Меню
Бесплатно
Главная  /  Утепление  /  Детство описание отца. Детская тема в творчестве Л.Н

Детство описание отца. Детская тема в творчестве Л.Н

Он стоял подле письменного стола и, указывая на какие-то конверты, бумаги и кучки денег, горячился и с жаром толковал что-то приказчику Якову Михайлову, который, стоя на своем обычном месте, между дверью и барометром, заложив руки за спину, очень быстро и в разных направлениях шевелил пальцами. Чем больше горячился папа, тем быстрее двигались пальцы, и наоборот, когда папа замолкал, и пальцы останавливались; но когда Яков сам начинал говорить, пальцы приходили в сильнейшее беспокойство и отчаянно прыгали в разные стороны. По их движениям, мне кажется, можно бы было угадывать тайные мысли Якова; лицо же его всегда было спокойно — выражало сознание своего достоинства и вместе с тем подвластности, то есть: я прав, а впрочем, воля ваша! Увидев нас, папа только сказал: — Погодите, сейчас. И показал движением головы дверь, чтобы кто-нибудь из нас затворил ее. — Ах, Боже мой милостивый! что́ с тобой нынче, Яков? — продолжал он к приказчику, подергивая плечом (у него была эта привычка). — Этот конверт со вложением восьмисот рублей... Яков подвинул счеты, кинул восемьсот и устремил взоры на неопределенную точку, ожидая, что будет дальше. — ...для расходов по экономии в моем отсутствии. Понимаешь? За мельницу ты должен получить тысячу рублей... так или нет? Залогов из казны ты должен получить обратно восемь тысяч; за сено, которого, по твоему же расчету, можно продать семь тысяч пудов, — кладу по сорок пять копеек, — ты получишь три тысячи; следовательно, всех денег у тебя будет сколько? Двенадцать тысяч... так или нет? — Так точно-с, — сказал Яков. Но по быстроте движений пальцами я заметил, что он хотел возразить; папа перебил его: — Ну, из этих-то денег ты и пошлешь десять тысяч в Совет за Петровское. Теперь деньги, которые находятся в конторе, — продолжал папа (Яков смешал прежние двенадцать тысяч и кинул двадцать одну тысячу), — ты принесешь мне и нынешним же числом покажешь в расходе. (Яков смешал счеты и перевернул их, показывая, должно быть, этим, что и деньги двадцать одна тысяча пропадут так же). Этот же конверт с деньгами ты передашь от меня по адресу. Я близко стоял от стола и взглянул на надпись. Было написано; «Карлу Ивановичу Мауеру». Должно быть, заметив, что я прочел то, чего мне знать не нужно, папа положил мне руку на плечо и легким движением показал направление прочь от стола. Я не понял, ласка ли это или замечание, на всякий же случай поцеловал большую жилистую руку, которая лежала на моем плече. — Слушаю-с, — сказал Яков. — А какое приказание будет насчет хабаровских денег? Хабаровка была деревня maman. — Оставить в конторе и отнюдь никуда не употреблять без моего приказания. Яков помолчал несколько секунд; потом вдруг пальцы его завертелись с усиленной быстротой, и он, переменив выражение послушного тупоумия, с которым слушал господские приказания, на свойственное ему выражение плутоватой сметливости, подвинул к себе счеты и начал говорить: — Позвольте вам доложить, Петр Александрыч, что как вам будет угодно, а в Совет к сроку заплатить нельзя. Вы изволите говорить, — продолжал он с расстановкой, — что должны получиться деньги с залогов, с мельницы и с сена... (Высчитывая эти статьи, он кинул их на кости.) Так я боюсь, как бы нам не ошибиться в расчетах, — прибавил он, помолчав немного и глубокомысленно взглянув на папа. — Отчего? — А вот изволите видеть: насчет мельницы, так мельник уже два раза приходил ко мне отсрочки просить и Христом Богом божился, что денег у него нет... да он и теперь