Меню
Бесплатно
Главная  /  Устройства  /  Скифы в крыму. Скифы в истории крыма и их страна скифия

Скифы в крыму. Скифы в истории крыма и их страна скифия

Министерство образования и науки Украины.

Севастопольский государственный технический университет.

Кафедра философских и социальных наук.

Реферат на тему:

«Крымская скифия»

Выполнил:

студент группы П-12д

Квасов Евгений Александрович.

Проверила:

Кухникова Татьяна Константиновна.

Севастополь – 2001

Введение.

1. Появление скифов в Крыму. Образование скифского государства.

2. Общественный строй, государственное устройство и политическая история Скифского царства.

3. Оружие, посуда, культура и искусство скифов.

4. Погребения.

5. Скифские городища в Крыму.

6. Гибель Скифского государства в Крыму.

Заключение.

Список литературы.


Все вместе они называются сколоты по имени царя; скифами назвали их греки …

Введение.

Крым – это не только край уникальных маршрутов и великолепных пляжей, благодатного климата и многочисленных курортов и турбаз. Небольшой клочок суши, словно старинный ларец с драгоценностями, хранит самые разнообразные исторические памятники. Каждый прошедший век добавлял новые жемчужины в сокровищницу полуострова. Не все, конечно, но многие из них сохранились до нашего времени.

Среди многочисленных племен и народов, обитавших в Крыму сотни и тысячи лет назад, особое место занимают скифы, которые в VII в. до н. э. – III в. н. э. играли крупную роль в исторических судьбах юга европейской части нашей страны, а также Передней, Средней и Центральной Азии, Кавказа и Закавказья. Память о скифах, непобедимом воинственном народе конных стрелков, сохранилась в течение многих веков после их исчезновения в преданиях, легендах, исторических хрониках и топонимах.

Сегодня мы достаточно ясно осознаем неразрывную связь, взаимосвязь природы и общества. В древности природные условия и климат решающим образом влияли на образ жизни, систему хозяйства, материальную и отчасти духовную культуру человеческого коллектива. Не были исключением в этом отношении и скифы.

Территория на которой некогда проживали носители скифской культуры, весьма обширна. Нет сомнения, что в нее входили степи Причерноморья, Предкавказья, возможно, и другие районы. Крым составлял небольшую, но очень важную часть этой обширной территории. Скифы обитали здесь в течение примерно тысячи лет. Полуостров, в первые века нашей эры именовавшийся Малой Скифией, оставался последним сравнительно крупным «островком» скифской культуры и в позднейший период её существования. Исследование скифских памятников именно в Крыму дает уникальную возможность получить почти полный хронологический «срез» скифской культуры, представить её достаточно полно, всесторонне.

Культура скифов Крыма изучается археологами и историками уже в течение многих десятилетий. Главная цель моего реферата – ознакомится с основными результатами этой работы.

1. Появление скифов в Крыму. Образование скифского государства.

Скифы впервые упомянуты в источниках как участники антиассирийской коалиции 70-х гг. VII в до н.э. Однако данному событию предшествовали и появление скифов в Передней Азии, и изгнание ими киммерийцев из Северного Причерноморья. Согласно исторической традиции, скифы были вытеснены из Южной Сибири своими восточными соседями - массагетами и заняли обширные пространства степей между Дунаем и Доном. Территория проживания скифов именовалась античными авторами Скифией. Согласно одной из распространенных гипотез, предками скифов были племена так называемой срубной культуры .

Расселившись на огромной территории, скифы создали самобытную культуру, которая оказала значительное влияние на соседние племена, прежде всего на население степной и лесостепной зон к северу от Черного моря (главным образом по течению Среднего Днепра, Верхнего Дона и Прикубанья). В ареале скифской культуры, датируемой VII-III вв. до н.э., выделяется много локальных вариантов, связываемых как со скифскими, так и с нескифскими народами. Античные авторы использовали этноним "скифы" применительно ко всей этнокультурной общности, которую составляли отличные друг от друга по языковой принадлежности и хозяйственному укладу племена. Однако непосредственно под этнонимом "скифы" следует понимать прежде всего скифов-кочевников.

