Меню
Бесплатно
Главная  /  Гипсокартон  /  Конспект занятия «Садовые и полевые цветы. Занятие на тему "цветы"

Конспект занятия «Садовые и полевые цветы. Занятие на тему "цветы"

Цель: закрепить знания детей о луговых, лесных, полевых цветах; научить называть и различать их, воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование: для занятия для каждого ребёнка воспитатель подбирает иллюстрации по каждому виду цветка, выбранному ребёнком; загадки, стихи, познавательный материал о цветах, шляпы в виде цветов для детей и несколько для родителей воспитанников.

Предварительная работа: дети участвуют в занятиях цикла «Цветы нашей родины», детей знакомят с цветами, занесёнными в Красную книгу, ребёнком вместе с родителями изготавливаются шляпки в виде цветов, подготовлен ребенок в роли лучика-солнышко, подготовлены родители к совместному проведению занятия.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Ребята, когда утром вы шли в детский сад, вы видели, что сегодня прекрасный солнечный день, вам улыбалось солнышко, было радостно, и вы всем желали доброго утра. В какое время года так много яркого, теплого солнца?

Дети: Летом!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? (входит ребенок в шапочке лучика-солнышка и загадывает загадку.

Я весь мир обогреваю,
Я усталости не знаю.
Улыбаюсь я в оконце,
И зовут меня все – … (солнце)

Ребенок-лучик: Правильно ребята, я привет от лета – теплый солнечный лучик. Лето – это как сказочная страна, в которой очень много разных цветов; а вы любите цветы?

Дети: Да, очень!

Ребенок-лучик: Тогда я вас приглашаю всех в страну цветов, а для этого мы должны попасть в одно из четырёх времён года – какое?

Дети: Лето.

Воспитатель: Летом мы наблюдаем буйство красок, и эти краски мы находим в цветах. Без цветов жизнь была бы какая?

Дети: Неяркая, некрасочная, невесёлая, скучная.

Воспитатель: Значит, цветы приносят нам красоту, запахи, хорошее настроение.
Как мы попадём в лето?

Ребенок-лучик: Ребята я вам помогу, вы закройте все глаза, я дотронусь до каждого и вы превратитесь в цветы.(дети закрывают глаза, родители помогают надеть шапочки-цветы).Давайте построим дорожку из слов о цветах (Игровое упражнение «Дорожка слов» ).

Воспитатель: Я назову всем вам знакомое слово – «цветок». (Вывешивается изображение букета ) Что такое цветок? Я начну,а вы продолжите.
Цветок – это буйство красок...

Дети: Цветок – это красота, любовь, радость, запахи, настроение.

Воспитатель: Вот по этому мостику из слов мы и перейдём в мир цветов. (Переход из группы в спортивный зал ) Вот мы и добрались до времени года «лето», в «страну цветов».Сейчас будем любоваться цветами нашей родины. Цветы произрастают повсюду, назовите, в каких местах они могут расти?

Дети: В поле, в саду, в лесу.

Воспитатель: Но наши цветы собрались в одном месте – они забыли, где растут. Мы с вами поможем им разобраться, но для этого каждый цветок должен рассказать о себе.

Воспитатель вывешивает на мольберт иллюстрацию. Ребенок узнав свой цветок, выходит на подиум и заявляет о себе при помощи стихотворения, а дети стараются узнать из стихотворения, где же он растёт.

Например:

Ребенок-одуванчик выбегает и читает свое стихотворение.

Нежный желтый ОДУВАНЧИК,
Ты красив и мил, как мальчик!
Но обидишь, вдруг, сорвешь –
Руки враз не ототрешь.

Воспитатель предлагает детям найти среди гостей-родителей такой же цветок. Дети находят, и родитель ребенка(в такой же шляпке одуванчика)выходит к своему сыну или дочке.

– Ребята, знаете ли вы, что мои молодые листочки употребляют в пищу для салатов, а из цветов варят мед. (Ребенок с мамой под музыку проходят по подиуму, и все любуются шляпками одуванчиков).

Воспитатель вывешивает иллюстрацию с фиалками. На подиум выходят мама с дочкой в красивых шляпках.

Ребенок:

Фиалка – сказочный цветок
Никто не может с этим спорить.
Созданье дивной красоты
И удивительных историй.

Мама: Фиалка цветет в тени всю весну и лето. Если хорошо цветут фиалки – будет долго хорошая погода.

На подиум выходит ребенок-незабудка:

Как в садике тесном малютки
Томятся веселой гурьбой, –
Так между камней незабудки
Стеснились семьей голубой.

Воспитатель предлагает детям отыскать среди гостей незабудку. (У мамы шапочка другого цвета – розовая). Дети в затруднении. Они находят похожую. На помощь приходит сама мама.

Мама-незабудка: Ребята, у незабудки есть второе название – «Мышиное ушко». Это очень скромные цветы, цвета нежного неба – голубые, но встречаются и темно-голубые, и синие, реже белые и розовые. Незабудки такие несмелые! Напугал их видно кто-то, что они всем шепчут тихо «Друг мой, не забудь, не забудь».

Игра: «Найди своё место»

Три кольца-обруча – лес, поле, сад. По команде под музыку дети-цветы находят своё место, только один цветок порхает от одной группы к другой и не может определиться. Это одуванчик.

Воспитатель : Дети, скажите, почему одуванчик не может найти своё место?

Дети догадываются, что одуванчик произрастает везде: и в поле, и в саду, и в лесу.

Воспитатель : Каким образом одуванчику удаётся расти повсюду?

Дети : При помощи семечек, которые разносит ветер.

Воспитатель предлагает детям снять шляпки и собрать три букета. Дети выполняют задание. Перечисляют цветы в каждом букете (идет закрепление материала).

Чтобы проверить усвоенный материал, воспитатель предлагает родителям, которые не участвовали в показе шляп-цветов, загадать загадки, а детям угадать, о каком цветке идёт речь, и к какому виду он относится.

Был цветок, как медок, молодым
А когда постарел, стал как дым.

(Одуванчик)

Крохотная девочка
Вышла на лужок
Желтая головушка
Беленький венок!

(Ромашка)

Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета
Но переставьте ударение
И превращаюсь я в конфету.

На зеленом шнурочке
Белые звоночки.

(Ландыши)

Как зовут меня, скажи?
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый... (василек) .

Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.

(Колокольчик)

Лик пахучий,
А хвост колючий.

Воспитатель благодарит детей за то, что они напомнили цветам, где те растут. Предлагает всем еще раз пройти по зеленой дорожке и награждает детей за их работу небольшими сувенирами, которые помогут им на занятиях создавать такую красоту, как цветы.

Воспитатель: Пора, ребята, возвращаться из лета и мира цветов в детский сад. Пройдем ещё раз по дорожке слов, но теперь мостиком будут являться названия всех цветов, с которыми мы увиделись сегодня на занятии. (Возвращение в группу . Воспитатель подводит итог занятия ). Вам понравилось наше путешествие? Вам было интересно побывать в мире цветов? Что вам было интересно узнать нового? (Рассказы родителей). Хотели бы вы рассказать о своём путешествии детям других групп? Что вам будет напоминать о встрече с цветами? (Фотовыставка).

– Какой вывод можно сделать, узнав так много о цветах?

Цветы – это вечные и прекрасные спутники жизни.
Помните – лучший цветок – это несорванный цветок.

В заключение воспитатель читает стихотворение «В мире цветов»:

В мире цветов так тепло и прохладно
Целый букет ароматов и звуков…
Каждый цветок – он по-своему нарядный…
В форме изысканных праздничных кубков.

В мире цветов я желал бы остаться
Стать героиней рассказов и сказок,
Чтоб красотой каждый день любоваться,
Слиться с гармонией света и красок.

Начинается фотосессия детей в цветочных шляпках, на основе которой затем изготавливаются стенгазета и фотовыставка.

Стихи для родителей и детей подбираются воспитателем.


Детям нравятся цветы: Гоше - ГЕОРГИНЫ,
Потому что он - Георгий, в этом вся причина;
Роза - РОЗЫ обожает, Лиля любит ЛИЛИИ.
Любит Ромка лишь РОМАШКИ, в диком изобилии.

Мил Максиму алый МАК, а ЖАСМИН - Жаннетте.
Любит ИРИСЫ Иринка, больше всех на свете.
Симпатичен ЛЮТИК Любе, цветик АСТРА - Асеньке.
Лёве мил цветок ЛЕВКОЙ, ВАСИЛЁЧКИ - Васеньке;

Наде с Натою - НАРЦИСС, солнышко апреля.
А МИМОЗЫ любит Миша, НЕЗАБУДКИ - Нелля.
По душе ФИАЛКИ Филе, ОДУВАНЧИК - Оленьке,
Маргарите - МАРГАРИТКИ, КОЛОКОЛЬЧИК - Коленьке.

Нонна любит НОГОТКИ, ГЛАДИОЛУС - Глаша.
Сидор - белую СИРЕНЬ, розовую - Саша.
От НАСТУРЦИИ в восторге Настя до безумия,
ЛАНДЫШ нравится Ларисе, Пете же - ПЕТУНИЯ.

