Меню
Бесплатно
Главная  /  Пол  /  Состоялось заседание церковно-общественного совета по увековечению памяти новомучеников и исповедников церкви русской. Увековечивание памяти новомучеников и исповедников церкви русской

Состоялось заседание церковно-общественного совета по увековечению памяти новомучеников и исповедников церкви русской. Увековечивание памяти новомучеников и исповедников церкви русской

15 ноября 2017 года в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя в Москве митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий возглавил заседание Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, сообщает Патриархия.ru .

В начале заседания владыка митрополит выступил с докладом об итогах исполнения постановления Архиерейского Собора от 2 февраля 2011 года «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших»:

«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Возлюбленные участники заседания!

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, мы проводим очередное заседание Церковно-общественного совета. Перед нами стоит задача — рассмотреть итоги исполнения в текущем году епархиями Русской Православной Церкви и Синодальными отделами постановления Архиерейского Собора от 2 февраля 2011 года "О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших", а также высказать свои предложения, каким образом можно сделать более успешным выполнение соборного постановления.

В ответ на мой запрос относительно того, что сделано в текущем году для исполнения постановления Архиерейского Собора были получены ответы от 154 епархий. Сообщают, что продолжилось строительство и освящение храмов в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской. Большая часть из них посвящена либо Собору новомучеников, либо собору благочиния, реже храмы освящаются в честь конкретного святого. При реставрации порушенных святынь, один из имеющихся приделов зачастую освящался в честь новомученика.

В настоящее время в большинстве епархий Русской Православной Церкви достаточно регулярно совершаются бденные, полиелейные и славословные службы в местах служения и исповеднического подвига новомучеников. Многие архипастыри составляют графики такого служения на текущий год, определяют место и время соборного служения духовенства. За дату празднования в благочинии обычно берется день памяти одного из новомучеников, либо назначается переходящий день празднования. При этом вечерняя и утренняя служба в эти дни служится по возможности во всех храмах церковного округа.

Совершаются крестные ходы — как к местам служения новомучеников, так и к местам массовых захоронений жертв репрессий, среди которых есть священнослужители и миряне, а среди них и те, кто прославлен Церковью. Там также устанавливаются поклонные кресты. К этим местам совершаются и паломничества. В этом отношении общецерковное значение имеет Бутовский полигон, где погребены многие новомученики.

В определенные дни совершаются панихиды по всем невинно пострадавшим, например, в день памяти жертв политических репрессий, 30 октября, когда в храмах епархий совершаются панихиды по невинно убиенным в годы гонений, а за Литургией возносятся о упокоении их душ особые прошения. После богослужения произносятся проповеди, в которых разъясняется содержание и значение подвига новомучеников. Одним из удачных нововведений можно назвать установление билбордов с изображениями новомучеников и с цитатами из их творений. Только три епархии сообщили, что они пользуются этим методом просвещения населения. Наиболее успешен опыт города Старый Оскол в Белгородской митрополии.

В этом году в подавляющем большинстве епархий прошли также конференции, посвященные теме "1917-2017: уроки столетия", в которых приняли участие представители властных структур и работники сферы образования. В докладах говорилось о новомучениках и исповедниках как известных общецерковно, так и служивших или пострадавших в конкретном регионе. Были опубликованы буклеты с описанием жизни и подвига новомучеников, которые раздаются участникам мероприятий. В Московской епархии совместно с подмосковным Министерством образования была издана книга "Подвиг новомучеников и исповедников земли Подмосковной" для бесплатной раздачи школьникам.

Во многих епархиях устраиваются выставки, посвященные подвигу новомучеников. Некоторые экспозиции — передвижные, что позволяет демонстрировать их на многих приходах, в зданиях школ и библиотек. Устраиваются книжные выставки. На регулярной основе священниками проводятся беседы с педагогами общеобразовательных школ, колледжей, профессиональных лицеев по теме "новомученики и исповедники", устраиваются конференции педагогических работников и руководителей общеобразовательных школ и детских дошкольных учреждений. В воскресных школах регулярно проводятся уроки, посвященные памяти новомучеников. В некоторых епархиях уже созданы музеи новомучеников.

Имеется опыт проведения в епархиях имеющих зачастую межрегиональный характер конкурсов проектных и исследовательских работ, посвященных духовно-нравственному развитию детей и молодежи. На них стала все чаще звучать тема: "Лучшее исследование, посвященное новомученикам и исповедникам Церкви Русской".

Отдельным пунктом решения Архиерейского Собора прописано составление епархиальными богослужебными комиссиями служб новомученикам и исповедникам, служившим или пострадавшим в епархии. Только четыре епархии сообщили, что составленные ими чинопоследования направлены в Синодальную богослужебную комиссию.

В одной из епархий 45 из 81-й воскресной школы названы в честь новомучеников. Такая практика есть и в других епархиях. Однако по-прежнему трудно исполняемым является решение Собора о наименовании в честь новомучеников улиц, площадей, бульваров, скверов. Власти под разными предлогами уклоняются от сотрудничества в данной области. В настоящее время во многих епархиях ведутся переговоры о возможности, по крайней мере, присвоения имен мучеников за Христа улицам в новостройках.

