Меню
Бесплатно
Главная  /  Пластиковые панели  /  Промышленный дизайн и архитектура отличия. Известные люди это профессии

Промышленный дизайн и архитектура отличия. Известные люди это профессии

В 2017 году мы отмечаем 110-летие промышленного дизайна - явления, объединяющего технологический прогресс и визуальное искусство. Истоки, российское и немецкое направления развития.

Промышленный дизайн: Истоки

До появления объёмного понятия «дизайн» в речи использовали простоту: всё что нравилось, называли - красота. Развитие материальной культуры родило понятие дизайна, корни его уходят в начало XIX века. Тогда появилось машинное производство, заменившее ручной элитный труд.

В отличие от бутафоров-оформителей, дизайнеры мыслят масштабно, разнопланово. Задумки, при реализации их на практике, должны выглядеть гармонично - важно учитывать психологию человека, эргономику среды использования, технологию изготовления и свойства материалов, долговечность (как долго можно пользоваться предметом).

В жизни все понятия относительны и в то же время соотносятся друг с другом, многое понимается на подсознательном уровне. Например, эффект воздействия цвета на человека - этим занимается наука колористика - весьма любопытен: жёлтый шкаф легче поднять, чем серый (при одинаковом весе).

Промышленный дизайн делят на два направления: ВХУТЕМАС и БАУХАУЗ .

ВХУТЕМАС и ВХУТЕИН - российское направление развития промышленного дизайна

1920 год, СССР. Создан ВХУТЕМАС - высшие художественно-технические мастерские. Целью ставили создать и впоследствии развить советскую художественную культуру. Однако все творческие начинания рубились на корню - гиперреализм в дизайне препятствует развитию. Возможно, это и стало тем стоп-краном, который на годы превратил художественные образы в кальку друг с друга. Кстати, за выпускника ВХУТЕМАСа выдавал себя герой романа «Двенадцать стульев» Остап Бендер, пытавшийся попасть в Нижнем Новгороде на пароход «Скрябин». Тонкая ирония Ильфа и Петрова?

В Ленинграде в те же годы был создан высший художественно-технический институт - ВХУТЕИН - сохраняя элементы формализма, творчеству здесь давали больше свободы. Хотя в итоге дизайнерами становились не благодаря, а вопреки этим учебным заведениям. Социалистический реализм не дал раскрыться бутону истинной дизайнерской мысли.


Промышленный дизайн: БАУХАУЗ - немецкое направление развития

Новое единство искусства и технологий - это БАУХАУЗ. Bauhaus с немецкого переводится как «дом строительства». Это школа, это стиль, это высший пилотаж. Сегодня интерьер в стиле баухауз пропитал собой офисы и фабрики - отказ от избыточности украшений, функциональная «нагота», уничтожение стилизованной инсценировки, которая противопоставляет себя живому опыту.

Главная цель - проектирование промышленных изделий для человека, чтобы предметы стали повседневной частью жизни общества. Например, благодаря исследованиям воздействия цвета на человека, его психологическое состояние, были придуманы и реализованы цветные моющиеся обои.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Вероника Удодова, арт-директор российской компании WayRay, разрабатывающей голографическую автомобильную систему навигации Navion, написала для сайт колонку, в которой рассказала про этапы разработки потребительской электроники.

Что такое промышленный дизайн и для чего он нужен? Подсказка: не только, чтобы было красиво. На самом деле промдизайн решает сразу несколько задач разного уровня:

  • это оболочка, которая защищает от внешнего воздействия «железо» устройства;
  • это удобство взаимодействия пользователя с устройством;
  • и, конечно, красота, которая позволяет компании распространять продукт среди большего количества потребителей.

Само появление промышленного дизайна обосновано не только необходимостью производства устройств, но еще и повышением внимания к продукту со стороны потребителя.

Рынок гаджетов на данный момент огромный. Пользователь познал, что такое выбор. Поэтому на сегодняшний день промдизайн, в первую очередь, выполняет маркетинговые задачи (то есть обеспечивает конкурентное преимущество).

Расскажу о своем опыте работы над голографической навигационной системой Navion для автомобилей, чтобы вы могли представить, сколько этапов проходит дизайн-команда WayRay, работая над продуктом, чтобы смогли ощутить насколько это длительный и кропотливый процесс.

3D-визуализация продукта

Как мы создаем Navion

Мы разрабатываем не очередной фен или телефон, а создаем технологию, которая имеет «выход» в уникальном продукте.

В целом, есть два основных подхода по созданию продукта. В первом случае направление задает отдел дизайна, во втором - инженерный отдел.

Нельзя считать один из подходов правильным, а другой неправильным - оба могут использоваться для разных целей и на разных этапах разработки, одновременно и независимо друг от друга. Ни дизайнеры ни инженеры не смогут создать по отдельности полноценный продукт - это должно быть совместное творчество.

На самом деле, существуют четко фиксированные этапы по созданию продукта, независимо от того, что это - корпус, упаковка или приложение.

Пожалуй, я не буду рассказывать о том, что главное правильно заточить карандаш и выпить кофе. Итак, этапы создания промышленного дизайна:

1. Анализ рынка и смежных сегментов - чтобы понять, что есть, и сделать еще лучше. На этой стадии собираются PDF-файлы с информацией, а также мудборды.

Возможно, вы часто видели в фильмах или видеороликах, как дизайнер стоит у большой доски с разными распечатанными и аккуратно вырезанными картинками, зарисовками, стикерами и так далее. Это и есть тот самый мудборд (moodboard). Если дословно - доска настроения.

2. Идейный ряд - на основе анализа происходит генерация огромного количества разных идей относительно функциональности, формы, материалов и всего чего угодно в рамках проекта.

На этой стадии дизайнер зарастает в большом количестве бумаг, карандашей, маркеров. На выходе получаем много некрасивых, но полезных эскизов.

