Меню
Бесплатно
Главная  /  Подоконники, откосы и отливы  /  В дороге некрасов читать анализ. Некрасов "В дороге": анализ стихотворения (1 вариант)

В дороге некрасов читать анализ. Некрасов "В дороге": анализ стихотворения (1 вариант)

Стихотворение «В дороге» было написано 24-летним Некрасовым в 1845 году. В это время Николай Некрасов тесно и продуктивно сотрудничал с «Неистовым Виссарионом» Белинским. Также в это время Некрасов, взяв в аренду на паях с Панаевым основанный Пушкиным «Современник» стал заниматься издательской деятельностью. Это было вовсе не первое его поэтическое произведение. В 1840 — м году он издал книжечку своих стихов «Мечты и звуки» , проигнорированную читающей публикой. Расстройство Некрасова равнодушием к своему творчеству подвигло его скупать и уничтожать издание своего сборника, почти как Гоголя с его «Ганцем Кюхельгартеном» . Лишь Виссарион Белинский сухо и сдержанно похвалил «Мечты и звуки» как «вышедшие из души».

Ему Некрасов и показал написанное после нескольких лет перерыва стихотворение «В дороге» . Критик был в восторге. Когда Некрасов прочёл стихотворение, Белинский крепко обнял его и вскричал: «Вы – поэт, и поэт истинный!»

Герцену также очень нравилось это стихотворение что он, нарушив традицию не печатать на страницах «Колокола» стихов, напечатал его, назвав его в анонсе «превосходным».
Жанрово стихотворение «В дороге» представляет собой причудливую и терпкую смесь рассказа и ямщицкой песни. Выстроенное в виде диалога пассажира, русского барина, с ямщиком. Стержнем стихотворения является повествование о драме и трагедии простолюдинки, в душу которой заронили иллюзии.
Зачин стихотворения — это реплика барина. Заранее предчувствуя унылое однообразие долгой дороги, он просит ямщика:

Про рекру тский набор и разлуку;

Небылицей какой посмеши

И ямщик охотно (видать, томило душу!) рассказывает перипетии своей далеко невесёлой жизни. Сначала он жалуется барину на то, что его «сокрушила злодейка жена».

Сокрушила злодейка жена!..

Но чем дальше уходит рассказ ямщика, тем драматичнее становится история: перед мысленным взором читателя проясняется картина трагедии Аграфены- Груши. Выросшая в поместье наперсницей своей сверстницы — барышни, она не просто обучилась грамоте — получила приличное образование. Она к тому же музицирует (» играть на варгане»(органе)). Но смерть главы дома обрушивает во прах счастье деревенской девушки. Юная барышня уезжает в Петербург, а Аграфена — Груша возвращается в деревню, в избу:

«Знай де место свое ты, мужичка!»

Затем, без всякого стеснения её, словно овцу к барану, заталкивают под венец. Но сил Груши не хватает, чтобы смириться и надев лямку тащить до смерти, безропотно, тысячепудовую гирю крестьянской судьбы.

Грех сказать, чтоб ленива была,
Да, вишь, дело в руках не спори
лось!
Как дрова или воду несла,
Как на барщину шла – становилось
Инда жалко подчас… да куды! -
Не утешишь ее и обновкой:
То натерли ей ногу коты,
То, слышь, ей в сарафане неловко.
При чужих и туда и сюда,
А украдкой ревет, как шальная…
Погубили ее господа,
А была бы бабенка лихая!

Страдания Груши не от условий скотской жизни, не от непосильной крестьянской работы, хотя это разрушает её физически, но смертную тоску порождает осознание безысходности своей судьбы и пожизненности своего рабства. Прожив в поместье ранние годы своей жизни, она привыкла мыслить как человек, а не как невежественная холопка. И крутой, подлый поворот в её жизни сломал её и приближает к трагической развязке:

А ямщик не в силах, ведь он, по понятиям русской деревни был вполне себе либеральным мужем:

Видит бог, не томил
Я ее безустанной работой…
Одевал и кормил, без пути не бранил,
Уважал, то
ись, вот как, с охотой…
А, слышь, бить – так почти не бивал,
Разве только под пьяную руку…

Эти последние слова недоумевающего мужика невыносимы для пассажира который с горчайшей иронией обрывает его исповедь:

Ну, довольно, ямщик! Разогнал
Ты мою неотвязную скуку!

