Меню
Бесплатно
Главная  /  Утепление  /  Дизайн промышленного изделия определение. Промышленный (индустриальный) дизайн — что это такое

Дизайн промышленного изделия определение. Промышленный (индустриальный) дизайн — что это такое

Каждый фотограф, профессионал или любитель, в своей деятельности часто сталкивается с таким видом творчества как дизайн, в частности с искусством компоновки, стилистики и украшения. Поэтому мы решили создать на сайте новую рубрику «Дизайн», где будем публиковать статьи о дизайне как виде творчества, о графическом дизайне, задачах дизайна, типографике, шрифтах, визуальных коммуникациях, графических решениях, работы известных графических и промышленных дизайнеров. Первая статья новой рубрики посвящена промышленному или индустриальному дизайну.

Промышленный или индустриальный дизайн относится к той области дизайнерского искусства, которая занимается художественным проектированием элементов предметного наполнения среды обитания человека. Промышленные дизайнеры стараются определить облик окружающих нас предметов бытового назначения и одновременно пытаются сделать их максимально функциональными. От удобства пользования, функциональности и внешнего вида изделия в немалой степени зависит его успех на рынке, поэтому промышленный дизайн сегодня чрезвычайно востребован. В этой статье мы попробуем разобраться, как появился промышленный дизайн, каковые его главные особенности и отличия от других видов дизайна?

Можно сказать, что промышленный дизайн как самостоятельное направление выделился из архитектуры. Недаром многие люди, стоявшие у истоков становления индустриального дизайна, были выдающимися архитекторами своего времени. Собственно, именно архитектуре и промышленному дизайну мы во многом обязаны формированию окружающей нос предметно-пространственной среды в том виде, в какой она существует сегодня. Однако если архитектура решает скорее пространственные задачи, то индустриальный дизайн ориентирован на формирование предметного окружения.

Основной задачей промышленного дизайна является определение экстерьера, функциональных и структурных особенностей оборудования, техники, продукции и изделий, которые нас окружают в повседневной жизни. В этой связи отличительной особенностью промышленного дизайна можно назвать его ориентацию на массовое промышленное производство.

Дизайн аэропорта Куала-Лумпура. Малайзия. Фото: Stuck in Customs / Foter.com / CC BY-NC-SA

Кроме того, промышленный дизайн всегда нацелен на потребности рынка. Ведь для увеличения объема продаж в условиях жесткой конкуренции производителям приходится прибегать к различным методам, самым действенным из которых является интересный и яркий дизайн выпускаемой ими продукции. Это позволяет заинтересовать и привлечь потребителей. Впрочем, такая нацеленность на рынок в разной степени присуща и другим видам дизайна.

Поэтому, пожалуй, главным отличием промышленного дизайна от других областей дизайнерского искусства все же является его связь с бытовыми и производственными потребностями человека. Индустриальный дизайн имеет дело с разного рода искусственно созданным оборудованием, техникой и изделиями, которые занимают некое промежуточное положение между человеком и окружающими его природными структурами. Промышленный дизайнер занимается художественным проектированием объектов массового промышленного производства, куда, в частности, можно включить следующие категории изделий:

бытовые приборы (посуда и иная кухонная утварь, радио- и электрооборудование);

— автомобили и другие транспортные средства;

технологическое оборудование для промышленного производства (станки и другая техника);

— инженерные устройства и сооружения;

— визуальные коммуникации;

— элементы интерьера (мебель).

Искусство промышленного дизайна на самом деле имеет глубокие исторические корни, хотя окончательно оформилось это направление только в XX веке. Большинство исследователей сходится на том, что точкой отсчета для зарождения и становления промышленного дизайна являются те времена, когда вещи стали изготавливать на станках, а не вручную. Вследствие этого изделия стали терять свои индивидуальные черты. Поэтому некоторые люди начали всерьез опасаться, что появление таких предметов в быту негативно скажется на внутренней гармонии человека.


