Меню
Бесплатно
Главная  /  Мытье  /  Промышленный дизайн заводов. Откуда пошел промышленный дизайн

Промышленный дизайн заводов. Откуда пошел промышленный дизайн

Каждый фотограф, профессионал или любитель, в своей деятельности часто сталкивается с таким видом творчества как дизайн, в частности с искусством компоновки, стилистики и украшения. Поэтому мы решили создать на сайте новую рубрику «Дизайн», где будем публиковать статьи о дизайне как виде творчества, о графическом дизайне, задачах дизайна, типографике, шрифтах, визуальных коммуникациях, графических решениях, работы известных графических и промышленных дизайнеров. Первая статья новой рубрики посвящена промышленному или индустриальному дизайну.

Промышленный или индустриальный дизайн относится к той области дизайнерского искусства, которая занимается художественным проектированием элементов предметного наполнения среды обитания человека. Промышленные дизайнеры стараются определить облик окружающих нас предметов бытового назначения и одновременно пытаются сделать их максимально функциональными. От удобства пользования, функциональности и внешнего вида изделия в немалой степени зависит его успех на рынке, поэтому промышленный дизайн сегодня чрезвычайно востребован. В этой статье мы попробуем разобраться, как появился промышленный дизайн, каковые его главные особенности и отличия от других видов дизайна?

Можно сказать, что промышленный дизайн как самостоятельное направление выделился из архитектуры. Недаром многие люди, стоявшие у истоков становления индустриального дизайна, были выдающимися архитекторами своего времени. Собственно, именно архитектуре и промышленному дизайну мы во многом обязаны формированию окружающей нос предметно-пространственной среды в том виде, в какой она существует сегодня. Однако если архитектура решает скорее пространственные задачи, то индустриальный дизайн ориентирован на формирование предметного окружения.

Основной задачей промышленного дизайна является определение экстерьера, функциональных и структурных особенностей оборудования, техники, продукции и изделий, которые нас окружают в повседневной жизни. В этой связи отличительной особенностью промышленного дизайна можно назвать его ориентацию на массовое промышленное производство.

Дизайн аэропорта Куала-Лумпура. Малайзия. Фото: Stuck in Customs / Foter.com / CC BY-NC-SA

Кроме того, промышленный дизайн всегда нацелен на потребности рынка. Ведь для увеличения объема продаж в условиях жесткой конкуренции производителям приходится прибегать к различным методам, самым действенным из которых является интересный и яркий дизайн выпускаемой ими продукции. Это позволяет заинтересовать и привлечь потребителей. Впрочем, такая нацеленность на рынок в разной степени присуща и другим видам дизайна.

Поэтому, пожалуй, главным отличием промышленного дизайна от других областей дизайнерского искусства все же является его связь с бытовыми и производственными потребностями человека. Индустриальный дизайн имеет дело с разного рода искусственно созданным оборудованием, техникой и изделиями, которые занимают некое промежуточное положение между человеком и окружающими его природными структурами. Промышленный дизайнер занимается художественным проектированием объектов массового промышленного производства, куда, в частности, можно включить следующие категории изделий:

бытовые приборы (посуда и иная кухонная утварь, радио- и электрооборудование);

— автомобили и другие транспортные средства;

технологическое оборудование для промышленного производства (станки и другая техника);

— инженерные устройства и сооружения;

— визуальные коммуникации;

— элементы интерьера (мебель).

Искусство промышленного дизайна на самом деле имеет глубокие исторические корни, хотя окончательно оформилось это направление только в XX веке. Большинство исследователей сходится на том, что точкой отсчета для зарождения и становления промышленного дизайна являются те времена, когда вещи стали изготавливать на станках, а не вручную. Вследствие этого изделия стали терять свои индивидуальные черты. Поэтому некоторые люди начали всерьез опасаться, что появление таких предметов в быту негативно скажется на внутренней гармонии человека.


Дизайн интерьера. Фото: MAZZALIARMADI.IT / Foter.com / CC BY-SA

Тут-то и стала формироваться потребность в промышленном дизайне. В качестве примера приводят обычно английского промышленника Джозайиа Веджвуда, жившего еще в XVIII столетии. Занимаясь изготовлением набивных тканей в промышленном масштабе, он, возможно, впервые в истории уделил самое пристальное внимание дизайну и внешнему виду своей продукции.

Впрочем, до начала XX столетия изготовленные промышленным способом предметы в большинстве случаев просто украшались декоративными элементами, которые служили своеобразным напоминанием о ручной работе ремесленника. Кстати, ремесленники, несмотря на сравнительно небольшие объемы выпуска продукции, за многие поколения своего труда накопили весьма ценный опыт для промышленного дизайна. Ведь в ходе своей работы они выявляли взаимосвязи между назначением предмета и его формой, материалом, технологией изготовления, функциональными и эстетическими свойствами.

С появлением в жизни человека таких изделий, как средства связи, паровой транспорт или промышленные станки, поначалу к ним применялись те же самые, привычные глазу тогдашнего обывателя контуры и линии, которые опирались на опыт традиционной культуры ремесла. Одним из первых, кто заявил о неразрывности красоты предмета и его функции, был художник, теоретик изящных искусств и архитектуры Дж. Рескин. Он являлся убежденным противником машинного производства, видя путь в соединении эстетики и функциональности производимых предметов только в возрождении народных традиций ремесла.

