Меню
Бесплатно
Главная  /  Регулировка  /  Пожертвовать на восстановление разрушенного храма. Восстановление храмов и церквей в россии

Пожертвовать на восстановление разрушенного храма. Восстановление храмов и церквей в россии

*информация размещена в ознакомительных целях, чтобы поблагодарить нас, поделитесь ссылкой на страницу с друзьями. Вы можете прислать интересный нашим читателям материал. Мы будем рады ответить на все ваши вопросы и предложения, а также услышать критику и пожелания по адресу [email protected]

В свое время на территории бывшего СССР остались брошены на произвол судьбы тысячи церквей, храмов и монастырей, которые в лучшем случае использовали для текущих хозяйственных нужд. Стоит полагать, что такое отношение к сооружениям не способствовало их сохранности.

Многие объекты сегодня передаются Русской Православной Церкви, и большинство из них нуждаются в реставрации и восстановлении. Сразу отметим, если Вас интересует курс доллара , воспользуйтесь ссылкой на сайт http://allbanks.com.ua/banks.

Каждое здание уникально своей архитектурой и художественным замыслом. Реставрация храмов и церквей требует не только современных строительных материалов и технологий, это многоэтапный процесс. Рассмотрим его подробно. Прежде чем приступить к работам, необходимо выяснить, кому принадлежит здание церкви или храма юридически. Возможно, что сооружение до сих пор числится на балансе местного округа либо оно уже передано епархии.

Если церковь или храм, которому необходима реставрация, включен в "Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ", то проведение работ необходимо согласовать с Министерством культуры. Наиболее достоверную информацию вам предоставит благочинный округа, в котором территориально располагается церковь. Найти благочинного вам предстоит в любом случае, поскольку прежде чем начать работу, необходимо получить от него благословление. Контакты можно найти в интернете, либо спросить в любой действующей по соседству церкви.

Беседуя с благочинным вы можете задать все интересующие вас вопросы, кроме того он может помочь вам советом, подсказав как лучше действовать дальше. После того, как благочинный благословит реставрационную работу, необходимо будет собрать группу добровольцев, не менее чем их 20 человек (приход). Епархия не даст добро на реставрацию, пока не убедится что церковь или храм необходимы людям, и решение проводить восстановление сооружения не просто минутный благородный порыв.

Помогать могут не только местные жители, но и все желающие, главное, это реальное участие в жизни прихода и речь идет не о материальном вкладе, а именно об участии в жизни церкви. Официальная регистрация прихода - способна решить еще один немаловажный вопрос. Когда приход зарегистрируется, для него можно будет открыть счет, это практикуют многие банки Украины и России. Данный счет будет полезен для того чтобы была возможность получать благотворительные пожертвования.

Финансовый вопрос в данной теме самый трудный, по крайней мере, на начальных этапах. Можно попробовать привлечь к делу местную администрацию. Будьте готовы к тому, что реставрационные работы могут занять продолжительное время. Главным этапом восстановления является «консервация» сооружения. Необходимо остановить или, в крайнем случае, замедлить процессы разрушения и вывести здание из аварийного состояния.

Существуют специально созданные организации, которые занимаются восстановлением храмов, церквей и монастырей. Туда следует обратиться за помощью к профессиональным архитекторам и инженерам, которые посодействуют в проведении противоаварийных мероприятий и дадут консультацию по объему работ, который необходимо будет выполнить.

Важно довести информацию о проведении реставрации храма или церкви до всех местных жителей и жителей близлежащих населенных пунктов, чтобы привлечь как можно больше людей, желающих помочь. Как правило, на видном месте устанавливается небольшая доска объявлений либо стенд, на котором регулярно вывешивается информация о ходе проводимых работ и текущих мероприятиях. Так же на стенде можно поместить информацию о реставрируемом объекте, оставить адрес и контактные телефоны.

Необходимо показать людям, что дело движется, даже если реставрация проходит медленно. Такая доска объявлений может помочь в привлечении добровольцев и меценатов, поскольку возрождение храма или церкви - общее благородное дело.

Здравствуйте, дорогие братия и сестры! Мы видим, что жизнь в российских деревнях и селах вымирает из-за отсутствия организации труда и досуга. Нет у людей и места для полноценного служения Богу, а ведь возрождение умирающей деревни напрямую связано с возрождением в ней духовной жизни.

Цель и задачи

Здравствуйте, дорогие братия и сестры! Божьего благословения Вам на добрые дела! Мы продолжаем спасать от разрушения церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы в деревне Хотово Волховского района Ленинградской области. Возрождение Храма Божия в российской глубинке имеет важное значение для поиска нравственного ориентира, национальной идеи, восстановления исторической памяти и осознания своей ответственности перед будущим. Цель – вместе с храмом возродить жизнь в умирающей деревне, создать рабочие места на животноводческой ферме для тех, кто хочет переехать из города в деревню.

