Меню
Бесплатно
Главная  /  Устройства  /  Советы по созданию ландшафтного дизайна для начинающих. Законы и приемы ландшафтного дизайна

Советы по созданию ландшафтного дизайна для начинающих. Законы и приемы ландшафтного дизайна

Основные правила ландшафтного дизайна должны учитывать соотношение форм и объектов при их грамотном размещении. Мы предлагаем вам для ознакомления правила ландшафтного дизайна, которые помогут вам создать эстетически привлекательный участок. Для проведения качественной работы необходимо знать правила ландшафтного проектирования, в которые закладывается не только удачное сочетание цветов, но и выбор растений.

Профессиональные озеленители обычно стремятся к простоте в своих проектах, но, несмотря на их консультации, вычурные сады превосходят численностью сдержанные. Прежде чем принять решение заполнить ваш участок всеми видами форм и функций, стоит посмотреть на преимущества простого подхода.

Прежде всего, работы в чрезмерно сложном саду может быть огромное количество. Кошение - квалифицированная операция, когда нужно лавировать среди комплекса цветников, в то время как обрамление и пропалывание клумб могут быть бесконечными задачами.

Удалением отцветших соцветий нельзя пренебрегать, и полив всех тех однолетних растений, которые вы насажали, является важной работой в сухую погоду. Во-вторых, нагромождение несвязанных элементов заставит ваш сад выглядеть меньше, и он не будет создавать ощущение спокойствия, как сад, который имеет простые линии.

Специалисты правы, это не очень хорошая идея - заполнить большой сад коллекцией бордюров, клумб, дорожек и т. д., не связанных между собой, но мы не должны принимать это понятие слишком буквально. Многие люди с крошечными участками выбирают более сложные дизайны, чтобы у них была возможность возиться на открытом воздухе в течение нескольких часов.

Сад должен быть сбалансированным. Это не означает, что ландшафтный баланс должен быть строго симметричен, и правая сторона должна являться зеркальным отражением левой. На самом деле четкая симметрия, как правило, не очень хорошо смотрится в домашнем саду, и там должны быть заметные различия в дизайне между двумя половинами. Но он по-прежнему должен быть уравновешенным, и самый простой способ сделать это - представить себе левую и правую стороны сада на огромных весах - если одна из сторон будет явно перевешивать другую, то сад несбалансирован. Это не так просто, как кажется, - плотные вечнозеленые растения, такие как кипарисовик Лавсона «тяжелее», чем более высокие деревья, но с более открытой раскидистой кроной, такие как береза.

Единство — это слово используется дизайнерами сада, чтобы описать способ, который позволяет убедиться, что различные части сада соединяются в гармоничное целое. Это не означает, что результат должен быть скучным или неинтересным. Доступный способ прийти к единству состоит в том, чтобы удостовериться: материалы, используемые для строительства забора и подпорных стен, принадлежат тому же самому типу, что и стены дома. Они не обязательно должны быть одинаковыми по форме или цвету, но выветренные кирпичные стены в сочетании со старым кирпичным домом, дадут чувство единства. Отказ от использования слишком многих типов дорожного покрытия также важен - смешение искусственных каменных плит, кирпичей, мощения грубым природным камнем, и гравия, конечно, создало бы чувство дисгармонии!

Должно казаться странным - иметь и единство, и контраст в списке основных принципов хорошего дизайна. Они ведь являются прямыми противоположностями. Единство означает, что должно быть чувство гармонии в саду, контраст означает, что должны быть заметные различия между его элементами. Но на самом деле так нет никакой проблемы - каждый из них играет свою роль. Как описано выше, вы должны стремиться придать общему замыслу базовое ощущение единства, не используя элементы, которые противоречат выбранной концепции. В пределах принятой схемы есть место для контраста, и он особенно применяется к растениям на клумбах и в бордюрах. Не стремитесь просто обеспечить привлекательность контрастирующей цветочной окраской - желтой рядом с фиолетовой, оранжевой около синей и т.д. Должен также быть контраст в форме растения и листа - перистая листва рядом с широколистными растениями и вертикальные кустарники рядом с раскидистыми.

Гармония ландшафтного дизайна

Гармония ландшафтного дизайна закладывается на этапе проектирования размещения различных растений и форм. Соразмерность - понятие, употребляемое дизайнерами для того, чтобы обеспечить пропорциональное сочетание высоты, ширины и длины различных живых и неживых элементов сада. Удостоверьтесь, что в зрелом состоянии высота любого дерева или кустарника, которые вы покупаете, будет соответствовать размеру сада - основной совет, который продолжают давать и продолжают игнорировать. Главная проблема - импульсивная покупка. Плакучая ива или японская лиственница покупаются в садовом центре, потому что они «выглядят так хорошо». Через несколько лет возникает постоянная потребность в сильной обрезке, поскольку гигант пытается достичь своей естественной высоты.

Не менее важно избегать элементов, которые слишком малы. Крошечный внутренний дворик, примыкающий к большому и внушительному дому, будет выглядеть неправильным, так же как и маленькая клумба на большом газоне.

Интересные объекты ландшафтного дизайна

Это очень простой принцип - в саду должны присутствовать интересные объекты ландшафтного дизайна, которые заставят наблюдателя подойти, чтобы рассмотреть их. Эта деталь может быть особенно привлекательным цветком или растением, которое посетитель никогда не видел прежде, скульптурой или водоемом с карпами кои. Точка интереса может стать очевидной, как только вы заходите в сад, но ваше мастерство как дизайнера в том, чтобы, по крайней мере, некоторые из этих интересных пунктов не попадали в поле зрения немедленно.

В дизайнерских решениях должна присутствовать «тайна» по мере приближения к точке интереса, «напряженность», когда вы оказываетесь рядом, и наконец, «сюрприз», когда вы, наконец, достигаете скрытого фокуса.

Для нас это гораздо проще - просто убедитесь, что у вас есть несколько видовых точек в саду, которые бросаются в глаза и, что вы не можете увидеть их все, когда стоите на террасе или у входа в сад.

Формы для ландшафтного дизайна

Формы для ландшафтного дизайна должны быть уравновешенными и выдержанными в едином стиле. Введение в эту главу подчеркивало мысль, что это - ваш сад, и в пределах разумного единственное, что важно, - это то, что дизайн должен нравиться именно вам. Важно, однако, чтобы вы приняли во внимание размер и форму участка, поскольку они действительно ограничивают ваши возможности сделать его привлекательным.

Основа сада, конечно, газон, сарай, цветники и т.д. А затем идет все остальное-розарий, водоем с рыбами, огород, игровая площадка, солнечные часы и… Если у вас есть полгектара или гектар, то это не составит никаких проблем, но на небольшом участке, на самом деле об этом не может быть и речи. Что-то должно уйти из списка - некоторое открытое пространство жизненно важно в стандартном саду среднего размера, если вы не хотите страдать от давления садоводческого излишества.

Долгий и узкий участок должен быть разделен на несколько зон, чтобы не быть похожим на длинный проход. Квадратный сад может иметь вид скучной коробки. Помогут избежать этого ощущения изогнутые очертания бордюров в углах участка, ломающие прямые линии, а также круглые клумбы или садовые сооружения.

Гармония цвета в дизайне

Гармония цвета в ландшафтном дизайне — это базовый принцип проектирования. В некоторых учебниках вы найдете подробные перечни того, что можно и чего нельзя делать при планировании, какой цвет в ландшафтном дизайне предполагается использоваться в саду. Но в действительности вам не придется изучать длинный список правил о том, что с чем сочетается, и как избежать неудачных сочетаний - «никогда не помещают розовый рядом с оранжевым или темно-малиновым» и так далее. Эти жесткие правила менее важны в саду, чем часто предполагается. Причина довольно проста. Сплошная поверхность одного цвета, помещенного непосредственно рядом с другим, с которым он не гармонирует, может вызывать неприятные ощущения, и это важно в интерьере, одежде и т.д. В саду различные оттенки, тона и нюансы разбавлены зеленой листвой и земляными тенями, которые смягчают так называемые цветовые противоречия.

Белый и серый играют особую роль в цветовых схемах в вашем саду. Белый сам по себе оказывает успокаивающее действие и выделяется в облачные дни и в сумерках, когда фиолетовые и красный цвета теряют свою выразительность. Главная цель серого и белого цвета, однако, состоит в том, чтобы выявить лучшее в других цветах. Монохроматические и пастельные схемы становятся интереснее, а резкость сверх ярких контрастных схем снижается.

Ваш сад станет еще красивее, если в нем будут элементы разной высоты. До некоторой степени это может быть достигнуто путем посадки растений разнообразных форм и размеров - колонновидных хвойных, раскидистых кустарников, низкорослых и ковровых почвопокровных растений. Помните, что высокая разновидность, посаженная достаточно близко к дому, заставит сад выглядеть более длинным. Посадка лиан около стены дома почти всегда оказывается хорошей идеей - сад приобретает дополнительную высоту.