«В дороге» явственно проступает композиция из трёх частей. К первой части можно отнести начинающую стихотворение просьбу пассажира. Вторая, основная часть –чуть заунывное повествование ямщика. Третья часть – завершающая реплика барина. В начале и финале стихотворения возникает тема скуки , тоски, неизменно присутствующей в русской жизни. В этом плане мы можем говорить о кольцевой композиции .
Стихотворение «В дороге» — это трёхстопный анапест, рифмовка разнообразная – перекрестная, парная и кольцевая. Некрасов щедро, со знанием предмета рассыпает перлы художественной выразительности: эпитеты («ямщик удалой», «бабенка лихая»), метафору («сокрушила злодейка жена»), анафору («То натерли ей ногу коты, То, слышь, ей в сарафане неловко»), сравнение («ревет, как шальная…»). Богат язык стихотворения «В дороге» на диалектные выражения: «понимаешь-ста», «тоись», «слышь», «куды».
Стихотворение «В дороге» обозначило собой прорыв в творчестве Некрасова. Оно было написано после, как уже было сказано выше, неудачи со сборником стихов 1840 года «Мечты и звуки».

Некрасов осознал, что нужно писать иначе. Что поэзия должна подпитываться страстями и жизнью людей. «Передо мною никогда не изображенными стояли миллионы живых существ! Они просили любящего взгляда! И что ни человек, то мученик, что ни жизнь, то трагедия!» – вспоминал впоследствии поэт».

Так родилось «В дороге», открывшее в творчестве Некрасова тему русской крестьянской жизни и где он стал первым среди равных, снискав себе заслуженную славу большого поэта.

«Скучно! скучно!.. Ямщик удалой,

Разгони чем — нибудь мою скуку!

Песню, что ли, приятель, запой

Про рекру тский набор и разлуку;

Небылицей какой посмеши

Или, что ты видал, расскажи —

Буду, братец, за все благодарен».

— «Самому мне невесело, барин:

Сокрушила злодейка жена!..

Слышь ты, смолоду, сударь, она

В барском доме была учена

Вместе с барышней разным наукам,

Понимаешь-ста, шить и вязать,

Всем дворянским манерам и штукам.

Одевалась не то, что у нас

На селе сарафанницы наши,

А, примерно представить, в атлас;

Ела вдоволь и меду и каши.

Вид вальяжный имела такой,

Хоть бы барыне, слышь ты, природной,

И не то что наш брат крепостной,

Тоись, сватался к ней благородный

(Слышь, учитель-ста врезамшись был,

Баит кучер, Иваныч Торопка), —

Да, знать, счастья ей бог не судил:

Не нужна — ста в дворянстве холопка!

Вышла замуж господская дочь,

Да и в Питер… А справивши свадьбу,

Сам — ат, слышь ты, вернулся в усадьбу,

Захворал и на Троицу в ночь

Отдал богу господскую душу,

Сиротинкой оставивши Грушу…

Через месяц приехал зятек —

Перебрал по ревизии души

И с запашки ссадил на оброк,

А потом добралсЯ и до Груши.

Знать, она согрубила ему

В чем-нибудь, али нАпросто тесно

Вместе жить показалось в дому,

Понимаешь-ста, нам неизвестно.

Воротил он ее на село —

Знай-де место свое ты, мужичка!

Взвыла девка — крутенько пришло:

Белоручка, вишь ты, белоличка!

Как на грех, девятнадцатый год

Мне в ту пору случись… посадили

На тягло — да на ней и женили…

Тоись, сколько я нажил хлопот!

Вид такой, понимаешь, суровый…

Ни косить, ни ходить за коровой!..

Грех сказать, чтоб ленива была,

Да, вишь, дело в руках не спорилось!

Как дрова или воду несла,

Как на барщину шла — становилось

Инда жалко подчас… да куды! —

Не утешишь ее и обновкой:

То натерли ей ногу коты,

То, слышь, ей в сарафане неловко.

При чужих и туда и сюда,

А украдкой ревет как шальная…

Погубили ее господа,

А была бы бабенка лихая!

На какой-то патрет все глядит

Да читает какую-то книжку…

Инда страх меня, слышь ты, щемит,

Что погубит она и сынишку:

Учит грамоте, моет, стрижет,

Словно барченка, каждый день чешет,

Бить не бьет — бить и мне не дает…

Да недолго пострела потешит!

Слышь, как щепка худа и бледна,

Ходит, тоись, совсем через силу,

В день двух ложек не съест толокна —

Чай, свалИм через месяц в могилу…

А с чего?.. Видит бог, не томил

Я ее безустанной работой…

Одевал и кормил, без пути не бранил,

Уважал, тоись, вот как, с охотой…

А, слышь, бить — так почти не бивал,

Разве только под пьяную руку…»

— «Ну, довольно, ямщик! Разогнал

Ты мою неотвязную скуку!..»

Если у вас не открываются игры или тренажёры, читайте .

АНАЛИЗ ОТРЫВКА СТИХОТВОРЕНИЯ НЕКРАСОВА (8 класс ср. шк.).

В дороге

"Скучно! Скучно!.. Ямщик удалой,

Разгони чем-нибудь мою скуку!

