Меню
Бесплатно
Главная  /  Устройства  /  Кто придумал обои для стен. Удивительная история создания обоев (14 фото)

Кто придумал обои для стен. Удивительная история создания обоев (14 фото)

Тематические новости

Самая ранняя известная форма «бумаги» появилась около 4000 лет до н.э., это был египетский папирус.

Но на самом деле история обоев началась в древнем Китае, во-первых, потому что китайцы изобрели бумагу, а во-вторых, потому что они уже в 200 году до н.э. клеили рисовую бумагу, как обои для стен.

В 105 году нашей эры, китайский чиновник Цай Лунь, изобрел получение бумаги из текстильных отходов. Это было рождением бумаги в том понимании, как мы ее знаем теперь.

Некоторое время в 8 -м веке, несколько китайских заключенных, имеющих навыки производства такой бумаги, работали под арабами. Те в свою очередь распространили знания производства бумаги по всему Ближнему Востоку.

К 10-му столетию арабы заменили льняными волокнами целлюлозу и бамбук, тем самым создали более прекрасный листок бумаги. Бумага теперь достигла более высокого качественного уровня. В течение 12-ого столетия бумажное производство распространилось всюду по Европе.

Самые ранние европейские иллюстрированные оттиски с гравюры, известны сегодня как "helgen". Самая старая из известных, явление Богородицы, датируемая 1418 годом, в настоящее время хранится в Королевской библиотеке в Брюсселе. Этот тип способа печати, возможно, также был использован китайцами еще в 5 веке.

Jean Bourdichon нарисовал 50 рулонов настенных обоев с ангелами на синем фоне для французского короля Луи XI в 1481 году. Король Луи заказал портативные обои для стен, посчитав это необходимым, в связи с частыми своими переездами из замка в замок. Другие богатые европейцы поручали художникам раскрашивать бумагу, которая использовалась как обои для стен, но реальные обои, вряд ли можно сказать, существовали до появления печатного станка.

Самый ранний сохранившийся до наших дней фрагмент европейских обоев для стен, был найден в домике колледжа Христа в Кембридже, Англия и датируется 1509 годом. Авторство этих обоев приписывают Hugo Goes, печатнику из Йорка.

Гильдия обойщиков была создана во Франции в 1599 году.

Французский гравер Жан-Мишель Папиллон, который считается изобретателем обоев для стен, начал в 1675 году делать блочные схемы обоев с учетом соответствия рисунка, непрерывным способом, по шаблонам. Обоев, в том виде, какими мы их знаем сегодня.

Самый старый существующий пример флокированных обоев, обоев для стен, покрытых текстильными волокнами, исходит из Вустера и был создан примерно в 1680 году. Так во Франции такие обои для стен стали популярны во времена правления Людовика XIV во Франции.

Значительный вклад в развитие методов производства обоев, внесли англичане в 18 - м веке, чья продукция стала последним писком моды. Сначала в моде были обои для стен с дорогой ручной росписью, имитирующей архитектурные детали или материалы, такие как мрамор, лепнина, но в итоге выиграли обои с использованием их собственных достоинств. Были очень популярны обои для стен под бархат.

Обои прибыли в Америку в 1739, когда Plunket Fleeson начал печатать обои в Филадельфии.

В ранней Америке, колонисты копировали европейскую моду на обои. После Гражданской Войны за независимость, американцы начали создавать свои мастерские по производству обоев. Обои для стен выпускались на любой вкус, от неоклассического стиля, до хаотичных роз. Выпускали американские фирмы и патриотические «Юбилейные» обои.

В 1778, Луи XVI издал указ, который устанавливал, чтобы длина рулона обоев составила приблизительно 34 фута или около 10, 2м.

Обои Жан-Батиста Равейона, 1780г. Китайские обои 1760 г.

В 1785 году Кристоф-Филипп Оберкампф (11 июня 1738 - 6 октября 1815), французский натурализованный немецкий промышленник, изобрел первую машину для печати обоев, и вскоре после этого, Никола-Луи Роберт разработал способ изготовления бесконечных рулонов обоев.

В 1798 году Алоисом Зенефельдером в Solnhofen, Германия была изобретена литография.

В 1839 году на фирме Potters & Ross в Ланкашире, Англия специализирующейся а выпуске печатного ситца Charles Harold Potter, изобрел печатную машину с возможностью нанесения на обои четырех цветов посредством печатных цилиндров и которая позволяла печатать 400 рулонов обоев в день.

