Меню
Бесплатно
Главная  /  Цветы  /  Старинные русские жилища. Жилища разных народов

Старинные русские жилища. Жилища разных народов

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Пословицы и поговорки о доме. Мой дом - моя крепость. В каждой избушке свои игрушки. В гостях хорошо, а дома лучше. Не дом хозяина красит, а хозяин дом. В своём болоте и лягушка поёт. Всяк кулик своё болото хвалит. И крот в своём углу зорок.

3 слайд

Описание слайда:

Дома разных народов С древних времён дома у разных народов Земли различны. Особые черты традиционного жилища разных народов зависят от особенностей природы, от своеобразия хозяйственной жизни, от различий в религиозных представлениях. Однако есть и большое сходство. Это помогает нам лучше понимать друг друга и взаимно уважать обычаи и традиции разных народов России и мира, быть гостеприимными и с достоинством представлять другим людям культуру своего народа.

4 слайд

Описание слайда:

Изба Изба-традиционное жилище русских. Это деревянный жилой дом в лесистой местности России, Украины, Белоруссии. На Руси тысячу лет назад, избу ставили из сосновых или еловых бревен. На крышу клали осиновые дощечки- лемех или солому. Сруб (от слова «рубка») представлял собой ряды положенных друг на друга бревен. Избу строили не используя гвоздей.

5 слайд

Описание слайда:

Хата Хата, (у украинцев), - жилое помещение с печью или вся постройка с сенями и хозяйственным помещением. Бывает срубной, плетнёвой, глинобитной. Снаружи и внутри хату обычно обмазывают глиной и белят.

6 слайд

Описание слайда:

Сакля В горах нет деревьев в таком количестве чтобы строить дома, поэтому дома там строят из камня или глины. Такое жильё называют САКЛЯ. Сакля, жилище кавказских народов. Часто ее строят прямо на скалах. Чтобы защитить такой дом от ветра, для постройки выбирают ту сторону горного склона, где ветра тише. Крыша ее плоская, поэтому сакли часто располагались примыкая вплотную один к другому. Получалось что крыша нижестоящего здания часто являлась полом или двором дома, который стоит выше. Сакли обычно каменные глинобитные или из саманного кирпича, с плоской крышей.

7 слайд

Описание слайда:

Чум ЧУМ – кочевой, переносный шалаш сибирских инородцев; жерди, составленные сахарной головой и покрытые, летом, берестой, зимою - цельными и сшитыми оленьими шкурами, с дымовым выходом вверху. Летняя изба, холодная, но жилая, с огнищем посредине, бывает и у русских.

8 слайд

Описание слайда:

Юрта Юрта, переносное жилище у монгольских народов-кочевников в Центральной и Средней Азии, Южной Сибири. Состоит из деревянных решётчатых стенок с куполом из жердей и войлочным покрытием. В центре юрты - очаг; место у входа предназначалось для гостей; на женской половине хранилась утварь, на мужской - сбруя.

9 слайд

Описание слайда:

Кибитка Кибитка - крытая телега, крытая повозка. Русское название переносного жилища кочевых народов Средней и Центральной Азии.

10 слайд

Описание слайда:

Келья Келья (от лат. cella - комнатка),жилое помещение в монастыре. По монастырским уставам большинству русских монастырей разрешалось строительство собственной кельи каждому монаху или монахине.

11 слайд

Описание слайда:

Вигвам Вигвам – жилище лесных индейцев Северной Америки. Вошло в литературу как название индейского жилища куполообразной формы. При сооружении вигвама индейцы втыкают в землю по кругу или овалу гибкие стволы деревьев, сгибая концы их в свод. Остов вигвама покрывают ветками, корой, циновками.

12 слайд

Описание слайда:

Иглу Жилище из снежных или ледяных блоков строях эскимосы на севере, где кроме снега другого строительного материала нет. Называется жилище- ИГЛУ. Внутреннее помещение обычно застилается шкурами, иногда шкурами покрываются и стены. Свет в иглу проникает прямо через снежные стены, хотя иногда устраиваются окна из тюленьих кишок или льда. Снежный дом впитывает изнутри лишнюю влагу, поэтому в хижине достаточно сухо. Эскимосы могут соорудить иглу на два-три человека за полчаса.

13 слайд

Описание слайда:

Конак Конак - двух- или трехэтажный дом, встречающийся в Турции, Югославии, Болгарии, Румынии. Это выразительная постройка под широкой тяжелой черепичной крышей, создающей глубокую тень. Часто такие «особняки» напоминают букву «г» в плане. Выступающий объем верхней комнаты делает постройку асимметричной. Строения ориентируют на восток (дань мусульманству). При каждой спальне есть крытый вместительный балкон и паровая баня асам. Жизнь здесь всецело изолирована от улицы, а большое количество помещений удовлетворяет все нужды хозяев, потому надворные постройки не нужны.

14 слайд

Описание слайда:

Жилища на дереве Жилища на деревьях в Индонезии сооружают подобно сторожевым вышкам - на шести- или семиметровой высоте над землей. Постройку возводят на заранее подготовленной привязанной к ветвям площадке из жердей. Балансирующее на ветвях сооружение нельзя перегружать, но оно должно выдержать большую двускатную крышу, венчающую постройку. У такого дома устраивают два пола: нижний, из саговой коры, на котором расположен очаг для приготовления пищи, и верхний - настил из досок пальмы, на котором спят. В целях обеспечения безопасности жильцов такие дома строят на деревьях, растущих у водоема. Попадают в хижину по длинным лестницам, связанным из жердей.

15 слайд

Описание слайда:

Пальясо Испания: из камня, высотой 4-5 метров, круглого или овального сечения, диаметром от 10 до 20 метров, с конической крышей из соломы на деревянном каркасе, одна входная дверь, окна отсутствовали вообще или имелось лишь небольшое оконное отверстие.

16 слайд

Описание слайда:

Хижина Южная Индия. Традиционное жилище Tодов (этнос в Южной Индии), бочкообразная хижина, сделанная из бамбука и тростника, без окон, с одним маленьким входом.