Кадки с растениями - старый и, как всегда, ценный способ для оживления цветом пространства около дома. Альпийская горка - другой способ поднять посадки растений над уровнем земли. Стелющиеся многолетние растения для каменистого сада можно сажать прямо на стенках этих террас, чтобы смягчить линии стен ниспадающими каскадом растениями.

На ровной территории можно соорудить один или несколько приподнятых цветников. Они помогут уменьшить монотонность плоского сада, но есть и другие важные преимущества - лучший дренаж, более легкое пропалывание и посадка и т.д.

Подпорные стенки могут быть построены из множества материалов - камня, кирпича, дерева и т.д.

Украшения для ландшафтного дизайна

Можно использовать различные украшения для ландшафтного дизайна, которые создадут боле привлекательный внешний вид. Декоративная стена, забор, покрытый диким виноградом, плющом или плетистыми розами, или ряд быстро растущих хвойных растений - эти методы создания экрана не единственные способы скрыть неприглядный вид. Фактически, у плоского экрана могут быть свои проблемы - если он большой и привлекательный, то может послужить фокусом, который привлекает внимание к частично скрытому некрасивому предмету. Иногда лучше прикрыть его трехмерным объектом неправильной формы, таким как широко разрастающийся кустарник между окном и нежелательным видом.

Сад должен содержать неподвижную круглогодичную структуру, чтобы не быть похожим на огромный балконный ящик для цветов. Должно быть определенное чувство завершенности, а это требует наличия постоянных объектов. Украшения полезны - арки, солнечные часы, фонтаны, обнесенные стеной участки и остальное, но основной скелет обеспечивают деревья и кустарники. Недостаток места не является оправданием - есть компактные древесные растения, которые могут обеспечить разнообразие зимнего облика сада, когда однолетние растения и стебли бордюрных растений исчезли.

Используйте вечнозеленые и листопадные древесные растения. Книги по устройству сада изобилуют фотографиями, снятыми в разгаре лета, но виды в середине зимы в значительной степени проигнорированы. Во многих случаях, однако, мы вынуждены смотреть на сад в течение нескольких месяцев, когда все листья и цветы исчезли. В этом случае, конечно, необходимы некоторые вечнозеленые растения с серыми, желтыми, зелеными или пурпурными листьями, но листопадные кустарники и деревья играют не менее важную роль. Большинству красивоцветущих разновидностей место здесь, вместе с их сезонными изменениями.

Берегитесь ловушек — не будьте слишком амбициозны. Перед тем как составить дизайн-план, вы должны быть готовы встретиться лицом к лицу с вашими ограничениями по времени, деньгам, способностям, знанию сада и здоровью. Нет смысла в планировании отапливаемой теплицы, если вы не готовы принять на себя ежегодные расходы на ее обогрев зимой и круглогодичную работу, связанную с поливом, вентиляцией и так далее.

Укладка тротуарной плитки, кирпичная кладка, бетонирование и вырубка больших деревьев - работы, к которым не следует относиться легкомысленно, если вы никогда не делали их раньше. Поручите эту работу профессионалу, если вы можете себе это позволить. Если это невозможно, то почитайте о технике, поговорите со знающими друзьями и попросите их помочь.

Немногие аспекты садоводства доставляют больше удовольствия, чем успешное выращивание овощей… и немногие занимают больше времени. Если у вас мало свободного времени, не включайте большой огород в дизайн-проект.

Газон: ошибки обустройства


При обустройстве газона ошибки допускают в основном неопытные ландшафтные дизайнеры, которые не предполагают, каким образом все это будет выглядеть в готовом виде.

Первая ошибка заключается в расширении газона до лишенных солнечного света участков.

Вторая ошибка состоит в расширении газона вплоть до стены или дорожки - полоса без травы для внешних колес косилки должна быть повсюду вокруг газона, чтобы облегчить обработку краев.

Третья ошибка-дорожка, которая ведет непосредственно на газон и заканчивается на его краю. Регулярное движение в этом месте вызовет чрезмерное изнашивание и уплотнение дерна.

Четвертая ошибка в создании узких полос травы между грядками и/или бордюрами - полоса должна составлять не менее 75 см, чтобы облегчить проход косилки.

Выбор растений для сада

При составлении вашего плана посадки проверяйте особенности каждого дерева, кустарника и бордюрного многолетника прежде, чем сделать выбор растений для сада. Для этого ищите информацию в книгах, каталогах или в интернете. Вы захотите знать ожидаемую высоту растения во взрослом состоянии, срок цветения и окраску цветков, но вы должны также узнать ожидаемую ширину дерева или кустарника и его требования к освещенности и типу почвы.

Почти все клумбовые растения и многолетники для каменистого сада предпочитают расти на полном солнце, но многочисленные кустарники и бордюрные растения будут процветать в частичной тени. Убедитесь, что ваш список растений соответствует условиям, при которых эти растения должны будут вырасти. Нежелание сделать это может привести к неприятности - например, некоторые растения прекрасно чувствуют себя на меловой почве, но многие в таких условиях вообще не выживают. Проверяйте потребности растений прежде, чем добавить их к плану.

Это не означает, что Вы должны обязательно применять все принципы к каждой части Вашего плана. Но только если вы понимаете эти принципы, у вас появятся творческие идеи.

Самый лучший ландшафтный дизайн находится в голове его создателя. Для создания интересного оформления рекомендуем следовать принципам ландшафтного дизайна, но они не "должны руководить" проектом. Креатив и творчество всегда приветствуются.

Принципы ландшафтного дизайна

Единство должно быть одной из главных целей Вашего проекта. Единство может быть лучше понято и выражено в совместимости и повторении. Повторяя подобные элементы (растения, группы растений или украшения), мы создаем единство. Совместимость создает чувство единения, когда некоторые или даже все элементы пейзажа сочетаются вместе и создают впечатление целостности.

Единство может быть достигнуто сочетанием характерных особенностей элементов в проекте, таких, как высота, размер, структура, цветовая гамма и т.д.

Хорошим примером является размещение валунов, акцентирующих на себе внимание. Если Вы когда-либо видели ландшафт, где большой белый круглый камень расположен здесь, валун красного гранита в форме квадрата - там и так далее, то Вы могли заметить, что этим специфическим элементом не было создано особого единства.

Это только один пример, но принцип относится ко всем другим элементам дизайна, таким как группы цветов, например.

Простой способ создать единство на Вашем участке – объединить элементы пейзажа одной темой. И один из самых доступных способов создать тему - это использование каких-либо декораций для сада. Создать тематический сад легче, когда тема связана с тем, что Вам нравится и интересно.

Если Вам, например, нравятся бабочки, Вы можете создать тему, используя растения, которые привлекают бабочек, а также поставив статуи, украшения или любой другой декор, который связан с бабочками.

Единство может быть выражено преобладанием одного элемента в Вашем пейзаже. Гармонию создает использование элементов, выдержанных в одном стиле и тематике.

Простота - фактически один из главных принципов дизайна и искусства. Это один из руководящих принципов, которому Вы можете следовать и пока делаете первые шаги как новичок, и когда будете создавать свой сад сами. Просто для начала ничего не усложняйте. Вы можете сделать это позднее.

Простота в посадке, например, означает, что нужно выбрать два или три цвета и повторять их всюду в саду или в дворике. Украшение фигурками по-минимуму и в пределах определенной темы, так же отвечает принципу простоты, как и последовательное распределение малых архитектурных форм, таких как валуны.

Баланс также подразумевается словом "дизайн". Смыслом баланса является равновесие. Есть в основном два типа баланса в ландшафтном дизайне: симметричный и асимметричный.

Симметричный баланс - это когда соответствующие элементы дизайна сада располагаются более или менее одинаково. В симметричном саду обе стороны могут повторять полностью или частично одинаковые очертания, формы, высоту растений, группы растений, цветов, формы клумб, темы и т.д.

Вспомните, как Вы создавали нечто подобное, когда были ребенком, на уроке рисования в школе. Вы берете листок бумаги, размазываете по нему краску, складываете его пополам, раскрываете, и видите, как волшебным образом создается интересный симметричный рисунок. Так симметричный баланс или дизайн - это своего рода зеркальное отражение.

Асимметричный баланс, с другой стороны - немного более сложный принцип ландшафтного дизайна. В то время как структура, форма, цвет и т.д. могут оставаться постоянными, чтобы создать некоторое единство, валуны разных очертаний могут быть разбросаны случайным образом. Эта форма баланса часто предполагает различные темы отдельных частей сада. Все темы равноправны, но имеют различные типы привлекательности.

Асимметричный баланс фактически выведен из равновесия, абстрактен или имеет свободную форму, но все же создаёт единство и равновесие при помощи повторения некоторых элементов.