здесь: так не угодно ли вам будет самим с ним поговорить? — Что же он говорит? — спросил папа, делая головою знак, что не хочет говорить с мельником. — Да известно что, говорит, что помолу совсем не было, что какие деньжонки были, так все в плотину посадил. Что ж, коли нам его снять, судырь, так опять-таки найдем ли тут расчет? Насчет залогов изволили говорить, так я уже, кажется, вам докладывал, что наши денежки там сели и скоро их получить не придется. Я намедни посылал в город к Ивану Афанасьичу воз муки и записку об этом деле: так они опять-таки отвечают, что и рад бы стараться для Петра Александрыча, но дело не в моих руках, а что, как по всему видно, так вряд ли и через два месяца получится ваша квитанция. Насчет сена изволили говорить, положим, что и продастся на три тысячи... Он кинул на счеты три тысячи и с минуту молчал, посматривая то на счеты, то в глаза папа, с таким выражением: «Вы сами видите, как это мало! Да и на сене опять-таки проторгуем, коли его теперь продавать, вы сами изволите знать...» Видно было, что у него еще большой запас доводов; должно быть, поэтому папа перебил его. — Я распоряжений своих не переменю, — сказал он, — но если в получении этих денег действительно будет задержка, то, нечего делать, возьмешь из хабаровских, сколько нужно будет. — Слушаю-с. По выражению лица и пальцев Якова заметно было, что последнее приказание доставило ему большое удовольствие. Яков был крепостной, весьма усердный и преданный человек; он, как и все хорошие приказчики, был до крайности скуп за своего господина и имел о выгодах господских самые странные понятия. Он вечно заботился о приращении собственности своего господина на счет собственности госпожи, стараясь доказывать, что необходимо употреблять все доходы с ее имений на Петровское (село, в котором мы жили). В настоящую минуту он торжествовал, потому что совершенно успел в этом. Поздоровавшись, папа сказал, что будет нам в деревне баклуши бить, что мы перестали быть маленькими и что пора нам серьезно учиться. — Вы уже знаете, я думаю, что я нынче в ночь еду в Москву и беру вас с собою, — сказал он. — Вы будете жить у бабушки, а maman с девочками остается здесь. И вы это знайте, что одно для нее будет утешение — слышать, что вы учитесь хорошо и что вами довольны. Хотя по приготовлениям, которые за несколько дней заметны были, мы уже ожидали чего-то необыкновенного, однако новость эта поразила нас ужасно. Володя покраснел и дрожащим голосом передал поручение матушки. «Так вот что предвещал мне мой сон! — подумал я, — дай Бог только, чтобы не было чего-нибудь еще хуже». Мне очень, очень жалко стало матушку, и вместе с тем мысль, что мы точно стали большие, радовала меня. «Ежели мы нынче едем, то, верно, классов не будет; это славно! — думал я, — Однако жалко Карла Иваныча. Его, верно, отпустят, потому что иначе не приготовили бы для него конверта... Уж лучше бы век учиться да не уезжать, не расставаться с матушкой и не обижать бедного Карла Иваныча. Он и так очень несчастлив!» Мысли эти мелькали в моей голове; я не трогался с места и пристально смотрел на черные бантики своих башмаков. Сказав с Карлом Иванычем еще несколько слов о понижении барометра и приказав Якову не кормить собак, с тем чтобы на прощанье выехать после обеда послушать молодых гончих, папа, против моего ожидания, послал нас учиться, утешив, однако, обещанием взять на охоту. По дороге на верх я забежал на террасу. У дверей на солнышке, зажмурившись, лежала любимая борзая собака отца — Милка. — Милочка, — говорил я, лаская ее и целуя в морду, — мы нынче едем; прощай! никогда больше не увидимся. Я расчувствовался и заплакал.