Дизайн интерьера. Фото: MAZZALIARMADI.IT / Foter.com / CC BY-SA

Тут-то и стала формироваться потребность в промышленном дизайне. В качестве примера приводят обычно английского промышленника Джозайиа Веджвуда, жившего еще в XVIII столетии. Занимаясь изготовлением набивных тканей в промышленном масштабе, он, возможно, впервые в истории уделил самое пристальное внимание дизайну и внешнему виду своей продукции.

Впрочем, до начала XX столетия изготовленные промышленным способом предметы в большинстве случаев просто украшались декоративными элементами, которые служили своеобразным напоминанием о ручной работе ремесленника. Кстати, ремесленники, несмотря на сравнительно небольшие объемы выпуска продукции, за многие поколения своего труда накопили весьма ценный опыт для промышленного дизайна. Ведь в ходе своей работы они выявляли взаимосвязи между назначением предмета и его формой, материалом, технологией изготовления, функциональными и эстетическими свойствами.

С появлением в жизни человека таких изделий, как средства связи, паровой транспорт или промышленные станки, поначалу к ним применялись те же самые, привычные глазу тогдашнего обывателя контуры и линии, которые опирались на опыт традиционной культуры ремесла. Одним из первых, кто заявил о неразрывности красоты предмета и его функции, был художник, теоретик изящных искусств и архитектуры Дж. Рескин. Он являлся убежденным противником машинного производства, видя путь в соединении эстетики и функциональности производимых предметов только в возрождении народных традиций ремесла.

В начале XX века произошло становление новых художественных стилей, в поисках новых областей творчества многие художники и архитекторы обратились к промышленным изделиям. В свою очередь, предприниматели и владельцы производственных предприятий начали впервые осознавать важность дизайна в процессе создания продукции. В 1907 году в Германии появилось объединение «Дойче Веркбунд», которое провозгласило своей целью создание «идеальных образцов» для целей промышленного производства на основе традиционной ремесленной культуры. Заложенные теоретиками этого творческого объединения принципы «эстетического функционализма» легли в основу промышленного дизайна. Правда, участники «ДойчеВеркбунд» изготавливали образцы изделий лишь в ограниченном количестве для представления их публике на разнообразных выставках.

Одним из ярких представителей области промышленного дизайна начала XX столетия был архитектор П. Беренс, который разработал собственные интересные формы электрических светильников, электрической посуды и вентиляторов – то есть тех видов продукции, которые на ту пору еще не имели какого-либо конкретного визуального осмысления. Пользуясь принципами «эстетического функционализма», Беренс сделал эту продукцию узнаваемой и по-своему уникальной.


Дизайн пылесоса. 1930 г. Фото: State Library of New South Wales collection / Foter.com

В 1919 году в Веймаре была создана целая школа промышленного дизайна под названием «Баухаус», основателем которой выступил немецкий дизайнер и архитектор Вальтер Гропиус. Девизом этой школы стало «Новое единство искусства и технологии». В «Баухаусе» были разработаны принципы художественного конструирования как комплексного подхода к проектированию вещей. Были заложены основы теоретического проектирования в промышленном дизайне, заключающиеся, главным образом, в том, что функция и конструкция определяют форму. Соответственно, чем функциональнее предмет, тем он должен быть красивее.

Этим принципом руководствовались члены этого творческого объединения, которые считали, что промышленный дизайнер – это художник, ремесленник и технолог в одном лице. Поскольку дизайнеру необходимо было создавать изделия для массового производства, то, следовательно, ему требовалось от начала до конца знать весь производственный процесс. Кстати, образцы продукции, разработанные в недрах школы «Баухаус» в 20-е годы прошлого столетия, до сих пор успешно продаются и пользуются большой популярностью. Успех этих изделий обусловлен оптимальным сочетанием высокой технологичности изготовления, эстетических и эргономических качеств.

По примеру школы в Веймаре в нашей стране в 1920 году были созданы Высшие Художественно-технические Мастерские (ВХУТЕМАС). Их первым деканом был дизайнер, график, фотограф А. Родченко, один из основоположников конструктивизма. В стенах этих художественно-технических мастерских начинают решаться практические задачи, формируются оригинальные дизайнерские концепции.

