Меню
Бесплатно
Главная  /  Цветы  /  Создатель обоев. Отделка стен в жилых помещениях XVIII — первой половины XIX веков

Создатель обоев. Отделка стен в жилых помещениях XVIII — первой половины XIX веков

Обои, которые есть почти в любой квартире - совершенно обыденная ныне вещь. Но всё имеет своё начало, есть оно и у производства обоев в России. Об этом и пойдёт речь в этом материале. Текст взят из книги Екатерины Юхнёвой "Петербургские доходные дома".

Сначала обои делались тканевые, обычно - шелковые, хотя известны полотняные и хлопчатобумажные. В первой половине XVIII века в Петербурге во дворцах знати были обычны шелковые китайские обои с росписью. Такие же обои покрывали стены Летнего, Екатерингофского, Меншиковского дворцов.
Для более простых помещений использовали холст, его или белили, или пропитывали воском. В «Описи загородному двору, что на Фонтанке, Артемия Волынского» сообщается, что большая часть комнат обиты полотном и выбелены. А зал «...по панели обит обоями вощанкою цветною».
Во второй половине XVIII века широко распространились штофные обои. У А.С. Пушкина в «Евгении Онегине» в доме у дяди «В гостиной штофные обои» (глава II).
Д. Благово в «Рассказах Бабушки. Из воспоминаний пяти поколений, записанных и собранных ее внуком» писал: «У бабушки и в доме все было по-старинному, как было в ее молодости, за пятьдесят лет тому назад (то есть в конце XVIII века. - Е. Ю.), где шпалеры штофные, а где и просто по холсту расписанные стены, печи из пестрых изразцов». К началу XIX века штофные обои и печи, украшенные пестрыми изразцами, уже вышли из моды.
Чрезвычайно редко встречались обои из кожи, так, в знаменитом доме С. Яковлева «в большой зале стены были обтянуты кожаными обоями, расписанными масляными красками».
Позже появились бумажные обои. Первое упоминание об их использовании относится к 1761 году: «И тот покой, где будет подъемный стул, обить бумажными обоями» (здесь речь идет о помещении с «лифтом» в Зимнем дворце).

Производство бумажных обоев на мануфактурах появилось во второй половине XVIII века. Обои склеивали из отдельных листов бумаги, а затем вручную наносилась краска. В России промышленное изготовление бумажных обоев впервые началось в 1817 году на Императорской обойной фабрике, возведенной по проекту архитектора Ю.М. Фельтена и С.П. Берникова на восточной окраине Ропшинского парка, на берегу Фабричного пруда. В 1822 году фабрика переехала в Царское Село, в здание Фабрики ассигнационных бумаг, построенное по проекту Ч. Камерона вдоль Купальных прудов. Фабрику закрыли в 1869 году. До нашего времени эти постройки дошли практически без изменений.
Наряду с Императорской обойной фабрикой с 1820-х годов существовали и частные фабрики, к середине века их было уже 7.
С изобретением непрерывной бумагоделательной машины появились рулонные обои. Сначала бумажные рулоны привозили из-за границы, а с начала 1820-х годов их стали производить на Петергофской фабрике.


Изобретенная в Англии Пальмером в 1823 году обойнопечатная машина появилась в России в начале 1850-х годах.
Самые простые и дешевые обои изготавливались одноцветными - бумажная основа просто грунтовалась, вот обои и готовы. На более дорогие обои наносился узор вручную при помощи деревянных печатных досок, их количество равнялось числу использованных цветов и оттенков, доходившему до нескольких сотен. 
С появлением обойнопечатной машины максимальное используемое количество красок уменьшилось до 30, обычно же применялось 4-6 красок вместо нескольких сотен при ручной окраске.
Обои, предназначенные для парадных помещений, еще золотили и серебрили настоящими драгоценными металлами вручную и покрывали масляным лаком. При помощи пресса делались тисненные или рельефные обои.
Самыми дорогими считались «насыпные» обои. На бумажную основу по трафарету наносили клеем узор и посыпали его мелкими разноцветными шерстяными ворсинками. Получался выпуклый бархатистый узор.

Для защиты от влаги и грязи обои лакировали японским растительным лаком. Такие водонепроницаемые обои появились в 1840-х годах. Делались даже несгораемые
обои, их пропитывали фосфорно-аммиачной смесью и квасцами еще до нанесения краски.
Обои могли служить по 30-40 лет, не тускнели, не выгорали, не осыпались. Естественно, в «барских» квартирах их переклеивали чаще, в зависимости от меняющейся моды.
Обычная ширина обоев равнялась 47 см. Длина рулона была различной - в Петербурге чаще всего 11-12 аршин.
В 1830 году «Северная пчела» восторженно сообщала, что на обоях «подражание шелковым тканям, сукну, гобеленам столь натурально, что надобен опытный глаз, чтобы не обмануться с первого взгляда. Ничто так не наряжает комнаты, как эти обои, на которых изображены живые цветы с необыкновенным искусством и богатые узоры превосходных очерков. Золото и серебро кажутся шитьем... Эти обои можно наклеить и на каменные стены в городских домах, вместо живописи, и преимущество то, что краски не тускнеют... При всей своей красоте обои отменно дешевы».


