810 г., когда Наполеон стал закрывать монастыри, гроб спрятали под портиком Браччофорте рядом с мавзолеем Данте. Пока в 1865 г. рабочие не стали делать ремонт в прилегающей часовне, где был найден ящик с полным скелетом и надписью: «Кости принадлежат Данте» .
Медики провели экспертизу и установили подлинность останков. Кости были выставлены на несколько дней на общее обозрение.
Во время Второй мировой войны, прах поэта переносили еще раз.


Современный мавзолей имеет форму неоклассического храма, у которого квадрат в основании, покрытый небольшим куполом.Внутри – настоящая могила, украшенная мрамором, над саркофагом – барельеф и латинская эпитафия, написанная в 1327 году Бернардо Каначчо:

"Государевы права, небеса, воды Флегетонта, я воспевал, идя своей земной юдолью. Теперь душа моя ушла в лучший мир и блаженствует, созерцая среди светил своего Создателя, здесь покоюсь я, Данте, изгнанный из отечества, родной Флоренции, мало любящей матери".


Слева от мавзолея расположен Музей Данте , открытый в 1921 году. В музее хранятся макеты памятников поэту, бюсты, рельефы, картины, медальоны, мемориальные венки, грамоты. В музее находится деревянная рака, созданная в 1677 году для останков Данте францисканцем Антонио Санти и стеклянный короб, в котором лежали его кости при освидетельствовании скелета поэта в 1865 году.


Дойдем до piazza Duomo .
Кафедральный собор был построен в XVIII в. архитектором Джанфранческо Буанамичи. Первый Кафедральный собор на этом месте, называемый базилика Урсиана был построен в V в., но к началу XVIII в. он практически полностью разрушился. В соборе хранятся саркофаги V в., почитаемая деревянная икона с Мадонной Судоре (1300 г.), витражи Гуидо Рени.


Баптистерий Неониана , называемый также православным баптистерием – самый древний монумент Равенны .


Он был возведен в конце IV в. Баптистерий представляет собой простое здание, покрытое куполом и украшенное великолепными мозаиками. Мозаичный узор изображает сцену Крещения Христа в водах Иордана с 12 апостолами по кругу.


Архиепископская капелла , называемая также капеллой Святого Андрея была построена епископом Петром II, как личная молельня, в конце V в. Это единственный православный монумент, возведенный в годы правления Теодориха, когда доминировал арианский культ. Вся капелла покрыта мозаиками.
Открыта: до 31 марта 9.30-17.30, с 1 апреля 9-19.
Piazza Arcivescovado.


Это один из важных археологических монументов Италии, открытый недавно.
Просторный зал находится на 3 метра ниже уровня земли, его пол покрыт великолепными мозаиками V-VI вв., которые сплетаются в декоративные геометрические узоры, цветы и христианские символы.
Открыт: март – октябрь 10-18.30,
ноябрь – февраль пн-пт 10-17.00, сб-вск 10-18.00, пн – закрыт.
Билет 4 евро.

Через 100 метров будет церковь Святого Виталиана (San Vitale) была возведена в 525 г. епископом Равенны . Это один из самых важных и красивых памятников раннего христианства в Равенне .


В своем основании церковь имеет восьмиугольник, а число 8 символизирует день Воскресения Христа, который был по древнееврейскому календарю восьмым днем. Повторяющиеся арки придают легкость и невесомость храму. Внутри церковь покрыта великолепными византийскими мозаиками.


Рядом с церковью Святого Виталиана находится мавзолей Галлы Плацидии .


Эта небольшая капелла была, возможно, она была посвящена мученику Лаврентию. Лаврентий принадлежал к числу популярнейших святых среди членов династии Феодосия, чьей дочерью являлась Галла.
Внутри пол, стены, потолок все полностью покрыто мозаиками высочайшего качества, превосходящие все, что сохранилось в Равенне и других итальянских городах. На синем фоне купола разбросаны золотые звезды и крест, своды покрыты декоративными узорами. Здесь три саркофага, которые принадлежат Галле Плацидии, ее мужу Константину III и их сыну Валентиану III, убитому в 455 г.


