Меню
Бесплатно
Главная  /  Растения  /  Нужна ли школьная форма в школе. Зачем нужна школьная форма

Нужна ли школьная форма в школе. Зачем нужна школьная форма

Кто родился в СССР, тот помнит красные шарфики, публичные моральные наказания, боязнь выделиться или показаться «не таким, как все». Не скажу, что в Союзе было плохо, наоборот, уровень удовлетворенности жизнью и уверенность в завтрашнем дне почти недостижимы для большинства наших сограждан, хотя мы проживаем в демократическом обществе.

Кто не верит, посмотрите, как живут кубинцы. Обожают Фиделя Кастро, делают татуировки с изображением Че Гевары и наслаждаются социализмом. Да, у них бедность, да, они почти оторваны от мира, но какая там душевность. Так что мы не будем сегодня спорить с теми, кто ностальгирует по советской эпохе. Давайте лишь уделим внимание такому понятию, как «уравниловка». Что может лучше вбить в сознание детей, что все равны, как не школьная форма? Представьте картину, все, как один, одеты в одинаковые костюмы и, кроме обуви, их ничто не выделяет на фоне друг друга. А когда уравниловка практикуется еще и в методах преподавания, не стоит удивляться низким оценкам и нелюбви к школе.

Школьная форма появилась еще в 1834 году. Как правило, цвет платьев и костюмов был черным, серым или коричневым. Иногда мальчиков поголовно стригли наголо, а девочек заставляли ходить с длинной косой.

Учитывая влияние одежды на самоощущение и самосознание, школы в добровольно-принудительном порядке заставляют покупать или шить зеленые платья с кружевами, приобретать голубые галстуки или дорогие пуговицы с изображением символа школы. Благие намерения «уравнить» школьников превратились в пустые кошельки для родителей. Только платные гимназии предоставляют униформу. Государственные образовательные учреждения не финансируют одежду своих подопечных.

Как в корне изменить систему образования

Наша редакция заинтересовалась постомЛилии Горелой на Фейсбуке , которая подняла вопрос эффективности образования в современном обществе. Мало того, что родители вынуждены покупать школьную форму, делать ремонты, часто оплачивать обеды в столовых, так еще влиять на изменения в системе образования. Родительский комитет школы, где учится ребенок автора, организовал свою собственную систему для компенсации недостатков образовательной системы в стране. Лилия просит отцов и матерей, которым небезразлично будущее их потомков присоединиться к борьбе за качественное образование.

К примеру, каждый родитель может проводить занятия, где будет делиться собственным опытом и знаниями. Менеджеры научат детей общению с людьми, программисты помогут освоить информатику, что, несомненно, пригодится в будущем.

Давайте воспитывать детей так, чтобы у них была возможность получать бесценные знания на протяжении 11 лет. Их будущее, карьера, успех зависят во многом от вас.

Лилия Горелая призывает родителей присоединиться к ее инновационной системе образования и дать детям хороший старт для будущих успехов во взрослой жизни.

Во всем виновата школьная форма

Многие страны отказались от школьной формы, поскольку ее постоянное ношение отупляет население. К примеру, Александр Кузнецов, президент Ассоциации детских психологов, утверждает, что уравниловка иногда может отуплять ребенка. Одинаковость и боязнь выделиться могут сделать ребенка ограниченным, а страх развиваться и выражать свою индивидуальность повлияют на будущую жизнь. Кстати, не стоит забывать, что большинство учителей посещало школу в форме. Может, поэтому они не готовы развивать в учениках индивидуальность и делать образовательную систему идеальнее?

Опять же, привычка жить «как все» влияет на нашу реальность. Представьте, если с раннего детского возраста показывать ребенку, что он – личность, определять уровень его интересов и помогать всем родительским комитетом овладевать реально необходимыми в жизни навыками, ребенок будет уверенно подниматься по социальной лестнице.

Многие страны мира уже отказались от практики «уравнения». Может, если и мы решим учить детей по-новому, без акцента на их внешнем виде, наши дети смогут добиться больших успехов, нежели мы с вами?

А как у них?

В Англии своей школьной одеждой гордятся и даже дополнительные занятия посещают не в джинсах, а в форме. Но это одна из немногих стран, где правит королева и обожают передавать многолетние традиции из поколения в поколение.

Такие страны как Бельгия, Австралия, Индия, Ирландия, Куба даже не рассматривают иной вариант одежды для учеников, кроме как традиционной школьной формы. Девочки носят платья средней длины (цвет может быть коричневым, синим, темно-серым), а мальчики – костюмы с рубашками.

Интересный вариант формы в Японии. Девочки одеваются в стиле «сейлор фуку» или «черный низ – белый верх». Обязательно носить гетры и туфли на низком каблуке или платформе. Мальчики носят костюмы, рубашки и галстуки.

США поддерживает свою репутацию свободного государства даже в вопросах школьной одежды. Частные школы имеют право устанавливать свой дресс-код (ярко выражено в сериале «Сплетница»), но государственные учреждения предоставляют полную свободу.

