Меню
Бесплатно
Главная  /  Цветы  /  Промышленный индустриальный дизайн. Где учат промышленных дизайнеров

Промышленный индустриальный дизайн. Где учат промышленных дизайнеров

Практически любой искусственный объект на Земле, который человек может увидеть, потрогать или использовать, окажется предметом промышленного дизайна . И это не странно, ведь большая часть вещей, что нас окружают на протяжении жизни, относится к тому или иному виду промышленного дизайна.

Современный промышленный дизайн включает в себе элементы искусства и технологий , охватывая широкий спектр различных объектов - от чайной ложки до наукоемких изделий. Поэтому человек, создающий дизайн промышленного (или индустриального) изделия, должен быть одновременно инженером и художником, объединяя вместе функциональность и эстетическую привлекательность изделия.

Промышленный дизайн как отдельная ветвь дизайна

В отличие от обширного понятия «дизайн», «промышленный дизайн» тесно связан с предметами бытового и производственного назначения , которые были промышленно изготовлены. Поэтому к объектам промышленного дизайна нельзя отнести любые предметы, сделанные человеком, а только те, которые защищены патентом и изготавливаются на производстве.

Задачами современного промышленного дизайна являются:

  • создание функциональных и эргономичных предметов;
  • эстетически приятного внешнего вида изделия;
  • повышение энерго- и ресурсосбережения при производстве и использовании предмета;
  • проектирование безопасных для человека и окружающей среды вещей;
  • создание интуитивно простого в использовании оборудования.

Интеграция всех этих задач требует от промышленного дизайнера развитых инженерных навыков, хорошего воображения и тонкого эстетического вкуса . Кроме того, необходимо учитывать, что готовое изделие должно соответствовать потребностям определенной целевой аудитории.

Промышленный дизайн включает следующие этапы разработки изделия:

Тенденции в современном промышленном дизайне

Простота и минимализм

Потребители все чаще выбирают простые вещи, выполненные в стиле минимализма. Помимо этого, большой популярностью пользуются обычные материалы и формы . Люди больше не видят необходимости покупать «overpriced»вещи для повседневного использования. Основные требования к предметам:

  • максимальная легкость конструкции;
  • минимальное использование дорогостоящих материалов;
  • отсутствие «перегружающих» деталей;
  • адекватная цена.

Удобство и эргономичность

Современные потребители отдают предпочтение удобству и комфорту одежде, немного пренебрегая внешним видом . Точно также в объектах промышленного дизайна начинают больше ценить удобство. Покупатели все чаще выбирают предметы, которые обладают высокой степенью эргономичности, просты в использовании и интуитивно понятны любому пользователю. Большой популярностью пользуются мебель-трансформер, которая помогает существенно сэкономить пространство в небольшом помещении.


Польза и монофункциональность

Более приоритетными для покупателей являются уже не многофункциональные вещи. Теперь отдается предпочтение предметам, которые можно использовать только по своему прямому назначению. Поэтому популярность полифункциональных кухонных приспособлений падает: люди не хотят приобретать громоздкое оборудование, если они будут пользоваться только одной функцией.

Экодизайн

В последнее время гораздо больше внимания уделяется экологической проблематике. В связи с этим возникло новое направление в промышленном дизайне - экодизайн. Он направлен на создание предметов, которые будут органично включаться в природную среду . Эта тенденция отличается следующими характеристиками:

  • создание предмета с минимальными затратами природных ресурсов;
  • понижение энергоемкости изделия при его изготовлении и использовании, а также возможность использования возобновляемых энергоресурсов;
  • использование материалов, которые подлежат многоразовой вторичной переработке;
  • долговечность изделия;
  • сокращение избыточного потребления;
  • простота утилизации.

Все чаще дизайнеры ищут вдохновение среди объектов природы - растения, соты, вода, камни, животные и пр.


Держатель для ключей « Honey , I m home

Футуризм

Во многих дизайнерских решениях давно прослеживаются футуристические нотки. Совсем скоро непривычный «дизайн будущего» будет отличительной особенностью всех привычных для нас предметов.


Первый электромобиль Porsche - Mission E . Выход намечен на 2020 год.

Примеры современного промышленного дизайна

Миниатюрная солнечная панель Heli-on

Солнечные панели становятся доступными не только для обеспечения энергией домов, но и для повседневного использования. Удобная карманная солнечная панель предназначена для зарядки мобильных телефонов или других гаджетов в любое удобное время. На случай, если погода совсем не солнечная, у панели есть свой небольшой аккумулятор, что позволит производить зарядку. Весит такая панель всего 105 грамм.