17 слайд

Описание слайда:

Подземные жилища Жилища троглодитов в пустыне Сахаре представляют собой глубокие земляные ямы, в которых сделаны внутренние помещения и двор. На склонах холмов и в пустыне вокруг них расположены около семисот пещер, в некоторых из них и по сей день живут троглодиты (берберы). Кратеры достигают десяти метров в диаметре и в высоту. Вокруг внутреннего двора (хауша) расположены комнаты до двадцати метров в длину. Нередко жилища троглодитов имеют несколько этажей, лестницами между которыми служат завязанные веревки. Кровати - небольшие альковы в стенах. Если берберской хозяйке нужна полочка, она просто выкапывает ее в стене. Впрочем, возле некоторых ям можно увидеть телеантенны, а иные превращены в рестораны или мини-гостиницы. Подземные жилища хорошо спасают от жары - в этих меловых пещерах прохладно. Так решают в Сахаре квартирный вопрос.

18 слайд

Человек во все времена стремился к теплу и уюту, к внутреннему покою. Даже самые заядлые авантюристы, которых всегда манят горизонты, рано или поздно возвращаются к домашнему очагу. Люди разных национальностей и вероисповеданий всегда создавали себе жилище с учетом той красоты и удобства, которые они могли себе представить, находясь в определенных природных условиях. Удивительные формы строений, материалы, из которых выстраивалось жилище и внутреннее убранство могут рассказать многое о его владельцах.

Жилище человека является чистым отражением природы. Изначально форма дома появляется из органического чувства. Она обладает внутренней необходимостью, словно птичьи гнезда, пчелиный улей или раковина моллюска. Каждая черта форм существования и обычаев, семейной и брачной жизни, кроме того, племенного распорядка – все это находит отражение в главных помещениях и плане дома – в горнице, сенях, атриуме, мегароне, кеменатэ, дворе, гинекее.

БОРДЕЙ


Бордей – традиционная полуземлянка в Румынии и Молдавии, крытая толстым слоем соломы или тростника. Подобное жилище спасало от значительных перепадов температуры в течение суток, а также от сильного ветра. На глиняном полу был очаг, однако топился бордей по-чёрному: дым выходил через маленькую дверь. Это один из древнейших типов жилья в этой части Европы.

АИЛ " ДЕРЕВЯННАЯ ЮРТА "


Аил («деревянная юрта») – традиционное жилище теленгитов, народа Южного Алтая. Бревенчатое шестиугольное строение с земляным полом и высокой крышей, покрытой берестой или корой лиственницы. Посередине земляного пола находится очаг.

БАЛАГАН


Балагáн – зимнее жилище якутов. На бревенчатом каркасе укреплялись наклонные стены из тонких жердей, обмазанных глиной. Низкая пологая крыша покрывалась корой и землёй. В маленькие окна вставлялись куски льда. Вход ориентирован на восток и прикрыт навесом. С западной стороны к балагану пристраивали хлев для скота.

ВАЛКАРАН


Валкаран («дом из челюстей кита» по-чукотски) – жилище у народов побережья Берингова моря (эскимосов, алеутов и чукчей). Полуземлянка с каркасом из крупных костей кита, покрытая землёй и дёрном. Имела два входа: летний – через отверстие в кровле, зимний – через длинный полуподземный коридор.

ВИГВАМ


Вигвам – общее название жилища лесных индейцев Северной Америки. Чаще всего это шалаш куполообразной формы с отверстием для выхода дыма. Каркас вигвама делался из изогнутых тонких стволов и накрывался корой, циновками из тростника, шкурами или кусками ткани. Снаружи покрытие дополнительно прижималось жердями. Вигвамы могут быть как круглыми в плане, так и вытянутыми и иметь несколько дымовых отверстий (такие конструкции называются «длинными домами»). Вигвамами часто ошибочно называют конусообразные жилища индейцев Великих равнин – «типи». Жилище не было предназначено для переноса, однако, при необходимости, легко собиралось и возводилось потом на новом месте.

ИГЛУ


Поистине потрясающее изобретение. Придумали его эскимосы Аляски. Сами понимаете, на Аляске со стройматериалами не все хорошо, но люди всегда использовали то, что есть под руками и в большом количестве. А на Аляске всегда под руками лед. Вот поэтому эскимосы и стали строить себе купольные дома из ледяных плит. Внутри все устилалось шкурами для тепла. Эта идея очень понравилась жителям Финляндии – стране северной, где тоже снега предостаточно. Там существуют рестораны, построенные по принципу иглу и даже проводятся соревнования, участники которых на скорость из ледяных блоков собирают иглу.

КАЖУН


Кáжун – традиционное для Истрии (полуостров в Адриатическом море, в северной части Хорватии) каменное строение. Кажун цилиндрической формы с конической крышей. Без окон. Постройка велась методом сухой кладки (без использования связывающего раствора). Из­начально служил жилищем, но впоследствии стал играть роль хозяйственной постройки.

МИНКА


Минка – традиционное жилище японских крестьян, ремесленников и торговцев. Минка строилась из легкодоступных материалов: бамбука, глины, травы и соломы. Вместо внутренних стен использовались скользящие перегородки или ширмы. Это позволяло обитателям дома по своему усмотрению менять расположение комнат. Крыши делались очень высокими, чтобы снег и дождь сразу скатывались, и солома не успевала намокнуть.
Так как многие японцы простого происхождения занимались выращиванием шелкопряда, при постройке жилища учитывалось, что основное место в помещении выделялось для шелкопрядения.

КЛОЧАН


Клочан – куполообразная каменная хижина, распространённая на юго-западе Ирландии. Очень толстые, до полутора метров, стены выкладывались «насухо», без связующего раствора. Оставлялись узкие щели-окна, вход и дымоход. Такие незамысловатые хижины строили для себя монахи, ведущие аскетичный образ жизни, поэтому внутри не приходится ожидать особого комфорта.

ПАЛЬЯСО


Пальясо – вид жилища в Галисии (северо-запад Пиренейского полуострова). По кругу диаметром 10-20 метров выкладывали каменную стену, оставляя проёмы для входной двери и маленьких окон. Поверх на деревянном каркасе ставили конусообразную крышу из соломы. Иногда в больших пальясо устраивались две комнаты: одна – жилая, вторая – для скота. В качестве жилья пальясо использовались в Галисии до 1970-х годов.

