Меню
Бесплатно
Главная  /  Жалюзи  /  Дамасская сталь или булатная сталь что лучше. Особенности дамасской стали

Дамасская сталь или булатная сталь что лучше. Особенности дамасской стали

Технология формирования булатной и дамасской стали определяет свойства и внешний вид изделий. Для потребителя разница заключается только в последнем параметре. Но так ли это на самом деле? Необходимо ознакомиться с особенностями процессов в результате которых формируется дамасская сталь или булатная сталь. Что лучше – зависит от требуемых свойств изделия.

Технология изготовления булата

Понятие «булатная сталь» появилось давно и в большей степени относится к холодному оружию. Внешний вид – неповторимый узор, формируемый из сочетания двух материалов изготовления – низко и высокоуглеродистых составов. Процесс представляет собой расплавление и смешивание, конечным этапом которого будет литье заготовки.

Особенности производства:

  • В исходном составе большую часть составляют низкоуглеродистые сорта сплавов. Она необходима для улучшения гибкости, остроты заточки. Высокоуглеродистая придает жесткость.
  • Для изготовления используют готовые слитки, которые впоследствии поддаются ковке и закалке.
  • Подчеркивание характерного узора происходит за счет травления поверхности.
  • Булат предрасположен к ржавлению. Это объясняется свойствами исходного материала. Для сохранения первоначального внешнего вида и свойств требуется периодический уход за поверхностью.
  • Оптимальный показатель твердости для изделий (HCR ) – 36-40.

Булат – это общее название технологий изготовления, отличающиеся пропорциями, методами обработки. Так, знаменитый российский мастер Егор Самсонов (г. Тула) делал охотничьи ножи с уникальными свойствами. Но повторить технологию после его смерти не получилось.

Как формируется дамасский узор

Изготовление дамасской стали значительно отличается от вышеописанного процесса. Для этого используются прутки различных сортов металла, которые после разогрева сковываются и скручиваются. Это может повторяться несколько раз, в зависимости от конфигурации узора.

Традиционно и используют два типа сплавов: мягкую и твердую. Проковывая заготовки и закаляя их, получается уникальный узор, состоящий из нескольких прослоек. Настоящие мастера могут сделать не хаотичный рисунок правильной формы.

Специфические свойства дамасской стали:

  • Чем меньше выделяется рисунок на поверхности – тем плотнее материал. Это сказывается на его жесткости.
  • В настоящее время для изготовления используют сорта 440С, АТС34, 154СМ. Они отличаются содержанием кремния и марганца.
  • Свойства дамасской стали напрямую зависят от материала изготовления. Не всегда бритвенно заточенное лезвие сохранит остроту после использования. Важно правильное сочетание слоев – твердые располагаются на внешней части изделия, обеспечивают защиту. Мягкие находятся внутри и формируют острую кромку.
  • В зависимости от выбранной технологии используется метод горячей штамповки (массовое производство), заготовки вырезают из листового материала или прутка (кустарное производство). В последнем случае трудно контролировать качество, поэтому характеристики лезвия напрямую зависят от степени профессионализма мастера.

Дамасская сталь помимо изготовления холодного оружия применялась для производства винтовок и пистолетов вплоть до середины прошлого века. В последнем случае ее свойства сильно отличались от традиционных – она обеспечивала надежность и сохранность охотничьих ружей.

Лучшие эксплуатационные качества

Можно ли однозначно определиться, какая сталь лучше – дамаск или булат? Все зависит от используемых материалов, технологии изготовления и требуемых характеристик изделия. Эти стали используются для массового или штучного производства холодного оружия – охотничьих ножей, коллекционных экземпляров.

Нужно обращать внимание на фактические характеристики:

  • Твердость. Определяет способность стали противостоять нагрузкам и внешним механическим воздействиям.
  • Прочность. Указывает на вероятность появления сколов и трещин во время использования.
  • Износостойкость. Это степень истирания слоев стали в течение периода эксплуатации.
  • Коррозийная стойкость. Для дамасских сплавов и булата понятие относительное. Это свойство достигается за счет снижения других показателей.
  • Удержание заточки.

Также учитывается область эксплуатации изделия. В большинстве случаев стали этого типа применяются для изготовления охотничьих ножей. Они должны быть удобны, выдерживать длительную и краткосрочную нагрузку.

> булатная сталь

Нож из булатной стали, стоит ли его покупать?

Для тех кому нужен краткий ответ: "да" или "нет", говорю "да". Булатная сталь это очень хороший материал для ножа, но главное не нарваться на подделку или самопал неопытного мастера, в таком случае, вас может ждать разочарование, а не отличные качества ножа.

Булат - сталь, благодаря особой технологии изготовления отличающаяся своеобразной внутренней структурой и видом («узором») поверхности, высокой твёрдостью и упругостью. Используется для холодного оружия - клинков мечей, сабель, кинжалов, ножей.

