Меню
Бесплатно
Главная  /  Устройства  /  Топливное хозяйство. Сооружения мазутного и масляного хозяйства электростанции

Топливное хозяйство. Сооружения мазутного и масляного хозяйства электростанции

2.3.1. Мазутное хозяйство включает в себя следующие объекты:

Сливная эстакада мазута со сливными лотками на 16 ж.д. цистерн;

Мазутохранилище состоящее из двух резервуаров по 3000 тонн;

Промежуточную (нулевую) емкость на 400тонн;

Мазутоловушку V=200м³;

Мазутонасосную;

Мазутопроводы, паропроводы, система канализации, водопроводы хозпитьевой и тех-нической воды, пожарные трубопроводы.

2.3.2. Мазутонасосная оборудована:

Двумя насосами внутренней рециркуляции мазута 6НК 9*1,

Н=50м.,G=90м³/час), поз.7,20;

Двумя насосами высокого давления 4Н 5*4, Н=170м., G=63м³/час, поз.9.26;

Двумя винтовыми насосами 3НВ 25/40, Н=250м, G=40м³/час, поз.8,21;

Двумя фильтрами грубой очистки внутренней рециркуляции ФМ 10-120-5;

Двумя фильтрами грубой очистки внешней циркуляции ФМ 10-60-5;

Четырьмя фильтрами тонкой очистки ФМ 25-30-40;

Двумя мазутными подогревателями низкого давления ПМ 120-10;

Четырьмя подогревателями высокого давления ПМ 60-40;

Двумя дренажными насосами Ш40-6-18/4-2;

Приточной и вытяжной вентиляции;

ЩСУ управления насосами;

Двумя конденсатными баками;

Паровой системой пожаротушения;

Пожарным щитом;

Водяной системой отопления.

2.3.3. Мазутохранилище оборудовано;

Двумя резервуарами по емкостью по 3000м³ каждый;

Дистанционными определителем уровня мазута;

Трубопроводами внешней и внутренней рециркуляции мазута;

Трубопроводами зачистки мокрого остатка мазута (конденсата),

Системой пожаротушения с помощью подключения пеногенераторов пожарной службы;

Всасывающим трубопроводом Ду-300;

Напорным трубопроводом Ду-200.

2.3.4. Нулевая емкость оборудована:

Паровой системой разогрева мазута;

Двумя погружными перекачивающими насосами 12НА 22*6;

Трубопроводом продувки мазута паром.

2.3.5. Мазутоловушка оборудована:

Паровой системой разогрева;

Насосом перекачки мазутной пленки;

Трубопроводом перекачки мазутной пленки с пароспутником.

ПРИЕМ МАЗУТА ИЗ Ж.Д. ЦИСТЕРН.

2.3.6. При подаче цистерн с мазутом под сливную эстакаду, доложите начальнику смены и в его присутствии проверьте крепление цистерн башмаками, установленными маневровой бригадой.

2.3.7. Откройте пар на прогрев сливных лотков и нулевой емкости для чего:

Откройте задвижки ВК26, ВК27, ВК46, ВК30, ВК31, ВК39;

Произведите дренирование парового конденсата через дренажи;

Подайте пар на сливную эстакаду открыв задвижки ПН25, ПН26, ПН27, ПН28, МН29 и плавно приоткрывайте задвижку ПН2, предварительно закрыв дренажи на паропроводе;



Откройте крышки лотков мазутослива, при необходимости подведите паровые гусаки и произведите разогрев мазута.

2.3.8. Возьмите пробу мазута.

2.3.9. В присутствии представителя МПС произведите замер количества мазута и произведите запись в оперативном журнале.

2.3.10. Поворотом штурвала на верху цистерны произведите слив мазута.

2.3.11. Соберите схему для перекачки мазута из нулевой емкости в мазутную емкость N1(N2) для чего:

Откройте задвижки М4(М13);

Закройте задвижку М3.

2.3.12. Включите погружной насос N1(N2), при этом следите за показанием манометра. Давление, создаваемое насосом, должно быть не менее 0,2 МПа (2 кгс/см²).

2.3.13. При достижении давления 0,6-0,7Мпа(6-7кг/см.кв.) плавно приоткрывайте задвижку М1(М2) и при давлении 0,3-0,35Мпа(3-3,5кг/см.кв.) произведите полную перекачку мазута.

2.3.14.. При обслуживании приемных емкостей следите за:

Уровнем мазута в нулевой емкости визуально и по указанию уровнемера;

Температурой перекачиваемого мазута в емкости и на стороне нагнетания насоса (тем-

пература должна быть выше 40ºС);

Равномерным повышением уровня мазута в заполняемом резервуаре;

Уровнем мазута в емкостях №1 и №2;

При заполении последнего метра резервуара (по высоте) измерениеуровня мазута произво-дите через промежутки времени, исключающие переполнение резервуара;

Состоянием КИП.