Галла Плацидия была римской императрицей, дочерью Феодосия Великого. Она сыграла огромную роль в Западной империи.
Когда ей было 7 лет, умер ее отец, разделив Римскую империю на Западную и Восточную. Западной империей правил 11-летний брат Галлы Гонорий, который боясь вторжения варварских племен в Рим, обосновался в спокойной Равенне .
Галла Плацидия осталась в Риме. И в 410 г., когда Рим пал, Плацидию захватил в плен Аларих, и она скаталась вместе с армией варваров по югу, но Аларих внезапно умер. Похоронен Аларих был в Козенце , на дне реки.
Его приемником стал Атаульф. Он влюбился в сиятельную и красивую пленницу и сочетался с Галлой законным браком, во время свадебной церемонии они были одеты в римские одежды. Они жили счастливо, Атаульф исполнял любой каприз Галлы Плацидии и даже по ее просьбе спас Рим от нашествия вестготов, но через несколько лет Атаульфа убили, и Плацидию императорские родственники обменяли на зерно. Так закончились шесть лет скитания.
По возвращеню в Рим, Плацидию выдали замуж за римского генерала Констанция, она родила ему дочь и сына Валентиниана, который в возрасте шести лет стал императором Западной империи, а Галла Плацидия в качестве регентши фактически правила империей и оказала мощное влияние на западный мир.

Рядом находится церковь Санта-Мария-Маджоре (Santa Maria Maggiore) , возведенная в VI в., когда-то церковь украшали огромные мозаики, от которых не осталось и следа.


Церковь Санта-Мария-Маджоре.


Церковь Санта-Мария-Маджоре.


Арианский Баптистерий.

Баптистерий был построен Теодорихом (493-526 гг.) рядом с арианским собором. Баптистерий стал православным в 561 г. и во время экзархата здесь служили василианские монахи. В начале XX в. маленькое здание приобрело государство и отреставрировало.
Баптистерий представляет собой маленькую восьмиугольную постройку из кирпича, находящуюся в небольшом дворике, когда баптистерий имел более внушительные размеры, но время и различные хозяева уменьшили его. Внутри купол Баптистерия украшен византийскими мозаиками. Центральная сцена изображает Крещение Христа: Христос стоит по пояс в водах Иордана, сбоку от него старик, который скорее всего является богом реки и Святой Иоанн Евангелист, а вокруг них – 12 апостолов.


Арианский Баптистерий.

Открыт: 8.30 – 19.30 (вход бесплатный)

Мавзолей Теодориха – один из самых известных погребальных монументов остготов. Он находится в в отдалении от центра города, на том месте, где находилось кладбище готов.
Мавзолей был построен в 520 г. в отличие от других равеннских построек, мавзолей сделан из истринского известника, а не из кирпича. Мавзолей имеет круглый в своем основании план и два яруса (что типично для римских мавзолеев).
Когда Равенны перешла под власть Юстиниана тело Теодориха было вынесено из мавзолея, а сам он переделан в часовню.

Открыт: до 26 марта 8.30-17.30
С 27 марта 8.30-19
Билет 3 евро.
Адрес: via delle Industrie, 14.

Базилика Святого Апполинария в Класса (Sant"Apollinare in Classe) находится в 5 км от центра города недалеко от порта. Она была возведена в VI в. и посвящена первого епископу Равенны. Базилика украшена самыми поздними из равеннских мозаик юстиниановского периода.

Открыта: 8.30-17.30, воскр. 13-19.30
Билет 3 евро
Адрес: via Romea Sud.


Карта Равенны. Италия.

Кухня Равенны .

Кухня Равенны – это типичная романьольская кухня, в которой большую часть составляет домашняя паста: тальятелли, лазанья, тортеллони с травами и рикоттой, вермешешь и каппеллетти в мясном бульоне, яичная паста.

Базилика Сан-Витале (итал. Basilica di San Vitale) - раннехристианская базилика в Равенне (Италия), важнейший памятник византийского искусства в Западной Европе. В 1996 году в составе раннехристианских памятников Равенны была включена в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Выделяется среди восьми раннехристианских памятников Равенны совершенством своих мозаик, которые не имеют себе равных за пределами Константинополя.

Базилика была заложена в 527 году равеннским епископом Экклесием после его возвращения из Византии, где он вместе с папой Иоанном I выполнял дипломатическую миссию по поручению Теодориха Великого. Храм был освящён в честь раннехристианского мученика святого Виталия Миланского, чьё изображение помещено в конхе апсиды. Строительство велось на средства греческого ростовщика, Юлиана Аргентария (Серебренника). Освящение храма совершил 19 апреля 548 года епископ Максимиан. Все внутреннее мозаичное убранство церкви было создано одновременно в 546-547 годы, различие стиля академик В. Н. Лазарев объясняет участием в работе разных мастеров.

В XIII веке к южной стене церкви была пристроена колокольня и была проведена реконструкция деревянных перекрытий аркад. Масштабная реконструкция храма была проведена в XVI веке: в целях борьбы с поднятием грунтовых вод был поднят на 80 см уровень пола, обновлён пресбитерий, убраны деревянные хоры и перестроен внутренний дворик (1562 год) и южный портал здания. В 1688 году землетрясением была разрушена колокольня XIII века, её восстановили в 1696-1698 годы.