К 1850 году была доступна печать 8 цветов, а в 1874 году была изобретена печатная машина, позволяющая печатать 20 цветов на обоях.

В 1879 году, в Австрии Karl Keitsch изобрел способ глубокой печати, также известный как Инталия.

В 1888 году Фердинанд Зихель разработал первый готовый к применению клей для обоев.

В 1890 году в Англии была изобретена флексографическая печать.

Машины для нанесения клея на обои впервые появилась на рубеже 20-го века.

Шелкография, как говорят, возникла в Японии и Китае между 960-1280 г.г. Хотя этот способ был впервые запатентован в Англии Самуэлем Симоном в 1907 году. Первая механическая шелкографичная машина была изобретена в 1920 году.

Викторианская эра (1837-1901) стала Золотым веком обоев, временем, когда обои впервые стали центром внимания. Обои применялись для оформления не только стен, но и потолка. В тот период было продано приблизительно 400 миллионов рулонов обоев.

В 1936 году, состоялся дебют на рынке клея для обоев - Хенкель-Zellkleister Z 5 в качестве пастообразного порошка, растворяемого в холодной воде, производного целлюлозы карбоксиметилцеллюлоза (КМЦ).

После Второй мировой войны, вся обойная промышленность претерпела революцию с появлением пластиковых смол, благодаря которым обои для стен получили новые свойства - долговечность и прочность, устойчивость к загрязнению, возможность мытья.

В 1974, в Соединенных Штатах была создана Национальная Гильдия Профессиональных Обойщиков.

Эпоха модернизма, с ее осуждением украшательства, привело к тому, что обои для стен впали в немилость в течение большей части двадцатого века.

Последние достижения в области цифровой фотографии и технологии печати позволяют воспроизвести на современном печатном оборудовании исторические документы и другие цифровые носители на различных подложках, в том числе и на обоях.

На сегодня существует большое количество различных видов обоев для стен.

Конечно, больше нельзя говорить просто об обоях для стен. Теперь это - покрытие стен, поскольку пришедшая технология создала продукты, которые включают чудо соединения, что делает их моющимися, прочными, самоклеющимися, и в то же время имеющие возможность отразить лучшие образцы, исторические стили мирового искусства. Таким образом, компании могут воспроизводить любой стиль любого периода. И в отличие от дорогостоящих картин фресок, гобеленов и расписанных вручную старинных обоев, сегодняшние «покрытия для стен» являются очень доступными.

История обоев уходит корнями в глубокую древность - во времена китайских императоров и индийских раджей. С тех пор изменились технологии производства, появились новые материалы, но осталась неизменной традиция украшать стены квартир, коттеджей и офисов «разрисованной бумагой» и тканями. Что же сегодня предлагают своим потребителям производители отделочных материалов для стен?

История обоев началась около 200 года до нашей эры в Китае. Именно тогда китайцы изобрели рисовую бумагу и начали оклеивать ее стены жилищ. Китайские мастера хранили секрет изготовления бумаги почти полтысячелетия. Лишь в 6 веке о нем узнали японцы.

Примерно в VIII веке производство бумаги начало распространяться в Европе, а в Х-XI столетиях получило широкое распросторанение в европейских странах, а также в России. Китайские рисованные обои высоко ценились во все времена, независимо от модных тенденций. Cтаринные расписные обои и сегодня можно увидеть в лучших музеях мира. И все-таки, широкое применение бумажные обои получили намного позже, в то время как основными материалами для отделки стен служила ткань.

В 1599 году во Франции была образована гильдия "обойщиков", но в те времена можно было купить только сравнительно небольшие куски обоев.

В 1675 году Жан Папильон, французский гравер, придумал способ изготовления матриц для печати обоев с непрерывным рисунком, это послужило новой ступенью в развитии обойного производства.

С XVIII века благодаря новейшим методам производства получила широкую известность продукция Лондонских цехов.

Расцвет моды на бумажные обои приходится на вторую половину XVIII века. были особенно популярны, что было связано с особой московской модой на применение недорогих имитационных материалов в отделке особняков и усадеб.

В те времена обои клеили не прямо на стены, как сейчас, а на холст, натянутый на деревянный подрамник, который и прикрепляли к стене. Таким образом, по обе стороны обоев был воздух.