Любит Эдик ЭДЕЛЬВЕЙС, Эля любит тоже,
Он ведь цветик гор и скал, на звезду похожий!
Поле по сердцу ПОДСНЕЖНИК - любит, рвать не смея;
Кузе - милые КУВШИНКИ, Косте же - КОСМЕЯ.

А Прасковья влюблена в синие ПРОЛЕСКИ,
Мальчик Гия - в ГИАЦИНТЫ, в солнца вешнем блеске.
Любит Аннушка АНЮТКИ - цветики-трёхцветики...
Любят мамы нас, детишек, мы для них - БУКЕТИКИ!

(Н. Самоний)
Речевой материал для развития речи и координации движения

На клумбе под окошком (дети сидят на корточках лицом в круг),
Поднялись цветочки (медленно встают).
К солнцу потянулись (тянутся на носочках, руки вверх),
Солнцу улыбнулись (широко в стороны).
К солнышку листочки (ладошки развернуть вверх),
Повернут цветочки.
Развернут бутоны (руки соединить над головой).
В солнышке утонут (медленно развести руки в стороны).

Цветы.

Возле дома у калитки,
Там, где ползают улитки –
Идут по кругу, взявшись за руки.

Зацвели у нас цветы
Останавливаются, приседают.

Разноцветной красоты:
Медленно поднимаются – руки вверх.

Розы, астры и дубки,
Хризантемы, ноготки.
Загибают пальцы обеих рук, перечисляя цветы.

Пышный мы букет нарвем,
Обхватить себя скрещенными руками за плечи.

В детский садик отнесем.
Маршируют, высоко поднимая колени.

Одуванчик
Одуванчик, одуванчик!
Стебель тоненький, как пальчик
(присесть, медленно поднимаясь, показывая, как растет маленький цветок),
Голова, что шар пушистый
(руками показать большой круг).
Если ветер быстрый-быстрый
На полянку налетит
(быстрые повороты в сторону с распростертыми руками),
Все вокруг зашелестит
(потереть ладошки на вытянутых руках),
Одуванчика тычинки
Разлетятся хороводом
(дети кружатся и медленно бегают в одном направлении)
И сольются с небосводом
(остановиться, прямые руки поднять вверх).
Цветы
(Дети присели, имитируя нераскрывшиеся бутоны цветов).
Раз, два, три, выросли цветы
(медленно приподнимаются, поднимают руки вверх и раскрывают ладони с растопыренными пальцами, имитируя цветы).
К солнцу потянулись —
Высоко:
(тянутся на носочках, смотрят вверх).
Стало им приятно и тепло!
Ветерок пролетал, стебелечки качал
(бегают на носочках по кругу, плавно махают руками).
Влево качнулись, низко пригнулись
(наклоняются влево, наклоняются вперед).
Вправо качнулись, низко пригнулись
(наклоняются вправо, наклоняются вперед).
Ветерок, убегай, ты цветочки не сломай
(грозят пальцем правой, потом левой руки),
Пусть они цветут, растут,
(хлопают в ладоши),
Детям радость несут
(кивают головой, улыбаются).
Колокольчик
Дон-дон-дон, — колокольчик звенит
(дети покачивают головой из стороны в сторону).
Ля-ля-ля, — что-то он говорит
(исполняют пружинку).
Динь-динь-динь, — наклоняет головку
(покачивают головой вперед).
Бом-бом-бом, — растрепал всю прическу
(легонько хлопают ладонями по волосам).
Дзынь-дзынь-дзынь, — солнцу он улыбнулся
(поднимают руки вверх, хлопают).
Дили-дон — наконец-то он проснулся
(стучат пальцами одной, потом другой руки).
Васильки
Утром солнышко проснулось
(дети трут глазки),
Улыбнулось, потянулось
(улыбаются, потягиваются),
Раскрывают лепестки
(разводят руки в стороны)
Голубые васильки
(складывают ладошки вместе).
Ветер в поле прилетел
(бегают на носочках),
Закружился, засвистел
(кружатся, свистят),
Закачались васильки,
Голубые лепестки
(качаются из стороны в сторону).
Дождь на облаке приплыл
(протягивают руки вверх),
Все вокруг он намочил.
Пьют водичку васильки,
Голубые лепестки
(причмокивают губами).
Вот и вечер пришел,
С неба солнце увел
(машут рукой).
Закрывают лепестки
Голубые васильки
(складывают руки на груди, наклоняют голову в сторону).
Цветочный сок
Пьет из чашечки жучок
(дети изображают чашку, складывая ладоши)
Колокольчиковый сок
(сжимают и разжимают пальчики на двух ладошках),
Пьют веселые букашки
(хлопают в ладоши)
Сок пахучий из ромашки
(раскрывают ладошки).
А нарядный мотылек
(машут руками-«крылышками»)
Земляничный любит сок
(потирают рукой живот).
Сока хватит всем в лесу
(разводят руки в стороны)!
Угощает шмель осу:
— Вот вам два стаканчика —
Сок из одуванчика
(показывают два пальчика на правой руке, потом на левой)!

Пальчиковые гимнастики
У нас в саду расцвел цветок (Соединяем пальчики в бутон).
Чтоб стал красив он и высок (Разъединяем пальчики).
Раскрыл наутро лепестки (ритмичные движения пальцами врозь, вместе).
Должны работать корешки (кисти вниз, пальцы врозь).
А теперь понюхаем наш цветочек - вдох носом, на выдохе длительно произносить «А-а-а-х!».
«Солнце»
Солнце утром рано встало,
Всех детишек приласкало.
(Ладошки скрестить, пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко с лучами».)
«Цветок»
Набухай скорей, бутон,
Распусти цветок-пион.
(Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть; ладошки немного округлые — получается «бутон»; нижние части ладоней прижать друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть; получается большой, раскрытый «цветок».)
«Оса»
Оса села на цветок,
Пьет она душистый сок.
(Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое — с пальцем левой руки.)
«Цветки»
Наши алые цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
(Медленно разгибать пальцы из кулачков, покачивать кистями рук вправо-влево, медленно сжимать пальцы в кулаки, покачивать кулачками вперед-назад.)
Диалоги, игры и драматизации
Черемуха
— Черемуха, черемуха, ты что стоишь бела?
— Для праздника весеннего, для мая расцвела.
— А ты, трава-муравушка, что стелешься мягка?
— Для праздника весеннего, для майского денька.
Скучать некогда
Села пчелка на цветок,
Опустила хоботок,
Подлетает к ней комар:
— Что ты ищешь там?
— Нектар!
— А тебе не надоело, не наскучило искать?
— Нет, тому, кто занят делом,
просто некогда скучать.
Пчела
— Где ты была?
— Тут и там.
— Где ты летала?
— По цветам.
— Что домой ты принесла?
— Мед, — ответила пчела.

ЦВЕТЫ ВЕСНЫ
Весна
Из-за гор, из-за морей
Мчится стая журавлей.
Ручейки в лесу поют.
И подснежники цветут.
Пробудилось все от сна —
Это я пришла — весна...
Тюльпаны
Нарядились все тюльпаны
В разноцветные кафтаны,
И у каждого наряд
Очень ярок и богат.
Гвоздики
Мы — гвоздички красные,
Лепестки атласные,
Стройные ножки,
Зеленые сапожки.
Одуванчик
Насмешил всех одуванчик:
Влез в пушистый сарафанчик,
Как юла он завертелся,
Сарафанчик разлетелся.

Три бабочки
(игра-драматизация по мотивам венгерской сказки)
Ведущий (В.). Жили на свете три бабочки: белая, красная и желтая. Они порхали с цветка на цветок и собирали пыльцу. Однажды солнышко исчезло. Небо заволокли грозовые тучи. Бабочки очень испугались.
Белая бабочка. Я так боюсь дождя.
Желтая бабочка. Если намокнут наши крылья, то мы не сможем летать.
Красная бабочка. Давайте спрячемся в чашечке тюльпана и переждем там дождь.
В. Тюльпан тоже боялся дождя и плотно сложил лепестки.
Желтая бабочка. Впусти нас, тюльпан; дождь начинается, а дом далеко.
Тюльпан. Желтую и красную я впущу. Но уж белую — ни за что.
Желтая бабочка. Мы же не можем бросить нашу подружку одну.
В. Но тюльпан закрыл глаза и ничего не ответил.
Красная бабочка. Что же нам делать?
Белая бабочка. Летим к лилии.
В. С трудом взмахивая крыльями, бабочки наконец добрались до озера, где жила лилия.
Белая бабочка. Впусти нас, лилия, мы мокнем под дождем.
Лилия. Белую я впущу, но желтую и красную — ни за что.
Белая бабочка. Как же я брошу подруг?
Лилия. Ну, как хочешь (и закрыла свои лепестки).
В. Бабочки горько заплакали. Их услышало солнышко и посмотрело вниз. Оно высушило слезы бабочек, улыбнулось им. Бабочки обрадовались и полетели играть в поле.
Рассказы для чтения
Одуванчики
Одуванчик похож на солнышко с золотыми лучиками. А рядом белеет пушистый шарик. Таня дунула на шарик. Полетели пушинки. Поэтому и называется одуванчик. Танюша пришла домой с золотым венком на голове. Вечером уснула девочка. И одуванчики закрыли свои цветочки до утра. (По Соколову-Микитову)
В. Нарисуйте, дети, одуванчик. С чем сравнивают одуванчик?
Колокольчик
Вышел я из лесу на луг и удивился. Сколько цветов! Они похожи на праздничный хоровод.
По зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, синеет горошек. А выше всех, веселее всех — лиловые колокольчики. Они колышутся, кланяются от летнего ветерка. Это они радостно приветствуют меня. Все лето цветут эти милые цветы наших лугов.
Ландыши
В тени деревьев спрятался цветок. Между двумя листьями высокая ножка. На ней несколько белых колокольчиков. Это ландыш. Мы любим ландыш за красоту, за нежный запах.
Плоды ландыша созревают осенью. Это большие красные ягоды. Они ядовиты. Из ландышей делают лекарство. (По Ю.Дмитриеву)
лексическая тема
цветочная азбука с фото и стихами
загадки о цветах и карточки с цветами

