Меню
Бесплатно
Главная  /  Жалюзи  /  О Троице. Праздничная проповедь в день Святой Троицы (2016г.)

О Троице. Праздничная проповедь в день Святой Троицы (2016г.)

31 мая 2015 года, в праздник Святой Троицы, по окончании Литургии в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к верующим с балкона Патриарших покоев с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником Пятидесятницы, с праздником Святой Троицы. В этот день мы прославляем событие огромной важности, которое по своему значению сопоставимо с сотворением мира и с воплощением Сына Божия. Мы прославляем пришествие в мир Духа Святого.

Святой Дух, конечно, и до этого события пребывал в мире. Дух Божий носился вверху воды в момент таинственного акта сотворения Вселенной (Быт. 1:2). Святой Дух поддерживает все творение. Святой Дух нисходил на ветхозаветных патриархов и пророков, Он давал им силу слова и мудрость. И в этом смысле нельзя сказать, что было время, когда не было Божественного Духа в космосе, в природе или в истории человечества.

Но событие, о котором мы сегодня говорим и которое мы прославляем, совершенно особенное. Святой Дух сошел на апостолов. Это был акт Божественного одухотворения учеников Христа Спасителя, но не только их. Святой Дух сошел не только на тех, кто был собран в Сионской горнице. Он сошел также на каждого, кто присоединился к этой апостольской общине. А всех тех, кто вместе с апостолами составляют эту общину, мы именуем Церковью. Святой Дух вошел в жизнь Церкви. И подобно тому, как Божественное и человеческое соединилось в личности Иисуса Христа, — по формуле IV Вселенского Собора, неслитно, нераздельно, неизменно, неразлучно, — Дух Святой пребывает неизменно вместе с человеческой природой Церкви, не смешиваясь с ней, но и не отделяясь от нее, одухотворяя эту человеческую природу.

И если бы Церковь была только человеческой организацией, если бы она только объединяла единомышленников, подобно тому как объединяет единомышленников множество существующих человеческих организаций, то ее давно бы не существовало. Ведь и во времена апостолов были мощные человеческие организации, поддерживаемые силой Римской империи. Это были в первую очередь правящие элиты, это были римские легионы, олицетворявшие мощь империи. И где теперь эта человеческая мощь? Если мы проследим всю историю после пришествия в мир Христа Спасителя, то каких только мощных организаций не было — действующих и открыто, и скрыто, претендующих на власть физическую и на власть духовную, — но этих организаций больше не существует, а те, что есть, уйдут из истории рода человеческого, как уходили все предыдущие.

Но Церковь будет существовать всегда, до скончания века, потому что врата ада ее не одолеют (см. Мф. 16:18). Не потому, что мы с вами такие сильные — мы немощные, мы слабые, мы, может быть, гораздо слабее тех, кто организован в иные человеческие общины, но в нас и через нас, через Церковь Божию, действует Святой Дух. Он возмещает нашу слабость, Он действует там, где нам не хватает сил и разумения, Он поднимается на защиту Церкви, когда могущественные силы, во много крат превосходящие силу и влияние Церкви, пытаются ее разрушить.

Дух Святой не потакает человеческому греху, который существует и в видимой, человеческой церковной жизни. Но эти грехи прощаются через искреннее покаяние, и Дух Святой наполняет наши немощные человеческие сосуды Своей Божественной силой.

Мы сегодня празднуем день рождения Церкви Христовой. Мы празднуем великое таинство соединения Божественного и человеческого, но уже не в личности Иисуса Христа, а в Церкви Божией. И этот день является действительно духоподъемным, прежде всего потому, что сегодня мы обращали к Богу особые молитвы, дабы Дух Святой всегда был с нами, а Он, будучи с нами, укрепляет и возвышает наш слабый и немощный человеческий дух. И, несмотря на человеческую немощь, существует и будет существовать Церковь Божия, в которой силой благодати Святого Духа прощаются человеческие грехи, и обновляется наша жизнь.