Вот хороший пример: формы клумб или тропинок различны с обеих сторон от разделительной линии пейзажа, но все же используются некоторые повторяющиеся элементы и растения. Одна сторона может быть изогнутой волнами, в то время как другая сторона - прямая, ровная, жесткая и полностью противоположна первой. Но опять же, единение и баланс будут созданы другими элементами. Этот тип формы может создать приятный контраст. Плавные линии приятны для глаз, но смелый контраст изгиба и прямой линии может выглядеть очень интересно.

Асимметричный баланс не зависит от формы Вашего сада. Эта зависимость, конечно, может быть, но не обязательно.

Как пример можно взять сад, где одна сторона – это, главным образом, большие тенистые деревья, в то время как на другой стороне - преимущественно низкорослый цветник, или же объединение обеих форм. Как я подчеркивал ранее, ландшафт может быть абстрактным, но все же должен поддерживать единство через какие-то элементы, будь то камни, растения или декор.

Контраст и гармония могут быть достигнуты при помощи растений. Тонкая листва против более грубой, круглые или остроконечные листья, цветовые дополнения и контрасты.

Высота растений, цвет и структура могут отличаться на разных участках, но каждый участок должен быть объединён своей собственной темой.

Вы, наверное, заметили, что я много говорю о "темах". Многие мои клиенты создали сами успешные проекты, придерживаясь основной темы и большинства принципов ландшафтного дизайна, описанных на этой странице. Надлежащий подбор растений или декора для сада является простым способом создания определенной темы.

Цвет добавляет привлекательность пейзажу и может менять ощущение действительности. Яркие цвета, такие как красный, желтый и оранжевый кажутся ближе к Вам и могут фактически заставить объект казаться ближе. Прохладные цвета, такие как зеленый, голубой и пастельные цвета кажутся дальше от Вас, и объект может казаться более далеким.

Серый, черный и белый считаются нейтральными цветами и лучше всего их использовать на заднем плане, тогда как на переднем - яркие цветы. Однако чтобы увеличить глубину пейзажа, Вы можете использовать темные и грубые по своей текстуре растения на переднем плане, а растения с более тонкой структурой и нежных цветов - на заднем плане.

Цвета могут также использоваться для привлечения внимания к определенной области сада. Яркое растение среди более прохладных оттенков естественно притягивает взгляд.

Естественный переход может быть применен во избежание радикальных или резких изменений в Вашем ландшафте. Переход - это в основном постепенное изменение. Переход можно передать высотой растения или его цветом. Но переход также может быть применен ко всем элементам в пейзаже, включая структуру, форму, размер листвы, но не ограничиваясь ею, а обращая внимание также на размер и форму других элементов. Другими словами, переход может быть достигнут постепенными подъемами и спусками различных элементов с разнообразной структурой, формой, цветом и размерами.

Примером хорошего перехода будет «эффект лесенки» - переход от больших деревьев к средним, затем к кустам и, наконец, к цветам. Для создания такого перехода требуется немного знаний о правильном выборе растений.

Переход - один из принципов ландшафтного дизайна, который может использоваться для "создания иллюзий" в пейзаже. Например, переход от более высоких растений к более низким может придать эффект глубины и расстояния (как в живописи), заставляя сад казаться больше, чем он есть в действительности. Переход от низких к более высоким растениям может использоваться для создания фокуса, чтобы заставить что-то выделиться и казаться ближе, чем на самом деле.

Линия структурирует ландшафтный дизайн. Это может главным образом быть связано с расположением клумб, тропинок и лестничных площадок.

Прямые линии смотрятся строго и угловато, в то время как изогнутые линии производят более естественный, нежный и плавный эффект.

Пропорция - это отношение размеров элементов друг к другу. Из всех принципов ландшафтного дизайна этот самый очевидный, но все же требует немного размышлений и планирования. Большинство элементов в ландшафтном дизайне могут быть заранее запланированы, чтобы сад принял надлежащие пропорции.

Например, если Вы создаете маленький сад во внутреннем дворике, огромная двухметровая статуя, помещенная в центр, будет смотреться непропорционально и немного нелепо. Или наоборот, маленький водопад с водоемом, помещенный в центре большого открытого двора, может потеряться в пространстве.

Не поймите меня неправильно. Это не означает, что, если у Вас большой сад, то Вы не можете разместить в нем маленькие статуэтки или другие какие-нибудь конструкции. Пропорция относительна, и элементы могут быть разного размера и располагаться в различных частях сада. Цель состоит в том, чтобы создать приятное соотношение среди трех измерений - длины, ширины и глубины или высоты.

Маленький фонтан или водоем может смотреться пропорционально, если поместить его в углу или на краю большого участка. Он становится фокусной точкой большого участка, создавая свою собственную особую атмосферу. Около этого водоема может быть размещена небольшая беседка, скамейка или создана целая тема. Другие пространства и темы могут быть созданы таким же образом. Кроме того, надо специально учитывать и уделять должное внимание правильному выбору растений, чтобы избежать непропорциональности растений.

Повторение непосредственно связано с единством. Хорошо иметь разнообразие элементов и форм в саду, но и повторение одних и тех же элементов дает возможность разнообразия.

Единство достигается повторением подобных элементов. Если в саду слишком много несвязанных объектов, он может казаться загроможденным и незапланированным.

Но здесь есть одна тонкость: изобилие одного элемента может сделать Ваш сад или двор неинтересным, скучным и монотонным.

Но все же, единство может создаваться при повторении нескольких различных элементов. Это может сделать Ваш сад интересным и оригинальным

Речь пойдет о таких вещах, о которых мы часто не задумываемся, а профессионал начинает с них. Простые люди создают свой дизайн по собственному желанию и восприятию часто не обращая внимания на такие вещи как совместимость, уместность, размер. Но есть еще и другие важные аспекты, с которыми обязательно работают профи ландшафтного дизайна.

  1. Ограда как проекция чувства защиты в своем собственном природном комплексе

Первое правило – это не просто одно из правил ландшафтного дизайна участка, а корень, в который зрит вся композиция. Ограда – это рамка, завершающая всю картину. Ну возьмите и на Рембранта нацепите самую простую пластиковую тоненькую рамку. Вопиющее зло! Так и сад, вместе с домом хотят своего обрамления. Заборы – это не просто способ оградить свою территорию, а и эстетическое удовольствие. Одни вписывают их сад (но это не частое явление, и, скажем, не дешевое), другие «подбирают под дом», а потом заселяют остальную территорию растениями, третьи выходят из своих возможностей (в большинстве случаев), а на дачах – это вообще необязательно (бабушки и дедушки не всегда считали нужным их присутствие вокруг участка).

Ограда позволяет создавать многоуровневые композиции, вводит в сад вертикали, становится фоном для зеленых насаждений. Она может быть металлической, каменной, кирпичной, гладкой, структурированной, разной высоты, комбинированной по материалам и т. д. и т. п. В общем, у фантазии нет предела, лишь бы она не упиралась в денежку. Хотя…

Единственное правило для ограды в спокойном и уютном саду – это гармония между ею и другими элементами. Помните только, это Ваш собственный уютный мир, где Вы отдыхаете или работаете в свое удовольствие, отрешась от окружающей из вне суеты.

  1. Регулирующие линии

Очень важное правило для любого стиля сада — будь то итальянский , французский или супер современный сад с техническими новинками. Линии помогают увидеть композицию по частям и целом, скорректировать. Они соединяют дом и сад, переходят с дома в сад и наоборот.

Линии создаются деревьями, растениями, архитектурными формами, водоемами, ограждениями и домом. Они бывают простыми и сложными, прямыми, горизонтальными, вертикальными, диагональными. С помощью растений жесткие прямые линии дома в стиле модерн можно смягчить растениями, характерными для японского сада — сакурой, кленами, хризантемами.

При высаживании молодых растений важно помнить о том, как они будут изменятся во времени. Ведь вся композиция создана для Вас и должна во всех своих ипостасях доставлять радость созерцания именно Вам.

  1. Правило «золотого сечения»

Это правило ландшафтного дизайна участка настолько внедрилось в жизнь человека, что пользуясь им, он этого не замечает. Во всех сферах науки, техники и искусства присутствуют пропорции, симметрии и асимметрии подчиняются ему.

Правилом «золотого сечения» пользовались древние создавая пирамиды, Парфенон и, как Вы видите, стоят до сих пор и будут еще стоять. Более поздним примером может послужить знаменитый рисунок человека от Л. Да Винчи. Он как ученый исследовал это понятие. Оно помогало правильно и помогает распределить не только нагрузку физическую, а и эстетическую.

«Золотое сечение» — неотъемлемая часть жизни человека и его самого. Так и сад нуждается в нем. Грамотный ландшафтный дизайн участка проектируется основываясь во многом на нем. Суть в том, что площадь разбивается на сегменты (сегменты, а не части потому, что не только размеры разные, а и формы тоже разные). Работает это приблизительно так: меньшая часть относиться к большей, как большая ко всему целому. В процентах вот так: 62% на 38%.