Первое время рисунки обоев подражали фактуре штукатурки, кирпича, а также рисунок различных тканей. Рисунки тканых и бумажных обоев обязательно соответствовали моде. В XVIII веке наиболее распространены были пейзажи, изображения пастушек и пастушков, жанровые сцены, китайские пейзажи или мелкие цветочные узоры, имитации под мрамор, малахит, лазурит. В Викторианскую эпоху все больше развиваются методы машинной многоцветной печати, что приводит к дальнейшему удешевлению обоев и росту их популярности. Обои приходят практически в каждый дом.

В эпоху модернизма обои на время утратили свою популярность, но длилось это до начала 20 годов XX столетия, после чего наступило новое "возрождение" обоев.

Обои, которые есть почти в любой квартире - совершенно обыденная ныне вещь. Но всё имеет своё начало, есть оно и у производства обоев в России. Об этом и пойдёт речь в этом материале. Текст взят из книги Екатерины Юхнёвой "Петербургские доходные дома".

Сначала обои делались тканевые, обычно - шелковые, хотя известны полотняные и хлопчатобумажные. В первой половине XVIII века в Петербурге во дворцах знати были обычны шелковые китайские обои с росписью. Такие же обои покрывали стены Летнего, Екатерингофского, Меншиковского дворцов.
Для более простых помещений использовали холст, его или белили, или пропитывали воском. В «Описи загородному двору, что на Фонтанке, Артемия Волынского» сообщается, что большая часть комнат обиты полотном и выбелены. А зал «...по панели обит обоями вощанкою цветною».
Во второй половине XVIII века широко распространились штофные обои. У А.С. Пушкина в «Евгении Онегине» в доме у дяди «В гостиной штофные обои» (глава II).
Д. Благово в «Рассказах Бабушки. Из воспоминаний пяти поколений, записанных и собранных ее внуком» писал: «У бабушки и в доме все было по-старинному, как было в ее молодости, за пятьдесят лет тому назад (то есть в конце XVIII века. - Е. Ю.), где шпалеры штофные, а где и просто по холсту расписанные стены, печи из пестрых изразцов». К началу XIX века штофные обои и печи, украшенные пестрыми изразцами, уже вышли из моды.
Чрезвычайно редко встречались обои из кожи, так, в знаменитом доме С. Яковлева «в большой зале стены были обтянуты кожаными обоями, расписанными масляными красками».
Позже появились бумажные обои. Первое упоминание об их использовании относится к 1761 году: «И тот покой, где будет подъемный стул, обить бумажными обоями» (здесь речь идет о помещении с «лифтом» в Зимнем дворце).

Производство бумажных обоев на мануфактурах появилось во второй половине XVIII века. Обои склеивали из отдельных листов бумаги, а затем вручную наносилась краска. В России промышленное изготовление бумажных обоев впервые началось в 1817 году на Императорской обойной фабрике, возведенной по проекту архитектора Ю.М. Фельтена и С.П. Берникова на восточной окраине Ропшинского парка, на берегу Фабричного пруда. В 1822 году фабрика переехала в Царское Село, в здание Фабрики ассигнационных бумаг, построенное по проекту Ч. Камерона вдоль Купальных прудов. Фабрику закрыли в 1869 году. До нашего времени эти постройки дошли практически без изменений.
Наряду с Императорской обойной фабрикой с 1820-х годов существовали и частные фабрики, к середине века их было уже 7.
С изобретением непрерывной бумагоделательной машины появились рулонные обои. Сначала бумажные рулоны привозили из-за границы, а с начала 1820-х годов их стали производить на Петергофской фабрике.


Изобретенная в Англии Пальмером в 1823 году обойнопечатная машина появилась в России в начале 1850-х годах.
Самые простые и дешевые обои изготавливались одноцветными - бумажная основа просто грунтовалась, вот обои и готовы. На более дорогие обои наносился узор вручную при помощи деревянных печатных досок, их количество равнялось числу использованных цветов и оттенков, доходившему до нескольких сотен. 
С появлением обойнопечатной машины максимальное используемое количество красок уменьшилось до 30, обычно же применялось 4-6 красок вместо нескольких сотен при ручной окраске.
Обои, предназначенные для парадных помещений, еще золотили и серебрили настоящими драгоценными металлами вручную и покрывали масляным лаком. При помощи пресса делались тисненные или рельефные обои.
Самыми дорогими считались «насыпные» обои. На бумажную основу по трафарету наносили клеем узор и посыпали его мелкими разноцветными шерстяными ворсинками. Получался выпуклый бархатистый узор.