И молитва наша сегодня была особой, коленопреклоненной. Мы молились о себе, о Церкви, о роде человеческом, о живых и о мертвых. И верим, что в ответ на эту молитву сила Божия благодатью Святого Духа прикасается ко всем нам и спасает души наши. Аминь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Нынешний великий праздник, дорогие братья и сестры, является прославлением того события, которое произошло на заре жизни Церкви Христовой. О Святом Духе было предвозвещено еще в Ветхом Завете: бытописатель Моисей, повествуя о создании мира, говорил о том, что Дух Божий носился над водами и, таким образ, подготавливая их к тому, чтобы в них могли жить те твари, которых потом создал Господь.

В паремиях, которые мы слышали вчера, говорится о том, что и на избранных мужей Ветхого Завета нисходил Святой Дух в виде особого озарения. Как говорится в Книге Чисел: пророк Моисей избрал семьдесят духоносных мужей, на которых осиянием Своим снизошел Святой Дух. Но это было свидетельство очень неяркое, и, поэтому Господь, когда пришел на землю, говорил относительно того, что Он ниспошлет Своего Духа на апостолов и говорил Он апостолам, чтобы они пребывали неотлучно во Иерусалиме после Его Вознесения, до тех пор, пока не облекутся силою свыше. А до этого Господь говорил также, что Он уходит для того, чтобы снизошел Дух Святой, Который напомнит им о всем том, что Он говорил Сам своим ученикам.

И в день «пятидесятный», как говорится в Евангелии, Господь действительно исполнил это обетование святым апостолам, и Дух Святый в виде огненных языков сошел на святых апостолов. В это время дыхание Духа было, как дыхание ветра, и апостолы начали говорить на разных языках. Поэтому те, кто были в Иерусалиме, а в Иерусалиме в это время было очень много людей, которые пришли из разных мест, и каждый из них понимал, что говорили святые апостолы. И поэтому естественно, это явление было невероятным, чудесным, которое поражало умы и сознание людей. Но самое главное – это то, что Дух Святой, Который сошел на святых апостолов, даровал им силу благодатную для того, чтобы они проповедовали Евангелие по всему миру.

Прокимен нынешнего дня гласит: «Во всю землю изыди вещание их ив конце вселенной глаголы их». Это об апостолах сказано, потому что, действительно, во исполнение Заповеди Господней, они, которые не отлучались от Иерусалима до того, как облеклись силою свыше, после того как на них снизошел Святой Дух, прошли по всей вселенной и проповедовали Евангелие «всей твари».

Дух Святой, таким образом, произвел коренной переворот в жизни самих апостолов ив жизни тех, которые были с апостолами и в тех, которые внимали апостольской проповеди и становились в ряды христиан.

Дух Святой даровал возможность святым апостолам проповедовать мужественно, безбоязненно преодолевать всевозможные препятствия, которые стояли на их пути. Они ничего не боялись, не страшились, им не страшна была и смерть, как говорит святой апостол Павел: «желание имею разрешиться от уз плоти и со Христом быть». Они всегда были готовы отдать свою жизнь, но только не изменить тому призванию, к которому призвал их Сам Господь.

Святитель Григорий Богослов говорит о том, что Дух Святой произвел такие разительные перемены в жизни святых апостолов. «Прежде всего», говорит он, — Дух Святой из рыбарей сделал людей, которые способными оказались в мережу Христову завлекать многие народы. Весь мир покорили, мытарей призвал, чтобы они уловляли и призывали души человеческие, и гонителей обратил таким образом, что они стали ревностными проповедниками Евангелия.

И святой Иоанн Златоуст вместе со святым Григорием Богословом говорит относительно того, что Дух Святой сотворил такую перемену в святых апостолах, что они, если и проявляли когда-то боязнь, страх перед иудеями, то теперь, после того, как облеклись силою Святого Духа, стали бесстрашными и мужественными воинами Христовыми, которые проповедовали Евангелие там, куда направлял их Сам Господь и Дух Святой.

