Меню
Бесплатно
Главная  /  Гипсокартон  /  Сосна занимает верхний ярус потому что она. Глава i строение и жизнь леса

Сосна занимает верхний ярус потому что она. Глава i строение и жизнь леса

ПОТОК ЭНЕРГИИ В БИОСФЕРЕ

Основной источник энергии в биосфере – это энергия (А). Она нагревает атмосферу и гидросферу; вызывает передвижение воздушных масс, океанических течений, испарение воды, таяние снега. (Б) организмы, главным образом зелёные растения, в ходе процесса (В) преобразуют эту энергию в энергию химических связей органических веществ. (Г) организмы, главным образом животные, преобразуют химическую энергию в другие формы.

1)автотрофное

2)гетеротрофное

5)дыхание

6)фотосинтез

8)брожение

В природном сообществе роль растений состоит в

1)обогащении почвы водой и минеральными солями

2)вовлечении солнечной энергии в круговорот веществ

3)обеспечении всех организмов минеральными веществами

4)преобразовании органических веществ в неорганические

Сигналом к наступлению листопада у растений умеренной зоны служит

1)увеличение влажности среды

2)сокращение длины светового дня

3)повышение температуры воздуха

4)понижение температуры воздуха

На рисунке продемонстрирована схема зависимости степени благоприятности действия фактора на живые организмы от его интенсивности (По оси х отложена интенсивность фактора, а по оси у – степень благоприятности фактора.) Какой цифрой обозначен прямоугольник,
в который следует вписать слова «Зона гибели вида»?

Какая из схем правильно отражает смену растительных сообществ?

1)болото? пруд? луг? мелколиственный лес

2)пруд? болото? луг? мелколиственный лес

3)мелколиственный лес ⇒ луг ⇒ болото ⇒ пруд

4)луг ⇒ мелколиственный лес ⇒ болото ⇒ пруд

Какой фактор ограничивает распространение водорослей на больших глубинах?

1)недостаток растворённого кислорода

2)скорость подводного течения

3)недостаток освещённости

4)высокое давление воды на глубине

Волки выполняют в биогеоценозе роль санитаров и регулируют численность

4)медведей

Между какими парами животных складываются конкурентные отношения в природе?

1)рак отшельник – актиния

2)паук – клещ

3)ласка – горностай

4)лиса – заяц

В окрестностях ряда городов происходит массовая гибель сосен из-за того, что в этих районах

1)неблагоприятные погодные условия

2)не регулируется выпас скота

3)воздух и почва сильно загрязнены промышленными отходами

4)не проводится подкормка деревьев

Озоновый экран играет важнейшую роль в сохранении жизни на планете, так как он

1)защищает Землю от падения крупных метеоритов

2)поглощает ультрафиолетовые лучи

3)участвует в круговороте азота

4)сохраняет Землю от потерь воды

Важнейшим событием, предшествовавшим возникновению жизни на Земле, можно считать появление

1)минеральных солей

2)углеводов

3)нуклеиновых кислот

4)липидов

Установите соответствие между примером и фактором среды, который этот пример иллюстрирует. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите элемент из второго столбца.

А)химический состав воды

Б)разнообразие растительного планктона

В)влажность воздуха

Г)клубеньковые бактерии на корнях гороха

Д)скорость течения воды в реке

Е)феромоны, выделяемые насекомыми

ФАКТОР СРЕДЫ

1)биотический

2)абиотический

К биологическим методам борьбы с насекомыми-вредителями относят

1)использование божьих коровок

2)уничтожение сорняков

3)уничтожение насекомых хлорной известью

4)ловлю вредителей специальными приспособлениями

Определите потребителя второго порядка в пищевой цепи:

хлебные злаки > шведская муха > паук > землеройка > горностай.

1)горностай

2)землеройка

4)шведская муха

Если некоторые растения, испытывая недостаток в поливе, сбрасывают листья, то это является проявлением

1)хромосомных мутаций

2)гуморальной регуляции

3)признака скорой гибели

4)приспособления к условиям обитания

Сосна занимает верхний ярус в растительном сообществе, так как она

1)размножается без участия воды

2)живёт в условиях повышенной влажности

3)имеет длительную продолжительность жизни

4)предпочитает открытые пространства

Сожительство двух организмов, из которого оба извлекают пользу, – это

1)хищничество

3)квартиранство

4)симбиоз

К какому типу относят взаимоотношения гриба и водоросли в составе лишайника?

1)симбиоз

2)конкуренция

4)нейтрализм

Задание №921784

На Земле кислород расходуется (связывается) в ходе

1)клеточного дыхания

2)брожения

3)разложения

4)восстановления

Задание №740024

Пользуясь таблицей «Частота встречаемости первоцветов в районе села Пруткино»,ответьте на следующие вопросы и выполните задание.

Таблица

ФАКТОРЫ СРЕДЫ

Все компоненты окружающей среды, оказывающие влияние на живые организмы, принято называть (А) факторами. Учёные разделили их на три основные группы. Первая группа факторов – (Б); это факторы неживой природы, например освещённость, влажность, температура воздуха. Любые формы взаимоотношений между живыми организмами принято считать (В) факторами. Человек оказывает на природу особое воздействие, так как ведёт хозяйственную деятельность. Это воздействие относят к (Г) факторам.

сезонное

антропогенное

биотическое

периодическое

абиотическое

экологическое

Задание №8CBEA7

Какие животные выполняют в сообществах санитарную функцию? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

Задание №95A6D5

К какому процессу приводит избыточное поступление оксидов серы в атмосферу Земли?

парниковому эффекту

выпадению кислотных дождей

повышению продуктивности речных экосистем

расширению озонового слоя

Задание №AF7409

Конкурентные отношения в природе возникают между

хищниками и жертвами

симбионтами

Задание №B11DD9

Укажите, какой из организмов пропущен в цепи питания:

водоросль → плотва → … → цапля

Задание №eab2dc

Какой из факторов регулирует сезонные явления в жизни растений и животных?

смена температуры

уровень влажности воздуха

наличие убежища

продолжительность дня и ночи

Задание №9ACD9B

Какую роль в экосистеме играют организмы - разрушители органических веществ?

синтезируют органические вещества из неорганических

превращают органические вещества в минеральные

Задание №E4E570

Какую роль в экосистеме играют организмы–разрушители органических веществ?