Почему школьная форма не нужна

Газета «Комсомольская правда» в 2012 году серьезно заинтересовалась данной тематикой. Журналисты обратились к юристам с вопросом: «Обязательно ли детям носить форму?». Да, хоть Кабинет Министров Украины и утвердил образец одежды для учеников, никто не имеет права обязать школьников ее носить. Принуждение со стороны администрации школы, классных руководителей или глав родительского комитета можно рассматривать как нарушение прав человека.

Но те постоянно оправдываются, мол, дети приходят из разных семей, и нужно, чтобы различия в социальном статусе не влияли на моральное состояние школьников. Хотя, согласитесь, даже если все будут ходить в одинаковой одежде, это не помешает кому-то носить серьги с бриллиантами или подъезжать утром на папином лексусе. Да и сейчас, когда у всех детей есть телефоны различных марок, популярны различные субкультуры и есть возможность обедать не в столовой, а где-то в кафе, социальное уравнение просто невозможно.

Когда школы прикрываются словами «Это красиво», администрация лишь пытается показать свои родные пенаты с лучшей стороны. Одинаковые, опрятные дети с эмблемами говорят об умении воспитывать подрастающее поколение и вызывать у них уважение к школе. Да и возможность выделиться на фоне других добавляет плюсов при проверках.
Иногда у школьной формы ужасный внешний вид – то слишком короткие юбки, в которых полненькие девочки чувствуют себя толстыми, превращая каждый «школьный» день в стрессовую ситуацию. То костюмы в клетку для мальчиков, над которыми смеются ребята во дворе.

Главное, чтобы ребенку было комфортно

Многие украинские и российские школы вообще отказались от формы. Главное, чтобы ребенок не носил вызывающую одежду, не красил волосы в яркие, неподобающие возрасту и статусу цвета и выглядел опрятно. Администрация следит, какой маникюр и украшения у детей, не позволяет наносить яркий макияж или высокие каблуки.

Важно, чтобы дети не курили и не распивали алкогольные напитки на территории школы. Важно, чтобы они хорошо учились и ставили перед собой цели. А то, носят они школьную форму или нет – пусть решают родители.

Так, может, задумаемся

Зачем нужна школьная форма?

Зачем нужна школьная форма?

В России обязательную форму для учеников ввели еще в 1834 году, а отменили в 1992. Какая школьная форма и зачем она нужна – это стало темой грандиозного праздника-юбилея

Девочки и мальчики школы сменили привычные костюмы - и по коридорам прогуливались барышни из Института благородных девиц и воспитанники Царскосельского лицея, гимназисты и гимназистки 19 века, пионеры в галстуках и ученики в форме «Школы Сотрудничества».

Гости праздника посетили открытые уроки, где можно было позаниматься по программе Царскосельского лицея на уроке изящной словесности или порисовать крахмальными красками, приготовленными собственными руками, на уроке химии.

После уроков гостей ждали интеллектуальные игры и премьера мюзикла о школьной форме, где в небольших сценках учителя и ученики рассказывали о нравах и традициях образования разных периодов российской истории.


А еще - дефиле коллекции школьной формы от известного российского модельера Виктории Андреяновой.

Краткая история школьной формы


Институт благородных девиц

В 1764 году Екатерина II основала "Воспитательное общество благородных девиц", которое позже стало называться "Смольный институт благородных девиц". Цель этого учебного заведения, как говорилось в указе, была "..дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества".

Обучение и воспитание шло "по возрастам". Девочки каждой возрастной группы носили платья определенного цвета: самые младшие (5-7 лет) - кофейного цвета, поэтому их называли "кофейницами", 8 - 10 лет - голубые или синие, 11 - 13 лет - серые, старшие девочки ходили в белых платьях. Платья были закрытые ("глухие"), одноцветные, самого простого покроя. C ними носили белый передник, белую пелеринку и, иногда - белые рукавчики. Девушки получали передовое для Европы образование: чтение, языки, основы математики, физики, химии, танцы, вязание, манеры, музыка.

Самой известной считается форма Императорского Царскосельского Лицея, привилегированного учебного заведения для детей дворян, который окончил Пушкин. В лицей принимались дети 10-12 лет, из воспитанников готовили чиновников высокого ранга. У лицея была гуманитарно-юридическая направленность, Уровень образования приравнивался к университетскому, выпускники получали гражданские чины от 14-го до 9-го классов.

Летняя форма пансионов

Пансионы благородных девиц - государственные и коммерческие - во второй половине 19 века распространились по всей России. В каждом учебном заведении была принята форма своего цвета, но одинаково скромного вида. Более старших девушек уже вывозили в свет, на балы и рауты, чтобы барышня могла найти «подходящую партию» и устроить свою дальнейшую жизнь.

Поскольку многие девушки жили в пансионах постоянно, на лето им разрешали сменить повседневную форму на более легкую – летнюю. Перед нами одни из вариантов летней формы пансионов для прогулок. Но даже вне учебного заведения девушка должна была выглядеть строго и трогательно - в шляпке-канотье и длинном платье.