Демонстрационный материал
карточки "Цветы" с названиями и заданием найти такой же цветок среди других
карточки Домана
"Цветы и деревья" тематический словарь в картинках с заданиями
карточки "Весенние цветы"
"Цветы" 16 карточек

мультфильм с музыкой Р. Шумана "Цветы" видео "Вальс цветов" Чайковского видео распускающиеся цветы под релаксирующую музыку

Игры - занятия
конспект в подготовительной группе "Ромашки"
конспект занятия "Летние цветы"
конспект занятия "Весенние цветы"

лабиринт "Растение в горшке"
рисуем по клеточкам василёк, ёлка, земляничка

прописи- обводилки-раскраски с загадками
по клеточкам "Василёк"
разрезные карточки- лото 2 для чтения и классификации, с названиями "Мир растений" (+ грибы, цветы и деревья) карточки- лото 1
настольная игра - бродилка "Цветики - цветочки"
развивающее лото "Растения"
лото "Азбука растений"
дид. игра "Необычные цветы"
дид.игра "Что где растёт"
дид. игра "Что лежит в лукошке?"
настольная игра - бродилка "Цветики- цветочки" и "В лесу"
"Соотнеси цветок с букетом"
Подвижные игры
Игра "Я садовником родился"
Каждый играющий называется каким-нибудь цветком. Водящий говорит:
Я садовником родился, Не на шутку рассердился, Все цветы мне надоели, Кроме... тюльпана Названный цветок должен быстро откликнуться: - Ой! - Что с тобой? - Я Влюблен! - В кого? - В розу! Теперь аналогичным образом откликается "роза", и игра продолжается.

Украинская народная игра "Мак"

Играющие стоят по кругу плечо к плечу. Один из них в середине круга — это огородник. Он поет:

Ой, на горе мак, Под горою так!

Играющие берутся за руки и, отступая назад, увеличивают круг на ширину отведенных в стороны рук. На слова:

Маки, маки, маковочки,
Золотые головочки!—

все участники делают шаг на месте, размахивая руками вперед-назад. На слова:

Станьте вы так,
Как на горе мак —

все приседают и показывают руками, вытянутыми перед грудью, какой вырос мак. Затем стоя спрашивают:

Огородник, огородник,
Поливал ли мак?

Огородник отвечает: «Поливал».
На припев:

Маки, маки, маковочки,
Золотые головочки! —

все делают шаг на месте, размахивая руками, а огородник в это время ходит в середине круга и имитирует действия поливки мака. На слова:

Станьте вы так,
Как на горе мак —

все стоя показывают, как вырос мак: поднимают руки в стороны, ладони поворачивают вверх, пальцы рук немного согнуты — имитируют цветок мака. На припев:

Маки, маки, маковочки,
Золотые головочки! —

все играющие опускают руки и делают шаг на месте, размахивая руками. Потом спрашивают:

Огородник, огородник,
Поспел ли мак?

Огородник отвечает: «Поспел!»

Все участники игры повторяют песню сначала, мелкими шагами сужают круг, берутся за руки и медленно поднимают руки вверх. На слова: «Станьте так!» — показывают, какая спелая головка у мака.
Правила игры. Движения выполняются в соответствии с текстом песни.

С использованием вырезалки с яблоком и снежинкой
Татарская игра «Продаем цветы» («Чулмак цены»)
Играющие («продавцы») образуют круг, водящий - за кругом. Водящий, подходя к одному из «продавцов», начинает вести торг:
Эй, дружок, продай цветок.
Покупай…
Сколько дать тебе рублей?
«Продавец» называет цифру не больше 3.После этого водящий касается рукой хозяина цветка столько раз, за сколько «продавец» согласился продать цветок; затем и водящий, и «продавец» обегают круг навстречу друг другу соответствующее количество раз. Кто быстрее добежит до свободного места, становится «продавцом», а игрок, оставшийся без места, - водящим .

Русская народная игра "Первоцвет"

В учебно - методическом комплекте представлены дидактические и подвижные игры, стихи и загадки, упражнения (задания) и конспекты НОД (занятий) на каждый день по лексической теме "ЦВЕТЫ ", направленные на развитие речи детей дошкольного возраста. Дидактический материал включает не только задания на формирование лексико - грамматического строя, связной речи,развитие физиологического и речевого дыхания, голоса; но и упражнения на развитие двигательной сферы детей (мелкой моторики, координации речи сдвижением, графо - моторных навыков), их внимания, мышления, памяти, фонетического восприятия. Задания подобраны в соответствии с программными требованиями и требованиями ФГОС.

Цель данного учебно - методического комплекта - помочь студентам в планировании и организации воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Дидактический материал может быть полезен воспитателям, тифлопедагогам, логопедам и родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.

Работая над учебно - методическим комплектом, был использован материал,представленный в книгах и пособиях Л.Н.Арефьевой, И. Веселовой, О.Е. Громовой Н.В.Нищевой, Е.М. Скрябиной, Г.Н.Соломатиной и других, а также собственные методические разработки.

Конспекты занятий по развитию речи детей раннего и младшего дошкольного возраста для про­ведения в условиях детских садов, яслей-садов, домов ребенка и детских домов

ПОЛЕВЫЕ ЦВЕТЫ. ОДУВАНЧИК, РОМАШКА

Приблизительный пассивный и активный словарь (3-4 года) : ромашка, оду­ванчик, лепесток, растение, пушинка, корень, стебель, листья, расти, венок, плести, собирать, красивый, пушистый, полевой.

Занятие 1

Тема «Одуванчик»

Цель: знакомство с характерными признаками полевого цветка - одуванчика, закрепление лексики по теме в самостоятельных выска­зываниях в правильной грамматической форме.

Оборудование: настоящий одуванчик (желательно показать детям и желтый, и белый одуванчик); карандаш; ватный шарик; конвер­ты с раздаточным материалом, содержащим части одуванчика.

1. Оргмомент.

Посмотрите, что я принесла. Кто знает, как называется этот цветок.

2. Рассматривание одуванчика. Педагог показывает детям настоящий одуванчик.

Это одуванчик. Он растет в поле, на улице возле домов. Никто не сажает одуванчики, не поливает их. Они растут сами, тянутся к солнышку.

Затем рассказывает о строении одуванчика, показывает корень, стебель, листья, цветки, лепестки.

Сначала лепестки у цветка одуванчика бывают желты­ми, а потом становятся белыми. Если подуть на белый оду­ванчик, то разлетаются маленькие белые пушинки. Из жел­тых одуванчиков девочки любят плести венки. Они их наде­вают на голову.

В заключение дети показывают и самостоятельно называют части одуванчика. При этом педагог задают детям вопросы.

Что ты показал? Какого цвета листья? Листья большие или маленькие? Какого цвета цветок у одуванчика?

3. Дидактическая игра «Подуй на одуванчик».

Педагог показывает детям зеленый карандаш и объясняет, что он похож на стебель одуванчика, а ватный шарик на пушистый цветок. Ватный шарик надевается на карандаш. Дети должны по очереди сдувать ватный шарик с карандаша.

4. Работа с раздаточным материалом.

Детям раздаются конверты с раздаточным материалом, содержа­щим части одуванчика. Они должны из отдельных частей сложить целый цветок. Детям задаются вопросы.

Что у вас получилось? Как называется цветок? Назовите части одуванчика. Какого цвета у тебя цветок одуванчика, Маша?

5. Итог.

Какой цветок мы сегодня рассматривали?

Занятие 2

Тема «Ромашка»

Цель: уточнение характерных признаков ромашки, закрепление умения сравнивать два цветка с выделением общих и отличитель­ных признаков, составление сложных предложений по образцу.

Оборудование: картинки с изображением ромашки и одуванчика.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Педагог показывает картинку с изображением одуванчика и ро­машки, и предлагает отгадать загадку.

Я шарик пушистый,

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок,

Остался стебелек. (Одуванчик.)

Как вы догадались, что это одуванчик?

2. Рассматривание ромашки.

Педагог показывает детям ромашку и рассказывает о ней.

Это ромашка. Ромашка, как и одуванчик, растет в поле, на улице возле домов. Как и одуванчики, ромашки никто не сажает, не поливает их. Эти цветы поливает дождик.