образуют органические вещества из неорганических

устанавливают симбиотические связи с растениями

превращают органические вещества в минеральные соли

Задание №04103C

Установите соответствие между примером экологического фактора и группой, к которой его относят. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИМЕР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ФАКТОРА

вирус гепатита

химический состав почвы

длина светового дня

пыльца растений

абиотический фактор

биотический фактор

Задание №803791

Примером естественной экосистемы служит

грядка с огурцами в огороде

теплица с тропическими растениями

яблоневый сад

берёзовая роща

Задание №A210FD

В пищевой цепи:

листья капусты → полевой слизень → ? → лисица → орел –

под знаком «?» находится

обыкновенный стриж

ястреб перепелятник

обыкновенный ёж

полевая мышь

Задание №5820FD

К продуцентам в экосистеме относят

одноклеточные грибы

почвенных животных

сапротрофных бактерий

зелёные растения

Задание №8D7DF8

Конкуренция в искусственных сообществах возникает между

хищниками и жертвами

видами со сходными потребностями

видами, извлекающими пользу из связи друг с другом

Задание №E83C42

Организмы, создающие органические вещества из неорганических с использованием энергии света, относят к

редуцентам

консументам

продуцентам

Задание №BAEDD8

В чём сходство агроценоза и биогеоценоза?

они могут существовать без поддержки человека

в них разнообразные сети питания

в них отсутствуют потребители

в их состав входят производители, потребители, разрушители

Задание №66BD2F

К какому типу относят взаимоотношения клубеньковых бактерий и бобовых растений?

конкуренция

хищничество

нахлебничество

Задание №A6AD32

Установите соответствие между организмами и типом биотических отношений, который между ними существует. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ОРГАНИЗМЫ

рак-отшельник и актиния

лисица и волк

муравей и тля

серая крыса и чёрная крыса

бобовые растения и клубеньковые бактерии

сосны в лесу

ТИП ОТНОШЕНИЙ

конкуренция

Задание №7CE4EC

Для зайца-беляка абиотическим фактором является

БИОЦЕНОЗ И БИОГЕОЦЕНОЗ

Совокупность популяций организмов разных видов растений, животных, грибов, бактерий, совместно населяющих однородный участок суши или водоёма, связанных между собой различными взаимоотношениями, называют природным сообществом, или биоценозом. Биоценоз формируется из имеющихся в природе организмов разных видов. Он может существовать даже при замене организмов одних видов на другие со сходными потребностями к условиям обитания. К биоценозам относят как сообщества организмов моховой кочки болота, лужи, так и сообщества леса, озера и даже такие крупные, как степь и коралловый риф. Мелкие биоценозы являются частями более крупных. Так, все обитатели лесных полян, стволов упавших деревьев входят в состав биоценоза леса.

Однородный участок земной поверхности с определённым составом организмов (биоценоз) и комплексом неживых компонентов среды, к которым относят приземный слой атмосферы, солнечную энергию, почву и другие условия неживой природы называют биогеоценозом. Главная роль в образовании наземного биогеоценоза принадлежит растениям. Поэтому его границы определены растительным сообществом, например, дубравой, ельником или лугом. Отдельные биогеоценозы связаны между собой круговоротом веществ и потоком энергии, осуществляемыми в процессе фотосинтеза, стоков воды с растворёнными в ней веществами, миграциями животных, расселением растений, разложением органических веществ, благодаря деятельности бактерий и грибов.

Задание №AA586C

Что такое биогеоценоз?

Что из объектов природы служит примером биоценоза?

Какое преимущество для животных имеет их распределение в пространстве?

СРЕДЫ ОБИТАНИЯ

На Земле выделяют несколько сред обитания, различающихся по условиям существования. Самыми густонаселенными являются водная и наземно-воздушная среды.

Вода характеризуется большой плотностью, теплопроводностью, способностью растворять соли и газы. Плотностью обусловлена ее значительная выталкивающая сила. Это значит, что в воде уменьшается вес, и у организмов есть возможность жить в водной толще, не опускаясь на дно. Однако высокая плотность воды затрудняет активное передвижение, поэтому водные животные имеют сильную мускулатуру и обтекаемую форму тела. Так как вода обладает высокой теплопроводностью, температурный режим в водоемах мягкий.

Свет проникает в воду на небольшую глубину, поэтому растительные организмы могут существовать только в ее верхних горизонтах.

Наземно-воздушная среда более сложна и разнообразна, чем водная. В ней много кислорода и света, но более резкие изменения температуры, значительно слабее перепады давления и часто возникает дефицит влаги. Плотность воздуха гораздо меньше, чем плотность воды, и это облегчает передвижение организмов. Активное и пассивное передвижение освоило большинство обитателей суши.

Теплопроводность воздуха также меньше. Это облегчает сохранение тепла и поддержание постоянной температуры тела у теплокровных животных. Развитие теплокровности стало возможным лишь в наземной среде.

Задание №E4BAB3

По материалам текста «Среды обитания» ответьте на следующий вопрос: какие приспособления к активному передвижению сформировались у животных в процессе эволюции в связи с особенностями водной среды обитания?

Задание №58E739

По материалам текста «Среды обитания» решите, почему именно в наземно-воздушной, а не в водной среде впервые появились теплокровные животные.

Задание №088D59

Прочитайте текст «Среды обитания». Заполните в таблице «Водная и наземно-воздушная среды жизни» графы, обозначенные цифрами 1, 2, 3.

Задание №1C897D

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Организмы существуют в среде обитания. К ней относят все условия живой и неживой природы, с которыми организмы взаимосвязаны и находятся в прямых или косвенных взаимоотношениях. Отдельные условия среды обитания, оказывающие влияние на организмы, называются экологическими факторами.

По компонентам среды обитания различают абиотические и биотические экологические факторы. Абиотические факторы – все условия неживой природы: климатические (свет, температура, влажность, давление, солёность воды), почвенные (механическая структура почвы, её минеральный состав), орографические (рельеф местности).

Биотические факторы – все многообразие форм взаимодействия организмов друг с другом (влияние животных на растения, растений на животных, микроорганизмов на растения и животных).

Среди биотических факторов учёные в последнее время выделяют антропогенные факторы – разнообразные виды человеческой деятельности, приводящие к изменениям природы как среды обитания других видов организмов и непосредственно сказывающиеся на их жизни (загрязнение среды обитания отходами, вырубка лесов, распашка степей, осушение болот). Выделение антропогенных факторов в отдельную группу обусловлено масштабностью воздействия человека на окружающую среду. Так, в ходе промышленной деятельности человека в среду поступают тысячи разных химических соединений, со многими из которых природа ранее не сталкивалась. Это воздействие можно приравнять к абиотическим факторам.

Для нужд сельскохозяйственного производства человек уничтожает на больших территориях природные сообщества и создаёт агроценозы, состоящие из одного или немногих видов сельскохозяйственных растений и сопутствующих им сорняков и вредителей. Среди используемых растений и животных человек ведет искусственный отбор, который по последствиям отличается от естественного.

Задание №20852E

КРУГОВОРОТЫ ВЕЩЕСТВ

Биологические циклы веществ в биосфере включают круговорот газов и осадочные круговороты.