Гимназии

Старейшей русской гимназией считается Академическая, основанная в 1726 году. Но настоящий расцвет гимназий относится к началу 19 века, когда было образовано Министерство народного просвещения. Гимназии стали возникать по всей Российской Империи. Форма гимназистов состояла из фуражки, шинели, гимнастерки, брюк и парадного мундира. Зимой, в холода, надевали наушники и башлык. У каждого учебного заведения они отличались цветом, кантами, пуговицами и эмблемами. Учителя и надзиратели строго следили за соблюдением всех правил ношения костюма, которые были подробно прописаны в уставе учебных заведений.

Гимназии были классические, реальные, коммерческие, военные. И женские.

Гимназическую форму для девочек утвердили только через 63 года после мужской. В государственных гимназиях воспитанницы носили коричневые платья с высоким воротником и фартуки. Обязательный отложной воротник и соломенная шляпка. К началу 20 века женских гимназий было более 160. По окончании девушкам давался аттестат на звание домашней учительницы.

Советская форма

В 1918 году гимназическую форму признали буржуазным пережитком и отменили. Но в 1948 году вернули фактически дореволюционную форму. Советская форма нового образца появилась только в 1962 году. Она уже была больше похожа на гражданскую одежду - без гимнастерок, без фуражек и ремней. Форма для девочек повторяла форму гимназий, только была намного короче. Обязательными были чёрный или белый праздничный фартук, кружевные воротничок, манжеты, белые или черные банты.

В 70-х у мальчиков появилась куртка, скроенная под джисновую, а у старших мальчиков - брючный костюм. В конце 80-х школьная форма была дефицитом, ее даже продавали по талонам. Одной из причин спроса было ее хорошее качество и традиционно низкая цена. Взрослые люди стали носить ее в качестве повседневной и рабочей одежды.

Обязательную школьную форму в России официально отменили в 1992 году.

Современная форма «Школы Сотрудничества»

Большинство престижных учебных заведений имеют свою собственную форму, подчеркивающую принадлежность учеников к определенной среде. Это всемирная традиция, есть собственная форма и у самых престижных учебных заведений, например, «Лиги плюща», куда входит Кембридж и Оксфорд.

Антистресс для родителей [Ваш ребенок идет в школу] Царенко Наталья

Зачем нужна школьная форма?

Зачем нужна школьная форма?

Многие родители, приводя чадо в первый класс, сталкиваются с необходимостью приобретать школьную форму для ребенка. И, несмотря на то, что большинство мам и пап в свое время и сами ее носили, отношение к форме у них совершенно неоднозначное. Кому-то не нравится сама идея «уравниловки», кого-то не устраивает дизайн или удобство конкретной формы конкретной школы (хотя глобально они не имеют ничего против), кто-то, наоборот, с радостью соглашается, так как видит в форме выход для своего ребенка в силу финансовой ситуации семьи… Словом, сколько родителей, столько и мнений.

А дети… дети – прекрасные барометры и чутко ловят наши, взрослые настроения. И если мама сама терпеть не могла форму в свои школьные годы и, скрипя зубами, надевает ее на своего собственного ребенка, трудно ждать и от него положительного и уважительного отношения к форменной одежде (особенно если мама высказывает свое мнение вслух).

Итак, какие же плюсы и минусы есть у школьной формы? Нужна ли она, целесообразна ли, какие проблемы она решает, какие – нет, а какие, наоборот, порождает?

Начнем с плохого.

Во-первых, форма – это, действительно, уравниловка. У детей совершенно разные фигуры, рост, телосложение. Наконец, у них разный тип внешности. Таким образом, то, что пойдет одному – будет совершенно безобразно смотреться на другом. Чтобы этого избежать, следует дать возможность выбора фасона в пределах, скажем, единой ткани, цветовой гаммы и набора предметов (костюмы, юбки, жилетки – из одной ткани но с вариациями покроя для разных фигур). Однако, где это видано, где это слыхано, где это делается, кому это по карману? Можно по пальцам пересчитать такие школы, увы.

Во-вторых, форма лишь в идеале должна быть комфортной и красивой. Однако реальность зачастую вносит свои коррективы: во многих школах цветовую гамму и ткань не согласовывают с родителями, а делают по принципу «так получилось». К примеру, вводят форму совершенно чудовищной расцветки (в красно-зеленую клетку) только потому, что такую ткань закупили по дешевке «по каналам» директора.

В-третьих, форма угнетает детей своим однообразием. Каждый день – одно и то же! Это и правда надоедает, особенно с того возраста, когда дети становятся неравнодушны к своему внешнему виду и им хочется нравиться одноклассникам и одноклассницам. Правда, здесь изобретательные школьники (и особенно школьницы) всегда найдут выход – чем выделиться и как отличиться. Хорошо, если они додумываются сделать это с помощью деталей одежды. Помню, чего только мы не творили в рамках дозволенного: форму украшали и воротничками необычными, и манжетами, и передники шили красивые. Девочки всегда найдут способ украсить себя. А уж длина! Да и мальчишки всегда могли надеть необычную рубашку, подтяжки, ремень – кто во что горазд. Гораздо хуже, если для обращения на себя внимания в ход идут другие приемы – поведенческие.