К середине XIX века в Петербурге имелось 12 обойных магазинов, в них торговали «по весьма умеренным ценам - обои от 5 до 25 руб. за кусок; бордюры - от 10 до 30 руб. за кусок». В то время отделка одной комнаты высококачественными фабричными обоями, отечественными или импортными, стоила от 200 до 300 руб.
К концу XIX века уже в 33 магазинах можно было купить обои по следующим ценам за рулон: «бумажные» (негрунтованные) - по 9 коп., «фунтовые» - по 20 коп., «глянцевитые» - по 25 коп., «тисненые» - по 85 коп.
Предварительный итог начального распространения обоев подвела промышленная выставка в 1849 году: «Усовершенствованы технические порядки и удешевление изделий не только Царскосельской, но и ряда частных фабрик, привели к тому, что обои всех видов широко проникли в быт... В окрестностях Петербурга даже крестьянские избы оклеены ныне обоями, как прежде бывало в городских домах... Вот отрасль промышленности, вполне заслуживающая своей цели».

Наклеивать обои старались только на сухие стены, иначе они отставали. Но в Петербурге при высокой влажности это не всегда удавалось. Вот как А. Вербицкая описывала в 1899 году комнату, которую снимали за 20 рублей трое студентов в рассказе «Репетитор»: «Комната была в одно окно. Безобразные расплывшиеся пятна сырости покрывали сплошь всю стену. Обои отстали, кое-где были сорваны. Плесень затянула углы на подоконниках».
В XIX веке сложилась система оклейки, используемая до настоящего времени. Штукатурку намазывали горячим жидким раствором клея, наклеивали газеты и по ним при помощи холодного крахмального или мучного клейстеров с добавкой клея наклеивали обои.
Приведу суть рекомендаций по применению обоев из старинных книг по домоводству. Кое-какие из них не устарели и по сию пору.

Оклеивая квартиру из нескольких комнат, обои рекомендовалось подбирать по цвету так, чтобы избежать как однообразия, так и резких контрастов: не сочетать очень темные и очень светлые, очень блеклые и предельно яркие, а также противоположные цвета - такие, как желтый и синий, зеленый и красный.
При выборе обоев следовало принимать во внимание светостойкость их красок. Голубые и синие обои под действием света быстро выгорают. Надо также помнить, что синие обои в темных помещениях «седеют», приобретают сероватый оттенок.
Оклеивать стены можно от потолка до пола одинаковыми обоями или обоями двух видов. В последнем случае одними обоями оклеивалось примерно три четверти стены, другими - в виде широкого бордюра - ее верхняя часть. При таком способе оклейки, пригодном лишь для высоких помещений, для нижней части стены обычно брались сетчатые, полосатые или с мелким рисунком обои, а для бордюра - с крупным цветочным рисунком.
Если обои не примыкали к лепному карнизу, то по верхнему краю их наклеивали бордюр. Цвет его должен хорошо сочетаться с цветом обоев. Вместо бумажного бордюра можно применить деревянный багет - узкие полированные, лакированные, покрытые бронзой, гладкие или рельефные рейки.

Как рекомендовалось в многочисленных книгах по домоводству, «коричневая мебель хорошо сочетается с голубыми, синими, зелеными, серыми, а также оранжевыми, бежевыми и светло-коричневыми обоями; светлая, желтая мебель (дуб, ясень, карельская береза) - с бежевыми, коричневыми, оранжевыми, розовыми, желтовато-зеленоватыми, фисташковыми; серая мебель - с зеленоватыми и голубыми; белая - с палевыми, розовыми, зеленоватыми, голубыми, серыми; мебель красного дерева - с синими, голубыми, зелеными, палевыми, золотистыми обоями». Чем больше в комнате находилось предметов убранства, тем «спокойнее» должны быть цвет и рисунок обоев.

Еще в каменном веке первобытный человек, сам не подозревая того, положил начало истории обоев. Его наскальные рисунки украшали стены пещеры, в которой он жил. Наскальная живопись не только рассказывала о жизни древнего человека, но и служила эстетическим элементом украшения стен в жилище, по сути выполняя одну из функций обоев- декорирования стен в доме.

Рисунки на стены наносились при помощи органических красителей - сока растений, крови, так же использовался древесный уголь. Шли века и человек постоянно совершенствовал свои навыки в убранстве дома. На стенах появились шкуры и кожа животных- вполне, симпатичные обои.

История тканых обоев.

Примерно в 1000 г. до.н.э. появились первые тканые обои . Их рождение связывают с ассирийцами и вавилонянами. Поначалу это были грубые холсты с черно-белым рисунком. И лишь спустя много лет- в XI веке нашей эры они становятся цветными. На обойных холстах изображают сюжеты из Библии, сцены охоты, цветы, растительные и художественные орнаменты и т.п..

Технология производства тканых обоев со временем попадает и в Европу, появляются фабрики по производству обоев на заказ. Фабриканты переносят изображения с картин художников на обойные ткани .

В 1513-1514 годах Рафаэль приготовил картон для обоев, которыми предполагалось украсить Сикстинскую часовню. Эти обои ткались во Фландрии под руководством нидерландского художника Бернгарда Ван Олейя. Обои до сих пор хранятся в одной из галерей Ватикана.

Производство тканных обоев было очень дорогостоящим, поэтому немногие могли позволить себе украшение дома такими дорогостоящими "декорациями". Но растущий спрос на обои, способствовал поиску более дешевых способов производства.

В начале XV века художник фламандской школы Иоанн Ван Эйк предложил не ткать рисунок обоев, а рисовать его уже на вытканном полотне . Находку Ван Эйка можно считать началом эры по производству печатных обоев . Новый способ снизил стоимость тканых обоев и они начали быстро завоевывать рынок во многих европейских странах.

В 1716 году производство тканых обоев появилось и в России. Под руководством Петра-I создается «Российская шпалерная мануфактура», Приглашенные из Франции мастера и художники за шесть лет не только создали в России производство, но и воспитали первых российских специалистов в этой области.