2.3.15. При работе погружных насосов следите за:



Нагрузкой эл. двигателя насоса, величина тока не должна превышать 57А;

Состоянием подшипников насоса и электродвигателя (наличием смазки и температурой нагрева, которая не должна превышать 75-80ºС);

Состоянием насоса (при появлении постороннего стука, шума или вибрации насос должен немедленно остановлен).

2.3.16. При сливе мазута и пропаривании цистерн проверяйте:

Состояние сочленений поворотных стояков со штангой, уплотнений фланцевых соедине-ний, арматуры на поворотных стояках (не допускайте парений в этих местах);

Состояние поверхности котла цистерн (не допускайте разлива мазута на поверхности);

Урговень мазута в приемных емкостях и сливных лотках (не допускайте их переполне-

Режим истечения мазута из сливного клапана цистерны (не допускайте разбрызгивания мазута мимо сливных лотков).

2.3.17. После полной перекачки мазута остановите погружной насос и разберите схему в об-ратной последовательности.

2.3.18. Закройте запорные устройства на цистернах и крышки лотков.

2.3.19. Доложите начальнику смены и сделайте запись в оперативном журнале.

ПОДГОТОВКА К ВКЛЮЧЕНИЮ МАЗУТОНАСОСНОЙ.

2.3.20. Пуск мазутонасосной производите по распоряжению начальника смены.

2.3.21. Внешним осмотром убедитесь в исправном состоянии оборудования, арматуры, трубопроводов, отсутствия заглушек на фланцевых соединениях, наличие и исправность противопожарного инвентаря; КИПиА.О всех неисправностях доложить начальнику смены, с записью в журнале дефектов.

2.3.22. Подайте пар на разогрев мазута для чего:

Откройте задвижки ВК16, ВК20, ВК21 для разогрева емкости N1 (ВК18, ВК23, ВК24, для разогрева емкости N2). ВК46,ВК45, ВК27, ВК30, ВК31, ВК39.

Откройте задвижки ПН23,ПН24 или ПН21,ПН25 (в зависимости какая из емкос-

тей в работе) и произвести разогрев мазута до температуры 40-45 С.Во избежание гидро-ударов паровые задвижки открывать медленно.

23.23. После достижения температуры мазута в основных емкостях 40-45 С соберите схему разогрева мазута через подогреватели внутренней рециркуляции для чего:

Откройте задвижки М7,или М16 в зависимости какая из емкостей разогрета;

Откройте задвижки М20 или М21,М24 или М28 и подайте мазут на фильтры ФМ 10-120-5 N1 или N2, откройте на фильтрах воздушники и закройте дренажи. После появления из воздушников мазута закройте воздушники и откройте задвижки М32 или М34 после филь-тров N1 или N2;

Откройте задвижки М37 или М36 в зависимости какой насос подготавливается

к работе,откройте задвижки М41,М43 или М40,М42 в зависимости какой подогреватель включаем в работу;

Включите насос N1 или N2 и при достижении давления в напорном патрубке насоса 5 кгс/см медленным открытием задвижек соответственно М39 или М38 снижайте давление на мано-метре насоса N1 или N2 до 1.5-2 кгс/см и оставьте схему в работе.

Откройте задвижки на выходе конденсата из подогревателей N1 - ВК6, N2 - ВК5, ВК13, ВК14;

Откройте паровую задвижку ПН6 и медленным приоткрыванием задвижек ПН19 или ПН18 подайте пар на подогреватели внутренней рециркуляции N1 и N2. Изменением подачи пара задвижками ПН19,ПН18 поддерживайте температуру в мазутных резервуарах 60-65 С.

2.3.24.По мере заполнения отстойника мазута соберите схему на откачку конденсата в нулевую емкость для чего:

Откройте задвижки ВК40 или ВК41,ВК44;

Включите в работу шестеренчатый насос N1 или N2 и приоткрывая задвижку ВК42 или ВК43 установите давление на насосе 2 кгс/см и оставьте в работе схему до полной откачки замазученной воды в нулевую емкость.

СБОРКА СХЕМЫ ПОДАЧИ МАЗУТА К КОТЛАМ КВГМ-100

2.3.25. При достижении мазута (температуры) в емкостях 60-65 С по распоряжению начальника смены соберите схему подачи мазута на котлы КВГМ-100;

2.3.26.Откройте задвижки М22,М25 или М23,М229 в зависимости какой из фильтров МФ-10-60-5 включаем в работу. Закройте дренажи на фильтра и откройте воздушники. После появ-ления из воздушников мазута закройте воздушники. Откройте задвижки М33 или М35 на выходе фильтров соответственно N1 или N2. Допускается подача мазута на насосы 4НК5/1 помимо фильтров. В этом случае откройте задвижки М27,М31, задвижки М25,М29 должны быть закрыты.