И в-последних, некоторые школы делают из формы дисциплинарный рычаг, способ управлять поведением детей. Если позиция администрации в вопросах соблюдения формы чрезмерно жестка, это должно вас насторожить как родителей: главная функция школы – учить детей, а не дисциплинировать, и если акцент ставится не на том, то и учиться там будет непросто, ведь обращать внимание, вероятнее всего, будут в первую очередь отнюдь не на качество учебы, а на лояльность и «послушность».

Теперь – о хорошем. Итак, школьная форма позволяет решить следующие задачи.

Первая: благодаря введению формы дети в школе не могут поразить друг друга именно одеждой. Для учебного процесса это большой плюс, ведь не для того они в школу ходят, в конце концов… Хотелось бы, чтобы об этом помнили и дети, и родители. Выделиться дети и так найдут чем, и хорошо (просто отлично!), если это будут личностные достижения и таланты. Гораздо чаще это просто банальные телефоны, сумки, письменные принадлежности, верхняя одежда, разговоры на тему «у кого какой дом, какая машина», походы друг к другу в гости и совместный досуг – детям будет где «развернуться» и помимо сферы одежды. Социальное и материальное положение разных семей и так ни для кого из детей в классе не секрет, об этом и говорят теперь свободно, да и дети не хуже (а то и лучше) нас знают, что сколько стоит. Так что «решить проблему социального неравенства» форма, увы, не сможет. Однако имущественное неравенство переносится гораздо легче, когда хотя бы во время учебного процесса (а ведь это основная школьная функция) одежда у всех одинаковая. Да просто поставьте себя на их место: некто в шикарном костюме ведет с вами важный разговор, застигнув вас в неподходящей одежде – повседневной домашней футболке или в старом свитере… Как вы себя почувствуете? А теперь вообразите тот же разговор, когда и вы – в деловом костюме, даже не в таком дорогом. Когда будет комфортнее?

Вторая: еще лет 15–20 назад финансовое положение было очень напряженным у подавляющего большинства населения, и форма была хорошим выходом из положения для многих. Наши времена – с учетом кризиса – обещают быть не лучше, поэтому форму можно вновь считать неплохим материальным подспорьем: все же один набор одежек дешевле нескольких. Правда, некоторые школы ухитряются сделать на этом бизнес, и форма получается совсем недешевой, но это уж на совести администрации.

Третья: дети выглядят не разношерстной массой, а некой целостностью, это полезно и в смысле эстетики, и в смысле психологии – дополнительный момент, сплачивающий группу в коллектив, позволяющий воспитать так называемую «корпоративную культуру». К примеру, дочь моих друзей учится в Великобритании, в ее учебном заведении форма обязательна (как и во всех «хороших» школах – это традиции, сложившиеся веками). И девочка (подросток!) ею гордится, как гордится и вообще принадлежностью к этому учебному заведению. И правда, форма очень красивая…

Четвертая: не у всех детей и их родителей есть вкус, поэтому современные школьники бывают одеты просто чудовищно, нередко – и дорого, и чудовищно «в одном флаконе», ведь эстетика зависит отнюдь не от материальных возможностей семьи. А форма, если подобрана удачно и хорошо сшита, эти моменты убирает.

Пятая: в период пубертата девочки активно стремятся привлечь к себе внимание. При помощи повседневной одежды они получают порой просто удручающие результаты. Нередко девочки приходят на занятия в прозрачных блузках с полупрозрачными лифчиками, или в таких юбках-поясах, в которых категорически нельзя наклоняться – только приседать (привет шестидесятым!), или же в джинсах с низким поясом, в которых тоже лучше стоять ровно как оловянный солдатик: любое движение вперед извлекает на всеобщее обозрение трусики девочки и половину ее попы. Со стопроцентной гарантией могу сказать, что если девушка одета именно так, то что бы она ни говорила, но мысли у нее будут не об учебе – равно как и у всей мальчуковой половины класса. И, как следствие, у девичьей тоже. Не стоит себя обманывать, физиология есть физиология, особенно щедро подогретая гормонами. И тут дело не в высокой морали администрации, а в том, что они элементарно не хотят тратить свое время впустую. Как видите, плюсов все же больше, нежели минусов, хоть и не намного. Однако в вашей власти выбирать, какие аргументы для вас более значимы. Ведь форма – неизбежная данность во многих школах, так не лучше ли, не имея возможности изменить обстоятельства, изменить свое к ним отношение и увидеть позитив там, где, на первый взгляд, его нет и быть не может? А приняв ситуацию, ее всегда можно обратить в свою пользу: ну как минимум, вам и вашему ребенку будет легче жить – одним раздражающим и напрягающим моментом меньше.