Модульные ветрогенераторы Windflock

Вслед за новинками в использовании солнечной энергии, инновации появляются и в ветроэнергетике. Windflock представляет собой систему ветрогенераторов , объединенных в группу, для экономии пространства. Тем не менее, их производительность остается пока что под вопросом.


Необычные краны

Смеситель Swirl разбивает поток воды на множество тонких струй, позволяя создать удивительное завихрение. Это не просто устройство для стильной ванной комнаты, но еще и способ экономии - более широкий поток позволяет использовать меньше воды при мытье рук или посуды.


Умный кран iWash поможет приучить детей и взрослых тщательнее мыть руки. В нем будет встроен цифровой микроскоп, отслеживающий бактерии на поверхности рук.


Воздушная капля

Горшок для растения рода Тилландсия со встроенным фильтром для воздуха - инновационный способ сделать воздух в квартире чище. Кроме естественного выделения кислорода, растение активно поглощает формальдегиды, бензол, и трихлорэтилен.


Гоночный велосипед будущего

В этом велосипеде все футуристическое - от педалей до руля. Обтекаемая форма позволит велосипеду отлично маневрировать на больших скоростях. Пока что концепция находится на стадии разработки - некоторые детали сделаны из бумаги.


Трехколесный скутер Tripod

В 2015 году победителем Red Dot Design Awards (мировая премия в области дизайна) в номинации «Дизайн-концепт» стал необычный трехколесный скутер Tripod . Он представлен в трех цветах, имеет очень необычный футуристический дизайн. В то же время, изделие отличается высокой степенью эргономичности и удобства. Основная его задача - доставка грузов на небольшие расстояния. Также на нем можно просто кататься.


Бамбуковые весы

Весы из бамбука сделаны по последним тенденциям современного промышленного дизайна. Весы экологически чистые - в них даже нет никаких электронных устройств , они работают от обычного давления.


Специалисты компании Klona имеют многолетний опыт в разработке предметов промышленного дизайна бытового и специального назначения. Позвоните нам по телефону, и вы получите консультацию по поводу интересующего вас изделия!

Больше года назад мы опубликовали на Хабре о промдизайне для электроники: что это такое, как спроектировать корпус для устройства и оценить результаты. В этот раз мы хотим изучить тему глубже, как с точки зрения нашей команды разработчиков, так и с точки зрения экономики/маркетинга проекта для заказчика.

Под катом мы расскажем о целях и задачах промдизайна, о его роли в разработке новых продуктов, а также затронем вопрос об окупаемости вложений в промышленный дизайн.

Цель промышленного дизайна в разработке продукта

Для понимания роли промышленного дизайна в создании продукта в первую очередь нужно ответить вопрос: зачем производителям нужен дизайн и какие задачи он способен решить? Существует множество научных и «приземленных» определений цели промышленного дизайна, но все они сходятся на том, что дизайн служит определению формальных качеств промышленно производимых изделий, таких как внешний вид, структурные и функциональные особенности и пр. Более лаконично цель промышленного дизайна сформулировал Томас Мальдонадо (член Коллегии Индустриального дизайна США): улучшить внешние достоинства объектов, производимых в промышленности. Несмотря на давность данного определения (1969 год), оно по-прежнему актуально.


Пример №1. Lapka - набор датчиков для iPhone Apple: нитратомер, радиометр, измерители электромагнитных полей и влажности. В этом проекте важная роль была отведена внешнему виду устройства. Как правило, измерительные приборы не обладают привлекательным дизайном. На фоне традиционных устройств компания Lapka стала исключением, она смогла привлечь новых покупателей и успешно вышла на рынок потребительской электроники. Сегодня эти мобильные гаджеты продаются в США, Канаде и России. Мы посвятили этому проекту в прошлом году.

Важность промышленного дизайна для потребителя

Коммерческий успех любого продукта в значительной степени зависит от их дизайна.

Выделим пять задач, которые призван решать промышленный дизайн:

1. Удобство эксплуатации продукта. В первую очередь, это связано с пользовательским интерфейсом, который должен быть безопасным, максимально простым и интуитивно понятным - уже своим внешним видом он должен сообщать пользователю о своем назначении.

Практичность использования может иметь чрезвычайно большое значение, как для простых продуктов, так и для продуктов с большим числом типов взаимодействия - и чем сложнее в этом плане устройство, тем в большей степени продукт зависит от промышленного дизайна. Причем дизайнер должен понимать суть всех возможных типов взаимодействия, ведь для каждого из них может потребоваться отдельный дизайнерский подход.

2. Удобство обслуживания. Такой параметр крайне важен для продуктов, которые нуждаются в частом техническом обслуживании или ремонте. Детали продукта должны нести информацию о процедурах, необходимых для обслуживания, хотя в идеале лучше стремиться к полному устранению необходимости технического обслуживания.