2.3.27 Откройте задвижки М48 или М49,в зависимости какой из насосов подготавливается к работе.

2.3.28. Откройте задвижки М56,М57,М64,М65 (при включении в работу подогревателя N1 и фильтра N1) и задвижки М58,М59,М69,М70 (при включении в работу подогревателя N2 и фильтра N2).

2.3.29. Откройте задвижку М73 на мазутопроводе к водогрейным котлам (при необходимости открыть задвижку М74,М83 на линии подачи мазута к паровым котлам).

Откройте задвижку М15 на емкости N1 иМ8 на емкости N2 в зависимости какая из емкостей в работе.

2.3.30. Включите мазутный насос низкого давления N1 или N2.При достижения давления на напорном патрубке 12 кгс/см откройте задвижку М52 (насос N1) или М53 (насос N2) на выходе конденсата.

2.3.31. Откройте задвижки ВК4 (подогреватель N1) или ВК3 (подогреватель N2) на выходе конденсата.

2.3.32. Откройте задвижку ПН5 и медленно приоткрывая задвижки ПН7 или ПН16 подайте пар на подогреватели низкого давления N1 или N2 соответственно (операции по подготовке к работе фильтров ФМ-25-30-40 аналогичны операции при подготовке к работе фильтров ФМ 1-120-5 или ФМ 10-60-5).

2.3.33. Изменением подачи пара на подогреватели через задвижки ПН17,ПН18 поддерживайте температуру мазута па выходе из подогревателей равной 95-110 С.

СБОРКА СХЕМЫ К КОТЛАМ ГМ-50

2.3.34. Откройте задвижки М50 или М51 на всасе насосов высокого давления N1 или N2.

2.3.35. Откройте задвижки М60,М61 на подогревателе высокого давления N1 М75, М76

на фильтре тонкой очистки N1,подготовьте фильтр к работе. При включении в работу по-догревателя высокого давления N2 откройте задвижки М63,М62 и М80, М81 на фильтре тонкой очистки, подготовьте фильтр к работе.

2.36. Откройте задвижку М83 на линии подачи мазута к паровым котлам и задвижки М16 в емкость N1 и М6 в емкость N2 в зависимости какая из емкостей в работе.

2.3.37. Откройте задвижки ВК2 или ВК1 на выходе конденсата из подогревателей высокого давления N1 и N2.

2.3.38. Включите насос высокого давления N1 или N2.При достижении давления на напоре насоса 12 кгс/см, приоткройте задвижку М54 на насосе N1 или М55 на насосе N2, снизьте давление до 10 кгс/см и оставьте насос в работе.

2.3.39. Откройте задвижку ПН4 и медленно приоткрывая задвижку ПН15 или ПН14 подайте пар на подогреватели N1 или N2 поддерживайте температуру на выходе из подогревателей 95-110 С.

2.3.40. Во время смены производите откатку подтоварной воды (зачистку) емкости N1, откры вая задвижку М5, и емкости N2, открывая задвижку М14.

2.3.41. Произведите откатку воды с нулевой емкости, для чего:

Закройте сливной вентиль на всасе вновь смонтированного насоса и залейте насос через воронку водой;

Включите перекачивающий насос замазученных вод и, медленно приоткрывая напорную задвижку, установите давление до 1.5-2 кгс/см и оставьте насос в работе до полной откачки воды из нулевой емкости в мазутоловушку.

2.3.42. Произведите откачку мазута из первого отсека мазутоловушки, периодически

включая в работу шестеренчатый насос.

2.3.43. Производите откатку мазута из мазутного колодца мазутоловушки, периодически включая погружной насос N3.

2.3.44. В зимнее время следите за прогревом мазутопроводов подогревом мазута и не допус-кайте размораживания трубопроводов.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ АВАРИЙ И НЕПОЛАДОК

2.3.45. При работе мазутного хозяйства возможны следующие основные неполадки и аварии:

Останов насоса в следствие неполадок в схеме собственных нужд;

Прекращение подачи мазута при работе насоса;

Разрыв паропровода или сильный пропуск пара по фланцам;

Разрыв мазутопровода;

Сильный шум или стук подшипников;

Нагрев подшипников выше допустимого;

Снижение температуры в магистральных мазутопроводах;

Превышение температуры в магистральных мазутопроводах;

Пульсация давления в мазутопроводах.

2.3.46. При останове насоса немедленно включите резервный, если резервный не включается, немедленно сообщите начальнику смены.