Для защиты от влаги и грязи обои лакировали японским растительным лаком. Такие водонепроницаемые обои появились в 1840-х годах. Делались даже несгораемые
обои, их пропитывали фосфорно-аммиачной смесью и квасцами еще до нанесения краски.
Обои могли служить по 30-40 лет, не тускнели, не выгорали, не осыпались. Естественно, в «барских» квартирах их переклеивали чаще, в зависимости от меняющейся моды.
Обычная ширина обоев равнялась 47 см. Длина рулона была различной - в Петербурге чаще всего 11-12 аршин.
В 1830 году «Северная пчела» восторженно сообщала, что на обоях «подражание шелковым тканям, сукну, гобеленам столь натурально, что надобен опытный глаз, чтобы не обмануться с первого взгляда. Ничто так не наряжает комнаты, как эти обои, на которых изображены живые цветы с необыкновенным искусством и богатые узоры превосходных очерков. Золото и серебро кажутся шитьем... Эти обои можно наклеить и на каменные стены в городских домах, вместо живописи, и преимущество то, что краски не тускнеют... При всей своей красоте обои отменно дешевы».


К середине XIX века в Петербурге имелось 12 обойных магазинов, в них торговали «по весьма умеренным ценам - обои от 5 до 25 руб. за кусок; бордюры - от 10 до 30 руб. за кусок». В то время отделка одной комнаты высококачественными фабричными обоями, отечественными или импортными, стоила от 200 до 300 руб.
К концу XIX века уже в 33 магазинах можно было купить обои по следующим ценам за рулон: «бумажные» (негрунтованные) - по 9 коп., «фунтовые» - по 20 коп., «глянцевитые» - по 25 коп., «тисненые» - по 85 коп.
Предварительный итог начального распространения обоев подвела промышленная выставка в 1849 году: «Усовершенствованы технические порядки и удешевление изделий не только Царскосельской, но и ряда частных фабрик, привели к тому, что обои всех видов широко проникли в быт... В окрестностях Петербурга даже крестьянские избы оклеены ныне обоями, как прежде бывало в городских домах... Вот отрасль промышленности, вполне заслуживающая своей цели».

Наклеивать обои старались только на сухие стены, иначе они отставали. Но в Петербурге при высокой влажности это не всегда удавалось. Вот как А. Вербицкая описывала в 1899 году комнату, которую снимали за 20 рублей трое студентов в рассказе «Репетитор»: «Комната была в одно окно. Безобразные расплывшиеся пятна сырости покрывали сплошь всю стену. Обои отстали, кое-где были сорваны. Плесень затянула углы на подоконниках».
В XIX веке сложилась система оклейки, используемая до настоящего времени. Штукатурку намазывали горячим жидким раствором клея, наклеивали газеты и по ним при помощи холодного крахмального или мучного клейстеров с добавкой клея наклеивали обои.
Приведу суть рекомендаций по применению обоев из старинных книг по домоводству. Кое-какие из них не устарели и по сию пору.

Оклеивая квартиру из нескольких комнат, обои рекомендовалось подбирать по цвету так, чтобы избежать как однообразия, так и резких контрастов: не сочетать очень темные и очень светлые, очень блеклые и предельно яркие, а также противоположные цвета - такие, как желтый и синий, зеленый и красный.
При выборе обоев следовало принимать во внимание светостойкость их красок. Голубые и синие обои под действием света быстро выгорают. Надо также помнить, что синие обои в темных помещениях «седеют», приобретают сероватый оттенок.
Оклеивать стены можно от потолка до пола одинаковыми обоями или обоями двух видов. В последнем случае одними обоями оклеивалось примерно три четверти стены, другими - в виде широкого бордюра - ее верхняя часть. При таком способе оклейки, пригодном лишь для высоких помещений, для нижней части стены обычно брались сетчатые, полосатые или с мелким рисунком обои, а для бордюра - с крупным цветочным рисунком.
Если обои не примыкали к лепному карнизу, то по верхнему краю их наклеивали бордюр. Цвет его должен хорошо сочетаться с цветом обоев. Вместо бумажного бордюра можно применить деревянный багет - узкие полированные, лакированные, покрытые бронзой, гладкие или рельефные рейки.

