Меню
Бесплатно
Главная  /  Растения  /  Проект «Лекарственные растения. Педагогический проект (познавательный, среднесрочный) «Лекарственные растения

Проект «Лекарственные растения. Педагогический проект (познавательный, среднесрочный) «Лекарственные растения

Актуальность. Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Экологическое воспитание надо рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем.

Проблема . Беседа с детьми на тему растений помогла определить проблему, а именно - дети имеют недостаточный уровень знаний по теме «Лекарственные растения». В ходе работы с родителями, мы также выявили, что многие из них плохо разбираются в целебных растениях. Поэтому и был разработан экологический проект «Лекарственные растения»

Сроки проведения: разработка и реализация проекта проходила в летний период 2016 года в течении двух месяцев.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Цель проекта : сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Задачи:

1. Для воспитанников:

1. Уточнить и расширить знания детей о названиях лекарственных растений, их ценности для здоровья, правил пользования.

2. Познакомить с разнообразием целебных растений, их значимостью для всего живого на планете.

3. Вовлечь дошкольников в природоохранную деятельность.

4. Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, речь, а также умение сравнивать и анализировать.

5. Развивать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях. 6.Развивать чувства и эмоции дошкольников, полученные в процессе познания через организацию продуктивных видов деятельности.

7. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников, а также бережное отношение к природе.

2. Для родителей (законных представителей)

1. Привлекать родителей к участию в образовательной деятельности, создании совместного образовательного проекта.

2. Повышать родительскую компетенцию в вопросах экологического воспитания.

3. Для педагога:

1. Разработать систему мероприятий, направленных на развитие экологических знаний старших дошкольников.

2. Создать условия для ознакомления детей с миром целебных растений.

В летний период времени 2016 года на уровне ДОУ я внедряла проектную деятельность познавательного цикла под названием: "Растения, которые нас лечат". На начальном этапе внедрения проекта провела диагностическую беседу с детьми и анкетирование с родителями. План реализации проекта представлен в виде таблицы- матрицы. (план взаимодействия с детьми и родителями, сценарии мероприятий).

Осуществляя прогулку с детьми по экологической тропе, я задала детям вопрос: "Что вы видите под своими ногами, когда идете?" Дети стали называть: траву, камешки, цветы. Катя назвала одуванчики. «Вот – лопух», сказала Аня. «А я вижу подорожник, он лечит», - сказал Саша. А какие еще растения, которые нас лечат, вы знаете? Ответов много не последовало, и эта проблема послужила толчком к созданию проекта.

Ввести детей в проблему проекта помог просмотр мультфильма «Сказки про лекарственные растения». Сюжет мультфильма раскрыл перед детьми разнообразие мира растений, которые лечат людей, животных. После просмотра дети поняли, что в природе нас окружают растения, которые не только радуют своей красотой, но и помогают нам дышать. И также существуют лекарственные растения, которые в опасных для здоровья ситуациях приходят на помощь человеку, животным.

Затем для расширения знаний у детей о лечебных растениях использовала беседы с использованием ИКТ: "Как разнообразен растительный мир", "Почва и ее свойства", "Царство лекарственных растений", "Что лечат лекарственные растения". После этого дети стали искать в ближайшем окружении лекарственные травы. Исследовав территорию детского сада, выявили с детьми наличие хорошо знакомых детям видов лекарственных растений - одуванчик, подорожник, лопух; и незнакомых - тысячелистник, цикорий. На месте их произрастания мы поместили таблички - указатели с картинкой. Позже Галя предложила придумать карту и занести на нее все растения- целители, которые растут на территории детского сада. Итак, дети выявили, что нужно на карту занести следующие растения: цикорий, тысячелистник, ромашку лекарственную, пастушья сумка, одуванчик, лопух, подорожник, крапиву. Совместно с детьми изготовили карту- схему.

В период ознакомления с новым видом лекарственных растений мы читали такие литературные произведения как: рассказ "Огород на опушке" А. Стрижева, А. Онегова "Тропинка полевая", Н. Павловой "Загадки цветов", А. Плешакова "Зеленые страницы", Э. Шима «Сказки, найденные в траве», С. Козлова «Волшебная травка зверобой», К. Паустовский «Заботливый цветок».

Разучивали стихи, отгадывали загадки про лекарственные растения: подорожник, ромашку лекарственную, крапиву, одуванчик.

Чтобы сформировать представления о лекарственных растениях у детей проводила дидактические игры под названием: "Где что растет?", "Угадай, где я была?"(определение места произрастания), "Найди, о чем расскажу", "Что лечит это растение". "Какому растению принадлежит это?". Для создания игры "Угадай по запаху" приняли участие и дети и родители. Каждый ребенок выбрал понравившиеся растение, дома вместе с родителями собрали, высушили и принесли в сухом виде в мешочке из ткани.

Экскурсии по экологической тропе помогли детям в экспериментальной деятельности. Дети узнали строение растений, условия, необходимые для их жизни, размножение, рост, развитие растений. На прогулочном участке создали уголок "Зеленые помощники", где дети самостоятельно рассматривали картинки с лекарственными растениями и иллюстрации из книг.

Узнав о большой пользе всех лекарственных трав, дети предложили придумать плакат «Берегите лекарственные растения- это наши зеленые друзья» и разместили его в уголке на участке. А еще пригласили гостей- друзей из другой группы и рассказали им о пользе лекарственных растений.

Позже ребята спросили: "А где могут расти еще лекарственные растения?" И тогда мы осуществили выход в парковую зону с целью выявления места произрастания лекарственных растений за территорией детского сада. Сделали вывод, что эти растения растут повсюду, всегда рядом с нами. Затем посетили аптеку, где работает бабушка Вероники. Она рассказала детям, что можно травы сушить самостоятельно дома, а можно купить готовую траву в аптеке и лечиться.