Песню, что ли, приятель, запой

Про рекрутский набор и разлуку;

Небылицей какой посмеши

Или, что ты видал, расскажи -

Буду, братец, за все благодарен".

Самому мне не весело, барин:

Сокрушила злодейка жена!..

Слышь ты, смолоду, сударь, она

В барском доме была учена

Вместе с барышней разным наукам,

Понимаешь-ста, шить и вязать,

Всем дворянским манерам и шуткам.

Одевалась не то, что у нас

На селе сарафанницы наши,

Ела вдоволь и меду и каши.

Вил вальяжный имела такой,

Хоть бы барыне, слышь ты, природной,

И не то что наш брат крепостной,

Тоись, сватался к ней благородный

(Слышь, учитель-ста врезамшись был,

Баит кучер, Иваныч Торопка),-

Да, знать, счастья ей бог не судил:

Не нужна-ста в дворянстве холопка!

Вышла замуж господская дочь,

Да и в Питер... А справивши свадьбу,

Сам-ат, слышь ты, вернулся в усадьбу,

Захворал и на Троицу в ночь

Отдал богу господскую душу,

Сиротинкой оставивши Грушу...

Через месяц приехал зятек -

Перебрал по ревизии души

И с запашки ссадил на оброк,

А потом добрался и до Груши.

Знать, она согрубила ему

Вместе жить показалось в дому,

Понимаешь-ста, нам неизвестно.

Воротил он ее на село -

Знай-де место свое ты, мужичка!

Взвыла девка - крутенько пришло:

Белоручка, вишь ты, белоручка!

Тема этого стихотворения традиционна для творчества Некрасова, - это жизнь и страдания крестьян, простого народа. В этом произведении описывается судьба крестьянской девушки, которая выросла в господском доме, но была выдана замуж за простого мужика.

Стихотворение открывается обращением рассказчика. Это путник, барин, заговоривший с ямщиком, чтобы скоротать время в дороге, что заявлено в заглавии. Он предлагает мужику позабавить его песней, рассказом, как это принято в пути. С одной стороны, это типичная ситуация, но скрытый подтекст в том, что барин хочет послушать ямщика только ради развлечения, ему в действительности не интересует его судьба. А ямщик неожиданно начинает серьёзный рассказ, который не может оставить слушателя безучастным.

Следует обратить внимание на начальные слова стихотворения: "Скучно! скучно!.." Это не только дорожная скука, но "скучно" в значении "печально", "грустно", "безнадёжно", что относится к рассказу ямщика и к жизни народа в целом.

Монолог ямщика также начинается словами "Самому мне невесело". И далее мужик рассказывает о судьбе своей жены. Эта девушка была воспитана в господском доме как компаньонка молодой барышни. В этой ситуации скрыт намёк на один из главных конфликтов деревенского общества - противопоставление крестьян и дворни. Дворовые слуги проиближены к господам, хорошо одеты ("Одевалась не то что..."), перенимают их манеры ("Всем дворянским..."). Но при этом люди оторваны от земли, от своих корней, они игрушки в руках господ. Став ненужными господам ("Не нужна..."), они уже не могут заниматься хозяйством, и терпят злобу и насмешки своих братьев-крестьян ("Белоручка...").

Барин полностью распоряжается жизнью и бытом всех крепостных. Умер старый господин - и новый переводит их с барщины ("с запашки") на оброк. Оброк (ежегодная выплата денежного налога) был более выгодной и прогресивной формой хозяйства по сравнению с барщиной (труд на господских полях). Однако крестьянам, привыкшим к последней, было трудно сразу поменять тип ведения хозяйства, и это тоже усложняло жизнь крепостных. Проблема оброка и барщины - один из самых острых вопросов того времени.

Наконец, в центре проблематики личная судьба девушки и её мужа. Груша была игрушкой своих гопод. Вероятно, она была незаконная дочь старого барина (об этом в тексте не говорится прямо, но положение Груши в доме можно объяснить только так, исходя из реалий того времени. Кроме того, на это указывают слова "Отдал богу господскую душу, _сиротинкой_ оставивши Грушу"). После смерти старого барина девушка терпит домогательства нового господина ("А потом..." и далее). И, наконец, её отсылают в деревню, где она ничего не умеет делать, и помимо желания выдают замуж за мужика. Между супругами нет взаимопонимания, они чужие друг другу, у них разные интересы, разное образование, разное воспитание. Прихоть помещика оборачивается поломаными судьбами двух людей, а по большому счёту, такие прихоти ломают судьбы миллионов подневольных крестьян.