В начале XX века произошло становление новых художественных стилей, в поисках новых областей творчества многие художники и архитекторы обратились к промышленным изделиям. В свою очередь, предприниматели и владельцы производственных предприятий начали впервые осознавать важность дизайна в процессе создания продукции. В 1907 году в Германии появилось объединение «Дойче Веркбунд», которое провозгласило своей целью создание «идеальных образцов» для целей промышленного производства на основе традиционной ремесленной культуры. Заложенные теоретиками этого творческого объединения принципы «эстетического функционализма» легли в основу промышленного дизайна. Правда, участники «ДойчеВеркбунд» изготавливали образцы изделий лишь в ограниченном количестве для представления их публике на разнообразных выставках.

Одним из ярких представителей области промышленного дизайна начала XX столетия был архитектор П. Беренс, который разработал собственные интересные формы электрических светильников, электрической посуды и вентиляторов – то есть тех видов продукции, которые на ту пору еще не имели какого-либо конкретного визуального осмысления. Пользуясь принципами «эстетического функционализма», Беренс сделал эту продукцию узнаваемой и по-своему уникальной.


Дизайн пылесоса. 1930 г. Фото: State Library of New South Wales collection / Foter.com

В 1919 году в Веймаре была создана целая школа промышленного дизайна под названием «Баухаус», основателем которой выступил немецкий дизайнер и архитектор Вальтер Гропиус. Девизом этой школы стало «Новое единство искусства и технологии». В «Баухаусе» были разработаны принципы художественного конструирования как комплексного подхода к проектированию вещей. Были заложены основы теоретического проектирования в промышленном дизайне, заключающиеся, главным образом, в том, что функция и конструкция определяют форму. Соответственно, чем функциональнее предмет, тем он должен быть красивее.

Этим принципом руководствовались члены этого творческого объединения, которые считали, что промышленный дизайнер – это художник, ремесленник и технолог в одном лице. Поскольку дизайнеру необходимо было создавать изделия для массового производства, то, следовательно, ему требовалось от начала до конца знать весь производственный процесс. Кстати, образцы продукции, разработанные в недрах школы «Баухаус» в 20-е годы прошлого столетия, до сих пор успешно продаются и пользуются большой популярностью. Успех этих изделий обусловлен оптимальным сочетанием высокой технологичности изготовления, эстетических и эргономических качеств.

По примеру школы в Веймаре в нашей стране в 1920 году были созданы Высшие Художественно-технические Мастерские (ВХУТЕМАС). Их первым деканом был дизайнер, график, фотограф А. Родченко, один из основоположников конструктивизма. В стенах этих художественно-технических мастерских начинают решаться практические задачи, формируются оригинальные дизайнерские концепции.

Дальнейшему развитию промышленного дизайна, как ни странно, поспособствовал кризис 1929 — 1930 годов, возникший в американской промышленности. Промышленный дизайн оказался одним из средств решения коммерческих проблем производственных предприятий, поскольку служил тем самым инструментом для увеличения сбыта продукции. В этот период индустриальный дизайн начал ориентироваться строго на выполнение коммерческих задач и потребности рынка. В этой связи во многом дизайн свелся к простому внешнему оформлению предмета. Этот период связан с именами таких художников и дизайнеров, как Раймонд Лоуи, Уолтер ДорвинТииг и Генри Дрейфус.

Новый виток развития промышленный дизайн получил уже после Второй мировой войны, когда умение превращать промышленную продукцию в эстетичные произведения искусства стало показателем уровня развития экономики. Промышленный дизайн во второй половине прошлого века быстро превратился в важный инструмент в конкурентной борьбе среди ведущих мировых производителей. Понимая важность этого направления, в 1969 году в Америке даже была создана коллегия промышленного дизайна.

Принципы индустриального дизайна, как творческой деятельности человека, ориентированной на улучшение внешних свойств производимой в промышленности продукции, стали повсеместно применяться в странах Западной Европы и Скандинавии. В Европе особую роль в развитии промышленного дизайна играла Ульмская школа, которая превратилась в один из главных центров разработки теоретических основ современного промышленного искусства. В послевоенные годы в Европе выделились отдельные, национальные школы индустриального дизайна – итальянская, скандинавская и другие.

Дизайн социального дома. Венеция. Фото: seier+seier / Foter.com / CC BY

В наши дни при проектировании промышленных изделий дизайнер имеет дело с такими понятиями, как мода или образ жизни потенциальных потребителей продукции. Также при проектировании бытовых предметов на первый план выходят вопросы сбыта продукции, вследствие чего дизайн часто приобретает ярко выраженный коммерческий характер. Впрочем, при создании дизайна объектов промышленного назначения (сельскохозяйственного оборудования, станков) все же доминируют технические требования: эргономика, технологичность производства, экономичность и экологическая безопасность. Игнорировать эти факторы невозможно, поскольку формируемая с участием этих объектов производственная среда должна быть комфортной для человека, в том числе и в визуальном отношении. Таким образом, специфика современного промышленного дизайна весьма тесно связана с характером создаваемых изделий.

Дизайнеры, занятые в этой области, должны обладать познаниями и художника-оформителя, и конструктора, и инженера-технолога. Только такие совокупные знания позволяют воплощать творческие замыслы и создавать интересные, оригинальные изделия, без ущерба для их функциональности. В процессе художественного проектирования дизайнер формирует главную идею, прорабатывает концепт, затем работает с эскизами, чтобы представить макет изделия.