3. Внешние качества продукта. Привлекательный продукт ассоциируется с высокой модой и имиджем, и, более того, способен вызывать у потребителей гордость от владения им (это одна из основных целей, к которым должен стремиться дизайнер в своей работе). Также промышленный дизайн способствует зрительной дифференциации товара, это особенно важно для продуктов со стабильным рынком сбыта и технологиями.

4. Работа с брендом. Дизайн продукта должен сообщать потребителю о философии и миссии компании. Отношение к бренду, симпатия к образу товара данного производителя служат некой условной константой для потребителя в выборе продукта.

5. Снижение затрат на оборудование и производство. Функциональные особенности, используемые материалы и прочие факторы существенно влияют на затраты при производстве продукта, т.е. на его себестоимость. Неудачная конструкция продукта, избыточные функции или использование экзотических материалов оказывают влияние на процессы обработки, сборки и т.п. При правильном выборе материала, учете факторов, касающихся экологии и прочего промышленный дизайн может избавить от значительных экономически неоправданных вливаний при создании нового продукта.


Пример №2. Уже известная вам по цифровая IPTV-приставка SML-282 Base компании «СмартЛабс». Продуманная конструкция корпуса этого устройства позволила обеспечить необходимые параметры теплообмена (без видимой перфорации верхней и боковых поверхностей устройства). Благодаря этому в аппаратной платформе приставки не используется активное охлаждение. Так с помощью дизайна удалось оптимизировать затраты на производство и обслуживание без ухудшения внешних качеств продукта.

Промышленный дизайн играет важную роль в определении ключевых факторов успеха нового продукта, ведь среднестатистический покупатель приобретет тот товар, который привлекателен внешне, удобен в использовании и обладает относительно высоким качеством.

И хотя отечественные производители могут в полной мере осознавать роль промышленного дизайна в создании продукта, однако четкое понимание места дизайна в процессе разработки, к сожалению, пока присутствует не всегда.

Место и роль промышленного дизайна в процессе разработки продукта

Исторически сложилось так, что производители на постсоветском пространстве задумывались о дизайне в последнюю очередь, т.к. их разработки были основаны на технологиях, без акцента на вопросах эргономики и стиля. Сегодня любая компания из-за жесткой конкуренции вряд ли сможет достичь существенных конкурентных преимуществ только за счет технологии.

Однако даже в тех отечественных компаниях, которые осознали роль промышленного дизайна, сами дизайнеры часто участвуют в разработке продукта лишь на финальных стадиях процесса. Работа, построенная таким образом, в большинстве случаев дает не лучший результат, поэтому важно выбрать осознанный подход к использованию дизайна в разработке новых устройств.

Многое зависит от направленности продукта. Условно подход к проектированию можно определить как «направленность на пользователя» и «направленность на технологии». Если в первом случае основная выгода от использования продукта связана, например, с функциональностью интерфейса или же с внешней эстетической привлекательностью, то во втором случае приоритетными являются технологии, т.е. способность продукта выполнять определенную техническую задачу.

Рассмотрим все по порядку:

1. Для продукта с направленностью на пользователя внешний вид играет важную роль в его дифференциации (отличи от аналогичных продуктов конкурирующих компаний). Сам продукт может быть технически сложным, однако из-за определенной технологии приоритетным здесь становиться вопрос взаимодействия продукта с пользователем. В качестве примера таких продуктов может служить готовая к использованию массовая потребительская электроника.

В этом случае работа дизайнера уместна в начале разработки продукта, поскольку уже на ранних этапах дизайнер может помочь с решением ряда вопросов:

  • Маркетинг: помощь в выявлении потребностей, полевая проверка концепций, проведение маркетинговых исследований и пр.
  • Эргономика устройства: выработка общей концепции устройства совместно с инженерами, а не под их диктовку.
  • Определение интерфейса пользователя: например, дизайнер может дать обоснование достаточности двух кнопок в устройстве, вместо пяти, как это предлагали инженеры.


Пример №3 . Портативный дозиметр-радиометр «ДО-РА» компании ОАО «Евразия Интерсофт». Этот миниатюрный датчик подключается к различным мобильным устройствам, используют их энергоресурсы, а результаты измерений отображают в интерфейсе специальной программы для Android или iOS. Дизайнерам проекта удалось изменить привычный взгляд на устройство для измерения радиации и создать совершенно новый продукт, нацеленный на широкую аудиторию потенциальных потребителей. Заказчик разработки подал заявку в Книгу рекордов Гиннеса на признание «ДО-РА» самым маленьким универсальным дозиметром в мире.