Обычно дизайнеры не любят показывать эти кипы бумаг, лишь по одной причине - никто кроме них не сможет разобрать, что там происходит.

Первый шаг - куча черновых эскизов, из которых половина полетит в корзину

3. Концептуальная проработка, стадия №1 - необходимо выбрать самые лучшие идеи и развить их дальше. Результат: примерно 10 красивых эскизов.

Из множества черновых эскизов отбираем несколько самых лучших идей и дорабатываем их

Здесь задействована только фантазия дизайнера. На этом этапе, вместо техзадания есть только грубо сформированные пожелания и представления от продуктового менеджера.

В свою очередь, дизайнер определяет для себя некий технологический бэкграунд и принцип работы устройства и считает это отправной точкой для создания стилистически-функционального эскиза.

Во время этой стадии как раз и закладываются идея и философия продукта. Например, с самых первых эскизов в Navion была заложена философия бионических поверхностей. Основным референсом был морской скат. Он удачно вписывался в концепцию плавных и минималистичных линий.

Для Navion референсом послужил морской скат. В дальнейшем эта история нашла свое продолжение в ролике о компании

4. Концептуальная проработка, стадия №2 - взять самые лучшие концептуальные эскизы и объединить их с технологическими наработками от инженеров. На этой стадии делается примерно пять красивых эскизов и столько же глиняных макетов (clay models).

На переднем плане - макеты из индустриального пластилина, на заднем плане - распечатанные на 3D-принтере

Эта стадия подразумевает работу дизайнеров на основе зафиксированной в ТЗ функциональности конечного продукта - то есть сформирован принцип работы устройства на «железном» уровне в виде упрощенных схем разных узлов.

На этой стадии дизайнер может себе позволить осознанно уменьшать габариты, рисовать сложные поверхности, неадаптированные под производственные технологии, использовать дорогие материалы. Но принцип работы устройства и функциональную компоновку он ни в коем случае не может видоизменять.

5. Концептуальная проработка, стадия №3 - создаются несколько 3D-моделей с соблюдением габаритов. На этом этапе выполняется 3D-визуализация и печать макета на 3D-принтере. Обычно - два прототипа.

На этой стадии промышленный дизайнер уже задумывается о технологии производства корпуса, о доступных материалах. Достаточно часто происходит видоизменение некоторых частей, но главная задача - сделать полную визуальную проработку и сформировать ожидания о конечном продукте.

На этой стадии окончательно утверждается внешний стиль устройства и запускается механизм разработки всех составляющих брендинга продукта.

Черновая 3D-визуализация

Распечатанные на 3D-принтере варианты габаритных макетов

6. Инженерный прототип - разрабатывается упрощенный корпус для нужд инженеров. На выходе - распечатанный на 3D-принтере корпус.

Это еще один этап, в котором используется промдизайн. Здесь основной акцент направлен на проверку технологии, а значит нужен упрощенный дизайн корпуса, который как раз и выполняет свои «первобытные» функции - защита, ремонтопригодность, наличие отладочного интерфейса.

На этом этапе нет задачи «сделать красиво», здесь задача «сделать функционально». Так, чтобы можно было пробовать продукт в полевых условиях, быстро разбирать, менять части, дорабатывать начинку.

Одни из первых вариантов инженерных прототипов Navion

7. Финальный корпус - самый интересный этап, здесь происходит соединение внешнего корпуса и полностью скомпонованного «железного» сердца устройства в самой детальной проработке. Это время компромиссов.

Хотя нет, это время битвы - инженеры против дизайнеров. Увы, но всем заранее известно, что победителя не будет. Здесь либо каждый идет на компромиссы и ищет обходные пути, либо не будет полноценного продукта.

На этом моменте дизайнеры очень плотно сотрудничают с инженерами, даже несмотря на то, что с самых первых компоновок дизайнеры держали руку на пульсе у инженеров и закидывали их своим представлением продукта.

В истории WayRay бывали моменты, когда промдизайнеры закрывались на весь день в переговорной с инженерами и выясняли в «прямом эфире», что возможно двигать и перекомпоновывать для улучшения внешних и потребительских качеств будущего устройства.

Жертвы есть всегда: и со стороны дизайна и со стороны железа, а, значит, и со стороны программного обеспечения. Но главная задача на этом этапе - сохранять во всем баланс. Продукт не получится качественным и востребованным, если перевес будет на чьей-либо стороне.

На выходе - 3D-модель корпуса с финальными габаритами, которая передается на дальнейшую проработку в инженерный отдел. Там ее «пилят» на детали и разрабатывают конструкцию, опять же, под контролем дизайнеров.

Финальная 3D-визуализация устройства

Как работают промдизайнеры в России

Обычно в России промдизайнеры работают на аутсорсе или идут в штат дизайн-бюро, которые специализируются только на объектном дизайне. Только вот найти компанию, которая занимается разработкой, к примеру, гаджетов с самого нуля, где промдизайнеры есть в штате, достаточно непросто.

Во-первых, их в целом не очень много на рынке, потому что вузы учат, скорее, инженерной части, чем дизайну. Во-вторых, они редко нужны на продолжительный срок, а если и нужны, то только в случае, когда компания постоянно выпускает новые продукты, а таких компаний в России, опять же, крайне мало.

И в заключение, во всей этой истории есть одна проблема - промдизайн, а точнее процесс создания внешней части устройства, стоит достаточно приличных денег, сил, а главное, времени компании, которое напрямую связано с запуском продукта в массы и получением прибыли.

Именно поэтому многие российские компании, если и делают хорошие функциональные вещи, то не всегда упаковывают их в красивую оболочку.

Интересный факт, что многие российские промдизайнеры часто работают на Китай, который почти не делает промдизайн внутри. Почему? Они очень долго были производственной страной, которая делала все по заказу, и только сейчас они стали делать самостоятельно конечный продукт и нанимать дизайнеров из других стран к себе - как на аутсорс, так и в штат, с релокацией.