О проекте

Работы по восстановлению храма начались в 2014 году – разобрали полностью сгнившие остатки конструкции старой крыши, расчистили кирпичную кладку сводов, убрали деревья и кусты; возвели «ковчег» внутри храма – временное помещение для совершения регулярных богослужений.

В 2015 году силами хотовского прихода и волонтеров при немногочисленных пожертвованиях через соц. сети мы возвели временную крышу над разрушенной кладкой стен. В 2016 году установили большую часть окон, начали восстановление кирпичной кладки первого яруса колокольни и провели работы по утеплению временного помещения для богослужений.


В 2017 году начали возведение наружных деревянных лесов на центральном куполе и по всему периметру храма, соорудили помещение под трапезную внутри храма для приема Владыки и гостей на Праздник 150-летия храма.


Наши планы:

Этим летом мы планируем продолжить восстановление кирпичной кладки второго яруса колокольни и рухнувших кирпичных сводов внутри храма. Также надеемся восстановить хотя бы одну (из шести) каменную печь, т.к. наш «булерьян» зимой с отоплением не справляется и быстро остывает.


Строительство свода сложная инженерная и архитектурная задача. Опираясь на расчеты специалистов, строители установят деревянные леса, уберут старые разрушенные кирпичи и начнут восстановление свода. Затем начнутся кирпичные работы по восстановлению в кирпичной кладки второго яруса колокольни и возведение печи внутри храма.

Для таких работ нужны квалифицированные каменщики с опытом высотных работ и печник, но, к сожалению, нет средств на оплату их труда. За весь объем работ специалистов необходима сумма в 400 000 руб., плюс покупка кирпича и цементного раствора на 100 000 руб. – это огромные деньги для нашего прихода. А приступать к работам нужно в кратчайшие сроки – каждый год приносит еще 5-7% разрушения кирпичной кладки.


В селе нет людей, которые могут оказать такую финансовую помощь. Этим проектом мы пытаемся привлечь неравнодушных людей к святыни и оказать посильную помощь.


В смету расходов входит:

1.Разработка рабочего проекта по воссозданию 2-го яруса колокольни и внутренних сводов храма и печи;

2. Покупка кирпича;

3. Оплата труда плотников и каменщиков;

4. Оплата питания работников.

С Божией помощью, какие бы сложности не возникали и как бы не складывались жизненные обстоятельства, храм мы все равно будем возрождать, и может, полностью восстановленным в первозданной красоте его увидят только наши дети и потомки, все равно это Божие дело надо продолжать!

Смиренно обращаемся ко всем неравнодушным с просьбой оказать посильную помощь в восстановлении Храма Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Строить храм Божий далеко не всегда и не всем в жизни выпадает. У нас с Вами есть уникальная возможность участвовать в строительстве храма.

Помните, что Церковь всегда молится за строителей, благотворителей и жертвователей храмов. Господь принимает наши пожертвования и благословляет нас, а через нас – и наши семьи. За поддержавших наш проект людей, а также за их родных и близких мы будем молиться в нашем Храме Введения во храм Пресвятой Богородицы!

С надеждой на Божию милость и ваше милосердие, настоятель иерей Олег и матушка Анна (Меркуловы). e-mail: [email protected]


Бюджет проекта:

По всей территории России насчитывается огромное количество разрушенных храмов. Возвращены Церкви и постепенно возрождаются храмы в городах и крупных посёлках, чего нельзя сказать о храмах в маленьких и отдалённых деревнях, где заброшенные руины - как немой укор.

Конечно, внутренний наполнитель – веру воссоздать гораздо сложнее, чем восстановить внешнее, ведь для этого каждому из нас необходимо серьёзно работать над собой и прилагать максимум усилий, поскольку восстановление разрушенных храмов - это настоящий труд. И сегодня как никогда мы нуждаемся в нравственном преображении, что достигается только путём веры.

Восстановление храма – это возможно и это то, что нужно постоянно показывать и доказывать делом, потому как людей понимающих действительно много. И говорить об этом следует так же как о культурном наследии, ценностях, традициях и корнях.
Что касается разрушенных храмов, то они нуждаются в консервации, это защитит их от осквернения и последующего уничтожения и запустения.

Храмы Божьи – они, как дети

Храм Святых апостолов Петра и Павла, расположенный в Забайкальском крае в г. Шилка, нуждается в реконструкции. Это памятник архитектуры, заложенный в 1906 году. После 1929 года здесь была тюрьма для священников и кулаков. А позже - кузница, училище для ремесленников склад и музей. Только в 1990 году в храме возобновились службы. Помимо прочего, приход помогает детям-сиротам и детям, по той или иной причине оставшимся без родителей. Предполагается строительство социального комплекса, где будут размещаться семьи с приёмными детьми. Пожертвовать на храм не поздно и сейчас в рамках акции приходского совета «Восстановим храм вместе». Уже отремонтирован нижний придел в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша», восстановлено здание для будущей Воскресной школы, но, к сожалению, по-прежнему в аварийном состоянии находятся несущие конструкции. Для реставрации здания требуется помощь.
Ведётся восстановление храма в Брянской области в селе Лысое на малой родине поэта Николая Мельникова. Работа идёт медленно из-за отсутствия средств на закупку материалов. Однако пожертвовать на храм можно и сейчас, т. к. основная помощь исходит от небогатых сельчан; помогают студенты, районная и областная администрация и просто добрые люди. В настоящий момент уже залит первый этаж.
Главная идея творчества поэта как раз и заключалась в том, что Россия выживет и победит только при наличии веры и возрождённого села:

«Сколько столетий вместе с Христом
Крест ты несла непосильный
И дорожила этим крестом,
Матушка Русь-Россия.

Веры святой ты не предала,
Сколько бы ни страдала,
И на церквах всегда купола
Золотом покрывала».


В селе Подберезье Владимирской области также осуществляются работы по восстановлению храма в честь иконы Божией Матери «Смоленская». Это одно из древнейших селений, которое впервые упоминается великим князем Иоанном Васильевичем в грамоте от 1504 года. Сама церковь находится на окраине села. Построенная в 1856 году, она неоднократно переделывалась и нуждалась в капитальном ремонте. Престолов в церкви два: холодный - в честь Смоленской иконы Божией Матери, тёплый - в честь Святителя Николая Чудотворца. Работы по строительству и укреплению храма продолжается, принимаются пожертвования и любая помощь.

«Несомненно, любой православный храм – это проповедь в камне и кирпиче. А как жизнеутверждающе действует храм возрождающийся, восстающий из, казалось, полного забвения, каким ориентиром он является даже только с внешней стороны! Особенно в нашей современной жизни, часто потерявшим все ориентиры людям» (о. Георгий Парфёнов).

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

Еще в 2005 году Владимир Путин назвал сохранение культурного наследия страны важнейшим фактором развития и укрепления государства.

Спустя 12 лет слова президента ничуть не потеряли актуальности. Тысячи храмов, в том числе памятники истории и культуры федерального значения, готовы рухнуть. Некоторые уже обрушаются, пока вы читаете эту статью под сообщения СМИ об очередных народных волнениях при реализации программы строительства новых 200 храмов в столице.


О проведении программы консервации первым, еще в СССР, заговорил академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Парадоксально, но использование советской властью церквей под хозяйственные нужды помогло их во многом спасти. Лучшее состояние сегодня у тех, где были зернохранилища - так как там обеспечивались определенные условия, способствовавшие сохранению интерьеров.

Куда смотрит церковь

Процесс передачи РПЦ церковного имущества, изъятого государством в годы советской власти начался еще в 1991 году. Он проходил на фоне развала сельского хозяйства и вымирания села. С тех пор многие храмы стоят без крыш, с каждым годом разрушаясь все больше.

«До середины 80-х в РСФСР было всего два действующих мужских и ни одного женского монастыря, - говорит директор Центра „Сельская церковь“ Светлана Мельникова - поэтому с начала 90-х патриархия начала восстановление именно обителей. Это требовало огромных средств, и отдельные храмы в небольших городах, а тем более сельские церкви остались без внимания».

На просьбы жителей заняться их храмами, по словам собеседницы, слышались (и продолжают слышаться) оправдания - мол, в деревнях мало верующих, «неперспективный приход».

«Но сельская церковь могла бы служить и часовней, и использоваться, как в европейских странах делают с памятниками истории и культуры, в качестве субъектов туристической инфраструктуры региона, - замечает Мельникова. - Церковь всегда была духовным центром поселения, без нее традиционный уклад не сохранить и не восстановить».

Между тем на рубеже тысячелетий Московский патриархат обратился к президенту с жалобой: процесс передачи собственности церкви идет очень медленно, нужно повлиять.

Летом 2001 года вышло постановление правительства, работа пошла быстрее, однако не настолько, как хотелось бы иерархам.

Процесс активизировался к 2010 году, тогда РПЦ, как сообщал «Коммерсантъ » требовала передачи имущества уже и из музейных фондов, в Госдуму поступил соответствующий законопроект. По стране прошли акции протеста, в основном поддерживаемые интеллигенцией.

Хозяйственный вопрос

Со стороны государства передачей занимается Росимущество. За последнюю пятилетку Церковь получила порядка 300 объектов в половине регионов страны.

При этом из двух возможных форм - собственность и безвозмездное пользование, выбор РПЦ всегда в пользу последнего - в этом случае государство еще и выделяет деньги на содержание храмов.

В каждом регионе средней полосы до полутысячи погибающих храмов. Светлана Мельникова, которая занимается спасением сельских памятников архитектуры уже 27 лет, считает, что в этой трагической ситуации виновато современное лицемерие:

«Когда кивают на годы коммунизма - это понятно, был объявлен атеизм и поэтому одни храмы взрывали за ненадобностью, в других размещали нецерковные учреждения, - говорит общественница. - Сегодня же с экранов многое говорится о наследии, о необходимости его сохранения, а на практике практически ничего не делается для сохранения, может быть, самого важного класса памятников истории и культуры - сельских храмов».