Затем рассказывает о строении ромашки и показывает корень, стебель, листья, цветы.

У ромашки очень красивый цветок - серединка желтая, а лепестки белые. У цветка много лепестков. Из ромашек девочки тоже любят плести венки.

В заключение дети показывают и самостоятельно называют части ромашки. При этом педагог задает детям вопросы.

Что ты показал? (Листья.) Какого цвета листья? (Зеле­ные.) Листья большие или маленькие? (Большие.) Какого цвета лепестки у ромашки? (Белого.) Какого цвета середи­на цветка у ромашки? (Желтого.)

3. Отгадывание загадки.

Детям объясняется смысл загадки.

Беленькие реснички у моей сестрички. (Ромашка.)

4. Сравнение одуванчика и ромашки.

Педагог показывает детям картинки с изображением одуванчика и ромашки и сравнивает цветы. Спрашивает у детей, чем похожи цветы и чем отличаются. Примерные ответы детей: «У одуванчика есть стебель, и у ромашки есть стебель. У одуванчика лепестки жел­тые, а у ромашки белые. У одуванчика есть пушинки, а у ромашки нет пушинок». И т.д.

5. Итог.

Назовите два цветка, о которых мы сегодня говорили. Попросите маму сплести венок.

Занятие 3

Тема «Собираем букет»

Цель: закрепление умения отвечать на вопросы по содержанию сюжетной картины.

Оборудование: картинки с изображением ромашки и одуванчика; сюжетная картина «Цветы», на которой изображены девочки, со­бирающие цветы; конверты с раздаточным материалом, в которых находятся белые лепестки и желтая серединка ромашки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

На наборное полотно выставляются две картинки с изображени­ем ромашки и одуванчика.

Какой цветок сначала бывает желтым, потом белым? У ка­кого цветка много белых лепестков, а серединка желтая?

2. Рассматривание сюжетной картины «Цветы».

Детям показывается картина с изображением девочек, собираю­щих цветы. Последовательно педагог внимание детей обращает на каждую девочку и ее действия.

На картине нарисованы две девочки. Эта девочка, Маша, собирает ромашки. У нее в руках много цветов. Много цве­тов - это букет. У Маши в руках букет из ромашек. А эта девочка, Оля, собирает одуванчики. Она из них плетет ве­нок.

Затем педагог задает вопросы.

Кто нарисован на картинке? Что делает Маша? Какие цветы она собирает? Что делает Оля? Из каких цветов она плетет венок?

3. Дидактическая игра «Закончи предложение» (по картине).

Маша собирает... (ромашки). Оля собирает... (одуванчики). У Маши в руках букет из... (ромашек). У Оли в руках венок из... (одуванчиков).

4. Дидактическая игра «Сделай ромашку».

Каждому ребенку раздаются белые лепестки и желтая серединка ромашки. Дети должны самостоятельно собрать цветок ромашки. Когда ребенок сделает цветок, он должен сказать: «Я сделал ромашку».

5. Итог.

Какие цветы мы можем сорвать на улице, в поле?

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ (5-7 лет)

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ : первоцвет, подснежник, одуванчик, мать-и-мачеха, нарцисс, мимоза, тюльпан, колокольчик, ландыш, ромашка, клевер, лютик, незабудка, фиалка, бутон, лепесток, стебель, листья, медуница, природа, охрана, анютины глазки.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ : красивый, нежный, душистый, алый, лиловый, белоснежный, золотистый, розовый, голубой, редкий, хрупкий, пушистый, гладкий, вьющийся, комнатный, луговой, садовый, полевой, светолюбивые, теплолюбивые.

ГЛАГОЛЫ: растут, цветут, выращивают, высаживают, садят, поливают, ухаживают, рыхлят, пересаживают, полют, сеют, пахнут, срезают, любоваться, рвать, уничтожать, нюхать, рисовать, расцветать, распускаться.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ:.
Подснежник – первый, белый, нежный…
Фиалка – маленькая, фиолетовая, комнатная…
Листья - …
Мимоза - …

ПОДБИРАТЬ ДЕЙСТВИЯ:
Цветы можно – сажать, срывать, поливать…

ОПИСЫВАТЬ И СРАВНИВАТЬ ЦВЕТЫ ПО ПЛАНУ:
Название.
Строение.
Где растет.
Способы ухода.
Для чего нужны цветы.

  • Игра «Скажи – какой цветок

Если цветок растёт в саду, то цветок (какой?) - цветок садовый,
-в поле - полевой,
-на лугу – луговой,
- в лесу - лесной,
-растёт весной – весенний ,
-растёт в комнате -
комнатный ,
-растёт летом -
летний,
-лечит болезни - лечебный,
-растёт много лет - многолетний,
-одно лето - однолетний ,
-растёт для декора -
декоративный,
- приносит пользу – полезный.

  • Подвижная игра «Садовник и цветы».

Основное движение: Ходьба, бег.

Описание игры:

Играющие (цветы) находятся на одной стороне площадки, а водящий (садовник) на противоположной стороне. Приближаясь к цветам водящий говорит:

«Я иду сорвать цветок, из цветов сплести венок».

Цветы отвечают: «Не хотим, чтоб нас срывали и венки из нас сплетали. Мы хотим в саду остаться будут нами любоваться!»

С последними словами дети бегут на другую сторону площадки, садовник старается их поймать.

  • Пальчиковая гимнастика « Пчела»

Прилетела к нам вчера Машут ладошками.

Полосатая пчела.

А за нею шмель – шмелек, На каждое название насекомого

И веселый мотылек , загибают один пальчик .

Два жука и стрекоза ,

Как фонарики глаза. Делают кружочки из пальчиков и

Подносят к глазам.

Пожужжали, полетали, Машут ладошками.

От усталости упали. Роняют ладони на стол.

  • Дидактическая игра «Четвертый лишний»

(Назови лишний предмет, объясни свой выбор, используя слова «потому что» )

Муха, муравей, грач, пчела.
Стрекоза, жук, гусеница, собака.
Паук, голубь, синица, сорока.
Бабочка, таракан, муха, комар.

  • Игра «Исправь ошибки» (Письмо Незнайки).

Муравей живет в улье .
Муха плетет паутину.
Комар ловит птиц .
Шмели строят муравейник.
Муравей вылез из воды .
Стрекоза летает под землей.
Гусеница ползает над веткой .
Бабочка порхает на дереве .
Пчела живет в конуре .

  • Подвижная игра«Птички в гнездышках»

Цель игры: обучение основным видам движения, развивает дисциплинированность и внимательность.

На игровой площадке раскладываются обручи или рисуются круги по числу участников игры. Это гнездышки для птичек. В каждое из них становится ребёнок-«птичка». Воспитатель говорит: «Солнышко светит. Птички вылетели из гнезда».

После этих слов «птички» выпрыгивают из своего гнезда и разлетаются по игровой площадке, машут руками-«крылышками», переходя с ходьбы на бег и обратно.

Воспитатель подает другой сигнал: «Вечер наступает… Птички летят домой!..»

После этих слов «птички» спешат занять свободное или только свое гнездо (зависит от условий игры).

  • Почитайте стихи и загадки, выучите полюбившиеся.

Пушистый цветок
Качнул ветерок.
Ой! И шапка долой.
(Одуванчик.)

У желтенького солнышка
Лучи не горячи.
У желтенького солнышка
Белые лучи.
(Ромашка.)

Как называются цветы,
Когда в руке их держишь ты?
(Букет.)

Незабудки
Их видимо–невидимо,
Не сосчитаешь их!
И кто их только выдумал –
Веселых, голубых?

Должно быть, оторвали
От неба лоскуток,
Чуть – чуть поколдовали –
И сделали цветок.

  • Просмотр телепередачи о цветочных часах, беседа по содержанию.

Серия «Лесные сказки» об обитателях леса: животных и растениях. Этот клип о прекрасных весенних цветах– «Ландыш».

ИТОГОВЫЕ ДНИ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ "ЦВЕТЫ" ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Дети должны знать:

О том, что цветы - это растения;

Характерные особенности внешнего вида и строения цве­тов, периодичности цветения (первоцветы, летние, осен­ние цветы);

Зависимость роста и развития от внешних условий (влага, питательная почва, свет, тепло);

Способы выращивания цветов (в общих чертах);

Способы размножения некоторых цветов;

Устройство и назначение цветника (в общих чертах);

Отдельные цветущие лекарственные растения (медуница, ландыш, мать-и-мачеха, одуванчик и др.);

Значение цветов в жизни человека.

Дети должны уметь:

Узнавать цветы в природе и на картинках, называть их;

Различать цветы по месту произрастания (садовые; луго­вые, полевые, лесные, водные);

Составлять описательный рассказ о цветке.

АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ

Названия: цветы, роза, тюльпан, ромашка, гвоздика, лилия, колокольчик (наиболее часто встречающиеся в данной местности в саду, парках и скверах, на лугу, в лесу, озерах и прудах), стебель, корни, листая, бутон, лепестки, семена, сухоцветы, первоцветы, венок, букет, лекарство, духи, варенье, Красная книга.