Проблематика Некрасова продолжает проблематику Тургенева, они оба принадлежали к литературному направлению натурализма. Оба писателя обращаются к теме народной жизни, к актуальнейшим вопросам того времени. Однако в творчестве Некрасова больше трагизма, он подчёркивает остроту проблемы, призывает всех обратить на неё внимание, потому что в этом - корень бед всей русской нации.

Детали: множество деталей позволяют живо представить интерьер: барский дом, шитьё и вязанье; на селе - девушки в сарафанах, типичные персонажи усадьбы - учитель и кучер и т.д.

Стихотворение написано в форме "монолога в монологе". Композиция состоит из обращения путника и рассказа ямщика. Этому соответствует стиль - повествование. Речь мужика изобилует простонародными элементами (порядок слов, вводные элементы "слышь ты", "понимаешь-ста", слова "баит", "али", искажённое произношение "тоись" и др.). Это делает речь красочной и реалистичной.

Размер - трёхстопный анапест, он создаёт лиричное, напевное звучание под аккомпонемент стука копыт; созвучное народной речи и контрастирующее с тематикой, или наоборот - народная песня-жалоба.

Произведение «В дороге» было написано Некрасовым в 1845 году. Оно представляло собой первое стихотворение, которое было показано В. Г. Белинскому, крайне высоко его оценившему. Когда Некрасов впервые прочитал ему это произведение, Белинский воскликнул: «Знаете ли вы, что вы - поэт, и поэт истинный?»

Реализм в творчестве Некрасова

Проводя анализ стихотворения Некрасова «В дороге», можно упомянуть, что по своей форме произведение может быть отнесено к ямщицким песням, однако оно также содержит в себе и элементы рассказа. Произведение построено в форме диалога между ямщиком и седоком. Оно повествует о трагической жизни женщины, выросшей в барском доме, но отправленной снова на село. Многие из стихотворений поэта достаточно реалистичны - например, таковым является произведение «Железная дорога» Некрасова. Анализ стихотворения, кратко проведенный учеником, показывает: это стихотворение также описывает несчастья простых людей. Оно будет интересно всякому заинтересовавшемуся этой непростой тематикой. Все произведения Некрасова близки к народу, страданиям простого человека, оказавшимся жертвой господского произвола.

Еще одно стихотворение Некрасова - «Железная дорога»

Вышеупомянутое произведение также может быть задано школьнику в рамках темы «Творчество Некрасова». Анализ стихотворения «Железная дорога» Некрасова по плану может содержать в себе следующие пункты.

  1. Название произведения.
  2. Описание композиции произведения (оно состоит из четырех частей).
  3. Тема обманутого народа в стихотворении. Кто в действительности строит железную дорогу.
  4. Художественные средства.
  5. Мнение школьника о стихотворении.

Знакомство с главной героиней

Но вернемся к главной теме данной статьи. Анализ стихотворения Некрасова «В дороге», кратко проведенный учащимся, можно начать с описания начала произведения. Это реплика барина - седока. Он просит ямщика рассказать ему какую-нибудь историю, которая могла бы разогнать его скуку. И тот решает рассказать печальную историю собственной жизни. Поначалу он высказывает своему седоку жалобу на то, что его «сокрушила злодейка жена». Однако по мере рассказа ямщика читатель узнает о том, какая жизнь была уготована Груше. Она провела свои детские годы в барском доме, где ее учили музыке, грамоте, наукам. Однако после того, как старый барин отошел в мир иной, ее возвратили на село. Без согласия Груши ее выдали замуж, однако она никак не может привыкнуть к своей новой жизни.

Два мира произведения

Анализ стихотворения Некрасова «В дороге» показывает, что страдает Груша не столько от непосильной работы, сколько от той повседневности, в которой ей приходится жить. И ее муж, ямщик, до конца не понимает всего трагизма ее положения. Он уверен, что относится к ней вполне хорошо. В произведении противопоставляется два мира: мир зажиточных бояр, из-за которых погибают невинные люди, и мир крепостных крестьян, у которых нет никаких прав. Последние не могут распоряжаться собственной жизнью, у них нет права на выбор.

Все сочувствие, которое выражает поэт в своем произведении, обращено к таким представителям простого народа. Анализ стихотворения Некрасова «В дороге» также показывает, что произведение содержит в себе необычайно острый социальный аспект. Ведь всего лишь из-за одной барской прихоти оказалась искалеченной судьба молодой женщины. Только этот факт уже может вызывать негодование читателя. Но обличением не исчерпывается содержание произведения. Внутренний его драматизм в действительности намного глубже.

Моральная сторона трагедии

Духовная сторона той истории, которая произошла с Грушей, не описывается Некрасовым прямо. Чтобы ее почувствовать, необходимо вообразить те обстоятельства, которые происходили с девушкой. Конечно, внешняя тяжесть тех обстоятельств, в которые попала Груша, не может быть недооценена. Хотя при этом она оказывается способной к тяжелой физической работе. Те слова ямщика, которыми он описывает свою супругу («Белоручка, вишь ты, белоличка»), нельзя воспринимать слишком буквально. Ведь когда он говорит о слезах своей жены, этим в некоторой степени опровергается его ирония.