Конечно, делать повсеместную реставрацию, которая стоит от ста миллионов рублей за объект ни бюджету РПЦ, ни даже бюджету страны не по силам. Для неискушенного такие суммы кажется невероятными:

«Правильная реставрация дорогая потому, что проводится с максимальным использованием материалов, из которых было построено здание - говорит архитектор Елена Тальская, возвращавшая к жизни одну из церквей в Калужской области. - Иначе это уже не реставрация, а скорее реконструкция».

Проблема же, по ее словам, в том, что «аутентичные» материалы всегда обходятся дороже, чем «стоковые», обычные из магазина - взять хотя бы кирпич, который столетия назад использовался других размеров, и который необходимо формовать на заказ.

«То же самое можно сказать о лепных элементах, и многом другом. Помимо этого, и сами работы по укреплению фундамента и стен, и необходимые для их проведения предварительные исследования обходятся недешево. Особенно в случаях, когда уже обрушилась крыша и несущие конструкции стали разрушаться, а таких объектов сегодня очень много», - комментирует Тальская.

Именно поэтому важно хотя бы спасти то, что осталось, законсервировать на будущее, до времени, когда «руки дойдут».

Низовое звено - сельские священники - своими силами пытаются находить деньги на спасение храмов. Зачастую к работам привлекается паства, и они проводятся без каких-либо консультаций. Порой это лишь вредит зданию, так как священник считает, что его знаний достаточно, и нанимает любых рабочих, лишь бы дешевле.

«Очень часто решения по реставрации принимаются без совета с профессионалами, и, к сожалению, это часто отражается на имидже Церкви», - говорит председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации, член Патриаршего совета по культуре Московской городской епархии протоиерей Леонид Калинин.

Положение самого батюшки при этом незавидное. Ему дается одна работающая церковь, и к ней приписывается пара-тройка не действующих, где он появляется в определенные дни, и должен о них заботиться.

Но где взять сельскому священнику пусть даже пару миллионов рублей, необходимых только на консервационные работы для одного храма?

Церковь в надежде на государство и социум

При этом новые церкви продолжат строиться. В Москве реализуется программа «200 храмов». В регионах не такими темпами, но тоже возводят - в центре Твери, в которой стоит несколько нуждающихся в реставрации закрытых храмов, строят еще один.

Новая церковь строится по идее на месте разрушенной. Но не на том самом месте, где когда-то стояла. «Линия улицы тогда проходила на пару десятков метров в стороне, соответственно церковь не загораживала фасад Путевого дворца, возведенного архитектором Никитиным. - отмечает тверской собкор „Ридуса“. - Новодел закрывает его чуть менее, чем полностью».

Кстати, о Твери. Как сообщает собкор «Ридуса», в 2016 году на привокзальной площади был открыт огромный собор, полностью закрывший фасад здания «нового» вокзала. «Специально заходил несколько раз в храм, прихожан ни разу не видел», - отмечает журналист.

Позиция самой Церкви такова - нужно строить храмы там, где есть паства, требующая окормления, это - по-евангельски - забота о верующих. А старыми храмами Церкви надо заниматься по возможности. И вообще - их должно приводить в порядок государство. В одном только Подмосковье стоят десятки прекрасных церквей - памятников архитектуры, которые епархия принимать отказывается, потому, что нет денег.

«По большому счету ответственность за состояние церковных зданий никоим образом не может быть возложена на Церковь, - выразил уверенность Вахтанг Кипшидзе, заместитель председателя Синодального отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. - Сама Церковь взывает о помощи как со стороны государства, так и со стороны неправительственных организаций и отдельных благотворителей, поскольку видит в восстановлении храмов общенациональную задачу».

«Есть множество примеров, когда в регионах находились неравнодушные частные лица и коммерческие организации, которые на свои средства поддерживают церковные здания с целью возрождения в них религиозной жизни», - отметил Кипшидзе в беседе с «Ридусом».

С другой стороны, по свидетельству официального представителя РПЦ, «есть множество зданий религиозного назначения, которые расположены в крупных городах и пользуются интересом со стороны туристов, в том числе иностранных». Они, по его словам, «приносят значительный доход, он вполне может быть использован, чтобы восстанавливать те памятники культуры, которые находятся в неподобающем состоянии, в тех случаях, когда на это не хватает своих сил у местных епархий и приходов».

Куда смотрит государство

Раньше этим занималось именно оно. В 60-е годы прошлого века, несмотря на объявленный атеизм, министерство культуры СССР создало Общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИК), которое провело паспортизацию всех памятников на территории Союза, в том числе и церквей, многие из которых начали реставрировать.