Вслед за киммерийцами скифы совершили серию походов из Северного Причерноморья в Закавказье и на Ближний Восток. Основной дорогой их стал Прикаспийский путь через Дербентский проход, иногда использовались и другие перевальные тропы. Естественно, что не все население степной зоны Северного Причерноморья и Предкавказья ушло со скифскими ордами в Переднюю Азию. Часть его осталась и не исключено, что ушедшие поддерживали определенный контакт с

оставшимися.

В ходе пребывания в Передней и Малой Азии скифы сражались с Ассирией, Мидией, Нововавилонским царством. Неоднократно меняя союзников, скифы в течение нескольких десятилетий наводили ужас на местное население, - по словам Геродота, "все опустошали своим буйством и излишествами. Они взимали с каждого народа наложенную ими дань, но кроме дани совершали набеги и грабили, что было у каждого народа". Военно-политическая активность скифов в Азии длилась вплоть до начала VI в. до н.э., когда, побежденные Мидией, они вернулись на свои земли.

С момента возвращения скифов из Передней Азии начался собственно скифский период в истории южнорусских степей, о котором сохранились более или менее достоверные сведения в античных источниках. Вернувшись из походов, скифы составили господствующую группу кочевников, так называемых "царских скифов", считавших остальных скифов своими рабами. Именно они образовали ядро формирующегося государства, центр которого находился в низовьях Днепра.

В конце IV в. до н.э. Скифское государство потерпело ряд поражений в войнах на Балканском полуострове. Могущество скифов было подорвано. Активное вытеснение скифов из Северного Причерноморья началось в III в. до н.э., когда на исторической арене сформировался новый мощный племенной союз сарматов.

Потеряв под давлением сарматов обширные степные пространства в Северном Причерноморье, сконцентрировавшись на Нижнем Днепре и в Крыму, скифы постепенно превращались в оседлых земледельцев и скотоводов, живущих в постоянных долговременных поселениях. Коренные изменения в экономике привели к существенным новшествам в образе жизни, в материальной культуре, в социальных отношениях и религиозных представлениях, во многом повлияли на политическую историю скифов. Все это дает основание выделить последний, поздний ее этап (III в. до н.э. - III в. н. э.), который принципиально отличается от предшествующих. В Крыму скифы селились в долинах рек, которые брали начало на северных склонах главной гряды Крымских гор и текли на севере впадая в Черное море или Сиваш. Главная гряда служила естественной южной границей распространения позднескифских поселений. На востоке возможности для расселения были ограничены Ак-Монайским перешейком, по которому, вероятно, проходила граница Боспорского царства. Западное побережье Крыма к моменту возникновения позднескифских поселений было колонизировано Херсонесом. С севера Крым естественным образом ограничен Перекопским перешейком. Но, как показывают некоторые события политической истории скифов, четкой границы между ними и другими племенами в степи не существовало.

В 339 г. до н.э. царь Атей погиб в войне с македонским царем Филиппом II. В 331 г. до н.э. Зопирион, наместник Александра Македонского во Фракии, вторгся в западные владения скифов, осадил Ольвию, но скифы уничтожили его войско. К концу III в. до н.э. держава скифов значительно сократилась под натиском сарматов, пришедших из-за Дона. Столица скифов была перенесена в Крым, где на реке Салгир (близ Симферополя) возник г. Неаполь скифский, основанный, вероятно, царем Скилуром. Кроме Крыма, скифы продолжали удерживать земли в низовьях Днепра и Буга.

В результате вышеперечисленных событий к концу III в. до н. э. сформировалось Позднескифское государство.

2. Общественный строй, государственное устройство и политическая история Скифского царства.

Общественный строй и государственное устройство.

В Скифии господствующее положение занимали царские скифы. Они составляли основную силу во время военных походов. На ранних этапах своей истории царские скифы представляли, очевидно, союз племен, каждое из которых имело свою собственную территорию и находилось под властью своего царя. Такое деление племен отражено в рассказе о трех соединениях скифского войска во время войны с Дарием I. Причем предводитель самого большого и наиболее мощного воинского соединения скифов Иданфирс считался старшим.