В 1780 году купол ротонды и подкупольные ниши, лишённые при строительстве церкви каких-либо украшений, были расписаны фресками работы болонцев Бароцци и Гандольфи и венецианца Гвараны.

Базилика построена в форме восьмиугольного мартирия византийского типа, близкого по архитектуре к церкви Сергия и Вакха в Константинополе. Наружные стены не имеют каких либо декоративных элементов и расчленены вертикальными и горизонтальными контрфорсами. Здание увенчано гранёным барабаном купола. Архитектура Сан-Витале сочетает элементы классического римского зодчества (купол, порталы, ступенчатые башни) с византийскими веяниями (трёхлопастная апсида, узкая форма кирпичей, трапециевидные капители и т. д.). Низ внутренних стен базилики облицован мрамором, наборный пол храма украшен геометрическим орнаментом.

Конструкцию здания поддерживают восемь центральных опор, на которых держится купол диаметром в 16 метров. Для уменьшения бокового давления куполу придана конусообразная форма. Купол воздвигнут из лёгкого материала - вдетых друг в друга глиняных труб, закреплённых одна над другой в становящихся всё более узкими горизонтальных кольцах. Опорные столбы образуют в центре храма ротонду, на втором ярусе которой расположены хоры. В промежутки между столбами ротонды помещены полукруглые двухэтажные аркады, расположенные по дугам, выгнутым к внешним стенам церкви. Благодаря описанному устройству храма внутренняя часть церкви кажется залитой светом, а окружающие её галереи искусственно погружены в мистическую полутемноту, что сразу же обращает внимание входящего на мозаики апсиды и пресбитерия. Использование данного архитектурного решения привело к достижению следующего пространственного эффекта:

Выступающие за кольцо подкупольных столбов высокие аркады открывают центральное пространство глазам посетителя сразу же, как только он входит в церковь. Ещё находясь во внешнем обходе, он чувствует, что высоко поднятый купол словно вбирает в себя всё внутреннее пространство храма. При взгляде же из центра храма аркады воспринимаются как ещё одно кольцо опор, находящееся между столбами и внешними стенами и зрительно увеличивающее интерьер. Наконец, пространственный эффект усиливается своеобразной формой столбов, объём которых не воспринимается зрителем.

Перед апсидой, освещаемой тремя высокими окнами круговой обход ротонды прерывается пресбитерием, окружённым двухэтажными аркадами. Алтарь вынесен за пределы апсиды в пресбитерий, а в ней установлена стационарная мраморная кафедра. Капители аркады пресбитерия выполнены в форме ажурных корзинок и украшены изображением креста, помещённого между двумя агнцами. Такое оформление однако разрушает тектоническую природу ордера.

К числу особенностей Сан-Витале следует отнести и необычное устройство нартекса, расположенного здесь под углом к основной оси здания, проходящей через пресбитерий. Причины такого устройства нартекса не установлены: по мнению различных исследователей, архитектор мог таким образом сохранить память о ранее существовавших на месте храма часовнях, теснее включить в основной объём здания две лестничных башни или просто создать, помимо основного входа по оси здания, ещё один в боковой части церкви.

Базилика в Равенне послужила чтимым образцом для архитектуры Каролингского возрождения в целом и для её центрального произведения - дворцовой капеллы в Ахене. Филиппо Брунеллески изучал конструкцию купола Сан Витале при разработке проекта первого европейского купола Нового времени(флорентийский собор Санта-Мария-дель-Фьоре). Особенно он отметил то, что для облегчения купола равеннской церкви вместо наполнителя использовались полые глиняные сосуды.

Основное пространство базилики украшено мраморной инкрустацией, а вогнутые поверхности апсиды (аркады, своды, конха) стены (вимы) пресбитерия покрыты византийской мозаикой. Мозаики Сан Витале были призваны продемонстрировать западному миру могущество и безупречный вкус византийского императора Юстиниана во время недолгого владычества византийцев в Италии.

Мозаики Сан-Витале являются редким для Европы образцом раннехристианской монументальной живописи, созданной в технике византийской мозаики. Особую значимость представляют прижизненные портреты императора Юстиниана и его супруги Феодоры.

Мастера с помощью мозаики смогли подчеркнуть архитектурные элементы базилики, сделав акценты на символическую связь элемента конструкции и нанесённого на неё изображения:

Мозаики, которые покрывают весь этот интерьер за исключением цоколя, прекрасно выявляют конструктивный смысл архитектуры. Люнеты, распалубки, стены, арки, ниши и своды эффектно выделены различными типами декора. Так, ребра крестового свода усилены растительными гирляндами, в то время как фигуры ангелов, олицетворяющих мощь несущих конструкций, поддерживают центральный медальон.