Параллельно они отправляют своих ребят учиться в лучшие мировые школы. Но пока поколение не подросло, пользуются ресурсами других стран.

Сколько стоит промдизайнер

Промдизайнер может взяться за проект и сделать его за чисто символические деньги, если этот проект и компания ему интересны. В среднем, если нанимать на проект хорошего промдизайнера с опытом, то первый этап работы будет стоить минимум 150 тысяч рублей. Это включает в себя концептуальные решения, эскизы, и черновую визуализацию в 3D.

Исходя из опыта, я бы разделила дизайнеров на два типа: одни любят первую концептуальную стадию работ, быстро завершают ее и переходят на другой проект. Другие любят самостоятельно завершать проект, доводя его до производства. Но такие проекты обычно длятся 6-12 месяцев, по оплате - это отдельная история. Это может стоить компании 5-10 тысяч рублей в день.

Где учат промышленных дизайнеров

Промышленный дизайн бывает разный. Это и автомобильный дизайн, и мебельный дизайн, и работа над электронными устройствами, и над предметами быта. Главное понять, что ближе именно вам и учиться именно на это.

Основными центрами по обучению дизайнеров по разным направлениям являются такие страны как:

  • Италия - промышленный дизайн, автомобильный дизайн, архитектура, дизайн интерьера.
  • Германия - автомобильный дизайн.
  • Испания - промышленный дизайн.
  • Финляндия - мебельный дизайн.
  • Россия - архитектура.
  • Англия - графический дизайн, текстиль, мода.
  • США - коммуникационный дизайн, графический дизайн.
  • Франция - мода, архитектура.

Но если наблюдать не за общепринятыми стандартами, а за популярными порталами (например, behance.net), где профильные специалисты делятся своими работами, то можно заметить сдвиг в сторону Китая и Кореи.

Можно лишь догадываться, с чем именно это связано, но по собственному опыту могу предположить, что многие китайские компании начали привлекать европейских дизайнеров либо отправлять на обучение в Европу своих специалистов. Я сама очень часто сталкивалась с предложениями от китайских коллег поработать над созданием различных гаджетов, а также с запросами дать разрешение на использование созданных мной концепций.

Другой вопрос, почему в Китае так любят западный дизайн. На мой взгляд, это связано с тем, что развивалось больше производство, чем дизайн, и проще скопировать, чем разработать. Поэтому больше доверия западным брендам с западным дизайном.

Неважно, где именно проходит ваше обучение и как долго оно длится. Результат будет зависеть только от вашего желания и трудолюбия - без этого вы ничего не сможете сделать в сфере дизайна.

Промышленный дизайнер делает технологию понятной для пользователя

Вы, наверное, замечали, что многие устройства мы воспринимаем как черный ящик. Пользователь редко задумывается, что там внутри и как оно функционирует, но любой человек вам всегда сможет рассказать, удобно ли этим устройством пользоваться, где оно включается и как получить от него задуманную функциональность. Как раз за это и отвечает промышленный дизайн.


На заре технической цивилизации.

История промышленного дизайна

Цель и задачи курса

Развитие и состояние дизайна

Визуальный перевод

В повседневной жизни значение того или иного объекта может варьироваться в зависимости от того, с какой точки зрения смотрят на объект и понимают его. Например, автомобилист смотрит на колесо своего автомобиля как на физический предмет. Торговец, который продает колесо, смотрит на него как на средство получения прибыли. Инженер проектирующий колесо, смотрит на него как на техническую задачу. Таким образом, если точка зрения автомобилиста объективна, то инженера символически представляет свою точку зрения в виде чертежа, торговец же выражает свое представление в виде денег.

Аналогично этому объект рисунка можно увидеть и представить различными способами, в зависимости от цели коммуникации. Объективное изображение показывает идею как видимую реальность.

С 1919г. образцы, исполняемые промышленным способом, получили название industrial. Этот термин сначала утвердился в США, а затем в других странах и был принят для обозначения новой области творчества для промышленного производства. Этот термин был принят для обозначения области деятельности, связанной с художественным конструированием промышленной продукции. В нашей стране в этом значении применяется термин «дизайн».

Дизайн (от англ. design – замысел, проект, конструкция, рисунок, композиция) – художественно-конструкторская деятельность в промышленности, охватывающая творчество художника конструктора (дизайнера), методы и результаты его труда, условия их реализации в производстве. Цель дизайна – создание новых видов и типов изделий, отвечающих требованиям общественной пользы, удобства эксплуатации и красоты. Теория дизайна получила название технической эстетики.

Художественное конструирование не подменяет конструирование инже

Предметное окружение человека имеет многовековую историю, она берет свое начало на заре человечества, в каменном веке, когда первобытный человек изготовил первые орудия для труда, защиты и добычи пищи. Возраст древнейших орудий труда, как показывают археологические раскопки, 2,9 млн.лет. (ручные рубила). Гениальным изобретением стали лук, тетива и стрелы, явившиеся по сути, первыми технически сложными орудиями. Лук открыл человеку тайну передачи и преобразования движения, став первым прообразом сверлильного приспособления, музыкального инструмента. Колесо и повозка самые замечательные изобретения в истории техники. Ученные полагают, что первые колеса появились в Шумере 5200 лет назад. Первые колеса были сплошными, из деревянных чубраков, колеса со спицами появились примерно в 2000 г. до н.э. колесо сдвинуло историю человечества с мертвой точки. Ткачество кардинально изменило жизнь и облик человека. Возраст древних тканей 25-26 тыс.лет. Ткани были сделаны из волокон крапивы и имели несколько видов сложного переплетения нитей. В конце каменного века (5-3 тыс.лет до н.э.) – человек создает первые искусственные материалы. Это текстиль и керамика. С изобретением глиняных сосудов человек получил возможность для приготовления и хранения пищи.

