Меню
Бесплатно
Главная  /  Подоконники, откосы и отливы  /  Что такое научное исследование? Что такое исследование? Исследование – это научное познание предметов и явлений окружающего мира. Наука – это особая

Что такое научное исследование? Что такое исследование? Исследование – это научное познание предметов и явлений окружающего мира. Наука – это особая

Исследование

Иссле́дование (буквально «следование изнутри») в предельно широком смысле - поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование - научный метод (процесс) изучения чего-либо .

Исследования составляют путь научного познания природы через опыт и составляют основу научной методологии .

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Исследование" в других словарях:

    См. книга... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. исследование изучение, поиски, анализ, освидетельствование, обследование, осмотр, изыскание, разыскание, зондирование,… … Словарь синонимов

    исследование - Исследование, у этого слова есть два разных значения, в которых оно ведет себя по разному. Если речь идет о научном изучении какого либо предмета, то мы говорим: исследование грунтов или исследование атмосферы. Если же мы используем… … Словарь ошибок русского языка

В широком понимании смысла слова, исследование означает поиск каких-либо новых знаний, систематизация и анализ известных данных с целью установки новых фактов.

Исследование также - метод науки, процесс изучения материалов и само научное произведение.

Что такое научное исследование?

Это методологический способ анализа данных с целью нахождения оригинального решениявозможного применения его на практике). Научные исследования могут характеризоваться доказательной базой, объективностью, точностью, способностью к воспроизведению. Имеют несколько уровней: эмпирический и теоретический. Подразделяются на прикладные и фундаментальные, качественные и количественные, комплексные и обладающие уникальностью. Научное исследование предоставляет объективную информацию, объясняет свойства окружающего мира. Исследования подобного рода могут быть финансируемы государственными структурами и частными лицами (особенно прикладные работы).

Что включает в себя?

Каждое исследование можно разделить на несколько важных этапов. Первый - наблюдение явления, сбор соответствующей информации. Методы наблюдений и сбора информации могут различаться: эмпирический, опосредованный, удаленный и другие. Второй - аналитический этап, который включает в себя концептуальный выбор, а также - построение гипотезы. Далее следует разработка методик, обоснование доказательной базы, проведение возможных экспериментов. Заключительная часть - выводы и объяснение результатов исследования.

В широком смысле

Можно сказать, что этот процесс - один из видов познавательной деятельности человека в общем. Без исследований невозможны открытия, движущие науку и искусство. Исследования реформируют жизнедеятельность каждого индивидуума в частности и всего человеческого общества в целом.

К сожалению, бывает так, что школьник долго и увлеченно работает над какой-то темой, а созданный в результате текст возвращается ему с резолюцией «по характеру работа не соответствует концепции Конкурса, т. к. не является исследовательской». Как понять, что то, чем вы занимаетесь — именно исследование, а не какая-то другая деятельность?

Вначале коротко: исследование — деятельность, целью которой является получение принципиально новых знаний на основе логических выводов, опирающихся на конкретные факты.

  • Если вместо получения новых знаний ваша цель — достижение заранее известного результата в соответствии с заранее известной методикой, то есть большой шанс, что вместо исследования у вас получится проект .
  • Если вы выводите собственные заключения не из фактических данных, а из существующих мнений других авторов, то, вероятно, вы напишете реферат .
  • Если вы не опираетесь на строгую систему доказательств, а высказываете собственные идеи и предположения, то у вас получится что-то вроде эссе .

Как же так, скажет кто-то из читателей. Разве автор реферата не «исследует» чужие мнения? Разве проектная деятельность не содержит элементы «исследования» изменяемого объекта?

Элементы исследования присутствуют во многих наших действиях. Например, покупая луковицу в магазине, хорошая хозяйка анализирует образцы по многим параметрам: цвет, вес, твердость, наличие возможных повреждений. Но мы же не будем утверждать, что она провела исследовательскую работу.

А теперь подробней о том, как отличить одно от другого.

Проект

Чаще всего исследование путают с проектом. Причиной тому во многом послужил термин «проектно-исследовательская деятельность», который многих заставил предположить, что проект и исследование — это едва ли не одно и то же; во всяком случае, это две стороны одного и того же процесса.