В постановлении Архиерейского Собора содержится пожелание включить изучение подвига новомучеников в учебные планы семинарий и училищ, вести просветительскую работу в высших учебных заведениях, школах, среди молодежи. Синодальный отдел религиозного образования и катехизации сообщает, что к 1 июля 2017 года ответ на поручение, касающееся проведения какой-либо работы с детьми и подростками по теме новомучеников в общеобразовательных организациях дали только 25 епархий. Таким образом, можно сделать вывод, что в большинстве епархий такая работа не проводится. Правда, практически во всех отчетах (а это 188 епархий в России и за рубежом) говорится о проведении регионального этапа Рождественских образовательных чтений на тему "1917-2017: уроки столетия", круглых столов "Новомученики и исповедники России", семинаров для преподавателей "Основ православной культуры".

В 2016/2017 году Синодальный отдел религиозного образования и катехизации продолжил работу по популяризации подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской. Было подготовлено учебно-методическое пособие для образовательных программ и просветительских проектов в образовательных организациях общего и дополнительного образования. Оно предназначено для организации изучения жизни и подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской в школе, а также может быть использовано и в вузах в процессе преподавания гуманитарных дисциплин и организации научно-исследовательской работы молодых ученых. Специалистами Синодального отдела были разработаны также "Методические материалы по проведению занятий, посвященных подвигу новомучеников и исповедников Церкви Русской". Они были изданы тиражом 7 тысяч экземпляров и розданы участникам ХХV Международных Рождественских образовательных чтений.

Совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации и Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом Синодальный отдел религиозного образования и катехизации организовал общероссийскую олимпиаду по Основам православной культуры "Русь уходящая: русская культура перед лицом гонений", приуроченную к 100-летию Поместного Собора Русской Церкви и восстановлению Патриаршества.

Архиерейский Собор 2011 года отметил особую значимость средств массовой информации в деле ознакомления с подвигом новомучеников и исповедников Церкви Русской. В связи с этим мы обратились в Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ с запросом о рекомендациях относительно взаимодействия епархий со светскими СМИ в целях просветительской деятельности в области увековечения памяти новомучеников. Полученный ответ предлагает сосредоточить внимание на

освящении храмов и часовен в честь новомучеников;

общецерковных и епархиальных мероприятиях, посвященных памяти новомучеников: экспозициях, презентациях, конференциях, круглых столах, форумах, семинарах, конкурсах, грантах, лекциях ученых по названной теме, показах документальных фильмов и т.п.;

присвоении имен новомучеников церковным социальным учреждениям;

вечерах памяти жертв политических репрессий, когда одним из аспектов таких вечеров является изучение подвига новомучеников;

открытии памятных досок в местах жизни, служения или гибели новомучеников с соответствующим размещением в СМИ конкретной информации о них.

На Архиерейском Соборе 2016 года Преосвященный епископ Тарский и Тюкалинский Савватий выступил с просьбой о создании кратких буклетов с житиями новомучеников. Святейшим Патриархом Кириллом было поручено Издательству Московской Патриархии изучить возможность создания такой серии брошюр, а мне как председателю Церковно-общественного совета — руководить данным проектом. Издательством в настоящее время уже выпущен ряд таких брошюр, и эта работа будет продолжена.

Почитание святых зачастую связано с местом, где они служили или пострадали, а также с местом, где пребывают их мощи. Святейший Патриарх Кирилл благословил изготовить пять ковчегов с мощами новомучеников и исповедников Церкви Русской, в которые были вложены 54 частицы мощей мучеников и исповедников. Ковчеги на протяжении года доставлялись в епархии. В храмах, где пребывали святыни, совершались Божественные литургии, зачастую архиерейским чином, а между службами — молебны. Практически во всех епархиях наблюдалось особое усердие богомольцев и отмечалась незаурядность этого церковного события. Сотни тысяч верующих собрались у мощей новомучеников, чтобы помолиться им, обратиться к заступничеству ближайших к нам по времени святым ходатаям перед Богом.

Есть случаи, когда в епархиях не проводятся мероприятия по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской на том основании, что там нет прославленных новомучеников. Следует на это заметить, что прославление святых для общецерковного почитания касается всей канонической территории Русской Православной Церкви. Исповедничество, мученичество, верность Христу даже до крови есть высшая форма христианского подвига. Разъяснение духовного значения страданий за веру имеет огромное воспитательное значение для всех православных людей.

Новомученики, еще до наступления гонений, зачастую нарочито старались осознать высоту подвига мученичества, некоторые даже завидовали древним мученикам, живя в то время, когда вроде бы и не было возможности переживать подобные страдания. Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский, писал из тюремной камеры незадолго перед мученической кончиной: "Я зачитывался житиями святых и восхищался их героизмом, их святым воодушевлением. Жалел своею душою, что времена не те и не приходится переживать, что они переживали. Времена переменились. Открывается возможность терпеть ради Христа от своих и чужих. Трудно, тяжело страдать, но по мере наших страданий избыточествует и утешение от Бога. Трудно переступить этот рубикон, границу и всецело предаться воле Божией. Когда это совершится, тогда человек, избыточествуя утешением, не чувствует самых тяжелых страданий. Полный среди страданий радости и внутреннего покоя, он других влечет на страдания, чтобы приложить то состояние, в каком находится счастливый страдалец".