Толстой Николай Ильич (1794-1837) — отец Толстого, родился 26 июня 1794 г. «Отец был среднего роста, хорошо сложённый живой сангвиник, с приятным лицом и с всегда грустными глазами», — писал о нем Толстой в «Воспоминаниях». Он упоминал и другие характеристики отца, у которого были «сангвиническая красная шея», «бодрый быстрый шаг», «бодрый, ласковый голос», «добрые красивые глаза», «грациозные, мужественные движения».

Он был единственным сыном в любящей патриархальной семье, где дети и родители обожали друг друга, где кроме него росли ещё две дочери, Полина и Алина (горбатенький брат Илья умер в раннем детстве). Граф Николай Ильич Толстой родился 26 июня 1795 года. Пятилетним мальчиком был зачислен отцом в службу с чином губернского регистратора в Экспедицию Кремлевского строения, ведавшую строительством и уходом за зданиями в Кремле и всеми императорскими дворцами в Москве и Подмосковье. В 15 лет Николай Ильич был уже коллежский регистратор, а в 16 лет стал губернским секретарем. Столь стремительная карьера в гражданской службе была прервана Отечественной войной 1812 года.

В июне 1812 года семнадцати лет от роду он добровольно вступил в 3-й Украинский казачий регулярный полк корнетом, 28 июля 1812 г. был переведен в Московский гусарский полк. 17 декабря 1812 г. Салтыковский полк был влит в Иркутский драгунский переименованный в гусарский. 28 декабря 1812 г., писал родителям из Гродно: «Не бывши ещё ни разу в сражении и не имевши надежды в нём скоро быть, я видел всё то, что война имеет ужасное; я видел места, вёрст на десять засеянные телами; вы не можете представить, какое их множество по дороге от Смоленска до местечка Красное».

Из формулярного его списка узнаем, что «Граф Николай Ильин сын Толстой» после изгнания армии Наполеона из России «в походах был 1813 года апреля со 2-ого в Княжестве Варшавском, Силезии и Саксонии, оттуда при отступлении армии до города Люцена; с 21 апреля в арьергардных делах, 26 и 27 числ при удержании неприятеля под городом Дрезденом и при переправе через реку Эльбу; за оказанное в сих делах отличие награжден чином Поручика, мая 8 и 9 числ в Генеральном сражении при городе Бауцене и при приступлении к крепости Швейднец в сражениях и перестрелках находился; по окончании перемирия был при преследовании до города Теплиц, августа 14 при сильной рекогносцировке и города Дрездена, оттоль до крепости Кенигсштейна и при блокаде оной; за оказанное в сих делах отличие награжден Орденом Св. Владимира 4-ой степени с бантом; октября 2, 4, 6 и 7 числ в Генеральном сражении под городом Лейпцигом, за отличие во оном награжден чином Штабс-Ротмистра; оттоль в преследовании неприятеля до города Ерфурта и при блокаде оного до 17 числа октября; от оного в походе до города Гетингена, оттуда отправлен был Генералом от Кавалерии графом Витгенштейном курьером с нужными депешами к Военному Министру в город Санкт-Петербург и, возвращаясь обратно к армии, захвачен был неприятелем при местечке Сент-Оби в плен, из коего при взятии города Парижа освобожден. По-российски, по-французски, по-немецки читать, писать умеет, математику, географию знает, в штрафах не бывал».

Адъютантом генерала Витгенштейна в 1813 году был поручик Павел Иванович Пестель - будущий декабрист, автор знаменитой «Русской Правды», руководитель Южного общества. Николай Ильич Толстой состоял при князе Андрее Ивановиче Горчакове, командире 1-го Пехотного корпуса в группе войск Витгенштейна. И Толстой и Пестель были награждены за бои под Лейпцигом, Пестель в этом сражении был тяжело ранен, поэтому, очевидно, с донесениями в Петербург был направлен не П.И. Пестель, а адъютант Горчакова Н.И. Толстой.

Отец Льва Николаевича Толстого не был членом тайного общества, но был близко знаком со многими декабристами: С.П. Трубецким, С.Г. Волконским, А.И. Одоевским, З.Г. Чернышевым, Ф.П. Толстым.

Корнет Николай Ильич Толстой записан в часть 17 декабря 1812 года - следом за корнетом, будущим дипломатом, поэтом, автором комедии «Горе от ума» Александром Сергеевичем Грибоедовым.

Возвратившись в Россию, Толстой 8 августа 1814 года был переведен в кавалергардский полк и назначен адъютантом к командиру корпуса, генерал-лейтенанту князю Андрею Ивановичу Горчакову, троюродному брату его матери.

11 декабря 1817 года Толстой был переведен с чином майора в гусарский принца Оранского полк. Любопытны причины, вызвавшие этот перевод. Сохранился рапорт на имя Александра I от главнокомандующего второй армией генерала Бенигсена о том, что командир корпуса, генерал-лейтенант князь Горчаков просит перевести его адъютанта штабс-ротмистра графа Толстого в гусарский полк по той причине, что Толстой, «имея ревностное желание продолжать службу вашему императорскому величеству во фронте, не по недостаточному своему состоянию не имеет возможности продолжать служение в кавалергардском полку». Рапорт этот, датированный 15 ноября 1817 года, указывает на стесненное материальное положение Н.И. Толстого.