2. Для продуктов с направленностью на технологии приоритетными являются вопросы технических требований к устройствам, инженерные решения. Несмотря на то, что к таким продуктам также могут предъявляться серьезные эргономические требования, необходимость соответствия неким внешним эстетическим нормам и пр., потребитель приобретает их по критерию технических параметров. Так, например, особо не важно то, как выглядит аккумулятор в плеере - главное, чтобы он позволял пользователю долго слушать музыку. Примерами такого продукта могут служить амортизаторы для автомобиля, батарейки, винчестер для компьютера и др.

Для такого типа продуктов работа дизайнера может начинаться на более поздних этапах разработки, поскольку здесь вопросы дизайна касаются в основном только внешнего оформления.


Пример №4 . Портативный автомобильный самописец («черный ящик» для авто) был разработан по заказу американской компании как продукт с ориентацией на технологии. Он устанавливается в стандартный разъем OBD-II автомобиля и фиксирует десятки различных параметров (технические возможности устройства можно посмотреть в нашем портфолио). В этом случае команда дизайнеров и конструкторов решила интересную техническую задачу - разработала механизм для блокировки отключения устройства. Дело в том, что конструкция разъема OBD-II не предполагает использование замков, она спроектирована так, чтобы пользователь мог свободно подключать и отключать необходимые устройства. Для создания запирающего механизма было решено использовать элемент стандартной конструкции коннектора OBD-II - металлическую полоску (см. фото + схемы). Заклинивание фиксирующего элемента (полоски) происходит за счет поворота специального ключа. Такой вариант замка прост в производстве, т.к. для него не нужна пресс-форма, весь механизм вытачивается на станке. Дизайнеры подключились на более поздних этапах разработки, но смогли при этом обеспечить соблюдение технических требований к устройству.

Производитель уже на начальных стадиях разработки должен определить предполагаемые ожидания потребителя (целевой аудитории) и уметь выразить эти ожидания в своем продукте. И именно промышленный дизайн, в первую очередь, предназначен для решения данной задачи.

Как показывает практика, наши производители усвоили эти правила, но не до конца поняли, как ими пользоваться - происходит некоторое смешивание или даже наложение идей старой школы на новые законы рынка. Поясним на примере как это происходит: дизайнера подключают к процессу разработки лишь на последнем этапе и ставят перед законченным результатом работы инженеров: устройство должно быть, например, прямоугольным, интерфейсы выведены здесь и здесь (где их удобно было вывести проектировщикам, а не там, где ими удобней будет пользоваться) и т.д.


Пример №5. Автомобильное GPS/ГЛОНАСС-навигационно-связное устройство - пример слаженной совместной работы дизайнеров и конструкторов (описание разработки). Благодаря согласованию всех этапов проектирования устройства была реализована высокая плотность компоновки всех электронных компонентов, которая позволила разработать максимально тонкий корпус навигатора с продуманным размещением органов управления и разъёмов. Прочность при этом была обеспечена за счет шасси из алюминиевого сплава (см. взрыв-схему этого устройства в начале статьи).

Вопрос окупаемости вложений в промышленный дизайн

Для ответа на этот вопрос сопоставим затраты на промышленный дизайн и получаемые от него выгоды. Такие затраты включают в себя:
  • непосредственно стоимость услуг промышленных дизайнеров;
  • расходы на реализацию элементов продукта, которые являются результатом работы дизайнеров;
  • затраты, связанные с возможным увеличением времени разработки продукта - например, дизайнерам необходимо провести множество дополнительных работ по определению эргономических качеств продукта и пр.
Результатом успешной работы дизайнера при создании продукта становится повышение привлекательности продукта и бо льшая удовлетворенность потребителя, вызванная дополнительными или улучшенными функциями продукта, выраженной индивидуальностью бренда и дифференциацией продукта - всё это выливается в виде надбавки к цене на продукт и увеличении рыночной доли. На практике это означает, что промышленный дизайн окупает себя следующим образом:
  • вложения в дизайн приводят к ценовой надбавке на единицу продукта (здесь действует простой принцип: привлекательный товар оценивается покупателем как более дорогой и, соответственно, потребитель готов платить больше) и тогда возможно определить общий экономический эффект при заданном прогнозируемом объеме продаж;
  • вложения в дизайн приводят к увеличению спроса на продукт, что позволяет рассчитать прибыль при заданной цене единицы продукта.
Мы надеемся, что со временем роль промышленного дизайна для отечественных продуктов приобретет большую актуальность для всех разработчиков и продукты наших производителей смогут полноценно конкурировать с зарубежными аналогами.

* Все проекты, описанные в рамках этой статьи, были выполнены командой

На заре технической цивилизации.