Из книги Как воспитывать родителей или новый нестандартный ребенок автора Леви Владимир Львович

Зачем нужна недоверчивость - Сегодня очень хорошая погода, и у меня хорошее настроение… Что-то здесь не так!Маша, 4 года- Мальчик, поди сюда.- Пойдем со мной, девочка.Если вы человек, совсем незнакомый ребенку лет от двух до десяти (да и старше…), но произносите

Из книги Как относиться к себе и к людям [Другая редакция] автора Козлов Николай Иванович

Зачем мужчине нужна Жена? Зачем мужчине нужна жена, чем она привлекает его? - Большинство мужчин ответит, что Жена привлекает его как возможный Душевный друг, Любовница, Хозяйка Дома и Мать для детей. А теперь обратите внимание на то, что те моменты, которые привлекают

Из книги Лекарство от лени автора Леви Владимир Львович

Глава 2. ЗАЧЕМ НУЖНА ПУСТАЯ ГОЛОВА Это мое любимое животное, родное и близкое, называется Ленивец, точней, Ленивица с малышом. Симпатяга, правда? А это я. ГИД, как обычно, опаздывает... Георгия Игоревича Дарина (ГИДа) читатели знают, это один из моих постоянных собеседников,

Из книги Дауншифтинг [или как работать в удовольствие, не зависеть от пробок и заниматься тем, чем хочется] автора Макеева Софья

Зачем и кому эта книга нужна? – Тому, кому понравилась книга Элизабет Гилберт «Есть. Молиться. Любить» (история журналистки, которая после развода и увольнения отправилась в путешествие на год). Потому как эта история вписывается в рамки дауншифтинга.– Тому, кому не

Из книги Дневник счастливой стервы, или Эгоистка поневоле автора Белова Елена Петровна

ЗАЧЕМ НУЖНА МЕДИТАЦИЯ? Люди пытаются извлечь из медитации самую разнообразную пользу.Одним нужен покой, другим – самоконтроль, кому-то – сила, а кому-то – безмолвие. Но чаще всего есть желание обрести покой или покой ума. На первый взгляд, между покоем и покоем ума не

Из книги Причины болезней и истоки здоровья автора Виторская Наталья Мстиславовна

Из книги Самоучитель по психологии автора Образцова Людмила Николаевна

Что такое самооценка и зачем она нужна? Фундамент, на котором строится самооценка, – это оценка внешних влияний, условий, обстоятельств и отношений. Наличие способности оценивать не только объективные факторы, но и собственные силы, способности, качества – это один из

Из книги Искусство трудного разговора автора Таунсенд Джон

Глава 19. Зачем нужна подготовка? - Расскажите, как вы провели конфронтацию? - спросил я (Генри) у Сэнди, которая пришла ко мне на очередную консультацию.- Ужасно, - сказала она в ответ. - Так ужасно, что я даже не хочу ничего говорить. Мне стыдно про это рассказывать. - Поза

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

Зачем нужна перезагрузка? Семь бед – один Reset Мозг, как и любой другой орган, нуждается в отдыхе. Особенно это важно в тех случаях, когда человек непрерывно думает над одной и той же проблемой. Что называется, «циклится» на ней. При этом очень скоро нейросеть, по которой

Из книги Философия психологии. Новая методология автора Курпатов Андрей Владимирович

Зачем нужна медитация? Во время пребывания в центре в келью к Шэттоку зашел начальник полиции Рангуна, который только что вышел в отставку и также проходил курс медитации. Они разговорились на тему, зачем современному человеку медитация.Цивилизованное общество дает

Из книги От срочного к важному: система для тех, кто устал бежать на месте автора Макклетчи Стив

1. Зачем нужна новая методология? Современная наука развивается по принципу дивергенции, с каждым днем растет количество новых отраслей знания, вопросы узкой специализации входят в моду во всех областях как собственно науки, так и практической деятельности. Разумеется,

Из книги Французские дети всегда говорят «Спасибо!» автора Антье Эдвига

Из книги Позитивная психология. Что делает нас счастливыми, оптимистичными и мотивированными автора Стайл Шарлотта

Школьная форма В целях борьбы с социальным неравенством, в школах Франции была попытка ввести школьную форму, которая оказалась утопической, поскольку каждый родитель хотел иметь право одевать своего ребенка так, как сочтет нужным. Но в школах до сих ценится

Из книги Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие автора Коллектив авторов

Глава 1 Зачем нужна позитивная психология «Вероятно, в мире нет ничего, что так часто осуждают и так плохо понимают, как умение жить счастливо». Сенека (ок. 4 до н. э. – 65 н. э.) Позитивная психология изучает то, что эффективно. Это все аспекты жизни, мышления и поведения, от

Из книги автора

Зачем нам нужна цель Вы и без позитивной психологии понимаете, что процветающая, счастливая жизнь состоит не только из мимолетных удовольствий, радостей и занятий, которые нам больше всего нравятся. Нельзя превращать жизнь в неконтролируемый поиск наслаждений.

Многие родители, несмотря на то что школьная форма давно стала обязательным атрибутом учебной жизни, задаются вопросом: школьная форма — это обязательно? Нужно ли, готовя ребенка к школе, покупать форму или можно обойтись без нее?