Признаки: садовые, полевые, луговые, водные, горные, степ­ные, пустынные, редкие, лекарственные, весенние, летние, осенние, однолетние, многолетние, красивые, ароматные, пахучие, нежные, как солнышко, благородная, гордая, колючая, вьющаяся, ползучая, луковичные, низкие, высокие, разноцветные, живые, сухие, здоровые, чахлые, яркие, бледные, завядшие, увяда­ющие, распускающиеся, полегшие после дождя, солнцелюбивые, теневыносливые и т.п.

Действия: растут, цветут, закрывают, раскрывают (лепестки), опускают (головки), осыпаются, наклоняются к земле, поворачиваются за солнцем, замерзают, засыхают, болеют, сажать, сеять, поливать, подкармливать, лечат, радуют, восхищают, разлетаются (семена), собирать, срезать, рвать, плести, составлять букет, охранять.

МАТЕРИАЛЫ
Вазы с букетами живых цветов, цветущие комнатные растения; журналы «Цветоводство», «Наш сад», «Дизайн» и т.п.; открытки, фотографии, альбомы, календари с изображением цветов; темати­ческие словари в картинках; художественная литература о цветах; работы детей и взрослых по изобразительной деятельности, флори­стике; сухоцветы, мешочки с сухими лепестками различных цве­тов; цветочные духи; варенье из роз и одуванчиков; искусственные цветы; цветочные элементы оформления одежды; настенные пан­но с изображением фрагментов луга, леса, поля, сада; эскизы разных цветников; фотографии кондитерских изделий и овощных блюд, украшенных цветами, сделанными из продуктов питания; ткани с цветочным рисунком, одежда детей с цветочным рисунком или отделкой и др.

ОСНОВНОЙ ИГРОВОЙ ПЕРСОНАЖ (варианты)
Фея цвётов, Незнайка, Маленький принц с розой, Волшеб­ница, у которой был прекрасный сад с цветами (из сказки «Снеж­ная королева») и др.

  • Первая половина дня

Утро.

Вводная беседа
Ожидаемый результат : дети должны знать названия цветов и использовать их в общении.
Цели: развивать воображение, умение планировать основные этапы дня вместе с педагогом; формировать интерес к теме дня, желание действовать; активизировать внимание.
* * *
Когда все дети соберутся, педагог переодевается в платье Феи цветов (на нем аппликация из разных цветов), надевает на голову венок из искусственных цветов и под музыку П.И. Чайковского «Вальс цветов» появляется перед детьми. Фея приглашает детей в Страну Цветов, предлагает рассмотреть свой наряд и назвать цве­ты, которыми украшено ее платье И из которых сплетен венок. Дети должны подумать и сказать, кого они хотели бы встретить в Стране Цветов, где побывать, что сделать. Фея также выдвигает свои идеи и предложения.

Этюд «Цветок»
Ожидаемый результат: дети должны называть цветок, в кото­рый они хотели бы превратиться; представлять в воображении цветок и изображать его с помощью пантомимики, эмоциональ­но окрашивая свои действия; изображать пластикой последова­тельность развития цветка из семени.
Цели: развивать память, воображение, пластичность, вырази­тельность; формировать интерес к живой природе.
* * *
Фея предлагает детям отправиться на поляну волшебных цве­тов. Говорит о том, что может превратить детей в цветы. Каждый ребенок должен выбрать цветок, в который хотел бы превратить­ся, назвать его и Кратко описать. Фея «поливает» детей «волшеб­ной водой» из леечки (можно использовать конфетти) и произ­носит любое заклинание.
Ты - волшебная водица, Надо нам тобой облиться. Превратишь детишек ты В настоящие цветы.
Под музыку и словесное сопровождение педагога дети изобража­ют сначала посаженное семечко или луковичку, клубень, потом маленький росток, растение с закрытым бутоном, распустившийся цветок, который радуется солнышку, склоняется под ветром, умы­вается утренней росой, открывается и закрывается утром и вечером."

Утренняя гимнастика «Волшебные цветы»
Цели : формировать умение выполнять упражнения ритмично, в едином темпе, в игровом образе, эмоционально его окрашивая; развивать способность дифференцировать различные мышечные ощущения, сосредотачивать на них внутреннее внимание; регу­лировать напряжение и расслабление; активизировать воображе­ние, память, гармонизировать психику рубрика.
* * *
Под «Вальс цветов» дети в образе цветов легко бегут вокруг "волшебной поляны на носочках, встают в круг.
Педагог. Встали цветочки в круг, как будто венок сплели. Ре­шили цветы бабочек ловить. Всем телом напряглись, ноги пошире расставили, чуть вперед подались, руки вперед вытянули. Хвать! Хвать? Не поймали, улетела бабочка.
Дети выполняют упражнение с напряжением.
Пока ловили бабочек, подул сильный ветер. Цветы присели, сте­бельки вниз опустили, листочки повесили. Все расслаблено, лис­точки, как ниточки, висят.
Дети выполняют упражнение расслабленно.
Ветер утих, выглянуло солнышко. На цветы прилетели стрекозы. Стали цветы бегать по полянке за стрекозами. Бегают легко на носочках по всей полянке. Весело цветочкам! Бегают, смеются. Как стрекозы, листочки - руки в стороны расставили, помахивают, как крылышками.
Дети бегают по всей площадке.
Остановились и закружились на месте, медленно, плавно. Просто вальс цветов! Какое удовольствие кружиться! Чувствуешь легкость, невесомость.
Дети кружатся плавно на месте
Накружились и присели. Повернулись друг к другу по парам, упер­лись ножками, взялись за руки и давай перетягивать друг друга, как на лодочке качаются. Кач-кач, кач-кач.
Дети выполняют упражнение. Спина, ноги, руки напряжены, движе­ния ритмичные.
Устали, руки разомкнули и повалились на спину. Лежат, отдыхают. Все тело расслаблено, руки и ноги расслаблены. Как приятно!
Дети выполняют упражнение на расслабление.
Решили цветочки пойти погулять. Шли они, шли и вышли к речке. Речка бурная, вода холодная.. Бр-р-р! Как на другой берег пере­браться?! Увидели мостик, а он узенький, качается.
Дети идут медленно, напряженно.
Страшно! Встали они друг за другом, одной рукой держатся за впереди стоящего, а другой - за перила мостика. Идут медленно, ступают осторожно. То остановятся, то дальше идут. Страшно, вдруг в воду, упадешь!
Дети идут, то застывая, то пошевеливаясь.
Наконец-то кончился мостик. Ура! Рады цветочки! А туг солнце стало призвать. Как жарко! Как хочется пить! Почти завяли цве­точки. Плечики опустили, голову повесили, листочки - руки как плети висят. Идут медленно, грустно цветочкам.
Дети идут расслабленно, медленно.
Но вдруг пошел прохладный дождик. Как обрадовались Цветочки, сразу распрямились. Стали они под дождиком весело под­прыгивать, веселиться. Совсем разбаловались. Скачут, в ладоши от радости хлопают. По всей полянке носятся, шумят, толкаются.
Дети прыгают, свободно передвигаются, сталкиваются друг с другом, но не ссорятся.
А в это время на полянке появились две девочки, которые ягоды собирали. Испугались цветочки, что девочки их сорвут, застыли на месте, как каменные. Девочки увидели цветы и захотели на­рвать букет! Цветочки от страха головки опустили, глаза зажму­рили и задрожали. Что будет?! Но девочки передумали, они толь­ко полюбовались красивой поляной, понюхали, погладили цветы и пошли дальше. Цветочки с облегчением вздохнули, улыбнулись, выпрямились, расправили лепесточки и опять начали кружиться в вальсе.
Дети сначала застывают на месте, потом свободно танцуют.

Занятия
Знатоки цветов (интегрированное)
Ожидаемый результат: дети должны знать наиболее распрос­траненные в данной местности цветы; части цветка (корни, стебель, листья, бутон, лепестки); сроки цветения (первоцветы, лет­ние, осенние цветы); уметь классифицировать цветы по месту произрастания, называя обобщающим словом (луговые, полевые, садовые, лесные, горные, степные, пустынные, водные); чисто интонировать, ритмично двигаться под музыку в связке с други­ми детьми; выкладывать узор из цветов, учитывая сочетание их, окраску, оттенки.
Цели: развивать память, мышление (операцию обобщения и классификации), чувство прекрасного, эстетический вкус, му­зыкальный слух; воспитывать умение внимательно слушать задание педагога; согласованно со сверстниками выполнять дей­ствия.
* * *

  1. Задание распределить предложенные цветы по месту произ­растания (луг, лес, поле, цветник, пруд); назвать их и обозначить обобщающим словом.
  2. Задание: сгруппировать цветы по срокам цветения (первоцве­ты, летние, осенние), назвать их, обозначить обобщающим словом.
  3. Конкурс: за определенное время выложить клумбу из искус­ственных цветов или сделать аппликацию из вырезанных (засу­шенных) цветов, учитывая их окраску, оттенки.
  4. Музыкально-дидактическая игра «Сплетем венок».