Далее осуществляется моделирование в трехмерном пространстве и визуализация объекта с помощью специализированных программных средств. Только после этого производится собственно конструирование и создание опытного образца изделия. Свою работу промышленный дизайнер строит таким образом, чтобы разрабатываемый им образец изделия, пройдя через все вышеперечисленные этапы, отвечал его первичному замыслу и при этом мог внедряться в производство без каких-либо проволочек.

Сегодня промышленный дизайн широко применяется в самых разных областях, начиная от деревообрабатывающей промышленности и металлургии и заканчивая сферой высоких технологий. В целом, в широкий круг услуг, оказываемых профессиональными промышленными дизайнерами, может входить как разработка домашней посуды, так и создание концептов автомобилей. Пресс-формы, корпуса и детали – со всем этим приходиться работать промышленному дизайнеру. Главной же задачей на современном этапе развития промышленного дизайна является создание запоминающегося и в то же время эргономичного внешнего вида изделия при сохранении его технологических и функциональных качеств.

Вероника Удодова, арт-директор российской компании WayRay, разрабатывающей голографическую автомобильную систему навигации Navion, написала для сайт колонку, в которой рассказала про этапы разработки потребительской электроники.

Что такое промышленный дизайн и для чего он нужен? Подсказка: не только, чтобы было красиво. На самом деле промдизайн решает сразу несколько задач разного уровня:

  • это оболочка, которая защищает от внешнего воздействия «железо» устройства;
  • это удобство взаимодействия пользователя с устройством;
  • и, конечно, красота, которая позволяет компании распространять продукт среди большего количества потребителей.

Само появление промышленного дизайна обосновано не только необходимостью производства устройств, но еще и повышением внимания к продукту со стороны потребителя.

Рынок гаджетов на данный момент огромный. Пользователь познал, что такое выбор. Поэтому на сегодняшний день промдизайн, в первую очередь, выполняет маркетинговые задачи (то есть обеспечивает конкурентное преимущество).

Расскажу о своем опыте работы над голографической навигационной системой Navion для автомобилей, чтобы вы могли представить, сколько этапов проходит дизайн-команда WayRay, работая над продуктом, чтобы смогли ощутить насколько это длительный и кропотливый процесс.

3D-визуализация продукта

Как мы создаем Navion

Мы разрабатываем не очередной фен или телефон, а создаем технологию, которая имеет «выход» в уникальном продукте.

В целом, есть два основных подхода по созданию продукта. В первом случае направление задает отдел дизайна, во втором - инженерный отдел.

Нельзя считать один из подходов правильным, а другой неправильным - оба могут использоваться для разных целей и на разных этапах разработки, одновременно и независимо друг от друга. Ни дизайнеры ни инженеры не смогут создать по отдельности полноценный продукт - это должно быть совместное творчество.

На самом деле, существуют четко фиксированные этапы по созданию продукта, независимо от того, что это - корпус, упаковка или приложение.

Пожалуй, я не буду рассказывать о том, что главное правильно заточить карандаш и выпить кофе. Итак, этапы создания промышленного дизайна:

1. Анализ рынка и смежных сегментов - чтобы понять, что есть, и сделать еще лучше. На этой стадии собираются PDF-файлы с информацией, а также мудборды.

Возможно, вы часто видели в фильмах или видеороликах, как дизайнер стоит у большой доски с разными распечатанными и аккуратно вырезанными картинками, зарисовками, стикерами и так далее. Это и есть тот самый мудборд (moodboard). Если дословно - доска настроения.

2. Идейный ряд - на основе анализа происходит генерация огромного количества разных идей относительно функциональности, формы, материалов и всего чего угодно в рамках проекта.

На этой стадии дизайнер зарастает в большом количестве бумаг, карандашей, маркеров. На выходе получаем много некрасивых, но полезных эскизов.

Обычно дизайнеры не любят показывать эти кипы бумаг, лишь по одной причине - никто кроме них не сможет разобрать, что там происходит.

Первый шаг - куча черновых эскизов, из которых половина полетит в корзину

3. Концептуальная проработка, стадия №1 - необходимо выбрать самые лучшие идеи и развить их дальше. Результат: примерно 10 красивых эскизов.

Из множества черновых эскизов отбираем несколько самых лучших идей и дорабатываем их

Здесь задействована только фантазия дизайнера. На этом этапе, вместо техзадания есть только грубо сформированные пожелания и представления от продуктового менеджера.

В свою очередь, дизайнер определяет для себя некий технологический бэкграунд и принцип работы устройства и считает это отправной точкой для создания стилистически-функционального эскиза.

Во время этой стадии как раз и закладываются идея и философия продукта. Например, с самых первых эскизов в Navion была заложена философия бионических поверхностей. Основным референсом был морской скат. Он удачно вписывался в концепцию плавных и минималистичных линий.

Для Navion референсом послужил морской скат. В дальнейшем эта история нашла свое продолжение в ролике о компании

4. Концептуальная проработка, стадия №2 - взять самые лучшие концептуальные эскизы и объединить их с технологическими наработками от инженеров. На этой стадии делается примерно пять красивых эскизов и столько же глиняных макетов (clay models).

