Меню
Бесплатно
Главная  /  Утепление  /  Установка для приготовления модифицированного битума и битумных мастик «упмбибм. Машины для кровельных работ

Установка для приготовления модифицированного битума и битумных мастик «упмбибм. Машины для кровельных работ

Удельный вес кровельных работ в общем комплексе городского cстроительства составляет по трудоемкости около 14%. Основными видами кровельных покрытий в настоящее время являются рулонные и безрулонные (мастичные) кровли.

Технологический цикл устройства рулонной кровли включает подготовку основания, очистку рулонных материалов от минеральной посыпки, подъем доставленной на объект мастики на крышу, наклейку рулонных материалов и их прикатку.

Подготовка основания заключается в удалении с него пыли, воды, наледи и снега, а также сушки основания. Пыль удаляют пылесосами и передвижными компрессорами, а воду -передвижными вакуум-насосами и переносными насосами. Для сушки основания, а также для таяния наледи и снега используют передвижные огневые установки с керосиновыми горелками и трубами для направления потока горячих газов; передвижные воздухоподогреватели для сушки больших площадей с одной или двумя горелками, центробежным вентилятором и диффузором для смешивания горячей газовой смеси с холодным воздухом; воздуходувки с электрическими нагревательными элементами; передвижные установки с вентилятором для сушки оснований совместным действием инфракрасного излучения раскаленного поддона, горячих газов и конвекционного обмена. Очищают рулонные материалы от минеральной посыпки перед укладкой и наклейкой на основание протяжкой полотнища между валками, смачивающими его растворителем, и механической очисткой полотнищ одной или двумя вращающимися круглыми капроновыми щетками.

Для перекачивания битумных мастик с пылевидными, волокнистыми и комбинированными наполнителями и приклейки на кровле рулонных материалов применяют смонтированные на прицепе агрегаты, состоящие из термоса с электронагревателем, смесителя и насосной


станции с мастикопроводами. Температурный режим контролируется и поддерживается автоматически. Агрегат обеспечивает подачу б м 3 /ч на кровлю мастики на высоту до 50 м при давлении 1,5 МПа. Для выполнения массовых кровельных работ битум доставляют на объект автогудронаторами, оборудованными горелками для подогрева мастики и насосом для наполнения цистерны, перемешивания и выдачи мастики. Горячую мастику из гудронатора подают на крышу, где ее направляют на поверхности наклейки рулонных материалов, или сливают в котлы-термосы, из которых ее перекачивают шестеренными насосами по трубопроводу к месту производства работ. Для приготовления битумных мастик непосредственно на объекте и подачи ее к месту производства работ применяют битумоварочные котлы (рис. 12.2) Оборудование, состоящее из бака 7 с крышкой 4, жаровой системы 2, системы подачи 6 и шестеренного насоса 1 с приводом от


Рис. 12.24.Битумоварочный котёл.

электродвигателя монтируют на одноосном прицепе 5. Битумоварочные котлы являются объектами повышенной пожароопасности, из-за чего их комплектуют противопожарными средствами, а при работе неукоснительно соблюдают требования пожарной безопасности, общие и предписанные инструкцией по эксплуатации оборудования. Загруженный в бак битум (не более 3/4 объема бака) расплавляют передачей тепла через стенки жаровой системы, топочная камера которой работает на дизельном топливе. Во избежание обильного ценообразования при варке битума наполнитель должен быть сухим.

Мастику подают на крышу по мастикопроводу 5 на высоту до 50м при давлении 1,5 МПа. Производительность битумных котлов составляет около 5 м3/ч.

При устройстве кровель из рубероида с наплавленным в заводских условиях слоем мастики после раскатки рулонов на крыше их разогревают горелками до температуры 140 ... 160 и прикатывают специальными устройствами на обрезиненных колесах. Для устройства безрулонных кровель из мастичных материалов на полимерной основе применяют передвижные станции, посредством которых мастичные материалы разгружают, разжижают, подают к месту производства работ и наносят на поверхность распиливанием. Производительность станции составляет до 800м2/ч, дальность подачи по вертикали до 50 м, по горизонтали - до 80 м.

В зимних условиях рулонные ковры, кроме верхнего слоя, наклеивают, как правило, на холодных мастиках. Верхний слой наклеивают в теплое время года после предварительного освидетельствования. При подаче мастик насосом 7 по трубопроводу 1 его обязательно утепляют. Подогревают мастики в котлах-термосах. Максимальная температура мастик 180рС. При нанесении температура горячей мастики должна быть 160°С, а холодной 70°С.

Рис. 12.25 Установка для подачи горячих мастик на покрытие:

1 - трубопровод; 2 -хомут; 3 - флюгарка; 4 - внутренняя труба;

5 -рама; 6 - труба для подачи мастики из термоса; 7 - насос.

Рис. 12.26 Утепленная тара для доставки материалов:
а - утепленный бункер для асфальтобетона; б - утепленный ящик для двух рулонов рубероида; в - утепленная тачка для асфальтобетона; г - крышка для тачки и бункера; 1 - рама из бруса 30 X 40мм; 2 - шлаковата; 3 -фанера.

Электрическая кровельная машина инфрокрасного излучения (Рис.12.27). Предназначена для безогневого наклеивания наплавляемых рулонных битумных и битумно-полимерных кровельных и гидроизоляционных материалов. Профессиональная электрическая кровельная машина инфракрасного излучения позволяет значительно увеличить качество и срок службы кровельного ковра расходуя при этом экономически более выгодной электроэнергии вместо горелочных устройств, использующих горючий газ или жидкое топливо. Технология низкотемпературного наплавления кровельного материала сохраняет его свойства, в отличии от


применяемых газовых и жидкотошшвных устройств. Применяя данную технологию укладки кровельного материала значительно увеличивается производительность труда и можно проводить кровельные работы в зимнее время без снижения качества кровли! Обеспечивается также и высокая пожаробезопасность и экологичность производимых работ. Эффективность:

Срок службы плоской рулонной кровли по сравнению с традиционными технологиями возрастает в 2-3 раза.

Производительность работ возрастает на 10-15%.

Рис. 12.27Электрическая кровельная машина инфрокрасного излучения:

1 - наклеиваемый материал; 2 - боковые стенки корпуса машины;

3 - крышка корпуса; 4 - блок отрожателей; 5 - излучатель;

8 - болт крепления регулировочного сектора к корпусу и изменения фокуса излучения; 9 - сектор изменения высоты руля; 10 - болт регулировки положения руля; 11 - Руль управления рабочим положением; 12 - болт стыковки руля;

13 - кнопка включения машины; 14 - неподвижная ось сектора;

15 - балочки крепления изоляоров облучателей; 16 - опорно-прикаточный вал;

17 - основание под наклееваемый материал; 18 -валик битумной мастики образующийся в процессе наклейки материала; 19 - изоляторы излучателей;

20 - электрический контакт облучателей; 21 - блок электрических шин;

22 - предохранительный ролик; 23 -инфрокраеное излучение.