Педагог определяет последовательность в венке цвета, а выб­ранный ребенок-цветок вспоминает и называет цветок такого цве­та, пропевает его название и встает в ряд, сплетая руки со следу­ющим. Последний соединяется с первым, образуя венок. Под му­зыку дети водят хоровод приставным шагом сначала вправо, а затем влево.

Задание: сложить из частей цветок, назвать части, найти недостающую.

Букет цветов (по изобразительной деятельности)
Ожидаемый результат: дети должны иметь представление о правилах составления букетов; знать, в каких случаях люди дарят друг другу букеты; уметь из готовых форм составлять букет, под­бирая цветы по размеру, оттенкам, назначению, желанию (ап­пликация или рисование); рассказывать о своем букете (из каких растений он составлен, 1 как подобраны цветы, кому бы хотел подарить его, по какому случаю).
Цели: развивать воображение, пространственное, цветовое вос­приятие, чувство вкуса, меры, речь, мелкую моторику рук; вос­питывать любовь и интерес к родной природе.

Можно работы сделать коллективными, небольшими подгруп­пами, формируя еще и умение "договариваться, определять по­следовательность действий. Возможен вариант изготовления цве­тов из бумаги, ткани, поролона, теста, овощей и т.п. Для разминки рекомендуется использовать пальчиковую гимнастику «Цветок».

Цветы и времена года (оздоровительное)
Ожидаемый результат: дети должны иметь представление о влиянии сезонных изменений на жизнь и развитие растений; уметь использовать разные виды массажа, гимнастики (дыхательную, пластическую, корригирующую для глаз и пальцев рук); понимать их значение.
Цели: развивать внимание, воображение, чувство ритма, тем­па; пластичность, выносливость, функциональные способности организма; воспитывать умение быть внимательным к указаниям педагога, смене деятельности.

Прогулка

Дидактическая игра «Садовник»
Ожидаемый результат: дети должны знать названия и осо­бенности внешнего вида цветов, растущих Ha участке детского сада; уметь описывать их внешний вид и особенности; рассказывать об уходе за цветами, форме клумбы.
Цели: развивать восприятие цвета и его оттенков, монологи­ческую речь; формировать активный интерес к живой природе.
* * *
Педагог вместе с детьми путешествует по территории детско­го сада и останавливается около цветочных клумб. Выбирается садовник, который должен рассказать о цветах, растущих на клумбе, и уходе за ними. Дополняют рассказ помощники садов­ника. Поощряется использование стихов. Педагог обращает вни­мание на то, чтобы дети отмечали оттенки, разнообразие цветов одного вида, своеобразие развития цветов в тени, полутени и на солнце.

Игра с мячом «Я знаю пять цветов»
Ожидаемый результат: дети должны знать названия луговых и садовых цветов; уметь отбивать и ловить мяч, ритмично произ­нося названия цветов, не сбиваясь с темпа сочетать существи­тельное с числительным.
Цели: разбивать ловкость, быстроту реакции, скорость мыш­ления; формировать интерес к использованию знаний о цветах в играх со сверстниками.
* * *
Ребенок отбивает о землю мяч и произносит: «Я знаю пять, названий луговых цветов: ромашка - раз, колокольчик - два, гвоздика - три» и т.д. Если ребенок сбивается или делает большую паузу, он проигрывает, и мяч передается другому.

  • Вторая половина дня

Дидактические игры
Звонок в цветочный магазин
Ожидаемый результат : дети должны иметь представление о цветочном магазине и его услугах; строить диалог; развивать сю­жет, придумывать новые речевые обороты, вопросы по теме; ис­пользовать вежливые обращения, характерные для телефонных разговоров.
Цели : развивать диалогическую речь, воображение; формировать культуру общения по телефону.
Полный текст данной игры и других игр с телефоном см в кн.:
Педагог
Ты нас, мама, не ищи:
Щиплем мы щавель на щи
В роще, травы шевеля,
Мы нащиплем щавеля.
Попробуйте щавель. Какой он на вкус? Покажите, что он кислый. Но что это?! Солнышко зашло за тучку, и закапал теплый летний дождь! Попрыгайте, порадуйтесь под дождем. Подставьте под него лицо, руки.

Упражнение, для автоматизации звука [ч]
Педагог
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики.
Ножками топочут,
Весело хохочут.

Давайте расскажем дождику стихотворение с помощью рук.

Капля раз, капля два, Дети показывают один палец, потом два.
Капли медленно сперва - Медленно хлопают в ритм.
Кап, кап, кап, кап. Выставляют указательные и
Стали кайли поспевать, - средние пальцы обеих рук, пошевеливают ими,
Капля каплю догонять. изображают передвижение.
Кап, кап, кап, кап, Щелкают пальцами быстрее.
Зонтик мы скорей раскроем, Поднимают руки над головой.
От дождя себя укроем.

Можно использовать стихотворение, где педагог произносит пер­вую фразу, а дети вторую.

Педагог
Приплыли тучи дождевые.
Дети
Лей, дождь, лей!
Педагог
Дождинки пляшут, как живые.
Дети
Пей, рожь, пей!
Педагог
И рожь, склонясь к земле зеленой,
Дети
Пьет, пьет, пьет. .
Педагог
Теплый дождь неугомонный
Дети
Льет, льет, льет.

Педагог. Дождь заслушался и перестал лить, снова выглянуло солнышко, и прилетело много разных насекомых. Слышите, как Они пищат, жужжат? Скажите мне, как пищат ко­мары?
Дети. З-з-з.
Педагог. Представьте, что вы - туча комаров. Попищите и помашите маленькими крылышками.
Пищим противно мы над ухом

И всех стараемся кусать.
Летаем тучами над лугом -
Придется вам от нас бежать.

Комары, конечно, больно кусаются и противно пищат, но почему-то люди про них сложили много стихов, песенок, сказок, в которых прославляют удалого комара. Давайте поводим хоровод «Комаринская».
Дети водят хоровод.
Опыляют цветы пчелы и шмели. Как они жужжат?

Дети. Ж-ж-ж.
Педагог. А чем отличается жужжаний шмелей? Конечно, оно более низкое. Попробуйте сначала пожужжать, как пчелы, а по­том, как шмели.

С утра жужжу,
Цветы бужу.
Кружу, гужу
И мед вожу.
А сейчас - я вас всех превращу в насекомых: комаров, пчел, шмелей. (Делит детей на группы.) Вы будете летать по лугу и каж­дый петь свою песенку. Вы так звонко пищали и жужжали, что всех распугали на лугу. Давайте станем прекрасными бабочками, будем перелетать с цветка на цветок, медленно, плавно взмахи­вать своими крылышками, пить нектар. У нас получится танец бабочек. Посмотрите, дети, кто в траве так быстро убегает от нас? Да это же ящерица нас испугалась! 1

Ящерицу я ловил,
Страх меня остановил.
А чего же тут бояться?
Хвостик может оторваться.

Г. Виеру

Попробуйте поймать ящерку. Она такая шустрая, быстрая! В траве ее совсем не видно. Не поймали? Не будем ее пугать, пусть она спокойно бежит в норку. А мы наше путешествие на луг закончим хороводом «Мы на луг ходили». Дети, понрави­лось вам наше путешествие? Что запомнилось больше всего? Кого вам" понравилось изображать? Куда бы вы хотели отпра­виться еще?

Игра-перевоплощение «Если бы ты был горным цветком»
Ожидаемый результат: дети должны иметь представление о горных цветах, условиях их произрастания; уметь входить в вооб­ражаемый образ, от его лица вести беседу, драматизировать от­дельные эпизоды истории.
Цели: развивать.воображение, диалогическую речь, вырази­тельности пантомимики; воспитывать умение проявлять сочув­ствие (эмпатию). .
* * *
Педагог. Мы рассматривали на клумбах множество разных цветов. А когда ты был в деревне или на даче, то на лугу или лесной полянке мог подойти к любому цветку, понюхать, полю­боваться им и даже собрать небольшой букет. Но бывают цветы, которые растут в горах, до них очень трудно добраться. Иногда видеть их могут только самые смелые альпинисты. В горах очень красиво! Помнишь, мы рассматривали картины? Да и в кино ты, наверно, видел горы. Представь, что ты красивый горный цветок. Растешь ты на самой вершине горы. Вокруг только небо, облака и парящие орлы. Расскажи, какой ты?

Ребенок описывает цвет лепестков, серединки, форму стебля, ли­стьев. Далее педагог задает вопросы, и ребенок на них отвечает.

О чем ты думаешь, глядя вниз с высокой горы?

Какими сверху тебе кажутся люди, машины?

О чем ты мечтаешь, когда мимо тебя проплывают облака, светит солнышко? А когда дует сильный ветер, идет дождь? Что тебе хочется тогда сделать?

Что ты чувствуешь, когда прямо над тобой сверкает молния и гремит гром?

Хотелось бы тебе, чтобы на вершину взобрались люди, сорва­ли тебя и отнесли на землю? Почему? Что помогает тебе выжить в таких суровых условиях?

Ты гордишься тем, что так высоко растешь? Почему?

Ты хотел бы иметь крылья, как у птицы? Куда бы ты тогда полетел, что посмотрел?