  1. Обращение к работам известных ландшафтных дизайнеров

При самостоятельной работе над своим проектом стоит обратится к работам уже состоявшихся дизайнеров. Это значительно облегчит работу и даст возможность воспользоваться уже готовыми приемами. Вот первая десятка мировых гуру ландшафтного дизайна участка.

  • Кристофер Ллойд – мастер по совмещению классики и новинок.
  • Роберто Бурль Маркс – символист, график, способный перенести картину на участок.
  • Жан-Поль Ганем – дизайнер, который подойдет тем, кто хочет воссоздать у себя сельский пейзаж.
  • Чарльз Дженкс – мастер-график и философ, способный воплотить самые смелые космические фантазии при помощи самых обычных вещей.
  • Андре ле Нотр – босс французского стиля.
  • Ланселот Кейпебилити Браун – король английского садового направления.
  • Пит Удольф – мастер по использованию местных растений.
  • Коичи Курису – дизайнер ландшафта в японском стиле.
  • Мери Рейнолдс – любительница природных ландшафтов.
  • Патрик Бленк – если не знаете, как создавать вертикали в саду, обратитесь к его работам.
  1. Соразмерность архитектурного наполнения сада

Мы часто говорим, что лучше больше, чем меньше. В саду же идеально, когда основные архитектурные формы сбалансированы и не имеют никакого отношения к выше сказанному. Мы понимаем, что Вам хочется похвалится перед соседями и друзьями, например, таким: а у нас большой пруд или большая беседка … Но при этом участок небольшой и эти конструкции занимают почти всю площадь. Так вот, большой пруд требует много усилий и затрат по уходу за ним, а большая беседка трудно декорируется растениями и редко используется по полной. Большие вещи – большим садам.

Если же Вы все-таки готовы к крупным размерам, то пруд делайте неправильной формы с мостиками и маленькими тихими заводями, а беседку наполните контейнерными растениями — стоячими и висячими.

  1. От большого к малому

Оно больше относится к растениям, но и к строениям тоже применимо. Однако, удачная посадка – успех всего сада. Здесь стоит обратиться к трем небольшим указаниям, существенно упрощающим в дальнейшем уход за садом.

  • Начинать высаживать растения надо с крупномеров, далее кусты, кустарники и цветы. Напоследок следует оставлять травяной покров.
  • Прежде чем сажать растения надо вычислить площадь, которая понадобится им для нормальной жизнедеятельности
  • Количество растений не должно уходить в бесконечность.

Последний пункт важен, ибо часто-густо наши сады – это коллекции, занимающие минимальную площадь и создающие массу проблем (не цветет, не растет, часто гибнет…). Он также связан и с остальными. В первом случае мы «втуливаем» растение в неподходящие места (ну оно ж так понравилось и так захотелось его у себя иметь). Во втором чаще всего о нем просто не помнят в момент посадки, а потом, во время роста, пытаемся понять и «вылечить или уничтожить» от болезней и насекомых (беда загущенных посадок: растения заражаются друг от друга, а мошка просто мигрирует себе туда-сюда).

  1. Групповые посадки

Групповые посадки на участке не просто явление, а закон ландшафтного дизайна. Сады и одинокие растения – несовместимые понятия. Их наполненность зависит от стиля сада и в той или иной мере какое-то растение будет доминировать. Это может быть как многолетник, так и однолетник. В первом случае меньше хлопот, второй предполагает при желании хозяина смену настроения каждый сезон.

В групповых посадках также следует придерживаться правила «от большего к меньшему». Исключением станут клумбы с определенным рисунком, рабатки , бордюры, живые изгороди. Для них сразу-же и высоту прогнозируют (она тоже может быть частью рисунка).

  1. Доступность

Это самое простое и понятное правило. Оно больше всего заботится о хозяине сада. Пренебречь им могут не все. Его суть в заботе о кошельке владельца с периода, когда сад только закладывается и работает всю его жизнь, немного корректируя периодически его (кошелька) вместимость.

Доступность – это такой подбор растений, где учитываются цена, зонированость и уход. Если захотелось экзотики, а климат местный не позволяет, то купите себе это удовольствие, только держите в горшке и вовремя пересаживайте.

ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН: ЕГО ОСНОВЫ И ЗАКОНЫ.

Ландшафтный дизайн, как и все другое, имеет свои основы, правила и каноны.

Прежде, чем приступать к пояснениям того, на чем построены основы ландшафтного дизайна, стоит определиться с самим понятием. Итак, ландшафтный дизайн ― это ландшафтная архитектура, вернее ее область, которая в отличие от проектирования ориентирована на небольшие участки земли, а, следовательно, требует меньше времени для реализации.

В ландшафтном дизайне могут сочетаться элементы науки и искусства, в результате чего удается повлиять на функциональность и эстетическую его составляющую.

Одна из основных функций ландшафтного дизайна ― приведение к естественной гармонии окружающей природы и современных строений. Чтобы добиться такого эффекта дизайнер досконально должен понимать, в чем заключаются основы ландшафтного дизайна, на чем построены принципы современного искусства в этой сфере.

Главные элементы искусства в сфере ландшафтного дизайна

В состав основных широко применяемых в ландшафтном дизайне элементов искусства входят:

§ масштаб;

§ цвет;

§ текстуру;

§ форму.

Эти основные понятия нужно рассматривать не только в совокупности, но и по отдельности, для определения природы каждого.
Каждый человек предъявляет свои требования к стилю, каждый делает все возможное, чтобы максимально приблизиться к мысленно созданному идеалу, реализовать который получится в рамках имеющихся финансовых возможностей.

Владельцам земельных участков, дач, садов очень хочется облагородить территорию так, чтобы земля оказалась не только полезной, но и красивой.

И если с понятиями дизайна интерьера многие уже досконально знакомы, то основы ландшафтного дизайна для большинства пока остаются загадкой. Более того, далеко не каждый может даже мысленно представить себе то, каким должен стать земельный участок, имея дефицит знаний в области ландшафтной архитектуры.

Что может быть лучше, чем выйти теплым вечером на крыльцо дома, полюбоваться закатом из собственной беседки, послушать пение птиц на красиво оформленной поляне, благоухающей цветами и травами? Оформляя участок возле дома главное, ― позаботиться о том, чтобы каждый его элемент вызывал чувство тихой радости и безмятежности.

Густой зелены газон, нежный шелест листвы деревьев, журчание собственноручно созданного ручья, плеск рыбок, ароматы, исходящие от живой изгороди, обязательно поднимут настроение даже в непогожий день, а значит, именно таким должен стать ландшафтный дизайн на участке, ― успокаивающим и расслабляющим.

Стили в ландшафтном дизайне

В ландшафтном дизайне существует несколько стилей, каждый из которых интересен.

На сегодняшнем этапе можно выделить несколько основных стилей ландшафтного дизайна, среди которых:

§ английский;

§ кантри;

§ японский;

§ природный;

§ смешанный;

§ китайский.

Аксессуары регулярного сада

  • античная скульптура, каменные шары
  • арки, классические колонны, вазоны
  • кованые перголы и скамьи
  • бордюры в классическом стиле

Аксессуары английского сада

  • скамьи из натуральных материалов, расположенные под деревьями или на подпорных стенках
  • старинные предметы, изделия ручной работы
  • керамическая плитка, вкрапленная в дорожку
  • контейнеры или вазоны для цветов

Аксессуары стиля кантри

  • деревянный забор или плетень
  • лавки и колодцы
  • перголы из бруса или бревна
  • деревянные бочки
  • деревенские горшки или чугунки
  • скворечники, домики и кормушки для птиц
  • малые архитектурные формы в виде домашних животных и домашней птицы из натуральных материалов (дерево, глина, камень)

Стиль эко-сад

В настоящее время эко-стиль в саду пользуется огромной популярностью. Он воссоздает на участке уголок дикой природы. Такой сад совершенно нетребователен к уходу.

Цветовая палитра эко-сада

Цвета эко-стиля: природные цвета.

Аксессуары эко-стиля

  • грубоватая садовая мебель
  • кострище
  • шалаш или простой навес
  • пни, спилы деревьев, коряги, скамьи из бревен
  • поделки из лозы и веток
  • дощатые или бревенчатые мостики
  • светильники в кронах деревьев

Японский и восточный стили

Японский сад

Традиционные японские сады предназначены для тихого миросозерцания, обеспечивая духовное убежище для его обитателей. Основное внимание при создании восточного сада уделяется природе. Элементы японского сада символизируют природные элементы. Геометрические фигуры и искусственные материалы не используются в восточном ландшафтном дизайне. Сад должен иметь естественный и гармоничный вид, который располагает к созерцанию.