Сберечь железо поможет пластичный слой битумной мастики для автомобиля. Рано или поздно наступает момент, когда появляется необходимость озаботиться вопросом защиты своего автомобиля от внешних неблагоприятных воздействий. Краска трескается, в трещины попадает вода и начинается коррозия. На помощь нам придет мастика для авто. Ее место под днищем автомобиля, в самой грязи. Она защищает кузов автомобиля от коррозии, воды, песчаной смеси, используемой зимой и приводящей к сколам краски на автомобиле.

Уже давно опытные автолюбители полюбили и оценили по достоинству свойства мастики. Это своего рода эликсир молодости и здоровья. Она помогает продлить срок службы машины и содержать ее в надлежащем виде. Осень - это то время, когда стоит озаботиться защитой авто от атаки реагентов, которые будут использоваться зимой для борьбы с гололедом.

Виды и особенности

Перед тем как бежать на СТО или в магазин за покупкой, следует разобраться, какие же виды мастики существуют и каковы их свойства.

В зависимости от типа нанесения и приготовления, мастики делятся на:

  • однокомпонентные (не предназначенные для хранения после использования, потому что быстро затвердевают);
  • многокомпонентные (наносятся после разведения загустителем, неразведенная хранится очень долго).

В зависимости от того, какие добавки используют при изготовлении, мастика бывает эпоксидная, битумно-полимерная и резинобитумная. Проводилось очень много тестов, показывающих износостойкость того или иного вида, чтобы эти материалы поступили в продажу.

Поверки шли за счет использования пескоструйных машин. И вот что можно сказать о каждом из выше приведенных видов.

Самой стойкой к механическому воздействию оказалась мастика на основе эпоксидных смол. Разрушаться она начала только через семь минут, а полностью исчезла через 15. Но есть и минусы. Она больше остальных боится ударов и становится слишком хрупкой при морозе.

brand-detail-img-title">Резинобитумная мастика для автомобилей в банке

Резинобитумная мастика довольно износостойкая. Рушиться начала через 4 минуты и полностью исчезла через 8. Что является довольно неплохим результатом.

Ну и, наконец, битумно-полимерная мастика оказалась последней в рейтинге износостойкости. До начала разрушения прошло всего 2 минуты. А не осталось от нее и следа через 5 минут. Уточним, что минута воздействия на мастику пескоструйным аппаратом, равна 20 000 километров пробега автомобиля.

Фирмы и особенности

Сейчас на рынке просто огромный выбор именитых производителей, предлагающих покупателям довольно широкий выбор своих изделий. Какая мастика лучше для автомобиля? Дабы ответить на этот вопрос, рассмотрим самые популярные фирмы, производящие этот товар:

  1. CHAMÄLEON. Состав этой марки довольно хорошо справляется с воздействием щелочей. Отлично работает как шумоизоляция, термоизоляция и покрытие, сопротивляющееся проникновению воды. Не дает усадки. Наносится как двухслойная мастика, на предварительно очищенные детали и части авто. Сохнет - не менее 6 часов, а удалить можно с помощью «Уайт-спирита».
  2. Body Это мастика греческого производства. Смесь проявляет устойчивость к разным механическим ударам и является водостойким соединением. Хорошо защищает от коррозии металла кузов машины и отлично справляется с поглощением вибрации в авто. Высыхает, как и первый вариант, за 6 часов.
  3. Sprint UNDERBODY. Итальянское средство довольно эффективно противостоит химическим и физическим воздействиям. Ложится ровным слоем, что упрощает нанесение и применяется для защиты от коррозийных проявлений на автомобиле. Чтобы мастика этого производителя хорошо высохла, температура должна быть примерно плюс 20 градусов по Цельсию.

brand-detail-img-title">Обработка днища автомобиля мастикой

Технология нанесения

Мастика для машины может наноситься как самостоятельно, так и мастерами СТО. Перед тем как начать наносить мастику на кузовные части своего автомобиля, не забудьте помыть и высушить его. Нужно очень качественно произвести очищение поверхности. Это необходимо с целью обеспечения веществу хорошего сцепления (адгезии).



Любая мастика способна защитить автомобиль, но только если выполнить элементарное правило - очистить кузов от грязи, влаги и ржавчины. В противном случае от влаги, которая попадет под смесь, металл начнет гнить. Автомастику следует наносить, в зависимости от ее консистенции шпателем либо широкой кистью или валиком. Для обработки одного квадратного метра понадобится примерно 200-300 грамм смеси. Наносить нужно в два слоя. Обязательно нужно дождаться высыхания первого слоя, перед тем, как наносить второй.

Полимеризуется мастика для автомобиля довольно долго, около суток. В это время нельзя использовать средство передвижения.

brand-detail-img-title">Антикоррозийная и антигравийная обработка колёсных арок

«Ударные» стадии обработки поверхности машины на СТО:

  • мойка горячей водой под давлением;
  • проверка и устранение дефектов на кузове авто;
  • сушка «обдувкой» с помощью горячего воздуха;
  • под высоким давлением нанесение битумной мастики для авто, создавая пленку толщиной до 60 мкм.

С целью самостоятельного нанесения мастики, вам понадобится:

  • мойка и сушка машины;
  • удаление ржавчины и коррозии специальными металлическими щетками или наждачной бумагой;
  • нанесение в 2 тонких слоя мастики валиком либо кистью.

Если мастика ранее уже наносилась на автомобиль, то рекомендуется наносить смесь того же типа, что была нанесена раньше. Говоря проще, нельзя наносить битумно-каучуковый слой на смоло-полимерную мастику. Исключение составляет такое средство, как «Мовиль». Этот препарат применяют для антикоррозийной обработки автомобиля. Он отлично сочетается с любыми антикоррозийными средствами. Более того, при взаимодействии с другими мастиками, «Мовиль» уплотняет их, создавая тем самым более прочную защиту.

Этот препарат, в составе которого есть ингибитор, химическим способом борется с коррозией. А специальные присадки вытесняют влагу с поверхности кузова. «Мовиль» разрушает резину, поэтому следует быть осторожными и не давать попасть препарату на резиновые детали.

brand-detail-img-title">Нанесение мастики в домашних условиях

Сохнуть мастика должна при температуре, которая указана на упаковке производителя. Если не придерживаться инструкции, то автомастика не будет хорошо держаться либо просто не застынет. Соответственно автомобиль не будет защищен.

Какая мастика лучше? Выбор антикоррозийных мастик огромен. Вот основные их группы:

  • сланцевая - образует водоотталкивающую пленку, защищая внешнюю сторону колесных арок и дна автомобиля;
  • битумно-каучуковая - густая, очень эластичная мастика, защищающая от механического воздействия на авто во время движения, снижает силу удара мелких камней;
  • мастики на основе полимеров и эпоксидных смол - образуют очень износостойкую пленку, которая намного крепче других мастик.

Преимущества

Преимуществ у автомастик более чем достаточно.

Цена. Траты на новое авто в любом случае больше, чем на защитную мастику, несмотря на то что производить обработку нужно каждые 2 года. Следует учесть, что автомастики на основе каучука и битума, относятся к более бюджетным. Эпоксидные стоят дороже.