Мы видим, что духовный опыт древних святых пришлось переживать совсем еще недавно нашим новомученикам. Через их страдания мы можем прикоснуться к опыту Древней Церкви. Этому способствуют и издание житий, и написание икон новомучеников, и проповедь, в особенности архипастырская, о значении подвига новомучеников, и служение молебнов, чтобы даже в тех епархиях, где нет прославленных новомучеников, люди знали о них, проникались их подвигом, обращались к ним в своих молитвах.

1 февраля 2017 года Священный Синод Русской Православной Церкви (журнал № 1) образовал Организационный комитет по реализации программы общецерковных мероприятий к 100-летию начала гонений на Русскую Православную Церковь. В ходе состоявшегося 7 марта 2017 года заседания Организационного комитета был внесен ряд предложений, которые были одобрены на заседании Священного Синода 9 марта (журнал № 4) и затем последовательно реализовывались в течение этого года.

Следует в связи с этим особо отметить состоявшуюся в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя 16 июня под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла церковно-научную конференцию "100-летие начала эпохи гонений на Русскую Православную Церковь". Она была организована Московской и Санкт-Петербургской духовными академиями и Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом. Святейший Патриарх Кирилл, давая на конференции оценку современным церковным исследованиям, отметил, что "в последние годы развернулась исследовательская и издательская деятельность, связанная как с нашей Церковью в минувшем столетии в целом, так и историей конкретных монастырей и храмов… прежде всего новомучеников и исповедников", и "вполне правомерно поставить вопрос: "А может быть мы уже приближаемся к тому времени, когда нам потребуется фундаментальный академический труд "История Русской Православной Церкви в ХХ веке"?" Такова высокая оценка Святейшим Патриархом исследований, предпринятых в последнее время.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл дал мне поручение как председателю Церковно-общественного совета на предстоящем Архиерейском Соборе сделать доклад о ходе исполнения решений Архиерейского Собора. Прошу членов Совета высказать свои предложения, которые я смог бы сообщить членам Архиерейского Собора».

По окончании доклада состоялась дискуссия по вопросам работы Совета.

Документ принят 2 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших*

За прошедшие годы Русской Православной Церковью собраны многочисленные свидетельства о христианах, пострадавших в гонениях за веру Христову в XX веке. Накоплен обширный материал, позволяющий объективно оценить ситуацию того времени, подвести ее исторический итог.

Русская Православная Церковь почитает святость новомучеников и исповедников, утверждая их особый вклад во вселенское Православие. Благодаря их жертвенному свидетельству о Христе в Православии вновь в небывалых масштабах, сопоставимых с гонениями первых веков христианства, был явлен подвиг мученичества и исповедничества, на котором возрастала христианская Церковь. Духовные плоды этого подвига должны быть усвоены нашим обществом.

В то же время Церковь помнит не только прославленных ею святых, но и всех невинных жертв репрессий, призывая общество сохранить память об этих трагических страницах истории.

Русская Православная Церковь считает своим долгом неустанно напоминать, что богоборчество и ненависть, в том числе социальная, являлись движущей силой репрессий, совершенных в годы революции, гражданской войны и всего трагического ХХ века в разных странах, входящих в каноническую территорию Московского Патриархата.

Подвиг новомучеников и исповедников свидетельствует об их противостоянии богоборчеству, а не государству как таковому. Опираясь на опыт своих святых, Церковь убеждена, что в годы гонений верующие подвергались репрессиям, прежде всего за исповедание веры, верность Господу Иисусу Христу и Его Церкви, а также каноническому строю Православия.

Для того чтобы память о новомучениках укреплялась в нашем обществе как пример стояния в вере, Церковь призывает умножить усилия для распространения в народе почитания святых новомучеников и исповедников.