2.3.47. Прекращение подачи мазута может произойти по причине:

Понижения уровня мазута;

Засорения тонких фильтров на нагнетании.

2.3.48. При появлении шума в подшипниках немедленно включите резервный насос.

2.3.49. При повышении температуры подшипников проверьте наличие смазки и систему охлаждения.

2.3.50. При появлении искр - немедленно остановите насос.

2.3.51. При сливе мазута из цистерн может быть пролит мазут. В этих случаях используйте ящики с песком. Загрязненную территорию обмойте паром и засыпьте песком от краев к центру и не в коем случае не заливайте водой, так как мазут всплывет на поверхность и, распространяясь в стороны, только увеличит площадь, охваченную огнем.

2.3.52. Следите за исправным состоянием средств, предназначенных для тушения пожара, а при пожаре принимайте меры для ликвидации загорания, предварительно сообщив по телефону начальнику смены.

2.3.53. Слив мазута производите бригадой в составе не менее 2-х человек. Дежурный слесарь на смене является старшим.

2.3.54. Перед сливом мазута лаборант делает анализ мазута из каждой цистерны, отбор проб производит один из сливающих мазут.

2.3.55. Слив мазута производите по разрешению начальника смены после того, как будет произведен анализ. Запрещается слив мазута при температуре ниже 45 С.

2.3.56. При неисправностях лестниц, соединений, площадок на поступивших цистернах мазута - доложите начальнику смены и ждите его указаний.

2.3.57. При пропарке цистерны или разогреве в них мазута шланги должны плотно сидеть на штуцерах вентилей и закреплены хомутиками.

2.3.58. Пар открывайте на пропарку только после того, как шланг будет опущен в цистерну и там закреплен.

2.3.59. Проверяйте стоки в колодце за мазутоловушкой на содержание мазута.

2.3.60. При обнаружении содержания мазута в стоках немедленно сообщите начальнику смены и принимайте меры по устранению утечки мазута.

2.3.61. Огневые работы на территории склада мазута, в помещении мазутонасосной, на мазу-тосливе производите только при наличии наряд-допуска.

Лекция 2. Схемы мазутных хозяйств


Мазутное хозяйство.
Мазутные хозяйства подразделяются на:

Схемы мазутного хозяйства, зависящие от давления топлива перед форсунками котлов, подразделяются на двухступенчатые – с насосами и мазутонасоснной первого и второго подъема и одноступенчатые – с одной ступенью насосов. В двухступенчатых схемах прокачка мазута через котельную осуществляется насосами второго подъема. В задачу насосов первого подъема входит прокачка топлива из основных резервуаров через подогреватели и фильтры тонкой очистки на всас насосов второго подъема, а также подача топлива через рециркуляционную линию в основные резервуары. В одноступенчатых схемах прокачка топлива из основных резервуаров через фильтры тонкой очистки и подогреватели через котельную с рециркуляцией обратно в основные емкости осуществляется одной ступенью насосов.

Применяется также схема мазутопроводов с двухступенчатой мазутной насосной с выделенным контуром рециркуляции с насосами рециркуляции и прокачиванием мазута из основных резервуаров через подогреватели после рециркуляционных насосов обратно в основные емкости. Одноступенчатые схемы применяются в промышленных котельных и на ТЭС мощностью менее 250 МВт.

Схемы топливоподготовки зависят от способа подачи мазута , мощности электростанций или котельной и свойств топлива.

В комплекс сооружений и устройств мазутного хозяйства котельной промышленного предприятия входят:


  1. приемно-сливные устройства;

  2. мазутохранилища (приемные и основные емкости);

  3. мазутонасосная (с насосами, подогревателями, фильтрами);

  4. паромазутопроводы;

  5. установки для приема, хранения и ввода жидких присадок;

  6. система пожаротушения.
Мазутное хозяйство предназначается для выполнения следующих основных операций:

  1. прием ж/д. или автоцистерн с мазутом;

  2. разогрев вагонов-цистерн;

  3. слив мазута из цистерн;

  4. хранение мазута в резервуарах;

  5. подготовка и обработка мазута перед подачей его к насосам и форсункам ;

  6. подача мазута к форсункам;

  7. учет потребляемого топлива.

Схемы мазутного хозяйства.

Циркуляционная схема

Применяется при использовании высоковязких мазутов, когда котельная работает постоянно на мазуте и кратковре­менно на газе (рис. 9.2). Мазут к насосам поступает из основ­ных емкостей. В схеме обязательна линия рециркуляции ма­зута из котельной в основную емкость и на всас насосов. Ли­ния рециркуляции (мазутопровод) меньше диаметром, чем прямой мазутопровод из мазутонасосной в котельную. На ре­циркуляцию подается около 15 % мазута от общего количества, поступающего в котельную.