У родителей и педагогов, учащихся выпускных классов есть множество аргументов «за» и «против». Многие считают, что обязательное ношение школьной формы ущемляет права и обязанности личности. Другие уверены, что школьная форма организует ученика, улучшает дисциплину в классе, повышает уровень внимания на занятиях.

Для чего была введена школьная форма?

  1. Для обеспечения обучающихся удобной и эстетичной одеждой в повседневной школьной жизни.
  2. Устранения признаков социального, имущественного и религиозного различия между обучающимися.
  3. Предупреждения возникновения у обучающихся психологического дискомфорта перед сверстниками.
  4. Укрепление общего имиджа образовательной организации, формирования школьной идентичности.

Является ли школьная форма обязательной при посещении учебного заведения?

С момента как ФЗ «Об Образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (далее — Закон) дал образовательным организациям возможность устанавливать требования к одежде школьника (цвету, виду, размеру, фасону, знакам отличия и т. д.), вопросов относительно необходимости школьной формы стало еще больше.

С правовой точки зрения, если образовательная организация ввела школьную форму, то она является необходимым условием посещения школы. Обязанность учащегося — выполнять Устав образовательной организации и требования локальных актов, например, ношение школьной формы (ст. 43 Закона). Каждый родитель, который отдает ребенка в 1 класс, должен ознакомиться с Уставом образовательного учреждения под роспись. Если Устав содержит пункт о том, что в школе форма обязательна, то все обучающиеся, как участники образовательного процесса, обязаны выполнять требования школы — носить форму.

В ситуации, когда ученик пришел в школу без формы — он нарушил требования Устава образовательного учреждения. Данная ситуация не должна повлечь за собой такую меру как отстранение от учебы. Это связано с тем, что каждому гражданину гарантировано право на получение образования. Нарушения Устава образовательного учреждения могут привести к дисциплинарным взысканиям. Чаще всего в школьной практике с учеником или его родителями достаточно провести беседу, чтобы внешний вид ученика соответствовал требования школьного этикета.

Здесь стоит отметить, что школа должна принять локальный акт, с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей и представительного органа работников школы, учащихся. Введение требований к одежде должно приниматься решением всех участников образовательного процесса.

Кто определяет, какую форму должны носить дети?

Данный вопрос относится к компетенции образовательной организации, которая устанавливает виды одежды (спортивная, парадная, повседневная). Одежда обучающихся может иметь отличительные знаки школы, класса в виде эмблем, галстуков, значков. Школа может порекомендовать купить одежду определенного фасона или цветовой гаммы, но не имеет право требовать купить форму в конкретном магазине, указав определенного производителя.

Специальные требования к форме обучающихся предусмотрены для образовательных организаций, реализующих образовательные программы в области:

  • обороны и безопасности государства;
  • обеспечения законности и правопорядка;
  • таможенного дела и т. д.

В данном случае правила ношения форменной одежды и знаков различия устанавливаются учредителем образовательной организации (ст. 38 Закона).

Могут ли школьников обеспечить формой бесплатно?

Обеспечение форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием) обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов — органами местного самоуправления (ст.38 Закона). Это означает, что некоторые категории школьников могут быть обеспечены формой за счет бюджетных средств, если это предусмотрено субъектом РФ.

Решение о введении требований к одежде обучающихся должно учитывать материальные затраты малообеспеченных семей (Письмо Минобразования России 28.03.2013 г. № ДГ-65/08 «Об установлении требований к одежде обучающихся»). Таким образом, если субъект РФ установил жесткие требования к форме, то в его обязанности будет входить обеспечение такой формой всех малоимущих граждан.

Порядок обращения за получением субсидии зависит от региона проживания семьи учащегося. В зависимости от территории за получением субсидии можно обратиться либо в МФЦ, районную администрацию, либо в школу.

  • Одежда должна соответствовать гигиеническим требованиям к одежде для детей, подростков и взрослых (СанПиН 2.4/71 1.1.1286-03).
  • Одежда должна соответствовать погоде, месту проведения учебных занятий, температурному режиму в помещении.
  • Не рекомендуется ношение обуви, одежды с травмирующей фурнитурой, асоциальной символикой.
  • Внешний вид должен соответствовать общепринятым нормам делового стиля и носить светский характер.

Безусловно, учащиеся, которые придерживаются определенных требований к внешнему виду, соблюдают правила школьной жизни. Плюсов от того, что школа вводит ношение школьной формы, гораздо больше, чем минусов. Детям необходимо ощущать свою принадлежность к определенной группе, коллективу. Это успешно достигается за счет введения школьной формы.

В 2014 учебном году форма стала обязательным атрибутом школьной жизни. Как всегда, решение Минобразавания раскололо общественность на два лагеря, потому как школьниками были, есть или будут абсолютно все граждане нашей страны. Вовлеченность в обсуждение, зачем нужна школьная форма, массовая, и количество аргументов противников дресс-кода обычно перевешивает сентиментальные воспоминания о собственных чудесных школьных годах сторонников единообразия внешнего вида учеников. Но это связано с неумением участвовать в дискуссии. Оставим эмоции и обратимся к фактам, реабилитируя школьную форму и даже выступая в ее защиту.