Растения получают азот, в основном, из разлагающегося мертвого органического вещества посредством деятельности бактерий, которые превращают азот белков в усвояемую растениями форму. Другой источник - свободный азот атмосферы - растениям непосредственно недоступен. Но его связывают, т.е. переводят в другие химические формы, некоторые группы бактерий, они обогащают им почву. Естественная фиксация азота успешно используется в сельском хозяйстве. Например, при внесении определенных видов цианобактерий на рисовые поля.

Многие растения находятся в симбиозе с азотофиксирующими бактериями, образующими клубеньки на корнях. Перерабатывая отмершие растения или трупы животных, бактерии превращают азот органических соединений в газообразный и вновь возвращают его в атмосферу.

Углекислый газ поглощается растениями в процессе фотосинтеза, он преобразуется в углеводы и далее - в другие органические соединения. В их составе углерод затем поступает в цепи питания и возвращается в атмосферу снова в форме углекислого газа в результате дыхания, брожения или сгорания топлива. Часть углерода накапливается в почве в виде органических соединений. В морской воде углерод содержится в виде угольной кислоты и ее растворимых солей.

В процессе круговорота углерода в биосфере образуются энергетические ресурсы - нефть, каменный уголь, торф, горючие газы, которые широко используются человеком.

Задание №FB75D5

Основываясь на материалах текста «Круговороты веществ» и собственных знаниях, предложите не менее трех способов повышения плодородия почвы и увеличения урожайности.

Задание №25558F

Прочитайте текст «Круговороты веществ». Заполните в таблице «Круговорот углерода и азота» графы, обозначенные цифрами 1, 2, 3.

КРУГОВОРОТ УГЛЕРОДА И АЗОТА

Задание №15B761

По материалам текста «Круговороты веществ» определите роль растений, животных и микроорганизмов в круговороте углерода.

«ИСТОРИЯ О ЗОЛОТОМ МАЛЬЧИКЕ»

В 1496 году в роскошном замке миланского герцога Моро проходило праздничное шествие, которое возглавлял мальчик, тело которого сплошь было покрыто краской, по цвету напоминавшей золото. Подросток должен был олицетворять собой «Золотой век» Возрождения, который переживала в то время вся Северная Италия, а постановщиком этого действия был великий Леонардо да Винчи.

Забава знатных гостей стала роковой для артиста. После представления о нем забыли, и подросток остался на всю ночь в холодном помещении зала на каменном полу. Лишь на следующий день испуганного и плачущего мальчика нашли лежащим в дальнем углу зала. Вскоре он заболел и умер. Причина смерти долго оставалась непонятной. Одни учёные считали, что ребёнок погиб от недостатка воздуха, так как дыхание через кожу стало невозможным. Другие утверждали, что причина гибели - прекращение работы потовых желёз. Однако у этих объяснений были противники, которые попытались опровергнуть неверные гипотезы экспериментально.

Опыт, объясняющий причину смерти ребёнка, был проведён только в ХIХ веке. В эксперименте участвовали двое взрослых мужчин, тела которых были покрыты лаком. В помещении, где находились испытуемые, постоянно поддерживали благоприятную температуру воздуха. Один мужчина пребывал в таком состоянии сутки, а другой - 8 суток без каких-либо последствий для организма. Этот смелый эксперимент, по мнению учёных, позволил им объяснить причину гибели мальчика.

Задание №4EE809

В каких условиях находились люди в эксперименте, проведённом в XIX в.?

Каковы результаты эксперимента, проведённого в XIX в.?

Каковы истинные причины смерти подростка в замке герцога?

Задание №2D455C

Используя содержимое текста «История о золотом мальчике», ответьте на следующие вопросы.

Какова продолжительность эксперимента, который проводился в XIX в.?

Объясните, почему оказались несостоятельными первоначальные версии гибели подростка?

ОСНОВНЫЕ СРЕДЫ ЖИЗНИ

Условия обитания различных видов организмов удивительно разнообразны. В зависимости от того, где живут представители разных видов, на них действуют разные комплексы экологических факторов. На нашей планете можно выделить несколько основных сред жизни, сильно различающихся по условиям существования: водную, наземно-воздушную, почвенную. Средой обитания служат также сами организмы, в которых живут другие. Однако самыми густонаселёнными являются водная и наземно-воздушная среды.

Вода характеризуется большой плотностью, теплопроводностью, способностью растворять соли и газы. Высокой плотностью обусловлена её значительная выталкивающая сила. Это значит, что в воде уменьшается вес, и у организмов есть возможность жить в водной толще, не опускаясь на дно. Однако высокая плотность воды затрудняет активное передвижение, поэтому водные животные имеют сильную мускулатуру и обтекаемую форму тела. Так как вода обладает высокой теплопроводностью, температурный режим
в водоёмах мягкий.

Свет проникает в воду на небольшую глубину, поэтому растительные организмы могут существовать только в её верхних горизонтах.

Наземно-воздушная среда более сложна и разнообразна, чем водная.
В ней много кислорода и света, но более резкие изменения температуры, значительно слабее перепады давления, и часто возникает дефицит влаги. Плотность воздуха гораздо меньше, чем плотность воды, и это облегчает передвижение организмов. Активное и пассивное передвижение освоило большинство обитателей суши.

Теплопроводность воздуха меньше, чем у воды. Это облегчает сохранение тепла и поддержание постоянной температуры тела у теплокровных животных. Развитие теплокровности стало возможным лишь в наземной среде.

Задание №345B81

Какие экологические факторы часто являются ограничивающими для организмов, обитающих в наземно-воздушной среде?

Какие приспособления к активному передвижению сформировались
у животных в процессе эволюции в связи с особенностями водной среды обитания? Укажите не менее четырёх приспособлений.

ЖИЗНЕННЫЕ ФОРМЫ ЖИВОТНЫХ

Жизненная форма – это общий облик животного, связанный с егоприспособлением к среде обитания и образу жизни.

Среди обитателей водоёмов –гидробионтов – встречаются животные с торпедовидной формой тела. В связи с передвижением в воде у них возникли: обтекаемая форма тела, плавники, органы захвата добычи (щупальца, челюсти, клюв). Однако, перечисленные органы имеют разное происхождение. Например, плавники могут быть образованы кожными складками (кальмар, дельфин), хвостовым отделом тела с позвоночником (рыбы) или видоизменившимися задними конечностями (пингвин).

Среди обитателей почвы – геобионтов – встречаются животные с червеобразной формой тела. Несмотря на различия в строении, ряд геобионтов имеют сходные приспособления к роющему образу жизни. Так, у них, как правило, удлинённое тело с сильно развитой мускулатурой. У некоторых геобионтов на теле имеются опорные приспособления. Например, у дождевого червя на каждом кольце тела имеются парные щетинки.