  1. Церковь считает своевременным возведение храмов и часовен в честь новомучеников и исповедников, особенно там, где они служили или пострадали.
  2. Епархиальным архиереям следует озаботиться совершением бденных, полиелейных и славословных служб новомученикам и исповедникам в местах их служения и мученических подвигов. Кроме того, епархиальным архиереям надлежит определить даты и места соборного служения духовенства епархий или отдельных благочиний, дабы усилить местное почитание новомучеников и исповедников.
  3. Во всех епархиях Русской Православной Церкви подобает регулярно совершать богослужения в дни почитания новомучеников и исповедников, проводить посвященные их памяти церковно-общественные мероприятия (конференции, форумы, съезды), а также вести просветительскую работу в высших учебных заведениях, школах, среди молодежи.
  4. Изучение подвига новомучеников и исповедников надлежит включить в учебные планы духовных семинарий и училищ с учетом истории региона.
  5. Епархиям, монастырям и приходам рекомендуется в сотрудничестве с государством, музейным сообществом и историками по мере возможности участвовать в создании мемориальных досок, памятников, музеев и комплексов в местах служения, страдания, смерти и погребения новомучеников и исповедников, инициировать наименование в их честь улиц, площадей, бульваров, скверов. Необходимо продолжать диалог с государством и разъяснительную работу в обществе для того, чтобы в названиях улиц и населенных пунктов не возвеличивались имена лиц, ответственных за организацию преследований и уничтожения неповинных людей, в том числе пострадавших за веру.
  6. Собор обращается к кинематографистам, руководителям телеканалов с призывом создавать документальные и художественные фильмы, а также телевизионные передачи, посвященные подвигу новомучеников и исповедников.
  7. Церковным средствам массовой информации рекомендуется уделять особое внимание подвигу новомучеников и исповедников. В целях развития творческой инициативы журналистов, писателей и церковных историков в данном направлении Синодальному информационному отделу и Синодальной комиссии по канонизации святых рекомендуется совместно проработать предложения по использованию различных конкурсов и грантов. Издательскому Совету надлежит поддерживать существующие программы и книжные серии, посвященные подвигу новомучеников и исповедников, разработать специальную программу издания книг, в том числе для детей и подростков, а также озаботиться распространением уже изданных книг в епархиях Русской Православной Церкви. Епархиальным средствам массовой информации необходимо уделять особое внимание публикации материалов, посвященных подвигу новомучеников и исповедников, в том числе размещая эти материалы на епархиальных сайтах.
  8. Издательству Московской Патриархии следует незамедлительно публиковать тексты служб новомученикам и исповедникам, одобренных Священным Синодом.
  9. Церковь призывает государственных и общественных деятелей поддержать ее усилия по изучению и увековечению памяти жертв гонений. В частности, она обращается к руководителям учреждений, в чьем ведении находятся архивные документы, с просьбой содействовать скорейшему и полному выявлению сведений о пострадавших в годы гонений. Для этого важно совершенствовать методику научного изучения следственных и судебных дел. Необходимо продолжить диалог с государством о возможности законодательных или административных способов обеспечения доступа уполномоченных представителей Церкви к соответствующим архивам, при условии соблюдения законных требований неразглашения сведений о личной жизни граждан.
  10. Целесообразно сформулировать предложения об объективном отражении темы новомучеников и исповедников в современных учебниках истории.
  11. Синодальной комиссии по канонизации святых надлежит продумать возможность такого именования каждого новомученика или исповедника, в котором бы содержалось упоминание о месте его подвига, занимаемой кафедре или фамилии. Это именование должно быть затем включено в официальный календарь Русской Православной Церкви. Данное поручение относится как к уже прославленным новомученикам и исповедникам, так и к тем, чьи имена будут включены в Собор новомучеников и исповедников Российских в будущем.
  12. Открытие мощей святого и помещение их в храмы может иметь место только при канонизации или после таковой.
  13. При вынесении решения об общецерковной канонизации святого следует утверждать его иконописное изображение. При канонизации местночтимого святого его иконописное изображение необходимо представлять на отзыв в Синодальную комиссию по канонизации святых для последующего утверждения Патриархом.
  14. Следует продолжить развитие рабочих контактов епархиальных комиссий с Синодальной комиссией по канонизации святых как на этапе подготовки дел к передаче в последнюю, так и при их рассмотрении, что исключило бы появление в Синодальной комиссии дел, заведомо не соответствующих предъявляемым требованиям.
  15. Епархиальным богослужебным комиссиям надлежит усилить работу над составлением служб новомученикам и исповедникам, служившим или пострадавшим в данной епархии, и представлять их на рецензирование в Синодальную богослужебную комиссию.

Собор выражает уверенность в том, что совместные действия Церкви, государства и общества, направленные на увековечение памяти жертв гонений за веру, помогут изменить к лучшему нравственное состояние людей.

Памятуя слова церковного писателя III века Тертуллиана — «кровь мучеников есть семя христианства», Собор призывает всех членов Церкви быть по духу верными наследниками новомучеников и исповедников, твердо стоять в подвиге жертвенного свидетельства Истины, не отступать от нее, малодушно пугаясь вызовов мира, все более удаляющегося от Христа.

  • Первоначальный проект данного документа был составлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества в период с 29 января 2010 г. по 1 октября 2010 г.
  • 16 декабря 2010 г. проект был рассмотрен и принят в первом чтении президиумом Межсоборного присутствия, после чего документ был направлен на отзыв в епархии и опубликован в сети Интернет для проведения общественной дискуссии.
  • Проект был переработан редакционной комиссией под председательством Патриарха в ее заседаниях 25-27 января 2011 г. с учетом комментариев и предложений, поступивших из епархий или выраженных в ходе общественной дискуссии.
  • Пленум Межсоборного присутствия, заседавший 28-29 января 2011 г. под председательством Патриарха, внес поправки в проект документа и постановил представить его на Священный Синод для последующего рассмотрения на Архиерейском Соборе.
  • Священный Синод в своем заседании от 31 января 2011 г. определил включить документ в повестку дня Архиерейского Собора.
  • 2 февраля 2011 г. Освященный Архиерейский Собор, внеся поправки, принял документ.

13 сентября в пятый раз состоялось празднование Собору Саратовских святых. Оно стало возможным благодаря работе епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия, подготовившей необходимые для прославления материалы. Предлагаем вниманию читателей беседу с председателем комиссии, настоятелем Архиерейского подворья храма святых равноапостольных Мефодия и Кирилла при СГУ, протоиереем Кириллом Краснощековым.

Отец Кирилл, почему в Собор Саратовских святых вошли только 12 новомучеников, хотя с Саратовской землей их связано больше? Например, священноисповедник Виктор (Островидов), епископ Глазовский, который родился и учился в нашей губернии.