Дальнейшему развитию промышленного дизайна, как ни странно, поспособствовал кризис 1929 — 1930 годов, возникший в американской промышленности. Промышленный дизайн оказался одним из средств решения коммерческих проблем производственных предприятий, поскольку служил тем самым инструментом для увеличения сбыта продукции. В этот период индустриальный дизайн начал ориентироваться строго на выполнение коммерческих задач и потребности рынка. В этой связи во многом дизайн свелся к простому внешнему оформлению предмета. Этот период связан с именами таких художников и дизайнеров, как Раймонд Лоуи, Уолтер ДорвинТииг и Генри Дрейфус.

Новый виток развития промышленный дизайн получил уже после Второй мировой войны, когда умение превращать промышленную продукцию в эстетичные произведения искусства стало показателем уровня развития экономики. Промышленный дизайн во второй половине прошлого века быстро превратился в важный инструмент в конкурентной борьбе среди ведущих мировых производителей. Понимая важность этого направления, в 1969 году в Америке даже была создана коллегия промышленного дизайна.

Принципы индустриального дизайна, как творческой деятельности человека, ориентированной на улучшение внешних свойств производимой в промышленности продукции, стали повсеместно применяться в странах Западной Европы и Скандинавии. В Европе особую роль в развитии промышленного дизайна играла Ульмская школа, которая превратилась в один из главных центров разработки теоретических основ современного промышленного искусства. В послевоенные годы в Европе выделились отдельные, национальные школы индустриального дизайна – итальянская, скандинавская и другие.

Дизайн социального дома. Венеция. Фото: seier+seier / Foter.com / CC BY

В наши дни при проектировании промышленных изделий дизайнер имеет дело с такими понятиями, как мода или образ жизни потенциальных потребителей продукции. Также при проектировании бытовых предметов на первый план выходят вопросы сбыта продукции, вследствие чего дизайн часто приобретает ярко выраженный коммерческий характер. Впрочем, при создании дизайна объектов промышленного назначения (сельскохозяйственного оборудования, станков) все же доминируют технические требования: эргономика, технологичность производства, экономичность и экологическая безопасность. Игнорировать эти факторы невозможно, поскольку формируемая с участием этих объектов производственная среда должна быть комфортной для человека, в том числе и в визуальном отношении. Таким образом, специфика современного промышленного дизайна весьма тесно связана с характером создаваемых изделий.

Дизайнеры, занятые в этой области, должны обладать познаниями и художника-оформителя, и конструктора, и инженера-технолога. Только такие совокупные знания позволяют воплощать творческие замыслы и создавать интересные, оригинальные изделия, без ущерба для их функциональности. В процессе художественного проектирования дизайнер формирует главную идею, прорабатывает концепт, затем работает с эскизами, чтобы представить макет изделия.

Далее осуществляется моделирование в трехмерном пространстве и визуализация объекта с помощью специализированных программных средств. Только после этого производится собственно конструирование и создание опытного образца изделия. Свою работу промышленный дизайнер строит таким образом, чтобы разрабатываемый им образец изделия, пройдя через все вышеперечисленные этапы, отвечал его первичному замыслу и при этом мог внедряться в производство без каких-либо проволочек.

Сегодня промышленный дизайн широко применяется в самых разных областях, начиная от деревообрабатывающей промышленности и металлургии и заканчивая сферой высоких технологий. В целом, в широкий круг услуг, оказываемых профессиональными промышленными дизайнерами, может входить как разработка домашней посуды, так и создание концептов автомобилей. Пресс-формы, корпуса и детали – со всем этим приходиться работать промышленному дизайнеру. Главной же задачей на современном этапе развития промышленного дизайна является создание запоминающегося и в то же время эргономичного внешнего вида изделия при сохранении его технологических и функциональных качеств.