С использованием изобразительных средств дети рисовали понравившиеся растения. Детские работы собрали в папку "Целебные травы".

Завершая работу с детьми по проекту, мы собрали гербарий лекарственных растений. В игровой деятельности дети использовали лечение разными отварами, легко узнавали и называли лекарственные растения на территории детского сада, по дороге домой. Пополнилась развивающая среда новыми дидактическими играми, появилась картотека лекарственных растений нашей местности,

В проектной деятельности принимали участие и родители. Совместно с детьми родители в домашних условиях изготовили схемы приготовления отваров, настоек для оздоровления организма и различных заболеваний. Поделились опытом на итоговом мероприятии. Вместе оформили копилку "Бабушкиных рецептов" (обмен рецептов).

Интересными по содержанию получились сочинения сказок родителей и детей про лекарственные растения и их лечебные свойства.

Творчески подошли родители к изготовлению книжек- малышек "Мое любимое лекарственное растение"

Ожидаемые и полученные результаты.

В ходе работы над проектом мы достигли следующих результатов: обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания. Мы собрали бесценный материал о целебных растениях нашей местности, которые растут и на территории детского сада. В период работы над проектом дети пополнили словарный запас. Экспериментальная деятельность, в которой участвовали дети была направлена на развитие воображения, мышления. В ходе всего проекта дети проявляли любознательность, были наблюдательны.

В результате работы по проекту дети узнали больше названий целебных растений, узнали об их значимости для всего живого на планете. Если в начале работы дети знали только 2-3 растения, то к завершению их знания пополнились до 8-10. Легко узнавали их по внешнему виду, и также Путем исследования дети познакомились со свойствами лекарственных растений и их лечебными качествами.

У детей сформировалось бережное отношение к природе.

Ребята хорошо запомнили, что растения, которые нас лечат надо охранять и беречь.

Из наблюдений за играми детей, можно сказать, что у детей появились новые сюжеты игр: "Фитобар", "Зеленая аптека".

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад МЗ2 комбинированного вида» Приволжского района города Казани

Проект

Экологическая тропинка

«Лечебные травы и растения»

(старший дошкольный возраст)

Воспитатель: Лотфуллина Л.Ш.

2013 год.

Актуальность:

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают" нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.

На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили, изучить лекарственные растения которые произрастают на фитоогороде ДОУ, вырастить полезные растения, которые принесут пользу, будут воздействовать на чувства детей; их сознание, взгляды и представления.

Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные" позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения, и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.

Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7-8°/о зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Нам необходимо было вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы: г

Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные

растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили

узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах. Поэтому вместе

с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект

«Лекарственные растения».

Введение:

Место проведения исследования : территория муниципального бюджетного образовательного учреждения -детского сада комбинированного вида Х32 «Пчелка» г. Казань

Сроки выполнения проекта : октябрь-август

Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Участники проекта: дети, родители, педагоги, медсестра.

Задачи :

«Познание» Обогащать представления детей о многообразии лекарственных растений (учить узнавать и правильно называть лекарственные травы, расширять знания о пользе)

«Коммуникация» Развивать монологическую речь детей, умение вести диалог, расширять и активизировать словарный запас по,теме

« Социализация» Развивать умение совместно решать поставленную задачу (коллективная посадка, прополка, декор участка)

«Чтение художественной литературы» Познакомить с произведениями художественной литературы экологической направленности

«Художественное творчество» Учить передавать в рисунках отличительные особенности растения. Познакомить с технологией изготовления народной куклы Травницы-Кубышки

«Здоровье» Снятие стресса, укрепление нервной системы (аромотерапия: вдыхание воздуха, наполненного фитонцидами мяты, мелиссы, чабреца) «Труд» Формировать умения и навыки по уходу за растениями

«Безопасность» Закрепить правила поведения при сборе лекарственных трав - не употреблять в пищу неизвестные растения.

Привлечение родителей к реализации проекта.

Стимулировать и поощрять добрые, трогательные поступки детей, радостные `

переживания от положительного поступка, разделять размышления ребенка над проявлениями разного отношения людей к природе.

Условия разбивки аптекарского огорода

1. Изучение специальной литературы по данной проблеме (разнообразие лекарственных растений родного края, условия их выращивания).

2. Наличие естественного ландшафта (на участке уже произрастала яблоня, обеспечивая легкую тень пряновкусовым растениям, что помогало им не выгореть

на солнце и дольше сохранять сочную зелень).

3. Водообеспечение участка.

4. Наличие посадочного материала (семена, черенки, корневища).

5. Наличие огородного инвентаря (лопаты, грабли, мотыги, лейки) Экологическое воспитание дошкольников

Этапы работы на аптекарском огороде

1. Планировка огорода.

2. Перекопка почвы.

3. Рыхление земли граблями, разбивка комьев, выборка остатков травы.

4. Разбивка грядок.

5. Посев семян и высаживание черенков, корневищ в грунт.

б. Уход за всходами: полив, прополка, рыхление.

8. Сбор лекарственного сырья.

Организация деятельности детей

Познавательная деятельность:

1. Рассматривание и сравнивание семян, черенков, корневищ перед посадкой.

2. Наблюдение за всходами. З. Подробное ознакомление с растениями (стебель, листья, цветы, запах)

4. Знакомство с условиями произрастания.

5. Ознакомление с правилами сбора лекарственного сырья (какую часть растения собирать, как и для чего применять, как сушить)

Трудовая деятельность:.

1. Рыхление земли.

2. Утаптывание междурядий.

З. Посев семян

4. Полив, прополка.

5. Сбор сырья.