Летающие крылатые животные – аэробионты – обитатели наземно-воздушной среды, обладают также значительным внешним сходством, связанным с приспособлением к полёту. Наиболее характерная черта их строения – крылья. Однако эти органы могут иметь разное происхождение. У бабочки крылья являются выростами кожных покровов, у птицы – видоизменёнными передними конечностями, а у летучей мыши – складками кожи между удлинёнными костями пальцев кисти, боковыми сторонами тела, задними конечностями и хвостом.

Задание №4A093E

Каковы особенности внешнего строения гидробионтов?

Какое животное по его особенностям относят к геобионтам?

Какое происхождение имеют крылья у бабочки?

ВИРУСНЫЕ ГЕПАТИТЫ

Вирусные гепатиты (А, В, С) – распространённые и опасные инфекционные заболевания печени. Из всех форм вирусных гепатитов гепатит А, называемый также «болезнью грязных рук», является наиболее распространённым. Он передаётся водным и пищевым путём. Большинство случаев завершается спонтанным выздоровлением и не требует активного лечения.

Гепатитом В заражаются в местах, где собираются лица, употребляющие инъекционные наркотики, в салонах пирсинга и татуажа, парикмахерских. Это происходит при совместном использовании колюще-режущих предметов (маникюрный набор, станки для бритья), одного шприца для введения наркотиков, а также от инфицированной матери ребёнку во время прохождения его через родовые пути. Это единственная форма гепатита, передающаяся половым путём, чтобы не заразиться, следует предохраняться при половых контактах.

Гепатитом С, имеющим высокую способность к мутациям, по статистике чаще всего заражаются в тех местах, где происходит совместное употребление инъекционных наркотиков или используется не одноразовый медицинский инструментарий. Риск заражения при медицинских манипуляциях может сохраняться, если грубо нарушаются санитарные нормы. Половым путём гепатит С не передаётся. Гепатит С не передаётся воздушно-капельным путём (при разговоре, чихании, со слюной и пр.), при рукопожатии, объятиях, пользовании общей посудой, едой или напитками. Больные и носители вируса гепатита C не должны быть изолированы от членов семьи и общества, их не следует ограничивать или создавать особые условия в работе, учёбе, уходе за ними только на основании наличия инфекции. Тем не менее, лица, инфицированные вирусным гепатитом С, в России освобождаются от призыва в армию.

Задание №62CD78

Задание №4E9BDB

Прочитайте текст. Заполните в таблице «Сравнительная характеристика вирусных гепатитов» графы, обозначенные цифрами 1, 2, 3.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВИРУСНЫХ ГЕПАТИТОВ

НАХЛЕБНИЧЕСТВО И КВАРТИРАНСТВО

Между организмами разных видов, составляющих ту или иную экосистему, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие, более тонкие, взаимоотношения.

Среди биотических отношений между организмами в природных сообществах встречаются выгодные для одной и безразличные для другой стороны взаимодействия – нахлебничествоиквартиранство. При таких взаимоотношениях одни организмы, используя особенности образа жизни или строения других организмов, извлекают для себя одностороннюю пользу, не причиняя им при этом никакого вреда.

При нахлебничестве организмы-нахлебники потребляют остатки пищи организмов-хозяев. Например, песцы, живущие в тундре, могут питаться остатками пищи белых медведей; гиены в африканских саваннах – остатками пищи львов; рыбы-прилипалы и лоцманы обыкновенно сопровождают акул, охотно поедая остатки добычи хищников. При квартиранстве организмы-квартиранты извлекают одностороннюю для себя выгоду от организмов-хозяев в виде мест, пригодных для обитания. Например, на коре деревьев поселяется лишайник пармелия, использующий деревья в качестве места жительства; мелкие соколы – пустельга и кобчик – нередко селятся в старых гнездах серых ворон. Некоторые насекомые поселяются в гнездах птиц и норах грызунов, то есть находят в них для себя убежище.

Нахлебничество и квартиранство содействуют совместному существованию разных видов организмов в природных сообществах и способствуют более полному использованию ими ресурсов среды. В процессе эволюции нахлебничество и квартиранство могут переходить в более тесные взаимовыгодные отношения между организмами.

Задание №604ECF

Прочитайте текст. Заполните в таблице «Сравнительная характеристика нахлебничества и квартиранства» графы, обозначенные цифрами 1, 2, 3.

При выполнении задания перерисовывать таблицу не обязательно. Достаточно записать номер графы и содержание пропущенного элемента.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАХЛЕБНИЧЕСТВА И КВАРТИРАНСТВА

СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ОРГАНИЗМОВ

Водная среда обитания была первой освоена организмами. Она имеет высокую плотность, давление, малое содержание кислорода. Высокая плотность создаёт опору для тела. Так, одноклеточные водоросли, простейшие, медузы имеют выросты на теле, увеличивающие площадь соприкосновения с водой, что обеспечивает их плавучесть. Другие водные обитатели, например рыбы, удерживают тело в толще воды при помощи плавательного пузыря. Сопротивление воды организмы преодолевают благодаря обтекаемой форме тела и плавникам. Недостаток кислорода в воде компенсируется жаберным дыханием или дыханием через поверхность тела.

Наземно-воздушная среда обитания характеризуется низкой плотностью и давлением, высоким содержанием кислорода. Ей присущи значительные перепады температуры и неравномерное распределение влаги. Обитатели наземно-воздушной среды имеют ряд общих черт строения. Так, у растений и животных развились опорные и проводящие системы, механизмы терморегуляции и дыхания, защитные образования, помогающие сберечь влагу. Большинство обитателей наземно-воздушной среды активно передвигаются, в связи с чем у них появились рычажные конечности, а у некоторых – крылья и выросты, обеспечивающие полёт.

Почвенная среда обитания характеризуется высокой плотностью, отсутствием света, незначительными температурными колебаниями, низким содержанием кислорода и высоким – углекислого газа. Для почвенных организмов характерны небольшие размеры тела, прочные кожные покровы, недоразвитость или отсутствие органов зрения.

Задание №6EA390

Какие приспособления имеются у животных, освоивших водную среду обитания?

Какие физико-химические особенности характерны для наземно-воздушной среды обитания?

Какая существующая в природе среда не упомянута в приведенном тексте?

КООПЕРАЦИЯ И СИМБИОЗ

Между организмами разных видов, составляющими ту или иную экосистему, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие, более тонкие, взаимоотношения.

Кооперация наблюдается между раком-отшельником и актинией, прикрепившейся к его убежищу – раковине, оставшейся от моллюска. Рак переносит актинию и подкармливает её остатками пищи, а она защищает его стрекательными клетками, которыми вооружены её щупальца.