После смерти Петра производство шпалер остановилось. Однако Елизавета Петровна восстановила утраченное, повторно привезя в Россию мастеров-парижан . В ученье на этот раз были отданы дети рабочих первой русской гобеленовой мануфактуры и дети солдат, жившие в гарнизонных городках. За 140 лет на петербургской мануфактуре было создано 205 шпалер , уникальных для своего времени.

Производство тканых обоев просуществовало до конца XVIII века.

История бумажных обоев.

В 105 году нашей эры в Китае во время правления императора Хоти был открыт способ производства бумаги, которую изготавливали из помола старого тряпья, коры и растертых ниток. Китайцы стали оклеивать листами бумаги и стены своих жилищ. На бумаге изображали животных,птиц,растительные орнаменты и цветы.Так началась история бумажных обоев.

В VII веке бумага появилась в Японии . Японцы использовали бумагу.в качестве разделяющих комнаты перегородок и защищающих от солнца занавесок

В 751 году битва при Самарканде закончилась поражением китайцев, которые раскрыли арабам секрет изготовления бумаги , а затем изобретение распространилось до Андалузии. Именно в Испании появились первые в Европе бумажные мельницы .

Но китайские бумажные обои попали в Европу благодаря англичанам Они первыми освоили их производство и долгие годы были лидерами в Европе.

Поначалу качество изображения на бумажных обоях уступало тканым обоям. Кроме того раскрашивание узоров на бумаге по трафарету занимало много времени, а ручная роспись была слишком дорогой.

В XVII-XVIII вв . в Европы были популярны так называемые фальшивые шелка - бумажные обои, имитирующие ткани.

Англичанин Цанер придумал два новых способа получения бумажных обоев , поразительно похожих на материю.

  • Первый способна грунтованную поверхность бумаги наносились обрезки шелковых нитей , которые приклеивались к ней, когда грунт высыхал. Такими обоями были украшены Лувр и замок кардинала де Ришелье.
  • Второй способ это ручная печать обоев с помощью выпуклой деревянной формы : её выступающие части покрывались краской, на них клали лист бумаги и прижимали сверху прессом. Этот способ использовали китайцы еще в X веке..

В 1599 году во Франции была образована гильдия "обойщиков". Правда в те времена производились только сравнительно небольшие куски обоев.

Появлению "полноценных обоев" способствовали новые изобретения:

В 1675 году французский гравер Жан Папильон придумал способ изготовления матриц для печати обоев с непрерывным рисунком .

В 1799 году француз Луи Робер изобрел машину, которая стала изготавливать рулонную бумагу заданной длины. Но изобретение Робера осталось неоценённым: в Англии. Поскольку фабриканты платили налог с каждого листа обоев, выпуск обоев рулонами был не выгоден государству. А постоянно воевавшей в то время Франции вообще было не до обоев и рулонов. В Россию изобретение Луи Робера пришло только в первой трети XIX века.

В 1839 году английский печатник Престон стал изготовлять обои на машине для печати на коленкоре и первым применил цилиндрические валики для нанесения рисунка . Именно машина Престона стала прообразом современных обойных станков.

Бумажные обои в России.

Бумажные обои в России появились в первой половине XVII века. Поначалу обои покупались за границей, а в богатых поместьях производились кустарным способом силами своих же мастеровых крепостных.

В конце XVIII века в России возводились сотни особняков и усадеб, потребовались новые прогрессивные отделочные материалы. Спрос на бумажные обои сильно вырос. Стало модно использовать бумажные обои в оформлении интерьеров. В Москве бумажные обои были особенно популярны, это было связано с особой московской модой на применение недорогих имитационных материалов в отделке особняков и усадеб.

Обойное производство активизировалось, под Петербургом открылась первая отечественная фабрика , продукция которой по качеству не уступала обоям из Европы.

А в 1795 году стали производиться московские фабричные обои.

Одним из первых зданий, в интерьере которого обои преобладали, стал Елагин дворец в Петербурге, построенный в 1820-1822 гг. знаменитым зодчим Карлом Росси.


На фото Синяя гостиная, .Елагин Дворец, С-Петербург.

Еще одной знаменитой постройкой тех лет, где до наших дней лучше всего сохранились бумажные обои, - дворец графа Шереметева в усадьбе Останкино в Москве..


Обои – популярное покрытие для отделки стен. Они настолько разнообразны, что подходят для отделки как бюджетных комнат, так и дорогих интерьеров. Но когда дело доходит до выбора подходящего вида, многие просто берут материал наугад, ориентируясь на внешние характеристики. В этой статье мы подробно расскажем о видах обоев, чем они отличаются друг от друга и какие из них лучше выбрать.

  • бумажные;
  • флизелиновые;
  • виниловые;
  • акриловые;
  • натуральные;
  • стекловолокнистые;
  • текстильные;
  • металлические;
  • жидкие.
  • Некоторые из них можно использовать в качестве основы под покраску. Это бумажные, виниловые с флизелиновой основой и стеклообои.

    Любой из видов имеет широкий выбор дизайна, множество рисунков и расцветок. Для усиления эффекта можно попробовать . Поговорим конкретно о каждом из них.

    При выборе обоев покупают рулоны из одной партии: оттенки цветов в разных партиях могут немного отличаться.

    Бумажные

    Наиболее дешевый и распространенный вид обоев, полностью сделанный из бумаги. Бывают как однослойные (симплекс), так и двухслойные (дуплекс). Чаще всего поверхность гладкая, но иногда выпускают и с рельефом.


    Преимущества:

    • низкая цена – от 50-100 руб. за рулон;
    • экологичность – можно использовать в детской и спальне;
    • пропускают воздух, поэтому стены могут «дышать»;
    • самый простой процесс поклейки.