Простота использования. При желании всегда можно произвести обработку самостоятельно, в своем гараже. Процесс нанесения смесей не очень трудоемкий и вполне выполнимый.

brand-detail-img-title">Защита автомобиля от коррозии

Качество. Всего лишь одно средство, если его правильно подобрать, защитит автомобиль от коррозии, механических повреждений (мелкие камни, песок, противогололедные реагенты), обеспечит шумо- и виброизоляцию автомобиля. Автомастика: какая лучше, решать вам, исходя из личных требований и функций, которые она должна выполнять.

Мастики могут иметь различные свойства и характеристики - это обуславливается разными добавками в составе смеси. Изначально битумные и резино-битумные мастики густые. А для эффективного использования их следует разбавлять. Как сделать это правильно? Давайте посмотрим, чем разбавить битумную мастику и как ее приготовить.

Классификация

Каждый материал по составу классифицируется по разным признакам. Так, составы разделяют по условиям применения, а также по добавкам. Отличаются мастики и по технологическим особенностям. Они различаются по возможности эксплуатации при определенной температуре и условиях, обеспечивающих процесс отвердевания, размягчения.

Например, горячие составы предварительно следует разогревать до температур от 160 градусов и выше. После этого можно использовать готовый продукт для изоляционных работ. Холодные же смеси используют иначе. В этом случае придется делать раствор. Чем разбавить каучуко-битумную мастику, зависит от метода нанесения и других факторов. Нагревать холодные виды мастик не следует. Растворители весьма летучи и в процессе отвердевания будут испаряться с поверхности.

По способу приготовления все составы делят на одно- и двухкомпонентные. Материалы из первой группы готовятся максимально просто. Массу можно использовать сразу без необходимости добавления каких-либо ингредиентов.

Двухкомпонентные материалы обязательно нужно подготавливать, после этого они готовы к использованию. Чем можно разбавить битумную мастику, зависит от того, где и как будут выполняться изоляционные работы.

Что используют для разведения?

В зависимости от того, куда материал будет наноситься, меняют пропорции и густоту. Иначе состав просто не сможет удержаться на поверхности, прежде чем полностью высохнет. Мастики бывают разные, а значит, продукты для разведения будут тоже отличаться.

Чаще всего для разбавления материалов применяют:

  • Автомобильный бензин или керосин.
  • Уайт-спирит.
  • Бензин "Галоша".

В большинстве случаев в качестве разбавителей применяют низкооктановые бензины. Процесс полимеризации растворенного состав занимает 24 часа после нанесения. Это при условии, что работа выполняется на открытом воздухе.

Выбирая, чем разбавить битумную мастику, следует обязательно помнить, что даже низкооктановые бензины - это горючие жидкости. Пары любого топлива огнеопасны. В процессе гидроизоляционных работ не стоит применять открытый огонь.

Что касается пропорций, то они должны соответствовать объему применяемой основы. Если нарушить их, то смесь будет медленней высыхать или возрастет текучесть раствора. Вследствие этого снизится адгезия или потеряются полезные свойства. В этом случае материал не будет нести защитных функций.

Чем можно разбавить резино-битумную мастику? Существуют и другие материалы. Это скипидар, любые виды Не рекомендуется для этих целей использовать ацетон или жидкости на его базе. Некоторые умельцы растворяют мастику в дизельном топливе. В результате смесь получается неоднородной. Однако данный раствор максимально качественно заполняет все трещины и неровности. Если мастика жидкая, у нее лучше адгезия и хорошие изоляционные свойства.

Эластичные и специальные добавки в составе мастик

Бензин, керосин, уайт-спирит - это универсальные растворители. Но выбирая, чем можно разбавить резино-битумную мастику, первым делом стоит решить, какие характеристики нужны от раствора. В зависимости от используемых в составе добавок, материалы делятся на:

  • Битумно-резиновые.
  • Битумно-полиуретановые.
  • Битумно-латексные.
  • Масляные и каучуковые смеси.

Как видно, битум имеется в составе каждого материала. А вот добавки везде отличаются - отсюда и разные свойства. Так, с добавлением полиуретана или каучука можно получить дополнительную эластичность. Это важно для большинства изоляционных работ.

В итоге образуется прочная пленка, которую трудно разорвать. Пленка легко растягивается в 20 и более раз, при этом она не деформируется. Один из вариантов того, чем разбавить качуко-битумную мастику для кровли, - автомобильный бензин.

Антикоррозийная мастика из битума с маслом

Если добавить в состав масло, то полученная смесь не затвердеет. Это важно для обработки труб и других металлических подземных коммуникаций. С добавлением масляных материалов получается клейкая, однако не жесткая пленка. Она не будет трескаться и сможет довольно долго сохранять свою целостность. Данный раствор не боится низких и высоких температур. Это идеальный раствор для обработки систем отопления. А вот для кровельных работ он не подходит.

Добавки в мастику для кровельных работ

Специалисты, отвечая на вопрос, чем разбавить рекомендуют кроме растворителей добавлять также резиновую крошку. Такое покрытие будет прочным и долговечным. А наносить его можно на любые типы поверхностей. Приготовленный таким образом материал выдерживает механические нагрузки, удары и вибрации.

Если добавить в сосав каучук, то можно приготовить холодную смесь, не требующую подогрева. Кроме высоких гидроизоляционных свойств, материал приобретает и антисептические характеристики вместе с высокой теплостойкостью.

Также для кровельных работ можно добавить в мастику и жидкий латекс в виде эмульсии. Это не что иное, как синтетический каучук. Продукт предельно прост в приготовлении и нанесении, имеет отличные эксплуатационные характеристики. Смесь идеально подходит для кровельных работ.

Как готовить правильный раствор

Важный момент в процессе приготовления мастики - это метод ее нанесения на обрабатываемую поверхность. Наносить защитный раствор можно как вручную, так и при помощи специального оборудования. Ручной метод нанесения актуален, когда объем работ небольшой. Если же требуется нанести состав на большую площадь, тогда применяют механизированные методы нанесения. От того, каким способом мастика будет наноситься, зависит ее метод смешивания. Чем разбавить резино-битумную мастику? Перед тем как заняться приготовлением смеси, нужно подготовить поверхность, на которую состав будет наноситься.

Если на покрытии наблюдаются отслоения, его следует тщательно зачистить, а затем высушить. После этого рекомендуется нанести слой грунтовочного состава, который может взаимодействовать с мастиками. Эти грунтовки называют битумными продается в уже готовом виде. Но его можно приготовить своими руками. Далее расскажем, как именно.

Как приготовить праймер

Применение грунтовки - это гарантия надежного приклеивания материалов для гидроизоляции к пористым и не гладким поверхностям. Состав подходит для грунтования бетонных оснований, цементно-песочных стяжек.

Праймер - это раствор нефтяных битумов. Температура размягчения материала - 80 градусов и более. Для тех, кто не знает, чем разбавить битумную мастику, специалисты рекомендуют применять органические растворители. Что это может быть? Это керосин, нефрас, бензин. Их добавляют в пропорции 1 к 1 или 1 к 5 по массе основы.