- Отто Демус. Мозаики византийских храмов

В боковых галереях находятся несколько раннехристианских саркофагов. Среди них наиболее примечателен мраморный саркофаг V века, несколько переделанный в середине VI века, в котором, как гласят греческая и латинская надписи на крышке, был погребён равеннский экзарх Исаак. На боковых сторонах саркофага можно видеть барельефы, изображающие поклонение волхвов, воскрешение Лазаря, Даниила в львином рву и крест с двумя павлинами.

Конха апсиды

Конха украшена мозаикой изображающей Иисуса Христа в образе юноши с крестчатым нимбом, сидящего на лазоревой земной сфере, в окружении двух ангелов. Христос в одной руке держит свиток, опечатанный семью печатями (Откр.5:1), а другой протягивает мученический венец славы святому Виталию, которого подводит к нему ангел. Второй ангел представляет Иисусу равеннского епископа Екклезия, подносящего в дар макет основанной им базилики Сан-Витале.

Из под ног Иисуса по каменистой почве, поросшей лилиями, вытекают четыре реки Эдема: Фисон, Гихон, Хиддекель и Евфрат. Эта деталь прославляет Иисуса как источник воды живой (Откр.21:6) и роднит равеннское изображение с мозаикой монастыря Латому (Греция), созданной в этот же период.

В. Н. Лазарев отмечает, что мозаика конхи является одной из самых тонких по исполнению, отличается подчёркнуто симметричной композицией и торжественным характером. По его мнению, над её созданием работали мозаичисты, знавшие византийское искусство в его столичных вариантах. Вместе с тем, мозаики апсиды обнаруживают и типично византийскую неподвижность фигур, все персонажи изображены анфас, стоя. Даже участники двух процессий будто остановились на мгновение, чтобы показать себя в стационарном положении, чтобы позволить зрителю полюбоваться их особами.

Нижний уровень апсиды

На боковых стенах апсиды по сторонам от окон расположены мозаичные портреты изображающие императора Юстиниана и его супругу Феодору в окружении вельмож, придворных дам и священнослужителей. Это исторические портреты, созданные лучшими равеннскими мастерами на основе столичных образцов (В. Н. Лазарев считает, что это были «царские портреты, рассылавшиеся в провинции Византийской империи для копирования»). Создание этих композиций было символом триумфа императора, вернувшего Равенну под византийский патронат.

Император с супругой изображены как донаторы, приносящие в дар церкви драгоценные литургические сосуды. Выполненные как фриз изображения отличаются фронтальной композицией и однообразием поз и жестов. При этом мастера смогли изобразить императорскую семью с индивидуальными чертами лиц в образе идеальных правителей, а сама композиция передаёт движение двух процессий по направлению к алтарю.

Юстиниан I

Император Юстиниан приносит в дар церкви патену и изображён, как и все другие фигуры, в фронтальной позе. Его голова, увенчанная диадемой, окружена нимбом, что отражает византийскую традицию отмечать таким способом царствующую особу.

По сторонам от Юстиниана стоят придворные и священнослужители. Среди них выделяются: пожилой человек в одежде сенатора (единственный стоит во втором ряду, по одной из версий, это ростовщик Юлиан Аргентарий, финансировавший строительство базилики, по другой, полководец Велисарий, по третьей, praefectus praetorio (префект претория) - должностное лицо, представлявшее особу императора в день освящения храма), епископ Максимиан с крестом в руке и два диакона (один держит Евангелие, а другой - кадило). На этой мозаике Юстиниан и Максимиан изображены как авторитарные представители светской и церковной власти, поэтому их фигуры занимают доминирующее место, а над головой епископа даже помещена горделивая надпись: Maximianus. Если портрет Юстиниана является, скорее всего, копией с официальных изображений, рассылаемых по всей империи, то портреты Максимиана и персонажа, стоящего во втором ряду, выделяются характерными чертами, позволяющими предположить знакомство мозаичиста с оригиналами.

Роскошные одеяния дали возможность мозаичистам развернуть перед зрителем всё ослепительное богатство их палитры - начиная от нежных белых и пурпуровых тонов и кончая ярко-зелёными и оранжево-красными. Особой тонкости исполнения они достигли в лицах четырёх центральных фигур, набранных из более мелких кубиков. Это позволило им создать четыре великолепных по остроте характеристики портрета, в которых, несмотря на ярко выраженные индивидуальные черты, есть и нечто общее: особая строгость выражения и печать глубокой убеждённости.