Творческая деятельность:

1. Совместное декорирование участка.

2. Художественное творчество.

Правила поведения на аптекарском огороде

1. Ходить только по дорожкам, чтобы не вытоптать растения.

2. Если увидишь мусор, надо его подобрать и отнести в мусорный контейнер.

3. Собирать" только известные лекарственные растения, в строго указанные сроки

4. Нельзя вырывать растения с корнем

5. Нельзя срывать или срезать полностью листья с одного куста

6. Лекарственное сырье собирают в сухую погоду, сушат в тени.

Методы исследования;

Исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения; наглядные: театральное представление, тактильно-мышечная наглядность;

словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей и педагогов, объяснения, указания, словесные инструкций;

слушание музыки.

Гипотеза : Воспитанники группы, узнав, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, будут бережнее к ним относиться.

Проектная идея: Создать на территории детского сада огород лекарственных трав.

Ожидаемый результат:

Сформированные знания о лекарственных растениях.

Осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека. обучение детей постановке и решению экологических задач;

проявление детской самостоятельности в выполнении усвоенных детьми.

Способы оценки: Наблюдения, беседы, опыты.

Организационные формы работы дошкольников над проектом:

Формы работы

1 .Групповое обсуждение

2. Самостоятельная деятельность

3. Консультация с воспитателем

4. Рассматривание и изучение иллюстрационных материалов

5. Чтение художественной литературы

б. Тематическое занятие «Растения в жизни людей»

7. Экскурсии в парк

$. Рассматривание альбомов, книг, фотографий, иллюстраций о лекарственных растениях

9. Организация, совместно с родителями, выставки « Ароматизированные подушечки»

Материалы и оборудование:

Справочная и художественная литература.

Наглядный, иллюстрированный материал (открытки, фотографии, слайды). -Разработать модели: «Дневник наблюдений за ростом и развитием растений», «Модель растения», «Составь рассказ или загадку».

Таблички-указатели с названиями растений.

Контёйнеры для рассады и хранения лекарственных трав. -Папки для гербариев.

Оборудование для труда.

Риски:

1 .Приживаемость растений.

2 .Погодные условия.

План реализации проекта:

Подготовительный этап (октябрь- февраль.)

1. Проведение в ДОУ семинара для педагогов, познакомить их с содержанием и методикой, целями и задачами проекта.

2. Сбор литературы о лекарственных растениях: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки. .

3. Изготовление й приобретение необходимого оборудования. Определяем перечень лекарственных растений для посадки на территории ДОУ.

Основной этап (март - июнь) т

1. Изготовление табличек - указателей с названиями растений

2. Разбивка огорода лекарственных трав.

З. Ведёние дневника наблюдений..

4. Экскурсии по экологической тропе.

5. Оформление гербария лекарственных трав.

6. Проведение дидактических игр «Что лечит это растение?», «Узнай по запаху», «От какого растения часть?».

7. Разучивание с детьми стихов, загадок, песен о растениях.

Заключительный этап ; (июль-август)

1.Оформление альбома детских работ «Зеленая аптека в детском саду» .

2. Проведение КВН «Острый глаз и чуткое ухо» (дети, родители).

З. Подведение итогов реализации проекта.

Работа с детьми

Октябрь:

1 .Беседа « Лекарственные растения ».

Цель: выяснить представление детей о лекарственных растениях их отношений к ним,

заинтересовать проблемой. (презентация)

2.«О чём рассказал цветок мать-и-мачехи?»

Цель: познакомить детей с растением, воспитывать бережное отношение к первоцветам.

3. «Душистая мята от всех болезней приятна!»

Цель: познакомить детей с разными видами мяты.

4.Рисовние «Наш друг - мать-и-мачеха» .

Ноябрь:

1. Беседа «Для чего нужны лекарственные растения»

2. Создание в группе мини-музея «Зеленая аптека»

3.«Великий путешественник»

Цель: учить детей на практике использовать знания о лечебных свойствах подорожника.

4 .Проведение дидактических игр «Что лечит это растение?», «От какого растения часть». Цель: закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения, их пользу.

5 .Рисование,«Чудо- растения»

Декабрь :

1. «Могучий доктор»Цель: познакомить детей с растением, использовать полученные знания на

практике.

2. Занятие «В гостях у Доктора Айболита»Цель: расширять знания о пользе лекарственных растений, закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные травы, формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.

З. Наблюдение «Наш верный друг - чистотел»

Цели: познакомить детей с ядовитым лекарственным растением чистотелом, сего внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья чистотела, стебли, цветы познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы чистотелу, для того чтобы он рос. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

4. «Одуванчик» - объёмная аппликация.

Цель: учить детей передавать характерные особенности одуванчиков: жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.

Январь:

1 .«Обыкновенная календула»

Цель: рассказать детям о целебных свойствах календулы, вызвать желание выращивать её.

2. Занятие «Лесная аптека на службе человека»

Цель: расширять знания детей о лекарственных растениях нашей станицы,

закреплять знания о пользе и применении лекарственных растений, воспитывать

бережное и доброе отношение к природе.

3. Разучивание с детьми стихов, загадок, песен о растениях

Февраль:

1 «Экскурсия в уголок лекарственных растений»

Цель: научить детей изготавливать тару для хранения лекарственных растений и правильному их сбору.

2.Слушание музыки: Ю. Антонов « Не рвите цветы», Ю.Чичков «Волшебный цветок» «Это называется природа»

Цель: развитие графических навыков, образного мышления.

4.«Целебный отвар» Цель: рассказать детям о целебных свойствах растений и вызвать желание выращивать их на огороде.

Март

1 .Посадка семян, лука в горшочки.