    Недостатки:

    • недолговечность: быстро появляются светлые пятна, максимальный срок использования – 5 лет;
    • боязнь влаги (если появятся загрязнения, мыть их нельзя);
    • рисунки выгорают на солнце;
    • впитывают запахи.

    Качество бумажного рулона зависит от плотности материала. Обои хорошего качества должны весить 110-140 г/кв. м.

    Флезилиновые

    Их основа выполнена из флизелина, нетканого материала с высокой плотностью. По сути это та же самая бумага, только с добавлением тканевых волокон.


    Плюсы флизелиновых обоев:

    • высокая прочность, в отличие от бумажных видов;
    • пропускают воздух;
    • не усаживаются после высыхания;
    • при намокании материал не набухает;
    • скрывают мелкие трещины на поверхности;
    • экологичны, прочны и износоустойчивы;
    • просты в поклейке: клеем покрывают только стену;
    • хорошо подходят для отделки стен и потолков.

    Такие обои используются под покраску, если на флизелиновое основание нанесен вспененный винил.

    Безвредными считаются флизелиновые обои без винилового слоя. Их, как правило, труднее найти, и стоят они дороже. Также безопасные обои должны иметь сертификацию по ГОСТ 6810-2002 «Обои».


    Виниловыми называют разновидности обоев с покрытием из вспененного винила. Материал для основы – бумага или флизелин. Поверхность бывает гладкой и рельефной, а также в стиле шелкографии.


    Плюсы:

    • влагоустойчивы, их можно мыть и чистить (должно быть указано на упаковке, идеально подойдут и прихожей);
    • долго сохраняют цвет, почти не выцветают;
    • рельефные рисунки визуально скрывают мелкие неровности стен;
    • есть виды под покраску, которые можно перекрашивать до десяти раз.

    К минусам относят воздухонепроницаемость, так что лучше не использовать их в детской комнате и спальне.


    Подробнее про читайте в отдельной статье.

    Акриловые обои

    Акриловые обои внешне очень похожи на виниловые. В качестве лицевого слоя здесь используется вспененный акрил.

    Из-за более тонкого слоя акрила они не так долговечны. Напыление наносят точечным способом, поэтому акриловые обои способны пропускать воздух.

    Натуральные обои

    Элитные виды обоев для зала делают из натуральных материалов. В качестве верхнего слоя используют пробку, джут, солому, шпон, бамбук, тростник, водоросли; в качестве основания - чаще всего бумагу. Некоторые из них имеют основу из флизелина.


    В большинстве случаев ширина рулонов из натурального материала составляет 91 см, и длина 5,5 или 10 м.

    Для поклейки этого вида используют обычный клей для обоев, в зависимости от основы. Для бумажной основы его наносят только на полотно, для флизелиновой – на стену, а если полотна тяжелые - и там, и там.

    • Натуральные материалы создают уютный интерьер, очень теплые на ощупь;
    • материал полностью экологичный;
    • для защиты от пыли их покрывают специальными пропитками.


    К минусам натуральных обоев относят:

    • боязнь влаги(краска сделана на водной основе, и при намокании может легко потерять цвет);
    • трудный процесс поклейки;
    • высокая цена (из-за этого их редко клеят на все стены, только для зонирования и выделения акцентов;
    • из-за особенностей натурального материала, между полотнами остаются видны стыки.
    • яркие цвета могут потерять окрас под воздействием солнца буквально за один сезон.

    Стирая пыль с натуральных видов обоев, нельзя пользоваться влажной уборкой. Допустимо использование пылесоса или смахивание пыли щеткой с длинным ворсом.

    Стеклообои

    Обои из стекловолокна оптимальны для использования в новостройке, которая дает усадку. Также их часто применяют в офисах.

    Их производят ткацким методом из стеклонитей, поэтому они имеют повышенную прочность на разрыв и экологичны. В отличие от стекловаты, они не колются при прикосновении. После их поклейки рекомендуется окрашивать стены красками на латексной или водной основе.

    Среди преимуществ стеклообоев:

    • большая долговечность и износостойкость;
    • срок службы около 30 лет, при необходимости можно перекрасить верхний слой до 15 раз;
    • защита стен от трещин;
    • стеклоткань не горит, не боится воды или дыма;
    • материал не создает питательной среды для микроорганизмов, грибков и плесени, поэтому устраняет наиболее частые причины аллергии;

    К недостаткам можно отнести маленький выбор рисунков, наиболее популярные из них: рогожка, елочка, ромб. Стены получаются на вид довольно скучные.

    Текстильные обои

    Лицевая часть сделана из натурально материала: шелк, лен, хлопок, джут, велюр. Основа - из бумаги или флизелина. На производстве их обрабатывают антистатическим и противопожарным раствором. Иногда покрытие делают из синтетических тканей, за таким материалом ухаживать проще, при необходимости его можно будет пропылесосить.


    Преимущества:

    • в первую очередь, тканевая отделка выглядит дорого и эксклюзивно.
    • полностью экологически чистый материал;
    • некоторые виды на основе льна имеют антисептические свойства;
    • устойчивы к воздействию солнца, дополнительно обладают тепло- и звукоизоляцией.
    • есть виды с увеличенной шириной рулона, что позволяет сделать бесшовное покрытие.

    К минусам относят низкую устойчивость к пыли, грязи, запахам, влаги и воздействию домашних животных. Так как это дизайнерский тип отделки, он имеет высокую цену. Для поклейки потребуется опытный специалист.