История промышленного дизайна

Цель и задачи курса

Развитие и состояние дизайна

Визуальный перевод

В повседневной жизни значение того или иного объекта может варьироваться в зависимости от того, с какой точки зрения смотрят на объект и понимают его. Например, автомобилист смотрит на колесо своего автомобиля как на физический предмет. Торговец, который продает колесо, смотрит на него как на средство получения прибыли. Инженер проектирующий колесо, смотрит на него как на техническую задачу. Таким образом, если точка зрения автомобилиста объективна, то инженера символически представляет свою точку зрения в виде чертежа, торговец же выражает свое представление в виде денег.

Аналогично этому объект рисунка можно увидеть и представить различными способами, в зависимости от цели коммуникации. Объективное изображение показывает идею как видимую реальность.

С 1919г. образцы, исполняемые промышленным способом, получили название industrial. Этот термин сначала утвердился в США, а затем в других странах и был принят для обозначения новой области творчества для промышленного производства. Этот термин был принят для обозначения области деятельности, связанной с художественным конструированием промышленной продукции. В нашей стране в этом значении применяется термин «дизайн».

Дизайн (от англ. design – замысел, проект, конструкция, рисунок, композиция) – художественно-конструкторская деятельность в промышленности, охватывающая творчество художника конструктора (дизайнера), методы и результаты его труда, условия их реализации в производстве. Цель дизайна – создание новых видов и типов изделий, отвечающих требованиям общественной пользы, удобства эксплуатации и красоты. Теория дизайна получила название технической эстетики.

Художественное конструирование не подменяет конструирование инже

Предметное окружение человека имеет многовековую историю, она берет свое начало на заре человечества, в каменном веке, когда первобытный человек изготовил первые орудия для труда, защиты и добычи пищи. Возраст древнейших орудий труда, как показывают археологические раскопки, 2,9 млн.лет. (ручные рубила). Гениальным изобретением стали лук, тетива и стрелы, явившиеся по сути, первыми технически сложными орудиями. Лук открыл человеку тайну передачи и преобразования движения, став первым прообразом сверлильного приспособления, музыкального инструмента. Колесо и повозка самые замечательные изобретения в истории техники. Ученные полагают, что первые колеса появились в Шумере 5200 лет назад. Первые колеса были сплошными, из деревянных чубраков, колеса со спицами появились примерно в 2000 г. до н.э. колесо сдвинуло историю человечества с мертвой точки. Ткачество кардинально изменило жизнь и облик человека. Возраст древних тканей 25-26 тыс.лет. Ткани были сделаны из волокон крапивы и имели несколько видов сложного переплетения нитей. В конце каменного века (5-3 тыс.лет до н.э.) – человек создает первые искусственные материалы. Это текстиль и керамика. С изобретением глиняных сосудов человек получил возможность для приготовления и хранения пищи.

Огромное влияние на развитие техники оказало общественное разделение труда и появление ремесел как общественного вида труда. Специализация в сельском хозяйстве, ремеслах привела к появлению новых орудий труда. Развитие ремесел и торговли привело к образованию городов. первые города возникли еще на заре рабовладельческого способа производства и относятся к 3-1 тысячелетиям до н.э. Литье с использованием разъемных каменных форм, позволявшая изготавливать тиражи, можно рассматривать как первое массовое производство орудий.

Орудия первобытного человека были далеки от совершенства, но с их помощью человек встал на путь собственного развития, путь открытий и изобретений, который, в свою очередь, привел к созданию и более совершенных орудий труда, предметов обихода, украшений, а в итоге и ко всему тому, что именуется сегодня словом «дизайн».

В 1997 году мировая культура отмечала 90 - летие промышленного дизайна - уникального явления, которое соединяет в себе искусство и технику. Дизайн делает продукцию массового производства привлекательной для потребителей и выгодной для изготовителей. Умело сочетая конструкцию, материалы и форму таких простых предметов, как стакан, или таких сложных, как автомобиль, дизайнеры стремятся сделать их недорогими в изготовлении, удобными и безопасными в употреблении, привлекательными для глаз и приятными на ощупь. Не буду оригинальным, если скажу, что дизайнер обязан быть мастером во всех областях своей профессии. Корни дизайна уходят к началу XIX века, в эпоху появления массового машинного производства и разделения труда. До промышленной революции в труде ремесленника дизайн непосредственно сочетался с изготовлением изделия. История развития художественного конструирования берет начало с середины 19 в.

Исторические этапы формообразования:

1. Кустарное, ремесленное производство (от начала человеческой цивилизации до конца 18 века) - предтеча дизайна.

2. Индустриальное машинное производство - конец 18 века начало 20 века

3. Этап Дизайна - начало 20 века - наше время.