2.Лепка.Коллективная работа "Лекарственных трав хоровод" Цель: развитие мелкой моторики, воображения.

3. Чтение легенд, сказок, стихов, загадок о лекарственных растениях. Цель: ознакомление с произведениями художественной литературы экологической направленности.

4. Рассказ- беседа о целебных свойствах мяты. Цель: заинтересовать детей рассказом о лечебном растении - мяте; вызвать желание собрать совместно с родителями информацию о мяте.

Апрель

1: Опытно-экспериментальная деятельность:«Строение растений» «Размножение, рост, развитие календулы, лука». «Как заварить целебный чай»

2. Аппликация. « Мой любимый цветок» Цель: развитие мелкой моторики. Закрепление сенсорных эталонов

3. Наблюдаем как растет лук (зарисовать). ель: развитие критичности мышления, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.

Май

1 .Опыты и исследовательно -поисковая деятельность: .«На участке ищем полезные.растения»

2.Викторина "Растения- помощники человека" ель: систематизировать и закрепить знания детей о растениях нашего края.

З. Посев семян и рассады на грядки. Цель: прививать детям практические навыки по выращиванию лекарственных растений, уходу и наблюдению за ними.

4. Наблюдение за ростом растений и уход за ними. Цель: учить детей фиксировать изменения внешнего вида растения в «Дневнике наблюдения»

Июнь

1.Опыт «Наблюдаем, как растет подорожник» (зарисовать)

2.Опыт «Пыльца ромашки». Цель: познакомить детей с особенностями пыльцы ромашки: (Необходимо заранее выяснить, нет ли у кого из детей аллергии на пыльцу). Пыльца - это еда бабочкам, шмелям, осам. Они сыты. А у ромашки будут семена.

З. Создание «Именной книги»

Цель: составить своеобразную копилку лекарственных растений, с его

назначением; включение родителей в процесс экологического воспитания

дошкольников; (дети собирают с родителями информацию о лекарственных растениях). «Именная книга» иллюстрируется детскими рисунками.

Июль

1. Аппликация: Коллективная работа «Домики для семян»

ель: развитие мелкой моторики. Закрепление сенсорных эталонов.

2. Акция «Недбычное семечко» Цель: учить детей заготавливать и сортировать семена для дальнейшего его выращивания.

3.Экскурсия по территории детского сада.

Цели:; познакомить детей с природным окружением нашей территории детского сада

рассказать о многообразии трав произрастающих на нашей территории детского сада

познакомить с тем какие лекарственные растения растут на участке(крапива, одуванчик подорожник, ромашка, !лопух, чистотел.). Воспитывать любовь к природе и бережное к нем отношение

Август.

1. Беседа за круглым столом «Самый полезный чай!» и дегустация лекарственны растительных чаёв (из опыта родителей)

2. Сбор листьев мать-и-мачехи, заготовка корней девясила, сбор мяты, заготовка листьев подорожника; сбор цветков календулы. Цель: учить детей применять полученные знания на практике при"заготовке растений, их сушке, сортировке и хранении:

З. КВН «Острый глаз и чуткое ухо»

Работа с родителями

1 .Ширма «Лекарственные растения при лечении ОРВИ»

2.Консультация «Полезные рецепты из лекарственных трав»

З.Памятка «Правила сбора лекарственных растений»

4.Оформление альбома «Зеленая аптека»

5.Экскурсия в аптеку, в сквер.

6.Подобрать полезные рецепты с использованием лекарственных растений.

7.Сбор фотографий и иллюстраций лекарственных растений

8.Составление творческих рассказов и сказок о лекарственных растениях

9. Беседа за круглым столом «Самый полезный чай!» и дегустация лекарственных растительных чаёв

Работа с педагогами

Цель - знакомство педагогов ДОУ с формами и приемами работы по ознакомлению дошкольников с лекарственными растениями.

Темы консультаций:

1. «Лекарственные растения детям». (Приложение 12).

Цель Познакомить с фитотерапией, как одним из методов лечения народной

медицины.

2. « Охрана растений».

Цель _- знакомство с правилами охраны растений в окружающем мире. З. «Биологические особенности лекарственных растений».

Цель. обогатить знания педагогов о богатейших лечебных свойствах лекарственных растении


Светлана Веселовская

Экологический проект "Лекарственные растения " (краткосрочный)

Продолжительность проекта : 2 недели

Участники проекта : дети подготовительной группы, педагог, родители.

Тип проекта : поисковый.

Цель проекта : - закрепить представления детей о лекарственных дикорастущих растениях , их многообразии, ценности для здоровья, правил пользования ими. Воспитывать бережное отношение к растениям . Активизировать у детей инициативу, внимание, память, обогащение словарного запаса.

Задачи : 1. Расширить знания детей о лекарственных растениях , их многообразии и пользе для человека.

2. Воспитывать коммуникативные навыки, наблюдательность и любознательность; любовь к природе; бережное отношение к растениям ;

3. Развивать коммуникативные навыки, игровое творчество, воображение, мышление, связную речь.

4. Формировать навыки исследовательской деятельности

Проектная идея создать альбом «Лекарственные растения в детском саду »

Предполагаемый результат : Дети научатся различать лекарственные растения . У детей сформируется знания и представления о лекарственных растениях , их многообразии и пользе для человека с медицинской точки зрения. Пополнится словарный запас, научатся называть лекарственные растения и их лечебные свойства. Расширить навыки наблюдения в процессе поисково – познавательной деятельности. Дети познакомятся с новыми для них растениями , научатся находить и различать лекарственные растения друг от друга и от других растений .