Пример симбиоза – взаимоотношения между деревьями леса и шляпочными грибами – подберезовиками, белыми и др. Шляпочные грибы оплетают нитями грибницы корни деревьев и, благодаря образующейся при этом микоризе, получают из растений органические вещ

Тестовые задания.

1.Что изучает научная дисциплина "Лесоводство"?

а) методы выращивания и улучшения леса, повышения его продуктивности;

б) технику и технологию выращивания леса, теорию и практику рубок главного пользования и рубок ухода;

в) теорию выращивания леса и систему рубок, направленных на улучшение древостоев.

2. Кто из ученых создал учение о лесе?

а) К.А. Тимирязев;

б) С.И. Вавилов;

в) Н.В. Шелгунов;

г) Г.Ф. Морозов.

3. Молодое поколение древесных растений, под пологом леса или на вырубках, способное выйти в 1-й ярус насаждения, сменив старый материнский древостой это:

а) подгон;

б) подлесок;

в) подрост;

г) культурные насаждения.

4. Что означает термин подлесок?

а) кустарники, реже древесные породы, произрастающие под пологом леса и не способные образовывать древостой;

б) совокупность деревьев и кустарников, нижнего яруса древостоя;

в) теневыносливые кустарники;

г) древесные породы.

5. Что означает термин живой надпочвенный покров?

а) совокупность мхов, лишайников, травянистых растений и полукустарников, покрывающих почву под пологом леса;

б) ценные пищевые, лекарственные и дубильные растения;

в) индикатор для классификации сплошных вырубок.

6. Что означает термин древостой?

а) совокупность древесной растительности;

б) все деревья, кустарники, травянистая растительность, мхи и лишайники, растущие на данном участке;

в) совокупность деревьев, образующих более или менее однородный участок, основной компонент насаждения.

7. Какой лес более устойчив против насекомых-вредителей?

а) хвойный;

б) с разнообразным составом;

в) лиственный.

8. В каком лесу больше подроста и кустарников, разнообразнее животный мир?

а) сосновом;

б) еловом;

в) пихтовом;

г) смешанном.

9. Отпадом называют:

а) погибшие, полегшие деревья;

б) побеги, ветки, кору;

в) лесную подстилку.

10. В каком лесу больше образуется перегноя?

а) еловом;

б) лиственном;

в) смешанном;

г) сосновом.

11. Назвать элемент леса:

а) органическое удобрение;

б) живой напочвенный покров;

в) валежник.

12. Сведение лесов на обширной территории приводят к:

а) снижению уровня воды в реках;

б) снижению уровня радиации;

в) увеличению продуктивности лесов.

13. Листопад - это

а) удаление вредных веществ;

б) осеннее явление в жизни растений;

14. Почему после вырубки леса на этой площади ещё некоторое время растут те же грибы, что и раньше?

а) сохраняются симбиотические связи;

б) улучшаются условия освещения;

в) улучшаются условия обитания;

г) улучшается среда обитания.

15. Кто ввел термин биогеоценоз?

а) В.В. Докучаев;

б) В.Н. Сукачев;

в) Г.Ф. Морозов.

16. На растительный организм влияет:

а) только неживая природа;

б) только живая природа;

в) живая и неживая природа.

17. Основной причиной снижения биологического разнообразия на нашей планете является:

а) изменение местообитаний и деградация природной среды;

б) отлов диких животных для коммерческих целей;

в) отстрел редких видов животных;

г) сбор лекарственных трав.

18. В чем выражается ухудшение экологического состояния почвы при её засолении?

а) снижается влагосодержание;

б) происходит уплотнение почвы;

в) ухудшаются условия для минерального питания растений;

г) ухудшается питание;

19. Выберите правильную последовательность ярусов широколиственного леса:

а) лещина, рябина обыкновенная, дуб черешчатый, чистец лесной, сныть обыкновенная;

б) дуб черешчатый, рябина обыкновенная, сныть обыкновенная, чистец лесной, лещина обыкновенная;

в) дуб черешчатый, лещина обыкновенная, рябина обыкновенная, сныть обыкновенная, чистец лесной;

г) дуб черешчатый, рябина обыкновенная, лещина обыкновенная, чистец лесной, сныть обыкновенная.

20. Вредитель, гусеницы которого повреждают стволы деревьев, протачивая длинные ходы в древесине:

а) короеды;

б) пилильщики;

в) древоточцы.

21. Сосна занимает верхний ярус, потому что она:

а) любит свет;

б) устойчива к засухе;

в) нетребовательна к почве.

22. Птица, которая уничтожает в лесу волосатых гусениц:

б) синица;

в) кукушка;

г) сорока.

23. В полосе широколиственных лесов в дубравах встречаются такие виды птиц как:

а) рябчик;

б) сокол-сапсан;

24. Последовательную смену видового состава экосистемы, возникающую под влиянием природных и антропогенных факторов, называют:

а) генезисом;

б) метаморфозом;

в) сукцессией.

25. Какие птицы питаются насекомыми?

а) синица, скворец, дятел;

б) филин, лебедь, орлан;

в) синица, ястреб, коршун.

26. Чем комар может быть полезен?

а) опылением растений;

б) служит пищей рыбам и птицам;

в) только вреден.

27. Раздел ботаники, изучающий древесные растения. Их внешнее и внутреннее строение называется:

а) дендрология;

б) систематика;

в) морфология.

28. Мхи имеют малые размеры по следующей причине:

а) обитают в очень сырых местах и не способны использовать достаточное количество кислорода;

в) отсутствие специальных тканей для водного транспорта, минеральных и запасных питательных веществ в организме растений.

29. Какую роль играют в экосистеме консументы?

а) синтезируют органическое вещество в процессе фотосинтеза;

б) разлагают органическое вещество;

в) поглощают органическое вещество;

г) потребляют и перерабатывают органические вещества;

д) разрушают мертвое органическое вещество.

30. Пастбищная пищевая цепь:

а) цветковое растение - двукрылые насекомые - синица- ястреб;

б) плоды и семена - черный дрозд - сокол;

в) мертвое животное - личинки падальных мух - травяная лягушка - обыкновенный уж;

г) кора - мокрица - паук - землеройка - ласка.

31. Какие растения успешно отпугивают насекомых своими воздушными выделениями:

а) пижма обыкновенная;

б) василек синий;

в) рожь озимая;

г) капуста обыкновенная.

32. Что понимают под областью пространства, в совокупности отображающего ресурсы и условия среды, соответствующие устойчивому существованию вида или популяции:

а) мониторинг видовой;

б) ареал видовой;

в) ниша экологическая;

г) среда абиотическая.