Кустарное производство - ручной труд примитивные орудия труда, примитивная технология, малосерийное производство + учитывались все потребности человека к вещи: полезность, функциональное совершенство, удобство, красота, экономическая целесообразность (дороговизна) Производством бытовых вещей издавна занимались ремесленники. Понятно, что ремесленник - не дизайнер. Ремесленник делает одну и ту же вещь из одного и того же материала. Вещи получались индивидуальные, эксклюзивные, дорогие (при качестве) и производились в малом количестве (сколько сможет осилить один человек) 6 принципов работы кустаря: социологический, инженерный, эргономический, эстетический, экономический, экологический.

Индустриальное производство - "нечеловечные, холодные предметы" С приходом века индустриализации дизайнер стал создавать прототипы изделий, которые с помощью машин производили другие люди. Практика раннего дизайна была весьма примитивной. Функциональностью и экономичностью производимой продукции занимались инженеры, а дизайнеры отвечали лишь за ее эстетический вид. Оказалось, что дизайнеры должны создавать прототипы массового машинного производства, предварительно изучив технологию современного производства и свойства материалов. Назначению изделий и простоте обращения с ними придавали столь же важное значение, как и их внешнему виду. В скором времени дизайнерские фирмы стали набирать в штат чертежников, модельщиков, инженеров, архитекторов и специалистов по изучению рынка. 1785г. в Англии начинает развиваться индустриальное машинное производство - специализация, узкопрофессиональный подход, разделение труда, потоковость.

Этап дизайна соединил достоинства предыдущих двух этапов. Дизайнер работает на промышленном производстве, использует различные материалы и технологии. Дизайнер связан с массовым производством и с его уровнем и возможностями, а эти возможности, к сожалению часто не оправдывают ожиданий. Оформители и бутафоры украшают свои вещи, но дизайнер - существо высшее, он обязан мыслить масштабно и разнопланово, он обязан наперед представлять как поведет себя его будущее творение в своей среде обитания, как оно повлияет на среду и как среда уживется с вещью, а главное дизайнер должен придать вещи максимальную симпатию к человеку, к тому, для кого вещь будет предназначена, кому она будет служить. Дизайнер обязан сохранить чистоту идеи - функциональную обоснованность для формы, материала, суперграфики т.е. всех составляющих. И в конце концов предугадать необходимость создаваемой им вещи.

Дизайн как профессия возник и сформировался в 20 веке. Но те или иные его черты и даже характерные проявления встречаются в самых глубинных пластах материальной культуры. Поиск точной даты рождения дизайна не возможен, но как профессия он возник именно тогда, когда его основы стали преподавать с кафедры, а выдача соответствующих признаваемых обществом, дипломов поставила специалистов в области дизайна в один ряд с представителями других нужных обществу профессий.
Впервые проблемы преподавания основ дизайна были заявлены как имеющие самостоятельные значения при обсуждении итогов Первой Всемирной промышленной выставки, проходившей в Лондоне в 1851 году.
Это сделала занимавшаяся реформой художественного образования и развитием художественной промышленности специальная комиссия, возглавляемая сэром Генри Колом. В вышедшей тогда же книге "Наука, промышленность и искусство" немецкого теоретика искусства Готфрида Земпера, посвященной урокам Всемирной промышленной выставки, были даны конкретные предложения по реформе системы образования в художественных школах с идеей специализации обучения по основным видам дизайнерской деятельности после общих вводных курсов. Этот принцип обучения был заложен в программу созданного в 1850 годы Саут-Кенсингстонского колледжа, в котором преподавание основывалось не на отвлеченном штудировании классики, а на конкретном изучении коллекций музея и материалов проводившихся здесь выставок современной художественной промышленности.
К новым условиям стала приспосабливаться и основанная в 1837 году Нормальная школа дизайна, ставшая после реорганизации ведущим государственным учебным заведением в области искусства и известная больше под названием Королевский колледж искусств. В 1854 году в Цюрихе открылась Высшая техническая школа. Архитектурное отделение в ней было предложено возглавить Г. Земперу. Здесь он написал свой знаменитый труд "Стиль в технических и тектонических искусствах, или Практическая эстетика", повлиявший на сложение теории художественной формы конца 19 века. Французские художественные школы в 19 веке, так или иначе связанные с промышленным прогрессом и готовившие мастеров для мануфактур, эволюционировали от общеобразовательных ремесленных училищ, в сторону специализированных школ искусств и ремесел. Национальная школа искусств и мануфактур, открытая в Париже еще в 1829 году, к середине века включила в свой курс дополнение к традиционным основам художественных ремесел основы механики, физики, химии и выпускали специалистов, соединявших в одном лице художника, инженера и архитектора.

Новый этап развития европейского дизайнерского образования был связан с преодолением разрыва между замыслом и исполнением. Под влиянием Уильяма Морриса в Англии начали создавать различные общества и школы ремесел. Среди них были Общества выставок искусств и ремесел, Ассоциация искусств и кустарных промыслов, Королевская школа художественного шитья. Из наиболее известных личностей в художественной культуре Англии 19 века, воздействовавших на формирование методики дизайнерского образования следует назвать Оуэна Джонса, Чарльза Ренни Макинтоша и Уолтера Крейна.