Царские скифы считали себя «лучшими и самыми многочисленными». Остальные племена зависели от этой господствующей группы. Эта зависимость выражалась в уплате дани.

Форма зависимости подвластных народов от царских скифов была различной. Прямое влияние на характер взаимоотношений могла иметь степень этнического родства, когда близкие по этносу и культуре народы находились в более привилегированном положении, чем этнически чуждые.

С момента появления на исторической арене скифское общество выступало как сложное образование. Важную роль играла родоплеменная структура, однако постепенно её основы были подобны и видоизменены ростом частной собственности, имущественного неравенства, выделением богатой аристократической верхушки, сильной власти царя и окружающей его дружины.

Основу скифского общества составляла малая индивидуальная семья, собственностью которой были скот и домашнее имущество. Но семьи были разными. Богатые семьи имели больше стада, в то же время существовали настолько обедневшие семьи, что не могли обеспечить ведение самостоятельного кочевого хозяйства из-за небольшого количества скота.

Скифы-повелители Степей
Северное Причерноморье, край где миграция народов всегда была обычным явлением. Здесь бесчинствовали свирепые Гунны, брали разгон грозные катафрактарии сарматской конницы, водили свои табуны Киммерийцы. Но из всех этих степных народов нельзя обделить вниманием загадочных и воинственных Скифов .


Ак_Кая_-_Белая_скала,_Скала_скифов

В VIII в. до н. э. эти представители ираноязычных народов своим свирепым натиском и многочисленностью вытесняют из Причерноморью других многовековых обитателей этой области, Киммерийцев. В VII в. до н. э. Скифские народы уже безраздельно властвуют на этих землях и совершают разбойничьи набеги на многие территории доходя в своих походах до земель Передней Азии.
Множество сведений об этих суровых жителях степей оставили Древние Греки. В то время в прибрежных Землях Северного Причерноморья существовало множество греческих поселений, маленьких и больших городов-государств таких как Херсонес, Тира, Ольвия. Именно торговля между поселениями греков и племенами скифов и позволяет лучше узнать, как в то время жили загадочные кочевники. Отец Истории Геродот описал эти земли и населяющих их Скифов в одном из томов своей знаменитой Истории. Доподлинно известно что общество скифов не было однородным и разделялось на несколько крупных племенных групп. Господствующими были Царские Скифы. Так же существовали Скифы кочевники и Скифы земледельцы.


Расселение скифов

На землях, где обитали Скифы долгое время не существовало единого государства, но внешняя агрессия способствовала объединению племен в грозный кулак. В 512 г. до н. э в земли Скифии, желая наказать свободолюбивых кочевников за их дерзкие набеги и дабы укрепить положение своей Империи, вторгается персидский владыка Дарий I. хоть и умелые воины, однако они не могли одолеть войска персов в открытом бою. По этому кочевники применили против завоевателей тактику выжженной земли и молниеносных набегов и отступлений. Заманив армии Дария в степь, обескровив их молниеносными набегами находчивые степняки вынудили персов позорно отступить.


Крым скифы (поиск монет) Оружие скифов

В V-IV в. до н. э. Цари скифов наращивают активность у своих границ и начинают претендовать на новые территории. При царе Атее который частично смог объединить под своим началом скифские племена усилилась экспансия во Фракию что привело к военному столкновению с Македонией. Конфликт который начался еще при царствовании царя Македонии Филипа II закончился уже после его смерти полным разгромом 30 тысячного македонского корпуса под командованием наместника Александра Великого во Фракийских землях, военачальника Зопириона.
показали себя находчивыми воинами, готовыми сражаться и победить даже превосходящие силы врага. Но История не знает жалости, и как и другие народы населяющие Северное Причерноморье племена скифов ждало увядание. Приблизительно в период 280-260 г. до н. э. владения грозных степняков сузились до территорий в Крыму в результате нашествия родственных им племен Сарматов. В III в. н. э. свирепые Готы положили конец существованию остатков Скифской державы. Племена скифов ждала печальная участь они, как и множество народов просто исчезли среди других мигрирующих племен, во время Великого Переселения варварских народов, оставив после себя величественные и загадочные курганы которые до сих пор возвышаются над Северным Причерноморьем, так же они оставили свой след в

Во-первых, неподалеку от города Севастополя можно найти жетон от МДРегион , который грустно лежит в земле уже второй месяц и никак не дождется того, кто его обнаружит и получит заслуженный приз - металлоискатель. Дам небольшую наводку: если выйти перпендикулярно дороге к месту закладки жетона, от дороги прямо, то можно его с легкостью найти. Думаю, в скором времени появится счастливчик, который найдет долгожданный жетон.