Огромное влияние на развитие техники оказало общественное разделение труда и появление ремесел как общественного вида труда. Специализация в сельском хозяйстве, ремеслах привела к появлению новых орудий труда. Развитие ремесел и торговли привело к образованию городов. первые города возникли еще на заре рабовладельческого способа производства и относятся к 3-1 тысячелетиям до н.э. Литье с использованием разъемных каменных форм, позволявшая изготавливать тиражи, можно рассматривать как первое массовое производство орудий.

Орудия первобытного человека были далеки от совершенства, но с их помощью человек встал на путь собственного развития, путь открытий и изобретений, который, в свою очередь, привел к созданию и более совершенных орудий труда, предметов обихода, украшений, а в итоге и ко всему тому, что именуется сегодня словом «дизайн».

В 1997 году мировая культура отмечала 90 - летие промышленного дизайна - уникального явления, которое соединяет в себе искусство и технику. Дизайн делает продукцию массового производства привлекательной для потребителей и выгодной для изготовителей. Умело сочетая конструкцию, материалы и форму таких простых предметов, как стакан, или таких сложных, как автомобиль, дизайнеры стремятся сделать их недорогими в изготовлении, удобными и безопасными в употреблении, привлекательными для глаз и приятными на ощупь. Не буду оригинальным, если скажу, что дизайнер обязан быть мастером во всех областях своей профессии. Корни дизайна уходят к началу XIX века, в эпоху появления массового машинного производства и разделения труда. До промышленной революции в труде ремесленника дизайн непосредственно сочетался с изготовлением изделия. История развития художественного конструирования берет начало с середины 19 в.

Исторические этапы формообразования:

1. Кустарное, ремесленное производство (от начала человеческой цивилизации до конца 18 века) - предтеча дизайна.

2. Индустриальное машинное производство - конец 18 века начало 20 века

3. Этап Дизайна - начало 20 века - наше время.

Кустарное производство - ручной труд примитивные орудия труда, примитивная технология, малосерийное производство + учитывались все потребности человека к вещи: полезность, функциональное совершенство, удобство, красота, экономическая целесообразность (дороговизна) Производством бытовых вещей издавна занимались ремесленники. Понятно, что ремесленник - не дизайнер. Ремесленник делает одну и ту же вещь из одного и того же материала. Вещи получались индивидуальные, эксклюзивные, дорогие (при качестве) и производились в малом количестве (сколько сможет осилить один человек) 6 принципов работы кустаря: социологический, инженерный, эргономический, эстетический, экономический, экологический.

Индустриальное производство - "нечеловечные, холодные предметы" С приходом века индустриализации дизайнер стал создавать прототипы изделий, которые с помощью машин производили другие люди. Практика раннего дизайна была весьма примитивной. Функциональностью и экономичностью производимой продукции занимались инженеры, а дизайнеры отвечали лишь за ее эстетический вид. Оказалось, что дизайнеры должны создавать прототипы массового машинного производства, предварительно изучив технологию современного производства и свойства материалов. Назначению изделий и простоте обращения с ними придавали столь же важное значение, как и их внешнему виду. В скором времени дизайнерские фирмы стали набирать в штат чертежников, модельщиков, инженеров, архитекторов и специалистов по изучению рынка. 1785г. в Англии начинает развиваться индустриальное машинное производство - специализация, узкопрофессиональный подход, разделение труда, потоковость.

Этап дизайна соединил достоинства предыдущих двух этапов. Дизайнер работает на промышленном производстве, использует различные материалы и технологии. Дизайнер связан с массовым производством и с его уровнем и возможностями, а эти возможности, к сожалению часто не оправдывают ожиданий. Оформители и бутафоры украшают свои вещи, но дизайнер - существо высшее, он обязан мыслить масштабно и разнопланово, он обязан наперед представлять как поведет себя его будущее творение в своей среде обитания, как оно повлияет на среду и как среда уживется с вещью, а главное дизайнер должен придать вещи максимальную симпатию к человеку, к тому, для кого вещь будет предназначена, кому она будет служить. Дизайнер обязан сохранить чистоту идеи - функциональную обоснованность для формы, материала, суперграфики т.е. всех составляющих. И в конце концов предугадать необходимость создаваемой им вещи.

Дизайн как профессия возник и сформировался в 20 веке. Но те или иные его черты и даже характерные проявления встречаются в самых глубинных пластах материальной культуры. Поиск точной даты рождения дизайна не возможен, но как профессия он возник именно тогда, когда его основы стали преподавать с кафедры, а выдача соответствующих признаваемых обществом, дипломов поставила специалистов в области дизайна в один ряд с представителями других нужных обществу профессий.
Впервые проблемы преподавания основ дизайна были заявлены как имеющие самостоятельные значения при обсуждении итогов Первой Всемирной промышленной выставки, проходившей в Лондоне в 1851 году.
Это сделала занимавшаяся реформой художественного образования и развитием художественной промышленности специальная комиссия, возглавляемая сэром Генри Колом. В вышедшей тогда же книге "Наука, промышленность и искусство" немецкого теоретика искусства Готфрида Земпера, посвященной урокам Всемирной промышленной выставки, были даны конкретные предложения по реформе системы образования в художественных школах с идеей специализации обучения по основным видам дизайнерской деятельности после общих вводных курсов. Этот принцип обучения был заложен в программу созданного в 1850 годы Саут-Кенсингстонского колледжа, в котором преподавание основывалось не на отвлеченном штудировании классики, а на конкретном изучении коллекций музея и материалов проводившихся здесь выставок современной художественной промышленности.
К новым условиям стала приспосабливаться и основанная в 1837 году Нормальная школа дизайна, ставшая после реорганизации ведущим государственным учебным заведением в области искусства и известная больше под названием Королевский колледж искусств. В 1854 году в Цюрихе открылась Высшая техническая школа. Архитектурное отделение в ней было предложено возглавить Г. Земперу. Здесь он написал свой знаменитый труд "Стиль в технических и тектонических искусствах, или Практическая эстетика", повлиявший на сложение теории художественной формы конца 19 века. Французские художественные школы в 19 веке, так или иначе связанные с промышленным прогрессом и готовившие мастеров для мануфактур, эволюционировали от общеобразовательных ремесленных училищ, в сторону специализированных школ искусств и ремесел. Национальная школа искусств и мануфактур, открытая в Париже еще в 1829 году, к середине века включила в свой курс дополнение к традиционным основам художественных ремесел основы механики, физики, химии и выпускали специалистов, соединявших в одном лице художника, инженера и архитектора.