Для изготовления праймера понадобится чистый битум - необходимо несколько кусков. Далее бруски растворяют в бензине или в Сперва в подготовленную емкость заливают растворитель - бензин либо отработку. Далее жидкость нагревают, а после в емкость добавляют измельченный битум.

Раствор разогревают до температур от 190 до 200 градусов. В процессе нагревания нужно постоянно перемешивать массу. Далее готовят емкость, способную выдержать высокие температуры. Объем ее определяют по количеству раствора. Для небольших площадей подойдет ведро. Его хватит на несколько квадратных метров.

Заключение

Итак, мы выяснили, чем разбавить битумную мастику для фундамента. Специалисты по строительству в процессе приготовления изоляционного материала дают разные советы. Так, при использовании бензинов и дизеля могут появиться комки. Но разводить нужно так, чтобы смесь не была чрезмерно жидкой - это влечет за собой большой расход мастики.


К атегория:

Ручные машины для строительных работ



-

Машины для работы с битумными мастиками


Агрегат для перекачки битумных мастик СО-119А

(ТУ 22-4749-80) применяют в промышленном и гражданском строительстве при производстве гидроизоляционных и кровельных работ из рулонных материалов Для перекачивания битумных мастик с пылевидными, волокнистыми и комбинированными наполнителями. Климатическое исполнение агрегата V, категория условий эксплуатации 1 по ГОСТ 15150-69, электрооборудование УЗ.

Устройство агрегата СО-119А (рис. 61). Агрегат состоит из рамы, насоса, муфты, двигателя и электрооборудования. Рама служит для крепления насоса, огражденного кожухом, и двигателя.

Насос объемного действия состоит из ведущего и ведомого валов, представляющих собой прямозубые шестерни, изготовленные заодно с валом, втулок, пары зубчатых колес и вынесенных из рабочей зоны крышек, нагревателя, температурного реле и предохранительного клапана.

Рис. 1. Агрегат для перекачки битумных мастик СО-119А
1 - насос; 2 – кожух; 3 - электродвигатель; 4 - шкаф с пускорегулирующей аппаратурой; 5-муфта; б -рама

Уплотнения валов состоят из асбестовых колец, прокладок и втулок. Поджим уплотнений осуществляется пружинами. Боковой зазор между шестернями и втулками осуществляется прижимом втулок к крышке болтами. Крутящий момент насосу передается от двигателя через кулачковую муфту.

Предохранительный клапан состоит из корпуса, клапана, пружины, регулировочного винта и колпачка.’ Корпус нагревателя изготовлен заодно с основанием насоса.

Принцип работы агрегата. Насос получает вращение через кулачковую муфту от электродвигателя. При вращении пары зубчатых колес крутящий момент передается на рабочую пару шестерен, при вращении которых мастика, заполняющая впадины зубьев, переносится из зоны всасывания в зону нагнетания. Рабочие шестерни имеют постоянный гарантированный зазор между боковыми поверхностями зубьев, равный величине абразивных включений в мастике, что увеличивает долговечность шестерен. Предохранительный клапан регулируется винтом, который стопорится колпачком. Предохранительный клапан отрегулирован заводом-изготовителем на давление 0,8 МПа, после чего опломбирован.

Нагреватель служит для разогрева насоса до рабочей температуры.

Электрооборудование агрегата обеспечивает напряжение питания силовой цепи с двумя нулевыми проводами, один из которых служит для заземления установки.

Подача напряжения на агрегат осуществляется переключателем, одновременно о подаче напряжения на установку сигнализирует лампочка, которая горит в полный накал.

Нажатием кнопки через промежуточное реле включается пускатель, который своим силовым контактом подключает к сети нагреватель.

Контроль температуры нагрева насоса осуществляется температурным реле, которое отрегулировано на рабочую температуру 100 °С. При достижении насосом заданной температуры температурное реле отключает нагреватель. Нажатием кнопки включается пускатель, который своими контактами подключает к сети привод насоса. Нажатием другой кнопки отключают нагреватель и насос.

В электрической схеме предусмотрена защита от токов короткого замыкания и от перегрузки. Заземление электрооборудования осуществляется заземляющим болтом. Отключают агрегат от сетки переключателем.

Проверка исправности и подготовка агрегата к работе. Перед началом работы агрегата оператор должен произвести проверку исправности путем внешнего осмотра для выявления случайных повреждений, проверку надежности крепления всех узлов, подключение системы мастикопровода к всасывающему и напорному отверстиям, подключить агрегат к сети, проверить правильность подключения фаз двигателя кратковременным включением. Направление вращения указано на крышке агрегата.

Подготовка к работе агрегата заключается в предварительном нагреве насоса. Для этого нажимается на пульте электрошкафа кнопка «Нагрев». Сигнальная лампочка при этом горит в половину накала. После того, как лампочка загорится в полный накал, включается электродвигатель кнопкой «Пуск».

Приемы и порядок выполнения работ. После подогрева мастики и включения электродвигателя начинают работу по перекачке битумной мастики на место для производства гидроизоляционных или кровельных работ. По окончании работы мастику сливают из системы, насос промывают дизельным топливом, агрегат отключают от сети.

Меры безопасности при работе с агрегатом СО-119А. К обслуживанию агрегата допускаются лица, изучившие устройство и эксплуатацию агрегата, прошедшие инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности.

Место работы агрегата должно быть оборудовано средствами пожаротушения. Приступать к работе с агрегатом можно только убедившись в исправности агрегата и его укомплектованности. Агрегат должен быть заземлен в соответствии с существующими правилами по электробезопасности работы с электроустановками.

Во время монтажа и демонтажа агрегата необходимо пользоваться только исправными инструментами и приспособлениями.

Запрещается: производить ремонт агрегата, чистку и смазку без отключения от сети; оставлять агрегат без наблюдения во время работы; работать без кожуха;
работать без защитной маски с прозрачным экраном С40 по ТУ 64-1-465-76Е и без брезентовых рукавиц. Агрегат должен обслуживать оператор 3-го разряда.
Техническое обслуживание и смазывание агрегата С0-119А. Для поддержания агрегата в исправном состоянии установлены следующие виды технического обслуживания: ежесменное техническое обслуживание и периодическое техническое обслуживание через 100 ч работы.

При ежесменном техническом обслуживании проводятся:
- осмотр агрегата, проверка состояния крепления сборочных единиц;
проверка наличия заземления агрегата;
- проверка герметичности соединения всасывающей и нагнетательной магистрали.

При периодическом техническом обслуживании проводятся:
- комплекс работ по ежесменному техническому обслуживанию;
- проверка регулировки предохранительного клапана;
- производство смазочных операций в соответствии со схемой смазки и таблицей смазки.

При проверке состояния крепления сборочных единиц не должно быть ослабления болтовых соединений.

При проверке наличия заземления заземляющий проводник должен быть присоединен с помощью болтового присоединения к раме.

При проверке герметичности соединения всасывающей и нагнетательной магистрали соединение не должно давать утечку мастики.