Во-вторых, в Крыму есть и многие другие объекты для удачливого кладоискателя. Многие меня спрашивают, где искать. И что конкретно искать.

Если вы хотите искать по определенной эпохе, карты вам в руки. Интернет - огромная библиотека, где можно найти исторические книги, и статьи, и даже, при желании, спокойно войти в онлайн-библиотеку Таврического национального-исторического института. Там множество диссертаций и статей от заслуженных историков.

Если вкратце, в Крыму есть все! Разные эпохи, начиная со скифов, заканчивая Великой Отечественной. Главное - знать места.

Крым. Руины цитадели Мангул-Кале

Но хочу вас предупредить: в основном, на территории полуострова большинство интересных мест для копа расположены на территории археологических памятников и прочего исторического наследия. И по закону копать запрещено. Поэтому многие боятся, что хобби принесет только проблемы, а в будущем копаря ждут только наручники и большой штраф.

Конечно, если вы будете перекапывать и вскрывать скифские курганы, или займетесь не одобренными ни музеем, ни государством раскопками на территории древнего Херсонеса, тут даже комментариев не требуется. Самое малое, что вам грозит - это суд и, в итоге, колоссальных размеров штраф.

Однако есть места, где копать реально можно. Нужно просто договориться с хозяином земли - и вперед. Если вас интересует современная «ходячка», ювелирные украшения, то всегда есть пляжи. Оттуда вас точно никто не прогонит, разве что может возникнуть конфлик с местными копарями, которые всю территорию поделили уже давным-давно. Но вы ничего не нарушаете: прибрежная зона - не археологический памятник, занчит, копать можно. Здесь ищут по правилу: кто не успел, тот опоздал.

Античность

Первым делом мои друзья, увлеченные приборным поиском, а также посетители форумов и страничек в соцетях, спрашивают про «антику». Где ее искать? Самое приближенное по расстоянию место в Севастополе - село Хмельницкое, Черная Речка, Чернореченский заповедник. Далее, так называемая «римская дорога» или Календская тропа, которая в древности соединяла два римских гарнизона - в Херсонесе и в крепости Харакс на мысе Ай-Тодор, где ныне расположено «Ласточкино гнездо».

После ухода римлян из Крыма их материальным наследием продолжали активно пользоваться. По некоторым сведениям, во времена Крымского ханства население Байдарской долины должно было заниматься поддержанием в порядке римских дорог, за это оно освобождалось от податей. Так, что и артефакты-монеты ханства можно отыскать.

Примерная карта римской дороги

В момент завоевания Крыма татарами приморская часть полуострова (Херсонес, Сугдея, или Судак, Боспор) находилась под властью Византии, а северная степная часть принадлежала половцам, которые брали дань с греческих городов и пользовались греческими гаванями для вывоза рабов и для приобретения иностранных товаров.

В горной части Крыма было расположено находившееся в вассальной зависимости от Византии небольшое княжество Готия, или Дори, с центром на месте теперешнего Эски-Кермен и с сильной крепостью Феодоро, или Мангуп-Кале.

Скифы

Вернемся немного назад. Во времена персидского царя Дария (550-486 гг до н.э.) степной Крым был населен скифами и им принадлежал. Это заключение следует из той части рассказа греческого историка Геродота, где он повествует о подготовке скифов к войне. Тавры, населявшие, согласно трудам Геродота, горный и предгорный Крым, могли быть соседями скифов только при условии принадлежности степной части полуострова последним.