    Металлические обои


    Металлизированные разновидности обоев отлично подойдут для интерьера в стиле хай-тек. Они отливаются красивыми бликами на солнце, а дополнительная подсветка только приукрасит их и покажет все достоинства. Интерьер наполнится золотыми, серебряными или бронзовыми сияниями.

    • металлические обои привлекательны благодаря красивому внешнем виду;
    • декоративный слой состоит из тонкой алюминиевой фольги, что дает высокую износоустойчивость;
    • не боятся воздействия солнечных лучей и не теряют цвет со временем;
    • легко моются;
    • обладают хорошей звукоизоляцией;


    Конечно, цена за рулон остается высока. А перед поклейкой требуется идеально , иначе тонкая фольга сморщится.

    Жидкие обои

    Один из самых необычных видов - жидкие обои. Они сочетают лучшие качества рулонных покрытий и .

    Не имея опыта, их легко спутать по внешнему виду со структурной штукатуркой. Однако по составу жидкие обои отличаются: при производстве не используют песок, в качестве основного компонента используется целлюлоза – безвредное клеящее вещество. Для придания приятного вида они содержат декоративные волокна, блестки, натуральные красители.


    Жидкие обои продаются в виде сухого порошка, который розводят водой перед применением. Цена на одну упаковку весом 1 кг с простой структурой начинается от 360 руб., её хватает на 4-5 кв. м. при нанесении тонким слоем (1 мм). Обычно цена зависит от количества декоративных частиц в смеси, чем она ярче – тем дороже.

    Мастер-класс по нанесению жидких обоев показан на видео:


    Они серьезно отличаются от обычных обоев и имеют следующий ряд преимуществ:

    • при нанесении нет стыков;
    • создают необычную рельефную структуру;
    • могут выравнивать стены, поэтому время отделки уменьшается;
    • экологически чистый материал;
    • обладают антистатическими свойствами, не притягивают пыль;
    • срок службы 6-8 лет.

    Время высыхания после нанесения смеси составляет до 48 часов. Не рекомендуется использовать жидкие обои во влажных помещениях из-за их высокой гигроскопичности.

    Фотообои

    Отдельно стоит упомянуть и фотообои. Они позволяют получить практически любой рисунок на всю стену: цветы, города, природу, океан. Чаще всего для их нанесения используется самоклеящаяся основа.



    Мы рассмотрели практически все типы обоев для стен. Теперь несложно подобрать оптимальный вариант для своей комнаты, в зависимости от условий, требований и финансовых возможностей.

Обои — это, безусловно, самый распространенный вид настенного покрытия в мире. Сегодня существует масса разновидностей: бумажные, текстильные, виниловые, изготовленные из разных природных материалов, инкрустированные стразами, кристаллами и пр., флизелиновые, высокотехнологичные и многие-многие другие обои, которые ежегодно производятся миллионами тонн и миллиардами километров.

Во всех странах и на всех континентах обои ценятся за ту незримую теплоту, которую они придают домашнему интерьеру, и, конечно же, за свою эстетическую привлекательность. Но как же все это случилось?

Появление бумаги

История обоев началась примерно за 4000 лет до н.э., когда на свет появилась самая ранняя форма бумаги — египетский папирус. Однако родиной бумажных настенных покрытий стал вовсе не Египет, а древний Китай. Именно китайцы изобрели рисовую бумагу, и именно они в 200 году до н.э. первыми начали применять её в качестве покрытия для стен.

В 105 году уже нынешней эры китайский придворный Цай Лунь изобрел технологию производства бумаги из текстильных отходов (тряпья). Это было рождением бумаги таковой, какой мы её знаем сегодня. Между прочим, именно благодаря этому изобретению Китай смог развивать свою цивилизацию гораздо быстрее других — появление бумаги способствовало широкому распространению грамотности и литературы. Неудивительно, что этот факт вызывал интерес и зависть у многих правителей древних государств, и за «рецептом» бумаги охотились не менее усердно и коварно, чем за секретом изготовления шелка.

В 751 году в битве при реке Талас арабские войска захватили в плен нескольких китайских производителей бумаги. Тайны и навыки её производства были раскрыты. Бумага стала распространяться по Ближнему Востоку и за его пределы.

В Европу бумага попала лишь в XII веке, где до тех пор стены декорировались различными тканями. К тому времени она уже стала тонкой и достигла довольно высокого уровня качества во многом благодаря тому, что арабы заменили волокна льна в её составе на шпон и бамбук.

История развития обоев

Первыми европейскими образцами блочной печати были религиозные памятки, называемые «helgen». Старейший из известных таких рисунков — Представление Девы (1418 г.) — хранится сегодня в Королевской Библиотеке Брюсселя. В Китае подобный метод печати применялся еще в V веке.

Жан Бурдишон, «Поцелуй Иуды»

В 1481 году французский художник Жан Бурдишон раскрасил для короля Людовика XI 50 рулонов бумаги прекрасными ангелами на синем фоне. Король Людовик приказал ему изготовить такие портативные обои, потому что часто переезжал из замка в замок. После этого многие богатые европейцы на протяжении десятков лет заставляли художников разрисовывать бумагу для украшения стен, но вряд ли можно сказать, что настоящие бумажные обои существовали до появления печатного пресса.

Самый ранний фрагмент европейских обоев, который удалось обнаружить и который сохранился до сегодняшних дней, был найден на балках Колледжа Христа в Кембридже, Англия и датирован 1509 годом. Дизайн этих обоев представляет собой оттиск с гравюры на дереве граната, выполненный на обороте провозглашения, выданного Генрихом VIII. Автором этой работы был признан типограф из Йорка Хьюго Гоес.