Новый этап развития европейского дизайнерского образования был связан с преодолением разрыва между замыслом и исполнением. Под влиянием Уильяма Морриса в Англии начали создавать различные общества и школы ремесел. Среди них были Общества выставок искусств и ремесел, Ассоциация искусств и кустарных промыслов, Королевская школа художественного шитья. Из наиболее известных личностей в художественной культуре Англии 19 века, воздействовавших на формирование методики дизайнерского образования следует назвать Оуэна Джонса, Чарльза Ренни Макинтоша и Уолтера Крейна.

В 1899 году в Королевском колледже искусств было открыто специализированное отделение для художников промышленности с целью "непосредственного приложения искусства к промышленности". Большое внимание в обучении на отделении уделялось развитию способности выполнять все своими руками. Это считалось полезным для художников, создающих проекты изделий для машинного изготовления.

В 1913 году в Англии были введены специальные дипломы для окончивших дизайнерские отделения, в которых удостоверялось способность к самостоятельному творчеству в области живописи, моделирования, прикладной графики и индустриального дизайна. Одним из крупных учебных заведений тех лет была Школа промышленного искусства в Хельсинки, связанная с деятельностью финского Общества прикладного искусства.

К середине 1870-х годов ее программа, характер студенческих групп и состав преподавателей стабилизировались. Определились методы обучения рисунку, геометрическим построениям на плоскости, в пространстве, работе с деревом, металлом,текстилем. Школа стала ориентироваться в основном на промышленное производство, сохраняя связь с прикладной традицией, закладывала базу будущего профессионального дизайнерского образования.

К концу 19 века относится возникновение художественно- промышленных училищ в Японии. После поездки по Европе один из реформаторов японского традиционного художественного промысла Кайдзиро Нотоми основал в 1887 году в городе Канадзава училище с тремя отделениями: искусства и предметного проектирования, художественных ремесел традиционного типа, чертежно-графических работ. Годом позже открывается Высшее художественно- промышленное училище в Токио.

Подводя итоги этапу становления дизайнерского образования, можно отметить, что тогда уже были заложены все его основные направления и тенденции. Позднее появились крупные центры подготовки дизайнеров, которые сыграли заметную роль не только в профессиональном оформлении дизайна, но и в культуре в целом: Баухауз в Германии, ВХУТЕМАС в России, первые американские школы 30-х годов, английские школы 30-40-х годов. Затем началась эпоха Ульмской школы, формирования систем дизайнерского образования в отдельных странах Европы, Азии, Америки, которые превращались в общественную силу именно как системы школ..."

Больше года назад мы опубликовали на Хабре о промдизайне для электроники: что это такое, как спроектировать корпус для устройства и оценить результаты. В этот раз мы хотим изучить тему глубже, как с точки зрения нашей команды разработчиков, так и с точки зрения экономики/маркетинга проекта для заказчика.

Под катом мы расскажем о целях и задачах промдизайна, о его роли в разработке новых продуктов, а также затронем вопрос об окупаемости вложений в промышленный дизайн.

Цель промышленного дизайна в разработке продукта

Для понимания роли промышленного дизайна в создании продукта в первую очередь нужно ответить вопрос: зачем производителям нужен дизайн и какие задачи он способен решить? Существует множество научных и «приземленных» определений цели промышленного дизайна, но все они сходятся на том, что дизайн служит определению формальных качеств промышленно производимых изделий, таких как внешний вид, структурные и функциональные особенности и пр. Более лаконично цель промышленного дизайна сформулировал Томас Мальдонадо (член Коллегии Индустриального дизайна США): улучшить внешние достоинства объектов, производимых в промышленности. Несмотря на давность данного определения (1969 год), оно по-прежнему актуально.


Пример №1. Lapka - набор датчиков для iPhone Apple: нитратомер, радиометр, измерители электромагнитных полей и влажности. В этом проекте важная роль была отведена внешнему виду устройства. Как правило, измерительные приборы не обладают привлекательным дизайном. На фоне традиционных устройств компания Lapka стала исключением, она смогла привлечь новых покупателей и успешно вышла на рынок потребительской электроники. Сегодня эти мобильные гаджеты продаются в США, Канаде и России. Мы посвятили этому проекту в прошлом году.

Важность промышленного дизайна для потребителя

Коммерческий успех любого продукта в значительной степени зависит от их дизайна.

Выделим пять задач, которые призван решать промышленный дизайн:

1. Удобство эксплуатации продукта. В первую очередь, это связано с пользовательским интерфейсом, который должен быть безопасным, максимально простым и интуитивно понятным - уже своим внешним видом он должен сообщать пользователю о своем назначении.

Практичность использования может иметь чрезвычайно большое значение, как для простых продуктов, так и для продуктов с большим числом типов взаимодействия - и чем сложнее в этом плане устройство, тем в большей степени продукт зависит от промышленного дизайна. Причем дизайнер должен понимать суть всех возможных типов взаимодействия, ведь для каждого из них может потребоваться отдельный дизайнерский подход.

2. Удобство обслуживания. Такой параметр крайне важен для продуктов, которые нуждаются в частом техническом обслуживании или ремонте. Детали продукта должны нести информацию о процедурах, необходимых для обслуживания, хотя в идеале лучше стремиться к полному устранению необходимости технического обслуживания.