Скифов принято делить на четыре племени. В бассейне реки Буг проживали скифы-скотоводы; между Бугом и Днепром - скифы-хлебопашцы; к югу от них - скифы-кочевники; между Днепром и Доном - царские скифы. Центром царской Скифии был бассейн реки Конки, где находился город Геррас. Крым также являлся территорией расселения самого сильного племени скифов - царских.

Скифские поселения

Скифское царство в Крыму просуществовало до второй половины III в. н.э. и было уничтожено готами. Скифы окончательно потеряли свою самостоятельность и этническое своеобразие, растворившись среди племен Великого переселения народов.

Военные трофеи

Российская императрица Екатерина II в 1783 году подписала манифест о присоединении Крыма в состав Российской Империи. А в 1853 году началась Крымская война. Причиной Крымской войны стали столкновения интересов России, Англии, Франции и Австрии на Ближнем Востоке и Балканах. Ведущие европейские страны стремились к разделу турецких владений в целях расширения сфер влияния и рынков сбыта. Турция стремилась взять реванш за предыдущие поражения в войнах с Россией.

Поводом к войне стал спор между православным и католическим духовенством о принадлежности «палестинских святынь» (Вифлеемский храм и храм «Гроба Господня»). Просвещенная Европа вкупе с Российской империей настаивала на возврате святых мест христианам, а турки совершенно не хотели терять территории. И объявили, в итоге, войну.

Героическая оборона Севастополя.

В ходе Крымской войны погибло много бойцов, как и русских, так и союзников. Сражение на реке Альба, Инкерманское сражение, Балаклавская резня, где погибла вся английская знать. Много есть мест, где проходили сражения и остановки английских, французских и турецких войск. Даже если пройтись с металлоискателем вдоль виноградников, следуя напрямую к великой горе Сапун, то можно найти как железный мусор, так и французскую пуговицу солдата, или дробь английского мушкета.

Общий план осадных работ пред Севастополем в 1854-55 годах.

Итак, подведем итоги. Что же можно найти на территории полуострова? Многое: скифские наконечники стрел, римские динарии, серебряные дирхемы и медные пулы Золотой орды, екатерининские «пятаки» и иные артефакты и монеты. Крым полон изумительных исторических находок.

P.S. Перед тем, как идти на поиски, посмотрите, где надо искать, проверьте старые карты. Но не забывайте о законах! И не разрушайте культурный слой. Удачи.

Главной спецификой Крыма всегда являлось нахождение его на стыке различных цивилизаций, культур, религий, народов, что объясняется особенным расположением в точке схождения самой северо-восточной оконечности средиземноморского мира, западной оконечности Великой евразийской степи и южного края лесостепной зоны Центрально-Восточной Европы.

Большинство современных концепций происхождения индоевропейских народов признают ключевое положение Северного Причерноморья как одного из центров этногенеза большинства современных народов, относящихся к данной языковой семье. Начиная с эпохи бронзы можно проследить этническую непрерывность кочевого населения ямной, катакомбной и срубной археологических культур, охватывавших степное пространство от Дуная и до Волги. Их носители, оставившие первые курганы, говорили на иранских и арийских диалектах и использовали территорию Крыма как зимние пастбища в сезонных перекочевках.

Арийские стелы найденные на территории Крыма.

Достоверно известно, что с II тысячелетия до н.э. земли Крыма были заселены кочевыми и осёдлыми племенами арийского и ирано-арийского происхождения - киммерийцами (IX-VIII вв.), скифами (VII в.до н.э.-II в. н.э.), сарматами (II-IV вв.), роксоланами и аланами, которые приходили на смену друг другу, появляясь с неведомых просторов далекой Арианы, выталкиваемые на запад глобальной аридизацией климата.

Подобное сосуществование различных этнических групп, разведенных своей хозяйственно-географической специализацией, останется характерным для населения Крыма на протяжении следующих двух с половиной тысячелетий.

Киммерийцы

II тысячелетие до н. э.