На переднем плане - макеты из индустриального пластилина, на заднем плане - распечатанные на 3D-принтере

Эта стадия подразумевает работу дизайнеров на основе зафиксированной в ТЗ функциональности конечного продукта - то есть сформирован принцип работы устройства на «железном» уровне в виде упрощенных схем разных узлов.

На этой стадии дизайнер может себе позволить осознанно уменьшать габариты, рисовать сложные поверхности, неадаптированные под производственные технологии, использовать дорогие материалы. Но принцип работы устройства и функциональную компоновку он ни в коем случае не может видоизменять.

5. Концептуальная проработка, стадия №3 - создаются несколько 3D-моделей с соблюдением габаритов. На этом этапе выполняется 3D-визуализация и печать макета на 3D-принтере. Обычно - два прототипа.

На этой стадии промышленный дизайнер уже задумывается о технологии производства корпуса, о доступных материалах. Достаточно часто происходит видоизменение некоторых частей, но главная задача - сделать полную визуальную проработку и сформировать ожидания о конечном продукте.

На этой стадии окончательно утверждается внешний стиль устройства и запускается механизм разработки всех составляющих брендинга продукта.

Черновая 3D-визуализация

Распечатанные на 3D-принтере варианты габаритных макетов

6. Инженерный прототип - разрабатывается упрощенный корпус для нужд инженеров. На выходе - распечатанный на 3D-принтере корпус.

Это еще один этап, в котором используется промдизайн. Здесь основной акцент направлен на проверку технологии, а значит нужен упрощенный дизайн корпуса, который как раз и выполняет свои «первобытные» функции - защита, ремонтопригодность, наличие отладочного интерфейса.

На этом этапе нет задачи «сделать красиво», здесь задача «сделать функционально». Так, чтобы можно было пробовать продукт в полевых условиях, быстро разбирать, менять части, дорабатывать начинку.

Одни из первых вариантов инженерных прототипов Navion

7. Финальный корпус - самый интересный этап, здесь происходит соединение внешнего корпуса и полностью скомпонованного «железного» сердца устройства в самой детальной проработке. Это время компромиссов.

Хотя нет, это время битвы - инженеры против дизайнеров. Увы, но всем заранее известно, что победителя не будет. Здесь либо каждый идет на компромиссы и ищет обходные пути, либо не будет полноценного продукта.

На этом моменте дизайнеры очень плотно сотрудничают с инженерами, даже несмотря на то, что с самых первых компоновок дизайнеры держали руку на пульсе у инженеров и закидывали их своим представлением продукта.

В истории WayRay бывали моменты, когда промдизайнеры закрывались на весь день в переговорной с инженерами и выясняли в «прямом эфире», что возможно двигать и перекомпоновывать для улучшения внешних и потребительских качеств будущего устройства.

Жертвы есть всегда: и со стороны дизайна и со стороны железа, а, значит, и со стороны программного обеспечения. Но главная задача на этом этапе - сохранять во всем баланс. Продукт не получится качественным и востребованным, если перевес будет на чьей-либо стороне.

На выходе - 3D-модель корпуса с финальными габаритами, которая передается на дальнейшую проработку в инженерный отдел. Там ее «пилят» на детали и разрабатывают конструкцию, опять же, под контролем дизайнеров.

Финальная 3D-визуализация устройства

Как работают промдизайнеры в России

Обычно в России промдизайнеры работают на аутсорсе или идут в штат дизайн-бюро, которые специализируются только на объектном дизайне. Только вот найти компанию, которая занимается разработкой, к примеру, гаджетов с самого нуля, где промдизайнеры есть в штате, достаточно непросто.

Во-первых, их в целом не очень много на рынке, потому что вузы учат, скорее, инженерной части, чем дизайну. Во-вторых, они редко нужны на продолжительный срок, а если и нужны, то только в случае, когда компания постоянно выпускает новые продукты, а таких компаний в России, опять же, крайне мало.

И в заключение, во всей этой истории есть одна проблема - промдизайн, а точнее процесс создания внешней части устройства, стоит достаточно приличных денег, сил, а главное, времени компании, которое напрямую связано с запуском продукта в массы и получением прибыли.

Именно поэтому многие российские компании, если и делают хорошие функциональные вещи, то не всегда упаковывают их в красивую оболочку.

Интересный факт, что многие российские промдизайнеры часто работают на Китай, который почти не делает промдизайн внутри. Почему? Они очень долго были производственной страной, которая делала все по заказу, и только сейчас они стали делать самостоятельно конечный продукт и нанимать дизайнеров из других стран к себе - как на аутсорс, так и в штат, с релокацией.

Параллельно они отправляют своих ребят учиться в лучшие мировые школы. Но пока поколение не подросло, пользуются ресурсами других стран.

Сколько стоит промдизайнер

Промдизайнер может взяться за проект и сделать его за чисто символические деньги, если этот проект и компания ему интересны. В среднем, если нанимать на проект хорошего промдизайнера с опытом, то первый этап работы будет стоить минимум 150 тысяч рублей. Это включает в себя концептуальные решения, эскизы, и черновую визуализацию в 3D.

Исходя из опыта, я бы разделила дизайнеров на два типа: одни любят первую концептуальную стадию работ, быстро завершают ее и переходят на другой проект. Другие любят самостоятельно завершать проект, доводя его до производства. Но такие проекты обычно длятся 6-12 месяцев, по оплате - это отдельная история. Это может стоить компании 5-10 тысяч рублей в день.