Изломанная судьба женщины

Груша не презирает физическую работу - просто она ей практически не по силам. Ведь этот труд, лежавший на плечах крепостных крестьянок, был сравним с мужским. И в этом отношении вина господ заключается не только в том, что они отправили девушку снова в деревню, но и в том, что они не стали приучать ее к тяжелому труду с юности. Ямщик упоминает о том, что его жена «читает какую-то книжку» мимоходом. Однако эта фраза может послужить пищей для размышлений, в том числе и о духовной стороне этой драмы, о тех моральных страданиях, которые выпали на долю Груши. Что может ее томить помимо работы? Может быть, она плачет не только от непосильного труда? На какой портрет она постоянно смотрит? Об ответах на эти вопросы совершенно не дает себе труда задуматься ямщик, однако читатель, проводящий анализ стихотворения Некрасова «В дороге», не должен довольствоваться этим поверхностным взглядом.

Может быть, она рассматривает портрет своего возлюбленного, который был мил ее сердцу, когда она находилась еще в барском доме? Однако это предположение не может быть оправдано психологически. Ведь жена-крестьянка не стала бы в присутствии своего мужа предаваться тоске по другому человеку. Вернее было бы сделать иное предположение - скорее всего, это портрет писателя или поэта, книга которого дорога для нее. Скорее всего, это тот человек, который вызвал в ней искреннее стремление к счастью, настоящей любви.

Анализ стихотворения Некрасова «В дороге»: несчастье образованной женщины

Груша, которая научилась наукам и чтению, уже стала жить осознанно - ее душа обладает высшими устремлениями. И страшат ее не столько физические тяготы, сколько духовная изоляция. Муж не способен разделить ее взглядов. Интересно, что заботу жены о сыне ямщик воспринимает как барский каприз: «Словно барченка, каждый день чешет…». О том, какой была повседневная крестьянская жизнь, можно судить только опосредованно. Груша, возможно, ненадолго и утешается своими заботами о сыне. Однако они приносят ей и новую боль - какая жизнь ждет его в будущем? То стремление к счастью и духовному развитию, которое было привито Груше, не может быть осуществимо в тех социальных условиях.

Ямщик и его жена

Непростая доля женщины у каждого читателя вызовет глубокое сочувствие. Ведь она страдает более всего, оказывается виноватой без вины. И даже недалекий муж называет ее «злодейкой». Все «злодейство» Груши заключается в том, что у нее нет никаких душевных или физических сил, чтобы совладать с той ситуацией, в которой она оказалась. Однако и самому ямщику сложно позавидовать. Ведь и ему досталась тяжкая доля. И он всей душой сокрушается о том, что его супруга вот-вот может погибнуть от такой тяжелой работы. По-своему, как умеет, он готов ее не только «одевать и кормить», но также и «потешать». Анализ стихотворения Некрасова «В дороге» по плану должен также содержать и пункт, описывающий отношение ямщика к своей жене. Его нельзя обвинять в том, что он недалек - ведь у него нет злых намерений по отношению к жене. Он также является жертвой господского произвола. Его женили без желания. Согласия в его семье нет и быть не может. А впереди его ждет вдовство, одиночество. Быть может, если бы супругой ямщика стала простая русская крестьянка, они могли бы сойтись по нраву, им было бы веселее и проще прожить свой трудный век. Правда, всей трагичности судьбы своей супруги ямщик до конца не понимает. Но ведь и Груша не делит с ним тех забот, которые его тяготят.

Стихотворение Н.А.Некрасова «В дороге». (Восприятие, истолкование, оценка.).