Сверху тебе видно, как некоторые люди бездумно уничтожа­ют цветы, собирая их большими букетами. Цветы быстро засыха­ют, потому что они не.садовые. Полевых и луговых цветов стано­вится все меньше, многие из них занесены в Красную книгу при­роды. Что бы ты хотел сказать по этому поводу людям?

Ты побывал горным цветком, а сам ты как ведешь себя на природе?

Красотой на земле должны любоваться все люди. Они должны беречь ее, приумножать. Никогда не срывай цветок просто так. Пусть цветет и радует всех окружающих.

Пальчиковые игры
Ожидаемый результат: дети должны знать составные части цветка; уметь выполнять движения по тексту, четко проговаривая слова.
Цели: развивать мелкую моторику, координацию движений, чувство ритма; формировать чувство удовлетворения от правиль­но выполненного упражнения.
* * *
Наши алые цветки Дети соединяют ладони в фор­ме тюльпана.
Распускают лепестки. Медленно раскрывают пальцы.
Ветерок чуть дышит, Плавно покачивают кистями.
Лепестки колышет.
Наши алые цветки Медленно закрывают пальцы,
Закрывают лепестки. придавая им форму бутона.
Тихо засыпают, Покачивают руками,
Головой качают. как головкой цветка.
***

Отгадывание загадок о цветах
Ожидаемый результат: дети должны знать основные особен­ности внешнего вида и произрастание цветов.
Цели: развивать умение логически мыслить, выделять при­знаки, по которым можно определить отгадку, делать умозаклю­чения.
Педагог загадывает детям загадки по своему выбору.

Под сугробом он растет,

Снеговую воду пьет. (Подснежник.)

Зеленый плот

По реке плывет,
На плоту красавица
Солнцу улыбается. (Кувшинка.)

Зовут его растеньем слепоты,

И так зовут, конечно, не напрасно.
Не зарься на его блестящие цветы:
Растенье ядовито, это ясно?
(Калужница болотная.)

Смотрят на канавки

Желтые купавки.
У них на самом донышке
Горит кусочек солнышка.
(Купальница европейская.)

Кто живет весной

С желтой головой?
Солнце ярче светит -
Голова белеет,
Ветер налетает -
Пух с нее срывает. (Одуванчик.)

В белой шапке стоит дед,-

Если дунешь - шапки нет. (Одуванчик.)

Я шарик пушистый,

Белею в поле чистом,
А дунул ветерок -
Остался стебелек. (Одуванчик.)

Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка,
Был цветок - и нет цветка. (Одуванчик.)

Если я отправлюсь в путь,

Он посмотрит на меня
И шепнет мне: «Не забудь
Про родимые края!»
Голубой цветочек хрупкий,
Он зовется... (незабудкой).

Вдоль дороги у межи

В золотистой спелой ржи,
Словно синенький глазок,
Смотрит в небо... (василек).

На каком цветке гадают,

Лепесточки обрывают? (На ромашке.)

Он и мачеха и мать.

Как цветочек этот звать? (Мать-и-мачеха.)

Прячет цветок

Сладкий медок.
И в названье мед таится.
Догадались? (Медуница.)

Белый цветок,

Кислый листок -
В суп пригодится.
Зовут его... (кислица).

Расцвели в лесочке

Лиловые звоночки. (Колокольчик.)

Все знакомы с нами:

Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикими
Алыми... (гвоздиками).

Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный,
Из кисти белоснежной. (Ландыш.)

В тенистых лесах,

На лугах заливных
Его мы встречаем в разгаре весны.
Когда зацветает, - красивый на вид.
Но будь осторожен:
цветок ядовит! (Чистяк.)

Чтение стихов о цветах
Ожидаемый результат: дети должны уметь выделять в сти­хах строчки, характеризующие отличительные признаки цветка, особенности произрастания, размножения; выразительно читать стихотворение.
Цели : развивать чувство стихотворного ритма, воображение, выразительность речи, память; воспитывать чувство прекрас­ного.
* * *
Педагог читает детям стихи по своему выбору.

Мак
Маленький - Для маленьких
Мак поднялся
Аленький.
Он поднялся,
Огляделся,
Зарумянился,
Зарделся!

А. Прокофьев

Ромашка
На лугу у той дорожки,
Что бежит к нам прямо в дом,
Рос цветок на длинной ножке -
Белый с желтеньким глазком.
Я цветок сорвать хотела,
Поднесла к нему ладонь,
А пчела с цветка слетела
И жужжит, жужжит: «Не тронь!»

М. Познанская

Колокольчик
Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики - цветы
Очень вежливы...
А ты?

Е. Серова

* * *
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Темно-голубые?
И о чем звените вы
В день веселый мая,
Средь некошеной травы
Головой качай?

А.К. Толстой

Мамин день
Вот подснежник на поляне,
Я его нашел.
Отнесу подснежник маме,
Хоть и не расцвел.
И меня с цветком так нежно.
Мама обняла,
Что раскрылся мой подснежник
От ее тепла.

Г. Виеру

Одуванчик
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет - нарядится
В беленькое платьице:
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.

Е. Серова

Одуванчик
Как прохладно в чаще еловой!
Я цветы в охапке несу...
Одуванчик белоголовый,
Хорошо ли тебе в лесу?
Ты растешь на самой опушке,
Ты стоишь на самой жаре.
Над тобой кукуют кукушки,
Соловьи поют на заре.
И гуляет ветер душистый...
И роняет листья в траву. »
Одуванчик, цветок пушистый,
Я тебя тихонько сорву.
Я сорву тебя, милый, можно?..
И потом отнесу домой...
Ветер дунул неосторожно -
Облетел одуванчик мой.
Посмотрите, вьюга какая
В середине жаркого дня!
И летят пушинки, сверкая,
На цветы, на траву, на меня.

Е. Благинина

* * *
Лежит кувшинка на листке,
Как на плоту упругом,
И поплыла бы по реке
приветливым подругам,
Да вот беда - привязан плот,
Он никуда не поплывет.

Е. Серова

* * *
Голодный шмелик вздыхает тяжко:
Поесть бы кашки- Да вот Же «кашка»!
Попробуй, шмелик, в ней сок медовый -
Шмелям и пчелам обед готовый.

Е. Серова

реализация краевого (национально-регионального) компонента - "КРАЙ РОДНОЙ, ЗЕМЛЯ АМУРСКАЯ "

Информационно-методическое обеспечение по теме «Природа приамурья »:

- «Природа приамурья » - ЦВЕТОЧНЫЕ ЧАСЫ .

ЛИТЕРАТУРА

Громова О.Е. Спортивные игры для детей. М., 2002. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лек­сикона. М., 2005.

Громова О.Е. Стимульный материал для развития речи детей раннего возраста. М., 2005.

Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование де­тей 2-4 лет. М., 2004.

Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Стимульный материал для лого­педического обследования детей 2-4 лет. М., 2004.

Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И. Селивер­стова. М., 1981.

Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 1991.

Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохи-на М., 1984.

Стихи о временах года и игры: Дидактические материалы по раз­витию речи детей 5-6 лет / Авторы-сост. О.Е. Громова, Г.Н. Соломати­на, Н.П. Савинова. М., 2004.

Стихи и рассказы о животном мире: Дидактические материалы по развитию речи дошкольников / Авторы-сост. О.Е. Громова, Г.Н. Со­ломатина, И.В. Переверзева. М., 2005.

Тихеева Е.И. Развитие речи детей М., 1972. Хрестоматия для маленьких / Сост. Л.Н. Елисеева. М., 1987.

Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!

Советую Вам пройти по другим разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, экзаменам,курсовым и дипломным работам, Буду рада,если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.

С уважением, О.Г. Гольская.


"Помощь по сайту" - нажмите на изображение - гиперссылку , чтобы вернуться на предыдущую страницу (Контрольная работа по модулю "Планирование работы по развитию детской речи") .

Программное содержание: уточнять представления детей о структуре, основных частях цветка, активизировать в речи их названия;

обогащать словарь детей названиями различных цветовых оттенков; ; знакомить детей с элементами флористики; развивать у детей внимание и аналитико-синтетическую операцию мышления в процессе сравнений: развивать связную речь детей путем распространения простого предложения однородными определениями и дополнениями; обогащать речь детей образными выражениями, пожеланиями и обращениями; развивать способности к коммуникации и ведению диалога; развивать у детей интонационную выразительность речи, тренировать голосовые модуляции, способствовать развитию эмпатии.

Оборудование : репродукции натюрмортов с цветами, открытки, гербарии, фотографии букетов; ; дидактические картинки леса, поля, клумбы в саду, водоема, окна; аудиозапись; наборы бумажных цветов для аппликации.

Ход комплексного занятия по развитию речи

В. Дети, какое значение в жизни имеет красота? К красоте мы относим и цветы. Что вы представляете себе, когда слышите слово «цветок»? Послушайте, как сказал о цветах в своем стихотворении Жак Джамиль.

Они прекраснее всего,

Что нам дает природа на земле.

То - дар ее бесценный.

Для всех искусств цветок -

Образчик неизменный!

Кого вдохновляет цветок? Для каких видов искусства он может являться образцом?