Где учат промышленных дизайнеров

Промышленный дизайн бывает разный. Это и автомобильный дизайн, и мебельный дизайн, и работа над электронными устройствами, и над предметами быта. Главное понять, что ближе именно вам и учиться именно на это.

Основными центрами по обучению дизайнеров по разным направлениям являются такие страны как:

  • Италия - промышленный дизайн, автомобильный дизайн, архитектура, дизайн интерьера.
  • Германия - автомобильный дизайн.
  • Испания - промышленный дизайн.
  • Финляндия - мебельный дизайн.
  • Россия - архитектура.
  • Англия - графический дизайн, текстиль, мода.
  • США - коммуникационный дизайн, графический дизайн.
  • Франция - мода, архитектура.

Но если наблюдать не за общепринятыми стандартами, а за популярными порталами (например, behance.net), где профильные специалисты делятся своими работами, то можно заметить сдвиг в сторону Китая и Кореи.

Можно лишь догадываться, с чем именно это связано, но по собственному опыту могу предположить, что многие китайские компании начали привлекать европейских дизайнеров либо отправлять на обучение в Европу своих специалистов. Я сама очень часто сталкивалась с предложениями от китайских коллег поработать над созданием различных гаджетов, а также с запросами дать разрешение на использование созданных мной концепций.

Другой вопрос, почему в Китае так любят западный дизайн. На мой взгляд, это связано с тем, что развивалось больше производство, чем дизайн, и проще скопировать, чем разработать. Поэтому больше доверия западным брендам с западным дизайном.

Неважно, где именно проходит ваше обучение и как долго оно длится. Результат будет зависеть только от вашего желания и трудолюбия - без этого вы ничего не сможете сделать в сфере дизайна.

Промышленный дизайнер делает технологию понятной для пользователя

Вы, наверное, замечали, что многие устройства мы воспринимаем как черный ящик. Пользователь редко задумывается, что там внутри и как оно функционирует, но любой человек вам всегда сможет рассказать, удобно ли этим устройством пользоваться, где оно включается и как получить от него задуманную функциональность. Как раз за это и отвечает промышленный дизайн.


Словосочетание «промышленный дизайн» сейчас у многих на слуху. Но, представление о том, что это такое всех совершенно разное.Промышленный дизайн, такой же вид творческой деятельности, как и обыкновенный дизайн, но предметами промышленного дизайна чаще всего являются изделия бытового назначения промышленного изготовления.

Компаниям-производителям сегодня приходится прибегать к различным ухищрениям, чтобы выдержать конкуренцию и достойно преподнести свой продукт на потребительский рынок. Интересный и качественный дизайн промышленного изделия - действенный способ выделиться среди конкурентов и заинтересовать потребителя. Задачей промышленного дизайна является обозначить экстерьер, структурные и функциональные особенности предметов, на который направлены приемы промышленного дизайна. К предметам промышленного дизайна можно отнести посуду и прочую кухонную утварь, бытовые и промышленные приборы, мебель, оборудование, и даже высокотехнологичные и наукоёмкие изделия. К вариантам промышленного дизайна относятся популярный сегодня автомобильный и транспортный дизайн.

Таким образом, промышленный дизайн это не только искусство сочетания дизайна с технологиями, но и маркетинговый инструмент.

Профессионал, создающий дизайн для промышленного изделия, должен быть одновременно и художником, и конструктором, и инженером-технологом. Ведь промышленный дизайн требует применить свое творческое воображение так, чтобы не был нарушен технологический смысл конечного продукта.

Сам процесс художественного конструирования состоит из 8 этапов:

Формирование основной идеи

Проработка концепции

Работа с набросками

Макетирование

Трехмерное моделирование

Визуализация

Инженерное проектирование

Создание опытного образца

Задача профессионала провести объект промышленного дизайна через предварительные семь этапов так, чтобы восьмой производственный этап прошел без проволочек и выдал конечный результат согласно основной идее.

Авторские права на дизайн-концепцию и основные идеи промышленного изделия принадлежат дизайнеру, за исключением случаев, оговоренных в контракте. В соответствии со статьей 27 «Закона РФ об авторском праве и смежных правах №5351-И": авторское право действует в течение жизни и 70 лет после его смерти; авторское право, право на имя и защиту репутации сохраняются бессрочно. Кроме того, дизайнер имеет право демонстрировать авторские работы в портфолио, с целью привлечения внимания новых заказчиков.

Возникновение дизайна

Возникновение дизайна, как особого вида проектно-художественной деятельности относят к концу ХIХ в., связывая его появление с промышленной революцией - повсеместным развитием массового машинного производства и возникшим вследствие этого разделением труда. В условиях индустриального производства, товарного наполнения рынка внимание производителей все больше обращалось на привлекательность и разнообразие внешнего вида выпускаемых изделий, а также на потребительские качества продукции, удобство ее эксплуатации. В результате возникла необходимость в особом специалисте, способном не только создавать привлекательный внешний вид, отвечающий веяниям моды и запросам потребителя, форму изделия, но и хорошо разбираться в конструировании и технологии машинного производства. Только в условиях решения комплексных инженерно-технических, художественных вопросов возможно, как показала практика, создавать конкурентоспособную продукцию.

Вся история индустриального дизайна тесно связана с историей развития техники. Такие изобретения, как паровой котел, двигатель внутреннего сгорания, электромотор, воздухоплавание создали не только новые области в машиностроении, но и стали историческими этапами в развитии дизайна.