Очень быстро по количеству членов организация стала второй по численности после комсомола. Миллионы людей платили взносы, на которые было отреставрировано более трех тысяч памятников по всему СССР.


При обществе были созданы и развивались специализированные проектные организации и производственные мощности, работавшие на нужды реставраторов.

Располагалась организация в московском Высоко-Петровском монастыре, что позволило привести его в должный вид одним из первых. Позже были спасены от сноса и отреставрированы ансамбли Троице-Сергиевой лавры, Валаамского, Соловецкого, Иосифо-Волоколамского и монастырей Золотого кольца, Свято-Введенской Оптиной пустыни. Но главное, что было сделано обществом - реестр объектов. Все они были описаны, и на каждый был создан паспорт.

Но на сегодняшний день законодательство поменялось и старые документы стали неактуальны, а где-то и вовсе утрачены.

Сложилась парадоксальная ситуация - табличка на здании «Памятник архитектуры. Охраняется государством» больше ничего не значит.

Ведь если на памятник нет документации, непонятно, как и что оно может охранять.

За прошедшие 25 лет Министерство культуры не озаботилось этим вопросом, пока не «клюнул жареный петух». На запрос «Ридуса» там ответили, что работа ведется в рамках исполнения поручения президента Российской Федерации от 05.01.2013 об обеспечении формирования Единого реестра до 2018 года.

«Главная проблема любого памятника - в его двойном статусе», - уверен Первый заместитель Председателя Центрального совета ВООПик Артем Демидов.

С одной стороны - это достояние государства и общества, с другой - объект недвижимого имущества, который должен использоваться, у которого должен быть владелец, обеспечивающий жизнедеятельность памятника и поддерживающий его сохранность.

«Именно поэтому так важно, чтобы все памятники были должным образом занесены в реестр, получили охранную документацию, а, значит, и однозначные и четко определенные требования к его содержанию», - поясняет Демидов.

Еще хуже, по его словам, обстоят дела с обеспеченностью объектов культурного наследия зонами охраны.

«Так, один из фундаментальных принципов охраны наследия, заложенный еще в „Венецианской хартии“, гласит, что любой памятник неотделим не только от истории, свидетелем которой он является, но и от окружающей среды, где он расположен, - приводит пример эксперт. - Это хорошо видно на примере знаменитой церкви Покрова на Нерли: пойменный луг, по которому к ней ведет дорога, является той самой охранной зоной, где запрещено строительство. Застрой его - и жемчужина древнерусского зодчества потеряла бы свое очарование, потерявшись за другими строениями».

Перераспределение ответственности

В 2008 году на государственном уровне появился тренд «делегирования полномочий», ударивший сразу по многим сферам: Минкульт отдал памятники федерального значения на содержание регионам. Это сопровождалось дотированием каждого из них довольно несерьезными суммами.

Задача по наполнению реестра тоже была передана в регионы. Таким образом, у министерства осталась лишь надзорная функция, которая, как можно судить по многим объектам, не выполняется.

«Было бы разумным вывести из-под юрисдикции Минкульта заботу о недвижимых памятниках культуры и реставрацию - у них своих забот хватает, - уверена Светлана Мельникова. - Эта же сфера не чисто гуманитарная - она требует участия архитекторов, строителей и других „технарей“. Нужна отдельная структура, в виде комитета, например, которая занималась бы только этим вопросом. А у Минкульта сегодня столько задач, что дай Бог справиться со всеми на должном уровне».

В 2016 году на реставрацию памятников было выделено 12,5 миллиардов рублей. Раньше почти все реставрационные тендеры министерства выигрывало 2−3 фирмы, пороги которых потом обивали многочисленные субподрядчики. Чем это закончилось - известно, замминистра Пирумов, кормившийся на этой стезе был арестован вместе с подельниками. Все они дали признательные показания и даже вернули бюджету часть денег, что, впрочем, не дало им возможности покинуть стены СИЗО.

Впрочем, со дня их ареста вся деятельность на объектах реставрации была остановлена, вплоть до заключения новых контрактов.


Правда, дело замминистра все же изменило порядок распределения средств из министерства. Вместо одной организации, занимавшейся этим, будет создано две.

Тяжесть ситуации подкрепляется и малым количеством специалистов на рынке. Например, в Москве всего один колледж, где готовят плотников-реставраторов, способных работать с деревянным зодчеством.

Да и с каменным не все так просто - по закону любые работы на памятнике архитектуры имеет право проводить только лицензированная фирма, в которой работают соответствующие специалисты.

Но на практике реализуется два варианта - либо аттестованные специалисты работают сразу в нескольких конторах, либо лицензии покупаются точно так же, как дипломы и любые иные документы - через интернет.

Соответствующие лицензии имеют более 4 тыс. реставрационных организаций при том, что аттестованных реставраторов, согласно реестру Минкульта, всего около 400 человек.