Императрица Феодора

Императрица изображена стоящей в нарфике, перед ней стоят два телохранителя, один из которых отодвигает завесу перед дверью. В руках Феодоры дар церкви - золотой потир, голова, увенчана диадемой и окружена нимбом, на плечах лежит тяжёлое ожерелье. Подол плаща императрицы украшает сцена поклонения волхвов, что является намёком на подношение самой Феодоры. Фигура царицы (единственная из всех остальных) обрамлена нишей с конхой, которую А. Альфёльди рассматривает как «нишу прославления». Группу придворных дам, идущая за Феодорой, возглавляют две женщины, чьи изображения наделены портретными чертами, (предположительно, Антония и Иоанна - жена и дочь полководца Велисария), лица остальных придворных дам стереотипны.

И здесь роскошные византийские одеяния дали мозаичистам повод блеснуть изысканными колористическими решениями. Особенно красивы краски на трёх центральных женских фигурах. Их лица набраны из более мелких и более разнообразных по форме кубиков, что облегчило передачу портретного сходства. Лица остальных придворных дам, как и лица стражи в мозаике с Юстинианом, носят стереотипный характер и мало выразительны. В них высокое искусство уступает место ремеслу и рутине.

Паломнические поездки к Церкви св. Виталия в г. Равенна



Равенна / Ravenna - маленький, провинциальный итальянский город, который полтора тысячелетия назад волей истории стал точкой "икс", в которой сошлись античная цивилизация, христианский мир, восток и запад, и эта историческая встреча оставила след в виде неповторимых мозаик, при виде которых, без преувеличения, останавливается дыхание, и возникает мысль, а не сам ли Творец приложил руку к созданию этих шедевров.


Предупредим сразу и честно, что на сказочную атмосферу старинных улочек, равно как и на особый колорит, в Равенне рассчитывать не стоит, общий облик города среднестатистический, то бишь никакой. Ехать в Равенну надо только за потрясающими мозаиками, сохранившимися в разбросанных по городу раннехристианских культовых постройках. Впрочем, учитывая, что исторический центр Равенны весьма компактен, "разбросанность" эта невелика.


Сейчас трудно себе представить, что в начале первого тысячелетия от Рождества Христова Равенна была приморским городом и важным портом. Но ил, земля и песок, приносимые рекой По, год за годом постепенно отодвинули город от моря на несколько километров.


В 5-м веке император Гонорий перенёс столицу Западной империи в Равенну, но несколько десятилетий спустя, ближе к концу того же столетия, большую часть территории нынешней Италии завоевали остготы во главе с Теодорихом. После его смерти, уже в 6-м веке, Равенна стала византийским городом. Таковы основные исторические события, благодаря которым небольшая Равенна обзавелась сразу восьмью уникальными памятниками мирового наследия, внесёнными в списки ЮНЕСКО.


Чаще всего кафедральные соборы в итальянских городах занимают самое почётное место, но к Равенне это правило не относится. Равеннский кафедральный собор Duomo di Santo Spirito стоит на крохотной площади Piazza Duomo почти что на задворках. Церковь на этом месте построили в 5-м веке, но к 18-му столетию она сильно обветшала, и её разобрали, оставив лишь колокольню 10-го века. В 1749-м году освятили новое здание, а о предыдущем напоминают лишь четыре старинные колонны, вмонтированные в портик нового собора.





Интересен или нет равеннский собор, но идти к нему придётся, так как у левой его стены стоит маленькое восьмиугольное строение из кирпича - Баптистерий православных ("Неонианский баптистерий").




Это самое старое здание Равенны, построенное на рубеже 4-5 в.в. на античном фундаменте. Сейчас, правда, постройка примерно на три метра ушла под землю.


При входе в баптистерий, ну или в любой другой памятник, который первым окажется на вашем пути, купите сразу комбинированный билет, дающий право на посещение шести исторических объектов. Во-первых, выйдет дешевле, во-вторых, не придётся каждый раз стоять в очереди в кассу.


Первое, что бросается в глаза при входе в баптистерий, это, конечно, ослепляющие своей сочностью краски купольной мозаики, на которой изображена сцена крещения Иисуса Иоаном Крестителем. Центральный медальон окружают фигуры 12 апостолов с удивительно индивидуальными и харáктерными лицами.





Нижний ярус украшен мозаиками с растительным орнаментом. На фотографиях не видно, но на самом деле мозаики баптистерия, впрочем, как и все остальные в Равенне, выполнены из очень-очень мелких камешков, при этом цветовая палитра этих камешков настолько богата, что у мастеров была даже возможность с ювелирной точностью передавать тонкие оттенки человеческой кожи.




Между окнами размещены барельефы, на которых изображены христианские пророки, вот только выполнены они ещё в лучших традициях античного искусства.






В центре баптистерия сохранилась купель из мрамора и порфира.