14 марта 1819 года Толстой «по болезни» был уволен в отставку с чином подполковника и уехал к родителям в Казань, где совсем уже разорившийся его отец Илья Андреевич Толстой был губернатором. В 1821 году, после смерти отца, приехав с матерью Пелагеей Николаевной из Казани в Москву, Николай Ильич поступил на службу в Военно-сиротское отделение при Московском комендантском управлении.

На руках у Николая осталась семья, требующая забот и попечения: старая мать, привыкшая к роскоши, сестра Алина со своей приёмной дочерью, и кузина, воспитанница матери, Татьяна Ёргольская. Последняя была ровесницей Николая, с детства они росли и воспитывались вместе, испытывая друг к другу романтическое чувство влюблённости. После смерти отца остались огромные долги, Николай вынужден был 15 декабря 1821 г. поступить на службу на очень незначительную должность смотрительского помощника (воспитателя) в Московское военно-сиротское отделение при Московском комендантском управлении.

В 1822 году граф Н.И. Толстой посватался к богатой наследнице, княжне Марии Николаевне Волконской, которая приняла его предложение. 9 июля 1822 г. в церкви села Ясенева близ подмосковного имения князей Трубецких Знаменского граф Н.И. Толстой обвенчался с княжной М.Н. Волконской, дочерью Николая Сергеевича Волконского и Екатерины Дмитриевны Трубецкой. «Весёлый, блестящий молодой человек с именем и связями» (ему было 28 лет) стал мужем не очень красивой, старше его на четыре года, княжны Марьи, обладавшей очень значительным состоянием. Это был классический брак по расчёту, оказавшийся браком по любви. Толстые сразу уехали в Ясную Поляну, чтобы начать ту семейную, замкнутую кругом домашних забот и радостей жизнь. В 1823 году у молодых Толстых родился первый сын - Николай. После нескольких неблагополучных родов в 1826 году родился Сергей, в 1827 году - Дмитрий, а 1828 году - Лев. Единственная дочь - Мария - родилась в 1830 году.

Толстой вспоминал о яснополянских делах отца: «Занятие его составляло хозяйство и, главное, процессы, которых тогда было очень много у всех и, кажется, особенно много у отца, которому надо было распутывать дела деда. Процессы эти заставляли отца часто уезжать из дома. Кроме того, уезжал он часто и для охоты — и для ружейной и для псовой». Кроме занятий хозяйством (отец достроил большой дом, начатый дедом Волконским, посадил сад), он занимался детьми и много читал, собрав в Ясной Поляне библиотеку, состоявшую из французских классиков, исторических и естественнонаучных сочинений (даже из Парижа привёз несколько десятков книг).

Толстые лето и зиму жили в имении, не переезжая в город, ведя очень уединённый образ жизни. Позже, создавая образы героев «Войны и мира» княжны Марьи и Николая Ростова, писатель использовал некоторые факты из жизни отца и матери, Многие черты внешности и характера отца Толстого запечатлены не только в «Войне и мире», но и в трилогии «Детство. Отрочество. Юность» и в ранней рукописи трилогии, которую печатают под заглавием «Четыре эпохи развития».

В 1829 г. Н.И. Толстой выкупил Никольское-Вяземское, в 1836 г. построил здесь каменную церковь.

Н.И. Толстой скоропостижно скончался 21 июля 1837 года в Туле и был похоронен рядом с женой в фамильном склепе на Кочаковском кладбище.

Младшему сыну Льву было почти 9 лет, когда отец умер, и он помнил весёлые шутки и рассказы отца за обедом и ужином, когда и бабушка, и тётушки, и дети смеялись, слушая его. Дети с интересом рассматривали рисунки, которые он для них делал и которые им казались «верхом совершенства». Лёвочка запомнил приготовления отца к охоте, общие прогулки по Ясной Поляне. Запомнилось, как вечерами дети приходили к отцу в кабинет играть или прощаться перед сном, как он ласкал их и иногда, к великой их радости, пускал к себе за спину на кожаный диван, продолжая в то же время читать или разговаривать с приказчиком.

Лёвочка с особенной нежностью, прощаясь вечером с отцом, целовал «его белую жилистую руку» и был «умилённо счастлив», когда отец ласкал его. «Я очень любил отца, но не знал ещё, как сильна была эта моя любовь к нему, до тех пор пока он не умер».