При проверке регулировки предохранительного клапана должно быть установлено, что клапан настроен на давление 0,8 МПа.

Смазывание подшипников валов и зубчатых колес должно производиться смазкой ЦИАТИМ -221 через пресс-масленку через 100 ч работы.

Смазки и масла, не рекомендованные предприятием-изготовителем, могут применяться только после официального подтверждения их пригодности предприятием-изготовителем. В табл. 37 приведены основные неисправности в работе агрегата и рекомендации по их устранению.

Машина для нанесения битумных мастик СО-122А (ТУ 4750-80) предназначена для приема, поддержания заданной температуры и нанесения битумных мастик. Машину применяют при устройстве гидроизоляционного ковра, парогидроизоляции и огрунтовке на поверхностях с уклоном до 15% в промышленном и жилищно-бытовом строительстве при температуре воздуха от -20 СС до +40 °С и при отсутствии атмосферных осадков.

Устройство машины (рис. 2). Машина СО-122А состоит из бака, группы насосов, шасси, электрооборудования, удочки и трубопровода.

Бак представляет собой прямоугольную емкость, которая изолирована снаружи асбестовой тканью. Внутри бака имеется два отсека, в которые заливается 90 л мастики и 8 л дизельного топлива.

В отсеке для мастики установлены теплоэлектронагревателя ТЭН -5 для поддержания температуры мастики 50…200°С. Дизельное топливо разогревается за] счет теплопередачи от мастики и предназначено для разогрева и промывки насоса, трубопровода и удочки.

Сверху бак имеет заливочные горловины, которые закрываются крышками. В нижней части бака имеется два патрубка для забора дизельного топлива и мастики, двухходовой кран для подачи дизельного топлива и трехходовой кран для подачи мастики или дизельного топлива во всасывающую полость насоса. Впереди бака имеется 2 пробки для слива мастики и дизельного топлива.

Рис. 2. Машина для нанесения битумных мастик СО-122А
1 - колесо; 2 - предохранительная муфта; 3 - защитный кожух; 4 - рама; 5 - устройство для разогрева; 6 - устройство для контроля температуры разогрева; 7 - предохранительный клапан; 8 - шестеренный насос; 9 - патрубок; 10, 12 - заливочные горловины; 11- нагреватели; 13 - патрубок; 14 - бак

Насосная группа предназначена для подачи мастики на удочку и состоит из шестеренного насоса со встроенным предохранительным клапаном, предохранительной муфты и защитного кожуха, установленного на раме.

Насос оборудован устройствами для разогрева и для контроля температуры разогрева, работающими в автоматическом режиме.

Предохранительный клапан отрегулирован на давление 0,8 МПа.

Шасси состоит из трубчатой рамы, двух колес на шинах низкого давления, неподвижной опоры, служащей одновременно тормозом. Шасси предназначено для монтажа сборочных единиц, передвижения машины и строповки.

Принцип работы машины СО-122А. После подогрева мастики до заданной температуры включается электродвигатель насоса. При работе шестеренного насоса мастика засасывается из бака, подается под давлением по напорному трубопроводу к удочке и распыляется центробежной форсункой, позволяющей регулировать толщину наносимого слоя.

Техническая характеристика машины

Проверка исправности и подготовка машины к работе. Перед началом работы машины нужно провести следующие работы:
- произвести внешний осмотр всей машины и устранить неисправности: особое внимание уделяется состоянию трубопровода и положению ТЭН ов внутри бака. ТЭН ы должны быть установлены ниже верхнего уровня патрубка для всасывания мастики не менее чем на 4 мм;
- подсоединить удочку трубопровода к насосу;
- закрыть краны подачи дизельного топлива и мастики;
- произвести заправку отсеков бака дизельным топливом и мастикой;
- закрыть горловины крышками;
- подключить электрошкаф к источнику питания;
- включить подогрев насоса и при необходимости подогрев мастики;
- после нагрева насоса до температуры 100 °С, которая контролируется температурным реле, встроенным в насос, закрыть кран подачи дизельного топлива, вставить удочку в горловину отсека с дизельным топливом, включить насос и прогнать дизельное топливо по кольцу (отсек с дизельным топливом - насос - удочка - отсек с дизельным топливом);
- выключить насос;
- закрыть кран подачи дизельного топлива.

Приемы и порядок выполнения работы машиной. Машину обслуживают двое рабочих: оператор управляет машиной, а кровельщик работает с удочкой.

Включение машины в работу происходит в такой последовательности:
- открывают кран подачи мастики, удочку вставляют в горловину для заливки мастики, включают насос и мастика прогоняется по кольцу (отсек с мастикой - насос - удочка - отсек с мастикой; выключают насос);
- форсунку удочки направляют в зону нанесения мастики;
- включают насос поворотом рычага переключателя в положение «Работа».

Во время работы машины при включении подогрева мастики необходимо следить за тем, чтобы не были оголены ТЭН ы, а также за равномерностью нанесения мастики форсункой.

При остановках в процессе работы производится кратковременное (5-10 с) реверсирование насоса для предотвращения застывания мастики в трубопроводе.

После окончания работы необходимо: выработать или слить мастику из бака; закрыть кран подачи мастики; открыть кран подачи дизельного топлива и промыть насос, трубопровод, удочку.

Меры безопасности при работе с м а-шиной СО-122А. К работе допускаются лица, достигшие 18 лет, изучившие устройство машины и прошедшие инструктаж по технике безопасности труда с машиной и пожарной безопасности. Приступать к работе с машиной, можно только убедившись в ее исправности, в исправности трубопровода и полном комплекте устройств, обеспечивающих нормальную работу машины.

Машина должна быть заземлена оператором в соответствии с требованиями электробезопасности. Место работы должно быть оборудовано средствами пожаротушения.

Во время монтажа, демонтажа, регулирования и ремонта машины необходимо пользоваться исправными инструментами и приспособлениями. По окончании работ необходимо производить осмотр трубопроводов. Если будут обнаружены трещины, надрывы и другие дефекты трубопроводов, их необходимо заменить.
При эксплуатации запрещается:
- работать на машине, если ТЭН ы установлены выше патрубка для забора мастики;
- работать с трубопроводом, изготовленным в несоответствии с требованиями заделки рукава;
- ремонтировать, чистить и смазывать машину, если она не отключена от сети;
- работать без защитых очков и рукавиц;
- оставлять машину без наблюдения во время работы;
- оставлять машину на длительное время, не слив предварительно мастику из бака.

Через 20 ч работы на горячих мастиках или после 40 ч работы на холодных мастиках необходимо производить замену трубопровода.

Техническое обслуживание и смазывание машины СО-122А. Для поддержания машины в исправности установлены следующие виды технического обслуживания: ежесменное техническое обслуживание и периодическое техническое обслуживание через 100 ч работы. Текущий ремонт машины производится через 600 ч работы, капитальный ремонт - через 800 ч работы.