Проект и исследование часто часто соседствуют, но это разные виды деятельности На самом деле, исследование и проектирование — это разные виды деятельности, которые часто дополняют друг друга. Предположим, выпускник факультета информатики экономического вуза в дипломной работе разрабатывает мобильное приложение для продуктового магазина. Сама разработка приложения — чисто проектная деятельность. Но для квалификационной работы специалиста с высшим образованием программистских навыков недостаточно. Поэтому вначале студент проводит исследование, определяя потребности магазина, выделяя информационные потоки, отмечая слабые места, требующие автоматизации, анализируя достоинства и недостатки уже существующих программ. Это исследование становится основой разработки, и в сочетании позволяет проверить как исследовательские навыки, так и проектные умения будущего специалиста.

На практике подобная работа часто выполняется разными людьми: исследование проводят аналитики компании, а заказ на проектирование передают в виде технического задания компании-разработчику программного обеспечения. Таким образом, исследование и проектирование могут выполняться и вместе, и раздельно.

Важные отличия проектной деятельности от исследовательской:

В проекте финальный результат заранее хорошо известен, он не может быть иным. Цель исследования — найти новые, неизвестные знания. Например, школьник решил, что для решения проблемы организации досуга молодежи в его городе нужно создать молодежный музыкальный клуб и разрабатывает его бизнес-проект — это типичная проектная деятельность. Исследователь бы вначале задался вопросом: а какой именно инфраструктуры наиболее остро не хватает молодежи в городе? Возможно, это не клуб, а стадион, туристическое объединение или бассейн.

Проект, как правило, заключается в решении конкретной задачи по заранее известной, хорошо формализованной методике. Исследование предполагает научное творчество, научный поиск. Даже если вы использовали хорошо известные методы, обработка и осмысление результатов у вас будет все же самостоятельными.

Подумайте, какое главное заключение вы можете сделать по результатам выполненной работы. Если это будут слова «работа выполнена в соответствии с планом, результат достигнут» — это проект. Если в заключении вы сможете сказать «в результате работы мы получили следующие новые знания об объекте…» — это исследование.

Если юношеская работа носит смешанный, проектно-исследовательский характер, то подумайте о ее представлении. На конкурс бизнес-проектов лучше подать текст с максимально выделенной проектной частью, а на исследовательский конкурс или конференцию молодых ученых — работу, в которой проектная часть сжата до минимума или даже вынесена в приложение.

Реферат

Реферат — это систематизированный обзор мнений других авторов. Именно методикой работы, а не конечной целью он отличается от исследовательской работы. Возьмем, например, такую цель: выявить специфические демографические проблемы одного из российских регионов. Мы можем достичь цели исследовательским путем: рассмотреть в динамике показатели демографических процессов в регионе и в стране в целом, сравнить их и на основе анализа сделать собственные выводы. А можно пойти реферативным путем: прочитать, что говорят о демографии региона ученые, политики, представители власти и систематизировать те проблемы, которые они называют.

Иногда руководители работ заходят слишком далеко в стремлении дистанцироваться от реферата и считают, что исследовательская работа должна непременно иметь не только литературные источники, но и какие-то данные, собранные лично автором. Для этого школьника заставляют предпринимать какие-то дополнительные шаги, например, проводить совершенно не нужный в большинстве исследований опрос. Это заблуждение. Подавляющее большинство работ в области юриспруденции, литературоведения, языкознания, истории и значительная часть работ по экономике, демографии, социологии и целому ряду других гуманитарных дисциплин основана только на литературных источниках.

Отличие реферата от исследования состоит не в характере источников, а в методике получения результатов и выводов. Задайтесь вопросом: как получены основные выводы работы? Если они логически выведены из материалов работы, это исследование. Если они представляют собой более или менее систематизированное изложение чужих мнений, это реферат.

Реферат — важная форма научной работы, с которой начинали многие ученые. Реферирование учит нас работать с литературой, сопоставлять разные точки зрения и, что немаловажно, позволяет разобраться в степени изученности той или иной проблемы. Хороший реферат предваряет многие серьезные исследования. Но лучше не смешивать эти две формы работы в одном тексте.

Эссе

Большой толковый словарь объясняет слово «эссе» как «очерк, трактующий литературные, философские, социальные и другие проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме «. Это достаточно емкое определение точно очерчивает основные отличия эссе от исследования. Впрочем, встречаются попытки придать эссе вид исследовательской работы за счет формальных признаков: формулировки цели, задач, объекта исследования и т. п. Но такие приемы никак не меняют сущность работы.