Позднее значительного успеха добились и английские методы производства обоев. Продукты, которые в XVIII веке появились в лучших магазинах Лондона, быстро стали писком моды. На первых порах лондонские модники предпочитали очень дорогую, расписанную вручную бумагу, которая имитировала различные архитектурные элементы и материалы, например, мрамор или лепнину. Но позже обои добились признания и благодаря своим собственным достоинствам. Особенной популярностью пользовались окантовки, напоминающие тесьму или отрезок ткани, а также флоковые обои, выглядевшие как срезанный бархат.

В Америке обои появились в 1739 году. Бумажные настенные покрытия с рисунком — от неоклассических моделей до беспорядочных узоров из роз — быстро стали олицетворением моды. Изначально колонисты копировали европейский стиль, но после войны в американском мастерстве начала проявляться самостоятельность. В 1778 году король Людовик XVI издал указ, в котором задал требуемую длину рулона обоев 34 фута (10.36 м). Эта величина остается общепринятой по сей день.

В 1785 году француз Кристоф Филипп Оберкампф изобрел первую машину для печати обоев. В то же самое время его соотечественник Никола Луи Робер нашел способ изготавливать бесконечный рулон.

Следующий важный вклад в историю развития обоев внесла Германия. В 1798 году в Зольнхофене Алоизом Зенефельдером была изобретена литография — новый способ печати, в ходе которого краска наносилась на бумагу под давлением при помощи плоской печатной формы.

В 1839 году Чарльз Гарольд Поттер из Дарвена изобрел машину для 4-хцветной поверхностной печати, на цилиндрах которой были вручную вырезаны формы для получения узоров. Это английское изобретение позволило печатать до 400 рулонов обоев в день. В 1850 году количество возможных оттенков увеличилось с четырех до восьми, а в 1874 году их уже стало 20.

В 1879 году австрийцем Карлом Кайчем была изобретена глубокая печать. При использовании этого метода краска может наноситься на поверхность бумаги намного более толстым слоем, придавая ей не только цвет, но и рельеф.

Шелкография, как говорят, возникла и развивалась в Японии и Китае между 960 и 1280 годами. Однако впервые она была запатентована в Англии Самюэлем Саймоном в 1907 году. Первая механическая машина для шелкографии была изобретена в 1920 г.

В викторианскую эпоху было модно украшать стены комнат как можно ярче. Появление машинного производства сделало обои с самыми сложными узорами доступными практически для каждого дома. Такие мастера, как Луис Комфорт Тиффани и Уильям Моррис с их лирической манерой интерпретировать природные мотивы, стали символами стиля модерн. Но, несмотря на все это, настоящее признание обои получили лишь в 20-х годах. То время прославилось как Золотой век обоев, за период которого было продано их более 400 миллионов рулонов.

После Второй мировой войны вся промышленность пережила революцию благодаря появлению пластиковых смол. С их помощью многим изготавливаемым продуктам удалось придать такие важные свойства, как сопротивляемость к грязи, стойкость к стирке, прочность и долговечность.

Архитектурный модернизм, длившийся по 70-е — 80-е, выступал против декоративных излишеств, из-за чего обои впали в немилость на большую часть времени этого века. Но в конце XX столетия многие люди вновь открыли для себя всю романтику и красоту узорчатых стен.

Что мы имеем сегодня?

Последние достижения в области цифровой, фотографической и других печатных технологий позволяют современному оборудованию воспроизводить любые исторические орнаменты и цифровые материалы на самых разных подложках. После того, как высокие технологии вмешались в дело, чего остается ждать от дальнейшего развития обоев?

Сегодня мировые производители предлагают чудесные обои для стен, которые можно мыть и которые могут отлично прослужить более 15-ти лет, но при этом их история была выдержана в лучших традициях мирского искусства. Дизайн современных обоев может воспроизвести любой стиль архитектуры любого периода. Но, в отличие от дорогостоящих фресок и гобеленов, этот вид настенного покрытия сегодня доступен каждому.

История обоев обновлено: Январь 16, 2014 автором: Маргарита Глушко

Оклеить стены обоями — самый очевидный и широко распространенный способ отделки. Но этот отделочный материал имеет разные характеристики и цены. Какие бывают виды обоев, чем они отличаются, где какой лучше применять — обо всем этом поговорим дальше.

Классификация по характеристикам

Чтобы не ошибиться в при выборе обоев, надо иметь представление о том, какие они вообще бывают. Начнем с общей классификации по различным признакам и свойствам.

Первое, с чем стоит определиться — это с тем, насколько отделка должна «дружить» с водой и как часто ее надо будет мыть. По этому признаку они бывают:


Эта характеристика отображается на этикетке каждого рулона в виде графического значка — волнистой линии (смотрите на фото).

Далее стоит определиться со стойкостью к выгоранию. Не секрет, что некоторые материалы и краски на освещенных солнцем поверхностях меняют свой цвет. Для солнечных помещений лучше выбирать обои стойкие к выцветанию. В помещениях, окна которых выходят на запад или север, это не так критично. Для тех, которые без окон (коридоры, ванные, санузлы и т.д.) это вообще неважно. Эта характеристика также отображается на этикетке пиктограммой в виде солнца (на фото ниже).

Стойкость обоев к выгоранию — графическое обозначение

Еще важным может быть подгонка рисунка. Некоторые расцветки совсем не требуют подбора рисунка и смещения (однотонные). Другие — требуют смещения, причем на разную величину. Смещение увеличивает расход отделочного материала. Эта информация также указывается на этикетке при помощи пиктограмм.

Все виды обоев снабжены вкладышем-инструкцией, на которой отображены эти данные. Также там есть изображения, которые отображают способ нанесения клея. Отображен и способ удаления — снимаются они полностью или частично. Далее рассмотрим виды обоев — из чего они изготовлены, какие имеют достоинства, недостатки, область применения.