Возвращаясь же к храмам, на запрос «Ридуса», кроме прочего Минкульт ответил, что взаимодействие с РПЦ осуществляется в рамках специального меморандума, в котором прописано, что финансирование объектов религиозного назначения осуществляется с учетом мнения Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии. То есть, Церковь сама запрашивает нужную по своему мнению сумму, а государство уже решает, сколько оно сможет выделить.

Как отмечено выше, эти деньги редко достигают даже храмов в небольших городах, а деревенские церкви продолжают медленно, но верно разрушаться. И если сегодня неважно кто - государство, РПЦ, или общество не найдут способ (читай - деньги) на программу консервации, очень скоро от них практически ничего не останется.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя образовательная школа №42

«Рождественские чтения. Русские святыни»

Реферат

на тему:

«Храмы, разрушенные в первой половине 20 века и восстановленные»

Выполнили:

Ученицы 10 «А» класса

МОУ СОШ №42

Бондарь Алина Константиновна 8-914-190-106-6

Глинина Екатерина Евгеньевна 8-963-840-967-3

Руководитель:

Орлова Людмила Петровна - учитель обществознания и истории

8-962-286-222-3

г. Комсомольск-на-Амуре

2017 г.

Введение

Актуальность темы

Тема «Храмы, разрушенные в первой половине 20 века и восстановленные» - это тема памяти, как основа нравственности и духовности русского человека.

Практическое применение

  • На уроках истории России для 9-11 классов по теме «Духовная жизнь СССР в 1920-1930 годах»;
  • На 15-ти минутках и классных часах в школе;
  • Конференция под названием «Религиозная политика советского государства в 20-30 годы 20-го века и в настоящее время»;
  • На факультативах по изучению основ религиозных культур народов России в 5 классе;
  • На традиционных ежегодных Рождественских чтениях в нашей школе

Цель проекта

Целью нашего проекта было исследование вопроса выбранной нами темы.

Задача проекта

Задача нашего проекта - найти доказательства противоречий религиозной политики государства в 20-30 годы и выявить те памятники, которые были восстановлены в последующее время.

Как собирался материал

Мы посетили несколько городских библиотек, а также школьную библиотеку, изучили литературу, которую мы представили в конце реферата; храм Казанской иконы Божьей Матери; консультировались у учителей нашей школы, знакомых и родственников; усердно искали дополнительную информацию в интернете.

Проблемы, возникшие при сборе материала

В нашем городе не так много храмов, книжных церковных магазинов, в которых мы можем найти дополнительную справочную информацию для нашего проекта.

Краткое содержание работы

Наша работа включает в себя информацию по разрушению и восстановлению таких храмов, как храм Христа Спасителя, Казанский собор, а также менее известных религиозных сооружений: монастырь Сошествия Креста, храм Живоначальной Троицы в Листах и Николо-Пешношский монастырь. Помимо этого в проекте присутствуют интересные факты про храм Василия Блаженного и новостной факт современности об Исаакиевском соборе.

Суть работы

Работа выполнена в форме презентации и реферата.

Вклад в проект каждого участника

Бондарь Алина - сбор материала в библиотеке, городском храме; компоновка собранной информации в виде текста презентации и реферата; консультирование у учителей школы;

Глинина Екатерина – сбор материала в библиотеке, помощь родственников и знакомых в поиске информации; компоновка собранной информации, поиск видеоролика; консультирование у учителей школы.

Основное содержание

20 января 1918 года был принят Декрет об отделении школы от церкви и церкви от государства, вследствие чего основная масса Православных храмов, в том числе Храм Христа Спасителя, была уничтожена в 1930-е годы во времена правления Сталина. За советский период, общее количество православных религиозных сооружений сократилось в 10 раз, причём половина уничтоженных пришлась на 1920-1930 годы, а остальная половина на 1940-1980 годы.

Главным объектом гонений и антирелигиозной пропаганды в СССР была Русская Православная церковь, что являлось реализацией идеологии Ульянова-Ленина.

Фактически, как известно, в конце 20-х и в 30-е годы Россия лишилась огромного числа не только рядовых строений прошлых веков, ценность которых оставалась не выявленной, но и уникальных памятников русского зодчества, причем не всегда это можно было объяснить требованиями реконструкции.

Храм Христа Спасителя

Был построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён - 26 мая 1883 года.

Оригинал Храма Христа Спасителя в Москве был воздвигнут в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия: «в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели».

В феврале 1918 г. для предотвращения закрытия храма создано Братство Храма Христа Спасителя, фактически содержавшее храм. В 1922–1923 гг. храм был захвачен обновленцами, а в 1931 г. закрыт. 5 декабря 1931 года храм-памятник воинской славы был уничтожен взрывом. 2 июня 1931 года было отдано распоряжение снести храм Христа Спасителя для строительства на его месте Дворца Советов.