В 1899 году в Королевском колледже искусств было открыто специализированное отделение для художников промышленности с целью "непосредственного приложения искусства к промышленности". Большое внимание в обучении на отделении уделялось развитию способности выполнять все своими руками. Это считалось полезным для художников, создающих проекты изделий для машинного изготовления.

В 1913 году в Англии были введены специальные дипломы для окончивших дизайнерские отделения, в которых удостоверялось способность к самостоятельному творчеству в области живописи, моделирования, прикладной графики и индустриального дизайна. Одним из крупных учебных заведений тех лет была Школа промышленного искусства в Хельсинки, связанная с деятельностью финского Общества прикладного искусства.

К середине 1870-х годов ее программа, характер студенческих групп и состав преподавателей стабилизировались. Определились методы обучения рисунку, геометрическим построениям на плоскости, в пространстве, работе с деревом, металлом,текстилем. Школа стала ориентироваться в основном на промышленное производство, сохраняя связь с прикладной традицией, закладывала базу будущего профессионального дизайнерского образования.

К концу 19 века относится возникновение художественно- промышленных училищ в Японии. После поездки по Европе один из реформаторов японского традиционного художественного промысла Кайдзиро Нотоми основал в 1887 году в городе Канадзава училище с тремя отделениями: искусства и предметного проектирования, художественных ремесел традиционного типа, чертежно-графических работ. Годом позже открывается Высшее художественно- промышленное училище в Токио.

Подводя итоги этапу становления дизайнерского образования, можно отметить, что тогда уже были заложены все его основные направления и тенденции. Позднее появились крупные центры подготовки дизайнеров, которые сыграли заметную роль не только в профессиональном оформлении дизайна, но и в культуре в целом: Баухауз в Германии, ВХУТЕМАС в России, первые американские школы 30-х годов, английские школы 30-40-х годов. Затем началась эпоха Ульмской школы, формирования систем дизайнерского образования в отдельных странах Европы, Азии, Америки, которые превращались в общественную силу именно как системы школ..."

В 2017 году мы отмечаем 110-летие промышленного дизайна - явления, объединяющего технологический прогресс и визуальное искусство. Истоки, российское и немецкое направления развития.

Промышленный дизайн: Истоки

До появления объёмного понятия «дизайн» в речи использовали простоту: всё что нравилось, называли - красота. Развитие материальной культуры родило понятие дизайна, корни его уходят в начало XIX века. Тогда появилось машинное производство, заменившее ручной элитный труд.

В отличие от бутафоров-оформителей, дизайнеры мыслят масштабно, разнопланово. Задумки, при реализации их на практике, должны выглядеть гармонично - важно учитывать психологию человека, эргономику среды использования, технологию изготовления и свойства материалов, долговечность (как долго можно пользоваться предметом).

В жизни все понятия относительны и в то же время соотносятся друг с другом, многое понимается на подсознательном уровне. Например, эффект воздействия цвета на человека - этим занимается наука колористика - весьма любопытен: жёлтый шкаф легче поднять, чем серый (при одинаковом весе).

Промышленный дизайн делят на два направления: ВХУТЕМАС и БАУХАУЗ .

ВХУТЕМАС и ВХУТЕИН - российское направление развития промышленного дизайна

1920 год, СССР. Создан ВХУТЕМАС - высшие художественно-технические мастерские. Целью ставили создать и впоследствии развить советскую художественную культуру. Однако все творческие начинания рубились на корню - гиперреализм в дизайне препятствует развитию. Возможно, это и стало тем стоп-краном, который на годы превратил художественные образы в кальку друг с друга. Кстати, за выпускника ВХУТЕМАСа выдавал себя герой романа «Двенадцать стульев» Остап Бендер, пытавшийся попасть в Нижнем Новгороде на пароход «Скрябин». Тонкая ирония Ильфа и Петрова?

В Ленинграде в те же годы был создан высший художественно-технический институт - ВХУТЕИН - сохраняя элементы формализма, творчеству здесь давали больше свободы. Хотя в итоге дизайнерами становились не благодаря, а вопреки этим учебным заведениям. Социалистический реализм не дал раскрыться бутону истинной дизайнерской мысли.


Промышленный дизайн: БАУХАУЗ - немецкое направление развития

Новое единство искусства и технологий - это БАУХАУЗ. Bauhaus с немецкого переводится как «дом строительства». Это школа, это стиль, это высший пилотаж. Сегодня интерьер в стиле баухауз пропитал собой офисы и фабрики - отказ от избыточности украшений, функциональная «нагота», уничтожение стилизованной инсценировки, которая противопоставляет себя живому опыту.