Синодальная комиссия по канонизации исходила из того, что если человек уже входит в Собор святых какой-то епархии, то не надо повторять его канонизацию в другом Соборе. Тех, кто служил в разных местах, решено было включать в тот или иной Собор по месту кончины. Хотя и здесь были исключения. Епископ Гермоген (Долганёв) скончался в Тобольске, граф Александр Медем – в Сызранской тюрьме. Но их жизнь была теснейшим образом связана с Саратовской землей, поэтому они вошли в наш Собор.

Какими критериями руководствуется комиссия, рассматривая вопрос о канонизации того или иного подвижника? Традиционно в народе считается, что необходимыми условиями являются народное почитание святого и явленные посмертно чудеса…

Вот относительно новомучеников такой критерий не стоит. И не только, кстати, новомучеников. Я обычно привожу в пример Иакова-мниха (XI в.), который в «Памяти и похвале русскому князю Владимиру» пишет: «Не удивимся, возлюбленные, что чудес не творит по смерти - многие ведь святые праведники не сотворили чудес, но святыми являются». И, ссылаясь на слова Иоанна Златоуста «От дел узнаем, а не от чудес», Иаков-мних заключает: «Но по делам узнавайте святого». А почитали князя Владимира уже тогда явно как святого, потому-то похвальное слово и писалось. То есть даже тогда, в XI веке, отсутствие чудес не являлось препятствием к почитанию. И относительно новомучеников XX века этот критерий, если и есть, то на последнем месте. Основной критерий – это мученическая кончина, в которой прослеживаются напрямую признаки исповедничества. Тоже очень тонкий критерий. Игумен Дамаскин (Орловский), секретарь Синодальной комиссии Московского Патриархата по канонизации святых много об этом говорит, у него есть специальный доклад «Методология и практические особенности исследования подвига новомучеников и исповедников Российских». Он настаивает, что канонизация мучеников первых веков и канонизация мучеников ХХ века – это разные вещи, и здесь совершенно разные критерии должны быть применимы. Для него, например, один из важнейших критериев канонизации новомученика ХХ века – это святость всей его жизни. Среди древних святых мы порой видим гонителей христиан, которые, видя мужество мучеников, сами обращались ко Христу и тоже принимали мученическую смерть. Игумен Дамаскин считает, что так нельзя походить к мученикам ХХ века. Потому что Россия была христианской страной, и люди должны были буквально с детства показывать себя христианами. Эта его позиция разделяется не всеми, но она у нас принята как официальная.

- С какими трудностями сталкивается комиссия в своей работе?

Колоссальной сложности проблема в том, что основными документами для канонизации являются архивно-следственные дела, «мученические акты XX века». Это следственные дела ОГПУ - НКВД, в которых должно быть налицо исповедническое поведение человека. То есть он не должен был оклеветать себя – а обвинения предъявлялись все сплошь клеветнические – «контрреволюция», «создание террористической группировки», «распространение контрреволюционных слухов» – вплоть до 1937 года всё какую-то контрреволюцию искали. Как мы знаем, следователями активно применялись пытки. И в этих условиях человек должен был не сломаться, не сознаться в ложных обвинениях: претерпевший же до конца спасется (Мф. 10, 22). Это первое. Второе – он не должен был никого оклеветать. А это настолько тонкое понятие… Вот, например, почти все протоколы начинаются словами: «Назовите ваших знакомых». Что в этой фразе особенного? По сути дела, ничего. Но если человек говорит: «Я знаю такого-то, такого-то и такого-то», – через три листа мы уже видим их арестованными, и дело уже переквалифицируется в групповое. А групповое дело – это всегда планка наказания в два раза выше, чем по индивидуальному делу. И, конечно, опытные люди, те, кто сидел не первый раз, никаких знакомых вообще не называли. Здесь тоже очень тонко: как это интерпретировать – оклеветал, не оклеветал людей, если просто назвал своих знакомых? И третье условие, выполнить которое сложнее всего, и на чем настаивает отец Дамаскин (тут я с ним полностью согласен). Мы должны – а это едва ли возможно – исследовать весь пласт архивов современного ФСБ, которое является наследником КГБ-НКВД-ОГПУ, и связать воедино тысячи нитей людей, проходивших в качестве обвиняемых. Допустим, передо мной лежит расстрельное дело священника 1937 года. Но откуда я знаю – не привлекался ли он в 1928 году в качестве свидетеля по делу совсем другого священника? И это могло быть вовсе не в Саратове – он мог сменить пять, шесть городов за это время, священники часто переезжали ввиду гонений, ссылок. Соответственно, я, зная, что он расстрелян в Саратове в 1937, могу ли быть уверен, что он в 1928 где-нибудь в Иванове не свидетельствовал на другого как обвинитель? Нужно всё исследовать, составить всю номенклатуру в масштабах страны – кто, где, когда проходил по какому делу. Это задача в настоящее время невыполнимая – и по своей трудоемкости, и потому, что ведомственные архивы ФСБ закрыты. Но это – принципиальная позиция отца Дамаскина: пока не будет засвидетельствовано, что человек ничем не скомпрометирован, – не о чем разговаривать. По сравнению с 1990-2000-ми годами условия канонизации сейчас ужесточились, и это правильно.