Стихотворение «В дороге» было написано в 1845 году. Когда Белинский его прочитал, он отметил, что «самые
интересные стихи принадлежат перу господина Некрасова, потому что они проникнуты мыслью; это не стишки к деве и луне; в
них много умного, дельного и современного» когда Некрасов прочитал «В дороге» Белинскому критик обнял его и сказал чуть
не со слезами в глазах: «Да знаете ли Вы, что Вы – поэт, и поэт истинный»
Именно это стихотворение явилось для Некрасова судьбоносным, он стал только либералом и навсегда избрал тему
народа, как основную в своем творчестве. Стихотворение «В дороге» представляет собою диалог, который по большей части
является монологом. Барин просит ямщика развлечь его какой-нибудь историей. Барин находится в благодушном состоянии,
поэтому обращается к вознице снисходительно «братец».
Дороги России XIX века были долгими и утомительными. От скуки можно снизойти и до крестьянина в качестве
собоседника. Барин рассчитывает на легкую историю, какую-нибудь небылицу, но вместо этого ямщик, словно исповедуясь,
жалуется на свою судьбу:
Самому мне не весело, барин:
Сокрушила злодейка жена…
В самом начале стихотворения барин обращается к ямщику, называя его «удалым», причем не случайно поэт прибегает
к инверсии. Чтобы подчеркнуть эту удаль, молодечество, силу мужика, он прилагательное ставит в конце строки. И вдруг
этакого молодца-богатыря погубила жена, да не просто жена, а злодейка. В чем же её злодеяние? В том, что родилась она
крестьянкой в крепостной России. Господа поступали со своими холопами, как хотели. Их не ограничивали ни закон, ни
совесть. Когда Груша (так зовут жену ямщика) была девочкой её господа взяли в дом, отлучив от родной семьи, от привычной
среды, чтобы их дочери не было скучно, и воспитывали её как барышню:
В барском доме была учена
Вместе с барышней разным наукам,
Понимаешь – ета, шить и вязать,
На варгане играть и читать –
Всем дворянским манерам и штукам.
Казалось, крестьянке выпал счастливый билет: получила образование, сытую, лёгкую жизнь, возможность духовно
развиваться, слушать музыку, читать стихи, жить не среди дикости, а в атмосфере уважения и любви. Да так оно и было, но
только слишком недолгим оказалось счастье Груши – в одночасье переменилась её судьба. После смерти барина приехал его
зять, который быстро, легко распорядился имением, и крестьянами, а Грушу с легкой дворянской жизни обратно отправил на
крестьянскую:
Воротил он её на село –
Знай-де место своё ты, мужичка!
Тяжело пришлось Груше, непривычной к крестьянскому труду, к особенностям крестьянского быта:
Взвыла девка – крутенько пришлось:
Белоручка, вишь ты, белоличка!
И белоручка и белоличка, с точки зрения крестьянина несет отрицательную характеристику. Для того, чтобы
подчеркнуть свою несчастную долю ямщик продолжает свою исповедь с выражения «как на грех». Он и сейчас хорош собой, а в
девятнадцать лет был привлекательным, завидным парнем, да не повезло ему – женили его на изгнанной из господского дома
Груши. С этого момента и начались его мытарства. Груша оказалась гордой, непрступной и холодной. Своё унижение она
переносила молча, старалась выполнять всю бабью работу, «да, вишь, дело в руках не спарилось». Тяжелый труд ей был не
под силу, так что даже муж сочувствовал ей:
Как дрова или воду несла,
Как на барщину шла – становилось
Инда жалко подчас … да куды!
Ещё в начале стихотворения рассказчик принебрежительно назвал крестьянок «сарафанницы» и вновь возвращается к
тому, что не может Груша привыкнуть к простой и грубой одежде: то ей в сарафане неловко, то ей нетерли ноги ботинки. Но
эти трудности внешние замечает мужик, не понимая, что Груша «ревет как шальная» не от физических неудобств, а от
страшной душевной муки. Господа сделали её не только нежной, чувствительной барышней, но воспитали в ней свободного
человека с развитым чувством собственного достоинства.
Стихотворение достигает своей кульминации. Ямщик увлекся и открыто вынес приговор крепостникам:
Погубили её господа,
А была бы бабенка лихая!
Такого открытого обличения рабства, таких смелых протестов против угнетения крестьян до Некрасова не было в
печати. Это был смелый вызов обществу.
Но продолжим следить за рассказом ямщика. Кажется он уже подходит к финалу, сожалеет, что не случилось Груше
стать хорошей женой. Так же, как барин в начале стихотворения хвалит ямщика, называя его удалым, ямщик хвалит Грушу,
называя лихой, т.е. такой, у которой всё ладится, работа кипит и делается как бы сама собой. Такая хозяйка все умеет,
все поспеет, да и есть у Некрасова такая героиня – это Матрена Тимофеевна из поэмы «Кому на Руси жить хорошо», которая
не склоняется под ударами судьбы. А Груша не может забыть своей нежной жизни, не может привыкнуть и к новой, и поэтому
ямщик заключает:
Слышь, как щепка худа и бледна,
Ходит, тоись совсем через силу,
В день двух ложек не съест толокна –
Чай, свалим через месяц в могилу…
Говорит об этом спокойно, почти по-деловому, потому что понимает, что смерть Груши – это избавление от мучений
и ей, и ему. Хотя перечисляя причины, которые её могли привести к могиле, он не видит своей вины, говорит, что о ней
заботился, не томил её безустанной работой, одевал и кормил, «без пути не бранил» и «бивал, разве только под пьяную
руку». А когда русский ямщик не пьян? С одной стороны, ямщик занимается саморазоблачением, все то, что с его точки
зрения, в жизни Груши было хорошего, с позиции обычного человека неприемлемо.
Жизнь Груши превратилась в пытку. Она не только изнывала от тяжелой работы, от гнета мужа, от необходимости
жить с грубым необразованным человеком, она страдала от того, что её любовь не состоялась: господа её несильно разлучили
с любимым человеком. Для мужика высокая сфера чувств, по-видимому не имеет значения, поэтому он походя говорит,
используя просторечное слово «врезались». От прежней жизни у Груши остался портрет любимого, книги. Ямщика расстраивает,
что жена портит их сына, воспитывая, как барчонка:
Словно барчика, каждый день чешет,
Бить не бит – быть и мне не дает…
Да недолго пострела потешит!
Мы в начале анализа сказали, что это диалог, переходящий в обширный монолог. Наверное, ямщик мог долго ещё
жаловаться, но резкий, недовольный окрик остановил его: «Ну, довольно, ямщик! Разогнал ты мою неотвязную скуку!…»
Чем же недоволен господин? Наверное он увидел в словах ямщика и часть собственной вины, ответственности за
безобразие в отношениях людей.
Стихотворение интересно по своему лексическому строю: автор использует множество просторечий и искажений
грамотной речи, причем делает это умело. Так и слышится живая разговорная речь русского неграмотного мужика: «понимаешь-
ста», «патрет», «варган», «учитель-ста», «врезамшись», «вишь».
Стихотворение «В дороге» не только блестящее литературное произведение, открывшее по-новому крестьянские
судьбы, но обвинительный акт крепостному праву. В этом проявилась гражданская смелость поэта, его сочувственное
отношение к народу.