Первые булатные клинки производили еще в Древней Персии и Индии. Булатная сталь произведенная в этом регионе носила название «табан» или «фаранд».

В большинстве случаев, именно Азия считается родиной булатной стали. Но исторические источник говорят то, что в Древней Руси также были знакомы с технологией изготовления булата, варили его и ковали из него мечи и наконечники для копий. Булат в Древней Руси называли красным или синим железом.

Литая булатная сталь отличается от обычных сталей своей физической структурой, а не химическим составом. Одни и те же компоненты при одном способе обработку дадут на выходе стальной сплав, а при другом способе обработки дадут на выходе литой булат. Булатная сталь это, прежде всего технология изготовления, а не химический состав. Важным моментом технологии производства булатной стали является момент кристаллизации. Именно он создает в структуре сплава жесткую дендритную решетку, которая и проявляет на клинке тот самый хаотичный булатный узор. Многие мастера изготавливают ножи из литого булата Но технология производства сплава у каждого своя, в итоге у кого-то получается просто красивая сталь, а у кого-то литая булатная сталь со всеми её отличными характеристиками.

Управлять этим сложнейшим процессом изготовления булата могут единицы. Как пишет легендарный кузнец Вячеслав Иванович Басов, один только характер кристаллизации зависит от целого ряда факторов: шероховатостей стенок тигля или изложницы, температуры металла, его цвета, скорости охлаждения, состава металла, степени его чистоты и многого другого. Малейшая ошибка, допущенная мастером, приведет к тому, что булат превратится в кусок обыкновенного чугуна. А посему булат - это прежде всего технология, а не химический состав металла. Как ее применять - в том и состоит главный секрет настоящего булата.

Что лучше булат или дамаск?

Отличия дамаска от булата.

Булат, дамаск , сварочный булат, литой дамаск, литой булат, сварочный дамаск, тигельная сталь, пакетная сталь, композитная сталь всё это два вида крепкой стали для клинков. А именно - та сталь, которая была создана в результате плавки в тиглях (булат), и та, которая появилась на свет в результате кузнечной сварки (дамаск).
Путаница же, скорей всего, возникла потому, что сам термин «дамаск» появился после крестовых походов и европейцы не различали клинки из литой стали и стали сварочной. Что, впрочем, и не удивительно. И та, и другая сталь являются композитом. И та, и другая имеют узорчатую поверхность. То есть похожи булатные и дамасские клинки порой так, что с первого взгляда даже специалист разницы не увидит. Но вот природа и свойства у них разные.

Многие утверждают то, что клинок из высококачественного булата, в отличие от его более хрупкого дамаска не только гибче, но и прочнее, и острее дамаска, медленнее тупится и медленнее теряет свои режущие свойства. Но также есть те, кто уверен, что дамаск по многим характеристикам превосходит булат.
Вставать на ту или иную сторону довольно спорный вопрос. А всё потому, что обе эти стали имеют свои секреты и сложности в изготовлении. Вот если бы найти идеальный булат и идеальный дамаск, создать абсолютно идеальные и одинаковые по размеру, спуску и заточке ножи, и провести их краш-тест, то наверно можно было-бы занять сторону победителя. Но проблема в том, что не найти идеального, или просто это сложно сделать, да и дорого. Ведь мастеров много, но у кого получается идеальный? И у кого получаются все 10 из 10 ножей идеальные для чистого краш-теста?

Характеристики булатной ножевой стали:

Нож из качественной булатной стали это отличный выбор. Ножи из булата долго держат заточку, не крошатся, качество реза у них на высоте.

Великий русский металлург Д.К. Чернов говорил, что «...самая лучшая сталь, которая когда-либо, где-либо производилась, есть, без сомнения, булат». Булат – одна из самых интересных и загадочных страниц в истории металлургии.

Сейчас хорошо известно, как в древние времена делали каменные топоры, бронзовую утварь, варили железо и плавили чугун, но до нашего времени остаются нераскрытыми многие секреты производства булатного оружия.



О булате многие скажут, что секрет его давно утерян и «тайна сия велика есть!» И не очень ошибутся, хотя еще только сто лет назад, в одном лишь 1906 году и только в одном бельгийском городе Льеже было произведено 850 тонн (!) узорчатой стали нескольких десятков сортов. Однако она предназначалась лишь для изготовления стволов охотничьих ружей, а в те же времена клинки из узорчатой стали по всей Европе ковались уже буквально поштучно и по особым заказам.
Мы, утверждаем, что и сегодня немыслимо получить алюминий без электролиза, а в Китае есть гробница полководца Чжоу-Чжу, умершего 17 веков назад, некоторые детали орнамента которой на 85% содержат алюминий. Как же его получили в III веке? Те же китайцы во II веке до н. э. изготавливали сплав никеля с медью и цинком, из которого делали монеты, а никель как элемент был открыт в Европе только в середине XVIII века.