XIX век был веком ошеломляющего прогресса. Одно техническое чудо приходило на смену другому; век, начавшийся дилижансами и гусиным пером, заканчивался автомобилем и пишущей машинкой. За телеграфом последовал телефон, затем заработал “беспроволочный телеграф” - радио. Люди придумали способ делать точные изображения с натуры, обходясь без художника, записывать и сохранять на века человеческий голос, сделали первые попытки взлететь на аппарате, тяжелее воздуха, изобрели движущуюся фотографию - кино.

Труд ремесленника, процесс создания формы предмета непосредственно был связан с его изготовлением. С приходом века индустриализации стали создаваться прототипы изделий в форме чертежей, моделей и опытных образцов, которые затем производились в многочисленных тиражах с помощью машин уже другими людьми. Таким образом на рубеже столетий в процессе промышленного производства произошло разделение труда, дизайн выделился в обособленную форму проектно-художественной деятельности и стала формироваться новая профессия - дизайнер.

Дизайн как профессия существует около ста лет. Ее отсчет зачастую ведут с известного движения “За связь искусств и ремесел” в Англии конца XIX в., лидером которого был известный художник и теоретик в области предметного творчества Уильям Моррис. Именно тогда были сформулированы основные положения теории и творческие принципы дизайна, повлиявшие на школы и направления более поздних лет. Иногда дату возникновения профессии дизайнера связывают с началом XX века, когда художники заняли ведущие посты в ряде промышленных отраслей и получили возможность формировать фирменный стиль предприятий, влияя на политику формообразования выпускаемой фирмами продукции. В качестве примеров приводятся фирменные стили немецкой электротехнической компании АЭГ и американской автомобильной фирмы Форд моторе. Существует также мнение, согласно которому о дизайне, как профессии, можно говорить только тогда, когда сложились школы с методиками преподавания дизайна и появились первые дипломированные специалисты по дизайну. Это 20-е годы нашего столетия, когда были открыты первые школы дизайна - Баухауз - в Германии и ВХУТЕМАС - в Советской России. Существует также точка зрения, в соответствии с которой возникновение дизайна относят к периоду всемирного кризиса 1929 года, он описывается, прежде всего, как американский феномен.

Действительно, вплоть до кризиса 1929 года европейский дизайн оставался чисто локальным явлением, не оказывая заметного влияния на промышленное производство. И только с началом кризиса американский дизайн становится реальной коммерческой силой, приобретая постепенно в полном смысле этого слова массовый характер, возникает профессиональная индустрия дизайна. Сформировавшееся в начале столетия в архитектуре Америки и ряда европейских стран новое стилевое направление Функционализм стало своего рода теоретической базой и для развития принципов формообразования в дизайне. Его лидеры, видевшие красоту художественной формы в ее функциональной целесообразности, стояли и у истоков машинного формообразования дизайна. Среди них такие известные имена как Луис Салливен - один из основателей Чикагской архитектурной школы, известной своими зданиями “машинной эпохи”; Фрэнк Ллойд Райт - патриарх американской архитектуры и дизайна; Петер Беренс - немецкий архитектор и художник, с чьим именем связывают целую эпоху в развитии дизайна и в частности появление «фирменного стиля»; Мис ван дер Роэ - один из лидеров известного германского производственного союза Веркбунда и основоположников рационалистической архитектуры и дизайна в Германии; Вальтер Гропиус - основатель “Баухауз” -всемирно известной школы современной архитектуры и дизайна; Герит Томас Ритвельд - голландский архитектор, его концептуальное «красно-синее кресло» стало скульптурным символом современного дизайна.

Среди пионеров дизайна были и пришедшие в промышленность архитекторы и художники-модернисты. Представители модерна искали выход из тупика надоевшего подражания стилям прошлого, отрицали эклектику, резко критиковали украшательства и орнаментику, вели поиски в области рациональных, геометрических форм, особое внимание при этом обращалось на красоту исходного материала, выявление его. По сути эти взгляды были своеобразным шагом к философии индустриального формообразования. Среди них такие известные имена как Анри Ван де Вельде, с именем которого связано появление стиля “модерн”, Михаэль Тонет и его известный во всем мире «венский стул»; Чарлз Макинтош - шотландский архитектор, лидер стиля “Ар нуво”, дизайн которого считается одной из вершин европейского модерна и его мебель начала века воспроизводится по сей день; Рэймонд Лоуи - один из основателей профессионального дизайна в США, его часто называют отцом промышленного дизайна; Камиллло Оливетти и Эрвин и Артур Брауны, с именами которых связывают целые стили в истории дизайна; Джованни Понти - итальянский архитектор - основатель самого известного журнала по дизайну «Домус»; Алвар Аалто - основоположник современной финской архитектуры и дизайна; а также наши соотечественники - К.Малевич, А.Родченко, В.Татлин, Л.Лисицкий и др., ставшие у истоков советского дизайна.

У нас в стране до последнего времени для обозначения понятия «дизайн» использовались термины: «художественное конструирование» - процесс проектирования, «промышленное искусство», «техническая эстетика» - сфера деятельности. И специалист-дизайнер именовался как «художник-конструктор», ведущий институт дизайна - Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики, а самый популярный в 60-80 гг. отечественный журнал по дизайну - «Техническая эстетика».