Повесть «Детство» стала первым произведением 24-летнего Льва Николаевича Толстого и сразу же открыла ему дорогу не только в русскую, но и в мировую литературу. Молодой писатель отправил ее главному редактору самого известного в ту пору литературного журнала «Современник», Николаю Алексеевичу Некрасову, вместе с деньгами на случай возврата рукописи, но поэт не мог не увидеть, что ему в руки попало творение настоящего таланта. Хотя последующие книги Толстого принесли ему еще большую славу, «Детство» нисколько не померкло в сравнении с ними. В произведении была и глубина, и нравственная чистота, и мудрость.

Главным героем произведения является 10-летний Николенька Иртеньев. Мальчик растет в дворянской семье в деревенском поместье, его окружают самые близкие и любимые люди: учитель, брат, сестра, родители, нянька.

Читатели знакомятся с миром Николая через его рассказ, причем многие поступки анализируются уже выросшим молодым человеком, но для которого воспоминания детства настолько ярки, что он пронес их через много лет. А ведь они и формируют личность. Уже на ранних этапах взросления становится вполне ясно, что ты будешь собой представлять.

Что же можно сказать про Николеньку? Он умен, но ленив, поэтому обучение не всегда проходит гладко. Однако совестливость и доброта мальчика сполна компенсируют недостаток прилежания. Он очень привязан к близким людям, тонко чувствует их настроение. Особенно трогательная его нежность к матери. Кроме того, он склонен к рассудительности и рефлексии: любит копаться в себе, разбирать по полочкам мысли и чувства. Но в нем еще не выработался твердый характер: например, он идет на поводу у друга и совершает низкий поступок.

В маленьком Николае было все самое лучшее, что позже сформировало взрослую личность. Но он сокрушается, куда делись чистота и чувствительность, которые были в избытке в детстве, и которых он не находит сегодня в себе? Неужели они исчезли бесследно? Нет, просто в мире, где эмоции принято сдерживать, искренние порывы были заперты глубоко в душе.

Карл Иванович

Первую главу повести Толстой посвящает учителю, Карлу Ивановичу, которого маленький Николай очень любит, хотя по-детски иногда и сердится на него. Мальчик видит доброе сердце наставника, чувствует его огромную привязанность, он описывает его как человека с чистой совестью и спокойной душой. Воспитанник жалеет своего дорогого педагога и искренне желает ему счастья. Его сердце откликается в ответ на чувства старика.

Но Коля вовсе не идеальный, бывает, что он злится, бранит про себя своего учителя или няньку, не хочет учиться, много думает о себе и ставит свое «я» выше других, участвует в издевательствах вместе с другими над Иленькой Грапом. Но кто в детстве не делал того же? Читатель во многом узнает себя: как хочется поскорее повзрослеть и перестать делать уроки, как мечтается стать красавцем, ведь это тогда очень важно, как и любая оплошность воспринимается трагедией. Поэтому учителю были присущи терпение и сдержанность, а также чувство юмора и искренняя привязанность к мальчику.

Мама

Николай — очень чувствительный ребенок, он сильно любил свою мать, но помнит только ее добрые глаза, ласку и любовь. Просто находиться с ней рядом, чувствовать прикосновение ее рук, млеть от ее нежности было для него настоящим счастьем. Она рано умерла, именно тогда и закончилось его детство. Повзрослевший герой думает, что если бы он мог видеть улыбку maman в самые трудные моменты своей жизни, то никогда бы не узнал горя.

У десятилетнего мальчика очень богатая внутренняя жизнь, в нем часто борются эгоизм и любовь к близким, добро и зло, и все-таки уже заложенная нравственность помогает сделать правильный человеческий выбор уже в подсознании. В нем много совести и стыда. Он очень глубоко анализирует свои чувства, любые их внешние проявления часто подкреплены внутренним противоречием. Николай замечает, что его слезы приносят ему удовольствие, что, потеряв мать, он горюет как будто напоказ. Его молитвы всегда за здоровье и благополучие близких, за маменьку и папеньку, за бедного Карла Ивановича, он просит, чтобы Бог дал счастья всем. Именно в этом сострадательном порыве проявляется влияние матери, которой писатель уделяет не так уж много внимания. Он показывает ее через сына, добрая душа не канула в лету, когда умерло тело, она осталась на земле в ребенке, который перенял ее отзывчивость и нежность.