Подготовительный этап : 1. Поисковая работа по подбору иллюстрированного материала и фотографий по теме лекарственные растения . 2. Сбор художественной литературы : стихи, загадки, рассказы, сказки про лекарственные растения . 3Родителям совместно с ребенком сделать книжку малышку об 1 лекарственном растении .

Реализация проекта

1. Рассматривание растений в книгах , фотоальбоме, гербариях, энциклопедии. Цель : развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях .

2. Экскурсионная прогулка по территории ДОУ. Цель : знакомство с природным окружением родного края; из рассказа воспитателя узнали о многообразии трав произрастающих в наших лесах , лугах; познакомились с лекарственным растением – подорожником , одуванчиком, ромашкой; с его внешним строением; закрепили знания о том, какую пользу приносит это растение человеку .

3. Дидактические игры :

«Узнай растение » Цель : упражнять в умении узнавать растение по внешнему виду , строению, составлять рассказ о нем.

Дидактическое упражнение : «Определи по запаху» Цель : узнавать лекарственные растения по запаху , уметь рассказывать о его лечебных свойствах; развивать свою связную речь, закреплять полученные знания в процессе этого интересного упражнения.

«Вершки и корешки» Цель : познакомить детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения. Одуванчик – листья, корень. Календула – цветы, семена. Ромашка – цветы. Лопух – листья, корни. Шиповник – плоды. Мята – листья. Подорожник – листья. Клевер – цветы, листья.

Словесно – дидактическая игра : «Вылечи куклу» Цель : закрепить знания о лечебных свойствах растений , учиться находить правильное решение в проблемной ситуации. Уметь правильно определять лекарственные свойства растений для здоровья человека.

«Что лишнее?» Цель : уметь отделять лекарственные растения от других растений .

4. Беседы «Лечим без таблеток» , «Полезные растения » , «Зеленая аптека» Цель : расширить знания и представления детей о лекарственных свойствах растений , их многообразии и доступности человеку, познакомить с правилами сбора и сушки лекарственных растений , формировать бережное отношение к природе.

5. Чтение и разучивание стихов, загадок, рассказов о лекарственных растениях . Цель : расширять словарный запас, учить строить правильно речь, развивать память.

6. Создание альбома «» (совместная деятельность детей, родителей и воспитателя) .

7. Консультация для родителей «А знаете ли вы, что….»

Заключительный этап. Оформление и представление альбома «Лекарственные растения вокруг нас » . Выставка работ детей совместно с родителями «моя книжка малышка»

Публикации по теме:

Конспект НОД «Лекарственные растения» Конспект НОД по окружающему миру Старший дошкольный возраст Ермакова Светлана Валериевна Тема. Лекарственные растения. Цель: познакомить.

Конспект НОД во второй младшей группе «Лекарственные растения» Цель: уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, учить различать данные растения по внешнему виду и запаху; закрепить.

На базе МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №37 «Ягодка» состоялось мероприятие посвященное сбору лекарственный трав и растений. На.

Паспорт проекта Тема: «Лекарственные растения» Руководитель проекта Жирова Татьяна Алексеевна Актуальность проекта: Понятие «здоровье».

Технологическая карта занятия «Природная аптека. Лекарственные травы. Ядовитые растения» Масаты/Цель: формировать знания детей о лекарственных и ядовитых растениях; развивать диалогическую и монологическую речь. Воспитывать.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Топилинская средняя общеобразовательная школа»

Проект «Лекарственные растения»

Выполнили: обучающиеся 4 класса

Руководитель: Алимова А.А.,

учитель начальных классов.

х.Топилин

2016-2017

"Лекарственные растения "

Цель проекта :

уточнить и расширить представления детей о лекарственных. Углублять знания детей о значении растительных сообществ. Пропагандировать исследовательское, вдумчивое и бережное отношение к живой природе, привлекать внимание детей к научно-популярной литературе о растениях.

Задачи:

Образовательная: обобщить знания о лекарственных растениях; изучить растения; выяснить значение лекарственных растений для человека; определить, какой вред человек наносит «зеленому другу»;

Развивающая: развивать навыки исследовательской работы;

развивать творческое воображение и коммуникативное общение в процессе игры, основываясь на свободном обмене мнениями и интересах детей;

развивать экологическое мышление на основе представлений о «царстве» лекарственных растений;

развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе; формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.

Прогнозируемый результат:

    Проявление интереса детей и умение оперировать знаниями, работать в коллективе.

    Сформированность элементарных представлений детей о видах и значении в жизни человека лекарственных растений.

    Осознание многостороннего значения природы, приобретение детьми навыков бережного, созидательного отношения к окружающему миру.

    Участие в проектной деятельности как способ удовлетворения познавательной активности, выражение и развитие творческих способностей.

    Освоение родителями педагогических приёмов необходимых в семейном воспитании; умение объективно оценивать возможности своих детей.

Этапы проекта:

    Подготовительный:

    составление перспективног плана мероприятий проекта на месяц;

    подборка художественной и энциклопедической литературы о лекарственных растениях;

    подборка иллюстраций и фотографий лекарственных растений;

    подготовка материала: тетради и альбомы для оформления результатов.

    Реализация проекта:

    занятие познавательног цикла;

    чтение художественной литературы;

    игровая деятельность;

    совместная работа детей с родителями (сбор иллюстраций и фотографий, подготовка сообщений о лекарственных растениях;)

    Этап подведения итогов:

    создание информационного буклета «Зелёная аптека для детей и взрослых».

    творческий отчёт о проделанной работе и результатах проекта.