Профессия направлена на оптимизацию внешнего вида продукта. Искусство, технологии и маркетинг - три составляющих этой сферы деятельности. Для успешной реализации цели профессионал ищет качественные прототипы и анализирует уже готовые рыночные образцы. С помощью трехмерного моделирования он решает задачу соотношения внешнего вида и функционала отдельного товара. Специалист рассчитывает, каким образом можно снизить издержки и сделать изделие безопасным. Максимизацию эффективности деятельности промышленный дизайнер получает при использовании графических программ: 3D Studio Max, SolidWorks, solidThinking, Rhinoceros, Pro/Engineer, 3D CAiD, Solid Edge.

Личные качества

Гармоничное сочетание технической и художественной наклонностей оптимальны для промышленного дизайна. Специализация в индустриальной деятельности требует практического склада ума. Кроме того, дизайнер - эстет с идеальным чувством стиля. Обязательны развитый глазомер и точное цветоощущение. Дизайнер не художник, поэтому для результата более важную роль играет не вдохновение, а усидчивость.

Где учиться на данную профессию.

Поступление на дизайнера требует результатов ЕГЭ по Литературе, или . Также вариативность перечня увеличивается Математикой или Иностранным языком. В обязательном порядке абитуриент проходит творческое испытание, состоящее из двух частей: Рисунка и Композиции. Для подачи документов следует выбрать профиль «Промышленный дизайн».

На первых двух курсах студента обучают базовым Рисунку, Живописи, Композиции. С помощью нетривиальных заданий преподаватель учит студента мыслить оригинально и видеть вещи под иным углом. Параллельно учащиеся получают подготовку в пользовании профессиональным программным обеспечением. На последних курсах бакалавриата все специальные предметы будут изучаться более углубленно. Однако для освоения профессии в полном масштабе желательно увеличить срок обучения до шести лет.

Примеры университетов:

Плюсы и минусы профессии.

Карьера. Места трудоустройства.

Вакансии для промышленного дизайнера обычно размещены производственно-художественными мастерскими и дизайн-студиями. Также трудоустройство возможно на различных предприятиях города. Иногда дизайнеры становятся фрилансерами, а позже основывают собственные агентства. Данная профессия является достаточно востребованной на рынке фриланс услуг. К примеру, на фриланс бирже Пчёл.нет ежедневно добавляются десятки вакансий удаленной работы для промышленного дизайнера . Начальный уровень зарплат колеблется на уровне 20-30 тысяч рублей. Специалисты с опытом работы могут рассчитывать на увеличение базовой ставки до 55 тысяч рублей.

Смежные профессии.

Смежными специальностями являются и веб-дизайнеры.
Промышленный дизайнер - довольно редкий специалист в России. По причине высокого спроса на профессию, дизайнеры из других областей склонны менять специализацию. При большом желании и грамотном подходе к делу процесс не так сложен. Стоит изучить профессиональную литературу и освоить необходимое программное обеспечение.

Промышленный или индустриальный дизайн имеет глубокие исторические корни, хотя окончательное формирование этого направления дизайна произошло только в прошлом веке. И отправной точкой для формирования этого дизайнерского направления стало начало массового производства изготовления товаров на станках, а не вручную, как это было раньше. И некоторые люди начали серьёзно задумываться о том, что появление огромного количества такого товара не очень хорошо скажется на гармонии внутреннего мира человека.

Раньше об этом никто серьёзно и не задумывался, но когда в жизни человечества начали появляться бытовые приборы, электрооборудование, автотранспорт, мебель, визуальные коммуникации вопрос о промышленном дизайне начал выходить на первый план. Конечно, кто-то считал, что всё это просто человеческая глупость, а для кого-то это была настоящая проблема, которая требовала немедленного решения. И одним из таких людей был художник и архитектор Д. Рескин. Он впервые в мире заявил о том, что красота предмета и его функции должны быть неразрывно связаны между собой.

Первая школа промышленного дизайна была открыта в 1919 году в Веймаре. Она носила название «Баухаус» и её основателем стал дизайнер и архитектор из Германии Вальтер Гропиус. Здесь была выведена теория о том, что чем функциональнее предмет, тем он должен быть красивее. Позднее эта теория была многократно подтверждена на практике.