В Священном Писании, в богослужениях и молитвословиях действие Святаго Духа уподобляется «свету и огню». Подобно свету, Дух Святой просвещает духовные очи каждого человека, который соприкасается с Божественной благодатью. Дух Святой, подобно огню, очищает души человеческие, те души, которые приобщаются неизреченной Божественной благодати.

Святой Иоанн Златоуст говорит, что если не было бы Духа Святаго, то не было бы ни пастырей, ни учителей, которые наставляли бы в истине Христовой. Если бы не было Духа Святаго, то не было бы и Таинств, в которых подается неизреченная Божественная благодать. Если бы не было Святаго Духа, то не было бы и самой Церкви. Поэтому сошествие Святаго Духа на апостолов – это праздник самой Церкви, это день рождения Церкви Христовой, потому что именно в этот день святые апостолы, благодаря своей проповеди, в этот день собрали воедино очень множество людей, которые уверовали во Христа. Многие тысячи встали под знамя Христово и создали церковные общины, а впоследствии и многие поместные Церкви в разных городах, которые существуют и в настоящее время.

Благодаря тому, что святые апостолы передавали своё благодатное служение преемникам, оно пребывает в Церкви Христовой всегда и будет пребывать до скончания века. Церковь – это сокровищница, в которой сохраняется и передается Божественная благодать. Поэтому каждый, кто принадлежит Церкви Христовой, является общником этой неизреченной благодати через принятие Святых Таинств Христовых.

Вот таково значение, дорогие братья и сестры, этого великого и радостного события, которое послужило основанием для настоящего празднества и торжества.

Будем же, дорогие братья и сестры, благодарны Богу за то, что Он даровал нам возможность приобщаться к неисчерпаемому источнику Божественной благодати через те Таинства, которые преподаются в Церкви Христовой. Будем стремиться к тому, чтобы благодать Святаго Духа освящала наш путь, чтобы благодать Божия, подобно огню, очищала наши души, дабы мы ясно видели свой христианский путь и стремились к тому, чтобы шествовать по этому пути свято и непорочно.

Аминь.

Кто жаждет, иди ко Мне и пей.
Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании,
из чрева потекут реки воды живой
»

С егодня, в день Пятидесятницы, наши храмы утопают в цветах и облекаются в зеленые ветки вечной молодости и вечной радости. Сегодня человеческие сердца украшаются благодатию Святаго Духа и становятся похожими на вечноцветущий рай. Сегодня день рождения Церкви. Это торжество святитель Иоанн Златоуст называет столицей всех праздников, заключительным аккордом Божественного Домостроительства. Сегодняшний день — это торжество Пресвятой Троицы, потому, что с сошествием Святого Духа человечеству открывается Истина, что Бог Троичен.

«Бог есть Любовь » Но не только потому, что Он любит Своё творение — мир и человечество. Бог есть Любовь Сам в Себе, потому что бытие Единаго Бога, это со бытие Божественных Ипостасей Отца, Сына и Духа Святого, пребывающих между собой «в вечном движении любви», по словам прп. Максима Исповедника. Троица есть Троица Любви и Бог есть единство Трех, бесконечно любящих друг друга Лиц.

Священномученик Ириней Лионский говорит: «Церковь приняла от апостолов и их учеников свою веру в Единого Бога и Отца Всемогущего, создавшего небо и землю, и море, и всё, что в них, и в единого Христа Иисуса, Сына Божьего, Который стал плотью для нашего спасения, и в Святого Духа, Который через пророков возвестил домостроительство Божие...»

А святитель Николай Сербский очень глубоко и поэтически вдохновенно приоткрывает тайну Святой Троицы такими словами: «О, как совершенная любовь всегда готова к совершеннейшему послушанию! Любовь постоянно бдит в желании и готовности послушаться своего возлюбленного. А из совершенного послушания проистекает, словно поток мёда и млека, совершенная радость, которая и составляет притягательную силу любви. Отец имеет совершенную любовь к Сыну и Духу. Сын имеет совершенную любовь ко Отцу и Духу. И Дух имеет совершенную любовь ко Отцу и Сыну. По этой совершенной любви Отец есть ревностный послушник Сына и Духа, и Сын есть самый ревностный послушник Отца и Духа, и Дух есть самый ревностный послушник Отца и Сына! Как никакая любовь в сотворенном мире не может сравниться со взаимною любовью Божественных Ипостасей, так и никакое послушание не может сравниться с Их взаимным послушанием!»