Индия славилась искусством своих металлургов задолго до нашей эры, о современниках тоже можно сказать немало хороших слов, а вот надо же - ответить на вопрос, каким образом почти из чистого железа (99,72%) изготовлена знаменитая колонна в Дели, никто не в силах. Нет-нет, мы не умаляем заслуг сегодняшних металлургов - и стали, превосходящие по своим качествам булат, у нас давно есть, и значительно более чистое железо в лабораториях получено. Но как же не удивляться: колонна в Дели весит 6,5 т и сотворена она в IV веке!


Молибден был открыт в 1778 году. Понадобилось больше столетия, чтобы выделить его в чистом виде, а в старинные острейшие самурайские мечи, как выяснил тот же П.П.Аносов, для придания им прочности металлурги Страны восходящего солнца добавляли не что иное, как… молибден.
Ацтеки ещё в XV веке умели изготавливать зеркала из хорошо обработанной, отполированной платины. Например, вождь ацтеков Монтесума еще в 1520 г. прислал в подарок коро­лю Испании полированные платиновые зеркала. Но как они это делали, ведь температура плавления платины 1769°С, она сваривается и поддаётся ковке только при белом калении? Спрашивается: где ацтеки брали такую температуру?


Впервые Европа познакомилась с булатом при столкновении армии Александра Македонского с войсками индийского царя Пора. Особенно поразил македонцев панцирь захваченного в плен царя. Он был сделан из необыкновенно прочного белого металла, на котором македонское оружие не смогло сделать ни вмятины, ни царапины. Из булата были изготовлены и широкие индийские мечи, которые легко рассекали пополам македонское железо. По свидетельству историков, древнее европейское железное оружие было настолько мягкое, что после двух-трех ударов уже гнулось, и воины вынуждены были отходить, чтобы выпрямить клинок. Естественно, что индийские мечи для македонцев казались чудом.


Называли узорчатый металл в разные времена и в разных странах по-разному. Употребляются названия «вутц», «булат», «дамаск», «дамасская сталь», «булатная сталь», «сварочная сталь», «рафинированная сталь», «дендритная сталь», а также «красное», «белое» и «многосуточное железо». Встречаются термины «красный булат, «синий булат», «ликвационный булат», «сварочный булат», «микробулат», «порошковый булат» и, в противовес «ложному», какой-то «настоящий булат». Есть еще и «настоящий дамаск»…


Наиболее известны и доныне популярны названия «вутц», «булат» и «дамаск». «Вутцем» в Англии называли слитки клинковой стали, которые привозили для исследований из Индии. Впервые этот термин появился в печати в 1795 году в сообщении Английской Королевской академии об индийской стали. В последнее время слово «wootz» понимают как английскую транскрипцию дравидских (не индоевропейских) слов ukko или hookoo, используемых для обозначения стали в центральных и южных районах Индии. Интересно, что именно от тамилов с юга Индии или Цейлона еще в Древний Рим привозили хорошую сталь (феррум индикум) для мечей.


Название «булат» имеет не менее древнее происхождение и произошло от индо-иранского «пулад», которое обозначает просто литую сталь (не будем здесь уточнять, что такое «просто литая» сталь). На хинди, современном официальном языке Индии, phaulad имеет значение стали. Частица «пу-» в древнеиндийском языке санскрите имеет значение «очищение, чистка», а в индоарийских диалектах существует слово для обозначение железа - «лауха». Если допустить родство названия литой тигельной стали «пулад» и древнего индоарийского термина «пу-лауха», то можно принять перевод слова «пулад» как «очищенное железо». О таком переводе писал еще Н.Т. Беляев в своем труде «О булатах», изданном в 1911 году.

Задолго до этого с Гималайских гор в Пенджаб (древнейшее княжество в Индии) спустилась каста кузнецов, хорошо знающих железное дело и умеющих изготовлять железное оружие с необычайными свойствами. Из Пенджаба индийское железо и способы его обработки распространились в Сиам и Японию.

«Никогда не будет народа, который лучше разбирался бы в отдельных видах мечей и в их названиях, чем жители Индии!» - писал средневековый ученый Аль-Бируни. Он также поведал, что клинки в Индии делались разных цветов. Мечи, например, изготовлялись зелеными, синими, могли они и иметь узор, напоминающий рисунок ткани. Индийская сталь отличалась узорами, которые были видны на клинке.
А свойствами клинки обладали действительно удивительными. Будучи твердыми и прочными, они одновременно обладали большой упругостью и вязкостью. Клинки перерубали железные гвозди и в то же время свободно сгибались в дугу. Нет ничего удивительного в том, что индийские мечи крошили европейские, которые в древности часто делались из недостаточно упругих и мягких низкоуглеродистых сортов стали.
Лезвие индийского клинка после заточки приобретало необыкновенно высокие режущие способности. Хороший клинок легко перерезал в воздухе газовый платок, в то время как даже современные клинки из самой лучшей стали могут перерезать только плотные виды шелковых тканей. Правда, и обычный стальной клинок можно закалить до твердости булата, но он будет хрупким, как стекло, и разлетится на куски при первом же ударе. Поэтому позднее, когда европейские сабли начали изготовлять из прочных и твердых сортов углеродистых сталей, они ломались при ударе индийского оружия.