В середине II тысячелетия до н. э. в Восточной Европе произошло сильное похолодание, продолжавшееся до X века до н. э. Из-за конденсации влаги в ледниках опустилось дно мирового океана и Черного моря. В IX веке до н. э. в Северном Причерноморье появляются кочевники, археологическая культура которых известна по курганным могильникам, называемых некоторыми исследователями "киммерийскими ". Киммерийцы -- по гречески "kimmerioi" тническое происхождение киммерийцев, возможно индоевропейское или иранское, достоверно не установлено. Античные источники датируют их появление на исторической арене VIII веком до н. э. Со своей родины -- Нижнего Поволжья в начале I тысячелетия до н. э. киммерийцы через Урал прошли в Северное Причерноморье и захватили Крым. Киммерийские племена разделились на несколько частей. Часть ушла на запад и была разбита скифами на реке Днестр. Другой части удалось уйти в Малую Азию, укрепиться в ее северовосточной части -- Каппадокии и в 644 году захватить столицу Лидии -- Сарды. После войн 615-- 565 года до н. э. лидийский царь Алиат разгромил киммерийские войска, остатки которых частично смешались с местным населением и остались в подчинении скифов, а частично ушли в Переднюю Азию, где были ассимилированы и перестали существовать как единый народ. Крымские и керченские киммерийские племена пытались завоевать земли этнических предков сла­вян по Южному Бугу, но были разгромлены наголову, ушли к Висле и в битве при впадении Буга в Вислу, были уничтожены. Именно в те времена предками славян были сделаны длиннейшие укрепления на южной границе лесостепи -- "Змиевы валы", тянувшиеся по берегам Днепра сотни километров и защищавшие границу с VII века до н. э. до IV века. Впоследствии у валов праславянами были построенны мощные крепости. Часть киммерийцев осталась в Северном Причерноморье и Северном Кавказе, подчинившись скифам и ассимилировавшись с ними и другими местными народами. К началу гре­ческой колонизации Северного Причерноморья в VI веке до н. э. киммерийцы уже не существовали как этнос. С этого же време­ни они больше не упоминаются в письменных источниках.

VII век до нашей эры -- III век.

Киммерийцев на Крымском полуострове сменили племена скифов, переселившиеся в VII веке до н. э. из Азии и образовавшие в степях Причерноморья и части Крыма но­вое государство -- Скифию, простирающуюся от Дона до Дуная. Ими началась череда кочевых империй, которые после­довательно сменяли одна другую -- сарматы сменили ски­фов, готы и гунны -- сарматов, авары и предки болгар -- гуннов, затем появлялись и исчезали хазары, печенеги и половцы. Приходившие кочевники захватывали власть в Се­верном Причерноморье над местным населением, которое в своем большинстве оставалось на месте, ассимилируя часть победителей. Особенностью Крымского полуострова была по-лиэтничность -- в Крыму одновременно сосуществовали разные племена и народы. Из новых хозяев создавалась правящая элита, управляющая основной массой населения Север­ного Причерноморья и не старавшаяся изменять существующий образ жизни в регионе. Это была "власть кочевой орды над соседними земледельческими племенами". Геродот так писал о скифах: "Никакой враг, напавший на них, не может ни спастись от них бегством, ни захватить их, если они не захотят быть открытыми: ведь народу, у которого нет ни городов, ни укреплений, который свои жилища переносит с собою, где каждый -- конный стрелок, где средства к жизни добываются не земледелием, а скотоводством, и жилища устраиваются на повозках -- такому народу как не быть непобедимым и неприступным".

Остатки скифской стелы.

Жертвенник.

Надгробный (?) камень с родовыми знаками.