ИКУКВАНЕ


Икукване – большой куполообразный тростниковый дом зулусов (Южная Африка). Строили его из длинных тонких прутьев, высокой травы, тростника. Всё это переплеталось и укреплялось верёвками. Вход в хижину закрывался специальным щитом. Путешественники считают, что Икукване идеально вписывается в окружающий пейзаж.

РОНДАВЕЛЬ


Рондавéль – круглый дом народов бáнту (юг Африка). Стены складывались из камня. Цементирующий состав состоял из песка, земли и навоза. Крыша – шесты из веток, к которым травянистыми канатами привязывались пучки тростника.



КУРЕНЬ


Курéнь (от слова «куриться», что значит «дымиться») - жилище казаков, «вольных войск» Русского царства в низовьях Днепра, Дона, Яика, Волги. Первые казачьи поселения возникали в плавнях (речных камышовых зарослях). Дома стояли на сваях, стены делались из плетней, заполненных землёй и обмазанных глиной, крыша была камышовая с отверстием для выхода дыма. Особенности этих первых казачьих жилищ прослеживаются и в современных куренях.

САКЛЯ


Каменное жилище кавказских горцев. Строится из глины и керамического кирпича, крыша плоская, узкие окна, похожие на бойницы. Это было и жилище и своего рода крепость. Оно могло быть и многоэтажным, а могло строиться из глины и не иметь окон. Земляной пол и очаг посередине – вот скромное убранство такого дома.

ПУЭБЛИТО


Пуэблито - небольшой дом-крепость на северо-западе американского штата Нью-Мексико. 300 лет назад их построили, как предполагается, племена навахо и пуэбло, которые оборонялись от испанцев, а также от племён юта и команчи. Стены выложены из валунов и булыжников и скреплены глиной. Внутренние помещения также покрыты глиняной обмазкой. Потолки сделаны из сосновых или можжевеловых балок, поверх которых уложены прутья. Пуэблито располагались на высоких местах в пределах видимости друг друга, чтобы обеспечить возможность дальней связи.

ТРУЛЛО


Трýлло – оригинальный дом с конической крышей в итальянской области Апулия. Стены трулло очень толстые, поэтому в жаркую погоду там прохладно, а зимой - не так холодно. Трулло двухъярусный, на второй этаж поднимались по приставной лестнице. Нередко у трулло было несколько крыш-конусов, под каждой из которых – отдельная комната.


Итальянское жилище, причисленное в наше время к разряду памятников. Дом примечателен тем, что возводился по методу «сухой кладки», то есть просто из камней. Это делалось не случайно. Такая постройка была не слишком надежной. Если вытаскивался один камень, она могла полностью развалиться. И все потому, что в определенных местностях дома строились незаконно и при любых претензиях со стороны властей, могли легко ликвидироваться.

ЛЕПА - ЛЕПА


Лепа-лепа – лодка-дом баджао, народа Юго-Восточной Азии. Баджао, «морские цыгане», как их называют, всю свою жизнь проводят в лодках в «Коралловом треугольнике» Тихого океана – между Борнео, Филиппинами и Соломоновыми островами. В одной части лодки они готовят пищу и хранят снасти, а в другой спят. На сушу они выбираются только для того, чтобы продать рыбу, купить рис, воду и рыболовные снасти, а также похоронить умерших.

ТИПИ


Жилища коренных жителей Америки. Это строение было переносным и возводилось из жердей, которые покрывались сверху оленьими шкурами. В центре располагался очаг, вокруг которого сосредотачивались спальные места. В крыше обязательно оставлялось отверстие для дыма. Трудно поверить, но и сейчас люди, поддерживающие традиции коренного населения Америки и по сей день живут в таких шалашах.

ДЯОЛОУ


Дяолоу – укреплённый многоэтажный дом в провинции Гуандун на юге Китая. Первые дяолоу были построены ещё при династии Мин, когда в Южном Китае орудовали шайки разбойников. В более поздние и относительно безопасные времена такие дома-крепости строили, просто следуя традиции.

ХОГАН


Хóган – древнее жилище индейцев навахо, одного из самых многочисленных индейских народов Северной Америки. Каркас из жердей, поставленных под углом 45° к земле, переплетался ветками и густо обмазывался глиной. Нередко к этой простой конструкции пристраивалась «прихожая». Вход занавешивался одеялом. После того, как по территории навахо прошла первая железная дорога, конструкция хогана изменилась: индейцы нашли весьма удобным строить свои дома из шпал.

ЮРТА


Жилище для кочевников – монголов, казахов, киргизов. Чем удобно оно в условиях степей и пустынь? Собрать и разобрать такой дом – дело пары часов. Основа строится из жердей, сверху покрывается циновками. До сих пор пастухи пользуются такими строениями. Наверное, многолетний опыт подсказывает, что от добра добра не ищут.

СЛАВЯНСКАЯ ИЗБА


Бревенчатый дом, постройка славян. Изба собиралась из бревен (так называемый сруб), бревна укладывались по определенному принципу. В доме выкладывалась печь. Топилась изба по-черному. Трубу на крыше стали ставить позже, и тогда уже дым выводился из дома через нее. Срубы можно было разбирать, продавать и выкладывать вторично, возводя новый дом из старого сруба. До сих пор этот метод используется дачниками.

СЕВЕРОРУССКАЯ ИЗБА


Изба на Русском Севере строилась в два этажа. Верхний этаж - жилой, нижний («подклет») - хозяйственный. В подклете жили слуги, дети, дворовые работники, там же были помещения для скота и хранения припасов. Подклет строился с глухими стенами, без окон и две­рей. Наружная лестница вела сразу на второй этаж. Это спасало от заметания снегом: на Севере бывают сугробы по нескольку метров! К такой избе пристраивали крытый двор. Длинные холодные зимы вынуждали объединять жилые и хозяйственные постройки в единое целое.

ВАРДО


Вардо – цыганская кибитка, настоящий однокомнатный дом на колёсах. В нём есть дверь и окна, печь для приготовления пищи и обогрева, кровать, ящики для вещей. Сзади, под откидным бортом, – ящик для хранения кухонных принадлежностей. Снизу, между колёсами, – багаж, съёмные ступеньки и даже курятник! Вся повозка достаточно лёгкая, так что её могла везти одна лошадь. Вардо отделывался искусной резьбой и окрашивался яркими красками. Расцвет вардо пришёлся на конец XIX – начало XX века.