Ключи к тестовым заданиям. Конкурс "Секреты лесовика"

№ задания
в
2 б (г)
3 в
4 а
5 а
6 в
7 б
8 а
9 а
10 б
11 б
12 а
13 б
14 а
15 б
16 б
17 а
18 в
19 г
20 в
21 а
22 в
23 в
24 в
25 а
26 б
27 а
28 в
29 г
30 б
31 а
32 в

Конкурс "Грибные загадки"

  1. Стоит Лукашка - белая рубашка, а шляпа надета шоколадного цвета. (Белый гриб)
  2. Рыжие ушки с лисьей макушки в травке лежат для малых ребят. (Лисички)
  3. Бугровато, а не воз; ноздревато, а не нос; сверху слизь, а не червяк; жил в земле, а не хомяк. (Маслёнок)
  4. Шапочка красная, пуговки белые, работа напрасная; осталось всё целое - никто не берёт! (Мухомор)
  5. Зацвели серёжки - первый гриб в лукошке! (Строчок и сморчок)
  6. Без зубов, а дерево грызет. (Трутовик)
  7. Этот гриб растет во мху под елкой, он звонче всех хрустит в засолке. (Груздь)
  8. А этот гриб волнуется, и ясно почему:
  9. Ах, как бы не испортили на шляпке бахрому! (Волнушка)

  10. Этот гриб красив, хорош, на опавший лист похож. Как березка ножка, виден он с дорожки. (Подберезовик)
  11. Ах, грибочки - невелички, очень дружные сестрички, ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом. (Лисички)
  12. Дружной семейкой и пышным букетом, эти грибочки стоят на пеньке. Знаю я точно: найдется им место, почетное место в любом кузовке. (Опята)
  13. Выросли на полочке кисточки - метёлочки, кисточки зелёные - лекари хвалёные. (Пеницилл)

Какие круги называют ведьмиными?

Некоторые грибы растут, образуя круги правильной формы, внутри которых засыхает трава. Не зная, что вызывает появление этих удивительных грибных хороводов, люди стали называть их "ведьмиными кольцами". В Германии эти кольца считали ареной ночных танцев ведьм, в Скандинавии в них устраивали места нахождения таинственных кладов, которые могут быть открыты только колдунами, а в Голландии - места, где черти взбивали масло. В чем тут дело. Выяснилось гораздо позже, через несколько столетий. Мицелий грибов обычно растет в разные стороны по радиусу. Более старые части мицелия отмираю, а молодые, жизнеспособные, расположены по окружности. Когда же образуются плодовые тела, они, соответственно месту размещения мицелия, вырастают кольцами. Наиболее кольца выражены у грибов, произрастающих вне леса - у опенка лугового, шампиньонов. Но растут так и лесные грибы. Их кольца ежегодно увеличиваются примерно на 30 см. При благоприятных условиях они могут достигать огромных размеров. На прериях штата Колорадо/США/ диаметр "ведьминых колец" достигает иногда 200 м, причем возраст их бывает 500 - 800 лет.

Конкурс "Войди в природу другом"

1. Охота - это истребление животных или их охрана? Какой точки зрения вы придерживаетесь? Объясните, почему.

Охота может рассматриваться и как охрана животных, и как истребление. Охрана, так как обычно добычей охотников становятся более слабые или медленно бегающие животные (таким образом регулируется численность популяции). Иногда охотятся за редкими животными с целью их размножения в заповеднике, это тоже можно рассматривать как охрану. Охоту можно считать истреблением животных, особенно когда она ведется в массовом порядке и браконьерскими способами.

2. "Приходя в гости к природе, не делайте ничего, что счел бы неприличным делать в гостях". Что же по- вашему неприлично делать в гостях у природы и почему?

Будучи в гостях, не следует делать того, чтобы после вашего пребывания долго убирали в доме. Природа не все сможет убрать, спрятать. Надолго остаются консервные банки, разные бутылки и прочий синтетический мусор.

В природе бумага разлагается от 2 до 10 лет, консервная банка - 90 лет, фильтр от сигарет - 100 лет, полиэтиленовый пакет - 200 лет, пластмасса - 500 лет, стекло - 1000 лет.

3. В лесу вырубили все старые дуплистые деревья. Крупные молодые деревья были съедены вредителями. Лес погиб. Какая связь между этими явлениями?

В дуплистых деревьях жили насекомоядные птицы - дуплогнездники и летучие мыши. Их лишили жилья, и они покинули лес. Тогда насекомые - вредители размножились в таком количестве, что погубили оставшиеся деревья.

4. Задержанный браконьер утверждал: "Доказано, что волков и других хищников истреблять нельзя, значит, и браконьеров преследовать не надо: ведь браконьер - хищник". Убедительны ли эти доводы?

Нет. Хищники уничтожают преимущественно больных и ослабленных животных, а браконьеры - здоровых.

5. Как вы полагаете, каким птицам и почему больше вредит применение минеральных удобрений зерноядным или насекомоядным?

Насекомоядные птицы ловят на летающую добычу, поэтому они не могут "питаться удобрениями" и страдают как вторичные - через цепи питания. Зерноядные птицы могут питаться на прямую, склевывая на полях и через цепь питания.

6. В Австралию для сокращения численности кроликов завезли из Европы хищников (лисицу, хорьков). Последствия оказались резко отрицательными. Почему?

Уничтожив диких кроликов, лисицы, хорьки стали нападать на домашних животных.

7. Какую экологическую опасность представляют кошки, лишенные человеческого крова?

Одичавшие кошки опасность убивают птиц, которые в свою очередь уничтожают насекомых - вредителей сельского хозяйства, в результате урожайность сельскохозяйственных культур падает.

Страница 14 из 20

2. Биотические факторы – это:

A. Свет
Б. Воздушная среда
B. Влияние живых организмов
Г. Почвенная среда

3. К светолюбивым растениям относят:

A. Дуб и березу
Б. Сосну и березу
B. Колеус и акацию
Г. Вороний глаз и папоротник

4. Из перечисленных растений выберите теплолюбивые.