В России японский стиль сада не используется в чистом виде, здесь применяются мотивы, приемы и символика этого сада. Не стоит делать весь участок в японском стиле, лучше, если «японским» будет только какой-то уголок сада.

Сад в стиле хай-тек

Ландшафтный стиль хай-тек

Стиль хай-тек – это стиль сада для занятых людей. Для создания элементов хай-тек сада используются современные материалы, а именно: поликарбонат, композитные материалы, стекло, металл, пластик и т.д. Уникальность сада достигается путем создания интересных конструкций, оригинальных форм растений и способа расстановки элементов декора.

Стиль модерн (арт-нуво)

Сад в стиле модерн

Стиль модерн известен своими обтекаемыми формами. Это эстетический и изысканный стиль. Как правило, в саду в стиле модерн большее внимание уделяется малым архитектурным формам и структуре, а не растениям. Стиль модерн, иначе - арт-нуво, создает впечатление элегантности и дороговизны. Особенностью этого стиля являются извилистые, плавные, дугообразные линии.

Садовый минимализм

Сад в стиле минимализм

Садовый минимализм пришел к нам из интерьера. Он подразумевает под собой простоту и лаконичность дизайна. Но реализовать этот ландшафтный стиль в саду не так уж и просто. Ведь нужно очень постараться, чтобы, имея в распоряжении минимум составляющих, максимально выразить идею.

Закон доминанты

Главное здесь ― подчинение. В рамках закона обыгрывается тема господина и слуг. На участке это будут главные и второстепенные элементы, окруженные определенными декорациями.

Участок в этом случае планируется с обозначением доминантных мест.

Главное, оформление в этом стиле не должно быть монотонным и банальным. Чаще всего используется прием разделения сада по вертикали деревьями с яркими цветочными клумбами. Здесь важно не переборщить с акцентами, которые могут вызывать утомление. Планируя доминанту, нужно понимать, что чем ярче она будет, тем больше нужно будет обустроить нейтральной территории.

В роли доминанты может выступать все, что угодно, в том числе и самое дорогое, что есть на участке. Например, оригинально доминируют подсолнухи, на фоне которых получаются просто замечательные фото.

На роль фона чаще всего выдвигается газон. Но, при желании можно именно газон сделать доминантой, если окружить его кустарниками и цветами. На музыкальном языке такой прием называют тихой кульминацией.

Закон простоты

В случае выполнения дизайна по закону простоты главное ― достичь выразительности, используя минимум средств. При этом речь совсем не о минимализме, а о том, чтобы избежать перегруза ― главного врага художника. Суть оформления в данном случае заключается в исключении всех лишних деталей, в том числе и растений. На небольших участках лучше избегать смешения стилей, так как дело это совершенно бесполезное и неблагодарное. Стиль, как правило, задается имеющимся объектом на участке, например, колодцем, баней или самим домом. Не нужно пытаться объять то, что объять невозможно.

Закон треугольника

Те, кто досконально изучают основы ландшафтного дизайна, наверняка уже слышали о том, что такое пропорции золотого сечения. Для того чтобы приблизительно рассчитать их, потребуется взять равносторонний треугольник, после чего провести высоту, разделить ее пополам и провести параллельную основанию линию. В итоге получится трапеция, глядя на которую можно будет определить количество необходимого материала.

В рамках этого закона важно соблюдать некоторые основные правила, например, не использовать компоненты в равных частях. Так, например, запланированная в трех цветах клумба не может быть разделена на равные части. Один из цветов должен преобладать над другим, тогда как третьего нужно будет добавить совсем немного. Правило трех действует здесь повсеместно:

§ три формы;

§ три размера;

§ три цвета.

Эти сочетания обыгрываются разными способами при обустройстве дорожки, клумб, дополнительных элементов.
Три, кстати, очень интересное число, так как вызывает на подсознательном уровне ощущение безопасности. Создать уникальные художественные композиции из двух предметов вряд ли получится, а вот из трех ― вполне. И не важно, что это будет, два куста и дерево, 2 клумбы и газон и так далее.

Закон круга

Закон круга существует не только в ландшафтном дизайне, это один из основных законов.

Изучая основы ландшафтного дизайна, обязательно нужно знать и закон круга. Принцип создания дизайна в рамках соблюдения закона прост: на координатную сетку наносятся цвета: в верхней части желтый, в нижней синий, справа ― красный, а слева ― зеленый. Смешивая цвета, можно получать разные их оттенки.

Цвета из одного полукруга являются не только родственными, но и контрастными, тогда, как цвета из противоположных частей круга считаются только контрастными. Каждый цвет имеет свою степень насыщенности и светлоты. Самые насыщенные цвета используются для создания доминантных композиций. Для смягчения тонов применяются листья серебристого или сизого цвета.

Закон квадрата

Это еще один закон, входящий в основы ландшафтного дизайна. Закон построен на четырех сторонах света: севере, западе, юге и востоке. Важно помнить о том, что каждое растение может расти в определенных условиях освещенности. С этими требованиями нужно мириться тем, кто заинтересован в оформлении сада согласно плану ландшафтного дизайнера.

Кроме того, в разных условиях освещенности один и тот же цвет имеет разный вид. Например, чарующего мерцания белого можно добиться в тени, а свечения его же ― в условиях тумана. При ярком освещении белые растения теряют загадочность.

Планируя клумбу, нужно помнить о том, что некоторые цвета способны визуально расширить пространство, тогда, как другие, наоборот, сузить.

Самое главное ― правильно разделить пространство, при этом, сделать это нужно так, чтобы участок оставался гармоничным и целостным. Добиться такого эффекта просто, если в разных уголках сада разместить похожие элементы, или соблюдать единую цветовую гамму.

Приемы ландшафтного дизайна

Какие правила надо соблюдать, чтобы ваш участок не превратился в хаотичный набор не связанных или неудачно связанных между собою частей-элементов? Каковы законы, приемы и, если хотите, тайны мастерства, которыми пользуется ландшафтный дизайнер, оперируя природными материалами?

На протяжении многих веков мастера, создававшие сады и парки, придерживались законов и правил, подсказанных им природой и общих для других видов искусств. В садах сконцентрировались, слились воедино архитектура и живопись, поэзия и музыка, но законы ландшафтного построения оказались ближе всего к законам построения пространства, т.е. к законам архитектуры. Поэтому мы говорим об искусстве организации окружающего пространства средствами природного ландшафта как о ландшафтной архитектуре сада.

Естественный ландшафт формирует пять основных компонентов , тесно взаимосвязанных друг с другом: земля, вода, воздушные массы, растительность и животный мир. Мы знаем, что на земле осталось очень мало уголков, где ландшафт сохранился в своем первозданном виде, - большинство ландшафтов искусственно созданы человеком. Современные загородные усадьбы - это также ландшафт, созданный руками человека. Поэтому дачникам и садоводам, по существу, создающим новый облик пригородов, важно использовать приемы и законы ландшафтной архитектуры - ведь это законы гармонии и красоты, законы самой природы.

Изображение природы на холсте картины или на плоскости стены в интерьере - это иллюзия реального пространства. До нас дошло много картин, изображающих отдельные пейзажи или когда-то существовавшие сады и парки. Из истории известно, что были и картины-обманки, которые применялись в древних садах с целью зрительно расширить пространство сада. Декораторы расписывали стены и ограды. Таковы росписи стен "Верхового сада" в Кремле, роспись галереи Гонзаго в Павловском парке. И наоборот, на основе пейзажей, придуманных живописцами, даже фантастических, садовники создавали реальные пейзажи в парках и садах. Этим не ограничивалось взаимодействие садово-паркового искусства с живописью: в обоих искусствах действуют законы перспективы и колористики, законы композиции пространства - иллюзорного и реального.

КОМПОЗИЦИЯ

Под композицией (от лат. compositio - связь, соединение) понимается расположение различных форм в пространстве в сочетаниях, создающих гармоничное единство. Иначе говоря, размещая растения и сооружения в саду, мы должны добиться такого их соотношения, которое было бы приятно глазу, вызывало бы ощущение гармонии. Взаимосвязь пространства, плоскости и объемов выражается объемно-пространственной композицией и основана на общих закономерностях построения ландшафта малого сада.

При решении композиционных задач необходимо учитывать целый ряд свойств , которыми обладают пространственные формы. Они аналогичны свойствам, выделенным в архитектуре, также оперирующей пространственными формами. Сюда входят: геометрический вид формы, ее величина, масса, фактура, положение в пространстве, цвет и освещенность (светотень).

Соотношения форм по их свойствам представляют собой средства композиции . Важнейшими из них являются: единство и соподчиненность, пропорции, законы линейной и воздушной перспективы. Они определяют соотношения пространственных форм по положению в пространстве, величине, цвету, освещенности и т. д. Сюда же входят такие приемы, как симметрия, асимметрия, равновесие, ритм, контраст, нюанс, масштабность и т. д.