Тогда, в пятидесятый день по Воскресении Христовом, в виде огненных языков, в шуме стремительного ветра благодати исполнилось то, о чем раньше говорил Господь. «Когда же придёт Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух Истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне » . Дух Святой сошел на неграмотных галилейских рыбаков и соделал их богословами и апостолами, которые без сожаления оставили свои ветхие дырявые вещественные сети и сетями Евангельской проповеди «уловили всю Вселенную».

Но не на одних только апостолов, и не ради только их, сошел Дух Святой, а через них — на всех нас и ради всех нас. Ради всего страждущего, жаждущего, алчущего человечества! Как и раньше, более чем 2 тысячи лет назад, так и сейчас в наш фантастический, сверхскоростной, сверхтехнологичный, прогрессивный, «гуманный», постоянно говорящий о свободе человека, но на самом деле циничный, бездушный, равнодушный, безразличный XXI век — приходит Святой Дух и превращает, претворяет мертвые и пустые человеческие сердца в сосуды благодати, любви и истины!

Целью вочеловечения Слова Божия является принятие людьми Святого Духа, и становление их членами Тела Христова, Церкви и через это — жилищами Троичного Бога! А без благодати Святого Духа мы жалкие, нищие, обезображенные оборванцы, самые несчастные люди, хотя можем рядиться в призрачные одежды мудрых и преуспевающих, как сейчас говорят, состоявшихся людей.

Священномученик о. Иоанн Восторгов говорил, что «обновление и возрождение жизни наших народов заключается в силе жизни духа, а не в тех внешних реформах государственного и общественного строя, на которые теперь возлагают столько надежд: самое лучшее лекарство не поможет трупу». Без жизни духа человечество может превратиться в живой труп, а все, даже самые удивительные информационно-цифровые технологии и достижения прогресса могут стать искусственным венком на его могиле.

Без благодати Святого Духа, оживляющей душу, человек может стать «постчеловеком», «сверхчеловеком», киборгом, не способным ни любить, ни чувствовать, ни верить. Священномученик Иларион Верейский говорил: «Идеал Православия есть не прогресс, но преображение!» Преображение человеческой души. Преображение человеческого сердца. Поэтому мы взываем и вопием со слезами и покаянием:

«Царю Небесный, Утешителю Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».

Поэтому мы и будем сегодня, стоя на коленях наших сердец, умолять Бога о прощении наших многочисленных грехов.

Преподобный Никодим Святогорец говорит, что существуют три вида опьянения:

Первый — это опьянение от обычного вина.

Второй вид опьянения — опьянение страстями.

И, наконец, третие опьянение — это опьянение Святым Духом! Или «трезвенное опьянение», — как говорит священномученик Дионисий Ареопагит. Это таинственный плод стяжания благодати Святаго Духа, Небесных Божественных энергий. Это невидимые огненные языки, которые созидают в нашем сердце сокровенного человека в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа.

А дары Святого Духа, которые Господь посылает каждому из нас, они многоразличны, они имеют множество удивительных духовных оттенков, граней, полутонов. Каждый человек прекрасен, уникален и дорог в очах Божиих! Удивительно прекрасен и бесконечно любим. Но мы сами порою коверкаем в себе образ Божий. Засыпаем сладким, коварным, земным, летаргическим сном. И как страшно смотреть на мир и не видеть в нем ничего сакрального, ничего таинственного, ничего одухотворенного Десницей Творца.

И если мы не видим, не чувствуем, не удивляемся красоте Богом сотворенного мира, красоте человеческой души, а красотой считаем лишь моду, стили, дизайн, «артхаус» — то наш путь еще долог! Если человека мы воспринимаем не как образ Божий, а как объект интервенции, а вместо любви в нашем сердце царит корысть и лицемерие — то мы еще не сдвинулись с места!