A. Вороний глаз
Б. Ландыш
B. Липа
Г. Подсолнечник
Д. Аспидистра
Е. Ель

5. Растения в природных сообществах:

A. Являются пищей для животных организмов
Б. Служат источником обогащения почвы минеральными веществами
B. Изменяют состав воздуха
Г. Все утверждения верны

6. Выберите верное определение. Растительное сообщество – это:

A. Весь растительный покров земли
Б. Группа растений
B. Растительные заросли
Г. Группа растений, приспособленных к совместным условиям обитания

7. Для степи характерны растения:

A. Ковыль и тюльпан
Б. Типчак и мох
B. Копытень и брусника
Г. Рябина и дуб

8. Выберите верное определение. Флора – это:

A. Название растения
Б. Наука, изучающая растительные организмы
B. Совокупность видов растений, обитающих на определенной территории
Г. Тип растительности

9. Сосна занимает верхний ярус, потому что она:

A. Любить тень
Б. Влаголюбивая
B. Любит свет
Г. Устойчива к засухе

10. В темном лесу многие растения имеют светлые цветки, потому что они:

A. Заметны насекомым
Б. Заметны людям
B. Украшают лес
Г. Растут на плодородной почве

11. Как можно еще назвать «луг и лес»:

A. Растительные сообщества
Б. Флора
B. Название растений
Г. Участок суши

Лесничий. Уникальными памятниками природы считаются деревья-долгожители. Проносились бури, грозы обрушивали свои смертоносные молнии, шло быстротечное время. Ураганы вырывали деревья, а могучие долгожители не склонили своей головы перед натиском сил стихии. «Часовыми века» называл М.Ю. Лермонтов такие деревья. Возникали и рушились государства, менялись общественные формации, а они росли и мужали.

Тур VIII. Свидетели истории

Команды по очереди отвечают на вопросы. За правильный ответ игрока – 2 балла.

1. Какой древнеримский ученый считал вековые дубы одним из чудес света, по возрасту равным Вселенной? (Плиний .)

2. Почему ученые-археологи считают, что первым «хлебным» растением надо считать не пшеницу, а желуди дуба? (Из желудей в IV–III вв. до н.э. наши пращуры получали и муку для хлеба, и крупу для каши. )

3. Где растет 800-летний дуб, под которым, по преданию, запорожские казаки писали свое знаменитое письмо турецкому султану? (На Украине, в селе Верхняя Хортица на Днепре. )

4. В Туркменистане растет платан, который называют «Семь братьев». Почему его так называют? (По легенде в его стволы превратились семь братьев, павших в бою. Высота дерева 45 м, а обхват – 26 м. В тени его может укрыться более 1000 человек. )

Задание 1

Командам предлагается вспомнить эпитеты, которыми издавна люди наделяли деревья. Время на подготовку – 1 мин. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Для команды 1

Береза – … (Белоствольная красавица, стройная. )
Клен – … (Кудрявый .)
Рябина – … (Тонкая .)

Для команды 2

Сосна – … (Величавая .)
Дуб – … (Могучий, крепкий. )
Осина – … (Беспокойная, дрожащая. )

Тур IX. Найди правильный ответ

Командам предлагается выбрать правильный ответ из предложенных вариантов. Игроки отвечают по очереди. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. Сосна занимает верхний ярус, потому что она:

– любит тень;
– влаголюбивая;
любит свет ;
– устойчива к засухе.

2. В темном лесу многие растения имеют светлые цветки для того, чтобы:

быть заметными для насекомых ;
– быть заметными для людей;
– украшать лес;
– т.к. растут на плодородной почве.

3. Растения, характерные для темнохвойного леса:

– овсяница луговая и ястребинка волосистая;
– ястребинка волосистая и майник двулистный;
майник двулистный и кислица обыкновенная ;
– кислица обыкновенная и ландыш майский.

4. Светолюбивые растения:

– сосна обыкновенная и сосна сибирская;
– сосна сибирская и пихта сибирская;
– пихта сибирская и ель обыкновенная;
лиственница сибирская и сосна обыкновенная .

5. Вечнозеленые растения хвойного леса:

грушанка круглолистная и вероника лекарственная ;
– вероника лекарственная и майник двулистный;
– майник двулистный и брусника;
– брусника и черника.

6. Растения широколиственного леса:

– ландыш майский и вороний глаз четырехлистный;
– вороний глаз четырехлистный и медуница лекарственная;
– медуница лекарственная и ветреница дубравная;
все перечисленные выше растения .

7. В древесном ярусе темнохвойного леса преобладают:

– ель обыкновенная или сосна обыкновенная;
– сосна обыкновенная или пихта сибирская;
пихта сибирская и ель обыкновенная ;
– ель обыкновенная и лиственница сибирская.

8. В древесном ярусе смешанного леса преобладают.

– ель и береза;
– береза и сосна;
– сосна и осина;
все перечисленные породы .

9. Лесной злак:

– овсяница желобчатая (типчак);
– ковыль узколистный;
мятлик дубравный ;
– овсяница луговая.

10. Ветровальные деревья (деревья с поверхностной корневой системой, вследствие чего при ураганном ветре они падают, выворачивая корни из земли) среди голосеменных – это:

– береза;
– дуб;
ель ;
– все перечисленные породы.

11. Наибольшую площадь среди хвойных лесов на территории России занимают леса с преобладанием:

– сосны;
– ели;
лиственницы ;
– пихты.

12. Высококачественное пищевое масло получают из семян:

– сосны обыкновенной;
сосны сибирской ;
– сосны веймутовой;
– сосны Палласа.

Лесничий.

Старайся наблюдать различные приметы:
Пастух и земледел в младенческие леты,
Взглянув на небеса, на западную тень,
Умеют уж предречь и ветр, и ясный день,
И майские дожди, младых полей отраду,
И мразов ранних хлад, опасный винограду.

Тур X. Лес и прогноз погоды

Команды по очереди отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. По какому травянистому лесному растению с маленькими белыми цветочками в виде звездочек можно легко предсказать дождь? (Звездчатка средняя, или мокрица. )

2. За сутки до чего мыши выходят из-под лесной подстилки на снег? (До оттепели. )

3. К какому лету течет много сока из берез? (К дождливому .)

4. К чему дуб начал листву сбрасывать? (К похолоданию. )

5. К какой осени поздний расцвет рябины? (К поздней. )

6. Перед чем клевер сближает свои листочки, наклоняется? (Перед ненастьем. )

7. К какой зиме много ягод? (К холодной. )

8. Какая весна будет, если осенью листья березы начнут желтеть с верхушки? (Весна ранняя. )

Лесничий. Испокон веков лес был и остается верным другом и защитником человека. Взамен требует только одного – бережного обращения с ним. Во многих странах приняты законы об охране природы, создаются охраняемые природные территории – заповедники, заказники и национальные парки. Составлены специальные списки охраняемых видов, так называемые Красные книги, в которые внесены и некоторые редкие виды растений. Сберечь и сохранить растительный мир Земли для потомков – важнейшая задача человечества. Любить лес, охранять его – долг каждого человека. Сегодня мы узнаем, насколько экологически грамотны наши ребята.

Тур XI. Береги зеленый океан

Команды по очереди отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ – 3 балла.