По примеру этой школы нечто подобное было создано и в нашей стране. Это событие случилось в 1920 году, и деканом этих мастерских был дизайнер, график и фотограф А. Родченко. Но основное развитие промышленного дизайна пришлось на период после Второй мировой войны. Именно в то время умение превращать самую обычную промышленную продукцию в самое настоящее произведение искусства ценилось превыше всего. И очень скоро промышленный дизайн товаров превратился в конкурентную отрасль. Каждый завод и каждое производство стремились создать самые красивые холодильники и посудомоечные машины, самые симпатичные автомобили и миленькие диванчики для детей. И эта конкурентная борьба велась между основными мировыми производителями промышленных товаров.

Постепенно принципы промышленного дизайна перешли и в страны Западной Европы и Скандинавии. До этого здесь об этом новом дизайнерском направлении никто ничего не слышал. И здесь очень быстро появились свои собственные школы промышленного дизайна, самой популярной среди которых была итальянская школа.

Сегодня промышленный дизайн постоянно сталкивается с таким понятием, как мода. Но если говорить о создании каких-то промышленных станков здесь на первый план всё же выходят технические характеристики и удобство работы с ними. А вот если говорить про автомобили, то здесь промышленный дизайн очень и очень важен. Самая главная задача промышленного дизайнера – это создать такую модель, которая запоминалась бы потребителю своими особенными, неповторимыми чертами и в то же самое время были сохранены все технические и функциональные качества.

Словосочетание «промышленный дизайн» сейчас у многих на слуху. Но, представление о том, что это такое всех совершенно разное.Промышленный дизайн, такой же вид творческой деятельности, как и обыкновенный дизайн, но предметами промышленного дизайна чаще всего являются изделия бытового назначения промышленного изготовления.

Компаниям-производителям сегодня приходится прибегать к различным ухищрениям, чтобы выдержать конкуренцию и достойно преподнести свой продукт на потребительский рынок. Интересный и качественный дизайн промышленного изделия - действенный способ выделиться среди конкурентов и заинтересовать потребителя. Задачей промышленного дизайна является обозначить экстерьер, структурные и функциональные особенности предметов, на который направлены приемы промышленного дизайна. К предметам промышленного дизайна можно отнести посуду и прочую кухонную утварь, бытовые и промышленные приборы, мебель, оборудование, и даже высокотехнологичные и наукоёмкие изделия. К вариантам промышленного дизайна относятся популярный сегодня автомобильный и транспортный дизайн.

Таким образом, промышленный дизайн это не только искусство сочетания дизайна с технологиями, но и маркетинговый инструмент.

Профессионал, создающий дизайн для промышленного изделия, должен быть одновременно и художником, и конструктором, и инженером-технологом. Ведь промышленный дизайн требует применить свое творческое воображение так, чтобы не был нарушен технологический смысл конечного продукта.

Сам процесс художественного конструирования состоит из 8 этапов:

Формирование основной идеи

Проработка концепции

Работа с набросками

Макетирование

Трехмерное моделирование

Визуализация

Инженерное проектирование

Создание опытного образца

Задача профессионала провести объект промышленного дизайна через предварительные семь этапов так, чтобы восьмой производственный этап прошел без проволочек и выдал конечный результат согласно основной идее.

Авторские права на дизайн-концепцию и основные идеи промышленного изделия принадлежат дизайнеру, за исключением случаев, оговоренных в контракте. В соответствии со статьей 27 «Закона РФ об авторском праве и смежных правах №5351-И": авторское право действует в течение жизни и 70 лет после его смерти; авторское право, право на имя и защиту репутации сохраняются бессрочно. Кроме того, дизайнер имеет право демонстрировать авторские работы в портфолио, с целью привлечения внимания новых заказчиков.