А почему не был канонизирован в соборе святых протоиерей Геннадий Махровский, настоятель Свято-Троицкого собора, расстрелянный в 1919 году вместе с епископом Германом (Косолаповым) и священником Михаилом Платоновым? Насколько я знаю, его вообще не допрашивали, так что каких-то «неправильных» показаний он дать не мог.

Он был расстрелян как заложник. Все сорок с лишним человек, расстрелянных в октябре 1919 года на Воскресенском кладбище Саратова, – это заложники, взятые в ходе красного террора в ответ на убийство большевика Загорского. Тут достаточно сложные критерии. Но относительно людей, легших в братскую могилу на Вознесенском кладбище – мы ведь тоже подавали на них документы на канонизацию. И отказ был мотивирован недостатком материалов, свидетельствующих об их исповедническом подвиге. Другое дело – судебные протоколы владыки Германа и отца Михаила: там видно, как они себя ведут, что говорят. Видно, в чем их обвиняют, видно, что их хотят убить просто потому, что они «черные вороны и их надо отправить на небо». И они отвечают «Для вас небо пусто, для нас – нет. Отправьте нас туда, потому что мы верующие, и для нас там – всё, новая жизнь». А вот про священника Геннадия Махровского ничего подобного у нас нет. А раз нет – комиссия воздерживается от подобного рода канонизаций.

- В настоящее время комиссия готовит материалы для канонизации?

Сейчас этот процесс перенаправлен в другую сторону. Он направлен на развитие почитания подвига новомучеников, что отражено в синодальном документе «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших», на сбор и более кропотливое изучение материалов об этих людях – не только прославленных, но и всех пострадавших за веру в годы гонений. Главная задача, которая перед нами сейчас стоит – это увековечивание памяти новомучеников. Канонизация - это начало, а вот то, что мы, по благословению Владыки Лонгина, смогли и праздник такой установить, как Собор Саратовских святых – это уже продолжение. И очень важно, что этот праздник у нас так торжественно отмечается, что центром его по очереди становятся все города нашей епархии. В издательстве Саратовской митрополии готовится к изданию прекрасная книга о Соборе Саратовских святых, подготовленная секретарем нашей комиссии священником Максимом Плякиным и членом комиссии Валерием Тепловым. Такие издания очень нужны для того, чтобы память о подвиге новомучеников сохранялась, чтобы люди знали о них. Этим же занимается наше общество «Возрождение», объединяющее потомков репрессированных священнослужителей и мирян, пострадавших в годы гонений. Внуки, правнуки этих людей по крупицам в архивах разыскивают сведения о своих предках. (о 4-й конференции общества «Возрождение» читайте на стр… – Ред.). Особенно отрадно, что к нам всё время приходит молодежь: значит, это дело не умрет с внуками репрессированных, которым уже многим самим за 70 лет, оно будет продолжаться. Стремление больше узнать о новомучениках, неравнодушие к ним – вот это и есть, на мой взгляд, настоящее их почитание.

- Что еще входит в работу комиссии?

У нас очень много ответов на запросы. Ко мне приходят просьбы от людей, которые ищут материалы о том или ином священнике. Это либо его родственники, либо местные краеведы. Немало школьников, которые пишут работы о репрессированных священниках своего родного села - разумеется, если рядом окажется верующий учитель. Материалов у нас много, и, если в моей базе данных есть соответствующие документы я с удовольствием их высылаю. Такие запросы приходят к нам со всей страны.

Газета «Православная вера» № 18 (542)

Беседовала Оксана Гаркавенко

Оксана Гаркавенко «Главная задача – увековечение памяти новомучеников» (Беседа с председателем комиссии, настоятелем Архиерейского подворья храма святых равноапостольных Мефодия и Кирилла при СГУ, протоиереем Кириллом Краснощековым.)//Газета «Православная вера» № 18

Архиерейским Собором 2011 года был принят документ "О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших" . Для координации осуществления этого постановления в 2012 году был образован Церковно-общественный совет при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, который возглавил митрополит Ювеналий.

Он сообщил о том, что в масштабах всей Русской Православной Церкви была развернута широкая программа многообразных мероприятий, связанных с воспоминанием новомучеников и периода гонений. В большинстве епархий совершаются богослужения в местах служения и исповеднического подвига новомучеников. Имеется практика установления дней празднования Соборов новомучеников в благочиниях, где некогда подвизалось несколько святых.

Владыка Ювеналий рассказал о крестных ходах и паломничествах как к местам служения новомучеников, так и к местам массовых захоронений жертв репрессий, среди которых есть священнослужители и миряне, об освящении храмов и приделов во имя новомучеников и исповедников, об установке мемориальных досок, организации выставок, беседах с педагогами и учащимися. В течение года прошел ряд научных форумов, важнейшим из которых стала церковно-научная конференция "100-летие начала эпохи гонений на Русскую Православную Церковь" .

Как отметил докладчик, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла было изготовлено пять ковчегов с честными мощами 54 новомучеников и исповедников. Они на протяжении года доставлялись в епархии, с тем чтобы при совершении богослужений и крестных ходов православные верующие могли молитвенно обратиться к предстательству подвижников веры.

Информационная служба Архиерейского Собора

Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (29 ноября ― 2 декабря 2017 года)

Ваше Святейшество! Ваше Блаженство!

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!

Архиерейским Собором 2011 года было принято постановление "О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших". Для координации осуществления этого постановления в 2012 году был образован Церковно-общественный совет при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, который мне было благословлено возглавить.