Практически любой искусственный объект на Земле, который человек может увидеть, потрогать или использовать, окажется предметом промышленного дизайна . И это не странно, ведь большая часть вещей, что нас окружают на протяжении жизни, относится к тому или иному виду промышленного дизайна.

Современный промышленный дизайн включает в себе элементы искусства и технологий , охватывая широкий спектр различных объектов - от чайной ложки до наукоемких изделий. Поэтому человек, создающий дизайн промышленного (или индустриального) изделия, должен быть одновременно инженером и художником, объединяя вместе функциональность и эстетическую привлекательность изделия.

Промышленный дизайн как отдельная ветвь дизайна

В отличие от обширного понятия «дизайн», «промышленный дизайн» тесно связан с предметами бытового и производственного назначения , которые были промышленно изготовлены. Поэтому к объектам промышленного дизайна нельзя отнести любые предметы, сделанные человеком, а только те, которые защищены патентом и изготавливаются на производстве.

Задачами современного промышленного дизайна являются:

  • создание функциональных и эргономичных предметов;
  • эстетически приятного внешнего вида изделия;
  • повышение энерго- и ресурсосбережения при производстве и использовании предмета;
  • проектирование безопасных для человека и окружающей среды вещей;
  • создание интуитивно простого в использовании оборудования.

Интеграция всех этих задач требует от промышленного дизайнера развитых инженерных навыков, хорошего воображения и тонкого эстетического вкуса . Кроме того, необходимо учитывать, что готовое изделие должно соответствовать потребностям определенной целевой аудитории.

Промышленный дизайн включает следующие этапы разработки изделия:

Тенденции в современном промышленном дизайне

Простота и минимализм

Потребители все чаще выбирают простые вещи, выполненные в стиле минимализма. Помимо этого, большой популярностью пользуются обычные материалы и формы . Люди больше не видят необходимости покупать «overpriced»вещи для повседневного использования. Основные требования к предметам:

  • максимальная легкость конструкции;
  • минимальное использование дорогостоящих материалов;
  • отсутствие «перегружающих» деталей;
  • адекватная цена.

Удобство и эргономичность

Современные потребители отдают предпочтение удобству и комфорту одежде, немного пренебрегая внешним видом . Точно также в объектах промышленного дизайна начинают больше ценить удобство. Покупатели все чаще выбирают предметы, которые обладают высокой степенью эргономичности, просты в использовании и интуитивно понятны любому пользователю. Большой популярностью пользуются мебель-трансформер, которая помогает существенно сэкономить пространство в небольшом помещении.


Польза и монофункциональность

Более приоритетными для покупателей являются уже не многофункциональные вещи. Теперь отдается предпочтение предметам, которые можно использовать только по своему прямому назначению. Поэтому популярность полифункциональных кухонных приспособлений падает: люди не хотят приобретать громоздкое оборудование, если они будут пользоваться только одной функцией.

Экодизайн

В последнее время гораздо больше внимания уделяется экологической проблематике. В связи с этим возникло новое направление в промышленном дизайне - экодизайн. Он направлен на создание предметов, которые будут органично включаться в природную среду . Эта тенденция отличается следующими характеристиками:

  • создание предмета с минимальными затратами природных ресурсов;
  • понижение энергоемкости изделия при его изготовлении и использовании, а также возможность использования возобновляемых энергоресурсов;
  • использование материалов, которые подлежат многоразовой вторичной переработке;
  • долговечность изделия;
  • сокращение избыточного потребления;
  • простота утилизации.

Все чаще дизайнеры ищут вдохновение среди объектов природы - растения, соты, вода, камни, животные и пр.


Держатель для ключей « Honey , I m home

Футуризм

Во многих дизайнерских решениях давно прослеживаются футуристические нотки. Совсем скоро непривычный «дизайн будущего» будет отличительной особенностью всех привычных для нас предметов.


Первый электромобиль Porsche - Mission E . Выход намечен на 2020 год.

Примеры современного промышленного дизайна

Миниатюрная солнечная панель Heli-on

Солнечные панели становятся доступными не только для обеспечения энергией домов, но и для повседневного использования. Удобная карманная солнечная панель предназначена для зарядки мобильных телефонов или других гаджетов в любое удобное время. На случай, если погода совсем не солнечная, у панели есть свой небольшой аккумулятор, что позволит производить зарядку. Весит такая панель всего 105 грамм.


Модульные ветрогенераторы Windflock

Вслед за новинками в использовании солнечной энергии, инновации появляются и в ветроэнергетике. Windflock представляет собой систему ветрогенераторов , объединенных в группу, для экономии пространства. Тем не менее, их производительность остается пока что под вопросом.


Необычные краны

Смеситель Swirl разбивает поток воды на множество тонких струй, позволяя создать удивительное завихрение. Это не просто устройство для стильной ванной комнаты, но еще и способ экономии - более широкий поток позволяет использовать меньше воды при мытье рук или посуды.


Умный кран iWash поможет приучить детей и взрослых тщательнее мыть руки. В нем будет встроен цифровой микроскоп, отслеживающий бактерии на поверхности рук.


Воздушная капля

Горшок для растения рода Тилландсия со встроенным фильтром для воздуха - инновационный способ сделать воздух в квартире чище. Кроме естественного выделения кислорода, растение активно поглощает формальдегиды, бензол, и трихлорэтилен.