Проход между баптистерием и боковой стеной кафедральной собора ведёт на площадь Piazza Arcivescovado, где по правую руку находится Дворец архиепископа. Во дворце сейчас музей, на наш взгляд, не слишком увлекательный, но зайти в него надо, и не только потому, что туда действует только что купленный комбибилет, а потому, что только через музей можно попасть в бывшую домовую капеллу равенских епископов, созданную в конце 5 - начале 6 столетий ещё при Теодорихе.




Фотографировать в капелле запрещено, поэтому мы можем дать только словесное описание её богатого оформления. Крошечная капелла в форме греческого креста с апсидой украшена росписью и мозаиками, на одной из которых изображён Христос-воин, одетый в римские (!) доспехи. А уж как хороши мозаичные своды с орнаментом из лилий, роз и птиц!


В пяти минутах ходьбы от епископского дворца находится Basilica di San Francesco (piazza San Francesco). Церковь здесь появилась ещё в 5-м столетии, но в 10-11 в.в. её кардинально перестроили и тогда же возвели 33-метровую колокольню.




Внутри базилики три нефа, центральный неф завершается апсидой. Под апсидой крипта, затопленная грунтовыми водами.




В 1321-году в этой церкви отпевали умершего в Равенне от малярии Данте. Сначала поэт был похоронен в портике базилики. Два столетия спустя флорентийцы решили перезахоронить своего соотечественника во Флоренции в базилике Санта-Кроче, являющейся усыпальницей выдающихся сынов города. Дальнейшая история больше похоже на сюжет авантюрно-приключенского романа. Монахи-францисканцы, которым принадлежала равеннская церковь, спрятали останки поэта, потом тайно переправили их в свой другой монастырь, потом опять, также тайком, вернули в Равенну и допрятались до того, что обнаружили ящик с прахом Данте только в 1865-м году при ремонте церкви Сан-Франческо, хорошо монахи догадались подписать его. После чего великий итальянец, наконец-то, упокоился в специально построенном ещё в конце 18-го века мавзолее, который стоит слева от церкви.




От базилики Сан-Франческо короткая прямая улица ведёт к главной площади Равенны Piazza del Popolo, на которой, как и полагается, стоит здание городского муниципалитета.








От восточной стороны площади отходит улица Via Armando Diaz, от которой ответвляющийся влево изогнутый переулочек Via degli Ariani приводит к ещё одному маленькому, но весьма значительному памятнику - Арианскому баптистерию.




Скромных размеров, ушедшее почти на два метра вниз кирпичное здание построено на рубеже 5-6 в.в. по приказу Теодориха, который сам был приверженцем арианства, одного из существующих в то время течений христианства. Купол баптистерия украшает красочная мозаика, ровесница здания. Мозаика, также как и в Баптистерии православных, изображает сцену крещения Иисуса. Вокруг размещены фигуры двенадцати апостолов. Все они держат венцы, только у Петра в руках ключи, а у Павла - свиток.




В северо-западной части исторического ядра Равенны вдоль улицы Via Fiandrini находится огороженная высоким забором большая территория, на которой разместились сразу три туристических объекта: Национальный музей Равенны, раннехристианская базилика Сан-Витале и Мавзолей Галлы Плацидии (при входе в комплекс достаём наш комбибилет!).


Базилика Сан-Витале заложена в 527-м году и освящена в 548-м в честь Виталия Миланского.








Здание представляет собой восьмигранник, увенчанный барабаном и куполом. Купол сделан из лёгких, вдетых друг в друга глиняных труб. Возвышающуюся рядом кампанилу пристроили в 13-м столетии.



Внутри церковь представляет собой двухъярусную ротонду.





Купол опирается на восемь опор. Колонны украшены мраморной инкрустацией.



Фрески купола выполнены уже в конце 18-го века.




Вообще, в этой равеннской постройке очень гармонично соединились черты как римской, так и византийской архитектуры. Недаром эта базилика послужила прототипом для архитектуры каролингского Возрождения, прекрасным образцом которой является дворцовая капелла в немецком Ахене.


Сразу от входа взгляд, проходя через таинственный полумрак ротонды, волей-неволей устремляется в брызжущую ослепительными красками апсиду.




Очень глубокая и высокая апсида вся полностью покрыта нереальной красоты мозаиками, выполненными в 546 - 547 г.г., как полагают исследователи, константинопольскими мастерами.




Все мозаики набраны из очень маленьких камешков невероятно разнообразных цветов и полутонов, что превращает мозаики в единое огромное светящееся живописное полотно.




В конхе апсиды изображён Христос с двумя ангелами по бокам. Слева от него - святой Виталий, справа - равеннский епископ Екклезия с макетом базилики Сан-Витале.