Все эти свойства и их соотношения тесно связаны между собой, и выделить среди них главные и второстепенные, а тем более разделить их практически невозможно. Они неразрывно связаны. Значение этих свойств и их соотношений в композиции определяется в каждом конкретном случае. Однако в целях изучения лучше рассмотреть их отдельно.

Соотношения форм по цвету.

Цвет является одним из важных средств художественной выразительности композиции. Следует учитывать сезонные и возрастные изменения цвета растений, общую цветовую гамму пейзажей, колорит цветников.

В весеннее, летнее и осеннее время окраска древесных растений слагается из цвета листьев, ветвей, стволов, цветков и плодов, а в зимнее, позднеосеннее и ранневесеннее время цветовой тон определяется окраской ветвей и стволов. В течение круглого года значительное место в колорите пейзажа занимают вечнозеленые растения: пихта, ель, сосна, можжевельник. В южных широтах используется широкий ассортимент вечнозеленых лиственных и хвойных.

Основным фоном для древесных и цветочных растений служат газоны, которые с апреля по сентябрь варьируют по оттенкам зеленого цвета: от теплых до холодных тонов.

ПЕРСПЕКТИВА

Перспективой называется зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя.

Законы перспективы были открыты мастерами Возрождения, разработавшими математически точную систему построения пространства. Леонардо да Винчи писал, что теория линейной перспективы разъясняет явления видимых форм, величины и цвета в зависимости от их положения в пространстве.

Различают перспективу линейную и воздушную .

И в природе, и на картине вы замечаете, как сходятся на горизонте уходящие от вас параллельные линии. При этом все вертикальные линии остаются вертикальными, уменьшаясь по величине, - чем дальше они от наблюдателя, тем меньше. Можно заметить и то, что невысокие растения на переднем плане могут казаться выше более высоких, расположенных вдали. Этот эффект носит название линейной перспективы.

Воздушная перспектива - это изменение яркости и четкости предметов, а также их цвета по мере удаления от точки наблюдения.

Пространственные изменения цвета называют также цветовой (колоритной) перспективой.

В отличие от живописи с ее условным изображением природы в ландшафтном искусстве глубина пространства - это реальность, и использование законов перспективы (уменьшение величины предметов с их отдалением, смягчение контраста света и тени, изменение насыщенности цвета и появление голубой дымки, окутывающей задний план пейзажа) помогает созданию необходимой иллюзии углубления или, наоборот, сокращения пространства.

Перспектива включает в себя точку обзора, тот объект или объекты, которые подлежат обозрению, и промежуточное поле. Все эти три компонента должны создавать единство и обычно задумываются как одно целое. Если некоторые компоненты уже существуют и их предполагается сохранить, то другие должны быть решены в соответствии с ними. Перспектива и связанные с ней функциональные зоны сада должны быть сходны. Если перспектива проектируется как продолжение пространства или функциональной зоны, следует позаботиться о взаимосвязи их характера и масштаба. Например, перспектива, открывающаяся с террасы сельского дома, вряд ли может иметь достойное завершение в виде элемента индустриального пейзажа. Для перспективы основным принципом является то, что ее завершение оправдывает ее начало, а начало оправдывает конец.

По существу, весь мир пронизан и переплетен красивыми перспективами, перспективами внутри самих перспектив - большими и малыми. Некоторые из них имеют глубину не более вытянутой руки. Прекрасные перспективы не обязательно должны быть искусственно задуманы - их просто необходимо найти и сделать видимыми с нужного места. Очень важно соответственно оформить каждый такой вид.

Перспектива - это настойчивый направляющий магнит для глаза. Перспектива может вызывать ощущение движения или покоя. Некоторые перспективы заведомо статичны. Они предназначены для обозрения с одной определенной позиции и видны во всей своей полноте только с этой точки. Другие раскрываются с нескольких точек при движении по саду.

Перспектива обрамляется тремя плоскостями - верхней, горизонтальной и вертикальной. Вертикальные плоскости - "стены" сада - могут создаваться подстриженной листвой кустарника, рядами деревьев, или забором. Плоскость или плоскости основания - "пол сада" - могут иметь наклон, могут быть ровными или устроенными в виде террас с травяной, водной, мощеной или другой поверхностью. Верхней плоскостью - "потолком" - служит в саду небо или полог листвы раскидистых деревьев.

Чтобы зрительно увеличить глубину пространства, когда размеры сада ограничены, можно сознательно создать систему промежуточных планов из растений (их называют кулисами), которые направляют взгляд к горизонту. Для увеличения глубины пейзажа размещают группы деревьев и кустарников так, чтобы по мере удаления от зрителя их размеры сокращались.

Обратная задача - оптическое сокращение пространства - обычно возникает на крупных по площади участках и в случаях, когда садовод хочет зрительно включить окружающий ландшафт в пространство своего участка. Для этого увеличивают количество кулис и последовательно расширяют обзор, раздвигая их в стороны.

Забор, особенно высокий и глухой, от которого на какое-то время вряд ли можно будет отказаться - серьезное препятствие к установлению прямого контакта между вашим садом и окружающей природой. Его можно замаскировать растениями.

Убрав или просто скрыв заметную ограду, мы добавим мы очарования саду. Эффекты воздушной перспективы строятся на законах восприятия цвета и эмоционального воздействия его па человека.

ЦВЕТ

В природе бесконечно и постоянно сменяется окраска растений, в общем колорите сада участвует и цвет поверхности земли: черный пар или газон, мощение дорожек и площадок, цвет неба. в том числе и отраженного в воде. И, конечно, цвет дома, сарая, садовой мебели.

Очень важно, чтобы в саду не создавалось впечатление излишней пестроты, хаоса красок.

Эмоционально цветовые сочетания воспринимаются в различных соотношениях. И строятся они по правилам цветовой гармонии - либо на основе контраста, либо как сочетание оттенков одного цвета.

Цвет воспринимается человеком разносторонне - не одним зрением, а с участием всех чувств, включая слух, осязание, обоняние и даже вкус. По степени возбуждения и характеру эмоционального воздействия цвета расположены в том же порядке, в каком они следуют в цветовом спектре. Соответственно они разделяются на теплые, или активные (красный, оранжевый, желтый), которые действуют возбуждающе, и холодные (синий, голубой, фиолетовый), которые действуют успокаивающе. Зеленый находится в середине спектра - это "цвет физического равновесия". Эмоциональная реакция на цвет обусловила появление определенных ассоциаций, а вместе с ними - символики цвета.

Р. Хен в книге "Азбука цветов" приводит следующие данные реакции человека на цвета и их символику, установленную на основании обобщения ряда научных наблюдений:

  • желтый цвет вызывает ощущение тепла, света, солнца, живости, веселья и легкости: зеленовато-желтый цвет действует как что-то слегка ядовитое, сернистое, жесткое (символика: жизнь, свет, радость, роскошь, брак, уважение к старости; ярко-желтый - зависть, своеволие, ненависть. лживость);
  • оранжевый - теплый, праздничный, прелестный, полный жизни, вызывающий радость, сильно действующий (символика: тепло, радость, солнце, власть, тщеславие);
  • красный - наиболее действенный и активный цвет, который трудно подавить другими; светлые оттенки красного действуют возбуждающе, наступательно, темные - серьезно, солидно (символика: жизнь, кровь, любовь, страсть, революция, огонь, праздничность);
  • фиолетовый - светлый, но также и мрачный, торжественно-роскошный, служит для связи других красок, при большой поверхности может оказывать негативное действие (символика: величие, достоинство, роскошь, великолепие, дружба);
  • синий - тихий, тяжелый, строгий, отдаляющий, холодный, но полный энергии; голубые тона действуют как ясные, чистые, почти оживленные (символика: бесконечность, даль, тоска, верность, доверие);
  • зеленый - связующий, успокаивающий, мирный, пассивный; светло-зеленый - оживленный, веселый; темно-зеленый - холодный, сдержанный, отступает на второй план рядом с желтым, оранжевым и красным, но оттеняет синий (символика: надежда, покой, мир, плодородие);
  • белый - нейтральный, сильно контрастирует со всеми темными окрасками, в пестрые сочетания вносит свет и оживление, увеличивает объемность (символика: невинность, целомудрие, чистота);
  • черный - нейтральный, уменьшает объемность, в качестве фона усиливает действие желтого и красного цветов (символика: траур, скорбь, серьезная торжественность).

Физиологическое, или терапевтическое, воздействие цветов (цветотерапия) привлекало и привлекает внимание ученых. В санаториях отдельные участки сада оформляют в серебристо-синих тонах, организуют так называемые "голубые сады", действующие успокаивающе на нервную систему человека. К примеру, с этой целью могут быть использованы такие растения, как ель колючая (форма голубая), ива белая, лох узколистный и серебристый, сцилла, мускари, незабудка, лобелия, василек, нигелла и многие другие растения.