Основное назначение булата – изготовление клинков. Главное достоинство клинка – острота его лезвия. Лезвие булатного клинка можно было заточить до почти неправдоподобной остроты и сохранить эту остроту надолго. У клинков из обычной углеродистой стали заостренное лезвие выкрашивается уже при заточке – как бритву, его заточить нельзя, а булат затачивали до остроты бритвы, и он сохранял свои режущие свойства после того, как побывал в деле. Такое возможно лишь тогда, когда сталь обладает одновременно высокой твердостью, вязкостью и упругостью – и в этом случае лезвие клинка способно самозатачиваться. Булатная сабля легко сгибалась на 90-120 градусов, не ломаясь. Есть сведения, будто настоящий булатный клинок носили вместо пояса, обматывая им талию.


Слитки литого булата в виде разрубленных лепешек «вутцев» привозились из Индии в Сирию, где в городе Дамаске из них выковывали эти сказочные клинки. Но индийская булатная сталь стоила очень дорого, и сирийские кузнецы изобрели сварной булат, правильно определив, что булат - первый созданный человеком композит, состоит из частиц твердой углеродистой стали в матрице из мягкой и упругой низкоуглеродистой стали. Дамасская сталь получалась путем многократных проковок в разных направлениях пучка из стальных прутков разной твердости. Качество клинков из сварной дамасской стали было по тем временам очень высокое, но такого сочетания прочности и упругости как в оружии из литого индийского булата сирийским кузнецам добиться не удалось.

Распознать виды и свойства «дамаска» довольно легко по характерному узору. Лучший в Европе знаток булатов Павел Аносов писал, что «…опытный азиатец не ошибется в выборе клинка без пробы и по одному узору определит, остр булат или туп, тверд или мягок, упруг или слаб». И сегодня знаток по одному лишь внешнему виду узорчатого клинка может определить технологию его изготовления, примерные режущие свойства, весьма часто место и время его производства и, в некоторых случаях, мастера-клиночника.



Основных типов узоров дамаска не много. К ним, кроме простейшего «дикого», относятся «штемпельный», «турецкий» и «мозаичный». «Дикий» узор возникает в результате довольно беспорядочного перемешивания слоев в процессе ковки, а более популярный «штемпельный» получают набивкой определенного рельефа на слоистой заготовке клинка специальным штампом-штемпелем. Слои разных металлов вдавливаются вглубь заготовки и, после сошлифовки выступов, образуется заданный регулярный узор. Из-за образования таких узоров вследствие наштамповки рельефа их и называют «штемпельными». К ним относятся ступенчатый, волнистый, сетчатый (ромбический) и кольчатый.


Еще один центр производства качественных клинков образовался в средние века в Японии. Японский булат обладал каким-то необыкновенным качеством железа, которое после целого ряда проковок приобретало даже более высокую твердость и прочность, чем дамасская сталь. Мечи и сабли, приготовленные из этого железа, отличались удивительной вязкостью и необыкновенной остротой. Японская технология изготовления мечей из железа начала развиваться с 8 века и достигла наивысшего совершенства к 13 веку, позволяя изготавливать не просто боевое оружие, но настоящее произведение искусства, которое не удаётся воспроизвести в полной мере даже в современности.
В Японии сейчас хранится около трех миллионов разнообразных мечей всех времен, а в дополнение к этому многие сотни тысяч мечей после 1945 года достались США и СССР. Часть из них и там и там сразу же порубили на куски (только в Америке – 350 тысяч), другие раздали по музеям. Говорят, у нас на армейских складах под Иркутском лежат горы этого добра и местные умельцы мастерят из них охотничьи ножи. Доподлинно известно то, что некоторые наши трофейные «квантунцы» имеют очень неплохие подписные клинки.


Впрочем, точно неизвестно, сколько из них относятся к высшей категории качества. Другое дело в Японии - там владелец самурайского меча может получить своего рода паспорт, в котором будут указаны время изготовления меча, стиль и название школы, к которой принадлежал изготовивший его мастер. Для нас совершенно фантастическим является то, что историки Японии сохранили имена 32 тысяч (!) мастеров прошлого. Не уверен, что в нас помнят хотя бы сотню своих оружейников. Плохо это или хорошо – разговор особый. Паспорт меча называется «оригами» и выдает его авторитетное «Японское Общество Сохранения Искусства Мечей» - nbthk. Это общество выделяет четыре класса мечей: особо ценные, ценные, особо сохраняемые и, наконец, просто сохраняемые мечи. Особо ценных мечей сейчас на учете 117 штук, еще около 3-х тысяч - ценных.