ЯОДУН


Яодун - дом-пещера Лёссового плато северных провинций Китая. Лёсс – мягкая, легко поддающаяся обработке порода. Местные жители это давно обнаружили и испокон веков выкапывали себе жилища прямо в склоне холма. Внутри такого дома комфортно при любой погоде.

ТРАДИЦИОННОЕ ЖИЛЬЁ НАРОДНОСТИ БОНГУ

ДЁРНОВЫЙ ДОМ


Дёрновый дом – традиционная постройка Исландии ещё со времён населяющих её викингов. Его конструкция определялась суровым климатом и дефицитом дерева. На месте будущего дома выкладывались большие плоские камни. На них ставился деревянный каркас, который обкладывался дёрном в несколько слоёв. В одной половине такого дома жили, в другой – содержали домашний скот.

Каким бы нелепым строение не казалось, это дом для того, кто его построил. В этих странных постройках жили люди: любили, создавали семью, страдали и умирали. Через дома этих людей текла жизнь, история со всеми ее особенностями, событиями и чудесами.

Испокон веков славянские народы (русские, украинцы, белорусы, сербы, поляки и др. ) относились к как к событию важному и знаменательному. При этом наши предки стремились решить не только практическую задачу, то есть обеспечить над головой, но и организовать жилое пространство так, чтобы оно было наполнено покоем, теплом, любовью и другими жизненными благами. А такое , по мнению древних славян, можно было построить, лишь следуя старинным традициям и заветам. В предыдущей статье мы рассказали о , и сегодня речь пойдет о наземных – избах, хатах и мазанках .

Изба – первое наземное жилище северных славян

Первые наземные у славян появились приблизительно в IX-X веке, а само название «изба» зафиксировано в древних русских летописях, датированных X веком. Изначально срубные избы появились в северных районах славянских поселений, где земля была очень сырой, болотистой или глубоко промерзшей. Все эти факторы не давали возможности обустраивать теплые полуподземные и подземные .

Первые славянские избы, как правило, представляли собой одну утепленную комнату-клеть, к которой в некоторых случаях примыкали сени. Деревянная изба была оснащена дверью и маленьким оконцем размером до 40 см, которое закрывалось деревянной дощечкой и использовалось чаще всего для .

Зимой в избе проходила основная часть жизни семьи, тут же держали молодой скот. Если в печь не имела трубы, то его называли «курная изба» , а дом с трубной печью носил название «белая изба» . Изба могла иметь нижний этаж (подклет) или обходиться без него. Внутренняя планировка помещения зависела от положения печи: по диагонали от нее был «красный» или передний угол, внизу находился ящик-голбец из дерева, а сбоку под потолком настилались полати.

Преимущественно стены избы строились из бревен, крыша могла быть соломенной или деревянной, окна - косящатыми (с рамами) или волоковыми (прорубленными в бревнах). Для обычно использовали охлупень (резной конек); фасад украшали наличниками окон, полотенцами и причелинами; стены, двери, потолок и печи – характерными славянскими орнаментами в виде зверей, птиц, растений и геометрических узоров.

Кстати сказать, резной конек на крыше использовался славянами отнюдь не для красоты. Дело в том, что, таким образом, славяне приносили Богам «строительную жертву» в виде избы, имеющей форму лошади: четыре угла – ноги, дом – тело, конек – голова. Такая жертва символизировала создание из первобытного хаоса (дерева) нечто разумно организованное (). Нередко к задней части конька привязывался еще и хвост из мочала – в этом случае жилище, по мнению славян, полностью уподоблялось коню. Кроме того, археологические раскопки показали, что самых первых изб украшались вовсе не резными коньками, а настоящими лошадиными черепами.

Со временем размеры избы увеличивались: кроме самой избы-клети появилась еще горница, которая отделялась от основного жилья стеной. Такие получили название «пятистена». В северных районах начали появляться шестистенки и избы-двойники, представляющие собой два самостоятельных сруба-клети, имеющих общие сени и перекрытых общей крышей. Нередко к избам примыкали легкие галереи, которые соединяли между собой жилые постройки, кладовые и мастерские, что давало возможность, не выходя на улицу, переходить из одного помещения в другое.

У славянских домов могло быть несколько вариантов блокировки хозяйственной части от . Это могла быть однорядная связь, которую называли «под один конь» (то есть хозчасть и жилое помещение находились под одной крышей); двурядная связь - «в два коня» (хоздвор и изба были перекрыты отдельными крышами с параллельными коньками); трехрядная связь - «на три коня» (изба, хозблок и двор стояли рядом и перекрывались отдельными крышами с тремя параллельными коньками). чаще всего были двускатными, однако можно было встретить и четырехскатные крыши вальмовой или шатровой формы.

Хата – традиционное жилище южнославянских народов

В какой-то степени хата является сродни избе с тем отличием, что более основательные и утепленные избы строились преимущественно в северных регионах славянских поселений, в то время как в южных областях (в Украине, Белоруссии и частично в Польше) преобладали хаты – более облегченные типы . Хаты могли быть плетневыми, срубными, глинобитными и др. Внутри и снаружи их, как правило, обмазывали глиной и белили. Как и изба, хата обычно имела жилое помещение с печью, сени и хозяйственный блок.

Основное отличие хаты от избы заключается в том, что она строится не из целых, а из половинных или других пиломатериалов, которые затем обмазываются саманом – смесью соломы, конского навоза и глины. Здесь следует отметить, что саман вовсе не является обязательным элементом хаты: в более зажиточных селениях и в более поздние времена хаты могли быть обиты кровельным железом и покрашены в яркие цвета (чаще всего сочетание голубого и белого). Традиционная же саманная хата обмазывалась белой глиной или белилась мелом снаружи и изнутри.

Любопытно, что под словом «хата» славяне подразумевали не только само , но и его части – существовали такие понятия как задняя и передняя хата . Задняя хата представляла собой половину дома, окна которой выходили во внутренний двор. У передней хаты окна выходили на улицу. Задняя и передняя хаты обычно были разделены между собой при помощи или более простой и грубой украинской печки, которая стояла посередине помещения, и/или стенной перегородкой в виде плетеного или деревянного каркаса, обмазанного глиной. При этом передняя хата играла роль парадной комнаты, предназначенной для встречи гостей, отдыха и размещения икон, а задняя несла на себе хозяйственную нагрузку – здесь готовили пищу, а в сильные морозы могли отогревать молодняк скота. В некоторых случаях часть задней хаты, примыкающую к печи, отгораживали отдельной перегородкой и получали нечто похожее на отдельную кухню.