Форма и дисциплина

Дисциплина — это не то явление, когда дети ходят строем и хором славят партию, как представляется многим. Дисциплина — это соблюдение определенных правил, принятых в определенной организации, даже и негласных. Школа — прежде всего учебное заведение, и говорить о полной анархии самовыражения в школьных стенах очень недальновидно. Есть какие-то абсолютные правила: приходить в определенное время, во время урока сидеть за партой, вежливо обращаться к учителю, работать над заданиями. Все их соблюдают, и никому не приходит в голову возмущаться таким насилием.

Школьная форма в глазах общественности почему-то из этого ряда выпадает. Как необязательный элемент: кажется, что и в форме, и в “штатском” дети соблюдают те же правила. Это верно, однако школьник, который в одной и той же одежде сидит в классе, играет в футбол, гуляет с собакой, идет в кино, словом, занимается повседневными своими делами, перестает воспринимать школу как особое место. И тогда правила, установленные в ее стенах, начинают представляться обузой. Человек их, естественно, соблюдает, но это соблюдение приносит внутренний дискомфорт.

Что происходит, когда школьник надевает форму? Появляется ощущение отстраненности от жизни внешкольной, учеба выходит из ряда обыденных дел, развлечений, занятий и становится делом особенным, солидным и ответственным. И появляется настрой на следование правилам, потому что школа — такое место, где правила и должны работать, не вызывая внутреннего бунта.

Здесь можно столкнуться с мнением, что для этого не обязательно вводить школьную форму, достаточно лишь какого-то общего единообразия. В самом деле, если у ребенка в гардеробе будет более-менее строгий классический костюм “для школы” — свою дисциплинарную функцию он выполнит, никак не повлияв на детское чувство вкуса, кошелек родителей и способность тех и других самовыражаться. Можно ограничить цветовую гамму и длину юбок, а цвет, фасон, покрой, материал оставить на усмотрение родителей и самих учеников. Это было бы справедливо, если бы форма была призвана работать только на дисциплину, но ее функциональное назначение гораздо шире.

Форма и социальное равенство

Любимый аргумент сторонников школьной формы — воспоминания о том, как в советское время все ученики были равны, а в одном классе учились дети министров и уборщиц, ничем друг от друга формально не отличаясь. На самом деле это, конечно, миф, явленный нам измененной памятью. Дети высокопоставленных лиц учились всегда отдельно, а если кто и оказывался в обычной школе, то от остальных все же отличался. Сама по себе форма социально детей не уравнивает, и в этом антагонисты совершенно правы: гаджеты, аксессуары, бижутерия, машины и наличные деньги сделают свое дело, даже если дети одеты одинаково.

Школьная форма лишь исключает один элемент из этого ряда критериев статуса. Здесь как раз на руку играет форма из одного материала и стандартной модели: меньше повода для эмоций. Правда, оптимальным решением должен стать все же выбор между схожими внешне фасонами, которые рассчитаны на принципиально разные типы фигуры. Дети разные, как и взрослые, и заставлять их носить одежду, которая в силу ряда причин им не подходит, было бы глупо.

Кроме того, одинаково одетые школьники получают относительно равные возможности для самоутверждения, ощущая статусное превосходство товарищей лишь в момент навязчивой демонстрации этого превосходства. Пока сосед по парте не достал новый смартфон или игровую консоль — он равен тебе. Когда появляется возможность продемонстрировать свое превосходство посредством внешнего вида — она эксплуатируется максимально полно: и просто, и эффект перманентный, а ощущение равенства не появляется вовсе.

Форма и учебный процесс

Вроде бы школьная форма и процесс получения знаний никак не связаны, и в задачи учителя не входит ни воспитание вкуса, ни контролирование внешнего вида, ни отслеживание морального облика ученика. Главное — чтобы дети учились и не мешали делать то же другим, а в джинсах ли они будут сидеть за партами, в спортивных костюмах или классике — дело десятое.

На самом деле одежда ярких расцветок и броских фасонов отвлекает от занятий. Наш зрительный аппарат устроен таким образом, что внимание привлекает нечто отличное от общего фона, даже не обязательно красный свитер среди серых пиджаков. С тем же успехом взгляд зацепится за спокойный голубой среди зеленого. Когда внимание невольно рассредотачивается между текстом, яркими пятнами одежды, посторонними звуками, удержать мысль довольно сложно, тем более что она так и норовит упорхнуть сама. Пестрота вокруг и разнообразие форм хороши для отдыха, в коллективной работе же единообразие может быть только благом для центральной нервной системы и органов чувств: мозг не должен перегружаться информацией, поступающей одновременно и относящейся к разным категориям и разрядам.

Кроме школьников, в учебный процесс вовлечен и учитель. Представьте, каково это: изо дня в день много часов смотреть на пестроту, пытаясь сосредоточиться на уроке. Заболят и глаза, и голова, к концу дня не останется сил, ибо к раздражителю цветовому постоянно добавляются и другие. А чему научит постоянно уставший учитель?