Как рекомендовалось в многочисленных книгах по домоводству, «коричневая мебель хорошо сочетается с голубыми, синими, зелеными, серыми, а также оранжевыми, бежевыми и светло-коричневыми обоями; светлая, желтая мебель (дуб, ясень, карельская береза) - с бежевыми, коричневыми, оранжевыми, розовыми, желтовато-зеленоватыми, фисташковыми; серая мебель - с зеленоватыми и голубыми; белая - с палевыми, розовыми, зеленоватыми, голубыми, серыми; мебель красного дерева - с синими, голубыми, зелеными, палевыми, золотистыми обоями». Чем больше в комнате находилось предметов убранства, тем «спокойнее» должны быть цвет и рисунок обоев.

Резонно предположить, что обои придумали там же, где и бумагу - в богатом на древних изобретателей Китае. Если верить легендам, первая в мире бумага появилась в 105 году нашей эры, когда один умный китаец Цай Лунь нанёс на старую рыболовную сеть слой шелковых волокон. Впрочем, другие легенды утверждают, что первая бумага была рисовой. Так или иначе, китайцы сразу стали оклеивать стены своих жилищ новым изобретением: первые обои, радуя глаз разнообразными узорами, делали жилища гораздо более уютными. Кстати, в VI веке секрет изготовления бумаги узнали соседи-японцы и тоже стали использовать её при отделке интерьеров - правда, в качестве разделяющих комнаты перегородок и защищающих от восходящего солнца занавесок. А затем бумагоделанием увлеклись арабы и европейцы.

Но гораздо раньше жителей Поднебесной, за 1000 лет до нашей эры ассирийцы и вавилоняне, согласно ещё одним легендам, изобрели тканые обои. Сначала они были преимущественно чёрно-белыми и без затей, а потом их стали украшать поучительными историческими сценами, библейскими историями и прочими сюжетными картинками. Узнав о производстве тканых обоев, Европа пооткрывала специальные фабрики, где обои делали на заказ по эскизам известных художников. Так, например, Рафаэль в 1513-1514 годах выступил «дизайнером» обоев для Сикстинской часовни, а их выработкой занимался его ученик, нидерландский художник Бернгард Ван Олей. Сегодня эти обои хранятся в одной из ватиканских галерей. Понятно, что такое престижное украшение могли позволить только очень богатые европейцы. Вельможи гордились штофными обои из драгоценной шёлковой или шерстяной пряжи, дворяне с меньшим достатком оформляли стены расписными холстами и зачастую только парадные помещения. В конце концов, на производстве решили экономить. В начале XV века один из основоположников искусства Северного Возрождения, художник фламандской школы Иоанн Ван Эйк предложил расписывать уже готовое полотно, что значительно снизило стоимость тканых обоев и, соответственно, увеличило их популярность. Производством по Ван Эйку занимались до конца XVIII века.

Европейским лидером по производству обоев из бумаги в течение нескольких веков считалась Англия, где бумажные обои делались по китайской технологии. Однако качество изображения, вопреки желаниям изготовителей, сильно уступало тканым обоям. Бумагу раскрашивали по трафарету, времени на это уходило немало, но и расписывать листы вручную было слишком дорогим удовольствием. В XVII-XVIII вв. в странах Западной Европы были популярны так называемые фальшивые шелка - бумажные обои, практически неотличимые от тканей. Метод их изготовления придумал англичанин по фамилии Цанер: он насыпал на грунтованную поверхность бумаги обрезки шелковых нитей, которые приклеивались к ней, когда грунт высыхал. Такими обоями, между прочим, были украшены Лувр и замок кардинала де Ришелье. Тот же Цанер изобрёл ручной способ печати обоев с помощью выпуклой деревянной формы: её выступающие части покрывались краской, на них клали лист бумаги и прижимали сверху прессом. Фактически этот способ использовали ещё китайцы в X веке, в Европе он появился лишь пять веков спустя.