Папа

Отца Николенька тоже очень любит, но это чувство отличается от нежности к маме. Папа – несомненный авторитет, хотя мы видим перед собой человека со множеством недостатков: он игрок, мот, бабник.

Но обо всем этом герой рассказывает без всякого осуждения, он гордится своим отцом, считая его рыцарем. Хотя папа, несомненно, строже, жестче мамы, но у него такое же доброе сердце и безграничная любовь к детям.

Наталья Савишна

Это женщина преклонного возраста, находящаяся на службе в семье Николая (была няней его матери). Она — крепостная крестьянка, как и другие слуги. Наталья Савишна добра и скромна, ее взгляд выражал «спокойную печаль». В молодые годы она была полной и здоровой девушкой, а в старости сгорбилась и осунулась. Отличительная ее черта — самоотверженность. Она все силы посвящала заботам о господской семье. Николай часто говорит о ее трудолюбии, усердии, добронравии.

Главный герой доверял старушке свои переживания, ведь ее искренность и честность были несомненны. Она гордится лишь тем, что никогда не воровала у господ, поэтому они поручают ей самые ответственные дела. Любовь героини ко всей семье была тем более удивительной, ведь дед Николеньки запретил ей выходить замуж за любимого человека. Однако обиды она не затаила.

Соня, Катя и Сережа

Коля находится еще в том возрасте, когда игра в Робинзона, где можно плыть по воображаемой реке, ходить охотиться в лес с палкой-ружьем, приносит удовольствие, без такого ребячества ему сложно представить свою жизнь.

Герой описывает не очень большой период своего детства, но успевает влюбиться три раза: в Катеньку, Сережу и Соню. Это совершенно разные чувства, но они по-детски чистые и наивные. Любовь к Сереже заставляла подражать ему и приклоняться перед ним, и это привело к очень жестокому поступку. Николай не заступился за Иленьку Грапа, которого они несправедливо обидели, хотя мог сострадать даже раненой птичке. Будучи взрослым, он считает это самым неприятным воспоминанием светлого счастливого детства. Ему очень стыдно за свою черствость и грубость. Любовь к Кате была очень нежным чувством, он два раза поцеловал ее руку и расплакался от переполняемых эмоций. Она была для него чем-то очень милым и родным.

Чувство к Соне было очень ярким, сделало его другим: уверенным, красивым и очень обаятельным. Оно мгновенно переполнило его всего, все, что было до нее, стало незначительным.

Детство Николая окунает каждого читателя в свои светлые воспоминания и дает надежду, что не может совсем уйти доброта, любовь, чистота, которая была там. Она живет в нас, стоит просто не забывать то счастливое время.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Петр Александрович Иртеньев – отец десятилетнего Николеньки в повести “Детство”. Это человек сурового нрава, серьезный и строгий. В то же время к детям он относится с большой любовью и прикладывает все усилия, чтобы они получили достойное воспитание и образование. Николеньке отец кажется человеком загадочным, но бесспорно красивым. На время происходящих в повести событий вся семья Иртеньевых проживает в деревне. В одно утро отец сообщает своим сыновьям, что они поедут с ним в Москву жить у бабушки дома. Эта новость Николеньку сильно огорчила, так как он понимал, что придется на время расстаться с Маменькой.

Со временем Николенька с Володей привыкли к жизни в Москве. Помимо Карла Ивановича, у них появились новые учителя. Мальчики познакомились с новыми детьми. Однако их счастье было недолгим. Вскоре из деревни пришло письмо, в котором говорилось, что их маменька всерьез заболела. Отец срочно отвез детей повидаться с матерью. В деревне их ждали печальные новости. Маменька уже шестой день не могла вставать и ничего не видела. Перед смертью она успела просить благословения для своих детей. После похорон Петр Александрович Иртеньев переехал со всей семьей в Москву. Иногда они бывали в деревне, и тогда Николенька непременно навещал могилу матери.


Другие работы по этой теме:

  1. В августе 18** г. в семь часов утра просыпается Нико­ленька Иртеньев. Наступил уже третий день после деся­того дня рождения мальчика. Гувернер Карл Иваныч ве­дет Николая...
  2. ­Отец художника Отец художника – один из персонажей повести Николая Васильевича Гоголя “Портрет”; отец Одного из двух художников, описанных в произведении. Этот человек проживал в...
  3. Николенька Иртеньев производит впечатление весе­лого, доброго, воспитанного мальчика. Таких много во­круг. О доброте мальчика можно судить уже по отноше­нию его к своей матери. Разве может...
  4. Анализ произведения Жанр произведения – автобиографическая повесть. Кульми­нацией произведения являются события вокруг болезни и смерти матери. До них – завязка, начинающаяся знакомством читателя с учителем...
  5. Я думаю, что для Николеньки быть человеком комильфо – это, во-первых, знать в совершенстве французский язык. Если кто-то плохо разговаривал на нем, у него тотчас...