Помимо отвлечения безусловного внимания, одежда отвлекает и условное. Глубокое декольте старшеклассницы способно заставить забыть основы арифметики не только одноклассников, но и учителя. Обсуждение внешнего вида и связанных с этим психологических характеристик человека становится важной частью школьного быта, тем более что и учителя порой не в силах удержаться от замечаний. Мощный отвлекающий фактор на учебный процесс оказывает негативное влияние, а если таких факторов тридцать?

Справедливости ради стоит сказать, что не только яркие, дорогие и открытые наряды нарушают спокойствие класса, но и просто чем-то отличающиеся и вызывающие любопытство. Так, в смешанных школах женские хиджабы — предмет постоянного внимания и детей, и взрослых. Подобную роль может сыграть любая нестандартная одежда, от рваных джинсов до бабушкиной вязаной юбки.

Форма и самовыражение

Оказывается, наши школьники самовыражаются исключительно за счет одежды. Этот аргумент — один из главных в заявленном противостоянии. Как только речь заходит о школьной форме, так родители начинают требовать соблюдения права на выражение собственной личности. Это, конечно, очень важно в период ее становления.

Но что мы видим без розовых очков и теорий? Самовыражение заканчивается там, где начинается мода, поддерживаемая родительским кошельком. Некоторые подростки, причисляющие себя к неформальным субкультурам, в этом отношении несколько свободнее, однако какие-то тенденции задают тон и в малых группах. Иной, выразивший что-то личное посредством одежды, имеет все шансы стать парией. Бренды, цена и подиумное сочетание цвета и модели никак не относятся к самовыражению. Большинство школьников хотят выглядеть “как все”, и так и выглядят. Варьируются лишь детали. Захочет ли юный человек ходить в школу в строгом костюме, если все вокруг в джинсах и ярких модных свитшотах? Захочет ли он сидеть на занятиях в спортивном костюме, если в тренде классика? Очень сомнительно.

Мантра советских времен “стань интересным в неинтересной одежде” сегодня основательно забыта, ибо за счет “интересной одежды” можно привлечь внимание, не прилагая усилий. Не нужны знания, увлечения, харизма, не нужно выстраивать отношения и уметь слушать других. Достаточно просто выглядеть. Это ли то, чего хотят родители? Дети ведь не навсегда дети, а попав в реальный, а не школьный мир, могут ломаться в столкновении мировосприятий: ценятся личные и профессиональные качества, самовыражение должно иметь под собой солидную основу. Форма, уравняв всех внешне, позволяет обращать внимание на другие человеческие особенности (справедливости ради — не всегда имеющие реальную ценность вне школы).

Стоит говорить и о том, что вкус в одежде может развиваться со временем или не развиваться вовсе, так что эстетика такого самовыражения может быть очень иллюзорной. Неумение одеваться по моде или носить определенные вещи (строгие костюмы, например, классические брюки, туфли на каблуке) способно сделать молодого человека объектом для шуток. Обязательное ношение формы исключает этот стрессовый фактор: тому, кто не понимает и не интересуется модой, живется с формой гораздо проще.

Форма и семейный бюджет

Очень интересный момент — зависимость семейного бюджета от школьной формы. Что обычно говорят родители, выступающие против? Школьная форма шьется на заказ, часто по-российски — в одном назначенном ателье за назначенную сумму, которая явно не сравнима со стоимостью комплекта одежды из сток-магазина. Школа становится очень дорогой. Единой для всех (как это было — коричневые платьица, синие пиджачки) формы уже не будет, а школьная администрация — не святые серафимы, и при удобном случае обязательно на пошиве кто-то как-то наварится.

Это справедливо, но это проблемы системы, а не самой школьной формы. Она, впрочем, стоит гораздо больше, чем на ценнике написано: требуется два комплекта рубашек или блузок, пара брюк и очень желательно сменный пиджак. Носить один комплект месяцами и надевать его сразу после стирки не понравится никому. Да еще и растут дети весьма быстро, иной раз худеют или поправляются так, что форму приходится подгонять. Соответственно, стоимость возрастает.

С другой стороны, тезис “мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевое” в нашем случае очень верен. Вместо формы, сшитой из носких и стойких материалов, в школу растущий человек будет носить повседневные свитера, футболки, юбки, джинсы, после школы в них же гулять, играть, заниматься своими делами. Естественно, каждый день в одном и том же дети ходить не хотят, да и портится одежда со скоростью катания с горки на собственной пятой точке. Чем дешевле, тем менее качественный материал. Носить дешевую одежду школьники не очень хотят. Так что вместо пары форменных комплектов придется приобретать несколько раз в год комплекты не форменные. Учитывая, что синтетику или дешевый трикотаж родители и сами покупать не горят желанием, разница в стоимости сокращается: джинсы, рубашка и свитер могут оказаться лишь немногим дешевле школьного костюма, а ведь одной вещью не обойдешься. Экономия получается сомнительная.