Для учета расхода топлива необходима установка мазутомеров как на прямой линии , так и на обратной (циркуляцион­ной). Прямая и обратная линии изолируются вместе с паро­вой, поступающей на подогреватели мазутного хозяйства. Дав­ление в мазутопроводе котельной регулируется сливным клапаном 15 по давлению мазута в мазутопроводе. Недостат­ком циркуляционной схемы является неизбежность слива при регулировании всего обработанного и подогретого топлива в емкости, что может при определенных условиях вызвать перегрев топлива на всасе топливного насоса.

Тупиковая схема

Применяется при сжигании относительно маловязких мазу­тов, когда котельная работает на стабильных нагрузках, пре­вышающих средние (рис. 9.3). Топливо на насосы 3 поступает из расходной емкости 5. При установке расходной емкости в котельной она должна быть закрытой, объемом не более 5 м 3 . Не разрешается установка расходной емкости над котлами и экономайзерами. В схеме должна быть предусмотрена цирку­ляция мазута от напорного мазутопровода насосов к расход­ной емкости.

При работе котлов вентили на мазутопроводах за горел­ками котлов закрыты. При остановке котлов эти вентили от­крываются и включается в работу линия рециркуляции на расходную емкость. Мазут в расходную емкость поступает изосновных емкостей мазутохранилища. Расход топлива опреде­ляется мазутомером 11. В качестве мазутомеров могут при­меняться как счетчики ротационного типа, так и специальные сужающие устройства. Учет расхода топлива при тупиковой схеме более прост , чем при циркуляционной: учет ведется по одному мазутомеру перед котлами.


Комбинированная (тупиково-циркуляционная) схема

Может применяться во всех случаях, и особенно, когда ко­тельная работает на переменных нагрузках при частых пере­ходах с газа на мазут (рис. 9.4), при работе на маловязких топливах со стабильными нагрузками, превышающими сред­ние. При закрытии вентиля на линии рециркуляции от котлов к основной емкости котельная работает по тупиковой схеме. В остальных случаях в работу включается обратная, сливная, линия.

Расход топлива измеряется как на прямой линии к котель­ной, так и на обратной, сливной, линии. По разности этих рас­ходов определяется расход топлива, потребляемого котлами. Регулирование подачи жидкого топлива (давления) во всех схемах производится с помощью регулировочного клапана с импульсом по нагрузке котлов или давлению в котлах.

Наиболее приемлемой, с точки зрения возможности исполь­зования тяжелых мазутов и экономичности для промышлен­ных и энергетических установок , является комбинированная схема. На рис. 9.5 показана комбинированная схема для ТЭС большой мощности с насосами первого и второго подъема и совмещением насосов первого подъема и рециркуляции.

Контрольні питання

1. Товарні номенклатура та асортимент продукції.

2. Кількісні та якісні показники номенклатури та асортименту продукції.

3. Асортиментна концепція та її складові.

4. Основні процедури формування асортименту.

5. Переваги і недоліки стандартизації та диференціації товару.

6. Сутність товарної політики.

7. Маркетингові стратегії диверсифікації.

Мазутные хозяйства подразделяются на:

1. основные. Основное мазутное хозяйство предназначено для работы ТЭС или котельной только на мазуте, мазуте и газе или мазуте в качестве резервного топлива.

2. растопочные. Растопочные мазутные хозяйства применяются для котлов, работающих на твердых топливах (пылеугольных), для растопки котлов и подсвечивания факела в топке; они применяются только на ТЭС.

Схемы мазутного хозяйства, зависящие от давления топлива перед форсунками котлов, подразделяются на двухступенчатые – с насосами и мазутонасоснной первого и второго подъема и одноступенчатые – с одной ступенью насосов. В двухступенчатых схемах прокачка мазута через котельную осуществляется насосами второго подъема. В задачу насосов первого подъема входит прокачка топлива из основных резервуаров через подогреватели и фильтры тонкой очистки на всас насосов второго подъема, а также подача топлива через рециркуляционную линию в основные резервуары. В одноступенчатых схемах прокачка топлива из основных резервуаров через фильтры тонкой очистки и подогреватели через котельную с рециркуляцией обратно в основные емкости осуществляется одной ступенью насосов.

Применяется также схема мазутопроводов с двухступенчатой мазутной насосной с выделенным контуром рециркуляции с насосами рециркуляции и прокачиванием мазута из основных резервуаров через подогреватели после рециркуляционных насосов обратно в основные емкости. Одноступенчатые схемы применяются в промышленных котельных и на ТЭС мощностью менее 250 МВт.

Схемы топливоподготовки зависят от способа подачи мазута, мощности электростанций или котельной и свойств топлива.