Какие чувства могут вызвать натюрморты с цветами, гербарии, букеты, открытки? (Радость от красоты и свежести цветка; жалость к надломленному цветку; грусть от увядших лепестков и т. д.)

Почему люди говорят, что цветы - это бесценное богатство природы? Объясните выражение: «Цветы - это сама жизнь!»

А хотите ли вы отправиться в волшебную страну цветов? Отправляемся в путешествие! (Идут под музыку к коврику в комнате, на котором разложены предметные картинки полевых цветов.) Вот мы и оказались на красивой цветочной поляне. Посмотрите, нас встречают цветы, кивают своими красивыми головками-соцветиями. Представьте себе поляну, всю покрытую цветами! Что вы почувствуете на такой поляне? Какие звуки? Какие запахи? (Ответы детей.)

Давай пройдемся

Медленно вокруг

И «Здравствуй!»

Скажем каждому цветку.

Здравствуй, ромашка!

Здравствуй, василек!

И так каждый ребенок говорит приветствие картинке с изображением какого-либо цветка.

В. Как можно сказать ласково слово «цветок»? Я собрала большой букет цветов из разных мест, но поднялся сильный ветер (аудиозапись звуков ветра) и разбросал все мои цветы. Вы будете моими помощниками - маленькими садовниками. Помогите вернуть цветки на свои места!

На столах лежат дидактические картинки леса, поля, клумбы, водоема, окна. Детям воспитатель раздает конверты с предметными картинками цветов.

В. Разложите карточки цветов на те места, где они растут! Посмотрим, кто из вас быстрее и правильнее разложит все цветы из своего конверта.

Почему ты положил ромашку к карточке «поле»? Это какая ромашка? Дикая? Как называется самая большая ромашка? (Нивяник.) Где еще она может расти? (На клумбе.)

Где растет клевер? Почему его еще называют «пчелиной кашкой»?

Назовите цветы, которые могут расти и в саду, и на клумбе. Где может расти ландыш? Чем отличаются полевые цветы от садовых? Как называются цветы, которые человек использует при лечении болезней? (Лекарственные.)

Поиграем в игру «Подбери цветок к цвету!» .

Я назову цвет, а вы назовете цветок такого цвета! (Воспитатель может показывать листы цветной бумаги названного цвета.)

Синий - василек;

Белый - ландыш, ромашка, роза, жасмин, сирень и т. д.

Красный - …

Алый - …

Голубой - …

Фиолетовый - …

Оранжевый - …

Цветы бывают разного цвета. Послушайте об этом стихотворение С. Белорусец «Цвета и цветы».

Непростая кругом красота:

Есть на свете

Цветы и цвета,

Словом, кругом идет голова,

Так созвучны слова!

Ведь среди всевозможных цветов

Есть цветы

Всевозможных цветов…

Будь готов к разноцветию ты

И не путай цвета и цветы…

Цвета и цветы вы, конечно же, не путаете! А вот я перепутала семена цветов, и у меня выросли цветы с необычными названиями! Давайте вместе с вами придумаем названия этим цветам. Например: ландыш с незабудкой - получится … Ланбудка.

Тюльпан с нарциссом - …

Бархатцы с ромашкой - …

Астра с колокольчиком - …

Какие фантастические получились цветы! Знаете ли вы, что у цветов есть свой язык, свой аромат, своя легенда, своя сказка и свой праздник?! Для цветов древние греки и римляне придумали богиню. Как ее зовут? Это Флора! А наука, изучающая цветы, называется флористикой.

Люди с давних времен используют «язык» цветов, чтобы выразить свои чувства и пожелания. Сейчас я познакомлю вас с «языком» некоторых цветов, и вы научитесь дарить пожелания при помощи цветов!

Как вы думаете, что может «сказать» одуванчик? Он одним из первых появляется весной. Растет почти везде и совсем неприхотливый. Кажется, что ему очень интересен окружающий мир, что одуванчик хочет поскорее узнать в своей короткой жизни много интересного. Он - яркий, привлекает к себе внимание… Как бы вы назвали такого человека? (Любознательный, пытливый.)

  • Колокольчик - какой? Он все звенит, болтает даже с ветерком. Значит, болтливый!
  • О незабудке говорит уже ее название: это цветок верности и постоянства.
  • Ромашка - какая? Простая, но в то же время нарядная, радует глаз, милая… Флористы так и говорят - «милая простота».
  • Ландыш - белый, чистый, прячется в тени - скромный.
  • У гладиолуса очень много цветков на одном стебельке. Они дружат между собой. Люди назвали гладиолусом дружбу.
  • А про царицу цветов - розу - вы все знаете! Она хоть и капризная, но уж очень красивая. Ее нельзя не любить. Роза символизирует любовь.

Ребята, в каких случаях люди дарят друг другу цветы? Для чего их дарят?

С помощью нашего маленького словаря - «языка» цветов - расшифруйте мое послание к вам в виде этого букета! (Воспитатель показывает набор предметных картинок из нескольких названных цветов.) Начинать послание-пожелание будем со слов «Желаю вам…»

Какие цветы вы хотели бы получить в подарок?

Представьте, что вы в цветочном магазине, вам нужно выбрать букет к празднику 8 Марта, чтобы поздравить маму. Какие цветы выберете для букета? Почему? А к Новому году? Какие цветы можно подарить девочке? Мальчику?

А сейчас попробуйте сами составить букет - пожелание нашим гостям! Это быстро и просто сделать с помощью аппликации из уже готовых цветов. (Дети выполняют работу под музыку «Вальс цветов».)

Какие цветы в поле первыми встретили весну? В саду? В лесу?

Назовите одним словом: первый цветок - это первоцвет. Цветок, растущий из-под снега, - это… (подснежник).

Луковички подснежника всю зиму «спали» в земле. Я вас превращаю в луковички подснежников! (Дети садятся на корточки.)

Как вы чувствуете себя в земле? Здесь темно, тяжело дышать… Сухо и хочется пить… Очень трудно пробиться сквозь твердую землю! Солнышко, согрей землю! Снег тает, и земля становится влажной, мягкой… Луковички выпустили корешки, росточки выглядывают из-под земли (дети встают).

Выполним под музыку пальчиковую гимнастику.

Вырос весенний цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землей корешки!

Мы сейчас украсим слово «цветок» разными определениями! Каким может быть цветок? (Нежным, добрым, маленьким, веселым, увядающим, искусственным.)

Чем отличается живой цветок от искусственного?

Я сейчас скажу простое короткое предложение, а вы все по очереди постараетесь его продлить: «Расцвел цветок».

  • Расцвел красивый цветок.
  • Красивый цветок расцвел в саду.
  • Красивый цветок расцвел в моем саду!
  • Очень красивый цветок расцвел в моем саду!
  • Очень красивый цветок быстро расцвел в моем саду! И т. д.

Я собрала в свою корзину разные слова. Выберите из них только такие, которые подходят для цветка. Я называю слово с карточки, а вы объясняете, подходит оно к цветку или нет.

Робкий, несмелый, весенний, трепетный, огромный, деревянный, яркий, нарядный, смелый, поникший, умирающий, грустный, иноземный и т. д.

Каким цветок был, когда только появился на свет? Каким он стал, когда расцвел? Каким мы его видим на этой картине?

В моей корзине есть слова, которые помогут вам узнать, что может делать цветок, что с ним происходило. Это - слова-действия. Я их буду читать с карточек, а вы говорите, к какой картине подходит такое действие!

Вырос, потянулся, распрямился, улыбнулся, засиял, поник, увял и т. д.

Используя такие слова, можно составить красивый рассказ о цветке. Я начну, а вы продолжите!

Сквозь землю пробивается трепетный цветок. Он потянулся изо всех сил. Был он сначала робкий, а потом распрямился и стал сильным…

Почти у всех поэтов есть стихи о цветах. И мы можем попробовать сочинить стишок! Я начну, а вы продолжите:

Лютик, лютик, что ты хочешь?

Да ведь ты меня… щекочешь!

Сам смеяться ты не… хочешь.

Так мне пяточки… щекочешь,

Что не хочешь - … захохочешь!

Цветы вдохновляют и сказочников, и поэтов, и художников! Посмотрите, какие цветы нарисовал художник на картине? (Сирень. П.П. Кончаловский.) К какому жанру живописи относится эта картина? Нравятся ли художнику эти цветы? Как мы узнали это? Он очень старательно их рисовал, использовал радостные, приятные краски.

Представьте, что мы оказались в этой комнате, рядом с этим букетом! Что вы почувствуете? Что услышите? Чем вам понравилась эта картина?

А какие цветы вы хотели бы нарисовать? Дома вместе с родителями или сами изобразите в любом стиле свои любимые цветы! Мы из ваших рисунков склеим большую цветочную поляну, которая будет радовать нас целый год! Тогда и цветы рвать не надо.

Нам нужно над цветами наклониться,

Не делая того, чтоб рвать их и топтать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо свое им показать.

А теперь все вместе скажем слова для цветов:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все - и я, и ты…

То останутся пусты

И деревья, и кусты…

Можете сами сочинить от своего сердца слова благодарности для цветка!

План проведения комплексного занятия по развитию речи подготовили Л. Ладутько, С. Шкляр