- осмотр машины с проверкой ее комплектности;
- осмотр трубопровода с целью определения на его поверхности и в местах соединения разрывов, местных вздутий и просачивания мастики, которые не допускаются;
- очистку узлов машины от грязи, застывшей мастики и пыли с помощью скребка и ветоши, смоченной в дизельном топливе;
- проверку надежности затяжки резьбовых соединений и затяжку их до упора.

При периодическом техническом обслуживании выполняют:
- операции ежесменного обслуживания;
- проверку исправности нагревателей, которые должны иметь исправные контакты и сопротивление изоляции не менее 0,5 МОм;
- проверку состояния электрооборудования, исправности аппаратуры, надежности подключения и сопротивления изоляции с помощью мегомметра;
- проверку состояния насоса с целью недопущения течи в дренажных отверстиях и под прокладкой предохранительного клапана;
- смазывание подшипников опорных колес смазкой УС-2 (пресс-солидол) по ГОСТ 1033-79 при температуре до 50 °С, подшипников насоса, зубчатых колес смазкой ЦИАТИМ -221 при температуре до 50 °С.

Подшипники электродвигателя смазывают в соответствии с его паспортом.

Машина для подогрева, перемешивания и транспортировки мастики на кровлю СО-100А (ТУ 22-4751-80) предназначена для подогрева, перемешивания и транспортировки на кровлю горячих битумных мастик, приготовляемых централизованно и доставляемых к месту производства работ битумовозами. Климатическое исполнение машины V, категория условий эксплуатации по ГОСТ 15150-69.

Устройство машины (рис. 3). Машина представляет собой емкость с двойным днищем, смесителем, смонтированным на раме вместе с насосным агрегатом, электрооборудованием и пультом управления, закрепленными на шасси прицепа.

Емкость представляет собой квадратный теплоизолированный сварной бак, состоящий из двух отсеков, в пространстве нижнего отсека установлены трубчатые электронагреватели (ТЭН ). На верхнем отсеке емкости расположены: крышка, фильтр для периодической очистки всасывающего патрубка, два датчика контроля температуры мастики. С боковых сторон емкости расположены ниши для установки ТЭН ов, которые снаружи закрыты крышками. На переднем торце емкости расположен датчик Для контроля температуры теплоносителя, а на заднем торце находятся патрубки для забора и рециркуляции мастики. Один из патрубков предназначен для слива или забора мастики. Трубопровод крепится к фланцу.

Насосный агрегат смонтирован на плите и состоит из шестеренного насоса, двигателя, кулачковой муфты.

Рама представляет собой сварную конструкцию, с боков которой расположены кронштейны для крепления секций трубопровода в транспортном положении, а также ящики для размещения в них кожухов и инструментов, кабеля и колен, струбцин, стоек и дополнительных секций трубопровода.

Крышка представляет собой каркас сварной конструкции, на котором расположены загрузочный люк, штуцер для указателя уровня, фильтр и привод смесителя, закрытый кожухом.

Привод смесителя состоит из червячного редуктора, соединенного ременной передачей с двигателем.

Машина подсоединяется к трехфазной электрической сети переменного тока напряжением 380 В, частотой 50 Гц с нулевым (рабочим) и защитным (заземляющим) проводами управления рабочими органами. Цепь управления машины питается напряжением 220 В, частотой 50 Гц, через разделительный (понижающий) трансформатор. Цепь сигнализации питается напряжением 24 В, частотой 50 Гц через трансформатор.

Электрические нагреватели питаются напряжением 220 В, частотой 50 Гц, получаемым подключением нагревателей к фазовым проводам и нулевому (рабочему) проводу.

Трубопровод питается напряжением 12 или 24 В, получаемым от специального трансформатора, у которого соединение обмоток на нижней стороне выполнено в «треугольник» или «звезду», трубопровод подключается проводом сечением не менее 95 мм2.

Принцип работы машины. Подача напряжения на установку осуществляется вводным автоматическим выключателем. Кнопкой включают нагреватели масла. При этом осуществляется «дежурный нагрев» мастики с помощью нагревателей. Отключение нагревателей происходит от термометров, контролирующих температуру теплоносителя и мастики. Настройка термометров производится перед началом работы.

Включают нагрев трубопровода и насоса с помощью кнопки. Температура трубопровода не контролируется. Температура насоса контролируется температурным реле, которое должно быть настроено на отключение нагревателей при достижении температуры 120 °С. Насос и смеситель не могут быть включены до тех пор, пока мастика не будет иметь минимальную температуру, установленную на термометре.

Включение смесителя и насоса осуществляется кнопками. При этом управлять работой насоса можно с кровли с помощью переносной кнопочной станции. Для отключения нагревов смесителя и насоса имеются кнопки «Стоп». Для аварийных остановок на пульте управления находится кнопка «Общий стоп».

Для производства пусконаладочных работ для смесителя и насоса в электрической схеме предусмотрен режим «Наладка».

Амперметры, установленные на пульте управления, показывают нагрузку по фазам при включенных нагревателях и дают возможность определить целостность нагревателей.

При длине межфазовой части трубопровода меньше 15 м напряжение питания должно быть 12 В, а при длине более 15 м - 24 В. Для переключения напряжения необходимо снять козырьки со стороны отводов обмотки низшего напряжения и переставить перемычку «звезда» на необходимое напряжение. Перед работой необходимо заземлить машину; выполнить ежесменное обслуживание машины; установить положение кранов управления, соответствующее режиму работы «Стоп» на табличке. Подсоединить питающий кабель к силовой линии. Заполнить машину мастикой.

Демонтаж трубопровода вести в обратной последовательности.

Приемы и порядок выполнения работ. Для нагрева мастики включают вводный автомат. На панели пульта управления устанавливают ключ в положение подачи напряжения на схему управления, при этом должна загореться сигнальная лампочка.

На термометре устанавливают предельную температуру нагрева теплоносителя 260 °С. На остальных термометрах устанавливают минимальную температуру мастики, при которой разрешается включение смесителя, и максимальную температуру мастики. Переключатель устанавливают на режим «Работа». Включается нагрев мастики, о чем оповещает сигнальная лампочка.

При достижении максимальной температуры мастики устанавливают переключатель в режим дежурного разогрева, при этом загорается сигнальная лампочка.

За 30 мин до транспортировки мастики включают подогрев трубопровода, насоса и смесителя. При этом сигнальная лампочка оповещает о прогреве насоса и трубопровода.

Для транспортировки мастики на кровлю раздаточные краны устанавливают в положение режима работы «Подача» соответственно табличке. На дистанционном пульте управления нажимают кнопку пуска насоса.

Для прекращения транспортировки мастики на кровлю нажимают кнопку «Стоп» на дистанционном пульте управления или на пульте панели управления. Раздаточные краны устанавливают в режим «Рециркуляция». Для аварийной остановки машины предусмотрена кнопка «Стоп» на панели управления.

В режиме рециркуляции мастики раздаточные краны устанавливают в положение режима работы «Рециркуляция» соответственно табличке на пульте. На пульте управления нажимают кнопку пуска насоса. Для прекращения рециркуляции нужно нажать кнопку остановки насоса на пульте управления.