Обычно хата оснащалась соломенной , которая защищала жилище от снега и дождя, но при этом обеспечивала естественную вентиляцию помещения. Непременным элементом всех хат были ставни, которые можно было закрыть в жаркую и солнечную погоду. В богатых жилищах пол был дощатым (с высоким подпольем), в более бедных – земляным. Что касается материалов для строительства стен, то их выбор во многом зависел от природных условий той или иной местности. Например, в Украине запасы леса достаточно скудны, поэтому при строительстве домов (чаще всего мазанок) здесь старались использовать меньшее количество древесины.

Архитектура народного жилища - планировка, величина, внешний вид - возникла под влиянием природных условий среды проживания и специфики ведения хозяйства. Молдавский дом приобрел единую объемно-планировочную форму с региональными конструктивными особенностями, имеющими черты традиционного жилища народов Восточной Европы - румын, украинцев, белорусов и русских.

Недолговечность материалов, из которых строили в Молдове, не позволила сохранить жилые дома старше 200 лет. Лишь некоторые строения народной архитектуры Молдовы конца ХVIII в. мы можем сегодня увидеть, благодаря тому что они получили статус исторических памятников (дом-музей А. С. Пушкина в Кишиневе, дом родителей Иона Крянгэ в Тыргу Нямц, дом-усадьба в с. Донич, где жил баснописец Александру Донич и др.).

Объемно-пространственная структура народного дома совершенствовалась на протяжении веков, образуя разновидности в соответствии с социальной иерархией. Исторические жилища были углубленными и наземными, однокомнатными, двухкомнатными, трехкомнатными и многокомнатными (последние характерны для зажиточного сословия).

Жилой дом на территории Молдовы известен со времен неолита. Дома были коллективными, большими, для большой семьи, состоящей из нескольких поколений. Дома Кукутень-Триполье были приподняты на обожженные глинобитные платформы, имели каркасные стены из плетня, обмазанного глиной с двух сторон и побеленного известью. Некоторые дома имели два этажа, с помещениями для жилья, хранения припасов и алтарями. Среди предметов домашнего обихода были найдены культовые терракотовые фигурки. Крыша была стропильной, двух- или четырехскатной, c соломенной или камышовой кровлей.

Гето-дакийские дома менялись в зависимости от условий рельефа. В холмистых и горных местах строения были наземными, на каменных основаниях, из бревенчатых срубов, отапливались открытыми очагами, устроенными в центре помещения. Для стен использовались одинаковые по длине бревна, что обусловило квадратный план дома, укрытого четырехскатной крышей. Дома были однокомнатными и многокомнатными, последние имели галереи вдоль южного фасада и, в редких случаях, по периметру здания. Такие дома были изучены около с. Бутучены Оргеевского района, Грэдиштя Мунчелуй, Попешть - уезда Джурджу. Дома в дакийских крепостях были двухэтажными, с деревянными стенами второго этажа, с наружными лестницами. Стены могли быть бревенчатыми или имели каркасно-столбовую конструкцию, с креплением горизонтально установленных бревен гвоздями с большими декоративными шляпками. Дакийские дома, изображенные на Колонне Траяна в Риме, столбовой конструкции, удлиненные в плане, покрыты двухскатной крышей, образующей фронтон на боковых фасадах, характерный для Дунайской равнины.

Во времена Черняховской культуры (Сынтана де Муреш) на территории пруто-днестровского междуречья строили двухкомнатные жилища больших размеров, которые по величине и плану сохранили особенности домов даков. Известны такие жилища около сел Чимишены и Собарь. Собарьские дома, например, отличаются устроенными по периметру дома портиками, от которых сохранилось несколько каменных оснований.

Продолжение

В поселениях V - VII вв., которые последовали за волной великого переселения народов, было найдено три типа домов: землянки, полуземлянки и наземные дома; все однокамерные. Землянки (жилища, вырытые в земле) имели прямоугольную форму, пол в помещении трамбовали и покрывали толстым слоем глины. Для обогрева использовали очаг и круглую в плане сводчатую печь, вырытую в стене.

В VII - X вв. большинство домов были бревенчатыми, наземными, для отопления и приготовления пищи использовалась печь-каменка, сложенная без использования раствора.

В Х - ХIII вв. на территории Молдавии появляются поселения, найденные около с. Ханска Яловенского района, Лукашеука Оргеевского района и др. Особенности жилищ этого периода свидетельствуют о совместном проживании разных этнических групп.

Из-за набегов кочевников большинство населения вынужденно было оставить насиженные места и искать убежища в горных и лесных районах, что является главной причиной скудности информации о жилищах этого и последующих двух-трех веков.

Опустошительное монгольское нашествие (1241 год) продолжалось чуть больше века, в течение которого эта земля находилась под властью ханов Золотой Орды. Появились типы жилищ, характерных для восточной архитектуры, с соответствующими системами отопления и способами приготовления пищи.

Вскоре после образования Молдавского государства, в середине ХIV века, жилой дом еще сохранял черты, характерные для предыдущих периодов - частично углубленный в землю, однокамерный (отчасти из-за продолжающегося похолодания), однако постепенно он становится надземным, в нём увеличивается количество комнат.

Однокамерный дом имел почти квадратную планировку, комната достигала размера 5х5 м и более, так как совмещала множество функций: спальня, кухня, хранение продовольственных запасов и место для занятия традиционными ремёслами. Жилища были ориентированы фасадом на юг, чтобы солнце освещало дом, вход в который находился ближе к левому краю, с таким расчетом, чтобы лучи восходящего солнца проникали в жилую часть комнаты через маленькое окошко в восточной стене.

Однокамерные дома сохранились в некоторых женских монастырях, где монахини живут «своим коштом», как в с. Николаевка (бывший монастырь Хирова или Чурова), монастыре Вэрзэрешть, Речула и др. Однокамерныйдом сейчас редко встречается - только в качестве второстепенного или летнего жилища.