Но говорить о полноценных обоях до изобретения печатного процесса было, конечно, рановато. В 1675 году французский гравер Жан Папильон придумал способ изготовления матриц для печати обоев с непрерывным рисунком, что резко ускорило развитие обойного дела. А в 1799 году француз Луи Робер изобрел машину, которая стала изготавливать рулонную бумагу заданной длины. Однако изобретение Робера, столь важное для промышленного производства обоев, осталось неоценённым: в Англии налог платили с каждого листа, и выпуск обоев рулонами был не выгоден государству, а постоянно воевавшей Франции вообще тогда было не до рулонов. Спустя 40 лет английский печатник Престон стал изготовлять обои на машине для печати на коленкоре и первым применил цилиндрические валики для нанесения рисунка. Именно машина Престона стала прообразом современных обойных станков.

Как же обстояли дела с обоями в нашей стране? Уже в 1632 году в домах многих знатных людей были бумажные обои, но покупались они за границей или производились кустарным способом крепостными. Во второй половине последней трети XVIII века спрос на бумажные обои среди дворян резко возрос из-за всеобщего строительного бума: возникла мода на использование их в оформлении интерьеров. Одним из первых зданий, в интерьере которого обои преобладали, стал Елагин дворец в Петербурге, построенный в 1820-1822 гг. знаменитым зодчим Карлом Росси. Под Петербургом открылась и первая отечественная фабрика, продукция которой по качеству не уступала обоям из Европы. Знаменитая постройка тех лет, где до наших дней лучше всего сохранились бумажные обои, - дворец графа Шереметева в усадьбе Останкино.

Некоторые считают, что переход к массовому производству бумажных обоев после появления машинного способа печати лишил обои прежней утончённости и неповторимости. Старинные расписные обои теперь можно увидеть лишь в музеях, а лидирующую роль на мировом рынке обоев давно играют не Китай и даже не Англия, а Италия и Германия. Но всё же сложно сегодня представить дом, в котором не было бы обоев, ставших важной составляющей нашей повседневной жизни.

, флизелиновой и полимерной основе, а также в комбинации этих материалов.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Обои" в других словарях:

    ОБОИ - рулонная бумага, узорчатая или однотонная, для оклеивания стен (иногда потолков) в помещениях. В СССР выпускается около 40 видов обоев. Каждому виду обоев соответствует определённый тип бумаги. Различают обои грунтованные и негрунтованиые.… … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства

    Обои - – рулонное стеновое покрытие, изготовленное на бумаге и предназначенное для наклеивания на стены и потолки. Примечание. Бумага используется в качестве материала носителя. Возможно также использование в качестве материала носителя нетканых… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

    ОБОИ. Слово обои уже значением своей материальной части показывает, что первоначально оно применялось к тканям или шкурам, которыми обивались изнутри стены жилища. Нашему применению этого слова больше бы соответствовало название оклеи. Костомаров … История слов

    ОБОИ - служат для отделки и украшения внутренних стен жилищ. О. в Европу проникли из Китая; первые обойные фабрики появились в Англии в 18 в. Выработка О. в основном представляет собой выработку бумаги (см. Бумажное производство), на которую затем… … Большая медицинская энциклопедия

    ОБОИ, рулонный материал для внутренней отделки помещений. Бумажные обои традиционный отделочный материал в странах Восточной Азии (Япония, Китай); в Европе до 18 в. применялись тканевые (штофные) обои, которыми обивали (отсюда название обои)… … Современная энциклопедия

    Обои - ОБОИ, рулонный материал для внутренней отделки помещений. Бумажные обои традиционный отделочный материал в странах Восточной Азии (Япония, Китай); в Европе до 18 в. применялись тканевые (штофные) обои, которыми обивали (отсюда название “обои”)… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Рулонный материал для внутренней отделки помещений. Бумажные обои традиционный отделочный материал в странах Вост. Азии (Япония, Китай); в Европе до 18 в. применялись тканевые (штофные) обои, которыми обивали стены и потолки помещений. В… … Большой Энциклопедический словарь

    Толковый словарь Ушакова

    1. ОБОИ1, обоев, ед. нет. Материал в виде широких полос, преим. бумаги с рисунком, иногда ткани, для обивки или оклейки стен в жилых помещениях. «В гостиной штофные обои.» Пушкин. 2. ОБОИ2, обоих, мест. (прост.). неправ. вместо оба. Толковый… … Толковый словарь Ушакова

    Шпалеры Словарь русских синонимов. обои сущ., кол во синонимов: 5 автообои (1) пенообои … Словарь синонимов

    Традиционный и широко известный отделочный материал. В современном определении обои это рулонный материал, как правило, на бумажной основе, который крепится к поверхности стен с помощью клея.