Меню
Бесплатно
Главная  /  Устройства  /  Ярусы леса. Экологический слет "юных друзей природы" Растения в природных сообществах

Ярусы леса. Экологический слет "юных друзей природы" Растения в природных сообществах

Страница 14 из 20

2. Биотические факторы – это:

A. Свет
Б. Воздушная среда
B. Влияние живых организмов
Г. Почвенная среда

3. К светолюбивым растениям относят:

A. Дуб и березу
Б. Сосну и березу
B. Колеус и акацию
Г. Вороний глаз и папоротник

4. Из перечисленных растений выберите теплолюбивые.

A. Вороний глаз
Б. Ландыш
B. Липа
Г. Подсолнечник
Д. Аспидистра
Е. Ель

5. Растения в природных сообществах:

A. Являются пищей для животных организмов
Б. Служат источником обогащения почвы минеральными веществами
B. Изменяют состав воздуха
Г. Все утверждения верны

6. Выберите верное определение. Растительное сообщество – это:

A. Весь растительный покров земли
Б. Группа растений
B. Растительные заросли
Г. Группа растений, приспособленных к совместным условиям обитания

7. Для степи характерны растения:

A. Ковыль и тюльпан
Б. Типчак и мох
B. Копытень и брусника
Г. Рябина и дуб

8. Выберите верное определение. Флора – это:

A. Название растения
Б. Наука, изучающая растительные организмы
B. Совокупность видов растений, обитающих на определенной территории
Г. Тип растительности

9. Сосна занимает верхний ярус, потому что она:

A. Любить тень
Б. Влаголюбивая
B. Любит свет
Г. Устойчива к засухе

10. В темном лесу многие растения имеют светлые цветки, потому что они:

A. Заметны насекомым
Б. Заметны людям
B. Украшают лес
Г. Растут на плодородной почве

11. Как можно еще назвать «луг и лес»:

A. Растительные сообщества
Б. Флора
B. Название растений
Г. Участок суши

Лесничий. Уникальными памятниками природы считаются деревья-долгожители. Проносились бури, грозы обрушивали свои смертоносные молнии, шло быстротечное время. Ураганы вырывали деревья, а могучие долгожители не склонили своей головы перед натиском сил стихии. «Часовыми века» называл М.Ю. Лермонтов такие деревья. Возникали и рушились государства, менялись общественные формации, а они росли и мужали.

Тур VIII. Свидетели истории

Команды по очереди отвечают на вопросы. За правильный ответ игрока – 2 балла.

1. Какой древнеримский ученый считал вековые дубы одним из чудес света, по возрасту равным Вселенной? (Плиний .)

2. Почему ученые-археологи считают, что первым «хлебным» растением надо считать не пшеницу, а желуди дуба? (Из желудей в IV–III вв. до н.э. наши пращуры получали и муку для хлеба, и крупу для каши. )

3. Где растет 800-летний дуб, под которым, по преданию, запорожские казаки писали свое знаменитое письмо турецкому султану? (На Украине, в селе Верхняя Хортица на Днепре. )

4. В Туркменистане растет платан, который называют «Семь братьев». Почему его так называют? (По легенде в его стволы превратились семь братьев, павших в бою. Высота дерева 45 м, а обхват – 26 м. В тени его может укрыться более 1000 человек. )

Задание 1

Командам предлагается вспомнить эпитеты, которыми издавна люди наделяли деревья. Время на подготовку – 1 мин. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Для команды 1

Береза – … (Белоствольная красавица, стройная. )
Клен – … (Кудрявый .)
Рябина – … (Тонкая .)

Для команды 2

Сосна – … (Величавая .)
Дуб – … (Могучий, крепкий. )
Осина – … (Беспокойная, дрожащая. )

Тур IX. Найди правильный ответ

Командам предлагается выбрать правильный ответ из предложенных вариантов. Игроки отвечают по очереди. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. Сосна занимает верхний ярус, потому что она:

– любит тень;
– влаголюбивая;
любит свет ;
– устойчива к засухе.

2. В темном лесу многие растения имеют светлые цветки для того, чтобы:

быть заметными для насекомых ;
– быть заметными для людей;
– украшать лес;
– т.к. растут на плодородной почве.

3. Растения, характерные для темнохвойного леса:

– овсяница луговая и ястребинка волосистая;
– ястребинка волосистая и майник двулистный;
майник двулистный и кислица обыкновенная ;
– кислица обыкновенная и ландыш майский.