Двухкамерный дом становится основным типом жилья в XV - ХIХ вв., указывая на начало функционального разделения помещений. Одно из первых двухкомнатных жилищ известно по раскопкам в с. Пояна Единецкого района, оно относится к концу ХVI - началу ХVII вв. и состоит из двух разновеликих помещений, связанных между собой дверным проемом. В первое, тинда, входили снаружи, оттуда - во второе кэмарэ, где находилась сводчатая печь с открытым очагом в передней части. Помещения сообщаются между собой и покрыты общей четырехскатной крышей. Двухкомнатный дом предназначался для жилья и хранения продовольственных припасов, инвентаря, сырья для домашних работ. Со временем в двухкамерном доме перед южным фасадом появляется приспа для защиты жилища от влаги. Таким был родительский дом писателя Иона Крянгэ в г. Тыргу Нямц и его собственный дом в Яссах.

Однокомнатные и двухкомнатные дома долгое время были основными типами народного жилища. Трехкомнатный дом появился в результате присоединения к сеням нового помещения, получившего название каса маре (горница). В этой комнате хранили ценные семейные вещи, приданое. Каса маре не отапливалась, так как ее использовали редко, только для семейных торжеств и религиозных праздников. Самый древний трехкомнатный дом, обнаруженный в результате археологических раскопок в с. Ворничень уезда Сучава, принадлежал помещику и относится к началу ХV века. Он имел прямоугольную планировку, был построен из дерева с заполнением из самана. Более поздние помещичьи дома ХIХ века строились на основе трехкомнатного, самый известный образец - усадьба Т. Казимира в с. Чернолеука Окницкого района. Для увеличения жилой площади к центральному ядру из трех комнат достраивались новые, расположенные параллельно, как в усадьбах помещика Ралли в с. Долна Ниспоренского района, баснописца Александра Донича в с. Донич Оргеевского района и других. В некоторых случаях количество комнат увеличивали за счет их деления на более мелкие, как в доме родителей поэта М. Эминеску в с. Ипотешть уезда Ботошань.

Позднейшие изменения планировки трёхкомнатного дома были обусловлены совершенствованием систем обогрева и приготовления пищи, что повлияло на взаимное расположение жилой комнаты и прихожей. Хлебная печь с плитой в передней ее части и отопительная печь (груба) составляли отопительный комплекс, находящийся в глубине жилой комнаты, изолируя собой часть пространства комнаты наподобие алькова для сна, нижняя часть которого представляла собой обогреваемую лежанку. Дым от печей выходил в сени через отверстие в стене, откуда улавливался подвешенным плетеным или дощатым и обмазанным глиной дымоотводом (комин или babură) и поднимался наверх к дымоходу на крыше.

Для улучшения гигиенических условий жилья печь впоследствии вынесли в сени, где вместо чулана была оборудована кухня, а в жилой комнате осталась лишь печь для обогрева со встроенной плитой. Теснота в кухне, оборудованной в сенях, позже вынудила вывести хлебную печь во двор под навес или в летний дом, а чистую кухню организовать в глубине жилой комнаты. Печь для обогрева (груба) использовалась в качестве перегородки между кухней и жилой комнатой, каждое из этих помещений имело свой вход из сеней, в то же время между ними был дверной проем. В кухне было оборудовано спальное место - лежанка, обогреваемая теплым воздухом от плиты, где готовилась еда. Планировка дома с изолированной от жилой комнаты кухней, имеющей отдельный вход, широко распространилась благодаря комфорту и конструктивному рациональному решению.

Совершенствование архитектуры трехкомнатного дома продолжается до сих пор. В связи с распространением летних кухонь в виде отдельного домика во дворе, кухня в основном доме теряет функцию места для приготовления пищи, и ее интерьер сливается с жилой комнатой, которая получает Г-образную форму. В этом случае отопительная печь, которая раньше отделяла кухню от комнаты, была перенесена в стену, ограждавшую некогда кухню от каса мааре , а в образовавшийся альков, между ней и сенями, переносится обогреваемая лежанка. В этом случае все комнаты обогревались одной системой, состоящей из печи и грубы. В последнее время лежанки разбирают, вместо них используют фабричные диваны.

Главный фасад дома был ориентирован на юг, реже на восток или на запад, в этом этнологи усматривают реминисценции солнечного культа. В нижней части главного фасада имеется приспа , элемент традиционного дома, сохранившийся до сегодняшнего дня во всех зонах проживания молдаван. Корни этого выступающего архитектурного элемента можно проследить от портика греческого дома, он также связан с условиями проживания предков молдаван. Возможно, впервые такой элемент появился в домах, построенных в горных и холмистых местах, когда входы были со стороны спуска, и для удобства перед входом строили платформу, в которой находились ступени. Узкая и длинная приспа, которую в Центральных Кодрах называют tîrnaţ, продолжается и на боковых фасадах дома.

На оси главного фасада устраивали крыльцо (молд. cerdac - от тур. ciortac ), прямоугольное в плане, покрытое двухскатной крышей с подобием фронтона.

Чердак и приспа со столбами, выстроенные вместе или по отдельности, являются оригинальными функциональными, конструктивными и художественными элементами молдавской архитектуры, которые использовались в княжеских резиденциях, городских и сельских домах и в культовой архитектуре. Эти архитектонические формы, которые решали проблемы освещения комнат, встречаются в старинных городских и современных сельских домах.

Трехкомнатный дом распространен в нескольких региональных вариантах с характерными особенностями, внешний вид дома получает художественное выражение в зависимости от природно-климатических условий и доступности местных строительных материалов.

В северной зоне Молдовы приспа в домах низкая, закрытая, огороженная дощатым парапетом, с четырьмя столбами. Более чем в других местах, дома на севере оснащены чердаками, сквозные проемы которых в последнее время остекляют. В иных домах вместо выступающих крылец по центру входа устраивают ниши наподобие лоджий. Небольшие оконные проемы, по паре для каждого помещения, в последнее время уступают место большим окнам.

В центральной части Молдовы имеются две географические зоны, где архитектура традиционного жилого трехкомнатного дома с шестью столбами приспы в простенках между оконными и дверными проемами отличается.