Арку апсиды украшает фантазийный орнамент из цветов, птиц и рогов изобилия. По сторонам окон помещены портреты императора Юстиниана и его жены Феодоры в окружении придворных и священнослужителей. Мозаики стен посвящены житиям святых, причём сцены разворачиваются на фоне выполненных во вполне реалистичной манере природных пейзажей.


При этом абсолютно каждый изображённый на мозаиках объект или субъект несёт определённую смысловую нагрузку, о чём, наверняка, специалист может рассказывать часами. А вот для того, чтобы оценить тончайший художественный вкус и высочайшую степень профессионализма неизвестных мастеров, никаких специальных знаний и не требуется, надо просто иметь глаза.


Позади базилики Сан-Витале стоит маленькое, простое, вросшее в землю здание из красного кирпича - Мавзолей Галлы Плацидии, построенный во второй четверти 5-го века для дочери императора Феодосия Великого, сестры императора Гонория, того самого, который перенёс из Милана в Равенну столицу Западной Римской империи.




Правда, умерла Галла не в Равенне и похоронена не в этом мавзолее, что никак не уменьшает его исторической ценности. Мавзолей представляет собой латинский крест с кубической башней, в которую изнутри вписан невидимый снаружи купол.






Внутри купол, арки и люнеты покрыты мозаиками, самыми ранними в Равенне. Потолок в ответвлениях креста покрыт растительным орнаментом, выложенным на удивительно глубоком синем фоне.




Орнамент этот просто какой-то магический, от него невозможно отвести глаза. Вот недаром именно этот рисунок растиражирован на всех шёлковых платках и шарфах, продающихся в каждой сувенирной лавке Равенны!


На насыщенном тёмно-синем фоне купола изображены крест и звёзды. В люнете напротив входа, как считает большинство специалистов, - великомученик Лаврентий, идущий на костёр.




А над входом - молодой Иисус в золотом хитоне.




По сторонам четырёх окошек поместилось всего восемь апостолов, четверых оставшихся пришлось "отселить" в боковые ответвления креста.


В начале 20-го века при реставрации в окна очень удачно вставили алебастровые пластины, и благодаря им всё помещение освещается мягким, золотистым светом.




В мавзолее находятся три саркофага, предназначавшиеся для самой Галлы Плацидии, её сына и её второго супруга.




Как мы уже говорили, на этой же огороженной и заповедной территории находится ещё и Национальный музей Равенны, в экспозиции которого представлены собрания римских монет и византийской резьбы по кости, фрески, коллекции тканей и живописи.


От музея улочка Via Mura di San Vitale, проходящая вдоль бывшей городской стены, выводит к воротам Porta Adriana, сохранившимся от системы городских укреплений 16-го века.




От ворот торговая улица Via Cavour ведёт к центральной площади Piazza del Popolo. По пути на маленькой площади Piazza Costa обратите внимание на интересное здание городского крытого рынка.




Восточнее Piazza del Popolo через весь город с севера на юг проходит длинная, абсолютно прямая улица Via Roma. На южной окраине исторического центра она заканчивается воротами Porta Nuovo (16 в.).




С севера Via Roma закрывают ворота Porta Serrata.






На Via Roma находится ещё одна "драгоценность" Равенны - базилика Sant"Apollinare Nuovo (опять достаём из кармана комбибилет!). Базилика построена в конце 5 - начале 6 столетий по приказу Теодориха.




Изначально церковь была посвящена Спасителю, позже её переосвятили в честь первого равеннского епископа Аполлинария. В 10/11 в.в. рядом с базиликой возвели цилиндрическую колокольню.



В 16-м столетии к фасаду пристроили мраморный портик.




Внутри базилики три нефа, разделённых колоннами, по 12 с каждой стороны.




Центральный неф завершается барочной апсидой.






Перед престолом сохранилась преграда 6-го века, на которой изображены крест, павлин и виноградная лоза.






Каким изначально был потолок базилики, неизвестно, нынешний кессонный появился в 17-м веке, а ещё столетие спустя к левой от входа стене пристроили восемь капелл.



К счастью, все эти преобразования не коснулись поистине масштабных мозаик, покрывающих стены базилики.




Мозаики расположены в трёх ярусах. Мозаики верхнего яруса иллюстрируют евангельские чудеса и Страсти Христовы. Средний ярус занимают христианские пророки и святые. В нижнем ярусе вдоль всех стен протянулись процессии дев и мучеников.






Мозаики базилики выполнены в разное время. Первоначальные мозаики относятся ко времени правления Теодориха. После прихода к власти Юстиниана, то есть во второй половине 6-го века, часть мозаик по политическим соображениям переложили.