Проект "Лекарственные растения " реализуется в рамках образовательного курса «Окружающий мир". В процессе выполнения данного проекта обучающиеся под руководством педагога проводят самостоятельное исследование на предмет наличия в лекарственных растений, их лекарственных свойств, делают подборку рецептов народной медицины с использованием лекарственных растений леса, формируют выводы относительно полезности использования лекарственных растений при лечении и необходимости охраны редких лекарственных растений. В процессе выполнения проекта ученики приобретают общие учебные умения, навыки, способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования, к числу которых относятся наблюдение объектов окружающего мира, их описание, соотнесение, навыки поиска информации, навыки самостоятельной работы, умения построения логических цепочек и формирования выводов.

Проект является исследовательским, информационным, творческим, групповым. Внешним продуктом проекта станут созданные материалы: брошюра, сборник статей "Лекарственные растения ". Внутренним продуктом является формирование новых компетенций, опыт совместной работы.

Ход проекта.

1-й этап – п о д г о т о в и т е л ь н ы й.

п/п

Мероприятия

Сроки

Подборка художественной и энциклопедической литературы о лекарственных растениях: стихи, рассказы, сказки, пословицы, поговорки, загадки и т.д.

Декабрь 2016

Обращение к родителям: просьба принять активное участие в проекте "Лекарственные растения".

Декабрь 2016

Составление сметы расходов на реализацию проектов.

Декабрь 2016

Приобретение необходимых материалов.

Декабрь 2016

Познавательное занятие: "Лекарственные растения".

Январь 2017

Проведение дидактические игры.

Январь 2017

Составление правил сбора и обработки лекарственных растений.

Январь 2017

Творческий отчёт о проделанной работе: защита сообщений о лекарственных растениях.

Январь 2017

Выпуск информационного буклета "Зелёная аптека для детй и взрослых"

Январь 2017

Смета расходов на приобретение материалов, необходимых для реализации экологического проекта "Лекарственные растения".

п/п

Наименование материала

Кол-во, шт.

Цена, руб.

Стоимость, руб

Бумага листовая для офисной техники

Папка с файлами

Фломастеры

Клей-карандаш

ИТОГО:

2-ой этап – реализация.

« Нет такого растения, которое не являлось бы лекарственным,

нет такой болезни, которую нельзя было бы вылечить растением".

Восточная мудрость.

Обычно мы не задумываемся, откуда берутся лекарства. Всё просто: если человек заболел - идем в аптеку и покупаем. Известно, что существуют спе­циальные заводы, которые выпускают различные лекарственные препараты. Но оказывается, растения тоже можно использовать как аптеку.

Лекарственные растения были известны человеку практически с момента его появления на Земле. Древние люди знали о целебных свойствах многих растений и умело использовали их для лечения различных заболеваний. Лечение травами было известно в России с давних времен и было настолько популярно, что возделыванию лекарственных растений уделяли большое внимание даже цари. Петр I приказал создать аптекарские школы и «аптекарские огороды» - первые плантации лекарственных растений в России.

Многое изменилось с той поры в России, но интерес к целебным травам не угас, наоборот, сейчас он особенно велик.

С наступлением зимы мы стали чаще болеть: появился кашель, насморк, боли в горле. Лекарства пить не любим. И у нас возникла идея: выздороветь нам помогут лекарственные растения.

Мы поняли, что нам необходимы дополнительные теоретические сведения, и решили заняться поиском нужной информации.

На нашей планете произрастает множество видов растений: дикорастущих, культурных, полезных и ядовитых, травянистых и древовидных. Мы же хотим рассказать про те растения, которые называют полезными, лекарственными. Это растения, растущие чаще всего дико в природе, они являются полезными для человека, поскольку обладают целебными свойствами, поэтому их называют лекарственными травами или кустарниками. Благодаря своим целебным свойствам эти растения широко применяются в народной медицине, для лечения и профилактики самых разных заболеваний, многие из растений используют даже в фармацевтической промышленности, для изготовления лекарств.

Сегодня известно около 12 тысяч видов лекарственных растений

На этом этапе были поставлены цель и задачи проекта, проведено позновательное занятие. Проект решили делать всем классом. Каждый выбрал растение, за которым он хотел бы наблюдать (ромашка, душица, календула, зверобой, пустырник и др.).

Проведение исследовательских наблюдений.

По просьбе учителя дети провели два исследования.

Собрали информацию своего лекарственного растения.

Изучили строение растения.

На этапе реализации дети совместно с родителями оформляли сообщение «Моё лекарственное растение», в которое заносилась важная информация наблюдений в виде кратких записей и рисунков. (Приложение)

3-й этап – подведение итогов.

1) Составление правил сбора и обработки лекарственных растений.

Лекарственные растения – замечательное богатство природы. Люди часто собирают их и сдают в аптеки. Это важная работа, но выполнять ее нужно так, чтобы не нанести вреда природе. Запомните правило: собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять неприкосновенными, чтобы сохранить их на будущее.

Каждый кустик и травинка,

Корень, ягода, орех –

Все приносит пользу людям,

Помогает от всех бед.

Лес – богатство наше, знай!

Береги и сохраняй!

-Правило первое : что собирать?

Следует научиться отличать растения подлежащие сбору, от сходных видов. Нужно также знать, какие части растений имеют лечебное значение; у одних берутся только цветки, у других - листья, у третьих – стебли. Плоды, ягоды, семена собираются лишь при условии их полной спелости.

-Правило второе: когда собирать?

Лекарственные растения обладают наиболее целебной силой в определённые месяцы. Валериану, например, рекомендуется собирать в апреле и в сентябре, одуванчики – в мае и сентябре, шиповник – в сентябре и т.д. Кроме этого нужно учесть, что собирать растения лучше в сухую погоду.

-Правило третье : как собирать?

Заранее запаситесь всем необходимым для сбора(совками, ножницами, ножами, наволочками или мешочками), договоритесь с аптекой, чтобы она обязательно приняла собранные растения. Все участники должны вымыть руки после сбора лекарственного сырья.