Некрасов упорно работал над произведением в 1845 году. Так как после сборника «Мечты и звуки» поэт потерпел неудачу, он старался и вкладывал все свои силы в работу. Он решил поменять темы творчества, и сделать главным объектом своих произведений быт, писать о жизни людей и обыденных проблемах, которые касались простого народа.

После того, как В. Г. Белинский прочитал данное произведение, он был потрясен. Несмотря на простоту и обыденность темы нелегкой судьбы крестьянства, Белинский поставил довольно высокую оценку написанному:

Да знаете ли Вы, что Вы – поэт, и поэт истинный!

Жанр, направление и размер

По большей степени, Некрасов писал в направлении реализма. Стоит добавить, что «В дороге» причисляется к гражданской лирике. Поэт пытался передать естественность жизни крестьянства, всю подлинность того, что происходило в те времена.

Написано произведение в форме разговора ямщика. По жанру оно в каком-то смысле относится к ямщицким песням, восходит к фольклору и находится на стыке между лирическим и эпическим началом.

Размер – трехстопный анапест. Рифма оживленная и энергичная благодаря сплетению мужской и женской, а также наблюдается хаотичная рифмовка перекрестной, парной и кольцевой.

Образы и символы

Лирический герой в произведении Некрасова «В дороге» испытывает неимоверную скуку от жизни и тоску. И чтобы как-нибудь развлечься, просит ямщика помочь ему в этом, чтобы тот развлек его какой-нибудь историей, поведал ему что-то. Это любознательный путешественник, который не чурается разговора с простыми людьми, не ведет себя заносчиво. Ему интересен весь мир без исключения. Таков должен быть настоящий поэт. Его отличает от других тонкое восприятие мира, умение анализировать и рассуждать. Он знает и понимает, что жена крестьянина, воспитанная в традициях и нравах барского дома, не может полюбить тяжелую и уродливую деревенскую жизнь.

Но дело в том, что и ямщику не до веселья, его тревожат мысли о своей жене, поэтому он ведает барину историю своей жизни. Это обычный крестьянин с традиционным набором ценностей: семья, дом, земля. Но все у него, не как у людей, ведь в жены ему досталась нетипичная дама. Все время он мучается от того, что она несчастна с его обществе, да и весь его набор жизненных установок для нее чужд.

Его жена, крестьянка Груша, была воспитана в барском доме, и имела возможность получить хорошее образование. Она научилась читать и даже обучилась игре на органе. Но после смерти господина и взросления барышни, при которой девушка была компаньонкой, утонченная и не приспособленная к физическому труду Груша была отправлена обратно в деревню, где ее насильно выдали замуж не по любви за грубого и неопрятного мужика. Все ее страдания больше не от работы, которую она не привыкла делать, а от насилия и бессилия, от невозможности управлять своей судьбой. Это умная, чувствительная и одаренная натура, которую хозяева только искалечили своим покровительством. Если бы она воспитывалась, как все, ничего бы этого не случилось, но приходи господ важнее, чем ее участь. Чувства и дарования девушки были растоптаны по очередному капризу.