4. Светолюбивые растения:

– сосна обыкновенная и сосна сибирская;
– сосна сибирская и пихта сибирская;
– пихта сибирская и ель обыкновенная;
лиственница сибирская и сосна обыкновенная .

5. Вечнозеленые растения хвойного леса:

грушанка круглолистная и вероника лекарственная ;
– вероника лекарственная и майник двулистный;
– майник двулистный и брусника;
– брусника и черника.

6. Растения широколиственного леса:

– ландыш майский и вороний глаз четырехлистный;
– вороний глаз четырехлистный и медуница лекарственная;
– медуница лекарственная и ветреница дубравная;
все перечисленные выше растения .

7. В древесном ярусе темнохвойного леса преобладают:

– ель обыкновенная или сосна обыкновенная;
– сосна обыкновенная или пихта сибирская;
пихта сибирская и ель обыкновенная ;
– ель обыкновенная и лиственница сибирская.

8. В древесном ярусе смешанного леса преобладают.

– ель и береза;
– береза и сосна;
– сосна и осина;
все перечисленные породы .

9. Лесной злак:

– овсяница желобчатая (типчак);
– ковыль узколистный;
мятлик дубравный ;
– овсяница луговая.

10. Ветровальные деревья (деревья с поверхностной корневой системой, вследствие чего при ураганном ветре они падают, выворачивая корни из земли) среди голосеменных – это:

– береза;
– дуб;
ель ;
– все перечисленные породы.

11. Наибольшую площадь среди хвойных лесов на территории России занимают леса с преобладанием:

– сосны;
– ели;
лиственницы ;
– пихты.

12. Высококачественное пищевое масло получают из семян:

– сосны обыкновенной;
сосны сибирской ;
– сосны веймутовой;
– сосны Палласа.

Лесничий.

Старайся наблюдать различные приметы:
Пастух и земледел в младенческие леты,
Взглянув на небеса, на западную тень,
Умеют уж предречь и ветр, и ясный день,
И майские дожди, младых полей отраду,
И мразов ранних хлад, опасный винограду.

Тур X. Лес и прогноз погоды

Команды по очереди отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. По какому травянистому лесному растению с маленькими белыми цветочками в виде звездочек можно легко предсказать дождь? (Звездчатка средняя, или мокрица. )

2. За сутки до чего мыши выходят из-под лесной подстилки на снег? (До оттепели. )

3. К какому лету течет много сока из берез? (К дождливому .)

4. К чему дуб начал листву сбрасывать? (К похолоданию. )

5. К какой осени поздний расцвет рябины? (К поздней. )

6. Перед чем клевер сближает свои листочки, наклоняется? (Перед ненастьем. )

7. К какой зиме много ягод? (К холодной. )

8. Какая весна будет, если осенью листья березы начнут желтеть с верхушки? (Весна ранняя. )

Лесничий. Испокон веков лес был и остается верным другом и защитником человека. Взамен требует только одного – бережного обращения с ним. Во многих странах приняты законы об охране природы, создаются охраняемые природные территории – заповедники, заказники и национальные парки. Составлены специальные списки охраняемых видов, так называемые Красные книги, в которые внесены и некоторые редкие виды растений. Сберечь и сохранить растительный мир Земли для потомков – важнейшая задача человечества. Любить лес, охранять его – долг каждого человека. Сегодня мы узнаем, насколько экологически грамотны наши ребята.

Тур XI. Береги зеленый океан

Команды по очереди отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ – 3 балла.

1. Почему нельзя разрушать и уносить из леса лесную подстилку? (Лесную подстилку образуют лежащие на поверхности почвы отмершие хвоя, листья деревьев, ветки. Подстилка влияет на рост растений, создает благоприятные условия для жизни землероек, личинок насекомых, предохраняет корни растений от заморозков, от жары. )

2. Почему не в каждом лесу растут лишайники? (Лишайники растут лишь там, где чистый воздух. )

3. Почему, особенно весной и в начале лета, нельзя шуметь в лесу, включать магнитофоны, радио, разжигать костры? (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверюшек искать укромные места. )

5. Каковы причины лесных пожаров? (Непотушенный костер, окурок, молния. )

6. Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота .)