В комплекс сооружений и устройств мазутного хозяйства котельной промышленного предприятия входят:

1. приемно-сливные устройства;

2. мазутохранилища (приемные и основные емкости);

3. мазутонасосная (с насосами, подогревателями, фильтрами);

4. паромазутопроводы;

5. установки для приема, хранения и ввода жидких присадок;

6. система пожаротушения.

Мазутное хозяйство предназначается для выполнения следующих основных операций:

1. прием ж/д. или автоцистерн с мазутом;

2. разогрев вагонов-цистерн;

3. слив мазута из цистерн;

4. хранение мазута в резервуарах;

5. подготовка и обработка мазута перед подачей его к насосам и форсункам;

6. подача мазута к форсункам;

7. учет потребляемого топлива.

В насосной мазутного хозяйства, кроме расчетного количества рабочего оборудования необходимо предусматривать по одной единице резервного оборудования: насосы, подогреватели, фильтры тонкой очистки, и по одной единице ремонтного оборудования: основные насосы первой и второй ступеней. Общее количество мазутных насосов в каждой ступени мазутного хозяйства должно быть не менее четырех, включая один резервный и один ремонтный. Производительность основных мазутных насосов при выделенном контуре разогрева выбирается с учетом дополнительного расхода мазута на рециркуляцию в обратной магистрали при минимально допустимых скоростях. Производительность системы циркуляционного разогрева должна обеспечивать подготовку мазута в резервуарах для бесперебойного снабжения котельной . Для циркуляционного разогрева мазута предусматривается установка одного резервного насоса и одного резервного подогревателя. Схема установки подогревателей мазута и фильтров тонкой очистки должна обеспечить работу любого подогревателя и любого фильтра с любым насосом первой и второй ступеней.

В подогревателях мазута используется пар давлением 0,8 - 1,3 МПа с температурой 200 - 250 °С. Пар подается к мазутному хозяйству по двум магистралям, каждая пропускной способностью 75% расчетного расхода пара. Конденсат пара в зависимости от степени загрязненности может очищаться от мазута и вновь использоваться в цикле паропроизводства. На линии возврата конденсата устанавливается не менее двух конденсатных насосов, один из них резервный. Конденсат от тепляков, мазутных подогревателей и теплоспутников подается отдельно от конденсата паропроводов разогрева лотков и емкостей. В мазутных хозяйствах необходимо также предусматривать вынесенную за пределы насосной дренажную емкость для мазута. Загрязненная мазутом вода из нижней части любого резервуара мазутного хозяйства должна быть отведена в рабочий резервуар, или в приемную емкость, либо на очистные сооружения.

Прокладка всех мазутопроводов к мазутной котельной осуществляется по большей части наземным способом. Мазутопроводы на открытом воздухе и в холодных помещениях прокладываются совместно с паровыми или другими обогревательными спутниками в общей теплоизоляции. Для обеспечения циркуляции мазута в магистральных мазутопроводах котельной и в отводах к каждой горелке необходимо предусматривать трубопровод рециркуляции мазута из котельной в мазутное хозяйство. Топочный мазут к котельным из основного мазутного хозяйства подается по двум трубопроводам, рассчитанным каждый на 75% номинальной производительности котлов с учетом рециркуляции.

На мазутопроводах монтируется только стальная арматура. Фланцевые соединения и арматура на мазутных трубопроводах котельной закрываются стальными кожухами с отводом возможных утечек мазута в специальные емкости. На всасывающих и нагнетательных мазутопроводах устанавливается запорная арматура на расстоянии от 10 до 50 м от мазутной насосной для отключения в случае возникновения аварийной ситуации.

На вводах магистральных мазутопроводов внутрь котельной, а также на отводах к каждому котлу устанавливается запорная арматура с дистанционным электрическим и механическим приводами, расположенными в удобных для обслуживания местах. Для поддержания необходимого давления в магистральных мазутопроводах устанавливаются регулирующие клапаны "до себя" в начале линии рециркуляции из котельной в мазутное хозяйство.

Мазутные хозяйства ТЭС можно разделить на две основные группы: растопочные мазутные хозяйства пылеугольных электростанций и основные мазутные хозяйства для электростанций, сжигающих мазут как основное топливо.

Растопочное мазутное хозяйство (рис. 5.13) должно обеспечить растопку котла и поддержание факела при низких нагрузках пылеугольных топок, а также в период проведения пусконаладочных работ.

Основное мазутное хозяйство (рис. 5.14) должно обеспечить все потребности электростанции в топливе, а также хранение необходимых запасов, предусмотренных технологическими нормами.

Мазутное хозяйство, как растопочное, так и основное, обычно состоит из трех основных элементов: приемно-сливного устройства, состоящего из разгрузочной железнодорожной эстакады, сливного лотка и промежуточной емкости; склада, на котором расположены резервуары для хранения мазута; мазутной насосной.