3. Внешние качества продукта. Привлекательный продукт ассоциируется с высокой модой и имиджем, и, более того, способен вызывать у потребителей гордость от владения им (это одна из основных целей, к которым должен стремиться дизайнер в своей работе). Также промышленный дизайн способствует зрительной дифференциации товара, это особенно важно для продуктов со стабильным рынком сбыта и технологиями.

4. Работа с брендом. Дизайн продукта должен сообщать потребителю о философии и миссии компании. Отношение к бренду, симпатия к образу товара данного производителя служат некой условной константой для потребителя в выборе продукта.

5. Снижение затрат на оборудование и производство. Функциональные особенности, используемые материалы и прочие факторы существенно влияют на затраты при производстве продукта, т.е. на его себестоимость. Неудачная конструкция продукта, избыточные функции или использование экзотических материалов оказывают влияние на процессы обработки, сборки и т.п. При правильном выборе материала, учете факторов, касающихся экологии и прочего промышленный дизайн может избавить от значительных экономически неоправданных вливаний при создании нового продукта.


Пример №2. Уже известная вам по цифровая IPTV-приставка SML-282 Base компании «СмартЛабс». Продуманная конструкция корпуса этого устройства позволила обеспечить необходимые параметры теплообмена (без видимой перфорации верхней и боковых поверхностей устройства). Благодаря этому в аппаратной платформе приставки не используется активное охлаждение. Так с помощью дизайна удалось оптимизировать затраты на производство и обслуживание без ухудшения внешних качеств продукта.

Промышленный дизайн играет важную роль в определении ключевых факторов успеха нового продукта, ведь среднестатистический покупатель приобретет тот товар, который привлекателен внешне, удобен в использовании и обладает относительно высоким качеством.

И хотя отечественные производители могут в полной мере осознавать роль промышленного дизайна в создании продукта, однако четкое понимание места дизайна в процессе разработки, к сожалению, пока присутствует не всегда.

Место и роль промышленного дизайна в процессе разработки продукта

Исторически сложилось так, что производители на постсоветском пространстве задумывались о дизайне в последнюю очередь, т.к. их разработки были основаны на технологиях, без акцента на вопросах эргономики и стиля. Сегодня любая компания из-за жесткой конкуренции вряд ли сможет достичь существенных конкурентных преимуществ только за счет технологии.

Однако даже в тех отечественных компаниях, которые осознали роль промышленного дизайна, сами дизайнеры часто участвуют в разработке продукта лишь на финальных стадиях процесса. Работа, построенная таким образом, в большинстве случаев дает не лучший результат, поэтому важно выбрать осознанный подход к использованию дизайна в разработке новых устройств.

Многое зависит от направленности продукта. Условно подход к проектированию можно определить как «направленность на пользователя» и «направленность на технологии». Если в первом случае основная выгода от использования продукта связана, например, с функциональностью интерфейса или же с внешней эстетической привлекательностью, то во втором случае приоритетными являются технологии, т.е. способность продукта выполнять определенную техническую задачу.

Рассмотрим все по порядку:

1. Для продукта с направленностью на пользователя внешний вид играет важную роль в его дифференциации (отличи от аналогичных продуктов конкурирующих компаний). Сам продукт может быть технически сложным, однако из-за определенной технологии приоритетным здесь становиться вопрос взаимодействия продукта с пользователем. В качестве примера таких продуктов может служить готовая к использованию массовая потребительская электроника.

В этом случае работа дизайнера уместна в начале разработки продукта, поскольку уже на ранних этапах дизайнер может помочь с решением ряда вопросов:

  • Маркетинг: помощь в выявлении потребностей, полевая проверка концепций, проведение маркетинговых исследований и пр.
  • Эргономика устройства: выработка общей концепции устройства совместно с инженерами, а не под их диктовку.
  • Определение интерфейса пользователя: например, дизайнер может дать обоснование достаточности двух кнопок в устройстве, вместо пяти, как это предлагали инженеры.


Пример №3 . Портативный дозиметр-радиометр «ДО-РА» компании ОАО «Евразия Интерсофт». Этот миниатюрный датчик подключается к различным мобильным устройствам, используют их энергоресурсы, а результаты измерений отображают в интерфейсе специальной программы для Android или iOS. Дизайнерам проекта удалось изменить привычный взгляд на устройство для измерения радиации и создать совершенно новый продукт, нацеленный на широкую аудиторию потенциальных потребителей. Заказчик разработки подал заявку в Книгу рекордов Гиннеса на признание «ДО-РА» самым маленьким универсальным дозиметром в мире.

2. Для продуктов с направленностью на технологии приоритетными являются вопросы технических требований к устройствам, инженерные решения. Несмотря на то, что к таким продуктам также могут предъявляться серьезные эргономические требования, необходимость соответствия неким внешним эстетическим нормам и пр., потребитель приобретает их по критерию технических параметров. Так, например, особо не важно то, как выглядит аккумулятор в плеере - главное, чтобы он позволял пользователю долго слушать музыку. Примерами такого продукта могут служить амортизаторы для автомобиля, батарейки, винчестер для компьютера и др.

Для такого типа продуктов работа дизайнера может начинаться на более поздних этапах разработки, поскольку здесь вопросы дизайна касаются в основном только внешнего оформления.


Пример №4 . Портативный автомобильный самописец («черный ящик» для авто) был разработан по заказу американской компании как продукт с ориентацией на технологии. Он устанавливается в стандартный разъем OBD-II автомобиля и фиксирует десятки различных параметров (технические возможности устройства можно посмотреть в нашем портфолио). В этом случае команда дизайнеров и конструкторов решила интересную техническую задачу - разработала механизм для блокировки отключения устройства. Дело в том, что конструкция разъема OBD-II не предполагает использование замков, она спроектирована так, чтобы пользователь мог свободно подключать и отключать необходимые устройства. Для создания запирающего механизма было решено использовать элемент стандартной конструкции коннектора OBD-II - металлическую полоску (см. фото + схемы). Заклинивание фиксирующего элемента (полоски) происходит за счет поворота специального ключа. Такой вариант замка прост в производстве, т.к. для него не нужна пресс-форма, весь механизм вытачивается на станке. Дизайнеры подключились на более поздних этапах разработки, но смогли при этом обеспечить соблюдение технических требований к устройству.