7. Чем грозит лесу пребывание в нем большого количества людей? (Отдыхающие в лесу нередко обрубают живые сучья, ранят кору, делают надрезы для сбора сока. Массовый сбор цветов приводит к быстрому исчезновению из леса красиво цветущих растений. Большой вред причиняют лесу костры. Непогашенный костер – причина лесного пожара. Если пламя находится поблизости от стволов деревьев, оно сильно их нагревает. Высокая температура может вызвать гибель тканей, расположенных непосредственно под корой, и тогда год-два – и дерево погибнет. )

8. Как можно уменьшить вред, который причиняют лесу отдыхающие? (Нельзя допускать, чтобы люди разбредались по всему лесу и вытаптывали всю территорию. Гораздо лучше, когда для отдыха отведены определенные участки. )

9. Как следует собирать лекарственные растения, чтобы они не исчезли? (Надо чередовать места сбора, т.е. собирать растения в разные годы на разных участках и делать это умеренно, чтобы запасы растения не оскудели. )

10. Как правильно собирать грибы? (Не разрывать мох, не повреждать грибницу. Гриб срезать ножом или выкручивать, ямку засыпать землей и прикрывать мхом. )

11. Что происходит с деревом, если на коре вырезают надписи и рисунки? (В ранки попадают споры трутовиков, разрушающих древесину. )

Лесничий. «Леса учат человека понимать прекрасное» – эти замечательные слова принадлежат А.П. Чехову. И действительно, именно в лесах с необычайной силой и выразительностью представлены могущество и величавая красота природы. Писатели, художники, композиторы, люди разных специальностей находят в лесу источник вдохновения.

Тур XII. Лес и эстетика

Команды по очереди отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ – 2 балла.

1. В творчестве каких писателей тема леса, родной природы занимает большое место? (В творчестве И.Тургенева, С.Аксакова, Ф.Тютчева, К.Паустовского, Л.Леонова, М.Пришвина, В.Чивилихина. )

2. В творчестве каких композиторов лес нашел отражение как художественный образ? (М.Глинки, А.Глазунова, С.Рахманинова, A.Рубинштейна, С.Танеева, Д.Шостаковича, С.Туликова. )

3. На полотнах каких художников изображены сумрачные, дремучие сосновые и еловые леса подмосковного Абрамцева? (На полотнах М.Нестерова, И.Репина, В.Васнецова, В.Поленова, B.Сурикова, В.Серова. )

4. Какой русский композитор создал свои лучшие произведения в тени лесов Подмосковья? (П.Чайковский. )

5. Назовите художника, который написал следующие картины: «Сосны, освещенные солнцем», «Корабельная роща», «Еловый лес», «Утро в сосновом лесу», «Лесные дали», «Дождь в дубовом лесу». (И.Шишкин. )

6. Назовите русского художника – автора пейзажей: «Березовая роща», «Украинская ночь». (А.Куинджи. )

7. И.Левитан очень любил писать осень. Он создал проникновенные картины природы и в ее образах раскрыл настроения и переживания человека. Вспомните его картины и назовите их. («Золотая осень», «Осенние листья». )

Жизнь растений леса имеет свои особенности. Деревья, формирующие лес, растут более или менее сближенно, оказывая влияние друг на друга и на всю остальную лесную растительность. Растения в лесу расположены ярусами, которые можно сравнить с этажами. Верхний, первый ярус представлен основными деревьями первой степени значимости (ель, сосна, дуб).

Второй ярус сформирован деревьями второй величины (черемуха, рябина, яблоня).

Третий ярус состоит из кустарников, например, шиповника, лещины, калины, бересклета.

Четвертый ярус - это травянистый покров, а пятый - мхи и лишайники. Доступ света к растениям различных ярусов неодинаков.

Кроны деревьев первого яруса лучше освещены. От верхних к нижним ярусам освещенность уменьшается, так как растения верхних ярусов задерживают долю солнечных лучей. Мхи и лишайники, занимающие пятый ярус, получают очень малое количество света. Это самые теневыносливые растения леса.

Разные леса имеют различное количество ярусов. К примеру, в темном еловом лесу различимы только два-три яруса. На первом ярусе расположены основные деревья (ели), на втором - небольшое число травянистых растений, а третий образован мхами. Другие древесные и кустарниковые растения не растут во втором ярусе елового леса, так как не выносят сильного затенения. Также не наблюдается в еловом лесу и травянистый покров.