Возникновение дизайна

Возникновение дизайна, как особого вида проектно-художественной деятельности относят к концу ХIХ в., связывая его появление с промышленной революцией - повсеместным развитием массового машинного производства и возникшим вследствие этого разделением труда. В условиях индустриального производства, товарного наполнения рынка внимание производителей все больше обращалось на привлекательность и разнообразие внешнего вида выпускаемых изделий, а также на потребительские качества продукции, удобство ее эксплуатации. В результате возникла необходимость в особом специалисте, способном не только создавать привлекательный внешний вид, отвечающий веяниям моды и запросам потребителя, форму изделия, но и хорошо разбираться в конструировании и технологии машинного производства. Только в условиях решения комплексных инженерно-технических, художественных вопросов возможно, как показала практика, создавать конкурентоспособную продукцию.

Вся история индустриального дизайна тесно связана с историей развития техники. Такие изобретения, как паровой котел, двигатель внутреннего сгорания, электромотор, воздухоплавание создали не только новые области в машиностроении, но и стали историческими этапами в развитии дизайна.

XIX век был веком ошеломляющего прогресса. Одно техническое чудо приходило на смену другому; век, начавшийся дилижансами и гусиным пером, заканчивался автомобилем и пишущей машинкой. За телеграфом последовал телефон, затем заработал “беспроволочный телеграф” - радио. Люди придумали способ делать точные изображения с натуры, обходясь без художника, записывать и сохранять на века человеческий голос, сделали первые попытки взлететь на аппарате, тяжелее воздуха, изобрели движущуюся фотографию - кино.

Труд ремесленника, процесс создания формы предмета непосредственно был связан с его изготовлением. С приходом века индустриализации стали создаваться прототипы изделий в форме чертежей, моделей и опытных образцов, которые затем производились в многочисленных тиражах с помощью машин уже другими людьми. Таким образом на рубеже столетий в процессе промышленного производства произошло разделение труда, дизайн выделился в обособленную форму проектно-художественной деятельности и стала формироваться новая профессия - дизайнер.

Дизайн как профессия существует около ста лет. Ее отсчет зачастую ведут с известного движения “За связь искусств и ремесел” в Англии конца XIX в., лидером которого был известный художник и теоретик в области предметного творчества Уильям Моррис. Именно тогда были сформулированы основные положения теории и творческие принципы дизайна, повлиявшие на школы и направления более поздних лет. Иногда дату возникновения профессии дизайнера связывают с началом XX века, когда художники заняли ведущие посты в ряде промышленных отраслей и получили возможность формировать фирменный стиль предприятий, влияя на политику формообразования выпускаемой фирмами продукции. В качестве примеров приводятся фирменные стили немецкой электротехнической компании АЭГ и американской автомобильной фирмы Форд моторе. Существует также мнение, согласно которому о дизайне, как профессии, можно говорить только тогда, когда сложились школы с методиками преподавания дизайна и появились первые дипломированные специалисты по дизайну. Это 20-е годы нашего столетия, когда были открыты первые школы дизайна - Баухауз - в Германии и ВХУТЕМАС - в Советской России. Существует также точка зрения, в соответствии с которой возникновение дизайна относят к периоду всемирного кризиса 1929 года, он описывается, прежде всего, как американский феномен.

Действительно, вплоть до кризиса 1929 года европейский дизайн оставался чисто локальным явлением, не оказывая заметного влияния на промышленное производство. И только с началом кризиса американский дизайн становится реальной коммерческой силой, приобретая постепенно в полном смысле этого слова массовый характер, возникает профессиональная индустрия дизайна. Сформировавшееся в начале столетия в архитектуре Америки и ряда европейских стран новое стилевое направление Функционализм стало своего рода теоретической базой и для развития принципов формообразования в дизайне. Его лидеры, видевшие красоту художественной формы в ее функциональной целесообразности, стояли и у истоков машинного формообразования дизайна. Среди них такие известные имена как Луис Салливен - один из основателей Чикагской архитектурной школы, известной своими зданиями “машинной эпохи”; Фрэнк Ллойд Райт - патриарх американской архитектуры и дизайна; Петер Беренс - немецкий архитектор и художник, с чьим именем связывают целую эпоху в развитии дизайна и в частности появление «фирменного стиля»; Мис ван дер Роэ - один из лидеров известного германского производственного союза Веркбунда и основоположников рационалистической архитектуры и дизайна в Германии; Вальтер Гропиус - основатель “Баухауз” -всемирно известной школы современной архитектуры и дизайна; Герит Томас Ритвельд - голландский архитектор, его концептуальное «красно-синее кресло» стало скульптурным символом современного дизайна.