И если Богом данное время земной жизни мы тратим впустую, в игрушки для взрослых, в добывание корма и поедание его, если не ценим духовные жемчужины, которые дарит нам Господь, а дорожим придорожным навозом, налипшим на белоснежную одежду нашей души — то мы играем на краю пропасти!

Поэтому Святая Церковь будит нас и голос ее колокола, колокола Любви, разносится по всей Вселенной. Старец Фаддей Витовницкий говорит: «Когда мы будем держать ответ на Страшном Суде, мы должны будем ответить и за то, как мы распорядились Божественной силой и жизнью, которые нам дарованы. Ответить за то, что мы создали во Вселенной — гармонию или хаос?»

А геронда Ефрем Аризонский так замечательно говорит: «В ином мире пищей людей будет любовь. Любовь ко Христу и друг ко другу. Один человек будет лицезреть другого и ощущать в душе настоящий рай». Но для того, чтобы наша душа достигла райских обителей, в наших сердцах еще здесь должен зажечься огонь Пятидесятницы!

Сегодня все верующие сердца — раньше парфяне и медяне, жители Месопотамии, Понта и Ассии, а сейчас — Греции, Сербии, Румынии и России и многих других уголков нашей планеты празднуют день Рождения Церкви! Сегодня Господь зовет каждого из нас: «кто жаждет, иди ко Мне и пей ». А мы, стоя на коленопреклоненных молитвах, среди русских березовых райских веток, с сердцем, исполненным благодарности, покаяния и любви вопием и глаголем:

Упование мое — Отец! Прибежище мое — Сын! Покров мой Дух Святый! Троица Святая! Слава Тебе!

Игумен Тихон (Борисов)

Деяния апостольские, 2:1-11

При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небесами. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты*, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?

Сегодняшнее воскресенье – Праздник Святой Троицы, или Пятидесятница, день рождения Церкви. И событие это, как находящееся уже за пределами земной жизни Господа Иисуса Христа, описано в пятой по очереди книге Нового завета, которая называется Деяния апостольские. Это историческая книга, говорящая о первых годах существования Церкви. Наверное, сегодня – единственный в церковно-богослужебном году день, когда центральным на богослужении становится чтение не из Евангелия, а из Апостола.

В стихах из второй главы Деяний апостольских, которые мы сегодня слышали, говорится о том, как в праздник Пятидесятницы, то есть на пятидесятый день после Пасхи, апостолы находились единодушно вместе, и внезапно произошли два чудесных события.

Первое – начался некоторый шум на небе, подул сильный ветер, и весь дом наполнился ощущением могущества Божия. Припомним: когда мы находимся в поле перед грозой, вдруг начинает дуть сильный-сильный ветер, и невольно душа восходит к первоначалам, приближается к тому, каков был этот мир когда-то в его изначальной хорошести. Потом в Сионской горнице, то есть в доме, где находились апостолы, появились языки «как бы огненные» (Деян. 2:2), как говорит автор Деяний святой евангелист Лука. Это указание очень важно, потому что, конечно, речь не идет о физическом пламени. Эти языки почили, то есть, разойдясь, достигли головы каждого, кто присутствовал в Сионской горнице. Это было первое чудесное событие.

Второе событие состояло в том, что апостолы, согласно тексту Деяний, «исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им про­веще­вать» (Деян 2:4). То есть, не имея лингвистического или филологического образования, будучи по большей части простыми рыбаками, вдруг получили дар проповеди на языках тех народов, к которым еще только предстояло отправиться.

Почему эти два чудесных события отмечаются как день рождения Церкви? Дело в том, что в Евангелии от Иоанна, которое тоже сегодня читается на богослужении, Христос говорит о том, что потом, когда Он будет вознесен после Своих крестных страданий, Он пошлет ученикам Духа Святого, Утешителя, Который их всему научит. Принятие Духа Святого, Который, как верит христианская Церковь, является третьим Лицом Святой Троицы, будет для них великой радостью, (Ин, 14:26).