Отличие исследования от эссе состоит не в формальной структуре, а в характере аргументации. Исследовательские выводы должны основываться на конкретных фактах и произведенных на их основе логических заключениях. Автор эссе может себе позволить свободную аргументацию или даже не аргументированные личные предположения и прогнозы.

Эссе — неподходящая форма для научной работы, оно вряд ли может быть представлено на научных конкурсах и конференциях.

Часто исследование не удается из-за чересчур широко поставленной темы: читайте

ИССЛЕДОВАНИЕ

ИССЛЕДОВАНИЕ

научное, выработки новых науч. знаний, один из видов познават. деятельности. И. характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью. Различаются два его взаимосвязанных уровня: эмпирический и теоретический (см. Эмпирическое и теоретическое) . На первом устанавливаются новые факты науки и на основе их обобщения формулируются эмпирич. . На втором уровне выдвигаются и формулируются общие для данной предметной области закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и эмпирич. закономерности, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты.

Осн. компонентами И. являются: постановка задачи; предварит, имеющейся информации, условий и методов решения задач данного класса; формулировка исходных гипотез; теоретич. анализ гипотез; планирование и эксперимента; проведение эксперимента; анализ и полученных результатов; проверка исходных гипотез на основе полученных фактов; окончательная формулировка новых фактов и законов; получение объяснений или науч. предсказаний.

Классификация И. может производиться по различным основаниям. Наиболее распространённым является И. на фундаментальные и прикладные, количественные и качественные, уникальные и комплексные и т. д.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ИССЛЕДОВАНИЕ

ИССЛЕДОВАНИЕ научное- процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Исследование характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью. Различаются два его взаимосвязанных уровня: эмпирический и теоретический. На первом устанавливаются новые факты науки и на основе их обобщения формулируются эмпирические закономерности. На втором уровне выдвигаются и формулируются общие для данной предметной области закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты.

Основными компонентами исследования являются: постановка задачи; предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения задач данного класса; формулировка исходных гипотез; анализ гипотез; планирование и организация эксперимента; проведение эксперимента; анализ и обобщение полученных результатов; проверка исходных гипотез на основе полученных фактов; окончательная формулировка новых фактов и законов; получение объяснений или научных предсказаний.

Классификация исследований может производиться по различным основаниям. Наиболее распространенным является деление исследований на фундаментальные и прикладные, количественные и качественные, уникальные и комплексные.

А. И. Ракитов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ИССЛЕДОВАНИЕ" в других словарях:

    См. книга... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. исследование изучение, поиски, анализ, освидетельствование, обследование, осмотр, изыскание, разыскание, зондирование,… … Словарь синонимов

    исследование - Исследование, у этого слова есть два разных значения, в которых оно ведет себя по разному. Если речь идет о научном изучении какого либо предмета, то мы говорим: исследование грунтов или исследование атмосферы. Если же мы используем… … Словарь ошибок русского языка

    ИССЛЕДОВАНИЕ, исследования, ср. (книжн.). 1. Действие по гл. исследовать. Исследование причин промышленного кризиса в Европе. Исследования крови, мокроты, мочи и кала производятся в лабораториях. Заниматься статистическими исследованиями. 2.… … Толковый словарь Ушакова

    исследование - 1. Проведение научного изучения. 2. Осмотр для выяснения, изучения чего либо. 3. Научный труд. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

    Изучение, анализ какого либо явления или предмета. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Научное процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью; имеет два уровня эмпирический и теоретический. Наиболее распространенным является… … Большой Энциклопедический словарь

    ИССЛЕДОВАНИЕ, я, ср. 1. см. исследовать. 2. Научный труд. И. по русской истории. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    См. Эксперимент (Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru) … Сводная энциклопедия афоризмов

    Англ. investigation/research/study/survey; нем. Forschung. Вид систематической познавательной деятельности, направленной на получение новых знаний, информации и т. д., на изучение определенных проблем на основе специальных стандартизованных… … Энциклопедия социологии

    исследование - ИССЛЕДОВАНИЕ понятие, обозначающее обычно специализированный вид научного познания в рамках естественной науки. Но сегодня мы говорим об И. в гуманитарных и социальных науках, о философских и методологических И., о прикладных и… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Книги

  • Исследование о Киевской Псалтири. Киевская Псалтирь , Г. Вздорнов. К исследованию Киевской Псалтири прилагается исследование об этой рукописи и описание иллюстраций с разъяснением их сюжетов. В исследовании выяснена история Киевской Псалтири и художественная…

Что такое исследование? Для чего его проводят, какая нужна информация, и где ее можно получить? На все эти вопросы следует ответить по порядку, начав с определения данного слова.