1. Почему нельзя разрушать и уносить из леса лесную подстилку? (Лесную подстилку образуют лежащие на поверхности почвы отмершие хвоя, листья деревьев, ветки. Подстилка влияет на рост растений, создает благоприятные условия для жизни землероек, личинок насекомых, предохраняет корни растений от заморозков, от жары. )

2. Почему не в каждом лесу растут лишайники? (Лишайники растут лишь там, где чистый воздух. )

3. Почему, особенно весной и в начале лета, нельзя шуметь в лесу, включать магнитофоны, радио, разжигать костры? (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверюшек искать укромные места. )

5. Каковы причины лесных пожаров? (Непотушенный костер, окурок, молния. )

6. Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота .)

7. Чем грозит лесу пребывание в нем большого количества людей? (Отдыхающие в лесу нередко обрубают живые сучья, ранят кору, делают надрезы для сбора сока. Массовый сбор цветов приводит к быстрому исчезновению из леса красиво цветущих растений. Большой вред причиняют лесу костры. Непогашенный костер – причина лесного пожара. Если пламя находится поблизости от стволов деревьев, оно сильно их нагревает. Высокая температура может вызвать гибель тканей, расположенных непосредственно под корой, и тогда год-два – и дерево погибнет. )

8. Как можно уменьшить вред, который причиняют лесу отдыхающие? (Нельзя допускать, чтобы люди разбредались по всему лесу и вытаптывали всю территорию. Гораздо лучше, когда для отдыха отведены определенные участки. )

9. Как следует собирать лекарственные растения, чтобы они не исчезли? (Надо чередовать места сбора, т.е. собирать растения в разные годы на разных участках и делать это умеренно, чтобы запасы растения не оскудели. )

10. Как правильно собирать грибы? (Не разрывать мох, не повреждать грибницу. Гриб срезать ножом или выкручивать, ямку засыпать землей и прикрывать мхом. )

11. Что происходит с деревом, если на коре вырезают надписи и рисунки? (В ранки попадают споры трутовиков, разрушающих древесину. )

Лесничий. «Леса учат человека понимать прекрасное» – эти замечательные слова принадлежат А.П. Чехову. И действительно, именно в лесах с необычайной силой и выразительностью представлены могущество и величавая красота природы. Писатели, художники, композиторы, люди разных специальностей находят в лесу источник вдохновения.

Тур XII. Лес и эстетика

Команды по очереди отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ – 2 балла.

1. В творчестве каких писателей тема леса, родной природы занимает большое место? (В творчестве И.Тургенева, С.Аксакова, Ф.Тютчева, К.Паустовского, Л.Леонова, М.Пришвина, В.Чивилихина. )

2. В творчестве каких композиторов лес нашел отражение как художественный образ? (М.Глинки, А.Глазунова, С.Рахманинова, A.Рубинштейна, С.Танеева, Д.Шостаковича, С.Туликова. )

3. На полотнах каких художников изображены сумрачные, дремучие сосновые и еловые леса подмосковного Абрамцева? (На полотнах М.Нестерова, И.Репина, В.Васнецова, В.Поленова, B.Сурикова, В.Серова. )

4. Какой русский композитор создал свои лучшие произведения в тени лесов Подмосковья? (П.Чайковский. )

5. Назовите художника, который написал следующие картины: «Сосны, освещенные солнцем», «Корабельная роща», «Еловый лес», «Утро в сосновом лесу», «Лесные дали», «Дождь в дубовом лесу». (И.Шишкин. )

6. Назовите русского художника – автора пейзажей: «Березовая роща», «Украинская ночь». (А.Куинджи. )

7. И.Левитан очень любил писать осень. Он создал проникновенные картины природы и в ее образах раскрыл настроения и переживания человека. Вспомните его картины и назовите их. («Золотая осень», «Осенние листья». )

Жизнь растений леса имеет свои особенности. Деревья, формирующие лес, растут более или менее сближенно, оказывая влияние друг на друга и на всю остальную лесную растительность. Растения в лесу расположены ярусами, которые можно сравнить с этажами. Верхний, первый ярус представлен основными деревьями первой степени значимости (ель, сосна, дуб).

Второй ярус сформирован деревьями второй величины (черемуха, рябина, яблоня).

Третий ярус состоит из кустарников, например, шиповника, лещины, калины, бересклета.

Четвертый ярус - это травянистый покров, а пятый - мхи и лишайники. Доступ света к растениям различных ярусов неодинаков.

Кроны деревьев первого яруса лучше освещены. От верхних к нижним ярусам освещенность уменьшается, так как растения верхних ярусов задерживают долю солнечных лучей. Мхи и лишайники, занимающие пятый ярус, получают очень малое количество света. Это самые теневыносливые растения леса.

Разные леса имеют различное количество ярусов. К примеру, в темном еловом лесу различимы только два-три яруса. На первом ярусе расположены основные деревья (ели), на втором - небольшое число травянистых растений, а третий образован мхами. Другие древесные и кустарниковые растения не растут во втором ярусе елового леса, так как не выносят сильного затенения. Также не наблюдается в еловом лесу и травянистый покров.

Ярусное расположение характерно не только для надземных частей растений, но и для их подземных органов - корней. Высокие деревья имеют корни, глубоко проникающие в землю, тогда как корневая система деревьев второго яруса меньшей длины и образует условно второй ярус корней. Корни других растений леса еще более короткие и находятся в верхних пластах почвы. Таким образом, растения в лесу всасывают питательные вещества из разных слоев почвы.

Деревья первой величины (дуб, сосна, ель) смыкаются своими кронами и формируют полог леса, под который проникает небольшая доля солнечного света. Поэтому травянистые растения леса, как правило, теневыносливые и имеют широкие листовые пластинки. Многие из них не выдерживают воздействия прямых солнечных лучей и могут погибнуть на открытом пространстве. Особенностью трав широколиственного леса является цветение ранней весной, когда на деревьях еще нет листвы. С помощью широких листьев растения леса накапливают органические вещества при слабом освещении и откладывают их в подземных органах, к примеру, медуница - в корневищах. В мрачных еловых чащах цветы травянистых растений имеют венчики белого цвета, чтобы они были издалека видны насекомым-опылителям. Например, такие цветки у ландыша, грушанки, седмичника, сныти, майника. Но, несмотря на эти приспособления, цветки трав леса часто не опыляются и не образуют семян. Поэтому размножение многих травянистых растений осуществляется делением корневищ, например, у кислицы, ландыша, купены, седмичника, майника. Это объясняет размещение этих трав в лесу группами.

Лесная подстилка, покрывающая почву, состоит из опавших листьев или хвои, соответственно, в лиственных или хвойных лесах, а также из коры и сучьев деревьев, отмерших участков трав, мхов. Рыхлая лесная подстилка влажная, что благоприятно для развития плесневых и шляпочных грибов. Грибницы различных грибов насквозь густо пронизывают подстилку, постепенно преобразуя органические вещества в перегной и минеральные соли для питания зеленых растений леса.