Бумажные

Бумажные обои — самые распространенные и самые дешевые. Их популярность обусловлена невысокой ценой, широким ассортиментом, хорошими эксплуатационными свойствами. Они экологически безопасны, проницаемы для воздуха, но боятся повышенной влажности, имеют невысокую механическую прочность, быстро выцветают. Средний срок службы — 3-5 лет. Немного, но это и все другие недостатки компенсируются очень привлекательной ценой.

Бывают бумажные обои нескольких видов:


При выборе обращайте внимание на такой показатель как плотность — он сильно оказывает влияние на прочность, но учтите, что плотные бумажные обои клеить на неровные стены тяжелее — они не такие эластичные, как средние. Очень тонкие — тоже плохо, так как они, наоборот, очень сильно тянутся, а в мокром виде могут практически расползаться в руках или «скатываться», идти волнами, при попытке разровнять на стене. В общем, оптимальный вариант — средние. Они и неровности закроют и работать с ними легко. Деление такое: до 110 г/м 2 — легкие, 110-140 г/м 2 — средние, более 140 г/м 2 — тяжелые.

Если вам нужен недорогой «дышащий» материал для отделки стен, бумажные обои, практически, вне конкуренции. При наклеивании используется самый простой клей, которым намазывается и стена и полотно (но не всегда, читайте инструкцию).

Флизелиновые

Флизелин — это нетканое волокно, которое состоит из целлюлозных волокон (иногда используют искусственные волокна). Этот материал обладает высокой паропроницаемостью, хорошо проводит воздух и влагу, бывает разной плотности. Тонкий флизелин довольно эластичный материал, который можно наклеить на неровные стены. Но он слишком тянется, что может стать проблемой. Полотна со средней и высокой плотностью наклеиваются проще, но практически не тянутся, так что поверхность должна быть ровной.

Обратите внимание, что есть обои из 100% флизелина, а есть только на его основе. Сейчас мы говорим о тех, которые полностью из флизелина, так как в противном случае их характеристики зависят от второго слоя. Кстати, при поиске в каталоге пишите «флизелиновые обои с флизелиновым покрытием», иначе большая часть выдачи — виниловые на флизелиновой основе, а они имеют совсем другие свойства.

Флизелиновые обои имеют две форму выпуска — обычные и «под покраску», приклеиваются специальным клеем на основе хорошо очищенного крахмала и/или ПВА. Могут быть гладкими, текстурными, с тисненым или объемным рисунком. Имеют хорошие эксплуатационные свойства:

  • Флизелин при намокании не разбухает от клея или воды, не меняет свою форму после высыхания.
  • Подготовка стен может быть неидеальной — за счет плотности материал скроет некоторые неровности, но большие впадины-выступы недопустимы.
  • Можно использовать в новых домах — он не рвется при образовании новых небольших трещин.
  • Немного снижает теплопроводность и звукопроницаемость стен (для существенного улучшения звукоизоляции его явно недостаточно, а как ее улучшить читайте ).

В продаже в большинстве флизелиновые полотна импортного производства, но есть и немногочисленные Российские (например, Milassa, Loymina). По цене они не отличаются, так что выбирать по этому критерию нет особого смысла. При выборе обращайте внимание на то, что ширина есть 53 см и 105 см, длина в рулоне — от 10 метров до 25 метров. Так что цена за рулон — далеко не показатель. Сравнивать проще, если считать цену за квадратный метр.

Виниловые

Виниловые обои бывают на основе бумаги или флизелина. На основу наносится слой поливинилхлорида (ПВХ, PVC или проще — винила). Эта пленка толщиной менее миллиметра, но она придает отделочному материалу прочность (можно мыть щеткой), водоотталкивающие свойства, высокую стойкость к выцветанию. Именно виниловые полотна можно мыть, причем многие стойкие к истиранию и допускают использование щетки.

Такой набор свойств позволяет использовать этот вид обоев в помещениях с повышенной влажностью, в частности в кухне или в ванной, но не в непосредственной близости от источников воды. Он также отлично проявляет себя там, где требуется высокая прочность отделки (коридор, прихожая) — поцарапать его надо постараться.

Еще один вид обоев с особыми свойствами — виниловые

Основой их недостаток — не пропускают воздух, потому в жилых помещениях стараются их не использовать или компенсировать наличием хорошей системы вентиляции.

Виды и разновидности

Какие виниловые обои лучше — на бумажной основе или на флизелиновой? На флизелиновой легче клеятся, но только на хорошо подготовленное основание. Дело в том, что в качестве основы используют тонкий флизелин, а так как виниловая пленка тоже тонкая, то и общая толщина покрытия небольшая, скрыть неровности они просто не в состоянии — все погрешности видны. Еще один нюанс — если виниловые обои выбраны светлые, то и основание должно быть однотонным светлым, иначе неоднородность окраски может просвечиваться.

Если сравнивать виниловые и другие виды обоев, то по прочности они самые лучшие, легко клеятся на относительно ровную (можно не идеальную) поверхность. Но, при значительных неровностях, могут возникнуть сложности — клеится сухое полотно и оно совсем неэластично.

Расцветки виниловых обоев самые разнообразные. Поверхность может быть гладкой, текстурной. Рисунок может быть просто нанесен или может иметь объем (рельефные обои). Есть еще и под покраску.

Один из видов виниловых обоев — горячего тиснения шелкография)

Отдельно стоит сказать о виниловых обоях, которые производятся методом горячего тиснения с использованием шелковых или искусственных нитей. Их называют шелкографией — за характерный блеск. Выглядят они очень «парадно», потому чаще используются в гостиных. Некоторые виды шелкографии можно увидеть на стенах в прихожей — они своим матовым блеском делают помещение больше.