Установление режима работы машины для слива разогретой мастики с емкости устанавливают положение кранов в режим «Стоп». Со сливного патрубка снимают предохранительный фланец. Краны устанавливают в положение режима работы «Слив» соответственно табличке. После прекращения слива мастики краны устанавливают в положение режима работы «Стоп». Предохранительный фланец закрепляют на сливном патрубке.

После окончания работы машины раздаточные краны устанавливают в положение режима работы «Стоп». На панели управления нажимают кнопку общей остановки машины. Пульт управления закрывают и выключают вводный автомат.

Уплотнение кранов заменяют сальниковой набивкой АПС -6 по ГОСТ 5152-84. По окончании работы насосная система промывается дизельным топливом.

Меры безопасности при работе с машиной СО-100А. К работе с машиной СО-100А допускаются машинисты не ниже 4-го разряда, изучившие ее устройство и порядок работы, прошедшие инструктаж по технике безопасности.

Корпус машины должен быть заземлен четвертой жилой питающего кабеля.
При эксплуатации машины запрещается:
- работать на машине без заземления;
- проводить демонтаж машины без отключения кабеля от питающей сети;
оставлять без надзора включенную машину;
- нагревать горячие мастики свыше 220 °С, холодные свыше 100 °С;
- монтаж трубопровода без применения подъемных механизмов;
- замена струбцин для крепления трубопровода другими подручными средствами;
- эксплуатация машины без защитных кожухов трубопровода;
- нахождение посторонних лиц в радиусе 8 м при монтаже трубопровода и транспортировке мастик на кровлю без наличия первичных средств пожаротушения (огнетушителя);
- открывать крышки, закрывающие ТЭН ы, при температуре теплоносителя выше 60 °С;
- работать на машине при снятой заглушке сливного патрона мастики.

Техническое обслуживание и смазывание машины СО-100А. Для поддержания машины в полной готовности для производства работ установлены следующие виды технического обслуживания: ежесменное техническое обслуживание и периодическое техническое обслуживание. Машина обслуживается слесарем 3-го разряда.

Ежесменное техническое обслуживание включает:
- осмотр машины с целью определения степени укомплектованности в соответствии с паспортом машины;
- проверку крепления трубопровода, клемм питающего
- кабеля на трубопроводе и трансформаторе, при этом должно быть установлено, что резьбовые соединения плотно затянуты;
- требуемый контроль температуры;
очистку машины и ее узлов от грязи, застывшей мастики и пыли.

Периодическое техническое обслуживание включает:
- выполнение работы ежесменного технического обслуживания;
- проверку затяжки резьбовых соединений трубопровода, насоса, нагревателей; при этом проверяется исправность нагревателей и исправность и надежность их контактов;
- проверку сопротивления изоляции мегомметром, при этом сопротивление изоляции должно быть не менее 0,5 МОм;
- проверку исправности и надежности работы электрооборудования;
проверку состояния насоса, при этом не допускаются течи под прокладкой предохранительного клапана;
- смазочные работы.

Подшипники валов, зубчатых колес смазываются через пресс-масленки смазкой ЦИАТИМ -221.

Для подогрева, перемешивания и транспортирования мастик на кровлю применяют специальные машины, работающие в автоматизированном режиме: машину СО-100А (СО-212), передвижные битумоварочные котлы СО-179 и СО-185, перекачивающие агрегаты СО-193 и СО-194.

Машина СО-100А используется для подогрева, перемешивания и транспортирования мастик на кровлю (рис. 1). Составными частями машины, смонтированной на двухосном прицепе 1, являются: теплоизолированная стальная емкость 11 вместимостью 1,5 см 3 , насосный агрегат 13 с системой распределительных кранов, смеситель 4, электронагреватели 5, теплоизолированный мастикопровод 10, бачок 9 для дизельного топлива, система электрооборудования и автоматики 6, пульт управления 12. Емкость имеет два изолированных отсека, один из которых с двойными стенками и жидким теплоносителем между ними предназначен для мастики, а в другом установлен специальный шестеренный насос производительностью 6 м 3 /ч с приводом от электродвигателя мощностью 5,5 кВт. Насос способен перекачивать горячую битумную мастику с волокнистым и абразивным наполнителями.

Рис. 1. Машина для подогрева, перемешивания и транспортирования мастик на кровлю СО-100А

Мастика перемешивается лопастной мешалкой, приводимой во вращение от электродвигателя мощностью 1,7 кВт через редуктор 3. Отсек для мастики имеет заливную горловину 7с крышкой, сливную трубу 14 и указатель уровня мастики 8. Насосом, развивающим рабочее давление 1,5 МПа, можно подавать через распределительные краны мастику по мастикопроводу на кровлю, заполнять приемные емкости работающих кровельных машин, прокачивать мастику по замкнутому контуру мастикопровода и промывать систему от мастики с помощью разогретого дизельного топлива, перекачиваемого из бака вместимостью 80 л.

Сборно-разборный мастикопровод имеет теплоизоляционную оболочку и выполнен из отдельных секций длиной до 2,5 м, соединенных между собой резьбовыми муфтами.

Перед подачей мастики на кровлю систему мастикопроводов разогревают горячим (140...150 °С) дизельным топливом.

Разогрев битумной мастики и дизельного топлива обеспечивается электронагревателями, работающими в сочетании с двумя понижающими (до 50 В) трансформаторами 2. Температура разогрева автоматически регулируется в заданных пределах двумя электроконтактными термометрами, включающими или отключающими секции электронагревателей.

Последние обеспечивают подогрев горячих мастик до температуры 140...200°С, холодных мастик - до 50...100°С.

Техническая характеристика машины СО-100А представлена ниже:

Вместимость бака, м 3

Подача насоса, м 3 /ч

Рабочее давление, МПа

Высота подачи, м

Время подогрева, ч:

горячих мастик до 200 °С

холодных мастик до 100 °С

Установленная мощность, кВт

Габаритные размеры (в транспортном положении), м

5,35 х 2,5 х 4,3

Масса, кг

Передвижные битумоварочные котлы СО-179 и СО-185 применяются для разогрева и подачи битумов при выполнении кровельных и гидроизоляционных работ и монтируются на одноосных двухколесных шасси. Котлы унифицированы, имеют единую конструктивную схему и различаются между собой вместимостью бака, производительностью, массой, габаритами и расходом топлива.

Составными частями битумоварочного котла СО-179 (рис. 2) являются: шасси 3, бак 7 для битума с крышкой 4, жаровая система 2, работающая на дизельном топливе, горелка с блоком управления, битумный шестеренный насос 1 с электроприводом и системой подачи 6 битума, мастикопровод 5, топливный бак с системой подачи топлива к горелке, электрооборудование и приборный отсек. Жаровая система котла выполнена в виде погружного кипятильника, свободно извлекаемого из котла. В топочной камере жаровой системы помещена работающая в автоматическом режиме горелка с рециркуляционной форсункой и напорной системой распыления.