Говоря о мечах самураев, нужно учитывать исторические традиции оружейной культуры Японии. Каждый меч по времени его изготовления можно отнести к эпохе Кото (до конца 17 века), к Синто (до 19 века), к Синсинто (до 1876 г) и, наконец, к Гендайто - современным мечам.

Уже в наше время был сделан химический анализ стали, из которой изготовлено японское оружие XI-XIII веков. И древнее оружие раскрыло свою тайну: в стали был найден молибден. Сегодня хорошо известно, что сталь, легированная молибденом, обладает высокой твердостью, прочностью и вязкостью. Молибден – один из немногих легирующих элементов, добавка которого в сталь вызывает повышение ее вязкости и твердости одновременно. Все другие элементы, увеличивающие твердость и прочность стали, способствуют повышению ее хрупкости. Естественно, что в сравнении с дамасскими клинками, сделанными из железа и стали, японские легированные мечи и сабли казались чудом. Но значит ли это, что японцы умели в то далекое время делать легированную сталь?

Конечно, нет. Что такое легированная сталь, они даже не знали, так же как и не знали, что такое молибден. Руда, из которой древние японские мастера выплавляли железо, содержала значительную примесь окиси молибдена. Выплавленное из обогащенных молибденом «песков» кричное железо проковывалось в прутья и закапывалось в болотистую землю. Время от времени прутья вынимали и снова зарывали, и так на протяжении 8-10 лет. Насыщенная солями и кислотами болотная вода разъедала пруток и делала его похожим на кусок сыра. Тем самым из заготовки удалялись вредные примеси, быстрее разъедаемые болотной водой. Затем разогретую заготовку японский кузнец проковывал в тонкую полосу, сгибал, опять проковывал и так несколько тысяч раз! Но и японские клинки, при всей их выдающейся остроте и прочности, не обладали качествами индийского булата, особенно упругостью.


Арабский ученый XII века Едриза сообщает, что в его время индийцы еще славились производством железа, индийской сталью и выковкой знаменитых мечей. В Дамаске из этой стали изготовляли клинки, славу о которых крестоносцы разнесли по всей Европе. К сожалению, в Древней Индии так тщательно прятали секреты выплавки вутца, что в конце концов потеряли их совсем. Уже в конце XII века клинки из литого булата высшего качества «табан» не могли делать ни в Индии, ни в Сирии, ни в Персии.
После того как Тимур покорил Сирию и вывез оттуда всех мастеров, искусство изготовления оружия из литого булата переместилось в Самарканд; однако вскоре оно везде пришло в упадок. Потомки вывезенных мастеров, рассеявшись по всему Востоку, окончательно потеряли способы изготовления булатного оружия. В XIV – XV веках секрет производства литого булата и изготовления из него холодного оружия был окончательно потерян. Европейские кузнецы не смогли до конца разгадать секрет производства даже дамасской сварной стали и больше преуспели в производстве клинков из однородной (гомогенной) стали с имитацией рисунка булата на поверхности клинка. Особенно широко развернулось производство подделок под булат в XVIII-XIX веках.


Технология ковки дамасской стали была утрачена приблизительно в 1750 году. Точные причины того, почему это случилось, неизвестны, но существует несколько версий, так или иначе объясняющих эти причины. Наиболее популярная теория заключается в том, что руда, необходимая для производства дамасской стали, начала исчерпываться и оружейники были вынуждены перейти к альтернативным технологиям производства клинков.


Согласно другой версии, кузнецы и сами не знали технологии – они попросту выковывали множество клинков и проверяли их на прочность.Предполагается, что по случайному стечению обстоятельств некоторые из них получали свойства, характерные для дамаска. Как бы то ни было, даже на нынешнем этапе развития технологии невозможно в точности восстановить процесс создания дамасской стали. Несмотря на то, что лезвия с подобным узором существуют и в наши дни, добиться прочности дамасской стали современные мастера, все же, не в силах.
В это время в Европе научились производить высокоуглеродистую литую сталь, и западноевропейские мастера, оставив попытки раскрыть секреты производства сварочного булата, начали изготовлять из нее довольно хорошее холодное оружие. В Италии (Милан), в Испании (Толедо), в Германии (Золинген), во Франции (Льеж) и даже в Англии стали широко производить «ложный булат». «Ложные булаты», особенно золингеновские и толедские, приобрели известность благодаря высокой степени полировки и красивыми узорами, которые наносились на клинки различными методами.


Ремесленники, рисующие декоративные узоры на металле, назывались «дамаскировщиками», а клинки «ложного булата» - «дамаскированными». Многие «дамаскированные» клинки были не очень высокого качества, поскольку они изготовлялись из обычной шведской или английской углеродистой стали.