Средневековые врачи, веря в магическую силу некоторых цветов, пытались лечить цветотерапией многие болезни. Такие методы частично сохранились и в наши дни. Французские психиатры лечат больных шизофренией, помещая их в комнаты со стенами, окрашенными в специально подобранные тона.

Более эффективной в наши дни признана пейзажетерапия - лечение серьезных нервных и психических заболеваний на природе с использованием специально созданных ландшафтными архитекторами и дизайнерами пейзажей - спокойных, грустных, веселых, создающих ощущение защищенности или, напротив, свободы, простора. При движении по такому саду происходит не только смена настроения и эмоций, медицинские датчики фиксируют положительные физиологические реакции организма: снижение кровяного давления, улучшение состава крови и др.

Все эти факты говорят о том, что разные цвета по-разному влияют на организм человека, и показывают, насколько велики возможности ландшафтного дизайна.

Все цвета разделяются на хроматические и ахроматические .

Хроматические цвета - это цвет спектра: красный, оранжевый, желтый, голубой, фиолетовый, пурпурный, синий, зеленый (резких цветовых градаций в спектре нет, и указанные цвета выделены условно).

Ахроматические - белый, черный и все оттенки серого. Они характеризуются лишь светлотой или ощущением яркости, которая определяется в процентах от яркости белого цвета.

Белый цвет, как контраст со всеми темными оттенками, вносит свет и оживление, создает эффект объемности в растительных композициях. Черный цвет, напротив, уменьшает объемность и усиливав действие теплых тонов - желтого и красного.

Цвет характеризуют три компонента: цветовой тон , насыщенность (чистота) цвета, светлота (яркость).

Насыщенность (чистота) зависит от степени "разбавления" спектрального цвета белым. Светлота (яркость) - это степень отличия этого цвета от ахроматического (белого), равного ему по светлоте.

В природе мы никогда не увидим чистых, насыщенных тонов. Есть, конечно, виды растений с насыщенным цветом, но чаще - с вялым, размытым.

Усилить ощущение насыщенности бледно-красного цвета растения можно, например, разместив его рядом с зеленым; желтого - включив в композицию фиолетовый. Методом подбора цветовых компонентов можно снизить насыщенность какого-либо цвета, разместив, например, рядом с ярко-синим растением красное. При сочетании нескольких цветов ощущение насыщенности каждого из них тоже уменьшается, тем больше, чем ближе цвета располагаются в цветовом круге. Любопытно, что все светлые тона кажутся легкими, все темные - тяжелыми. Насыщенный желтый цвет как бы приподнимает, он стремится вверх; особенно ощутимо это на темном фоне. Голубой цвет воспринимается тоже как легкий, парящий.

В специальных учебниках по цветоведению есть таблицы восприятия цветного рисунка на фоне, окрашенном в другой цвет. Это пример одновременного цветового контраста, который также учитывается в ландшафтном проектировании, особенно при составлении цветников.

Все теплые тона при дневном освещении производят впечатление близких. Это цвета переднего плана, зрительно приближающиеся к нам. Холодные цвета, напротив, отдаляются, их используют для передачи глубины пространства. Чистые и сочные тона в отдалении стушевываются в голубой дымке. Синие и голубые тона при этом не изменяют своего цвета, они даже несколько сгущаются при удалении.

На этом и основан прием размещения на дальнем плане холодных, сине-голубых оттенков. Такой же эффект удаления создаст размещение на заднем плане темнолиственных пород, синих и голубых пятен цветников.

Вообще цветовая палитра сада насчитывает около 130 оттенков. Общий же колорит пейзажей меняется не три раза в году, как считают многие, а не менее девяти раз:

  • 1-я фаза-ранняя весна (мартначало апреля), общий колорит парка серовато-черный;
  • 2-я фаза - весна (апрельначало мая), преобладают пурпурные, желто-зеленые тона слабой насыщенности и светлоты;
  • 3-я фаза - конец весны (май - начало июня), растения окрашиваются в нежные (средней светлоты) зеленые тона;
  • 4-я фаза - начало лета (июнь - июль), преобладают насыщенные зеленые тона;
  • 5-я фаза - конец и вторая половина лета (июль - август), характеризуется темно-зеленым колоритом;
  • 6-я фаза - осень (сентябрь - октябрь), преобладают желтые, красные тона разной насыщенности;
  • 7-я фаза - поздняя осень (ноябрь - декабрь), в это время насаждения имеют серовато-бурый (слабонасыщенный желтый колорит);
  • 8-я фаза - начало зимы (декабрь - январь) - слабонасыщенные, сине-фиолетовые, серые тона;
  • 9-я фаза - вторая половина зимы (февраль - март) с темно-серым колоритом.

С ранней весны до поздней осени вы можете наблюдать нюансную, па первый взгляд малозаметную среду общего колорита сада.

В весеннее, летнее и осеннее время окраска древесных растений слагается из цвета листьев, ветвей, ствола, цветков и плодов, а в зимнее, позднеосеннее и раннеосеннее время цветовой гон определяется окраской ветвей и стволов.

В создании колористики малого сада одинаково важны и общий подход к цвету, и продуманность, отточенность в деталях. Что имеется в виду? Важно помнить, что в общий колорит сада входит и окраска стен дома, ограждения сада, цвет мощения дорожек и площадок, садовой мебели. Красный кирпич, теплые тона деревянных конструкций, серые оттенки бетона - все эти цвета занимают в саду должное место.

Мы уже говорили о динамике в окраске растений. Не так просто учесть этот фактор относительно статичной окраски сооружений и мощения, но, выбирая цвет здания (или учитывая существующий), старайтесь "включиться" в цветовую гамму сада. Выбирайте цвета и оттенки, любимые вами, ласкающие ваш взгляд, и помните, что любой новый цвет, внесенный в колорит сада, изменяется в зависимости от окраски фона.

Важно научиться оценивать цвет предмета по отношению к цвету окружения и к общему фону. Это даст возможность построить композицию так, чтобы фон не оказывал отрицательного, раздражающего воздействия.

Нужно также учитывать, что в сумерках соотношения цветов меняются. Синий и зеленый цвета производят впечатление светлых, находящихся на переднем плане; красный и желтый - более отдаленных и глубоких. Заметим, что во многом эти эффекты зависят еще от загрязнения воздуха и насыщенности его водяными парами.

Сильнее всего "работают" цветовые контрасты. Например, при общем темном колорите здания растения подбирайте светлые, с желто-зелеными или серебристо-серыми оттенками листвы. Хорошим контрастом в данном случае будет и серый цвет мощения из бетона.

На фоне белого здания (штукатурка, неокрашенное дерево) эффектно смотрятся растения, имеющие темную листву, поглощающую часть отраженного света. Рядом с таким домом можно посадить барбарис, разбить цветник из красных цветов розы флорибунда, "выстелить ковер" из темно-зеленой стелющейся листвы барвинка. Около светлого здания должно быть темное, насыщенное по цвету мощение.

Если ваш дом построен из кирпича (теплые оттенки - красный, терракотовый), используйте холодные и нейтральные тона растений: сине-зеленый можжевельник, магонию с ее серо-зеленой листвой, сизо-серебристый лох.

Важна и окраска стен комнат домика, особенно откуда вы будете наблюдать свой сад. Садовый дизайн должен гармонировать с дизайном интерьера. Цветовой фон может дать и повторение общего тона зеленой окраски стен комнаты, и введение ярких контрастов.

Например, цвет обивки мебели может повторить гамму цветущих в саду растений. Так, серовато-зеленые оттенки листвы лоха или дерна пестролистного могут повториться в интерьере, в общем тоне обоев, но при этом нужно будет ввести цветовые акценты - яркие подушки на диване, занавески. Фиолетовой гамме обивки мебели в комнате будут вторить переливы цветущих флоксов; желтизне занавесок - отвечать золотистый всплеск цветков форзиции за окном.

Цвета ограды сада, покрытия дорожек и площадок должны включаться в общую цветовую гамму сада, а не разбивать ее, как это часто случается.

Представим себе, например, каким может быть цветовое соотношение дома и растений в случае, когда садовый домик, занимающий относительно большой объем и площадь сада, построен из дерева и окрашен в темные тона (коричневого цвета с белыми деталями - окна, двери, карниз) и имеет темно-коричневую крышу. На фоне стены эффектно будут выделяться светлая кора и зеленая листва небольшой группы берез. Дорожку к дому можно выложить из кирпича - ее подчеркнет рабатка из ромашек. Оформление дома завершит группа из нескольких кустов чубушника золотистолистного с его пахучими белыми цветами и постоянной нежно-желтой окраской листвы.