История человечества в некотором смысле разделяется на три этапа. Святые отцы, учители Церкви, говорят, что эпоха Ветхого Завета была преимущественно временем действования Бога Отца, Который был еще непознаваем человеческому роду. Средоточие человеческой истории, время земной жизнь Господа Иисуса Христа, описанное в Новом Завете, – время преимущественного действования второго Лица Святой Троицы, воплотившегося Бога Сына. И, наконец, последующая история – реализация тех хороших новостей, или Благой вести, которая принесена в Евангелии, – это эпоха действования Духа Святого.

В одном из очень важных церковных песнопений звучат такие слова: «Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается, светлеется Тройческим единством». То, что Дух Святой пребывает в Церкви, определяет ее природу, совершенно отличную от природы, скажем, государства, партии, сообщества по интересам. Это отличие подразумевает, что все существенное внутри Церкви совершается не человеческими усилиями, не административным распорядком, талантом руководителей и даже не святостью и благочестием тех, кто Церковь наполняет, но Духом Святым, Который реально в ней пребывает и для христианина является вечным источником ее святости.

Духом Святым вода, в которую мы опускаем младенцев во время совершения Таинства Крещения, перестает быть просто физической консистенцией и становится водой, в которой человек рождается в жизнь вечную. Духом Святым слова, которые произносит священник в Таинстве покаяния («прощаю и разрешаю тебя от твоих грехов…») над каждым искренне кающимся человеком, перестают быть просто словами или советом психотерапевта, но становятся силой, после действия которой человек уходит реально освобожденным от груза своих грехов и получившим шанс дальше жить по-другому или бороться за то, чтобы жить по-другому. Духом Святым хлеб и вино, важнейшие субстанции нашего человеческого существования, на литургии перестают быть просто хлебом и вином, но становятся Телом и Кровью Христа, с Которым мы соединяемся в Причастии. И начало этих удивительных даров, значительно более удивительных, чем возможность проповеди на национальных языках, вдруг данная апостолам, имеет место в сегодняшний праздник и описано в Деяниях апостольских.

И еще одно важное замечание, связанное как раз с проповедью на языках. Этот завет, это указание дано Самим Богом. Христианство предполагает не создание мистической атмосферы, не мраки и полумраки переживаний без осознания разумом, но проповедь Слова, Слова с большой буквы, которое отзывается в сердце и рождает в нем отклик, объединяющий и разум, и волю для всецелого следования человека за Христом.

Протоиерей Максим Козлов

Мои дорогие отцы, братья и сестры! Преосвященные владыки! Всех вас сердечно поздравляю с великим мироспасительным праздником Святой Троицы, Святой Пятидесятницы.

Мы празднуем особое событие в жизни мира. Через рождение Господа и Спасителя, через Его жизнь, через Его учение, через Его страдания, через Его смерть, через Его воскресение даровано было людям нечто совершенно особенное, что действительно изменило течение истории. Мы называем время после рождения Христа Спасителя новой эрой. И совсем не потому, что люди автоматически стали лучше после пришествия в мир Спасителя, не потому, что лучше стали общественные отношения, меньше стало зла в личной, семейной, общественной жизни. Совсем не потому! Мы знаем: как были разбойники до Спасителя, так они существуют и после, как были войны до, так они существуют и после, как были гражданские конфликты, столкновения, противоречия, коварство, обман, ложь, зависть, так все это существует и после Христа Спасителя.

Что же тогда появилось? Для чего же Господь пострадал, жизнь Свою отдал? Именно ради того, что мы сегодня так торжественно празднуем. Ему было угодно, чтобы Божественное присутствие постоянно пребывало в жизни рода человеческого. В 50-й день после воскресения Господь дарует Своего Духа апостолам. Он изливает этот Дух как Свою энергию, Свою благодать, Свою силу на святых апостолов. На простых рыбарей - тех самых, которые трусливо бежали в момент ареста Христа Спасителя, когда на Него обрушились страшные пытки, тех самых учеников, один из которых предал, а другой отказался, тех самых учеников, которых не было на Голгофе, тех самых учеников, которые несли на себе отпечаток всей ограниченности и греховности человеческой жизни, - на них Он изливает Свою благодать, и Божественной силой они перестают быть трусливыми и боязливыми. Они становятся мужественными и сильными, обретая тот Божественный дар, который сразу выделил их из среды всего человеческого рода. Их слово наполнилось мудростью, силой, и тысячи людей стали откликаться на их проповедь - не меньше, чем на проповедь Самого Христа Спасителя.