Среди пионеров дизайна были и пришедшие в промышленность архитекторы и художники-модернисты. Представители модерна искали выход из тупика надоевшего подражания стилям прошлого, отрицали эклектику, резко критиковали украшательства и орнаментику, вели поиски в области рациональных, геометрических форм, особое внимание при этом обращалось на красоту исходного материала, выявление его. По сути эти взгляды были своеобразным шагом к философии индустриального формообразования. Среди них такие известные имена как Анри Ван де Вельде, с именем которого связано появление стиля “модерн”, Михаэль Тонет и его известный во всем мире «венский стул»; Чарлз Макинтош - шотландский архитектор, лидер стиля “Ар нуво”, дизайн которого считается одной из вершин европейского модерна и его мебель начала века воспроизводится по сей день; Рэймонд Лоуи - один из основателей профессионального дизайна в США, его часто называют отцом промышленного дизайна; Камиллло Оливетти и Эрвин и Артур Брауны, с именами которых связывают целые стили в истории дизайна; Джованни Понти - итальянский архитектор - основатель самого известного журнала по дизайну «Домус»; Алвар Аалто - основоположник современной финской архитектуры и дизайна; а также наши соотечественники - К.Малевич, А.Родченко, В.Татлин, Л.Лисицкий и др., ставшие у истоков советского дизайна.

У нас в стране до последнего времени для обозначения понятия «дизайн» использовались термины: «художественное конструирование» - процесс проектирования, «промышленное искусство», «техническая эстетика» - сфера деятельности. И специалист-дизайнер именовался как «художник-конструктор», ведущий институт дизайна - Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики, а самый популярный в 60-80 гг. отечественный журнал по дизайну - «Техническая эстетика».

Промышленный дизайнер — это специалист, который изучает готовые рыночные образцы и создает качественный прототип. Профессия подходит тем, кого интересует рисование и черчение (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Он не разрабатывает инновационные изделия, не отвечает за качество конструкций, а усовершенствует предметы, которыми мы пользуемся ежедневно.

Краткое описание

Представители этой профессии должны отличаться математическим мышлением и иметь творческий подход к работе. Ведь эта специальность объединяет в себе сразу 3 популярных направления:

  • маркетинг;
  • искусство и дизайн;
  • современные технологии.

Направление объединяет в себе науку и творчество, поэтому для освоения этой профессии необходимо получить высшее образование.

Особенности профессии

В высших учебных заведениях и на образовательных курсах будущих промышленных дизайнеров обучают тому, как создавать более удобные, красивые, практичные и безопасные вещи. Чаще всего эти специалисты выбирают для себя одно или несколько схожих направлений, хотя можно работать и с разными предметами, если есть время и желание обучаться.

Непосредственное промышленное моделирование состоит из нескольких этапов:

  • обсуждение проекта с заказчиком;
  • тщательное изучение существующих продуктов и всей доступной информации о них (3D-модели, тех. документация, чертежи);
  • разработка концепции и ее перенос в формат эскизов;
  • после этого специалист должен подобрать необходимые материалы и технологии для создания продукта;
  • создание 3D-модели;
  • если заказчик утверждает модель, то начинается процесс прототипирования и тестирования;
  • при отсутствии проблем производится доработка, повторное тестирование и запуск усовершенствованного товара/услуги в производство.

Во время этих процессов промышленный дизайнер тесно сотрудничает с инженерами, маркетологами, химиками, биологами и другими специалистами, которые принимают участие в проекте.

Главная цель работы — это создание усовершенствованного продукта, который будет пользоваться покупательским интересом. Также он должен быть функциональным, безопасным и рентабельным.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  • Промышленный дизайн — одна из самых высокооплачиваемых отраслей в этом сегменте.
  • Работа сложная, но достаточно интересная.
  • Перспективы карьерного роста.
  • Специалисты этой профессий востребованы как в России, так и за рубежом.
  • Можно получить образование в любом регионе РФ.
  • Представитель профессии исследует уже готовые продукты, поэтому ему необходимо лишь усовершенствовать их.
  • Можно работать удаленно или в офисе, что делает профессию более привлекательной.