В нынешнем году исполнилось сто лет с начала трагической эпохи в истории России и Русской Православной Церкви, когда наступила длительная эпоха гонений на веру. В связи с этим незадолго до начала нынешнего заседания Архиерейского Собора мною были запрошены все правящие Преосвященные. В результате пришли ответы из 157 епархий. На их основе Церковно-общественный совет подвел итоги того, как исполняется вышеуказанное решение Архиерейского Собора 2011 года.

Общая картина такова: в масштабе всей Русской Православной Церкви развернулась широкая программа многообразных мероприятий, связанных с воспоминанием подвига новомучеников.

В большинстве епархий регулярно совершаются богослужения в местах служения и исповеднического подвига новомучеников. Существует практика составления графика богослужений на целый год, а также установления дней празднования Соборов новомучеников в благочиниях, где некогда подвизалось несколько святых.

Совершаются крестные ходы и паломничества к местам служения новомучеников и массовых захоронений жертв репрессий. Общецерковное значение в связи с этим имеет Бутовский полигон, где 27 сентября, по благословению Вашего Святейшества, мною был освящен "Сад памяти". Это созданный по инициативе Церкви и усилиями частных лиц уникальный мемориал, на стенах которого высечены имена более 20 тысяч человек, убитых в 1937-1938 годах на этом полигоне, в том числе многих новомучеников.

Президент России Владимир Владимирович Путин 30 сентября открыл в Москве мемориал памяти жертв политических репрессий "Стену памяти", где принимали участие Ваше Святейшество, религиозные, государственные и общественные деятели. Таким образом, деятельность Церкви, направленная на увековечение памяти новомучеников, получила государственную поддержку. Об этом свидетельствует, например, и то, что в соответствии с законом "О праздничных днях и памятных датах Московской области" в Подмосковье установлен "День памяти новомучеников Подмосковных" 17 февраля.

По благословению Вашего Святейшества, было изготовлено пять ковчегов с честными мощами 54 новомучеников и исповедников. Они на протяжении года доставлялись в епархии с тем, чтобы при совершении богослужений и крестных ходов православные верующие могли молитвенно обратиться к предстательству наших подвижников веры.

Повсеместно освящались храмы или приделы в честь новомучеников и исповедников. На церквях, где они совершали свое служение, или на домах, где проживали, были открыты мемориальные доски. Есть также практика установки памятных поклонных крестов. Пишутся иконы новомучеников. Продолжается, хотя и не очень активно, гимнотворческая деятельность, направленная на составление им богослужебных последований.

Заметны плоды научных изысканий, связанных с историей Церкви в минувшем столетии. Это нашло отражение как в многочисленных публикациях, так и в проведении научных форумов. Важнейшим из них стала прошедшая в Москве в июне под председательством Вашего Святейшества церковно-научная конференция "100-летие начала эпохи гонений на Русскую Православную Церковь" в Храме Христа Спасителя.

В епархиях стали чаще устраиваться выставки, посвященные подвигу новомучеников, причем некоторые из выставочных экспозиций делаются передвижными, что позволяет демонстрировать их на многих приходах и в зданиях библиотек.

Говоря об издательской деятельности, следует отметить, что выходили в свет жития новомучеников и их творения.

Уделялось должное внимание включению темы подвига новомучеников в образовательные программы, как церковные, так и светские. С этой целью в подавляющем большинстве епархий прошли конференции, посвященные теме "1917-2017: уроки столетия", в которых приняли участие представители властных структур и работники сферы образования. Для помощи педагогам Синодальный отдел религиозного образования и катехизации выпустил необходимые учебно-методические материалы.

Во многих епархиях именами новомучеников называются церковные социальные учреждения и воскресные школы, однако по-прежнему трудно преодолимой проблемой остается наименование городских улиц и площадей именами новомучеников.

Есть случаи, когда в епархии не проводятся мероприятия по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской на том основании, что в ней нет прославленных новомучеников, на что следует заметить, что прославление святых для общецерковного почитания касается всей канонической территории Русской Православной Церкви, и само разъяснение духовного значения страданий за веру уже имеет огромное воспитательное значение для всех православных людей.

Подводя итог, можно сказать, что вдохновленные призывом Святейшего Патриарха Кирилла епархии нашей Церкви, подчас во взаимодействии с работниками образования и культуры, сделали очень многое для того, чтобы подвиг новомучеников и исповедников оставался в памяти народной. Страдальцам за веру, соли нашей земли (см. Мф. 5:13) таким образом воздавалось должное почитание, как молитвенным предстателям перед престолом Божиим за народ и Отечество наше.

Благодарю за внимание.

17 ноября 2015 года в Красном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось второе заседание Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Церковно-общественный совет был образован решением Священного Синода от 25 декабря 2012 года (журнал № 124). Архиерейский Собор 2013 года, поддержав решение Священного Синода об образовании этого органа, возложил на Совет ответственность за реализацию определения Архиерейского Собора 2011 года «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших».