Не одно столетие металлурги всех стран и народов пытались выплавить булатную сталь, но злополучная тайна никому не давалась. В XIX веке учеными-металлургами предпринималось множество попыток раскрыть секрет литого булата, даже великий английский ученый Фарадей безуспешно бился над решением этой задачи. Но получить литой булат, не уступающий по свойствам индийскому вутцу, удалось только русскому ученому, горному начальнику златоустовских заводов П.П. Аносову в 40-ых годах XIX века. Сохранившийся до наших дней аносовский булатный клинок, перерубает гвозди, гнется в дугу и на лету перерубает газовый платок. Секрет древних индийских мастеров открыт? И да и нет. После смерти П.П. Аносова, не смотря на оставленный им подробный рецепт, воспроизвести литой булат не удается никому!


Уже в наше время, златоустовские металлурги вновь попытались воскресить технологию производства булата. Сложны и длительны были эти поиски, но узорчатая сталь вновь была получена, хотя полностью повторить аносовский булат не удалось. Легендарная упругость клинков достигнута не была. Современные качественные легированные стали превосходят булат по всем показателям: прочности, упругости, режущим свойствам, но добиться таких выдающихся свойств в одном образце не удается и сейчас. Тайна индийского литого булата ждет своей разгадки! Цитата сообщения

Наличие узора.

Это сейчас не определяющее отличие. Во первых, узорчатая сталь появилась одновременно с дамаском. Это подделка и производилась она, как и все подделки - ради денег. Даже многие «дамасские» клинки в музеях после исследований оказались всего лишь имитацией. Уже во времена П.П. Аносова по всей Европе выпускалась узорчатая сталь, особенно для ружейных стволов, и он замечал, что «… мастерство европейских мастеров направленно более на образование узоров, нежели на улучшение свойств металла». История всегда повторяется – опять началось повальное увлечение узором. В подлинном литом булате-дамаске узор – это производная от его боевых качеств. Узор нельзя запланировать. До конца процесса никто не знал какой по уровню получится булат и, соответственно узор. Поэтому взглянув на узор можно было определить, каков булат, не подвергая его испытаниям. Цитата: «Если булат надлежащим образом вытравлен, то пробы излишни; без них видно: вязок или хрупок, тверд или мягок, упруг или слаб…металл» П.П. Аносов. В сварном булате-дамаске никакой связи между узорами и качеством нет. Прав С. Данилов, сообщая, что «любой узор ни о каких свойствах не говорит, а лишь о мастерстве кузнеца» . Прав и А. Марьяненко, говоря, что «все достоинство дамаска – в его узоре». Все это сказано об узорчатой стали, а подлинный булат-дамаск мы ценим не только за это.
Во-вторых, некоторые сорта булата могут не иметь узора.

Повышенные режущие свойства.

Если взять два клинка, один из подлинного булата, второй из инструментальной стали, то клинок из булата прорежет линию вдвое длиннее. Не в 100 (сто), а всего лишь вдвое. Цифра особенно не впечатляет, но люди знакомые с техникой, знают: чтобы увеличить результат вдвое, надо приложить в 10-100 раз больше усилий. Например скорости в 100 км/ч достигает мотоцикл с двигателем в 12-15 л.с., а для достижения скорости в 200 км/ч требуется двигатель в 10-20 раз мощнее, плюс другая ходовая часть и другая аэродинамика и т.д. То же и с булатом, чтобы он резал всего лишь вдвое лучше и в два раза медленнее тупился, надо приложить гораздо больше усилий и делать все тщательно, чем с обычной инструментальной сталью.

Холодноковкость.

Это свойство определяющее. Закаленный булатный клинок можно положить на наковальню и ковать в холодном виде – он не треснет. Булат закален очень слабо: или на воздухе, или в кипящем жире, т.е. примерно так, как коса. Булатный клинок можно согнуть на 90 ?и выпрямить в холодном виде.
Лучшие клинки выпрямляются сами почти до своего прежнего положения за несколько дней. Булатный клинок нельзя переломить, только согнуть. Цитата «Хороший булатный клинок при обыкновенном гнутье выскакивает и сохраняет прежний вид…, а при усиленном, например, наступив на конец клинка ногою и загибая его под прямым углом, он не сломается, а согнется, и будучи выпрямлен, не потеряет прежней упругости» . Интересно то, что зная это высказывание П.П. Аносова, те кузнецы, что делают булат из чугуна, говорят: «Аносов делал мягкий булат, а мы делаем твердый». Увы, П.П. Аносов в данном случае говорит о подлинных булатах, сделанных в Персии и Сирии. В его распоряжении для исследований были предоставлены богатейшие коллекции дамасков у губернатора Оренбурга В,А, Перовского, собрания булатов Царскосельского арсенала, коллекция цесаревича Александра, коллекция князя Михаила, князя П.Д. Салтыкова и коллекция начальника штаба корпуса горных инженеров К.В. Чевкина. Поскольку мы этого потрогать не можем, то поверим на слово г-ну П.П. Аносову, что булат должен гнуться и коваться на холодную. Булат-дамаск не обладает большой твердостью – это следует из его неоднородной структуры. Ведь в структуре булата нити, кристаллы, чешуйки мягкого железа перемешаны с кристаллами цементита и дендритами высокоуглеродистой стали. Если замерить твердость такой смеси, то алмазное острие измерительного прибора на разных участках будет показывать разную твердость, но в основном не высокую, т.к. размеры частиц соизмеримы с диаметром закругления острия алмаза измеряющего прибора и это острие будет соскальзывать с твердого кристалла на мягкий. По этому поводу П.П. Аносов и сказал, что «твердость относительна». «Дамасская сталь обладала достаточной твердостью, чтобы держать остроту». Если Вам предлагают булат твердостью 80 ед. HRC, то это инструментальная сталь с напылением карбида вольфрама.
Булат-дамаск проще различать по способу производства, нежели по рисунку, т.к. способов не очень много, а рисунков бесконечное количество. Можно сварить заготовку дамаска в 1000 слоев и весом в 10 кг, потом отрезая от неё порцию в 200 г делать нож с одним рисунком, следующий с другим; но поскольку основа все та же, то качество изделия меняется незначительно или совсем не меняется.