Минусы

  • Работа нервная, а специалист привязан к требованиям заказчика и рынка.
  • Работа может отнимать много времени, ведь заказчик устанавливает срок, а если дизайнер не успевает, то придется работать и днем, и ночью.
  • В маленьких городках специалисту этого профиля сложно найти работу.
  • Необходимо очень много работать за компьютером, что может негативно сказаться на состоянии здоровья, в частности зрения.
  • Нужно постоянно совершенствовать свои знания, изучая разные направления (дизайн, материаловедение, маркетинг и другие).

Личные качества

  • Творческое начало и математический склад ума.
  • Склонность к анализу.
  • Знание иностранного языка.
  • Желание разобраться в тонкостях товара, не упуская из виду мелочи.
  • Умение работать в команде.
  • Умение слышать и анализировать идеи и замечания коллег.
  • Желание создавать что-то новое.
  • Минимальные знания о сфере деятельности бухгалтеров, ведь от представителей этой профессии могут потребовать составление сметы и разработку проекта в строгих рамках бюджета.

Обучение на промышленного дизайнера

Представители этой профессии должны обучаться на протяжении всей жизни, но начать стоит с получения высшего образования в профильном учебном заведении (код специальности 54.03.01). Конкурс достаточно большой, при поступлении необходимы результаты ЕГЭ по общеобразовательным предметам. Во время поступления необходимо будет сдать дополнительный экзамен по русскому языку, обществознанию и творческий конкурс, например это может быть рисунок или композиция. Условия поступления зависят от высшего учебного заведения. Форма обучения: очно.

На этом курсе вы можете получить профессию промышленного дизайнера дистанционно за 1-3 месяца. Диплом о профессиональной переподготовке установленного государством образца. Обучение в полностью дистанционном формате. Крупнейшее образовательное учреждение дополнительного проф. образования в России.

Место работы

Профессиональный промышленный дизайнер найдет работу на любом предприятии, которое занимается созданием продукции — это фабрики по производству одежды, мебели, посуды и другие. Также представители профессии востребованы в компаниях, которые специализируются на разработке и создании сайтов, мобильных приложений и других видов ПО.

Оплата труда

Зарплата на 26.03.2019

Россия 20000—80000 ₽

Москва 45000—100000 ₽

Промышленный дизайнер может официально трудоустроиться в государственную или частную компанию, также он может искать заказчиков на отечественном и зарубежном рынке, работая фрилансером. Заработная плата специалиста зависит от его опыта и направления, которое он выбрал (техника, продукты для бытового применения, бытовая химия и другие).

Карьера

Первый опыт специалист может получить во время работы фрилансером, в это же время он должен подготовить собственное портфолио. Через 1-1,5 года дизайнер может претендовать на солидную должность и официальное трудоустройство.

Это одно из самых успешных направлений дизайна, ведь представители профессии могут рассчитывать на карьерный рост. Всего через несколько лет плодотворной и качественной работы промышленный дизайнер может возглавить отдел, занять должность креативного директора, что позитивно скажется на его заработной плате.

Также дизайнеры, работающие в этом направлении, могут давать уроки и консультации, что может стать первым шагом на пути к созданию собственной школы.

Профессиональные знания

Специалист должен уметь хорошо рисовать, используя для этого как обычный карандаш, так и современные программы для 3D-визуализации и проектирования:

  • Solid Edge;
  • Pro/Engineer и другие.

Также дизайнер должен знать все о компьютерном моделировании, типах материалов, особенностях упаковки разных групп товаров. Важно умение составить смету, исправить ошибки других членов команды и изучать техническую документацию на иностранном языке.

Известные люди это профессии

  1. Виктор Папанек.
  2. Карим Рашид.
  3. Маартен ван Северен.
  4. Михаэль Тонет.
  5. Ээро Аарнио.