В заседании Совета приняли участие:

  • митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий - председатель Совета;
  • митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл;
  • епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава, председатель Комиссии по канонизации святых Митрополичьего округа в Казахстане;
  • епископ Егорьевский Тихон, секретарь Патриаршего совета по культуре;
  • игумен Дамаскин (Орловский) - ответственный секретарь Совета;
  • протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства;
  • протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества;
  • протоиерей Владислав Цыпин, председатель Историко-правовой комиссии Русской Православной Церкви, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин Московской духовной академии;
  • игумен Митрофан (Шкурин), заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации;
  • протоиерей Павел Великанов, преподаватель Московской духовной академии, главный редактор портала Богослов.ru;
  • протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских на Бутовском полигоне;
  • игумен Нектарий (Блинов), наместник Свято-Троице-Георгиевского монастыря г. Чирчик (Узбекистан);
  • священник Александр Мазырин , заместитель руководителя Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета;
  • В.Р. Легойда, председатель Синодального информационного отдела;
  • С.Л. Кравец, руководитель Церковно-научного центра Русской Православной Церкви «Православная энциклопедия»;
  • И.В. Гарькавый, директор мемориального научно-просветительского центра «Бутово»;
  • Б.И. Костенко, генеральный продюсер телеканала «Спас».
Открывая заседание, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к собравшимся со вступительным словом.

Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что второе заседание Совета проходит в преддверии Архиерейского Собора, который запланирован на 2-3 февраля 2016 года. К грядущему Собору предполагается подготовить отчет о проделанной работе.

«Мне хотелось бы сказать несколько слов о значении подвига новомучеников, - добавил Святейший Патриарх. - Мы уже много об этом говорим, но полагаю, что говорить надо так, чтобы было слышно всем - не только членам Церкви, не только нашим прихожанам, но и людям светским. Потому что новомученики - это герои, а без героев не может существовать народ, не может существовать нация».

«Сегодня очень часто появляются псевдогерои, - не действительно народные герои, а те, чья популярность обусловлена не более чем модой, - и когда многие, в том числе молодежь, на них ориентируются, это приносит только вред, - констатировал Предстоятель. - Но подлинный герой всегда несет в себе высокий нравственный заряд, нравственную силу. Несомненно, именно такова роль героев, которые полагают жизнь свою за Родину, за Церковь, - и новомученики являются такими героями».

«В наше время, когда людям трудно оторваться от своей повседневности, поставить под сомнение привычный комфорт, особенно важно во весь голос говорить о наших отцах, братьях, сестрах, которые погибли, но остались верны Господу, - продолжил Святейший Владыка. - Об этом подвиге должны знать все, - это наша задача, это наш венок на их могилу».

«На Архиерейском Соборе 2013 года были отмечены недостатки в работе, направленной на приобщение нашего народа к подвигу мучеников минувшего века, на разъяснение значения подвига новомучеников и исповедников в истории Отечества, в истории Церкви, - напомнил Предстоятель. - Тогда стало ясно, что эта недоработка связана прежде всего с отсутствием координации, с наличием в наших митрополиях и епархиях очень разных подходов к вопросу сохранения памяти новомучеников».

«На Соборе была высказана мысль, которую я сегодня хотел бы повторить: сейчас не так важно стремиться к тому, чтобы канонизировать как можно больше новомучеников, увеличивая число прославленных угодников Божиих, - хотя и это нужно делать всякий раз, когда есть достаточные основания. Главное, чтобы память о новомучениках была жива в нашем народе, в нашей Церкви. Литургическая памятование их подвига должно быть ярким, красивым, оно должно объединять людей. И в нашем искусстве, в нашей церковной музыке должен быть прославлен бессмертный подвиг наших героев - святых новомучеников и исповедников Церкви Русской», - заключил Святейший Патриарх Кирилл.

Председатель Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий представил доклад о деятельности Совета.

«Работа Церковно-общественного совета началась в 2013 году. За это время была проведена большая работа по сбору и анализу информации о деятельности епархий в области увековечения памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. Священный Синод определил основные задачи деятельности Совета. Они заключаются в определении основных направлений и практическом планировании церковной и церковно-общественной работы в области увековечения памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. В дополнение к соборному определению «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших» Советом были выработаны рекомендации правящим архиереям, способствующие реализации определения Собора. Советом были также определены направления работы в этой области для Синодальных отделов и комиссий», - сказал, в частности, митрополит Ювеналий.

В докладе были подробно рассмотрены результаты работы синодальных отделов и комиссий по исполнению данных им поручений, а также деятельности епархий в области увековечения памяти новомучеников и исповедников.

Затем состоялась дискуссия по вопросам работы Совета. Святейший Патриарх отметил очевидную практическую пользу создания Совета по столь важному вопросу церковной жизни. Предстоятель также отметил вклад Патриаршего совета по культуре, Синодального информационного отдела, а также телеканала «Спас» в дело увековечения и актуализации подвига новомучеников и исполнения определения Архиерейского Собора 2011 года «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших».

Также в ходе заседания обсуждалась проблема включения в учебники отечественной истории и учебные пособия для школ тем, касающихся богоборчества, периода гонений XX века и подвига новомучеников и исповедников. Были внесены предложения по организации установки мемориальных досок на храмах, где несли свое служение новомученики.

Епископ Егорьевский Тихон сообщил о планах создания постоянной экспозиции на ВДНХ, а также музея новомучеников. Также был обсужден вопрос церковного поминовения невинно убиенных в день памяти жертв политических репрессий 30 октября.