Гоночный велосипед будущего

В этом велосипеде все футуристическое - от педалей до руля. Обтекаемая форма позволит велосипеду отлично маневрировать на больших скоростях. Пока что концепция находится на стадии разработки - некоторые детали сделаны из бумаги.


Трехколесный скутер Tripod

В 2015 году победителем Red Dot Design Awards (мировая премия в области дизайна) в номинации «Дизайн-концепт» стал необычный трехколесный скутер Tripod . Он представлен в трех цветах, имеет очень необычный футуристический дизайн. В то же время, изделие отличается высокой степенью эргономичности и удобства. Основная его задача - доставка грузов на небольшие расстояния. Также на нем можно просто кататься.


Бамбуковые весы

Весы из бамбука сделаны по последним тенденциям современного промышленного дизайна. Весы экологически чистые - в них даже нет никаких электронных устройств , они работают от обычного давления.


Специалисты компании Klona имеют многолетний опыт в разработке предметов промышленного дизайна бытового и специального назначения. Позвоните нам по телефону, и вы получите консультацию по поводу интересующего вас изделия!

В мире дизайна существует бесчисленное множество профессий, одна из самых универсальных, интересных и многогранных – промышленный дизайнер. Такие специалисты отвечают за создание всего вокруг: техника, мебель, предметы обихода, посуда, автомобили, яхты и даже мобильные приложения.

Если вам удается совмещать логическое мышление и творчество, а жажда сделать этот мир чуточку лучше и красивее не покидает ни на минуту, значит, вам стоит задуматься о карьере в сфере промышленного дизайна. Для такой работы требуется профессиональная подготовка, что подразумевает получение степени Бакалавра или Магистра.

Институт Марангони предлагает получить профильное образование на программах Бакалавриата «Промышленный дизайн» и Магистратуры «Дизайн средств передвижения» и «Итальянский промышленный дизайн». Во время обучения студенты: изучают историю искусства; учатся разрабатывать идеи новых продуктов и создавать их; углубляются в бизнес-составляющую индустрии, чтобы не просто придумывать что-то красивое, но востребованное и отвечающее последним или будущим трендам. По окончании института они на 100% готовы к работе и начинают успешную карьеру на международном рынке.

Но прежде чем подавать документы на поступление, давайте узнаем об этой перспективной профессии немного больше.

Особенности работы

Обычно промышленные дизайнеры специализируются на одном продукте или услуге. Хотя нет никаких рамок и границ, все зависит от желания учиться и развиваться в разных направлениях. Единственное, что обязательно для всех, это создание продуктов, отвечающих требованиям: легко использовать, хорошо функционирует, рентабельно производить, привлекательный внешний вид.

В зависимости от проекта фронт работы может различаться, но основные задачи промышленного дизайнера это:

обсуждение с клиентом его пожеланий и составление брифа;

  • изучение работы существующих продуктов и услуг;
  • разработка идеи, первоначальных рисунков и эскизов;
  • принятие решения о выборе подходящих материалов и ресурсов;
  • компьютерное моделирование продукта и создание подробных чертежей;
  • производство прототипов;
  • тестирование продукта или услуги;
  • окончательная доработка и запуск производства.

На всех этапах работы дизайнер должен взаимодействовать с инженерами, моделистами, маркетологами и другими членами команды разработки.

Время работы и доход

Чаще всего такие специалисты работают по стандартному графику с 9.00 до 18.00 (30-40 часов в неделю), хотя творческий процесс порой требует дополнительного времени.

В Европе начинающие дизайнеры могут получать от 15 до 22 000 евро в год, более опытные 25-34 000, зарплаты «бывалых» начинаются от 42 000 евро.

Обучение и профессиональное развитие

Выше мы уже писали, что для работы необходимо получить образование. Но наличие диплома не отменяет продолжения обучения. Промышленные дизайнеры должны учиться всю жизнь: проходить курсы повышения квалификации, проходить узкоспециализированные программы, читать журналы, книги, сайты и блоги. Стоит вступить в ассоциации дизайнеров, посещать профильные выставки и мероприятия.

Навыки, интересы и личные качества

  • творческие идеи и логический подход для их развития;
  • способность выражать идеи через рисунки и 3D-модели;
  • понимание свойств различных материалов и методов производства;
  • умение планировать и организовывать проект на всех этапах;
  • способность составлять смету затрат и работать в рамках бюджета;
  • хорошие коммуникационные навыки;
  • умение писать четкие и краткие отчеты;
  • творческий подход в решении проблем;
  • способность работать в команде и обмениваться идеями с коллегами.

Возможности

Промышленные дизайнеры востребованы в самых разных областях промышленности и коммерции. Например, они работают в составе команды по разработке новых продуктов на фабриках игрушек или на мебельном производстве. Кроме того, они могут выступать в роли консультантов или сотрудничать с самыми разными брендами на основе фриланса.

Получая опыт работы, у промышленных дизайнеров появляется возможность стать креативным директором или возглавить департамент по управлению проектами. Современные технологии вывели эту профессию на новый уровень, обладая знаниями об эргономике, функциональности и внешней красоте продукта, дизайнеры могут работать над разработкой мобильных приложений и сайтов. Все больше из них привносят свой вклад в онлайн-мир и становятся UX-дизайнерами.

Узнать подробности об обучении на программах Бакалавриата и Магистратуры в области промышленного дизайна в институте Марангони можно у консультантов официального представительства –