Николенька Иртеньев - главный герой повести “Детство”, написанной гениальным писателем возвращает читателей в далекое детство, а также открывает духовный и нравственный мир ребенка.

Какова же характеристика Николеньки Иртеньева? Как относился к нему автор? Идеализировал ли он своего героя? И что он хотел донести до сердец читателей, выбирая образ ребенка ключевым и центральным в своем произведении?

Давайте коротко проанализируем реалистичную, жизненную повесть, которую написал Л. Н. Толстой, “Детство”, и постараемся найти ответы на приведенные выше вопросы.

Образ детства

Характеристика Николеньки из повести “Детство” начинается с самых первых строк произведения. Перед нами предстает спящий мальчик, сон которого оберегается его добрым любящим наставником.

Из кратких замечаний и размышлений ребенка видно, что он - сын помещика, выросший в тепличных условиях, немного избалованный и взбалмошный, но очень добрый и нежный.

Повествование не даром ведется от первого лица. Это дает нам возможность лучше узнать мысли и чувства мальчика, его детскую непосредственность и ребяческую серьезность.

Характеристика Николеньки Иртеньева является характеристикой самого Толстого, так как многие события и происшествия, описанные в повести, взяты непосредственно из воспоминаний автора.

Что же хранил в своей памяти Л. Н. Толстой? “Детство” открывает перед нами его первые годы жизни, оно не только ярко и эффектно характеризует подрастающее поколение зажиточных помещиков, но и критикует, разоблачает безнравственность и ханжество дворянского образа жизни того времени.

Внешность главного персонажа

Портрет Николеньки из повести “Детство” представляет нам довольно некрасивого мальчика десяти лет с крупным носом, большими губами и мелкими глазами, с постоянно торчащими вихрами на макушке.

Мальчик очень переживает о своих внешних недостатках. Из-за этого его иногда охватывает печаль и отчаяние. Он даже просит бога о наружной красоте и готов отдать все самое ценное, лишь бы иметь идеальный облик.

И хотя иногда может казаться, что главный герой намеренно описывает себя эдаким маленьким уродцем, все же о его некрасивой внешности неоднократно говорят старшие. Это отмечает даже та, которая любит Николеньку больше всех на свете, - его мать. С другой стороны, она не раз подчеркивала душевную привлекательность младшего сына.

Противоречивые чувства

Какой Николенька в повести “Детство”?

Это обычный мальчик, немного завистливый, немного вздорный, но очень добрый, нежный и совестливый.

Скорее всего, совестливость Иртеньева - это его внутренний стержень, который и привлекает нас в главном герое.

Он может совершать безобразные поступки, может иметь плохие суждения, может думать и чувствовать то, что достойно порицания, но он всегда, всегда (!) почувствует после этого стыд и сожаление, раскаяние и некие угрызения совести. После этого хочется верить и надеяться, что Николенька изменится, исправится и станет лучше.

Отношения с наставником

В чем же проявляются противоречивые чувства Николеньки?

Например, в его отношениях с детским учителем, немцем по происхождению, - Карлом Ивановичем. На далекой родине не сложилась жизнь у этого бедного человека, и он приехал в Россию в поисках счастья. Богатства и благополучия немец не нашел, но, по натуре добрый и сердечный, он очень привязался к своим воспитанникам и в простоте душевной отдал им всего себя.

Николенька очень любит своего бедного наставника и жалеет его. Например, он мечтает вырасти и помочь своему учителю, облегчить его горе и даже пожертвовать многим ради него.

Его искренняя любовь к Карлу Ивановичу проявляется и на деле: часто Николенька подходит к наставнику, нежно берет его руку и ласково называет “дорогим” учителем.

Однако в душе мальчика происходят многократные резкие перемены. Он может браниться и злиться на обездоленного учителя, отвечать ему грубо и дерзко, желать всего плохого. И все это лишь из-за строгого внушения, короткого замечания или плохой оценки!