В этой небольшой заметке нет ничего принципиально нового, что не было бы хорошо известно интересующимся данным вопросом. Но мой личный опыт общения показывает, что подавляющая часть людей, еще не окунувшихся в этот захватывающий мир, слабо представляет о чем идет речь, когда разговор заходит о дамаске или булате . Именно для них и предназначена эта страница. Для наглядности я постарался проиллюстрировать ее примерами.

Естественно, изложенная здесь информация не то что краткая, а просто, что называется, "в двух словах". Надеюсь только, что она поможет лучше разобраться в описании ножей, приведенных на сайте, и послужит отправной точкой для изучения действительно серьезных статей, ссылки на которые приведены внизу страницы.

Булат или дамаск?

В принципе, любой узорчатый клинок (конечно, речь не о нанесенном на гомогенную сталь узоре) можно назвать и булатным и дамасским. И это не будет грубой ошибкой. Раньше эти понятия строго не различались. Дамасским именовался любой узор, а булатным назывался любой клинок из негомогенной стали. Исторически булатным клинкам приписывались выдающиеся качества, но это скорее смысловая нагрузка термина, не характеризующая внешний вид или технологию получения изделия. Поэтому, мы не будем ее сейчас рассматривать. По технологии же производства, булат уже давно принято разделять на "литой" и "сварной" или "сварочный". Исходя из этого, описывая конкретное изделие, правильнее говорить "литой булат " или "сварной булат ", тогда не возникнет путаницы в понятиях.

Литой булат

Литой булат получают методом плавки исходных компонентов в тигле в кузнечном горне. В результате медленного охлаждения слитка в нем образуется неоднородная структура, дающая впоследствии узор на клинке.

Именно таким был легендарный индийский булат. А как же утерянный давным-давно секрет производства? Действительно, и сейчас точно неизвестна технология, которой пользовались в древней Индии. Ее настолько тщательно скрывали, что к 17-18 веку секрет был утерян. Это связано с уменьшением спроса на булат, вызванным началом производства качественного и недорогого клинкового оружия из промышленной стали, что привело сначала к сокращению выплавки булата в Индии, а потом и к полному ее прекращению.

Многочисленные попытки исследователей раскрыть секрет булата не увенчались успехом. Однако, русским металлургом Павлом Петровичем Аносовым в начале XIX века была разработана технология, с помощью которой ему удалось получить сталь, соответствующую по узору и качеству лучшим сортам индийского булата. Именно на основе этой технологии льют булат сейчас. Главной ошибкой исследователей до Аносова было то, что они пытались получить узор за счет добавок в химический состав сплава. И только Аносову в ходе экспериментов удалось доказать, что булат отличается от обычной стали не химическим составом, а физической структурой.

По устоявшейся более-менее терминологии, в России сегодня под словом "булат" принято понимать именно литой булат. Я придерживаюсь именно этого варианта на своем сайте.

Типы булата (по химическому составу)

Несмотря на то, что в основе понимания сути булата лежит его физическая структура, он, как и любая сталь, может содержать в составе кроме железа и углерода дополнительные элементы. Если булат выплавляется на основе углеродистой стали с добавлением чугуна, и в состав дополнительно входят только естественные примеси в малых количествах, то такой булат принято называть "углеродистым" . Как и все углеродистые стали он подвержен ржавлению. Современная металлургия, обладающая огромным ассортиментом легированных сталей, подтолкнула мастеров к созданию "легированного" и "нержавеющего" булата. Они выплавляются на основе легированных сталей и могут быть коррозионно-стойкими.