Несколько месяцев продолжались спешные работы по разборке здания, однако разобрать его до основания не удалось, и тогда было решено его взорвать. Взрывов было проведено два - после первого взрыва храм устоял. Не все современники в равной степени восхищались архитектурой громадного храма, но москвичи, уважавшие свою историю, видели в нём символ славных побед прошлого и памяти о погибших. По воспоминаниям потрясённых свидетелей, мощные взрывы содрогнули не только близстоящие здания, но чувствовались на расстоянии нескольких кварталов. Только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года.

Строительству Дворца Советов, начатому в 1937 году, не суждено было завершиться - началась Великая Отечественная война, и из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем.

Многие годы после взрыва на месте Храм Христа Спасителя была яма. В 1958 году на месте собора появился плавательный бассейн «Москва», просуществовавший до 90 годов.

В конце 1980-х годов возникло общественное движение за воссоздание Храма Христа Спасителя, одной из движущих идей была идея покаяния. 5 декабря 1990 на месте будущего строительства был установлен гранитный «Закладной» камень, в 1992 году был основан фонд на сооружение храма и с 1994 года начато его строительство. Проект восстановления храма подготовил реставратор Алексей Денисов.

Строительство нового храма поддерживали многие общественные группы, но несмотря на это, оно было окружено спорами, протестами и обвинениями городских властей в коррупции. Автор проекта воссоздания Денисов отошёл от работы, уступив место Зурабу Церетели, который завершал строительство, отступив от первоначального проекта Денисова, утверждённого московскими властями. Под его руководством на белокаменных стенах появились бронзовые композиции (горельефы), вызвавшие нарекания, ибо были явным отходом от оригинала. Роспись интерьеров храма была проведена рекомендованными Церетели художниками; культурная ценность этих росписей также спорна. Руководителем Координационной группы специалистов по художественному убранству комплекса был священник (впоследствии протоиерей) Леонид Калинин. Он также являлся членом Комиссии по художественному убранству.

6 (19) августа 1996 года, в день Преображения, Патриарх Алексий II совершил чин освящения нижнего Спас-Преображенского храма и первую литургию в нём.

К 1999 году новый Храм Христа Спасителя был сооружён как условная внешняя копия своего исторического предшественника: сооружение стало двухуровневым, с храмом Спас-Преображения в цокольном уровне.

31 декабря 1999 года верхний храм был открыт для публики; в ночь с 6 на 7 января 2000 года была отслужена первая торжественная рождественская литургия.

Казанский собор

Собор Казанской иконы Божией Матери был построен в 1625 году на Красной площади в честь избавления Москвы от польско-литовского гнета и в память о павших в этой войне.

Сама икона Казанской Божьей Матери являлась святыней ополчения, возглавляемого Мининым и Пожарским. Именно поэтому собор решили назвать в её честь.

По завершению строительства Казанский собор постепенно стал одним из важнейших храмов Москвы.

В 1805 году, взамен старой колокольни, была построена новая двухъярусная. Через 60 лет к колокольне пристроили ещё и третий ярус.

После революции 1917 года Казанский собор постигла печальная участь многих христианских святынь. Правда, в 20-е годы архитектор П.Д. Барановский, известный своими по-настоящему героическими действиями, направленными на спасение Покровского собора, успел сделать замеры Казанского собора и отреставрировать его, вернув собору первоначальный исторический облик. Тем не менее, в 1930 году "по ходатайству Исторического музея" Казанский собор закрыли, а затем устроили в нем столовую и склад.

Летом 1936 года, когда собору иконы Казанской Божьей Матери исполнялось 300 лет, его разобрали. Вернувшийся в то время из заключения Барановский, успел застать это зрелище.

Спустя год после уничтожения собора на его месте сделали временный павильон III Интернационала. Автором проекта павильона был Борис Иофан (архитектора Дворца Советов, который планировали построить на месте храма Христа Спасителя). Рядом с павильоном находился общественный туалет. Этот туалет просуществовал вплоть до 1990 года, вход в него располагался со стороны алтарей и колодца с родниковой водой.
В 1990-1993 году по инициативе Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Казанский собор был восстановлен. Автором проекта (использовались замеры Барановского) строительства стал О.И. Журин, ученик Барановского, средства были частично собраны путем благотворительных пожертвований, а частью выделены правительством Москвы. В ноябре 1990 года патриарх Алексий II торжественно заложил в основание Казанского собора первый камень, а в 1993 году, 4 ноября освятил его.

Монастырь Сошествия Креста

Церковь была построена в 1766-1776 годах. Находится около села Антушково на границе Ярославской и Ивановской областей. В середине 19 века была возведена высокая колокольня, которая сохранилась на высоту двух ярусов, от третьего остался лишь фрагмент. Уцелела также часть северного придела, пристроенного к храму одновременно с колокольней. Несмотря на плохую сохранность, является выразительным памятником в стиле зрелого классицизма.