Главная цель - проектирование промышленных изделий для человека, чтобы предметы стали повседневной частью жизни общества. Например, благодаря исследованиям воздействия цвета на человека, его психологическое состояние, были придуманы и реализованы цветные моющиеся обои.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

В мире дизайна существует бесчисленное множество профессий, одна из самых универсальных, интересных и многогранных – промышленный дизайнер. Такие специалисты отвечают за создание всего вокруг: техника, мебель, предметы обихода, посуда, автомобили, яхты и даже мобильные приложения.

Если вам удается совмещать логическое мышление и творчество, а жажда сделать этот мир чуточку лучше и красивее не покидает ни на минуту, значит, вам стоит задуматься о карьере в сфере промышленного дизайна. Для такой работы требуется профессиональная подготовка, что подразумевает получение степени Бакалавра или Магистра.

Институт Марангони предлагает получить профильное образование на программах Бакалавриата «Промышленный дизайн» и Магистратуры «Дизайн средств передвижения» и «Итальянский промышленный дизайн». Во время обучения студенты: изучают историю искусства; учатся разрабатывать идеи новых продуктов и создавать их; углубляются в бизнес-составляющую индустрии, чтобы не просто придумывать что-то красивое, но востребованное и отвечающее последним или будущим трендам. По окончании института они на 100% готовы к работе и начинают успешную карьеру на международном рынке.

Но прежде чем подавать документы на поступление, давайте узнаем об этой перспективной профессии немного больше.

Особенности работы

Обычно промышленные дизайнеры специализируются на одном продукте или услуге. Хотя нет никаких рамок и границ, все зависит от желания учиться и развиваться в разных направлениях. Единственное, что обязательно для всех, это создание продуктов, отвечающих требованиям: легко использовать, хорошо функционирует, рентабельно производить, привлекательный внешний вид.

В зависимости от проекта фронт работы может различаться, но основные задачи промышленного дизайнера это:

обсуждение с клиентом его пожеланий и составление брифа;

  • изучение работы существующих продуктов и услуг;
  • разработка идеи, первоначальных рисунков и эскизов;
  • принятие решения о выборе подходящих материалов и ресурсов;
  • компьютерное моделирование продукта и создание подробных чертежей;
  • производство прототипов;
  • тестирование продукта или услуги;
  • окончательная доработка и запуск производства.

На всех этапах работы дизайнер должен взаимодействовать с инженерами, моделистами, маркетологами и другими членами команды разработки.

Время работы и доход

Чаще всего такие специалисты работают по стандартному графику с 9.00 до 18.00 (30-40 часов в неделю), хотя творческий процесс порой требует дополнительного времени.

В Европе начинающие дизайнеры могут получать от 15 до 22 000 евро в год, более опытные 25-34 000, зарплаты «бывалых» начинаются от 42 000 евро.

Обучение и профессиональное развитие

Выше мы уже писали, что для работы необходимо получить образование. Но наличие диплома не отменяет продолжения обучения. Промышленные дизайнеры должны учиться всю жизнь: проходить курсы повышения квалификации, проходить узкоспециализированные программы, читать журналы, книги, сайты и блоги. Стоит вступить в ассоциации дизайнеров, посещать профильные выставки и мероприятия.

Навыки, интересы и личные качества

  • творческие идеи и логический подход для их развития;
  • способность выражать идеи через рисунки и 3D-модели;
  • понимание свойств различных материалов и методов производства;
  • умение планировать и организовывать проект на всех этапах;
  • способность составлять смету затрат и работать в рамках бюджета;
  • хорошие коммуникационные навыки;
  • умение писать четкие и краткие отчеты;
  • творческий подход в решении проблем;
  • способность работать в команде и обмениваться идеями с коллегами.

Возможности

Промышленные дизайнеры востребованы в самых разных областях промышленности и коммерции. Например, они работают в составе команды по разработке новых продуктов на фабриках игрушек или на мебельном производстве. Кроме того, они могут выступать в роли консультантов или сотрудничать с самыми разными брендами на основе фриланса.

Получая опыт работы, у промышленных дизайнеров появляется возможность стать креативным директором или возглавить департамент по управлению проектами. Современные технологии вывели эту профессию на новый уровень, обладая знаниями об эргономике, функциональности и внешней красоте продукта, дизайнеры могут работать над разработкой мобильных приложений и сайтов. Все больше из них привносят свой вклад в онлайн-мир и становятся UX-дизайнерами.

Узнать подробности об обучении на программах Бакалавриата и Магистратуры в области промышленного дизайна в институте Марангони можно у консультантов официального представительства –