Мазут в железнодорожных цистернах подается па разгрузочную эстакаду, где самотеком сливается в меж-рельсовый лоток, а затем в промежуточную емкость, откуда перекачивается насосами первого подъема в резервуары склада, из которых насосами второго подъема подается по трубопроводам в котельную. При этой схеме мазутные резервуары не требуют заглубления и могут выполняться полуподземными или наземными, что существенно облегчает производство строительных работ, особенно при высоком уровне грунтовых вод.

Основные мазутные хозяйства разработаны с резервуарами емкостью до 20000-30000 м 3 . В частности, для КЭС мощностью 1200 МВт при 15-дневном запасе мазута требуется установка пяти резервуаров емкостью по 20000 м 3 . Для ТЭЦ мощностью 400 МВт при 3-дневном запасе требуются два резервуара емкостью по 5000 м 3 .

В тех случаях, когда наземные резервуары мазута устанавливаются на открытом складе без обсыпки землей, их отгораживают от остальной территории земляным валом высотой 1,2 м со сплошной одерновкой. Для отвода поверхностных вод со склада предусмотрены уклоны в сторону канализационных колодцев. Для хранения мазута могут применяться железобетонные ила металлические баки.

На территории мазутного склада мазутных электростанций сооружается одноэтажное здание мазутной насосной. В нем размещаются помещения насосов первого и второго подъемов, вентиляционная камера, щит управления, трансформаторные камеры, электрическое распределительное устройство и бытовые помещения.

На территории растопочного мазутного хозяйства размещаются склады мазута и масла и сооружаете одноэтажное объединенное здание мазутной насосной маслоаппаратной. В этом здании кроме указанных помещений размещаются также склад масла и насосная дизельного топлива. Так как растопочное мазутное хозяйство расположено на территории промплощадки, бытовые помещения в нем не предусматриваются, обслуживающий персонал пользуется бытовыми помещениями дробильного корпуса или других зданий.

Приемно-сливное устройство

Приемно-сливное устройство состоит из железнодорожной эстакады со сливным лотком, отводящих лотков, эстакады обслуживания цистерн и промежуточной емкости (рис. 5.15).

Железнодорожная разгрузочная эстакада для приема железнодорожных цистерн с мазутом сооружается в виде двух продольных стенок, между которыми устраивается сливной лоток. Стенки выполняются из бетонных блоков. В зависимости от высоты стенки эстакады и грузоподъемности цистерн по низу и верху стенок выполняются железобетонные пояса.

При подаче мазута в цистернах грузоподъемностью 50-60 т эстакада со сливным лотком может выполняться облегченной конструкции без устройства железобетонного днища. Разработана также более совершенная эстакада со сливным лотком из железобетонных двутавровых элементов длиной 5,6 м, массой по 12,5 т, представляющих собой стенки эстакады (рис. 5.16). Нижние тавры стенок соединяются петлевыми стыками, которые замоноличиваются и образуют днище. Стенки по верху в продольном направлении соединяются петлевыми стыками. Во избежание промерзания основания под днищем лотка выполняется шлаковая засыпка. Лоток для стока мазута имеет продольный уклон 0,01 к центру эстакады, откуда мазут сливается в промежуточную емкость. Отводящие лотки выполняются из конструкций, аналогичных конструкциям железнодорожной эстакады.

Приемная емкость основного мазутного хозяйства должна быть рассчитана не менее чем на 15 % емкости цистерн, устанавливаемых под разгрузку. Обычно приемная емкость представляет собой два подземных резервуара емкостью по 600-1000 м 3 . Для обслуживания цистерн сооружается специальная эстакада из сборных железобетонных элементов.

Резервуары для мазута

Резервуары для хранения мазута могут выполняться подземными, наземными или полуподземными объемом 700, 1000, 2000, 5000, 10 000, 20 000 и 30 000 м 3 . Железобетонные резервуары, как правило, выполняются с обвалованием грунтом, что позволяет по противопожарным нормам принимать минимальные расстояния между резервуарами. Металлические резервуары выпоняются наземными без обвалования.

Сопоставление склада с железобетонными и металлическими резервуарами приведено в табл. 5.4. Склад с металлическими резервуарами по сравнению с железобетонными несколько дешевле, но требует большей площади застройки. Для растопочного мазутного хозяйства размеры склада невелики, и поэтому применение металлических резервуаров существенно не сказывается на занимаемой площади. Учитывая малый объем резервуаров (до 2000 м 3) и простоту изготовления, их целесообразно всегда выполнять металлическими.