Производитель уже на начальных стадиях разработки должен определить предполагаемые ожидания потребителя (целевой аудитории) и уметь выразить эти ожидания в своем продукте. И именно промышленный дизайн, в первую очередь, предназначен для решения данной задачи.

Как показывает практика, наши производители усвоили эти правила, но не до конца поняли, как ими пользоваться - происходит некоторое смешивание или даже наложение идей старой школы на новые законы рынка. Поясним на примере как это происходит: дизайнера подключают к процессу разработки лишь на последнем этапе и ставят перед законченным результатом работы инженеров: устройство должно быть, например, прямоугольным, интерфейсы выведены здесь и здесь (где их удобно было вывести проектировщикам, а не там, где ими удобней будет пользоваться) и т.д.


Пример №5. Автомобильное GPS/ГЛОНАСС-навигационно-связное устройство - пример слаженной совместной работы дизайнеров и конструкторов (описание разработки). Благодаря согласованию всех этапов проектирования устройства была реализована высокая плотность компоновки всех электронных компонентов, которая позволила разработать максимально тонкий корпус навигатора с продуманным размещением органов управления и разъёмов. Прочность при этом была обеспечена за счет шасси из алюминиевого сплава (см. взрыв-схему этого устройства в начале статьи).

Вопрос окупаемости вложений в промышленный дизайн

Для ответа на этот вопрос сопоставим затраты на промышленный дизайн и получаемые от него выгоды. Такие затраты включают в себя:
  • непосредственно стоимость услуг промышленных дизайнеров;
  • расходы на реализацию элементов продукта, которые являются результатом работы дизайнеров;
  • затраты, связанные с возможным увеличением времени разработки продукта - например, дизайнерам необходимо провести множество дополнительных работ по определению эргономических качеств продукта и пр.
Результатом успешной работы дизайнера при создании продукта становится повышение привлекательности продукта и бо льшая удовлетворенность потребителя, вызванная дополнительными или улучшенными функциями продукта, выраженной индивидуальностью бренда и дифференциацией продукта - всё это выливается в виде надбавки к цене на продукт и увеличении рыночной доли. На практике это означает, что промышленный дизайн окупает себя следующим образом:
  • вложения в дизайн приводят к ценовой надбавке на единицу продукта (здесь действует простой принцип: привлекательный товар оценивается покупателем как более дорогой и, соответственно, потребитель готов платить больше) и тогда возможно определить общий экономический эффект при заданном прогнозируемом объеме продаж;
  • вложения в дизайн приводят к увеличению спроса на продукт, что позволяет рассчитать прибыль при заданной цене единицы продукта.
Мы надеемся, что со временем роль промышленного дизайна для отечественных продуктов приобретет большую актуальность для всех разработчиков и продукты наших производителей смогут полноценно конкурировать с зарубежными аналогами.

* Все проекты, описанные в рамках этой статьи, были выполнены командой

Словосочетание «промышленный дизайн» сейчас у многих на слуху. Но, представление о том, что это такое всех совершенно разное.Промышленный дизайн, такой же вид творческой деятельности, как и обыкновенный дизайн, но предметами промышленного дизайна чаще всего являются изделия бытового назначения промышленного изготовления.

Компаниям-производителям сегодня приходится прибегать к различным ухищрениям, чтобы выдержать конкуренцию и достойно преподнести свой продукт на потребительский рынок. Интересный и качественный дизайн промышленного изделия - действенный способ выделиться среди конкурентов и заинтересовать потребителя. Задачей промышленного дизайна является обозначить экстерьер, структурные и функциональные особенности предметов, на который направлены приемы промышленного дизайна. К предметам промышленного дизайна можно отнести посуду и прочую кухонную утварь, бытовые и промышленные приборы, мебель, оборудование, и даже высокотехнологичные и наукоёмкие изделия. К вариантам промышленного дизайна относятся популярный сегодня автомобильный и транспортный дизайн.

Таким образом, промышленный дизайн это не только искусство сочетания дизайна с технологиями, но и маркетинговый инструмент.

Профессионал, создающий дизайн для промышленного изделия, должен быть одновременно и художником, и конструктором, и инженером-технологом. Ведь промышленный дизайн требует применить свое творческое воображение так, чтобы не был нарушен технологический смысл конечного продукта.

Сам процесс художественного конструирования состоит из 8 этапов:

Формирование основной идеи

Проработка концепции

Работа с набросками

Макетирование

Трехмерное моделирование

Визуализация

Инженерное проектирование

Создание опытного образца

Задача профессионала провести объект промышленного дизайна через предварительные семь этапов так, чтобы восьмой производственный этап прошел без проволочек и выдал конечный результат согласно основной идее.

Авторские права на дизайн-концепцию и основные идеи промышленного изделия принадлежат дизайнеру, за исключением случаев, оговоренных в контракте. В соответствии со статьей 27 «Закона РФ об авторском праве и смежных правах №5351-И": авторское право действует в течение жизни и 70 лет после его смерти; авторское право, право на имя и защиту репутации сохраняются бессрочно. Кроме того, дизайнер имеет право демонстрировать авторские работы в портфолио, с целью привлечения внимания новых заказчиков.

Возникновение дизайна

Возникновение дизайна, как особого вида проектно-художественной деятельности относят к концу ХIХ в., связывая его появление с промышленной революцией - повсеместным развитием массового машинного производства и возникшим вследствие этого разделением труда. В условиях индустриального производства, товарного наполнения рынка внимание производителей все больше обращалось на привлекательность и разнообразие внешнего вида выпускаемых изделий, а также на потребительские качества продукции, удобство ее эксплуатации. В результате возникла необходимость в особом специалисте, способном не только создавать привлекательный внешний вид, отвечающий веяниям моды и запросам потребителя, форму изделия, но и хорошо разбираться в конструировании и технологии машинного производства. Только в условиях решения комплексных инженерно-технических, художественных вопросов возможно, как показала практика, создавать конкурентоспособную продукцию.