Ярусное расположение характерно не только для надземных частей растений, но и для их подземных органов - корней. Высокие деревья имеют корни, глубоко проникающие в землю, тогда как корневая система деревьев второго яруса меньшей длины и образует условно второй ярус корней. Корни других растений леса еще более короткие и находятся в верхних пластах почвы. Таким образом, растения в лесу всасывают питательные вещества из разных слоев почвы.

Деревья первой величины (дуб, сосна, ель) смыкаются своими кронами и формируют полог леса, под который проникает небольшая доля солнечного света. Поэтому травянистые растения леса, как правило, теневыносливые и имеют широкие листовые пластинки. Многие из них не выдерживают воздействия прямых солнечных лучей и могут погибнуть на открытом пространстве. Особенностью трав широколиственного леса является цветение ранней весной, когда на деревьях еще нет листвы. С помощью широких листьев растения леса накапливают органические вещества при слабом освещении и откладывают их в подземных органах, к примеру, медуница - в корневищах. В мрачных еловых чащах цветы травянистых растений имеют венчики белого цвета, чтобы они были издалека видны насекомым-опылителям. Например, такие цветки у ландыша, грушанки, седмичника, сныти, майника. Но, несмотря на эти приспособления, цветки трав леса часто не опыляются и не образуют семян. Поэтому размножение многих травянистых растений осуществляется делением корневищ, например, у кислицы, ландыша, купены, седмичника, майника. Это объясняет размещение этих трав в лесу группами.

Лесная подстилка, покрывающая почву, состоит из опавших листьев или хвои, соответственно, в лиственных или хвойных лесах, а также из коры и сучьев деревьев, отмерших участков трав, мхов. Рыхлая лесная подстилка влажная, что благоприятно для развития плесневых и шляпочных грибов. Грибницы различных грибов насквозь густо пронизывают подстилку, постепенно преобразуя органические вещества в перегной и минеральные соли для питания зеленых растений леса.

Первоначально были замечены и возникли из определений данных народом, а практическое, научно разработанное деление леса по типам - основоположником учения о лесе Г. Ф. Морозовым и другими учеными-лесоводами. Деление леса на разновидности - научно разработано основоположником учения о лесе Г. Ф. Морозовым и другими учеными-лесоводами.

Деление лесов

Издавна леса средней полосы Европейской части России делят на краснолесье (хвойные), чернолесье (лиственные) и смешанные , состоящие из хвойных и лиственных деревьев. От пород, населяющих различные почвы севера, произошли старинные русские наименования разновидностей этих лесов: бор, суборь, рамень, согра, красная рамень и т. д.
  • Бор - сосновый лес на песчаной, обычно возвышенной или холмистой местности;
  • рамень - по преимуществу еловый лес на глинистых или суглинистых почвах;
  • согра - сыроватый сосновый лес с примесью , и других деревьев.

Сосновый лес. Сосновые леса, в свою очередь, также имеют различные подразделения. Крестьяне издавна приметили:
  • Лучшая строевая (кондовая) с прочной, слегка красноватой древесиной растет в бору-ягоднике, то-есть в таком сосняке, где понизу много ягодных кустарников, особенно черники.
  • В согре сосна имеет сбежистый ствол, то-есть быстро утончающийся к вершине, и поэтому малопригодный для построек. Эта сосна мяндовая - крупнослойная, с недостаточно прочной древесиной.
  • Самая смолистая сосна растет в бору-беломошнике, где под деревьями много оленьего лишайника, имеющего светлосерую окраску.

Типы лесов

Теперь такие типы лесов , как:
  • бор-беломошник (или лишайниковый бор),
  • сосняк-брусничник (сосна с брусникой понизу),
  • бор-черничник (сосна с черникой),
  • ельник-кисличник (ель с травой кислицей),
  • дубняк кленово-снытевый (дуб с примесью в подлеске клена, а понизу - травянистого растения из семейства зонтичных - снытью)
и другие, получили всеобщую известность.
Куст черники. Большинство названий этих создано народом. Таким образом, в основу классификации лесов положен главный вид деревьев , составляющих лес, а также растущие под ними деревья подлеска (более низкорослые) - кустарники и некоторые травы, мхи и лишайники , наиболее характерные для данного леса. Обычно каждому типу леса соответствуют и определенные почвенные условия.