Скифы разделялись на четыре племени. В бассейне реки Буг жили скифы-скотоводы, между Бугом и Днепром скифы-хлебопашцы, к югу от них -- скифы-кочевники, между Днеп­ром и Доном -- царские скифы. Центром царской Скифии был бассейн реки Конки, где находился город Геррас. Крым также являлся территорией расселения самого сильного племени скифов -- царских. Эта территория получила в античных источниках название Скифии. Геродот писал, что Скифия -- это квадрат со сторонами, протяженностью в 20 дней пути. Скифия Геродота занимала современные Бессарабию, Одесскую, Запорожскую, Днепропетровскую области, почти весь Крым, кроме земель тавров -- южного побережья полуостро­ва, Подолию, Полтавщину, часть черниговских земель, территорию Курской и Воронежской областей, Прикубанье и Став­ропольскую область. Скифы любили кочевать в причерноморских степях от рек Ингульца на западе до Дона на востоке. Скифское племенное объединение являлось военной демократией с народным собранием лично свободных кочевников, советом старейшин и племенными вождями, приносившие богу войны вместе с жрецами человеческие жертвы. Скифский союз племен состоял из трех групп, которые возглавляли свои цари с наследственной властью, один из которых считался главным. У скифов существовал культ меча, были высший мужской бог, изображавшийся на коне, и женское божество -- Великая Богиня или Мать Богов.

Сарматы в Крыму, судя по письменным источникам, впервые появляются в IV в. до н.э. Сарматы - кочевые ираноязычные племена, родственные скифам по языку и образу жизни, но, отличающиеся от них происхождением и материальной культурой. Этноним «сарматы» или равнозначный ему «сирматы» обозначает племена, жившие на правобережье Танаиса. Многие исследователи полагают, что сарматы произошли от савроматов - народа, обитавшего в геродотово время к востоку от Танаиса.

Благодаря письменным источникам, мы знаем об участии сарматов в политических событиях, происходивших в Крыму. Их господство в северопричерноморских степях во II в. до н.э. - середине III в. н.э. не вызывает сомнений. Однако, как это ни парадоксально, в Крыму сарматская культура проявляется, главным образом, опосредованно, в виде различных ее элементов, зафиксированных при исследовании боспорских и позднескифских древностей. Собственно сарматские памятники на полуострове буквально единичны.

«Сарматы», также как и «скифы» - макроэтноним. Среди них, в разное время, античные авторы выделяли крупные племенные объединения: аорсов, сираков, роксолан, языгов, алан и др. Сарматскую экспансию в Северное Причерноморье относят и к IV в. до н.э., и к середине II в. до н.э., чаще всего отводя ей III в. до н.э.

Специфика кочевого хозяйства превращает войну в обязательную составляющую существования данных обществ, направляя их агрессию в основном не против непосредственных соседей по Крыму, а против наиболее развитых, современных им, цивилизаций, победа над которыми приносила славу и богатство. Этим объясняются походы киммерийцев на Ассирию, скифов на Балканы и Закавказье, сарматов на Римскую империю. Это вело к появлению военной аристократии с ее повышенными запросами, удовлетворение которых во многом обусловит специализацию мирного земледельческого и городского населения греческих колоний западного (Херсонес) и восточного (Боспор) Крыма. Именно на обеспечение соседних кочевых племен было направлено выращивание хлеба и изготовление вина, которое в отличие от греков скифы пили неразбавленным, деятельность ремесленных мастерских, создавших скифский звериный стиль, совмещавший иранскую и греческую мифологии. Подобный симбиоз в целом на протяжении столетий удовлетворял интересы обоих сторон, постепенно втягивая элиту кочевых племен в процессы эллинизации варварского мира средиземноморской периферии. В тоже время диапазон взаимоотношений простирался от неприятия греческой культуры (два скифских царя были убиты за измену вере отцов) до создания эллинистического позднескифского царства в центральном Крыму и победе варварских династий в Боспорском царстве; от отсутствия попыток перенять гончарный круг и письменность до перехода значительных групп позднескифского и аланского населения к земледелию и виноградарству в условиях предгорного Крыма.

В ходе экспансии Римской империи в греческих городах появляются римские латиноязычные гарнизоны и еврейские общины, но с наступлением эпохи Великого переселения народов Крым превращается в арену столкновений различных за своим этническим, культурным и цивилизационным характером общностей. Именно в период доминирования каждой из них мы можем говорить о появлении внутрикрымских интеграционных процессов, которые чередуются с радикальными изменениями этнической структуры полуострова в моменты смены региональной доминанты. Так в эпоху раннего средневековья Крымский полуостров (Таврика) находился в сфере геополитических интересов славянской Киевской Руси, тюркской Приазовской Болгарии, иудейской Хазарии, греческой Византии.