Более того, вдохновленные Божественной силой, излившейся на них в день Пятидесятницы, движимые Духом Святым, они отправились в разные страны, проповедуя Христа распятого и воскресшего. Именно они создали общность людей, внутри которой и живет этот дар Святого Духа, - эту общность мы именуем Церковью Божией. Все мы с вами и есть Церковь, среди нас и в нас живет Святой Дух, силы Которого каждый получает в момент крещения и миропомазания, сила Которого обновляется в нас всякий раз, когда мы, принося покаяние, причащаемся Святых Христовых Таин. В море беззакония, ничем не отличающегося от того, что было до Христа Спасителя, живет Его Церковь как носительница благодати Святого Духа. Именно в Церкви и происходит спасение людей, их живое соприкосновение с Богом, новая жизнь во Христе.

Церковь существует для того, чтобы призывать Святого Духа. Самая важная миссия Церкви - это призывание Святого Духа, эпиклезис, как мы говорим, употребляя греческое слово. Эпиклезис есть не только молитва призывания Святого Духа - это жизнь во Христе, это открытое Ему навстречу сердце, это мужественное и честное исповедание веры в Христа Спасителя и в Святую Троицу. И в ответ на жизнь Церкви Бог посылает дар Святого Духа, и Дух живет и действует в нас. Кто-то может сказать: «Что же все это означает для мира? Что же - мир сам по себе, а Церковь сама по себе?» Совсем нет. Ведь каждый из нас, принадлежа Церкви, принадлежит и миру, через каждого из нас сила Божественной благодати должна изливаться на род человеческий, но особым образом она изливается через миссию Церкви в мире. Это и есть миссия спасения, это и есть миссия обращения людей к Богу, это и есть миссия преображения человеческой личности и всего рода человеческого.

Все это мы сегодня празднуем с вами в день Святой Троицы, потому что с того самого дня Пятидесятницы и началась эта спасительная миссия Церкви. Что же мы, христиане? А мы должны осознавать величайшую ответственность пред Богом за тот дар, который получили в крещении, величайшую ответственность пред Богом за благодать, которую получаем в таинстве святого причащения, в молитве. Это есть Божий дар, и мы с вами - обладатели этого дара. И для того чтобы сила благодати не покидала нас, чтобы мы не превращались в пустые сосуды, нужно постоянно стяжать благодать Святого Духа - молитвой, добрыми делами, участием в таинствах Церкви; и делиться этой благодатью, опять-таки, через добрые дела и через добрые слова со всем родом человеческим. Как говорит священнослужитель, совершая таинство Святой Евхаристии: «и о всех и за вся». О всех и за вся пострадал Господь, на всех и на всё через Церковь изливается благодать Святого Духа. И, сознавая важность служения христианина, мы должны постоянно возгревать в себе молитвой, доброделанием и участием в таинствах силу Святого Духа.

Сегодня мы празднуем престольный праздник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, потому что главный храм лавры освящен в честь Святой Троицы. И я поздравляю всех вас, мои дорогие, с этим событием и радуюсь, что в таком множестве вы собрались сегодня для нашей общей молитвы. Пусть благодать Святого Духа пребывает со всеми вами, помогая вам на путях вашей жизни, помогая преодолевать неправду, зло, беззакония своей собственной личности и вокруг себя, помогая всем нам возрастать от силы к силе. Призываю благословение Божие на всю нашу историческую Русь, соединенную Киевской купелью крещения, на весь наш православный народ. Призываю благословение Божие и на державу Российскую, чтобы действительно благодать Божия укрепляла всех нас, а через нас содействовала преображению жизни рода человеческого. С праздником! Храни вас Господь.