Вся история индустриального дизайна тесно связана с историей развития техники. Такие изобретения, как паровой котел, двигатель внутреннего сгорания, электромотор, воздухоплавание создали не только новые области в машиностроении, но и стали историческими этапами в развитии дизайна.

XIX век был веком ошеломляющего прогресса. Одно техническое чудо приходило на смену другому; век, начавшийся дилижансами и гусиным пером, заканчивался автомобилем и пишущей машинкой. За телеграфом последовал телефон, затем заработал “беспроволочный телеграф” - радио. Люди придумали способ делать точные изображения с натуры, обходясь без художника, записывать и сохранять на века человеческий голос, сделали первые попытки взлететь на аппарате, тяжелее воздуха, изобрели движущуюся фотографию - кино.

Труд ремесленника, процесс создания формы предмета непосредственно был связан с его изготовлением. С приходом века индустриализации стали создаваться прототипы изделий в форме чертежей, моделей и опытных образцов, которые затем производились в многочисленных тиражах с помощью машин уже другими людьми. Таким образом на рубеже столетий в процессе промышленного производства произошло разделение труда, дизайн выделился в обособленную форму проектно-художественной деятельности и стала формироваться новая профессия - дизайнер.

Дизайн как профессия существует около ста лет. Ее отсчет зачастую ведут с известного движения “За связь искусств и ремесел” в Англии конца XIX в., лидером которого был известный художник и теоретик в области предметного творчества Уильям Моррис. Именно тогда были сформулированы основные положения теории и творческие принципы дизайна, повлиявшие на школы и направления более поздних лет. Иногда дату возникновения профессии дизайнера связывают с началом XX века, когда художники заняли ведущие посты в ряде промышленных отраслей и получили возможность формировать фирменный стиль предприятий, влияя на политику формообразования выпускаемой фирмами продукции. В качестве примеров приводятся фирменные стили немецкой электротехнической компании АЭГ и американской автомобильной фирмы Форд моторе. Существует также мнение, согласно которому о дизайне, как профессии, можно говорить только тогда, когда сложились школы с методиками преподавания дизайна и появились первые дипломированные специалисты по дизайну. Это 20-е годы нашего столетия, когда были открыты первые школы дизайна - Баухауз - в Германии и ВХУТЕМАС - в Советской России. Существует также точка зрения, в соответствии с которой возникновение дизайна относят к периоду всемирного кризиса 1929 года, он описывается, прежде всего, как американский феномен.

Действительно, вплоть до кризиса 1929 года европейский дизайн оставался чисто локальным явлением, не оказывая заметного влияния на промышленное производство. И только с началом кризиса американский дизайн становится реальной коммерческой силой, приобретая постепенно в полном смысле этого слова массовый характер, возникает профессиональная индустрия дизайна. Сформировавшееся в начале столетия в архитектуре Америки и ряда европейских стран новое стилевое направление Функционализм стало своего рода теоретической базой и для развития принципов формообразования в дизайне. Его лидеры, видевшие красоту художественной формы в ее функциональной целесообразности, стояли и у истоков машинного формообразования дизайна. Среди них такие известные имена как Луис Салливен - один из основателей Чикагской архитектурной школы, известной своими зданиями “машинной эпохи”; Фрэнк Ллойд Райт - патриарх американской архитектуры и дизайна; Петер Беренс - немецкий архитектор и художник, с чьим именем связывают целую эпоху в развитии дизайна и в частности появление «фирменного стиля»; Мис ван дер Роэ - один из лидеров известного германского производственного союза Веркбунда и основоположников рационалистической архитектуры и дизайна в Германии; Вальтер Гропиус - основатель “Баухауз” -всемирно известной школы современной архитектуры и дизайна; Герит Томас Ритвельд - голландский архитектор, его концептуальное «красно-синее кресло» стало скульптурным символом современного дизайна.

Среди пионеров дизайна были и пришедшие в промышленность архитекторы и художники-модернисты. Представители модерна искали выход из тупика надоевшего подражания стилям прошлого, отрицали эклектику, резко критиковали украшательства и орнаментику, вели поиски в области рациональных, геометрических форм, особое внимание при этом обращалось на красоту исходного материала, выявление его. По сути эти взгляды были своеобразным шагом к философии индустриального формообразования. Среди них такие известные имена как Анри Ван де Вельде, с именем которого связано появление стиля “модерн”, Михаэль Тонет и его известный во всем мире «венский стул»; Чарлз Макинтош - шотландский архитектор, лидер стиля “Ар нуво”, дизайн которого считается одной из вершин европейского модерна и его мебель начала века воспроизводится по сей день; Рэймонд Лоуи - один из основателей профессионального дизайна в США, его часто называют отцом промышленного дизайна; Камиллло Оливетти и Эрвин и Артур Брауны, с именами которых связывают целые стили в истории дизайна; Джованни Понти - итальянский архитектор - основатель самого известного журнала по дизайну «Домус»; Алвар Аалто - основоположник современной финской архитектуры и дизайна; а также наши соотечественники - К.Малевич, А.Родченко, В.Татлин, Л.Лисицкий и др., ставшие у истоков советского дизайна.

У нас в стране до последнего времени для обозначения понятия «дизайн» использовались термины: «художественное конструирование» - процесс проектирования, «промышленное искусство», «техническая эстетика» - сфера деятельности. И специалист-дизайнер именовался как «художник-конструктор», ведущий институт дизайна - Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики, а самый популярный в 60-80 гг. отечественный журнал по дизайну - «Техническая эстетика».