В зоне Кодр дома строили из бревен в срубной технике, сохраненной сегодня только в прикарпатском регионе. Из-за чрезмерной вырубки лесов дома строят в сберегающей дерево технике - каркасной, с земляным заполнением. Сохраняется традиционный внешний вид благодаря использованию деревянных элементов: приспа глухая с парапетом, деревянные столбы, установленные по наружному краю и поддерживающие свес кровли, обшитый снизу досками. Вместо столбов распространены колонны со сквозной резьбой в верхней расширенной дощатой части, основной декоративный мотив - растительный, навеянный окружающей природой.

В восточной части центральной зоны, где известняк-ракушечник имеет выходы на поверхность, дома строят из камня. Декоративные детали домов принесли особую славу архитектуре сел в нижнем течении Реута. Элементы приспы с колоннами, свойственные традиционному молдавскому жилищу, получили особое выражение, характерное для резьбы по камню. На основе нескольких модулей была разработана конструктивная система колонны, состоящей из элементов, для которых вполне можно использовать терминологию классической архитектуры (стержень, капитель, база, постамент и парапет), отчего она и получила вполне справедливое название молдавский ордер . Завершение промежуточных столбов парапета, названое «каменный цветок», стало символом народного искусства этой зоны, оно используется и для завершения дымоходов, столбов въездных ворот усадьбы. Внешний вид домов оживляет полихромия деталей, синтез скульптуры и цвета.

В строительстве домов южной зоны Молдовы и в организации их внутренних дворов прослеживается влияние немецких, гагаузких и болгарских колонистов. Отдельно стоящий трехкомнатный дом встречается реже, чем в других зонах, так как здесь он включен в состав удлиненного здания, крытого двухскатной крышей и состоящего из жилого дома, хлева для скота, амбаров для хранения зерновых и расположенного перпендикулярно к улице. Архитектурный декор в технике сквозной резьбы сосредоточен на узком фасаде, на дощатом фронтоне крыши. Жилые дома южной зоны Молдовы сохранили в декоре фронтонов старинные аллегорические изображения, среди которых змея или крылатый дракон, древние символы земных и водных стихий, известных со времён неолита, культуры Кукутень-Триполье.

В наши дни традиционный жилой дом претерпевает основательные изменения. В случае сохранения трехкомнатного плана дом приспосабливают к возрастающим потребностям в дополнительной жилой площади путем пристраивания новых помещений. Замечательна тенденция не сносить старый дом, а сохранять его, пристраивая новые помещения со стороны заднего фасада, получая в результате квадратный в плане дом, более компактный и энергосберегающий.

В последние 20-30 лет молодое поколение строит монументальные дома с подчёркнутой симметрией, акцентированием парадного входа. Центральная часть значительно увеличена, её используют в качестве гостиной . Каса маре сохраняет сакральную функцию святыни и музея семьи с ценными фамильными реликвиями. Вход в гостиную ведет через остекленную веранду, размещенную на углу главного фасада, занимающую часть жилой комнаты, ей соответствует такое же решение противоположного угла фасада. Через веранду вход и в другие комнаты, находящиеся во втором ряду.

Изменение планировки и внешнего вида традиционного жилого дома связано с распространением практики строительства на территории усадьбы подсобных строений и летней кухни, которые перетянули почти все домашние и хозяйственные функции, ранее принадлежавшие жилому дому, сохранив за ним лишь функцию жилья и свидетельства благосостояния хозяев.

Все больше строятся современные дома, на планировку и внешний вид которых оказали влияние городское жильё и дома европейского типа, ставшие в последние два десятилетия хорошо знакомыми молдаванам.

1 слайд

2 слайд

Дом - начало начал, в нем мы рождаемся и проходим свой жизненный путь. Родное жилище дает чувство уюта и тепла, защищает от непогоды и бед. Именно через него раскрываются характер народа, его культура и особенности быта. Внешний вид жилища, строительные материалы и способ постройки зависят от окружающей среды, климатических условий, обычаев, религии и от рода занятий людей, его создающих. Но из чего бы ни строилось жилье и как бы оно ни выглядело, у всех народов его считают центром, вокруг которого расположен весь остальной мир. Познакомимся с жилищами разных народов, населяющих нашу планету.

3 слайд

Изба - традиционное жилище русских. Раньше избу ставили из сосновых или еловых бревен. Кровли крыли серебристым осиновым лемехом. Четырехстенный сруб, или клеть, был основой любой деревянной постройки. Он представлял собой ряды положенных друг на друга бревен. Дом был без фундамента: неоднократно перебранные и хорошо просушенные клети ставили прямо на землю, а с углов к ним приваливали валуны. Пазы прокладывали мхом, так что сырости в доме не ощущалось. Верх имел форму высокой двускатной крыши, шатра, луковки, бочки или куба - все это и сейчас используют в поволжских и северных деревнях. В избе обязательно устраивали красный угол, где находились божница и стол (почетное место для старших, особенно для гостей), бабий угол, или кут, мужской угол, или коник, и закут - за печью. Печи отводили центральное место во всем пространстве жилища. В ней поддерживали живой огонь, здесь готовили еду и спали. Над входом, под потолком, между двумя смежными стенами и печью настилали полати. На них спали, хранили домашнюю утварь.

4 слайд

Иглу - жилище эскимосов, построенное из глыб снега, который благодаря своей пористой структуре является хорошим теплоизолятором. Для строительства такого дома подходит лишь тот снег, на котором остается четкий отпечаток ноги человека. Большими ножами в толще снежного покрова вырезают блоки разных размеров и укладывают их по спирали. Постройке придают купольный характер, благодаря чему она сохраняет тепло в помещении. Входят в иглу через отверстие в полу, к которому ведет коридор, прорытый в снегу ниже уровня пола. Если снег неглубок, лаз делают в стене, а перед ним выстраивают коридор из снежных плит. Таким образом, холодные ветры не проникают внутрь жилища, тепло не выходит наружу, а постепенное обледенение поверхности делает постройку весьма прочной. Внутри иглу-полусферы подвешивают полог из оленьих шкур, отделяющий жилую часть от снеговых стен и потолка. Эскимосы сооружают иглу на два-три человека за полчаса. Жилище эскимосов Аляски. Разрез.