-Правило четвёртое : где собирать?

Каждое растение имеет определённые места произрастания, которые нужно знать. Следует избегать легкодоступных мест сбора, например, откосов у шоссейных дорог. Нельзя также собирать в тех местах, которые подвергались обработке ядохимикатами. Если вы заметили на поляне одиночное растение и поблизости подобных нет, рвать его не рекомендуется. Нельзя собирать в тех местах, где лекарственных растений мало.

-Правило пятое: собирая, сохранять.

Многие лекарственные растения стали редкостью, например, в ряде районов почти исчезла целебная трава валериана. Даже если дикорастущих растений много на месте сбора, обязательно оставьте несколько крепких, здоровых экземпляров. Берите ровно столько, сколько нужно, зря не рвите, а собранные растения умейте правильно сохранять.

Сушите лекарственные растения на воздухе в тени. Особенно хорошие места для подсушивания – дачные чердаки. При сушке кладите растения по отдельности, между собой растения не должны быть перепутаны. Следите, чтобы на растения не попали ни земля, ни песок, ни грязь.

2) Творческий отчёт о проделанной работе и результатах проекта.


Заключение.

Обобщая все вышесказанное, подчеркнём еще раз роль лекарственных растений. Они занимают особое место среди всех растений в природе, поскольку их стебли, листья, корни, цветки, плоды содержат большое количество микроэлементов, веществ, витаминов, которые необходимы человеческому организму, особенно когда организм ослаблен, в период болезни. Такие растения являются не только лекарствами, некоторые из них также составляют полезную добавку к нашей пище, они применяются в лечебном и диетическом питании. Травы входят в состав многих медикаментов. До сих пор в медицине используются отвары, экстракты и настои лекарственных трав, которые применяют при самых разных заболеваниях организма, для снятия боли, при простудных заболеваниях, для остановки кровотечений, для заживления ран и так далее. Но обязательно нужно помнить о том, что лечение травами необходимо согласовывать с врачами, либо с людьми которые хорошо знакомы с лекарственными травами, их свойствами и воздействием на организм человека.

В ходе исследовательской работы школьники многое узнали. Работа помогла им понять, что они являются частью природы и должны бережно относиться к ней. Дети решили, что будут выращивать на своих участках и огородах лекарственные растения, чтобы не наносить вреда природе. Тогда она предстанет перед людьми доброй, дарящей свои богатства и радость общения.

Приложение

Сообщения детей о лекарственных растениях

Байракдарова Арзу - 4 класса

Ромашка аптечная

Народные названия: ромашка, ромашка лекарственная

Описание . Ромашка аптечная - однолетнее растение с сильно ветвистым стеблем, цветки белые с желтыми серединками. Имеет приятный запах. Цветет в мае.

Ромашку часто высеивают в садах. Собирают ромашку аптечную в мае-августе.

Применение . Лечебное действие ромашки связано с наличием эфирного масла. Растение обладает антимикробным, противовоспалительным, успокаивающим действием. Настой и отвар из цветков назначают для полоскания полости рта и горла; в виде примочек - при воспалительных заболеваниях кожи. Настоем из травы моют голову для укрепления корней волос и придания им мягкости, блеска и красивого цвета. Поэтому цветки ромашки широко применяют в косметологии, добавляя экстракты в кремы, лосьены и т.д.

Хатамова Афида - 4 класс.

Календула лекарственная, или ноготки

Народные названия: ноготки лекарственные, ноготки, ноготки аптечные.

Описание . Лекарственная календула - однолетнее травянистое растение. Листья опушенные мелкими волосками. Цветки желтого или ярко-оранжевого цвета. Цветет с июня до поздней осени.

Календулу часто высеивают в садах. Собирают в июне - сентябре. Сушат в темном месте.

Применение . Календула относится к древним лекарственным средствам, известным еще в Древней Греции. Настой из цветков обладает противовоспалительным, бактерицидным, ранозаживляющим действием. Его принимают при заболеваниях печени, селезенки, при язве желудка и двенадцатиперстной кишки, гастритах и различных кожных заболеваниях. Календулу применяют как вспомогательное средство при лечении рака желудка; в прошлом ее называли "травой против рака" и употребляли в качестве лечебного и профилактического средства.

Тарадин Никита - 4 класс.

Зверобой продырявленный

Народные названия: заячья кровь, кровавчик, хворобой, заячья кривца, кровавник, кровца.

Описание . Зверобой продырявленный - многолетнее травянистое растение. Листья зеленые с просвечивающимися точечными железками, как будто продырявленные. Цветки желтые, многочисленные. Цветет в апреле - мае.

Собирают листья, стебли, цветки в июне - июле.

Применение . Растение относится к древнейшим средствам народной медицины, часто говорят, что зверобой трава от девяноста девяти болезней. Зверобой обладает кровоостанавливающим, противовоспалительным, ранозаживляющим, мочегонным и желчегонным действием. Его применяют при" женских болезнях, при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, печени, сердца и мочевого пузыря, бессоннице, раздражительности, головных болях в виде отвара, настоя. Из зверобоя получают антибиотик-новоиманин, который применяется в медицине для промывания гнойных ран. Зверобой также используется в кулинарии в качестве пряности для рыбных блюд.

Чабаненко Станислав - 4 класс.

Душица обыкновенная

Народные названия: мята лесная, духовой цветок, боровая трава, блошничник, клоповная трава, материйка, душица боровая.

Описание . Душица обыкновенная - многолетнее травянистое растение с ветвистым ползучим корневищем. Стебли прямые. Цветки мелкие, светло-розовые. Имеет приятный аромат цветков. Цветет в июне - августе.