Ямщик до сих пор в недоумении и не понимает. Что он такого сделал, ведь всю свою жизнь, по его словам, он относился к ней хорошо. Бил ее только на нетрезвую голову, но это не считается. Ямщик слишком простой и глупый, и не понимает, почему его жена не ведет себя, как другие женщины. Он живет без задних мыслей о настоящем, делает, что делает, пока не наступит такой момент, о котором придется задуматься. Конечно, он винит господ в ее «испорченности», но, по сути, они виноваты не в воспитании, а в том, что не устроили девушку с такими навыками должным образом.

Темы и настроение

  1. Некрасов поднимает в стихотворении тему трагизма судьбы человека , который не является хозяином самому себе. Рабство в его описании приобретает изощренную форму. Девушку обманули напрасными надеждами, приманили легкой и красивой жизнью, а потом, не подумав о ее адаптации в новых условиях, выкинули из дома, да еще и выдали замуж против воли. Невозможно даже представить, что она чувствовала, познав все тяготы крепостного права на себе.
  2. Проблема непонимания . Лирический герой, который слушает историю ямщика, прекрасно понимает, что его жене тяжело жить в таких условиях не от тяжкого труда, а от насильственной жизни, от унижения. Ямщик же считает, что крестьянку погубило ее воспитание, которое она получила в господском доме. Отчасти он прав, но в стране, где образование и манеры мешают жить, не может развиваться свободная и высокоинтеллектуальная личность. Это еще одна проблема, затронутая поэтом – отсталость России, увязнувшей в крепостничестве.
  3. Тема любви . Ямщик по-своему любит жену, но в его воспитании заложена и предусмотрена система телесных наказаний. Супруга также должна работать наравне с мужчиной, обязана выполнять супружеский долг и успевать вести хозяйство. На музыку и чтение романов времени не предусмотрено. Естественно, ему не понять истинных потребностей и чувств женщины, воспитанной по барским канонам. Ее любовь – романтическое и возвышенное чувство из многочисленных выдуманных историй. Она по-другому воспринимает жизнь, ее представления близки к идеалу, усвоенному из книг. Для нее любовь мужа кажется грубым невежеством и несносной пошлостью.
  4. Проблема вседозволенности и безответственности . Господа не думают о судьбе крестьян, их поступки не мотивированы ничем, кроме собственных капризов. За людей они слуг не считают, и весь книжный гуманизм улетучивается, когда они распоряжаются рабами. Ни царь, ни суд никак этого не наказывают, поэтому дворяне без стеснения пользуются своей властью.
  5. Настроение создается гнетущее, ведь Груше уже ничем не поможешь, и таких Груш сотни, а, может, и тысячи. Проблема, поставленная автором, не решена, а основная тема (жесткость и несправедливость крепостного права) не теряла свою остроту еще долгие годы. Эту страницу в российской истории нужно считать позорной.
  6. Основная идея

    Тема помещичьего произвола не нова для литературы тех лет. Героиня стихотворения, крестьянская девушка, по прихоти господина прикоснулась к мировой культуре и почувствовала себя человеком иного социального уровня, но, по сути, она осталась той же рабыней, и судьба доказала это очень убедительно. Смысл авторского послания потомкам состоит в том, что нельзя распоряжаться человеком, как вещью. Он имеет ум и чувства, сознание и волю, а, значит, имеет право на самоопределение и личную жизнь, которые согласуются с его выбором. Сейчас это очевидно, но тогда это понимали только передовые мыслители.

    Крестьянка возвращается в свою среду и выходит замуж за крестьянина без навыков к крестьянскому труду. Без привычки к такому существованию она обречена на гибель. Автор неожиданно сравнивает 2 морали: господскую и крестьянскую. У ямщика не удалась его семейная жизнь, но рассказывая свою историю, он откровенно сочувствует жене, понимая весь трагизм ее положения: «Погубили ее господа». Истинный гуманизм простого русского крестьянина контрастирует с жесткостью просвещения и псевдо гуманностью господ. Это главная мысль произведения: доброта должна быть на деле, а не на словах. Даже грубому и пьющему мужику жаль девушку, но не ее умным, уважаемым и трезвым хозяевам. Значит, они явно лицемерят и обманывают себя, ведь их души в сто раз примитивнее, чем натура деревенского крестьянина.

    Средства художественной выразительности

    Так как Некрасов писал в жанре ямщицких песен, то можно найти много просторечий в его произведении, такие как: «девка», «бабенка», «мужик», «баит», «захворал» и «куды». Так он воспроизводит подлинную народную речь без прикрас.

    Для выразительности и передачи эмоционального настроя автор использует такие эпитеты, как: «лихая бабёнка», «удалой ямщик», «безустанная работа», и метафоры: «пьяная рука», «неотвязная скука».

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!