Определения

Что такое исследование? Прежде чем детально разобрать данное понятие и его составляющие, следует обратиться к нескольким словарям за разъяснением.

Итак, из источника «Большой энциклопедический словарь» следует, что это процесс, который включает в себя сбор новых знаний, разделяется на два уровня - эмпирический и теоретический.

Посмотрим в другой источник, словарь Д. Н. Ушакова, чтобы понять, что такое исследование. Тут термин представлен в разных направлениях. Это и анализ кризиса в экономике, и в медицине, а также - научное сочинение, где на повестке стоит какой-то вопрос или разбор общественного развития.

Данные исследований

Для получения какой-то информации, которую в дальнейшем исследуют, нужно иметь необходимые данные. Они сначала собираются, затем обрабатываются и в конце анализируются. Все это осуществляется в несколько этапов:

  • выявление проблемы или ситуации;
  • понимание, откуда это произошло, как развивалось, из чего состоит;
  • установление места существования проблемы в системе знаний;
  • поиск пути, а также средств и возможностей, что позволит разрешить ситуацию с помощью новых знаний.

Для прохождения всех этапов необходим объект исследования, методология (включает цели, подход, ориентир и приоритеты) и ресурсы. В конечном итоге нужно получить какой-то результат, который выражается в разработке программы или запуске проекта, в создании рекомендации или модели.

Ярким примером могут являться лабораторные исследования, где ученые изучают болезнь, с которой нужно бороться. Химики пытаются создать лекарство, лаборанты экспериментируют на животных и т. д., пока не будет получено противовирусное средство, которое может спасти многие жизни.

Классификация

В любой сфере науки проводятся свои изучения, будь то медицина, психология, экономика или маркетинг. Но для каждого направления существует классификация видов исследований.

Выделяют фундаментальные, где главной целью является получение новых знаний, а также прикладные, которые нужны для того, чтобы разрешить научную задачу.

Изучать можно эмпирическим методом, т. е. проводить наблюдение, или основываясь на каком-то опыте, либо на основе анализа и теоретических знаний.

Далее выделяют такие виды, как количественные и качественные. Все зависит от того, что необходимо изучить. Например, если нужно исследовать поведение людей в той или иной ситуации, и результат нужно посчитать, это количественный метод. Качественный нужен тогда, когда важно понять, почему человек поступил так, а не иначе. Здесь же можно добавить и другую категорию - точечные и повторные лабораторные исследования и другие, исходя из частоты проведения. Бывает не всегда достаточно информации о состоянии объекта, поэтому через какой-то промежуток времени вновь проводят изучение предмета.

Следующая категория - использование разных источников информации - вторичных и первичных. Например, проводится опрос, где узнается мнение разных людей, т. е. это данные из первоисточника. чаще всего проводят тогда, когда не хватает каких-то сведений либо часть из них устарели.

Например, в качестве объекта выступает группа лиц, которая на протяжении какого-то времени ест один и тот же продукт каждый день, и ученые выясняют, как этот продукт влияет на организм.

Основные характеристики

Остановившись на какой-то категории исследований или его виде, следующим этапом нужно определить цель, которая подразделяется на три группы: описательная, аналитическая и разведывательная.

Чаще всего описательный вид используется, когда нужно изучить людей, а также определить характеристики, по которым они различаются между собой. Разведывательный метод нужен для масштабного исследования, а точнее, как предварительный этап. Аналитический вид является самым глубоким, и, кроме описания объекта или явления, устанавливает причины, которые лежат в основе исследуемого явления.

После всей полученной информации можно легко ответить, что такое исследование и для чего оно нужно. Но стоит помнить, что хорошее изучение какого-либо вопроса требует больших денежных затрат, чтобы получить достоверные сведения, создать программу, разработать метод или составить рецензию.