В 1824 году на Никольском погосте вокруг храма было решено построить монастырь, чтобы богослужения у Животворящего Креста Господня совершались ежедневно, что было до этого невозможным по причине малочисленности приходского Крестовоздвиженского храма. Успели построить специально для этого небольшой кирпичный завод и келейный корпус. Однако на этом все и завершилось по неизвестной причине. Келейный корпус был позднее отдан под земское народное училище. В начале XIX века приход церкви Никольского погоста был довольно большим: тринадцать деревень с населением около 1500 человек.

Крестовоздвиженский храм существовал до 1927 года, после чего был полностью разграблен, а его настоятеля отца Иоанна Добротина арестовали и отправили в ссылку, там он и скончался 25 ноября 1931 года.

Одной из самых запоминающихся дат для местных жителей села Антушково стал 1933 год, когда было осуществлено перенесение креста, после чего все участники этого процесса были высланы. Несмотря на натиск правительства, Крест всё же уцелел, но остались некоторые повреждения. Этот объект наследия и по сей день находится на прежнем месте.

Храм Живоначальной Троицы в Листах

Храм был построен в 1650-1661 годах вместо деревянной церкви, существовавшей с 1632 года. В 1670 году началось сооружение трапезной и колокольни в связи с льготами, которые были пожалованы полку за поимку Степана Разина.

В 1938 году настоятель храма В. Н. Страхов был расстрелян. В 1939 году церковь закрыли, снесли купола, а над трапезной возвели ещё один этаж.

В 1972 году один из выходов станции метро «Колхозная» строился под стенами данного храма, вследствие чего нарушилась гидроизоляция, и на сводах здания стали появляться трещины. Но вскоре архитекторы-реставраторы О. И. Журин и П. Д. Барановский добились разрешения на приостановку работ и приступили к реставрации помещения церкви к Олимпиаде 1980 года.

Полную реставрацию здания завершили в 1990 году, после чего его передали в руки Русской православной церкви. В 1991 году храм освятили, и в нём стали проходить ежедневные богослужения. К 1998 году произвели полное благоустройство территории храма, а в 2004 возвели новую колокольню.

Николо-Пешношский монастырь

Был основан 1361 году Мефодием – учеником Сергия Радонежского. В 1700 году Николо-Пешношский монастырь приписывают к Троице-Сергиеву монастырю, позднее он приходит в упадок. Однако при архимандрите Макарии он получает название «второй Лавры», потому как становится одним из самых благоустроенных культурных объектов России.

Монастырю удаётся избежать разорения французами в 1812 году, однако он всё же закрывается в 1927 году после Октябрьской революции, а в его здании размещают Дом инвалидов.

В 1960-1970 годах отреставрированы некоторые храмы и частично укрепления монастыря. Позднее там располагался психоневрологический интернет №3 , вопрос о выводе которого рассматривался на протяжении нескольких десятилетий.

В настоящее время Николо-Пешношский монастырь целиком отреставрирован и является действующим.

Передача Исаакиевского собора РПЦ

На данный момент россиян волнует вопрос о передаче Исаакиевского собора Русской православной церкви. Многие выступили против мнения правительства и подписали петиции. Большинство граждан уверены, что с передачей собора РПЦ возникнут препятствия для его посещения. Однако Русская православная церковь же обещает сохранить музейно-просветительскую функцию Исаакиевского собора и сделать его доступнее, отменив плату за вход. Тем не менее, многие считают, что если собор перейдёт в руки в РПЦ, то возможно, что им не будет хватать достаточного количества средств на его содержание, потому что Исаакиевский собор требует постоянной реставрации, на которую затрачивается около 650 млн рублей ежегодно.

Храм Василия Блаженного

Не так давно храм Василия Блаженного находился под реальной угрозой. Мысль о его сносе или передвижке не могла не возникать в той ситуации. Особенно резко по этому поводу выступал, например, критик К. Зелинский: «До каких пор мы должны беречь кирпичные кости Ивана Грозного? Двести, триста или пятьсот лет простоят эти стены?» - спрашивал он. В своём стремлении «преображать», чтобы добиться простора и выхода площади на Москву-реку, он предлагал разобрать и перенести храм Василия Блаженного из здания Исторического музея».

Заключение

Чтобы избежать таких проблем, как те, что возникли в 20 веке, наше правительство делает всё возможное. Именно поэтому у нас существует такой закон, как закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», а также статья Конституции РФ, которая обязывает каждого гражданина заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Список используемой литературы

1. И. А. Бондаренко «Красная площадь Москвы» (Москва Стройиздат 1991 год)

2. М. И. Одинцов «Государство и церковь в России 20 век»

3. Государство и церковь в XX веке: эволюция взаимоотношений, политический и социокультурный аспекты. Опыт России и Европы. (Москва, Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011)

4. А. В. Карташов «Очерки по истории русской церкви» (Москва, 1993)

5. Свободная виртуальная энциклопедия - Википедия

6. www.vidania.ru

7. « Русские храмы» (Аксенова М., Аванта+, 2008)