Совсем другим будет решение для садового домика, выполненного из силикатного кирпича или имеющего оштукатуренные белые стены. У входа можно посадить дерево с темной листвой - это может быть вишня или яблоня (в том числе красиво цветущая розовыми махровыми цветками яблоня Недзвецкого). Мощение из светлых бетонных плит станет фоном для низкой живой изгороди из стриженого кизильника блестящего с его темной листвой, которой вы подчеркнете цоколь здания. В тени кизильник примет на себя отраженный свет от стен. Кусочек газона перед домом может быть заменен прекрасным почвопокровным растением - барвинком. Его темная вечнозеленая листва ранней весной бывает украшена многочисленными розовыми или голубыми цветками. Можно посадить здесь можжевельник с темной хвоей либо куст парковых роз с нежно-карминной окраской цветков.

Китайская теория объемного цветового решения несколько отличается от привычной нам европейской. Согласно этой теории, человек так привык к цветовому решению природы, что питает отвращение к любому нарушению установленного порядка. Из этого следует, что при выборе цвета для любого архитектурного сооружения плоскость основания должна быть выдержана в тонах земли - в оттенках глины, камней, гравия, песка, лесного гумуса и мха. Синие и сине-зеленые тона воды, напоминающие ее изменчивую поверхность, применяются на плоскости основания или дорожек редко и только в тех местах, где проход нежелателен. Конструктивным элементам стен и крыши сообщаются цвета ствола и ветвей дерева - черный, коричневый, темно-серый, красный и охристый. Поверхности стен в глубине заимствуют свои оттенок от чащи бамбука, свисающих плетей глициний, струящегося солнечного света, сосновых сучьев и сплетающихся ветвей клена. Цвета потолка должны напоминать воздушность неба и меняться от глубокой лазурной синевы или водянисто-зеленого цвета до туманных облачно-белесых или мягких серых тонов.

Красивый участок, словно красивый дом, — в нем уютно, комфортно, каждый элемент дополняет другой, подчеркивая достоинства и скрывая недостатки. Вне зависимости от размеров, разработав индивидуальный дизайн, территорию можно превратить в шедевр ландшафтного искусства, руководствуясь основными правилами ландшафтного дизайна.

Так же как и интерьер квартиры, интерьер парка, приусадебного участка или дачи мы создаем, исходя, в первую очередь, из своих индивидуальных предпочтений. И он будет радовать нас только в том случае, если он будет соответствовать представлениям хозяина об индивидуальном парке. Впрочем, одной фантазии недостаточно, ведь представить можно слишком многое.

Идея

Основные компоненты сада — землю, воду, воздух, запахи и звуки, а также растения, животных, камни необходимо использовать максимально. Нужно представить себе, что должно получиться в итоге, поэтому в основе любого ландшафтного проекта лежит идея, следовать которой необходимо до конца. Это может быть крохотный участок в 6 соток или огромный парк площадью несколько гектаров, но все его облагораживание должно быть подчинено одному замыслу.

Прежде всего, пересмотрите множество альбомов, фотографий, материалов. Выпишите основные элементы приглянувшегося дизайна: круглые или вытянутые формы деревьев, гравийные или мощеные дорожки, беседки или фонтаны и т. д. При этом постарайтесь мысленно примерить ту или иную деталь к своему участку.

Большие деревья не будут смотреться на маленькой территории, узкие тропки потеряются среди больших площадей, а создать альпийскую горку будет не просто на совершенно ровном рельефе. Очень скоро ваша идея будет четко сформулирована для вас, а затем ее можно будет озвучить дизайнеру или воплотить самостоятельно.

Когда будет оформлена идея, обязательно постарайтесь поставить цель: хотите ли вы просто скрыть неровности или, например, создать уютный уголок для медитаций. В зависимости от этого идея может видоизменяться, однако не должна быть утеряна основная мысль.

Постарайтесь определить наиболее значимые компоненты: клумбы, газоны, искусственный ручей и т. д. Каждый элемент должен гармонично вписываться в проект и нести смысловую нагрузку. Это важно для того, чтобы ваш ландшафтный шедевр не развалился на части.

Итак, вооружившись идеей, целью и набросав для себя приблизительный вид участка, можно перейти к практическим вещам.

Композиция

В основе любого произведения искусства лежит композиция. Даже не видная на первый взгляд в ландшафтном проекте, она является связующим звеном, так сказать скелетом сада.

Композиция в ландшафтном дизайне подразумевает под собой такое соотношение форм, цветов, фактур, размеров деталей в пространстве, которое создавало бы гармонию. Природное пространство, расположенные в плоскости элементы и созданные объемы должны гармонировать друг с другом.

Сочетание по геометрии. Прежде всего, композиционно должны сочетаться между собой элементы по геометрии. Они могут быть объемными, например, шарообразные кроны деревьев, плоскостными — композиционную плоскость создают цветники и клумбы, а также линейными — для этого используют бордюры, дорожки, ограждения. Все элементы должны быть объединены между собой: большое количество дорожек и объемных крон без поддержки клумб будет выглядеть незавершенно.

Соотношение по величине и форме. Непременное условие композиции — соотношение элементов по величине и форме. Зачастую в этом случае используется принцип контраста: большой — маленький, высокий — низкий и т. д.

Однако если его применяют в одном уголке сада, он должен повторяться и в другой его части. Так, нельзя в одном углу высаживать группу из высоких деревьев, а в другом —кустарник перед высокими хвойными. В то же время должно быть и соотношение по форме: если в основе сада лежат круглые формы, то не стоит делать квадратную площадку или треугольный фонтан.

Однажды избранная форма должна иметь продолжение в различных деталях — тропинка, клумба, стрижка растений должны поддерживать общий принцип.

Создание фокусной точки. Еще одно условие — создание фокусной точки. Это может быть либо малая архитектурная форма, например беседка, пергола, домик, либо дерево или группа деревьев с характерной стрижкой. Как вариант — фонтан или пруд, искусственный ручей или альпинарий.

Главное, чтобы они не отличались по форме, размеру и стилистике со всеми элементами сада. Так, дом должен органично вписываться в композиционную идею всего участка. Мазанка не будет сочетаться композиционно с правильной геометрией дорожек и крон деревьев, а оштукатуренный большой дом с колонами вряд ли подойдет для японского сада.

Соотношение по фактуре. Важно композиционное соотношение по фактуре, что отчетливо видно в растительных элементах. Учитывают крону деревьев (грубая, средняя и тонкая), густоту кустарников и сочетание материалов, использованных в оформлении: камень, песок, бетон. Если забор кованый, то элементы декора не должны быть деревянными или каменными.

Сочетание по цвету. Обратите внимание и на цветовое сочетание. Подбирайте растения таким образом, чтобы оттенки в каждое время года дополняли один другого, ведь растения меняют свой цвет практически каждый месяц. Поэтому, высаживая кустарники или разбивая клумбы, не учитывайте цвет растения в момент высадки, а посмотрите по каталогу его оттенок в зрелом состоянии. Старайтесь избегать пестроты в саду, а если в основу положен принцип контраста, пусть контрастных оттенков будет 1-3, не более. Берите во внимание не только экстерьер, но и интерьер дома. Если в интерьере преобладают теплые оттенки, постарайтесь высадить на участке растения с цветками в той же теплой гамме.

Обратите внимание! Важно, чтобы в готовом саду не создавалось впечатление излишней пестроты или перенасыщенности цвета. Цветовые сочетания должны строиться на принципах цветовой гармонии с учетом контраста или как сочетание оттенков одного цвета.

Зонирование

При применении принципа зонирования на небольшом участке территория кажется больше, особенно если используется несколько зон. Большое пространство, разбитое на функциональные зоны, становится аккуратным и компактным благодаря четким границам.

Небольшие участки в зависимости от рельефа (наличие холма или низины), освещенности (тень, полутень, солнечное место), идей хозяина, а также растений могут быть разделены функционально. Так, в одном конце сада можно разбить небольшой сад камней для уединения и медитации, а в противоположном — сделать зону для приема гостей.

Подчеркните функциональность каждой зоны характерными элементами: комплектом мебели для отдыха, детской горкой в игровой зоне или уютной скамьей в романтическом уголке. Границы зон можно создать с помощью живых бордюров, дорожек или даже изгородей.

В создании «живых» границ используйте оттенки растений, которые бы подчеркнули функциональность зоны: маленький пруд можно выделить глубокими зелеными оттенками, а спортивную площадку яркими цветами.

При применении приемов зонирования помните, что в течение всего года участок меняется, и зоны не должны выделяться из общего ландшафта. Например, чтобы не получилось так, что зимой одна зона будет радовать пестротой хвойных, а другая, напротив, будет угрюмо демонстрировать облысевший кустарник.

Обратите внимание!

Одно из важных правил ландшафтного дизайна — не навредить, а именно максимально использовать то, что дано природой. Задействовать можно не только то, что находится непосредственно на вашем участке, но и окружающий пейзаж. Особенности участка — разные почвы, уже имеющиеся растения, холмы, впадины, пересохшие русла ручьев нужно заставить работать на вашу идею.