Собирают стебли, листья, цветки, в июне - августе.

Применение . Душица является одним из популярных лекарственных растений народной медицины. Обладает успокаивающим, противовоспалительным и обезболивающим действием. Применяется при простудных заболеваниях, кашле, болезнях желудка и кишечника, ее используют как успокаивающее средство, при бессоннице, используют для ароматических ванн, из-за приятного ароматного запаха душицу используют в парфюмерии для изготовления мыла, мазей, ароматического масла. Сухие листья и цветки, растертые в порошок, нюхают при насморке. Душицу заваривают в чай, В народе это растение применяют как средство от моли.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Лекарственные растения»

Старшая группа №7

Воспитатели:

Войтович М.В.

Золотухина В.В.

2013 г.

Педагогический проект

(познавательный, среднесрочный)

«Лекарственные растения»

Сроки выполнения проекта: 1 месяц

Актуальность.

Гипотеза:

Участники проекта:

Цель проекта:

Задачи проекта:

Образовательные задачи:

Развивающие задачи:

Воспитательные задачи:

  1. Изготовление пособий.

Реализация проекта.

Работа с детьми

Познавательная деятельность

  1. Беседа «Друг или враг»

Продуктивная деятельность

Игровая деятельность

Работа с родителями

  1. Экскурсия в аптеку.

Обобщающий этап.

«Презентация проекта»

  1. Альбом «Зеленая аптека»
  2. Консультации для родителей
  3. Дидактическая игра «Фитодоктор»
  4. Загадки о лекарственных растениях
  5. Викторина «Знатоки лечебных трав»

Результаты реализации проекта:

Осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.

У детей развился познавательный интерес, расширились представления о природе.

Сформировались знания о лекарственных растениях.

Обогатился опыт детей в сфере экологического воспитания .

Предварительный просмотр:

МБДОУ ЦРР Детский сад №8 «Салют»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

(познавательный, среднесрочный)

«Лекарственные растения»

Старшая группа №7

Воспитатели:

Войтович М.В.

Золотухина В.В.

2013 г.

Педагогический проект

(познавательный, среднесрочный)

«Лекарственные растения»

Место проведения исследования: территория МБДОУ ЦРР детский сад №8 «Салют».

Сроки выполнения проекта: 1 месяц

Актуальность. Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Экологическое воспитание надо рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем. Беседуя с детьми на тему растений, мы увидели, что дети имеют недостаточный уровень знаний по теме «Лекарственные растения». В ходе работы с родителями, мы также выявили, что многие из них плохо разбираются в многообразии целебных растений. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения».

Гипотеза: Если дошкольники узнают, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Задачи проекта:

Образовательные задачи: Уточнить и расширить знания детей о названиях лекарственных растений, их ценности для здоровья, правил пользования. Познакомить с разнообразием целебных растений, их значимостью для всего живого на планете, а также с художественной литературой для создания целостного образа изучаемого объекта. Вовлечь дошкольников в природоохранную деятельность.

Развивающие задачи: Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, речь, а также умение сравнивать и анализировать. Развивать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях. Развивать чувства и эмоции дошкольников, полученные в процессе познания через организацию продуктивных видов деятельности.

Воспитательные задачи: Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников, а также бережное отношение к природе.

  1. Донести до участников проекта важность данной проблемы.
  2. Подбор методической и художественной литературы.
  3. Создать развивающую среду: подбор картин, дидактических игр, энциклопедий.
  4. Изготовление пособий.
  5. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
  6. Разработка бесед, викторины.
  7. Составить перспективный план мероприятий.

Реализация проекта.

Работа с детьми

Познавательная деятельность

  1. Беседа «Лекарственные растения ».
  2. Беседа «Для чего нужны лекарственные растения?»
  3. Занятие «В гостях у Доктора Айболита»
  4. Беседа «Друг или враг»
  5. Наблюдение «Наш верный друг – подорожник»
  6. Викторина «Знатоки лечебных трав»
  7. Рассматривание альбома «Зелёная аптека»
  8. Занятие – сказка «Старый подорожник»

Продуктивная деятельность

1.Рисование «Наш друг - подорожник»

2.Аппликация «Ромашковое поле»

3. Рисование «Чудо – растения»

Художественно – речевая деятельность

Чтение литературных произведений:

Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,

Н. Павлова «Загадки цветов»,

А, Плешакова «Зеленые страницы»,

А. Онегова «Тропинка полевая»,

А. Плешакова «Зеленые страницы»,

Заучивание загадок и стихов о растениях

Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…»

Игровая деятельность

Дидактическая игры«Съедобное – Несъедобное», «Вершки корешки», «Что лечит это растение?», «От какого растения часть», «Узнай растение», «Фитодоктор», «Вылечи человека». Игры: “Цветы и ветерок”, “Цветок-имя”, “Узнай по описанию”, “Садовник у нас на участке”, “Бал цветов”.

Поисково – исследовательская деятельность

1.Составление рассказа «Путешествие семечки» (схематическое изображение).

2.«На участке ищем полезные растения»

3.«Где лучше посадить растения?»

4. Составление схем «Что лечит растение»

Работа с родителями

  1. Ширма «Лекарственные растения при лечении ОРВИ»
  2. Консультация «Полезные рецепты из лекарственных трав»
  3. Памятка «Правила сбора лекарственных растений»
  4. Оформление альбома «Зеленая аптека»
  5. Экскурсия в аптеку.
  6. Подобрать полезные рецепты с использованием лекарственных растений.

Обобщающий этап.

«Презентация проекта»

  1. Выставка рисунков «Наш друг – подорожник»
  2. Выставка рисунков «Чудо – растения»
  3. Альбом «Зеленая аптека»
  4. Консультации для родителей