Железобетонный резервуар емкостью 10000 м 3 имеет диаметр 42 м и высоту 7 м (рис. 5.17, а). Резервуар выполняется из сборных! элементов стенок, стоек и покрытия. Днище - монолитное. Стеновые плиты имеют вертикальную предварительно напряженную арматуру. После бетонирования днища, монтажа всех сборных элементов и заделки стыков специальной навивочной машиной на стенки производится натяжение кольцевой арматуры. При этом обжимаются стенки, а также днище и покрытие. Особое внимание обращают на усиленное обжатие нижней и верхней зоны боковых стенок в местах примыкания их к днищу и покрытию. После навивки арматуры производится торкретирование стенок.

Стеновые панели имеют выпуски арматуры, после соединения которых производят бетонирование вертикальных швов. Сборное покрытие состоит из трапецеидальных плит, опирающихся на кольцевые балки, уложенные на сборные колонны. Колонны заделываются в фундаменты стаканного типа. Под монолитным днищем выполняются песчаная подушка, бетонная подготовка и гидроизоляция.

Наряду с цилиндрическими на некоторых электростанциях применены прямоугольные железобетонные резервуары. Устройство таких резервуаров объясняется стремлением упростить конструкции сборных элементов и исключить натяжение арматуры. Следует отметить, что в прямоугольных резервуарах из-за отсутствия натяжения не обеспечивается трещиностойкость стыков. Сами же элементы по условиям трещиностойкости необходимо выполнят увеличенной толщины.

Как следует из табл. 5.5, технико-экономические показатели цилиндрических резевуаров значительно лучше прямоугольных. Таким образом, по надежности конструкций и расходу материалов цилиндрические резервуары имеют все преимущества перед прямоугольными.



Масса и стоимость металлических резервуаров для хранения мазута емкостью 10000 и 20000 м 3 приведены ниже:



По удельным затратам на единицу емкости резервуары в 20 000 м 3 являются более выгодными. Кроме того, по условиям сокращения площади склада предпочтение следует отдавать также более крупным резервуарам. Приведенные в табл. 5.6 объемы материалов по цилиндрическим железобетонным резервуарам емкостью 10000, 20000 и 30000 м 3 показывают, что с увеличением емкости резервуаров удельные показатели расхода материалов уменьшаются.



Промежуточную емкость мазутных хозяйств, учитывая малый объем резервуара, допускается выполнять прямоугольной (рис. 5.17, б). Для такого резервуара целесообразно использовать элементы каналов технического водоснабжения и подкладные плиты подвала.

Корпус и днище металлического резервуара (рис. 5.17, в) изготовляются из стальных листов, сваренных на заводе. Днище и корпус транспортируются к месту монтажа свернутыми в рулон, покрытие резервуара состоит из щитов. Нижняя кромка корпуса приваривается к днищу, на верхнюю кромку корпуса укладываются и привариваются щиты покрытия, при этом для опирания щитов в центре устанавливается стойка из стальной трубы. Металлические резервуары устанавливаются на песчаную подушку, и под днищем выполняется гидроизоляционный слой с уклоном от центра к наружным стенкам.

В металлических резервуарах для мазута коррозия может проявиться в зоне переменного уровня мазута, поэтому предусматривается защита внутренней поверхности кровли и верхнего пояса стен высотой 1 м. При температуре мазута и нефтепродуктов от 10 до 90°С предусматривается пять слоев эпоксидной шпаклевки ЭП-0010, обработанной горячим воздухом; при температуре от 70 до 90°С допускается защита из шести слоев эмали BЛ-515, обработанной горячим воздухом.

Масляное хозяйство

Масляное хозяйство предназначено для обеспечения централизованного снабжения технологического оборудования электростанций турбинным и изоляционным маслами. На пылеугольных ТЭС маслохозяйство в большинстве случаев объединяется с растопочным мазутным Хозяйством. На мазутных ТЭС маслохозяйство выполняется самостоятельным и располагается в пределах ограды.

Масляное хозяйство состоит из открытого склада масла и аппаратной. Склад масла имеет обычно наземные металлические резервуары, установленные на фундаментах из отдельных железобетонных стоек. Открытый склад масла отгораживается от остальной территории земляным валом высотой 1,2 м со сплошной одерновкой. Для отвода поверхностных вод и спуска масла в случае аварии баков поверхность склада имеет уклон в сторону канализационных колодцев, из которых предусматривается выпуск вод или масла за пределы площадки ТЭС. Масляное хозяйство должно иметь четыре бака турбинного и четыре бака изоляционного масла. Емкость каждого бака - не менее емкости железнодорожной цистерны - 70 м 3 , кроме того, допустимая минимальная емкость зависит от емкости масляной системы турбоагрегата и трансформатора. Для аварийного слива турбинного масла на электростанции предусматривают специальный бак.