Продаются виниловые обои в рулонах шириной 53 см, 70 см и 105 см, длина в рулоне — в основном 10 метров (точнее — 10,05 м), клеятся на специальный клей, так как имеют довольно большой вес.

Как правильно клеить обои читайте .

Акриловые обои

Если быть точным, то это бумажные обои с акриловым напылением. Наносится полимер точечно, не закрывая основание полностью, потому бывает только с фактурной поверхностью. На количество расцветок это практически не влияет, а вот на вес — довольно сильно. Акриловые полотна не настолько тяжелые, как виниловые, потому и используется не такой густой клей. Благодаря точечному нанесению полимера (сам по себе он воздухонепроницаемый) этот вид отделки можно отнести к категории дышащих, потому это вид обоев часто используют в жилых помещениях.

Акриловые обои — это бумажная основа (обычно цветная), на которую точечно нанесен акрил

Частичное покрытие бумаги акрилом немного повышает ее стойкость к мытью — они относятся к категории водостойких, стойкость к выцветанию — средняя, как и ценовая категория. Наклеиваются по тому же принципу что и бумажные — намазывается клеем и обойное полотно, и стена; сложность приклеивания — средняя. Могут возникнуть проблемы, если акриловое покрытие слишком мягкое — чуть сильнее прижмешь и оно сдирается. Тогда и в эксплуатации они ведут себя также — напыление можно снять, случайно задев чем-то жестким. Даже ногтем. Это относится не ко всем видам акриловых обоев, но есть и такие экземпляры. В общем, неплохой вариант, но не отличный.

Ширина рулонов акриловых обоев чаще всего 53 см, но есть 70 см, можно найти и метровые. Длина стандартная — 10 метров. По цене тут больший разброс чем тем, которым отличаются другие виды обоев: есть совсем недорогие российского и украинского производства (стоимость от 3-5$ за рулон), есть импортного производства — в 8-15 раз дороже. Стоит отметить, что качество, да и внешний вид, отличается значительно.

Текстильные (тканевые)

Текстильные обои делают на основе бумаги и флизелина. На эту основу наклеивается тканый или плетеный материал из льна, хлопка, вискозы, джута, полиэстера, шелка и т.п. Текстура может быть гладкой, шелковистой, бархатистой. Зависит это от используемого материала и техники плетения. Кроме того, на ткани могут быть вытканы рельефные рисунки.

Текстильные обои — отлично выглядят, но стоят дорого

Тканевые обои — это еще один вид «дышащей» отделки для стен, потому может использоваться в жилых комнатах. Это очень красивый отделочный материал, но дорогой. Даже если сравнивать такие не совсем дешевые виды обоев как шелкография или натуральные. При этом он требователен к условиям эксплуатации — боится повышенной влажности, выцветает, чистить его можно только сухим способом, изредка применяя влажную губку.

Есть две формы выпуска: стандартная — рулоны длиной 10 метров (ширина 70-80 см). Некоторые текстильные обои (более дорогие) продают на погонные метры. Их ширина обычно — 105-120, но есть и более широкие полотна.

Правила комбинирования обоев описаны .

Стеклообои

Обои из стеклоткани — это специальный вид отделочных материалов под покраску. Они хороши тем, что не боятся влаги, могут клеится во влажных помещениях. Надо только правильно подобрать краску. Второй положительный момент — они выдерживают многократное перекрашивание (самые качественные — до 20 раз) и срок их службы — 20-30 лет. Другие виды обоев по этому параметру им сильно уступают.

За счет переплетения волоконстеклообои паро -, воздухо- и водо- проницаемые. Однако стоит помнить, что свойства оклеиваемой поверхности зависят от свойств краски, которой они будут покрываться.

Нужны долговечные обои под покраску — выбирайте из стекловолокна

Недостатком считается не слишком большой ассортимент, несколько «офисный» вид, а также то, что до покраски в воздух попадают мельчайшие частицы стекла. Также при работе стоит использовать защитную одежду. Клеят обои из стекловолокна на специальный клей, который наносится на стену

Очень интересное покрытие, представляющее собой скорее один из подвидов штукатурных смесей. Продается в виде порошка или готового к применению состава. Состоит из вяжущих компонентов (клей), текстильных волокон, целлюлозы, минеральных и декоративных добавок. Как шпаклевка наносится на стены шпателем или чем-то напоминающим этот инструмент.

Важное свойство жидких обоев — нетребовательность к основанию. Все остальные виды обоев требуют ровной поверхности. Какие-то более ровную, какие-то менее. Жидкие обои сами могут выравнивать стену, на которую наносятся. Но, в целях экономии состава, значительные выемки стоит предварительно заделать подходящей шпаклевкой.

Подходят жидкие обои для отапливаемых и неотапливаемых помещений, но требуют нормальной влажности. Еще один плюс этого типа покрытий — высокая ремонтопригодность. Поврежденный участок счищается, образовавшаяся выемка заполняется тем же составом. После высыхания отремонтированное место найти практически невозможно. Потому некоторую часть состава хранят «до востребования».

Другие виды обоев

Выше описаны те отделочные материалы, которые представлены в любом строительном магазине. Но есть виды обоев, которые используются редко, но имеют неплохие эксплуатационные свойства, да и выглядят очень необычно. Возможно поэтому они не так широко распространены.


Теперь вы знаете все виды обоев — и широко распространенные и не очень. Зная их основные характеристики можно подобрать отделочный материал под требования конкретного помещения и ваши желания.