Вутц (Wootz)

В старину после выплавки булатный слиток либо расковывался на месте, либо так и продавался в виде слитка, называемого "вутц". Караваны с ними уходили далеко за пределы Индии. Эти слитки имели форму небольшого хлебца. Таким образом, под словом "вутц" понимается именно старинный слиток индийской выплавки.

В английском языке слово "wootz " служит как определением самого слитка, так и булата в целом. В том числе и современный булат тоже называется "wootz". Для обозначения булатного клинка применяют словосочетания "Wootz Blade" или "Wootz Damascus Blade".

Сварной булат (дамаск)

Сварной булат, как следует из названия, получают методом кузнечной сварки. Для этого собирается пакет из сталей с различным содержанием углерода, который сваривается воедино, потом складывается каким-либо образом (например, пополам) и снова проковывается. И так нужное в каждом конкретном случае количество раз. При этом число слоев растет в геометрической прогрессии. Так, если в начальном пакете было 8 слоев, то после первой сварки их становится 16, после второй 32, после седьмой 1024 и т.д.

По устоявшейся сегодня терминологии, сварной булат чаще называют дамаском. Я придерживаюсь именно этого варианта на своем сайте.

Англоязычное "damascus" соответствует русскому "дамаск" в значении "сварной булат".

Типы дамаска

По химическому составу, аналогично булату, дамаск делится на углеродистый и нержавеющий. Из-за сложности сварки легированных сталей, наибольшее распространение имеет углеродистый дамаск. Все виды дамаска, представленные ниже, проиллюстрированы именно углеродистым дамаском.

Виды дамаска

Клинок: А.Белый

"Дикий дамаск " не имеет как-либо структурированного рисунка, что ничуть не ухудшает качество реза клинка.

Клинок: мастерская Федотова

"Простой дамаск " имеет достаточно стабильный повторяющийся узор. Хотя в этом случае при ковке мастер не стремится к созданию конкретного узора, он получается автоматически в результате применения простейшей технологии ковки дамасской стали. Следовательно его можно считать подвидом "дикого" дамаска.

Клинок: М.Архангельская

"Штемпельный дамаск " имеет характерный повторяющийся узор, форма которого определяется примененным для его создания штампом. Название происходит не от "штамповки" в смысле поточного низкокачественного производства, как некоторые думают, а от "штампа" как кузнечного инструмента и приема.

Клинок: С.Бобков

"Мозаичный дамаск " имеет повторяющийся по всей длине рисунок, сложность которого определяется только мастерством и замыслом автора. Для такого дамаска пакет изначально собирается таким образом, чтобы после сварки был получен желаемый узор.

Клинок: А.Белый

"Крученый мозаичный или турецкий дамаск " имеет характерный рисунок, получаемый в результате многократного закручивания заготовки вокруг своей оси в процессе ковки.

Клинок: М. Архангельская

"Торцевой мозаичный дамаск " является подвидом мозаичного дамаска и отличается тем, что с торца готового блока срезаются пластины, которые либо навариваются на лезвие в виде обкладок, либо составляют середину клинка, к которой приваривают лезвие и обух.

Клинок: Ю.Саркисян

"Волокнистый дамаск ". Довольно редко встречающийся у нас вид. С виду клинок похож на булатный. Если в других видах дамаска слои при ковке оттягиваются на всю длину клика, то волокнистый дамаск состоит из коротких волокон. При ковке сначала набирается необходимое количество слоев, как в обычном дамаске. Потом заготовка поворачивается под 90 градусов (слои располагаются вертикально), и аналогично путем расковывания, надрубания и складывания, набирается желаемое количество волокон. По мнению С.Лунева, лучшие японские мечи имеют именно сложную волокнистую структуру.

Клинок: М.Архангельская (четырехрядный мозаичный дамаск)

"Многорядный дамаск ". Это скорее относится к клинку, и правильнее сказать "многорядный дамасский клинок". Такой клинок получается при сваривании 2 и более полос дамаска, расположенных вдоль клинка. При этом, обычно на режущую кромку ставится "рабочий" (наиболее практичный) дамаск, а дальше к обуху — более сложный художественный.

Иллюстрация взята из статьи Л.Б.Архангельского

"Порошковый мозаичный дамаск ". В основном изготавливается за границей. Суть метода заключается в том, что сначала из хорошо свариваемого металла, контрастного при травлении обычной стали, делается клише. Оно помещается в емкость и засыпается порошковой сталью. Под действием высокой температуры и давления все это спекается в единый слиток, который потом расковывается на усмотрение мастера. Таким способом можно создать на клинке изображения практически любой сложности.

Перечисленные выше виды дамаска являются наиболее распространенными. Они различаются методами ковки, что дает различный узор на клинке. Мастер может комбинировать разные методы и получать совершенно необычные и оригинальные узоры. Только специалист высокого уровня сумеет разгадать секреты другого мастера. А мы будем просто любоваться этим завораживающим и манящим узором на клинке.