5 слайд

Сакля (груз. сахли - «дом») - жилище кавказских горцев, которое часто строят прямо на скалах. Чтобы защитить такой дом от ветра, для постройки выбирают подветренную сторону горного склона. Саклю делают из камня или глины. Крыша ее плоская; при террасообразном расположении строений на горном склоне крыша нижнего дома может служить двором для верхнего. В каждой сакле прорезают одно или два маленьких окна и одну или две двери. Внутри комнат устраивают небольшой камин с трубой из глины. Снаружи дома, возле дверей находится своего рода галерея с каминами, полами, покрытыми глиной и устланными коврами. Здесь летом женщины готовят еду.

6 слайд

Дома на сваях строят в жарких сырых местах. Такие дома встречаются в Африке, Индонезии, Океании. Двух- или трехметровые сваи, на которые водружают дома, обеспечивают помещению прохладу и сухость даже в сезон дождей или во время шторма. Стены делают из плетеных бамбуковых матов. Окон как правило не бывает, свет проникает сквозь щели в стенах или через дверь. Крышу настилают из пальмовых веток. Во внутренние помещения обычно ведут ступени, украшенные резьбой. Так же декорированы и дверные проемы.

7 слайд

Вигвамы строят североамериканские индейцы. В землю втыкают длинные жерди, верхушки которых связывают. Сооружение сверху покрывают ветками, корой деревьев, тростником. А если на каркас натягивают шкуру бизона или оленя, то жилище называют типи. В вершине конуса оставляют дымовое отверстие, прикрываемое двумя специальными лопастями. Встречаются и куполообразные вигвамы, когда врытые в землю стволы деревьев сгибают в свод. Остов также покрывают ветками, корой, циновками.

8 слайд

Жилища на деревьях в Индонезии сооружают подобно сторожевым выш-кам - на шести- или семиметровой высоте над землей. Постройку возводят на заранее подготовленной привязанной к ветвям площадке из жердей. Балансирующее на ветвях сооружение нельзя перегружать, но оно должно выдержать большую двускатную крышу, венчающую постройку. У такого дома устраивают два пола: нижний, из саговой коры, на котором расположен очаг для приготовления пищи, и верхний - настил из досок пальмы, на котором спят. В целях обеспечения безопасности жильцов такие дома строят на деревьях, растущих у водоема. Попадают в хижину по длинным лестницам, связанным из жердей.

9 слайд

Фелидж - шатер, служащий жилищем бедуинам - представителям кочевого народа туареги (необитаемые районы пустыни Сахары). Шатер состоит из покрывала, сотканного из верблюжьей или козьей шерсти, и шестов, подпирающих сооружение. Такое жилище успешно противостоит воздействию иссушающих ветров и песка. Даже такие ветры, как жгучий самум или сирокко, не страшны кочевникам, укрывшимся в шатрах. Каждое жилище поделено на части. Левая его половина предназначена для женщин и отделяется пологом. О богатстве бедуина судят по числу шестов в шатре, которое порой достигает восемнадцати.

10 слайд

Японский дом в Стране восходящего солнца испокон веку строят из трех основных материалов: бамбука, циновки и бумаги. Такое жилище наиболее безопасно во время частых землетрясений в Японии. Стены не выполняют функцию опоры, поэтому их можно раздвигать или даже снимать, они служат одновременно и окном (сёдзи). В теплый сезон стены представляют собой решетчатую конструкцию, оклеенную полупрозрачной бумагой, пропускающей свет. А в холодное время года их покрывают деревянными панелями. Внутренние стены (фусимы) также являют собой передвижные щиты в виде рамы, обтянутые бумагой или шелком и помогающие разбить большое помещение на несколько маленьких комнат. Обязательным элементом интерьера является небольшая ниша (токонома), где находится свиток со стихами или живописью и икебана. Пол застилают циновками (татами), по которым ходят без обуви. Черепичная или тростниковая крыша имеет большие навесы, которые предохраняют бумажные стены дома от дождя и палящего солнца.

11 слайд

Юрты - особенный тип жилища, которым пользуются кочевые народы (монголы, казахи, калмыки, буряты, киргизы). Круглое, без углов и прямых стен, переносное строение, прекрасно приспособлено к образу жизни этих народов. Юрта защищает от степного климата - сильных ветров и перепадов температур. Деревянный каркас собирают в течение нескольких часов, его удобно перевозить. Летом юрту ставят прямо на землю, а зимой - на деревянную платформу. Выбрав место для стоянки, в первую очередь кладут камни под будущий очаг, а затем устанавливают юрту согласно заведенному порядку - входом на юг (у некоторых народов - на восток). Войлоком обтягивают остов снаружи, из него же делают дверь. Войлочные покрытия дают прохладу летом и сохраняют тепло очага зимой. Сверху юрту перевязывают ремнями или веревками, а некоторые народы - красочными поясами. Пол устилают шкурами животных, а стены внутри - тканью. Свет проникает через дымовое отверстие вверху. Поскольку окон в жилище не предусмотрено, для того чтобы узнать о том, что происходит за пределами дома, нужно внимательно прислушиваться к звукам снаружи.

12 слайд

Яранга – жилище чукчей. Стойбища кочевых чукчей насчитывали до 10 яранг и были вытянуты с запада на восток. Первой с запада ставили ярангу главы стойбища. Яранга - шатер в виде усеченного конуса высотой в центре от 3,5 до 4,7 метра и диаметром от 5,7 до 7–8 метров. Деревянный остов покрывали шкурами оленей, сшитыми обычно в два полотнища ремнями, концы ремней в нижней части привязывали к нартам или тяжелым камням для неподвижность. Очаг находился в центре яранги, под дымовым отверстием. Напротив входа, у задней стенки яранги, устанавливали спальное помещение (полог) из шкур в виде параллелепипеда. Средний размер полога - 1,5 метра в высоту, 2,5 метра в ширину и около 4 метров в длину. Пол застилали циновками, поверх них - толстыми шкурами. Постельное изголовье - два продолговатых мешка, набитых обрезками шкур, - находилось у выхода. Зимой, в периоды частых перекочевок, полог делали из самых толстых шкур мехом внутрь. Укрывались одеялом, сшитым из нескольких оленьих шкур. Для освещения жилищ береговые чукчи применяли китовый и тюлений жир, тундровые - вытопленный из раздробленных оленьих костей жир, горевший без запаха и копоти в каменных лампах-жирниках. За пологом, у задней стенки шатра, хранили вещи; у боковых, с двух сторон от очага, - продукты.