Классификация лесов по ярусам

Сложная зависимость между растениями, составляющими лес , определяется прежде всего расположением этих растений по ярусам . Главных ярусов три:
  • верхний, состоящий из высокоствольных деревьев,
  • средний - из невысоких деревьев и кустарников, растущих под покровом больших деревьев,
  • нижний- из живой подстилки леса: трав, мелких, низкорослых кустарников (брусники, малины), а также мхов и лишайников.
Некоторые лесоводы один ярус, например , рассматривают как несколько (два-три яруса). Так, подлесок может состоять из невысоких, расположенных под пологом главной породы, деревьев и растущих под ними кустарников. Нижний ярус иногда также распадается на отдельные ярусы. Умение различать ярусы важно для изучения взаимосвязей между растениями леса. С определенным ярусом часто связано и животное население леса, например гнездящиеся в лесу многочисленные птицы. По развитию ярусности леса могут быть различны. В бору-беломошнике часто бывает всего лишь два яруса: верхний, состоящий из сосен, и нижний - из подстилающих лишайников и редких трав.
Дубовый лес. Самый сложный лес в средней полосе Европейской части Росии - дубовый: в нем нередко можно обнаружить пять-шесть ярусов, например, вверху , под ним невысокие деревья, еще ниже - кустарники, затем высокие травы, возвышающиеся над ярусом низкорослых травянистых растений и мхов. Таким образом, очевидно, что взаимосвязь между организмами дубравы много сложнее и разнообразнее, чем в бору-беломошнике.

Условия жизни отдельных ярусов леса

Иногда отдельные ярусы леса по высоте различаются очень незначительно, но все же условия жизни каждого яруса не совсем одинаковы и по температуре, и по влажности, и по освещению, и по силе ветра, и по многим другим признакам. Каждый ярус, любого древостоя имеет поэтому свои климатические особенности, или, как говорят, свой микроклимат. Особенно значительна бывает разница в степени освещенности ярусов. Высокие деревья, составляющие верхний ярус, выносят свои кроны непосредственно к яркому солнцу, подлеску света достается уже меньше, а растениям нижнего яруса обычно приходится довольствоваться слабым рассеянным светом. Естественно поэтому, что теневыносливость растений в лесу увеличивается от высшего этажа к низшему. Однако в разных лесах световые условия для нижнего яруса могут быть также очень различными. Это зависит и от густоты деревьев, и от состава подлеска, и от того, какие деревья образуют верхний ярус - светолюбивые или теневыносливые.

Говоря о разновидности леса, необходимо помнить, что леса, по выражению Г. Ф. Морозова,
текут во времени,
то-есть одни типы постепенно сменяются другими. Растения, составляющие любой тип леса, своей жизнедеятельностью постепенно изменяют условия своего существования, состав леса меняется, одни виды исчезают, другие появляются, и постепенно возникает новый тип лесного сообщества. Каждой разновидности леса соответствуют и . Нередко какие-либо стихийные явления (пожар, массовое развитие вредителей и т. п.) уничтожают лес и способствуют смене одного лесного сообщества другим лесным или не лесным сообществом - болотом, лугом.
Луг как результат смены одного лесного сообщества другим лесным или не лесным сообществом. Бор-черничник может постепенно перейти в бор-брусничник. Эта перемена в составе растений нижнего яруса - смена черники брусникой - свидетельствует об изменении условий жизни леса и прежде всего об изменении влажности почвенного слоя. Появление зеленых мхов, кукушкина льна, а затем и белого мха - сфагнума - говорит о дальнейшем заболачивании леса. Это - первый показатель изменения леса. Вслед за переменами понизу идут и перемены верхнего яруса, но они происходят значительно медленнее. Лишь в течение долгого времени высокоствольный бор в результате заболачивания может превратиться в сосняк на болоте. С гибелью сосны в этом лесу вместо лесного сообщества возникает уже качественно новое сообщество - моховое болото. Здесь нередко живет та же сосна (низкорослая, болотная), но она уже не является главным, ведущим растением, как сосна в бору.
Человек, знакомый с законами смены одного типа леса другим, при наличии у него знаний и наблюдательности в ряде случаев может без особого затруднения установить, как меняются разновидности леса, то-есть на какой ступеньке своего существования лес находится, каким он был в прошлом, что может ожидать его в будущем и, следовательно, как можно направить его развитие.