Рис. 2. Битумоварочный котел СО-179

С помощью горелки осуществляется сжигание дизельного топлива, подаваемого к ней топливным насосом из топливного бака. Продукты сгорания разогревают битум в баке за счет прямой теплопередачи через стенки жаровой системы и удаляются по двум дымоходным трубам с регулирующими заслонками в атмосферу. Требуемая температура разогрева битума поддерживается регулировочным термостатом блока управления, который обеспечивает эксплуатацию горелки по заданной программе. Лучшему распределению тепла по всему объему бака способствует работающий в режиме рециркуляции битумный шестеренный насос производительностью 4,8 м 3 /ч. С помощью шестеренного насоса, развивающего рабочее давление 1,5 МПа, горячий битум по мастикопроводу подается на кровлю. Управление подачей битума к месту производства работ осуществляется непосредственно с кровли.

Ниже представлена техническая характеристика битумоварочных котлов СО-179/СО-185:

Перекачивающие агрегаты СО-193 и СО-194 предназначены для подачи на кровлю горячих битумных с пылевидными, волокнистыми или комбинированными наполнителями мастик и работают в автоматизированном режиме. Они имеют одинаковую конструкцию и различаются между собой производительностью (подачей), давлением нагнетания, мощностью привода и габаритами.

Каждый агрегат (рис. 3) смонтирован на раме 1 и состоит из термоизолированного шестеренного насоса 3 с предохранительно-перепускным клапаном и автоматической системой подогрева, приводного электродвигателя 2 (соединенного с валом насоса упругой муфтой) и шкафа с электрооборудованием 4. В теплоизолированном кожухе насоса смонтированы теплоэлектронагреватели (ТЭНы), автоматизированный режим поддержания заданной температуры, которых обеспечивается температурным реле. Агрегаты могут эксплуатироваться в осенне-зимний период и в режиме длительных перерывов в работе.

Рис. 3. Агрегат для перекачки битумных мастик СО-194

Предохранительные клапаны агрегатов автоматически открываются для слива мастики при давлении 0,8 МПа у агрегата СО-193 и 1,6 МПа у агрегата СО-194.

Техническая характеристика перекачивающих агрегатов СО-193/СО-194:

Машины для раскатки и наклейки рулонных материалов наклеивают рулонный ковер на подготовленное основание двумя способами: раздельным, при котором операции по нанесению битумной мастики на поверхность основания кровли, раскатка и прикатка рулонного материала выполняются раздельно специализированными машинами и устройствами, и совмещенным, при котором указанные операции выполняются последовательно одной универсальной машиной.

Раздельный способ устройства кровли применяют на объектах с небольшими объемами кровельных работ (жилые, культурно-бытовые и административные здания) и в стесненных условиях с использованием компактных и мобильных битумно-мастичных машин СО-122А и СО-195 для нанесения грунтовок и битумных мастик, работающих в комплексе с ручными устройствами для раскатки и прикатки рулонных материалов СО-108А и ИР-830 и кровельными ножницами ИР-799.

Битумно-мастичные машины СО-122А и СО-195 предназначены для приема, транспортирования битумных мастик, автоматического поддержания в них заданной температуры и нанесения на поверхность основания кровли с помощью центробежной форсунки. Их применяют при устройстве гидроизоляционного ковра, парогидроизоляции и огрунтовке на поверхностях с уклоном до 15%, при температуре воздуха ± 20 °С и отсутствии атмосферных осадков.

Машина СО-195 (рис. 4) смонтирована на трехколесном шасси, включающем два задних пневмоколеса 8 и переднее поворотное 6 с обрезиненным ободом, управляемое рукояткой 4. Машина передвигается оператором по основанию кровли вручную и состоит из теплоизолированного бака 7 с двойным днищем, насосного агрегата 3, электрошкафа 1, гибкого мастикопровода, удочки-форсунки 5 и пульта 2 с панелью управления.

Рис. 4. Битумно-мастичная машина СО-195

Бак разделен перегородкой на две секции, в одной из которых вместимостью 100 л помещаются мастика и ТЭНы для поддержания ее температуры (60…200 °С), а в другой, вместимостью 10л - дизельное топливо для обогрева и промывки напорной магистрали машины. Дизельное топливо разогревается за счет теплопередачи от мастики. Насосный агрегат предназначен для подачи мастики к удочке и промывки мастикопровода и форсунки дизельным топливом. Насосный агрегат включает теплоизолированный шестеренный насос ТЭНами для разогрева мастики, приводной электродвигатель, предохранительный клапан и температурное реле. Насос засасывает мастику из бака и подает ее под давлением 0,7 МПа по гибкому мастикопроводу к центробежной форсунке, распыляющей мастику по поверхности основания. Предохранительный клапан насоса отрегулирован на давление 0,8 МПа.

Контрольно-регулирующая аппаратура машины автоматически регулирует температурный режим электронагревателей в заданных технологических пределах.

Ниже приведена техническая характеристика битумно-мастичных машин СО-122А/СО-195:

Производительность, м 3 /ч

Толщина наносимого слоя, мм

Температура мастики, град

Подача насоса, м 3 /ч

Рабочее давление, МПа

Установленная мощность, кВт

Напряжение, В

Вместимость баков, л:

для мастики

для дизельного топлива

Число электронагревателей

Габаритные размеры, мм

1600 х 686 х 1100 / 1700 х 780 х 1200

Масса, кг

Совмещенный способ наклейки гидроизоляционного ковра применяют при выполнении больших объемов работ на плоских кровлях с использованием самоходных и передвигаемых оператором вручную машин. Самоходные машины наклеивают рулонные материалы на горячие и холодные мастики, выдают мастику на поверхность основания, равномерно выравнивают слой мастики, укладывают полотнище материала с последующей его прикаткой катка и приклеивают кромки рулонного материала к основанию кровли. Их производительность до 250 м 2 /ч.

При устройстве гидроизоляционного кровельного ковра мастичным способом наиболее трудоемкими операциями являются приготовление, транспортирование на объект, подача на кровлю и нанесение битумных мастик на основание, при выполнении которых используется довольно большая номенклатура машин, оборудования и приспособлений. При этом способе устройства кровли довольно высока доля ручного труда, сложен контроль за толщиной наносимого на основание кровли слоя битумной мастики при укладке гидроизоляционного ковра, что приводит к снижению качества работ и перерасходу клеящих материалов, поэтому все большее применение при устройстве гидроизоляционного кровельного ковра получают наплавляемые рулонные материалы, на поверхность которых в период изготовления в заводских условиях нанесен с обеих сторон утолщенный слой (0,6...4 мм в зависимости от марки) битумной мастики.

Применение наплавляемых кровельных рулонных материалов, производство которых непрерывно растет, позволяет значительно упростить технологию и продолжительность устройства кровельного гидроизоляционного ковра, исключить необходимость приготовления на объектах клеящих материалов, в 2...2,5 раза снизить затраты ручного труда и себестоимость кровельных работ, уменьшить расход битумных материалов, сократить до 2-3 ед. номенклатуру кровельных машин и автоматизировать их работу, обеспечить высокое качество кровли, повысить культуру производства кровельных работ и производительность труда, улучшить условия труда рабочих.