Конечно же, позднее, проанализировав свое неправильное поведение, маленький Иртеньев начинает испытывать раскаяние и стараться загладить свою вину.

Отношения с Иленькой

Характеристика Николеньки из повести “Детство” ярко вырисовывается в его отношениях с Иленькой Грапом, который приходился главному герою ровесником. Иленька был болезненным тихим ребенком, затравленным и затюканным богатыми товарищами. Его отец не имел ни состоятельности, ни титула, но старался поддерживать знакомство с Иртеньевыми в надежде на дальнейшее покровительство. Как же тяжело давалось Иленьке общение с надутыми барчуками, которые обижали его, унижали, оскорбляли и даже били!

Дети, уже способные проявлять жестокость, доводили несчастного мальчика до слез, даже не задумываясь о том, что он испытывает душевные муки и терзания.

Воспоминания о травле Иленьки темным пятном лежат на сердце Иртеньева долгие годы. Он, такой нежный и сочувствующий, с тонкой понимающей душой, корит себя в том, что шел на поводу у взрослых ребят и не вступался за беззащитного обездоленного мальчика.

Барственность героя

Однако в отношении Николеньки к нижестоящим его людям всегда проскальзывала нотка высокомерия и чванливости. Он считал себя намного выше Карла Ивановича и Натальи Савишны, - слуг, привязанных к нему всей душой. Он относился к нищим ровесникам презрительно и спесиво, считая себя лучше и умнее.

Откуда пошло такое чувство надменности и превосходства в этом славном милом ребенке? Характеристика Николеньки из повести “Детство” в полной мере раскрывает перед нами причины и следствия его поступков и суждений.

Маленький мальчик воспитывался в доме богатого заносчивого помещика. С младенчества ему внушали, что он - барский сын, достойный почитания и благоговения. С молоком матери Николенька впитал чувство превосходства и желания жить в роскоши и довольстве, среди прислуживающих, раболепствующих людей.

Так воспитывались многие дворянские дети. И это было распространенным явлением того времени.

Тяжелые испытания

Но это не означает, что маленький Иртеньев жил в воздушном замке, оберегаемый судьбой от проблем и забот. Нет, его тоже коснулись беды и переживания, оставив неизгладимый горестный след в нежной душе.

Образ Николеньки Иртеньева в повести “Детство” - это образ богатого мальчика, познавшего личное горе и тонко чувствующего чужие страдания.

Несмотря на безбедное и пассивное существование, главный герой переживает тяжелые эмоциональные травмы: непонимание старшего брата, заносчивость друга, самолюбие и аморальность отца, изменяющего матери и разоряющего все семейство.

Однако самым горестным воспоминанием Николеньки является внезапная смерть матери.

Отношение к maman

Образ матери является самым светлым, самым прекрасным образом в повести, при этом в произведении нет конкретного описания внешности или детальной характеристики женщины.

Мать для Николеньки - самое любимое существо на земле. Он не стесняется проявлять к ней нежность и ласку, любит часто проводить с ней время и общаться. Скорее всего, именно благодаря раннему влиянию матери мальчик растет таким добрым и отзывчивым ребенком, умеющим сострадать и испытывать чувство вины. Поэтому характеристика Николеньки из повести “Детство” была бы неполной и однобокой, если бы не описание его отношений с матерью.

Смерть самого любимого человека оставила неизгладимую рану в сердце мальчика. Он много плакал и страдал, по-своему переживая горькую утрату. Он не понимал, как цветущая и жизнерадостная мама могла превратиться в желтое иссохшее существо с закрытыми глазами и неузнаваемым лицом.

И в то же время мальчик описывает все свои ощущения и чувства с безграничной искренностью и прямотой. Он называет минуту самозабвения, проведенную около гроба любимой родительницы, самым истинным проявлением горя. В других же случаях, когда Николенька плакал и рыдал по матери, он делал это из чувства самолюбия, претенциозности и эгоистичности, честно признаваясь в этом перед самим собой и испытывая глубокий стыд и презрение к самому себе.

Влияние образа Николеньки

Как видим, в своей повести “Детство” Толстой создал яркий самобытный образ Николеньки Иртеньева, который учит нас правильно реагировать на свои несчастья и неудачи. Также произведение показывает, что детство - это важное время становления личности и мировоззрения ребенка, которое оставит неизгладимый след в его уме и сердце.