На правой от входа стене изображена процессия мучеников. 26 святых, причём все они подписаны, идут от дворца Теодориха к трону Христа.






Изображение дворца относится ко времени правления Теодориха. А к процессии мучеников скромняга Юстиниан не постеснялся добавить и себя любимого.




На левой стене процессия из 22 дев и жён выходит из равеннского порта и идёт к Богородице.






Мозаика с изображением порта была на этом месте с момента постройки базилики, а вот фигуры волхвов, возглавляющих вереницу дам появились при Юстиниане, вероятно, вместо портрета жены Теодориха.


Недалеко от базилики святого Аполлинария на той же Via Roma громоздятся загадочные остатки явно очень древнего сооружения.






Раскрыли их только в прошлом веке и предположили, что это дворец Теодориха. Но, видимо, никаких научно обоснованных подтверждений этой версии пока нет, и поэтому руины носят вполне официальное название "Так-называемый-дворец-Теодориха".


Все выше показанные памятники находятся непосредственно в центре Равенны, в шаговой доступности друг от друга, но только ими особо ценные исторические постройки не ограничиваются.


На северо-восточной окраине исторического центра, недалеко от вокзала, вдоль улицы Via Rocca протянулась внушительного вида стена с мощными башнями.




Эту крепость как часть городских стен построили в середине 15-го века венецианцы, когда Равенна входила в состав Венецианской республики. Укрепление представляет собой "крепость в крепости". Большой участок земли площадью 14 000 квадратных метров, окружённый стеной с двумя круглыми и двумя полукруглыми башнями, получил название "Citadel". Внутри он всегда был пустым и служил военным плацем. Сейчас на этой территории разбит городской парк.




Внутри Цитадели находится гораздо меньший по размерам военный замок Rocca, представляющий собой в плане квадрат площадью 2180 квадратных метров с четырьмя круглыми башнями по углам. В этом замке размещался военный контингент, лошади, оружие и боеприпасы.



Пройдя вдоль крепостной стены по Via Rocca, за крепостью следует свернуть направо, пройти по эстакаде над железнодорожными путями, и сразу за эстакадой слева покажутся деревья парка, в котором стоит ещё один поистине уникальный памятник Равенны - Мавзолей правителя остготов Теодориха.




Мавзолей построен в 520-м году.




Это единственный образец готского зодчества и единственная в Европе сохранившаяся гробница варварского монарха.




В отличие от всех раннехристианских построек Равенны, выполненных из кирпича, при строительстве мавзолея были использованы блоки из известняка.




Купол сооружения весом почти в 300 тонн просто-напросто вытесан из цельного камня.






Внутри здание имеет два этажа. Первый этаж, по-видимому, предусматривался для капеллы или для захоронения других членов семьи правителя. На верхнем этаже стоит порфировый саркофаг Теодориха.




Саркофаг пуст. Когда к власти пришёл император Юстиниан, он приказал выбросить из мавзолея останки Теодориха, то есть совершил не только акт вандализма, но и оставил человечество без ценного исторического материала.


Следует иметь в виду, что даже быстрым шагом идти до Мавзолея Теодориха придётся минут пятнадцать. Впрочем, это не самый удалённый исторический объект Равенны. Уже за городской чертой находится Basilica di Sant"Apollinare in Classe (via Romea Sud). Церковь стоит примерно в пяти километрах от центра города, и добираться до неё придётся на машине или на городском автобусе.




Базилика построена над могилой первого равеннского епископа Аполлинария и освящена в 549-м году.




В 10-м веке к церкви пристроили колокольню и нартекс.





Внутри базилики три нефа, разделённые колоннами.








В углу здания сохранились фрагменты первоначального пола.




Мозаики в этой базилике самые поздние в Равенне, они выполнены в 6-9 в.в., да и те уцелели не полностью. В середине 15-го века Равенну основательно разграбили венецианцы, поэтому мозаики сохранились только в апсиде и на арке, отделяющей апсиду от нефа.












В боковых нефах установлены 10 саркофагов 7-8 в.в., часть из которых принадлежит равенским епископам.






Напоследок хотим сказать, что все объекты культурного наследия Равенны для посетителей работают круглый год без обычной для Италии сиесты и без выходных дней, только в зимнее время часы работы на полтора - два часа сокращаются. Тем не менее, зимой, начиная с ноября, приезжать в Равенну намного лучше - нет длиннющих очередей на вход, а они практически неизбежны при большом наплыве народа, так как половина из описанных нами памятников совершенно крохотные внутри. Зимой нет ограничений на время пребывания внутри, а в разгар туристического сезона это не редкость, да и, в принципе, отсутствие толп даёт возможность в полной мере прочувствовать божественную красоту, при виде которой замирает сердце, а ноги прирастают к полу.